До самого недавнего времени наши сведения об истории древнего Востока ограничивались тем, что мы могли о ней узнать из других источников. Например, ассиро-вавилонских клинописных и египетских иероглифических надписей, расшифрованных и изученных в течение XIX столетия. Но зато мы очень мало знали до сих пор о народах и судьбах древней Малой Азии и Сирии.
В корне изменить это положение было суждено ХХ столетию. А именно, благодаря расшифровке хеттских клинописных и иероглифических надписей. Хеттология, возникшая в начале ХХ столетия, открывает в Малой Азии и в Северной Сирии целый ряд неизвестных государств, народов и языков. Их подробным изучением наука будет занята еще несколько десятилетий.
Начало изучения Хеттского языка
Правда, народ хеттов или «Сыны Хета» были нам отчасти известны уже из Ветхого завета. По сведениям Ветхого завета, хетты селились, в Сирии. Хотя они в то же время вместе с аморитянами и хиввитянами - составляли значительную часть населения Ханаана. Эти сведения Ветхого завета были несколько расширены древнеегипетскими источниками, что в 1500-1200 лет до н. э. сообщают о постоянных сношениях и частых столкновениях Египта с могущественным северным государством Хета.
Но, в общем, весь этот материал был весьма незначителен. Прежде всего, он был недостаточен, чтобы сообщить что-нибудь о происхождении и языке народа Хатти. В XIX в. удалось найти в Сирии и Малой Азии особые произведения искусства, которые нельзя было считать ни вавилоно-ассирийскими, ни египетскими. И которые часто сопровождались неизвестными до того времени иероглифами. Тогда авторами этих произведений стали в большинстве случаев считать хеттский народ. Это предположение было тем более обоснованным, что изображенные лица часто принадлежали к совершенно другому антропологическому типу. Он отличается прежде всего большим кривым носом и косым лбом.
Хеттские иероглифы принадлежат к разряду пиктографического письма, но первоначальное значение очень многих знаков нам неясно. Хеттские языковые надписи пишутся попеременно справа налево и слева направо. Причем фигуры и головы всегда направлены к началу строки. Эти письмена были еще совсем недавно почти непонятны, потому что не были найдены подходящие двуязычные надписи. Таким образом, до начала ХХ в. о хеттском народе было известно очень мало.
В 1272 г., фараон Рамзес II заключил договор с хеттским королем Хаттушилем III и впоследствии взял его дочь себе в жены. Но еще несколько десятилетий спустя, около 1200 г. до н. э., Хеттское государство было покорено так называемыми северными народами. Одна вавилонская хроника сообщает, что народ Хатти около 1800 г. напал на Аккад-Вавилонию, что, вероятно, привело к падению династии Хаммураби.
Наука об изучении хеттского языка
Прежде всего, предполагали, что хетты были только одним народом. Лишь в ХХ столетии удалось открыть большой архив хеттских царей в Богазкеое в Малой Азии. Архив, содержащий на глиняных табличках в высшей степени ценные записи на хеттском языке, писанные клинописью. Тогда удалось эти надписи расшифровать и понять содержание этих документов. Но когда они были прочитаны и переведены, оказалось, что они принесли много неожиданного. По этим надписям мы знакомимся не с одним хеттским народом, а с целым рядом народов по меньшей мере, с пятью. Эти народы нам до сих пор были совсем или почти совсем неизвестны.
Берлинскому ассириологу Гуго Винклеру удалось при его эпохальных раскопках у развалин Богазкеоя (восточнее Анкары), найти большое количество глиняных табличек, исписанных хеттской клинописью. Найдено было около 13 тысяч обломков и целых табличек. Они не оставляли сомнений, что они принадлежали к архиву королей Хатти, и что Богазкеой являлся столицей Хеттского государства. На месте города немецкое восточное общество производило раскопки и в последние годы, причем были найдены еще 3300 обломков и целых табличек. Только сравнительно небольшая часть найденных табличек была исписана вавилонской клинописью на вавилонском языке. Большинство их было покрыто также вавилонской клинописью, но на хеттском языке.
Расшифровка хеттских надписей языка
Издание хеттских табличек из Богазкеоя было поручено нескольким ассириологам, в числе которых находился и я. В апреле 1914 г. я поехал в Константинополь, чтобы там в музее скопировать и расшифровать эти таблички. Когда я в сентябре того же года был вынужден из-за вспыхнувшей войны вернуться в Вену, я уже успел скопировать столько табличек, что и там мог заняться их расшифровкой. Результатом этих исследований была моя работа «Язык хеттов», которая была в 1916-1917 гг. издана в Лейпциге.
