§1. Реформы шаха Акбара

Правление Акбара (1556-1605). Период реформ (1574-1582).

Прелюдия . Акабар – внук основателя государства Бабура. Его отец, Хумаюн, был изгнан в результате восстания старой знати под руководством вождя племени сур Шер-хана (на индийском престоле – Шер-шах). После смерти Шершаха Хумаюн силой возвращается на престол, но через год погибает, подскользнувшись на мраморной лестнице. На престол претендовал как Акбар, так и один из представителей свергнутой Хумаюном династии Сур. В битве при Панипате 1556 войска Акбара побеждают Хему (взбунтовавшийся военачальник Суров).

Сперва Акбар немного корректирует систему управления. Это ещё не сами реформы, но важно. Центральная власть – это падишах + три основных ведомства: военное, налоговое и судебное.

Военное : это армия и обеспечение (госмастерские по типу мануфактур). Армия наёмная, основная сила – в коннице, комлектуемой феодалами за счёт доходов с данных им земель. Также есть государственные части, оснащенные мушкетами. Есть слоны и пехотинцы. Гособеспечения продовольствием нет – армия на подножном корму + обоз из продавцов. Военачальники – как в центре, так и по особо беспокойным окраинам (фоудждары).

Налоговое : государство собирает все налоги – как в казну, так и для держателя феодального владения. При сборе используются как госчиновники, так и верхушка общины, которая за это освобождается от налогов (это способствует феодализации общины, но и защищает её от самоуправства госчиновников). Платят его простые общинники – райаты. На местах существуют также незаконные поборы держателей феодвладения (абвабы). На более высоком уровне за сбор отвечает почти автономный наместник большой области (субы; их к концу правления Акбара 16).

Судебное : государственный судья (кадий) для мусульман. Индусы имеют свою судебную систему. Судебную функцию выполняют и представители административной власти.

На местах: большую роль, хотя и неофициально, играют держатели феодальных владений – джагирадары (условное владение за службу) и заминдари (наследственное владение местной элиты или же владение крестьянина. Облагается налогами, неполноправно).

Собственно реформы:

Реформа джагира (владения). Он проводит перепись земельных владений, устанавливает приемлимые налоги на общинников и назначает каждому джагирдару, в зависимости от дохода с джагира, число поставляемых всадников. Налог со всех крестьян собирается государством и передаётся владельцу данной территории, который лишается формально, становится лишь получателем доходов с неё (но реально он обладает немалой властью. Попытка превратить джагирдара в чиновника, получающего жалование из казны вызвала восстание). Время владения джагиром – несколько лет, после этого челу дают джагир в другом месте. Церемония наделения джагиром сопровождалось ценным подношением государю.

Система мансабов (рангов). Что-то вроде табели о рангах, только ветвь здесь одна – военная. Любой гражданский чиновник приравнивается к офицеру, командующему нным количеством человек, т.е. ему даётся определённый ранг (мансаб). В зависимости от мансаба даётся жалование на низших ступенях (писец был десятником и ему полагалось столько, сколько десятнику и т.д.) или джагир на высших. Причём для высоких мансабов даётся джагир, с которого нужно поставить столько воинов, сколько положено по званию (к концу правления Акбара уже меньше и дальше этот процесс продолжался). Система военных мансабов – свидетельство архаичности общества, напоминает монгольскую систему.

Привлечение на службу немусульман. Всё ради увеличения социальной базы – местные феодалы-немусульмане теперь признаются полноправными владельцами своей собственности, наследственными джагирдарами. Разумеется, с соответствующими обязанностями. Конница, поставляемая новыми служилыми, и компромиссы позволили подавить мятеж джагирдаров-мусульман против отнятия у них владений.

Самое значительное расширение пределов Могольской империи произошло при сыне Хумайуна Акбаре I. Собственно основателем империи Великих Моголов является сын Хумаюна -- Акбар(1556--1605).

