А.глушкова, с. александровка

Басня - это литературный жанр, героями которого являются животные, наделенные чертами характера, присущими людям. Манера повествования сюжета носит характер сатирический, где в аллегорической форме высмеиваются и прямо указываются пороки героев, их неправильное поведение, дурные черты характера, а также результат, к которому это может привести. Мораль басни - это прямое нравоучение.

Возникновение и развитие басенного жанра

По дошедшим до наших дней источникам, автором первых басен был раб Эзоп с острова Самос . По некоторым источникам, его хозяина звали Иадмон, по другим - Ксанф. Эзоп прославился на века своим незаурядным умом и тем, что за свою мудрость и умение давать своему хозяину важные советы, ему была дарована свобода. Особенностью басен Эзопа было то, что он в иносказательной форме обрисовывал своему хозяину волнующую того ситуацию и правильный путь выхода из нее.

Басни Эзопа в их первоначальном виде не сохранились. Но они передавались народом из уст в уста, из поколения в поколение и в дальнейшем были художественно переработаны и записаны на латинском и греческом языках поэтами нашей эры (Федр - I в., Бабрий - II в. и Авиан - V в.).

Басенный литературный жанр в Европе

Начиная с XVI века, в Европе поэты и прозаики увлекались переводами античной литературы. С начала XVII века басня в Европе получила свое бурное развитие и перешла в разряд литературного жанра.

Известными европейскими баснописцами являются : немецкие поэты Г. Лессинг и Х. Геллерт, французский поэт Ж. Лафонтен, английский поэт Т. Мур. Они увлекались античной литературой и стилем подражали Эзопу.

Басня в России

В XVII-XVIII вв. еках многие поэты и писатели России, отдавая дань европейской моде, тоже занимались переводами античной литературы, а также переводами на русский язык произведений европейских баснописцев. К их числу можно отнести: С. Полоцкого, А. Сумарокова, И. Хемницера, А. Измайлова, И. Дмитриева, А. Кантемира, В. Тредиаковского. Очень нравоучительные басни для детей были написаны Л. Толстым. Благодаря стараниям перечисленных великих русских поэтов и писателей, в русской литературе появился, развился и утвердился новый жанр - басенный.

Главным мастером русской басни в стихотворной форме является Крылов Иван Андреевич . Его персонажи реалистичны, живы и узнаваемы; высмеиваемые пороки и недостатки присущи не только отдельно взятой личности, а характерны для больших групп людей и даже всего общества в целом; их мораль наделена многовековой народной мудростью, что делает их понятными и актуальными для любых времен и народов.

В советской литературе басня продолжала занимать свою значимую нишу в ряду литературных жанров. «Отцом» советской басни стал Демьян Бедный. Его тематика была революционная, он высмеивал остатки буржуазного менталитета, противопоставляя ему новый социалистический уклад жизни и присущие ему ценности.

В более поздней советской литературе продолжателем басенного жанра стал Сергей Михалков. Его персонажи носили остро выраженный сатирический характер, направленный на разоблачение подобострастия, подхалимства и других нравственно низких поступков, процветающих в то время в обществе.

В советской литературе нашли свое место баснописцы разных национальностей и народностей, населявших территорию Советского Союза. Их персонажи были наделены национальными чертами и специфическим колоритом, были актуальны и поучительны.

Признаки басенного жанра

Басенный жанр имеет несколько признаков и особенностей, которые его отличают от других литературных жанров :

Как отличить басню от сказки

Басня, сказка и притча созвучны друг с другом. Они имеют много общего, но между ними имеются и весьма существенные различия, которые позволяют безошибочно определить к какому конкретно литературному жанру они относятся.

Басни, сказки и притчи имеют следующие общие черты:

  • носят поучительный характер;
  • могут быть в прозе и в стихах;
  • в роли главных героев могут выступать животные и растения, наделенные чертами характера людей;
  • повествование ведется в аллегорической форме.

