Поединок о чем произведение. Военная трилогия куприна как роман воспитания

В 1905 году создал Куприн "Поединок". Краткое содержание этой повести мы сегодня рассмотрим. Первое издание произведения вышло с посвящением М. Горькому. Влияние этого писателя определило все "буйное" и "смелое" в повести, как признавался сам Куприн. "Поединок", краткое содержание которого мы рассмотрим, начинается следующим образом.

Невезение Ромашова

Молодой офицер Ромашов после вечерних занятий, полагающихся по уставу гарнизонной службы, бродил без дела по улицам города. Этот человек был на службе лишь второй год и имел забавную привычку думать в 3-м лице о себе, как в шаблонных романах. Герою в этот вечер немного не везло. Прибыл Шульгович, командир полка, который оказался не в духе и потому сделал выговор солдату Ромашова, татарину, который плохо понимал по-русски. Были наказаны оба: и солдат, и подпоручик. Ромашову полагалось четверо суток провести под домашним арестом. Он любил во время прогулок мечтать о том, что скоро поступит в академию, успешно сдав экзамены, а затем сделает блестящую карьеру и докажет всем в полку, какой он есть на самом деле.

Взаимоотношения с Шурочкой и Раисой Петерсон

О чем же далее повествует Куприн ("Поединок")? Краткое содержание продолжается рассказом о том, что главный герой часто бывал в гостях у Николаева, своего друга. Он каждый раз обещал не ходить больше туда, поскольку нельзя надоедать всякий раз людям. К тому же, герой был безнадежно влюблен в Шурочку (Александру Петровну, жену поручика). Денщик Гайнан прервал его мысли. Он принес письмо от Петерсон Раисы Александровны. Ромашов уже давно и скучно обманывал с ней ее супруга, и это ему уже порядком надоело. От запаха приторно-сладких духов этой женщины Ромашова воротило, как и от пошлого тона ее писем. Главный герой решил все-таки пойти к Николаевым. В четвертой главе автор описывает его визит.

Подготовка Николаева к экзаменам

Владимир Ефимович (так звали Николаева) был занят. Он готовился к поступлению в академию, однако каждый раз проваливал экзамены. Его жена Шурочка прикладывала все свои усилия для того, чтобы ему помочь. Она уже выучила программу лучше него.

Николаев занимался, а тем временем Шурочка с Ромочкой (так его называла Александра) обсуждали статью в газете о поединках в армии. Недавно их узаконили. По мнению Шурочки, это было сурово, однако для русских офицеров необходимо хотя бы для того, чтобы личности, подобные Назанскому и Арчаковскому, знали свое место. В отличие от Александры, Ромашов не считает плохим Назанского. Вскоре необходимо было отправляться спать, и подпоручик покидает Николаевых. Пятая глава начинается тем, что на улице главный герой слышит, как его частые визиты обсуждает денщик. Он решает навестить Назанского, находившегося в запое уже некоторое время.

Ромашов отправляется к Назанскому

Назанский рассказывает в пьяном бреду Ромашову о том, что когда-то он был влюблен в одну женщину. Между ними не было ничего, и он считает, что дама его разлюбила из-за пьянства. Затем он достает одно из ее писем и показывает его Ромашову, который узнает почерк Шурочки. Главному герою становится понятно, почему она так плохо отзывается о Назанском. Еще одно письмо ждет его дома. Оно от Раисы Александровны, опостылевшей Ромашову любовницы. Теперь в нем одни лишь угрозы и намеки на то, что она знает об "отношениях" с Николаевой Ромашова. Этим письмом заканчивается пятая глава.

На ближайшем же балу, устроенном в полку, главный герой объявил о разрыве Петерсон, а та обещала отомстить ему за это. Вскоре к Николаевым начали приходить анонимки.

Ромашов теряет сознание на глазах у Шульговича

Продолжает описывать неприятности, выпавшие на долю главного героя, Куприн ("Поединок"). Краткое содержание служебных неудач Ромашова состояло в том, что им было недовольно начальство, и поэтому однажды его вызвал к себе Шульгович, полковник, и устроил разнос (об этом рассказывается в 7-й главе). Шульговичу не нравилось, что он спорит со старшими по званию, а также участвует в пьянках офицеров. У Ромашова от этих выговоров шла кругом голова. Он чувствовал, что еще немного, и он ударит полковника. Однако вместо этого главный герой потерял сознание. Не на шутку испугался Шульгович. Он сказал, что погорячился, что одинаково любит всех своих офицеров и не хотел его обидеть. Шульгович предложил помириться Ромашову и даже позвал его на обед. Офицерское собрание проходит субботним вечером, а Ромашова назначили распорядителем бала.

