Индейцы. Название племен индейцев: майя, ацтеки, инки, ирокезы, могикане, апачи

Весьма обширна и, как следствие, имеет различное название племён индейцев, проживающих на открытых землях. Их множество, хотя европейские мореплаватели использовали только один термин к коренным жителям Америки - индейцы.

Заблуждение Колумба и последствия

Со временем стала понятна ошибка: то, что коренные жители - это аборигены Америки. До начала европейской колонизации XV века жители прибывали в различных стадиях общинно-родового строя. У некоторых племён главенствовал отцовский род, а у других господствовал матриархат.

Уровень развития в первую очередь зависел от местоположения и климатических условий. В процессе последующей странами Европы использовалось только общее название племён индейцев для целой группы культурно-родственных племён. Ниже рассмотрим подробно некоторые из них.

Специализация и быт индейцев Америки

Весьма примечательно, что индейцы Америки изготавливали различные керамические изделия. Эта традиция зародилась задолго до контакта с европейцами. В ручной работе применяли несколько технологий.

Были использованы такие способы, как лепка по каркасу и форме, формовка лопаткой, лепка из глиняного шнура и даже скульптурное моделирование. Отличительной особенностью индейцев было изготовление масок, статуэток из глины и ритуальных предметов.

Название племён индейцев довольно разные, ведь они говорили на разных языках и практически не имели письменности. Существует очень много народностей Америки. Давайте рассмотрим наиболее известные из них.

Название племён индейцев и их роль в истории Америки

Мы рассмотрим несколько самых знаменитых гуроны, ирокезы, апачи, могикане, инки, майя и ацтеки. Некоторые из них были с достаточно низким уровнем развития, а другие впечатляли высокоразвитым обществом, уровень которых невозможно определить просто словом «племя» со столь обширными знаниями и архитектурой.

У ацтеков до испанского завоевания сохранялись старые традиции. Их численность составляла около 60 тысяч. Главными занятиями было звероловство и рыбалка. Кроме этого, у племени присутствовало деление на несколько родов с должностными лицами. Из подвластных городов изымалась дань.

Ацтеки отличались тем, что вели достаточно жёсткое централизованное управление и иерархическую структуру. На самой высшей ступени стоял император и жрецы, а на низшей - рабы. Также у ацтеков применялась смертная казнь и человеческие жертвоприношения.

Высокоразвитое общество инков

Самое загадочное племя инков относилось к крупнейшей древней цивилизации. Проживало племя на высоте 4,5 тысячи метров в и Колумбии. Это древнейшее государство просуществовало с XI по XVI века нашей эры.

В его состав входили вся территория государств Боливия, Перу и Эквадор. А также части современных Аргентины, Колумбии и Чили, несмотря на то, что в 1533 году империя уже потеряла большую часть своих территорий. До 1572 года клан смог устоять против нападений конкистадоров, которые весьма были заинтересованы в новых землях.

В обществе инков преобладало земледельческое хозяйство с террасным земледелием. Это было достаточно высокоразвитое общество, использовавшее канализацию и создавшее систему ирригации.

На сегодня многих историков интересует вопрос, почему и куда исчезло столь высокоразвитое племя.

«Наследство» от племён индейцев Америки

Несомненно, понятно, что индейцы Америки внесли серьёзный вклад в развитие мировой цивилизации. Европейцами было позаимствовано возделывание и выращивание кукурузы и подсолнечника, а также некоторых овощных культур: картофеля, томата, перца. Кроме этого, были завезены бобовые, плоды какао и табак. Все это нам досталось от индейцев.

Именно эти культуры помогли в своё время сократить голод в Евразии. Кукуруза впоследствии стала незаменимой кормовой базой для животноводства. Многим блюдам на нашем столе мы обязаны индейцам и Колумбу, завёзшему в Европу «диковинки» того времени.

). Название возникло от ошибочного представления первых европейских мореплавателей (Христофора Колумба и других) конца XV века , считавших открытые ими заатлантические земли Индией .

История

Также встречаются и индейцы-иудеи, что в своё время дало развитие псевдо-гипотезе об иудейском происхождении индейцев. Об этом упоминает Милослав Стингл в книге «Индейцы без томагавков». Одну такую индейскую отомийскую деревню (Вента Приета в Центральной Мексике) посетил Эгон Эрвин Киш и рассказал о ней в своей книге «Находки в Мексике» («Objevy v Mexiku»), в главе «Звезда Давида над индейской деревней». Индейцы, а ещё чаще метисы (особенно в Мексике) воспринимали веру Моисееву от еврейских жителей латиноамериканских городов, когда те в пору антисемитских погромов укрывались в индейских деревнях.

Субарктика

Калифорния

Языки

Индейские языки чрезвычайно раздроблены, количество известных языковых семей достигает 200. Из предлагавшихся лингвистами в различные годы макросемей индейских языков лишь немногие получили надёжную фактологическую поддержку (например, пенутийская гипотеза). Языки на-дене стоят особняком от других индейских языков по своей грамматике и фонетике и в то же время обнаруживают сходство с енисейскими языками .

Искусство

В Центральной Америке и в области Анд ко времени европейской колонизации существовала высокоразвитая художественная культура, уничтоженная завоевателями (см. Мексика , Гватемала , Гондурас , Панама , Колумбия , Перу , Боливия , Ацтеки , Инки , Майя , Миштеки , Ольмекская культура , Сапотеки , Тольтеки).

Искусство многочисленных племён, находившихся на стадии первобытно-общинного строя , было тесно связано с бытом и материальным производством; оно отразило наблюдения охотников, рыболовов и земледельцев, воплотило их мифологические представления и богатство орнаментальной фантазии.

Многообразны типы индейских жилищ: навесы, заслоны, куполообразные шалаши (вигвамы лесных охотников Канады), конические палатки (типи индейцев Великих равнин Канады и США) из жердей, крытых ветками, листьями, циновками, шкурами и т. д.; глиняные или каменные хижины в горных районах Южной Америки; общинные жилища - дощатые дома на северо-западе Северной Америки; крытые корой каркасные «длинные дома» в районе Великих озёр ; каменные или сырцовые дома-селения (пуэбло ) на юго-западе Северной Америки.

Когда индейцы стали широко использовать в земледелии культуру маиса , появились мифы о верховном женском божестве - «богине с косами». У этой богини нет имени, и её название принимается лишь условно, являясь примерным переводом. Образ богини объединяет представление индейцев о духах растений и животных. «Богиня с косами» является одновременно олицетворением и земли, и неба, и жизни, и смерти.

Вклад индейцев в мировую цивилизацию

Народы мира переняли от индейцев возделывание кукурузы (маиса), картофеля , томата , подсолнечника , маниока , какао , хлопчатника (также был известен в Индии, но индийские виды сейчас намного менее распространены), табака , перца , фасоли , арахиса , агавы , ряда видов бобовых , кабачков и других культур.

Распространение картофеля в Евразии значительно сократило голод (включая регионы, где погодные условия нестабильны или затруднено земледелие, в том числе Камчатка и Гималаи); в дальнейшем кукуруза помогла создать стабильную кормовую базу для скота.

