Поминовение усопших (панихида, сорокоуст). Когда проводят панихиду по усопшим

Когда уходит кто-то из близких, необходимо принять массу важных решений, организовать прощание. Но если покойный был крещеным человеком, обязательно надо позаботиться о его душе, заказать отпевание и панихиду по усопшим. Это очень важные прощальные обряды в православии, в которых должны участвовать все близкие.


Для чего нужно церковное прощание

Христианская вера заключается в том, что после телесной смерти душа человека переселяется в иной мир, духовный, который на этой земле нам невидим. В первые дни ей приходится особенно непросто, потому что надо пройти мытарства - злые духи мешают ей попасть в рай. Поэтому церковная молитва за умерших христиан - обязательна. Надо и перед смертью приглашать священника, чтобы он прочитал все молитвы на отход души от тела, исповедовал и причастил. Это лучшая кончина для верующего!

Панихида по усопшим служится до похорон, для этого батюшку можно позвать домой. Обычно требуется машина, чтобы забрать его из храма и привезти обратно, о сумме пожертвования надо договариваться индивидуально (певчие обычно приходят только за оплату, а вот священник может денег не взять, если умерший часто ходил в храм). Все присутствующие должны молиться, по традиции в руках держатся зажженные свечи. По времени обряд занимает около получаса.

  • Если следовать традициям, тело должно переночевать в храме, над ним должны читаться псалмы. Либо, по возможности, сама панихида по усопшему служится в церкви, а не на кладбище или дома. Конечно, это дополнительные хлопоты, но надо сделать все возможное, ведь речь идет о вечной участи.

Нельзя сильно плакать над телом, чтобы не удерживать душу покойного. Лучше больше времени проводить в молитвах. Кто-то из родственников может почитать псалтирь дома, если нет возможности всю ночь провести около тела.

Чтобы заказать панихиду по усопшим, необходимо приехать в храм. Намного проще, если вся семья является воцерковленной, или можно обратиться к тому, кто часто посещает церковь. Если таких знакомых нет - подойти в церковную лавку, как правило все требы заказываются там. Священнику все передадут, либо дадут номер, по которому можно с ним связаться.

Во время Великого поста панихиды по усопшим служатся по предварительной договоренности. Вообще для поминовения там предусмотрены особые дни, но обычно в подобных вопросах всегда идут навстречу.


Святая обязанность

Хотя человек оканчивает земной путь, душа его пребывает в вечности. Поэтому обязательно надо молиться об усопших, лучше ежедневно. Очень хорошо прочитывать кафизмы - это несколько псалмов, они сопровождаются особыми молитвами, где и называется имя покойного (покойных). В молитвословах можно найти и краткий вариант, он тоже будет на пользу.

Текст панихиды по усопшим содержит обычные начальные молитвы, 90-й псалом. Далее идут тропари, также поется особый канон. Читаются особый ектеньи (прошения). Существует вариант для мирян, который можно читать самостоятельно на кладбище или дома, если не удалось пригласить священника.

Поминовение усопших принято совершать:

  • День 3-й - традиция установлена в память того, что Иисус воскрес на третий день. Считается, что первые 2 дня душа посещает дорогие сердцу места. Именно в 3-й день начинается вознесение на небо.
  • День 9-й - по количеству ангельских чинов. До этого дня усопший путешествует по райским обителям. Если он много грешил, то будет сокрушаться о том, что мало времени провел в служении Богу.
  • 40-й день - это число часто встречается в Библии, необходимое время должного очищения человека. Считается, что в этот день определяется место души, где она будет до страшного суда.

Также принято отмечать годовщину, сделать это необходимо с молитвой, добрыми делами, избегая алкоголя (как и на любых христианских поминках). Хорошо раздавать милостыню за покойного. Также принято часть поминальной трапезы раздавать бедным, или приносить в храм. Ее оставляют на специальном столике возле кануна (низкий подсвечник квадратной формы, возле которого совершаются панихиды) - нельзя оставлять только мясные продукты.

Существуют и другие формы молитвы, к ним можно прибегать постоянно, не только в определенные даты. Лучше всего заказывать поминовение на Литургии - за усопших вынимают частицы из просфор, которые затем омывают в Чаше с причастным вином, которое есть Кровь Христова.

Считается, что души грешников, которые покаялись, но не успели совершить добрых дел, будут терпеть муки, которые могут облегчаться по молитвам близких. Только не надо думать, что достаточно лишь подать записку. Надо обязательно быть на богослужении и молиться. Достойное поминание необходимо любому христианину. Молитва - церковная и личная - это лучшее, что живые могут сделать для души покойного.

Панихида по усопшим Текст

Когда во время панихиды в церкви ставится свеча за упокой на канун (панихидный мраморный стол, на котором расположены ячейки для свечей и Крест), Господу возносится молитва:

“Помяни, Господи, души усопших рабов твоих (имена), и всех сродников моих, и прости их все согрешения вольные и невольные, даруй им Царствие и причастие вечных твоих благ, и сотвори им вечную память”.

Текст повторяется трижды.

Слушать панихиду по усопшим онлайн

Панихида по усопшим (текст) - как заказать в церкви или во время поста was last modified: Июль 8th, 2017 by Bogolub

Отличная статья 0

Для людей верующих церковные службы и обряды важны на протяжении всей жизни. При рождении ребёнка крестят, как бы вверяя его судьбу в руки Господа. Затем следует первое причастие. Дальше, когда человек становится взрослым и создаёт семью, – венчание. Чтобы очиститься от грехов, он исповедуется. Чтобы поддержать здоровье, заказывает соответствующие молебны. И в последний путь уходят воцерквлённые люди тоже с напутствием священника, соборовавшего их и служащего по ним панихиду.

Значение слова

Для тех, кто не знает, панихида – что это такое, поясним. Это всенощная по умершему человеку. То есть служба, которая длится в течение ночи и переходит в заутреню, или заупокойную утреннюю службу. Следует отметить, объясняя, что представляет собой панихида, что это обряд, характерный именно для православия. В католичестве и протестантских конфессиях его не совершают. Правда, как поясняют священники, дома, в частном (келейном) порядке можно помолиться об иноверце, почитать псалмы. В храме же для таких представившихся не проводится панихида. Что это означает для умершего? Если его не проводят в последний путь согласно его религии, то он предстанет перед своим Создателем без отпевания. Для людей верующих такая смерть является большой трагедией, ибо молитвы за душу грешную крайне важны. Помимо церковной, существует и гражданская панихида. Что это – изложим ниже.

Виды церковных панихид

Первая из заупокойных служб совершается над только что умершим телом – до того, как его погребут в земле. Следующая проводится на третий день после отхода его в мир иной. Затем на 9-ый, 40-ой. Дальше отмечается первая и последующие годовщины смерти, дни рождения и именины – на них тоже заказывается в церкви панихида. Что это имеется в виду: по каждому умершему в день его святого обязательно правится служба. Кроме отдельных, существуют и общие панихиды – их называют Вселенскими. Это традиционные дни, когда поминают всех умерших. Например, Родительская Суббота. Панихида по усопшему имеет ещё одно, историческое церковное наименование: заупокойное чинопоследование. Совершается оно и дома, когда специально по вызову приходит священник, и в храме, и на кладбище.