Бал

О бале нельзя не сказать отдельно пару слов, описывая произведение, которое создал Куприн ("Поединок"). Краткое содержание по главам устроит не всех читателей. Некоторые хотят познакомиться с теми или иными сценами в оригинале. Для тех, кого интересуют подробности бала, отметим, что описание его дается автором в 8-й и 9-й главе. Присутствуют на нем все офицеры с дочерями и женами. Раиса Петерсон также в числе гостей. Эта женщина, самолюбие которой уязвлено разрывом с Ромашовым, устраивает во время кадрили сцену, наносит оскорбления Николаевой.

День именин, объяснение с Шурочкой

Главного героя в конце апреля Александра Петровна приглашает на общий их день именин. У него сейчас туго с деньгами, буфетчик уже не отпускает сигареты в долг. Однако ради этого случая Ромашов занял немного денег у Рафальского (в 12-й главе) для того, чтобы купить духи Шурочке, что отмечает Александр Куприн ("Поединок"). Краткое содержание сцены празднества следующее. Оно выдалось довольно шумное. Ромашов сидел возле Шурочки и старался не прислушиваться к плоским шуткам и глупым разговорам офицеров. Иногда он касался руки своей возлюбленной, что очень не нравилось Николаеву. Затем, после застолья, он решил прогуляться с Шурочкой в роще (14-я глава). Та призналась, что Ромашов ей мил, что у них общие желания и мысли, однако от отношений следует отказаться. Шурочка поторопила его скорее вернуться, пока их уход не обнаружили. Николаев и так был очень недоволен поступающими анонимками.

Корпусный смотр, арест Ромашова

Не правда ли, интересно, какими событиями продолжается повесть Куприна "Поединок"? Краткое содержание переходит к описанию корпусного смотра, прошедшего в мае. О нем автор рассказывает в 15-й главе. Все капитаны, кроме Стельковского, поднимают ни свет ни заря свои роты. Он же решил дать своим солдатам выспаться, и на смотре они выглядели "молодцеватыми", "ловкими", "со свежими лицами". В итоге, когда генерал проверял, как перестраиваются и маршируют солдаты, он остался доволен только 5-й ротой, которой командовал Стельковский. Самое худшее, однако, было впереди. Окрыленный торжественным моментом, во время проведения церемониального марша Ромашов настолько замечтался, что не заметил того, как он нарушил строй всей роты. К тому же один измученный солдат на глазах у генерала упал на землю. Подпоручику Ромашову за это выносят строгий приговор. Он должен находиться на дивизионной гауптвахте под арестом.

Разговор с Хлебниковым, самоубийство солдата из роты Осадчего

Однако публичным позором отнюдь не заканчиваются неприятности Ромашова, героя, которого создал Куприн ("Поединок"). Читать краткое содержание по главам, конечно, не так увлекательно, как оригинал произведения. Описывая основные события, мы отметим, что произошло объяснение с Николаевым, попросившим его больше к ним не приходить и прекратить бессмысленный поток анонимок. Ромашов по дороге домой встретил солдата, упавшего в обморок. Его фамилия - Хлебников. Этот солдат плакал и жаловался Ромашову на службу в роте (16-я глава). Все над ним издевались, били его, а он с детства мучается грыжей и к учению непригоден. Ромашову свои собственные проблемы на фоне этого несчастного солдата показались пустяками. Самое худшее произошло в конце мая. В это время повесился солдат в роте Осадчего (18-я глава). Затем последовало беспробудное пьянство. Все напивались на офицерских собраниях.

Оскорбление Николаева, назначение поединка

Уже приближается к концу рассказ Куприна "Поединок". Краткое содержание его дальнейших событий подготавливает неизбежный финал. На собрании однажды Бек-Агамалов в пьяном виде чуть не ударил барышню, обозвавшую его дураком. Главному герою едва удалось остановить его. Были на нем и Николаев с Осадчим. Последний устроил отпевание солдата-самоубийцы. Главный герой потребовал этот фарс прекратить, но Николаев вмешался и сказал, что подобные Ромашову позорят полк. Разгорелся конфликт между ними, во время которого главный герой выплеснул в лицо Николаеву недопитое пиво (19-я глава). Офицерский суд решил, что эта ссора может завершиться лишь поединком. Отказавшемуся от него следует покинуть службу. Ромашову Назанский настоятельно советует отказаться от поединка, так как жизнь - удивительное и захватывающее явление (20-я глава).

