Инструкция по эксплуатации Technics SU-A800DM2. Инструкция по эксплуатации Technics SU-A800DM2 Благодарим Вас за приобретение

Очередной ретротур, очередные компоненты и очередное прослушивание. На этот раз Олди порадовал одноклубников раскошным интегральником Optonika SM-3636HB, редким и чрезвычайно любопытным аппаратом Audio Visual Amplifier Sansui AV-7000 и двухблочным, высшим в линейке Technics A800S Reference.
Все усилители от именитых

производителей, Made in Japan, солидного веса и запредельных характеристик. И во всех трех аппаратах разделены предварительный и конечный тракт. Техникс в принципе двухблочный, а в Сансуи и Оптонике стоят соединительные перемычки.
Прослушивание обещает быть весьма интересным. Помимо перечисленных компонентов в сегодняшнем тесте участвуют: Super Audio CD Player Denon 3910, Вертушка Technics SL-1500, иголка Sumiko Black Pearl. Акустика Электроника 25АС033, Radiotehnika S-90D, Quadral Phonologue Fortun, межблочники NewArtVinyl и Monster Cable thx. CD: Владимир Кузьмин «Рокер», 2ва Самолета «Ка Ра Бас», Marcus Miller «Silver Rain», Eric Bordon «My Secret Life». Винил: Eric Bordon «My Secret Life», Pfil Collins «No Jacket Required».
Приступим! Sansui AV-7000. Чрезвычайно редкий аппарат, а в нашей стране – практически единичный. Предыдущий владелец привез усилитель из Японии в 1991 году, заплатив за него 1200 долл. Я два часа просидел у компьютера, пытаясь нарыть какие-нибудь отзывы на него. Тишина… Кроме характеристик – ничего.
Итак! Произведен корпорацией Sansui Electric в Японии в 1990 году. Габариты: 466х163х441. Вес 16,2 кг. Потребляемая мощность 450 Вт. Благодаря штатному трансформатору работает с напряжением 120/220/240 В. Voltage Celector расположен на задней панеле. Номинальная мощность 100 Вт на 6 Ом.

Частотный диапазон 10 Гц-100 кГц +0-3 Дб. К усилителю можно подключить до 9 внешних источников. Чувствительность линейных ходов 150 мВ на 47 кОм. Так же обязательный для стереоманов фонокорректор, чувствительностью 2,5 мВ и частотной характеристикой 20 Гц-20 кГц +/- 0,3 Дб.
У Sansui AV-7000 яркий темброблок, состоящий из трех регулировок: НЧ +/- 10 Дб (50 Гц), СЧ +/- 6 Дб (1 кГц), ВЧ +/- 10 Дб (15 кГц). Выход на наушники, баланс и непонятые мной регулировки «Mono Level» и «Input Level». Три пары выходных акустических клемм, одна из которых почему-то обозначена «Mono». Мудреный прерыватель предварительного и конечного каскадов, состоящий из трех гнезд: Pre Out, Power In; Pre Out Rear. И помимо левого и правого каналов опять таки канал «Mono».
Тонокомпенсации у усилителя нет. Зато есть несколько установленных настроек «Surround Mode». Тембрблок отключается, но только у сидюшного входа клавишей «CD Direct». В комплекте идет пульт дистанционного управления с таким количеством кнопок, что я даже и не пытался в нем разобраться.
Прослушивание начали с винила и 8-ми Омных S90D (частотный диапазон 25-25000 Гц, мощность 35 Вт, чувствительность 89 Дб, габариты 360х710х286, вес 23 кг). Весьма приличный звук. Хорошо сработал фонокорректор. Покрутив тембра я настроил НЧ на полную (+10 Дб), СЧ по середине (0 Дб), ВЧ на ¾ (+6 Дб). Комфортное звучание, но не достаточно глубокое по низам. Зря инженеры Sansyi пренебрегли тонокомпенсацией.

Затем включили CD и поменяли акустику на 4-х Омные Quadral (частотный диапазон 32-22000 Гц, мощность 80 Вт, габариты 220х450х300, вес 8 кг).
На CD заиграла поубедительней, хотя резковата по верхней середине. Но на то и тембрблок. Убавил СЧ до -2 Дб, а ВЧ до +4 Дб. Заиграла ровнее. Хорошо Сансуи справился и с 8-ми Омной и с 4-х Омной акустикой. Затрудняюсь даже сказать какая выразительней. Подключили еще раз S90D. Поиграл с громкостью. Сложилось впечатление, что на средней громкости Квадралы выглядят эффектней. Но стоит сделать погромче и наша Радиотехника давлеет над немцами. Вообщем, как и следовало ожидать, не смотря на большую заявленную мощность, 8-ми килограммовые Квадралы уступили 23-х килограммовым S90D.
Резюме – звучание мощное, убедительное и достаточно комфортное. Усилитель хорошо сочетается как с 4-х так и с 8-ми Омной акустикой, а богатый тембрблок позволяет скорректировать особенности акустического оформления комнаты для прослушивания.
По характеру звука Sansui AV-7000 напомнил мне Teac A-R600. Разве что у Теас за счет тонокомпенсации больший запас по басам. Дополняет сходство и то, что оба аппарата ярче играют CD нежели винил. В общем компонент весьма достойный – солидного веса, убедительной мощности и яркого звучания.

Серьезная заявка на высший Hi-Fi. В недостатках можно отметить отсутствие тонокомпенсации.
Не убирая Sansui параллельно подключаем двухблочный Техникс. Высший в линейке. Произведен в Osaka (Япония) корпорацией Matsoshita Electric industrial. Год выпуска 1996-2000. Предварительный усилитель Stereo Control Amplifier SU-C800U. Габариты: 430х69х307. Вес – 2,7 кг. Частотный диапазон 3 Гц – 80 кГц. У усилителя 6 входов: Phono; Tuner; CD; AUX; Tape1; Tape2 и 3 выхода: Tape1; Tape2; PRE OUT. Функционал аппарата минималистичен. Помимо обязательных селекторов входов, громкости и баланса только ручки Bass, Treble и кнопка Tone, отключающая тембрблок. Запитывается усилитель фирменным кабелем от оконечника. Причем своей кнопкой включает оба блока.
Усилитель мощности Stereo Power Amplifier SE-A800S. Потребляемая мощность 230 Вт. Габариты: 430х136х348. Вес – 8,7 кг. Частотный диапазон 5 Гц – 70 кГц +0-3 Дб; 20 Гц – 20 кГц +0-0,5 Дб. Мощность 2х65 Вт на 8 Ом; 2х85 Вт на 4 Ом. Коэффициент демпфирования 70-8 Ом. Количество входов 2хRCA 1 V/33 kOм. Усилитель имеет выход на наушники и 2 пары акустических систем. Коммутируются они кнопками Speakers A и Б и подсвечиваются светодиодами.
Подключаем к Техниксу Квадралы и слушаем винил. Весьма прилично! Весьма. Отслушали пару треков. Переключаем на Sansui. И буквально с первых секунд становится ясно – двухблочный Техникс не зря носит гордое название «Референс». Да! По мнению всех слушателей, звучание Technics более живое и выразительное нежели у Sansui.
Далее ставим CD. Звучание убедительное, весомое, но все же уступающее аналоговому. Что вполне предсказуемо для компонентов такого высокого уровня.
Подключаем к Техниксу 8-ми Омные S90D. И тут нас ждет разочарование – играет откровенно плохо. Подключаем 4-х Омные Электронику – поют! Видимо не очень хорошо согласуется усилитель с 8-ми Омной акустикой. Или S90D ему чем-то не понравились.
Резюме. Звучание живое, выразительное, с хорошей детализацией. Аппарат прекрасно справляется как с цифровыми, так и с аналоговыми источниками звука, причем, как и положено компонентам такого высокого класса аналог, по естественности звучания, переигрывает CD.

