Свержение президента по конституционному праву: импичмент – что это такое. Что такое импичмент? Кто может объявить импичмент

Президент страны, как любой участник исполнительной власти, несет ответственность за свои действия перед народом. В качестве меры, ограничивающей полномочия лидера государства, законодательство предусматривает механизм отрешения его от власти.

Точное определение

Что такое импичмент по отношению к президенту. Понятие impeachment появилось в юридической практике в 15 веке. Впервые процедура лишения полномочий была опробована в Англии. Она предусматривала следствие по делу о нарушении существующих законов, вменяемых должностному лицу.

Английское законодательство заимствовано североамериканскими партнерами, которые ввели понятие президентского импичмента. В конституции США детально прописан план действий при вынесении вотума недоверия. Предусмотрено действие механизма по отношению к руководителям разного уровня – общенационального и регионального.

Внимание! Термин происходит от латинского глагола «impedivi» — «воспрепятствовал, пресек».

Что такое импичмент должностного лица. Impeachment служит актом проявления максимального недоверия к державному лидеру. Это легитимный способ отстранения его от власти до завершения срока полномочий. Слово заимствовано из английского языка. В переводе impeachment значит «недоверие». Значение слова импичмент указывает на возникшие подозрения в отношении должностного лица.

Особенности законодательства России

В законодательство Российской Федерации определение impeachment внесено для обозначения действий по привлечению к президента страны.

Согласно установленным нормам Конституции, глава государства обладает юридической неприкосновенностью. С 1993 года в Основном законе РФ появилась статья 93, которая предусматривает импичмент в отношении главы государства в случае обвинения его в тяжких преступлениях (например, измена родине).

Обвиняющей стороной выступает Государственная Дума, которая инкриминирует высшему должностному лицу страны нарушения, обоснованные специальной комиссией. Обвинение должно быть поддержано не менее чем 30% состава депутатов нижней палаты парламента. Сбор голосов осуществляется при помощи бюллетеней путем тайного голосования.

Обязательным условием для привлечения главы государства к ответственности является доклад от лица Верховного Суда, обнаружившего в поступках действующего президента признаки состава преступления. На его основании Дума составляет постановление про вотум недоверия и направляет его в верхнюю палату парламента.

Процедура импичмента предусматривает голосование сенаторов по выдвинутому запросу. Для приведения его в действие необходима поддержка более 60% членов Совета Федерации. На рассмотрение документа отводится срок до 3 месяцев. По истечении этого времени иск утрачивает силу. Окончательное решение вступает в действие после того, как Конституционный суд подтвердит точность соблюдения регламента.

Важно! Механизм отстранения державного лидера от власти до завершения срока его полномочий использовался в истории России трижды: по отношения к президенту Борису Ельцину в 1993 году (2 раза) и в 1999 году.

В демократическом обществе соблюдение законов является краеугольным камнем существования социально-политической системы. Статус высшего должностного лица державы защищает лидера от судебных притязаний во время срока избрания, импичмент это позволяет делать, невзирая на властные полномочия.

Практика зарубежных стран

В зарубежных странах impeachment предусмотрен не во всех законодательствах. В случаях, когда возникает необходимость досрочного снятия полномочий с главы государства, используют плебисцит. Референдум осуществляется в 3 этапа. Во время его проведения происходит сбор подписей людей, проголосовавших за кандидатуру на выборах президента.

Перечислим эти этапы:

  • не менее 1% от общего числа избирателей;
  • не менее 20%;
  • не менее 50%.

Внимание! Существуют страны, где импичмент невозможен. Во Вьетнаме, КНДР, Узбекистане, Индонезии, Алжире руководителя нельзя лишить властных полномочий до истечения срока его легитимности.

Если половина избирателей выразит желание заменить руководителя государства, то процедура импичмента считается состоявшейся.


Описание процедуры

Снятие президента с занимаемой должности проводится по строгому регламенту, прописанному в законодательстве. Последовательность действий в данной операции предусмотрена в Конституции. За соблюдением всех требований наблюдает Конституционный Суд.