В этой работе мне удалось как это в настоящее время признано всеми специалистами разрешить загадку хеттского языка.
При своей поездке в Константинополь я взял с собою целый ряд книг по лингвистике, но индоевропейские языки были между ними представлены слабее всего. Я имел только маленькую книжку Мерингера о индоевропейских языках, в издании Гешена. Почти одновременно со мной ассириолог Вейднер издал работу, в которой говорит, что хеттский принадлежит к языкам кавказским.
При своей расшифровке я должен был исходить из одноязычных хеттских клинописных текстов из Богазкеоя, которые должны были быть объяснены самостоятельно, сами по себе. При этом было необходимо сравнивать отдельные хеттские фразы между собою и искать смысл отдельных хеттских форм и слов, или, другими словами, применить так называемый комбинационный метод.
Слова Хеттского языка
Некоторые хеттские слова указывают на определенную тесную связь хеттского с итало-кельтскими языками и с тохарским языком. Самые древние хеттские надписи относятся к первой половине II тысячелетия до н. э. Хеттский, следовательно, имеет полное право претендовать на почетный титул самого старого индоевропейского языка. Поэтому в нем можно было бы ожидать встретить очень старые, архаические черты. И они в нем действительно встречаются. Но при этом удивительно то обстоятельство, что в этом языке встречается также далеко идущее упрощение. Оно создает странный контраст с его глубоким возрастом.
Хеттские слова часто производят впечатление чужих. Все эти странности лучше всего объяснить предположением, что язык хеттов очень рано отделился от других индоевропейских языков и очень рано попал под влияние чужих языков.
Хеттский язык видео
хе́ттский язы́к
один из хетто-лувийских языков, мёртвый язык народа, населявшего центральную и северную части древней Анатолии. Будучи первым в истории индоевропейским языком с письменной фиксацией, Х. я. отражает многие архаичные черты; одновременно отмечаются и явные инновации. Характерно сохранение ларингальных согласных, переход *ō̆ > ā̆, *r̥, l̥ обычно > ar, al; сведение трёх рядов смычных к двум, сохранение старых лабио-велярных. В морфологии имени - реликты противопоставления по признаку активности - инактивности, отсутствие, за исключением некоторых реликтовых образований, форм степеней сравнения, две серии глагольных флексий, сочетание послелогов с местоимениями. В синтаксисе - начальные комплексы энклитик в предложении, относительно слабое развитие подчинительных связей. Лексика Х. я. подверглась сильному влиянию других языков: в древнейший период - хаттского, позднее - хурритского и аккадского. Бо́льшая часть заимствований относится к сфере периферийной лексики: терминология ритуала, названия сосудов и другие культурные термины; более глубоким было влияние хаттского языка, откуда взята, например, терминология государственного управления.
В истории Х. я. выделяется 3 периода: древний (18-16 вв. до н. э.), средний (15 - начало 14 вв. до н. э.) и новый (середина 14 - 13 вв. до н. э.). Подавляющее большинство текстов дошло до нас в записях Нового царства, в т. ч. и копии древнехеттских памятников. Однако с течением времени обнаруживалось всё больше древнехеттских оригиналов, отличающихся более умеренным использованием логограмм; в морфологии выделяется строгое различение форм датива, локатива и направительного падежа; в синтаксисе - редкое употребление глагольной частицы ‑kan (как и сохранение других частиц - ‑apa, ‑an, ‑asta), необязательность употребления частицы nu в начале каждого главного предложения; в лексике - почти полное отсутствие хурритских заимствований.
Письменность Х. я. - клинопись, по-видимому заимствованная из северной Сирии в 19-18 вв. до н. э. и близкородственная староаккадской. Она весьма несовершенно передавала фонетическую систему Х. я.: графически не различались o и u, часто также e и i, затруднена была передача консонантных групп. Для различения кратких и долгих гласных, глухих и звонких согласных хеттскими писцами были выработаны особые орфографические приёмы, которые во многом остаются неясными. Широко используются шумеро- и аккадограммы, так что фонетическое чтение многих хеттских слов остаётся неизвестным. Письменные памятники были обнаружены в основном в царском столичном архиве в Хаттусасе (ныне Богазкёй, в Турции) во время раскопок 1906-07; отдельные таблички были найдены в Угарите и Амарне, позднее обнаружен значительный провинциальный архив в Машате (к северо-востоку от Богазкёя).
