Пражская мистика Императора Рудольфа II Габсбурга. Безумный император Рудольф II Король рудольф 2 чехия

Прага - город, являющийся не просто географическим фоном, но полноправным героем произведений моих любимых писателей (мастеров жанра «магический реализм») Густава Мейринка и Лео Перуца. Город, связанный с именем Римского Кесаря Рудольфа II Габсбурга - самого «странного» (можно с уверенностью сказать, единственного странного) в династии Габсбургов. Который, кстати, в творчестве Мейринка и Перуца - очень важный персонаж.

Личность Императора Рудольфа II Габсбурга

Будущий правитель Священной Римской Империи Германской Нации родился в 1552 году в Вене. Его родители были двоюродными братом и сестрой, и на этот факт стоит обратить внимание. Несомненные признаки дегенерации в нем присутствовали. К сожалению, с давних времен в Западной Европе (откуда это потом перешло на Россию) у Монархов утвердился принцип так называемых «равнородных» браков, который привел к тотальному инцесту и вырождению.

Практически все детство будущий Рудольф провел при дворе своего дяди (брата матери) - Короля Испании Филиппа II. Воспитан он был в самых строгих католических правилах; а вот держава, доставшаяся в управление Рудольфу после смерти отца, склонялась к протестантству. Это одна из самых больших и совершенно неразрешимых проблем, которая будет преследовать его с первых дней и до конца правления.

2 октября 1576 года Рудольф стал Императором. К тому времени у него сложились ключевые черты личности, которые историки характеризуют так: «Он обладал глубоким умом, был дальновидным и рассудительным, обладал сильной волей и интуицией… Однако ему был присущ такой серьезный недостаток, как робость, причиной которой была его склонность к депрессии. На этой основе у него развилось стремление к бегству от действительности, выражавшееся в нереальных планах. Испанские придворные манеры поощряли его стремление отгородиться от мира, и политическая пассивность становилась все более характерным признаком его правления».

Периоды апатии резко сменялись у Рудольфа немотивированными вспышками гнева, когда он буквально крушил все, что попадалось на его пути. Многие исследователи сходятся на том, что он вообще был изначально психически нездоров (да еще сказывалось заболевание сифилисом), что лишь усугубилось с годами. Во многом история его правления является историей болезни.

Первые годы своего правления он провел в Вене. Однако через два года после коронации с Рудольфом случилось некое событие (формально говорят о какой-то тяжелой болезни, когда Император в течении долгого времени находился на грани жизни и смерти), которое нанесло огромный вред как его физическому здоровью, так и психическому состоянию. Приступы меланхолии стали практически постоянными. Император никого не хотел видеть, всячески стремился ограничить общение с внешним миром, забросил все государственные дела.

Наконец, в 1583 году, несколько оправившись от многолетней депрессии, он вдруг совершил нетривиальный шаг: перенес свою резиденцию и перевел Императорский двор в Прагу. Город, которому он придал в моих глазах яркий мистический ореол.

Странные пражские коллекции и увлечения Рудольфа II

Говорить о государственной деятельности Рудольфа практически бесполезно; при нем они были запущены и запутаны. Впрочем, не в этом предмет моей записи. Главное, что интересовало Рудольфа (и меня в нем) - алхимические поиски и коллекционирование предметов искусства и разных примечательных артефактов, назначение многих из которых было известно только их владельцу. Итальянский писатель Риппелино, знаток Праги и исследователь жизни Императора Рудольфа, подробно описывает уникальную во всех смыслах коллекцию Императора:

«Среди многих специфических предметов, которые он собрал: железный стул, удерживавший всякого, кто на него садился, словно путами; музыкальные часы с позолоченной крышкой, украшенные изображением скачущих по лесу оленей; орган, который сам по себе исполнял ричеркаты, мадригалы и канцоны; чучела страусов; кубки из кости носорога, предназначенные для того, чтобы варить в них ядовитые микстуры; обетный медальон с иерусалимской землей; кусок глины из долины Хеврон - фрагмент той самой глины, из которой Яхве Элохим сотворил Адама; корни мандрагоры, напоминающие крошечных человечков альраунов, что будто отдыхают на мягких бархатных подушках в подобиях кукольных кроватей…» . Список на этом далеко не заканчивается…

Смотрителем бесконечной коллекции Рудольфа был антиквар Джакопо Страда, который не только пополнял ее новыми талисманами, но и трудился как ученый, составляя словари на одиннадцати языках. Кстати, от его дочери Катерины у Рудольфа было шесть незаконнорожденных детей.

Обязательно упомяну о том, что Рудольф приобрел загадочную рукопись Войнича.

Еще одно увлечение Императора - экзотические хищные животные. Он приручил льва, нескольких леопардов и пару орлов, и все время ходил в сопровождении своего зверинца, получая истинное удовольствие от того, какую панику вызывает его «свита» у царедворцев.

Пражский Град и Испанский зал

Резиденцией Рудольфа в Праге был Град, окруженный историческим районом Градчаны и возвышающийся над районом Малая Страна:

Большая часть Града не имеет отношения к Рудольфу - его в основном строили либо перестраивали позже. Я хочу сказать несколько слов только о самом представительном помещении Пражского Града - Испанском зале:

Испанский зал Рудольф II приказал построить в 1602–1606 годах для придворных праздников, но сегодняшний его интерьер оформлен в стиле нового барокко. Испанский зал возник одновременно с северным крылом, в котором уже с начала XVI века были конюшни.

Сегодня здесь расположена Картинная галерея Пражского Града. Но это не те картины, которые собирал Рудольф - сокровища его коллекции сразу же после смерти Императора начали покидать Пражский Град. Сначала путь отдельных произведений лежал в Вену, часть коллекций украли шведы в 1648 году, а то, что оставалось, распродал Император эпохи Просвещения Иосиф II. Хотя здешняя коллекция не может соревноваться с богатством Рудольфа, она служит достойным продолжением его коллекции (Кранах–старший, Гольбейн–младший, Шпрангер, Тициан, Веронезе, Тинторетто, Рубенс и другие мастера).

Поиск «философского камня», астрология и алхимия. Злата уличка и «Дом у последнего фонаря»

Рудольф был всерьез одержим поиском «философского камня». По его приглашению в Праге жили и занимались наукой астрономы–астрологи Тихо Браге и Иоганн Кеплер, а также огромное число алхимиков, которые трудились в лабораториях на Викаржской улице (к северу от Собора Св.Вита). Самым известным среди них был великий ученый–искатель Джон Ди, чья история описана . Кроме алхимии и некромантии, он изучал географию и математику, писал труды по навигации и летоисчислению, собирал книги. Некоторое время с ним сотрудничал авантюрист и шарлатан Эдвард Келли. А вообще мошенников на этой ниве было занято великое множество. Их карьера при пражском Императорском дворе порой была головокружительна, но кратковременна. Если Император обнаруживал обман, то мог приказать арестовать или даже казнить алхимика.

Легенды связали алхимиков со знаменитой Златой уличкой в Праге. Для поддержания этой легенды администрацией Града была установлена восковая фигура усатого алхимика, склонившегося над множеством колб.

На самом деле в маленьких домиках жили не алхимики, а семьи замковых стражей. И название улицы вовсе не связано с золотом, изготовленным алхимиками; возможно, оно является прозвищем, которое намекает на канавку помоев, находившихся в середине улицы. По другой версии, название появилось из-за того, что здесь селились торговцы и ремесленники (среди которых были ювелиры), поскольку в XVI веке в Граде был единственный рынок в Праге.

