Проблемы в развитии образования. Доклад "основные проблемы образования"

Согласно прогнозу Агентства стратегических инициатив, через 10-15 лет 57 профессий исчезнут, а на смену им придёт 186 высокотехнологичных «профессий будущего». Готова ли российская система образования к вызовам XXI века? Попробуем взглянуть на основные проблемы и поискать пути преодоления.

1. Низкая мотивация

Первая и основная проблема сегодняшней образовательной системы - школьникам просто скучно учиться. Безусловно, проблема не нова, но современные дети отличаются от нас с вами тем, что не обращают внимания на внешнюю мотивацию. Это значит, что оценки и похвала родителей становятся наименее важным фактором при формировании интереса к учёбе. 40% современных школьников назвали основным мотиватором личные социальные цели («Я хочу быть культурным и развитым», «Я знаю, кем я хочу работать и что для этого нужно»). *

Что с этим делать?

Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика», говорит о положительной стороне этого процесса: «Учиться для школьника становится важно и модно, и школьники, приходя на урок, могут знать о предмете разговора не меньше, а то и больше учителя».

Другое дело, что ученики отказываются и темпе, в которой её дают учителя «старой закалки». Высидеть 45 минут однотонной лекции просто невозможно для ребёнка, привыкшего получать информацию мгновенно и переключаться между десятком задач сразу. Поэтому школе так или иначе приходится подстраиваться под новые стандарты.

Во-первых, изменяется структура урока. Раньше учитель сначала объяснял материал, и только затем давал задачу. А сегодня пробуют наоборот: сначала дают ребенку задачу, а когда он изрядно помучается над решением, дают ему нужную формулу или теорему. Полное обновление методических материалов и сценариев уроков должно произойти за ближайшие 3-5 лет.

Во-вторых, не стоит забывать о материально-техническом обеспечении: электронные дневники и учебники, интерактивные доски и парты - всё это призвано сделать школьную среду более понятной и интересной.

2. Неумение применять знания на практике

Из первой проблемы логически следует вторая. Дети с трудом понимают, когда им необходимо применить свои знания на практическом материале. Особенно это касается сегодняшних первокурсников - «натасканные» на тестовые задания, они просто теряются, когда им ставят задачу написать научную или творческую работу.

Что с этим делать?

С 2013 года московские школы активно работают над изменением формата дополнительного образования. Теперь урок может проходить где угодно - в творческом кружке или спортивной секции, в музее, театре и даже в парке. Для урока даже не нужен учитель!

Всё чаще школьники в рамках школьного образования занимаются личными междисциплинарными проектами. Это может быть как конструирование робота-помощника, так и написание детской энциклопедии, и даже организация выборов в школьный совет.

3. Разрыв между знаниями, которые даёт школа, и вузовскими требованиями

Преподаватели вузов не первый год жалуются на уровень знаний, с которыми к ним приходят первокурсники. Первые полгода вчерашних школьников приходится «подтягивать» до нужного уровня знаний.

Что с этим делать?

Не всегда старшеклассника можно снабдить всеми знаниями, которые пригодятся ему в вузе. Дети из одного класса затем поступают в разные вузы, а у МИФИ и Литературного института требования сильно разнятся. Поэтому с прошлого года в Москве пробуют модель узконаправленных классов --- так называемых предуниверсариев.

Предуниверсарий - это профильный класс общеобразовательной школы, созданный на базе университета. Первый класс в рамках программы «Предуниверсиарии» был организован в 2013 году. В этом году в программе решили поучаствовать уже 9 вузов, среди которых РГГУ, МГЛУ, МИФИ, РЭУ им. Плеханова.

4. Высшее образование как самоцель

Около 80% выпускников московских школ продолжают обучение в вузах. Но далеко не все из них имеют чёткое понимание, зачем им это надо. Большинство приходят в вуз, потому что на этом настояли родители. Преподаватели отмечают крайне низкую мотивацию студентов-первокурсников и тотальное нежелание погружаться в предмет обучения.

Что с этим делать?

Уже второй год в Москве пытаются популяризировать средне-профессиональное образование и избавиться от негативного имиджа колледжей. Удивительно, но такие востребованные и «денежные» профессии, как повар, ювелир, специалист гостиничного бизнеса, можно получить и в колледже.

Но это не единственное решение. Столичные школы всерьёз намерены перейти к концепции предпрофессионального обучения. Пока на базе школ открываются инженерные, медицинские и кадетские классы, а учащихся общеобразовательных классов приглашают на проект «Профессиональная среда», где можно получить рабочую специальность в свободное от учёбы время.