Процедура состоит из нескольких этапов:

  1. Выдвижение юридических обвинений в нарушении законодательства через высший орган законодательной власти (парламент).
  2. Подтверждение Верховным Судом наличия состава преступления в действиях обвиняемого.
  3. Составление законодательного акта про лишение властных полномочий в нижней палате парламента (Государственная Дума в России, Палата представителей в США, Палата общин в Великобритании).
  4. Утверждение заключения о снятии страны с занимаемой должности происходит в верхней палате парламента (Совет Федераций в России, Сенат в США, Палата лордов в Великобритании).

Право обнародования заключительного вердикта принадлежит Верховному судье.

Причины для вотума недоверия

Законодательства разных государств определяет собственный перечень причин для вынесения вотума недоверия руководителю державы, исходя из трактовки того, что означает слово impeachment.

В большинстве стран серьезными правонарушениями считаются:

  1. Измена родине, поддержка враждебных государству сил.
  2. Взяточничество, коррупция.
  3. Лжесвидетельство, препятствие правосудию.
  4. Занятие предпринимательской деятельностью.
  5. Нарушение законов страны.
  6. Незаконный роспуск парламента.
  7. Ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей.
  8. Посягательство на конституционный строй.

Голосование о вотуме недоверия в парламенте Румынии

Примеры из истории

Практическое использование законодательного механизма снятия руководителя с его поста происходило не часто. На рубеже 20-21 веков, что означает слово impeachment, узнало несколько президентов:

Страна Год Президент Сущность обвинения
Бразилия 1992 Фернанду Колор
Эквадор 1997 Абдала Букарам Умственная неполноценность.
Филиппины 2000 Джозеф Эстрада Получение взяток.
Перу 2000 Альберто Фухимори Преступления против народа.
Индонезия 2001 Абдуррахман Вахид Участие в коррупционной деятельности.
Литва 2004 Роландас Паксас Необъективность в принятии решений.
Бразилия 2016 Дилма Русеф Ошибки в управлении и покрытие расхищения государственных средств.

В Соединенных Штатах слово импичмент звучало по отношению к трем президентам :

  1. Эндрю Джонсону в связи с незаконной отставкой главы военного ведомства (1868 г.);
  2. Ричарду Никсону, по делу о тайной прослушке штаба демократической партии — Уотергейт (1974 г);
  3. Биллу Клинтону в связи с лжесвидетельством и препятствием правосудию (1998-1999 гг.).

Николсон сам подал в отставку, а по делам Клинтона и Джонсона были приняты оправдательные решения.

Полезное видео: что такое импичмент?

Пост державного лидера выдвигает жесткие требования к поведению человека, его соответствию занимаемой должности. Уклонение от выполнения правовых является основанием для выдвижения обвинений.

Конституцией РФ предусмотрена возможность досрочного отрешения Президента РФ от должности за совершения преступления, именуемая в международной практике процедурой импичмента .

Институт импичмента закреплен в конституциях многих стран, но он практически не применялся (например, в США за 200 лет были предприняты три безрезультатные, с юридической точки зрения, процедуры импичмента президента - в 1865, 1974 и 1999 гг.). В РФ дважды предпринимались тоже безрезультатные попытки импичмента - в 1993 и 1999 гг. В 2004 г. подвергся импичменту и был досрочно смещен с поста президент Литвы.

Процедура импичмента в РФ предусматривает 3 стадии:

Выдвижение Госдумой обвинения против Президента РФ - начало процедуры;

Заключения Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ;

Отрешение президента от должности Советом Федерации.

Обвинение выдвигается Госдумой ФС РФ большинством в 2/3 голосов по инициативе не менее 1/3 депутатов и при наличии заключения специальной образованной Госдумой комиссии; президент обвиняется в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления;

Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления, а Конституционный Суд РФ - о соблюдении порядка выдвижения обвинения;

Совет Федерации ФС РФ принимает решение об отрешении Президента РФ от должности квалифицированным большинством голосов - 2/3 голосов от общего состава в 3-месячный срок после выдвижения Госдумой обвинения; импичмент считается отклоненным, если решение не принято в 3-месячный срок или за отрешение проголосовало менее 2/3 членов Совета федерации; в ином случае Президент РФ прекращает полномочия с момента принятия Советом Федерации соответствующего решения.

В случае досрочного прекращения Президентом РФ полномочий по любому основанию исполнение его обязанностей возлагается на Председателя Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права роспуска Госдумы.