Финал произведения

Вечером Шурочка приходит к Ромашову. Она просит не отказываться от дуэли, так как выглядеть это будет весьма сомнительно (22-я глава). Шурочка также рассказывает ему, как она потратила годы своей жизни ради карьеры супруга, и Николаева из-за этого случая могут не допустить к сдаче экзамена. Она уверяет, что своего мужа предупредила не стрелять в Ромашова. Таким образом, дуэль обязана состояться, однако никто при этом не должен быть ранен. В конце встречи Шурочка обняла Ромочку и поцеловала его. Они ведь не увидятся больше, так что бояться нечего. Поединок состоялся утром следующего дня.

Составляя краткий пересказ повести Куприна "Поединок", мы подошли к заключительной, 23-й главе. Она очень короткая и представляет собой рапорт, составленный полковым командиром, в котором было сказано, что Николаев смертельно ранил Ромашова. Через 7 минут последний скончался от внутреннего кровоизлияния.

Так заканчивает Куприн А. И. "Поединок". Краткое содержание по главам поможет вам вспомнить или узнать его сюжет, а также сориентирует, к какому месту повести следует обращаться для подробного знакомства с основными эпизодами.

Русская армия неоднократно становилась объектом изображения русских писателей. При этом многие из них на себе испытали все «прелести» армейской жизни. Александр Иванович Куприн в этом смысле может дать сто очков вперед. Проведя раннее детство в сиротском приюте, мальчик был настолько воодушевлен победой русской армии в русско-турецкой войне, что выдержал экзамен в Московскую военную академию, преобразованную вскоре в кадетский корпус. Потом он опишет все уродства системы воспитания будущих офицеров в повести «На переломе (Кадеты)», а незадолго до смерти скажет: «Воспоминания о розгах в кадетском корпусе остались у меня на всю жизнь».

Эти воспоминания нашли отражение в дальнейшем творчестве писателя, и в 1905 году вышла в печать повесть «Поединок», особенностям которой и будет посвящен данный анализ.

Повесть А. Куприна не просто зарисовки быта захолустного гарнизона: перед нами огромное социальное обобщение. Читатель видит будничную жизнь царской армии, муштру, помыкание подчиненными, а вечером еще пьянство и разврат среди офицеров, что, по сути, является отражением всей картины жизни царской России.

В центре повествования - жизнь армейских офицеров. Куприну удалось создать целую галерею портретов. Это и представители старшего поколения - полковник Шульгович, капитан Слива и капитан Осадчий, отличающиеся бесчеловечностью по отношению к солдатам и признающие исключительно палочную дисциплину. Есть и более молодые офицеры - Назанский, Веткин, Бек-Агамалов. Но их жизнь ничуть не лучше: смирившись с деспотичными порядками в армии, они в пьянстве пытаются спастись от действительности. А. Куприн изображает, как в условиях армии идет «расчеловечивание человека - солдата и офицера», как погибает русская армия.

Главный герой повести - подпоручик Юрий Алексеевич Ромашов. О нем сам Куприн скажет: «Он мой двойник». Действительно, в этом герое воплощены самые лучшие черты героев Куприна: честность, порядочность, интеллигентность, но при этом некая мечтательность, желание изменить мир в лучшую сторону. Не случайно Ромашову одиноко в среде офицеров, что дает право Назанскому сказать: «В вас... какой-то внутренний свет. Но в нашей берлоге его погасят» .

Действительно, слова Назанского станут пророческими, так же, как и название самой повести «Поединок». В то время снова были разрешены дуэли для офицеров как единственная возможность отстоять честь и достоинство. Для Ромашова такой поединок станет первым и последним в его жизни.

Что же приведет героя к этой трагической развязке? Конечно же, любовь. Любовь к замужней женщине, жене сослуживца, поручика Николаева,- Шурочке. Да, среди «скучной, однообразной жизни», среди грубых офицеров и их убогих жен она кажется самим совершенством Ромашову. В ней есть черты, которых не хватает герою: целеустремленность, сила воли, настойчивость в осуществлении своих планов и намерений. Не желая прозябать в провинции, т. е. «опуститься, стать полковой дамой, ходить на эти дикие вечера, сплетничать, интриговать и злиться по поводу разных суточных и прогонных... » , Шурочка все силы прилагает к тому, чтобы подготовить своего мужа к поступлению в академию Генерального штаба в Петербурге, ведь «два раза с позором в полк возвращались» , значит, это последний шанс вырваться отсюда, чтобы блистать умом и красотой в столице.