Эта узкая тупиковая улочка в Градчанах находится за бывшей резиденцией прелата монастыря Св. Иржи. Многие писатели собирались жить в этих домиках или, по крайней мере, писать. Уроженец Праги, высоко ценимый мной Франц Кафка жил здесь в доме № 22 зимой 1917 года и писал сборник рассказов «Сельский врач». В этом сборнике есть примечательный рассказ «Забота главы семейства» о загадочном существе одрадеке . На первый взгляд он напоминает плоскую звездообразную шпульку для пряжи, и действительно как будто обмотан нитками, вернее, обрывками ниток самых разных сортов и цветов, спутанных и кое-как скрученных. Но одрадек - это не просто катушка, ибо из середины звездочки торчит маленький деревянный колышек и к нему под прямым углом присоединена другая палочка. Благодаря этой палочке и одному из зубчиков самой катушки существо это может стоять как бы на двух ножках. Одрадек чрезвычайно подвижен и в руки не дается. Он прячется на чердаке, на лестнице, в коридоре или в прихожей. Иногда его не видно месяцами - вероятно, на время переселяется в другие дома, - но он всегда возвращается. Он умеет говорить, но часто подолгу молчит. Умеет смеяться, но смех его особенный - беззвучный, как шелест опавших листьев…

Со времен Императора Рудольфа существует и легенда о «Доме у последнего фонаря» - последнем доме по Златой уличке. Считалось, что войти в него можно только ночью, да и то далеко не каждой. Говорят, что именно здесь находится магический порог, разделяющий Прагу земную и Прагу небесную, мистическую… Густав Мейринк в романе «Голем» описал этот порог дверей в другой мир. Здесь появляется белый дом, который видно только во время тумана. Днем там можно увидеть только большую серую глыбу, за которой глубокая пропасть. Главный персонаж романа - Атанасиус Пернат (имя означает «Бессмертный», фамилия - «полыхающий», что означает вечный свет и неугасимый огонь) живет со своей возлюбленной Мириам (печаль) в «доме у последнего фонаря» - там, где никто не может жить. Последняя дверь в углу за последним домиком ведет в туалет, в место низкое, нежилое, откуда, однако, виден мраморный храм. Соприкосновение низкого с высоким - latrina и laterna - подтверждает старую мудрость алхимиков, что философский камень находится в грязи и испражнениях, не будучи ими осквернен.

Голем

Кстати, о Големе. Этот глиняный истукан, созданный рабби Лёвом, не мог появиться в Праге в иную эпоху, кроме Рудольфовской, ибо личность Короля-мистика откладывала на город особый отпечаток. И вот еще удивительное совпадение: своеобразный «последователь» Голема - робот - появился (на бумаге, в художественном произведении) тоже в Чехии; это слово придумал художник Йозеф Чапек для своего брата Карела, писавшего пьесу «R.U.R». Уверен, это неслучайно. Богемская почва щедра на искусственных гомункулов…
О моем поиске Голема в Праге можно прочитать под спойлером:

Как я искал Голема в Праге

Однажды ранним вечером я задумал совершить небольшой осмотр синагог, компактно расположенных в том квартале, где раньше было то самое гетто. Осмотр, правда, стоит признать провальным - снаружи эти сооружения воспринимаются как-то тускло, не проникают в душу. А, может, я был не настроен должным образом. После этого я посетил в том районе два магазина, в каждом из которых совершил маленькие покупки (и тем самым хорошо запомнил). В магазине стеклянных изделий (точно помню его название - Эйдельманн) я купил маленькую вазу из богемского стекла. А потом в маленькой сувенирной лавке, после небольшого, но очень теплого общения с пожилой интеллигентной продавщицей, приобрел две превосходные литографии, одна из которых изображает , а другая - какое-то абстрактное место старинного европейского города (например, Праги). Которое мне очень нравится.

Вообще нравится такой стиль, который несколько выспренне определю как «фантомный». И почему-то нечто фантомное ощущалось в этой лавке…

Здесь же я положил глаз на фигурку Голема - персонажа для меня в тот период жизни чрезвычайно притягательного, яркого, бьющего по самым глубинным пластам сознания. Но у меня не хватило денег, да и вообще бюджет поджимал, поэтому я решил отложить покупку на более поздний срок, когда у меня уже окончательно сложится картина расходов в Чехии. Хотя это было поверхностное объяснение для себя. Думаю, на самом деле меня смутил внешний вид фигурки. Как-то не так я себе представлял Голема. Точнее, я вообще не особо представлял себе образ сего творения рабби Лоэва. Но мне казалось, что он должен быть более человекоподобным. Не зря же согласно особому эзотерическому направлению в иудаизме, так называемому «меркаба-гнозису» - учению, связанному со школой пророка Иезекииля, - сам Адам, первый человек, был сотворен как голем.

А тут был какой-то грубый кусок то ли глины, то ли дерева (издали я не определил) с крайне смутными чертами человеческого образа. Что-то вроде такого.

Напоминал продукты творчества первобытных людей или маленьких детей. О какой-либо декоративной функции такого предмета не могло быть и речи.
Впоследствии я подумал, что такое физическое представление Голема имеет смысл. Но тогда мне это было неясно. Присутствовало какое-то сомнение.

Тем не менее, спустя два дня я снова вышел на тот же маршрут, нашел магазин стекла и еще один ранее знакомый ориентир - специализированный магазин, посвященный литературе Кафки. А сувенирную лавку - не нашел! Исходил не менее получаса, посетил буквально все тамошние лавки - и так и не обнаружил. Странно… Справедливости ради надо отметить, что во время этих безуспешных я был не один. Может быть, из-за того, что основное внимание я уделял живому человеку, Голем тогда ускользнул от меня. А может, это была какая-то мистическая контракция (запало в душу слово из лексического арсенала одного из моих любимых писателей - бельгийца Жана Рэя) пространства и времени…

На самом деле, конечно, фигурку Голема купить в Праге несложно. Но поразил сам факт, что я не нашел именно того магазина, который очаровал меня своей аурой.

Никакого огорчения я не испытал, было просто ощущение странного и забавного происшествия. Которое, кстати, закончилось выходом к памятнику Францу Кафке, произведшем на меня большое впечатление:

Впечатление столь сильное, что вернувшись домой, я в скором времени купил собрание произведений этого гения. Но это уже другая история…

Башня голода - Далиборка, и тюремная Белая башня

В конце Златой улички (восточный край) можно найти одну из самых нижних позднеготических башен Града. Не скажу, что на ней лежит печать мистики Рудольфа, но все же немного поведаю о ней хотя бы потому, что она сохранилась с его времени и «видела» Императора вживую. И, кстати, неоднократно упоминается в творчестве Мейринка. Башня называется Далиборка ; она завершает весь северный пояс всех укреплений над знаменитым Оленьим рвом:

Эти укрепления были построены ближе к концу XV века. Первоначально башня была намного выше, но до наших дней хорошо сохранились всего пять этажей. Самый верхний этаж не покрыт кровлей и находится под открытым небом. В подвале имеются мощные своды, там же расположены четыре камеры, а в полу есть круглое отверстие - это тюремное помещение для узников, приговоренных к голодной смерти.

Название она получила по имени первого узника «гладоморни» известного рыцаря Далибора из Козоед, которого бросили туда в 1498 году за то, что он посмел защищать восставших крестьян соседнего феодала. Башня выполняла функции тюрьмы вплоть до 1781 года. В ней побывали многие знатные особы.