И это хорошо слышно даже не подготовленному слушателю.
В недостатках можно отметить некоторую капризность оконечника при согласовании с 8-ми Омной акустикой. С 4-х Омной играет без вопросов.
И, наконец, долгожданная Optonica SM-3636 HB. Произведена в Японии в 1979 году на Hi-End подразделении «Optonica» фирмы Sharp. Сделан по технологии «двойное моно», с отдельными трансформаторами на каждый канал и независимым питанием предварительного каскада. Наличие трех трансформаторов серьезно сказалось на весе – 14,5 кг. Потребляемая мощность 380 Вт. У усилителя два фонокорректора и четыре линейных входа. Частотный диапазон 5-70000 Гц +/- 1 Дб. Мощность 65 Вт. Габариты 442х144х363. На задней панели прерыватель предварительного и конечного каскадов. То есть усилитель может использоваться и как пред и как оконечник.
Функционал усилителя настолько богат, что на передней панели практически нет свободного места. В тембрблоке, помимо привычных регулировок НЧ и ВЧ (+/- 10 Дб) стоят два тумблера Turnover с усилением в 600/300 Гц и 15/3 кГц. А также два тумблера с отключаемыми фильтрами в 30 Гц и 7 кГц.
Тридцатигерцовый фильтр жизненно необходим в случае возбуждения винилового проигрывателя. Также в виде стильных тумблеров, выполнены тонокомпенсация и отключение темброблока.
Усилитель имеет выход на наушники и на две пары акустических систем. Селектор «Speakers” работает на 4 положения: А, B, off и А + B. Ближе к ручке громкости расположены баланс (+/- 10 Дб) и кнопка «muting» - ослабление в 20 Дб. Дальше селекторы входов, причем включение фонокорректора 1, также выполнено в виде тумблера. И еще один коммутатор, практически, не встречающийся у современных усилителей «mode», ставит режимы: нормальный, реверс (меняет каналы местами), моно, левый и правый.
Аппарат, специально созданный для аудиофильских прослушиваний. Два фонокорректора!!! Цепляешь к нему две вертушки, ставишь на них одинаковые пластинки и простым щелчком тумблера сравниваешь звучание.
Итак! Подключаем к выходу А S90D, к В Квадралы. Заводим винил и поочередно слушаем и сравниваем.
Фантастически! Феноменально!!! И опять таки. На средней громкости Квадралы выглядят эффектнее, но стоит сделать погромче и S90D убирает немецкого конкурента. Отслушав сторону пластинки меняем Квадралы на Электронику 25АС 033 (частотный диапазон 25 Гц-31500 Гц, чувствительность 86 Дб, мощность 25 Вт, габариты 320х610х325, вес 21 кг, сопротивление 4 Ом). И тут S90D с конкурентом не справился.

По всем показателям Электроника играет ярче. Радиотехники не помогла даже большая чувствительность. 4-х Омная Электроника на одинаковом уровне громкости играла весомей и солидней.
Отслушав винил переключили на CD. Весьма убедительно. Но не так глубоко и легко как на виниле. Для частоты эксперимента решили провести прямой тест. Одновременно поставили CD и винил Eric Bordon My Secret Life, и переключая тумблер, сравнивали звучание. Ну, конечно, всем слушателям больше понравился аналог. У CD нет таких глубоких басов и воздушных верхов. А вот цифровая середина неестественно выпирает.
Резюме. Звучание усилителя способно удивить даже искушенного меломана. Верха легкие, как весенний ветерок; спокойная, естественная середина; а басы такой глубины и мощи, что становится страшно за подвесы динамиков.
Бескомпромиссное качество воспроизведения стерео. Феноменальное разделение по каналам! Звуковая сцена встает перед слушателем, растворяя в себе колонки и раздвигая стены комнаты для прослушивания.
Сравнение Optonica с Техниксом и Сансуи заняло не больше минуты. Просто нечего было сравнивать. При переключении на Оптонику, создавалось впечатление, что он играет как будто тише, но музыки при этом становится больше. Шум, каша и неразбериха уходят назад и пропадают, а вместо них вперед выходят музыканты, занимают свое место на сцене и начинают играть, не затеняя, и не заглушая друг друга. Этот феномен называется разборчивостью или детализацией и присутствует только у аппаратуры класса Hi-End.
Воспользовавшись тем, что все три усилителя имеют разрыв в трактакх, Ауди решил провести эксперимент, заинтересовавший всех участников прослушивания. Он предположил, что своим феноменальным звучанием Optonica обязана в первую очередь сильному предварительному каскаду, и в частности – фонокорректору. Вынув перемычки, мы соединили межблочниками Pre Out Oптоники, сначала с Power in Sansui, а затем с усилителем мощности Техникса.
Но чуда не произошло. Характер звука немного изменился, но соотношение сил осталось прежним. Сансуи послабее, Техникс получше. Но как бы они не старались, до Оптоники им не дотянуться.

Случайно стал счастливым обладателем предварительного усилителя Technics SU-C800U. Приобрел его на Молотке (аукционе) за 1850 рублей. В процессе торгов неоднократно общался со своим другом (радиоинженером) по поводу возможных неисправностей. По словам друга в предварительных усилителях (далее по тексту - пред), нечему сгорать, поскольку слаботочные цепи очень редко что-либо выводят из строя. Продавец никаких гарантий по преду не давал. Единственное, что вселяло некоторую уверенность в том, что данный пред был целый то, что продавец перепродавал различную радиоаппаратуру купленную в Германии. И если он указывал, что аппарат не вскрывался, так оно и было. На доставку было дополнительно потрачено 400 рублей. Не прошло и 2-х недель, как пред по почте был доставлен ко мне.

Внешний осмотр показал, что продавец был прав, когда указывал, что на корпусе сверху есть небольшие царапинки. Никаких иных недостатков обнаружено не было. Итак, перейдем к самому предварительному усилителю. В оригинале пред питается от оконечного усилителя по кабелю, разъемы которого очень напоминают S-video.

В результате такого схематичного построения, предварительный усилитель имеет ограниченное использование, поскольку использовать предварительный усилитель без оконечного усилителя не представляется возможным, если только не встроить в него блок питания. Возможно, что данная статья поможет кому-либо приобрести предварительный усилитель и использовать его автономно без оконечного усилителя, цена которого существенна. Итак, перейдем к нашим баранам и в предварительном усилителе открутим верхнюю крышку и аккуратно уберем ее. Внимание! С предом больше НИЧЕГО не делаем.

Инженеры Matsushita Electric сделали все для того, что бы можно было апгрейдить пред без всяких проблем. При внимательном рассмотрении платы, на ней обнаруживаются контрольные флажки (их на плате 5 штук), рядом с ними на плате указано, какое напряжение на них должно быть. Вот к ним то и надо подводить (подпаивать, на фото уже подпаяно) внешнее питание.

Для работы преда необходимо двухполярное питание по 15 вольт и 10 вольт переменного напряжения. Переменное напряжение необходимо для включения реле питания и привода двигателя регулятора громкости. Остается только найти подходящий блок питания, который бы полностью подходил по параметрам и по габаритам (высота трансформатора не должна быть выше 5см). Те, кто с паяльником на «ты» конечно же, без проблем изготовят блок питания самостоятельно, поэтому в дальнейшем это статья для тех, кто, как и я, паяльник держал давно.

При проектировании предварительного усилителя Technics SU-C800U инженеры Matsushita Electric тесно сотрудничали с инженерами Рижского радиозавода им А.С.Попова, которые в это время проектировали перспективную модель советского кассетного магнитофона «Радиотехника», иначе, чем объяснить то, что блок питания от магнитофона «Радиотехника МП-7301 стерео» (аналог «Радиотехника МП-201») идеально подходит к предварительному усилителю Technics SU-C800U.

