Эмоционально незрелая. Эмоционально незрелая личность

Экология жизни: Для того, чтобы достигнуть эмоциональной зрелости, очень важно научиться залечивать свои душевные раны, чтобы они не мешали нашему личностному росту. Прекратите жаловаться на жизнь и начните действовать!

Эмоциональная зрелость

Для того, чтобы достигнуть эмоциональной зрелости, очень важно научиться залечивать свои душевные раны, чтобы они не мешали нашему личностному росту. Прекратите жаловаться на жизнь и начните действовать!

Эмоциональная зрелость это такое состояние, когда у нас уже нет внутренней необходимости судить других или оправдываться за свои решения.

Антони де Мельо

Жизнь не особо щедра на четкие инструкции, или, хотя бы, подсказки . Мы можем узнать, как сделать что угодно, кроме того, как повзрослеть. Если мы хотим достигнуть эмоциональной зрелости, нам ничего не остается кроме того, как самостоятельно искать решение методом проб и ошибок. Мы падаем, терпим неудачи, однако поднимаемся и продолжаем свой путь.

Эмоциональная зрелость отличается от физической. Наше тело растет, развивается и, конечно же, стареет само, с течением времени. Однако, нельзя сказать, что количество прожитых лет напрямую связано с достижением эмоциональной зрелости.

Очевидно, что прожитые годы многое говорят о том, как много жизненного опыта мы накопили и как мы умеем разрешать проблемы, но, на самом деле, эта связь не настолько очевидна. В конце концов, речь идет лишь о том, чтобы прожить долгую жизнь и получить определенный набор необходимых навыков.

Быть действительно зрелым человеком означает то, что вы достигли определенной точки в вашей жизни, когда у вас появляется твердая уверенность в том, что самым мощным, полезным и незаменимым видом любви является любовь к себе .

Это означает, что у вас появился порядок не только в голове, но и сердце. Это означает, что вы научились принимать то, что происходит с вами и плыть по течению жизни , вы можете заглянуть внутрь себя и принять то, что увидите, а также вы в состоянии управлять своими эмоциями.

Но, в практическом плане, чем же выделяются эмоционально зрелые люди? Далее мы расскажем об их 7 характерных признаках:

1. Прекращают погоню за чем-то и позволяют вещам самим прийти в их жизнь

Они знают, что не достаточно просто сказать «прощай» , «возможно» или «быть может …» . Уметь прощаться и отпускать, это целое искусство, которое включает в себя способность твердо стоять на своем в точке невозврата, хотя все мы испытываем неуверенность и злость, когда оказываемся перед горизонтом новых возможностей, которые дает нам прощание.

Прощание иногда приносит нам боль, переворачивает душу, заставляя нас закрыть эту дверь, чтобы никогда больше не войти в нее. Однако, когда мы сталкиваемся с безнадежной ситуацией, следует сохранять спокойствие и трезво подготовить пути отступления.

Нужно сделать глубокий вдох и прыгнуть, закрыв эту дверь, за которой нас ждет лишь разочарование. Когда мы просто говорим «прощай», это лишь способствует тому, что мы продолжаем чувствовать это чувство жгущего разочарования , такого холодного и душащего нас, и не дающего нам передышкb.

Пожилые люди знают, что жизнь гораздо лучше, если вы жить в условиях свободы, так отпустить то, что не принадлежит им и уважать их горе позволено залечить свои раны. Они не являются супергероями: они такие же люди, которые не ждут, чтобы открыть новые двери, чтобы закрыть другие.

Эмоциональная зрелость дает людям знание, что жить гораздо лучше, если вы полностью свободны , именно поэтому они прекращают погоню за недостижимыми вещами и позволяют себе принять свои неудачи, чтобы вылечить нанесенные ими душевные раны. Они не супер-герои, это просто люди, которые не боятся открывать новые двери , чтобы закрыть за собой другие.

2. Не позволяют эмоциям из прошлого разрушать их настоящее

Трудно не допустить, чтобы наши эмоциональные раны не оказывали влияние на то, кем мы являемся и как мы ведем себя в настоящий момент. На самом деле, большая часть людей находится под гнетом своего эмоционального прошлого.

Существует ошибочное мнение, что смотреть на прошлое это пустая трата времени, что прошлое ушло навсегда и не надо чистить от его остатков свой внутренний мир. Таким образом, эта эмоциональная «грязь» накапливается с годами , создавая все увеличивающуюся в размерах гору эмоциональной боли.