Нетрудно догадаться, что основной проблемой современного образования является недостаточное внимание к практической стороне обучения. Поэтому основные усилия направлены на развитие практических умений и навыков, формирование ответственного подхода к своим учебным обязанностям и развитие стремления самостоятельно решать задачи.

Современный этап технологического развития обусловил беспрецедентные возможности для создания принципиально новых и более эффективных методик и способов обучения. Вместе с этим оригинальные подходы имеют место и в научной среде, где активно используются последние разработки. Однако далеко не всегда внедрение новых концепций и программ, способствующих развитию, охотно принимается ответственными лицами. Но не только этим объясняются проблемы современного образования и науки, которые делают невозможным дальнейшее развитие. Стагнации педагогической деятельности, к примеру, способствует несколько факторов, виновниками которых являются и учителя, и сами учащиеся, и малоэффективный Для более полного представления о сегодняшнем положении в секторах образования и науки следует подробнее рассмотреть их проблемы и способы выхода из непростой ситуации.

Проблемы финансирования

Отечественная долгое время считалась одной из лучших в мире. Причиной этого можно было назвать энтузиазм преподавательских составов, которые качественно и с любовью к подопечным выполняли свои обязанности. Однако в наше время качественное образование невозможно без финансирования. И речь идет не только о должном уровне оплаты труда учителей, среди которых и сейчас немало по-настоящему преданных своей работе людей. Дело в том, что распределение денег планируется из расчета на количество учеников. Но такой подход сегодня является неэффективным и рождает другие, не менее образования, в числе которых сложности контроля посещения школ учениками. Для этого в некоторых учреждениях практикуется введение специальных комиссий, которые в дальнейшем составляют отчеты о фактическом количестве учащихся. Связано это с тем, что выделяемые деньги не всегда соответствуют намеченным задачам именно по причине расхождений в цифрах, относящихся к количеству учащихся. Впрочем, есть и альтернатива такой системе финансирования, которая предполагает поступление денежных средств непосредственно от родителей. По крайней мере, наиболее острые проблемы технического состояния школ решаются именно таким образом.

Нехватка молодых специалистов

Старение профессорско-преподавательского состава является одной из главных проблем современных вузов. Казалось бы, это нормальный и естественный процесс, так как на смену старшему поколению всегда приходят молодые педагоги и учителя. Но с каждым годом становится все очевиднее снижение темпов «воспроизводства» молодых кадров. Усугубляется ситуация тем, что от безысходности руководители учреждений вынуждены брать на работу людей с сомнительной квалификацией. В итоге страдает и Кстати, в науке существуют проблемы такого же характера, но со своей спецификой. Надо сказать, что многие молодые специалисты начинают свой путь в науку именно с преподавательской деятельности. Затем следует проведение исследований, написание статей и т. д. Но для стимуляции таких процессов не хватает участия государства. Опять же, многое упирается в отсутствие достаточного обеспечения преподавательских составов материальными средствами.

Отсутствие института профориентации

Как показывают опросы учеников старших классов, большинство из них даже на последних этапах получения основного образования не имеют четкого представления о выборе будущей профессии. Конечно, можно назвать несколько специальностей и ниш, которые пользуются спросом в наше время, но в условиях быстро меняющегося рынка и технологического развития сложно сказать, какие профессии могут пригодиться лет через 5. Соответственно, проблемы образования в России в определенной мере выражаются и неуверенностью школьников в целях получения ими конкретных знаний.

По мнению специалистов, ученики должны иметь представление о возможном направлении своего дальнейшего развития с точки зрения образования. Разумеется, это нисколько не отменяет необходимость получения широкого спектра знаний. Решением подобных проблем на Западе становится привлечение успешных людей, сделавших карьеру в той или иной сфере. Как правило, это признанные специалисты, которые делятся своим опытом со школьниками и студентами.

Отсутствие практической ориентации образования

Из обозначенной выше проблемы вытекает и другая нерешенная задача - практическая ориентированность образования. Даже если учащийся определит для себя направление дальнейшего развития на ранних этапах, у него не будет возможности максимально освоить практические навыки в процессе обучения. Российская система образования скорее ориентирована на выпуск молодых ученых с теоретической базой. Такие проблемы образования в России проявляются в будущем, когда выпускники не могут органично вписаться в условия реальной деятельности. И речь идет даже не столько о получении практики в традиционном ее понимании. Гораздо важнее на этапе обучения уметь ориентироваться на рынке профессий и услуг, понимая, где и как могут быть востребованы конкретные навыки.

