Научно исследовательская работа дети войны. Исследовательская работа "дети-герои великой отечественной войны"

Всероссийский фестиваль педагогического творчества
2014/15 учебный год
Номинация: Дополнительное образование детей и школьников
Название работы:

Исследовательская работа

по теме
«Дети, опаленные войной».
Выполнил: Козлова Людмила

ученица 6 класса

Руководитель: Авдеева

Наталья Максимовна

учитель географии

с. Умлекан Зейского района Амурской области

2015г.
Содержание


  1. Введение 3 - 4

  2. Глава 1 – Истории из жизни детей войны
1.1 – Её военное лихолетье. (Тихонкова Р.Ф.) 5

1.2 – Попов В.С. 6

5. Заключение 7

6. Литература 8

Введение

Да разве об этом расскажешь,

В какие ты годы жила…

Исследование проблемы влияние войны на детей на сегодняшний день актуально, так как войны не закончились навсегда, и мы воочию видим, какие страшные события происходят на Украине сегодня. Как гибнут в 21-ом веке, вроде бы в цивилизованном государстве, в государстве, которое перенесло все ужасы войны 70 лет назад.

Из истории мы должны извлекать уроки, но почему-то не всеми извлекаются уроки.

По закону от 2012г. к категории «дети войны» относятся люди, которые родились в период с 10 мая 1927года по 9 мая 1945года. А 15-ти и 16-ти летние люди уже считались взрослыми.

Детям, рожденным в 1927г. по 1932г. выпало на долю внести свой вклад в тылу в обеспечении продовольствием и товарами, оружием. Так как подростки заменили своих отцов, они встали к станкам, на трактора, в полях.

28 тысяч школьников работали летом в Зейском районе.

Они внесли свой вклад в разгром врага. Война длилась долгих 4 года, поэтому прибавлялись и дети последующих лет 1933, 1934,1935гг.

У всех у них за плечами большая и трудная жизнь: одни воевали, другие ковали победу в тылу, третьи отличились в труде. Беседуя с людьми, понимаешь: «Чего только у них в жизни не было?».

Воевали? Да, взять пионеров-героев. Эти люди, которые внесли посильный вклад в разгром врага, в восстановлении разрухи, достойны уважения и похвал, поэтому для нашего подрастающего поколения они являются примером.

В нашем селе Чалбачи проживает 27 «детей войны».

Каждая судьба интересная, хоть роман пиши. Многие жили в деревнях, поэтому выполняли сельские работы. Учиться не пришлось, за плечами у большинства 4 класса, а дальше работа, с 11 лет зарабатывали трудовой стаж.

.
3
Цель:


  • Узнать, как война повлияла на детей, какой вклад внесли дети в разгром врага.

Задачи:


  • Изучить литературу по данному вопросу

  • Встретиться с детьми войны

  • Изучить архив школьного музея

  • Проанализировать собранный материал

  • Сделать презентацию

Гипотеза:


  • «Если мы будем изучать и знакомиться с жизнью наших односельчан, то будем лучше разбираться и понимать людей, историю своей страны, своего края».

Методы исследования


  • Интервьюирование старожилов

  • Исследование статей СМИ

  • Работа с архивом школьного Чалбачинского музея

Глава 1. Истории из жизни детей войны.
1.1 Её военное лихолетье.

Раиса Федоровна родилась в 1939г. на Украине. В 1941г. отца сразу призвали на фронт, а в 1943г. пришла похоронка. Семья эвакуировалась, когда Р.Ф. исполнилось 2 года. В памяти сохранились лишь отрывочные воспоминания: как едем в поезде с ранеными солдатами. Перебинтованы руки, грудь, головы, некоторые на костылях. Солдаты передают меня с рук на руки, угощают, чем придется. Дают поиграть кто мундштуком, кто трубкой, а кто и костылем. Помню, как налетели немецкие самолеты и стали бомбить эшелон. Паровоз трубит тревожно и долго, а мама и бабушка тащат меня и узел с вещами в степь, подальше от железнодорожного полотна. Падают на землю, накрывают меня подушкой и своими телами. Мне душно, и я стараюсь высунуть голову, слышу свист и вижу отделяющиеся от самолета бомбы, вижу, как горят вагоны. Мне любопытно, но мамины руки снова запихивают меня под подушку,… эти картины мелькают в памяти, как кадры немого кино… после бомбежки опять возвращались к поезду. Подбирали раненых, хоронили убитых. Ремонтируя железнодорожное полотно, жили, бывало, по три дня у насыпи. Первую военную зиму перезимовали на Дону. Мама часто уходила на неубранные колхозные поля и приносила то тыкву, то кукурузу или фасоль. Иногда даже кусок мяса от павшей коровы, стада гнали через станицу на восток. Мы с мамой заболели тифом. Выходила бабушка. Весной 1942г. разрешили выехать к родственникам в Амурскую область, в колхоз поселка Усть-Кивда. В 1943г. пришла на отца похоронка, я храню её. Все плакали, но Р.Ф. было 4 года, беда еще не дошла до маленькой девчушки. В 1956г. окончила школу и чтобы получить направление на учебу в сельскохозяйственный институт, пошла работать дояркой. Супруг – Григорий Илларионович – человек с трудной судьбой. Родился в Хабаровском крае, Отец был репрессирован, осталась большая семья. Было очень трудно. Окончил школу, ушел в армию. После армии поступил в институт, где встретился с будущей супругой. После института работали в Бомнаке, а с 1970г. в «Сианском» совхозе. Отработав в совхозе, ушли на заслуженный отдых. Вырастили троих детей, дали всем образование. Раиса Федоровна интересный собеседник, рассказчик, занималась общественной работой, постоянный гость в школе, на классных часах. В год столетия села в 2012г. семья Тихонковых отметила свой 50-летний юбилей.

1.2. Попов Владимир Семенович

Основной призыв на фронт был в 1942г. на фронт призвали 28 человек.

