Главы государств, которым вынесли импичмент или которым грозил импичмент. Импичмент - что это такое, как объявить импичмент президенту? Что такое импичмент президента рф

нижней палаты парламента при необходимом пороге в 340 голосов. Не поддержали импичмент лишь 137 законотворцев. Согласно процедуре, теперь окончательное решение об отстранении Русеф от должностных полномочий должны принять депутаты Сената — верхней палаты парламента.

АиФ.ru рассказывает, что такое импичмент.

История вопроса

Импичмент (в перев. с англ. impeachment — «недоверие») — это освобождение от должности главы государства специально уполномоченными органами, чаще всего парламентом, по процедуре и основаниям, предусмотренным законами. Впервые такую практику начали применять в XIV веке в Англии. Процедура состояла в подтверждении обвинений в отношении главы Палаты общин или министров с проведением предварительного следствия или без него. За ней следовал суд, который проводила Палата лордов. Последний раз импичмент в Великобритании проводился против лорда Мелвилла в 1806 году.

В конституции процедура под названием «импичмент» впервые в мире была установлена в США. Отстранение от должности гражданского должностного лица там грозит за «серьезные преступления и правонарушения». Военные должностные лица, подлежащие суду военных трибуналов, не могут подвергаться импичменту.

В истории США было всего три попытки импичмента президентов. В 1868 году одного голоса не хватило для отставки Эндрю Джонсона . В 1974 году президент Ричард Никсон избежал импичмента, заранее подав в отставку. Также провалился импичмент Биллу Клинтону в 1998 году после скандала с Моникой Левински.

Импичмент в Российской Федерации

В России процедура импичмента предусматривается ст. 93 Конституции РФ.

Статья 93 Конституции РФ

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Кому из российских президентов грозил импичмент?

Вопрос отстранения от должности неоднократно возникал в отношении первого президента РФ Бориса Ельцина.

В марте 1993 года по инициативе Верховного Совета и Съезда народных депутатов России вопрос о полномочиях президента был вынесен на всенародный референдум, по результатам которого Ельцин сохранил свои полномочия.

Во второй раз вопрос об импичменте встал в сентябре 1993 года после указа президента о прекращении действия Съезда и Верховного Совета. Решение об импичменте было принято депутатами, собравшимися на так называемый X Съезд, законность которого не была признана исполнительной властью. Конфликт в результате был разрешён вооружённым путём.

15 мая 1999 Государственной думой был рассмотрен вопрос о досрочном прекращении полномочий президента РФ Бориса Ельцина, согласно начатой в 1998 году процедуре импичмента. Она основывалась на пяти обвинениях, в числе которых были распад Советского Союза; расстрел парламента в октябре 1993; развязывание войны в Чечне; развал Вооруженных Сил и геноцид российского народа. Однако в ходе голосования ни по одному из пунктов обвинения не было набрано две трети голосов депутатов. В результате голосования ни одно из обвинений не получило поддержки большинства депутатов и процедура импичмента была прекращена.

В каких странах президенты лишились своих полномочий после импичмента?

Импичмент прописан в конституции многих стран мира, но на практике отстранение от должности в результате этой процедуры случается очень редко. В результате импичмента должности лишились:

  • в 1992 году президент Бразилии Фернанду Колор из-за обвинений в коррупции
  • в 1997 году президент Эквадора Абдала Букарам по обвинению в «умственной неполноценности»
  • в 2000 году президент Филиппин Джозеф Эстрада по обвинению в получении многомиллионных взяток от нелегального игорного бизнеса
  • в 2000 году президент Перу Альберто Фухимори за многочисленные преступления против народа
  • в 2001 году президент Индонезии Абдуррахман Вахид по обвинению в коррупции
  • в 2004 году президент Литвы Роландас Паксас по обвинению в необъективности при принятии решений и зависимости от третьих лиц.
Ответ редакции

© AP Photo / Eraldo Peres


© AP Photo / Eraldo Peres

26 мая 2015 года парламент Мадагаскара . Парламентарии обвинили президента в непрофессионализме и нарушении конституции страны. За отставку Радзаунаримампианина проголосовал 121 из 151 членов Национальной ассамблеи (парламента) Мадагаскара. 13 июня Конституционный суд Мадагаскара отклонил требование парламента об отставке президента .