Ограничение возможностей одаренных детей

Пресловутая «уравниловка» по-прежнему входит в список основных проблем отечественного образования. К сожалению, даже современная система не дает детям подниматься выше, чем основная масса одноклассников. Пятибалльная система, в частности, не позволяет поощрять учеников, которые стремятся выходить за границы стандартных программ. Можно сказать, что работа по типовым программам и методикам - это общие проблемы современного образования и науки, которые тормозят развитие в обеих областях. Оригинальность мышления, конечно, находит свои пути выражения, но школа и университет должны всячески поощрять и поддерживать подобные стремления. И это не говоря об отсутствии практики обучения в рамках индивидуальных программ, которые гораздо эффективнее стандартных методик, сглаживающих личные особенности учащихся.

Проблемы высшего образования

Последние 20 лет наблюдалась целая череда изменений, которые значительно трансформировали Главным итогом реформ стала коммерциализация вузов и предоставление им полной свободы от государства. Большая часть современных университетов представляет собой едва ли не коммерческие организации, которые берут деньги за свои услуги со стороны студентов. Конечно, такое положение обуславливает другие проблемы современного образования и науки, которые, кроме прочего, выражаются в низком уровне получаемых знаний. Начинаются же подобные проблемы с доступности высшего образования. Теоретически его может получить любой выпускник школы. Далее следуют нюансы кадрового формирования вузов. Рост их количества на фоне дефицита профессиональных педагогов также не позволяет обеспечить подготовку специалиста на должном уровне.

Причины проблем образования

Как уже отмечалось, одной причиной объяснить современные проблемы в образовании нельзя. С одной стороны, можно назвать слабые позиции государства, которое не участвует в поддержке вузов, недостаточно финансирует школы и практически не стимулирует школьников и студентов к получению новых знаний. Но проблемы в системе образования объясняются не только государственной политикой. Нежелание преподавательских составов внедрять новые технологии в процессы обучения обуславливает отсталость российских школ и университетов на фоне европейских учебных заведений. Например, одной из самых громких новинок последних лет стали интерактивные средства, которые активно внедряются во многих западных школах. Но в России даже крупные учебные заведения неохотно воспринимают подобные новшества. Конечно, нельзя среди причин, обуславливающих проблемы отечественного образования, игнорировать и нежелание самих школьников и студентов учиться. Но и эти факторы тесно переплетаются с отсутствием стимулов и в целом понимания пользы от знаний.

Основные проблемы науки

Многие из проблем образования характерны и для науки. Прежде всего это недостаток финансирования. Деятельность в данной сфере требует немалых вложений - только в этом случае можно рассчитывать на высокие результаты исследований и новых разработок. Но проблемы отечественной науки связаны не только с техническим обустройством лабораторий. По словам многих экспертов, отечественной науке не хватает четкого обозначения целей и задач. В итоге наблюдается непоследовательность деятельности и, как следствие, неспособность реализовать инновационные приоритеты.

Пути решения проблем

Большинство концепций, предлагающих создание условий для естественного решения проблем образования, предполагает изначальную ориентацию на учащихся, а не на разработку и постоянное совершенствование новых правил и стандартов. Иными словами, школа должна не заставлять и контролировать, а стимулировать заинтересованное развитие. С этой точки зрения решение проблем образования происходит через побуждение к самостоятельному поиску ответов на вопросы. Со своей стороны, учителя и педагоги должны оценивать предлагаемые решения с учетом неординарности использованных подходов. Немаловажным в этом процессе является и мотивационная составляющая, которая вызывает интерес у школьника или студента к дальнейшим исследованиям.

Перспективные направления развития

И в системе образования, и в науке отмечается огромный разрыв между теорией и практикой. Школа практически никак не связана с рынком труда, механизмами которого и являются знания с навыками специалиста, а не учитывает интересы финансовых групп. Поэтому наиболее перспективным направлением, движение по которому может решить проблемы развития образования и научной отрасли, является сращивание теоретической мысли и жизнеспособных сегментов рынка. При этом эффективность этого слияния возможна только при поддержке государства. Все-таки без должного финансирования невозможно говорить о реализации перспективных знаний и проектов, разработанных на их основе.

