Степной Н. Степной николай александрович Н степной

Степной Николай Александрович (настоящая фамилия Афиногенов, другие псевдонимы: Наровчатский, Старый, Норский) (08. 10. 1878, Наровчат Пензенской губернии - 25. 06. - 1947, Москва) - прозаик, публицист, издатель.
Начало писательской деятельности Н. Степного совпало с призывом в 1904 г. на русско-японскую войну. Первую путевую заметку он опубликовал в омской газете «Степной край». После возвращения с войны Н. Степной оказывается участником народных волнений. В 1906 году он вместе с семьёй, сменив несколько мест жительства, оказывается в Оренбурге, где открывалась вольная высшая школа, но оказалось, что программа у неё смешанная: для средней и высшей школы. Н. Степной слушал лекции два года. Здесь Н. Степной сближается с местными революционерами и при их поддержке в январе 1907 г. приступает к изданию газеты «Простор». За свою социал-демократическую направленность газета подвергалась штрафам и судебным преследованиям. Оказываются в тюрьме сначала жена Н. Степного с двумя детьми, годовалой дочерью и трёхлетним сыном, будущим драматургом Александром Афиногеновым, затем сам Н. Степной. После освобождения он уезжает из Оренбурга, путешествует по России и европейским странам. Вернувшись в 1910 г. в Оренбург, он продолжает заниматься редакционной и издательской деятельностью. Благодаря ему, в Оренбурге появляются альманахи и литературные сборники «Серый труд», «В родном углу», «Степь», а также он получает разрешение на издание «Моей газеты». Перед революцией Н. Степной уезжает за границу в Льеж с целью доучиться. Год прожил в Париже и Берлине, вернулся в Петербург, где слушал лекции в народном университете. Опять приехал в Оренбург, отсюда попал на фронт Первой мировой войны и оказался во Франции. Вернувшись на родину, в столице Н. Степной участвует в революционных событиях. Его направляют в Оренбург для работы среди казаков. По приезде в город Н. Степной стал издавать газету «Голос трудового казачества», на страницах которой часто появлялись его произведения. Много сил он отдавал союзу краевых писателей. Во время вступления дутовских войск в Оренбург Н. Степной бежал в Самару. В 1921 г. вместе с писателем Александром Неверовым ездил в Ташкент, чтобы достать продовольствие для голодающих Поволжья. В 1922 г. переехал в Москву. В 1927-1929 годах вышло Полное собрание сочинений Н. Степного в 10 томах. Среди его романов есть автобиографические «Семья», «Дети». Некоторые его произведения были написаны на оренбургском материале и печатались в Оренбурге, например: «Записки ополченца» и «Сказки степи». Наиболее «оренбургской» и художественно ценной можно считать последнюю, куда вошли 27 разных по жанру произведений, насыщенных этнографическими деталями, описанием обычаев казаков.