Именно ради этого все положено на карту, и Шурочка вполне расчетливо использует любовь к ней Ромашова. Когда после ссоры Николаева и Ромашова поединок становится единственной возможной формой сохранения чести, она умоляет Юрия Алексеевича не отказываться от дуэли, а выстрелить в сторону (как должен сделать якобы и Владимир), чтобы никто не пострадал. Ромашов соглашается, а об исходе дуэли читатель узнает из официального рапорта. За сухими строчками отчета скрывается предательство так любимой Ромашовым Шурочки: становится понятно, что дуэль была подстроенным убийством.

Так ищущий справедливости Ромашов проиграл в поединке с действительностью. Заставив прозреть своего героя, автор не нашел для него дальнейшего пути, и смерть офицера стала спасением от нравственной гибели.

Повесть «Поединок» А. Куприна считается лучшим его произведением, так как там затронута важная проблема армейского неблагополучия. Сам автор когда-то был кадетом, его изначально вдохновляла эта идея – пойти в армию, но в дальнейшем он с ужасом будет вспоминать эти годы. Поэтому тема армии, ее уродство очень хорошо изображена им в таких произведениях, как «На переломе» и «Поединок».

Герои – армейские офицеры, тут автор не поскупился и создал несколько портретов: полковник Шульгович, капитан Осадчий, офицер Назанский и другие. Все эти персонажи показаны далеко не в лучшем свете: армия превратила их в монстров, которые признают исключительно бесчеловечность и воспитание палками.

Главным героем является Юрий Ромашков, подпоручик, которого сам автор назвал буквально своим двойником. В нем мы видим совершенно иные черты, отличающие его от вышеупомянутых лиц: искренность, порядочность, желание сделать этот мир лучше, чем он есть. Также герой иногда мечтательный и очень интеллигентный.

Каждый день Ромашков убеждался в том, что солдаты бесправны, он видел жестокие обращения и безразличие со стороны офицеров. Он пытался протестовать, однако этот жест порой было трудно заметить. В его голове было множество замыслов, которые он мечтал осуществить ради справедливости. Но чем дальше, тем больше начинают открываться его глаза. Так, страдания Хлебникова и его порыв покончить с собственной жизнью, настолько изумляют героя, что он, наконец, понимает – его фантазии и планы по поводу справедливости слишком глупы и наивны.

Ромашков – человек со светлой душой, с желанием помочь другим. Однако любовь погубила героя: он поверил замужней Шурочке, ради которой пошел на дуэль. Ссора Ромашкова с ее мужем привела к поединку, который печально закончился. Это было предательство – девушка знала, что именно этим дуэли и завершится, но она обманом заставила поверить влюбленного в себя героя, что будет ничья. Более того, она намеренно использовала его чувства к себе, только чтобы помочь своему мужу.

Ромашков, который все это время искал справедливость, в итоге не смог сразиться с беспощадной действительностью, он проиграл ей. А автор не увидел другого выхода, кроме смерти героя – иначе его ждала бы другая гибель, нравственная.

Анализ повести Куприна Поединок

Поединок возможно одно из самых известных произведений Александра Ивановича Куприна.

В данном произведении нашли отображения мысли автора. Он описывает русскую армию начала 20 века, как устроен ее быт, чем собственно она живет. На примере армии Куприн показывает то социальное неблагополучие, в котором она находится. Он не только описывает и размышляет, но и ищет возможные выходы из положения.

Облик армии разнообразен: она состоит из разных людей, отличающихся друг от друга теми или иными чертами характера, внешности, отношения к жизни. В описанном гарнизоне все как и везде: постоянная муштра с утра, разгульство и пьянки по вечерам, - и так изо дня в день.

Главный персонаж подпоручик Юрий Алексеевич Ромашов, как принято считать, написан с самого автора, Александра Ивановича. Ромашов личность мечтательная, несколько наивная, но честная. Он искренне верит в то, что мир можно изменить. Как для человека молодого, он склонен к романтизации, ему хочется подвигов, показать самого себя. Но со временем он осознает, что это все пустое. Ему не удается найти единомышленников, собеседников среди других офицеров. Единственный с кем ему удается найти общий язык, это Назанский. Возможно, именно отсутствие человека с которым он может говорить как с самим собой и привело в итоге к трагичной развязке.

