Мрачный муж персефоны. Персефона - богиня царства мертвых

муж Персефоны

Альтернативные описания

. (Гадес) в греческой мифологии бог подземного царства, сын Кроноса и Реи, брат Деметры, Гестии, Геры, Посейдона и Зевса (мифическое)

. (Гадес) в греческой мифологии - подземный мир, куда душа попадает после смерти

В древнегреческой мифологии-бог подземного мира и царства мертвых

Владыка царства теней усопших в древнегреческой мифологии

Олимпийский бог, дядя Гермеса по отцовской линии

Подземное царство, куда спустился Орфей за Эвридикой (мифическое)

Самое экзотическое царство, в котором довелось выступать Орфею

Царство жмуриков у древних греков

Что за страну древние греки разместили прямо под собой

Бог-олимпиец

Первый сын Кроноса и Реи

Вход в него стережет Цербер

Имя этого древнегреческого бога в переводе скорее всего означает «невидимый», и в самом деле, редко кому из земных жителей удавалось увидеть его

От названия этого подземного царства произошло русское слово ад

Имя этого древнегреческого бога переводится как «невидный», «безвидный», «ужасный»

Брат Зевса и Посейдона

Конечный пункт для душ древних греков

Преисподняя для греков

В греческой мифологии - сын титана Кроноса и Реи, бог подземного царства мертвых

Владыка царства теней усопших в греческой мифологии

Царство мертвых в древнегреческой мифологии

Царство мертвых (мифическое)

Плутон по-другому

Супруг Персефоны

Царство Плутона

Зевс Подземный у Гомера

То же, что Гадес

Кто похитил Персефону?

Царство мертвых

Греческая геенна

Объект охраны Цербера

Туда спускался Орфей

Бог подземного мира

Подземное царство

Бог подземного царства

Олимпийский бог

Царство теней

Бог Плутон иначе

Гадес, Плутон

Похититель Персефоны

Царство мертвых (миф.)

Плутон (миф.)

Бог с Олимпа

Орфей там искал Эвридику

Место протекания реки Стикс

Конечный пункт для душ эллинов

Греческий босс подземного мира

Там течет река Стикс

Царство мертвых в Элладе

Правитель Подземного царства

Древнегреческий ад

Античное царство теней

Греческий бог подземного мира

Враг Геркулеса

В греческой мифологии бог подземного мира и царства мёртвых

В древнегреческой мифологии бог подземного царства мертвых, брат Зевса

Царство мёртвых

Персефона и Аид, богиня весны и повелитель мертвых - божественная пара, отношения которых покрыты тайной. Впрочем, как и архетипы самих божеств. ..

Мистерии Персефоны составляли одну из трех частей Элевсинских мистерий, носили сакральный характер. Их называли «Последнее испытание». Сведения о том, что на них происходило, не дошли до наших дней. Участникам запрещалось разглашать происходящее.Известно, что целью этих мистерий было достижение плодородия.

Аид и вовсе не объявляется в мире живых, разве что похитить Деву Кору, которую впоследствии назовут Персефоной.


Осень и зиму Персефона проводит с Аидом под землей - в царстве мёртвых, а весну и лето - на поверхности, в царстве живых, с матерью Деметрой. Деметра - богиня плодородия и материнства, богиня плодоносящей земли.
Каждый год Аид поднимается на поверхность, лишь затем чтобы увести в свой дом Персефону, ставшую его законной женой.
Таким образом, жизнь Персефоны представляет собой нескончаемое путешествие от мамы к мужу - от мужа к маме, и обратно. Это бесконечный цикл, замкнутый круг, который никак не может развернуться в спираль.
Царство Аида - серая, бесплодная земля; мертвые болота; засохшие деревья, мрачные туманы. Появившись в подземном мире, Персефона умудрилась принести весну даже туда. «…вся эта гниль вечно умирающей осени сменилась буйной растительностью и огромны ми корнями, вершины которых расцветали на поверхности земли и уходили в небо.
Таково было превращение, свершенное Прозерпиной (Персефоной) » (Е.Головин «Прозерпина»).


