Когда работает храм в толмачах. Храм святителя николая в толмачах при государственной третьяковской галерее

В преддверии Дня Святой Троицы из зала постоянной экспозиции Третьяковской галереи в храм святителя Николая в Толмачах была перенесена икона «Троица» письма преподобного Андрея Рублева.

Это случается всего один раз в год для того, чтобы прихожане храма и паломники во время праздничных богослужений могли поклониться почитаемому образу.

Храм открыт с 09.00 до 20.00.

Расписание богослужений в храме святителя Николая в Толмачах:

4 июня в Духов день престольный праздник храма начало Литургии в 9.00,. В 15.00 накануне праздника Владимирской иконы Божией Матери – акафист с водосвятием. В 17.00 Всенощное бдение.

Храм святителя Николая в Толмачах находится при Третьяковской галерее, и имеет статус храма-музея. В нем созданы все условия для хранения уникальных икон. На постоянной основе в храме находится почитаемая Владимирская икона Божией Матери.

Однако, поклониться «Троице», приложиться к ней, помолиться перед ней удается в храме только раз в год.

По словам главного хранителя Третьяковской галереи Татьяны Городковой это событие сложно переоценить.

«Это всегда очень волнующее событие, поскольку «Троица» – икона древняя, очень хрупкая, состояние ее сохранности таково, что оно требует постоянного и очень внимательного, вдумчивого контроля со стороны и хранителей Третьяковской галереи и, конечно, реставраторов.

Икона Андрея Рублева по летописи была написана для Троице-Сергиевой Лавры, которая является духовным центром русской жизни. Соответственно самая главная икона Лавры очень дорога для каждого верующего русского человека. С другой стороны этот образ имеет и необъятную духовную глубину.

Протоирей Андрей Румянцев, клирик храма св. Николая в Толмачах: В иконе Святой Троицы мы видим полноту христианского представления о Боге, о мире и о месте человека в этом мире».

Говоря об этом мире и о значении в нем рублевской «Троицы», Татьяна Городкова заметила, что этот образ давно стал значимым уже не только для русских людей.

Татьяна Городкова, главный хранитель Третьяковской галереи:

«Я могу, как хранитель, сказать, что «Троица» преподобного Андрея Рублева, конечно, давно уже переросла пределы отношения к ней как к иконе. Потому, что она является не только признанным величайшим достижением древнерусской живописи, но является неотъемлемой частью как нашей культуры, так и мировой культуры в целом».

Фото Михаила Моисеева:

В самом центре Москвы, недалеко от станции метрополитена «Третьяковская», в Малом Толмачевском переулке высится великолепный храм Николы. В Толмачах, как еще в народе называют это место, этот храм находится уже давно. Впервые деревянная церковь чудотворца Николая встречается в рукописях уже в 1625 году.

История храма

Первый каменный храм Николы в Толмачах, внутри которого находилось два престола, был спроектирован и возведен в 1697 году. Основной престол освятили в честь Сошествия Святого Духа, а второй престол, Никольский, решили перенести в трапезную, находившуюся при храме.

В 1770 году вдова богатого купца Демидова выделила большое количество средств для сооружения внутри этой трапезной нового придела.

В конце 1812 года, когда было принято решение поджечь Москву, сгорели стоявшие рядом с храмом дом причта и богадельня, но само здание храма Николы осталось нетронутым огнем. Еще до пожара все хранящиеся в нем ценности были спрятаны, и от глаз французов не удалось скрыть только антиминс, который был ими осквернен. Храм простоял закрытым вплоть до февраля 1813 года, а когда его снова открыли, повторно освятили оба придела.

Около 1834 года известный архитектор Ф. М. Шестаков с благословения митрополита Филарета смог перестроить трапезную, в которой сделали два симметричных придела, а затем спроектировал новую колокольню, в которой было запланировано целых три яруса. Возвели их уже в скором времени после проектировки. Внутреннюю отделку колокольни выполнили из искусственного мрамора. Также для нее были отлиты несколько новых колоколов, один из них - праздничный. Еще через двадцать лет на средства дочери Даниила Третьякова Александры Даниловны и ее сыновей был перестроен главный алтарь.