Выборы нового Президента РФ проводятся в 3-месячный срок.

Законодательная власть в Российской Федерации

Половина депутатов (225) избирается по одномандатным округам (территория России делится на 225 примерно одинаковых по численности избирателей округов (и не менее одного округа в одном субъекте федерации), от которых избирается один депутат, - мажоритарная система;

Другая половина (225) депутатских мандатов распределяется между партиями (блоками партий) пропорционально числу поданных голосов - округом становится вся страна: чем больше голосов избирателей отдано за партию, тем больше депутатских мест она получит.

Во время выборов избиратель получает 2 бюллетеня : первый с именами кандидатов от округа, где он проживает; второй с названиями партий (блоков), участвующих в выборах стране в целом. Избиратель может голосовать только за одно кандидата в мажоритарном округе и только за одну партию (блок) по пропорциональному (общефедеральному) округу.

Право избирать депутатов Госдумы имеют граждане РФ, достигшие на день выборов 18 лет. Право быть избранными депутатом Госдумы имеют граждане РФ, достигшие 21 года.

Не имеют избирательного права лица, признанные судом недееспособными, и лица, по приговору суда отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы.

Законодательство о выборах депутатов Госдумы не отличается стабильностью. За 10 лет существования Госдумы каждые новые выборы (1993, 1995, 1999 ГГ.) проводились по новому закону о выборах, который принимался непосредственно «под» очередные выборы и менял правила их проведения. С 2007г. планируется избирать Госдуму только по пропорциональной системе (по партийным спискам) - соответствующие законопроекты уже внесены в парламент.

В мажоритарном округе избранным считается кандидат:

При условии, что в выборах приняло участие более 25% избирателей, зарегистрированных в округе (соблюден кворум);

За победившего кандидата подано больше голосов, чем "против всех".

К распределению депутатских мандатов (всего 225) в общефедеральном (пропорциональном) округе допускаются зарегистрированные федеральные списки, которые:

Если списки, получившие 5 и более процентов голосов, вместе набрали 50 и менее процентов голосов по общефедеральному округу, то к распределению мандатов допускаются также списки, набравшие менее 5% голосов, пока списки, допущенные к распределению мандатов, в сумме не наберут более 50% голосов;

Если менее чем за 3 списка кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов, подано в совокупности более 50% голосов, а остальные списки получили менее 5% голосов, к распределению мандатов допускаются списки, каждый из которых получил 5 и более процентов, а также в порядке убывания поданных голосов списки, набравшие менее 5% голосов, до того как общее число списков, допущенных к распределению, не достигнет 3.

Допущенные к распределению мандатов списки получают количество мандатов, пропорциональное итоговому результату в соответствии с очередностью кандидатов в списках.

Центризбирком признает выборы по общефедеральному округу не состоявшимися, если:

Ни один список не наберет 5 и более процентов голосов избирателей, пришедших на выборы;

В выборах примет участие менее 25% зарегистрированных избирателей;

Основной функцией Федерального Собрания является функция законодательства. Статья 104 Конституции РФ содержит перечень субъектов законодательной инициативы: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, представительные органы субъектов РФ, а также Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный суды. Вместе с тем, никто, кроме Федерального Собрания РФ, не имеет права принимать федеральные законы. Из двух палат парламента именно Государственная дума играет основополагающую роль в законодательном процессе.

Законодательный процесс - это установленный законами и регламентами порядок, этапы, процедуры прохождения закона от проекта до опубликования и вступления в силу, а так же взаимодействие всех участков законотворчества (рис.5.2).

4-й этап. Одобрение закона
Президент Российской Федерации в течении четырнадцати дней подписывает закон и обнародует его
5-й этап. Предписание и обнародование законов

Рис. 5.2. Стадии законодательного процесса

1 этап - законодательная инициатива . Она определяется как совокупность форм, процедур, операций, сопровождающих и обеспечивающих внесение в Государственную Думу проектов законов.

2 этап - рассмотрение законопроекта Государственной Думой. Регламентом Государственной Думы определен порядок рассмотрения законопроекта. Он осуществляется в три чтения, в ходе которых обсуждается концепция, оцениваются положения, отдельные статьи законопроекта, определяется необходимость принятия, вносятся поправки и т. п.