В деревне остались старики, женщины и дети. Некоторые мужчины работали на шахте Бугачачи Читинской области. В то время Зейский район входил в её состав.

«Все для фронта – все для победы!»

Под таким девизом работали советские люди в тылу. Военное время диктовало строгое соблюдение порядка в колхозах, о невыполнении плана не могло быть и речи. Ежемесячно подавали сведения о ходе работ в колхозе.

Очень тяжело было: вставали рано, работали на колхозных полях, затем хлопотали в своем дворе. На плечи колхозников ложились и многие другие

виды работ: безвозмездные поставки в армию части урожая своих личных подсобных хозяйств, заготовка леса, участие в строительстве дорог, фактически село отдавало государству все, что производило. На поля выходили бабушки – 78-летняя Акулина Напольская нажала серпом 180 снопов. Наташа Рожковская, ученица 8 класса, ежедневно выполняла по 4 нормы. Передовиком уборки урожая 1941г. стал и наш колхоз «Стахановец».

Колхозники нашего села тоже ковали победу.

Попов Владимир Семенович родился в 1932г.

Старожил села Чалбачи. Многие сведения по истории села, краеведы получили от Владимира Семеновича. Семья Владимира была репрессирована и выслана из Хабаровского края в Зейский район - третий лесопункт, Уютный и в 1939г. переехали в Чалбачи. Отсюда в 1941г. ушли на фронт три брата: Виктор, Николай и Василий.

Взрослым помогали дети – Володе Попову было 9 лет, но он наравне с взрослыми работал в поле, был погонщиком на лошади, которая таскала полольник. Работать было тяжело: с 5 до 10 часов утра, затем делали перерыв, потому, что из-за оводов кони не слушались. Работу продолжали с 16 часов и до темноты. На полях вручную рвали траву, собирали насекомых-вредителей, жали колосья и связывали их в снопы. Дети работали наравне с взрослыми.

В 1952г. был призван в армию, а затем вернулся домой, в родное село. В 1957г. получил профессию тракториста- машиниста. Женился, вырастили сына и дочь, которые тоже живут в селе. Владимир Семенович и Галина Николаевна в 2007г. справили золотую свадьбу. В год столетия села в 2012г. отметили 55-летие совместной жизни и отмечены медалью «За любовь и верность». Владимир Семенович награжден медалями: «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», юбилейные медали, «За долголетний добросовестный труд».

Заключение
Работая над темой «Дети, опаленные войной», я пришла к выводу, что каждая судьба человека очень интересна и поучительна. Есть люди, которые могут справиться с любыми неурядицами. А придерживаются они простых истин: не нужно впадать в уныние, делать что-то против своей совести, а самое главное, надо трудиться, тогда и в доме достаток будет.

Война унесла много жизней, очень тяжело было односельчанам в годы войны, но, несмотря на трудности, голод, они выстояли, выжили и внесли свой посильный вклад в разгром врага. Мы рассказали о судьбе двоих односельчан «детей войны» - Тихонковой Р.Ф. и Попове В.С..

Эти люди достойны уважения. Мы должны брать с них пример стойкости, выносливости, мужества.


  • Таким образом, выдвинутая гипотеза «Если мы будем изучать и знакомиться с жизнью наших односельчан, то будем лучше разбираться и понимать людей, историю своей страны, своего края» - подтверждена.

Список литературы


  1. Архивные документы Чалбачинского школьного краеведческого музея «История села».

  2. Тихонкова А. «От двух до пяти» Зейский вестник. – 2000. - 22. 02

  3. Шумакова Р. И долог век любви. Зейский вестник – 2012г. -02.08.

Ученица 11 «Б» класса г.о. Тольятти, Кажакова А.

Ученица 11 «Б» класса, г.о. Тольятти, Велиева А.

Научный руководитель:

Никитишина Ирина Вячеславовна,

Учитель истории г.о. Тольятти

I. Введение

II.Основная часть

1.Великая Отечественная война. Начало

2.Образование в блокадном Ленинграде

3.Недетские подвиги

4.Дети в концлагерях и за колючей проволокой

III.Заключение

IV.Список используемых источников

V.Приложения

Введение:

Время стремительно идёт вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. В 2015 году исполняется 70 лет со дня её окончания. За эти годы выросло несколько поколений взрослых людей, которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб. Но война не стёрлась с людской памяти, и забыть те дни нельзя. Потому что история - это судьба каждого, кто вынес на себе года смертельных боёв, года ожидания и надежды, кто проявил поразительное, беспримерное мужество.

По известной статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. - солдаты, остальные - старики, женщины, дети. Но статистика молчит о том, сколько детей погибло в годы Великой Отечественной войны. Таких данных просто нет. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни… Сколько их было угнано на чужбину… Сколько убито нерождёнными…

Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину, многие погибали за нее. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы. Дети воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. И это были не единичные случаи. Таких ребят, по данным советских источников, во время Великой Отечественной войны были десятки тысячи.

Цель

Выявление роли детей во время Великой Отечественной Войны, степень участия непосредственно в военных действиях, а так же нравственные истоки их героизма. Расширения представления о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне.

Задачи

1. Углубленно изучить теоретический материал о жизни детей во время Великой Отечественной войны.

2. Проанализировать данную информацию.

3. Систематизировать информацию и составить реферат.

Актуальность

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во всевремена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних экономических, политических перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне. Современные дети разделены во времени с непосредственными участниками Отечественной войны уже несколькими поколениями. Каждое следующее поколение знает о Второй мировой войне все меньше и меньше, Сегодня дети постигают социальную действительность и ценности, в том числе, цену человеческой жизни и смерти с помощью «нового языка культуры» - компьютера. Правда, на языке виртуальной реальности почему-то стремительнее всего в быту распространяются игры в «догнать и убить». Иные дети чуть ли не ежедневно кого-то убивают в виртуальном мире, невольно привыкая оценивать человеческую жизнь количеством набранных очков Конечно, мир компьютерных игр огромен и каждый язык имеет свои достоинства и недостатки. Но компьютерная игра не должна стать для маленького ребенка интереснее живого общения с близким взрослым как носителем и транслятором живого знания об истории Отечества, о войне и ценности мира. В решении этой задачи, сегодня важная роль должна быть отведена дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте формируется основные нравственные качества ребенка.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Запрудное».