В 1922 году у храма изъяли более 150 килограммов изделий из золота и серебра, а через семь лет, в 1929-м, храм закрыли. Возобновил он свою работу лишь в 1993 году. Все эти годы он использовался как служебное помещение Третьяковской галереи, и внутри храма все было перегорожено. Лишь мало измененный первый этаж напоминал о том, что когда-то здесь проводились богослужения. Почти через три года после открытия его освятил Святейший Патриарх Московский Алексий II.

К середине 1997 года завершилась одна из самых масштабных реконструкций храма. Во время ее проведения заново возвели колокольню. Помимо этого, были воссозданы несколько иконостасов и вся настенная живопись.

Наше время

В наши дни храм практически не изменился: внешне представляет собой четверик XVII века с трапезной XIX века с двумя приделами.

Храм Николы в Толмачах уже длительное время является достопримечательностью российской столицы и владеет статусом храма при Третьяковской галерее. Поэтому в нем специально были созданы все условия, подходящие для того, чтобы хранить святыни, которые являются достоянием всего русского народа.

Не один десяток лет в празднование дня Святой Троицы сюда приносят икону великого русского иконописца Андрея Рублева «Троица», которую для этого специально выносят из Третьяковской галереи.

Троеручица в храме Николы в Толмачах

По благословению патриарха Кирилла, начиная с 28 июня и по 2 сентября 2018 года, в рамках открытия в Третьяковской Галерее временной выставочной экспозиции, посвященной болгарским шедеврам иконописи и прочего церковного искусства, внутри храма святителя Николая во время богослужений, а также после них, будет находиться икона Богоматери Троеручица, привезенная в Москву специально из болгарской столицы.

Всех, кто в это время посетит храм Николы в Толмачах, икона Троеручица одарит своим теплом и поможет молящимся. Ее смогут увидеть все желающие, потому что для молитвы храм будет открыт каждый день, кроме понедельника.

В богослужебное время храм может посетить абсолютно каждый человек, а в остальное время его двери отворены для тех посетителей Государственной галереи, которые хотят посмотреть на шедевры иконописи и посетить храм Божий.

Расписание богослужений

Вход в храм осуществляется через дверь в главном здании Третьяковской галереи, расположенную чуть левее колокольни. Перед тем как подняться наверх, необходимо оставить верхнюю одежду в гардеробе.

Для посетителей Государственной галереи храм Николы в Толмачах открыт в любой день, кроме понедельника, с 12-00 до 16-00. Пройти внутрь можно через главный въезд в Третьяковскую галерею, который хорошо заметен, и потому его нельзя спутать ни с каким другим.

В выходные дни, а также во время Великих праздников, Божественная литургия начинается в 9-00, а перед Всенощным бдением - в 17-00.

По пятницам в 17-00 читается акафист Владимирской иконе Богородицы (но не во время Великого поста).

В дни икон Богородицы в 8-00 проводится утреня, а после нее - Божественная литургия.

Также при храме работает церковная библиотека. Расписание работы библиотеки:

  • суббота - с 15-30 до 17-00
  • воскресенье - после окончания Божественной литургии и до 14-00.

Адрес храма Николы в Толмачах

Храм находится в самом сердце Москвы. Адрес: Малый Толмачевский переулок, дом 9. Ст. метро - «Третьяковская».

Храм Святителя Николая в Толмачах - это уникальный храм-музей, расположенный в Замоскворечье . Здесь хранится великая святыня России – икона Богоматери «Владимирская»

Тысячи паломников ежемесячно приходят в Толмачевскую церковь поклониться этому чудотворному образу.

Храм Святителя Николая в Толмачах был построен в начале XVII века. Первое письменное упоминание датируется 1625 годом. Церковь была восстановлена после пожаров 1812 года, постоянно действовала вплоть до советских времен и;была закрыта в 1929 году. До 90-х годов помещения перестроенной церкви занимали службы Третьяковской галереи. Богослужения в храме Святителя Николая в Толмачах возобновились только в 1993 году.

Храм исторически представлен четвериком XVII века с центральным алтарем сошествия Святого Духа на апостолов и колокольней с трапезной XIX века, включающей два придела – Покровский и Никольский.

