Презентация на тему "образование государства в долине нила". Древний египет - цивилизация долины нила Образование государства в долине нила

Неизвестно, Шумер или Египет был колыбелью древнейшей цивилизации мира. Возможно, что цивилизация, возникшая на северо-востоке Африки, на берегах великого Нила, была более древней. Во всяком случае несомненно, что централизованное государство возникло здесь впервые в мировой истории.

География и природные условия

Границы собственно древнего Египта резко очерчены самой природой —

  • южным его пределом были труднопроходимые первые нильские пороги, находившиеся близ современного Асуана, в 1300 км от Средиземноморского побережья;
  • с запада к реке теснились песчаные уступы Ливийского плоскогорья;
  • с востока подступали безжизненные каменистые горные отроги.

Ниже первых порогов Нил нес свои воды строго на север по узкой длинной долине (Верхний Египет), ширина которой колебалась от 1 до 20 км. Лишь в двухстах километрах от устья, там, где река в древности разветвлялась на несколько рукавов, долина расширялась, образуя знаменитую нильскую Дельту (Нижний Египет). Истоки Нила, расположенные за тысячи километров от Египта, не были известны египтянам, а именно там следует искать причины своеобразного водного режима реки, тех ее особенностей, которые на протяжении тысячелетий оказывали огромное влияние на многие стороны жизни древних жителей страны. В двух тысячах километров к югу от первых нильских порогов, у нынешней столицы Судана, Хартума, соединяются две реки - Белый и Голубой Нил.

Стремительный Голубой Нил берет свое начало из высокогорного эфиопского озера Тана, навстречу ему, через цепь великих озер и заболоченные равнины Центральной Африки, течет спокойный полноводный Белый Нил. Весной, когда в горах Эфиопии интенсивно тает снег, а в Тропической Африке в разгаре дождливый сезон, реки, питающие Нил, одновременно вбирают в себя громадное количество избыточной воды, несущей мельчайшие частицы размытых горных пород и органические остатки буйной тропической растительности. В середине июля паводок достигает южных границ Египта. Поток воды, порой в десять раз превосходящий обычную норму, пробившись через горловину первых нильских порогов, постепенно затопляет весь Египет.

Остров Филе около первых порогов Нила. На острове храм Хатхор, позднее был ассоциирован с Исидой.

Наводнение достигает своей высшей точки в августе-сентябре, когда уровень воды на юге страны повышается на 14 м, а на севере - на 8-10 м выше ординара. В середине ноября начинается быстрый спад воды, а река снова входит в свои берега. За эти четыре месяца принесенные Нилом органические и минеральные частицы тонким слоем оседают на залитое в период паводка пространство.

Этот осадок постепенно и создавал египетскую почву. Вся почва страны - наносного происхождения, результат многотысячелетней деятельности реки в период ее ежегодных наводнений. И узкое каменное ложе верхнеегипетской долины, и бывший когда-то морским заливом Нижний Египет сплошь покрыты глубоким слоем речных отложений - мягким пористым нильским илом. Именно эта очень плодородная, легкая для обработки почва и есть основное богатство страны, источник ее стабильных высоких урожаев. Увлажненная, готовая к посеву земля Нильской долины блестит, как черный лак. Кемет, что значит Черная, называли свою страну ее древние жители, отмечая весьма существенный признак: в суровых природных условиях Северной Африки с ее жарким и сухим климатом, в окружении безводных пространств каменисто-песчаных пустынь, только на почве, созданной и обводненной Нилом, только на этой наносной черной земле появилась и сама возможность поселения людей, основным источником существования которых стало ирригационное земледелие.

Палетка в виде слона. Граувакки. Ок 3650-3300 до н.э. Была найдена в богатой гробнице близ Иераконополя, Верхний Египет.

Неприветливо должна была встретить первых людей пойма Нила: непроходимые заросли нильского тростника - папируса - и акаций вдоль берегов, обширные болота низменной Дельты, тучи насекомых, хищные звери и ядовитые змеи окрестных пустынь, множество крокодилов и бегемотов в реке и, наконец, сама необузданная река, в период паводка могучим потоком сметающая все на своем пути. Неудивительно поэтому, что впервые люди поселились в самой долине только на стадии неолита, имея уже довольно совершенные каменные орудия и разнообразные производственные навыки, да и пришли они сюда под давлением внешних условий.

Изменения климата и приход первых людей

Климат Северной Африки 10-12 тыс. лет тому назад был менее засушлив, чем теперь. Еще недавно завершилось таяние льдов, покрывавших часть Европы в конце Ледникового периода. Над Северной Африкой проносились влажные ветры, выпадали обильные дожди, и на месте теперешних пустынь была саванна с высоким травяным покровом, с богатым животным миром. Охотничьи племена, находившиеся на стадии мезолита и раннего неолита, жили на просторах теперешней Сахары. Это они оставили нам наскальные рисунки, изображающие слонов, страусов, жирафов, антилоп, буйволов, динамичные сцены охоты на них. Все эти животные - не обитатели пустынь. Свидетелями более мягкого климата в прошлом служат и многочисленные вади - сухие русла рек, некогда с запада и с востока впадавших в Нил.

К V тыс. до н.э. ослабляется влияние влажных ветров, в Северной Африке наступает засушливая пора, понижается уровень грунтовых вод, саванна постепенно превращается в пустыню. Тем временем некоторые охотничьи племена, приручая животных, успели стать пастушескими. Наступавшая сушь все более заставляла эти племена тянуться к иссякающим притокам Нила. Именно вдоль вади и были обнаружены многочисленные стоянки племен, находившихся на стадии позднего палеолита.

Наступление пустыни продолжалось, высыхали последние нильские притоки, люди вынуждены были все ближе и ближе подступать к самому Нилу. Эпоха неолита (вплоть до IV тыс. до н.э.) связана с появлением пастушеских племен у предела самой Нильской долины, с приобретением ими первых навыков земледелия.

Археологические раскопки поселений эпохи позднего неолита, относящихся к VI-IV тыс. до н.э., показывают, что жители их вели уже вполне оседлый образ жизни, занимались земледелием (до нас дошли каменные зернотерки, деревянные серпы с кремневыми зубцами-вкладышами, зерна ячменя и пшеницы-двузернянки), скотоводством (обнаружены кости быков, баранов, свиней), охотой, рыболовством, собирательством. Жители этих поселений, расположенных, как правило, по краю долины, еще робели перед Нилом и не предпринимали попыток обуздания реки.

Создание системы орошения

Костяная статуэтка с глазами из лазурита. Период Накада I (ок. 4000-3600 до н.э.). Верхний Египет.

С появлением медных орудий, со вступлением в эпоху энеолита (меднокаменный век), люди начинают решительное наступление на Нильскую долину. В течение тысячелетий Нил создал своими наносами более высокие по сравнению с уровнем самой долины берега, поэтому существовал естественный уклон от берега к краям долины, и вода после паводка не спадала сразу и распространялась по ней самотеком. Чтобы обуздать реку, сделать поток воды в период наводнения управляемым, люди укрепляли берега, возводили береговые дамбы, насыпали поперечные плотины от берегов реки до предгорий, чтобы задержать воду на полях до тех пор, пока достаточно не насытится влагой почва, а находящийся в воде во взвешенном состоянии ил не осядет на поля. Много сил потребовало и прорытие водоотводных каналов, через которые сбрасывалась в Нил перед посевом оставшаяся на полях вода.

Так в первой половине IV тыс. до н.э. в древнем Египте создается бассейновая система орошения, ставшая основой ирригационного хозяйства страны на многие тысячелетия, вплоть до первой половины нашего века. Древняя система орошения была тесно связана с водным режимом Нила и обеспечивала выращивание одного урожая в год, который в тамошних условиях созревал зимой (посев начинался только в ноябре, после паводка) и собирался ранней весной. Обильные и устойчивые урожаи обеспечивались тем, что во время разлива египетская почва ежегодно восстанавливала свое плодородие, обогащаясь новыми отложениями ила, который под воздействием солнечного тепла имел способность выделять соединения азота и фосфора, столь необходимые для будущего урожая. Следовательно, египтянам не надо было заботиться об искусственном поддержании плодородия почвы, которая не нуждалась в дополнительных минеральных или органических удобрениях. Еще важнее то, что ежегодные разливы Нила препятствовали засолению почв, которое было бедствием для Месопотамии. Поэтому в Египте плодородие земли не падало на протяжении тысячелетий. Процесс обуздания реки, приспособления ее к нуждам людей был длительным и охватил, по-видимому, целиком все IV тыс. до н.э.

