Жизнь Без Границ: интервью с основательницей проекта Bezgraniz Couture – Яниной Урусовой. Янина Урусова: «Инвалидность – это не пандус, а космические технологии «Ортомода»: стараемся сделать наряднее

Янина Урусова

Социальный антрепренер

Десять лет назад мы с Тобиасом Райзнером задумывали наш проект одновременно как социальный и как предпринимательский. Моя сила – в создании креативных концепций и коопераций, его – в создании глобальной инфраструктуры. Мы не боимся думать по-ново­му и просто делать то, что нам кажется правильным. Bezgraniz Couture™ – это наш частный проект. Мы вложили свои деньги, привлекли инвесторов из числа друзей. Много работали и много ошибались.

Очень полезно ошибаться. Очень полезно ни от кого не зависеть.

Потом, когда появились результаты в виде таких проектов, как «Акрополь: как я нашел свое тело», где молодые люди, пережившие ампутацию, представлены в виде античных статуй, к нам начали обращаться глобальные лидеры: Mercedes-Benz, Covestro, Burda, Otto Bock, Boehringer Ingelheim, «Фабрика Окон». «Британка» открыла двери для сотрудничества.

Большинство компаний имеют Corporate Social Responsibility, включающую Diversity & Inclusion. Многие заинтересованы в продвижении своих инноваций. Мы предлагаем интересные проекты, а они предоставляют нам свои ресурсы. Что важно – не только финансовые. И становятся долгосрочными партнерами.

Сейчас мы планируем проекты с SAP и уже в четвертый раз делаем показ на Mercedes-Benz Fashion Week. Здорово ощущать, что мы в России создаем инновации для всего мира.

Полезные связи?

Так получилось, что у нас их много и они прочные. Основаны на нашей бизнес-карьере, нашем многолетнем членстве в Rotary-International, десятилетнем опыте работы в социальной сфере. У нас есть возможность разговаривать напрямую с людьми, принимающими решения. Это очень сокращает путь к результату.

Если связей нет, то их не так сложно наработать. Сегодня социальный проект – если он действительно нужен людям и грамотно организован – имеет все возможности найти поддержку в бизнес-кругах и на государственном уровне. Надо постараться не умереть в первые 3 года, стать членом комьюнити, в которое входят потенциальные партнеры, получить репутацию эксперта, уметь поддерживать отношения.

Мужское и женское

Прожив десять лет в феминистической Германии, я всю жизнь работала наравне с мужчинами. А женщина в бизнесе, чтобы ощущать себя равной, думает, что нужно еще пару образований, повышение еще одной квалификации, от забора до обеда и... И может быть большой успех на работе, но очень нездоровая жизнь для женской души и тела. Просто этого не видно за внешними признаками успеха.

Несколько лет назад я оказалась у ведического психолога. И услышала о естественных ролях, которые играют женщина и мужчина в семье – и в бизнесе­. У каждого своя роль и зона ответственности. Для меня открылся­ совершенно новый мир. Я перестроила мышление, и ров­но через неделю то, чего я добивалась годами в партнерских бизнес-отношениях, произошло само собой.

Многие женщины на переговорах пытаются показать, что они – главные. Может, так и есть, но пусть говорит мужчина.

В некоторых ситуациях это гораздо продуктивнее. Помолчите, не соревнуйтесь. Покажите, что вы – слаженная команда. Это убеждает сильнее слов, потому что на такую команду можно положиться.

Техно-прорыв

Мир меняется у нас на глазах благодаря техническому прогрессу. Маргинализированная «инвалидность» постепенно будет уходить в прошлое. Как рабовладельческая эпоха. Инвалидность – это не пандус, а космические технологии. Уже сегодня можно управлять машиной без рук/ног или вслепую, посылать сигналы к протезам напрямую из головного мозга, печатать живые органы на 3D-принтере. Правила web accessibility позволяют работать в Сети слепым и парализованным людям, ортопедические устройства становятся дизайн-объектами.

Консервативный мир моды экспериментирует с новыми технологиями на всех уровнях: от персонализированного дизайна до новых концепций продаж. Это и кроссовки для людей с ограниченной моторикой, и ткань, которая становится передатчиком информации. Одежда становится девайсом, подключенным к Internet of Things.

Это мир, который мы в Bezgraniz Couture™ называем своим, поэтому уже сейчас создаем инновационные кооперации с лидерами рынка. Люди с инвалидностью становятся нашими экспертами.