Степной Н. (настоящая фамилия: Афиногенов Николай Александрович, другие псевдонимы: Наровчатский, Старый, Норский) (8.10.1878, Наровчат Пензенской губернии - 25.06.1947, Москва) - прозаик, публицист, издатель. Был известен как прозаик в 1920-е гг. В 1927-1929 гг. вышло полное собрание сочинений Степнова в 10 томах. Среди его романов есть и автобиографические ("Семья", "Дети"), некоторые его произведения были написаны на оренбургском материале и печатались в Оренбурге. Очень многое сделал Степной для организации литературной жизни в Оренбуржье. Степной был самоучкой. Его отец - волостной писарь, мать писать не умела, но читала. Степной учился в земской школе, два месяца был послушником в монастыре, начинал заниматься в училище садоводства и лесоводства, работал на железной дороге. Как и Горький, Степной много странствовал, побывал на Волге, на Кавказе, в Крыму. Возвращаясь с Японской войны (1905 г.), он остановился в Томске, поступил на одногодичные курсы лаборатории Титова. В 1905 г., вместе с другими, в здании службы пути Степной "был предан сожжению", случайно спасся. Когда возвратился в Наровчат, то, по подозрению в организации забастовки, был арестован, отсидел несколько месяцев. В 1906 г. Степной приехал в Оренбург, где открывалась вольная высшая школа, но оказалось, что программа у нее смешанная: для средней и высшей школы. Лекции Степной слушал две зимы, служа в то же время конторщиком в торговом предприятии (был членом правления союза торгово-промышленных служащих). В Оренбурге Степной вместе с группой демократически настроенной интеллигенции организовал издание газеты социал-демократического направления "Простор" (1907), в которой помещал свои статьи за подписью Наровчатский ("Серый труд") - №1, 9. Официальным редактором считалась жена писателя. Но за публикацию в газете антиправительственных материалов А.В. Афиногенова, не имея возможности заплатить штраф, вынуждена была отправиться в тюрьму с малолетними детьми - дочерью и сыном Александром, впоследствии ставшим известным драматургом. Сотрудники газеты и друзья Афиногеновых заплатили штраф, но в апреле по решению суда газета была закрыта, Степной попал на год в тюрьму, жене же с детьми удалось скрыться. После отбытия срока заключения Степной уезжает из Оренбурга на два года; вновь странствует. Вернувшись в 1910 году в Оренбург, он продолжает заниматься издательской и редакционной деятельностью. Благодаря ему, в Оренбурге появляются альмонахи и литературные сборники "Серый труд" (два выпуска - 1910 и 1923), "В родном углу", "Степь" - пять выпусков (1914, 1915, 1916, 1917), в которых, кроме Степного, публиковал свои произведения А. Мокшанцев, А. Завалишин, Л. Исаков, М. Герасимов, Н. Постников и другие. Сборник "Серый труд" (1913) и "В родном углу" были конфискованы. В одном из писем из Оренбурга в Лозанну Н.А. Рубакину (от 03.12.1913) А. Завалишин сообщал: "Оренбургский местный кружок литераторов, в который недавно вступил и я, выпустил сборник под названием "Серый труд" - 2-е издание Н. Степного при участии господина Мокшанцева и других. Через месяц после выпуска этого сборника полиция внезапно стала конфисковывать в магазинах этот сборник. Господин Афиногенов просит меня послать Вам для отзыва один экземпляр этого сборника. Покорнейшая моя просьба состоит в следующем: дать отзыв, если можно, в каком-либо периодическом издании и кроме того, сообщить письмом мне также отзыв, чтобы я мог успокоить господина Афиногенова, который сильно желает иметь Ваше слово о его "детище"". В Оренбургских архивах сохранилось прошение мещанина города Наровчата Пензенской губернии Н. Афиногенова, проживающего на Самарской улице Форштадта, в доме Авдеевой, на имя главноначальствующего Оренбургской губернии от 12.08.1914 года с просьбой о разрешении издавать и редактировать еженедельную газету "Моя газета". Разрешение было дано 20.08, но уже 15.11.1914 году издание и редактирование газеты Степного передается М.С. Муравьеву. Делая обзор жизни писателя после первого оренбургского периода, Л.М. Клейнборт писал: "Отложив немного денег, Степной уехал в Льеж в надежде там доучиться, увлекся заграничной жизнью; пробыв год в Париже и Берлине, вернулся в Петербург, где слушал лекции в народном университете. Опять уехал в Оренбург, откуда в качестве рядового попал через Архангельск на французский фронт. Воевал в ударных колоннах рядовым. Вернулся уже в дни революции". После февральской революции Степной избирается делегатом от русских войск во Францию на I съезд рабочих и солдатских депутатов. Уехать из Франции ему помог генерал А.А. Игнатьев. В июне 1917 году писатель был избран членом ВЦИК, в октябре - членом предпарламента при Временном правительстве, учавствовал в штурме Зимнего и не прекращал писать статьи в газетах. Будучи направлен в Оренбург для работы среди казаков, Степной с увлечением занялся любимым делом - издательством газеты ("Голос трудового казачества"), га страницах которой часто появлялись его произведения. Много сил он отдавал союзу краевых писателей, куда привлек А. Ширяевца, И. Батрака, М. Герасимова, Л. Исакова, Л. Котомку и других. Союз устраивал обсуждения произведений местных писателей, литературного "утра", на страницах газеты "Голос трудового казачества" шли дискуссии об уставе союза писателей, о создании "храма музы", но вступление в Оренбург дутовских войск помешало осуществлению его планов. Не успевший уехать Афиногенов прочитал расклеенный по городу приказ Дутова, - за поимку Н. Степного, члена ВЦИК и редактора газеты, было обещано 10 тысяч рублей. Степному удалось избежать ареста и уехать в Самару, где он встретился с А. Неверовым, тоже начинавшим свою литературную деятельность в Оренбурге. В 1921 году Степной вместе с Неверовым ездил в Ташкент, а в 1922 году переехал в Москву, состоял членом "Кузницы" и ВАПП. Афиногенов объездил весь мир, но временами жил в одиночестве, среди девственных уральских степей, губерлинских гор, в казахских и башкирских аулах, записывая легенды и предания. Именно в Оренбуржье Степнов попробовал осуществить поставленную перед собой и единомышленниками цель: "Освещать природу, быт и жизнь как аборигенов - киргиз, башкир и казаков, так и новосел; установить разницу между прошедшим и настоящим в бытовом отношении; создать так называемую областную, окраинную литературу - вот чем задался наш кружок, к которому я принадлежу. Сборник печатаем до 1000 экземпляров. Район распространения - Асхабад, Ташкент, Оренбург, Самара, Орск, Актюбинск, Илецк, ВерхнеУральск, Троицк, Томск, Омск и Ново-Николаевск". Осуществляя эту задачу, Степной издал в Оренбурге литературный сборник и свои книги "Записки ополченца", "Сказки степи". Наиболее "оренбургской" и художественной ценной можно считать последнюю, куда вошло 27 разных по жанру произведений, насыщенных этнографическими деталями, описаниями обычаев казаков. Другие произведения Афиногенова интересны как первые отклики на события в стране, но писателю, по мнению критиков, не всегда хватало терпения, а может, времени для художественной отделки своих работ.