Изменение в социальной структуре племен долины

Каждый коллектив людей, каждое племя, осмелившиеся спуститься в долину Нила и поселиться в ней на немногих возвышенных и недоступных наводнению местах, немедленно вступали в героическое единоборство с природой. Приобретенный опыт и навыки, целенаправленная организация, упорный труд всего племени в конце концов приносили успех - осваивалась малая часть долины, создавалась небольшая автономная ирригационная система, основа хозяйственной жизни коллектива, соорудившего ее.

Вероятно, уже в процессе борьбы за создание ирригационной системы происходили серьезные изменения в общественной жизни родо-племенной общины, связанные с резким изменением условий жизни, труда и организации производства в специфических условиях Нильской долины. О происходивших событиях мы не имеем почти никаких данных и вынуждены реконструировать их совершенно гипотетически.

Сосуд из горной породы — брекчии. Додинастический период или Ранее царство (3100-2686 гг. до н.э.)

По всей вероятности, в это время существовала соседская земельная община (в исторический период фараоновского Египта явственных следов существования сельской общины не обнаружено). Претерпевали изменения и традиционные функции племенных вождей и жрецов - на них возлагалась ответственность за организацию сложного ирригационного хозяйства и управление им. Tаким образом, в руках вождей и их ближайшего окружения концентрировались экономические рычаги управления. Это с неизбежностью должно было повлечь за собой начало имущественного расслоения. Экономически господствовавшая группа нуждалась в создании средств для сохранения сложившегося в ее пользу положения в обществе, и такие средства политического господства над подавляющим большинством членов общины, видимо, создавались уже в это время, что, естественно, с самого начала должно было налагать определенный отпечаток на характер самой общины. Так в условиях создания ирригационных систем возникает своеобразная общность людей в рамках локального ирригационного хозяйства, которой присущи как черты соседской земельной общины, так и черты первичного государственного образования. По традиции мы называем такие общественные организации греческим термином .

Создание государства в Древнем Египте

Каждый самостоятельный ном располагал территорией, которая была ограничена местной ирригационной системой, и представлял собой единое хозяйственное целое, имея свой административный центр - окруженный стенами город, место пребывания правителя нома и его приближенных, там же находился и храм местного божества (следует отметить, что эта реконструкция, сделанная на основании более поздних данных — археологически додинастические города нам практически неизвестны).

Войны номов и их объединение

Стоящая женщина. Дерево. Абидос, храм Осириса. Раннее царство ок. 3100–2649 гг. до н.э. Хранится в Метрополитен музее, Нью-Йорк, США.

К моменту образования единого египетского государства таких номов было около сорока. В условиях узкой верхнеегипетской долины каждый ном, находившийся на левом или правом берегу Нила, соприкасался со своими южными и северными соседями, номы же Нижнего Египта часто были еще изолированы друг от друга болотами.

Дошедшие до нас источники не дают возможности в достаточной степени проследить историю номов до возникновения объединенного Египта, в состав которого они вошли в качестве местных административно-хозяйственных единиц, однако сохранив свою самобытность и склонность к обособлению на протяжении веков. От тех отдаленных времен сохранились плоские сланцевые таблички, покрытые символическими рельефными изображениями междоусобных войн. Мы видим кровавые битвы на суше и реке, процессии связанных веревками пленных, угон многочисленных стад крупного рогатого скота, овец, коз. В этой длительной упорной борьбе сильные номы покоряли своих более слабых соседей. В результате этой борьбы и в Верхнем, и в Нижнем Египте появляются крупные объединения номов, возглавляемые правителем сильнейшего нома-победителя. Конечно, не исключено и мирное присоединение отдельных номов к своим более сильным соседям. В конце концов где-то во второй половине IV тыс. до н.э. номы Юга и Севера страны объединились в Верхнеегипетское и Нижнеегипетское царства. Один из самых южных номов Верхнего (Южного) Египта с центром в г. Иераконполь объединил верхнеегипетские номы.

Здесь следует сделать следующее отступление. Из-за того что древнеегипетское письмо (в отличие от месопотамской клинописи) не передает гласных, ученым приходится реконструировать истинное древнее звучание египетских слов и собственных имен косвенными способами, главным образом по дошедшим через другие системы письма данным о более позднем звучании египетских собственных имен (II-I тыс. до н.э.). Эти реконструкции до сих пор остаются очень ненадежными, большинство египтологов продолжают пользоваться условными, заведомо неточными чтениями. В этих условных чтениях дается большинство египетских собственных имен в разных книгах. Некоторые имена даются в дошедших до нас древнегреческих транскрипциях, а некоторым городам оставлены названия, которые им давали греки в эпоху поздней древности, например Мемфис (в условном египтологическом чтении Мен-нефер), Фивы (в условном египтологическом чтении Уасет), Буто, Иераконполь, Гелиополь.

Терракотовая фигурка женщины. Период Накада II (ок. 3500-3400 гг. до н.э.). Хранится в Бруклинском музее, Нью-Йорк, США.

Объединителем Севера становится один из номов запада Дельты с центром в г. Буто. Цари Верхнеепшетского царства носили на голове убор белого цвета, цари Нижнеегипетского царства - корону красного цвета. С созданием единого Египта двойная красно-белая корона этих царств стала символом царской власти до конца древнеегипетской истории.

История этих царств практически неизвестна, до нас дошло лишь несколько десятков имен, в основном верхнеегипетских. Мало мы знаем и о многовековой ожесточенной борьбе этих царств за гегемонию в Египте, победу в которой одержал сплоченный и экономически сильный Верхний Египет. Считается, что это произошло в конце IV тыс. до н.э., но древнейшая египетская хронология все еще очень ненадежна.

Экономическая обусловленность объединения номов

Силами отдельных номов, да и более крупных объединений было чрезвычайно трудно поддерживать на должном уровне все ирригационное хозяйство страны, состоявшее из небольших, не связанных или слабо связанных друг с другом оросительных систем. Слияние нескольких номов, а затем и всего Египта в единое целое (достигнутое в результате длительных, кровопролитных войн) позволяло совершенствовать оросительные системы, постоянно и организованно их ремонтировать, расширять каналы и укреплять дамбы, совместно бороться за освоение заболоченной Дельты и в целом рационально использовать воды Нила. Совершенно необходимые для дальнейшего развития Египта, эти мероприятия было возможно осуществить только общими усилиями всей страны после создания единого централизованного административного управления.

Гребень из слоновой кости. Из гробницы близ Абидоса. I династия (правление Джета — 2860–2830 гг. до н.э.).

Сама природа как бы позаботилась о том, чтобы Верхний и Нижний Египет экономически дополняли друг друга. В то время как узкая верхнеегипетская долина почти сплошь использовалась под пашню, а угодья для выгона скота здесь были весьма ограниченны, в просторной Дельте большие пространства земли, отвоеванные у болот, можно было использовать также и как пастбища. Недаром существовала засвидетельствованная позже практика доставки в определенное время года верхнеегипетского скота на пастбища Нижнего Египта, ставшего центром египетского скотоводства. Здесь же, на Севере, была расположена большая часть египетских садов и виноградников.

Так к концу IV тыс. до н.э. завершился наконец продолжительный так называемый додинастический период египетской истории, длившийся от времени появления первых земледельческих культур близ Нильской долины вплоть до достижения страной государственного единства. Именно в додинастический период был заложен фундамент государства, экономической основой которого стала ирригационная система земледелия в масштабах всей долины. К концу додинастического периода относится и возникновение египетской письменности, по-видимому первоначально вызванной к жизни хозяйственными потребностями нарождавшегося государства. С этого времени начинается история династического Египта.

Население Древнего Египта и их соседи

Народ, освоивший Нильскую долину и создавший в столь глубокой древности великую самобытную цивилизацию, говорил на египетском языке, ныне мертвом. Первые письменные памятники на этом языке восходят еще к концу додинастической эпохи, последняя иероглифическая надпись датируется IV в. н.э.. Следует сказать, что поздний египетский (коптский) язык существовал в Египте наряду с арабским и в средние века, а в отдельных местностях дожил до начала нового времени.

Старый египетский язык относился к одной из африканских групп афразийских, или семито-хамитских, языков. Однако много косвенных данных говорит о том, что племена, осевшие в долине Нила, не были этнически едины и отличались по своим говорам. Естественно, что в течение многотысячелетнего существования этническая разнородность постепенно сглаживалась.