В начале июля 2012 года парламент Румынии . За отстранение его от должности проголосовали 258 из 432 депутатов, против — 114. Инициатором процедуры отстранения правоцентриста Бэсеску от должности стала оппозиционная левоцентристская коалиция, которая подготовила подробный доклад о его деятельности за последние два года пребывания на посту главы государства и обвинила политика в нарушении конституции.

В стране прошел референдум по вопросу импичмента президента, в ходе которого за отстранение главы государства от должности выступили более 87% избирателей. Однако итоги референдума были признаны недействительными, так как процент явки составил около 46%, тогда как для того, чтобы референдум был признан состоявшимся, в нем должны принять участие не менее половины населения, имеющего право голоса. Конституционный суд Румынии принял решение о признании референдума об импичменте президенту страны Трояну Бэсеску несостоявшимся.

В апреле 2007 года также парламент Румынии . Депутаты от левой оппозиции обвинили Бэсеску в нарушении конституции и проявлении "тоталитарных наклонностей": злоупотреблении властью, в том числе в прослушивании телефонных разговоров членов правительства, коррупции и нанесении ущерба имиджу Румынии на международной арене. Дело дошло до референдума, в котором, по данным Центрального избирательного бюро Румынии, участвовали немногим более 30% из более 18 миллионов граждан, имеющих право голоса. Из них 74% проголосовали против импичмента. Это не помешало Бэсеску в декабре 2009 года победить на президентских выборах.

22 июня 2012 года Сенат Парагвая президенту страны Фернандо Луго по обвинению в неподобающем исполнении своих обязанностей. Поводом к рассмотрению дела послужило столкновение полиции и крестьян в районе города Куругуату, в департаменте Канендию на юго-востоке страны. В результате инцидента погибли 17 человек. , против — 4.

В апреле 2007 года после президентских и парламентских выборов Нигерии, которые прошли 21 апреля, партии, несогласные с итогами голосования, действующему президенту Нигерии Олусегуну Обасанджо, называя его главным виновником срыва всенародных выборов в стране. При этом власти Нигерии объявили выборы состоявшимися. Предвыборная кампания и выборы с самого начала носили скандальный характер и получили массу нареканий со стороны наблюдателей и сторонников нигерийской оппозиции. Накануне стало известно имя будущего президента республики — кандидата от правящей партии НДП Умару Ярадуа, опередившего по числу голосов своих ближайших соперников более чем в два раза.

В августе 2002 года нижняя палата парламента Нигерии также потребовала отставки президента Олусегуна Обасанджо, дав ему на это две недели. В противном случае парламентарии обещали начать процедуру импичмента. Однако Обасанджо отверг призыв к отставке.

6 апреля 2004 года парламент Литвы . Парламентарии сочли его виновным по трем пунктам обвинения — предоставление гражданства в порядке исключения спонсору его предвыборной кампании российскому бизнесмену Юрию Борисову, не обеспечение условий охраны госсекретности и превышение должностных полномочий. Участие в тайном голосовании приняли 115 депутатов сейма из 137. Счетная комиссия получила 114 бюллетеней, из которых 103 признаны действительными.

12 марта 2004 года Национальным собранием Южной Кореи было , которого оппозиция обвинила в коррупции и нелегальной поддержке проправительственной партии в преддверии парламентских выборов.14 мая 2004 года Конституционный суд Южной Кореи отклонил импичмент президента страны Но Му Хена. Судьи решили, что решение парламента об отстранении от власти президента страны было неправомочным, полномочия Но Му Хена были восстановлены.

В августе 2003 года верховный суд Замбии закончил разбирательство по искам оппозиции с требованием признать недействительными результаты выборов 2001 года и объявить импичмент действующему президенту страны Леви Мванавасу и отклонил их, как необоснованные. Мванаваса обвинил предыдущего президента Фредерика Чилубу и его окружение в коррупции и неправильном использовании государственных средств за период нахождения у власти.