Белая башня в Пражском Граде, которую иногда называют Новая Белая башня, чтобы отличать от Белой башни между Вторым и Третьим внутренним двором, расположена в западной части Златой улички:

Эта башня использовалась с 1584 года как тюрьма для дворян, последний заключенный покинул башню в 1743 году. Большинство заключенных были должниками и повстанцами; были здесь также убийцы. Согласно многим рассказам, одним из самых известных заключенных был ранее упомянутый мной Эдвард Келли. Также в Белой башне некоторое пребывал камердинер Рудольфа II Кашпар Рудски, который тут повесился. Примечательно, что повесился он на золотом шнурке, на котором в свое время носил ключи от казны, значительно уменьшившейся за время его нерадивой службы.

Старая Градчанская ратуша

Объектом, символизирующим важную веху в истории Праги при Рудольфе II, является Старая Градчанская ратуша, построенная в 1604 году по случаю объявления Градчан самостоятельным Королевским городом:

Полустертые Императорский герб, аллегория Справедливости и герб Градчан над дверью остались со времен постройки. Прибитая на деревянных воротах справа железная рейка - старинная чешская мера длины, чешский локоть, составляющий 59.4 сантиметра. До нашего времени от ратуши сохранился лишь фасад, расписанный в технике сграффито.

Лишенный власти, изнуренный болезнью и помешательством, Рудольф II умер 20 января 1612 года, не оставив законного потомства, так как не был женат.

Рудольф похоронен в Пражском Соборе Святого Витта. Он был последним Монархом, погребенным в Чехии.

1563 году отец отправил Рудольфа вместе с младшим братом в Испанию для получения католического воспитания. Годы пребывания при дворе наложили неизгладимый отпечаток на манеры и наружность будущего императора. В последующем Рудольфу постоянно ставили в вину его высокомерие, грубость, привычку молчать и не любили за строгое исполнение этикета. Современники, впрочем, не отказывали ему в некоторых достоинствах. Так, пишут, что император обладал глубоким умом, был человеком дальновидным и рассудительным, обладал сильной волей и интуицией, но при этом был очень робок и склонен к депрессии. Зная о его воинствующем католицизме, протестанты ждали от Рудольфа всяких неприятностей, но он не оправдал их опасений, точно так же как его отец не оправдал их надежд. Хотя его убеждения не были шаткими, он не имел достаточно мужества и энергии, чтобы вступить в решительную борьбу с протестантами.

История правления Рудольфа во многом есть история его болезней. Прабабка императора, была сумасшедшей, а практиковавшиеся среди Габсбургов близкородственные браки не способствовали улучшению генов. В 1578-1581 годах император перенес тяжелый физический и душевный недуг, после чего сделался нелюдим и замкнут, стал тяготиться собраниями и приемами, перестал появляться на охотах, турнирах и праздниках, а в 1583 году вовсе переселился из Вены в Прагу. С годами в нем развилась мания преследования - панический страх перед ядом и порчей. Меланхолия порой сменялась буйными припадками бешенства, когда император вскакивал с места и принимался крушить мебель, статуи, часы, рвать картины и бить дорогие вазы. До конца жизни он так и не вступил в брак, но состоял в длительной связи с дочерью своего антиквара Джакопо делла Страда Катериной, от которой имел шестерых детей. Наиболее известный из них, любимец императора дон Джулио, был душевнобольным, совершил жестокое убийство своей любовницы и умер в заключении.

Рудольф откровенно тяготился государственными делами. Гораздо больше его интересовали искусства и науки. Он разбирался в поэзии, живописи, математике, физике, архитектуре, химии и алхимии, астрономии и астрологии, философии и оккультизме, и, хотя ни в одной из этих областей не был профессионалом, стремился окружать себя людьми, которые таковыми являлись. В Праге в годы его правления жили и работали крупнейшие астрономы того времени – Иоганн Кеплер и Тихо Браге, художники Бартоломей Шпранглер и Джузеппе Арчимбольдо, скульптор Адриан де Ври и многие другие.

Однако наряду с гениями искусства и светилами науки в Прагу со всей Европы съезжались всяческие авантюристы и шарлатаны - астрологи, алхимики и мистики. Особое место среди них занимали англичане Джон Ди и Эдвард Келли. От Келли Рудольф тщетно пытался добиться секрета получения золота, но, устав ждать результата, бросил в темницу, где тот вскоре умер.

При Рудольфе наступил золотой век еврейской общины в Праге. Император-мистик тесно сотрудничал с раввинами-каббалистами. К периоду правления Рудольфа относят легенду о создании голема раввином Лёвом, который был личным другом императора.

Увлечение Рудольфа искусством и наукой привело к созданию в Праге "Кунсткамеры" - богатейшей коллекции книг, рукописей, картин, монет и всяких редкостей. Однако помимо часов и научных приборов были в "Кунсткамере" и такие "раритеты" как гвоздь из Ноева ковчега и флакончик с прахом Адама. Был в коллекции Рудольфа и так называемый "Манускрипт Войнича" - рукопись непонятного предназначения, которую ученые не могут расшифровать до сих пор.

Значительным был вклад Рудольфа в украшение Праги. Он поощрял строительство новых домов в ренессансном стиле, сформировавших современный облик города. Королевский дворец украшали 3000 картин и 2500 скульптур, стоимость которых была выражена головокружительной суммой в 17 миллионов гульденов.

В 1598 году у Рудольфа случился очередной приступ душевной болезни. Император стал еще более мрачен, меланхоличен и подозрителен. Вспышки ярости стали чередоваться с периодами апатии. Государственные дела Рудольфу окончательно опротивели. Император подолгу запирался в своем дворце, так что даже самые близкие люди не знали, жив он или умер. Советники Пауль Траутзон и Вольфганг Румпф были отправлены в отставку, зато были возвышены императорский камердинер Ланг, простой слуга Маховский и даже какой-то истопник. Эти люди умели лишь льстить императору и не докучали ему повседневными делами.

Правление Рудольфа вызывало недовольство по всей стране, особенно в Венгрии, где император так и не побывал ни разу. В 1603 году ландтаги Верхней и Нижней Австрии создали союз для защиты протестантизма. В 1604 году вспыхнуло восстание протестантов в Венгрии. Однако Рудольфа угроза распространения мятежа по всей стране совершенно не волновала. В 1606 году Габсбурги на семейном совете постановили считать Рудольфа душевнобольным и передали власть в Австрии и Венгрии его брату . Тот поспешно признал за венгерским дворянами и городами право на свободу вероисповедания. Император отказался признавать это постановления, но двинул войска на Прагу. У Рудольфа не было сил для отражения агрессии, и он был вынужден подчиниться. Австрия, Венгрия и Моравия были официально переданы , а в Чехии он был провозглашен наследником Рудольфа.

Единственным владением, остававшимся верным Рудольфу, была Чехия. В 1609 году Рудольф был вынужден подписать "Грамоту величества", уравнивавшую в правах "чешских братьев" и утраквистов с католиками. Чехи-протестанты получили право строить храмы, заводить училища, иметь свои синоды и избирать комитет из 24 дефензоров, по 8 от каждого из трех сословий сейма. Комитет должен был руководить действиями консистории, управлять делами Пражского университета, собирать войско, взимать налоги для его содержания, а в случае надобности - созывать представителей протестантского населения для совещаний об общем деле.

Рудольф, однако, продолжал строить планы мести и надеялся приструнить протестантов. В 1611 году предоставил императору своё войско, набранное для участия во внутригерманском конфликте. "Войско из Пассау" двинулось на Прагу, но при этом вело себя как шайка разбойников, чем вызвало негодование чехов. Весной 1611 года Рудольф был вынужден отречься от чешской короны в пользу .