То есть, это как будто у вас аллергия на пыль , и вы заметаете ее под ковер в своей гостиной , думая, что так она не повлияет на вас.

Тот факт, что мы не уделяем достаточно внимания нашему жизненному и эмоциональному опыту, причиняет нам много боли, ведь «неразобранные» воспоминания занимают место для положительных эмоций и это мешает нам двигаться вперед.

Люди, достигшие определенной степени эмоциональной зрелости, способны правильно завершить этапы своей жизни , хотя они и знают, что это тяжелый процесс, который требует немалых усилий , и который часто бывает очень трудно осуществить.

3. Если что-то их беспокоит, они это принимают, а затем меняют

Как это ни парадоксально звучит, но мы можем что-либо изменить только тогда, когда мы примем это таким, какое оно есть . Люди, которые понимают это, знают, что жалобы и эмоциональный комфорт, только заводят нас вглубь сложного и темного лабиринта.

Если вы являетесь человеком, который больше действует и меньше жалуется, то можно сказать, что вы эмоционально растете.

Позволить себе делать ошибки и не винить себя за них снова и снова , это эмоциональная привилегия , которая доступна не многим. Мы должны осознать и принять наши ограничения и работать, чтобы избавиться от них.

Ошибки и неудовлетворенность являются возможностями для роста, всегда и без исключений . Наши оплошности не должны заставлять нас останавливаться на пути или брать ненужный нам тайм-аут, ведь то, что мы увидели и поняли, в какую сторону следует идти, снимает с нас всю вину за неудачи.

4. Знают, как управлять своими эмоциями и мыслями, а также эмоциями других

Достигнуть зрелости, значит думать о том, что ты говоришь, уважать то, что говорят тебе и задумываться над тем, о чем умолчал.

Эмоциональная зрелость означает достижение особого осознания своих и чужих мыслей и чувств. Ясность разума, присущая зрелым людям резко контрастирует с медлительностью и хаосом, который царит в голове у людей, которые все еще чувствуют себя оглушенными своими и чужими эмоциями.

Эта способность облегчает разрешение проблем , с которыми мы сталкиваемся в своей повседневной жизни, делая этот процесс быстрым, чистым и эффективным, без излишних драм и эмоциональных нагрузок.

Такая зрелость является одной из основ эмоционального интеллекта, способности, которая облегчает нам достижение целей во всех областях нашей жизни.

5. Эмоциональная зрелость позволяет нам открыть свое сердце для других

Маски и броня, которые мы используем в настоящее время, относятся к нашему прошлому . Это еще один способ продолжать тащить на наших спинах все прошлые конфликты и незаживающие раны.

Звучит очень приятно, не так ли? Единственный способ, чтобы эмоционально созреть и двигаться вперед , это прекратить бояться обязательств , доверять самому себе и другим , а также наслаждаться жизнью, в одиночестве и в компании.

Как мы уже видели, эмоционально зрелые люди принимают жизнь со всеми ее плюсами и минусами . Они не говорят о том, что все безоблачно, но твердо знают, что плакать так же важно, как и смеяться. Они знают ценность того, что другие живут в соответствии с их эмоциональной эволюцией.

Поэтому, можно сказать, что эмоциональная зрелость позволяет нам взять под контроль свою жизнь и понять, что испытывать эмоции это удовольствие, а тяжелая обязанность. опубликовано

Любая эмоция возникает в ответ на удовлетворение-неудовлетворение какой-либо ценности, потребности, желания и т.д. Когда происходит удовлетворение – возникают положительные эмоции, при неудовлетворении – отрицательные. А так как большинство этих самых потребностей могут быть удовлетворенны только с помощью чего-то извне, отсюда вытекает важнейшая роль эмоций в жизни человека. Именно через эмоциональную сферу происходит «связка» внутренней системы ценностей-потребностей (что, как утверждают академические психологи, является ядром личности человека) с внешним миром.

Именно эмоции сигнализируют о том, какая потребность удовлетворена, а какая нет (оценочная и сигнальная функция эмоций). Именно эмоции дают «психологическую энергию» для деятельности (мобилизующая и регулирующая деятельность функция эмоций). Именно с помощью эмоций происходит закрепление положительного и отрицательного опыта (адаптивная и следообразующая функция эмоций). Наверное, следует назвать еще одну функцию эмоций, не упоминающуюся в академических учебниках – именно эмоции дают человеку ощущение жизни, бытийности, ее наполненности. Человек, не испытывающий эмоций, как бы и не живет.