Абумль-Фатх Джалалуддимн Мухамммад Акбар более известный как Акбар Великий (14 октября 1542 - 17 октября 1605) третий падишах Империи Великих Моголов, внук основателя династии Великих Моголов в Индии Бабура. Акбар укрепил могущество Могольской династии, путём завоеваний значительно расширил границы государства. К концу его правления в 1605 году империя Великих Моголов охватывала бомльшую часть Северной и Центральной Индии. Он осуществил ряд крупных государственных, военных, религиозных реформ. При Акбаре Великом достигли своего расцвета культуры и искусство Индии.

Акбар Великий родился 14 октября 1542 года в раджпутской крепости, в Синде (ныне провинция Пакистана). Его отцом был падишах Хумаюн, а матерью -- Хамида Бану Бегум, дочь шиитского шейха Али Акбара Джами. После взятия Кабула Хумаюном Акбару дали новое имя Джалалуддин Мухаммад Хумаюн. Едва достигнув 13-ти летнего возраста, он унаследовал трон отца после его трагической гибели в 1556 году, оставившего империю в состоянии хаоса, раздираемую войнами и мятежами. Чтобы устранить смуту, разброд и беспорядок, вызванные борьбой за власть, которую вели между собой сыновья Бабура, 14 февраля в Каланауре в срочном порядке был созван совет, и высшие сановники и военачальники провозгласили правителем Акбара. Опекуном несовершеннолетнего монарха был назначен полководец Байрам Кхан.

Взойдя в 1556 году на трон, через четыре года Акбар изгнал Байрам-хана и подавил ряд мятежей, в том числе с участием своего брата Хакима в 1579 году. В ноябре 1556 года он нанёс поражение индуистскому падишаху Хему во второй битве при Панипате. Акбару потребовалось почти два десятилетия для того, чтобы укрепить свою власть и подчинить непокорных правителей Северной и Центральной Индии (Раджпутана, Гуджарат, Бенгалия и Кашмир). Для укрепления своего положения Акбар женился на принцессе раджпутов.

Акбар проявил себя не только удачливым полководцем и доблестным воином, но и великодушным по отношению к побежденным, а так же мудрым политиком, старавшимся, где возможно, избегать кровопролития, добиваясь результатов путем проведения мирных переговоров, заключения союзов и династических браков.

Походы принесли ему ошеломляющий успех: держава, которую удалось собрать воедино, стала крупнейшей в средневековом мире. Охватив Пенджаб, Афганистан, Кашмир, она заняла большую часть полуострова Индостан. Хотя Акбар и говорил, что "правитель должен всегда стремиться к завоеванию, иначе его соседи поднимут против его оружие", завоевательные походы были для него не самоцелью, а скорее жестокой необходимостью, средством создания монолитного и мощного государства.

Акбар навёл порядок в сборе податей и налогов и, как и его дед Бабур, способствовал развитию торговли. В 1574 году, завершив в основном территориальное формирование государства, Акбар приступил к проведению внутренних реформ.

Целью реформ было создание централизованного государства на основе справедливого и равного отношения ко всем населяющим его народам. В первую очередь он усилил контроль за армией, введя систему рангов (мансабов), провёл новое административное деление государства, установил единую систему налогообложения (в денежной, а не натуральной форме). Налоговая реформа имела в своём основании строжайший учёт, не позволяющий чиновникам утаивать и расхищать значительную часть сборов. Одновременно с этим было предусмотрено невзимание налогов при неурожае и голоде, выдача ссуд деньгами и зерном. Акбар отменил налоги на немусульман (джизью) и унизительную для индусов подушную подать. Во всей империи была введена единая система мер и весов, а также единый солнечный календарь, основанный на данных таблиц Улугбека. Огромное значение падишах придавал развитию торговли, которую завязал даже с европейцами. Стремясь расширить господство Могольской империи в Индии и привлечь на свою сторону индусское общество, Акбар активно привлекал индусских раджей на важные посты в государстве и армии.

Акбар разделил свою державу на 16 областей, где местная иерархическая власть подчинялась хорошо отлаженной столичной администрации. Эта новая по тем временам структура была настолько стабильной, что держава, созданная Акбаром, несмотря на многократные войны и распри между наследниками престола, выстояла под напором времён и продержалась многие столетия. Своим полководцам и воинам он перестал раздавать земли, а начал платить жалованье. В городах он организовал суды и полицию, которая следила за порядком.