Заключение

Последние годы Россия находится в некотором поиске оптимальной системы образования. Об этом свидетельствует реформирование данного сегмента. Тем не менее попытки внести изменения пока не современного образования и науки, а только лишь меняют их характер. Если говорить о наиболее острых задачах, которые стоят сегодня перед государством в этом направлении, то отмечается нехватка финансирования и отсутствие ориентированности в научной и образовательной деятельности. То есть при высоком потенциале развития отечественные школы и университеты обеспечивают довольно скромную отдачу.

Проблемы российского образования и пути их решения

Согласно законодательству Российской Федерации образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Весь мир убежден в том, что советское образование, как общее среднее, так и высшее в области естественных и технических наук, было лучшим в мире. Опыт нашей страны перенимали мировые лидеры: США, Япония и Китай.

Но в 1990-е гг. сократилось финансирование образования, упал спрос на новые технологии и квалифицированные научные и технические кадры. Соответственно экономической ситуации снизилась культура общества и качество национального образования. Упало качество государственного управления, в т.ч. и системой образования. Тем самым сократились возможности для перехода к инновационной экономике и устойчивого роста в будущем.

В 2000-е гг. с началом быстрого экономического роста на российское образование, наконец-то, обратили внимание и выяснили, что, оказывается, оно имеет достаточно острых проблем, требуемых решений. К таковым проблемам можно отнести следующие:

  1. Кризис традиционной системы образования

Организация учебной деятельности в современной России во многом унаследована от советской системы образования. Однако на смену индустриальному обществу пришло информационное общество. Мир развивается в условиях глобализации, что обуславливает необходимость коренных реформ в нынешней системе образования. В обновлении нуждаются принципы подачи учебного материала, роль учителя в образовательном процессе. Требуется внедрение в учебный процесс инновационных технологий, оснащение учебных заведений компьютерами и современной техникой. Теоретическая подготовка учеников должна быть направлена не на простое заучивание информации, а на ее понимание и умение применить полученные знания в практической деятельности. Для решения данной проблемы необходимо постоянно обновлять в соответствии с последними научными достижениями не только техническое оснащение учебных учреждений, но и преподаваемые знания.

  1. Слабое законодательство в сфере образования

Качество образования во многом зависит от законодательства в данной области. На данный момент предпринимаются попытки качественно реформировать закон «Об образовании», однако многие проблемы так и остались нерешенными. В частности, это «размытые» социальные обязательства со стороны государства, плохо прописанные принципы лицензирования учебных заведений. Недоработанные законы о контрольно-надзорных процедурах умножают коррупцию и увеличивают количество вузов, дающих некачественное образование. Чрезвычайно слабы законы об образовании в сельской местности. В частности, в законах не учитывается особая специфика сельских учебных заведений. Для решения данной проблемы необходимо доработать закон «Об образовании».

  1. Коррупция

Коррупция в российской системе образования – это многоуровневое явление. Сюда можно включить и денежные поборы с родителей школьников, и хищение бюджетных средств, и взятки, и продажу подложных дипломов, и изготовление поддельных документов об образовании. Против коррупции предпринимается много законов, однако работают ли они, сложный вопрос. В частности, снизить коррупцию предполагалось при помощи внедрения ЕГЭ, однако результата это не дало. Для решения данной проблемы необходимо ужесточать меры наказания за преступления в сфере образования на законодательном уровне.

  1. Низкий уровень финансирования

Российские учебные заведения всех уровней сталкиваются с постоянным недофинансированием. Хроническая нехватка денежных средств негативно влияет на уровень зарплат работников в сфере образования. С каждым годом эта проблема становится лишь острее, ведь учебным заведениям требуются компьютеры, современное оборудование, учебники, соответствующие новейшим научным достижениям. Реформации в сфере образования невозможны без качественного обновления педагогического состава, но решение этой задачи затрудняется низкой престижностью профессии учителя, являющейся следствием низких заработных плат в сфере образования. Для решения данной проблемы администрациям учебных заведений необходимо найти дополнительные способы финансового стимулирования педагогических работников за эффективную работу, а государству предоставить им возможные льготы, например, на оплату образования детей, жилья, проезда в городском транспорте и т.п.

  1. Низкая практическая направленность образования

Сегодняшняя система образования в большей степени направлена на воспитание будущего ученого-теоретика, нежели на подготовку практикующего специалиста. Теоретические знания во многом оторваны от практической деятельности. Ученики, в большинстве своем, не умеют использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности из-за плохой практической подготовки, слабой связи между преподаваемым теоретическим материалом и практикой, и устаревшей системой образования, которая не соответствует стремительно меняющимся условиям на рынке труда. Для решения данной проблемы необходимо ориентировать все учебники на решение не столько теоретических задач, сколько их связи с практическими проблемами, с которыми сталкивается обучающийся.

