Сочинение на тему человек на войне. Страшные портреты людей, переживших войну! «Автографы войны» Геннадий Добров Что переживали люди на войне

Солдаты, прошедшие войну, видели такое, что обычным людям бывает недоступно. И именно поэтому им нужна помощь психолога для того, чтобы вернуться к обычной жизни.

Психика людей, которые находятся на войне, перестраивается под ее потребности. И после того, как человек попадает в мирную обстановку, он становится неприспособленной к ней. Его мнение отличается от мнения окружающих. А психика солдата после военных действий не хочет воспринимать спокойствие .

Прежде всего эта неприспособленность сказывается на стандартных ценностях общества. Все становится для человека бессмысленным. На войне важно то, что враг – есть враг. И когда солдат с ним сталкивается, ему нужно принимать быстрые решительные действия. Есть одно единственное правило:

«если ты не убьешь противника, тогда он убьет тебя»

В мирном обществе такие методы борьбы с врагом не признаются по закону. И это становится серьезной проблемой для тех людей, которые привыкли быстро реагировать на любую опасность. От этой привычки очень сложно избавиться, поэтому зачастую солдатам после войны требуется восстановление психики, которое будет выполнено профессиональным врачом.
Работа - чрезвычайно трудна. У солдат, как правило, появляются такие проблемы, которые сложно встретить у обычных людей. Военная жизнь требует четкого подчинения, таким образом, подавляя свободную волю человека. Картины боевых действий находят свое место в памяти мужчины, и их очень сложно забыть. Война навсегда накладывает свой отпечаток на психику, сознание и поведение солдата. А общество, которое относится к ним с опаской, только усугубляет положение.
Кроме того, те люди которые прошли войну, зачастую видят кошмары, их преследуют ужасные воспоминания и лица погибших товарищей. Психика и война – две несовместимые вещи. Нормальным человек никогда не останется после того, как увидит столько боли и страдания. Особенно, если во время боевых действий были получены травмы. Восстановиться окончательно, к сожалению, уже никогда не получится. Но сделать шаги к выздоровлению – вполне возможно!

Влияние войны на психику очевидно, но стоит помнить, что зависит от многих важных факторов, например:

  • Встреча с родными и близкими после возвращения домой;
  • Общественная благодарность за выполнение долга перед Родиной;
  • Доступность льгот и повышение социального статуса;
  • Новая интересная работа;
  • Ведение общественной жизни;
  • Общение.

Геннадий Добров рисовал тех, кто пережил Великую Отечественную войну. Страшные портреты, говорящие о силе духа и пережитом кошмаре.

Эту серию художник рисовал в 70-е годы - на Валааме, в Бахчисарае, в родном Омске, на Сахалине и в Армении. Он знакомился с инвалидами, которых встречал на улицах, он добивался того, чтобы его пустили в страшные интернаты для тех, с кем война обошлась особенно жестоко. И рисовал. Чтобы мы сейчас могли посмотреть в живые лица этих людей. «Автографы войны» не брали на советские выставки - слишком жутко и непатриотично. Доброва даже называли фашистом, наслаждающимся страданиями людей. Конечно, куда проще было делать вид, что инвалидов, разжеванных и выплюнутых войной, практически и нет.

Лишь в 1986 году Доброву разрешили провести однодневную персональную выставку, а потом были вынуждены скрепя сердце продлить ее еще на два дня. Посетители текли в выставочный зал непрекращающейся рекой, а выходили в слезах. В итоге художник получил за «Автографы» медаль «Борцу за мир», а вся серия была приобретена Музеем на Поклонной горе.

«Новой войны не хочу!»

Задумавшись, инвалид войны, бывший разведчик Виктор Попков поднимает руку в энергичном жесте.

«Неизвестный солдат»

Никто ничего не знал о жизни этого человека. В результате тяжелейшего ранения он потерял руки и ноги, лишился речи и слуха. Война оставила ему только возможность видеть. Рисунок сделан в интернате на острове Валаам в 1974 году.

Позже удалось вроде бы выяснить (но лишь предположительно), что это был Герой СССР Григорий Волошин. Он был летчиком и выжил, протаранив вражеский самолет. Выжил – и просуществовал «Неизвестным» в Валаамском интернате 29 лет. В 1994 году объявились его родные и поставили на Игуменском кладбище, где хоронили умерших инвалидов, скромный памятник..