В 2001 году парламент Индонезии единогласно проголосовал за импичмент президента Вахида Абдуррахмана. Он не справился с экономическими трудностями в стране, восстановил против себя различные политические и религиозные группировки, включая армию. Попытки Вахида Абдуррахмана остаться у власти не получили поддержки населения страны.

13 ноября 2000 года нижняя палата филиппинского парламента проголосовала за импичмент президенту страны Джозефу Эстраде. Его обвиняли в получении многомиллионных взяток от преступных синдикатов, занимающихся рэкетом и игорным бизнесом. В январе 2001 года процесс импичмента Джозефа Эстрады зашел в тупик — прокуратуре, расследующей финансовые операции президента не дали доступа к его счетам. Это вызвало массовые выступления оппозиции в Маниле.

20 января 2001 года Джозеф Эстрада ушел в отставку .

В феврале 1997 года парламент Эквадора объявил президента страны Абдалу Букарама "умственно неспособным" управлять государством и отстранил его от власти . Абдала Букарам бежал в Панаму, которая предоставила ему политическое убежище.

29 сентября 1992 года нижняя палата конгресса Бразилии начала процедуру импичмента президента Фернанду Колор ди Мелу . При голосовании 441 голосами за и 38 против он был лишен своего поста. 29 декабря 1992 года, непосредственно перед голосованием в Сенате, Фернанду Колор ди Мелу подал в отставку. Тем не менее, голосование было проведено, Колор лишен своего поста и права в течение восьми лет заниматься политикой.

США

В 1998 году процедуре импичмента был подвергнут 42-й президент США Билл Клинтон . Политический после появления в СМИ информации о связи президента с молодой сотрудницей Белого дома Моникой Левински. Клинтон обвинялся в ложных показаниях суду и в создании препятствий правосудию.

В декабре 1998 года палата представителей вынесла решение об импичменте; в феврале 1999 года, после долгого разбирательства в сенате, с Клинтона были сняты все обвинения.

В конце марта 1993 года Съезд народных депутатов Российской Федерации попытался отстранить президента РФ Бориса Ельцина от власти и начать процедуру импичмента в связи с его телеобращением 20 марта, но депутаты не собрали необходимые две трети голосов. Неудача импичмента заставила съезд согласиться на референдум, который был назначен на 25 апреля. В результате референдума, президент (как и съезд) сохранил свои полномочия.

В сентябре 1993 года , после того как Ельцин указом № 1400 предписал Верховному Совету и Съезду прервать осуществление своих функций, Верховный Совет, в свою очередь, объявил указ конституционным переворотом, Конституционный суд признал его основой для отрешения президента от должности. Верховный

Совет принял постановление о прекращении президентских полномочий. Х чрезвычайный (внеочередной) Съезд народных депутатов принял решение о прекращении полномочий президента Ельцина. Однако в ходе событий сентября — октября 1993 года Ельцину удалось сохранить фактическую власть над страной.

В 1998 году в третий раз была начата процедура импичмента против Бориса Ельцина. Она основывалась на пяти обвинениях, в числе которых были распад Советского Союза; расстрел парламента в октябре 1993 года; развязывание войны в Чечне; развал Вооруженных Сил и геноцид российского народа. Впервые был образован Комитет по импичменту. 15 мая 1999 года Государственной думой был рассмотрен вопрос о досрочном прекращении полномочий президента РФ Ельцина. Однако в ходе голосования ни по одному из пунктов обвинения не было набрано две трети голосов депутатов.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

С экранов телевизоров часто можно услышать слово «импичмент». Что это такое простыми словами? Кто был подвержен это процедуре и в каких странах?

Обычно, о нем вспоминают во время политического либо экономического кризиса. Подробнее об этом можно узнать из статьи.

Определение понятия

Слово имеет английские корни, оно переводится как «недоверие». Что такое импичмент? Это определение подразумевает специальную процедуру судебного порядка над должностными лицами с последующим отстранением их от занимаемой должности. Под должностным лицом подразумевается как министр, так и президент.