В царствование Акбара, политика которого отличалась мудростью и терпимостью, были заложены основы общенациональной культуры. Взаимное влияние индуистской и мусульманской традиций не мешало сохранению их индивидуальных черт.

Вообще, во время правления Акбара, как, впрочем, и других падишахов из династии Великих Моголов, искусство и наука, поддерживаемые государством, находились на высшей стадии расцвета. Благодаря этому мы еще и сегодня можем наслаждаться, в частности, величественными архитектурными памятниками, построенными во времена Великих Моголов, и роскошно изданными книгами той эпохи, украшенными необыкновенного качества миниатюрами могольской школы живописи, сочетавшей лучшие достижения персо-такжикской и индийской миниатюры. Акбар зарекомендовал себя как покровитель наук, искусства и архитектуры. Он собрал вокруг своего престола лучших учёных, поэтов, музыкантов и художников. В период правления Акбара была создана школа живописи, а стены его дворцов были украшены фресками. Благодаря ему была собрана богатейшая библиотека, насчитывающая более 24 тысяч томов. В 1569 году вблизи Агры началось строительство новой столицы Фатехпур-Сикри («города Победы»).

Дальновидный и мудрый правитель большое внимание уделял образованию своих подданных. В деревнях и городах были учреждены школы для простых людей, где их учили читать, писать и считать. Возросло число высших учебных заведений для мусульман и индусов, в программу которых Акбаром были введены новые предметы: медицина, история, арифметика, геометрия, экономика ведения домашнего хозяйства, а также наука о морали и поведении в обществе.

Ближайший сподвижником Акбара был визирь Абу-л Фазл, который был разносторонне образованным человеком, говорившим на многих языках и оставившим записки о правлении Акбара. Сам Акбар перевёл несколько произведений с персидского на санскрит и с санскрита на персидский.

В первые годы своего правления Акбар проявлял нетерпимость по отношению к индуизму и другим религиям. Однако впоследствии он стал более терпимым, упразднил некоторые положения шариата и разрешил свободное вероисповедание всех религий. Акбар проявлял большой интерес к религиям, включая христианство, о котором ему рассказывали Клаудио Аквавива, Антони де Монсеррат и другие католические миссионеры. Акбар выделял земли и средства для строительства не только мечетей, но и индуистских храмов в Северной и Центральной Индии, а также христианских церквей в Гоа.

В 1582 году он пытался утвердить в стране новое мистическое вероучение, которое назвал дин-и иллахи («божественная вера»), разработанное вместе с Абу-аль-Фазилем и представлявшее собой сочетание элементов индуизма, зороастризма, ислама и отчасти христианства. Акбар говорил: «Лишь та вера истинна, которую одобряет разум». Пытаясь утвердить "божественную веру" в качестве новой, общей для всей Индии религии, Акбар никого не принуждал следовать ни новой, ни какой-либо другой религии, полагаясь в своих нововведениях лишь на разум и свободную волю человека. Терпимость была его отличительной чертой. Он также не был сторонником каких бы то ни было культов и обрядов, считая, что "Богу надо служить нравственно чистыми делами и мыслями".

Но, как это часто случалось в истории человечества, именно самые светлые начинания вызывают непонимание и непримиримую вражду. В 1580--82 годах вспыхнуло восстание крупных феодалов против проводимых Акбаром религиозных реформ. Основным же лозунгом мятежа было "свержение правителя-вероотступника". Закостенелое сознание фанатиков не могло принять политики терпимости и братского отношения к представителям иной веры. Восстание было подавлено. Как итог борьбы звучат слова Акбара: «Счастлив, ибо мог прилагать в жизни священное Учение, мог дать довольство народу и был оттенён большими врагами».