Персефона и сама изменилась, теперь у нее появилась территория, где она стала полноправной хозяйкой. Встреча с Аидом, не смотря на ореол «криминальности», явилась событием, которое способствовало взрослению Коры-Персефоны, и ее отделению от матери.
Однако тоскующая в разлуке мать заставляет Персефону постоянно возвращаться к уже отжившим себя моделям поведения. Вечно потерянное беспомощное, похищенное дитя; вечная мамина дочка…
Если взглянуть на Аида глазами матери-Деметры, он вполне способен внушить ужас: мрачный повелитель теней, похититель и совратитель юной девы.

(Впрочем, Деметре и другие претенденты на руку дочери не нравились, даже красавец Аполлон ей не угодил. Деметра предпочитала считать Кору слишком юной для замужества).
Аид даже не бывает на Олимпе - архетипическом очаге общественных законов, создателями которых являются Зевс и его любимые дети Аполлон и Афина. Эти законы - для смертных, но не для Аида. А значит, он - вне законов, вне социальных ценностей. Либо живет согласно законам, которые он один и ведает…
Секрет в том, что Персе фона, несомненно, любит Аида. Историю их любви рассказывают все возможные варианты сказок «Красавица и чудовище», и «Аленький цветочек».

Не кажется ли странным тот факт, что Деметра, вместо того чтобы завести других детей и отпустить дочь во взрослую жизнь, отчаянно цепляется за нее? Ведь это противоречит самой природе. После того, как детеныши подрастают, самка любого вида животных отпускает их восвояси и рожает новое потомство! Откуда у самой богини плодородия такое…бесплодие?
Почему Деметра не в силах принести весну на землю без помощи Персефоны?
Деметра - богиня сельского хозяйства, это богиня культивированной природы, а значит, искусственного плодородия. Ее культ появился довольно поздно, пройдя стадии древних, неуправляемых как сама стихия богинь - Геи, Реи Кибелы. И в итоге мать Земля из Великой и Ужасной Матери превратилась в заботливую матушку Деметру, которая полностью сконцентрирована на своем чаде (и других интересов, у нее, по видимому, нет).
Плодородие Деметры - это как плодородие огорода, родного и собственноручно вспаханного. Однако, какие бы чудеса агрономии мы бы не проявляли - урожай всегда будет зависеть от капризов природы.
Греки того времени научились возделывать землю, но были по-прежнему зависимы от природных условий. А это уже другое плодородие, то самое, что вне человеческих законов! И его символизирует Аид, который является не только богом мертвых, но и богом подземных недр - подземного богатства.
Персефона оказалась на перепутье между дикой и культивированной природой. Ее миссия чрезвычайно важна.
Она приносит любовь в сердце Аида, отчего наступает весна в подземном царстве, и подземная часть растений набирает рост. Так богиня воздействует на дикую природу!
А потом Персефона поднимается на поверхность и приносит весну в огороды и вспаханные поля, приносит урожай и по сути спасает цивилизацию людей от голода))) Без Персефоны Деметра, увы, не плодоносит, так же как растение не может жить, если его корневая часть повреждена.

Персефона - чрезвычайно древнее божество. Похоже, более древнее, чем ее мать Деметра, облик который выкристаллизовался с приходом земледелия.
Перевод имени «Персефона» утерян, что может говорить о том, что оно имеет древнее, не-греческое происхождение. «Невозможность объяснить имя Персефоны, исходя из греческого языка, заставляет предполагать, что Персефона является древней местной богиней, культ которой был распространён до вторжения греков на Балканский полуостров.» http://mythology.org.ua/Персефона
Как ни странно, сама Персефона также бесплодна. У Персефоны и Аида не было детей. Персефона стала приёмной матерью младенцу Адонису, который вскоре превратился в красивейшего среди смертных мужчину. По настоянию Персефоны, Адонис проводит треть года с приёмной матерью, две трети - с возлюбленной, богиней Афродитой. Как мы видим, Персефона в точности повторяет модель поведения своей матери…
Однако бесплодной Персефона оказывается только в поздних мифах. Согласно более древним мифам, в которых божества еще сохраняли зооморфный облик, у Персефоны был сын по имени Загрей.
Загрея называли Диким Охотником. Он был чрезвычайно важным божеством в те давние времена, когда охота была основным источником пропитания.
Я обратилась к сказке «Красавица и чудовище» неслучайно. Персефона зачала Загрея, вступив в союз с неким божеством, принявшим образ Дракона (Змея), словом, устрашающий, звериный облик.
В некоторых мифах этот Змей - не кто иной, как сам Зевс, отец Персефоны. В других мифах это Аид. Исследователь А.Ф. Лосев пишет: « На монетах IV в. до н. э. из Праса встречаем изображение женщины, ласкающей Зевса-змея, в ней нетрудно узнать Персефону».
http://www.sno.pro1.ru/lib/losev2/15.htm