Различия:

В качестве примера вспомним «Сказку о мертвой царевне» А. С. Пушкина . Повествование начинается с того, что у царя умирает первая жена, от которой у него растет маленькая дочь. Через год тоски и печали царь женится на другой. В течение времени дочь вырастает в красавицу, и тут начинают разворачиваться события, связанные с женской ревностью мачехи к падчерице. И так далее, вплоть до того момента, когда ее находит царевич Елисей в хрустальном гробу и поцелуем пробуждает от долгого сна. То есть это длинная история.

В баснях же описывается отдельный маленький эпизод какого-то события. В качестве примера возьмем басню И. Крылова «Слон и Моська». Мы об этом событии ничего не знаем: что это за Слон, откуда и зачем его привезли, как долго пробыл Слон в городе. Нам только известно, что из толпы зевак выскочила Моська и облаяла этого важного заезжего гостя. Вот и весь сюжет, но мораль понятна всем, и свою актуальность она не потеряла до сих пор.

Значение в воспитании детей

В воспитании ребенка басня имеет очень большое значение. Знакомство с нею у ребенка происходит в том возрасте, когда ему начинают читать первые книжки. Еще не постигая всего глубинного смысла, ребенок начинает отличать плохое поведение одних персонажей от хорошего поведения других, разбираться в иносказательных формах героев, понимать юмор и делать для себя первые выводы. Лучшему восприятию сюжета служат иллюстрации и ребенок учится зрительно воспринимать и отличать описываемые образы.

Знакомство человека с басней происходит в школе. Именно здесь мы впервые начинаем понимать ее глубокий смысл, делать первые выводы из прочитанного и пытаемся поступать правильно, хотя и не всегда это выходит. Сегодня мы попытаемся разобраться с тем, что это такое, и выяснить, какова форма речи басни.

Что такое басня

Перед тем как выяснить, какова форма речи басни, разберемся, что это такое. Басней называют сказку небольших размеров, написанную в нравоучительной манере. Ее действующими лицами являются животные и неодушевленные предметы. Иногда главными героями басни выступают и люди. Может иметь стихотворную форму или быть написанной в прозе.

Басня - это какая форма речи? Об этом мы узнаем позже, а сейчас поговорим о ее структуре. Басня состоит из двух частей - повествования и вывода, коим считается конкретный совет, правило или указание, "прикрепленное" к повествованию. Такой вывод обычно располагается в конце произведения, но может быть подан и в начале сочинения. Некоторые авторы представляют его и в виде заключительного слова одного из персонажей сказки. Но как бы читатель ни старался увидеть вывод в отдельно написанной строке, он этого не сможет сделать, так как он прописан в скрытой форме, как само собой разумеющийся в связи с приведенными событиями и разговорами. Поэтому на вопрос: - можно ответить, что это с обоснованным и поучительным выводом.

Форма речи басни

Продолжая изучать этот остановимся на следующем вопросе. Какова же форма речи басни? Чаще всего авторы произведения обращаются к аллегории и прямой речи. Но также встречаются и произведения в жанре дидактической поэзии, в коротком повествовательном виде. Но обязательно это произведение, сюжетно законченное и подлежащее аллегорическому истолкованию. Обязательно присутствует мораль, которая завуалирована.

Самобытна басни Крылова. Русский литератор, конечно же, опирался на работы своих предшественников - Эзопа, Федра, Лафонтена. Однако он не старался подражать их произведениям, переводить их, а создавал свои оригинальные басни. Как правило, использовал он прямую речь и аллегорию, диалоги.

Известные баснописцы

Басня пришла к нам еще из времен Древней Греции. Отсюда нам известны такие имена, как Эзоп (самый великий автор древности), второй по величине баснописец - Федр. Он был автором не только своих собственных сочинений, но и занимался переводами и переделками эзоповских произведений. В Древнем Риме о том, что такое басня, было известно Авиану и Неккаму. В Средневековье написанием сказок с поучительным выводом занимались такие авторы, как Штейнгевель, Ник Пергамен, Б. Папроцкий, и многие другие авторы. Прославился произведениями в данном жанре и Жан Лафонтен (семнадцатый век).