Гражданская панихида

Это официальная торжественная церемония, не связанная с духовными сферами. Такая панихида по усопшему обычно делается для высокопоставленных лиц, глав государств или известных, прославленных личностей. На похоронах знаменитых актёров, писателей, музыкантов и других представителей культурной элиты, видных политиков, военачальников говорятся прощальные речи, за гробом следуют длинные процессии. Гражданская панихида может включать почётный караул, траурные митинги, обязательное возложение венков и букетов, торжественный салют. Иногда подобные действа перерастают в манифестации, политические акции, если умерший был членом какой-либо неформальной или диссидентской организации. В этом плане гражданская панихида коренным образом отличается от церковной. Правда, в отдельных случаях оба ритуала могут совмещаться.

Структура древнерусской заупокойной службы

Служба за упокой за время своего существования претерпела ряд структурных изменений.

  1. Первоначально, в эпоху Древней Руси, образцом для богослужения были византийские каноны и правила. В то время начиналось оно примерно в первой половине ночи и включало в себя:
  • Ектении (слова, призывающие к молитве, содержащие ряд прошений и прославление Господа).
  • 3 антифона (песнопения хора, символизирующие голоса ангелов, также славящих Всевышнего).
  • 5 особых молитв. Такое чинопоследование существовало в русском христианстве примерно с 8-го века. Песенная служба за упокой часто проводилась в именины святых мучеников, особенно в местах их упокоения. Это определяло, каким святым молиться следует в конкретный день. Впоследствии произошло перенесение обряда по времени на вторую половину ночи. Отдельные панихиды сводились к общему поминовению усопших, другие – к параклисисам.

Панихида в православии

Позднее, уже в русском православии, сложился свой регламент отправления панихиды. Вначале Устав предписывал проводить её на Троицкую субботу (перед святым праздником) и ещё в одну субботу, называемую «мясопустной». Затем такие панихиды были наречены «Вселенскими». К ним относятся сейчас, помимо уже перечисленных дат, службы Дмитриевской субботы, панихиды на субботы второй, третьей и четвёртой Великопостных недель, на Радоницу (Фомин понедельник и вторник) и в субботу перед Покровом.

В это время было принято поминать родных и близких, всех братьев и сестёр по вере и тех христиан, кого настигла скоропостижная смерть, кто не был отпет вовремя. Тогда же было принято решение проводить панихиды над умершим до его предания земле и затем по определённым дням и годовщинам.

Порядок проведения службы был записан в специально для этого предназначенных Требнике, Псалтыре, Октоихе и «Последовании за усопших». Там же содержатся предписания о том, каким святым молиться, какие духовные тексты читать.

Обычная панихида состоит из заупокойной утрени (основная часть) и литии (заключения). На столик с распятием и свечами, перед которым производится ритуал, ставится кутья (её ещё называют коливом). Это кушанье после обряда едят за помин все собравшиеся. Литию читают, когда покойника выносят из дома или другого помещения, где он находился, а также при вносе его в притвор храма, после возвращения похоронной процессии с кладбища и т. д. Последнее песнопение панихиды – «Вечная память». Песню поют все, кто присутствует на службе. Если человек умер в Великий пост, по нему служится только лития.

Стоимость обряда

Предположим, вам по умершим близким нужна панихида. "Сколько стоит обряд?" – вопрос достаточно актуальный и совсем не праздный. Естественно, что единого тарифа нет, а в каждом приходе свои цены. О них следует заранее справиться у духовных лиц, к которым собираетесь обратиться с требой. Например, просто поминальная записка, то есть проскомидия, может стоить от 10 рублей и выше; стоимость сорокоустов начинается от ста рублей, только панихиды стоят столько же, а отпевание – примерно 500. В разных храмах эти цифры могут колебаться в пределах 50-100 рублей.

Для чего нужна панихида

Какую роль играют песнопения панихиды, молитвы во время неё и вообще, для чего умершему человеку весь этот обряд? Во-первых, он облегчает душе переход из одного состояния в другое, от нахождения в теле до бестелесности. Когда за усопшего молятся, раздают милостыни и пожертвования, это является своего рода ходатайством за его душу перед Всевышним. И чем больше милосердных дел будет совершено и молитв прочитано, тем больше оснований для того, чтобы многие грехи покойного были ему прощены.

Об этом повествуют жития святых и говорится в Писании. Как учит Церковь, в первый и второй дни после смерти душу сопровождает посланный за нею ангел, вместе с которым она путешествует по местам, которые были дороги умершему. Она вспоминает потерянную жизнь и одним событиям умиляется, за другие раскаивается. На третий день душа должна предстать перед Богом, чтобы поклониться Ему. Это очень важный и ответственный момент, потому на него обязательно проводится панихида. Она является первым ходатайством за грешников, коими все мы являемся. С третьего по девятый дни душа находится в созерцании райской обители, наслаждаясь её красотою и благами, которые сулит пребывание в ней. А на 9-ый она снова идёт к Богу на поклонение. Поэтому именно к этой дате приурочена следующая панихида, на которой усиленно молятся о прощении души и о том, чтобы она была оставлена в раю с другими святыми душами.

Следующее местопребывания души умершего – в преддвериях ада, где она с содроганием лицезреет муки грешников. На сороковой день она в третий раз появляется пред престолом Господним. И особую силу имеет проведённая панихида на 40 дней, ведь решается участь преставившейся души в зависимости от её прижизненных дел. И молитвы, поминание за умершего смягчают Божий приговор и могут даже полностью оправдать отошедшего в мир иной человека.

Символика цифр

Как заказать панихиду? Об этом можно узнать у священника в храме. Вам подробно объяснят, что нужно делать, к кому обращаться и т. д. Мы же вновь вернёмся к символике цифр. Трёхдневная панихида совершается также в честь Воскресенья Христа и Святой Троицы. Девятидневная – для прославления 9-ти ангельских чинов, которые перед Царём Небесным просят о помиловании грешника. Панихида на 40-й день служится в память о сорокадневном плаче евреев по Моисею; о посте такой же длительности, после которого Моисей удостоился говорить с Богом и получил скрижали от Него; о 40-летнем хождении евреев по пустыне; о вознесении Иисуса Христа на небо после того, как тот умер, воскрес и ещё 40 дней был со своими учениками на земле. Именно поэтому Христианская Православная Церковь и советует совершать поминовение усопших на 40-ые сутки, чтобы их души могли взойти на Небесный Синай, лицезреть Отца нашего, достигнуть обещанного Всевышним блаженства и остаться в райских кущах среди праведников. Поэтому столь важно, чтобы в каждый из указанных дней родными умершего заказывалась служба, подавалась поминальная записка. Панихида и литургия очень полезны душам.