Конкурс исследовательских творческих работ

«Саратовская область. Год 1945-й»

Номинация: «ДЕТИ ВОЙНЫ»

Работу выполнили:

Искалиев Евгений

Байгалиев Руслан.

МОУ «СОШ с. Запрудное».

Руководитель:

Искалиева

Ольга Вячеславовна

2015 уч.год.

Исследовательская работа

« Дети войны»

Цель:
Воспитание патриотизма, чувство гордости за героическое прошлое своих близких.
Задачи:

1. Формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней своих родственников.

2. Развитие исследовательских способностей детей, самостоятельности в поисках необходимой информации, умение использовать полученные знания в сочинениях, рассказах, рисунках.
Обоснование выбора темы.

Историческая память – это непросто знание конкретной реальности прошлого, а сознание того, что каждый из нас, как частица истории, неотделим оттого, что было и до нашего рождения. На наш взгляд, историческая память является одним из важных источников патриотического и нравственного воспитания личности. Сохранить этот источник могут помочь нам не только ветераны войны, но и те, кто в военную пору были детьми и подростками, т.е. ровесниками наших учеников, а ныне нашими бабушками и дедушками. О жизни этого поколения мы - ученики почти ничего не знаем. А ведь именно они, дети войны, стали главной ее жертвой, так как она лишила их не только детства и всех радостей, которые его сопровождают, но и отняла у многих самых близких людей. Дети военной поры рано стали взрослыми, особенно мальчишки. Им пришлось заменить ушедших на фронт отцов и братьев и у заводского станка, и у плуга на пашне. Именно за их свободу, их будущее шли на смерть отцы и братья. Именно им, детям войны, пришлось восстанавливать родные города и возрождать села.

« Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», - писал А. Твардовский. Горе и страдания, боль и утраты помогли воспитать в наших бабушках и дедушках стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие – все те качества, которых так не хватает нашему поколению. Неужели лишь через сострадания можно воспитать в себе лучшие нравственные качества? Конечно, нет. Их можно воспитать на примере старших поколений, на уважении к прошлому своих близких и своего народа. У каждого времени есть свои трудности, свои беды. Оправдывая сегодняшнюю безнравственность, многие говорят: « Время такое!». Понять и осознать нам, молодому поколению, что не время творит человека, а он сам является творцом своей эпохи, посвящена наша исследовательская работа

«Дети войны».

Участники исследовательской работы:
обучающиеся МОУ «СОШ с. Запрудное» Искалиев Евгений 9класс, Байгалиев Руслан 7 класс, учитель истории Искалиева Ольга Вячеславовна.
Принципы исследовательской работы:
Решение проблем:
- Почему нельзя забывать прошлое?

Какой след оставила война в твоей семье?

В чем состоит жизненная трагедия детей войны?

Почему детей военного времени тоже нужно считать участниками войны?

Что ты знаешь о военном детстве твоих родственников, дедушек и бабушек?

Чему бы вы хотели научиться у детей войны? Какие черты характера перенять?

Искалиева (Бакаур) Валентина Халиевна

Моя бабушка, Искалиева (Бакаур) Валентина Халиевна, родилась в 1935 году, с. Вольный Питерского района Саратовской области (в настоящее время этого села нет, но осталось только людское кладбище, недалеко от п. Борец), а через 6 лет началась Великая Отечественная война, которая оставила свой след в каждом городе, деревушке, семье.

Бабушка вспоминает: « Когда на фронт ушел мой отец Бакаур Хали (отчество у него не было), мы остались вчетвером: мама - Бакаур Мария, я и две младшие сестры – Галя и Нина. В 1942 году в дом принесли похоронку о том, что отец погиб. Вся тяжесть легла на плечи мамы. В то время с работой не считались, женщины выполняли любую работу, чтобы прокормить своих детей. Мама работала конюхом в бригаде. Кушать практически ничего не было, я с соседскими девчонками (скрываясь от местной власти т.е тайком) ходила в поле, для того чтобы собрать колос. Этот колос прятали всюду: за пазуху, в карманы, в обувь. Как то весной, после таяния снега, открывались земли, и все жители шли копать поля, где когда-то росла картошка, искали хоть какие-нибудь гнилые плоды. Делали лепешки из них, запекали и ели.

На скотном дворе у нас была одна корова, мама собирала молоко и сдавала государству. Нам ничего не доставалось.

В 1943 году, вспоминает бабушка, пошла в школу, в первый класс. Носить было нечего, с сестрой по очереди носили верхнюю одежду и обувь. Закончила только 2 класса пошла работать дояркой, так как мама сильно заболела. Надо было как-то выживать. Помощи ждать было неоткуда. Нужно было надеяться только на себя, чтобы прокормись больную мать и двух младших сестер».

У моей бабушки не было детства, не было развлечений и игрушек, была одна работа, обязанности, которые надо было выполнять ежедневно. На быках отправляли молоко в районный центр, в ручную грузили солому, зерно носили на горбу. Работали в резиновых сапогах, которые промокали так, что не просыхали до следующего утра, от работы варежки быстро приходили в кусок лохмотьев. Самой войны бабушка не видела, но с лихвой ощутила ее последствия. Маленькое детское сердце узнало голод и разруху.

Так она проработала дояркой в бригаде до Победы! С приходом новой советской власти бабушку не раз награждали ценными подарками, денежной премией. Самый главный подарок, считает бабушка, в послевоенное время это была поездка на выставку ВДНХ в г. Москву (как лучший труженик животноводства).

В 1956 году вышла замуж, родила 5 детей. С дедушкой бабуля жила в мире и согласии, но в 1982 году дедуля умер, коварная болезнь оказалась сильнее. Одна воспитывала детей: учила, провожала в армию, встречала, всем сыграла свадьбы. Сейчас у моей бабушки 12 внуков и 7 правнуков. В праздники и выходные дни вы все с большим удовольствием собираемся у неё в доме.