Индейцы разводили домашних животных, из которых ныне широко распространены домашняя индейка и морская свинка . Среди птиц, одомашненных индейцами, - мускусная утка . Они приручали попугаев ара , использовали в качестве вьючных животных и для шерсти лам и альпак (ныне разводятся, в первую очередь, ради шерсти), а также разводили несколько пород собак , некоторые из которых прекратили существование, тогда как другие продолжают культивироваться в разных странах.

Некоторые традиционные индейские культуры были вытеснены культурами Старого Света , например, ангурия - огурцом .

После фундаментальных открытий в психологии и социологии к культуре индейцев стремительно возрос интерес. Французские антропологи Леви-Брюль и Леви-Стросс через призму индейцев исследовали сознание современного человека. Карл Густав Юнг и его последователи (Джозеф Кэмпбел) занимался исследованием подсознательного и архетипов на базе индейских мифов. Свою роль в популяризации индейской культуры сыграли исследователи наркотических состояний Гроф , Кастанеда и другие. На волне психоделической революции интерес к традиционным культурам индейцев, где широко использовались галлюциногены , существенно возрос.

Североамериканские индейцы как источник образов сильно повлияли на романтическое направление в литературе и кинематографе.

Культурно-исторические области

Северная Америка

К началу европейской колонизации в Америке сложилось несколько культурно-исторических областей:

  1. арктическая область морской охоты (эскимосы и алеуты);
  2. Индейцы Субарктики - север Канады и внутренняя часть Аляски - алгонкинские и атапаскские племена, основной источник существования которых - охота на оленя-карибу и рыболовство;
  3. Индейцы Северо-западного побережья , специализировавшиеся в рыболовстве и морской охоте (хайда , тлинкиты , вакаши , салиши и др.);
  4. Индейцы Калифорнии , которые были собирателями желудей , занимались охотой и рыболовством;
  5. Индейцы Вудленда и индейцы Юго-востока США (восточная части нынешней территории США) - племена оседлых земледельцев (восточные алгонкины , ирокезы , крики);
  6. Индейцы Великих равнин - после открытия Америки в степной зоне сложилась культура конных охотников на бизонов (сиу -лакота , черноногие , сарси , гровантры , ассинибойны , кроу , осейджи , канза , манданы , хидатса , арикара , арапахо , шайенны , кайова , кайова-апачи , команчи , липаны , пауни , кэддо , уичита);
  7. Индейцы Юго-запада США (современные штаты Нью-Мексико , Аризона , Юта , Колорадо) - здесь была область развитого земледельческого хозяйства с применением искусственного орошения (пуэбло , пима); здесь же после колонизации возникла скотоводческая культура навахо , заимствовавших многое у соседних земледельческих племён;

Средний размер семей у индейцев Северной Америки до контактов с европейцами и завоза заразных болезней оценивается в 7,5 человек . У Pamah Навахо юго-запада США рождаемость оценивается в 6,5 детей на среднюю женщину в 1844-1894 годах . Согласно исследованию 1894 года по выборке из 577 чистокровных индейских женщин старше 40 лет было в среднем по 5,9 детей на одну женщину, а по выборке из 141 женщин-полукровок старше 40 лет было в среднем 7,9 детей на одну женщину . На 2001 год рождаемость у американских индейцев составляла 1,75 СКР .

Латинская Америка

  1. Наиболее значительного развития в доколумбовой Америке достигли индейцы Центральной Америки и Анд . В этих районах преобладало земледельческое хозяйство с различными системами земледелия от подсечно-огневой (майя) и до сложной орошаемой (ацтеки) и террасной (Империя Инков); издревле выращивались маис, бобовые, тыква , подсолнечник , какао , агава , табак , хлопчатник , в Андах - картофель . Здесь начали развиваться скотоводство (лама и альпака в Андах) и металлургия . Сложились очаги высокой культуры, возникли крупные рабовладельческие города-государства .
  2. В тропических частях Южной Америки (бассейны Амазонки и Ориноко и Бразильское плоскогорье) обитали племена, занимавшиеся мотыжным земледелием (культивировали преимущественно маниок и маис), а также индейцы, жившие охотой и собирательством (араваки , карибы , тупи-гуарани , же).
  3. Много общего с культурой индейцев североамериканских степей имели охотничьи племена аргентинской Пампы и Патагонского плоскогорья , ставшие в XVII-XVIII веках конными охотниками на гуанако (с помощью лассо и бола).
  4. На крайнем юге Южной Америки и на островах Огненной Земли местные индейцы (она , ямана , алакалуфы) вели полукочевую жизнь примитивных рыболовов, охотников, собирателей морских моллюсков.

Рождаемость в традиционных мезоамериканских обществах оценивается в 55-70 рождений на тысячу населения или 8,8 детей на одну женщину, ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 15-20 лет и скорость роста в 0,5 % за год. Такая высокая рождаемость сохранялась длительное время. Уже в 19 веке рождаемость составляла 8,5 детей на женщину в Чиапасе и Мехико, а в 1990 году не посещавшие школу мексиканские женщины имели в среднем по 7,5 детей . У Аймара Чили рождаемость оценивалась в 6,9 детей на среднюю женщину старше 45 лет в 1965-1966 годах, у Чёрных карибов в 5,4 детей на среднюю женщину в 1954-1955 годах, у Каинганг Бразилии в 6,1 детей на среднюю женщину старше 45 лет в 1958 году, у Мартинигуэ в 5,4 детей на среднюю женщину в период 1914-1928 годы, у Терена Бразилии в 5,5 детей на среднюю женщину в 1955-1960 годах, а у Яномамо Венесуэлы в 8,2 детей на среднюю женщину в 1964-1972 годах .

Колонизация

Уменьшение населения Мексики в результате различных эпидемий в ранний колониальный период.

Европейская колонизация прервала естественный ход развития индейцев. Большое число индейцев Северной Америки умерли от болезней, к которым у них не было иммунитета , а также было истреблено колонизаторами, многие племена переселены из традиционных мест обитания в резервации США и Канады.

В середине XVI века в результате эпидемии «европейской» болезни - брюшного тифа - умерло около 15 млн ацтеков, то есть более 80 % населения Мексики на тот период.

Торговля с колонизаторами усилила конкуренцию между индейскими племенами, что привело к кровавым междоусобным бобровым войнам в XVII веке .