«Опаленные войной»

Оба опалены войной. Фронтовая радистка Юлия Еманова на фоне Сталинграда, в защите которого она принимала участие. Простая деревенская девушка, добровольцем ушедшая на фронт. На ее груди высокие награды СССР за боевые подвиги – ордена Славы и Красного Знамени.

«Прошел от Кавказа до Будапешта»

Герой-моряк Алексей Чхеидзе в 1945 году спас от взрыва Королевский дворец Будапешта. Почти все его соратники погибли. Алексей Чхеидзе, чудом выживший, перенесший несколько операций, с ампутированными руками, ослепший, почти полностью потерявший слух, находил в себе силы пошутить, называя себя «человеком-протезом». Написал книгу «Записки дунайского разведчика».

«Защитник Ленинграда»

Бывший пехотинец Александр Амбаров, защищавший осажденный нацистами Ленинград. Дважды во время ожесточенных бомбежек он оказывался заживо погребенным. Почти не надеясь увидеть его живым, товарищи откапывали воина. Подлечившись, он снова шел в бой.

«Семья»

Василий Лобачев оборонял Москву, был ранен. Из-за гангрены ему ампутировали руки и ноги. Его жена Лидия тоже потеряла обе ноги. У них родилось двое сыновей.

«Портрет женщины с сожженным лицом»

Эта женщина не была на фронте. За два дня до войны ее мужа-военного отправили в Брестскую крепость. Она тоже должна была поехать туда чуть позже. Услышав по радио о начале войны, она упала в обморок - лицом в горящую печь. Ее мужа, как она догадалась, уже не было в живых. Когда Добров рисовал ее, она пела ему народные песни.

«Фронтовые воспоминания»

Москвич Борис Милеев потерял на войне руки, но не смирился с судьбой инвалида. Научился печатать на машинке и много лет трудился, выполняя машинописные работы.

«Фронтовик»

Москвич Михаил Кокеткин был на фронте воздушным десантником. В результате тяжелого ранения лишился обеих ног. За героизм на фронте был награжден тремя орденами, за мирный труд у него тоже орден - «Знак почета».

«Жизнь, прожитая честно»

Михаил Звездочкин с паховой грыжей добровольцем ушел на фронт. Был инвалидом, но скрыл это. Командовал артиллерийским расчетом. Войну закончил в Берлине.

«Письмо другу-однополчанину»

Лишенный обеих рук Владимир Еремин из подмосковного поселка Кучино не только научился писать ногами, но и окончил после войны юридический техникум.

«Рассказ о медалях»

Ощупью движутся пальцы по поверхности медалей на груди Ивана Забары. Вот они нащупали медаль «За оборону Сталинграда» «Там был ад, но мы выстояли»

«Память»

На рисунке изображен Георгий Зотов, инвалид войны из подмосковного села Фенино. Листая подшивки газет военных лет, ветеран мысленно вновь обращается к прошлому.

«Старая рана»

В ожесточенном бою был тяжело ранен солдат Андрей Фоминых из дальневосточного города Южно-Сахалинска. Прошли годы, его рана так и не зажила.

«Старый воин»

Когда художник рисовал Михаила Казанкова, тому исполнилось 90 лет. Ему довелось участвовать в трех войнах: русско-японской, Первой мировой, Великой Отечественной.

«Партизан»

Москвич Виктор Лукин сначала воевал в партизанском отряде. После изгнания фашистских оккупантов с территории СССР сражался с врагами в армии.

«Предупреждение»

Рисунок, сделанный по воспоминаниям первых послевоенных лет, изображает безумного инвалида войны, которого 9-летний Геннадий Добров видел в Сибири в 1946 году. Говорят, самое преступное - отнять у человека разум. Война отняла его.

«Рядовой войны»

Михаил Гусельников, бывший рядовой 712-й стрелковой бригады, сражавшейся на Ленинградском фронте. 28 января 1943 года во время прорыва блокады Ленинграда солдат получил ранение в позвоночник. С тех пор был прикован к постели.

«Ранен при защите СССР»

Александр Подосенов в 17 лет добровольцем ушел на фронт. Стал офицером. В Карелии был ранен пулей в голову навылет. На острове Валаам, на Ладожском озере, жил все послевоенные годы, парализованный, неподвижно сидящий на подушках.