Часто всю психику человека делят на две сферы – рациональную и эмоциональную. Обе эти сферы одинаково важны, это как две ноги, на которых «стоит» личность. Если одна из них не будет достаточно развита, то личность будет хромать. К сожалению, наша западная цивилизацию сильно обесценила важность эмоции в сравнении с мышлением, что не могло не сказать на сегодняшнем уровне психологического здоровья.

Итак, эмоциональное развитие не менее важно в жизни человека, чем интеллектуальное развитие. Поэтому, уровень эмоциональной зрелости человека является важной характеристикой его способности полноценно жить эту жизнь.

К сожалению, область эмоциональной зрелости личности человека на сегодня практически не подвергалась подробному изучению и теорий эмоциональной зрелости не так много. Приведу одну из них, на мой взгляд, наиболее достойную внимания, модель Клода Штайнера (одного из основателей транзактного анализа). Предупреждаю сразу, в сравнении с оригиналом, немного изменены названия каждого уровня зрелости (у Штайнера это называется уровнями эмоциональной грамотности).

1. Эмоциональный блок. Уровень развития эмоций, когда сами эмоции не чувствуются. То, что эмоции все-таки присутствуют, можно определить, по возникновению побуждения на одни действия, и сопротивление на другие. Эти эмоции могут блокировать или заставлять совершать какие-либо поступки, но не осознается (или правильнее сказать, не чувствуется) само эмоциональное побуждение. Просто невозможно что-то делать, или наоборот, невозможно остановить какое либо действие, происходящее вопреки сознательному решению. Со стороны можно сказать, что человек что-то чувствует по его интонациям, мимике, поведению, при этом самим человеком не чувствуется ничего из того, что он мог бы назвать эмоциями. Также это состояние он мог бы описать как пустоту, оцепенение или замороженность. Бывает, что такие «неощущаемые» эмоции бесконтрольно накапливаются, и приводят к эмоциональным всплескам и взрывам, после чего происходит возврат в «бесчувственное» состояние до нового такого взрыва.

Самопомощь: обучение распознанию телесных ощущений (болей, зажимов, напряжений, непроизвольных движений и т.д.) во время эмоциональных блоков. Может помочь форма дневника:

Эмоциональный блоки (что-то заставляет действовать/бездействовать без ощущения эмоций)

Какими телесными ощущениями, мышечными зажимами и т.д. сопровождается?

В каких ситуациях возникают?

Какая эмоция может, скорее всего, переживаться?

Помогают занятия танцами, музыкой, лепкой и т.д., в общем все то, что поощряет телесную экспрессию и переход на следующий уровень эмоциональной зрелости – телесный.


2. Телесные ощущения. Эмоции переживаются как телесные ощущения (к примеру страх – как сердцебиение или потливость, депрессия – как сжатие в груди, гнев – как неприятные ощущения в желудке и т.д.). Эмоция как сама эмоция при этом не ощущается

Самопомощь: Словарь «эмоциональных» телесных ощущений

Помогают мышечные релаксации, йога и другие практики, помогающие расслабить тело и установить с ним контакт.


3. Хаотические переживания. Эмоции чувствуются как некий уровень диффузной эмоциональной энергии, но при этом невозможно определить, какая эмоция переживается, различить эмоции, вербализировать. В общем, переживается вместо конкретных эмоций ощущение эмоциональной массы и напряжения.

Самопомощь: Составление словаря эмоций

Дневник эмоций – во время анализа дня записать свои основные чувства, которые испытывал в течении каждого часа или получаса (можно записывать на протяжении дня.). Обучение вербальному выражению эмоций (определять, что чувствую и называть это), рисование эмоций (или другое художественное их выражение).

4. Различение эмоций. На этом уровне происходит опознавание эмоций и их различение, определение вызвавших их событий, сопровождающих мышления и желаний. Человек может одновременно переживать несколько различных эмоций, при этом осознавая и различая эти эмоции. Но на этом уровне эмоциональной зрелости сильные эмоции искажают рациональную оценку, влиять на совершаемые действия и т.д.