Племена

Регион Племена
Субарктическая зона кучины , коюконы , ингалики , танаина , танана , небесна , атна , слейви , тличо , чипевайан , часть кри , инну и многие другие
Северо-восточные леса гуроны , ирокезы , оджибве , оттава , майами , могикане , делавары , шауни и многие другие
Юго-восточные леса чероки , чокто , чикасо натчез , крики , семинолы и многие другие
Великие равнины черноногие , шайенны , команчи , пауни , сиу , арапахо , кайова и многие другие
Северо-западное побережье тлинкиты , цимшианы , хайда , нутка , квакиутли , береговые сэлиши и другие
Пустыни Юго-Запада апачи , навахо , пуэбло (хопи , зуни и др.), пима , папаго и другие
Центральная Америка майя , сапотеки , пурепеча , ацтеки , тотонаки , миштеки
Южная Америка инки (кечуа , аймара), гуарани , арауканы , чибча (муиски), шипибо-конибо , теуэльче , варао , ботокудо и многие другие

Фотогалерея

    индейцы Амазонии

Индейские памятники

Демография

По данным учёных, в период с 500 до 1300 годов нашей эры у индейского населения юго-западной части Северной Америки наблюдался рекордный для всей истории человечества уровень рождаемости

И индийцы. В знач. «коренные племена и народности, населявшие до появления европейцев американский материк и сохранившиеся в некоторых районах Северной и Южной Америки» индейцы, род. индейцев. В знач. «коренное население Индии» индийцы, род.… … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Современная энциклопедия

Коренное население Америки (кроме эскимосов и алеутов). 35 млн. человек (1992). Крупнейшие народы кечуа, аймара, ацтеки, майя, гуарани, арауканы и др. В результате европейской колонизации Америки многие племена целиком или частично истреблены,… … Большой Энциклопедический словарь

ИНДЕЙЦЫ, индейцев, ед. индеец, индейца, муж. Общее название народностей (за исключением алеутов и эскимосов), являющихся туземным, первоначальным населением Америки. (Названы так в эпоху открытия Америки, которую принимали за Индию.) Толковый… … Толковый словарь Ушакова

ИНДЕЙЦЫ, ев, ед. еец, ейца, муж. Общее название коренных племён и народностей древнего происхождения (за исключением эскимосов и алеутов), населявших до появления европейцев Южную и Северную Америку и сохранившихся там лишь в нек рых районах. |… … Толковый словарь Ожегова

Краснокожие коренные жители Америки. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

Индейцы - ИНДЕЙЦЫ, более 22 коренных народов Америки общей численностью 35000 тыс. чел. Проживают на территории стран Америки. Наиболее крупные группы живут в Мексике (9 млн. чел.), Перу (7 млн.), Гватемале (4 млн.), Парагвае (4,5 млн.), Эквадоре (3,7… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Общее название коренного населения Америки (за исключением эскимосов (См. Эскимосы) и алеутов (См. Алеуты)). Название возникло от ошибочного представления первых европейских мореплавателей (Христофора Колумба и др., конца 15 в.),… … Большая советская энциклопедия

Ев; мн. Общее название племён и народов, составлявших древнейшее коренное население Америки, сохранившихся ныне лишь в некоторых районах Южной и Северной Америки. Играть в индейцев (подражая нравам и обычаям индейцев). ◁ Индеец, дейца; м.… … Энциклопедический словарь

индейцы - Индеец племени кофан. индейцы (indioŝ), общее название коренного населения Америки (за исключением эскимосов и алеутов), возникшее в результате ошибочного представления первых европейских мореплавателей (X. Колумба и др., конец XV в.), которые… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

Индейских языков часто делят на 3 части: Северную Америку (США, Канада), Мезоамерику (Мексика и Центральная Америка) и Южную Америку. Разнообразие индейских языков велико, указать их точное число и составить исчерпывающий список трудно. Во-первых, значительно различаются современная и доколонизационная языковые картины. Предполагается, что до европейской колонизации в Северной Америке было около 400 языков, а в начале 21 века здесь их осталось немногим более 200. Многие языки исчезли раньше, чем были зафиксированы. На языковых картах Америки есть белые пятна, никакая информация о которых уже не может быть получена. С другой стороны, такие языки, как, например, кечуанские языки, за последние столетия многократно расширили территориальную и этническую базу своего распространения. Во-вторых, многие языки, особенно в Мезоамерике и в Южной Америке, плохо документированы. В-третьих, во многих случаях не решена проблема разграничения языка и диалекта.

Языковая ситуация по регионам распространения индейских языков различается. В Северной Америке преобладают небольшие языковые группы по несколько тысяч или даже сотен человек. Есть лишь несколько языков, на которых говорят десятки тысяч человек, в том числе навахо, дакота, кри, оджибва, чероки. Многие индейские племена в 18-20 веках полностью исчезли либо сохранились как этнические группы, но утратили свой язык; таких исчезнувших языков около 120. Согласно данным американских исследователей И. Годдарда, М. Краусса, Б. Граймс и др., сохранилось 46 коренных языков, которые усваиваются достаточно большим числом детей как родные. 91 языком владеет достаточно большое количество взрослых, 72 языками - лишь отдельные пожилые люди. В конце 20 - начале 21 века в ряде районов США и Канады индейские активисты и лингвисты предпринимают энергичные усилия по возрождению коренных языков. Утверждать, что процесс умирания языков остановлен, нельзя, но в ряде случаев он заторможен и есть шанс языкового возрождения.

В Мезоамерике есть ряд языков, носители которых исчисляются сотнями тысяч: отомангейский язык масауа (250- 400 тысяч) и юто-астекский язык уастекский науатль (около 1 миллиона) в Мексике, майянские языки - кекчи (420 тысяч человек) и киче (более 1 миллиона) в Гватемале, юкатекский (500 тысяч) в Мексике. Среднее количество носителей одного мезоамериканского языка по крайней мере на порядок выше, чем в Северной Америке. Однако социальный статус индейских языков в Мезоамерике довольно низок.

Для Южной Америки характерна поляризованная языковая ситуация. С одной стороны, большинство языков, как и в Северной Америке, имеют очень малое количество носителей: несколько тысяч, сотен или даже десятков человек. Многие языки исчезли (в большинстве крупнейших языковых семей от четверти до половины языков уже вымерли), и этот процесс продолжается. В то же время на коренных языках говорят свыше 20 миллионов человек. Несколько южноамериканских языков стали межэтническими языками, средством самоидентификации индейцев (независимо от их конкретного этнического происхождения) или даже целых стран. В ряде государств индейские языки приобрели официальный статус (кечуа, аймара, гуарани).

В силу огромного разнообразия языков Америки термин «индейские языки» весьма условен; вместо него иногда употребляют выражение «языки коренных американцев». В последнем случае в рассмотрение включают не только собственно индейские, но также эскимосско-алеутские языки.

Общее количество говорящих на индейских языках, по оценке на начало 21 века, составляет свыше 32 миллионов человек, в том числе в Южной Америке - около 21 миллиона, в Мезоамерике - свыше 10 миллионов, в Северной Америке - свыше 500 тысяч человек.

Американскому лингвисту Р. Аустерлицу принадлежит наблюдение, что в Америке количество генеалогических единств, в среднем приходящихся на единицу площади (так называемая генеалогическая плотность), значительно выше, чем в Евразии. По данным американской исследовательницы Дж. Николс (1990, 1992), генеалогическая плотность в Евразии около 1,3, в то время как в Северной Америке - 6,6, в Мезоамерике - 28,0, а в Южной Америке - 13,6. В Америке есть территории с особенно высокой генеалогической плотностью - так называемые замкнутые языковые зоны. Так, в Калифорнии и на Северо-Западном побережье Северной Америки, зажатых между горами и океаном, генеалогическая плотность достигает рекордных величин (в Калифорнии - 34,1). Напротив, центр Северной Америки (Великие равнины) - это так называемая протяжённая зона, там распространены лишь несколько семей при довольно большой площади, генеалогическая плотность - 2,5.

Ниже перечисляются крупнейшие генеалогические объединения индейских языков в том порядке, в каком они расположены с севера на юг. Различий между живыми и мёртвыми языками не делается; указываемое количество языков максимально приближено к ситуации до колонизации.