История возникновения

Значение импичмента возникло в четырнадцатом веке в Англии. получила право отдавать министров короля под суд лордов. Основанием служило уголовное дело. До этого подобное решение вправе был принимать только правящий монарх.

Со временем такая процедура закрепилась в законодательстве США. Импичменту могут быть подвержены судьи, губернаторы.

В законодательстве разных стран

Теперь понятно, что такое импичмент. Простыми словами это отстранение от должности государственного служащего. Существует подобная процедура в большинстве государств. В основном вопрос об импичменте решают на уровне правительства. Однако в Лихтенштейне процедуру отстранения от власти князя осуществляют на основе всенародного референдума.

В США вопрос об отрешении выдвигается в Палате представителей. Затем в Сенате должно набраться большинство голосов (две трети).

В Украине институт импичмента относится к должности президента. Это описано в третьей статье Конституции. Отстраняет его от власти Верховная Рада. Должно проголосовать 226 депутатов и больше. Причиной может стать либо другое преступление.

«Парад импичментов»

Чтобы лучше понять, что это такое простыми словами (импичмент) следует привести реальные примеры. В Европе случаев доведения дела до конца практически нет. Можно вспомнить только 2004 год. Паксас был обвинен в предоставлении гражданства бизнесмену Юрию Борисову в обмен на пожертвование в четыреста тысяч долларов. Роландас Паксас не признал своей вины, но был отстранен.

Гораздо интересней обстоит ситуация в государствах Южной Америки. Так в Бразилии Сенат выступил против президента. Фернанду Колора ди Мелу подал в отставку, но правительство решило довести дело до конца. Президенту был объявлен импичмент по обвинению в коррупции.

Подобное обвинение вынесло правительство Венесуэлы Карлосу Пересу. Президента отстранили от власти и на два года поместили под домашний арест.

В 1997 году начался процесс в Эквадоре против Абдалы Букарама. Его обвинили сразу по нескольким пунктам: незаконное применение вооруженных сил, неподобающее поведение и коррупция. В результате эквадорский «любитель танцев» эмигрировал в Панаму.

В 2000 году произошел инцидент в Перу. Президент сбежал из страны в Японию. Причиной тому стали массовые протесты, которые были спровоцированы коррупцией среди окружения Альберто Фухимори. Лидер Перу подал в отставку, но Конгресс не принял ее и довел процедуру импичмента до конца. Его обвинили в «стойкой моральной несостоятельности».

Иногда импичмент приводил к ухудшению отношений с другими странами. Так в 2012 году в Парагвае президента обвинили в ненадлежащем использовании своих должностных обязанностей. Парламент отстранил его, но многие государства Латинской Америки посчитали, что в Парагвае произошел государственный переворот, и отозвали своих послов.

В Соединенных Штатах было предпринято три попытки отстранения президента: Ричард Никсон, Но в двух случаях они были оправданы Сенатом, а Никсон ушел в отставку, не дожидаясь решения правительства.

В законодательстве РФ

В России также существует институт простыми словами понять сложно. Процедура описана в девяносто третьей статье конституции страны. Если президент совершил преступление, Государственная Дума выдвигает обвинение против него. Также свое подтверждение дает Верховный Суд и Совет Федерации.

Попытки сместить Бориса Ельцина

Значение импичмента заключается не только в отстранении президента либо высшего государственного лица от должности. Оно необходимо, чтобы привлечь его к суду. Хотя чаще всего о импичменте идет речь, когда президент и правительство не могут договориться. О том, что такое импичмент президента известно и в РФ.

В России было совершено три попытки проведения процедуры отрешения. Все они были направлены против Бориса Ельцина. В первый раз это случилось в 1993 году, но по решению всенародного референдума президент сохранил пост. В этом же году возникла еще одна конфликтная ситуация между лидером государства и представителями власти. Для ее разрешения пришлось применить оружие.