Произведения Н. Степного

  1. Оренбургский край в русской литературе: хрестоматия для 9-11 классов / авт.-сост. А. Г. Прокофьева;
    науч. ред. В. Г. Маранцман. - Оренбург: Оренбургское литературное агентство, 2003. - 320 с
    Держатели документа:
    ГБУК "Областная детская библиотека": Оренбург, ул. Терешковой, 15
    ЦГДБ им. А. Гайдара: Оренбург, ул. Кобозева, ГБУК

АФИНОГЕНОВ Александр Николаевич (1904–1941)

Русский советский драматург. Родился 22.3(4.4).1904 в Скопине Рязанской губернии. Член КПСС с 1922. Окончил Московский институт журналистики (1924). В 1924 опубликовал первую пьесу « Роберт Тим » . В ранних пьесах Афиногенова (« По ту сторону щели » , « Малиновое варенье » и др.) сказалось воздействие эстетических принципов Пролеткульта с их упрощённостью образов. Освобождение от схематизма заметно в пьесе « Волчья тропа » (1928). Пьеса « Чудак » (1929, пост. МХАТ 2-й) - одна из первых советских пьес о строителях социализма, о борьбе против бюрократов и делячества; в ней созданы психологические, реалистические образы. Пьеса « Страх » (1930), посвященная теме идейного перевоспитания старых и формирования молодых учёных, отличается остротой проблематики, драматизмом конфликта, тонкостью психологического анализа. В начале 30-х гг. Афиногенов был одним из руководителей РАППа. В работе « Творческий метод театра. Диалектика творческого процесса » (1931) сказалось увлечение рапповскими лозунгами. В 30-е гг. созданы пьесы « Далёкое » (1935), « Салют, Испания! » (1936), « Мать своих детей » (1939). Красоте внутреннего мира, светлой юности посвящена лирическая комедия « Машенька » (1940). Был главным редактором журнала « Театр и драматургия ». С начала Великой Отечественной войны Афиногенов возглавил литературный отдел Совинформбюро. В сентябре 1941 закончил пьесу « Накануне » - о борьбе советского народа против фашистских захватчиков. Афиногенов внёс значительный вклад в разработку современной темы в драматургии, в развитие жанра психологической драмы и лирической комедии. Погиб при налёте вражеской авиации на Москву 29.10.1941.

БСЭ

АФИНОГЕНОВ-СТЕПНОЙ Николай Александрович (1879–1947)

Публиковался под псевдонимом Н.Степной, настоящая фамилия - Афиногенов. Писатель, журналист. Родился 8.10.1878 в Наровчате Пензенской губернии. С 1906 жил в Оренбурге. Организатор газеты «Простор» в Оренбурге (1906). В июне 1917 был избран членом ВЦИК, участвовал в штурме Зимнего дворца. В 1922 переехал в Москву. Состоял членом писательских организаций « Кузница » и ВАПП. Автор романов «Пролетарии», «Сказки степи», «Семья», «Перевал», «Плотогоны». Много путешествовал по степям Средней Азии и Урала. В ряде произведений показан быт, нрав и фольклор кочевников и казаков, этнографические детали. В 1927 - 29 вышло полное собрание сочинений в 10 томах. Скончался 25.6.1947 в Москве.