Дмитрий Лихачев, академик:

“Ищут нетронутые уголки Земли жалостливые живописцы… Не ведая сострадания, оберегая собственные чувства, они обходят стороной трагедии и страдания людей. Исключений немного, скажем, творческий подвиг художника Геннадия Доброва…”

Критик Т. Никитина писала о работах Геннадия Доброва:

«Он брал вещи, которых другие даже боялись касаться, вещи, которые не только находились вне сферы искусства, но противолежали искусству; он брал страшное, увечное, почти безобразное, - и делал это бесстрашно, как хирург бесстрашно входит в палату с тяжелоранеными. Своим материалом он избрал человеческое страдание: судьбы инвалидов войны, жертв геноцида, нищету, обездоленность, безумие. Он заглядывал в глаза немых, юродивых, безымянных, потерявших все, даже прошлое, в глаза стариков и детей, изувеченных войнами, - и видел в них величие и красоту, истинный масштаб человека, его суть, открывающуюся именно в громадности страдания».

Стала наиболее масштабной в человечества. Она унесла множество жизней как на линии огня, так и за пределами театра военных действий. Но на фронте жизнь граничила со смертью сильнее всего. Фронтовые 100 грамм , конечно, позволяли немного отвлечься и побороть страх, но, по сути, с утра и до позднего вечера во время активных боевых столкновений солдаты и офицеры не знали, когда их час покинуть этот мир.

Какое бы ни было качественное современное вооружение, всегда был шанс попасть под шальную пулю или погибнуть от взрывной . Что уж говорить о наспех собранных частях в начале войны, когда автомат давался на трех человек, и приходилось ждать смерти товарищей, чтобы вооружиться. Спали в землянках и блиндажах, питались там же или на свежем воздухе, немного вдали от боевых действий. Конечно, тыл располагался рядом. Но госпитали и расположение частей казались уже совершенно другим миром.

Жизнь на оккупированных территориях

Здесь было совсем невыносимо. Вероятность оказаться застреленным без всякой внятной причины была велика. Конечно, можно было приспособиться к законам оккупантов и сносно вести свое хозяйство – делиться с оккупантами, чем попросят, и они не будут трогать. Но все зависело от человеческих качеств тех или иных солдат и офицеров. С обеих сторон всегда имеются простые . Также всегда имеются подонки, которых и людьми назвать сложно. Иногда местных жителей особо не трогали. Конечно, занимали лучшие избы в деревнях, забирали продовольствие, но людей не мучили. Временами же некоторые захватчики расстреливали потехи ради стариков и детей, насиловали женщин, сжигали дома с живыми людьми.

Трудная жизнь в тылу

Жизнь была крайне сложная. Женщины и дети выполняли на заводах тяжелую работу. Трудиться приходилось по 14 и более часов. Еды не хватало, многие крестьяне воевали, поэтому кормить страну было некому. В некоторых регионах, к примеру в Ленинграде, во время Великой Отечественной войны жилось просто невыносимо. Люди в блокаду тысячами умирали от голода, холода и болезней. Кто-то замертво падал на улицах, были случаи каннибализма и трупоедства.

Относительно спокойная жизнь

Даже во времена таких масштабных войн, как Вторая мировая, были люди, которые вели вполне безопасную жизнь. Конечно, имелись страны, которые поддерживали нейтралитет, но речь не столько о них. Представители высших эшелонов власти всех воющих сторон особо не бедствовали и в самые тяжелые периоды войны. Даже в блокадном Ленинграде городское руководство получало такие посылки с едой, о которых могли бы только мечтать и в более сытых регионах.

СПРАВЕЛИВАЯ РОССИЯ

https://pandia.ru/text/78/268/images/image002_46.gif" alt="Подпись:" align="left" width="436" height="135 src=">

(на основе воспоминаний очевидцев,

жителей Верхнекетского района)

Выполнила: Пехова Анна -

ученица 7«а» кл. БСШ №1

Руководители:

педагоги МОУ «Белоярская средняя

общеобразовательная школа №1»

Координатор:

зав. ДБ, МАУ «Культура» ЦБС

1. Введение……………………………….………………………………..2

2. Блокада Ленинграда. ………………………………………………..3

Из воспоминаний очевидца Преминой Анны Александровны

3. Оккупированные территории……………………………………..4

Из воспоминаний Волжининой Ольги Ильиничны

4. Эвакуация населения с оккупированных территорий….….6

Из воспоминаний Огладек Зинаиды Андреевны

5. Спецпереселенцы в годы войны…………………………………..8

Из воспоминаний очевидца Вяловой Мареты Петровны

6. Раскулачивание крестьян………………………………………… 10

Из воспоминаний Зыковой Пелагеи Михайловны

Из воспоминаний Куликовой Нины Степановны

Из воспоминаний Владимирова Василия Яковлевича

7. Заключение…………………………………………………………....13

8. Приложение…………………………………………………………..14

Введение

У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны" - так называют сегодняшних 70 – 80 - летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война….