Фридрих И., Краткая грамматика хеттского языка, пер. с нем. и вступ. ст. А. В. Десницкой, М., 1952; Иванов В. В., Хеттский язык, М., 1963; Языки Азии и Африки, т. 1, М., 1976; Sommer F., Hethiter und Hethitisch, Stuttg., 1947; Friedrich J., Hethitisches Elementarbuch, 2 Aufl., Bd 1-2, Hdlb., 1960-67; Benveniste E., Hittite et Indo-Européen, P., 1962. Friedrich J., Kammenhuber A., Hethitisches Wörterbuch, 2 Aufl., Hdlb., 1975-89; Puhvel J., Hittite etymological dictionary, v. 1-2, B., 1984.
Так называемая хеттская иероглифическая письменность употреблялась, по-видимому, лишь на протяжении нескольких столетий; еще пользуясь ею, хетты уже приспособили к своему языку ранневавилонскую клинопись. Эта так называемая хеттская клинопись продолжала употребляться вплоть до конца Хеттского царства как в официальной переписке, так и в повседневной жизни.
Мы не располагаем прямыми данными о том, что хеттская иероглифическая письменность употреблялась до 1500 г. до н.э. К этому периоду может быть ориентировочно отнесена надпись, опубликованная Р. Д. Барнетом, однако подавляющее большинство хеттских иероглифических надписей относится ко времени хеттских государств в Сирии, в частности к X-VIII вв. до н.э. Самая поздняя надпись может быть датирована серединой VII в. до н.э. Кажется странным, что на родине хеттов таких надписей обнаружено очень немного, а огромное их большинство найдено в северной Сирии, в частности в Каркемише, Хамате и Алеппо 1 Это объясняется тем, что так называемой «хеттской» иероглификой писали собственно не по-хеттски, а на другом языке, родственном хеттскому, возможно на лувийском. - Прим. ред. .
Рельефная хеттская иероглифическая надпись из Каркемиша (VIII в. до н.э.).
Преобладающая часть надписей выполнена рельефом или высечена на каменных памятниках или скалах: незначительное количество выгравировано на свинце; есть также надписи на печатях или же оттиски печатей на глине; знаменитая «печать Таркондема» сделана из серебра. Характер некоторых надписей, в частности тех, что найдены в Ашшуре, более скорописный.
Сравнительная таблица хеттских иероглифов в скорописной (II, IV, VI, VII) и полной форме (I, III, V, VIII).
Первая хеттская иероглифическая надпись была открыта еще в 1812 г. в Хамате (северная Сирия), а первые серьезные исследования принадлежат Сэйсу и Райту, которые установили, что надписи такого рода являются хеттскими. Сэйс и Райт пытались применить для дешифровки хеттских иероглифов методы дешифровки египетской иероглифики, но их попытка не имела успеха. Тем не менее благодаря исследованиям этих и многих других ученых хеттская иероглифическая письменность нашла свое место в современной науке. Достигнутые результаты не получили еще всеобщего признания, однако во взглядах на основные моменты дешифровки исследователи постепенно приходят к единству.
Хеттские идеографические знаки.
Начало надписи вверху справа; направление письма обычно бустрофедон, то есть каждая строка продолжается строкой, написанной в противоположном направлении, подобно направлению Движения быка, пашущего поле. Некоторые тексты написаны в одном направлении - либо справа налево, либо слева направо. Знаки обращены всегда к началу строки. Отдельные слова разделены специальными значками.
Общее число хеттских иероглифических знаков около 220; впрочем, Мериджи считает, что их было 419. Знаки разделяются на идеографические и фонетические; большая часть знаков представляет собой идеограммы, таковы знаки для слов «бог», «царь» «царевич», «великий», «город», «жертвоприношение», «страна» «бык»; есть знаки, обозначающие животных, растения, части тела и т.п.; они употребляются как словесные знаки или как детерминативы. Пятьдесят семь знаков, по мнению Гельба, имеют слоговое значение.
Происхождение хеттской иероглифической письменности
Проблема происхождения хеттской иероглифической письменности еще не решена. Одни ученые возводят хеттскую иероглифику к египетской, другие - к критскому пиктографическому письму. Хеттская иероглифическая письменность, так же как и египетская иероглифика и критские пиктограммы, имеет ярко выраженный рисуночный характер, но отсюда не должно непременно следовать, что хеттская иероглифика произошла от одной из перечисленных письменностей.
И в самом деле, сравнение хеттской иероглифики с египетской показывает, что прямая связь между ними отсутствует. Между критскими пиктограммами и хеттской иероглификой есть известное внешнее сходство но их взаимная связь не может быть доказана до тех пор, пока не будет расшифровано критское пиктографическое письмо; нельзя также не учитывать трудности хронологического порядка, возникающие в связи с таким сопоставлением.