Акбар был очень искусным полководцем, за что его сравнивали с Александром Македонским. За его непобедимость на полях сражений ему был присвоен эпитет «Великий». Система рангов (мансабов), введённая Акбаром, усилила контроль за армией и сохранялась с некоторыми изменениями до конца существования империи. В армии моголов появились помимо боевых слонов пушки и фортификационные сооружения. Акбар проявлял интерес к мушкетам и использовал их во время различных конфликтов. Для приобретения огнестрельного оружия и артиллерии он обращался за помощью к османским султанам и европейцам, особенно португальцам и итальянцам. По количеству огнестрельного оружия армия Акбара превосходила армии соседних государств.

К началу царствования Акбара владения Великих Моголов включали лишь область вокруг Агры и Дели, восточную часть Пенджаба и район Кабула в Афганистане. К началу XVII века они охватывали всю Северную Индию и некоторые другие области. Большая часть завоеваний была произведена в первую половину царствования Акбара. Были завоеваны султанаты в Мальве и Гуджарате, мусульманские государства в Бенгалии, Синде и Кашмире. Были присоединены и раджпутские княжества, вассальную зависимость которых Акбар упрочил, пригласив их правителей и знать на свою службу. У персов был отвоеван Кандагар, и, таким образом, весь Восточный Афганистан оказался под властью Моголов. Акбар отнял у деканского султаната Ахмаднагар северную часть владений и положил конец независимому государству в Ориссе, существовавшему почти непрерывно в течение более полутора тысяч лет благодаря относительной географической изоляции. Особенно большое значение имело присоединение Гуджаратского султаната в Бенгалии, богатых, отличавшихся развитым ремесленным производством областей, ведших оживленную морскую торговлю. Вторжения Акбара не носили истребительного «тамерлановского» характера. Падишаху были нужны постоянные налоги, а таковые платят, как известно, только живые.

Последние годы его жизни были омрачены семейными неурядицами и поведением старшего его сына, Селима, мстительного и жестокого, восставшего против отца.

3 октября 1605 года Акбар заболел дизентерией, от которой он не смог излечиться. 26 октября 1605 года Акбар умер. Его тело было погребено в мавзолее в местечке Сикандра (город Агра).

Через 70 лет после смерти Акбара Великого, в 1691 году, восставшие против Великих Моголов джаты ограбили могилу и разрушили мавзолей, построенный над ней. Останки самого Акбара были сожжены.

Таким образом, правление Акбара (49 лет) было посвящено объединению и умиротворению государства. Независимые мусульманские государства он превратил в провинции своей империи, индусских раджей сделал своими вассалами, частью путём союзов, частью силой. В ходе его правления государство приобрело черты светского и либерального, с акцентом на культурную интеграцию. Назначение министров, наместников и других чиновников из индусов, ставшее возможным в результате проведенных реформ, снискало расположение и преданность индусского населения новому монарху. Был уничтожен ненавистный налог на немусульман. Он также представил и другие дальновидные социальные реформы, в том числе запрет сати (похоронная ритуальная традиция в индуизме, в соответствии с которой вдова подлежит сожжению вместе с её покойным супругом на специально сооружённом погребальном костре), легализацию повторного брака для вдов и повышение возраста вступления в брак.

Акбар перевел на персидский язык священные книги и эпические поэмы индусов, интересовался их религией и уважал их законы, хотя запретил некоторые бесчеловечные обычаи. Он был одним из самых видных мусульманских правителей Индии. Отличаясь большим военным талантом (не проиграл ни одного сражения), Акбар не любил войны и предпочитал мирные занятия.

Проникнутый широкой веротерпимостью, Акбар допускал свободное обсуждение догматов ислама.

В возрасте 13 лет Акбар взошел на престол страны с населением около 20 млн человек. После полусотни лет правления он оставил мировую державу с населением в 150 млн человек.

Акбар оставил после себя богатое наследие как для империи Великих Моголов, так и для Индийского субконтинента в целом. Он укрепил авторитет империи Великих Моголов в Индии и за её пределами, обеспечил военное и дипломатическое превосходство.

Огромная империя, благодаря постоянной заботе своего властителя, достигла при Акбаре такого расцвета, какого не было ни до, ни после него. Он по праву остался в веках под именем Акбара Великого - мудрого правителя и объединителя народов, чьи идеи единства источника всех религий пережили столетия.