Басня в русской литературе

В 15-16 столетиях в России успех имели те басни, которые пришли с Востока через Византию. Хотя и до этого времени у читателей уже сложилось кое-какое мнение по поводу того, что это такое. Немного позже люди уже начали изучать произведения Эзопа, а в 1731 году Кантемир даже написал шесть басен. Правда, в этом он заметно подражал работам древнегреческого автора, но все же произведения Кантемира можно считать русскими.

Хемницер, Сумароков, Тредиаковский, Дмитриев усердно трудились над созданием своих собственных и переводами иностранных басен. В советское время особую популярность имели работы Демьяна Бедного, Михалкова, Глибова.

Ну а самым известным русским баснописцем был и остается Иван Андреевич Крылов. Расцвет его творчества пришелся на рубеж восемнадцатого и девятнадцатого столетий. Героями произведений чаще всего выступали животные и неодушевленные предметы. Они действуют, словно люди, но своим поведением высмеивают пороки человеческой натуры. Многие животные олицетворяют какую-нибудь черту характера. Например, лисица символизирует хитрость, лев - мужество, гусь - глупость, сова - мудрость, заяц - трусливость, и так далее. Самобытные, гениальные и совершенные басни Крылова переведены на многие европейские и восточные языки. Сам баснописец внес весомую лепту в развитие этого жанра и литературы в целом в России. Наверное, потому его скульптура среди прочих выдающихся личностей заняла свое место на памятнике «Тысячелетие России» в древнейшем городе - Великом Новгороде.

Подведем итог

Итак, мы разобрались с басня, как она произошла, где жили и как назывались творцы этого жанра. Мы выяснили, кем были лучшие в мире баснописцы, и изучили особенности их произведений. А еще мы знаем, какова структура этого литературного шедевра и чему она учит. Теперь читатель знает, что говорить, получив задание: "Раскрой понятие басни". Форма речи и особенный язык этих произведений никого не оставят равнодушным.

УРОК № 15

Тема. Особенности басни как литературного жанра. Легендарный Эзоп - основоположник жанра басни

Цель: сообщить об особенностях басни как литературного жанра, вспомнить имена и произведения известных баснописцев; ознакомить со сведениями о Эзопа - первого баснописца, басни «Волк и Ягненок», «Ворон и Лисица», «Муравьи и Цикада»; раскрыть понятие «басня», «аллегория», «эзопов язык»; развивать внимание, логическое мышление; прививать любовь к басне.

Оборудование: портрет Эзопа Д. Веласкеса, сборник басен Эзопа.

Ты неуч и лодырь, даже Эзопа не выучил.

Аристофан

Начать урок сегодня я хочу с одной истории, которая случилась давным-давно.

Черепаха и заяц

Черепаха и заяц спорили, кто из них быстрее. Назначили они для соревнования время и место и разошлись. И заяц, рассчитывая на свою естественную скорость, не стал бежать, а разлегся возле дороги и заснул. А черепаха понимала, что двигается она медленно, и потому бежала без остановки. Так она обогнала спящего зайца и одержала победу.

Нередко труд превосходит природные способности, когда их презирают.

Как называется произведение, которое вы прослушали? (Басня)

Почему вы так решили? (Герои - животные, сочинение поучает читателя.)

Правильно, вы слушали басню «Черепаха и заяц», автором которой является известный древнегреческий баснописец Эзоп. Эта басня учит человека уважать природные способности и не забывать, что без усердного труда достичь чего-то в жизни почти невозможно.

II. Изучение нового материала

Басня - это короткий рассказ сатирического и назидательного характера, в котором высмеиваются человеческие пороки и недостатки общественной жизни.