Данный магнитофон со сломанной кинематикой мною был приобретен за 100 рублей.

Вскрываем магнитофон. Отсоединяем шлейфы проводов от плат, соединяющихся с блоком питания. Откручиваем 4 болта и отсоединяем блок питания вместе с шасси, на котором крепится трансформатор, от основания магнитофона.

Больше магнитофон нам не нужен, убираем его. Снимаем защитный кожух трансформатора и ножницами по металлу отрезаем верхнюю часть, чтобы кожух по высоте остался около 3,5 см. Все имеющиеся конденсаторы на плате блока питания мною были заменены на импортные конденсаторы большей емкости. Дальше проверяем по схеме и по плате: все ли имеются детали на плате (на моей не хватало 3-х диодов) и все ли провода от трансформатора правильно подсоединены. Откручиваем от платы радиаторы транзисторов, отпаиваем транзисторы вместе с радиаторами, обрезаем радиаторы, оставляем где-то 2,5-3 см, проверяем транзисторы на утечки.

Если все нормально, устанавливаем все на место.

Включаем блок питания без нагрузки и проверяем питание. Я в своем блоке питания установил построечными резисторами 14,5 вольт. Дальше дело фантазии как закрепить в имеющемся пространстве преда трансформатор и плату блока питания.

Я отделил плату от основания, на котором крепится трансформатор. Обрезал основание и закрепил основание вместе с трансформатором к шасси преда.

Установил обрезанный защитный кожух. Плату блока питания на 4 болтах, снизу изоляторы, закрепил также на шасси.

Теперь подпаиваем провода. Непосредственно с трансформатора выводы 6 и 7 берем переменное напряжение 10В и подпаиваем к флажкам на плате преда, где указано АС10V.

С платы блока питания обозначено:
точка № 4 подпаиваем к преду +15в;
точка № 3 подпаивается к преду – 15в.

точка № 2 - масса, подсоединяется к массе на плате преда и отдельным проводом подсоединяется к шасси преда; Точки указаны для платы магнитофона «Радиотехника 7301-стерео», для «Радиотехники МП-201» возможно другие

Все напряжения предварительно замеряем измерительным прибором.

После всего соединения и закрепления это выглядело так.

Закрываем крышку, закручиваем болты. Вот и все. Прекрасный предварительный усилитель готов к работе. Приятного прослушивания музыки.

Данная публикация открывает цикл статей по доработке аудио-аппаратуры на нашем сайте.

Начнём с апгрейда усилителя Technics SE-A800S , предварительного усилителя этой же торговой марки SU-C800A , а также доработки кроссоверов акустической системы JBL TLX6 .

В статьях постараюсь избежать цитирования непроверенных источников и не стану давать обобщающие далеко идущие советы, дабы не получилось, как у Игоря Губермана, что «мысль брошенная в массы...». Также я против того, чтобы кого-то учить жизни и отправлять слушать музыку в венской опере- как мне кажется музыка должна звучать хорошо при минимизации разных видов искажений, и если уменьшить эти аспекты все вместе, то именно это приближение к оригиналу и даёт наслаждение от прослушивания. Статьи предназначены в основном для людей, которые хотят понять к чему стремиться дальше, прежде чем сделать более дорогую покупку, потому что как мне кажется, нынешнее положение дел на мировом рынке устроило огромный разрыв между «звучащей» аппаратурой и не звучащей совсем в категории цен и найти достойно звучащий аппарат можно только либо в профессиональной линейке либо за очень большие деньги. Я бы не стал начинать апгрейд, не веря свято в то, что гений инженерной мысли, который создал такую технику, думал в первую очередь о качестве. Хотелось бы также дать несколько простых правил, которые помогут избежать ошибок, которые сделал я, если захотите сами сделать твик имеющейся в наличии аппаратуры.

  1. Никогда не стоит начинать работу в состоянии физической или эмоциональной усталости. Это касается как работы с паяльником, так и прослушивания на предмет качества. Разница в звучании может оказаться настолько шокирующей, что допустим «успешно доработанный» по вечерам в будни усилитель или колонки окажется совершенно бездарно звучащим в выходной день.
  2. Работа с подбором разделительных конденсаторов требует обязательного выполнения первого правила, потому что очень часто разница в звучании, во-первых не может быть оценена сразу, во-вторых часто является просто делом вкуса. Но в любом случае не может сбрасываться со счетов при твике, потому что родные конденсаторы обычно через много лет уже не обладают правильными свойствами.
  3. Перед доработкой желательно обзавестись каким-нибудь референсным устройством для доставки звука до ушей, будь то усилитель с колонками или наушники. Я здесь опускаю обязательное наличие пары хорошо отдохнувших ушей и может быть не одной пары. Источники звука могут очень сильно отличаться в звучании, например даже в одной студийной записи одного музыканта то, что выдаёт iTunes™ может разительно не совпадать с записанным на CD. И дело не в гармониках или частотном диапазоне устройств воспроизведения, а в работе звукоинженера.
  4. Не следует слепо доверять инструментальным измерениям ФЧХ, АЧХ и гармоник(здесь по убывающей). Например измерение АЧХ акустики требует наличия звукоизолированный комнаты, в противном случае может служить лишь ориентиром для апгрейда. У меня самого такой комнаты нет 🙂

При первом включении после 20-летнего перерыва связки усилителя, колонок с CD плеером и разными звуковыми картами ЗК, включая Mackie Onyx Blackjack, оказалось, что звук просто никакой. И если даже много лет назад сразу после покупки казалось, что вот в другом более просторном помещении звук будет лучше и красивее, а колонки я в салоне выбирал в связке с усилителем NAD из нескольких, включая более дорогие варианты. То сейчас звук просто поражал плохим рассредоточенным басом, заменой ВЧ на свистяще шипящее богатство звуков. И только средние частоты звучали красиво. Надо конечно сказать, что твитеры уже были доработаны ребёнком по принципу убирания выпячивающей мембраны внутрь, поэтому я сразу сделал скидку для ВЧ. Ниже приведена фотография всего наследства.

Начал я с колонок, беглый взгляд на плату кроссоверов показал, что он достаточно грамотно сделан, хотя и применены неполярные конденсаторы. Замена конденсаторов в приближении к дзен на дала практически ничего. Это было также видно на приведённых графиках. Гармоники не исчезли хотя стали чуть слабее, АЧХ чуть изменился, но не настолько, чтобы сказать, что вот найдена причина плохого звучания. Только после замены показалось, что ВЧ стали меньше потрескивать на сильных нотах, а басы стали не такие расплывчатые. Это кстати видно по переходным характеристикам внизу. Я списал это на большую избирательность фильтров с вновь установленными конденсаторами, видимо у старых всё-таки сильно попортились характеристики.

Самое интересное, что JBL применили конденсаторы торговой марки VENT, которые и сейчас можно найти на китайских сайтах. Их я сфотографировал рядом с платой. На плате видно, что замена сильно увеличила габариты и массу кроссовера. Также была включена цепь Зобеля(последовательно соединённые резистор 4Ом и сборный конденсатор 15uF параллельно динамикам) на НЧ динамики, чтобы поднять эффективность фильтра НЧ. По всем формулам призываю прочитать книгу Алдошиной, Войшвилло «Высококачественные акустические системы и излучатели», которая не только не потеряла актуальности в наше время, но скорее приобрела сверхпопулярность. Эффективность работы фильтров сильно зависит от импеданса цепи за фильтром, в данном случае динамика. Расчёт ёмкостей и индуктивности кроссовера ведётся от сопротивления динамика на постоянном токе. Но в связи с индуктивным характером динамика импеданс цепи сильно возрастает с ростом частоты. На этом графике видно, как с ростом частоты НЧ динамики в JBL(зелёная кривая) начинают звучать на СЧ диапазоне от 2 до 6 кГц. СЧ- синяя линия. Вместе без ВЧ- красная.