Регламент действа 1-й части

Рассмотрим теперь подробно содержательную сторону обряда. Обычный регламент его таков. С возгласа «Благословен всегда наш Бог, и ныне, и присно, и во веки веков» начинается панихида. Текст ее неизменен на протяжении многих столетий. Потом священник и все присутствующие трижды читают главную молитву верующих – «Отче наш». Следом двенадцатикратное повторение возгласа «Господи, помилуй!», православные молитвы «Слава и ныне», «Придите и поклонимся». Далее читается важнейший для всех христиан псалом №90, известный более по первой строке своей: «Живый в помощи…». Он является утешительным для всех, кто живёт с Богом в сердце, так как рисует картину счастливого перехода души от земных мытарств к вечной радостной и беззаботной жизни на небе, рядом с Творцом.

Через изображение фантастических чудовищ, аспидов и драконов в псалме аллегорически отражаются преграды, стоящие на пути усопшего для его сближения с Отцом Небесным. Однако Господь не оставляет Своих детей в одиночестве, поддерживая их во всех испытаниях, в том числе и в этих. Данный псалом как бы составляет основу службы. Панихиды не обходятся без него, ведь суть ритуала глубоко отражена в этом произведении.

Затем в последование звучит ектения «Миром Господу помолимся». Батюшка читает прошения – обычные и об умерших. Первое из прошений – об оставлении (прощении) грехов. Ведь именно они могут не пустить душу в рай, а уготовить ей вечные муки. Заканчивается прошение возгласом: «Господу помолимся!» Второе прошение – о больных, немощных, скорбящих, жаждущих утешения. Завершается оно традиционным воззванием помолиться Богу, чтобы Он избавил от всяких напастей и болей, послал свет надежды и ободрения. Третье прошение – о душе умершего, дабы отправил её Господь в «места злачные», где пребывают все праведники. Завершается оно всё тем же «Господу помолимся» и славословием Святой Троице. Заканчивается ектения исполнением «Аллилуйи». Завершают эту часть такие песнопения панихиды, как тропарь «Голубиная мудрость».

Регламент действа 2-й части

Следом поют ещё тропарь «О непорочных», в припеве которого есть такие слова: «Благословен, Господи еси…». Потом произносят новую ектению – заупокойную – и поют «Покой, Спасе…». После этого священник читает 50-ый псалом и со своими служками поёт канон. Между его частями (после песен 3, 6, 9) читают малые ектении заупокойные. Должны звучать кондак «Со святыми упокой» и икосы «Сам Един…». Лития – заключительная часть панихиды. Она начинается с чтения «Трисвятого», продолжается тропарём 4 гласа «Со духи праведных», ектенией «Помилуй нас» и песнопением «Вечной памяти».

Парастас

Так называется великая панихида. Во время богослужения хор поёт «Непорочны» и весь канон целиком. Слово «парастас» переводится с древнегреческого как «ходатайство». А великое оно потому, что молебны проводятся за всех умерших христиан. Начинается служба в пятницу вечером и продолжается ночью (всенощная) на родительские субботы. Состоит такая панихида из традиционного начала, великой ектении, тропарей, кафизсы 17, 50-го псалма, канона и малого служения.

Кладбищенская панихида

Каким образом проходит панихида на кладбище? В проведении ритуала есть свои особенности. В первую очередь отличие состоит в том, что у могилы совершается лития, то есть часть панихиды. Причина этого кроется в характере самой службы. Заупокойная утреня должна проводиться в церкви, так как там находится святой престол, стол с распятием и другие необходимые предметы культа. Начинается она с «Благословен Бог», по окончанию которого все присутствующие и певчие произносят: «Аминь». Потом трижды читается «Отче наш» и поются тропари (заупокойные) «Со духи праведных».

После этого следует собственно заупокойная ектения, возглас «Слава Тебе, Христе…» и отпуст, когда присутствующие духовные лица трижды восклицают «Вечная память…». В самом конце обряда тихо проговаривается «Бог да ублажит…». Это очень важная молитва, которая объединяет всех верующих, живых и усопших, в одно целое в лоне Святой Церкви перед лицом Господа. Кутья для такой литии обычно не приносится. Исключение могут составлять пятничные панихиды, более торжественные и потому выделяемые особо.

Записки о поминании

В церквях принято подавать записки для поминовения, но касается это только тех умерших, которые были крещены, то есть относятся к православию. Написана она должна быть чисто и аккуратно, разборчиво, чтобы священник прочёл всё правильно. Как конкретно должна выглядеть записка? Панихида служится по тем усопшим, которые представлены следующим образом:

  • Имя обязательно записывается в родительном падеже (кого? – Анны).
  • Форма имени должна быть полной, не сокращённой или уменьшительно-ласкательной. Касается это не только взрослых, но и умерших детей. Потому указывают: не Дима, а Димитрий.
  • Обязательно нужно узнать церковный вариант светских, мирских имён. Например, у Егора духовный аналог Георгий, у Полины – Апполинария.
  • Если в записке речь идёт о ребёнке, то до 7-ми годов он записывается как «младенец», далее, до 15, – отрок (отроковица).
  • Фамилии и отчества, гражданство, чин, национальность или степени родства в поминальных записках не указываются.
  • Можно отметить, как давно человек покинул этот мир. Писать «новопреставленный» следует, если ещё не прошло 40 дней, «покойный» - при более позднем сроке. Употребляется термин «приснопамятный», если у усопшего в данный день памятная дата.
  • В записках не поминаются те, кто Церковью признан святым. В записках «о упокоении» любой может написать не только имена кровных родных, но и своих покойных друзей, учителей, вообще дорогих людей.

Годовщина смерти

Как уже указывалось, поминать усопшего нужно не только на 3-й, 9-й, 40-й дни после смерти, но и на годовщину, другие важные даты. Все они – отличный повод для заупокойной молитвы, столь необходимой душе человека. Это та неоценимая помощь, которую «отсюда» могут оказать живущие ушедшему в мир иной человеку.

Каким образом совершается панихида на годовщину смерти? К началу службы утром следует прийти в церковь. Заранее напишите поминальную записку, а в храме передайте её свечнице. Обычно такие записки принимаются на проскомидиях, обеднях, ектениях. Во время панихиды они зачитываются во всеуслышанье. Сами усопшие считаются «приснопамятными».

Отстояв службу, нужно пойти на кладбище, побыть там, положить цветы, помолиться. Обязательно следует подать милостыни, дать еду или одежду бездомным. Ведь добрые дела, совершаемые во имя какого-либо человека, являются, как учит церковь, хорошим подспорьем душе. Затем помяните умершего за трапезой. Перед едой нужно прочесть «Отче наш» или псалом 90-й.

Сороковины

Очень важной считается панихида на 40 дней. Её обязательно нужно заказать (или сорокоуст) и заплатить деньги. По одним поверьям, душа покидает в этот день землю, отправляется навсегда в иной мир для ожидания судного дня. По другим, наоборот, она на краткое время возвращается к людям, чтобы попрощаться и расстаться навсегда с теми, кто был некогда дорог. Молитвы, панихида и сорокоуст крайне важны именно теперь, так как могут определить место, где пребывать душе вечность. Церковь считает крайне полезным до этого срока заказать Неусыпаемую Псалтирь. Обряды в церкви проводятся по заведённому порядку.