В 1995 году в «Книге памяти» (том 6), со слезами на глазах бабушка увидела запись о своем отце, которую хранит «как зеницу ока». Слова благодарности бабушка говорит каждый год, в День Победы 9 мая, создателям этой книги. «Небольшая запись в книге напоминает мне память о погибшем отце», - говорит бабуля.

В этом году, моей дорогой бабушке, исполнится 80 лет. Она для меня образец мужества, стойкости, образец для подражания, на таких людей хочется быть похожим. Пусть живет долго, долго, в наше мирное время!

Искалиев Евгений, обучающийся 9 класса МОУ «СОШ с. Запрудное».

Яцук (Похилько) Людмила Александровна.

Моя прабабушка родилась 3 марта 1925 года. Родители умерли рано, и маленькая девочка в 1933 году (тогда ей исполнилось 8 лет) попала в детский дом г. Борисполь Киевской области.

Из воспоминаний прабабушки: «В 14 лет меня отправили на самостоятельную работу в Новобухский район Николаевской области. Работали в поле: косили сено, вязали снопы, сеяли, пахали. Через два года началась война, на это время мне исполнилось 16 лет. Немцы захватили поселок и всех молодых людей строем повели на вокзал, погрузили в вагоны (в которых перевозили скот) и увезли на рабскую работу в Германию. Через 7 суток были в Германии. Там нас фашисты сортировали как товар, скот, отбирали тех, кто был покрепче в теле, спрашивали кто, что умеет делать.

Меня послали работать на завод в г. Вагенс (механический цех) по выпуску автомобилей. На заводе работали люди разных национальностей: русские, белорусы, украинцы, поляки, французы, итальянцы. Численность рабочих составляла 7 тысяч человек.

На работу ходили строем, под конвоем. Лагерь был обнесен двойной колючей проволокой, охранных вышек было 6 точек, каждый час немцы делали обход с собаками и вели перекличку. Спали на двухъярусных койках, матрасы были набиты соломой.

Каждый день подъем был в 6 00 часов, работу начинали в 6 30 часов и заканчивали в 18 30 часов. Кормили 3 раза в день: утром 0,5л.суп брюквенный, в обед 0,75л суп брюквенный, вечером 300 грамм черного хлеба. Пробыла там 4 года. О том как шла война, мы ничего не знали. Но страшные воспоминания остались в моей памяти навсегда.

После освобождения попала в совхоз «Орошаемый» Питерского района Саратовской области в августе 1945 года».

В 1996 году прабабушка получила удостоверение о том, что она имеет право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (см. приложение1).

Огромное спасибо нашему государству, правительству, что не оставили без внимания этих несчастных «детей войны». Их труд, в фашистских лагерях, был оплачен в виде компенсации немецкими марками (см. приложение 2).

К большому сожалению моей прабабушки, на данный момент, нет в живых. Умерла она в 2004 году. Наша семья всегда помнит о ней. На её могиле, 9 мая, всегда красуются алые тюльпаны.

Я горжусь своей прабабушкой! Для меня он является примером мужества, отваги, терпения и силы воли. На её долю в самое прекрасное время жизни – детство, упал тяжелый груз войны. За это ей огромное спасибо! Низкий поклон! И вечная память!

Байгалиев Руслан, обучающийся 7 класса МОУ «СОШ с. Запрудное».

Михайленко (Киреева) Зинаида Алексеевна.

Война пронеслась над нашей страной ужасным ураганом, ломая на

своем пути судьбы и жизни людей. Когда началась война моей бабушке Михайленко (Киреева) Зинаиде Алексеевне было всего лишь один год от роду. Родилась она 13 июня 1940 года в с. Алексашкино Питерского района Саратовской области. Самой войны бабушка не видела, но в детской памяти остались некоторые воспоминания. Маленькое детское сердце узнало голод, разруху, горе.

Вот что она рассказывает (из воспоминаний её бабушки Агеевой Анны Григорьевна) : «Моя мама, Киреева Клавдия Петровна, работала трактористкой, папу, Киреева Алексея Яковлевича, призвали на фронт, и мы с мамой, бабушкой и сестрой остались одни. Эти детские годы были самыми тяжелыми для меня и моей сестры. Мать работала с утра до поздней ночи. Продукты в то время выдавали по карточкам, но порции были малы, и их, конечно, не хватало».

«Единственное, что врезалось в детскую память, - говорит бабушка, когда почтальон в 1943 году принесла похоронку. Бабушка заставила нас с сестрой забраться на русскую печь. В доме собрались соседи, родственники, все плакали, кто то приговаривал «проклятая война», кто говорил «судьба такая», а мама лежала на койке, повернутая к стене, и горько плакала. После похоронки отца, приехали люди из сельского совета, и сообщили что государство будет выделять пайки раз в месяц, как вдове погибшего солдата. Получали 0.5 сахара, 0,5 масло и 1кг крупы, тогда для нас это был большой праздник. Бабушка Анна (мамина мать) сама шила нам одежду, мы с сестрой помогали ей по хозяйству: заготавливали дрова, кололи их колуном (он был очень тяжелый), с колодца носили воду, стирать ходили на речку «Салянка».

В основном нашим воспитанием занималась бабушка, так как мама работала с утра до ночи. Она у нас была грамотная, по ночам с лампадкой читала «толстовские книжки». Вот так и жили» -закончила свой рассказ бабушка, смахнув рукой слезу.

Шли годы, бабушка росла, взрослела. Окончила 10 классов, получила педагогическое образование. Вышла замуж, родила двоих детей. Всю свою сознательную жизнь проработала воспитателем в детском саду. Сейчас она на заслуженном отдыхе, имеет статус «Ветеран труда Саратовской области». Но каждый год, 9 мая, бабуля вспоминает этот день со слезами на глазах. Память о погибшем отце напоминает ей «Книга памяти» (см.приложение1).