В 1998 году при Госдуме была создана парламентская комиссия. Она подготовила обвинения, по которым Ельцину грозил импичмент, но ни один из пунктов не набрал большинства голосов депутатов.

Каждое отстранение от власти несет за собой политические последствия. Даже если оно было сделано законным способом.

Конституцией РФ предусмотрена возможность досрочного отрешения Президента РФ от должности за совершения преступления, именуемая в международной практике процедурой импичмента .

Институт импичмента закреплен в конституциях многих стран, но он практически не применялся (например, в США за 200 лет были предприняты три безрезультатные, с юридической точки зрения, процедуры импичмента президента - в 1865, 1974 и 1999 гг.). В РФ дважды предпринимались тоже безрезультатные попытки импичмента - в 1993 и 1999 гг. В 2004 г. подвергся импичменту и был досрочно смещен с поста президент Литвы.

Процедура импичмента в РФ предусматривает 3 стадии:

Выдвижение Госдумой обвинения против Президента РФ - начало процедуры;

Заключения Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ;

Отрешение президента от должности Советом Федерации.

Обвинение выдвигается Госдумой ФС РФ большинством в 2/3 голосов по инициативе не менее 1/3 депутатов и при наличии заключения специальной образованной Госдумой комиссии; президент обвиняется в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления;

Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления, а Конституционный Суд РФ - о соблюдении порядка выдвижения обвинения;

Совет Федерации ФС РФ принимает решение об отрешении Президента РФ от должности квалифицированным большинством голосов - 2/3 голосов от общего состава в 3-месячный срок после выдвижения Госдумой обвинения; импичмент считается отклоненным, если решение не принято в 3-месячный срок или за отрешение проголосовало менее 2/3 членов Совета федерации; в ином случае Президент РФ прекращает полномочия с момента принятия Советом Федерации соответствующего решения.

В случае досрочного прекращения Президентом РФ полномочий по любому основанию исполнение его обязанностей возлагается на Председателя Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права роспуска Госдумы.

Выборы нового Президента РФ проводятся в 3-месячный срок.

Законодательная власть в Российской Федерации

Половина депутатов (225) избирается по одномандатным округам (территория России делится на 225 примерно одинаковых по численности избирателей округов (и не менее одного округа в одном субъекте федерации), от которых избирается один депутат, - мажоритарная система;

Другая половина (225) депутатских мандатов распределяется между партиями (блоками партий) пропорционально числу поданных голосов - округом становится вся страна: чем больше голосов избирателей отдано за партию, тем больше депутатских мест она получит.

Во время выборов избиратель получает 2 бюллетеня : первый с именами кандидатов от округа, где он проживает; второй с названиями партий (блоков), участвующих в выборах стране в целом. Избиратель может голосовать только за одно кандидата в мажоритарном округе и только за одну партию (блок) по пропорциональному (общефедеральному) округу.

Право избирать депутатов Госдумы имеют граждане РФ, достигшие на день выборов 18 лет. Право быть избранными депутатом Госдумы имеют граждане РФ, достигшие 21 года.

Не имеют избирательного права лица, признанные судом недееспособными, и лица, по приговору суда отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы.

Законодательство о выборах депутатов Госдумы не отличается стабильностью. За 10 лет существования Госдумы каждые новые выборы (1993, 1995, 1999 ГГ.) проводились по новому закону о выборах, который принимался непосредственно «под» очередные выборы и менял правила их проведения. С 2007г. планируется избирать Госдуму только по пропорциональной системе (по партийным спискам) - соответствующие законопроекты уже внесены в парламент.

В мажоритарном округе избранным считается кандидат:

При условии, что в выборах приняло участие более 25% избирателей, зарегистрированных в округе (соблюден кворум);

За победившего кандидата подано больше голосов, чем "против всех".