После службы основной попросите провести панихиду. Можно заказать на кладбище литию. Подаются поминальные записки, посещаются могилы, организуются угощения. Или же поступают христиане так: накануне важного дня заказывают в храме поминание во время Литургии, на сами сороковины совершают панихиду, днём читают псалтырь, вечером делают поминки. День должен быть проведён степенно, в разговорах и воспоминаниях о том, ради кого всё совершается. Без соблюдения этих ритуалов душе очень сложно в своей новой обители. Поэтому нельзя, чтобы живые отказывали мёртвым в поддержке через Господа.

После смерти близких людей на плечи родственников ложится забота об их душах. Похороны не обходятся без панихиды по усопшим. Нужно также проследить за тем, чтобы верующий был похоронен в соответствии со всеми религиозными традициями.

Для чего это необходимо?

Богослужение, которое проводится в церкви, не следует путать с таким понятием, как гражданская панихида. Церковный ритуал должен длиться всю ночь, а с наступлением утра он переходит в заутреннюю заупокойную службу.

Назначение панихиды состоит в том, чтобы попросить прощения у Бога за неправедные поступки усопшего человека. Умерший уже не сможет просить за себя самостоятельно. В течение жизни люди вольно или невольно совершают греховные действия. За многие из них верующий не успевает попросить прощения. После смерти усопший предстанет перед Создателем. Предварительно каждая душа проходит мытарства в течение определенного времени. За это время церковь должна успеть замолить грехи покойного.

Молитва за упокой души - обязанность каждого верующего по отношению к своему брату по вере.

Просить Бога за умершего следует не только в тех случаях, когда почивший является близким родственником. Молиться необходимо и за незнакомого, и за близкого друга, и даже за кровного врага. Христианин обязан прощать своих врагов и просить высшие силы о благе для них. Прошение за иноверца, который уважал православие, тоже будет принято. Проводить обряд в церкви в таких случаях запрещено. Однако нет ничего плохого в том, чтобы помолиться за усопшего келейно, то есть дома.

По кому не проводится обряд?

Некоторым категориям мирян может быть отказано в христианском ритуале. Речь идет не о том, чтобы наказать человека, отказав ему в заступничестве. Наоборот, священнослужители обязаны просить за каждого верующего вне зависимости от степени его греховности. Однако существуют и исключения. На панихиду не может рассчитывать:

  1. Некрещеный. Обряд крещения предполагает, что человек принимает все предписания православия. Он становится частью христианского сообщества, а церковь обязана заботиться о его душе. Если же человек не принял веру, священнослужители не имеют права молиться за его упокой. Возможно, что умерший выбрал иной путь к Богу и поклонялся ему в соответствии с требованиями другой религии. В таком случае православная церковь должна уважать выбор верующего и не проводить службу даже по просьбе родственников.
  2. Самоубийца. Близкие люди умершего по собственной воле часто задают вопрос о том, можно ли заказать панихиду о самоубийце, который был крещен и отличался усердным служением Богу. Добровольное лишение себя жизни считается одним из самых тяжких грехов. Никаких обрядов по самоубийцам церковь не проводит. Исключением могут стать те случаи, когда человек был психически болен или находился под воздействием психоактивных веществ. Исключений для глубоко верующих, находившихся в здравом уме, церковь не делает. Родственники могут помолиться за душу близкого дома.
  3. Богохульник, гонитель веры, закоренелый грешник. Об упокоении душ таких людей в храмах также не молятся. Человек, который открыто высмеивал религию или был притеснителем верующих, не может рассчитывать на то, чтобы священники молились за его упокой. Люди, отличавшиеся при жизни греховным поведением, никогда не каявшиеся в своих поступках, не получают прощения и заступничества церкви.
  4. Атеист. Церковные обряды атеистам заменяет гражданская панихида. Если человек не с был гонителем веры, но отрицал существование Бога и завещал не проводить над ним никаких ритуалов, нужно выполнить последнюю волю покойного. В данном случае речь также не о наказании за неверие. Человек сделал свой выбор, к которому следует отнестись с уважением и без порицания.

Может ли панихида быть гражданской?

Изначально понятия гражданская панихида вообще не существовало. Это светский термин. Для проведения церемонии используется не храм, а специальный зал. Прощание с умершим может пройти в любом просторном помещении, где поместится большое количество друзей, знакомых или незнакомых покойному людей.

Гражданская панихида проводится после смерти политиков, деятелей искусства, спортсменов, военных и других выдающихся личностей.

Если при жизни умерший был знаменит, имел поклонников и т. д., родственникам необходимо позаботиться о том, чтобы с покойным могли проститься все желающие. Гражданская панихида может пройти в помещении, которое имеет отношение к прижизненной деятельности умершего. С известными актерами, например, часто прощаются в том театре, где они работали.

На гражданской церемонии звучит прощальная речь, высказываются слова соболезнования родственникам. Церемония может сопровождаться возложением венков, траурными митингами или салютом (если умерший был военным). Иногда мероприятие перерастает в акцию протеста, манифестации, вооруженные конфликты и т. д. Это происходит в тех случаях, когда покойный был представителем какого-либо движения или политической партии.

На церковной панихиде не высказывают слов сочувствия родственникам. Не принято произносить прощальную речь. Запрещены любые конфликты и выяснения отношений. Священнослужители рекомендуют относиться к прощанию в церкви, как к радостному событию. Верующий прошел земной путь, а теперь ему предстоит встреча с Творцом и вечное блаженство. Такая перспектива не должна вызывать скорби.

Гражданская и церковная панихиды не противопоставлены друг другу.

Одна может следовать за другой. Сначала происходит светское прощание, а затем покойного везут в церковь для совершения необходимых обрядов. Только после этого гроб с телом отвозят на кладбище.

Виды панихид

  1. Первая церемония. Совершается над только что умершим. Провести ее необходимо до того, как тело будет предано земле. Подобные панихиды должны быть заказаны мирянами на девятый и сороковой дни смерти человека. Службу заказывают и тогда, когда исполняется год после ухода усопшего и на его последующие даты смерти и дни рождения. В эти дни родственникам желательно устраивать поминки.
  2. Парастас. В переводе с греческого это слово означает «ходатайство». Богослужение проводится сразу за всех умерших христиан. Служба отличается особой пышностью и торжественностью. Во время церемонии можно услышать пение хора. На парастасе должны петь канон «Непорочны». В большинстве случаев такая панихида проводится в ночь на Родительскую субботу.
  3. Кладбищенская. Иногда богослужение не проводится своевременно, то есть до захоронения тела. Родственники умершего могут сомневаться, можно ли заказать панихиду в таком случае. Проводить первую церемонию после похорон не желательно, однако, обстоятельства, по которым богослужение не было проведено, могут быть разными. Возможно, родные усопшего не смогли вовремя заказать церемонию по вполне объективным обстоятельствам. Служба на кладбище имеет свои собственные отличия. У могилы не проводят утреню (начало панихиды). Совершать принято только литию (окончание панихиды). Связано это с тем, что для проведения утрени требуются специальные предметы культа, такие как святой престол. Перевозить его из храма на кладбище нельзя.