Мы хорошо знаем, как выглядели египтяне династического периода. Множество раскрашенных плоских рельефов представляют их нам людьми среднего роста, широкоплечими, стройными, с черными прямыми волосами (часто это парик). В соответствии с традицией изображения египтян-мужчин всегда окрашены в кирпичный цвет, женщин - в желтоватый. Многочисленны и изображения представителей племен и народов, с которыми жителям долины Нила чаще всего приходилось сталкиваться. Мы видим:

  • западных соседей египтян - светлокожих голубоглазых ливийцев;
  • восточных их соседей, выходцев из Передней Азии, - высоких, с желтоватой смуглой кожей, выпуклым носом и обильной растительностью на лице, с неизменными характерными бородками;
  • южане, обитатели Нильской Эфиопии, или Нубии, выглядят темно-фиолетовыми;
  • встречаются на рельефах и черные курчавоголовые представители негроидных племен Южного Судана.

Периодизация истории династического Египта

Фрагмент палетки, изображающей быка, убивающего врага. Поздняя Нагада (ок. 3300-3100 гг. до н.э.)

Периодизация истории династического Египта от полулегендарного царя до Александра Македонского, примерно с XXX в. до н.э. вплоть до конца IV в. до н.э., тесно связана с манефоновской традицией. , жрец, живший в Египте вскоре после походов Александра Македонского, написал на греческом языке двухтомную «Историю Египта». К сожалению, сохранились только выдержки из его сочинения, самые ранние из которых встречаются в трудах историков I в. н.э.. Но и то, что дошло до нас, часто в искаженном виде, чрезвычайно важно, так как это отрывки из книги человека, описавшего великую историю своей страны, основываясь на хорошо доступных ему и уже безвозвратно утраченных подлинных египетских документах.

Манефон делит всю историю династического Египта на три больших периода - Древнее, Среднее и Новое царства. Каждое из названных царств делится на династии, по десять на каждое царство, - всего тридцать династий. И если манефоновское деление египетской истории на три больших периода на самом деле отражает определенные качественные этапы в развитии страны, то такая равномерная раскладка династий по царствам представляется условной, да и сами эти династии, как можно убедиться, - образования весьма условные.

В основном манефоновская династия охватывает представителей одного царствующего дома, но нередко, по-видимому, может вмещать в себя несколько неродственных правящих домов, а однажды два царственных брата отнесены к двум разным династиям. Несмотря на это, наука до сих пор для удобства придерживается манефоновской династийной традиции. Внесены коррективы в этапную периодизацию истории древнего Египта — первые две манефоновские династии выделены в Раннее царство, а последние, начиная с XXI династии, - в Позднее царство.

Раннее царство

Раннее царство - это время правления в Египте I и II манефоновских династий, охватывающих более чем двухсотлетний период истории династического Египта (ок. 3000-2800 гг. до н.э.).

Объединение Египта

Манефон считает объединителем Египта царя по имени Менес (Мина), основателя I династии. Его, вероятно, можно отождествить с царем, носящим в древнейшей египетской летописи тронное имя («Хор Боец»). Однако он не был первым верхнеегипетским правителем, претендовавшим на власть во всем Египте. Так называемая палетка Нармера, одного из додинастических правителей Верхнего Египта, найденная при раскопках Иераконполя, повествует в символической форме о победе этого царя над жителями Нижнего Египта. Нармер представлен на этой рельефной табличке во время своего триумфа увенчанным объединенной короной Верхнего и Нижнего Египта.

По-видимому, некоторые предшественники Нармера также претендовали на господство над всем Египтом, Менеc же возглавил список египетских царей, дошедший до нас благодаря сочинению Манефона, вероятно, потому, что именно с него началась в Египте прочная летописная традиция. Но и при Менесе, так же как и при его предшественниках, да и последователях, достигнутое единство страны не было еще окончательным. Покоренный Нижний Египет долго еще не желал признать свое поражение, и там в течение почти всего Раннего царства происходили кровавые военные столкновения.

Цари первых двух династий были родом, скорее всего, из верхнеегипетского нома Тиниса, находившегося в средней части Верхнего Египта. В Тинисском же номе, в окрестностях г. Абидос, в будущем прославившегося как центр почитания бога мертвых Осириса, были обнаружены при раскопках гробницы царей Раннего царства - Джера, Семерхета, Каа и др. В составе имен этих царей, как и в составе имени царя Хор-Аха, упоминался бог в виде сокола - Хор, покровитель большинства царей Раннего царства.

Экономическое развитие

Об уровне развития производительных сил тогдашнего общества можно судить по орудиям производства, в изобилии дошедшим до нас из раннединастических погребений. Это прежде всего изделия из меди - плоские рабочие топоры, ножи, тесла, гарпуны, рыболовные крючки, вилы, наконечники деревянных мотыг; кроме того, боевые топоры с закругленными лезвиями, кинжалы, чаши и сосуды различных форм.

Медные инструменты из гробницы фараона Хотесемеуи (II династия). Хранится в Британском музее, Лондон, Великобритания.

Но наряду с медными найдено много и каменных, особенно кремневых орудий и предметов обихода различного назначения. В погребениях найдены также деревянные орудия труда, изделия из слоновой кости, украшения из египетского фаянса (египетским фаянсом называется особая пластичная масса, при обжиге затвердевавшая и обретавшая стекловидную поверхность обычно голубого цвета), разнообразная керамическая посуда, изготовленная еще без применения гончарного круга. В строительстве применялись в основном необожженный кирпич, дерево. Использование же камня в строительстве было еще очень ограниченно и носило вспомогательный характер (притолоки и т.п.).

Итак, Египет периода Раннего царства жил в эпоху медно-каменного века. Но уже была создана и постоянно совершенствовалась и расширялась ирригационная система страны, что давало возможность использовать преимущества природных условий Нильской долины. Все это способствовало тому, что при низком еще техническом уровне был достигнут огромный рост производительности труда, прежде всего в земледелии, появился прибавочный продукт, следовательно, возникла и возможность его присвоения со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Быстрому прогрессу страны способствовало также то, что почти все необходимое для себя египтяне находили или в самой долине, или же в непосредственной близости от нее. Повсюду встречались разнообразные породы камня, в том числе мягкого, легкого в обработке известняка. Рощи акаций, в это время еще обширные, давали строительный лес, некоторые сорта древесины доставлялись из Ливана морем, другие получали из Центральной Африки. Заросли , который широко применялся египтянами как для производства своеобразной «бумаги», так и для плетения папирусных судов, использовавшихся при рыбной ловле и охоте на водоплавающую птицу в тихих заводях Дельты, также были неисчерпаемым источником сырья. Молодые побеги папируса шли в пищу. Нил славился изобилием рыбы, основного нерастительного продукта питания простых египтян.

Костяная бирка с ремешка. Фараон Ден — I династия. Ок. 2985 г. до н.э. Хранится в Британском музее, Лондон, Великобритания.

Из злаковых культур, выращивавшихся в Египте в период Раннего, а также Древнего царства, основной культурой был ячмень, который со временем стал отчасти вытесняться пшеницей-двузернянкой. Этот вид пшеницы, иначе эммер или полба, - один из древнейших культурных злаков, почти вытесненный впоследствии более урожайными видами пшеницы. Широко было развито скотоводство. Памятники свидетельствуют о существовании различных пород крупного рогатого скота, овец, коз, ослов, свиней. Развиваются (особенно интенсивно в Дельте) садоводство, огородничество, виноградарство. Дошедшие до нас из погребений того времени полотна свидетельствуют о развитии льноводства и ткачества. Египтяне занимались также рыболовством, разведением водоплавающей птицы, охотой.

Становления государственного аппарата и социальное расслоение

Создание и упрочение единого государства - процесс сложный и длительный, растянувшийся практически на весь период Раннего царства. Объединение Египта не могло конечно, не внести существенных изменений в структуру управления страной, руководства огромной ирригационной системой Египта, забота о расширении, усовершенствовании, нормальном функционировании которой лежала на царской администрации.

Период Раннего царства - это время становления общеегипетского государственного аппарата. Надписи I и II династий изобилуют названиями многих ведомств и должностей, существовавших ранее или впервые возникавших в связи с усложнением хозяйственного и административного управления, как в центре, так и в номах, на протяжении всего Раннего царства. Эти изменения связаны, по-видимому, с поисками оптимальных форм управления, а также учета и распределения производимых материальных ценностей.

Очень скудны и фрагментарны наши знания об общественных отношениях египтян во времена Раннего царства. Известно, что существовало большое многоотраслевое , включавшее в себя пашни и пастбища, виноградники и сады, пищевое ведомство, ремесленные мастерские и судостроительные верфи. Оттиски печатей царского хозяйства I и II династий дошли до нас не только из царских гробниц, но и из погребений тогдашних вельмож и многочисленных мелких чиновников, которые, по-видимому, получали довольствие из царского хозяйства.

Гробница фараона Джера — I династия в Абидосе. Ок. 2999–2952 гг. до н.э.