Судьба сводит Ромашова с женой офицера, Александрой Петровной Николаевой или иначе Шурочкой. Эта женщина прекрасна, умна, невероятно хороша собой, но при всем этом она прагматична и расчётлива. Она одновременно прекрасна и коварна. Ею движет одно желание: покинуть этот город, попасть в столицу, зажить «настоящей» жизнью, и она готова на многое ради этого. В свое время она была влюблена в другого, но тот не подходил для роли того, кто сможет выполнить ее амбициозные планы. И она предпочла брак с тем, кто мог бы помочь в исполнение ее мечты. Но годы идут, а мужу все не удаётся получить повышения с переводом в столицу. У него уже выпадало два шанса, и третий был крайним. Шурочка томится в душе и не удивительно, что она сходится с Ромашовым. Они как никто другой понимают друг друга. Но к сожалению Ромашов не может никак помочь Шурочке выбраться из этого захолустья.

Все со временем становится явным, и о романе узнает супруг Александры Петровны. У офицеров того времени были разрешены дуэли, как единственный способ защиты собственного достоинства.

Это первая и последняя дуэль в жизни Ромашова. Он доверится словам Шурочки, что муж будет стрелять мимо, и пусть он стреляет мимо: честь сохранена и жизнь тоже. Ромашову как человеку честному, даже в голову не приходит, что его могут обмануть. Так Ромашов был убит в результате предательства той, кого он любил.

На примере Ромашова мы можем видеть, как рушится романтический мир, при столкновение с реальностью. Так и Ромашов выйдя на поединок, проиграл суровой действительности.

Повесть для 11 класса

Что такое мечта? Что может быть общего между мечтой и реальностью, ведь мечта - это наша цель на будущее. А реальность - это то, что нас сейчас окружает. Общего между ними это то, что мечта со временем перерастёт в реальность.

  • Сочинение Что дети делают в библиотеке 4 класс

    Детям нравится посещать библиотеку. Здесь они могут прочитать много разнообразных книг: исторических, научных, художественных произведений. Когда ученики приходят в неё, то их всегда встречает библиотекарь.

  • А. И. Куприн

    26 августа (7 сентября) 1870 года родился в г. Наровчат Пензенской губернии в семье чиновника.

    1890 год окончив юнкерское училище, поступает в армию.

    1894 год оставляет военную службу, работает грузчиком, актёром, организовывает цирк, управляет имением, сотрудничает в местных газетах как репортёр и фельетонист.

    В ранних произведениях сочувственно рисует нужду бедняков («Чудесный доктор»1897 год), трагическую участь артистки цирка («ALLEZ!» 1897 год), издевательства над солдатом («Дознание» 1894 год, «Ночная смена 1899 год).

    Протест против порабощения личности содержится в повести «Молох» (1896 год).

    Куприн противопоставляет современной цивилизации естественную жизнь в общении с природой («Олеся» 1898 год и «Чёрный туман» 1905 год).

    Творчество Куприна отличается прежде всего своей яркостью и своеобразием среди произведений других писателей-реалистов того времени. Александр Иванович очень своеобразный писатель он много путешествовал по всему миру, перепробовал множество профессий (от грузчика до управляющего имением), именно поэтому большинство его произведений так интересны читателям.

    1905 год вышла в свет повесть «Поединок».

    1907-1919 годы выходят повести и рассказы.

    В рассказах «Гамбринус» (1907 год), «Гранатовый браслет» (1911 год) неподкупность, благородство чувств противопоставляет пошлости, лицемерию буржуазной морали. Увлекается экзотическими, библейскими мотивами («Суламифь» 1908 год). Эти и другие его произведения («Сны», «Свадьба», «Река жизни», «Убийца», «Бред», «Обида») были откликом на события первой русской революции.

    1919 год вынужден был эмигрировать в Париж.

    1937 год возвращение в СССР.

    «Поединок»

    «… трепещет и бьется пульс целой эпохи,

    рвущейся из мрака безличия и покорности

    к свету…»

    Повесть «Поединок» принесла А. И. Куприну всероссийскую славу. Переведенный еще в рукописи на немецкий, французский, а затем на польский, шведский, итальянский языки, «Поединок» уже в 1905 году стал известен западноевропейскому читателю.