Война - самое трагическое событие в жизни людей. Она несет с собой боль и утрату, жестокость и разрушение, страдание многих людей и в первую очередь детей.

Во все времена войны приносили горе, смерть, разрушение. И особенно трагической была Великая Отечественная война 1941 – 1945 года. И, неслучайно, её называют Великой, так как она подняла весь советский народ на борьбу с фашистами, вероломно напавшими на СССР.


Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в тылу приблизить Победу. В этой борьбе активное участие наравне со взрослыми принимали дети. Этим событиям я и посвящаю собранный мною материал по теме: «Дети войны».

Почти каждая семья проводила на фронт мужа, сына, брата. Дома остались лишь старики, женщины и дети, на плечи которых легли все тяготы крестьянского труда. Необходимо, было, как можно больше отправить хлеба и продуктов на фронт. Главный лозунг того времени был: «Всё для фронта. Всё для победы!»

С первых же дней войны дети пришли на помощь взрослым. Они работали вместе с ними на покосах, пололи и копали картофель, принимали участие в уборке зерновых, а самые младшие собирали на полях колоски, чтобы не потерять ни одного зёрнышка – ведь хлеб был нужен на фронте их отцам и братьям.

Но не только в поле работали ребята в свободное от учёбы время. Они работали на фермах, помогая выращивать телят, поросят, птицу. Девочки вязали из шерсти носки, варежки, шарфы, шили кисеты для махорки, собирали на фронт посылки. Они помогали семьям погибших фронтовиков, вели большую переписку с солдатами и особенно уделяли внимание тем, у кого погибли семьи, либо были в оккупации на занятой врагом территории. Частыми гостями на полевых станах были школьные агитбригады с концертами и информацией с фронта. И это при тех условиях, когда дети не доедали, были плохо одеты и обуты.

Мною собраны воспоминания очевидцев, тех страшных лет, которые я считаю должны быть сохранены для истории. Воспоминания о военном детстве – последняя ниточка, связывающая современное поколение с подлинной историей военных лет. И у нас есть совсем небольшой запас времени, чтобы зафиксировать эти воспоминания, осмыслить вместе с «детьми войны» их рассказы о военном детстве и сохранить реальные документы для последующих поколений - во имя благодарной памяти поколению уходящему, во имя мирного будущего для поколений грядущих.

Своими воспоминаниями со мной поделились - , пережившая блокаду Ленинграда, Вялова Марета Петровна – родители которой были спецпереселенцами, сосланными в Сибирь из Эстонии. , – дети раскулаченных и сосланных на поселение крестьян. и, пережившие немецкую оккупацию, бомбежки, голод и эвакуацию. В своей работе я попыталась сравнить историческую хронику и рассказы очевидцев. Вот, что у меня получилось.

Блокада Ленинграда

Не шумите вокруг - он дышит,

Он живой еще, он все слышит...

Как из недр его вопли: "Хлеба!"

До седьмого доходят неба...

Но безжалостна эта твердь.

И глядит из всех окон - смерть

/Анна Ахматова/

Летом 1941 года на Ленинград шла группа армий "Север", общей численностью 500 тысяч человек, под командованием генерал-фельдмаршала фон Лееба. 8 сентября 1941 года гитлеровцы захватили у истока Невы город Шлиссельбург, окружив Ленинград с суши. Началась 871-дневная блокада Ленинграда. «…Сначала мы блокируем Ленинград и разрушаем город артиллерией и авиацией... Весной мы проникнем в город... вывезем всё, что осталось живое, в глубь России или возьмём в плен, сровняем Ленинград с землёй и передадим район севернее Невы Финляндии».