После окончания МАРХИ, с 1992 по 2001-й, жила и работала в Германии. С 2001 года возглавляла отдел Corporate Communications компании Siemens в России. В 2009-м вместе с немецким предпринимателем Тобиасом Райзнером создала инновационный социально-предпринимательский проект Bezgraniz Couture™. Одно из основных направлений работы – создание одежды для людей с инвалидностью. В разные годы проекты культурного центра входили в шорт-листы премий: The Moscow Times Awards, «Сделано в России», «Премия Рунета», стали обладателями гран-при премий «Серебряный Лучник», «Серебряный Меркурий» и PROBA-IPRA Golden World Awards. В 2016-м Янина стала номинантом премии EY «Деловые женщины».

Посетили экскурсию по фотовыставке «Акрополь: как я нашел свое тело»

В центре большой площадки в здании Центрального телеграфа висит фотография, издалека напоминающая барельеф. Только подойдя ближе и приглядевшись, можно заметить, что в статуи решили поиграть люди, и притом не совсем обычные, а так называемые «люди с особенностями».

Кто-то едет в Лувр, чтобы полюбоваться Венерой Милосской, кто-то перелетает полмира, чтобы восхититься изящностью линий античных скульптур. Однако мало кто решится сравнить инвалида со статуей и разглядеть красоту в теле с ампутацией. Организаторы выставки «Акрополь: как я нашел свое тело», открывшейся в рамках фестиваля «БезГраниц: тело, общество, культура», попробовали сделать это.

«Нас научили отворачиваться от людей, у которых нет некоторых частей тела. Нашим фестивалем и этой выставкой мы надеемся изменить угол зрения общества, помочь ему отбросить стереотипы», - объясняет Янина Урусова, директор культурного центра «БезГраниц» и автор проекта.

Центральную фотографию выставки снимали в течение 8 часов. По задумке продюсеров и фотографов, десять молодых людей с ампутациями должны были подражать известным античным образам. «Глядя на древнегреческую статую, мы восхищаемся ее красотой, не замечая отсутствия ноги или руки, а на человека без ноги в нашем обществе даже смотреть не принято, мы не знаем, как к этому относиться, - говорит Янина Урусова. - Наш проект помогает осознать сходство античных статуй с людьми, у которых ампутированы конечности, и взглянуть на людей с иными телами без страха и неприязни, а самим участникам принять, “найти” свое тело, свои обстоятельства, свою жизнь, чтобы обрести гармонию».

На стене рядом с главной работой размещены фотографии закадровой съемки: увлеченность процессом, расслабленность и непринужденность моделей завораживают. Люди, от которых мы привыкли отводить взгляд, напротив, гипнотизируют.

Причину такой раскованности Елена Каширская, продюсер съемок, объясняет так: «Мы старались создать расслабленную атмосферу: с самого начала уверили моделей, что в результате все получится красиво. Некоторые фотографы жульничают, скрывая на снимках увечья удачным ракурсом. Мы были откровенны, насколько это было возможно. Мы снимали людей такими, какими их видели, без недосказанности, но и без акцентов».

Фестиваль «БезГраниц» не сводится только к выставке. Организаторы также приглашают всех желающих на цикл открытых лекций, вести которые будут известные писатели, философы, социологи и журналисты.

Без малого пятая часть населения планеты ограничена в некоторых возможностях. И эти ограничение нередко вызывают у окружающих одну эмоцию – жалость. Однако не стоит спешить называть этих людей «инвалидами», – они также, как и прочие являются специалистами, родителями, покупателями и даже…модниками. Янина Урусова – основательница проекта Bezgraniz Couture рассказала о рождении идеи модной линейки для людей с ограничениями, и об особенностях реализации проекта.

Как вы пришли к идее создания линейки, главной целевой аудиторией которой являются люди с инвалидностью? Ведь такие решения принимаются не в одночасье...

Почти десять лет назад, в 2007-м году, когда задумывался проект «Без границ», мы c Тобиасом Райзнером рассмотрели все сферы жизни, в которых, как нам казалось, можно сделать значимые изменения. Среди актуальных вопросов - повышение квалификации, работы, досуга – сразу же возникла мысль об усовершенствовании одежды. В 2010-м году мы уже организовали первый международный конкурс одежды Bezgraniz Couture International Fashion and Accessories Award. Основной целью было привлечение профессиональных дизайнеров к созданию одежды для людей с инвалидностью. С самого начала мы ориентировались не на индивидуальный пошив, а на поиск решений для индустриального производства подобной одежды. Важно, мы сразу подумали о выходе на международную арену. Глобальное видение стало возможным за счет того бэкграунда, который был за плечами у меня и Тобиаса.