Сороковой день после смерти человека называют сорокоустом (сороковинами). Этот день считается особенно важным для умершего. Согласно некоторым поверьям, на сороковины душа ненадолго возвращается из потустороннего мира, чтобы навестить своих родственников. Если умерший заметит, что родные его забыли, он будет сильно страдать. Именно поэтому семья должна заказать панихиду. По другой версии, в день сороковин душа навсегда покидает этот мир. В течение сорока дней после смерти она находилась рядом с близкими. Чтобы проводить душу, необходимо специальное богослужение.

Дома родные проводят помины. Можно раздать милостыню или угостить незнакомых людей у церкви. Сколько денег отдать в качестве милостыни, каждый человек решает сам. На сороковины необходимо по возможности посетить могилу. Считается, что именно в этот день решается вечная участь души: будет ли она пребывать в аду или в раю. Сороковины не следует превращать в формальность. Просто подать заупокойную записку, заказать литию или накрыть стол недостаточно. Весь день должен быть посвящен воспоминаниям об усопшем человеке. Необходимо избегать любых развлечений.

Годовщина смерти человека считается еще одной важной датой. В этот день, как и на сороковины, необходимо посещать могилу, молиться за умершего и совершать за него добрые дела. Через благие поступки родственников душа получает прощение многих грехов.

В церковь в этот день приходят к началу службы, которую по возможности надо отстоять до конца.

За умершего человека можно подать записку о поминании. Ее передают служащим храма или кладут в специальный ящик. В тот же день будет проведена общая панихида по всем упомянутым в записках людям. Следует помнить о том, что:

  1. В записке не указывается ничего, кроме имени в полной форме (не Катя, а Екатерина). Фамилия, отчество, национальная принадлежность усопшего значения не имеют. Вместо гражданской формы имени необходимо использовать вариант, принятый православной церковью (не Егор, а Георгий).
  2. Ребенка до семилетнего возраста в записке следует называть младенцем. Детей до пятнадцатилетнего возраста называют отроками (отроковицами).
  3. Если записка подается в одну из годовщин смерти, усопшего принято именовать приснопамятным. Умерших, которые покинули этот мир меньше сорока дней назад, называют новопреставленными. Если человек умер давно, но сегодня не годовщина его смерти, его называют покойным.
  4. Подать записку можно и за кровного родственника, и за близкого человека, который родственником не является.

Усопшему близкому человеку необходимы не только достойные похороны и красивая речь на кладбище. Вспоминать об ушедших и совершать благие дела в память о них следует не только в годовщины смерти. Родные и друзья покойного должны молиться за него, заказывать богослужения священникам, которые знают последование панихиды. Любая искренняя духовная помощь покойному будет принята Всевышним.

Соблюдение традиций важно, но не стоит забывать заказывать . Молитвы связывают живых с загробным миром. Чтобы оказать помощь душе, важно знать, как заказать панихиду по усопшему. Это не просто подача записки с именем в церковную лавку, но и предварительная подготовка. Узнайте, как заказать панихиду по усопшему, чтобы не допустить ошибок и не упустить время.

Что такое панихида

Это заупокойная служба, богослужение по умершим (заупокойное чинопоследование). Во время нее поется “Упокой”: когда тело обретает полный покой, с душой этого автоматически не происходит. Во время панихиды рассказывается о том, как души возносятся к небу, со страхом предстают перед Судьей и исповедуются в своих поступках. Оставшиеся на земле просят упокоить душу, простить ее грехи и дать облегчение в муках. Заказывают панихиду по усопшему, чтобы помочь душе в мучительном переходе между мирами.

Как найти поминальный столик

В церкви памяти усопших организуется отдельный уголок. Здесь стоит канун или тетрапод (четырехугольный стол), на котором горят свечи за упокой. Иногда это круглый подсвечник. Рядом с ним ставят панихидный столик или корзину для продуктов. Это место можно найти в храме по закрепленному на каноне распятию.

Чтобы заказать панихиду по усопшему, в первую очередь нужно положить на канун продукты. Священнику отдается записка с именем покойного.

Какие продукты приносят

Ориентироваться нужно на церковный календарь. Постные дни или недели означают, что нельзя приносить скоромное (мясные, молочные продукты, яйца). На канун (канунник) кладут любую пищу, кроме сырого мяса. Из этих продуктов будут готовить для бедных, бездомных, живущих при храме.

Обычно на кану н кладут хлеб и крупы, подсолнечное масло, муку для выпечки просфор. Сахар, конфеты, сладости - традиционные продукты для поминального стола. Для алтаря покупают кагор или лампадное масло. Подойдут рыба, овощи и фрукты.

Заранее уточните, не совпадает ли день с постом или церковным праздником. На Радуницу (девятый день после православной Пасхи) приносят пасху, кулич, яйца. Конкретных рекомендаций для поминального стола не существует, главное - жертвовать продукты с любовью.

Когда заказывать панихиду

Отдают продукты на помин и подают записки на третий, девятый и сороковой день после смерти, первую, вторую и третью годовщину смерти. Панихиды заказывают по усопшим на “родителей”, именины и день рождения. Есть еще поминание на Литургии, часто заказывать панихиду по усопшим не обязательно.

Кого не поминают

Никакие требы не заказываются по некрещеным, поэтому по таким людям не заказывают службы. За близких, умерших не в православии, молятся дома.

Как проходит панихида

В храме каждое утро в 9 часов совершается Панихида. Перед службой в церковной лавке пишутся списки. Указывают в них одно имя, в крайнем случае - пять или десять. Форма должна быть такой, которая дана при крещении. Например, в святцах нет имени Светлана, его аналог - Фотиния, Юрий - это Георгий и так далее.

Нужно не только подать записку, но и выстоять службу, молиться вместе со священником, особенно когда он читает имя вашего близкого. В руках держат горящую свечу.

Существует традиция приносить на канун кутью (колево) из пшеницы с медом или риса с изюмом. Это единственная еда, которой можно поминать усопшего на кладбище.

ПОСЛЕДОВАНИЕ ПАНИХИДЫ

Священники, облачившись в епитрахили и фелони, а диаконы - в стихари, выходят из алтаря в притвор, предшествуемые свещеносцем. Став же по обычаю вокруг столика, на котором стоит блюдо с коливом, диакон возглашает:

Диакон: Благослови, владыка!

Священник же, взяв кадило с фимиамом, возглашает: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Чтец: Аминь.

И кадит священник вместе с диаконом над коливом крестообразно.