3 этап - принятие закона Государственной Думой. Согласно Конституции РФ и регламенту Государственной Думы федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов (450). В течении 5 дней передаются в Совет Федерации.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течении четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Заключительный этап законодательного процесса - промульгация состоит в том, что принятый палатами парламента федеральный закон в течении 5 дней направляется главе государства, подписывается им, после чего публикуется. Подписывая закон, глава государства констатирует, что закон принят парламентом должным образом и подлежит исполнению; если в течении 14 дней Президент отклонит этот закон, обе палаты вновь рассматривают его, и, если он будет одобрен при повторном рассмотрении не менее чем 2/3 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней и обнародованию.

Конституция РФ предусматривает возможность досрочного роспуска одной из палат Федерального Собрания РФ - Госдумы.

Президент РФ вправе распустить Госдуму в случаях:

Трехкратного отклонения Госдумой кандидатур, предложенных Президентом РФ на должность Председателя Правительства Российской Федерации;

Двукратного в течение 3 месяцев вынесения Госдумой вотума недоверия Правительству РФ при несогласии Президента РФ принять отставку Правительства РФ;

Вынесения Госдумой недоверия Правительству РФ, если вопрос о доверии был вынесен по инициативе Правительства РФ.

Роспуск Государственной Думы невозможен :

В течение одного года со дня ее избрания;

В течение 6 месяцев до окончания полномочий Президента РФ;

С момента выдвижения Госдумой обвинения против Президента РФ;

В период действия в РФ военного или чрезвычайного положения.

Импичмент в переводе с английского обозначает «недоверие, сомнение». Президент – первое лицо в государстве. Если он не справляется со своими обязанностями, парламент или другой орган власти в праве выдвинуть ему «вотум недоверия».

Что такое импичмент президента?

Этот термин «перекочевал» в Конституционное законодательство Росси из США. Что значит импичмент президента в разных странах? Это – процедура привлечения к правовой ответственности и последующего отстранения от своей должности высшего государственного лица. Действия совершаются по схеме:

  1. «Виновнику» предъявляется обвинение в судебно наказуемых деяниях.
  2. Формирование заключения происходит в нижней палате Законодательного органа.
  3. Судебный вердикт выносится верхней палатой.

Причины для импичмента президента

Если в Российской Федерации основной причиной процесса становится измена государству, то в Америке и других западных странах этот список значительно больше. Высокая должность обязывает к соблюдению правовых и конституционных норм, предельной честности, обнародованию информации, имеющей государственную важность. Импичмент - это отстранение от полномочий президента, нарушающего установленный порядок и не справляющегося со своими должностными обязанностями. Основные причины начала судебного процесса:

  1. Государственная измена (например, в США под этим понятием подразумеваются военные действия против Америки, поддержка врагов, присоединение к их рядам).
  2. Тяжкие преступные деяния иного рода: взяточничество; попрание гражданских прав, указанных в Конституции, лжесвидетельство, препятствие правосудию; утаивание информации, имеющей государственную важность.
  3. Невозможность исполнения прямых обязанностей по состоянию здоровья.

Кто может огласить импичмент?

В России процесс инициируется Государственной Думой, в США – Палатой представителей. Заявление поступает в юридический комитет, формулирующей «положения импичмента». Если за них проголосует большинство членов Палаты представителей (США) или 2/3 депутатов Госдумы (Россия), то делу дается дальнейший ход. Кто объявляет импичмент президенту в конце судебных заседаний? Сенат (США) или Совет Федерации (Россия) рассматривают показания свидетелей. Верховный судья председательствует по делу об импичменте. Он же и обнародует принятое заключение.

Как объявлять импичмент президенту?

Совет Федерации (Россия) или Сенат (США) выносит окончательный приговор. В тех странах, где Конституцией не предусмотрена процедура отстранения от обязанностей президента, проводится всенародный референдум. На 1 этапе голосования должно быть собрано не менее 1% голосов избирателей, ранее голосовавших за утверждение кандидата в должности высшего руководящего лица. На 2 этапе количество голосов должно составлять не менее 20%. На последнем этапе число проголосовавших за импичмент президента должно быть более 50%.