Самопомощь: Обучение различным способам управления и переживания эмоций (этих способов настолько много и они настолько часто описывают, что тут я воздержусь даже от примерного их перечисления).

5. Ответственность за свои эмоции. Внутренний локус контроля эмоций: ощущение, что это не события заставляют меня чувствовать, а что это я чувствую в ответ на события. Эмоции не влияют на рациональную оценку ситуации или совершаемые действия. Для сегодняшнего времени это вполне высокий уровень эмоциональной зрелости. Человеку тут следует учиться не только переживать свои эмоции, но и понимать чужие – эмпатии.

6. Эмпатия. «Чувствование» того, что переживают другие люди, при этом четкое разделение «своих» и «чужих» эмоций, не переживание чужих эмоций вместо своих, а именно чувствовать их. Очень высокий уровень эмоциональной зрелости, соответствующий уровню опытного практического психолога. Для дальнейшего эмоционального развития стоит учиться «обмениваться» эмоциями с другими людьми

7. Эмоциональное взаимодействие. Человек способен не только чувствовать чужие эмоции, но и осознанно полноценно взаимодействовать с другими на эмоциональном уровне. Есть ли дальнейшее эмоциональное развитие, ни Штайнеру, ни тем более мне неизвестно.)))


Напоследок, хотелось бы привести краткие характеристики эмоциональной зрелости:

Эмоциональная зрелость по отношению к себе:

1.) способность осознавать, различать, называть и выражать свои эмоции;

2.) способность брать ответственность за свои эмоции на себя;

3.) способность регулировать свое эмоциональное состояние;

4.) стремление к дальнейшему эмоциональному развитию.

Эмоциональная зрелость по отношению к другим:

1.) способность «чувствовать» эмоции других людей, разделяя при этом свои и чужие эмоции;

2.) способность осознавать влияние чужих эмоций на себя и своих эмоций на других;

3.) умение сочувствовать другим;

4.) способность к эмоциональному взаимодействию с другими.

Большинство из того, что делает человек на самом деле направленно на то, чтобы хорошо себя чувствовать. А лучший способ достичь хорошего самочувствия – напрямую заниматься своим эмоциональным развитием.)))))

Эмоциональная зрелость — это такое состояние, когда у нас уже нет внутренней необходимости судить других или оправдываться за свои решения.

Антони де Мельо

Жизнь не особо щедра на четкие инструкции, или хотя бы подсказки . Можно научиться чему угодно, но как «повзрослеть» не расскажут нигде. Если мы хотим достигнуть эмоциональной зрелости , нам ничего не остается, кроме как самостоятельно искать решение (методом проб и . Мы падаем, терпим неудачи, однако поднимаемся и продолжаем свой путь.

Эмоциональная зрелость отличается от физической.

Наше тело растет, развивается и, конечно же, стареет с течением времени. Однако нельзя сказать, что количество прожитых лет напрямую связано с достижением эмоциональной зрелости. Можно прожить долгую жизнь. Накопить много жизненного опыта и получить определенный набор необходимых навыков. Но при этом так и остаться личностью инфантильной.

Эмоциональная зрелость означает то, что человек не боится делать ответственный выбор в сложных жизненных ситуациях. Что он чувствует в себе уверенность, способность справляться с трудностями и формировать созидательные отношения. Другими словами, когда человек научился осознавать то, что происходит с ним и вокруг него. Когда он может заглянуть внутрь себя и принять то, что увидит там. А еще когда он в состоянии управлять своими .

Но, в практическом плане, чем же выделяются эмоционально зрелые люди? Есть 5 характерных признаков эмоционально зрелой личности:

1. Эмоциональная зрелость учит принимать реальность

Эмоционально зрелые люди понимают, что реальность существует вне зависимости от их отношения к ней. Какие-то обстоятельства нашей жизни мы можем выбирать сами (например, профессию). Что-то мы не в силах поменять (например, внешние данные). Если начать сопротивляться событиям, которые нам изменить не дано, мы не испытаем ничего кроме боли и замешательства. Лучше научиться быть счастливым в имеющихся обстоятельствах, делая свой пусть и маленький выбор, но каждый день. Постепенно такое осознанное отношение к настоящему приведет нас к тому, что мы сможем управлять им.