Вместе с А.Н.Афиногеновым и Н .А .Афиногеновым-Степным похоронены:
Афиногенова Евгения Бернардовна (1905 – 1948), жена А.Афиногенова, трагически погибла;
Афиногенова Джоя Александровна (1937 – 1966);
Афиногенова Антонина Васильевна , урожд. Фессалоницкая (1879 1974), учительница начальной школы, жена Н.Афиногенова-Степного. А.Н. и Е.Б.Афиногеновы родители

Настоящее имя:Жанат Касабеков.Писателем он стал 10 марта 2007 года. Где-то к полудню. Тогда Жанат Касабеков решил, что нельзя все время откладывать главное дело жизни, что 29 лет - тот возраст, когда надо наконец-то сесть и написать книгу. Теперь для россиян он - Аркадий Степной, автор уже трех книг фэнтези. Для казахстанцев - чудаковатый соотечественник, непонятно ради чего бросивший приличную работу. Хотя, если честно, казахстанцы ничего о нем не знают.

Будоражить семью Жанат не стал, он как раз приболел, и недомогание плавно перешло в творческий отпуск. Домочадцы сначала решили, что Жанат просто устал, вот отдохнет месяц и снова начнет работать, в смысле уходить из дома по утрам и регулярно приносить деньги. Но спустя некоторое время родители заподозрили подвох, поскольку сын по-прежнему сидел и писал.

Жанат Касабеков о себе:

Уже начав работать над второй книгой, - я поразился собственной смелости, ведь писать начал, не имея ни четкого сюжета, ни представления, о чем хочу рассказать. Знал только, что это будет фэнтези. Жена все понимала, а вот со стороны родителей был некоторый прессинг. По крайней мере до тех пор, пока я не дал отцу почитать то, что получается. Вот тогда уже он сказал всем, чтобы меня не трогали и позволили работать.

Мои университеты - работа на базаре. Окончив школу, я пошел работать на рынок «Тастак» помощником кладовщика. Это сейчас базар изменился, а в лихие девяностые в каждом ряду сидело по академику и у многих было не одно, а несколько высших образований.

Родители конечно, мечтали, чтобы я продолжил обучение, но в те времена работать на базаре было очень круто. Тогда думали: если заработал, добыл деньги для семьи - значит, и молодец. Так что на сидящих за прилавками смотрели с уважением. На базаре я заработал себе на первый компьютер, а уже в процессе бесконечных починок стал мастером-самоучкой. Потом мы с братом открыли компьютерный клуб. В итоге меня уже приглашали работать именно как компьютерщика. Так что я мог бы зарабатывать гораздо больше, чем сейчас.

Если мой гонорар за первую книгу разделить на те полгода, что я ее писал, то оклад будет примерно такой же, как у дворника. Если честно, я забыл, как выглядят деньги. И если у меня есть тысяча тенге, которую я могу потратить на себя, то чувствую себя просто богачом. На самом деле писатель живет с дополнительных тиражей. Если ты напишешь десяток книг, а 2-3 из них за год будут переизданы - значит, уже можно неплохо жить.

Закончив первую книгу «Путь Безнадежного», нашел названия нескольких издательств по книгам на полке, затем через Интернет узнал их электронные адреса и послал рукопись в электронном варианте. Оставалось только ждать ответа... Тот месяц тянулся бесконечно. Потом мне позвонили из российского издательства «Альфа-книга» и вскоре и подписали контракт. Это оказалось совсем нетрудно.

Я бы с удовольствием напечатался под собственным именем, но мне деликатно и мягко порекомендовали найти псевдоним, поскольку на российском рынке лучше будет продаваться автор с привычной уху россиянина фамилией. По этому поводу мы собрали семейный совет.

Мне было важно, чтобы книгу издали. Хотя прикрываться выдуманной фамилией для меня как-то неловко. На семейном совете мы выбрали и фамилию - Степной, и имя - Аркадий, так моего деда звали на фронте, когда он воевал. Это единственный псевдоним, который моя душа приняла.

Еще я ждал, что меня попросят изменить имя моего главного героя Рустема и убрать из текста Алматы, заменив на более знакомый россиянам город. Но этого не предложили.

Маститые литераторы и критики не особенно жалуют детективы и фэнтези… На то они и литераторы, я себя к таковым не причисляю, поскольку не читал Ницше и подобных товарищей, не оканчивал филфак и не собираюсь этого делать. Искусство ради искусства - это неплохо, но так получилось, что и на базаре, и на остальных работах я общался с простыми ребятами, которые тоже любят читать книги. И что плохого, если я могу написать на понятном им языке о патриотизме, о том, что деньги не главное, что война - это плохо? Мне кажется, что в Казахстане сейчас очень мало искусства для масс. Поэтому нас давят и Голливуд, и российское кино, и иностранная книжная продукция. Если бы у нас была обратная ситуация, я бы, наверное, первый сказал: ребята, хватит, пора замутить что-то высокохудожественное.