§1. Реформы шаха Акбара

Основатель Могольской империи Захиреддин Мухаммед Бабур перед смертью разделил свои владения между сыновьями, оставив основную территорию в Индии старшему- Хумаюн, приказав остальным подчиняться ему. Но Хумаюн не удержал отцовской власти и даже бежал из Индии в Иран. Незадолго до этого, в 1542 г. у него родился сын Акбар. В 1556 году 13- летний юноша становится во главе Индии после гибели правившего там Шер- шаха. Владения Моголов в начале его почти полувекового правления (с 1556 по 1605 гг.) не простиралась дальше двуречья Ганга и Джамны. В конце его правления только самый юг полуострова Индостан остался вне пределов Могольского государства.

Население Могольской империи было многоязычным, находилось на разных уровнях общественного развития, было разделено кастовыми преградами. Но большинство жило в узком мире сельской общины. Все права и обязанности передавались по наследству от отца к сыну. Вот почему сельская община была очень устойчивой и являлась основой средневекового индийского общества.

За полвека своего правления Акбар провел ряд реформ с целью централизации государственной власти, укрепления могущества империи и развития торговли. Вершиной пирамиды власти был сам монарх, который, по мнения Акбара, должен работать денно и нощно. При ежедневных приема устраивал правитель. Первый утренний- открытый дворцовый приём. Второй дневной- обсуждение текущих дел. На третьем ночном обсуждались религиозные дела и «большая» политика.

В правительстве Акбара было четыре министра: дивана- налоги и финансы, «мир бахши»- военное ведомство, мир саман- мастерские и склады, садруссудура- главы духовного и судебного управления. Падишах- так назывался официальный титул Акбара- имел также личного секретаря, управляющего делами, который присматривал указы падишаха уже после их подписания и осуществлял контроль за их исполнением. У Акбара было собственное разведывательное управление и чиновник, осуществляющий за контроль поступавшими прошениями на имя падишаха.

Весь бюрократический аппарат был выстроен по военному образцу. Все чиновники были разделены на 33 ранга. Самые высокие принадлежали только трём сыновьям Акбара.

Акбар пытался заменить выделение земельных наделов за службу денежными вознаграждениями, но, встретившись с упорным сопротивление знати, вновь вернулся к старой системе. В первые годы своего правления Акбар реформировал налоговую систему. В Могольской державе существовали три основных вида налогов- раздел урожая, когда государство отбирало его часть; фиксальный денежный налог с площади сельхозугодий; насак 1 7 - когда налог платился со всего урожая этого года.

В очень ранний период своего правления Акбар провёл ряд религиозных работ.

1 7 Насак- оценка.

Он отменил все налоги на паломников, запретил обращение военнопленных в рабство и отменил джизию 1 8 . Эти налоги приносили в казну миллионы рупий, отмена их была очень смелым шагом юного правителя (реформы проводились в 1562- 1564 гг.). родственники падишаха со стороны жён - индусок заняли высокое положение при дворе, мусульманские чиновники считались с ними как с представителями правящей династии.

В сентябре 1579 г. Акбар издал указ о непогрешимости, давший ему высшую власть при решении всех вопросов, касающихся иелама. Акбар не взял на себя руководство религией в стране, как ошибочно думали его противники. Он даже выработал свою собственную религию, названную дин- и- илахи 19 . . эта религия существовала в рамках ислама и открыта была только для людей, достигших определённых ступеней духовного развития. Но это вызвало возмущение и восстание мусульман. Пришлось жестоко подавить этот бунт.

1 8 Джизию- налог на немусульманское население.

19 Дин- и- илахи- новая религия в которой смешаны обычаи мусульман и буддистов. .Бэшем А. Чудо, которым была Индия.- М., 1977

Первым и самым важным шагом по осуществлению финансовой реформы стало установление государственного контроля за финансовой сферой. Причиной этого явился разразившийся в 1933 г. банковский кризис, когда вкладчики изъяли из банков свои вклады...

Беларусь в период становления буржуазного общества (вторая половина XIX в.)

