Анализ стихотворения Цветаевой «Идешь, на меня похожий…. Анализ стихотворения «Идешь, на меня похожий» Цветаевой Идешь на меня похожий глаза опуская вниз

Анализ стихотворения - Идешь, на меня похожий...

Первые два десятилетия XX столетия, начиная с 1901 года, называют серебряным веком русской поэзии. За это время лирика прошла три периода развития: символизм, акмеизм и футуризм. Существовали и иные литературные направления. Некоторые авторы не примкнули ни к одному из них, что было довольно трудным в ту эпоху расцвета разнообразных поэтических «кружков» и «школ». В их числе - Марина Ивановна , оригинальный, талантливый поэт со сложной, трагической судьбой. Ее лирика покоряет яркостью, искренностью, силой выражаемых чувств.Стихотворение «Идешь, на меня похожий...», написанное Марины Цветаевой в Коктебеле 3 мая 1913 года, по праву можно отнести к шедеврам поэзии « ». В нем автор выражает свои размышления о вечности, о жизни и смерти. Жизнь М. Цветаевой в течение пяти лет, начиная с 1912 г., была самой счастливой по сравнению со всеми предыдущими и последующими годами. В сентябре 1912 года у Марины Цветаевой родилась дочь Ариадна. Цветаева была переполнена радостью бытия и в то же время думала о неизбежном конце. Эти, казалось бы, взаимоисключающие чувства нашли отражение в стихотворении.«Идешь, на меня похожий, Глаза устремляя вниз. Я их опускала - тоже! Прохожий, остановись!» На первый взгляд в этих строках нет ничего странного. Слово «опускала» можно истолковать так: случалось, что опускала глаза, теперь же они не опущены. Но после прочтения следующей строфы становится ясно, что значение слова «опускала» - иное. «... Звали меня Мариной», - пишет поэтесса. Прошедшее время глагола настораживает. Значит, сейчас уже не зовут? Так речь может идти только об умершем человеке, и следующие строки подтверждают эту догадку. Новым смыслом наполняется все уже сказанное: оказывается, что некбгда жившая поэтесса обращается к прохожему, рассматривающему на кладбище могильные плиты и надписи, выбитые на них. Обращает на себя внимание созвучие «похожий - прохожий». В стихотворении эти слова занимают такие позиции, что рифмы не образуют: одно слово стоит в конце одной строки, другое - в начале другой. Однако взятые сами по себе, они рифмуются, причем сходство их простирается далее того, что необходимо для рифмы: не только совпадают ударные слоги и те, что следуют за ними, - созвучны и предударные. Каково значение сопоставления этих слов? Я думаю, что автору хотелось подчеркнуть следующую мысль: каждый, кого настигает ее голос из-под земли, похож на нее. Она тоже когда-то «была», как прохожий теперь, то есть жила, наслаждаясь радостью бытия. И это поистине достойно восхищения.Марина Цветаева писала об Александре Блоке: «Удивительно не то, что он умер, а то, что он жил. Весь он - такое явное торжество духа, такой - воочию - дух, что удивительно, как жизнь - вообще - допустила». Эти слова можно отнести и к ней самой. Поразительно, как сумела Марина Ивановна отстоять данный ей талант, не отступиться от него, сохранить свой мир, неведомый и недоступный другим.

Марина Цветаева не хочет нарушать спокойствия прохожего: «Легко обо мне подумай, / Легко обо мне забудь». И все же нельзя не почувствовать печали автора из-за собственной невозвратимости к жизни. Параллельно этому трагическому чувству звучит еще одно, которое можно назвать умиротворяющим. Человек невозвратим в плоти и крови, но он причастен к вечности, где запечатлевается все, о чем он думал и что чувствовал в течение жизни. Исследовательница А. Акбашева указывает, что творчество поэтов «серебряного века» совпало с развитием русской философии, лежащей между учениями В. Соловьева и А. Лосева. В. Соловьев настаивал на том, что «философская мысль не вправе отказываться от постижения связей человека с миром невещественным, недоступным прямому наблюдению и строгому исследованию, сверхчувственным». А. Лосев развил учение о бытии как о вечном становлении. Таким образом, можно сказать, что стихотворение М. Цветаевой «Идешь, на меня похожий...» - отражение движения от принципов В. Соловьева к учению А. Лосева. Каждый человек неповторим, каждый, по Цветаевой, участвует в мировом становлении как индивидуальность.