2. Она не позволяет прошлому разрушать настоящее

Трудно не допускать того, чтобы наши эмоциональные раны из прошлого не оказывали влияния на то, кем мы являемся теперь. На самом деле, большая часть людей находится под гнетом своего эмоционального прошлого.


Существует мнение, что смотреть на прошлое это пустая трата времени. Прошлое ушло навсегда и надо чистить от его остатков свой внутренний мир. Иначе эта эмоциональная «грязь» с годами будет только накапливаться , создавая все увеличивающуюся в размерах гору эмоциональной боли.

То есть, это как будто у вас аллергия на пыль, и вы заметаете ее под ковер в гостиной , думая, что так она не повлияет на вас.

Если мы не уделяем достаточно внимания нашему жизненному и эмоциональному опыту, «не разобранные» воспоминания занимают место новых положительных эмоций и это мешает нам двигаться вперед.

Люди, достигшие определенной степени эмоциональной зрелости, способны правильно завершать своей жизни. Хотя они и понимают, что это тяжелый процесс, который потребует немалых усилий. Другими словами, эмоциональная зрелость дает понимание того, что жить надо в настоящем, а не в прошлом или будущем.

3. Эмоциональная зрелость — это развитие и поиск роста

Как это ни парадоксально звучит, но мы можем что-либо изменить только тогда, когда мы примем это как данность . Люди, которые понимают это, знают, что жалобы и эмоциональный комфорт только заводят вглубь сложного и темного лабиринта.

Если вы являетесь человеком, который больше действует и меньше жалуется и не боится выходить из зоны комфорта, то можно сказать, что вы эмоционально растете и развиваетесь.

Позволить себе делать ошибки и не винить себя за них снова и снова — это эмоциональная привилегия. И доступна она немногим. Мы должны осознать и принять наши ограничения. А еще работать над тем, чтобы в какой-то момент избавиться от них.

Ошибки и неудовлетворенность — это возможности для роста, всегда и без исключений . Наши оплошности не должны заставлять нас останавливаться на пути или брать ненужный нам тайм-аут. Ведь то, что мы увидели новый путь, снимает с нас всю вину за .


4. Эмоционально зрелые личности знают, как управлять своими чувствами и мыслями, а также эмоциями других

Достигнуть зрелости — значит думать о том, что мы говорим, уважать то, что говорят нам, и задумываться над тем, о чем умолчали.

Эмоциональная зрелость означает достижение особого осознания своих и чужих мыслей и чувств.

Ясность разума, присущая зрелым людям, резко контрастирует с медлительностью и хаосом, который царит в голове у людей, которые все еще чувствуют себя оглушенными своими и чужими эмоциями.

Эта способность облегчает разрешение проблем , с которыми мы сталкиваемся в своей повседневной жизни, делая этот процесс быстрым, чистым и эффективным. Без излишних драм и эмоциональных нагрузок.

Такая зрелость является одной из основ эмоционального интеллекта . Способности, которая облегчает достижение целей во всех областях жизни.

5. Эмоциональная зрелость позволяет открыть свое сердце для других

Маски и броня, которые мы используем в настоящее время, относятся к нашему прошлому . Это еще один способ тащить «на своем горбу» все прошлые неурядицы.

Единственный способ эмоционально «созреть» и двинуться вперед — прекратить бояться обязательств.

Начать доверять себе и другим, а также наслаждаться жизнью, в одиночестве и в компании.

Эмоционально зрелые люди принимают жизнь со всеми ее плюсами и минусами. Они не говорят о том, что все безоблачно. Но твердо знают, что так же важно, как и смеяться. Эти люди осознают ценность того, что другие живут в соответствии с их эмоциональной эволюцией . И они действительно могут контролировать свою жизнь!

Незрелая личность хочет больше, чем имеет и заслуживает, в результате нередко теряет и то, что имеет. Зрелая личность довольна тем, что имеет, и тогда к ней прибывает что-то еще. Незрелая личность хочет, чтобы ее дела кто-то устроил, зрелая устраивает их сама. Незрелая личность надеется, зрелая действует. Незрелая личность пытается управлять другими людьми, зрелая управляет собою.

Эмоционально-незрелые люди, это неуверенные в себе люди, которым для того, чтобы чувствовать себя уверенно, нужны «подпорки». Это люди, чьи эмоции в своем развитии ”замерли” на уровне детских проявлений. Это люди, которые боятся показать свою слабость, и им постоянно необходимо самоутверждаться, показывать свою значимость, поэтому они болезненны к критике, постоянно сравнивают себя с кем-то, у них занижена самооценка, иногда чувствуют себя ущербными, и часто судорожно ищут способы находиться на высоте и демонстрировать свою «крутость» за счет каких-то внешних проявлений.