Основные этапы процедуры импичмента

В России процедура импичмента совершалась 3 раза: дважды в 1993 году и в 1999 году. Порядок его проведения был заимствован США у Великобритании, а Россией – у Америки. Под судебный прессинг 3 раза попадал российский президент Борис Ельцин, американцы – Ричард М. Николсон, Эндрю Джонсон, Билл Клинтон, бразильянка Дилма Роуссефф (судебный процесс был завершен 31 августа 2016 года).

Импичмент – что это такое с точки зрения закона? В Российской Федерации процесс регулируется ст. 93:

  1. Государственная Дума выдвигает обвинительное заключение в измене государству или других тяжких преступлениях.
  2. Верховный Суд выносит решение о присутствии признаков и мотивов преступления.
  3. Конституционный Суд России регулирует соблюдение порядка, установленного при выдвижении обвинительного вердикта.
  4. Оглашается заключение об отстранении президента от занимаемой должности – его выносит Совет Федерации.

Импичмент - что это в США, и по какой схеме он происходит? Процесс осуществляется в 2 этапа:

  • 1 этап - обвинительный приговор выдвигается представителями Палаты;
  • 2 этап – заключение выносится Сенатом.

Хотя такие процессы, как современный импичмент, существовали в разных странах, наиболее часто этот термин используется в отношении англо-американской процедуры в англоязычном мире. Английская практика импичмента началась в 14 или 15 в. Обычная процедура состояла в подтверждении обвинений Палатой общин с проведением предварительного следствия или без него. В собственном смысле термин «импичмент» означал процедуру привлечения высших должностных лиц государства к парламентскому суду для того, чтобы лишить их полномочий, и относился лишь к этой части процесса. За ней следовал суд, который проводила Палата лордов.

Последний английский импичмент проводился против лорда Мелвилла в 1806. Как средство привлечения к политической ответственности импичмент вышел из употребления после учреждения современной системы ответственного правительства.

Американская практика следует английской процедуре. Федеральная конституция установила, что любое гражданское должностное лицо может быть подвергнуто импичменту Палатой представителей за «серьезные преступления и правонарушения», хотя ранее было признано, что должностные лица законодательных органов не подлежат импичменту. Военные должностные лица, подлежащие суду военных трибуналов, не могут подвергаться импичменту. После импичмента проводится судебное разбирательство в Сенате, где для осуждения требуется получить большинство в две трети голосов, а приговор ограничен отстранением от должности, а также лишением права занимать государственный пост. Импичмент не является препятствием для преследования в гражданских судах, и помилование должностному лицу, осужденному после импичмента, не гарантируется. Самый знаменитый федеральный импичмент был вынесен в 1868 Палатой представителей президенту США Эндрю Джонсону. Однако Сенату не удалось его осудить. Всего федеральные импичменты проходили 13 раз, наиболее часто – против представителей судебной власти. Из 13 должностных лиц, подвергнутых импичменту, осуждены были лишь четверо, причем все – судьи. В 1974 Судебный комитет Палаты представителей одобрил импичмент президента Ричарда Никсона, но прежде чем Палата в полном составе смогла его рассмотреть, президент ушел в отставку. Угроза импичмента была также у Б.Клинтона после скандала с Моникой Левински. 19 декабря 1998 Палата представителей проголосовала «за» то, чтобы инициировать импичмент президента. Дело было передано в Сенат. 12 февраля 1999 Сенат проголосовал «против». Таким образом процедура импичмента была прекращена.

Конституции штатов предусматривают примерно такие же процедуры импичмента с некоторыми вариациями. Импичменты в штатах были немногочисленны и применялись для отстранения должностных лиц различного ранга – от мирового судьи до губернатора.

Импичмент в Российской Федерации.

В российской истории в 1990-е много раз ставился вопрос об импичменте президента Бориса Ельцина, однако ни разу не было набрано достаточное количество голосов, что небезосновательно позволяет предположить, что в реальности механизм досрочной законной смены власти в стране практически невыполним.

В Статье 93 Конституции РФ заложено два основных момента. Первый момент - основания отрешения Президента от должности определены слишком узко. Они включают в себя государственную измену, или тяжкое преступление. Таким образом, если Президент совершил преступление, но нетяжкое, то он может остаться в своей должности. Второй момент - вопрос должен быть рассмотрен трехмесячный период, что сильно сужает сроки рассмотрения вопроса. Если президент, например, совершил государственную измену, то по этой статье, тем не менее, он может остаться в должности, если истекли 3 месяца, в течение которых вопрос должен был быть рассмотрен и решен.