В 2015 году 13 июня, моей бабушке исполнится 75 лет. Я желаю ей крепкого здоровья, семейного благополучия и мирного неба над головой!

Искалиев Артур, 18 лет студент Саратовского технического университета им. Ю.А. Гагарина.

Хила Шилкинского района Читинской области. Семья переехала на рудник Арбагар, там находятся угольные шахты. В семье было 4-го детей. В начале войны на территории школы построили бомбоубежище. На каждой улице, за огородами были выкопаны зигзагообразные щели для убежищ. Тогда мне было 13 лет. Я пошла в 5 класс.. Двоих парней из 7 класса призвали в армию.

Один из них был убит, а другой вернулся инвалидом. Учеников кормили в школе. Давали тарелку супа и 50 грамм хлеба. Папа и брат работали в шахте. Хлеба по карточкам детям давали по 400 грамм, а отцу 1200 грамм. В 1942 году в Холбоне развернули госпиталь. Начались сборы постельного белья, матрасов, подушек. Учащиеся ставили им концерты. Так же женщины и девочки шили кисеты, вязали носки и варежки и отправляли всё на фронт. Кто как мог - все помогали фронту. В1942- 43 гг. в школе ученики собирали деньги на самолёт и танк. Как только начались каникулы, нас отправили в совхоз. Жили в сарае. Сначала на прополку хлеба, картофеля, овощей, а затем на уборку урожая, ребята постарше 15-16 лет косили. Мы, девчонки, вязали снопы. Выходных не было. Почти у всех порвалась обувь. Работали до первого октября, потом начинались занятия в школе. Тетрадей не было, писали на старых газетах. официанткой в столовую. Работала без выходных. Так же была посудомойкой и уборщицей. Мы носили рабочим обед - спускались в шахту. Так же ездили в деревню за крапивой. Из неё варили рабочим суп. Мама сильно заболела, и в начале 1944 года, зимой мне пришлось бросить школу и заниматься хозяйством. В начале 1945 года мама умерла.

« Я родилась 1 июля 1928 года в селе Нижняя Хила Шилкинского района Читинской области. Семья переехала на рудник Арбагар, там находятся угольные шахты. В семье было 4-го детей. В 1941 году, когда объявили войну, родители нам об этом сказали. Мы восприняли это спокойно, потому что ещё не знали бед. Сразу же началась светомаскировка. Летом на территории школы построили бомбоубежище. На каждой улице, за огородами были выкопаны зигзагообразные щели для убежищ взрослого населения. Тогда мне было 13 лет. Осенью этого года мы помогали убирать урожай в ОРСе (отдел рабочего снабжения, при шахтоуправлении). Я пошла в 5 класс. Школа была семилетней. Двоих парней из 7 класса призвали в армию. Один из них был убит, а другой вернулся инвалидом. Когда шло много породы с углём, мы ходили отбирать её на шахту. Этот уголь шёл в комхоз. Учеников кормили в школе (только тех, кто учился) за счёт шахтоуправления. Давали тарелку супа и 50 грамм хлеба. Папа и брат работали в шахте, у них была бронь, мама занималась хозяйством. Шахтёры работали по 12-16 часов в сутки. Мы с братом обеспечивали свою семью углём, соломой и водой. Хлеба по карточкам детям давали по 400 грамм, а отцу 1200 грамм. В 1942 году в Холбоне, в 7 километрах от нас развернули госпиталь. Начались сборы постельного белья, матрасов, подушек. Учащиеся ставили им концерты. Так же женщины и девочки шили кисеты, вязали носки и варежки и отправляли всё на фронт. Кто как мог - все помогали фронту. В1942- 43 гг. в школе собирали деньги на самолёт и танк. В1942г., как только начались каникулы, нас отправили в совхоз. Жили в сарае. Затем отправили в колхоз. Сначала на прополку хлеба, картофеля, овощей, а затем на уборку урожая, ребята постарше 15-16 лет косили. Мы, девчонки, вязали снопы. Кормили неплохо. Мылись в речке. Выходных не было. В сентябре пытались убежать, но бригадир нас остановил и вернул обратно. А бежать собрались, потому что почти у всех порвалась обувь. Работали до первого октября, потом начинались занятия в школе. Тетрадей не было, писали на старых газетах. В 1944 году меня позвали работать официанткой в столовую. Работала без выходных. Так же была посудомойкой и уборщицей. Мы носили рабочим обед - спускались в шахту. Так же ездили в деревню за крапивой. Из неё варили рабочим суп. Проработала там всё лето. В октябре я пошла в 8 класс. Мама сильно заболела, и в начале 1944 года, зимой мне пришлось бросить школу и заниматься хозяйством. В начале 1945 года мама умерла.