После этого у Рудольфа осталась только одна бесполезная императорская корона. В бессильной ярости он строил несбыточные планы мести. Он остался жить в Пражском замке, сохранив бесполезный императорский титул, и продолжал лелеять надежды о мести, тщетно взывая о помощи к германским князьям. Однако в начале 1612 года смерть старого льва и двух орлов, которых он каждый день кормил из своих собственных рук, сокрушила ему сердце: он не мог утешиться и сам вскоре умер. Рудольф II стал последним монархом, погребенным в пражском соборе святого Вита.

Рудольф II и рудольфинцы

Елена Белега

Когда католики в Риме сожгли Джордано Бруно, а кальвинисты в Женеве Сервета, когда Галилей готовился предстать перед вторым судом инквизиции, – чешский король и император Священной Римской империи Рудольф II собирал в Праге самых талантливых ученых того времени…

Просто христианин

Рудольф II, как и его отец Максимилиан II, считал себя «просто христианином». Что скрывалось за этой простотой? – Поддержка в империи благополучия и мира. Но как? – Усилием встать над столкновениями людей и убеждений, внести в жизнь истинную гармонию вместо кровавых междоусобиц. Глубокое убеждение императора, утопия или благородная мечта? Трудно судить, но в преддверии Тридцатилетней войны Рудольф II создает Орден мира, собственноручно изготавливает цепь орденского знака и сам знак.

«Просто христианин» был религиозно терпим. При дворе Рудольфа II принимали как католиков, так и протестантов. Аудиенции императора добивались члены и Ордена Иисуса, и еврейской общины Праги, пережившей при Рудольфе II свой золотой век.

Рудольф II

В 1600 году, в год казни Джордано Бруно, Рудольф пригласил ко двору лучшего астронома того времени – католика и аристократа Тихо Браге. А в помощники ему взял молодого немецкого математика, воспитанника протестантской семинарии в Тюбингере Иоганна Кеплера, которого только что изгнали из Граца, «перешедшего в руки» католиков. Сам Джордано Бруно перед своим роковым возвращением на родину прожил в Праге полгода и издал сочинения, которые не могли появиться во враждебной обстановке: работу, посвященную системе Раймонда Луллия, и скандально известные «Сто шестьдесят тезисов против современных математиков и философов».

«Просто христианин» собрал под сенью скипетра прекрасный мир искусства и свободной науки.

Пражский кружок

Такое впечатление, что рудольфинский круг существовал вне времени и пространства. Но время Рудольфа II, скорее, временная граница – это уходящее итальянское Возрождение, закат «старой» Европы и рождение «новой». А как известно, самое яркое и интересное происходит именно на границе. Прага Рудольфа II – остров равновесия в море хаоса. И к этому острову уже несколько столетий приковано внимание ученых и искусствоведов, ценителей искусства и любителей таинственных историй. Ведь при дворе Рудольфа искали ключи к познанию Универсума, естественного единства Природы и Человека.

В кругу рудольфинцев движущей силой была наука, которая вырабатывала новую концепцию мироздания. Основываясь на точных измерениях Тихо Браге и его каталоге 777 звезд, Иоганн Кеплер вывел законы небесной механики. Но этого бы не произошло, если бы Кеплер не искал гармонию Вселенной, не пытался записать «музыку сфер», которую когда-то слышали пифагорейцы.

На особом счету при дворе была астрология, наука о строгих естественных закономерностях. Сам Иоганн Кеплер не просто верил в астрологию, а следовал ее законам и слыл мастером по составлению гороскопов. Вот отрывок из его личного гороскопа: «Человеку этому на роду написано проводить время главным образом за решением трудных задач, отпугивающих других… Даже непродолжительное время, проведенное без пользы, причиняет ему страдание…В денежных вопросах он почти скуп, в экономии тверд, строг к мелочам и ко всему, что приводит к напрасной потере времени. Вместе с тем он питает к работе непреодолимое отвращение, столь сильное, что часто лишь страсть к познанию удерживает его от того, чтобы не бросить начатое». Этот гороскоп Кеплер составил себе еще до приезда ко двору Рудольфа II, в 26 лет. И писал его не для печати, а для себя. Ученый Кеплер признавал, что есть воля звезд и есть обстоятельства жизни, и человек живет в некотором распятье между одним и другим: «Итак, причины кроются отчасти во мне, отчасти – в судьбе. Во мне – гнев, нетерпимость по отношению к неприятным мне людям, дерзкая страсть строить насмешки и потешаться, наконец, неуемное стремление судить обо всем, ибо я не упускаю случая сделать кому-нибудь замечание. В моей судьбе – неудачи, сопутствующие всему этому».

Занятие искусством в представлении рудольфинцев – это также поиск ключей к универсальным истинам. Особое место при дворе занимала портретная живопись, которой было чуждо понятие маски: за человеком признавалось не то что право, а неизбежная предопределенность быть существом противоречивым. Люди не притворялись. Они были такими, какими были. Возможно, именно поэтому в качестве своего жизненного кредо Тихо Браге выбрал фразу «Лучше быть, чем казаться».

Кунсткамера Рудольфа

Коллекция Рудольфа была «любимым ребенком» императора. Как и для пражского кружка, для нее собиралось все самое редкостное и удивительное. Но только с одной целью – воссоздать Универсум. Коллекция делилась на «naturalia» – природные экспонаты, «artificialia» – артефакты, «scientifica» – научные приборы и инструменты. Агенты Рудольфа все время были заняты поиском экспонатов. При дворе создавали и живые коллекции. На Пражском Граде были разбиты оранжереи, сады с редкостными растениями. Рудольф также стал обладателем красивейших райских птиц синего цвета, которые впоследствии получили его имя «Paradisaes Rudolphi». Минералы, руды, драгоценные камни поражали своим многообразием. За всем этим для рудольфинцев стояло многообразие мира, жизнь которого переплетена с жизнью человека. При дворе господствовал знаменитый принцип Изумрудной скрижали: «Все, что есть наверху, есть и внизу. Все, что есть внизу, есть наверху. И все это для того, чтобы явлена была тайна Единства».

Рудольф II имел репутацию одного из самых загадочных монархов. И дело не в том, что он окружил себя необычными личностями того времени, а скорее в том, что Универсум, ключи к которому они искали, был, по представлению рудольфинцев, не до конца проявленным, как бы зашифрованным, недосказанным.

Яркий пример недосказанности – работы Джузеппе Арчимбольдо, его портреты, выполненные из цветов, колосьев и плодов. Правда или условность, трюки или метаморфозы? Что-то недосказанное или специально зашифрованное? Рудольфинцы любили символы, а метаморфозы рассматривали как путь рождения Вселенной, путь эволюции. Здесь опять можно увидеть то самое противоречивое равновесие или «discordia concors» – несогласованное согласие, которое движет миром.

Коллекция живописи Рудольфа приобрела всеевропейскую славу, императорский двор завоевал статус Парнаса Центральной Европы. В замечательном собрании Рудольфа были картины Брейгеля Старшего, Альбрехта Дюрера, картины Корреджо, Тициана, Рафаэля, Карнаха Старшего, Босха.

В большой библиотеке хранились древние рукописи, средневековые манускрипты, современные химические трактаты и книги по астрономии. Кеплер, проведя в Праге 12 самых плодотворных лет жизни, опубликовал научные труды, главные из которых «Новая астрономия», «Разговор со „Звездным вестником“», «Рудольфинские таблицы».