15 мая 1999 Государственной думой был рассмотрен вопрос о досрочном прекращении полномочий президента РФ Б.Ельцина. В 1998 была начата процедура импичмента. Она основывалась на 5 обвинениях, в числе которых были распад Советского Союза; расстрел парламента в октябре 1993; развязывание войны в Чечне; развал Вооруженных Сил и геноцид российского народа. Впервые был образован Комитет по импичменту. Однако в ходе голосования ни по одному из пунктов обвинения не было набрано две трети голосов депутатов.

Вместе с тем, региональные парламенты несколько раз выносили импичменты вызвавшим у них недоверие губернаторам (например, двукратно – губернатору Алтайского края Михаилу Евдокимову).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Импичмент в Российской Федерации. Выдержки из конституции РФ.

Статья 93 Конституции РФ

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

В России процедура импичмента (отрешения от должности) инициировалась трижды, один раз - согласно действующей Конституции. Во всех случаях объектом становился первый президент - Борис Ельцин .

В первый раз вопрос об импичменте встал в марте 1993 года по инициативе Верховного Совета и Съезда народных депутатов России . Хотя действовавшая на тот момент (с изменениями) Конституция РСФСР 1978 года позволяла Съезду народных депутатов самостоятельно решать «любой вопрос, находящийся в ведении Российской Федерации», в результате переговоров между Верховным Советом и президентом вопрос о полномочиях был вынесен на всенародный референдум , в ходе которого одновременно решался вопрос и о доверии Съезду. В результате народного волеизъявления обе ветви власти сохранили свои полномочия.

Во второй раз вопрос об импичменте встал в сентябре 1993 года, после указа президента о прекращении действия Съезда и Верховного Совета. Решение об импичменте было принято депутатами, собравшимися на так называемый X Съезд, законность которого, однако, не была признана исполнительной властью. Конфликт был разрешён вооружённым путём в ходе событий 3-4 октября .

В третий раз вопрос об импичменте рассматривался в 1998-1999 годах. Президент Ельцин обвинялся Государственной думой по четырём пунктам: развал СССР , развязывание войны в Чечне , ослабление обороноспособности и безопасности России, роспуск Верховного Совета в 1993 году . Факультативно рассматривался вопрос о «геноциде российского народа». В Государственной думе была создана специальная парламентская комиссия по рассмотрению вопроса об импичменте во главе с членом фракции КПРФ Вадимом Филимоновым (председатель), Виктором Илюхиным (КПРФ) и Еленой Мизулиной («Яблоко ») (заместители председателя). В результате голосования ни одно из обвинений не получило поддержки квалифицированного большинства депутатов (для выдвижения обвинения по вопросу о войне в Чечне не хватило 17 голосов), и процедура была прекращена.

В других странах

Законодательство об импичменте высших должностных лиц существует в большинстве стран мира, однако не везде к нему прибегают. Например, в конце XX - начале XXI века были отрешены от должности президенты: Бразилии Фернанду Колор (1990-1992) и Дилма Русеф (2011-2016), Перу Альберто Фухимори (Конгресс не принял его добровольной отставки и провёл процедуру импичмента с запретом на политическую деятельность), Индонезии Абдуррахман Вахид и Литвы Роландас Паксас . Импичмент Паксаса () при этом стал единственным принятым импичментом главы государства в Европе .

Лихтенштейн

В отличие от большинства других стран в конституции Лихтенштейна процедура отстранения от власти князя инициируется гражданами и проводится через всенародный референдум .

Филиппины

Импичмент на Филиппинах следует процедурам, похожим на процедуру в Соединённых Штатах Америки. Согласно разделам 2 и 3 статьи 11 Конституции Филиппин, Палата представителей Филиппин имеет исключительное право инициировать все случаи импичмента против президента, вице-президента, членов Верховного суда, членов Конституционных комиссий и омбудсмена . Когда треть её членов одобрила статьи импичмента, они затем передаются в Сенат Филиппин.