Северная Америка. Всего в Северной Америке известно 34 семьи, 20 изолированных языков и около 7 неклассифицированных. На-дене языки включают языки тлингит, эяк и атабаскские языки (около 40), распространённые на Аляске и в западной части Канады, на тихоокеанском побережье США (в штатах Вашингтон, Орегон и в северной Калифорнии) и на Юго-Западе Северной Америки. Близкородственны южноатабаскские (апачские) языки, к ним относится и самый многочисленный по количеству носителей язык Северной Америки - навахо. Э. Сепир относил к на-дене языкам хайда, но после многократной проверки эта гипотеза отвергнута большинством специалистов, и хайда считается изолятом. Разрабатывается гипотеза о генеалогических связях на-дене с языками Евразии, в частности с енисейскими языками.

Салишские языки (свыше 20) распространены компактно на юго-западе Канады и на северо-западе США. Их внешние генеалогические связи не доказаны. На западе их ареала находится территория чимакумских языков (2), а на востоке - изолята кутенаи.

Ареал вакашских языков (6) - на западе Канады и США, на побережье Британской Колумбии и на острове Ванкувер.

Основную часть алгских языков составляют алгонкинские языки (около 30), территория которых - почти весь восток и центр Канады, а также район вокруг Великих озёр (кроме ареала ирокезских языков) и северная часть атлантичного побережья США (до штата Северная Каролина на юге). Некоторые алгонкинские языки (блэкфут, шейенн, арапахо) распространились особенно далеко на запад на Великие равнины. По мнению некоторых исследователей, к алгонкинским языкам мог относиться ныне вымерший язык беотук (остров Ньюфаундленд). Помимо алгонкинских, к алгской семье относятся языки вийот и юрок (северная Калифорния), иногда называемые ритванскими. Многочисленные ранее предлагавшиеся внешние связи алгской семьи гипотетичны.

Сиу языки (сиуанские; около 20) компактно распространены на основной части Великих равнин, а также имеют несколько анклавов на атлантичном побережье и на Юго-Востоке Северной Америки. Внутри них самая крупная группа - языки долины Миссисипи, к которым относятся и диалекты дакота. Вероятно родство сиуанских языков с ирокезскими и каддоанскими. Другие ранее предлагавшиеся объединения сиуанских языков считаются недоказанными или ошибочными; язык ючи относят к изолятам.

Ареал ирокезских языков (около 12) - район Великих озёр Эри, Гурон и Онтарио и по течению реки Святого Лаврентия, а также южнее - атлантичное побережье США (северная группа), ещё дальше на юго-запад распространён язык чероки.

Каддоанские языки (5) имеют ряд анклавов, вытянутых цепочкой с севера на юг в ареале Великих равнин. Их родство с ирокезскими языками считается практически доказанным.

Ареал мускогейских языков (около 7) - компактный регион на Юго-Востоке Северной Америки (к востоку от нижнего течения Миссисипи, включая Флориду). Гипотеза М. Хаас (США) об их объединении с 4 другими языками того же ареала (натчез, атакапа, читимаша и туника) в так называемую макросемью галф в современной лингвистике считается несостоятельной; указанные 4 языка рассматриваются как изоляты.

Кайоватаноанские языки включают язык кайова (центральная часть Великих равнин) и 6 языков на Юго-Западе Северной Америки, представляющие культуру народов пуэбло (наряду с кересскими языками, юто-астекским языками хопи и изолятом зуни).

Выделение так называемой макросемьи пенутийских языков, предложенной в начале 20 века калифорнийскими антропологами А. Л. Крёбером и Р. Диксоном, чрезвычайно проблематично и не признаётся большинством специалистов. Внутри этого объединения наиболее вероятны генеалогические связи между языками кламат и молала (оба - в Орегоне) и сахаптинскими (Орегон, Вашингтон) [так называемые пенутийские языки Плато (4 языка)]. Правдоподобная генеалогическая связь существует также между языками мивок (7 языков) и костаноанскими (8 языков) [образуют так называемую утийскую семью (северная Калифорния)]. К пенутийским языкам относили также ещё 9 семей: цимшианскую (2 языка), шинукскую (3 языка), алсейскую (2 языка), язык сиуслау, кусскую (2 языка), такелма-калапуянскую (3 языка), винтуанскую (2 языка), майдуанскую (3 языка) и йокуцскую (минимум 6 языков). Э. Сепир также включал в пенутийскую макросемью язык каюсе (Орегон) и так называемые мексиканские пенутийские языки - семьи михе-соке языков и язык уаве.

Кочими-юманские языки (пограничный район между США и Мексикой) объединяют языки кочими (ареал - средняя часть Нижней Калифорнии) и юманские (около 10 языков; западная Аризона, южная Калифорния и север Нижней Калифорнии). Последние ранее причислялись к так называемой макросемье хоканских языков. В современной лингвистике кочими-юманские языки рассматриваются как ядро этого гипотетического объединения. Наиболее вероятны генеалогические связи кочими-юманских языков с помоанскими языками (около 7 языков), распространёнными в северной Калифорнии. Согласно современным представлениям, хоканское объединение ещё менее достоверно, чем пенутийское; в него, помимо уже названных, ранее включались 8 независимых семей: язык сери, язык уашо, салинская (2 языка), языки яна (4 языка), палайниханская (2 языка), шастанская (4 языка), язык чимарико, язык карок. Э. Сепир причислял к хоканским языкам также язык эсселен, ныне вымершую чумашскую семью и 2 языка юкийской (юки-ваппо) семьи, ранее представленной в Калифорнии.

Юто-астекские языки (60) распространены на территории Большого Бассейна, в Калифорнии, на северо-западе и в центре Мексики (в том числе астекские языки). На территории США насчитывается примерно 22 языка. Ареал языка команче - юг Великих равнин. Многочисленные внешние связи юто-астекских языков, предлагавшиеся в лингвистической литературе, недостоверны. Кочими-юманская и юто-астекская семьи - переходные между Северной Америкой и Мезоамерикой.

Ещё 17 изолированных или неклассифицированных языков и малых семей были распространены по южной периферии Северной Америки: на севере Флориды - тимукуанская семья; вдоль северного побережья Мексиканского залива - калуса, туника, натчез, читимаша, адаи, атакапа, каранкава, тонкава, аранама; далее к юго-востоку - котонаме, коавильтекский, солано, наолан, кинигуа, маратино; на самом юге полуострова Калифорния жили носители языков гуайкурийской семьи (8).

Помимо кочими-юманской и юто-астекской семей, в Мезоамерике представлены ещё 9 семей и 3 изолята. Отомангейские языки (свыше 150) распространены в центральной и южной Мексике. В их состав входят рассматривавшиеся ранее отдельно субтиаба-тлапанекские языки.

Тотонакские языки (около 10) представлены в восточно-центральной части Мексики и включают две ветви - тотонакскую и тепеуа.

Михе-соке языки (юг Мексики) объединяют приблизительно 12 языков; 2 основные ветви - михе и соке.

Майя языки (майянские) - крупнейшая семья юга Мексики, Гватемалы и Белиза; по разным классификациям включает от 30 до 80 языков.

Кроме того, в Мезоамерике представлены 4 небольшие семьи - шинканская (шинка), текистлатекская (оахакскочонтальская), ленканская и хикакская (толь), и 3 изолята - тараско (пурепеча), куитлатекский и уаве.