Другими словами, чтобы правильно настроить кроссовер на связке НЧ-СЧ, надо поставить цепь Зобеля на НЧ динамик, а чтобы убрать СЧ динамик из ВЧ диапазона, надо ставить цепь Зобеля на СЧ динамик. Цепь Зобеля(иначе называется корректирующая цепь в книге) устанавливает импеданс на выходе фильтра равным сопротивлению резистора. Который в свою очередь равен сопротивлению динамика постоянному току. С ростом частоты импеданс динамика растёт, а импеданс конденсатора снижается в равных пропорциях(формулы в книге), что делает общее сопротивление неизменным. Если расчёт конденсатора подвергают сомнению только самые искушённые аудиофилы, то игра с сопротивлением резистора позволяет в некоторой степени изменить баланс сил на звуковой сцене. Поскольку 2 НЧ динамика по 10Ом в JBLTLX6 до последующей доработки усилителя немного перенасыщали диапазон(этого не видно на АЧХ, только в виде гармоник), то год назад было принято решение ставить резистор 4Ом, который меньше сопротивления двух включенных параллельно динамиков по 10 Ом. Это потому, что цепь Зобеля снижает отдачу динамика во всём диапазоне, что не обязательно плохо, поскольку нужно смотреть на весь диапазон колонки и конечно же слушать. Хотя чувствительность от этого слегка уменьшается, эффект от применения может быть важнее. Обратите внимание на коэффициент нелинейных искажений на этом рисунке во всём диапазоне частот- синяя линия. Если АЧХ ещё можно принять как более-менее нормальную, что КГ уж слишком зашкаливает. При этом искажения все от усилителя мощности, как будет видно дальше.

Самая большая проблема в звучании этих колонок заключалась в ВЧ диапазоне от 7кГц, СЧ и ВЧ не были согласованы по фазе. При несогласованности двух рядом стоящих динамиков по фазе страдает как АЧХ, так и импульсная характеристика, так и общее восприятие звука. На рисунке выше можно увидеть провал в диапазоне 3-6кГц на синей линии, хотя и небольшой. Например при несогласованности по фазе НЧ и СЧ-ВЧ в двухполосных активных системах, очень популярных сегодня, кажется что исполнитель на частоте раздела кроссовера как будто делает шаг назад, беря громкую ноту или его просто плохо слышно. На разных записях это может проявляться по разному, но как будто хочется повернуть голову, чтобы слышать хорошо. Поскольку впоследствии я заменил твитеры на не деформированные, тоже производства JBL, но другой модели с другим сопротивлением, то пришлось заменить также конденсатор на 3,9uf с 4,7uF изначально в ВЧ цепи.НЧ динамики были аккуратно проклеены калькой по периметру в местах надрывов, и по возможности методом штрих-пунктира дабы не влиять сильно. Сначала это сказалось на звуке как варварство- звук НЧ стал грубо точным, казалось ушла мягкость. Но время показало, что не настолько всё плохо, видимо проклеенные места размягчились. Кстати, на гармониках это никак не сказывается, я их замерял до и после(читайте дальше).

Цепь СЧ также претерпела изменения- после установки резистора 4Ом(+С 15uF) в цепи Зобеля НЧ, чувствительность СЧ была также уменьшена делителем 2х6Ом, чтобы соответствовать чувствительности НЧ и ВЧ. Привожу схему доработанного кроссовера.
Да, и не забудьте самого главного, если у Вас такие колонки. JBL до какого-то года использовали красный разъем для обозначения минусового разъема при подключении к усилителю!

В оригинальной схема кроссовера была также резонансная RC цепь-, но она так плохо влияла на ВЧ, что я её убрал сразу. Также здесь я опустил попытку обклеивания корпуса изнутри битумным самоклеящимся материалом(он до сих пор внутри). Работа грязная, запах сильный, результат не очевидный. Убирать его уже не хочется. Заполнение пространства ватином было сделано уже на заводе и перекладывание из одного отсека в другой не приносит никакого результата в лучшую сторону, только если убрать из конуса, которым СЧ динамик отделён от остальных. Тогда можно увидеть всплеск резонансов и работа СЧ динамика в ВЧ диапазоне усиливается.

Общие выводы по твику динамиков таковы. Если Вы дорабатываете акустику, которая хотя бы когда-нибудь после производства звучала хорошо, то надо отталкиваться от их лучшего диапазона. Например в этих колонках отлично звучит СЧ. Он настолько красиво поёт, что даже жалко было ставить делитель напряжения перед ним. Делитель напряжения сыграл очень хорошую роль в достижении синфазности всего диапазона. АЧХ выровнялся, кручение фазы стало более плавным без резких поворотов. Современные hi-end динамики делаются по более точным технологиям с большей добротностью, что даёт им большие преимущества по сравнению с этой системой, но это только если речь идёт о hi-end. Четкое разграничивание полосы частот кроссоверами приводит к тому, что появляются проблемы естественности звучания натуральных инструментов, хотя электронная музыка звучит одинаково хорошо на старых и новых моделях. Но также всё большую популярность у аудиофилов приобретают широкополосные системы. А я честно говоря больше беспокоился, что Technics 800 просто не под силу импеданс этих колонок порядка 8ом, чего-то не хватало. Как оказалось, зря я боялся- читайте дальше.

Для тех, кто не знаком с работами японских инженеров фирмы Technics замечу, что предварительный усилитель не является самостоятельным устройством, хотя и расположен в отдельном корпусе. Питание на него подаётся с основного блока, но вся логика и работа с пультом ДУ находится в его ведении. Здесь привожу сервис мануалы, любезно растиражированные по сети:

При этом на первый взгляд слабое место- кабель, соединяющий питанием блоки да при этом передающий как постоянное напряжение для логики, аудио и ещё и переменное напряжение, ни разу не подводил. Это так называемая схема виртуальной батареи. Все силовые цепи постоянного тока, выходя из усилителя мощности и на входе предварительного проходят через дроссели 1uH. Надо отдать должное- ни одна их этих цепей не фонит на частоте сети, даже не смотря на то, что плата не экранирована. Но возможно из-за того, что в предварительном усилителе реализована вся логика, включая резонатор на 4МГц, это самое шумное место комплекса. Хотя экранирование плат не даёт никакого выигрыша. С фильтрацией питания каюсь- пока не связывался. Если отсоединить кабель от входа усилителя мощности, то шум также слышен, но децибел на 10 ниже.

Надо правда признать, что с расстояния в 1м от колонок шум не слышен абсолютно даже на полной мощности. Темброблок слегка добавляет шумов, но только постольку, поскольку включен на подъем ВЧ.

Ну а если управление усилителем проще делать с пульта, который по совместительству управляет всеми устройствами, включая CD плеер и деку, а подача сигнала на усилитель прямо со звуковой платы выдаёт не очень динамичный звук, то видимо прокачать микросхему AN7062, работающую от +-48В не так просто, то решено было в предварительном усилителе просто поменять разъёмы, разделительные кондесаторы и ОУ на современные качественные компоненты. От дросселей в питании и транзиторов mute, было решено не отказываться, потому что тест показал отсутствие какого-либо влияния на сигнал. Был убран кабель от регулятора баланса, так как сильно ограничивал стереобазу. Замена ОУ IC301на LM4562 сильно улучшило динамику проигрывания музыки. Появился какой-то винтажный шик в звуке, также уменьшились шумы. Разделительные конденсаторы можно попробовать поменять на что-нибудь аудифильское, но пока что меня звучание вполне устраивает от той достаточно штатной замены, которую я сделал из Sanyo и китайских биполярных Elum 47uF 25V. Как оказалось, основная проблема было в УМ.