Вы правы, такие решения не принимаются сразу. Понадобилось время, чтобы найти правильных партнеров и изучить особенности рынка, на который мы собирались выйти. Это было непросто, потому что, в сущности, мы осваиваем новый сегмент, который только начинает формироваться и во многом при деятельном участии Bezgraniz Couture. Долгое время приходилось идти эмпирическим путём, выдвигая предположения и делая ошибки. Как маркетологи, мы изучали особенности наших будущих потребителей, измеряли емкость той ниши рынка, в которую планируем выйти, и сейчас можем сказать, что готовы к следующему серьезному шагу – производству коллекции.

Бизнес – это холодное сердце и спокойная голова, а мысли о людях с инвалидностью – это (в разной степени) душевная боль. Как удается сочетать эти вещи и «делать бизнес»?

18% населения нашей планеты – люди с инвалидностью. К сожалению, нас научили реагировать на них лишь с жалостью. Обсуждая людей с инвалидностью, мы затрагиваем медицинскую или социальную тематику, но не видим в них потребителей товаров и услуг.

Ни у Тобиаса, ни у меня в семьях нет людей с инвалидностью, поэтому нам было проще сохранять «холодную» голову при общении с ними. Мы смотрим на ситуацию спокойно, без эмоций, и стараемся понять реальные потребности этой аудитории. Наш опыт показывает, что именно в жалости люди с инвалидностью не нуждаются. Им не хватает, скорее, сочувствия и понимания. Нужно принимать их такими, какие они есть.

Инвалидами людей делает не столько состояние тела или их ментального сознания, а среда, в которой они живут, и которая не дает им участвовать в жизни общества наравне с другими. Об этом собственно сказано в «Конвенции ООН о правах инвалидов». Сейчас наша задача создать условия, в которых мы станем общаться на равных.

Не будем лукавить, что мода для людей с ограничениями – сегмент особый. С какими самыми большими сложностями вам приходится сталкиваться на пути реализации своего проекта?

На мой взгляд, у проекта нет сложностей, а есть очень интересные задачи, которые хочется решать. Создание продуктов для особенных людей – это хорошая проверка себя на профессиональную прочность, будь то дизайн одежды или создание безбарьерной среды.

В процессе работы со студентами Британской высшей школы дизайна мы поняли, что после обучающего модуля WearABLE Future молодые дизайнеры по-другому открывают для себя профессию, учатся фокусироваться на запросах клиента.


Удается ли на данном этапе достигать поставленных финансовых целей или пока цели лежат в иных плоскостях?

Главными целями сейчас являются определение стратегии развития проекта на ближайшее время, в том числе и начало производства первых промышленных коллекций.

Какими маркетинговыми инструментами вы пользуетесь в продвижении линии одежды, и какая основная особенность в маркетинге вашей продукции?

Мы создаем новый тип коммуникации вокруг инвалидности, который определили как «ребрендинг инвалида». Речь идет о новом типе визуальной и интеллектуальной культуры. Проект представлен на разных уровнях – от участия на международных Неделях моды в Москве и Лос-Анджелесе до таких художественно-публицистических проектов, как «Акрополь», научных конференций, выступлений в формате TED.

Основная особенность в маркетинге нашей продукции в том, что мы работаем на опережение, на стыке инноваций и моды, поэтому мы все время удивляем и создаем позитивное эмоциональное пространство вокруг наших клиентов и тех продуктов, которыми они будут пользоваться.

Бизнес – это партнерство. Легко ли происходит организация партнерских связей?

В начале нашей работы было трудно объяснить потенциальным партнерам смысл и перспективы проекта. Потребовались упорство и приверженность своей идее для того, чтобы показать высокий экономический и гуманистический потенциал этого сотрудничества.

Исходя из нашей стратегии развития, мы сознательно выстраиваем партнерства в разных сферах бизнеса, таким образом, создавая уникальные продукты. Мы очень рады, что к Bezgraniz Couture стали обращаться высокотехнологичные компании.

К слову, все партнеры – это лидеры в своих сегментах рынка. ИД «Бурда» и компания «ОTTO БОКК» поддержали нас сразу. С 2014 года у нас сложилось сотрудничество с АО «Мерседес-Бенц РУС», с которым третий год подряд мы проводим показы коллекций Bezgraniz Couture в рамках Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Уже второй год обувь для показа предоставляет российский бренд «ЭКОНИКА». В октябре на подиуме было представлено специальное устройство для передвижения для людей с ограниченной мобильностью A-Linker, созданное канадским дизайнером Барбарой Алинк.

Особенная мода
Васильев: для людей с ограниченными возможностями одежда в первую очередь должна бытьфункциональной, но кто сказал, что она не может быть модной? Наша программа из года в год
доказывает - мода существует для каждого, просто для особенных людей она особенная.Встречаем основателя проекта по созданию одежды для людей с ограниченными возможностями
Янину Урусову! Здравствуйте, Янина. Рады вас видеть.