« Я родилась 1 июля 1928 года в селе Нижняя Хила Шилкинского района Читинской области. Семья переехала на рудник Арбагар, там находятся угольные шахты. В семье было 4-го детей. В 1941 году, когда объявили войну, родители нам об этом сказали. Мы восприняли это спокойно, потому что ещё не знали бед. Сразу же началась светомаскировка. Летом на территории школы построили бомбоубежище. На каждой улице, за огородами были выкопаны зигзагообразные щели для убежищ взрослого населения. Тогда мне было 13 лет. Осенью этого года мы помогали убирать урожай в ОРСе (отдел рабочего снабжения, при шахтоуправлении). Я пошла в 5 класс. Школа была семилетней. Двоих парней из 7 класса призвали в армию. Один из них был убит, а другой вернулся инвалидом. Когда шло много породы с углём, мы ходили отбирать её на шахту. Этот уголь шёл в комхоз. Учеников кормили в школе (только тех, кто учился) за счёт шахтоуправления. Давали тарелку супа и 50 грамм хлеба. Папа и брат работали в шахте, у них была бронь, мама занималась хозяйством. Шахтёры работали по 12-16 часов в сутки. Мы с братом обеспечивали свою семью углём, соломой и водой. Хлеба по карточкам детям давали по 400 грамм, а отцу 1200 грамм. В 1942 году в Холбоне, в 7 километрах от нас развернули госпиталь. Начались сборы постельного белья, матрасов, подушек. Учащиеся ставили им концерты. Так же женщины и девочки шили кисеты, вязали носки и варежки и отправляли всё на фронт. Кто как мог - все помогали фронту. В1942- 43 гг. в школе собирали деньги на самолёт и танк. В1942г., как только начались каникулы, нас отправили в совхоз. Жили в сарае. Затем отправили в колхоз. Сначала на прополку хлеба, картофеля, овощей, а затем на уборку урожая, ребята постарше 15-16 лет косили. Мы, девчонки, вязали снопы. Кормили неплохо. Мылись в речке. Выходных не было. В сентябре пытались убежать, но бригадир нас остановил и вернул обратно. А бежать собрались, потому что почти у всех порвалась обувь. Работали до первого октября, потом начинались занятия в школе. Тетрадей не было, писали на старых газетах. В 1944 году меня позвали работать официанткой в столовую. Работала без выходных. Так же была посудомойкой и уборщицей. Мы носили рабочим обед - спускались в шахту. Так же ездили в деревню за крапивой. Из неё варили рабочим суп. Проработала там всё лето. В октябре я пошла в 8 класс. Мама сильно заболела, и в начале 1944 года, зимой мне пришлось бросить школу и заниматься хозяйством. В начале 1945 года мама умерла.

« Я родилась 1 июля 1928 года в селе Нижняя Хила Шилкинского района Читинской области. Семья переехала на рудник Арбагар, там находятся угольные шахты. В семье было 4-го детей. В 1941 году, когда объявили войну, родители нам об этом сказали. Мы восприняли это спокойно, потому что ещё не знали бед. Сразу же началась светомаскировка. Летом на территории школы построили бомбоубежище. На каждой улице, за огородами были выкопаны зигзагообразные щели для убежищ взрослого населения. Тогда мне было 13 лет. Осенью этого года мы помогали убирать урожай в ОРСе (отдел рабочего снабжения, при шахтоуправлении). Я пошла в 5 класс. Школа была семилетней. Двоих парней из 7 класса призвали в армию. Один из них был убит, а другой вернулся инвалидом. Когда шло много породы с углём, мы ходили отбирать её на шахту. Этот уголь шёл в комхоз. Учеников кормили в школе (только тех, кто учился) за счёт шахтоуправления. Давали тарелку супа и 50 грамм хлеба. Папа и брат работали в шахте, у них была бронь, мама занималась хозяйством. Шахтёры работали по 12-16 часов в сутки. Мы с братом обеспечивали свою семью углём, соломой и водой. Хлеба по карточкам детям давали по 400 грамм, а отцу 1200 грамм. В 1942 году в Холбоне, в 7 километрах от нас развернули госпиталь. Начались сборы постельного белья, матрасов, подушек. Учащиеся ставили им концерты. Так же женщины и девочки шили кисеты, вязали носки и варежки и отправляли всё на фронт. Кто как мог - все помогали фронту. В1942- 43 гг. в школе собирали деньги на самолёт и танк. В1942г., как только начались каникулы, нас отправили в совхоз. Жили в сарае. Затем отправили в колхоз. Сначала на прополку хлеба, картофеля, овощей, а затем на уборку урожая, ребята постарше 15-16 лет косили. Мы, девчонки, вязали снопы. Кормили неплохо. Мылись в речке. Выходных не было. В сентябре пытались убежать, но бригадир нас остановил и вернул обратно. А бежать собрались, потому что почти у всех порвалась обувь. Работали до первого октября, потом начинались занятия в школе. Тетрадей не было, писали на старых газетах. В 1944 году меня позвали работать официанткой в столовую. Работала без выходных. Так же была посудомойкой и уборщицей. Мы носили рабочим обед - спускались в шахту. Так же ездили в деревню за крапивой. Из неё варили рабочим суп. Проработала там всё лето. В октябре я пошла в 8 класс. Мама сильно заболела, и в начале 1944 года, зимой мне пришлось бросить школу и заниматься хозяйством. В начале 1945 года мама умерла.

МОУ «СОШ с. Сосновка Саратовский район Саратовская область»

Исследовательская работа

«Дети войны»

Работу выполнили

Учащиеся 8 класса, Малофеева Полина,

Карамалиев Сергей, Алишина Карина,

Мичурин Дмитрий, Панова Ольга

Руководитель:

учитель русского языка и литературы

Малофеева Елена Владимировна

2013-2014 учебный год

Проект « Дети войны»

Данный проект является составной частью долгосрочного проекта учащихся 8 класса «Мы- правнуки Победителей». Проект был подготовлен и оформлен в 2012-2013уч. году, представлен на школьной научной конференции и занял 1 место.

Цель:
Воспитание патриотизма, чувство гордости за героическое прошлое своих близких.
Задачи:

1. Формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней своих родственников.

2. Развитие исследовательских способностей детей, самостоятельности в поисках необходимой информации, умение использовать полученные знания в сочинениях, рассказах, рисунках.
Обоснование выбора темы.

Историческая память - это непросто знание конкретной реальности прошлого, а сознание того, что каждый из нас, как частица истории, неотделим оттого, что было и до нашего рождения. На мой взгляд, историческая память является одним из важных источников патриотического и нравственного воспитания личности. Сохранить этот источник могут помочь нам не только ветераны войны, но и те, кто в военную пору были детьми и подростками, т.е. ровесниками наших учеников, а ныне нашими бабушками и дедушками. О жизни этого поколения мы - ученики почти ничего не знаем. А ведь именно они, дети войны, стали главной ее жертвой, так как она лишила их не только детства и всех радостей, которые его сопровождают, но и отняла у многих самых близких людей. Дети военной поры рано стали взрослыми, особенно мальчишки. Им пришлось заменить ушедших на фронт отцов и братьев и у заводского станка, и у плуга на пашне. Именно за их свободу, их будущее шли на смерть отцы и братья. Именно им, детям войны, пришлось восстанавливать родные города и возрождать села.