В. Рождественский отмечает, что стихотворение «Идешь, на меня похожий...» отличает сжатость мысли и энергия чувств. Я думаю, что именно это и влечет за собой активное употребление знаков препинания, помогающих постичь смысл. «Непобедимые ритмы» (А. Белый) Цветаевой завораживают. Синтаксис, ритмика ее стихотворений сложны. Сразу обращаешь внимание на пристрастие поэта к тире. Сегодня этот знак препин
ания вытесняет и запятую, и двоеточие. Удивительно, как смогла М. Цветаева почувствовать возможности тире почти век назад! Тире - это «сильный» знак, который невозможно не заметить. Оно помогает отчеканить слова: «Я их опускала - тоже!», «Прочти - слепоты куриной». Наверное, из сжатости мысли и энергии чувств и проистекает небогатство эпитетов, употребляемых в стихотворении: «стебель дикий», «кладбищенская земляника». М. Цветаева использует единственную метафору -«в золотой пыли». Зато широко представлены повторы: «... что здесь - могила», «Что я появлюсь, грозя...», анафоры: «И кровь приливала к коже», «И кудри мои вились...». Все это, как и аллитерация на звук «с», располагает к размышлению, рассуждению.

Идею стихотворения, по моему мнению, можно определить следующим образом: человек знает, что смерть неминуема, но он осознает и причастность к вечности. Мысль об обреченности в представлении М. Цветаевой не выглядит гнетущей. Нужно жить, в полной мере наслаждаясь сегодняшним днем, но в то же время не забывать о вечных, непреходящих ценностях- таков призыв поэта.

Если домашнее задание на тему: » Художественный разбор стихотворения Цветаева М. И. «Идешь, на меня похожий…» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Аналіз вірша - МолодістьВірш «Молодість» написано в 1921 році. Воно складається із двох частин. Кожна з них - обіг поета Анализ стихотворения - Имя твоё - птица в рукеБлок и Цветаева... В чем секрет Цветаевой? Что делает её непохожей ни
    • Рейтинг сочинений

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Анализ стихотворения Цветаевой «Идешь, на меня похожий» имеет важное значение при изучении творчества этой поэтессы, оставившей яркий след в отечественной литературе. В ее произведениях темы мистики и философии занимают особое место. Автор обладала обостренным восприятием жизни и смерти, и эта тема отразилась в наиболее известных ее сочинениях. Марина Ивановна часто размышляла о своей кончине или о потере близких и знакомых ей людей, поэтому идея о собственной смерти получила в ее произведениях очень драматичное и вместе с тем светлое звучание.

Вступление

Анализ стихотворения Цветаевой «Идешь, на меня похожий» следует начать с упоминания даты его написания. Оно было создано в ранний период ее творчества, когда романтические настроения преобладали в ее мировоззрении. Это сказалось и на содержании рассматриваемого стиха. Вначале поэтесса обращается ко всем тем, кто будет жить после ее смерти. Собирательным образом всех этих людей является неизвестный прохожий, который случайно проходит мимо ее могилы.

Марина Ивановна сразу подчеркивает сходство между собой и этим незнакомцем, обращая внимание на то, что и она когда-то жила безмятежной жизнью, ни о чем не задумываясь. Она указывает на то, что и она когда-то в задумчивости опускала глаза вниз и призывает этого неизвестного ей человека остановиться у могилы и подумать о ней.

Описание могилы

Анализ стихотворения Цветаевой «Идешь, на меня похожий» доказывает специфическое восприятие поэтессой конца своего жизненного пути. Из дальнейшего текста читатель узнает, что ей было чуждо мрачное восприятие смерти. Напротив, она подчеркивает, что на ее могиле должны расти цветы - куриная слепота, стебли дикой травы и земляника.