«Хочу и могу»

Загадочный мистицизм, который приписывают рудольфинцам, уже несколько столетий будоражит умы потомков. Если под мистикой понимать добрую волю, знание законов природы и эффективное их применение, то рудольфинцев по праву можно считать мистиками. Рудольф II мистическим способом удерживал Прагу «над схваткой», сохраняя мир и давая возможность работать и творить тем, кто искал законы, движущие Природой и Человеком. На границе итальянского и северного (немецко-нидерландского) Возрождений – в пражском кружке – рождалась новая наука, основанная на точных данных новая картина мироздания, новое искусство, естественное и символическое, как сама Природа. В Пражском кружке рождался новый человек, признающий Единство мира, но при этом не пассивный его наблюдатель, а стремящийся познать Божественный закон и способный действовать как Сотворец.

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора

5.1. ВАСИЛИЙ I = «РУДОЛЬФ I» 1a. РУССКО-ОРДЫНСКАЯ ИМПЕРИЯ. ВАСИЛИЙ I КОСТРОМСКОЙ 1272–1277, правил 5 лет. Начало династии. ~ ~ ~ 1c. ГАБСБУРГИ. Начало империи Габсбургов (Нав-Город?). Период 1256–1273 годы - анархия и 17-летняя война. Первый император, «Рудольф Габсбург», начинает править

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора Носовский Глеб Владимирович

5.2. ДМИТРИЙ I = «РУДОЛЬФ I» 2a. РУССКО-ОРДЫНСКАЯ ИМПЕРИЯ. ДМИТРИЙ I ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ 1276–1294, правил 18 лет, по . В он назван Переяславским, а также НЕВСКИМ! См. , с.165. ~ ~ ~ 2c. ГАБСБУРГИ. «РУДОЛЬФ ГАБСБУРГ» 1273–1291, правил 18 лет, по и по , т.2. Имя «РУДОЛЬФ» могло звучать когда-то

Из книги Повседневная жизнь русского офицера эпохи 1812 года автора Ивченко Лидия Леонидовна

Из книги Пять лет рядом с Гиммлером. Воспоминания личного врача. 1940-1945 автора Керстен Феликс

IX Рудольф Гесс Бад-Годесберг-на-Рейне24 июня 1940 годаЯ провел в отеле «Дрезден» больше недели с Рудольфом Гессом. Гесс был очень возбужден недавними событиями – перемирием с Францией, в результате чего заработал жестокие желудочные колики. Он ездил в Компьенский лес и

Из книги Чехия и чехи [О чем молчат путеводители] автора Перепелица Вячеслав

Рудольф и рудольфинцы «Триста лет мы страдали» – так чехи говорят о времени правления ненавистных Габсбургов, даже главы чешских учебников истории, описывающие этот период, часто бывают озаглавлены подобным образом. Между тем Габсбурги владели Чехией почти четыреста

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Иосиф II - Рудольф II 1741 Рождение Иосифа 1552 Рождение Рудольфа 189 Иосиф родился 13 марта, а Рудольф 17 июля. Между двумя этими датами календаря - 126 дней. 1768 Рождение Франца 1741 Рождение Иосифа 27 1792 Франц становится римским императором 1765 Иосиф становится римским

Из книги Нюрнбергский дневник автора Гилберт Густав Марк

Рудольф Гесс Главным кандидатом для психиатрической экспертизы был Рудольф Гесс, заместитель фюрера в НСДАП, чей полет в Англию в 1941 году стал настоящей сенсацией. Незадолго до начала процесса он был доставлен из Англии в нюрнбергскую тюрьму в состоянии полнейшей

автора Коллектив авторов

Жизнь космического масштаба Елена Белега, кандидат физико-математических наук Исследователи мегалитов кроме колоссальных размеров отмечают два еще более поразительных факта – точность привязки к сторонам света и точность древних календарей. Человек, живший 4000–5000 лет

Из книги Тайны древних цивилизаций. Том 2 [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Атлантида: наука и миф Елена Белега, кандидат физико-математических наук Александр Александрович Воронин – президент Российского общества по изучению проблем Атлантиды (РОИПА). Бывший военный, интересующийся темой Атлантиды всю сознательную жизнь, он стал одним из

Из книги Загадочные исчезновения. Мистика, тайны, разгадки автора Дмитриева Наталия Юрьевна

Рудольф Дизель Имя этого знаменитого германского инженера-изобретателя говорит само за себя. В сознании каждого современного человека оно устойчиво ассоциируется с двигателем внутреннего сгорания, названым в его честь.Родился Рудольф Дизель 18 марта 1858 г. во Франции,

Из книги Личности в истории. Россия [Сборник статей] автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

Иван Ефремов: путь по грани Елена Белега От многих знаний ум как бы засыхает. От многих знаний ум крепнет и ширится. М. Монтень «Опыты» Мы знакомились. Мстислав Степанович Листов – летчик-испытатель, киносценарист, автор сценария к фильмам «Откровения Ивана Ефремова»,

Из книги Три миллиона лет до нашей эры автора Матюшин Геральд Николаевич

4. Омо и Рудольф 4.1. На реке Омо4.2. Кооби Фора

автора Коллектив авторов

Готфрид Лейбниц и Философский камень Елена Белега Накануне Иванова дня, 3 июля, в два часа после обеда в церкви св. Николая проходил обряд крещения. Когда пастор взял ребенка на руки, чтобы облить, трехдневный мальчик, к удивлению всех, внезапно поднял головку, вытянул

Из книги Личности в истории автора Коллектив авторов

Вселенная Стивена Хокинга Елена Белега До 21 года он был обычным человеком: сменил несколько школ, поступил в Оксфорд. Но в 21 жизнь изменилась почти мгновенно: его организм «сломался». После длительного обследования ему сказали, что у него редкая и неизлечимая болезнь. Что

Из книги Избранное автора Портер Карлос

Рудольф Гесс Согласно отчёту Роберта Джексона (приводимому судьёй Бертом Рёлингом (Bert A. R?ling) с Токийского процесса в сб.: «A Treatise on International Criminal Law», Т. 1., стр. 590-608, под редакцией M. Cherif Bassiouni и Ved. F. Nanda, изд-во «Chas Thomas Publisher»), в Нюрнберге англичане, французы и русские – по

Из книги Избранное автора Портер Карлос

Рудольф Хёсс Рудольф Хёсс (Rudolf H?ss), бывший комендант Освенцима (не путать с Рудольфом Гессом (Rudolf He?), заместителем Гитлера по партии. – Прим. пер.), сделал «признания», «доказывающие», что Гитлер уничтожил в газовых камерах шесть миллионов евреев (или пять миллионов –

Ярослав Шимов (Прага)

20 января очередной габсбургский юбилей: 400 лет со дня смерти императора Рудольфа II, одного из самых известных и самых странных Габсбургов. Нижеследующее - глава из моей первой , посвященная императору Рудольфу.

Рудольф II (1576–1612) - самый «пражский» император из всех представителей габсбургской династии, и чешская столица не забывает государя, при котором она пережила свой второй расцвет (первым было царствование Карла IV Люксембурга в XIV в. ). По преданию, незадолго до смерти, окруженный врагами, вынудившими его отказаться от чешской короны, Рудольф воскликнул, обращаясь к городу, где он провел большую часть жизни: «Прага, неблагодарная Прага, я принес тебе славу, а ты нынче отвергаешь меня, своего благодетеля… ». Однако в своих бедах император должен был винить не «неблагодарный» город и его жителей, а главным образом самого себя. Ведь его долгое правление было несомненно незаурядным, весьма оригинальным и даже странным - словом, каким угодно, только не политически успешным.