Сегодня храм обладает статусом домовой церкви при Государственной Третьяковской галерее . Здесь созданы все необходимые условия для хранения уникальных святынь, являющихся духовным и культурным достоянием нашего народа.

Раз в год на праздник Святой Троицы из залов Третьяковской галереи в храм приносится икона Андрея Рублева «Троица».

В интерьере храма представлено более 150 единиц хранения из собрания Третьяковской галереи.
В храме-музее в специально оборудованном киоте хранится величайшая святыня и всемирно известное произведение искусства – Владимирская икона Божией Матери . Ее пребывание в храме Свт. Николая в Толмачах позволяет органично сочетать религиозную и художественную природу этого памятника. Также здесь находятся особо почитаемые святыни: иконы Божией Матери «Иверская» и «Утоли моя печали», Дмитровский крест и мощевик. Для сохранности религиозно-исторических ценностей в помещении храма установлены системы кондиционирования, поддерживающие определенную температуру и влажность.

В богослужебное время храм открыт для всех верующих, а в остальные часы он открыт как зал Третьяковской галереи, в который приходят посетители музея, чтобы приобщиться к церковному искусству, и нередко возвращаются снова, но уж не как в храм искусства, но как в храм Божий.

Однако приход – это не стены храма и его святыни, это, в первую очередь, община верующих, ведомая клириками храма и его настоятелем протоиереем Николаем Соколовым .

Храм пользуется особым покровительством своих бывших служителей и прихожан, причисленных ныне к лику святых. Среди них известны и почитаются: прп. Алексий Зосимовский , прослуживший в храме еще в сане диакона 28 лет, причисленный к лику святых Архиерейским Собором в августе 2000 года; свщмч. Илия Четверухин , последний настоятель храма перед его закрытием в 1929 году, канонизированный решением Священного Синода в 2002 году; мч. Николай Рейн , бывший прихожанин храма.

Толмачевский дух объединяет людей многих профессий, социального положения и жизненных устремлений. Всему этому способствует и социальная деятельность, взаимопомощь, занятия детской воскресной школы и просветительских курсов для взрослых «Основы Православия» , работа библиотеки православной литературы , паломнические поездки, общие труды по изданию храмовой газеты «Толмачевский листок» и, конечно же, чудное пение хора, созданного известным регентом - А.А.Пузаковым, получившим воспитание на клиросе Н.В. Матвеева . Алексей Александрович был удостоен звания заслуженного артиста России, т.о. получив признание и со стороны светской культуры

В храме Святителя Николая в Толмачах вы можете приступить к таинствам Крещения, Венчания, Елеосвящения, Исповеди, Причащения. Помолиться на молебне или панихиде за своих близких. Побеседовать со священником на духовные темы.

Во время совершения богослужений, войти в храм-музей можно через первую слева от колокольни дверь, в здании Третьяковской галереи. Прежде чем подняться по лестнице в храм, положено обязательно оставлять в гардеробе верхнюю одежду.

Богослужения совершаются:

Среда 10 00 молебен перед чудотворной Владимирской иконой Божией Матери
Пятница 17 00 Утреня с акафистом
Суббота


17 00 Всенощное бдение

Воскресенье 9 00 Часы и Божественная литургия
В дни Двунадесятых праздников

9 00 Часы и Божественная литургия
накануне 17 00 Всенощное бдение

В дни памятей великих святых и чудотворных икон: 8 30 Утреня и Божественная литургия

Библиотека открыта:

по воскресным дням – после Божественной Литургии до 14 00

по субботним дням – с 15 30 до 17 00

Храм также открыт для посетителей галереи ежедневно, кроме понедельника,
с 12 00 до 16 00 . Вход через центральный подъезд Третьяковской галереи.