Напишите отзыв о статье "Импичмент"

Примечания

Литература

Ссылки

  • - статья из энциклопедии «Кругосвет»

Отрывок, характеризующий Импичмент

– Чтоб никто ничего не знал! – прибавил государь, нахмурившись. Борис понял, что это относилось к нему, и, закрыв глаза, слегка наклонил голову. Государь опять вошел в залу и еще около получаса пробыл на бале.
Борис первый узнал известие о переходе французскими войсками Немана и благодаря этому имел случай показать некоторым важным лицам, что многое, скрытое от других, бывает ему известно, и через то имел случай подняться выше во мнении этих особ.

Неожиданное известие о переходе французами Немана было особенно неожиданно после месяца несбывавшегося ожидания, и на бале! Государь, в первую минуту получения известия, под влиянием возмущения и оскорбления, нашел то, сделавшееся потом знаменитым, изречение, которое самому понравилось ему и выражало вполне его чувства. Возвратившись домой с бала, государь в два часа ночи послал за секретарем Шишковым и велел написать приказ войскам и рескрипт к фельдмаршалу князю Салтыкову, в котором он непременно требовал, чтобы были помещены слова о том, что он не помирится до тех пор, пока хотя один вооруженный француз останется на русской земле.
На другой день было написано следующее письмо к Наполеону.
«Monsieur mon frere. J"ai appris hier que malgre la loyaute avec laquelle j"ai maintenu mes engagements envers Votre Majeste, ses troupes ont franchis les frontieres de la Russie, et je recois a l"instant de Petersbourg une note par laquelle le comte Lauriston, pour cause de cette agression, annonce que Votre Majeste s"est consideree comme en etat de guerre avec moi des le moment ou le prince Kourakine a fait la demande de ses passeports. Les motifs sur lesquels le duc de Bassano fondait son refus de les lui delivrer, n"auraient jamais pu me faire supposer que cette demarche servirait jamais de pretexte a l"agression. En effet cet ambassadeur n"y a jamais ete autorise comme il l"a declare lui meme, et aussitot que j"en fus informe, je lui ai fait connaitre combien je le desapprouvais en lui donnant l"ordre de rester a son poste. Si Votre Majeste n"est pas intentionnee de verser le sang de nos peuples pour un malentendu de ce genre et qu"elle consente a retirer ses troupes du territoire russe, je regarderai ce qui s"est passe comme non avenu, et un accommodement entre nous sera possible. Dans le cas contraire, Votre Majeste, je me verrai force de repousser une attaque que rien n"a provoquee de ma part. Il depend encore de Votre Majeste d"eviter a l"humanite les calamites d"une nouvelle guerre.
Je suis, etc.
(signe) Alexandre».
[«Государь брат мой! Вчера дошло до меня, что, несмотря на прямодушие, с которым соблюдал я мои обязательства в отношении к Вашему Императорскому Величеству, войска Ваши перешли русские границы, и только лишь теперь получил из Петербурга ноту, которою граф Лористон извещает меня, по поводу сего вторжения, что Ваше Величество считаете себя в неприязненных отношениях со мною, с того времени как князь Куракин потребовал свои паспорта. Причины, на которых герцог Бассано основывал свой отказ выдать сии паспорты, никогда не могли бы заставить меня предполагать, чтобы поступок моего посла послужил поводом к нападению. И в действительности он не имел на то от меня повеления, как было объявлено им самим; и как только я узнал о сем, то немедленно выразил мое неудовольствие князю Куракину, повелев ему исполнять по прежнему порученные ему обязанности. Ежели Ваше Величество не расположены проливать кровь наших подданных из за подобного недоразумения и ежели Вы согласны вывести свои войска из русских владений, то я оставлю без внимания все происшедшее, и соглашение между нами будет возможно. В противном случае я буду принужден отражать нападение, которое ничем не было возбуждено с моей стороны. Ваше Величество, еще имеете возможность избавить человечество от бедствий новой войны.
(подписал) Александр». ]