  1. Слабая система взаимосвязи между различными уровнями образования

Основные уровни образования – дошкольное, школьное и высшее. Низкая преемственность между всеми «ступенями» образовательного процесса негативно влияет на качество обучения и мешает глубокому овладению знаниями со стороны учеников. Дошкольное образование в России – это слабо организованная система, не дающая нужного объема знаний, необходимого для начала обучения в школе. Еще сложнее дело обстоит с преемственностью между школой и вузом. На данный момент выпускник школы не получает того объема знаний, который требуется для сдачи ЕГЭ и поступления в вуз. Старшеклассники вынуждены обращаться к платным репетиторам, ведь бесплатное образование не соответствует всем нуждам будущих студентов. Для решения данной проблемы необходима преемственность программ дошкольных учреждений и программ начальной школы; программ начальной школы и программ средней школы; программ средней школы и программ ВУЗов, а также сотрудничество по этому вопросу администраций учреждений между собой.

  1. Массовая ориентация выпускников на высшее образование

С каждым годом все больше и больше людей стремятся получить высшее образование, причем, только половина из них, действительно, поступает в ВУЗы с целью приобретения необходимых знаний по специальности, а остальные просто для получения диплома либо для отсрочки от армии. Это непосредственно влияет на увеличение количества вузов, дающих некачественное образование. Для решения данной проблемы необходимо обязать выпускников после получения диплома ВУЗа отработать определенное количество лет по специальности на территории Российской Федерации, в противном случае признать диплом недействительным . Это не только позволит сократить количество ВУЗов, но и «утечку мозгов», а вместе с тем увеличить количество квалифицированных специалистов, работающих по специальности на территории России.

  1. Падение престижности обучения в ПТУ и техникумах

С 1990-х гг. дефицит рабочих кадров на рынке труда все увеличивается, а количество студентов, проходящих обучение в ПТУ, снижается. В результате, в России недостает собственной рабочей силы, и приходиться прибегать к помощи иностранных рабочих кадров. Следствием рассматриваемой проблемы также можно назвать высокую безработицу среди людей с высшим образованием. Для решения данной проблемы необходимо сотрудничество администрации школ и администрации ПТУ и техникумов; привлечение СМИ.

Таким образом, из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что не смотря на то, что в российском образовании много разных проблем, их решение во многом возможно благодаря грамотному менеджменту. Компетентный менеджер посредством правильного планирования работы своего учреждения, грамотного определения шагов развития, рационального распоряжения финансовыми средствами, создания в своем образовательном учреждении системы оценки эффективности деятельности работников, а также активного взаимодействия с общественностью, сможет не только умножить количество квалифицированных сотрудников, повысить образовательный уровень и конкурентоспособность российских граждан, но и поднять качество образования в России до международных стандартов.


Судьба любого государства напрямую зависит от состояния системы образования. Если государство стремится к развитию, руководство ставит целью занимать одну из первых позиций на мировой арене, то нужно заботиться о грамотности и образованности населения.

Современная система образования переживает достаточно тяжёлые времена. Советская школа разрушается, на смену приходят европейские тенденции. Порой внедрение новшеств происходит на неподготовленную почву, или инновации не адаптированы под российский менталитет. Проблем в современном российском образовании достаточно. Попробуем в них разобраться.

Во-первых, всё чаще приходится слышать о кризисе старой системы образования. В высшей школе выход был найден в переходе на систему бакалавриат и магистратура. Но остались не охваченными средняя школа и профессиональные училища. Недавно изданный закон об образовании призван решить и эту проблему. А насколько он будет действенным, покажет практика. Сейчас же стала очевидной необходимость изменения подхода к процессу обучения. Современное общество находится на таком уровне развития, когда пора уже отойти от обучения как заучивания фактов. Нужно учить детей добывать информацию, понимать её и применять на практике. А для этого требуется колоссальный труд по подготовке не только новых учебников для учеников и пособий для учителей, но и самих педагогических работников.