Естественно предположить, что кроме царского хозяйства - «дома царя» и «дома царицы» - должны были существовать и нецарские хозяйства. Однако сведения о них практически отсутствуют. Но если судить по роскошным для того времени погребениям знати, немногим отличающимся от царских погребений, знать эта, происходившая из номов и тесно с ними связанная, сохраняла большую экономическую самостоятельность и, вероятно, располагала еще значительными . О людях, работавших в царском хозяйстве и в хозяйствах знати, и методах эксплуатации людей, вовлеченных в эти хозяйства, мы сведений не имеем, они появятся в более поздний период, уже в эпоху Древнего царства. Анализ погребений периода I и II династий позволяет только сделать вывод о резком имущественном неравенстве в Египте уже в эту раннюю пору его общественного развития: наряду с богатыми погребениями знати известны более скромные погребения людей, занимавших, вероятно, определенное положение в египетском административном и хозяйственном аппарате, в хозяйствах царя и вельмож. Были обнаружены и совсем бедные погребения (просто неглубокие ямки на краю пустыни) низших слоев египетского общества.

Внешняя и внутренняя борьба в период первых династий

Мало что мы знаем и об исторических событиях тех далеких веков. Цари первых двух династий вели постоянные войны с ливийскими скотоводческими племенами, захватывая много скота, приводя в Египет пленных. Появлялось египетское войско и в горах Синая, защищая медные копи от набегов переднеазиатских пастушеских племен. Египтяне проникают также за первые нильские пороги, в Нубию. Но больше всего сведений дошло до нас о военных столкновениях в Нижнем Египте: борьба с непокорным и бунтующим Севером продолжается до конца II династии.

Еще Менесу приписывается основание «Белых стен» () - города, возникшего на левом берегу Нила в преддверии Нижнего Египта на стыке его с Верхним Египтом, - крепости и опорного пункта господства южан над Дельтой. Междоусобные войны на Севере завершились окончательной победой Юга при царе II династии , который жестоко подавил последнее восстание в Дельте. Символически изображая свою победу над Нижним Египтом на подножиях двух своих статуй, он приводит на них и цифры павших в этой последней битве врагов - около 50 тыс. северян.

В период Раннего царства происходит и какая-то внутридинастийная борьба, внешним выражением которой стала замена в тронном имени царя бога Хора, божественного покровителя царей Раннего царства, богом Сетхом - вечным противником Хора. Затем был достигнут временный компромисс, и имена Хора и Сетха соседствуют в тронном имени одного из царей II династии. Но впоследствии же Хор одерживает полную победу над своим противником, и Сетх изгоняется из тронного царского имени.

Поражение Севера и прекращение династических распрей привели к концу II династии к окончательному объединению страны, открывшему новую эпоху в истории Египта - эпоху Древнего царства. Мемфис становится столицей единого государства. Согласно наиболее распространенному мнению, к одному из названий этого города - Хет-ка-Птах, что значит «Усадьба двойника Птаха» - главного бога столицы, - и восходит греческое Айгюптос и наше наименование страны - Египет. От себя добавим, двойник (ка) - по представлениям египтян, точная копия человека и бога, тесно связанная с изображениями и живущая практически вечно. Идея двойника породила огромное количество настенных и статуарных изображений в храмах и гробницах, являющихся важнейшим источником для изучения различных сторон жизни древнего Египта.

Гимн богу Хапи

Моля о процветании для обоих берегов, Процветай же, процветай же, Хапи, Процветай же, Дарами полей Оживляющий людей и скот. Процветай же, процветай же, Хапи, Процветай, процветай, ты, прекрасный дарами.

Северная Африка с её ничтожным количеством осадков почти непригодна для жизни, но именно здесь возникла - египетская. Основой этой цивилизации был Нил, несущий свои воды от Эфиопского нагорья и Центральной Африки к Средиземному морю. Благодаря великой реке древнего Египта ещё в III тысячелетии до н. э. превратился в процветающее государство Восточного Средиземноморья и оставался таковым вплоть до римского завоевания в 30 г. до н. э.

Более десяти тысячелетий назад климат Северной Африки был менее засушливым. Кочевые племена охотников и собирателей населяли те области, которые сегодня поглотила пустыня. Долина и дельта реки Нила с болотистыми, затопляемыми землями считались коварным местом.

Проходили столетия, климат пустыни Сахары становился всё суше и ко II тысячелетию до н. э. уже почти не отличался от погодных условий XXI в. н. э. С усилением засухи и наступлением пустыни люди селились вокруг источников воды, более интенсивно используя природные ресурсы в оазисах и вблизи Нила. Здесь и состоялся их переход к земледелию в VII- V тысячелетиях до н. э.

Постепенно, с расширением пахотных земель, росло население долины и дельты Нила. К IV тысячелетию до н. э. с разными типами хозяйства и темпами развития. Они сложились в несхожих исторических и климатических зонах: меримдская - в районе дельты и бадарийская - в Верхнем Египте. Меримдская культура развивалась быстрее, контакты с другими странами были теснее, и именно в дельте Нила появились первые города. В последующих веках многочисленные города с округой (номом, как её называли древние греки) и собственными правителями (номархами) возникли по всему течению великой реки. И только примерно к 3000 г. до н. э. в бассейне Нила образовалось единое централизованное государство, включившее в себя всю долину Нила - от дельты на севере до первых порогов на юге.

Политическому единству страны благоприятствовала привязанность Египта к долине Нила. Эта долина, неизменное ядро государства, мало изменялась в своих размерах. Её прирост зависел не столько от военных успехов египетского оружия, сколько от прогресса в покорении самой реки: исконные земли Египта постепенно включили в себя долину Нила до вторых, а затем третьих и четвёртых порогов на юге. Росла страна и за счёт освоения участков пустыни на западе и востоке от русла реки. Но, так или иначе, приращения территорий были незначительны. Узкая полоска земли по берегам великой реки, зажатая пустынями, - вот «хребет» египетской . Рамки, определённые самой природой, стали основой стабильности великой державы на протяжении трёх тысячелетий. Они обусловили все особенности этой величественной цивилизации, которую по праву можно назвать цивилизацией реки.

Долина Нила

Тёплый климат этого государства и плодородная почва долины Нила предопределили . Но Нил - своенравная река. Особенностью водного режима Нила являются регулярные разливы. Паводки вызываются таянием снегов в Абиссинских горах, где находятся истоки Голубого Нила, и тропическими ливнями в районе Великих озёр Центральной Африки, откуда берёт начало Белый Нил.

Вот как древние описывали разлив Нила. В течение четырёх дней вспухает русло «Зелёного Нила», наполняясь грязью и тиной, и затем ещё 15 дней течёт «Красный Нил», полный плодородным илом. К началу августа вся земля затопляется водой, и только города и посёлки, словно острова, поднимаются из огромного, безграничного болота.

Особенности культуры и мировоззрения египтян во многом обязаны Нилу. Их картина мира, в отличие от большинства других народов, была ориентирована не на север, а на юг, к истокам реки. Календарь определяли по Нилу и звёздам. Новый год наступал в середине июля, когда вода поднималась перед паводком. Река диктовала и три времени года. Каждое из них состояло из четырёх месяцев: разлив (июль - октябрь); возрождение (ноябрь - февраль) - с полей сходила вода, и приступали к их обработке; жаркое время (март - июнь) - период сбора урожая и самого низкого уровня воды. Разлив Нила - Хапи стал богом, дарующим изобилие. С Хапи сравнивали себя фараоны и местная знать в своём богатстве и могуществе. Изображался он в виде толстяка, приносящего дары Земли богам. Ему не возводили храмов, и лишь раз в году, в начале разлива, там, где лежала древняя граница государства на юге и где река вплотную подходила к горам, устраивали праздник Хапи, приносили богу дары и воспевали его в гимнах.

Разлив был источником жизни, однако без искусственных сооружений долина Нила оставалась бы топким болотом посреди песков. Осваивать реку, т. е. копать оросительные каналы и протоки, делать насыпи, содержать в исправности ирригационные сооружения, начали с зарождением земледелия при помощи несложных орудий - мотыг и корзин для переноски земли.

Пересечённый оросительными сооружениями, Египета уже в додинастический период, в IV тысячелетии до н. э., стала страной исключительного плодородия. Слову «область» («ном») на письме соответствовал знак, изображавший Землю, поделённую оросительной сетью на четырёх-угольники.

Но усмирить реку могли только крупные коллективы людей - отдельным общинам это было не под силу Покорение Нила стало первопричиной зарождения государства в долине.

пн, 04/25/2016 - 17:52 | Микова Наталья...

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Чердынская средняя общеобразовательная школа имени А.И.Спирина»

Проект урока по теме:

«Образование государства в долине Нила»

учитель истории, 1 квалификационной категории

.Чердынь, 2016г.