Лосев также пишет о совмещении хточнических (зооморфных) мифов с героическими. Хтоническое начало, безусловно, представлено Аидом, в то время как Героическое начало представляет Зевс - основополагающий архетип патриархальной цивилизации.
Если поначалу кажется, что Загрей был плодом кровосмесительной связи, то при более детальном исследовании образов Аида и Зевса становится понятно, что кровосмешение едва ли имело место быть.
Существо, от которого был зачат Загрей, было хтоническим, представителем природного хаоса, а не зевсовой цивилизации.
Когда мы входим в пространство природы, социальные предрассудки перестают довлеть над нами. Там не существует неприличного, не существует греховного, условности стираются.
Аид являет собой теневую сторону архетипа Зевса. Зевс - царь цивилизации, Аид - царь мира смерти, что так же неподвластна людям, как природа.
Были времена, когда цивилизации еще не было.
Но природа существовала всегда. В те далекие времена Аид и Зевс были одним божеством, символизирующим Мужское начало. Именно от него и зачала Персефона. Загрей - сын Аида, либо сын хточнической, «звериной» ипостаси Зевса - а это и есть Аид.

Был ли Загрей плодом инцеста - в мире природы не так уж важно. В некоторых мифах архетип Заргея сливался с архетипом Аида и Зевса, что добавляет дополнительный «инцестуальный» оттенок:
« Загрей настолько же сын Аида, насколько он и сам Аид; и, кроме того, он настолько же сын Зевса, насколько он и сам Зевс …» (А.Ф. Лосев).
С точки зрения социальных норм союз Аида и Персефоны в любом случае является кровосмесительным (Аид - дядя Персефоны), просто это не столь вопиюще, как в случае с Зевсом.
...Когда девушка начинает встречаться с мужчиной намного старше себя, ей может прийти в голову стыдливая мысль: «Да он мне в отцы годится!» (или с мужчиной значительно младше, и тогда женщина сетует, что она годится ему в матери). Мысль, в которая отсылает к инцесту…
Вместо того, чтобы наслаждаться красотой слияния вечности и обновления - двух важнейших животворящих энергий, мы пускаемся в социальные предрассудки. Так наша внутренняя Персефона и становится бесплодной…
P.S. Загрею тоже не дали пожить в свое удовольствие. Гера, поборница социальных порядков, направила на него гнев титанов. Титаны разорвали Загрея на части, Зевс испепелил их за это молниями. Афине удалось спасти сердце Загрея и принести его в сохранности к Зевсу. Зевс съел его сердце и зачал второе воплощение Загрея от смертной женщины Семелы. А рожденного младенца назвали Дионисом. Он стал богом земледелия и празднеств, а также измененных состояний сознания. Дионису удалось объединить хаос дикой природы и упорядоченность сельского хозяйства. Мистерии Диониса приобрели не менее широкую популярность, чем мистерии Деметры и Персефоны.
"Дионис — это бог последней космической эпохи, царствующий над миром, или, как говорит один источник, «наш владыка» (А.Ф. Лосев)
«...Титаны, вкусившие его плоть, были испепелены молниями Зевса, и из этого пепла, смешавшегося с кровью бога, произошел человеческий род, который и отличается дерзновенностью титанов и страдальчеством Диониса»….