К середине ХIX в. стал очевиден кризис феодально-крепостнического хозяйства Российской империи. Царское правительство было вынуждено всерьез заняться поисками выхода их ситуации на путях реформирования производственных отношений...

Буржуазные реформы второй половины XIX в.

Земская и городская реформы. К крестьянской реформе Россия подошла с крайне отсталым и запущенным местным хозяйством. Крестьяне не знали элементарных правил гигиены. Народное образование находилось в зачаточном состоянии...

Самое значительное расширение пределов Могольской империи произошло при сыне Хумайуна Акбаре I. Собственно основателем империи Великих Моголов является сын Хумаюна -- Акбар(1556--1605)...

Династия великих монголов в Индии. Правление Акбара

Преемник Акбара, Селим, принял титул Джахангира («завоеватель мира»). Все правление его (1605--1627) прошло в усмирении восстававших сыновей, прославлении султанши Нур Джахан («свет мира») или Нур Магаль («свет дворца») и в ночных оргиях...

Индия эпохи Моголов

В течение почти полувекового правления Акбара (1556-- 1605 гг.) в Северной Индии укрепилась власть Моголов. Своей столицей Акбар сделал Агру на реке Джамне. Правление падишаха Акбара (1556--1605) было «золотым веком» империи Великих Моголов...

История России

Крымская война 1853-1856 гг., закончившаяся поражением России, показала экономическую, политическую и военную несостоятельность царизма, обнаружив пороки и язвы социально-экономической системы...

Оттепель середины 1950-х гг. в жизни советского общества

Политические взгляды Столыпина

Большие организаторские способности и решительность Столыпина проявились во время революции 1905. Твердо и энергично он подавил все бандитские выступления революционеров и навел порядок в своей губернии. 26 апр...

Реформы Газан-хана в Иране

Придя к власти, Газан первым делом распорядился разрушить в Тебризе, Багдаде и других городах ислама все языческие храмы, церкви и синагоги. Государство Хулагуидов влилось в состав мусульманского мира. Вассальная связь с Китаем...

Реформы Петра I

Допетровская Россия делилась на уезды. В 1701 г. Петр сделал первый шаг к административной реформе: был учрежден особый округ из Воронежа и недавно завоеванного Азова. В 1702 - 1703 гг...

Социально-политические причины упадка династии Пехлеви (1960–1978 гг.)

К началу ХХ века Иран оставался отсталой аграрной страной, полуколонией Англии и царской России. Экономика страны была в состоянии разрухи, финансовая система подорвана, внутренняя и внешняя торговля...

Становления самодержавия на Руси в эпоху Ивана Грозного

С 1549 года вместе с «Избранной радой» (А. Ф. Адашев, митрополит Макарий, А. М. Курбский, протопоп Сильвестр и др.) Иван IV осуществил ряд реформ, направленных на централизацию государства...

Украина в период Великой Отечественной войны и послевоенный период

Прежде всего, предполагалось реформировать сельское хозяйство. Здесь предусматривалось: повышение закупочных цен, установление твердых планов закупки на с/х продукцию, перераспределение национального дохода в пользу с/х....

Абуль-Фатх Джалалуддин Мухаммад Акбар (урду, араб. , хинди), более известный как Акбар Великий (14 октября 1542, Умеркот, Синд - 17 октября 1605, Фатехпур-Сикри) - третий падишах Империи Великих Моголов, внук основателя династии Великих Моголов в Индии Бабура. Акбар укрепил могущество Могольской династии, путём завоеваний значительно расширил границы государства. К концу его правления в 1605 году империя Великих Моголов охватывала большую часть Северной и Центральной Индии. Осуществил ряд крупных государственных, военных, религиозных реформ. При Акбаре Великом достигли своего расцвета культуры и искусство Индии.

Ранние годы

Акбар Великий родился 14 октября 1542 года (4 раджаба 949 г.х.) в раджпутской крепости Умеркот, в Синде (ныне провинция Пакистана). Его отцом был падишах Хумаюн, а матерью - Хамида Бану Бегум, дочь шиитского шейха Али Акбара Джами. После взятия Кабула Хумаюном Акбару дали новое имя Джалалуддин Мухаммад Хумаюн.