Проект урока «Образование государства в долине Нила» представляет собой многовариантную разработку урока по истории Древнего мира для учащихся 5 класса соответствующую требованиям ФГОС ООО

Учебник: «История Древнего мира» (авторы: Т.П.Андреевская, М.В.Белкин, Э.В.Ванина, М.: ИЦ «Вентана-Граф» 2014г.

Средства обучения: мультимедийная аппаратура, интерактивная доска, раздаточный материал, карта Древнего Египта.

Тип урока : урок «открытия» нового знания.

Цели урока: достижение следующих результатов:

Личностных – формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательного интереса к предмету история.

Метапредметных – владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), проявлять готовность к сотрудничеству с другими учениками, групповой и коллективной работе.

Предметных – проводить поиск необходимой информации в различных источниках (текстовых, графических, изобразительных) – на выбор; сравнивать данные разных источников, выявлять сходство и различия; рассказывать устно об исторических событиях; характеризовать природные условия и образ жизни египтян; раскрывать смысл исторических понятий.

Задачи:

1. Личностные:

- с помощью видеофрагмента и обращения к личному опыту развивать познавательные интересы школьников и мотивировать их к учебной деятельности и изучению предмета история.

2. Предметные:

Изучить и охарактеризовать на основе текста письменного источника, карты, иллюстраций природные условия Древнего Египта, образ жизни египтян;

На основе информационного поиска (в учебнике) определить значение новых понятий и названий (порог, дельта, Кемет, папирус, дамба, ирригация, номы)

Работая в группах, умение участвовать в продуктивной групповой коммуникации.

На основе полученной информации в ходе урока, уметь обобщать материал и формулировать выводы.

3.Методы обучения : проблемный, эвристический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся : коллективная, в группах, индивидуальная.

Ход урока

Этап урока, время

Действия учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационно-мотивационный .

(3 минуты)

Приветствие.

1 вариант. - Ребята, сейчас вы очень внимательно просмотрите небольшой видеоролик. Ваша задача понять, почему именно этот видеоматериал я вам предложила? О чем он?

Организует беседу с учащимися по вопросам, при необходимости задает уточняющие вопросы.

Готовность к уроку.

Внимательно просматривают видеоролик о современном Египте (туризме, достопримечательностях, природе).

Возможные ответы: - потому что мы будем изучать Египет;

О (современном) Египте;

Личностные УУД:

Познавательные УУД: (информационные) анализ источников информации

2 вариант.

Коммуникативные УУД: продуктивное взаимодействие в паре

Приветствие.

2 вариант. Раздает каждой паре учащихся источники информации: карту Др.Египта, исторический источник (фрагмент сочинения Деодора Сицилийского о Египте), картинки иллюстрирующие природу Др.Египта и образ жизни египтян.

Ребята, рассмотрите раздаточный материал и сделайте вывод о теме нашего урока.

Опрашивает 2-3 учащихся: просит назвать тему и объяснить выбор. Спрашивает класс о поддержке предложенных тем или не согласии.

Готовность к уроку.

Внимательно рассматривают предложенные материалы, совещаются в паре и делают вывод.

Устно формулируют ответ, объясняют выбор темы. Остальные учащиеся выражают согласие или не согласие.

  1. Актуализации знаний

(4 минуты)

Предлагает заполнить таблицу на актуализацию знаний.

Проводит опрос (2-3 учащихся) по таблице. Просит уточнить учащихся то, что они занесли в таблицу, было в Египте раньше или существует сейчас?

Предположите, природа и климат Египта, образ жизни людей в этой стране изменялся со временем или остался прежним?

Дополните свои таблицы, если это необходимо. С какой проблемой вы столкнулись

Заполняют таблицу: О Египте

Хочу узнать

Вариант 2. Отвечая на вопросы учителя, формулируют тему урока.

ПРОБЛЕМА: Достоверны ли мои знания о Египте? Какими были природа, климат, географическое положение Египта, образ жизни египтян в древности?

Личностные УУД:

Смыслообразование, формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

  1. Целеполагания и планирования

(3 минуты)

Просит учащихся определить цель урока и пути ее достижения

1 вариант. Предложите, как и при помощи чего мы можем достичь цели и решить задачу?

Определяют цель: ответить на проблемные вопросы, узнать больше о Древнем Египте.

Формулируют задачу: составить описание географического положения, природы, климата, образа жизни в Древнем Египте.

Познакомиться с источниками, - рассмотреть изображения, иллюстрации.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимися и то, что не известно.

  1. «Открытие нового знания»

Предлагает учащимся разделиться на группы и поработать с разными источниками информации (при затруднении можно провести жеребьевку – предложить вытянут вариант источника информации), напоминает правила работы в группе.

1 вариант. Группы получают соответствующий раздаточный материал, при его отсутствии пользуются учебником: карта (стр.28), письменный исторический источник (может быть дан фрагмент из хрестоматии или учебника (стр.32), иллюстрации (стр.28,29,30).

2 вариант. Просит перераспределить источники между группами (чтобы каждый учащийся имел необходимый источник внутри группы)

Дает техническое задание группам, предлагает воспользоваться соответствующими памятками на форзаце учебника (Памятка №1 – для всех учащихся по составлению устного ответа, Памятка №2 – для работы с письменными источниками, Памятка №5 – для работы с картой, Памятка №6 – для работы с иллюстрациями.

После озвучивания описаний просит учащихся сделать предварительный вывод, ответив на вопрос:

Как повлияли природные, климатические условия и географическое положение Египта на жизнь и деятельность древних египтян?

Делятся на группы (по 4 человека). Знакомятся с техническим заданием, повторяют памятки. Изучают источники, обсуждают полученную информацию в группе и выполняют задание: 1) Учащиеся (каждый) составляет в тетради: письменное описание Др.Египта (работающие по карте, иллюстрациям и источнику (из учебника), схему расположения Египта – по источнику из хрестоматии, 2) Один-два учащихся от группы устно описывают Др.Египет. Остальные дополняют.

Работа с картой (ответы детей, возможен вариант: 1-2 показывают по карте, 1-2 читают составленное описание): 1) Египет, обозначенный на карте зеленым цветом, располагался в Сев-Вост.Африке, на Синайском п-ве, восточном побережье Средиземного моря; 2) с севера омывался Средиземным морем, с востока Красным морем; 3) был разделен на Нижний, Верхний Египет и Нубию; 4) Главная река- Нил разделялась на пороги; 5) К западу от Нила находилась Ливийская пустыня, а на юге Нубийская; 6) В долине Нила и в оазисах египтяне занимались земледелием; 7) Через Египет проходили важнейшие торговые пути (из Африка в Азию, по Красному и Средиземному морям); 8) на берегу Красного моря и в Нубии находились каменоломни, золотые и медные рудники; 9) в разные периоды 2-го тысяч. до н.э. столица Египта находилась в Фивах и Мемфисе; 10) египетские фараоны, в том числе Тутмос III вели завоевательные походы (в Нубию, Синайский п-ов, Переднюю Азию).

Дети делают вывод:

Территория Египта, особенно в долине Нила была более пригодна для земледелия, благодаря илу, жаркому климату. Египтяне использовали в хозяйстве папирус и древесину акаций. Занимались рыболовством, добывали металл, горные породы (камень, гранит).

Познавательные УУД: самостоятельное выделение информации, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД: продуктивное взаимодействие в группе. Кооперация- согласованность усилий по достижению общей цели, осуществление совместной деятельности.

Интериоризация- речевые действия, служащие средством коммуникации (передача информации другим людям)

Познавательные УУД:

информационные – выделение новых слов и их определение.

Логические – анализ полученной информации и формулирование вывода.

  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Предлагает учащимся обратиться к названию параграфа в учебнике (стр.27) (сформулированная в начале урока тема скорей всего будет отличаться от названия параграфа) и предположить, что еще им нужно узнать на уроке для достижения цели и как это сделать. Что такое государство?

Дает вопросы-ориентиры (на доске или слайде) для оформления письменного ответа:

1)Как образование государства в Др.Египте было связано с особенностями его местоположения, образа жизни и деятельности египтян?

2) Сколько номов образовалось в долине р.Нил (что такое «ном»)?

3) Какие царства возникли в Др.Египте?

4) Кто, когда и как объединил Др.Египет в одно государство? Назовите столицу.

Просит учащихся сделать самопроверку и самооценку по критериям (поставить в тетради).

Ответы детей: - как и когда образовалось государство в долине (на берегах) Нила (Древний Египет)? – почему возникло государство в долине Нила?

Найти информацию в учебнике

Государство это объединение людей на одной территории, подчиняющихся определенной власти и законам.