Апгрейд усилителя мощности было тяжело начать из-за отсутствия под рукой качественных конденсаторов, да и честно говоря, не было уверенности, что это поможет. Да я видел в более поздних моделях техникса конденсаторы по 10000uF, но на плате стояли такие золотыми буквами высеченные Technics56 V 8200uFJAPAN, что просто рука не поднималась их менять. Начал я с замены входных разделительных конденсаторов С401-402 50V-4,7uF на менее шумящие. Шум, вносимый этим конденсатором определяется большим напряжением смещения на входе микросхемы порядка 100мВ, а ток утечки делает своё дело. Как это ни странно лучшей заменой по сравнению с Nichicon и Sanyo оказались биполярные конденсаторы ELUM, которые не только убрали шум, но и повысили передачу ВЧ и НЧ, не изменив тональный баланс. Например Elna Tonerex делают ВЧ ярче, а НЧ слишком энергичными.
Дальнейший апдейт был произведён с электролитами в аудиотракте C501,C502,C503,C504 на ElnaCerafine 10V100uF. Очень рекомендую эти конденсаторы, но наверное не для любителей электронной музыки. Так показалось. В последующем из земляной медной посеребрённой шины с одной старой платы были сделаны шины питания, земли и выходные и заменены по всему усилителю(шины в красных термоусадочных трубках на рисунках).


Перемычки под шинами чуть толще обычных на платах были выпаяны. Входные разъёмы заменены на позолоченные, но без особого фанатизма, по 3 бакса за штуку. Звук стал красивым, но не сбалансированным. Очень винтажным, аналоговым, с мягкими не напрягающими ВЧ. Но в области НЧ ничего кардинально не поменялось. Какая-то рассредоточенность присутствовала. И вот недавно увидел я на прилавке магазина Elna10000uF по 10$ за штуку. Заменил штатные с золотыми буквами и чуть со стула не рухнул. К этому времени у меня уже был завершён апгрейд CD, который стал звучать лучше, чем какой-либо источник, который я слышал раньше даже на наушниках. Вот с этим источником я его и опробовал. Надо сказать, что так много от замены золотых конденсаторов Technics на позолоченные Elna я не ждал. Это был последний штрих в апгрейде системы. Теперь я могу на этом усилителе слушать любую музыку с большим наслаждением. Уже есть благодарные слушатели. Не зря я всё-таки ждал столько лет.

Как видно на картинках, колонки я ставил на подставки из ступиц с авторынка, чтобы «развязать с полом». Так вот- после апгрейда никакая развязка уже не нужна. Низкие частоты встали там, где им и место, то есть внизу. Для подтверждения теории о том, что конденсатор в УМ делал гармоники, я ещё раз снял АЧХ системы после апгрейда программой HolmAcoustics™ с инструментальным микрофоном KAMHype™ (у него подъём в сторону ВЧ надо учесть) и ЗК MackieOnyxBlackjack™. Прилагаю скриншот. Синии линии- темброблок отключен кнопкой, красные- включен на полный подъем НЧ и ВЧ, зелёные- темброблок на середине. Обратите внимание, фаза на стыке СЧ-ВЧ остаётся постоянной, а уровень гармоник по сравнению с предыдущими графиками снизился. Первое- результат делителя напряжения для СЧ динамика, второе- замены конденсаторов питания УМ. Также хочу обратить Ваше внимание на изменение переходной характеристики внизу для включённого на полную темброблока. Поскольку темброблок включен в цепь обратной связи ОУ предварительного усилителя, то на кривых зелёного цвета(ТБ включен, но выведен на середину) видно что эта корректирующая цепь корректирует провалы и пики АЧХ. На всех переходных характеристиках внизу видно, что при переходе «скакалки» из отрицательной области больше 0 следующий пик немного ломанный- это недоработка кроссовера, точнее следствие того, что в системе нет биампинга, а возможно достаточно было бы сделать biwiring. Конденсатор в СЧ цепи 22uFвлияет на НЧ и ВЧ динамики. Конденсатор в цепи НЧ влияет на СЧ и ВЧ. При этом на платах кроссовера я максимально развел цепи земли, чтобы токи одного динамика после фильтрации не текли с токами другого. Возможно, что в ближайшее время продолжу апгрейд предварительного усилителя. Хотя уже сейчас звучание системы очень радует чистым звуком.

P.S. пока писал статью разобрало меня желание попробовать убрать делитель напряжения в СЧ, но это повысило горбы на АЧХ в средних и нижних частотах, а провал от 800Гц до 2 кГц не убрало. Но не важно. Важно, что колонки звучат. Я ведь не цифры и графики слушаю. Может за эту своенравность звучания я и выбрал в свое время эти JBL, которых уже и в интернете то не найти. Винтажный акустический призрак.

Добавление от 15.08.2014

Обновление от 27.08.2014

До последнего времени предусилитель казался мне слабым звеном в этой тройке. Но замена конденсатора C701 1000uF на TEAPO (low ESR) 2200uF из компьютерного блока питания позволила ещё лучше очистить спектр от помех. Микропроцессор, ничего не зная о высоких задачах, которые он решает, очень сильно загрязняет шину питания и общую с аналоговой частью землю. Звук ВЧ стал ещё выше. Вторая доработка свелась к замене керамических конденсаторов C315,C316, C321,C322 0,015uF в темброблоке. Оригинальные в стеклянных корпусах конденсаторы вряд ли можно назвать хорошим решением. Замена на плёночные позволила улучшить воспроизведение НЧ, которых стало недоставать по мере очищения тракта от шумов, но также, как оказалось спустя некоторое время, слегка увеличился ВЧ шум до слышимого уровня. Предполагаю, что это связано с конденсаторами C321, C322. Они всё-таки стоят в DX плече регулятора тембра. Относительно возражений о том, как могут 5В влиять на аудио, скажу следующее. Управление подачей напряжения питания на ОУ предварительного усилителя осуществляется микропроцессором через транзисторы Q601,602,603. Именно питание микропроцессора мы и шунтируем этим конденсатором. Также ВЧ составляющие могут легко перетекать на соседние дорожки, ввиду того, что частота их довольно большая.

Сергей Бегайкин специально для сайта сайт

This entry was posted in , by . Bookmark the .

About Сергей Бегайкин

Занимался электроникой с детства. В 8м классе грезил hifi аппаратами, но паять приходилось только кометы. Тогда же записался в НТБ для подзарядки англоязычными журналами, не помню уже названия и приобрёл книгу Шкритека "Справочное руководство по звуковой схемотехнике". Хотя если честно вторая половина по цифровым стандартам для меня тогда была темным лесом. Потом был институт с теоремами Киргхгофа и Котельникова, но о книге я напрочь забыл. И вот спустя 20 лет, имея в багаже совершенно не звучащий музыкальный комплекс Technics и богатый опыт работы в телекоммуникациях, я вдруг задумался, а не слабо ли мне довести до ума всё это дело. Или распрощаться с мечтой и выкинуть на помойку. Выбрал первое и не пожалел. Правда в поисках истины прошёл почти год, но слава богу своего добился. Теперь готов делиться опытом по доработке со всеми желающими. Хотя сфера моих интересов не ограничивается только одним музыкальным центром. К аудиофилам себя не отношу и если есть противостояние инженеров и аудиофилов, то я скорее с первыми. Хотя практика за этот год показала, что вторые тоже не всегда не правы.

Комментарии ВКонтакте

668 thoughts on “Усилитель Technics SE-A800S и АС JBL TLX6: в поисках утраченного звука.