Басня чаще всего состоит из двух частей: повествования и морали, поучения, ради которого и состояла байка. Мораль может находиться как в начале произведения, так и в конце его. Иногда мораль бывает отсутствует как отдельная часть произведения, но всегда можно сделать поучительный вывод из содержания басни самостоятельно.

Героями басен могут быть не только люди, но и животные, растения, предметы, наделенные определенными чертами.

Одним из самых распространенных художественных средств, что используется в басне является аллегория.

Аллегория - изображение отвлеченного понятия или явления через конкретный образ. Например, сердце - аллегория любви, образ богини Фемиды - аллегория правосудия.

2. Сообщение о жизни и творчестве первого баснописца - Эзопа

Возникновение басни традиционно связывают с именем легендарного древнегреческого баснописца Эзопа. Его всегда считали одним из первых авторов, которых должен изучать каждый школьник. У Аристофана, близкого к Эзопа по времени, есть выражение: «Ты неуч и лодырь, даже Эзопа не выучил».

Эзоп жил в VI в. до н. э. в Древней Греции. Родиной его называют Фригию, область в Малой Азии. Известно, что он был рабом, что несколько раз переходил от одного хозяина к другому и претерпел немало испытаний судьбы.

Древние греки проиВНОсили его имя иначе, чем мы,- Айсопос. Вид имел Эзоп не очень хороший: он был некрасивый, имел большую голову еще и горба на спине. Но этот некрасивый раб определялся большим умом.

По легенде известно, что Эзоп был освобожден из рабства. По другой легенде, царь Крез отправил Эзопа в город Дельфы. Там баснописец должен был принести пожертвование богу Аполлону в величественном храме, но дельфийские жрецы незаметно бросили в вещи Эзопа золотой кубок Аполлона и, обвинив его в краже, осудили и сбросили с высокой скалы в бездну. Позже невиновность баснописца было установлено. Однако Аполлон, разгневавшись на жестоких дельфийцев, наслал на город чуму.

Басни Эзопа впервые собрали и записали в 300 г. до н. э. Они были написаны прозой остроумно, понятно и просто. Их переписывали, изучали в школах, заучивали наизусть. Басни Эзопа стали одними из найпопу - лярніших произведений в античном мире.

В записях, сделанных римским писателем II ст. Авгон-Гелием, отмечается: «Эзоп, фригийский баснописец, не случайно считался мудрецом, ибо свои полезные советы и наставления он давал без суровости и властности, как это обычно делают философы, а выдумывал странные и интересные притчи, умно и прозорливо обдуманные истории передавал людям с какой-то приманкой для слуха».

Сюжеты езопівських басен повлияли на сирийскую, армянскую, еврейскую, индийскую литературу. Именно с именем древнегреческого баснописца связано понятие «эзопового языка». Эзопов язык использовался и позднее авторами, желавшими скрыть свои идеи от цензуры и при этом донести их до читателей в достаточно простой и понятной форме (например, в русской литературе с конца XVIII в.).

Эзопов язык - иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и намеками.

Вопрос к классу

Имена каких баснописцев вам известны? (Римлянин Федр (i ст.), грек Бабрій (II ст.), француз Ж. де Лафонтен (XVII ст.), русский И. А. Крылов (ХІХ ст.), украинцы Гр. Сковорода (XVIII ст.), П. Гулак-Артемовский (ХІХ ст.), Есть. Гребенка (ХІХ ст.), Л. Глебов (ХІХ ст.), Остап Вишня, С. Олейник, М. Годованец (ХХ ст.))

Почти все народы мира имеют свои байки, и среди них есть много похожих на сюжеты, заимствованные у Эзопа, хотя и составлен их в разных краях, в разные времена и на разных языках.

3. Чтение басен Эзопа

1) Басня «Волк и Ягненок»

Выразительное чтение басни.

Назовите героев басни.

Охарактеризуйте их поведение. (Волк обвиняет Ягненка в различных грехах, тогда как бедный Ягненок ни в чем не виновато.)