Чибчанские языки (24) - переходная семья между Мезоамерикой и Южной Америкой. Её ареал - Гондурас, Никарагуа, Коста-Рика, Панама, Венесуэла и Колумбия. Возможно, с ними генеалогически связаны языки небольшой мисумальпанской семьи (4 языка; территория Сальвадора, Никарагуа и Гондураса).

Далее рассматриваемые семьи распространены практически полностью в Южной Америке, хотя некоторые из них имеют периферийных представителей в Центральной Америке. Всего в Южной Америке известно 48 семей, 47 изолятов и свыше 80 неклассифицированных языков. Ареал аравакских языков (майпурских; 65) - значительная часть Южной Америки, ряд стран Центральной Америки, ранее также острова Карибского моря; их исконная территория - западная Амазония. Туканоанские языки (15-25), чапакурские языки (9), араванская (8 языков), пуйнавская (5 языков), дьяпанская (катукинская; 5 языков), тинигуанская, отомакская семьи, 3 изолята и несколько неклассифицированных языков распространены в западной Амазонии.

Карибские языки (25-40) представлены на севере Южной Америки. Там же - яномамская (4 языка), саливанская и гуахибская семьи, 2 изолята и несколько неклассифицированных языков.

На северо-западе Южной Америки распространены барбакоанская (8 языков), чокоанская (5 языков), хирахарская (3 языка), тимотейская (3 языка) семьи, 4 изолята и несколько неклассифицированных языков.

В северных предгорьях Анд (Эквадор, Перу, Венесуэла и юг Колумбии) представлены бора-уитотские языки (10), хиварская (4 языка), ягуанская (пеба), кавапанская, сапарская семьи и 9 изолятов.

Регион Анд - ареал кечуанских языков (несколько десятков) и языков аймаранской (хаки) семьи (3 языка, в том числе аймара). Многие специалисты предполагают, что эти языки родственны и образуют макросемью кечумара, однако другие лингвисты объясняют сходство заимствованиями. Также в Андах представлены семьи сечура-катакао (3 языка), уру-чипая и чолонская и 5 изолятов.

Южные предгорья Анд (север Боливии, восток Перу и запад Бразилии) - территория пано-таканских языков (33; включают 2 ветви - паноанскую и таканскую), чонской семьи (3 языка) и изолятов юракаре и мосетен.

На северо-востоке Бразилии индейские языки исчезли столь быстро, что сохранились сведения лишь о примерно 8 неклассифицированных языках.

Же языки (минимум 13) представлены главным образом в Бразилии. Существует гипотеза макросемьи макро-же языков, объединяющей, помимо языков же, ещё 12-13 мелких семей (от 1 до 4 языков), в том числе камаканскую, борорскую, машакалийскую, ботокудскую, пурийскую, каририйскую, языки каража, чикитано, рикбакца и др.

По периферии ареала макро-же (по всей Бразилии и в прилегающих странах, в том числе в северной части Аргентины) распространены тупийские языки (более 70). Их ядро составляют тупи-гуарани языки, к которым относится один из великих языков Южной Америки - парагвайский гуарани. К тупи-гуарани относится некогда широко употреблявшийся, а ныне мёртвый язык тупинамба (старый тупи), или лингуа жерал («общий язык»). В тупийское объединение включают, помимо тупи-гуарани, ещё 8 обособленных языков, генеалогический статус которых окончательно не установлен. Кроме того, в Центральной Амазонии (Бразилия, север Аргентины, Боливия) представлены намбикварская (5 языков), муранская (4 языка), жабутийская (3 языка) семьи, 7 изолятов и несколько неклассифицированных языков.

В регионе Чако (север Аргентины, юг Боливии, Парагвай) распространены гуайкуру языки (7 языков), матакоанские языки (от 4 до 7 языков), маскойские языки (4), самукская и чарруанская семьи и 2 изолята. По некоторым предположениям, они образуют единую макросемью.

На самом юге Южной Америки (юг Чили и Аргентины) представлены уарпейская семья, 5 изолятов (арауканский язык, алакалуф, ямана, чоно и пуэльче).

В результате взаимодействия между неродственными индейскими языками, а также между языками индейцев и европейцев в Америке возник целый ряд контактных языков. Например, в 17 веке в устье реки Святого Лаврентия сформировался баскско-алгонкинский пиджин, на котором общались индейцы микмак (смотри Алгонкины) и пересекавшие Атлантику рыбаки-баски. В 19 веке на базе языка шинук на Северо-Западном побережье Северной Америки (от Орегона до Аляски) широко распространился так называемый шинукский жаргон, которым пользовались как индейцы разных племён, так и европейцы. В 1-й половине 19 века возник (и существует сейчас в Саскачеване, Манитобе и Северном Дакоте) смешанный язык мичиф, в котором сочетаются именная грамматика французского языка и глагольная грамматика алгонкинского языка кри. Среди индейцев прерий (говоривших на сиу, алгонкинских и других языках) был распространён жестов язык, использовавшийся при межэтническом общении.

Доминирует мнение, что доисторическое заселение Америки человеком происходило из Сибири и Тихоокеанского региона через Берингию - зону современного Берингова пролива. Вопрос о хронологии заселения Америки дискуссионен (смотри Индейцы). С лингвистической точки зрения гипотеза о том, что наиболее раннее проникновение человека в Америку произошло 12 тысяч лет назад, представляется маловероятной. Чтобы объяснить огромное генеалогическое разнообразие индейских языков, необходимо постулировать гораздо более ранние сроки заселения Америки, а также возможность многочисленных волн миграции из Азии.

Учитывая генеалогическое разнообразие индейских языков, обобщений об их структурных особенностях можно сделать немного. В качестве конституирующей черты американского языкового типа обычно называют полисинтетизм. Многие значения, часто выражаемые в языках мира в составе имён и служебных частей речи, в полисинтетических индейских языках выражаются в составе глагола. Возникают длинные глагольные формы, содержащие по множеству морфем, а другие составляющие предложения не являются столь обязательными, как в языках европейского типа (Ф. Боас говорил о «слове-предложении» в североамериканских языках). Например, структура глагольной формы yabanaumawildjigummaha’nigi ‘пусть мы, каждый [из нас], действительно движется на запад через ручей’ (пример Э. Сепира) из калифорнийского языка яна такова: уа’несколько людей движутся’ -banauma- ‘все’ -wil- ‘через’ -dji- ‘на запад’ -gumma- ‘действительно’ -ha’- ‘пусть’ -nigi ‘мы’. Поморфемный анализ слова ionsahahnekôntsienhte’ из ирокезского языка мохавк, означающего ‘он снова зачерпнул воды’ (пример М. Митун), следующий: i- ‘через’ -ons- ‘снова’ -а(прошедшее время) -ha- ‘он’ -hnek- ‘жидкость’ -ôntsien- ‘достать воду’ -ht- (каузатив) -е’ (точечное действие). Ярко выраженной склонностью к полисинтетизму обладают большинство крупнейших языковых семей Северной Америки и Мезоамерики: на-де-не, алгонкинская, ирокезская, сиуанская, каддоанская, майянская и др. Некоторые другие семьи, особенно в западной и южной частях континента, характеризуются умеренным синтетизмом. Полисинтетизм характерен и для многих языков Южной Америки. Одна из основных полисинтетических черт, характерных для индейских языков, - наличие местоименных показателей в составе глагола; например, -nigi ‘мы’ в яна и -ha- ‘он’ в мохавк. Это явление можно также рассматривать как так называемое вершинное маркирование - обозначение отношений между предикатом и его аргументами на вершине, то есть в глаголе. Для многих индейских языков характерна инкорпорация в глагол не только местоименных морфем, но и именных корней - особенно соответствующих семантичным ролям пациенса, инструмента и места.