Они не способны переживать трудности и проблемы, в критических жизненных ситуациях у них есть необходимость «спрятаться в домик», «убежать» от болезненного для них мира. В качестве «бегства» они используют агенты зависимости: алкоголь, наркотики, секты, эзотерика, магия, азартные игры… агентом зависимости даже может быть человек. Кроме того, не желая мириться с окружающим миром, они мечтают его изменить, взять под контроль – агенты зависимости, на первых этапах дают иллюзию того, что это у них получается. Путем достижения изменения своего сознания, или крайних, пиковых эмоций, эйфории, они чувствуют себя увереннее, сильнее, могущественнее. Они не знают как им жить, им нужна «инструкция», они ищут какой-то глобальный «смысл жизни», прячась от самой жизни. В этом отношении им «помогают» агенты зависимости, которые становятся для них «смыслом». Без подобных «подпорок», они чувствуют себя дискомфортно. Они похожи на больших детей, «застряли» где-то детстве, и нуждаются в руководстве.

Боятся открыто выражать свои чувства, показать свою слабость, и им постоянно необходимо самоутверждаться, показывать свою значимость, важность, ощущать проявления любви от окружающих, поэтому они болезненны к критике, часто сравнивают себя с кем-то, у них занижена самооценка, они не любят себя, порой чувствуют себя ущербными, и судорожно ищут способы находиться на высоте и демонстрировать свою «крутость», «важность» за счет каких-то внешних проявлений. У них ничего не бывает в меру. Если любовь — то «до умопомрачения» и изживания со свету дуг друга, если религия — то до слепого фанатизма, если спорт — то до изнеможения и проблем со здоровьем, если работа — то до инфаркта…

Они не умеют просто чем-то увлечься, они «утопают» в том, что находят, используют это в целях забытья от реальности. Происходит это из-за присущего эмоционально незрелым людям ощущения «духовной пустоты», и необходимостью постоянно чем-то или кем-то эту «пустоту» заполнять. Они пытаются заполнить ее агентом своей зависимости. Им плохо наедине с собой, со своими чувствами.

Эмоционально незрелые люди не способны серьезно планировать. Их планы, как правило, рассчитаны или до ближайшего действия, или больше похожи на несбыточные мечты. Они не способны взять на себя ответственность, стараются ее избежать, взвалить на кого-либо другого, поэтому в адрес других людей они часто используют слова «должен», «должна», должны». Они не извлекают опыт из ошибок, и во всех проблемах ищут виноватых, упрекают обстоятельства или других людей в своей несостоятельности, в том, что жизнь не удалась. Конечно, если ответственен за тебя другой — он и будет виноват за то, что ты сделал не так.

Они часто витают в фантазиях, типа:

  • «вот если бы я жил в другом городе, то все было бы по другому…»,
  • или «если бы я женился (или не женился)…»,
  • или: «если бы я мог уйти с этой работы…»,
  • или «если бы у меня был ребенок…»,
  • или «если бы он вел себя пр-другому…» и т.п.

Им кажется, что если бы… то все бы было хорошо, но они не способны понять, что зачастую проблема не в обстоятельствах, не в людях, окружающих их, а в них самих, а все эти «если бы…» — всего лишь мечты.

Страхи и страдания порой руководят эмоционально-незрелыми людьми. Они часто страдают. Страдания их ограничиваются или виной за прошлое, или беспокойством за будущее. Собственно, часто вместо полезной деятельности они выбирают страдания. Они рождаются в их фантазии, и часто не позволяют сделать то, что эти люди могли бы сделать в реальности действенного, важного… Когда, казалось бы, все в порядке – эмоционально незрелые личности начинают мучить себя трагичными воспоминаниями, виной за прошедшие события, или представлять тревожные картинки будущего, которое в реальности скорее всего произойдет по-другому, нежели они видят в «своем кино», или вообще не произойдет. Из-за этого они почти постоянно тревожны, «заморочены», напряжены. Алкоголь, наркотики, секты, азартные игры, другой человек, на первых этапах зависимости выполняют роль «успокоительного», «расслабляющего», «отвлекающего», как бы помогают забыться от напряжения, но это обман. На более поздних стадиях эйфория проходит и приходит горькая расплата.