Posted on Feb. 10th, 2015 at 08:55 pm |

Персефона срывает цветок,
Борис Валледжо

Александр Исачев

Персефона, в греческой мифологии дочь Зевса и богини Деметры. Богиня плодородия и земледелия Деметра очень любила свою единственную дочь, красавицу Персефону. Для нее она вырастила прекрасные душистые цветы на лугах Эллады, позволила стрекозам и бабочкам порхать среди них, а певчим птицам наполнять луга и рощи мелодичным пением. Юная Персефона обожала светлый мир дяди Гелиоса – бога Солнца и мамины зеленые луга, пышные деревья, яркие цветы и журчащие повсюду ручейки, на поверхности которых играли блики солнца. Ни она, ни ее мать не знали, что Зевс пообещал ее в жены своему мрачному брату Аиду – богу подземного царства.

Однажды Деметра с Персефоной гуляли по зеленому лугу. Персефона резвилась с подругами, радуясь свету и теплу, упиваясь ароматами луговых цветов. Неожиданно в траве она нашла цветок неведомой красоты, издававший дурманящий запах. Это Гея по просьбе Аида вырастила его, чтобы привлечь внимание Персефоны. Как только девушка коснулась странного цветка, разверзлась земля и появилась золотая карета, запряженная четырьмя черными конями. Ею правил Аид. Он подхватил Персефону и унес ее в свой дворец в подземном царстве. Убитая горем Деметра облачилась в черные одежды и отправилась на поиски дочери.

Прозерпина,
Данте Габриэль Росетти

Фредерик Лейтон

Мрачные времена настали для всего живущего на земле. Деревья потеряли пышную листву, цветы увяли, злаки не дали зерна. Не плодоносили ни поля, ни сады. Наступил голод. Замерла вся жизнь. Роду людскому грозила гибель. Боги, которые время от времени спускались к людям с Олимпа и заботились о них, стали просить Зевса сказать Деметре правду о Персефоне.

Но узнав правду, мать еще больше затосковала по дочери. Тогда Зевс послал к Аиду Гермеса с просьбой отпускать время от времени жену на землю, чтобы Персефона могла видеться с матерью. Аид не посмел ослушаться Зевса. Увидев дочь, Деметра возликовала, в глазах ее заблестели слезы радости. Этой влагой наполнилась земля, нежной травой покрылись луга, и цветы распустились на недавно поникших стеблях. Вскоре заколосились и хлебородные нивы. Природа проснулась к новой жизни. С тех по повелению Зевса Персефона две трети года обязана проводить с матерью и одну треть – с мужем.

Так возникло чередование времен года. Когда Персефона находится в царстве мужа, уныние нападает на Деметру, а на Земле наступает зима. Но зато каждое возвращение дочери к матери в мир дяди Гелиоса все живое новыми соками и приводит с собой весну во всей ее торжествующей красоте. Вот почему Персефону всегда изображают в виде прекрасной девушки с букетом цветов и снопом колосьев и считают ее богиней наступающей весны, сестрой богини царства цветов и растений Флоры. И живет она на небе как замечательное созвездие Дева. Самая яркая звезда в созвездии Девы называется Спика, что означает колос. В римской мифологии богине соответствует Прозерпина.


Персефона , Ко́ра ("девушка", "дева"), в греческой мифологии богиня плодородия и царства мертвых, одна из двенадцати богов и богинь олимпийского пантеона.

Семья и окружение

Персефона дочь Зевса и Деметры, позднее ставшая супругой Аида, который с разрешения Зевса похитил ее у матери.

Зевс соблазнил Деметру, превратившись в змея (по мифу фригийцев он был в образе быка). Деметра вскормила свою дочь в пещере вместе с нимфами, по одному из мифов Персефона росла вместе с Афиной и Артемидой (либо с Афродитой). Её спутницами и подружками были нимфы Иахе (Яхе), Фено (Файно) и Левкиппа. А сторожила её нимфа Каллигенейя.

Когда Персефона подросла, она стала прекрасной и жизнерадостной девушкой, к ней сватались Арес и Аполлон.

Она стала приёмной матерью Адониса. Согласно Суде Персефона имела дочь от Аида Макарию (богиню блаженной смерти), а согласно орфикам, родила от него же Евменид. От Зевса (явившегося к ней в виде змея) она родила Сабасия (или Загрея).