Такая картина кладбища сразу навевает грустные, но светлые мысли о смерти. Поэтесса нарочно создает такой образ кладбища, желая подчеркнуть, что в кончине нет ничего страшного, мрачного или пугающего. Напротив, она настроена весьма оптимистично и призывает неизвестного прохожего отнестись ко всему увиденному свободно и легко - так, как в свое время она относилась к жизни и своей судьбе.

Разговор с прохожим

Анализ стихотворения Цветаевой «Идешь, на меня похожий» акцентирует внимание на диалоге поэтессы с незнакомцем. Впрочем, вернее было бы сказать, что сам стих - это развернутый монолог поэтессы о жизни о смерти. О поведении и реакции неизвестного читатель узнает из коротких реплик поэтессы, которая призывает не пугаться могилы, смерти, но, напротив, подумать о ней легко и без грусти. Героиня стиха сразу берет дружеский тон, желая расположить прохожего к себе.

Судя по дальнейшему продолжению разговора, ей это удается. Незнакомец останавливается и размышляет над могилой. В первую очередь Марина Ивановна призывает его нарвать немного цветов, съесть земляники и прочитать надпись о жизни той, которая и лежит в той могиле, возле которой он остановился.

Рассказ о жизни

В стихотворении Цветаевой «Идешь, на меня похожий» важное место занимает рассказ о жизни покойницы. Автор всего в нескольких фразах рисует ее судьбу. По словам автора, умершая женщина была веселой, обладала беспечным характером, любила посмеяться. Эти черты характера напоминают саму Марину Ивановну. Она подчеркивает, что умершая женщина была бунтаркой по натуре, так как любила смеяться там, где было нельзя. Поэтому автор и призывает прохожего также не грустить над могилой, как это принято, но улыбнуться и просто подумать об умершей что-нибудь хорошее.

Образ героини и прохожего

Главной темой стихотворения «Идешь, на меня похожий» Цветаевой является рассуждение о жизни и смерти. Немаловажную роль в раскрытии этой идеи играет раскрытие образа умершей женщины, с которой поэтесса ассоциирует себя. Ее внешность остается нераскрытой, читатель лишь узнает некоторые подробности, которые тем не менее позволяют ему лучше ее понять. Марина Ивановна упоминает лишь кудри, которые непослушно влились у ее лица, как бы подчеркивая ее строптивый и упрямый нрав. Кроме того, особое значение в произведении имеет описание улыбки, которая придает легкий и непринужденный тон всему стиху.

Идея стихотворения Цветаевой «Идешь, на меня похожий» раскрывается ближе к финалу. Именно в последнем четверостишии автор показывает свое отношение к памяти потомков. Из заключительной части стиха видно, что она не рассчитывает на признание, славу или почет. Она лишь хочет, чтобы о ней иногда вспоминали как о женщине, которая легко, свободно прожила свою жизнь. Она явно не стремится к тому, чтобы ее имя пользовалось уважением, ей нравится, чтобы у ее могилы какой-нибудь неизвестный человек помянул ее добрым словом. Именно поэтому образ незнакомого прохожего описан в очень светлых красках. Автор подчеркивает, что он залит солнечным светом, несмотря на то, что остановился у могилы. Итак, рассматриваемое стихотворение является одним из наиболее известных сочинений поэтессы, в котором тема мистики стала определяющей.

Это стихотворение Цветаевой является одним из самых известных. Она написала его в 1913 году. Стихотворение обращено к далекому потомку – прохожему, который молод, так же как и она в свои 20 лет. В поэзии Цветаевой достаточно много произведений о смерти. Так и в этом. Поэтесса желает контактировать с будущим.

В этом стихотворении она представляет то время, когда она уже умерла. Она рисует в своем воображении кладбище. Но оно не мрачное, как мы привыкли его видеть. Там есть цветы и самая вкусная земляника. На кладбище мы видим прохожего. Марине хочется, чтобы прохожий чувствовал себя непринужденно, гуляя по кладбищу. Ей также хочется, чтобы он ее заметил, подумал о ней. Ведь она была такой же, как и он «была».