  1. Жаль, что Вы не оставили отзывы на фрагменты, которые я выкладываю. Ну надеюсь, что ещё послушаете. Сегодня я решил продолжить доработку путей обхода IC202, поскольку всё равно с отрезанными дорожками не получится пустить на запись входы. Поскольку путей для этой записи 2(tape1 in, tape2 in), то пришлось выпаять 3 перемычки и перерезать одну дорожку. Схема здесь. Результат сказался на детальности прорисовки низких частот. С одной стороны это хорошо, с другой стороны я уже так привык к звучанию усилителя без темброблока(даже на наушниках звучание было харАктернее чем на усилителе наушников в CD), что сначала даже не поверил. Оба выхода на наушниках практически сравнялись по звучанию с выключенным темброблоком. С другой стороны из-за того, что низкие частоты стали детальнее, то теперь хочется прибавить тембр на низких частотах. На ВЧ по моему ничего не изменилось. На НЧ ушло такое характерное винтажное ХМ, на каждый удар барабана. Звук стал более локальным. До доработки низкие просто расстилались по полу. Теперь контрабас звучит во-первых смещённо от центра(там где смещён), раньше практически всегда было по центру. Во-вторых у него появилась вибрация сильная, за колонки страшно. Но красиво.
    Я бы резюмировал так. Поскольку все выходы IC201 запараллелены поканально, то любое воздействие даже на неактивные 7 каналов приводит к изменениям в звуке, пусть и через огромное сопротивление ключей. 2 выхода на канал от IC202 шли на входы Tape1 IN и Tape2 IN, я их убрал. Если на отключённых входах образовывалась статика, то теперь она не достигает сигнальные цепи. Также слегка наверное уменьшилась ёмкость и индуктивность входов, увеличился импеданс. Также я сделал 2 заглушки из неиспользуемых RCA джеков. Замкнул внутри контакты и поставил на входы Phono, хотя можно поставить на любые. Завтра попробую на остальные входы сделать.

    А вот и фото коммутатора правда еще не совсем закончена, но все элементы уже стоят. ic201,202 будут демонтированы. Вместо ic201 будет запаян новый коммутатор длинными выводами в отверстия. Решил сделать четыре входа.

    Да, я наверное тоже что-нибудь придумаю.

    Размеры 15 на 60мм весь монтаж сделан проводами.

    WarlocK, меняйте уже входные конденсаторы в УМ. Вы же видите, как bogi всех обогнал:-) bogi, будьте готовы, что звук изменится сильно. Я второй день в шоке. Раньше, с перемычками звук был сбалансированным, но в любой композиции он опирался на пол, на акустику комнаты. Теперь он звучит без опоры. Это так непривычно. ВЧ стали тоже другими, прямо лезвие бритвы без потолка сверху. Непривычно то, что допустим рояль, если его представлять в комнате, то он всё равно опирается низкими частотами на комнату, ну должен по крайней мере. У Вас, bogi, с коммутатором тоже должно что-то подобное получиться, но меньше гармоник. Мне почему-то кажется, что Вам снова захочется дать джазу

    Я коммутаторы уже выпаял пока слушаю через rl201, описывал выше. Коммутирую два входа. Без аналогового коммутатора однозначно лучше.

    • Вот у меня как-то уверенность прошла в том, что без коммутаторов лучше. Сегодня весь день сравниваю с входа CD и с других, которые остались на одном коммутаторе. Звук барабанов с коммутатора чётче, без смаза, а всякие контрабасы ещё и лучше локализауются в пространстве. Если вкратце, то теперь одинаковое количество баса и там и там, но с коммутатора низкие мягче как-то и меньше гула, сопутствующего каждому удару. То есть регулятор поднять хочется и на входе CD и на других и по НЧ и по ВЧ допустим часа на 2-3. Но вот высокие наоборот через коммутатор звучат слегка глуше, а в пространстве локализуются одинаково хорошо. Возникла у меня теория, что через коммутаторы меньше низких частот возвращается на землю в виде какой-то отраженки(там ведь длиннющие дорожки, да ещё кабели) и получается более локализованный звук по НЧ, чем напрямую в реле. Сопротивление открытого коммутатора порядка 100Ом. Может быть это даёт какой-то эффект развязки со входом? А в ВЧ добавляются гармоники коммутатора. Все коммутируемые входы(Aux,TApe1,TApe2,Tuner), кроме CD, звучат одинаково.
      Не дают мне покоя конденсаторы Elna желтенькие, шунтирующие коммутаторы. Как и вообще вся RC обвязка коммутаторов и по питанию и для коммутации реле на IC202. У меня как раз подоспела партия Elna(не аудио) по 1uF 50V, хочу попробовать поставить вместо установленных 4,7uF 50V. Или попробовать убрать с питания коммутаторов конденсаторы 0,01. Или поиграться с сопротивлениями 1к, через которые на коммутаторы питание подано. Может ВЧ улучшатся и менять ничего не придётся. Вообще создалось у меня впечатление, что коммутаторы, висящие как бы на питании ОУ, сами по себе могут создавать эффект какого-то сглаживающего фильтра своими ёмкостями и сопротивлениями на стабилизатор питания. Это объяснило бы, почему выбор конденсаторов для преда так важен. Так, частота резонанса RC цепи 1к 4,7uF составляет 33Гц, а для цепи 1к 0,01uF 15915Гц. Эта обвязка конечно важна, чтобы предотвратить самовозбуждение ОУ, но всё же… Вторая цепочка может как раз на ВЧ сильно влиять. Я понимаю, bogi, что Вам это уже не интересно, я вот для WarlocKа это может быть полезно, так как он хочет количество входов сохранить, не прибегая к радикальным методам.

      • Сергей мне кажется вы занимаетесь изотерикой. На многих аудиосайтах эти коммутаторы опустили ниже некуда, а вы из них конфетку лепите, зачем?

        • По порядку: 1. аналоговые коммутаторы- это ключи на полевых транзисторах, ничего большего, которые используются до сих пор. В узком смысле даже можно сказать, что это дискретные элементы, так как сток и исток «торчат» наружу. Их до сих пор выпускают именитые фирмы, вроде Ti или Analog Devices, и что самое удивительное- с характеристиками, либо не превосходящими эту микросхему Toshiba, либо значительно хуже. По крайней мере для применения в аудио(например по Кгармоник).
          2. Также как всё есть яд и всё есть лекарство, так и детали не бывают плохими и хорошими. Есть ограничения на применение и целесообразность. То есть нельзя допустим сравнить эти коммутаторы с карбюратором в ВАЗах, как отжившим свой век устройством. У меня несколько относительно современных звуковых карт. Не pret-a-porte конечно, но и не самые дешёвые. Ни одна их них не звучит на наушники так, как звучит этот усилитель. То есть они просто дают звук, качественный, узнаваемый, у каждой карты свой, но не настолько музыкальный. Понимаете, о чём я? Их звук просто не заводит.
          3. Каждый раз что-то меняя в схеме, я понимаю, что просто исправляю действия того японского «прапорщика», который либо поставил детали подешевле, либо попытался зачем-то увеличить функционал(как например запись на магнитофон) в ущерб общему качеству. И всё это в то время, когда другие производители вроде Marantz, уже тогда поняли, что народ «будет хавать», если нанять хорошего токаря для вытачивания корпусов, потому что народу можно объяснить, что форма следует содержанию. Я уважаю японцев за то, что они следуют своей цели. Canon и Nikon доказали, например, что они лучшие в фотоаппаратах, потому что не прогибались под конъюнктуру, а наоборот, дождались, когда рынок вырастет до их продукции. В Случае с Technics они просто пали жертвой акул вроде Sony.
          4. По большому счёту, не бывает идеальных усилителей. Характеристики, которые предлагает этот комплект, не хуже характеристик лучших образцов современной аудио продукции. А по звучанию он имеет свой характер, который Вы, bogi, пытаетесь заменить на звучание микросхемы, которая рекомендована на аудиосайтах. Даже по тому факту, что Вы запросто избавились от конденсаторов, без которых я не представляю звучание, то можно сказать, что у нас совершенно разные подходы к прослушиванию.