Персефона мудро правит царством мертвых, куда время от времени проникают герои. Царь лапифов Пирифой пытался вместе с Тесеем похитить Персефону. За это он был прикован к скале, а Гераклу Персефона разрешила вернуть Тесея на землю. По просьбе Персефоны Геракл оставил в живых пастуха коров Аида. Персефона была растрогана музыкой Орфея и вернула ему Эвридику (однако по вине Орфея та осталась в царстве мертвых).

Мифы

Самым распространенным мифом о Персефоне можно назвать Миф о похищении Персефоны Аидом . В гомеровском гимне "К Деметре" рассказывается о том, как Персефона вместе с подругами играла на лугу у озера Перг (по Гигину), собирала цветы. Из расселины земли появился Аид и умчал Персефону на золотой колеснице в царство мертвых. Деметра искала дочь по всему миру, предаваясь безутешной скорби. Она наслала на землю засуху и неурожай, она поклялась, что пока Персефона не вернется к ней, ни один росток не произрастет на земле. И Зевс был вынужден послать Гермеса с приказанием Аиду вывести Персефону на свет. После возвращения дочери Деметра позволила земле расцвести и на радостях открыла царю Келею и царевичам Триполему, Эвмолпу и Диоклесу свои священные обряды и мистерии. Но Аид перед уходом Персефоны дал ей съесть зернышко граната (по другим версиям три или семь зерен), чтобы она вернулась к нему, и дочь Деметры не могла долго оставаться с матерью.

Этот гранат возник из капель крови Диониса, Персефона же до этого отказывавшаяся от пищи, проглотила зерна и была вынуждена отныне возвращаться к Аиду. Деметра, узнав об этом коварстве, поняла, что отныне ее дочь треть года будет находиться среди мертвых, а две трети с матерью, радость которой будет возвращать земле изобилие. Элевсинские мистерии воспроизводили возвращение Персефоны из Подземного мира, а Келей был первым священником Деметры, посвященный в ее обряды и тайны, а его сын Триполем, обученный богиней искусству выращивания пшеницы, открыл его другим людям на земле.

Персефона против собственной воли царствует в аиде, но вместе с тем чувствует там себя вполне законной и мудрой повелительницей. Она уничтожила, буквально растоптав, своих соперниц - возлюбленных Аида: нимфу реки Кокид Кокитиду, затопив её насмерть, и нимфу Минту, превратив ее в мяту. Вместе с тем Персефона помогает героям и не может забыть землю с ее родителями.

Упоминается Персефона и в Гомеровской "Одиссее", главный герой которой однажды спустился в подземное царство. Богиня показала ему души умерших праведных женщин. Еще один миф рассказывает о соперничестве Афродиты и Персефоны за одного из самых красивых юношей из смертных - Адониса. Афродита влюбилась в Адониса и отправила его Персефоне, чтобы уберечь. Персефона стала его приёмной матерью и когда пришёл срок расстаться, она отказалась вернуть его Афродите. Спор длился очень долго и был разрешён только с помощью Зевса, который наказал Адонису треть года проводить с Персефоной в подземном царстве, а остальное время быть предоставленным самому себе.

Имя, эпитеты и характер

Имя Персефоны произошло не из греческого языка и им не объясняется. Встречаются также диалектные варианты - Персефонея, Ферсефонея, Ферсефона, иногда Феррефатта. Часто Персефону именуют как Кора.

Одно из эпитетов Персефоны - Праксидика (др.-греч. "вершительница справедливости"). Менелай соорудил ей храм, вернувшись из-под Трои. Храм богинь Праксидик был в Галиарте. Праксидика изображалась в виде головы, и в жертву ей приносились головы (из словаря Фотия).

В микенских текстах, возможно, Персефона соответствует божеству pe-ra-si-ja, либо pe-re-swa. Невозможность объяснить имя Персефоны, исходя из греческого языка, заставляет предполагать, что Персефона является древней местной богиней, культ которой был распространен до вторжения греков на Балканский полуостров.

Богиню также называют эпитетами Лептинида и Обримо. В римской мифологии Персефоне соответствует Прозерпина.