Индивидуально находят информацию в учебнике на стр. 30-31, выписывают главное в тетрадь.

Проводят самопроверку по эталону.

1)Жителям Др.Египта для получения хорошего урожая приходилось объединяться, чтобы осуществлять ирригацию (строить оросительные системы, осушать болота). 2) 40 номов (ном – общность людей, живущих на определенной территории с административным центром и правителем) 3) Северный (Нижний) Египет, Южный (Верхний) Египет. 4) Царь Мина (Менес) в 3100 году до н.э. (покорил Северный Египет). Мемфис.

Регулятивные УУД: сличение того чего нужно достичь с тем что достигнуто.

Познавательные УУД:

общеучебные – выбор наиболее эффективного способа решения задачи,

самостоятельное выделение информации,

установление причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД: сличение того чего нужно достичь с тем что достигнуто, оценка результатов работы.

  1. Первичное закрепление

Предлагает учащимся проверить, как они усвоили новый материал.

Организует коллективную работу со всеми учащимися. 1 прием – текст выводится на экран, учащиеся отвечают по цепочке.

2 прием – при помощи интерактивной доски заполняют пропуски. Оба приема позволяют сразу отслеживать правильность ответов и исправлять ошибки.

Вставляют недостающие слова в текст.

Древний Египет – одно из древнейших государств мира располагалось в северо-восточной _____________ на берегу реки ________. Самая широкая часть реки, где она делилась на «рукава» называлась -_______. Основным занятием древних египтян было ____________________, так же они занимались ____________,

Добывали____________, _____________, _________. Для получения хорошего урожая они укрепляли берега - строили ___________, а так же ________________ системы. Постепенно в долине ________ образовалось ____общностей людей - _______, которые в длительной борьбе объединились в _____царства__________и ___________-Египет. Царь _________Египта в _______г.до н.э. объединил всю страну. Мина основал новую столицу - __________.

Коммуникативные УУД: взаимодействие- коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (интеллектуальный аспект коммуникации)

Познавательные УУД: установление соотношения между данными условиями (вопроса, текста) и требованиями задачи.

  1. Повторение. Рефлексия.

Предлагает учащимся сравнить полученные на уроке знания с таблицей, которую они заполняли в начале.

Что бы вы еще хотели узнать?

Что научились делать?

Как вы думаете, Древний Египет и современный отличаются? Назовите чем?

Решили ли мы поставленную проблему?

Отношение к результатом своей работы на уроке изобразите в виде смайлика (раздает шаблоны), покажите друг другу, всему классу и вложите в тетрадь.

Предлагает записать домашнее задание.

Если источник из учебника (стр.32) на уроке не использовался.

Сопоставляют то, что узнали с тем, что хотели узнать. Планируют путь восполнения и дополнения знаний.

Ответы: - работать с картой, - источником, - иллюстрациями, - учебником.

Находить информацию и использовать ее для выполнения заданий.

Строить предположения и делать выводы.

Отличаются территорией и границами государства, столицей, образом жизни и занятиями.

Рисуют смайлик, показывают в паре, всем учащимся. Благодарят друг друга за работу.

Записывают домашнее задание: параграф 5 учебника, вопросы в тексте и конце параграфа (стр.31); еще раз рассмотреть карту, иллюстрации в учебнике;

Устно поработать с источником на стр.32 используя памятку №2.

Регулятивные УУД:

Оценка учебной деятельности, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, отображение в знаково-символической форме результата оценивания.

Приложение

Раздаточный материал:

Карта Древнего Египта (без условных обозначений), ссылка http://megabook.ru/media/Древний%20Египет%20(интерактивная%20карта)

Иллюстрации – в отдельном файле.

Техническое задание по работе с иллюстрациями в учебнике

  1. Внимательно рассмотрите иллюстрации (стр.28 (кроме карты), 29, 30).
  2. При работе с иллюстрациями используйте Памятку №6, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание иллюстраций, использовав для этого всю полученную информацию.

Техническое задание по работе с письменным историческим источником

  1. При работе с историческим источником используйте Памятку №2, которая находится на форзаце учебника.
  2. На основе, полученной из источника информации, составьте письменно в тетради описание Египта или составьте схему расположения Древнего Египта с условными обозначениями и устно опишите ее.

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека

Диодор (жил в I. до н.э.) – греческий историк, родился в городе Агирии на острове Сицилия (поэтому его называют «Сицилийским»), в течение тридцати лет работал над сочинением «Историческая библиотека» в сорока книгах (до нас дошло 14).

30. Египет простирался в основном (с севера) на юг … С запада он защищен полной диких зверей Ливийской пустыней…Из частей же страны, обращенных к востоку, они защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами.

31. …Четвертая сторона вся омывается Египетским (Средиземным) морем, почти не имеющим пристаней…

…Итак, Египет укреплен со всех сторон самой природой…

32. …Вступив в Египет, Нил … течет не по прямому направлению, а образуя всяческие извивы… ибо с каждой стороны реки находятся горы, тянущиеся вдоль берега на большое расстояние…Нил, разделяясь в нижней части Египта на много частей, образует называемую так по очертанию Дельту. Стороны ее образуют крайние из рукавов реки, основанием же служит море, принимающее течение реки. Нил вливается в море семью устьями…

36. Тем, кто видит наводнения Нила, оно кажется удивительным...Ибо в то время, как все другие реки начинают убывать во время летнего солнцестояния, только он один … день за днем увеличивается настолько, что под конец затопляет почти весь Египет. И так как страна имеет равнинный характер и города, и деревни лежат на искусственных насыпях, то этот вид напоминает Кикладские острова.

Вопросы к документу:

  • Какое государство описывает в своих воспоминаниях Диодор Сицилийский?
  • Где находится это государство?
  • Чем защищено оно с запада?
  • Чем защищена восточная часть страны?
  • Каким морем омывается северная часть страны?
  • О какой реке идет речь в документе?
  • Где берет свое начало река?
  • Куда она впадает?
  • Что происходит с рекой, когда начинается летнее солнцестояние?

Самопроверка по эталону и критерии оценки.

1)Жителям Др.Египта для получения хорошего урожая приходилось объединяться, чтобы осуществлять ирригацию (строить оросительные системы, осушать болота).

2) 40 номов (ном – общность людей, живущих на определенной территории с административным центром и правителем)

3) Северный (Нижний) Египет, Южный (Верхний) Египет.

4) Царь Мина (Менес) в 3100 году до н.э. (покорил Северный Египет). Мемфис.

Текст для первичного закрепления

Древний Египет – одно из древнейших государств мира располагалось в северо-восточной Африке на берегу реки Нил . Самая широкая часть реки, где она делилась на «рукава» называлась - дельта . Основным занятием древних египтян было земледелие , так же они занимались рыболовством , торговлей (ремеслом) , добывали золото , медь , камни (гранит) . Для получения хорошего урожая они укрепляли берега - строили дамбы , а так же оросительные системы. Постепенно в долине Нила образовалось 40 _общностей людей - номов , которые в длительной борьбе объединились в 2 царства Нижний (Северный) и Верхний (Южный) -Египет. Царь Южного Египта в 3100 г.до н.э. объединил всю страну. Мина основал новую столицу - Мемфис .

Техническое задание по работе с картой

  1. Внимательно рассмотрите карту (стр.28) и условные обозначения.
  2. При работе с картой используйте Памятку №5, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание Древнего Египта, использовав для этого максимальное число условных обозначений.

Техническое задание по работе с иллюстрациями

  1. Внимательно рассмотрите иллюстрации.
  2. При работе с иллюстрациями используйте Памятку №6, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание иллюстраций, использовав для этого всю полученную информацию.

Техническое задание по работе с картой

  1. Внимательно рассмотрите карту (стр.28) и условные обозначения.
  2. При работе с картой используйте Памятку №5, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание Древнего Египта, использовав для этого максимальное число условных обозначений.

Техническое задание по работе с иллюстрациями

  1. Внимательно рассмотрите иллюстрации.
  2. При работе с иллюстрациями используйте Памятку №6, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание иллюстраций, использовав для этого всю полученную информацию.

Техническое задание по работе с картой

  1. Внимательно рассмотрите карту (стр.28) и условные обозначения.
  2. При работе с картой используйте Памятку №5, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание Древнего Египта, использовав для этого максимальное число условных обозначений.

Техническое задание по работе с картой

  1. Внимательно рассмотрите карту (стр.28) и условные обозначения.
  2. При работе с картой используйте Памятку №5, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание Древнего Египта, использовав для этого максимальное число условных обозначений.

Техническое задание по работе с иллюстрациями

  1. Внимательно рассмотрите иллюстрации.
  2. При работе с иллюстрациями используйте Памятку №6, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание иллюстраций, использовав для этого всю полученную информацию.