    Правдивое изображение отсталой, небоеспособной армии, разложившихся офицеров, забитых солдат вызвало огромный общественный резонанс. Картины «Поединка» словно отвечали на вопрос о причинах дальневосточной катастрофы (разгром русского флота при Цусиме). Но проблематика «Поединка» выходит за рамки традиционной военной повести, потому что Куприн затрагивает и вопрос о причинах общественного неравенства людей, и о возможных путях освобождения человека от душевного гнета, и о проблеме взаимоотношений личности и общества, интеллигенции и народа. Иными словами, смысл повести в борьбе старого мира с новым. И пусть сегодня еще побеждают устои прошлого, загнивающего мира, но налицо и ростки нового, прогрессивного, позволяющего «…ощутить гнет окружающей жизни и искать из нее выхода». («Вестник и библиотека самообразования», 1905, № 28).

    Сюжетная канва произведения построена на перипетиях судьбы честного русского офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставляют задуматься о неправильных отношениях между людьми. Ощущение духовного падения преследует не только Ромашова, но и Шурочку. Сопоставление двух героев, которым свойственно два типа миропонимания, вообще характерно для Куприна. Оба героя стремятся найти выход из тупика, при этом Ромашов приходит к мысли о протесте против мещанского благополучия и застоя, а Шурочка приспосабливается к нему, несмотря на внешнее показное неприятие. Отношение автора к ней двойственно, ему ближе «безрассудное благородство и благородное безволие» Ромашова. Куприн даже отмечал, что считает Ромашова своим двойником, а сама повесть во многом автобиографична. Ромашов «естественный человек», он инстинктивно сопротивляется несправедливости, но его протест слаб, его мечты и планы легко рушатся, так как они незрелы и непродуманны, зачастую наивны. Ромашов близок чеховским героям. Но возникшая необходимость немедленного действия усиливает его волю к активному сопротивлению после встречи с солдатом Хлебниковым, «униженным и оскорблённым», в сознании Ромашова наступает перелом, его потрясает способность человека пойти на самоубийство, в котором он видит единственный выход из мученической жизни. Искренность порыва Хлебникова особенно ярко указывает Ромашову на глупость и незрелость его юношеских фантазий, имеющих целью лишь что-то «доказать» окружающим. Ромашов потрясён силой страданий Хлебникова, и именно желание сострадать заставляет подпоручика впервые задуматься о судьбе простого народа. Впрочем, отношение Ромашова к Хлебникову противоречиво: разговоры о человечности и справедливости носят отпечаток абстрактного гуманизма, призыв Ромашова к состраданию во многом наивен.

    Образ же Назанского неоднозначен: его радикальное настроение (критические монологи, романтическое предчувствие «светозарной жизни», предвидение грядущих социальных потрясений, ненависть к образу жизни военной касты, способность оценить высокую, чистую любовь, почувствовать непосредственность и красоту жизни) вступает в противоречие с его собственным образом жизни. Единственным спасением от нравственной гибели является для индивидуалиста Назанского и для Ромашова бегство от всяких общественных связей и обязательств. И последнее «Прощайте» Назанского служит подтверждением этому. Эпилог повести достаточно суров это дуэль, в результате которой главный герой погибает.

    Воздействие «Поединка» на умы и сердца современников определялось тем, что общественно-значительное содержание повести, ее передовые идеи были облечены в прекрасную художественную форму. Реализм картин повести Куприна, тонкость психологического анализа высоко ценил Л.Н. Толстой.


    ПИСАЛ ЛИ КУПРИН О СЕБЕ, СМЕРТЬЮ РОМАШОВА "УБИВ" СВОИ ЮНОШЕСКИЕ МЕЧТЫ?