Признаки характера незрелой личности:

  • неустойчивость настроения,
  • плохо контролируемые влечения,
  • недостаточность сознательной и целевой активности,
  • поверхностные, незрелые суждения.
  • сниженная интегративная функция «Я», мотивационная и эмоциональная неустойчивость,
  • аффилиативная ведущая потребность, т.е. поиск покровителя;
  • высокий уровень мотивации избегания неуспеха, преобладание страха перед неуспехом над надеждой на успех;
  • ярко выраженная пассивно-страдательная позиция;
  • отсутствие потребности в признании; выраженное стремление прятать душевные и сексуальные переживания;
  • пассивно-зависимый стиль межличностного поведения;
  • выраженное стремление уйти от конфронтации с жестким противостоянием сильных личностей в мир идеальных отношений, в мир фантазий, приспособиться к коллективу, а также к отречению и деструкции своего «Я»;
  • стиль мышления, сочетающий в себе вербально-аналитические и художественные наклонности;
    защитные механизмы: вытеснение или навязчивость, отказ от самореализации.

Незрелая личность часто знает, но не умеет. Зрелая не только знает, но и умеет. Поэтому незрелая личность критикует, а зрелая делает. Незрелая личность пытается устроить в первую очередь свою личную жизнь, а потом дела. В результате не устраивается ни то, ни другое, и она попадает в зависимость от других людей. Зрелая личность в первую очередь устраивает свои дела и приобретает независимость. Личная жизнь устраивается сама по себе.

Потребности зрелой личности вытекают из ее успехов, из ее дел. Незрелая личность, не делая дел, копирует потребности зрелой личности, увеличивая их размеры. (Вспомните потребности великовозрастных детей, сидящих на шее своих стареющих родителей). Незрелая личность думает о результате, а зрелая — о деле. Незрелая личность хочет больше, чем имеет и заслуживает, в результате нередко теряет и то, что имеет. Зрелая личность довольна тем, что имеет, и тогда к ней прибывает что-то еще. Незрелая личность хочет, чтобы ее дела кто-то устроил, зрелая устраивает их сама. Незрелая личность надеется, зрелая действует. Незрелая личность пытается управлять другими людьми, зрелая управляет собою.

Незрелая личность — декорация, она беспокоится о том, как выглядит. Зрелая личность — фигура, которая не задумывается, как она выглядит. Незрелая личность вначале принимает решение, а потом подгоняет факты под выбранное решение — отсюда ее подозрительность. Зрелая личность вначале собирает факты, а потом на их основании принимает решение — отсюда открытость зрелой личности. Незрелая личность хочет занимать высокое положение и иметь много, не занимаясь личностным ростом и приобретением навыков. Зрелая личность заботится о личностном росте и приобретении навыков. Высокое положение и деньги приходят сами по себе, как побочный продукт личностного роста.

Очень болезненно обнаружить у себя такой дефект характера, как незрелость, но, несмотря на это, работа над ним дает огромные результаты. Задайте себе следующие вопросы, когда будете анализировать себя на предмет зрелости:

  1. Боюсь ли я принимать на себя новую ответственность, как, например, уход из дома, устройство на работу, вступление в брак?
  2. Не хочу ли я постоянно привлекать к себе всеобщее внимание, и не становлюсь ли я несчастным, когда в центре внимания - другой?
  3. Не слишком ли быстро у меня опускаются руки, когда возникают препятствия, может быть, я хочу, чтобы все происходило легко и быстро?
  4. Не слишком ли я чувствителен к любой критике в свой адрес и не слишком ли критичен по отношению к другим?
  5. Обвиняю ли я постоянно других в проблемах, вызванных моими собственными недостатками?
  6. Не избегаю ли я исполнения повседневных обязанностей, погружаясь в мечты и фантазии?
  7. Не ищу ли я постоянно оправданий и причин собственных ошибок и неудач?
  8. Продолжаю ли я повторять те же ошибки, учит ли меня чему-то опыт этих ошибок?
  9. Отказываюсь ли я признать и принять свои недостатки и ограничения?
  10. Не провожу ли я много времени в спорах и жалобах на несправедливость жизни?
  11. Не вступаю ли я постоянно в соревнование с другими?