Из тезисов немецкого доклада "О блокаде Ленинграда", 21 сентября 1941 года, Берлин

На момент установления блокады в городе находилось 2 миллиона 544 тысячи человек, в том числе около 400 тысяч детей. С первых дней сентября в Ленинграде были введены продовольственные карточки. Весь скот, имевшийся в колхозах и госхозах, был забит, мясо сдали на заготовительные пункты. Кормовое фуражное зерно перевезли на мельницы с тем, чтобы перемолоть и использовать в качестве добавки к ржаной муке.


"…Жизнь в Ленинграде с каждым днем ухудшается. Люди начинают пухнуть, так как едят горчицу, из нее делают лепешки. Мучной пыли, которой раньше клеили обои, уже нигде не достанешь". "…В Ленинграде жуткий голод. Ездим по полям и свалкам и собираем всякие коренья и грязные листья от кормовой свеклы и серой капусты, да и тех-то нет".

Спасая немецких солдат.

Мишенью детишки стояли у стенок.

Злодейства вершился обряд.

А в голод спасала лишь корочка хлеба,

Очистки картофеля, жмых.

И падали бомбы на головы с неба,

Не всех оставляя в живых.

Нам, детям войны, много горя досталось.

Победа наградой была.

И летопись лет страшных в память вписалась.

Боль отклик у Эха нашла.

Литература

Архивные материалы из Муниципального архива Верхнекетского района (далее – МАВР). Свидетельства очевидцев, записанные при встречах Хрестоматия по ВОВ Словарь электронный Интернет сайт «Война. День за днем» http://*****/ http://ru. wikipedia. org

Приложение

Удостоверение личности эвакуированного

Удостоверение ветерана великой отечественной войны

В школьную программу входят произведения военной прозы. Ученики обсуждают и анализируют книги советских писателей. А затем пишут сочинение на тему «Человек на войне». Какие источники можно использовать при выполнении этого творческого задания?

«Убиты под Москвой»

Одним из произведений, на основе которых учителя рекомендуют писать сочинение на тему «Человек на войне», является повесть Константина Воробьева. «Убиты под Москвой» - одна из знаменитых книг, повествующих об обороне советской столицы в 1941 году.

Главный герой повести - Алексей Ястребов. Лейтенант мужественно и самоотверженно сражается против немецких захватчиков. Автор реалистично и точно описал положение на фронте в первый период войны. Достоверно передан внешний облик солдат, их быт. Непросто сражаться за Родину тогда, когда не хватает пулеметов, а есть лишь гранаты, бутылки с бензином и самозарядные винтовки. Герой повести Воробьева испытывает отвращение и страх, идя на немца. Ведь он такой же человек…

В книге Воробьева показан не только подвиг, но и простые человеческие эмоции: страх, трусость. Ястребову встречаются как герои, так и дезертиры. Сочинение на тему «Поведение человека на войне» требует подготовки, то есть прочтения различных произведений отечественной литературы.

Безусловно, о событиях 1941-1945 годов как нельзя лучше могут сказать очевидцы и участники ВОВ. Константин Воробьев прошел войну. Был контужен, дважды бежал из плена. Советские критики называли книгу «Убиты под Москвой» клеветнической. В ней было слишком много правды и мало пафоса. Сочинение на тему «Человек на войне» стоит писать именно под впечатлением таких честных, достоверных произведений.

«Сашка»

В повести Кондратьева показана война глазами молодого человека из простой московской семьи. Кульминационным событием в книге является момент, когда герой оказывается перед выбором: выполнить приказ командира или остаться человеком, но пойти под трибунал.

Кондратьев изобразил довольно подробно детали военной жизни. Пачка концентрата, раскисшая картошка, черствые лепешки - все это составляющие фронтовой жизни. Но как уже было сказано, именно кульминация повести поможет в выполнении такого творческого задания, как сочинение на тему «Человек на войне».

На фронте время шло катастрофически стремительно. Военные события увлекали за собой человека, порою не оставляя перед ним выбора. По приказу комбата Сашка должен расстрелять пленного - такого же, как и он, молодого солдата.

Сочинение-рассуждение на тему «Человек на войне» пишут по различным произведениям военной прозы. Однако в повести Кондратьева как нигде показаны сомнения советского солдата. Если Сашка расстреляет немца, изменит своим нравственным убеждениям. Если же откажется, станет изменником в глазах однополчан.