13 го июня, в два часа ночи, государь, призвав к себе Балашева и прочтя ему свое письмо к Наполеону, приказал ему отвезти это письмо и лично передать французскому императору. Отправляя Балашева, государь вновь повторил ему слова о том, что он не помирится до тех пор, пока останется хотя один вооруженный неприятель на русской земле, и приказал непременно передать эти слова Наполеону. Государь не написал этих слов в письме, потому что он чувствовал с своим тактом, что слова эти неудобны для передачи в ту минуту, когда делается последняя попытка примирения; но он непременно приказал Балашеву передать их лично Наполеону.
Выехав в ночь с 13 го на 14 е июня, Балашев, сопутствуемый трубачом и двумя казаками, к рассвету приехал в деревню Рыконты, на французские аванпосты по сю сторону Немана. Он был остановлен французскими кавалерийскими часовыми.
Французский гусарский унтер офицер, в малиновом мундире и мохнатой шапке, крикнул на подъезжавшего Балашева, приказывая ему остановиться. Балашев не тотчас остановился, а продолжал шагом подвигаться по дороге.
Унтер офицер, нахмурившись и проворчав какое то ругательство, надвинулся грудью лошади на Балашева, взялся за саблю и грубо крикнул на русского генерала, спрашивая его: глух ли он, что не слышит того, что ему говорят. Балашев назвал себя. Унтер офицер послал солдата к офицеру.
Не обращая на Балашева внимания, унтер офицер стал говорить с товарищами о своем полковом деле и не глядел на русского генерала.
Необычайно странно было Балашеву, после близости к высшей власти и могуществу, после разговора три часа тому назад с государем и вообще привыкшему по своей службе к почестям, видеть тут, на русской земле, это враждебное и главное – непочтительное отношение к себе грубой силы.
Солнце только начинало подниматься из за туч; в воздухе было свежо и росисто. По дороге из деревни выгоняли стадо. В полях один за одним, как пузырьки в воде, вспырскивали с чувыканьем жаворонки.
Балашев оглядывался вокруг себя, ожидая приезда офицера из деревни. Русские казаки, и трубач, и французские гусары молча изредка глядели друг на друга.
Французский гусарский полковник, видимо, только что с постели, выехал из деревни на красивой сытой серой лошади, сопутствуемый двумя гусарами. На офицере, на солдатах и на их лошадях был вид довольства и щегольства.
Это было то первое время кампании, когда войска еще находились в исправности, почти равной смотровой, мирной деятельности, только с оттенком нарядной воинственности в одежде и с нравственным оттенком того веселья и предприимчивости, которые всегда сопутствуют началам кампаний.
Французский полковник с трудом удерживал зевоту, но был учтив и, видимо, понимал все значение Балашева. Он провел его мимо своих солдат за цепь и сообщил, что желание его быть представленну императору будет, вероятно, тотчас же исполнено, так как императорская квартира, сколько он знает, находится недалеко.
Они проехали деревню Рыконты, мимо французских гусарских коновязей, часовых и солдат, отдававших честь своему полковнику и с любопытством осматривавших русский мундир, и выехали на другую сторону села. По словам полковника, в двух километрах был начальник дивизии, который примет Балашева и проводит его по назначению.
Солнце уже поднялось и весело блестело на яркой зелени.
Только что они выехали за корчму на гору, как навстречу им из под горы показалась кучка всадников, впереди которой на вороной лошади с блестящею на солнце сбруей ехал высокий ростом человек в шляпе с перьями и черными, завитыми по плечи волосами, в красной мантии и с длинными ногами, выпяченными вперед, как ездят французы. Человек этот поехал галопом навстречу Балашеву, блестя и развеваясь на ярком июньском солнце своими перьями, каменьями и золотыми галунами.
Балашев уже был на расстоянии двух лошадей от скачущего ему навстречу с торжественно театральным лицом всадника в браслетах, перьях, ожерельях и золоте, когда Юльнер, французский полковник, почтительно прошептал: «Le roi de Naples». [Король Неаполитанский.] Действительно, это был Мюрат, называемый теперь неаполитанским королем. Хотя и было совершенно непонятно, почему он был неаполитанский король, но его называли так, и он сам был убежден в этом и потому имел более торжественный и важный вид, чем прежде. Он так был уверен в том, что он действительно неаполитанский король, что, когда накануне отъезда из Неаполя, во время его прогулки с женою по улицам Неаполя, несколько итальянцев прокричали ему: «Viva il re!», [Да здравствует король! (итал.) ] он с грустной улыбкой повернулся к супруге и сказал: «Les malheureux, ils ne savent pas que je les quitte demain! [Несчастные, они не знают, что я их завтра покидаю!]