Чтец: Трисвятое. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твое есть Царство: Чтец: Аминь. Господи, помилуй. (12) Слава, и ныне: Придите, поклонимся: (3)

Псалом 90

Живущий помощью Всевышнего под кровом Бога небесного водворится. Скажет Господу: «Заступник мой Ты и прибежище моё, Бог мой и уповаю на Него». Ибо Он избавит тебя от сети ловцов и от вести тревожной. За плечами Своими сокроет тебя, и под крыльями Его будешь надеяться, - как оружие окружит тебя истина Его. Не убоишься от страха ночного, от стрелы, летящей днём; от опасности, во тьме блуждающей, от несчастья и демона полуденного. Падёт рядом с тобою тысяча, и десять тысяч справа от тебя, но к тебе не приблизятся. Только очами твоими посмотришь и воздаяние грешников увидишь. Ибо Ты, Господи, надежда моя! Всевышнего сделал ты прибежищем твоим. Не подступится к тебе зло, и бич не приблизится к шатру твоему, ибо Он Ангелам Своим заповедает о тебе сохранить тебя на всех путях твоих, - на руках понесут тебя, чтобы ты не споткнулся о камень ногою твоею. На аспида и василиска наступишь и попирать будешь льва и дракона. «Ибо на Меня он уповал, и избавлю его, прикрою его, ибо он познал имя Моё. Призовёт Меня, и услышу его, с ним Я в скорби, избавлю его и прославлю его, долгоденствием исполню его и явлю ему спасение Моё».

Слава, и ныне: (3)

Затем диакон, приняв кадило от предстоятеля, кадит перед столиком, произнося ектению великую. Кадит он также и на прочих ектеньях.

Великая ектения

Диакон: В мире Господу помолимся.

Хор на каждое прошение: Господи, помилуй.

О мире свыше и о спасении душ наших Господу помолимся.

О отпущении согрешений во блаженной памяти преставившихся Господу помолимся.

О приснопамятных рабах Божиих (имена) , покое, тишине, блаженной памяти их Господу помолимся.

О прощении им всякого согрешения вольного и невольного Господу помолимся.

Дабы неосужденными предстать им у страшного престола Господа славы Господу помолимся.

О плачущих и скорбящих, ожидающих Христова утешения, Господу помолимся.

О избавлении их от всякой муки, скорби и стенания, и вселении туда, где сияет свет лица Божия, Господу помолимся.

Дабы Господь Бог наш водворил души их в месте светлом, в месте отрадном, в месте покойном, где все праведные пребывают Господу помолимся.

О причислении их к тем, кто в недрах Авраама, и Исаака, и Иакова, Господу помолимся.

О избавлении нас от всякой скорби, гнева, [ беды] и нужды Господу помолимся.

Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Милости Божия, Царства Небесного и оставлении грехов испросив им и самим себе, друг друга и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Возглас: Ибо Ты - воскресение и жизнь и покой усопших рабов Твоих (имена)

Хор: Аминь.

Затем трижды поем Аллилуия на глас 8:

Стих: Блажен, кого избрал и приблизил Ты, Господи

Стих: Память их в род и род.

Стих: Души их среди благ водворятся. Ср. Пс 64:5; 44:18а; 24:13а

Тропарь, глас 8

Глубочайшей мудростью человеколюбиво всем управляющий / и полезное всем подающий, / Единый Создатель, упокой, Господи, души рабов Твоих, / ибо на Тебя они надежду возложили, / Творца, и Промыслителя, и Бога нашего. (2)

Слава, и ныне, Богородичен: В Тебе имеем мы и стену, и прибежище, / и заступницу, благоугодную Богу, / Которого родила Ты, Богородица, брака не познавшая, / верных спасение.

И тотчас же поем на глас 5

Припев: Пс 118:12

Хор святых обрел источник жизни и дверь рая; / да обрету и я путь покаяния. / Я - пропавшая овца; / призови меня, Спаситель, и спаси меня!

Благословен Ты, Господи, / научи меня повелениям Твоим.

Об Агнце Божием провозгласившие / и заколотые как агнцы, / и к жизни нестареющей, святые, / и вечной переселившиеся, / Его усердно, мученики, просите, / долгов прощение нам даровать.

Благословен Ты, Господи, / научи меня повелениям Твоим.

Путем узким ходившие, прискорбным, / все в жизни крест как ярмо поднявшие, / и за Мною последовавшие с верою, / придите, наслаждайтесь тем, / что Я приготовил вам: / наградами и венцами небесными!

Благословен Ты, Господи, / научи меня повелениям Твоим.

Образ я неизреченной Твоей славы, / хотя ношу и язвы согрешений: / пожалей Твое создание, Владыка, / и очисти по Своему милосердию, / и вожделенное отечество подай мне, / снова делая меня / гражданином рая.

Благословен Ты, Господи, / научи меня повелениям Твоим.

В древности из небытия создавший меня / и образом Твоим Божественным почтивший, / но за нарушение заповеди / снова меня возвративший в землю, / из которой я был взят! / К тому, что по подобию Твоему , возведи, / чтобы в прежней красоте / мне восстановиться.

Благословен Ты, Господи, / научи меня повелениям Твоим.

Упокой, Боже, рабов Твоих, / и посели их в раю, / где хоры святых, Господи, / и праведники сияют как светила, / усопших рабов Твоих упокой, / не смотря на все их согрешения.

Слава: Светом Тройственным сияющее / единое Божество / благоговейно воспоем, взывая: / «Свят Ты, Отче Безначальный, / Столь же Безначальный Сын и Божественный Дух: / просвети нас, верою Тебе служащих, / и исторгни из вечного огня.

И ныне: Радуйся, Досточтимая, / Бога по плоти родившая для спасения всех, / благодаря Тебе род человеческий обрел спасение; / да обретем через Тебя рай, / Богородица Чистая, благословенная.

Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. (3).

И произносится ектения об усопших:

Ектения малая

Диакон:

Хор на каждое прошение: Господи, помилуй.

(имена)

там

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Господу помолимся!

Хор: Господи, помилуй.

Священник же произносит тайно следующую молитву: (имена) в месте светлом, в месте блаженном, в месте отрадном, откуда отошли мука, скорбь и стенание. Всякое согрешение, соделанное ими словом, или делом, или помышлением, как благой и человеколюбивый Бог, прости. Ибо нет человека, который жил бы и не согрешил, ибо только

Возглас: (имена) , Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом ныне, и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

И после возгласа поем:

Седален, глас 5

Упокой, Спаситель наш, / с праведными рабов Твоих / и посели их во дворах Твоих, как написано, / не взирая, как Благой, на согрешения их / вольные и невольные, / и на все, в ведении и в неведении содеянное , Человеколюбец.

Слава, и ныне, Богородичен: От Девы воссиявший мiру, Христе Боже, / и через Нее сынами Света нас явивший, / помилуй нас.