На материале индейских языков была впервые обнаружена активная конструкция предложения. Она характерна для таких семей, как помоанская, сиуанская, каддоанская, ирокезская, мускогейская, кересская и др. в Северной Америке, для тупийских языков в Южной Америке. На данных индейских языках во многом построена концепция языков активного строя

Г. А. Климова.

Данные индейских языков существенно повлияли на развитие типологии порядка слов. В исследованиях базового порядка слов для иллюстрации редких порядков часто приводятся факты южноамериканских языков. Так, в карибском языке хишкарьяна, согласно Д. Дербиширу (США), представлен базовый порядок «объект + предикат + субъект», очень редкий в языках мира. Материал индейских языков сыграл большую роль и в развитии типологии прагматического порядка слов. Например, Р. Томлин и Р. Роудс (США) обнаружили, что в алгонкинском языке оджибва наиболее нейтральный порядок, в противоположность тому, который обычен для европейских языков, - следование тематической информации после нетематической (смотри Актуальное членение предложения).

В ряде индейских языков представлено противопоставление между проксимативным (ближним) и обвиативным (дальним) 3-ми лицами. Наиболее известная система такого типа - в алгонкинских языках. Именные группы эксплицитно маркируются как относящиеся к проксимативному или обвиативному лицу; проксимативным обычно выбирается известное или близкое к говорящему лицо. На основе различия двух 3-их лиц в ряде индейских языков строится грамматическая категория инверсива. Так, в алгонкинских языках действует личная иерархия: 1-е, 2-е лицо > 3-е проксимативное лицо > 3-е обвиативное лицо. Если в переходном предложении агенс выше пациенса по этой иерархии, то глагол маркируется как прямая форма, а если агенс ниже пациенса, то глагол маркируется как инверсивный.

До испанского завоевания у ряда индейских народов были свои системы письма: ацтеки применяли пиктографию (смотри Астекское письмо); майя имели высокоразвитую логосиллабическую систему, происходящую из более ранних письменностей Мезоамерики, - единственную обладавшую полной функциональностью письменность, заведомо не связанную по происхождению с письменностями Древнего Египта и Месопотамии (смотри Майя письмо). В 1-й четверти 19 века индеец-чироки, известный под именем Секвойя, изобрёл оригинальную слоговую систему письма для своего языка, некоторые знаки которой внешне напоминают буквы латинского алфавита. В середине 19 века американский миссионер Дж. Эванс изобрёл для языка кри оригинальное слоговое письмо, которое в дальнейшем было применено и к другим языкам региона (алгонкинским, атабаскским и эскимосским) и частично используется до сих пор (смотри Канадское слоговое письмо). Письменности для подавляющего большинства индейских языков основаны на латинском алфавите. В некоторых случаях эти системы используются в практической орфографии, но для большинства индейских языков - лишь в научных целях.

Первые свидетельства европейцев об индейских языках Северной и Южной Америки стали появляться сразу после начала колонизации. Европейские путешественники, начиная с Х. Колумба, составляли небольшие списки слов. Одна из интересных ранних публикаций - словарь языка ирокезов с реки Святого Лаврентия, составленный при помощи индейцев, захваченных в плен Ж. Картье и привезённых во Францию; предполагается, что в создании словаря (опубликован в 1545) принимал участие Ф. Рабле. Большую роль в изучении индейских языков сыграли миссионеры; например, испанский иезуит Доминго Агустин Ваэс в 1560-х годах описал язык гуале, распространённый на побережье штата Джорджия и впоследствии исчезнувший. Миссионерская традиция изучения индейских языков имеет значение и для современной индеанистики (деятельность Летнего института лингвистики в Северной и Южной Америке). Индейскими языками интересовались и общественные деятели. Т. Джефферсон организовывал в конце 18 - начале 19 века работу по составлению словарей различных языков, отчасти по совету российской императрицы Екатерины II. Собственно лингвистическое исследование североамериканских языков началось в 19 веке. В 1838 году П. С. Дюпонсо (США) привлёк внимание к типологическому сходству многих из них - а именно к их полисинтетизму. К. В. фон Гумбольдт изучал ряд индейских языков, шире всего известна его грамматика язык науатль. Большую роль в каталогизации и документации индейских языков сыграла работа Дж. У. Пауэлла. Качественно новый этап связан с деятельностью Ф. Боаса, который в конце 19 - 1-й половине 20 века исследовал и описал десятки индейских языков разных семей, заложил американскую антрополого-лингвистическую традицию, основанную на записи и изучении текстов, и подготовил ряд известных лингвистов-американистов (А. Крёбера, Л. Фрахтенберга, А. Финнея и др.). Ученик Боаса Э. Сепир - основатель научного исследования многих языковых семей Северной Америки, как синхронно-структурного, так и сравнительно-исторического. Он воспитал лингвистов, внёсших большой вклад в исследование индейских языков (Б. Уорфа, М. Сводеша, Х. Хойера, М. Хаас, Ч. Ф. Вёглина и многих др.). Изучением индейских языков занимаются американские и канадские лингвисты, учёные из других стран. Языки Мезоамерики и Южной Америки документированы слабее, чем североамериканские. Это отчасти связано с отсутствием традиции изучения коренных языков в латиноамериканской лингвистике. Лишь отдельные южноамериканские лингвисты (например, А. Родригес в Бразилии) занимались в 20 веке исследованием индейских языков. Однако в современной науке эта ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. Исследователи индейских языков объединены в профессиональную ассоциацию - Общество по изучению коренных языков Америки.

Важный след в изучении индейских языков оставили во времена Русской Америки русские путешественники и учёные [Н. П. Резанов, Л. Ф. Радлов, Ф. П. Врангель, Л. А. Загоскин, И. Е. Вениаминов (Иннокентий]), П. С. Костромитинов и др. I.

Авторы первых генеалогических классификаций индейских языков - американские исследователи А. Галлатен (1848) и Д. Х. Трумбулл (1876). Действительно всеобъемлющая и очень влиятельная классификация 1891 года принадлежит Д. У. Пауэллу и его сотрудникам по Бюро американской этнологии. В ней выделено 58 языковых семей Северной Америки, многие из которых сохранили свой статус в современной классификации. В 1891 появилась ещё одна важная классификация, принадлежащая Д. Бринтону (США); в ней введён ряд важных терминов (особенно «юто-астекская семья»). Кроме того, она включала языки не только Северной, но и Южной Америки. Более поздние классификации североамериканских языков опирались на классификацию Пауэлла, а южноамериканских - на классификацию Бринтона.