Императорскую корону Рудольф получил в 24 года. Большую часть детства и юности он провел при дворе дяди, испанского короля Филиппа, и это усилило черты, присущие характеру Рудольфа - замкнутость, склонность к меланхолии и одиночеству, несмелость в обращении с малознакомыми людьми (хотя в кругу близких друзей и тех, кто был ему интересен, Рудольф II, по воспоминаниям современников, мог быть совершенно очаровательным, любезным и обаятельным человеком, чему немало способствовали его хорошие манеры и глубокая образованность). У Филиппа II, относившегося к племяннику с симпатией, будущий император перенял строгую приверженность испанскому придворному церемониалу, который в годы его правления активно внедрялся при габсбургском дворе.

Обладая крепким телосложением, Рудольф, однако, не мог похвастаться железным здоровьем, которое вдобавок подрывал пьянством, особенно в последние годы. Алкоголь на время спасал его от меланхолии, приступы которой уже в молодости стали первыми признаками душевной болезни, очевидно, унаследованной императором от прабабки - Хуаны Безумной. Трудно не согласиться с мыслью, что «история правления Рудольфа во многом есть история его болезней». Через пару лет после вступления на престол император тяжело заболел, и с начала 80-х гг. его физические и душевные недуги переплетаются в трагический клубок, в котором почти невозможно разобрать, что было причиной, а что - следствием. Во всяком случае, тяга Рудольфа к затворничеству и все возрастающая апатия, не дававшая ему заниматься государствеными делами, появились именно тогда.

В 1583 г. император перебрался из Вены в Прагу - как оказалось, навсегда. Легко увидеть в этом бегство Рудольфа II от суеты двора, государственных забот и от людей вообще, что было свойственно этому странному государю. Впрочем, для переезда имелись и политические основания: в Чехии Рудольф был полновластным королем, в то время как значительная часть австрийских владений находилась к тому времени под управлением штирийских родственников императора, лишь номинально подчинявшихся главе габсбургского дома. Рудольф обосновался на Градчанах, где прожил почти 30 лет практически безвылазно. Там он предавался занятиям, которые, собственно, и принесли славу этому никчемному монарху, но весьма неординарному человеку.

Прага при Рудольфе II стала настоящей Меккой для людей науки и искусства - а также тех, кто выдавал себя за таковых. В окружении императора были знаменитые астрономы Тихо Браге и Иоганн Кеплер, художники Бартоломеус Шпрангер и Джузеппе Арчимбольдо (его кисти принадлежит, наверное, самый странный портрет Рудольфа II, на котором лицо и фигура императора выложены из множества фруктов, цветов и растений), скульптор Адриан де Врис, множество ремесленников, ювелиров и, конечно, астрологов, алхимиков и колдунов, к деятельности которых император, несмотря на католическое воспитание, испытывал огромный интерес. Один из этих людей, некий англичанин Эдуард Келли, выдававший себя за мага, буквально околдовал Рудольфа своими обещаниями найти способ производить золото «столь же быстро, как курица клюет зерна ». На подобные прожекты император не жалел сил и средств, хотя его финансовое положение далеко не всегда было блестящим. Интересовался Рудольф и мистикой, в часности, еврейским каббалистическим учением. Многочисленная еврейская община Праги при нем чувствовала себя весьма комфортно, практически не подвергаясь гонениям (Однако еврейским погромам в других городах империи Рудольф II никак не препятствовал ). В эту эпоху возникло множество легенд и преданий, которые стали частью истории чешской столицы и придали ей загадочный, мистический оттенок. В XIX столетии эти легенды были литературно обработаны чешскими и немецкими авторами и получили большую популярность. Наиболее известная из них - история создания пражским раввином Лёвом глиняного великана Голема, который ожил после того, как раввин вложил в него свиток с магическими заклинаниями.

Рудольф II был крупнейшим меценатом и коллекционером своей эпохи. Он собирал драгоценные камни и ювелирные изделия (подобно своему прапрапрадеду Фридриху III, столь же странному человеку и неудачливому монарху), картины - в том числе Дюрера и Тициана - и древности из стран Востока, минералы и различные приборы, бывшие последним словом тогдашней техники, а также чучела редких зверей и птиц. Звери были на Градчанах не только в виде чучел: император завел целый зоопарк, в котором содержались главным образом «благородные» животные, соответствовавшие высокому положению их хозяина - орлы, львы, леопарды… (Одно из наиболее интересных изданий, посвященных Рудольфу II и культурному облику пражского императорского двора в начале XVII века, вышло в 1988 г. в виде каталога выставки, посвященной рудольфинской эпохе: Prag um 1600. Kunst und Kultur am Hofe Rudolfs II. Bd. 1 - 2. Essen. 1988 ).

Впрочем, все эти увлечения могли лишь ненадолго вывести Рудольфа II из тягостного душевного состояния. Он страдал манией преследования, страшился яда и наемных убийц, а весть о гибели французского короля Генриха IV, заколотого в 1610 г. фанатиком Равальяком, нанесла страшный удар по расшатанным нервам Рудольфа: он боялся повторить судьбу Генриха. Одиночество Рудольфа усугублялось отсутствием у него нормальной семьи. Сыновья Максимилиана II вообще отличались странным отвращением к институту брака. Из шести братьев женились только двое - Матиас (будущий император ) и Альбрехт, оба в зрелом возрасте, причем их браки остались бездетными. Изабелла Испанская, дочь Филиппа II, была помолвлена с Рудольфом, но нерешительный император так долго тянул с заключением брака, что его младший брат Альбрехт, приехав в Мадрид, просто увел у Рудольфа 29-летнюю - далеко не молодую по тогдашним канонам - невесту. Впрочем, вряд ли император был очень огорчен этим: поговаривали, что многолетняя любовница, дочь придворного антиквара Катарина Страда так привязала его к себе, что он и думать перестал о женитьбе.

Впрочем, в жизни этого аполитичного монарха случались периоды спонтанной политической и даже военной активности. Один из них пришелся на 90-е гг. XVI в. - время очередной войны с турками, по-прежнему беспокоившими юго-восточные границы габсбургских владений. Несколько лет император, несмотря на отсутствие воинских навыков и полководческого таланта, пристально следил за ходом боевых действий и участвовал в командовании войсками.

Главной ареной сражений стала Венгрия, где счастье попеременно улыбалось обеим сторонам. Армия Рудольфа II взяла крепости Дьёр и Эстергом, отбила у врага Пешт, однако Буда осталась в руках османов. К тому же венгерская шляхта снова разделилась на два лагеря - сторонников и противников императора, что было вызвано не в последнюю очередь суровой антипротестантской политикой имперского правительства. Мятежники провозгласили венгерским государем богатого землевладельца Иштвана Бочкая, который начал упорную борьбу против Рудольфа. Между тем войска султана опустошали Хорватию и придунайские области. Сложилось, по сути дела, патовое положение, и в 1606 г. с турками и венграми был заключен мир.

Венское соглашение с венгерскими повстанцами гарантировало дворянам и горожанам Венгрии, а также пограничной страже, охранявшей рубежи габсбургских земель от турок, свободу вероисповедания. Были подтверждены основные привилегии венгерского дворянства, обещано расширение прав королевского совета и восстановление в Венгрии должности канцлера. Трансильванское княжество признавалось независимым. Некоторые историки даже считают Венский мир прототипом дуалистического компромисса (Ausgleich ) 1867 г. В этом есть некоторое преувеличение, но, как бы то ни было, Венгрия получила особый статус в рамках империи Габсбургов - и, хотя этот статус в XVII столетии неоднократно нарушался, прецедент был создан. Отныне Венгрия, точнее, дворянство как ведущий в политическом отношении слой венгерского общества, имела юридически закрепленное признание собственной особости. Традиция венгерского если не сепаратизма, то партикуляризма оказалась очень прочной и, как мы увидим дальше, в значительной степени определила судьбу всей габсбургской монархии.