« Дети и война - нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», - писал А. Твардовский. Горе и страдания, боль и утраты помогли воспитать в наших бабушках и дедушках стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие - все те качества, которых так не хватает нашему поколению. Неужели лишь через сострадания можно воспитать в себе лучшие нравственные качества? Конечно, нет. Их можно воспитать на примере старших поколений, на уважении к прошлому своих близких и своего народа. У каждого времени есть свои трудности, свои беды. Оправдывая сегодняшнюю безнравственность, многие говорят: « Время такое!». Понять и осознать нам, молодому поколению, что не время творит человека, а он сам является творцом своей эпохи, должен был наш проект « Дети войны».

Участники проекта:
Учащиеся МОУ «СОШ с. Сосновка» 8 класса, классный руководитель

Малофеева Е.В., р одители учащихся.
Принципы проектной работы:
Решение проблем:
- Почему нельзя забывать прошлое?

- Какой след оставила война в твоей семье?

- В чем состоит жизненная трагедия детей войны?

Почему детей военного времени тоже нужно считать участниками войны?

Что ты знаешь о военном детстве твоих родственников, дедушек и бабушек?

Чему бы вы хотели научиться у детей войны? Какие черты характера перенять?
Характеристика проекта:
1. Типологический признак - практико - ориентированный, творческо - поисковый.
2. Предметно - содержательная область - межпредметный.
3. Характер контактов - групповой.
4. Продолжительность проекта- долгосрочный (март - апрель 2013 год)

Рабочий план реализации проекта:

Этапы

Дата

Мероприятие

Ожидаемы результаты

15.01.13

Выделение проблемы, планирование работы, формирование рабочих групп, распределение обязанностей.

Распределение по группам:

1 группа : Бирюков В., Карамалиев С.,Кудряшов Д. - художественное и литературно - поэтическое оформление проекта.
2 группа:
Старчак В. Алишина К. Панова О.- библиотекари и фотографы.
3 группа:

Малофеева П.Казакова К., Умнова Г., Мичурин Д.- исследователи, оформители презентации

1.02-20.02

Сбор информации.
Подготовка к сочинению.

Беседы с бабушками и дедушками, другими родственниками о военных годах. Запись их воспоминаний.

21.02-28.02

Оформление проектной работы Оформление презентации.

Оформление проектной работы в соответствии с положением о школьной НПК(бумажный вариант и презентация).

01.03-15.03

Презентация проекта «Дети войны».

Публичная защита.Участие в школьной научно-практической конференции «Мы - будущее XXI века».

20.03-30.03

Перспектива проекта.


Проект «Дети войны» является составной частью долгосрочного проекта « Мы- правнуки Победителей» и должен быть размещен на созданной учащимися страничке краеведческого сообщества «Край родной- Сосновка».

Оценка результатов проекта

По итогам школьной практической конференции «Мы - будущее XXI века»в 2012-2013уч. году наш класс занял 1 место.

« Дети и война - нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете » А. Твардовский

Фролова (Лобанова) Анастасия Степановна

Моя бабушка, Фролова (Лобанова) Анастасия Степановна, родилась в 1939 году, а через два года началась Великая Отечественная война, которая оставила свой след в каждом городе, деревушке, семье. Бабушка вспоминает: « Когда на фронт ушел мой отец Лобанов Степан Андреевич, мы остались втроем: мама - Лобанова Мария Андреевна, брат - Миша, он был старше меня на три года. Отец все пять лет воевал на фронтах, лишь дважды приходил с фронта раненый, чтобы подлечиться. Когда раны заживали, он опять уходил на фронт, на передовую. Вся тяжесть легла на плечи моей мамы - Марии Андреевны. Она возила в город продавать молоко, овощи с огорода, чтобы на эти деньги купить хлеба нам и оплатить огромные налоги, которые приходилось выплачивать один раз год». Несмотря на возраст (бабушке было пять лет) приходилось работать так же, как и взрослым и в огороде, и по хозяйству. «У меня не было детства, не было развлечений и игрушек, была одна работа, обязанности, которые надо было выполнять ежедневно. Я помню, как весной, после таяния снега, открывались земли, и все жители шли копать поля, где когда-то росла картошка, искали хоть какие-нибудь гнилые плоды. Делали лепешки из них, запекали и ели. Надо было как-то выжить. Помощи ждать было неоткуда. Нужно было надеяться только на себя. Вот так вот и жили", - вспоминает бабушка.

Моя бабушка является для меня примером во всем, здоровья ей, пусть живет как можно дольше и радует нас!

Малофеева Полина

Сычева(Агапова)Клавдия Семёновна

Когда началась война, моей бабушке было всего три года. Но страшные воспоминания остались в ее памяти навсегда Её отца забрали на фронт водителем. Домой он не вернулся. Он погиб в бою 15 августа 1943 г. Похоронен в Красно - Лиманском районе Сталинградской области. От него бережно хранится письмо, которое он прислал с фронта первого мая 1943 г. Бабушка вспоминает: «Я помню, когда пришла похоронка на отца. Вся улица собралась в доме, чтобы разделить наше горе. Вспоминая те годы, в душе осталось чувство тревоги и страха. Особенно запомнилось, как поздно вечером, мимо села летели немецкие самолёты, груженые бомбами. Они летели бомбить заводы Саратова. Всё село выходило на улицу, и было видно зарево от взрывов». Бабушка помнит, как оставались подолгу одни дома, все взрослые уходили копать окопы, потому что фронт был рядом, как вязали всем селом солдатам варежки на фронт и отправляли посылками. Тяжело было. «Особенно было тяжело в зимнее время. Спасала всех русская печка и каша из тыквы, больше ничего не было. Хлеб был с полынью, очень горький, но и его не было вдоволь. Сколько я себя помню, всегда хотелось кушать. Был голод», - вспоминает бабушка.