К распределению депутатских мандатов (всего 225) в общефедеральном (пропорциональном) округе допускаются зарегистрированные федеральные списки, которые:

Если списки, получившие 5 и более процентов голосов, вместе набрали 50 и менее процентов голосов по общефедеральному округу, то к распределению мандатов допускаются также списки, набравшие менее 5% голосов, пока списки, допущенные к распределению мандатов, в сумме не наберут более 50% голосов;

Если менее чем за 3 списка кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов, подано в совокупности более 50% голосов, а остальные списки получили менее 5% голосов, к распределению мандатов допускаются списки, каждый из которых получил 5 и более процентов, а также в порядке убывания поданных голосов списки, набравшие менее 5% голосов, до того как общее число списков, допущенных к распределению, не достигнет 3.

Допущенные к распределению мандатов списки получают количество мандатов, пропорциональное итоговому результату в соответствии с очередностью кандидатов в списках.

Центризбирком признает выборы по общефедеральному округу не состоявшимися, если:

Ни один список не наберет 5 и более процентов голосов избирателей, пришедших на выборы;

В выборах примет участие менее 25% зарегистрированных избирателей;

Основной функцией Федерального Собрания является функция законодательства. Статья 104 Конституции РФ содержит перечень субъектов законодательной инициативы: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, представительные органы субъектов РФ, а также Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный суды. Вместе с тем, никто, кроме Федерального Собрания РФ, не имеет права принимать федеральные законы. Из двух палат парламента именно Государственная дума играет основополагающую роль в законодательном процессе.

Законодательный процесс - это установленный законами и регламентами порядок, этапы, процедуры прохождения закона от проекта до опубликования и вступления в силу, а так же взаимодействие всех участков законотворчества (рис.5.2).

4-й этап. Одобрение закона
Президент Российской Федерации в течении четырнадцати дней подписывает закон и обнародует его
5-й этап. Предписание и обнародование законов

Рис. 5.2. Стадии законодательного процесса

1 этап - законодательная инициатива . Она определяется как совокупность форм, процедур, операций, сопровождающих и обеспечивающих внесение в Государственную Думу проектов законов.

2 этап - рассмотрение законопроекта Государственной Думой. Регламентом Государственной Думы определен порядок рассмотрения законопроекта. Он осуществляется в три чтения, в ходе которых обсуждается концепция, оцениваются положения, отдельные статьи законопроекта, определяется необходимость принятия, вносятся поправки и т. п.

3 этап - принятие закона Государственной Думой. Согласно Конституции РФ и регламенту Государственной Думы федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов (450). В течении 5 дней передаются в Совет Федерации.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течении четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Заключительный этап законодательного процесса - промульгация состоит в том, что принятый палатами парламента федеральный закон в течении 5 дней направляется главе государства, подписывается им, после чего публикуется. Подписывая закон, глава государства констатирует, что закон принят парламентом должным образом и подлежит исполнению; если в течении 14 дней Президент отклонит этот закон, обе палаты вновь рассматривают его, и, если он будет одобрен при повторном рассмотрении не менее чем 2/3 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней и обнародованию.

Конституция РФ предусматривает возможность досрочного роспуска одной из палат Федерального Собрания РФ - Госдумы.

Президент РФ вправе распустить Госдуму в случаях:

Трехкратного отклонения Госдумой кандидатур, предложенных Президентом РФ на должность Председателя Правительства Российской Федерации;

Двукратного в течение 3 месяцев вынесения Госдумой вотума недоверия Правительству РФ при несогласии Президента РФ принять отставку Правительства РФ;

Вынесения Госдумой недоверия Правительству РФ, если вопрос о доверии был вынесен по инициативе Правительства РФ.

Роспуск Государственной Думы невозможен :

В течение одного года со дня ее избрания;

В течение 6 месяцев до окончания полномочий Президента РФ;

С момента выдвижения Госдумой обвинения против Президента РФ;

В период действия в РФ военного или чрезвычайного положения.

Очень часто в средствах массовой информации используют термин «импичмент». Что же он означает и кого подвергали процедуре импичмента? Попробуем ответить на эти вопросы.

Значение понятия

Само слово «импичмент» происходит от латинского impedivi в значении «препятствовать, пресекать» , со временем оно трансформировалось в английском языке в слово impeachment - недоверие. Обычно об импичменте заговаривают в периоды экономических и политических кризисов.