В настоящее время автор придерживается следующего взгляда; в связи с экспансией Хеттского царства возникла необходимость в монументальном письме, пригодном для надписей на камне. Возможно, парадный вид хорошо известной хеттским правителям египетской письменности побудил хеттов избрать для этих целей пиктографическое письмо. Здесь вполне применима теория Крёбера о «диффузии стимула» или «диффузии идеи». Позже развилась более простая скорописная форма хеттской иероглифической письменности.
О времени создания хеттской иероглифической письменности трудно говорить уверенно, однако есть основания предполагать, что около середины II тыс. до н.э. она уже существовала Известны и другие, порой абсурдные предположения. Так, например, итальянец Рибеццо считает, что хеттская иероглифическая письменность была изобретена до 3000 г. до н.э., но в течение более 1000 лет не употреблялась в официальной переписке; кроме того, записи делались главным образом на недолговечном материале. Выше уже говорилось о теории чешского хеттолога Грозного, согласно которой хеттская иероглифическая письменность возникла будто бы в начале III тыс. до н.э. и была связана с письмом долины Инда.
В 1919 г. Э. Форрер сделал сообщение о своем открытии: в клинописных текстах из Богазкёя можно выделить восемь различных языков. С тех пор много говорилось о многоязычном характере хеттской империи. В какой-то степени это верно, но высказывание Форрера не следует понимать так, что в пределах империи говорили на всех восьми языках или что все они в равной степени использовались в надписях. В официальных документах хеттские цари пользовались только двумя языками - хеттским и аккадским; на третьем языке, который мы называем хурритским, весь текст целиком писался лишь время от времени. Из остальных языков три встречаются только в виде коротких пассажей, разбросанных среди хеттских религиозных текстов, а один может быть опознан только по нескольким специальным терминам в единственном документе. Восьмой язык - шумерский; он включен сюда только потому, что хеттские писцы для собственных нужд составляли словари на основе шумерских знаков.
Вот основные особенности этих языков.
Хеттский
Родство хеттского языка с индоевропейскими было установлено чешским ученым Б. Грозным, опубликовавшим свою работу в 1915 г. Утверждение о том, что население Малой Азии во II тыс. до н. э. говорило на индоевропейском языке, встретили очень скептически - настолько оно было разительно. Однако родство хеттского с индоевропейскими языками было исчерпывающе доказано и вот уже более двадцати лет принято всеми, кто изучал этот вопрос.
Это родство наиболее наглядно проявляется в склонении существительных. Имеется шесть падежей (именительный, винительный, родительный, дательный, отложительный и творительный) (Древнехеттская именная парадигма включала 8 падежей (в том числе местный и направленный); известен и родительный падеж на -an. - Примеч. ред. ); личные имена появляются еще и в звательном падеже, представляющем собой чистую основу. Нижеследующая таблица иллюстрирует тесную связь падежных окончаний хеттского с падежными окончаниями греческого и латинского языков:
* Это окончание восходит к m (вокалическое m); отсюда латинское -еm и греческое -а. )
** Пишется -z.
В отличие от греческого и латинского, хеттское существительное имеет только два рода - одушевленный и неодушевленный; прилагательные неодушевленного рода имеют чистую основу в именительном и винительном падежах единственного числа, но в остальных случаях склоняются как указано выше. Склонение множественного числа менее сходно с индоевропейским. Двойтвенного числа нет.
Энклитические личные местоимения -mu - «мне», -ta - «тебе» и -si - «ему» содержат те же согласные, что и соответствующие латинские местоимения mе - «меня», tе - «тебя» и sе - «себя».
Глагол имеет два залога - действительный и медиопассивный. В действительном залоге со спряжением греческих глаголов на -μι сразу бросается в глаза:
Ед.ч. | 1 - mi | ya-mi (i-ya-mi) | τιθημι | |
2 -si | ya-si (i-ya-si) | τιθης | ||
3 -tsi | ya-tsi (i-ya-zi) | τιθηιι | ||
Мн.ч. | 1 -weni | ya-weni (i-ya-u-e-ni) | τιθεμεν | |
2 -teni | ya-teni (i-ya-at-te-ni) | τιθειε | ||
3 -ntsi | ya-ntsi (i-ya-an-zi) | τιθενιι |
water | «вода» | греч. | υδωρ | «вода» |
akw-anzi | «пьют» | лат. | aqua | «вода» |
genu | «колено» | лат. | genu | «колено» |
kwis | «кто» | лат. | quis | «кто» |