В связи с проблемами в сфере образования некоторые российские студенты стремятся получить образование за рубежом. Фото: nikolayhg/pixabay.com/CC0 0.1

Второй проблемой образования в России называют излишнюю его теоретическую направленность. Воспитывая учёного-теоретика, мы создаем огромную нехватку узких специалистов. Получив хорошую теоретическую подготовку, мало кто может применить знания на практике. Поэтому, устроившись на работу, новые сотрудники переживают серьёзную адаптацию, связанную с невозможностью сопоставить свои знания с практической деятельностью.

Третья проблема характерна не только для образования - это недостаточное финансирование. Отсутствие средств является причиной нехватки кадров в системе образования в целом по стране. К тому же, чтобы идти в ногу со временем, необходимо внедрять новые технологии, обновлять уже устаревшее оборудование. На это у учебного заведения средства есть далеко не всегда.

Четвёртая проблема, которую особо остро начинают ощущать выпускники школ и студенты-первокурсники, это низкий уровень связи между этапами образования. Так, теперь, чтобы поступить в вуз, часто родители нанимают репетитора для сдачи ЕГЭ, т.к. школа не может дать соответствующий уровень подготовки. Особенно если вуз престижный и конкурс на выбранное направление подготовки будет большой. Отличается и уровень требований, который предъявляли в школе, от уровня, необходимого для обучения в вузе. Поэтому первый год обучения - самый тяжёлый для студентов и отличается наибольшим количеством отчисленных ребят, не выдержавших нового ритма учёбы.

Пятая проблема вытекает из, казалось бы, положительной тенденции на увеличение спроса на вузы. Всё большее число вчерашних школьников стремится получить документ о высшем образовании. Но эта тенденция имеет свой недостаток, т.к. увеличилось число негосударственных вузов, с которыми нужно быть очень осторожными и внимательными.

Конечно, нельзя пройти мимо такой проблемы, как коррупция. Одних объявлений о продаже дипломов о высшем образовании в сети Интернет можно найти множество. К коррупции можно отнести и денежные поборы в школе, взятки за экзамены (зачёты), хищение средств из бюджета.

В заключение можно отметить такую проблему, как падение престижа ПТУ и техникумов. Это ведёт к нехватке рабочих кадров на предприятиях, в обслуживающей сфере и т.д.

Закон об образовании - попытка решить ряд назревших проблем. Но для полноценного развития нации необходимо принятие ещё ряда мер в сфере образования. Государство должно не только стремиться сделать так, чтобы образование соответствовало международным стандартам, но и полностью удовлетворяло нужды страны в квалифицированных специалистах и высокообразованных гражданах.

Ростовскую область можно назвать одним из крупнейших образовательных комплексов в Российской Федерации. На территории субъекта собрано около трех тысяч образовательных учреждений всех типов, организационно-правовых форм и видов, о которых говорилось в первой главе моей курсовой работы. Это говорит о том, что человек может получить любую из массовых профессий и специальностей, как следствие, быть востребованным на рынке труда.

Анализ основных документов в сфере управления образованием Ростовской области позволил выделить ряд основных проблем рассматриваемой области:

· Недостаточное финансирование учреждений образования всех типов, в связи с переходом на подушевое финансирование. Например, здания учебного учреждения большие, а в связи с малой рождаемостью, детей на обучении находится мало и, как следствие, мало средств выделяется для самого учреждения, что ведет к изношенности и частичному закрытию здания.

· Несоответствие материально-технической базы требованиям федеральных государственных образовательных стандартов связано с невозможностью закупки компьютерных технологий в больших объемах и установки их в приспособленные кабинеты.

· Неудовлетворительный уровень доступности высшего профессионального образования для детей из малообеспеченных семей, сирот и детей с ограниченными возможностями. Выделяется недостаточное количество бюджетных мест в высших учебных заведениях.

· Дефицит, нехватка преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации. Недостаточный «приток» молодых высококвалифицированных специалистов в образовательные учреждения. Средний возраст педагогов 45 лет и увеличивается с каждым годом.

· Низкая оплата труда работников образования и как следствие непопулярность профессии, непривлекательность рабочих мест.

· Недостаточное соответствие мировому уровню стандартов образования. Гражданин России должен составлять достойную конкуренцию иностранцам на мировом рынке.

· Проблема поставки учебного и школьного оборудования из-за нововведений в области закупок через интернет.

· При введении электронного документооборота в виду не полного обеспечения населения интернет - ресурсами и компьютерной безграмотности части населения возникла проблема его внедрения.

· С введением единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации повысился уровень коррупции;

· Неготовность старых педагогов и неприятие ими внедрения новых методик и технологий в учебный процесс, поэтому и возникла необходимость в переобучении, переподготовке кадров.