Культ и символика

У завоевателей греков культ Персефоны сливается с культом богини-девы Коры. Кора почиталась как богиня плодородия и, возможно, первоначально отождествлялась с богиней-матерью Деметрой. Дальнейшее развитие греческой религии превращает Персефону-Кору в дочь Деметры, но общность культа этих богинь сохраняется на протяжении всей греческой истории.

Культ богини преисподней существовал в Пилосе с микенской эпохи. Её почитали как законодательницу и покровительницу брачных и семейных отношений. Большую популярность богиня имела именно среди женщин. Кроме того, Повелительница царства мёртвых была олицетворением постоянной смены времён года.

Персефона связана также с элевсинским культом Деметры. Храм Деметры и Персефоны в Элевсине стал неким памятником страданиям матери и дочери. В сентябре девять дней в этом храме совершались инсценировки мифа о Деметре и Персефоне (элевсинские мистерии). Участники таинства были уверены в том, что таким образом они обеспечивают возвращение Персефоны, а вместе с тем и богатый урожай, даруемый Деметрой.

Весной древние греки отмечали праздник, посвященный воссоединению матери-Деметры со свей дочерью. Проходили пышные празднества в честь наступления весны. Еще один праздник был посвящён Персефоне - Тесмофории, который справлялся при участии свободнорождённых женщин, во время посева в конце октября. Праздник проводился на средства наиболее обеспеченных и уважаемых женщин Афин. В первый день женщины собирались вместе и отправлялись в Галимунт (местность в древней Аттике), обмениваясь шутками. В Галимунте находился храм Деметры Законодательницы, куда и отправлялись женщины. На второй день в храме приносились жертвы, в третий день женщины возвращались в Афины, неся на головах священные книги с установлениями Деметры. Четвёртый день праздника проводился в унынии и посте, на пятый день устраивался шикарный и весёлый пир, с играми и плясками. Об этом празднике писал Аристофан в комедии "Женщины на празднике Тесмофорий".

В Персефоне тесно переплетены черты хтонического древнего божества и классическо-олимпийского. Персефона как супруга хтонического Зевса-змея относится к глубокой архаике, когда сам Зевс был еще "Подземным" царем царства мертвых. Рудиментом этой связи Зевса Хтония и Персефоны является желание Зевса, чтобы Аид похитил Персефону вопреки воле самой Персефоны и ее матери.

Цветком Персефоны называют нарцисс. В некоторых источниках говорится о том, что возвращаясь из царства мёртвых, Персефона иногда поднимается на небо в виде созвездия Девы, чтобы мать увидела её отовсюду. Однако другие источники ассоциируют созвездие Девы с самой Деметрой.

В культуре и искусстве

В произведениях мифографов и в литературе Персефона стала символом бессмертия души. Образ этой богини очень популярен как в изобразительном искусстве, так и в музыке и литературе. Особенно часто используется тематика мифа о Похищении Персефоны.

Среди древних писателей, описывавших Персефону, были Платон в "Кратиле", Гесиод в "Теогонии", Порфирий "О пещере нимф", Клавдиан в "Похищение Прозерпины", Павсаний в "Описании Эллады", Овидий в "Метаморфозах", Гомер в "Одиссее" и многие другие.

Из более современных литературных произведений известны такие, как "Прозерпина" стихотворения Гёте и Эвариста Парни (перевод этого произведения на русский язык сделан А.С. Пушкиным), а так же "Богиня весны" Каста Филиса и "Пыльца" Джеффа Нуна.

Образ Персефоны и Прозерпины так же использовался в музыкальных произведениях, например, в одноименных опере Сен-Санса и музыкальнай трагедии Люлли.

В скульптуре стоит обратить внимание на скульптуры "Похищение Прозерпины" Бернини 1622 года и Франсуа Жирардона 1700 года.

Среди картин известны "Похищение Прозерпины" Никколо дель Аббате, Париса Бордоне и Йозефа Хайнца. Картина хранящаяся в художественной галерее Лидса известна всему миру, это "Возвращение Персефоны" Фредерика Лейтона (1891 г), на которой изображена сцена встречи Деметры и Персефоны в той самой пещере, где Деметра вырастила свою дочь. Это светлая и радостная живопись, насыщенная цветами охры и лазури. Известна также великолепная работа Альбрехта Дюрера - гравюра "Похищение Прозерпины на единороге", 1516 г. Данте Габриэль Россетти в 1874 году изобразил Персефону (Прозерпину) в мрачных коридорах дворца в подземном царстве Аида. В руках она держит тот самый гранат, зёрна которого не дали ей покинуть царство мёртвых.