Уникальный храм-музей святителя Николая в Толмачах находится недалеко от м. Третьяковская.
Самый короткий путь: перейти Б. Ордынку и через Ордынский тупик выйти на угол Лаврушинского переулка на Инженерный корпус Третьяковки, минуть немного Лаврушинский пер. по Б. Толмачёвскому пер. и за этим корпусом уже и видны купола и кресты храма:

Вход в храм находится в здании одного из корпусов Третьяковской галереи, ансамбль которой и замыкает сам храм на углу Б. Толмачёвского и М. Толмачёвского переулков.
В данном случае, нарочно не придумаешь, на вход падает тень и туда заходят люди:

Можно нырнуть в ворота Инженерного корпуса Третьяковки, они слева сбоку:

и между самим храмом и корпусом Третьяковки

выйти в ворота, направо сразу вход. Так угол скосишь, но ворота Инженерного корпуса открыты только днём, да и чтобы полюбоваться храмом во всей красе, надо всё-таки выйти на угол переулков.

Храму около 4-х столетий. Первые упоминания о нём находят в 1625 году.

А на входе вас встретит строгая охрана и покажет, что надо спуститься вниз, пройти гардероб и под землёй вернутся в храм:

Заходим в дверь, покупаем свечи и поднимаемся в сам храм, нас встречает Николай Чудотворец , о котором у меня есть целых 2 отзыва :

На последнем пролёте лестницы перед нами открывается картина Рождества Богородицы:

и правее - Введение в Храм Богородицы:

Напротив этой красоты - Благовещение и Успение Богородицы, окно рядом с которыми:

разделяет картины Благовещение и Успение с пристенным иконостасом Иоанна Предтечи, около которого висит лампада:

Прямо перед нами Покровский придел. Отзыв об этом храме завертелся в голове, начиная с этой, такой удачной, первой, сделанной чисто машинально, дома дочечке показать, фотографии: перед нами во всей красе Дмитровский Крест, чуть ниже будет о нём сногсшибающий рассказ, за ним редкая икона Богородицы Благодатное Небо, а ещё правее даже просматривается скульптура равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских.
Вверху слева угол фрески, тоже необыкновенной:

Теперь по порядку: потолок над Покровским приделом:

Фреска: 12-летнему Иисусу Христу внимают мужи израильские и поражаются знаниям и мудрости отрока. От этой фрески на момент реставрации храма была только фигура мужа израильского слева в красной одежде...:

И, когда смотришь на эту великолепную восстановленную фреску, а также на вот такие иконы, которые попадают в талантливые руки реставраторов, :

проникаешься глубоким уважением к этим необыкновенным людям, которые ещё и воевали:

Дмитровский Крест.
Недалеко от г. Дмитрова в 13 веке этот Крест приплыл по реке к слепой девушке, которая его и увидела, прозрев. Крест находился в Успенском Соборе г. Дмитрова.
После революции Крест поместили в... тир. И наши драгоценные бабушки и дедушки вот таким образом развлекались, на Кресте видны следы от пуль.
Потом Крест просто выбросили. Но понимающие люди доставили его в этот храм, в котором он находится и доселе:

Ну вот такая тема - такой необыкновенный храм музей, - что сильно не пофилософствуешь..., а хочется...: не правительство же России это делало, да? И многое другое. А мы же...
Очень хорошо получился низ Креста со следами от пуль и отбитые, отстрелянные ноги Спасителя:

Богородица Благодатное Небо:

И вот они наши учителя Словенские:

Остальной храм во всей своей красе. Вдали Никольский придел, а налево, украшенный колоннами вход в центральный придел:

Потолок над люстрой:

Центральный 5-ти ярусный иконостас:

Потолок над центральным иконостасом:

Владимирская Божья Мать. Это как раз ТА икона, которую встречали москвичи во время нашествия Тамерлана, на месте нынешнего Сретенского монастыря в Москве. Именно ТА, которая попала в Киев из Царьграда и которую благоверный князь Андрей Боголюбский из Киева понёс в свой любимый г. Владимир и чудеса сопровождали этот путь на каждом шагу:

Вообще - это икона Божья Мать УМИЛЕНИЕ, как она называлась по приезду из Константинополя в 12 веке, когда в г. Киев стали поступать первые святыни из Византии.
Для неё сделан специальный киот, имеющий независимое от храма автономное энергоснабжение и климат - контроль:

На противоположной стене от центрального иконостаса находится необыкновенное по производимому впечатлению пано Иисус Христос изгоняет менял из Храма, в которое плавно переходит потолок

За центральным приделом Никольский придел. Это его начало: виден киот Владимирской Божьей Матери перед Центральным Иконостасом, за колонной икона Николая Чудотворца, правее - Божья Мать Троеручица, которая меня сюда и привела, а под колонной видно тёмно-коричневое пятно и оно непростое.