          • Подходы разные не к прослушиванию, а к схемотехнике. При двуполярном питании разделительные конденсаторы не нужны. Характеристики данного комплекта хорошие, просто современная техника напичканая всякими электронными рег. гр. коммут…..мягко выражаясь не айс. А за вменяемые деньги с хорошими параметрами только БУ.

            ОУ в предварительном у меня стоит opa2132 «оригинал», не потому что рекомендован на аудиосайтах, а потому, что звучит лучше штатного и китайских подделок.

            Опять по пунктам: Про ненужность конденсаторов- это вопрос риторический. Каждый его сам решает.

            По ОУ Вы так и не привели фотографии, какие играют хорошо, а какие плохо. Как их отличать?

            Именно благодаря первому аппарату с виртуальной батареей, в котором был установлен настоящий аккумулятор, вся серия и пошла называться. Предварительный усилитель в те годы, когда выходы остальных агрегатов больше вольта не давали, был обязательным элементом, так как позволял достичь того уровня сигнала который нужен для раскачки УМ. Идея переноса блока питания в другой корпус сейчас используется сплошь и рядом. Да, есть проблемы, но они решаются переносом конденсаторов, как я и поступил. Но с бОльшей популярностью интегральных усилителей и появлением устройств, способных раскачивать их например напряжениями в 2-3В, ситуация совместимости устройств не исчезла. Подобрать усилитель для какого-то источника очень сложно. И именно с этой задачей на мой взгляд успешно справляется этот предварительный усилитель. Но конечно, после небольшой доработки. Согласование импедансов на разных частотах,а не только уровней, является сложной задачей. И как мне видится, это у коммутаторов получается. Я просто слышал, как он при некоторых условиях может играть, и пытаюсь найти способы заставить его играть так всегда.

      • Если Вам Сергей не хватает ВЧ — C 401, 402 на Элна. Мне любопытно что Вы услышите по ВЧ на своей акустике.

  2. Пришли конденсаторы, что интересно на обоих был заряд при замере вольтметр показал 4,7в, при разряде амперметром ток прыгнул до 0,1а. На вид новые не паянные все надписи очень четкие без смазов.

    • Вы их когда собираетесь ставить? 33 тысячи это конечно ого-го!

  3. Согласование импедансов на разных частотах,а не только уровней, является сложной. С этим согласен только применительно к акустике.

    «По ОУ Вы так и не привели фотографии, какие играют хорошо, а какие плохо. Как их отличать?» Я не знаю. Купленные на алиэкспресс lt1364 вообще были не рабочие. ОРА2132, которая стоит сейчас была произведена более 10 лет назад, тогда так не подделывали. ОРА2132 сравнивал с lme49990, LM4562, AD797 остановился на ОРА2132. Сергей фото ваших подвигов я видел только в начале темы.

    По поводу виртуальной батареи. Она к питанию от аккумулятора не имеет ни какого отношения, это чисто схемное решение стабилизатора питания. Изучайте мат. часть Сережа.

    • да что Вы меня всё время жизни учите? Никакого специального технологического решения, отличающегося от схем в журналах «Радио» 80х годов там нет. То, что они использовали полевик, ещи ничего не означает. То, что обвешали дросселями все цепи между блоками тоже виртаульности не добавляет. Это чистый маркетинг. Виртаульность заключается только в том, что блок питания в другом корпусе, так сейчас многие устройства так изготваливают и никто про виртуальность не говорит. Вы не задумывались, почему именно батарея(аккумулятор, если быть точным в переводе с английского), а не блок питания virtual power, например? Не надо принимать японцев за слабых знатоков технологии. Моя версия: изначально SUC1000(1995г) был именно отправной точкой для серии, основной идеей, и именно на нём появилась надпись BATTERY OPERATION. А то, что начали писать на остальных блоках VIRTUAL BATTERY OPERATION, то это уже дань моде и тренду. SUC1000 стоил самостоятельно порядка 60000Yen- это 600 USD. Взвесьте, SUC800 вместе с SEA800 стоили 300USD. И дело только в батарее. Конечно, это не технологично и дорого, но чтобы соответствовать, надо было придумать «новую» начинку, чтобы продать дешевле, «но ещё более качественную», как водится.

  4. Заменил в УМ элну на ничикон 100 uf звук вернулся грязным как и был до элны но не утомляет, заменил в преде С 309, 310 на элна того же номинала стало больше СЧ вокал более слышим, обклеил фольгой пред и УМ звук стал чище меньше грязи и теплее ВЧ мягче, решил вернуть обратно элну в УМ, уши не болят только теперь голова начинает болеть но звук чище и приятнее, короче говоря вместе с доброй частью необходимых частот которых так не достает они пропускают какие то шумы которые давят на слух но я эти шумы не слышу, впаиваю обратно ничикон.

    Хочу сделать небольшое лирическое отступление, чтобы кое-что объяснить. В одном известном в узких кругах издании whathifi.com. есть разделы с обзорами всех новинок hifi техники. И вот что например написано об усилителе «Rega Elicit-R» в моём переводе с сохранением стилистики и пунктуации:
    «что сразу завладевает вашим вниманием, так это верное чувство времени: ловкость управления ритмом чрезвычайно впечатляет. В композиции Kate Bush Watching you without me все инструменты переданы с безупречной точностью с сохранением аранжировки точной и сплоченной. Усилитель особенно талантлив в вокале: голос Кейт звучит воздушно и деликатно.
    Rega Elicit-R просто откапывает детали в материале. Ударные проявляют реалистичность и упругость воздействия, в то время как окружающее звучание в треке Moon Клинта Мансела звучит впечатляюще солидно.
    В то время как старый Rega Elicit проявлял динамическую сдержанность, Elicit-R является гораздо более приветливым. Композиция на выходе усилителя позволяет громким частям звучать торжественно, в то время как тихие моменты демонстрируют множество деталей. Некоторые могли бы назвать Elicit-R несколько худосочным и ярким по звучанию в сравнении с таким усилителями как Roksan Caspian M2 или Heed Obelisk Si, но тем не менее, он не пытается сгладить острые углы, так как не пытается разменивать тепло и гладкость на прозрачность звучания»
    Второй перевод относится к дифирамбам усилителю Arcam A19:
    «Первое, что Вы заметите- это масштаб, действительно большой, чтобы заполнить комнату чистым открытым звуком. Мы проигрывали разные музыкальные стили, и Arcam обеспечивал в целом хорошую сбалансированность и детальность. Синтезированные басовые ноты из саундтрека Social Network On we March бьют с глубиной и точностью идя в ногу с мелодичным фортепьяно. Есть хорошее чувство веса и авторитета, сохраняя диссонирующие обертоны темного окружающего звука в рамках звукового стерео поля. Общее представление об усилителе оставляет чувство излишней степенности, и хочется призвать Arcam быть чуть больше ярким и вовлечённым». Как мы видим два слегка противоположных отзыва. Первый усилитель стоит дороже 2000usd, второй выше 1000usd. По мере того, как я дорабатывал усилитель, используя в том числе Elna, можно было слышать изменения в ту или другую сторону. Elna приближают усилитель к первой категории, но при этом делают слегка леговесным и худосочным. Некоторые технологическмие решения, вроде запуска земли на ОУ напрямую, приближают к некоторому идеалу и ставят планку ещё выше. Но при этом в некоторых редких случаях, которые сейчас нельзя назвать ошибкой, можно было слышать настолько красивый звук, который можно сравнить с Eleicit-R, но при этом он нисколько не был и слишком ярким, потому что давал ещё и запал по низким частотам. К сожалению, это какое-то проходящее состояние в этом усилителе, и я предполагаю, что этим эффектом он обязан именно коммутаторам, которые как оказалось подвержены статике и сильно зависят от питания. Вот на данном этапе мне бы хотелось разобраться в этом вопросе. Сейчас звучание доработанного усилителя нельзя сравнить с первой категорией по звонкости(я убрал Elna из питания ОУ). Но и вторую категорию он давно перерос, наверное после замены силовых конденсаторов в УМ. Низкие частоты звучат вполне себе, чтобы зажечь соседей не мутным гулом, а глубоко проработанными ударными. Но звонкости и текучести Elna тоже нет. Вот сижу и думаю, а не оставить ли всё как есть, или попробовать поэкспериментировать с конденсаторами в обратной связи?