Процедура импичмента предполагает проведение судебных расследований с последующим обвинительным процессом с целью найти и доказать незаконно совершенные чиновником деяния, чтобы впоследствии отстранить его с должности.

Как правило, импичменту подлежат только высокопоставленные лица, такие как президент и премьер-министр, в некоторых странах также министры могут подвергаться данной процедуре. Говоря проще – это снятие с должности госслужащих высокого ранга.

История импичмента

Впервые данная процедура была упомянута в XIV веке в Англии. Именно тогда Палата общин смогла инициировать суд лордов над министрами. Ранее лишь король был вправе рассматривать такие дела и принимать соответствующие решения. Но для того, чтобы снять с должности провинившегося министра, необходимо было сначала завести уголовное дело.

Эту процедуру закрепили на законодательном уровне. Примеру Англии последовали и Соединенные штаты Америки, где под импичмент подпадали не только министры, но и судьи, губернаторы. Сначала вопрос отстранения в США поднимают в Палате представителей, затем его рассматривают на заседании сенаторы, причем необходимым условием для импичмента является то, что за него должны отдать свои голоса не менее двух третей всех сенаторов.

Импичмент в других странах

Такая процедура предусмотрена законами многих стран. Как правило, поднимают вопрос об отстранении чиновников на правительственном уровне . Но так не везде, например, в Конституции государства Лихтенштейн есть пункт, согласно которому импичмент князю можно осуществить на основании народного недоверия, то есть в результате проведения референдума.

А вот в Украине импичмент могут вынести только президенту. Данная норма закреплена в Конституции страны. И занимается проведением процедуры Верховная Рада , в которой за снятие с должности должно проголосовать не менее 226 депутатов. Причин, по которым может быть проведен импичмент две – это доказанная госизмена либо иное тяжкое преступление.

Примеры импичментов

Чтобы разобраться в сути импичмента, опишем несколько случаев проведения этой процедуры. В Европе часто инициировали импичмент, однако до логического финала практически не доводили.

Лишь в 2004 году президента Литвы Роландаса Паскаса обвинили в коррупции (продажа гражданства за крупную сумму денежных средств). Несмотря на то, что в тогда так и не смогли доказать вину президента, и он сам её не признал, его все же отстранили.

А вот дело в странах Южной Америки обстоит иначе, там процедуры импичмента довольно часто проводятся. Например, в начале девяностых годов двадцатого века в Бразилии правительство сняло посредством проведения данной процедуры президента Фернанду Колора ди Мелу, обвиненного в коррупционных деяниях.

Показателен и процесс 1997 года на Абдалой Букарамом (Эквадор), обвиняемом коррупционных деяниях и ненадлежащем поведении (он любил петь и танцевать). Букарам впоследствии вынужден был искать политического убежища в Панаме. Наверное, это единственный импичмент, когда главу государства отстранили по причине «умственной неполноценности».

Бывало, что проведение импичмента провоцировало значительное ухудшение отношений между государствами. Например, в Парагвае шесть лет назад президента отстранили по причине неправомерного использования служебного положения. Однако соседние страны по какой-то причине решили, что в государстве не импичмент, а переворот и сразу же вывезли свои посольства.

За все время существования США трижды пытались провести эту процедуру. Это коснулось таких президентов: в конце девятнадцатого века — Эндрю Джонсона, в двадцатом веке — Ричарда Никсона и Билла Клинтона. Однако делам не дали полный ход, поскольку Никсон сам предпочел уйти в отставку, а остальных оправдали.

Импичмент в Российской Федерации

В Российской Федерации также предусмотрена возможность проведения импичмента и закреплена она в статье 93 Конституции . В случае совершения президентом преступного деяния, Госдума имеет право инициировать обвинительный процесс, подтвердить правомерность которого обязаны Совет Федерации и Верховный Суд.

В истории страны был один такой случай, когда президент не смог найти общий язык с правительством — так против Бориса Ельцина трижды пытались использовать институт импичмента. Однако этому препятствовали то референдум, то недобор необходимого количества голосов.