Урусова: здравствуйте.

Васильев: Янина, расскажите нам, пожалуйста, чем отличается одежда для инвалидов отобычной одежды?

Урусова: в первую очередь, конечно, своим удобством. Предлагаю взглянуть на комбинезон,созданный для людей с синдромом Дауна. Обычно они имеют грушевидную фигуру, широкую талию, покатые плечи, широкую шею, несколько короткие руки и ноги. И у них нередко бывает нарушена моторика — не всегда получается застегнуть пуговицы. Поэтому данный комбинезон надевается очень удобно, одномоментно через подобную молнию.

Васильев: комбинезон выглядит совсем как комплект!

Урусова: абсолютно верно. При этом он замечательно скрывает особенности покатых плеч,имеются подплечники, более низкая пройма, очень удобные рукава, в которых не запутаешься.
Васильев: я вижу карман. Наверное, туда удобно положить какие-нибудь документы? Проездной, например.

Урусова: безусловно. А вот такой высокий воротник призван скрыть несколько широкую шею. Мы также имеем двустороннюю молнию, чтобы человеку при необходимости было удобно ходить в туалет.

Васильев: я хочу обратить внимание наших телезрителей на специальные отражатели на данном комбинезоне, которые позволяют человеку абсолютно всегда быть заметным в темное время суток.Замечательная идея. Янина, что у нас на очереди?

Урусова: а сейчас я бы хотела продемонстрировать платье для женщины с ДЦП.

Васильев: в чем особенности этого платья?

Урусова: здесь можно заметить специальные резинки, которые поддерживают корсет. В это платье можно войти сбоку словно в конверт, а не так, как мы привыкли надевать платья.

Васильев: очень удобно! Предлагаю взглянуть на следующий предмет гардероба.

Урусова: теперь мы рассмотрим жакет также для женщины с ДЦП. Когда не работают руки, очень тяжело застегнуть пуговицы. А здесь одно движение с помощью липучки, и вы одеты!

Васильев: я вижу брюки - расскажите, пожалуйста, чем они хороши?

Урусова: эти брюки разработаны для людей с ампутацией. Долгое время ходить с протезом непросто, требуется отдых. Именно поэтому здесь встроена специальная молния, расстегнув
которую, можно легко снять протез, оставаясь при этом в брюках.

Васильев: я вижу очень интересную вещь! Янина, расскажите нам, для чего она служит?

Урусова: эта вещь создана специально для людей, находящихся в инвалидных колясках. У них нет возможности встать, чтобы одеться, именно поэтому здесь есть кнопки, которые максимально
удобно позволяют одеться. А самое удивительное, что создавали ее еще студенты дизайнерских школ.

Васильев: это действительно потрясает. Превосходная работа. Я уверен, что продемонстрированная одежда будет чрезвычайно востребована, ведь люди с ограниченными возможностями ходят в театр, на выставки, ведут активную социальную жизнь, именно поэтому нам так нужна стильная и удобная одежда, созданная специально для них! Янина, выражаем огромную благодарность за ваш рассказ. Я напомню, что сегодня у нас в гостях была основательница проекта по созданию одежды для людей с инвалидностью Янина Урусова.

Янина Урусова - соучредитель (совместно с Тобиасом Райзнером) и генеральный директор НП Культурный центр «Без границ», партнёр проекта «Диалог в темноте». Урусова работает на стыке между искусством, наукой, социологией и публицистикой, создавая художественно-публицистические проекты, направленные на изменение восприятия людей с инвалидностью. Одним из таких проектов стал в 2014 году фото-проект «Акрополь: как я нашёл своё тело », приуроченный к Паралимпиаде в Сочи, реализованный в сотрудничестве с писателем и журналистом Линор Горалик.

2010 года Янина является соучредителем и директором международного конкурс по созданию одежды для людей с инвалидностью «Bezgraniz Couture », который в 2012 году был номинирован на премию «Сделано в России».

Motivation Speaker на 4. Форум молодых лидеров России YouLead (15.11.13) и 5. Форум молодых лидеров России Youlead (14.11.2014); Game Сhanger Speaker на INTERSELIGER 2014 (28.07.14).

Янина - эксперт по корпоративным коммуникациям и международным выставочным проектам. Архитектор и историк архитектуры по образованию, она защитила кандидатскую диссертацию в области культурной антропологии в Университете города Тюбинген (Германия) и выпустила книгу "Das neue Moskau. Die Stadt der Sowjets im Film 1917-1941 |Новая Москва. Советский город в кино 1917-1941 годов".