· Старые методы измерения качества обучения не подходят к новым методикам образования. Не существует единой оценки качества выполнения образовательных услуг.

Выделяют и другие острые и тревожные социальные аспекты, такие как: изменение содержания программ; резкое сокращение аудиторных занятий; принцип сближения (слияния) государственных и негосударственных образовательных учреждений на коммерческой основе, но детально их рассмотреть невозможно в силу ограниченности объема курсовой работы.

В связи со стремительным развитием научно-технического прогресса появляется необходимость реформирования системы образования. Так как появляются новые технологии во всех отраслях экономики и наш гражданин должен ими владеть в полной мере. Создание независимых систем оценки качества образования, включающих национальные экзамены, сегодня является важнейшим направлением модернизации большинства образовательных систем.

Следует отметить, что пристальное внимание в деятельности региональных управленческих структур должно быть уделено повышению уровня управления образованием путем создания эффективной системы подготовки высококвалифицированного кадрового потенциала. Высококвалифицированные кадры являются первоосновой для эффективного функционирования образовательной деятельности. Результаты опросов населения свидетельствуют о том, что наибольшие затруднения в деятельности государственных и муниципальных органов управления вызывают разрозненность в принятии управленческих решений и неидеальные взаимодействия различных управленческих структур, как по горизонтали, так и по вертикали власти.

Задачи, которые выдвигает определенная система, всегда являются итогом некоторого соотношения потребностей и возможностей их осуществления, поэтому деятельность региональных управленческих структур обязана быть прогнозируемой, опережающей, определяющей планы, ориентирующей участников образовательного процесса на будущие, порой сложно прогнозируемые ценности.

Эффективность реализации организационных механизмов в процессе управления зависит от следующих факторов:

· гибкость и динамичность определяет их адаптацию к внешним социально-экономическим условиям;

· внутренняя стабильность образования;

· усредненность (необходимо не допускать крайности: от всеобщей усредненности, унифицированности до разрушения образовательного пространства).

В большей мере это также зависит от оптимального и эффективного стиля управления в региональной системе образования. Стиль должен характеризоваться тщательным учетом субъективных и объективных факторов, их рациональным использованием, стабильностью, гибкостью и динамизмом, высокой степенью адаптивности к быстроменяющимся условиям, высокой сплоченностью организации, профессионализма, нравственности, внутренней культуры персонала управления. Необходима разработка новой стратегии развития и формирования других, совершенно новых механизмов финансирования образовательной сферы, эффективного использования бюджетных и внебюджетных средств.

Деятельность управленческих структур непосредственно связана и напрямую влияет на развитие образовательной сферы. За последние годы территориальные органы управления были подвержены реорганизации, организационным изменениям. На сегодняшний день сформированы и успешно функционируют организационные структуры, ориентированные на качественное обновление системы образования.

С точки зрения описания инновационных процессов в управлении нужно отметить, что объектом обновления должны становиться не только процессы функционирования систем управления, но и оптимизация сочетания функционирования и инноваций в общей жизнедеятельности этих систем. Развитие мы не можем представить себе без определенных изменений в рассматриваемом объекте.

О развитии и прогрессе мы говорим, прежде всего, при наличии качественных изменений в системах управления. В отличие от бизнес- организаций, которые всегда ориентируются на рост своих размеров, прибыли и доли на рынке, образовательные учреждения могут повышать успешность своей деятельности и эффективность функционирования в основном за счет качественных изменений. С этой точки зрения правомерно различать совершенствование и даже оптимизацию определенных сторон и показателей управления в рамках текущего стабильного функционирования и переход его в новое качество. Это значит, что развитие предусматривает существенное изменение свойств и элементов системы управления, переорганизация структуры, вследствие чего возможно появление новых системных, интегративных качеств. Прогресс и развитие связано, прежде всего, с качественными изменениями в функционировании и работе систем управления. Сущность, смысл, назначение развития заключается в переходе системы управления в совершенно новое качественное состояние.

Выше были рассмотрены основные проблемы развития сферы образования, вследствие чего хотелось бы выделить наиболее оптимальные, пути их решения.

Для решения проблемы недостаточного финансирования учреждений образования всех типов в связи с переходом на подушевое финансирование необходимо пересмотреть дополнительное финансирование для тех учебных заведений, которые находятся в сельской местности, малонаселенных городах и не имеют возможности получения доходов от платных услуг.