Техническое задание по работе с картой

  1. Внимательно рассмотрите карту (стр.28) и условные обозначения.
  2. При работе с картой используйте Памятку №5, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание Древнего Египта, использовав для этого максимальное число условных обозначений.

Техническое задание по работе с иллюстрациями

  1. Внимательно рассмотрите иллюстрации.
  2. При работе с иллюстрациями используйте Памятку №6, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание иллюстраций, использовав для этого всю полученную информацию.

Техническое задание по работе с иллюстрациями

  1. Внимательно рассмотрите иллюстрации.
  2. При работе с иллюстрациями используйте Памятку №6, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание иллюстраций, использовав для этого всю полученную информацию.

Организационная карта урока

Предмет: История Древнего Мира 5 класс

Тема урока: § 5 Образование государства в Долине Нила

Цель урока:

образовательные:

1 . Рассмотреть природные условия Древнего Египта, основные занятия населения

2. Проследить процесс становления государства в Древнем Египте;

Развивающие:

  1. Развивать умения работать с исторической картой, составлять рассказ, делать выводы;

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к развитию и традициям древнего народа.

Оборудование: учебник История Древнего мира 5 класс / Т.П. Андреевская, М.В. Белкин, Э.В. Ванин - М. изд. «Вентана- Граф» 2015г.; презентация «Образование государства в долине Нила», карты в учебнике.

Даты: 3100 г. до н.э.- образование единого Египетского государств а

Основные понятия: Порог, дельта, ирригации, номы,

Формы контроля: у стный опрос, работа с иллюстрациями, картой, текстом учебника.

Тип урока: Урок введения нового материала

Проблема урока: Почему Египет считается даром Нила

Вывод: Нил давал все необходимое для жизни. В хозяйстве – воду и плодородный ил , в общественном устройстве – порядок, каждый делал свое дело, в управлении – объединение племен в один народ, в одну страну, в культуре – папирус

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Учитель: приветствует учащихся, настраивает на урок

Учащиеся : приветствуют учителя, настраиваются на урок.

  1. Мотивация к учебной деятельности

Учитель:

- Мы закончили с вами изучать первый период в истории человечества.

Как он назывался?

Ученик:

Первобытный мир

Учитель:

Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. Прочитаем как он называется. с. 26.

Ученик:

Древний Восток

Учитель:

Что называется Древним Востоком?

Ученик:

Древний Восток – это пространство в Северной Африке и Азии в эпоху появления и развития там древнейших государств.

Учитель:

Более 5 тыс. лет назад в Африке, Азии, появляются первые государства.

По карте можно понять, что первые государства появляются вблизи крупных рек: Нил (Африка), Тигр и Ефрат (Западная Азия), Инд (юг Азии), Хуанхэ (Восточная Азия)

Районы древних государств - огромная территория от Египта до Китая

Почему именно в этих районах появляются первые государства.

Ученик:

- Здесь теплый климат.

Учитель:

Сегодня мы начнем знакомство с первой древней цивилизацией.

Включаем ролик, определяем тему урока

Ученик:

Древний Египет

Учитель:

Древний Египет на берегу, какой реки располагался?

Ученик:

Нил (Образование государства в долине Нила)

Учитель:

- Нам сегодня нужно выяснить, почему Египет считается даром Нила

III. Формулировка темы урока, постановка цели

Учитель:

Чтобы ответить на этот вопрос, что мы должны будем сделать на уроке?

Ученик:

Должны узнать, где располагается Египет, какие там природные условия, занятия населения.

IV. Поиск решения проблемы

Учитель.

Познакомимся поближе с этой землей и людьми

5 тыс. лет до н.э. стали появляться первые государства. Возникали они там, где основным занятием населения было земледелие, а заниматься земледелием удобнее всего было вблизи больших рек, поэтому нет ничего удивительного, что одно из первых государств возникло в Египте на берегу Нила.

На северо-востоке Африки протекает с юга на север большая полноводная река Нил. На его берегах, между первым порогом и Средиземным морем располагается одно из древнейших государств Египет.

Взгляните на карту Египта. Египет – это, прежде всего Нил - гигантская величественная река, которая протекает с юга на север. Ее иногда сравнивают с цветком лотоса. Действительно, основное ее русло- это стебель лотоса, а перед впадением в средиземное море Нил разделяется на рукава, образуя Дельту . Население Египта проживало вдоль Нила в дельте и Оазисах.

Записать:

Дельта - это устье реки с разветвлениями на отдельные рукава и островами между ними.

Около 10 тыс. лет назад в долине и дельте Нила поселились люди.

Сейчас, я предлагаю вам попутешествовать по карте

Рассмотрите карту на с. 28, что вы можете сказать о географическом положении Египта

Поработайте в парах и договоритесь, кто из вас будет отвечать

Ученик:

Египет находится на северо-востоке Африки. Большую часть занимают пустыни. Вдоль всего Египта протекает Нил, которая впадает в средиземное море. Египет разделен на верхний Египет и Нижний.Территория Египта была хорошо защищена от внешних вторжений горными хребтами, пустынями и порогами. Верхний и Нижний Египет были тесно связаны между собой благодаря реке.

Учитель

В южной части страны в Верхнем Египте климат был сухой и жаркий. Дожди бывали крайне редко. В нижнем Египте- дельте-дожди, довольно частое явление. Верхний и Нижний Египет были тесно связаны между собой благодаря реке. Ежегодно с середины июля Нил, вспоенный дождями вздувался и растекался до тех пор, пока не затапливал всю пойму. Позже Нил возвращался обратно в русло, оставляя после себя слой плодородного Ила. Он и стал землей Египта. Эта плодородная и легкая для обработки почва давала высокие урожаи. Не удивительно, сто египтяне обожествляли Нил, называя его богом Хапи.

Готовясь к посеву, земля блестела, словно черный лак. Жители долины Нила называли свою страну Кемет , что значит «черная», «черноземная». Это отличало их землю от окружающей земли- каменисто-песчаных пустынь

Благодаря чему можно было заниматься в сухой пустыне земледелием

Ученик

Благодаря реке Нил

Учитель

А теперь самостоятельно прочитайте текст учебника на с. 29-30 . Что еще давала река людям? Какими природными богатствами обладал Египет?

Ученик:

Большое значение в хозяйственной жизни египтян имели папирус и акации. В Ниле водилось много рыбы. Из крупных животных здесь обитали крокодилы и бегемоты. По реке перевозили грузы.

Из хищников здесь обитали: Львы, леопарды, гиены, шакалы. Из травоядных животных водились буйволы и антилопы.

В Египте были залежи меди, золота и др. металлов.

Учитель:

Река Нил имела сои особенности, то вода разливалась, затапливая все поля, то наступал период отливов, и вода уходила с полей.

Как египтяне приспосабливались к таким природным условиям?

Ученик

Люди укрепляли берега и строили дамбы.

Учитель

Для того, чтобы увлажнить почву как следует и не дать воде уйти раньше времени, обратно в русло, люди строили плотины.

Учитель

Под силу ли было одной общине построить оросительную систему?

Ученик

Нет, чтобы построить плотину или дамбу люди объединяли усилия нескольких общин

Учитель

Нет, такие работы в одиночку выполнить было невозможно, люди стали делать их сообща, возникали общности

Найдите на с. 30 как называется такая оросительная система?

Ученик

Ирригация

Учитель.

Итак, давайте разберемся к каким изменениям в жизни людей могли привести эти объединения

Ученик:

На территории где работали общности, стали возникать города, огороженные стенами. В городе жили правители и окружение. Такие объединения назывались номами.

Учитель

Всего было образовано около сорока номов. Естественно сильные номы покоряли более слабые. К чему привела борьба между номами?

Ученик

Борьба привела к появлению двух царств: Нижнего и Верхнего Египта

Учитель:

- Цари верхнего Египта и Нижнего враждовали между собой и в 3100 г. до н.э. царь Мина (Менес) верхнего Египта, победил царя Нижнего Египта и объединил всю страну. Мина основал новую столицу – город Мемфис. Правителем единого Египта становится Фараон

Какой год считается датой образования Египетского царства?

Ученик

3100 г. до н.э.

V. Закрепление

Учитель

Возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока.

Почему Египет считается даром Нила?

Ученик

Нил играл огромную роль в жизни людей. Он давал воду, еду, плодородную почву. По его водам передвигали путешественники и торговцы. Без него жизнь людей в пустыне была бы невозможна.I

VI. Рефлексия

У читель

Организуем работу с листами взаимопроверки

1. Крупная и полноводная река Египта - Нил

2. Нил впадает в Красное море

3. Бог Нила и покровитель урожая - Хапи

4. Ил - плодородная почва

5. Мемфис- столица древнего Египта

3. +

Домашнее задание: § 5- читать пересказ; вопрос стр. 31- письменно


Предмет: история.