Персефона в современности

Образ Персефоны и мифа о её похищении не оставляет воображение и современных деятелей искусства. Например, в 2009 году известный немецкий композитор Вольфганг Рим написал оперу "Прозерпина".

Именем Персефоны назван крупный астероид главного пояса, который был открыт 23 февраля 1895 года немецким астрономом Максом Вольфом в обсерватории Хайдельберга.

Третьим братом Зевса и Посейдона является мрачный Аид (он же Плутон) - владыка подземного царства мертвых. Кроме управления царством мертвых, Аид любит одеть свою любимую шапку-невидимку и ходить незаметным среди людей (может, он рядом! Аид у греков, у римлян Плутон — в древнегреческой мифологии бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых, первый сын Крона и Реи, брат Зевса, Посейдона и Деметры. Муж Персефоны.
После раздела мира между тремя братьями (Зевс и Посейдон и Аид), после одержанной победы над титанами Аиду досталось в удел подземное царство и власть над тенями умерших. Аид считался божеством подземных богатств и плодородия, дарующих урожай из недр земли.
По Гомеру, Аид сам стережёт своё царство. В жертву Аиду приносили чёрных быков. Гомер называет Аида «щедрым» и «гостеприимным», так как смертная участь не минует ни одного человека. В греческой мифологии олимпийского периода Аид является второстепенным божеством.
Как бог смерти, Аид был страшным богом, самое имя которого боялись произносить, заменяя его различными эвфемистическими эпитетами — между прочим, и названием Плутон, вошедшим в употребление, начиная с V века и окончательно вытеснившим первоначальное имя, ещё исключительно употреблявшееся Гомером. Вместе с переменою имени произошла и перемена самого представления о Плутоне, значительно смягчившая его безотрадное и неумолимое существо. Именно от имени этого бога происходит русское слово - “Ад”. По верованиям греков, в царство Аида попадают души людей после смерти. Царство Аида очень разное и большое, имеет различные отделы и департаменты. Есть отделы для грешников, где им делают всякие пытки, а праведники попадают в райские сады, которые тоже находятся в Аиде, и там наслаждаются блаженством. Две реки есть в царстве умерших: Стикс и Лета. Как только человек умирает, чтобы попасть в обитель мертвых ему приходится пересекать реку Стикс, для этого надо заплатить за переправу паромщику Харону.



На картине Харон перевозит души умерших через Стикс. У древних греков, при погребении умерших, существовал обычай - класть в гроб с умершими какие-то мелкие деньги - плата паромщику Харону за переправу. Иногда души умерших рождаются снова, для этого им надо переплыть через реку забвения Лету, лишь коснувшись воды которой, душа забывает все что знает, и снова рождается, словно чистый лист. Вот такие верования древних греков ореинкарнации.

Рядом с Аидом сидит на троне его жена - прекрасная Персефона.

Персефона дочь Деметры - богини земледелия и плодородия, была похищена Аидом, который взял красавицу в жены. Лишь четверть года находится Персефона со своим мужем в подземном царстве, а остальное время она гостит на поверхности у своей матери Деметры. Когда Персефона находится в царстве Аида, Деметра, которая воплощает природу, сильно скучает, поэтому, по верованиям греков, наступает зима.

Персефона, в греческой мифологии дочь Зевса и богини Деметры. Богиня плодородия и земледелия Деметра очень любила свою единственную дочь, красавицу Персефону. Для нее она вырастила прекрасные душистые цветы на лугах Эллады, позволила стрекозам и бабочкам порхать среди них, а певчим птицам наполнять луга и рощи мелодичным пением. Юная Персефона обожала светлый мир дяди Гелиоса - бога Солнца и мамины зеленые луга, пышные деревья, яркие цветы и журчащие повсюду ручейки, на поверхности которых играли блики солнца.