Псалом 50

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззаконие моё; совершенно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня. Ибо беззаконие моё я знаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Единому, я согрешил и злое пред Тобою сотворил, - да будешь оправдан в словах Твоих и победишь, если вступят с Тобою в суд. Ибо вот, я в беззакониях зачат, и во грехах родила меня мать моя. Ибо вот, Ты истину возлюбил, сокрытое и тайное премудрости Твоей мне открыл. Ты окропишь меня иссопом - и буду очищен; омоешь меня - и сделаюсь белее снега, дашь мне услышать радость и веселие - возрадуются кости униженные. Отврати лицо Твоё от грехов моих и все беззакония мои изгладь. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух Правый обнови внутри меня. Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, Ты откроешь уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. Ибо если бы жертвы Ты восхотел, я дал бы её, - к всесожжениям не будешь благоволить. Жертва Богу - дух сокрушённый, сердца сокрушённого и смиренного Бог не презрит. Облагодетельствуй, Господи, во благоволении Твоём Сион, и да будут воздвигнуты стены Иерусалима, - тогда примешь благосклонно жертву правды, возношение и всесожжения, тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

(Если панихида служится по уставу в пятницу после вечерни, то поем канон о усопших текущего гласа, помещаемый в Октоихе в чине субботней утрени).

Канон, глас 6.

Песнь 1

Ирмос: Как по суше прошел Израиль / по бездне стопами, / и взывал, гонителя фараона видя утопавшим: / «Богу победную песнь воспоем!»

Припевы:

Песнь 3

Ирмос: Нет святого, / как Ты, Господи Боже мой, / возвысивший достоинство верных Тебе, Благой, / и утвердивший нас на камне / исповедания Твоего.

Припевы:

Упокой, Господи, / душу усопших рабов Твоих.

Слава Отцу, и Сыну, / и Святому Духу.

И ныне, и всегда, / и во веки веков. Аминь.

И катавасия: Нет святого:

Ектения малая

Диакон: Снова и снова в мире Господу помолимся!

Хор на каждое прошение: Господи, помилуй.

Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих (имена) , и о прощении им всякого согрешения, как вольного, так и невольного.

Дабы Господь Бог водворил души их там , где праведные обретают покой.

Милости Божией, Царства Небесного и отпущения грехов их у Христа, бессмертного Царя и Бога нашего, просим.

Хор: Подай, Господи.

Священник: Ибо Ты - воскресение и жизнь и покой усопших рабов Своих (имена) , Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом ныне, и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

И после возгласа поем:

Седален, глас 6

Поистине все - тщета, / а жизнь земная - тень и сновидение; / и, подлинно, попусту волнуется / всякий, на земле рожденный, / как гласит Писание: / когда мiр приобретем, / тогда во гроб вселимся, / где вместе цари и нищие. / Потому, Христе Боже, / преставившихся упокой, / как Человеколюбец.

Слава, и ныне, Богородичен: Всесвятая Богородица, / во все время жизни моей не оставь меня, / человеческому покровительству не вверяй меня, / но Сама защити и помилуй меня!

Песнь 4

Ирмос: «Христос - моя сила, / Бог и Господь», / - святая Церковь благоговейно поет, / возглашая от чистого разума, / в Господе торжествуя.

Припевы:

Упокой, Господи, / душу усопших рабов Твоих.

Слава Отцу, и Сыну, / и Святому Духу.

И ныне, и всегда, / и во веки веков. Аминь.

Песнь 5

Ирмос: Божественным светом Своим, Благой, / души с рассвета к Тебе стремящихся / любовью озари, - молюсь я, - / чтобы знать Тебя, Слово Божие, истинного Бога, / от мрака грехов / к Себе призывающего.

Припевы:

Упокой, Господи, / душу усопших рабов Твоих.

Слава Отцу, и Сыну, / и Святому Духу.

И ныне, и всегда, / и во веки веков. Аминь.

Песнь 6

Ирмос: Житейское море видя / поднимающееся волнами искушений, / я, к тихой пристани Твоей прибегнув, взываю Тебе: / «Возведи от гибели жизнь мою, / Многомилостивый!»

Припевы:

Упокой, Господи, / душу усопших рабов Твоих.

Слава Отцу, и Сыну, / и Святому Духу.

И ныне, и всегда, / и во веки веков. Аминь.

И катавасия: Житейское море:

Ектения малая

Диакон: Снова и снова в мире Господу помолимся!

Хор на каждое прошение: Господи, помилуй.

Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих (имена) , и о прощении им всякого согрешения, как вольного, так и невольного.

Дабы Господь Бог водворил души их там , где праведные обретают покой.

Милости Божией, Царства Небесного и отпущения грехов их у Христа, бессмертного Царя и Бога нашего, просим.

Хор: Подай, Господи.

Священник: Ибо Ты - воскресение и жизнь и покой усопших рабов Своих (имена) , Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом ныне, и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

И после возгласа поем:

Кондак, глас 8

Со святыми упокой, Христе, / души рабов Твоих, / там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания, / но жизнь бесконечная.

Икос: Ты Сам - один бессмертный, / сотворивший и создавший человека: / мы же, смертные, из земли были созданы, / и в ту же землю пойдем, / как повелел Ты, создав меня и сказав мне: / «Ты земля, и в землю отойдешь», / куда все мы, смертные, пойдем, / надгробное рыдание претворяя в песнь «Аллилуия!»

Песнь 7

Ирмос: Росоносною соделал печь / Ангел для благочестивых отроков, / а Божие веление, халдеев опалявшее, / мучителя убедило взывать: / «Благословен Ты, Боже отцов наших!»

Припевы:

Упокой, Господи, / душу усопших рабов Твоих.

Слава Отцу, и Сыну, / и Святому Духу.

И ныне, и всегда, / и во веки веков. Аминь.

Песнь 8

Ирмос: Из пламени Ты для благочестивых росу источил, / и жертву праведника водою попалил: / ибо все Ты совершаешь, Христе, одним Своим хотением. / Тебя мы превозносим во все века.

Припевы:

Упокой, Господи, / душу усопших рабов Твоих.

Благословим Отца и Сына и Святого Духа, Господа.

И ныне, и всегда, / и во веки веков. Аминь.

Песнь 9

Ирмос: Невозможно людям увидеть Бога, / на Которого не смеют полки Ангелов взглянуть; / но чрез Тебя, Всечистая, / стало видимым для смертных Слово воплощенное. / Его величая, / мы вместе с небесными воинствами Тебя восхваляем.

Припевы:

Упокой, Господи, / душу усопших рабов Твоих.

Слава Отцу, и Сыну, / и Святому Духу.

И ныне, и всегда, / и во веки веков. Аминь.

Затем священник возглашает: Богородицу и Матерь Света в песнях возвеличим.

Хор: Духи и души праведных восхвалят Тебя, Господи.

И катавасия: Невозможно людям увидеть Бога:

Чтец: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твое есть Царство: Чтец: Аминь.

И поем тропари, глас 4

Со духами праведных скончавшихся / души рабов Твоих, Спаситель, упокой, / сохраняя их во блаженной жизни, / той, что у Тебя, Человеколюбец.

В месте упокоения Твоем, Господи, / где все святые Твои обретают покой, / упокой и души рабов Твоих, / ибо Ты Один - Человеколюбец.