После поражений от Шер-шаха при Чауса (1539) и под Канауджем (1540) Хумаюн оставил Дели и бежал ко двору сефевидского шаха. В ноябре 1551 г. в Джаландхаре Акбар женился на своей двоюродной сестре Рукийа Султан-бегум. Принцесса Рукийа была единственной дочерью его дяди Мухаммада Хиндал-мирзы и стала его первой и главной женой.

После смерти сына Шер-шаха, Ислам-шаха, Хумаюну удалось отвоевать в 1555 году Дели. Несколько месяцев спустя, Хумаюн умер и опекуну Акбара, Байрам-хану пришлось скрывать смерть падишаха для того, чтобы подготовиться к возведению на трон Акбара. 14 февраля 1556 г. 13-летний Акбар был провозглашен шахиншахом (перс. «Царь царей»). До достижения Акбаром совершеннолетия страной правил регент Байрам-хан.

Начало правления

Взойдя в 1556 году на трон, через четыре года Акбар изгнал Байрам-хана и подавил ряд мятежей (в частности Баз Бахадура в Мальве), в том числе с участием своего брата Хакима в 1579 году. В ноябре 1556 года он нанёс поражение индуистскому падишаху Хему во второй битве при Панипате. Акбару потребовалось почти два десятилетия для того, чтобы укрепить свою власть и подчинить непокорных правителей Северной и Центральной Индии (Раджпутана, Гуджарат, Бенгалия и Кашмир). Для укрепления своего положения Акбар женился на принцессе раджпутов.

Акбар навёл порядок в сборе податей и налогов и, как и его дед Бабур, способствовал развитию торговли. В 1574 году, завершив в основном территориальное формирование государства, Акбар приступил к проведению внутренних реформ.

Реформы

Целью реформ было создание централизованного государства на основе справедливого и равного отношения ко всем населяющим его народам. В первую очередь он усилил контроль за армией, введя систему рангов (мансабов), провёл новое административное деление государства, установил единую систему налогообложения (в денежной, а не натуральной форме). Налоговая реформа имела в своём основании строжайший учёт, не позволяющий чиновникам утаивать и расхищать значительную часть сборов. Одновременно с этим было предусмотрено невзимание налогов при неурожае и голоде, выдача ссуд деньгами и зерном. Акбар отменил налоги на немусульман (джизью) и унизительную для индусов подушную подать. Во всей империи была введена единая система мер и весов, а также единый солнечный календарь, основанный на данных таблиц Улугбека. Огромное значение падишах придавал развитию торговли, которую завязал даже с европейцами. Стремясь расширить господство Могольской империи в Индии и привлечь на свою сторону индусское общество, Акбар активно привлекал индусских раджей на важные посты в государстве и армии.

Культура и искусство

Акбар зарекомендовал себя как покровитель наук, искусства и архитектуры. Он собрал вокруг своего престола лучших учёных, поэтов, музыкантов и художников. В период правления Акбара была создана школа живописи, а стены его дворцов были украшены фресками. Благодаря ему была собрана богатейшая библиотека, насчитывающая более 24 тысяч томов. В 1569 году вблизи Агры началось строительство новой столицы Фатехпур-Сикри «города Победы».

С 18 лет начинает править сам. Тогда Дели, Агра, восток Пенджаба, район Кабула. К 1605 вся северная Индия, султанаты в Мальве, Гуджарате, Бенгалия, Синд, Кашмир, раджпутские княжества, Кандагар, государство в Ориссе.

Централизация, упрочение власти. Военное, финансовое и судебные ведомства. Держал собственное наемное войско, пытался совершенствовать огнестрельные войска. Для снабжения войска государственные мастерские. Налоговое ведомство: реестр земель и налогов, собирало налоги с государственных и частных земель, потом передавало в руки. Территория разделена на военные наместничества (субы), во главе правитель; округа. Общинная администрация помогала собирать налоги.