В первые годы XVII века вновь обострились религиозные противоречия в империи. Аугсбургский мир 1555 года был лишь временным компромиссом, поскольку не обеспечивал ни подлинной религиозной свободы, ни постоянных границ между соперничающими конфессиями в империи. Принцип cujus regio, ejus religio («Кто правит, того и религия» - т. е. религия подданых определяется религией сюзерена ) не исключал возможности перехода имперских князей из одного вероисповедания в другое, и такие случаи, становившиеся все более частыми, нарушали хрупкое политическое равновесие в Германии. Кроме того, Аугсбургский мир учитывал интересы католиков и лютеран, но не кальвинистов, которых в империи становилось все больше - в том числе и среди владетельных особ. Наконец, вымирание династий, правивших в тех или иных княжествах, вызывало споры о наследстве, в которых интересы католической и протестантской партий также сталкивались. Происходила концентрация сил враждующих группировок: были созданы протестантская Уния (1608) и католическая Лига (1609). Лидером первой стал курфюрст Фридрих Пфальцский, второй - герцог Максимилиан Баварский.

Пассивность Рудольфа II, сомнения в его душевном здоровье и опасения за судьбу не только империи, но и наследственных владений Габсбургов подтолкнули родственников императора к действиям. В австрийском доме случилось нечто из ряда вон выходящее: младшие члены семьи объединились против ее главы. В апреле 1606 года в Вене собрались братья императора, эрцгерцоги Матиас (наместник в Австрии) и Максимилиан, а также Фердинанд и Максимилиан Эрнст, представлявшие штирийских Габсбургов. Было подписано тайное соглашение, в котором остальные члены семьи признавали Матиаса главой рода вместо Рудольфа.

Матиас был самым честолюбивым из сыновей Максимилиана II. По завещанию отца все наследство досталось старшему - Рудольфу, и Матиас долгое время добивался у брата какой-нибудь значительной должности. В 1578 г. он даже пустился на авантюру, бежав в Нидерланды, где сторонники независимости подняли восстание против испанского владычества. Генеральные штаты - сословное собрание Нидерландов - провозгласили молодого Габсбурга штатгальтером (высшим должностным лицом). Однако лишенный политических дарований эрцгерцог стал игрушкой в руках противоборствующих группировок и через три года бесславно вернулся в Вену, где выслушал от брата-императора немало гневных упреков. Отношения Матиаса с Рудольфом II с той поры были испорчены. Тем не менее в конце 90-х гг. император назначил брата наместником в Австрии и несколько раз поручал ему командование войсками, сражавшимися против турок. Лавров на этом поприще Матиас, впрочем, тоже не снискал. Большинство историков считает Матиаса одним из наименее одаренных Габсбургов. Некоторые полагают, впрочем, что Матиас был скорее фигурой трагической. Обладая определенными способностями и большим честолюбием, он умело плел интриги и в конце концов добился вожделенной власти, однако впоследствии оказался слишком слабым для того, чтобы противостоять могущественным религиозно-политическим группировкам и предотвратить их столкновение, переросшее во всеевропейскую войну.

Властолюбивому эрцгерцогу приходилось изворачиваться, стремясь угодить как католической партии, душой которой были штирийские Габсбурги, так и протестантам, на помощь которых Матиас рассчитывал в борьбе против императора. Ближайший советник эрцгерцога, кардинал Мельхиор Клезль, которому Контрреформация была обязана многими успехами, предостерегал своего господина против чрезмерного сближения с протестантами. Сам Матиас, при всем его легкомыслии, тоже не мог не понимать, что предоставление больших вольностей сословиям неизбежно аукнется ему после того, как Рудольф II будет устранен и высшая власть окажется в его, Матиаса, руках. Видимо, этими соображениями были вызваны колебания эрцгерцога, который только в 1608 г. решил пойти на открытый разрыв с братом.

Начавшаяся война оказалась недолгой. Рудольф был вынужден пойти на компромисс и передать Матиасу в суверенное владение Верхнюю и Нижнюю Австрию и Моравию. Чехи остались верны императору, который подтвердил привилегии их сословий специальным манифестом (Majestat , 1609 г. ). Однако эти уступки были вынужденными, и Рудольф не переставал мечтать о реванше. Возможность отомстить и брату, и подданным представилась императору в начале 1611 года, когда один из родственников Рудольфа, эрцгерцог Леопольд, предоставил в его распоряжение свою армию, набранную им первоначально для войны за юлих-клевское наследство. Наемники Леопольда («воинство из Пассау») вторглись в Чехию, заняли Прагу и подвергли город и окрестности страшному грабежу.

Бесчинства этого войска вызвали всеобщее возмущение, которым воспользовались Матиас и его сторонники. Чешские сословия обратились к Вене с призывом о помощи, и Матиас выступил в поход. Мародеры эрцгерцога Леопольда струсили и отступили, оставив градчанского затворника в полном одиночестве. Проклиная все и вся, Рудольф II отрекся от чешской короны в пользу брата, который в мае 1611 года был коронован в пражском соборе св. Витта. У Рудольфа остался лишь императорский титул, не значивший уже практически ничего. Поражение было жестоким и окончательным, последние попытки императора восстановить против Матиаса курфюрстов успеха не имели. Рудольф II быстро угасал, началась водянка, и 20 января 1612 года он умер - к нескрываемой радости брата-победителя.

Это был последний из правивших Габсбургов, похороненный в Праге. По преданию, за несколько дней до кончины императора испустили дух его любимые звери - лев и два орла, которых он кормил собственноручно.

Впервые Рудольф побывал в Праге в 1562 году, десятилетним ребенком, когда там проходила церемония коронации его отца, Максимилиана II. Вряд ли воспоминания об этом городе надолго задержались в его памяти, поскольку два года спустя жизнь юного принца сильно изменилась – вместе с братом Эрнстом отец послал его в Мадрид, ко двору своего двоюродного брата Филиппа II Испанского, учиться основам наук и искусству государственного управления. У Филиппа II будущий германский император и чешский король перенял приверженность строгому испанскому придворному церемониалу, который позднее активно внедрял при своем пражском дворе.

Проведя в Испании 10 лет, Рудольф вернулся домой. Еще при жизни отца он был коронован в качестве короля венгерского, а затем и чешского. В 1576 году император Максимилиан II умер, и на голову его 24-летнего сына была возложена третья корона – древней «Священной Римской империи», в состав которой входили немецкие земли, Чехия и ряд других территорий. Вот что пишет о молодом Рудольфе немецкий историк Фолькер Пресс:

«Он обладал глубоким умом, был дальновидным и рассудительным, обладал сильной волей и интуицией... Однако ему был присущ такой серьезный недостаток, как робость, причиной которой была его склонность к депрессии. На этой основе у него развилось стремление к бегству от действительности, выражавшееся в нереальных планах. Испанские придворные манеры поощряли его стремление отгородиться от мира, и политическая пассивность становилась все более характерным признаком его правления».

Через несколько лет после вступления на императорский трон Рудольф II серьезно заболел. С этого времени его физические и душевные недуги переплетаются в трагический клубок, в котором почти невозможно разобрать, что было причиной, а что – следствием. Очевидно, сыграла свою роль как генетика (прабабкой Рудольфа была безумная испанская королева Хуана), так и внешние обстоятельства – в частности, напряженные отношения с родственниками из младшей, штирийской ветви рода Габсбургов, имевшей большое влияние в Вене. Вероятно, это послужило одной из причин переезда Рудольфа II и его двора в Прагу в 1583 году. Здесь, в пражском Граде, он почти безвылазно провел без малого 30 последних лет своей жизни.