Данте Габриэль Россетти Прозерпина, 1877 г. Персефона держит в руке откушенный гранат.

Ни она, ни ее мать не знали, что Зевс пообещал ее в жены своему мрачному брату Аиду - богу подземного царства. Однажды Деметра с Персефоной гуляли по зеленому лугу. Персефона резвилась с подругами, радуясь свету и теплу, упиваясь ароматами луговых цветов. Неожиданно в траве она нашла цветок неведомой красоты, издававший дурманящий запах. Это Гея по просьбе Аида вырастила его, чтобы привлечь внимание Персефоны. Как только девушка коснулась странного цветка, разверзлась земля и появилась золотая карета, запряженная четырьмя черными конями. Ею правил Аид.


Персефон. Томас Харт Бентон

Он подхватил Персефону и унес ее в свой дворец в подземном царстве. Убитая горем Деметра облачилась в черные одежды и отправилась на поиски дочери. Мрачные времена настали для всего живущего на земле. Деревья потеряли пышную листву, цветы увяли, злаки не дали зерна. Не плодоносили ни поля, ни сады. Наступил голод. Замерла вся жизнь. Роду людскому грозила гибель.


"Похищение Персефоны "1570. Художник Аллори Алессандро.

Боги, которые время от времени спускались к людям с Олимпа и заботились о них, стали просить Зевса сказать Деметре правду о Персефоне. Но узнав правду, мать еще больше затосковала по дочери. Тогда Зевс послал к Аиду Гермеса с просьбой отпускать время от времени жену на землю, чтобы Персефона могла видеться с матерью. Аид не посмел ослушаться Зевса. Увидев дочь, Деметра возликовала, в глазах ее заблестели слезы радости. Этой влагой наполнилась земля, нежной травой покрылись луга, и цветы распустились на Персефона недавно поникших стеблях.


Персефон. Данте Габриэль Россетти, 1877 г.

Вскоре заколосились и хлебородные нивы. Природа проснулась к новой жизни. С тех по повелению Зевса Персефона две трети года обязана проводить с матерью и одну треть - с мужем. Так возникло чередование времен года. Когда Персефона находится в царстве мужа, уныние нападает на Деметру, а на Земле наступает зима. Но зато каждое возвращение дочери к матери в мир дяди Гелиоса все живое новыми соками и приводит с собой весну во всей ее торжествующей красоте. Вот почему Персефону всегда изображают в виде прекрасной девушки с букетом цветов и снопом колосьев и считают ее богиней наступающей весны, сестрой богини царства цветов и растений Флоры. И живет она на небе как замечательное созвездие Дева. Самая яркая звезда в созвездии Девы называется Спика, что означает колос. В римской мифологии богине соответствует Прозерпина.

Рембрандт, «Похищение Персефоны», 1632 год

Похищение ПерсефоныNiccolo dell Abbate

Персефона. Александр Исачев

Возвращение Персефоны. Фредерик Лейтон.


Персефона. Борис Валледжо


Персефона Крис Уолдхер

Возвращение Персефоны из аида Говард Дэвид Джонсон

Персефона Говард Дэвид Джонсон


Похищение Персефоны Франсуа Буше

Также в подземном царстве Аида живут двое богов-братьев: Танатос и Гипнос. Старший Танатос - бог смерти, младший Гипноз - бог сна, что по-моему, очень символично.

А эти три барышни известны как Мойры. Мойры - богини судьбы, судьбу каждого из нас, они прядут на огромном веретене фатума. Мойра Клото дает жизнь, создает новые судьбы, Мойра Лахесис прядет нить наших судеб, отмеряя длину и то какой сложится наша судьба. Мойра Атропос (та что с ножницами) обрезает нить нашей судьбы, когда наступает время, тогда наступает смерть.

Мамой неумолимых Мойр является известная богиня правосудия и справедливости - Фемида, которую часто изображают слепой - очень хороший намек на то, что справедливость и правосудие (а особенно на Украине) не одно и то же.

Греческая богиня Фемида с завязанными глазами, весами в одной руке, и мечом в другой (карающий меч правосудия) и по сегодня остается символом наших далеко не безупречных судов. Но может когда-то ситуация исправится, будем надеяться на лучшее.