Какие черты характера олицетворяют в себе Волк и Ягненок? (Волк олицетворяет лицемерие, хищность, бесстыдство, силу; Ягненок - беззащитность, хрупкость, честность, слабость.)

Прочитайте мораль басни. («Даже справедливый защита не имеет силы для тех, кто взялся чинить несправедливость»)

Как вы ее понимаете?

Знаете ли вы примеры из жизни, к которым можно было бы применить эту мораль?

2) Басня «Ворон и Лисица»

Выразительное чтение басни.

Определите тему басни. (Лиса с помощью лести выманивает мясо в Ворона.)

Какие черты олицетворяют герои произведения? (Лиса - хитрость, лесть, ум, коварство; Крук - глупость, доверчивость, наивность.)

Какова мораль басни? («Эта басня касается неразумного человека»)

Сформулируйте идею произведения. (Надо отличать искренних людей от льстецов, не быть слишком доверчивым и объективно оценивать себя и свои возможности.)

3) «Муравьи и Цикада»

Выразительное чтение басни.

Из каких частей состоит басня?

Какие черты олицетворяют Муравьи и Цикада? (Муравьи - исполнительность, трудолюбие, умеренность; Цикада - легкомыслие, непредусмотрительность, нестаранність.)

Какова мораль этой басни? («Не следует пренебрегать ничего, чтобы впоследствии не пришлось жалеть»)

Как вы ее понимаете?

Сформулируйте совет Цикаді, которую вы могли бы ей дать.

III. Выводы

Что такое басня?

Дайте определение аллегории.

Что такое эзопов язык?

Чем прославился Эзоп?

Чему учат прочитанные вами басни Эзопа?

Индивидуальное задание. Подготовить сообщение о жизни и творчестве французского баснописца Жана де Лафонтена.

Наиболее известным эпическим жанром, изучаемым в начальной школе является басня. Басня - это:

1. Небольшой рассказ, обычно стихотворный, как правило, носит сатирический характер.

2. Нравоучительный и сатирический краткий рассказ прозе и стихах, в котором под видом картин из жизни зверей рисуются людские недостатки.

3. Жанр дидактической поэзии, короткая повествовательная форма сюжетно-законченная и подлежащая аллегорическому (иносказательному, наглядному, картинному выражению отвлеченных понятий посредством конкретного образа) истолкованию как иллюстрация к известному житейскому или нравственному правилу.

4. Литературный жанр; краткий, обычно стихотворный рассказ, в иносказательной форме, сатирически изображающий человеческие поступки и отношения.

Происхождение жанра

Басня - это один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп (VI-V вв. до н. э.), писавший басни в прозе; в Риме - Федр (I в н. э.). Виднейшим баснописцем нового времени был французский поэт Ж. Лафонтен (XVII в.).

В России развитие басен относится к середине XVIII- началу XIX вв. и связано с именами А.П. Сумарокова («притчи»), И.И. Хемницера, А.Е. Измайлова, И.И. Дмитриева, хотя первые опыты стихотворных басен были ещё в XVII в. у Симеона Полоцкого и в 1-й половине XVIII в. у А.Д. Кантемира. В русской поэзии вырабатывается басенный вольный стих, передающий интонации непринуждённого и лукавого сказа.

Басни И.А. Крылова с их реалистичной живостью, здравомысленным юмором и превосходным языком знаменовали расцвет этого жанра в России. В советское время приобрели популярность басни Д. Бедного, С. Михалкова, Ф. Кривина и др.

Существуют две наиболее известные концепции происхождения басни. Первая представлена немецкой школой Отто Крузиуса, А. Хаусрата и др. Согласно этой концепции, в басне первично повествование, а мораль вторична; жанр происходит из сказки о животных, а сказка о животных - из мифа. Вторая концепция выдвинута американским учёным Б.Э. Перри. Согласно ей, в басне первична мораль; басня близка сравнениям, пословицам и поговоркам; как и они, данный жанр возникает как вспомогательное средство аргументации.