После публикации классификации Пауэлла начались попытки редуцировать число североамериканских семей. А. Крёбер и Р. Диксон радикально уменьшили число семей Калифорнии и, в частности, постулировали объединения «хока» и «пенути». Редукционистская тенденция начала 20 века наиболее ярко проявилась в широко известной классификации Э. Сепира (1921, 1929), в которой языки Северной Америки были объединены в 6 макросемей: эскимосско-алеутскую, алгонкино-вакашскую, на-дене, пенутийскую, хоканско-сиуанскую и астекско-таноанскую. Сепир рассматривал свою классификацию как предварительную гипотезу, однако впоследствии она была абсолютизирована и воспроизводилась множество раз без должных оговорок. В результате среди исследователей сложилось ошибочное впечатление, что алгонкино-вакашское, хоканско-сиуанское объединения - это установленные языковые семьи. В действительности в 1920-е годы ни за одним из сепировских объединений не стояло адекватной работы в области компаративистики и реконструкции. Реальность эскимосско-алеутской семьи позднее была подтверждена такой работой, а остальные 5 сепировских макросемей были пересмотрены или вообще отвергнуты большинством специалистов. Классификация Сепира, как и ряд более поздних гипотез об отдалённом родстве, имеет лишь историческое значение.

С 1960-х годов доминируют консервативные классификации, включающие лишь надёжно доказанные языковые семьи. В книге «Коренные языки Америки» (редакторы Л. Кемпбелл и М. Митун, США; 1979) представлен список из 62 языковых семей (включая некоторые семьи Мезоамерики), между которыми нет достоверного родства. Около половины из них - генеалогически изолированные одиночные языки. Концепция 1979 основана на качественно новом уровне знаний о большинстве североамериканских языков: в 1960-1970-х годах была проведена детальная сравнительно-историческая работа по всем ядерным семьям Северной Америки, да и документированность языков существенно возросла. В 17-м томе («Языки») фундаментального «Справочника по североамериканским индейцам» (редактор И. Годдард, 1996) опубликована «классификация консенсуса», которая с небольшими изменениями повторяет классификацию 1979 и также включает 62 языковые семьи.

Первая подробная классификация южноамериканских языков предложена в 1935 году чешским лингвистом Ч. Лоукоткой. Включает 113 языковых семей. В дальнейшем большая работа по классификации языков Амазонии была проведена А. Родригесом. Одна из наиболее современных классификаций принадлежит Т. Кауфману (США; 1990, 1994); она содержит 118 семей, из них 64 языка-изолята. Согласно классификации Л. Кемпбелла (1997), в Южной Америке насчитывается 145 языковых семей.

Дж. Гринберг предложил в 1987 году объединить все индейские языки, кроме на-дене, в единую макросемью - так называемую америндскую. Однако огромное большинство специалистов отнеслось к этой гипотезе и стоящей за ней методологии «массового сравнения» языков скептически. Поэтому термин «америндские языки» не рекомендуется к использованию.

Лит.: Климов Г. А. Типология языков активного строя. М., 1977; The languages of Native America. Historical and comparative assessment / Eds. Campbell L., Mithun М. Austin, 1979; Suärez J. А. The Mesoamerican Indian languages. Camb., 1983; Kaufman Т. Language history in South America: What we know and how to know more // Amazonian linguistics: Studies in Lowland South American languages / Ed. Payne D. Austin, 1990; idem. The native languages of South America // Atlas of the world’s languages / Eds. Mosley С., Asher R. Е. L., 1994; Handbook of North American Indians. Wash., 1996. Vol. 17: Languages / Ed. Goddard I.; Campbell L. American Indian languages: The historical linguistics of Native America. N. Y.; Oxf., 1997; The Amazonian languages / Eds. Dixon R. М. W., Aikhenvald А. Y. Camb., 1997; Mithun М. The languages of Native North America. Camb., 1999; Adelaar W. F. Н., Muysken Р. С. The languages of the Andes. Camb., 2004.

Существует две основные точки зрения. Согласно первой (так называемая «короткая хронология»), люди пришли в Америку около 14-16 тысяч лет назад В то время уровень моря был на 130 метров ниже современного, кроме того, зимой по льду пролив было нетрудно перейти пешком. . По второй — люди заселили Новый Свет гораздо раньше, от 50 до 20 ты-сяч лет назад («длинная хронология»). Ответ на вопрос «Как?» куда более опре-деленный: древние предки индейцев пришли из Сибири через Берингов про-лив, а дальше шли на юг — или по западному побережью Америки, или по цен-тральной части материка через свободное от льдов пространство между Лав-рентийским ледяным щитом и ледниками Береговых хребтов в Канаде. Впро-чем, вне зависимости от того, как именно двигались первые жители Америки, следы их раннего присутствия либо оказались глубоко под водой из-за повы-шения уровня моря (если они шли вдоль тихоокеанского побережья), либо разрушены действиями ледников (если люди шли по центральной части ма-терика). Поэтому самые ранние археологические находки обнаруживаются не в Берингии Берингия — биогеографическая область, связывающая Северо-Восточную Азию и северо-западную часть Северной Америки. , а гораздо южнее — например, в Техасе, на севере Мексики, на юге Чили.

2. Отличались ли индейцы на востоке США от индейцев на западе

Вождь тимукуа. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Жака Ле Муана. 1591 год

Выделяется около десяти культурных типов индейцев Северной Америки Арктика (эскимосы, алеуты), Субарктика, Калифорния (чумаши, вашо), северо-восток США (Вудленд), Большой бассейн, Плато, северо-западное побережье, Великие равнины, юго-восток США, юго-запад США. . Так, индейцы, населявшие Калифорнию (например, мивоки или кламат), были охот-никами, рыболовами и занимались собирательством. Жители юго-запада США — шошоны, зуни и хопи — относятся к так называемым культурам пуэбло: они были земледельцами и выращивали кукурузу, фасоль и тыкву. Про индейцев востока США, а особенно юго-востока, известно значительно меньше, поскольку большинство индейских племен вымерли с приходом европейцев. Например, до XVIII века во Флориде жил народ тимукуа, отли-чавшийся богатством татуировок. Быт этих людей зафиксирован в рисунках Жака Ле Муана, который посетил Флориду в 1564-1565 годах и стал первым европейским художником, изобразившим коренных американцев.

3. Где и как жили индейцы

Вигвам племени апачи. Фотография Ноа Гамильтона Роуза. Аризона, 1880 год Denver Public Library / Wikimedia Commons

Глинобитные дома в Таос-Пуэбло, Нью-Мексико. Около 1900 года Library of Congress

В вигвамах — стационарных жилищах из веток и шкур животных в форме купола — жили индейцы лесной зоны на севере и северо-востоке Америки, тогда как индейцы пуэбло традиционно строили глинобитные дома. Слово «вигвам» происходит из одного из алгонкинских языков Алгонкинские языки — группа алгских язы-ков, одной из крупнейших языковых семей. На алгонкинских языках говорят около 190 тысяч человек на востоке и в централь-ной части Канады, а также на северо-восточ-ном побережье США, в частности индейцы кри и оджибве. и в переводе озна-чает что-то вроде «дом». Строились вигвамы из веток, которые связывались между собой, образуя конструкцию, которая сверху покрывалась корой или шкурами. Интересным вариантом этого индейского жилища являются так называемые длинные дома, в которых жили ирокезы Ирокезы — группа племен общей числен-но-стью около 120 тысяч человек, живу-щих в США и Канаде. . Они делались из де-рева, а длина их могла превышать 20 метров: в одном таком доме жили сразу несколько семей, члены которых приходились друг другу родственниками.