Теперь подробнее: икона святителя Николая, :

под которой всегда на службе стоял Павел Михайлович Третьяков, гению, таланту, энтузиазму и вере которого мы обязаны собранием таких шедевров искусства в Третьяковской галерее.

Никольский придел:

Божья Мать Троеручица из Троянского монастыря страны Болгария, которая и заставила меня открыть для себя этот дивный храм, в котором она выставлена на время выставки христианских святынь из Болгарии.
Троеручица есть в Москве, правда, несколько другое изображение, в Свято-Даниловом монастыре .

Сама выставка в Инженерном корпусе Третьяковки, а икона Троеручица находится здесь до 02 сентября 2018 года.

Очень помогает в проблемах с нашей костной системой, которую мы умудряемся довести за свою безграмотную в отношении этой системы жизнь, до упадочного состояния, в буквальном и переносном смысле этого слова - дистрофичного.
По вторникам и четвергам служится молебен перед этой иконой, если в эти дни нет богослужения. Расписание у входа и на сайте.

На этом месте вне выставки находится икона Иверской Божьей Матери, которая считалась потерянной из часовни Иверской Божьей Матери перед Красной площадью, но она оказалась по исследованиям реставраторов, с большой долей вероятности, в этом храме-музее.
На праздник Троицы на это место устанавливается на 3 дня знаменитая Рублёвская Троица, которую приносят из Третьяковской галереи.

Потолок над Никольским приделом:

Этот иконостас посвящён современным святым, которые прославились в 20-м веке, будучи служителями этого храма:

Например, старец Алексий Зосимовский, который 28 лет служил дьяконом в этом храме, вдохновенно молился перед иконой Владимирской Божьей Матери, которую он очень почитал и именно перед ней вынул жребий на служение патриарху великой России Тихону. Старец слева вверху.
Может, благодаря этим молитвам и оказалась великая российская святыня - икона Владимирской Божьей Матери - перенесена из Третьяковской галереи в этот действующий храм:

Над этим иконостасом фреска Тайная Вечеря:

напротив - иконостас Николая Чудотворца:

Храм во все времена оставался невредимым, в 1812 году не сгорел. Но служил приютом для погоревших москвичей. И после этого требовал восстановления. Причём вся Толмачёвская слобода выгорела дотла. Толмачи - это переводчики.
Продвинутые частные инвесторы того времени восстановили и расписали храм.

Храм был закрыт в 1929 году. Снесены кресты и купола. Но тело церкви осталось. Это было хранилище икон и святынь с разрушенных храмов.
Восстановлен в 90-е годы том виде, в котором он был при Третьякове П. М.

На противоположной стене от Никольского придела фреска Воскрешение Лазаря.
И на этой жизнеутверждающей ноте нашей с вами вечной жизни, к которой надо готовиться всю свою жизнь!!)) и помнить что СМЕРТЬ - ЭТО САМОЕ ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ В ЖИЗНИ, разрешите закончить свой рассказ.

Деревянная церковь Николая в Толмацкой слободе известна с начала XVII века. В Приходной книге Патриаршего приказа за 1625 год она называется «церковью великаго Чудотворца Николы, да в приделе Иван Предтеча, что за Москвой-рекой в Толмачах». Это лишь первое документальное упоминание храма, но точную дату постройки назвать сложно. Известно, что в 1657 году ей выделили землю под новое кладбище, потому что на прежнем уже не хватало места. Можно предположить, что раз приход был настолько большим, то и церковь появилась задолго до 1625 года. Престол храма был освящен в честь великого предстателя и покровителя Руси – Николая Чудотворца.