    А.П.Апсит Портрет А.И.Куприна 1928 г.
    Фото А.И.Куприна 1900е

    Куприн был поручиком белой армии, блестящим наездником, который на пари мог подняться на лошади на второй этаж ресторана, выпить, не покидая седла, полстакана коньяка и тем же манером вернуться на землю.
    Детство Куприна прошло в Сиротской школе (Москва, ул. Казакова, 18), где за бредни его, что он-де генерал Скобелев, сам Наполеон, на него наденут остроконечный колпак с жирно выведенной надписью «Лгун».
    Стриженым двенадцатилетним подростком Куприн учился в Кадетской школе(Москва, 1-й Краснокурсантский пр., 3–5), потом училище юнкеров (Москва, угол Знаменки и Гоголевского бульвара), где сидел в карцере за крестьянскую девушку Дуняшу (за ней ухаживал вместо занятий по топографии) и за первый напечатанный рассказ – «бумагомарание».
    Ещё вчера он, юнкер, мчался на тройке на бал в женский институт, объяснялся в любви на чистопрудном катке и тайно хранил подобранный в театре платок какой-то незнакомки, а сегодня он – офицер 46-го Днепровского пехотного полка. Он прыгает со второго этажа, когда какая-то гарнизонная дама пообещала за это поцелуй, ради ещё одной любви, забросив стихи и прозу, пытается поступить в Академию Генштаба.
    Поступил бы – экзамены сдал блестяще! – если бы по дороге в Петербург не встретил в Киеве друзей по кадетскому корпусу и, загуляв, не сбросил то ли с парома, то ли с ресторанчика-поплавка полицейского пристава. По одной версии, за то, что тот не уступил им, офицерам, заказанного столика, по другой, более романтичной, за наглое приставание к какой-то девице.
    Дуэлей в его жизни не было. Но, не правда ли, есть что-то общее в описании юности писателя с Ромашовым - героем его повести "Поединок" ?

    Название повести А. И. Куприна - «Поединок», верно передает смысл разыгравшейся в ней драмы. Под поединком подразумевается не только описанная в конце повести дуэль, но и все события, происходящие с главными героями.
    Действие книги происходит в то время, когда только что официально разрешили поединки между офицерами. Естественно, в гарнизоне эта тема живо обсуждается. Впервые
    она всерьез затрагивается в разговоре Шурочки Николаевой и Ромашова.
    Шурочка, красивая, обаятельная, умная, образованная женщина, говорит о дуэлях как о каком-то необходимом явлении. Офицер, утверждает она, обязан рисковать собой. Оскорбление может быть смыто только кровью. Не только Шурочка, жена офицера, рассуждает о поединках с подобной горячностью. Это мнение большинства мужчин в гарнизоне.
    Жизнь Ромашова в полку - вечный поединок с собой и с офицерскими предрассудками. Он не такой, как его товарищи, у него другие жизненные устремления. Придя в полк, Ромашов мечтал “о доблести, о подвигах, о славе”. Он идеализировал офицерство, считая, что эти люди благородны, великодушны, честны. Но в гарнизоне офицеры ведут серое, беспросветное существование, они отыгрываются на солдатах, которых не считают за людей, вечерами, не зная, чем заняться, офицеры собираются, играют в карты и устраивают бессмысленные кутежи.
    Вся повесть - это череда мелких столкновений Ромашова с окружающими его людьми.
    Все эти малозначительные стычки ведут к одной главной - дуэли между Ромашовым и Николаевым.
    В общем-то, дуэль была предопределена с самого начала. Ромашов любит жену Николаева, кроме того, и она отвечала ему пусть не любовью, но хотя бы симпатией, привязанностью. Ласково называя офицера «Ромочка», Шурочка проводит с ним свободное время «от нечего делать». Ромашов отказывается от романа с полковой дамой Раисой Александровной Петерсон, с которой они грязно и скучно (и уже довольно давно) обманывали её мужа. Желая отомстить своему «усатенькому Жоржику», она начинает забрасывать мужа Шурочки анонимками.
    Сам Николаев с самого начала не приемлет Ромашова К позору во время смотра, когда по вине Ромашова провалился церемониальный марш, прибавилось объяснение с Николаевым, потребовавшим сделать все, чтобы прекратить поток анонимок, и ещё - не бывать у них в доме. Следовательно, рано или поздно поединок должен был состояться.
    Слово “поединок” по отношению к произошедшему событию, возможно, не совсем уместно, поскольку это не было честным сражением двух офицеров.
    Шурочка, так горячо любимая Ромашовым, уверила его, что все оговорено заранее и никто не будет ранен. При этом она оговорилась, что прощается с ним навсегда, но он, как все влюбленные, не услышал этого.
    Разве мог доверчивый, романтичный подпоручик предположить, что любимая женщина так холодна, расчетлива и вероломна?
    Он погиб, не познав счастливой любви, не осуществив заветную мечту о том, чтобы бросить службу и посвятить себя более достойному занятию. Поединок между Ромашовым и окружающим миром оказался не в пользу мечтательного подпоручика.
    «Поединок» вышел с посвящением М.Горькому, к которому в эту пору своего творчества Куприн был близок, и, помимо высоких оценок критики, заслужил похвалу Л.Н.Толстого.