    • Вчера скинул крышку Ум дабы убрать окончательно Элна со входа и понял что Ничиконы которые я ставил в прошлый раз вместо них (от которых ушли ВЧ) были 100 UF 50v вместо 4.7 UF 50v , еще раз перепроверил, и правда для чего я их ставил не понятно, покопался в деталях нашел два по 10 UF 50v один марки Unite второй Nova и за неимением лучшего поставил их. Все не покидала мысль что Вы Сергей слышали фон, мне так показалось это всетаки запись трека а шум перед фонограммой можно отнести скажем к погрешности оцифровки по уровню на разных треках он также разный, но единственное что могло послужить фоном это аудиокабель который заменил перемычки до клемников АС проходит рядом со шлейфом питания практически соприкасался, немного изогнул увеличив раасстояние между ними. При первом включении я был удивлен, ВЧ остались на месте, ушел их излишек нет теперь неприятного звона на пиках а НЧ из гула перешли в бас бочку добавив драйва, теперь даже альбом Кипелова заиграл, дисторшн зазвучал драйвово и объемнее. Слушал часа три, неприятного эффекта как не бывало все красиво. Буду слушать время покажет. Надо бы дозаказать кондеров разных номиналов, катастрофически не хватает.

      • Вы меня сразили, даже не знаю что думать. То есть кабель соприкасался с шлейфом от трансформатора? Мне кажется, что это точно не могло иметь такое значение для фона и низких частот. Подумайте, что ещё Вы задели, когда открыли крышку. Может шлейф поправили?
        Очень рекомендую Вам проверить, что средние точки трансформаторов в обоих шлейфах в УМ имеют контакт в разъёмах. Я просто вспомнил, что слышал такое же звучание в CD 770D, когда при очередном отключении-подключении платы, проводок средней точки изогнулся в шлейфе и замкнул на соседний контакт транса. Звучание было похожим. Там в качестве предохранителя(?) на плате трансформатора резистор низкоомный сгорел.

        • Никаких разъемов для питания, только пайка.

          Тоесть от емкости конденсаторов не может быть такого эффекта? Или может Элна туда не подходит просто или брак…хотя в преде замена С 309, 310 на элна дала положительный результат, подняли СЧ.

          Проблема в аудиопроцессоре почему такой фон от него не разбирался еще сейчас слушаю без него, работает как спектроанализатор от tape 2

Уважаемый

покупатель!

Благодарим Вас за приобретение

данной продукции Technics.

Чтобы обеспечить оптимальные

эксплуатационные характеристики
и безопасность, внимательно
прочитайте, пожалуйста, данную

инструкцию.

Данная инструкция по эксплуатации
применима к следующим системам.

Меры безопасности

Управляющий

усилитель

Усилитель

МОЩНОСТИ

Данная инструкция по эксплуатации,
однако, в основном объясняет работу
системы Зи-А9000М2.

Меры безопасности....................................2
Подключение.............................................3

Органы управления передней панели...4

Прослушивание звука...................................4

Работа пульта ДУ.......................................5

Технические характеристики....................... 6

Принадлежности

Сетевой шнур.....................................
Соединительный кабель усилителя.
Соединительный стереокабиль...........
Пульт ДУ (РАК-Зи228\Л/Н)....................

Расположение

Избегайте располагать аппарат в местах,

подверженных действию;
прямого солнечного света;
высоких температур;

Высокой влажности;

Больших вибраций;
на неровных поверхностях. (Устанавливайте

аппарат на плоскую ровную поверхность.)

Подобные условия могут повредить корпус

аппарата и/или другие его компоненты и

сократить срок службы аппарата.

Установка

Никогда не кладите тяжелые предметы сверху

аппарата или на сетевой шнур.

Напряжение

Очень опасно использовать высоковольтное

питание переменного тока, такое, как питание

воздушных кондиционеров.
При таком подключении может возникнуть
пожар.

Нельзя использовать источник питания

постоянного тока.
Обязательно проверяйте источник тока,

особенно на кораблях или в других местах,

где используется постоянный ток.

Предосторожности по
использованию сетевого шнура

Избегайте прреэев, царапин и

соединения сетевого шнура, поскольку это
может привести к пожару или к электрошоку.

Также следует избегать чрезмерных изгибов,

натяжения или разрезания шнура.

При отключении из розетки не тяните шнур,

так как это может привести к электрическому
удару. При отключении питания твердо
беритесь за вилку.

Никогда не касайтесь вилки мокрыми руками

во избежания получения серьезного

электрического удара.

Посторонние предметы

Следите за тем, чтобы никакие инородные

предметы, как например, иголки, монеты,

отвертки и т.п. случайно не попали в аппарат
через вентиляционные отверстия.
В противном случае можно получить
серьезный электрический удар, или аппарат
может испортиться.

Будьте крайне внимательны к попаданию

воды или других жидкостей на аппарат или
внутрь его. поскольку это может привести к
пожару или электрическому удару.
(Если это случилось, то немедленно
отключите шнур питания и свяжитесь с
дилером.)

Избегайте распыления вблизи аппарата

инсектицидов, так как они сожержат горючие
газы, которые могут воспламениться.

Для чистки аппарата нельзя использовать

инсектициды, спирт, растворители для красок
и другие аналогичные химикаты, поскольку

они могут вызвать отслаивание или

помутнение отделки корпуса.

Ремонт

> Если у Вас возникли проблемы с этим

алларагом, то никогда не пытайтесь сами
отремонтировать его, разобрать или
переделать.

В результате игнорирования этого

предостережения можно получить серьезный

электрический удар.

> Если при работа аппарата возникли проблемы

(пропадает звук, гаснет подсветка
индикаторов, показался дымок и т.п.),
немедленно проконсультируйтесь со своим

дилером или с уполномоченным сервисным

Отключайте питание аппарата, если не

пользуетесь им в течение продолжительного
времени. В противном случав сокращается

его срок службы.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

Не устанавливайте на данный аппарат

кассетную деку или СО-плейер.
Излучаемое с верхней поверхности

данного аппарат тепло может стать
причиной неисправности кассеты или
компакт-диска.

Поскольку при такой установке могут

быть закрыты вентиляционные
отверстия, не ставьте на данный
аппарат никаких предметов, кроме

управляющего усилителя данной
системы.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

НЕ СЛЕДУЕТ УСТАНАВЛИВАТЬ ИЛИ
РАЗМЕЩАТЬ ДАННЫЙ АППАРАТ В
КНИЖНОМ ШКАФУ, ВСТРОЕННОМ
ШКАФУ ИЛИ ДРУГОМ

ОГРАНИЧЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

ПРЕПЯТСТВУЮТ НОРМАЛЬНОЙ

ВЕНТИЛЯЦИИ ДЛЯ

ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ РИСКА
ПОРАЖЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ

ТОКОМ ИЛИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

ПОЖАРА ИЗ-ЗА ПЕРЕГРЕВА.

Для России

ИНФОРМАЦИЯ О СЕРТИФИКАЦИИ