Татары, составлявшие значимую часть населения Толмачевской слободы, называли этого святого «русским Богом» – так много Никольских храмов было в Москве. Одно их перечисление заняло бы не один абзац. Упомяну лишь замоскворецкие: в Голутвине, в Заяицком, в Кузнецах, в Пыжах, на Берсеневке, в Пупышах. И еще часовня Николая Чудотворца у Каменного моста. Святой Николай жил на рубеже III и IV веков и был епископом в городе Миры в Малой Азии. Он прославился многими подвигами при жизни, но больше чудес произошло после его смерти. Нет на свете ни одной земли христианской, в которой бы не свершились чудеса святого Николая.

Существует множество житий святителя, описывающих земную жизнь Николая и чудеса по его успении. «Прииди в Русь и виждь, яко несть града, ни села, идеже не быша чудеса многа умножена святаго Николы», – пишет киевский книжник XI века. Чем объясняется столь сильное почитание на Руси архиепископа из греческого города Миры области Ликийской? Потомок Кия, легендарный князь Аскольд был одним из первых, кто принял крещение на Руси. Некоторые историки и исследователи считают, что и само Крещение Руси произошло не в 989 году, а на 133 года раньше – в 856-м. Князья Аскольд и Дир пошли походом на незащищенный Константинополь.

От неминуемой страшной гибели город спасло чудо, случившееся по молитве патриарха Фотия: налетевший неожиданно шторм разбил в щепки большую часть русских кораблей. Аскольд и Дир, пораженные этим чудом, крестились в Константинополе вместе со всем своим войском. В истории это событие называют «Аскольдово» Крещение Руси. Когда князья вернулись в Киев, их встретили недовольные горожане: мало того что Константинополь не захватили, так еще и в христианство перешли. Князь-язычник Олег решил захватить власть в Киеве, и православные князья Аскольд и Дир мешали ему. Лаврентьевская летопись повествует:

«И рече Олег к Асколодови и Дирови: «Вы неста князя, ни роду княжа, но аз есмь роду княжа». И вынесоша Игоря: «съ есть сын Рюриков». И оубиша Асколод и Дира, и несоша на гору и погребша и на горе, еже ся ныне завет Оугорское, где ныне Олмин двор; на тои могиле поставил божницю святого Николы, а Дирова могила за святаго Ориною». Аскольд в крещении принял имя Николай, поэтому на его могиле и была поставлена церковь иколы. Храм этот, по преданию, построили по повелению православной княгини Ольги. Получается, первый христианин на Руси носил имя Николай, а первая русская церковь была освящена в честь Мирликийского чудотворца.

В начале XI века в Киеве уже существовал Николаевский монастырь. В Софии Киевской долгое время хранилась чудотворная икона «Никола Мокрый», написанная в память о первом чуде святителя на Руси – дивном спасении младенца, утонувшего в Днепре. С тех самых пор не оставлял нашу страну святой Никола и всегда был заступником и молитвенником земли Русской. Николай был одновременно покровителем властителей, князей и заступником за простых людей во всех бедах и скорбях. Огромное количество пословиц, поговорок и песен ему посвящено. Каждый год 6 декабря – в день памяти святителя – мальчики ходили по домам, славили святого и пели в честь него особые стихи:

Микола, Микола святитель,
Можайский, Зарайский,
Морям проходитель,
Землям исповедник…
А ему, свету, слава,
Слава – держава,
Во всю его землю,
Во всю подселенну,
Слава до ныне
И века, аминь.

Так что нет ничего удивительного в том, что столько храмов в Москве освящено в честь святителя Николая Мирликийского. В конце XVII века к приходу церкви Николы в Толмачах были приписаны жители богатой Кадашевской слободы. Новыми прихожанами храма стали гости – отец и сын Кондратий и Лонгин Добрынины. «Гостями» на Руси называли купцов, занимавшихся торговлей с другими городами и странами. Благодаря гостям появились и гостиные дворы. Из-за возможности вести крупную торговлю гости были самыми богатыми купцами. Многие из них отличались набожностью, благочестием, твердой верой и возводили новые церкви во славу Господа.