Проблему несоответствия материально-технической базы требованиям федеральных государственных образовательных стандартов можно исправить следующим образом: выполнить капитальные ремонты образовательных учреждений с целью приспособления этих зданий к установке современного интерактивного (интерактивные доски) и компьютерного (компьютеры, проекторы) оборудования. А также строить новые здания уже с учетом современных требований.

Недоступность высшего профессионального образования для детей из малообеспеченных семей, сирот и детей с ограниченными возможностями также необходимо решать путем увеличения количества бюджетных мест в ВУЗах за счет целевых направлений из различных районов. Это позволит таким детям получать полноценное качественное образование.

Для решения проблемы дефицита преподавательских кадров необходимо поднять престиж профессии, увеличить заработную плату педагогам, проводить агитацию молодых специалистов на работу с помощью средств массовой информации, привлекать молодых специалистов в образовательные учреждения, применяя материальную мотивацию в виде денежных выплат, а также моральную мотивацию в виде возможности получения повышенной категории.

Низкая оплата труда работников образования приводит к непопулярности профессии, непривлекательности рабочих мест. Эту проблему можно решить, например, выделением средств из областного и местного бюджета на премии и надбавки учителям. А также можно установить льготы на оплату коммунальных услуг, каковы были раньше.

Для того чтобы гражданин России мог составить достойную конкуренцию иностранцам на мировом рынке труда, необходимо усилить контроль за образовательной деятельностью, за качеством подготовки выпускников.

При введении электронного документооборота в виду неполного обеспечения населения интернет - ресурсами и компьютерной безграмотности части населения возникла проблема его внедрения. Поэтому необходимо организовать бесплатные курсы по преодолению компьютерной неграмотности. И следует упростить систему закупок учебного оборудования, дать самостоятельно образовательным учреждениям выбирать оборудование и поставщика для закупки продукции.

Также следует регулярно проводить антикоррупционные мероприятия. Требуется усиление меры ответственности, как за дачу взятки, так и за ее получение. Необходимо усилить контроль в образовательных учреждениях.

Если говорить о неготовности педагогов к внедрению новых методик и технологий в учебный процесс, то нужно повысить требования по переподготовке кадров, по повышению курсов квалификации и внедрению новых образовательный стандартов в учебный процесс.

Одной из основных и значимых проблем является то, что старые методы измерения качества образования не подходят к новым методикам образования. Нет единой оценки качества выполнения образовательных услуг. Поэтому, в первую очередь, следует разработать систему оценки качества работы педагогических коллективов, которой на данный момент как таковой ее не существует.

Заключение

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать выводы о проделанной работе. Был рассмотрен исторический аспект государственного управления образованием; система органов управления образованием на федеральном и региональном уровнях, а также нормативно-правовая база этой сферы. Главным результатом работы стало выявление основных проблем в сфере образования Ростовской области.

В первой главе рассмотрена сущность сферы образования, детально описана его структура. Образование - это процесс непрерывного обучения, состоящий из нескольких последовательных уровней. Включает в себя государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов: дошкольные, общеобразовательные, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.), учреждения дополнительного образования, другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

В становлении системы образования России можно выделить три этапа: Российская империя, СССР, современная Россия. Каждый этап отличается своей индивидуальной историей и разными предпосылками к реформированию образовательной сферы. Во втором разделе первой главы изучены правовые и организационные основы функционирования системы управления образованием в России.

Современный этап развития управления системой образования в Российской Федерации характеризуется децентрализацией, регионализацией и муниципализацией, т.е. делегированием государством части полномочий в области образования региональными муниципальным органам власти и управления, наделение их определенными правами и обязанностями в решении конкретных проблем территориальных образовательных систем. Деятельность в данном направлении приводит к тому, что социальные институты, местное сообщество объединяются вокруг решения задач образования, в результате чего прорабатываются общественные цели образования и создаются государственно-общественные органы управления образованием.

Во второй главе также рассмотрена образовательная сфера Ростовской области. Было установлено, что работа региональных органов управления образованием связана с различными проблемами и трудностями, вызванными недостаточной нормативно-правовой базой, организационными и экономическими механизмами, ограниченностью материально-ресурсного обеспечения.

В связи с этим многое еще требует решения: совершенствование кадровой политики с целью привлечения, закрепления и профессионального роста кадров, более активная поддержка лучших педагогов и талантливой молодежи, расширение практики использования современных информационных технологий, продолжение работы по созданию современной образовательной инфраструктуры, развитие общественной составляющей в управлении образованием.