Цель басни - высмеивание человеческих недостатков, пороков, негативных социальных явлений. Действующими лицами произведений такого жанра являются животные, растения, вещи. Характеристика персонажей не даётся развёрнуто. Она реализуется не через действия, а через подобную детализацию со стороны автора.

В басне отличают повествование и вывод из него, т.е. определенное положение (нравоучительное заключение, афоризм, правило, совет, указание), присоединенное к повествованию. Этот вывод – так называемая мораль - в басне прилагается обыкновенно в конце, иногда в начале. Чаще всего содержится в скрытом виде, как легко подразумеваемый в связи с изложенными событиями и разговорами. Мораль может быть выражена как эксплицитно , т.е. автором басни, так и имплицитно , т.е выводится самим читателем. В русской литературе довел басню до наибольшего художественного совершенства Крылов. Его басни отличаются меткостью народных поговорок, веселым и насмешливым тоном, практичностью общего духа. Мораль басен Крылова принадлежит к области житейской мудрости, направлена к поощрению навыков, полезных в жизни.

Басня по той роли, какую имеют в ней животные, восходит к сказаниям первобытных времен, когда одушевленность животных представляли себе совершенно тождественною с одушевленностью человеческою и животным приписывали сознательную волю, разум и т.д.

Басня, как правило, построена на основе противопоставления парных признаков с противоположным значением: ум – глупость, жадность – щедрость, трудолюбие – лень, простота - хитрость и др.

Изучив и проанализировав научные литературоведческие источники, мы обобщили полученную информацию, оформив всё в таблице 1.

краткое содержание других презентаций

«Сочинение «Весна. Большая вода»» - Полоска земли узенькая. Сочинение по картине Исаака Ильича Левитана. Деревья смотрят в воду, красуются, живут. Исаак Ильич Левитан (1860-1900). История создания картины. Река разлилась. Колеблющиеся отражения. Поэтическая страничка. Литература. Весна пришла.

«Малые жанры русского фольклора» - Землю красит солнце. Кубанские загадки. Загадки-сравнения. Речь без пословицы – всё равно, что еда без соли. Малые жанры фольклора. Хто присказки старинные знае, тот в жизни много понимае. Поговорка – часть суждения, а пословица –это законченное высказывание. Загадка. Соотнеси. Живой цветок русского фольклора. Даль Владимир Иванович. Идут четыре брата навстречу старшему.

«Кратко о Михаиле Юрьевиче Лермонтове» - Утес. Михаил. М.Ю.Лермонтов. Лермонтова недолюбливали в обществе. Тарханы. Парус. Лермонтов был зачислен в четвертый класс. Слава Лермонтова. Мать Лермонтова. Кавказская природа. Жизнь и творчество М.Ю Лермонтова. Арсеньева Елизавета Алексеевна. Стихотворение «На смерть поэта». Эльбрус.

«Творчество Л.Н.Толстого» - В Яснополянской школе учащиеся изучали 12 предметов. Ясная Поляна, где писатель прожил большую часть своей жизни. Путешествие по творчеству Л.Н.Толстого. Чему учат детей произведения Л.Н. Толстого. Текст «Черёмуха». Выставка книг. Викторина. Волк и коза. Твёрдость согласного. Нужно ли читать весь текст. Л.Н.Толстой. Проверь себя.

«Пушкин - великий русский поэт» - Ссылка. Словарь. Образ няни. Зима 1837 года. Няне. Содержание. Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Цель урока. Творчество А.С.Пушкина. Арина Родионовна Матвеева- няня А.С.Пушкина. Лицей. В семье было трое детей. Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт.

«Мифы и легенды Древней Греции» - Богиня Афина. Писцы. Индуистские мифы. Новые открытия. Древнегреческие боги. Мифы Древней Греции. Нимфы. Персей. Олимпийские боги. Помощь богов. Мифы исчезнувших цивилизаций. Предсказание. Гибель медузы. Главные боги.