Радовалась жизни, смеялась. Но Цветаевой не хочется, чтобы прохожий был грустен, глядя на её могилу. Может она хотела, чтобы он сейчас не терял время.

Возможно, ей хочется даже наблюдать за тем, как её вспоминают, ведь Цветаева верила в жизнь после смерти. Вообще, к смерти она относилась всегда просто. Со смирением. Она принимала это как должное, не боялась ее. Наверное, поэтому мы видим в ее стихотворениях так часто то, как пересекаются жизнь и смерть.

Читать стих “Идёшь, на меня похожий” Цветаевой Марины Ивановны, одно из самых известных ее произведений, нужно, зная, что написано оно в 1913 году. Лирическая героиня, изображенная автором, – умершая поэтесса, которая покоится на старом кладбище и обращается к тому, кто рассматривает надгробия. Но не нужно считать, что произведение – грустное. Если внимательно читать его на уроке литературы в классе, то можно увидеть, что ей нравится и место упокоения, и загробная жизнь – просто поэтесса немного завидует тому, кто может вот так гулять.

Если учить текст стихотворения Цветаевой “Идёшь, на меня похожий” с вниманием к деталям, то можно заметить, что она симпатизирует прохожему – ему не стоит бояться ее призрака, она хочет, чтобы прогулка была спокойной и непринужденной. И именно ощущение покоя оставляет после себя это произведение, прочитанное онлайн полностью. Говоря о себе в прошедшем времени, Цветаева не грустит, ведь точно знает, что проживет свою жизнь так, как ей хочется. И поэтому единственное, о чем грустит поэтесса, относившаяся к смерти изящно и непринужденно, это о том, что нельзя жить вечно. Свет и радость, наполняющие стихотворение, невозможно не почувствовать.

Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала-тоже!
Прохожий, остановись!

Прочти — слепоты куриной
И маков набрав букет-
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь-могила,
Что я появлюсь, грозя…
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!

И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились…
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!

Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед:
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.

Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.

Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли…
— И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.

Марину Цветаеву считают одной из самых ярких поэтесс в русской литературе. Она привила читателям некую женственность, образность, романтичность, непредсказуемость. Ее творческие работы были наполнены любовью и светом.

Одной из самых знаменитых творческих работ Цветаевой является стихотворение «Идешь, на меня похожий…». Оно было написано в 1913 году.

При первом прочтении стихотворения «Идешь, на меня похожий…» оно может показаться очень странным, ведь представляет собой монолог Марины Цветаевой, которая уже умерла. Поэтесса обращается к читателю из потустороннего мира.

В данной стихотворной работе Цветаева попыталась посмотреть будущее и представить свою могилу. Поэтесса хотела закончить свой земной путь на старом кладбище, на котором растет самая вкусная земляника. Также вокруг она представляла свои любимые полевые цветы.

В своем монологе она обращается к случайному прохожему, который, как и она когда-то, бродит по старому кладбищу, наслаждаясь тишиной и вглядываясь в потертые таблички.

Цветаева обращается к прохожему и просит его чувствовать себя свободно и не принужденно, ведь он еще живой и должен ценить каждую секунду жизни.

Затем поэтесса говорит, что «сама любила смеяться, когда нельзя». Этим она подчеркивает тот факт, что нужно следовать по зову сердца и не признавать условностей, что жила она по-настоящему, испытав все чувства от любви до ненависти.

Стихотворение «Идешь, на меня похожий…» является глубоко философским, ведь отражает отношение Цветаевой к жизни и смерти. Поэтесса считала, что свою жизнь нужно прожить ярко и насыщенно. Смерть не может быть поводом для грусти и печали. Человек не умирает, он переходит в иной мир. Смерть, как и жизнь, является неизбежной. Поэтому не нужно стоять «угрюмо, главу опустив на грудь». Все в этом мире закономерно и подчиняется законам природы.

Не смотря ни на что, стихотворение «Идешь, на меня похожий…» наполнено светом и радостью. Поэтесса немного завидует будущему поколению, но в тоже время осознает, что жизнь не бесконечна.

Марина Цветаева закончила свою жизнь самоубийством, обретя покой в мире, где нет подлости и предательства, зависти и лжи.