Моя бабушка- самый близкий и дорогой мне человек. Я её очень люблю.

Карамалиев Сергей

Алишина(Исаева) Фаина Леонтьевна

Война пронеслась над нашей страной ужасным ураганом, ломая на

своем пути судьбы и жизни людей. Моей бабушке, Алишиной Фаине Леонтьевне,

было всего пять лет, когда закончилась война. Самой войны бабушка не видела, но с лихвой ощутила ее последствия. Маленькое детское сердце узнало голод и разруху. В военные годы бабушка жила в Саратове.

Она вспоминает: «Моя мама, Исаева Любовь Романовна, работала в то время в детском саду, а папа, Исаев Леонтий Петрович, работал водителем в пожарной части. Вскоре началась война, папу призвали на фронт, и мы с мамой и сестрой остались одни. Эти детские годы были самыми тяжелыми для меня. Я помню, продукты в то время выдавали по карточкам, но порции были малы, и их, конечно, не хватало, всегда хотелось кушать.

А самым страшным воспоминанием для меня были немецкие самолеты, которые ежедневно бомбили наш город. Этот страшный гул самолетов, груженных бомбами и снарядами, я не забуду никогда. Фашисты пытались разрушить наш авиационный завод, мост через Волгу, аэродром. Сбрасывали огромное количество снарядов, хотели стереть наш Саратов с лица земли. Во время бомбежки мы все бежали в бомбоубежище авиационного завода, которое находилось возле нашего дома, и ждали, когда же все закончится».

Моя дорогая бабушка, ты для меня образец мужества, стойкости. Будь здорова еще много, много лет!

Алишина Карина

Тайкова Мария Ивановна

Моя прабабушка, Тайкова Мария Ивановна, родилась в 1926году 19 августа. Её родители имели большое хозяйство, и когда началось раскулачивание, их сослали в Сибирь, ей всего было 4 года. С тех пор жизнь её семьи сильно изменилась, потому что их считали «врагами народа». Только перед началом ВОВ они смогли вернуться в родное село. Мария Ивановна закончила 7 классов. Подростков этого возраста сразу же отправляли учиться в заводское училище, приобретать профессию. Но приобрести специальность бабушке не удалось, потому что началась война. Рабочих рук не хватало, и подростки вставали наравне с взрослыми у рабочего станка.

Всех ребят из ФЗУ отправили в Челябинск на тракторный завод, делать снаряды для танков. Бабушке было всего14 лет, она не доставала до станка поэтому, чтобы дотянуться до него, под ноги подставляла коробку. Делали снаряд около суток, после

смены не было сил идти домой, спали возле станков. Выдержали все: холод, голод, но самым страшным для подростков было, то, что спали всего по 3-4 часа. Обессилев, дети не соблюдали технику безопасности, и часто случались травмы. Так однажды случилось и с моей прабабушкой. От потери сознания она упала в раскаленные металлические стружки и поранила лицо и руки. Но никто ни разу не бросил станок, не пожаловался, потому что знали, что их труд вносит большой вклад в Победу. На этом заводе она проработала до конца войны. Потом вернулась в родное село, поступила в техникум на агронома.

Я рад, что моя прабабушка живет до сих пор. В этом году ей исполнится 87 лет. Всю жизнь она была активисткой, председателем местного совета ветеранов, участвовала в художественной самодеятельности в Доме культуры. Её приглашают и сейчас на встречи с молодежью, учениками. Она для меня является большим примером, образцом для подражания, на таких людей хочется быть похожим.

Мичурин Дмитрий

Куликов Алексей Иванович

Великая Отечественная война коснулась каждой российской семьи, в том числе и моей.

Мой прадед, Куликов Алексей Иванович, застал войну в четырнадцать лет. Поскольку для призывного возраста он был мал, его не взяли на фронт и Алексей Иванович пошел, как и все дети работать на Судоремонтный завод, который находился в затоне города Саратова. Там работали женщины, дети и старики, они готовили снаряды для фронта. Работа была очень тяжелой, люди были настолько обессилены, что спали возле станков на заводе. Выходных почти не было, люди старались сделать, как можно больше снарядов для наших солдат. На отдых уходило три - четыре часа. Немцы бомбили заводы и наш город Саратов. Люди боялись этих взрывов, но никто из них и мой прадед ни разу не бросали свое дело, как только взрывы утихали, снова принимались работать. Рабочим давали пайки немного больше, чем простым людям и мой прадед, как только получал этот паек, нес домой, где его ждали пять голодных младших братьев и сестер. Иногда детям давали немного выходных, чтобы отдохнуть, но мой прадед вместе со своим шестидесяти двух летним отцом в это время ходили по дворам и домам, и чинили крыши, заборы, кололи дрова, тем самым, зарабатывая, чтобы прокормить свою семью. Люди платили, кто чем мог, во время войны не было изобилия продуктов и денег. Кто давал луковицу, кто стакан крупы, кусок хлеба, кто картошку. И так всю войну проработал на этом заводе мой прадед.

Я горжусь своим прадедом! Для меня он является примером мужества, отваги, терпения и силы воли. На его долю в самое прекрасное время жизни - детство упал тяжелый груз войны. Это заставило его очень быстро повзрослеть и думать не только о себе, но и о своей семье. Он внес свой частичный вклад в победу российской армии, как и все труженики тыла. И за это им огромное спасибо! Мой прадед является тружеником тыла войны 1941-1945 годов и награжден медалью.

Панова Ольга

Перспектива проекта:

  • Разместить проект на нашей страничке сообщества «Край родной- Сосновка».
  • В 2013-2014уч.году провести исследовательскую работу по похозяйственным книгам в Администрации села Сосновка и выявить всех жителей, которым в период ВОВ было от 3-х до 14 лет(дети войны).
  • Продолжить разработку и оформление проекта «Дети-войны».

Руководитель проекта : классный руководитель 8 класса, учитель русского языка и литературы Малофеева Е.В.