У многих индейских племен, например у оджибве, существовала специальная паровая баня — так называемый «вигвам потения». Это было отдельное стро-ение, как нетрудно догадаться, для мытья. Впрочем, мылись индейцы не слиш-ком часто — как правило, несколько раз в месяц — и использовали паровую баню не столько для того, чтобы стать чище, сколько как лечебное средство. Счита-лось, что баня помогает при болезнях, если же чувствуешь себя хорошо, можно обойтись без мытья.

4. Что они ели

Мужчина и женщина за едой. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Джона Уайта. 1590 год

Посев маиса или бобов. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Жака Ле Муана. 1591 год Brevis narratio eorum quae in Florida Americae provincia Gallis acciderunt / book-graphics.blogspot.com

Копчение мяса и рыбы. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Жака Ле Муана. 1591 год Brevis narratio eorum quae in Florida Americae provincia Gallis acciderunt / book-graphics.blogspot.com

Рацион индейцев Северной Америки был достаточно разнообразен и сильно отличался в зависимости от племени. Так, тлингиты, жившие на побережье северной части Тихого океана, в основном ели рыбу и мясо тюленя. Земле-дельцы пуэбло питались как блюдами из кукурузы, так и мясом добытых на охоте животных. А основной пищей индейцев Калифорнии была желудевая каша. Чтобы ее приготовить, нужно было собрать желуди, высушить, очистить и измельчить. Потом желуди складывали в корзине и варили на раскаленных камнях. Получившееся блюдо напоминало нечто среднее между супом и ка-шей. Ели его ложками или просто руками. Индейцы навахо готовили из куку-рузы хлеб, и его рецепт сохранился:

«Чтобы приготовить хлеб, вам понадобятся двенадцать початков куку-рузы с листьями. Для начала нужно отшелушить початки и растереть зерна с помощью зернотерки. Затем завернуть получившуюся массу в кукурузные листья. Вырыть в земле яму такого размера, чтобы в ней помещались свертки. Развести в яме огонь. Когда земля как следует прогреется, выньте угли и положите в яму свертки. Прикройте их, а сверху разведите огонь. Хлеб печется около часа».

5. Мог ли неиндеец возглавить племя


Губернатор Соломон Бибо (второй слева). 1883 год Palace of the Governors Photo Archive / New Mexico Digital Collections

В 1885-1889 годах еврей Соломон Бибо занимал должность губернатора индей-цев пуэбло акома, с которым вел торговлю с середины 1870-х. Бибо был женат на женщине-акома. Правда, это единственный из-вестный случай, когда пуэбло руководил неиндеец.

6. Кто такой кенневикский человек

В 1996 году в районе небольшого города Кенневик в штате Вашингтон были найдены останки одного из древних жителей Северной Америки. Его так и назвали — кенневикский человек. Внешне он сильно отличался от современ-ных американских индейцев: был очень высок, носил бороду и ско-рее напоми-нал современных айнов Айны — древние жители Японских островов. . Исследователи предпо-ложили, что скелет принадле-жал европейцу, жившему в этих местах в XIX веке. Однако радиоуг-леродный анализ показал, что обладатель скелета жил 9300 лет назад.


Реконструкция внешнего облика кенневикского человека Brittney Tatchell / Smithsonian Institution

Сейчас скелет хранится в Музее естественной истории имени Бёрке в Сиэтле, и современные индейцы штата Вашингтон регулярно требуют, чтобы останки передали им для захоронения согласно индейским традициям. Впрочем, осно-ваний считать, что кенневикский человек при жизни принадлежал к какому-нибудь из этих племен или их предкам, нет.

7. Что индейцы думали о луне

Индейская мифология очень разнообразна: ее героями часто становятся жи-вотные, например койот, бобр или ворон, или небесные тела — звезды, солнце и луна. Например, члены калифорнийского племени винту счита-ли, что своим внешним видом луна обязана медведю, который пытался ее укусить, а ирокезы утверждали, будто на луне находится старуха, ткущая по-лотно (несчастную отправили туда за то, что та не смогла предсказать, когда будет конец света).

8. Когда у индейцев появились лук и стрелы


Индейцы Вирджинии. Сцена охоты. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Джона Уайта. 1590 год North Carolina Collection / UNC Libraries

Сегодня индейцы разных североамериканских племен часто изображаются держащими в руках лук или стреляющими из него. Так было не всегда. О том, что первые жители Северной Америки охотились с помощью лука, историкам ничего неизвестно. Зато есть сведения о том, что они использовали разнооб-разные копья. Первые находки наконечников стрел датируются примерно девятым тысячелетием до нашей эры. Они были сделаны на территории совре-менной Аляски — уже потом технология постепенно проникла в другие части конти-нента. К середине третьего тысячелетия до нашей эры лук появляется на тер-ритории современной Канады, а в начале нашей эры приходит на терри-торию Великих Равнин и Калифорнии. На юго-западе США лук и стрелы появились еще позднее — в середине первого тысячелетия нашей эры.

9. На каких языках говорят индейцы

Портрет Секвойи, создателя слогового письма индейцев чероки. Картина Генри Инмана. Около 1830 года National Portrait Gallery, Washington / Wikimedia Commons

Сегодня индейцы Северной Америки говорят примерно на 270 различных язы-ках, которые относятся к 29 языковым семьям, и 27 языках-изолятах, то есть изолированных языках, которые не относятся к какой-то большой семье, но образуют собственную. Когда в Америку пришли первые европейцы, индей-ских языков было гораздо больше, однако многие племена вымерли или утра-тили свой язык. Больше всего индейских языков сохранилось в Калифор-нии: там говорят на 74 языках, относящихся к 18 языковым семьям. Среди самых распространенных североамериканских языков — навахо (на нем говорит около 180 тысяч индейцев), кри (около 117 тысяч) и оджибве (около 100 тысяч). В большинстве индейских языков сейчас используется латинский алфавит, хотя чероки пользуются оригинальным слоговым письмом, разрабо-танным в начале XIX века. Большинство индейских языков могут исчезнуть — ведь говорят на них меньше 30% этнических индейцев.

10. Как живут современные индейцы

Сегодня большинство потомков индейцев США и Канады живут практически так же, как и потомки европейцев. Только треть из них занимают резервации — автономные индейские территории, составляющие примерно два процента площади США. Современные индейцы пользуются рядом льгот, и, чтобы их получить, нужно доказать свое индейское происхождение. До-статочно, чтобы ваш предок был упомянут в переписи начала XX века или иметь определенный процент индейской крови.

Племена по-разному определяют, принадлежит ли к ним человек. Например, пуэбло ислета считают своим только того, у кого хотя бы один родитель был членом племени и чистокровным ин-дейцем. А вот оклахомское племя айова более либерально: чтобы стать его членом, нужно иметь всего 1/16 индейской крови. При этом ни знание языка, ни следование индейским традициям не имеет никакого значения.

См. также материалы об индейцах Центральной и Южной Америки в курсе « ».