Таковыми были и купцы Добрынины. Они в 1697 году выстроили на месте деревянной церкви Николая Чудотворца новый каменный храм, который состоял из двусветного четверика с декоративным пятиглавием, одностолпной трапезной и двухъярусной колокольни. Закомары церкви были украшены точно такими же декоративными раковинами с жемчужинами, как у Архангельского собора. По желанию храмоздателей главный престол стал Сошествия Святого Духа, а Никольский был перенесен в трапезную. В конце XVII века церковь именовалась по-разному: Иоанна Предтечи Ясовая (по приделу старой деревянной церкви), Духовская или Сошественская, что в Кадашеве.

В 1770 году прихожанка церкви Екатерина Демидова устроила придел Покрова. Она хотела, чтобы придел был освящен в честь иконы «Утоли моя печали», но в то время существовал запрет на освящение престолов во имя икон Богоматери. Поэтому Демидовой пришлось выбирать между Богородичными праздниками. По просьбе жертвовательницы в местном ряде иконостаса установили икону «Утоли моя печали» на самом почетном месте – слева от Царских врат. Тогда же был произведен крупный ремонт храма. После эпидемии чумы 1771 года прихожан и богатых благотворителей стало значительно меньше и благосостояние храма существенно сократилось.

В 1812 году произошло настоящее чудо: церковь Николы в Толмачах осталась невредимой в пожаре, хотя почти весь ее приход выгорел дотла. Веря в чудесную защиту Николы, жители слободы укрывались в церкви от огня. Покидая Москву, французы грабили храмы, наполненные золотом и серебром. Церковное имущество храма Николы в Толмачах было сохранено благодаря героической стойкости священника Иоанна Андреева. Он спрятал сокровища под полом и выдержал все пытки наполеоновских извергов. Вскоре отец Иоанн скончался от полученных ран. После изгнания французов Никольский храм был приписан к церкви Григория Неокесарийского.

Службы в Никольской церкви возобновились только в 1814 году. Через три года после одной из утренних служб в Покровском приделе священник нашел деревянный ковчег с частицами мощей святых, Ризы Господней и Ризы Богоматери. Этот ковчег стал главной святыней церкви Николы в Толмачах, защитившей приход от эпидемий 1830-40-х годов. В 1833 году старая колокольня немного наклонилась, а по стенам церкви пошли трещины. Храму потребовалась перестройка. Колокольня и трапезная были разобраны, и на их месте возведены в формах московского ампира новые по проекту архитектора Ф.М. Шестакова. В трапезной было устроено два симметричных придела.

Западный фасад выступил за красную линию, из-за чего усилилось доминирующее положение храма в застройке переулка. Внутри трапезная была отделана искусственным мрамором, который прекрасно сочетался с золочеными резными иконостасами и лепными карнизами. Настенная живопись тогда полностью отсутствовала. В церкви по-прежнему было три престола: главный Сошествия Святого Духа и два придельных – Святителя Николая и Покровский. На освящении Никольского придела присутствовал митрополит Московский Филарет, который произнес знаменитую проповедь «О пребывании благодати Божией в Церкви Христовой неотступно до скончания века».

Вскоре проявились недостатки искусственного мрамора, и в течение нескольких лет приходилось заниматься его вычинкой. В 1839 году забелили своды, а позже их покрыли живописью. Перестройка храма по проекту 1833 года завершилась лишь в 1858 году, когда в главном храме Сошествия Святого Духа растесали окна и двери, разобрали алтарь XVII века и на его фундаменте возвели новые апсиды с более высокими сводами. Стены и купол церкви были заново расписаны, и установлен новый пятиярусный золоченый иконостас – точная копия предыдущего. Особенно прихожанам нравилась роспись западной стены – сцена изгнания торговцев из храма.

Спаситель имел настолько скорбный и грозный вид, что всякий, находящийся в храме, и помыслить не мог вести себя непристойно. Новая стройная трехъярусная колокольня, возвышаясь над низенькими домами, сделалась одной из архитектурных доминант Замоскворечья, наряду с колокольней храма Воскресения в Кадашах и церковью Климента. В середине XIX века в приходе церкви Николы в Толмачах жили известные и богатые купцы: Булочкины, Козлинины, Медынцевы, Страховы, Чижовы и Шестовы. Благодаря их пожертвованиям храм богател, ризница пополнялась дорогой утварью, драгоценными окладами и красивыми облачениями.

Денис Дроздов