«Сотников»

Тема войны занимает центральное место в произведениях Писатель затрагивал такие проблемы, как совесть, верность своему долгу. Однако превыше всего его интересовала тема героизма. Причем не внешнее его проявление, а то, каким путем солдат приходит к нему. Сочинение на тему «Подвиг человека на войне» следует писать после прочтения повести «Сотников».

Долгая жизнь в мирное, спокойное время не дает иногда человеку возможности узнать о том, кто он - герой или трус. Война все ставит на свои места. Она не оставляет возможности для сомнений. Раскрытие этой сложной философской темы является характерной особенностью творчества Быкова. Именно поэтому сочинение на тему «Война в жизни человека» стоит написать по одному из произведений советского классика.

«А зори здесь тихие»

Эта повесть является в некотором роде уникальной. Война - явление античеловеческое. Но особенно страшной воспринимается ее смертоносная суть в противопоставлении с женской судьбой. Сочинение на тему «Война в судьбе человека», пожалуй, невозможно написать без упоминания повести Васильева. В книге «А зори здесь тихие» автор передал нелепость такого явления, как женщина на войне.

Героини повести только начинают жить. Материнство - главное их предназначение в жизни - познать удалось лишь одной из них. Молодые зенитчицы из повести Васильева погибают, защищая Родину. Они совершают подвиг. Но ведь у каждой из них были свои надежды, мечты.

Ключевым моментом в книге является описание последних минут жизни Жени Камельковой. Девушка уводит за собой немцев, понимает, что смерть уже рядом, и вдруг осознает, насколько глупо и нелепо умирать в восемнадцать лет.

История о гибели зенитчиц в карельских лесах помогает постичь ужас войны детям и подросткам, родившимся спустя более полувека после Великой Победы. А потому читать книгу Васильева следует не только перед написанием сочинения на заданную тему.

«В списках не значился»

Миллионы историй о военном подвиге рассказаны очевидцами. Столько же - преданы забвению. Во время войны погибло около двадцати пяти миллионов советских людей. И самое страшное, что известно о судьбе далеко не каждого. В повести «В списках не значился» автор рассказал о человеке, имя которого неизвестно. Он сражался в первые дни войны. Провел в Брестской крепости почти год. Он не получал писем из дома, и его имя не выгравировано на одной из братских могил, которых в нашей стране чудовищно много. Но он был.

«Живые и мертвые»

Трилогия Симонова - еще один пункт в списке обязательной литературы о войне. Этот писатель - основатель панорамного романа о ВОВ. «Живые и мертвые» - книга, которая отличается широтой охвата, изображением различных судеб. Человек на войне - центральная тема романа Симонова. Но заслугой этого писателя стало не только изображение людей в трагический период отечественной истории. Автор «Живых и мертвых» попытался ответить на такие вопросы: в чем причина провала советской армии в первые годы войны, как культ Сталина отразился на человеческих судьбах?

«Прокляты и убиты»

О военных событиях Астафьев рассказал спустя годы. Книга «Прокляты и убиты» была создана в начале девяностых. Это произведение - своего рода взгляд в прошлое. Впрочем, яркость и подлинность картины военного времени, несмотря на давность лет, в книге присутствуют. Автор погружает читателя в атмосферу холода, голода, страха и болезней. Современные школьники должны иметь верное представление о войне. Ведь ее составляющие - не только подвиг и отвага. Книгу Астафьева читать непросто, но необходимо.

«Судьба человека»

Современные критики подвергают сомнению достоверность повести Шолохова. Как известно, советский солдат после пребывания в плену не имел возможности надеяться на снисхождение. Согласно множеству исторических данных, герой повести «Судьба человека» мог быть расстрелян в первые же дни возвращения к своим. Но Соколов после побега выжил.

Несмотря на очевидную недостоверность и, как выразился писатель и бывший диссидент А. Солженицын, «лживость», книга Шолохова имеет высокую литературную ценность. Читать ее непременно нужно перед написанием письменной работы.

С необыкновенной трагичностью раскрыта тема войны в «Судьбе человека» Шолохова. Сочинение можно писать на основе второй части произведения. В ней показаны последствия войны. Ведь она не заканчивается после объявления победы. Ее последствия ощущают и участники боевых действий, и даже их дети.

Для подготовки к написанию сочинения также рекомендуется ознакомиться с произведениями Бондарева, Гроссмана, Адамовича.