Повторил реформы насчет джагира: смотры, клеймение коней. Перепись населения и земель; налог в зависимости от плодородия. Центр должен был платить в деньгах, что тяжело: связь между городом и деревней не развита. Джагир стал весьма ограниченной формой землевладения. Джагир могли менять феодалу раз в несколько лет; налоги собирал не он. Своеобразная табель о рангах, чисто военный принцип. Постепенно тенденция к централизации стала утихать, налоги увеличиваются. Привлечение индусов-atjlfkjdна службу для расширения своей поддержки. Политика веротерпимости + Акбар мечтал создать свою собственную религию, где пророк он сам. Потерпел в этом поражение, так как данная религия имела правительственное, а не народное происхождение. Идеи реформации витали в воздухе. Примитивность, архаичность взглядов Акбара, связана с неизжитыми следами кочевого и племенного бытия.

Билет 5

1. Борьба Китая против нашествия кочевников в XI-XII вв. 197

Провал реформ ослабил империю Сун. Господ-ий класс стал предпочит окупаться данью от варваров. Кит правит-во вступило в переговоры с чжурчжэнями(заним ск-вом, охотой и торговлей с К). После того как гос-во киданей Ляо захв их, связь ухудш-сь. Разлож-е первобытно-общин строя вызв длит внутр борьбу. Власть там захват племен арист-ия. Ее вождь Агуда в 1115г имп-р гос-ва Цзинь. Сунский двор договор с чж-ни. В 1115-1125 чж-ни разгром имп-ию Ляо. Кидане бежали и орган гос-во в р-не Иссык-Куля Зап Ляо. Чж-ни вторг в севкит земли. Весной 1126г их конница приблиз-сь к Хуанхэ и угрож Кайфыну. Побед стор-ки мира с Цзинь. Возмущ-е нар масс. Сунский двор остан-л воен пригот для борьбы с чж-ни и начал переговоры с цзиньскими пол-цами. В 1127 чж-ни снова у Кайфына и захват. Чж-ни на юг. Сожгли г. Янчжоу. Затем перебрались на юж бер-г Янцзы. Цз-ая верх-ка укреп-сь сев-ее Хуанхэ и там создала врем гос-во. В провин-ях Хэнань, Шаньдун, шаньси чж-ни встрет отпор и отошли на сев. Гос-во Ци направили гл удар в р-н Янцзы. В 30х г самый выд-ся военач-к Юэ Фэй. Войско Ю.Ф нанес ряд пораж-й чж-ням, но пришлось отвести армию. В 1141 его казнили. В 1142-мир договор. Кит имп-р признал вассалом цзинского правителя и выпл-л дань. Граница империй по р.Хуайшуй. Сунский двор признал права чж=ей на захв ими кит земли. В 12в на террит К 4 гос-ва: на сев-чж-ская имп-ия Цзинь, на сев-зап тангутское гос-во Си Ся, на юге-Сунская имп-ия и гос-ое объед-е Наньчжао в Юньнани. В 13в-новое вторж-е кочевников. В 1211г полчища Чингисхана вступ в Шаньси. К к12-н13вв в Цзинь изменения. Многие чж-нивели оседлый обр жизни. Сун прав-во соглаш-е с Чингисханом и перестало плат дань. В 1215 Ч-хан овладнл гПекином. Части войска двин-сь на сев-вос к КореиВ 1218г они начали поход на зап. Завоев-е тангут-ого гос-ва Зап-ое Ся законч-сь в 1227г. В уничтож-и его участвовал сам Ч-хан. Войнв с сев К продолж-сь до 1234 и зак-сь разгромом чж-ского цар-ва. Ханы воен действия против юж Сунов. Монгол ханы нач воен действия против Сун гос-ва на юге в 1235г, но не достигли успеха. В 1251 решили послать в Китай войско под рук Хубилая. Монголы подчинили себе Тибет и гос-во Наньчжао. Но занять столицу юж Сунов Ханьчжоу им удалось лишь в 1279г. Вся террит-я К вошла в состав новой монгол имп-ии, правитель Хубилай, столица Пекин. Династия назыв Юань.