Переезд императорского двора в чешскую столицу способствовал бурному развитию города. Вот что пишет биограф Рудольфа II, чешский историк Йозеф Яначек:

«Большой пожар 1541 года привел к заметным перестановкам в городе и началу бурного строительства. Ренессансная архитектура с середины XVI века становится преобладающим стилем в Праге. Инициатива здесь принадлежала дворянству, но вслед за ним начали вести бурное строительство и зажиточные мещане. Так начался период ренессансной перестройки Праги, сильно изменивший прежний средневековый облик города».

Рудольф поощрял эти перемены и сам немало сделал прежде всего для обустройства своего дома – пражского Града.

Рудольф, увлекавшийся науками и искусствами, стремился превратить свой двор в культурный центр всей Европы. Во многом это ему удалось, и именно поэтому, пожалуй, этот странный человек и не слишком удачливый правитель столь надолго и прочно вошел в историю. Император был, можно сказать, гениальным любителем. Он разбирался в поэзии, живописи, математике, физике, архитектуре, химии и алхимии, астрономии и астрологии, философии и оккультизме, и хотя ни в одной из этих областей не был профессионалом, стремился окружать себя людьми, которые профессионалами были. В Праге в годы его правления жили и работали крупнейшие астрономы того времени – Иоганн Кеплер и Тихо де Браге, художники Бартоломей Шпранглер и Джузеппе Арчимбольдо, скульптор Адриан де Ври и многие другие.

Впрочем, в те времена граница между научным знанием и мистикой, явлениями земными и потусторонними воспринималась иначе, чем сейчас, была размытой, чем пользовались многочисленные шарлатаны, выдававшие себя за магов. Так и получилось, что умный и образованный Рудольф привечал при своем дворе таких личностей, как английский авантюрист Эдуард Келли, обещавший императору найти способ производить золото «столь же быстро, как курица клюет зерна». Рудольф II и его маги искали то философский камень, то эликсир вечной молодости, то способ оживлять неодушевленные предметы... Большой интерес у Рудольфа вызывала каббала – таинственное еврейское философско-религиозное учение. В эту эпоху возникли многие легенды и предания, ставшие частью культурной истории Праги и придавшие ей таинственный, мистический оттенок. Позднее многие из этих легенд были переработаны чешскими и немецкими авторами и получили широкую известность. Среди них – история Голема, глиняного великана, который ожил после того, как пражский раввин вложил в него свиток с магическими заклинаниями.

Между тем государственные дела шли у Рудольфа II ни шатко ни валко. Император вел не слишком удачные войны – вначале с турками, позднее – с венгерскими повстанцами, с которыми в 1606 году заключил мир, гарантировавший Венгрии многие ее традиционные вольности. Главными советниками императора, не любившего административную рутину, были Пауль Траутзон и камергер Вольфганг Румпф, хитрые и довольно умелые царедворцы. Однако после 1598 года, когда Рудольф перенес новую тяжелую болезнь, всё изменилось. Его психическое состояние резко ухудшилось, он стал еще более мрачным, подозрительным, меланхоличным и склонным к неконтролируемым вспышкам гнева. Йозеф Яначек отмечает:

«Людям, окружавшим императора, казались ненормальными многие его реакции, но его врачи колебались с диагнозом. Даже если они и понимали, что Рудольф страдает серьезным психическим расстройством, то не отваживались ясно сформулировать свою точку зрения. Между тем вспышки ярости, сменявшиеся периодами апатии и депрессии, все более ухудшали состояние императора».

Психическое состояние Рудольфа II сказалось как на ведении государственных дел, так и на личной жизни императора. Он выгнал Траутзона и Румпфа, приблизив к себе людей совсем иного сорта – своего камердинера Филиппа Ланга, простого слугу Иеронима Маховского и даже некоего истопника. Вряд ли тут можно говорить о каком-то демократизме императора – скорее он просто окружил себя людьми, которые бессовестно льстили ему, потакали его прихотям и не досаждали повседневными делами, к которым Рудольф питал всё большее отвращение.

Столь же сильным было и отвращение императора к браку. Несколько европейских принцесс считались в разные годы его нареченными, но ни одна из них не дождалась свадьбы – Рудольф колебался, да так и не решился пойти под венец. Между тем женщин император совсем не сторонился, у него было немало любовниц, самая известная из которых, итальянка Катарина Страда, дочь императорского антиквара, родила Рудольфу троих сыновей и трех дочерей. Старший из детей, носивший громкое имя Юлий Цезарь Австрийский, стал жертвой плохой наследственности Габсбургов: он страдал припадками буйного помешательства и был по приказу отца изолирован в замке в Крумлове на юге Чехии. Там в феврале 1608 года произошла трагедия – во время одного из припадков Юлий зверски убил свою любовницу, дочь цирюльника Маргариту Пихлер.

Поскольку законных потомков у Рудольфа II не было, его наследником считался младший брат Матиаш – человек недалекий, но весьма амбициозный. В 1606 году он и другие родственники императора подписали в Вене тайное соглашение. В нем Матиаш признавался главой династии вместо Рудольфа, которого предполагалось отстранить от власти. Но только два года спустя Матиаш пошел на открытый разрыв с братом. Началась недолгая война, в которой Австрия и Моравия выступили на стороне Матиаша. Богемия осталась верна Рудольфу II, но тот, хоть и был ревностным католиком, вынужден был подписать специальный указ (так называемый Majestát), которым признавал в королевстве свободу вероисповедания. К тому же Матиаш получил во владение австрийские, венгерские и моравские земли.

Отныне смыслом политической деятельности Рудольфа стала месть коварному брату. В 1611 году для этого представилась возможность. Один из родственников императора, Леопольд из Пассау, предложил в распоряжение Рудольфа II свою армию, набранную им ранее для участия в одном внутригерманском конфликте. «Воинство из Пассау» пошло на Прагу, но вело себя при этом откровенно по-бандитски, и горожане при поддержке чешской аристократии оказали ему активное сопротивление. К тому же у Леопольда кончились деньги, и вскоре он распустил своих наемников. Этой авантюрой Рудольф II скомпрометировал себя окончательно. Предводитель чешского войска, знатный вельможа Индржих Турм и его приближенные фактически принудили Рудольфа отречься от чешского трона в пользу Матиаша. Рудольфу II остался лишь мало что значивший императорский титул. Его власть фактически не распространялась за пределы пражского Града.

Эти события сломили императора. Он попытался поднять против брата германских князей, но эти планы оказались несбыточными. Зимой 1612 года Рудольф II заболел и 20 января умер. По преданию, незадолго до смерти, смотря из окна на город, он воскликнул: «Прага, неблагодарная Прага! Я принес тебе славу, а ты нынче отвергаешь меня, своего благодетеля!». Упрек был несправедлив – своими несчастьями Рудольф был обязан прежде всего психической болезни и вызванной ей неумелой политике. Как пишет один из современных историков,

«император скрывался от печальной действительности в другие миры, будь то таинственный мир науки или прекрасный мир искусства. В этом и состоит непреходящее очарование этого талантливого человека».

Рудольфа II похоронили в пражском соборе святого Витта. Он стал последним монархом, погребенным в Праге: остальные Габсбурги, начиная с мятежника Матиаша, лежат в склепе церкви капуцинов в Вене.