Класс: 5.

Тема: Образование государства в долине Нила.

Планируемые результаты:

    Личностные. Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию. Формирование осознанного, уважительного отношения к другому человеку, его мнению.

    Предметные. Овладение базовыми историческими знаниями - учащиеся смогут определять географическое положение Древнего Египта, раскрывать значение понятий по теме. Формирование умений применять полученные знания показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства.

    Метапредметные:

Познавательная - обучающиеся смогут давать определения понятиям. Смысловое чтение.

Регулятивная – обучающиеся смогут принимать решения в проблемной ситуации, оценивать свою деятельность на уроке.

Коммуникативная - обучающиеся смогут излагать свое мнение, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, работая в парах.

Учебно-технологическое обеспечение: учебник Андриевская Т.П. Белкин М.В.Ванина Э.В. . «История. История Древнего мира: учебник 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций », компьютер, проектор, презентация.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Приветствует учащихся.

Приветствует учителя.

Мотивирование учащихся

- Государства, существовавшие в 4 тысячелетии до нашей эры – первой половине 1 тысячелетия нашей эры на территории Северо-Восточной Африки, Передней, Южной и Восточной Азии, в исторической литературе принято называть древневосточными. Это название условное, оно восходит к периоду древнеримского владычества, когда многие из этих стран были завоеваны Римом, по отношению к которому, они находились на Востоке. А знакомиться с цивилизациями Древнего Востока мы начнем с истории Древнего Египта. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в Древний Египет. С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. В V в. до н.э. древнегреческий историк Геродот посетил Египет и составил подробное его описание. Для греков Египет – страна чудес, родина самых древних богов. Само слово «Египет» в переводе с греческого «тайна, загадка».

Геродот назвал Египет – даром Нила.

А что вам уже известно о Египте, и что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

Помогает ученикам формулировать цель и задачи урока.

Беседуют с учителем, отвечают на вопросы.

Египет – одна из первых цивилизаций, находится в Африке.

Формулируют совместно с учителем цель и задачи урока.

- Где находится Египет?

Действительно ли Египет – дар Нила.

Умение ставить цель, преобразовывать познавательную задачу в практическую. Умение планировать пути достижения цели. Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Изучение нового материала

- Для того чтобы, ответить на вопрос о местоположении Египта давайте вспомним, как нужно работать с исторической картой.

Организует работу с картой на слайдах.

- Местоположение объекта на карте определяется по сторонам света.

Назовите основные стороны света (основные географические направления).

Назовите промежуточные географические направления.

Что изображено на рисунке?

Какой объект выделен на карте зеленым цветом?

В какой части Африки находится страна Египет?

-Давайте попробуем определить границы Египта .

Показывает на карте объекты и задает вопросы.

- Водами какого моря омывается Египет на севере? А на востоке? Граница Египта на юге?

Что находится на западе и востоке Египта?

В пустыне встречаются оазисы. Оазис – расположенный около естественного водоёма островок растительности посреди пустыни.

Египет – страна в долине реки Нил . Ширина долины – 10 – 15 километров.

Низовья реки , где Нил разделяется на несколько рукавов, называется дельта – от четвертой буквы греческого алфавита, напоминающей треугольник.

На пути течения реки встречаются каменистые преграды – пороги.

Опре делите направление течения Нила.

Организует работу с историческим источником - Диодор Сицилийский.

Со слов греческого историка Диодора Сицилийского, «…во время летнего солнцестояния и в последующее время лета Нил, начиная подниматься, день за днем увеличивается настолько, что под конец затопляет весь Египет. Таким же образом он возвращается к прежнему положению, понижаясь за равное время до тех пор, пока не вернется к прежнему состоянию».

О чем пишет историк? Аргументируйте свой ответ.

    Какое значение для Египта имели ежегодные разливы Нила?

    Что приносили воды Нила на поля?

    Как египтяне в условиях жаркого климата и отсутствия дождей удерживали влагу на полях?

Богом Нила был – Хапи

Ил – растительные остатки, плодородные частицы, которые оставалась после окончания разливов Нила.

Плодородный слой почвы в Египте достигал от 10 до 16 метров.

Ирри гация – система орошения полей при помощи каналов.

Ном - отдельное самостоятельное владение

Объединение Египта. Вопрос излагается в рамках учебника.

- Как произошло объединение Египта? Одни номы захватывали другие, так появился Верхний и Нижний Египет. В 3100 году до н.э. царь Мина покорил Северный Египет объединив страну. Основал столицу Мемфис.

Выполняют задания на слайдах, отвечают на вопросы учителя. Называют основные стороны света (основ ные географические направления), промежуточные географические направления.

Отвечают на вопросы учителя, работая с картой.

Карта

Африка

- Страна Египет находится в северо-восточной части Африки

Средиземное море. Красное море. Первый порог Нила. Пустыни и горы.

Формулируют понятие с помощью учителя. Записывают в тетрадь.

С юга на север.

Читают вслух, участвуют в беседе.

О ежегодных разливах Нила.

Отвечают на вопросы.

Разливы Нила – основа процветания сельского хозяйства. Нил с разливами приносил ил.

Влагу на полях удерживали при помощи ирригационной системы.

Соединяют короны верхнего и нижнего Египта.

Умение работать с исторической картой, определять стороны света и т.д., умение оценить выполненные задания, делать выводы на основе полученного знания, строить взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Умение осуществлять поиск решения проблемы. Умение давать определение понятиям.

Умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, стоить взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Умение строить логическое рассуждение. Осуществлять взаимный контроль.

Первичная проверка

Привязанность Египта к долине Нила благоприятствовала политическому единству страны, которое обеспечивало наиболее эффективную эксплуатацию плодородных земель. Логическая цепочка: ирригационное земледелие требовало коллективного согласованного труда большого количества людей и необходимости контролировать состояние ирригационной системы, это привело к складыванию сильной власти.

Как еще египтяне использовали Нил?

- Берега Нила были покрыты зарослями тростника папируса. Как использовался папирус ? Посмотрите на слайд.

Работают с рисунками на слайдах. Делают выводы.

- Нил не только обеспечивал условия для земледелия, но был еще и главным средством сообщения.

- В водах Нила водилось большое количество рыбы, а в прибрежных зарослях – дичи.

Лодка, обувь, материал для письма.

Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Умение строить логическое рассуждение.

Динамическая пауза

Проводит физминутку

Участвуют в проведении физминутки.

Формирование ответственного отношения к своему здоровью.

Практикум

Задание на слайдах.

1) Греческий историк Диодор Сицилийский считал, что «Египет укреплен со всех сторон самой природой».

Обоснуйте это утверждение.

2) Что изображено на рисунке? Назовите не менее двух элементов.

3) Перед вами фотография из космоса. Что на ней изображено? Назовите не менее трех элементов.

4) Что объединяет эти рисунки?

5) Объясните, что изображено на этом рисунке?

6) Что символизирует это изображение?

    С востока и запада Египет защищен горами и пустынями; с севера и востока – морями.

2) На рисунке: изображение Африки; в северо-восточной части обозначен Египет.

3) На фотографии: Египет; Нил;дельта Нила – место разделения Нила на рукава;

Средиземное море; Красное море.

4) На левом рисунке изображен тростник папирус, на правом – материал для письма, изготовленный из папируса и тоже носящий название папирус.

5) Оазис –естественный водоем и зелень в пустыне.

6) Белая корона – Верхний Египет. Красная корона – Нижний Египет.Двойная корона - объединенный Египет (3 000 г. до н.э.)

Итог

Итак, согласитесь ли вы с Геродотом, что Египет – это дар Нила?

Совместно с учителем делают вывод.

    Нил – источник воды и жизни в безводной пустыне.

    Нил приносит большое количество ила и делает землю в долине очень плодородной.

    От обильности разливов Нила зависел размер урожая и благополучие жителей.

    Разливы Нила толкали людей к строительству ирригационных сооружений – каналов, дамб.

    Нил определяет распорядок жизни людей.

    Нил способствовал объединению людей и созданию государства.

    По Нилу шла перевозка грузов.

    Нил прославил Египет папирусом – материалом для письма.

Умение организовывать учебное сотрудничество, формулировать собственное мнение, аргументировать и координировать его с мнением одноклассников.

Инструктаж домашнего задания

Записывают домашнее задание в дневники.

Развитие творческого потенциала, умения нестандартно представлять изученный материал, формирование устойчивого интереса к изучению истории.