Слава: Ты - Бог наш, сошедший во ад / и муки узников прекративший, / Сам и души рабов Твоих упокой.

И ныне: Единая чистая и непорочная Дева, / Бога во чреве носившая неизреченно, / ходатайствуй о спасении душ рабов Твоих.

Ектения сугубая

Диакон: Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молимся Тебе, услышь и помилуй.

Хор: Господи, помилуй. (трижды - здесь и далее)

Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих (имена) , и о прощении им всякого согрешения, как вольного, так и невольного.

Дабы Господь Бог водворил души их там , где праведные обретают покой.

Милости Божией, Царства Небесного и отпущения грехов их у Христа, бессмертного Царя и Бога нашего, просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Господу помолимся!

Хор: Господи, помилуй.

Священник произносит следующую молитву: Боже духов и всякой плоти, смерть поправший и диавола упразднивший, и жизнь мiру Твоему даровавший! Сам, Господи, упокой души усопших рабов Своих (имена) в месте светлом, в месте блаженном, в месте отрадном, откуда отошли мука, скорбь и стенание. Всякое согрешение, соделанное им словом, или делом, или помышлением, как благой и человеколюбивый Бог, прости. Ибо нет человека, который жил бы и не согрешил, ибо только Ты один без греха, правда Твоя - правда навек и слово Твое - истина.

Ибо Ты - воскресение и жизнь и покой усопших рабов Своих (имена) , Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом ныне, и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Диакон: Премудрость!

[Священник: Пресвятая Богородица, спаси нас!]

Хор: Честью высшую Херувимов / и несравненно славнейшую Серафимов, / девственно Бога–Слово родившую, / истинную Богородицу - Тебя величаем.

Священник: Слава Тебе, Христе Боже, надежда наша, слава Тебе.

Хор: Слава, и ныне, Господи, помилуй. (3) Благослови.

Отпуст

(Над живыми и мертвыми владычествующий), воскресший из мёртвых Христос, истинный Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных Апостолов, преподобных и богоносных отцов наших, и всех святых Своих, душу от нас преставившихся рабов Своих (имена) , в селениях праведных водворит, в недрах Авраама упокоит и к праведным сопричтет, а нас помилует, как Благой и Человеколюбец.

Хор: Аминь.

И после отпуста

Возглашает диакон или священник: Во блаженном успении вечный покой подай, Господи, усопшим рабам Твоим (имена) , и сотвори им вечную память!

Певцы же поют трижды: Вечная память.

(А где нет диакона, певцы поют трижды: Рабам Божиим (имена) усопшим вечная память!)

Из книги Долгие проводы автора Никеева Людмила

39. Некоторые отправляют панихиды и через три, шесть и девять месяцев по смерти. Есть ли в этом какой-то духовный смысл? Поминовение усопшего в эти сроки (кратные трем), говорят некоторые святые отцы, символизирует Святую Троицу и совершается за преставившегося во славу

Из книги Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

46. Почему усопших обязательно надо поминать на Божественной литургии? Разве недостаточно панихиды? Первые панихиды свидетельствуются в Священном Писании. Из Ветхого Завета мы узнаем, что израильтяне просили Бога отпустить грехи их прежде усопшим отцам (Неем. 9, 2). Когда у

Из книги Справочник православного человека. Часть 3. Обряды Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

49. Что такое Вселенские панихиды? Чем они отличаются от прочих родительских суббот? Среди нарочитых, дней, назначенных Церковью для поминовения усопших, наиболее значимы родительские субботы, но важнее всех две так называемые Вселенские родительские субботы, или

Из книги Текст Требника на церковнославянском языке автора Автор неизвестен

Из книги Текст Требника на русском языке автора Автор неизвестен

Из книги Молитвослов автора Автор неизвестен

Из книги О поминовении усопших по уставу православной церкви автора Епископ Афанасий (Сахаров)

Последование Панихиды Диакон: Благослови?, влады?ко.Священник: Благослове?н Бог наш всегда?, ны?не и при?сно, и во ве?ки веко?в.Чтец: Ами?нь. Трисвятое. Пресвята?я Тро?ице: О?тче наш: Я?ко Твое? есть Ца?рство: Чтец: Ами?нь. Го?споди, поми?луй, 12. Прииди?те, поклони?мся: трижды.Таже

Из книги Таинство смерти автора Василиадис Николаос

ПОСЛЕДОВАНИЕ ОБРУЧЕНИЯ После Божественной Литургии священник становится в храме, а желающие соединиться [узами брака] стоят пред святыми дверями, [ведущими из притвора в храм]: муж с правой стороны, а жена с левой. На правой же стороне святой трапезы лежат рядом два их

Из книги Венчание автора Мельников Илья

ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕНЧАНИЯ Если же сразу совершается и Венчание, все входят в храм: впереди священник с кадилом, за ним жених и невеста с зажженными свечами. При этом поется псалом 127 с припевом: «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе» после каждого стиха.Блаженны все, боящиеся

Из книги автора

ПОСЛЕДОВАНИЕ ПАНИХИДЫ Священники, облачившись в епитрахили и фелони, а диаконы - в стихари, выходят из алтаря в притвор, предшествуемые свещеносцем. Став же по обычаю вокруг столика, на котором стоит блюдо с коливом, диакон возглашает:Диакон: Благослови,

Из книги автора

Последование панихиды После обычного начала и 90-го псалма: "Живый в помощи Вышняго…" Великая ектения "Миром Господу помолимся" с заупокойными прошениями, затем "Аллилуиа" со стихами, потом:Тропарь, глас 8-й:Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй, и полезное всем

Из книги автора

ПРИПЕВЫ НА КАНОНЕ ПАНИХИДЫ К тропарям канона на панихиде у нас обычно употребляется всегда один и тот же припев: Покой, Господи, души Усопших раб Твоих или душу усопшего раба Твоего, который и поется всегда на один мотив по дважды на каждой песни канона. Между тем, как это и

Из книги автора

ПОСЛЕДОВАНИЕ ПАНИХИДЫ В СУББОТУ МЯСОПУСТНУЮ И ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ Впрочем, два раза в году Церковный Устав назначает совершать панихиду в несколько сокращенном и измененном виде. Это в те два исключительных поминальных дня, в те две вселенские родительские субботы пред

Из книги автора

ПОСЛЕДОВАНИЕ ПОГРЕБЕНИЯ Самое скорбное последование нашей Церкви Безгранично Божие милосердие, беспредельна и непостижима Божия благость к человеку - на этом стоит наша Святая Церковь, в это верит и надеется, что человеколюбивый Господь может явить милость и к

Из книги автора

Последование обручения Жених и невеста становятся в притворе храма лицом к алтарю: жених справа, невеста слева. Священник выходит из алтаря через Царские врата с крестом и Евангелием в руках, которые полагаются на аналое, стоящем среди храма. За священником выходит

Из книги автора

Последование венчания Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, торжественно выходят на середину храма. Им предшествует священник с кадилом. Хор поет 127-й псалом, прославляющий благословенное Богом супружество.Жених и невеста становятся на разостланный на полу