    А теперь дуэлянты:

    ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ РОМАШОВ

    И.Глазунов Иллюстрация к повести "Поединок" гл. 16 (фрагмент)

    Он был среднего роста, худощав, и хотя довольно силен для своего сложения, но от большой застенчивости неловок. Фехтовать на эспадронах он не умел даже в училище, а за полтора года службы и совсем забыл это искусство.
    В молодом выпускнике кадетского училища, ныне подпоручике, второй год служащем в полку, расквартированном в маленьком еврейском местечке, своеобразно соединяются слабость воли и сила духа. Служба в армии для Ромашова тяжелое испытание: он не может смириться с грубостью и пошлостью полкового быта.
    Ромашов сочиняет повести, хотя и стыдится своих литературных занятий.
    «Не в первый раз за полтора года своей офицерской службы испытывал он это мучительное сознание своего одиночества и затерянности среди чужих, недоброжелательных или равнодушных людей, - это тоскливое чувство незнания, куда девать сегодняшний вечер». От тоски он часто ходит на вокзал, где ненадолго останавливающиеся поезда напоминают ему об иной, праздничной жизни.
    После драки с Николаевым Ромашов вызывает его на дуэль и за сутки становится «сказкой города и героем дня». Заседание офицерского суда выносит решение о неминуемости поединка между Ромашовым и Николаевым.
    На следующий день Николаев убивает Ромашова на дуэли.

    ВЛАДИМИР ЕФИМОВИЧ НИКОЛАЕВ
    Вот уже два года подряд он проваливает экзамены в академию, и Александра Петровна, Шурочка, делает все, чтобы последний шанс (поступать дозволялось только до трех раз) не был упущен.

    И последнее, в 2007 снят двенадцатисерийный телевизионный художественный фильм «Юнкера», созданный по мотивам произведений А. И. Куприна. В основе сценария - роман «Юнкера», повести «Поединок», «На переломе» («Кадеты»), многие рассказы писателя и эпизоды его биографии. Время действия в фильме, в отличие от романов Куприна, сдвинуто с конца XIX века на годы, предшествующие началу первой мировой войны.

    Нам осталось перечесть фрагменты первоисточника!

    Начался обычный, любимый молодыми офицерами разговор о случаях неожиданных кровавых расправ на месте и о том, как эти случаи проходили почти всегда безнаказанно. В одном маленьком городишке безусый пьяный корнет врубился с шашкой в толпу евреев, у которых он предварительно "разнес пасхальную кучку". В Киеве пехотный подпоручик зарубил в танцевальной зале студента насмерть за то, что тот толкнул его локтем у буфета. В каком-то большом городе - не то в Москве, не то в Петербурге - офицер застрелил, "как собаку", штатского, который в ресторане сделал ему замечание, что порядочные люди к незнакомым дамам не пристают.
    Ромашов, который до сих пор молчал, вдруг, краснея от замешательства, без надобности поправляя очки и откашливаясь, вмешался в разговор:
    - А вот, господа, что я скажу с своей стороны. Буфетчика я, положим, не считаю... да... Но если штатский... как бы это сказать?.. Да... Ну, если он порядочный человек, дворянин и так далее... зачем же я буду на него, безоружного, нападать с шашкой? Отчего же я не могу у него потребовать удовлетворения? Все-таки же мы люди культурные, так сказать... - Э, чепуху вы говорите, Ромашов, - перебил его Веткин. - Вы потребуете удовлетворения, а он скажет: "Нет... э-э-э... я, знаете ли, вээбще... э-э... не признаю дуэли. Я противник кровопролития... И кроме того, э-э... у нас есть мировой судья..." Вот и ходите тогда всю жизнь с битой мордой.

    Вы не читали в газетах об офицерском поединке? - спросила вдруг Шурочка.
    Ромашов встрепенулся и с трудом отвел от нее глаза.
    - Нет, не читал. Но слышал. А что?
    - Конечно, вы, по обыкновению, ничего не читаете. Право, Юрий Алексеевич, вы опускаетесь. По-моему, вышло что-то нелепое. Я понимаю: поединки между офицерами - необходимая и разумная вещь. - Шурочка убедительно прижала вязанье к груди. - Но зачем такая бестактность? Подумайте: один поручик оскорбил другого. Оскорбление тяжелое, и общество офицеров постановляет поединок. Но дальше идет чепуха и глупость. Условия - прямо вроде смертной казни: пятнадцать шагов дистанции и драться до тяжелой раны... Если оба противника стоят на ногах, выстрелы возобновляются. Но ведь это - бойня, это... я не знаю что! Но, погодите, это только цветочки. На место дуэли приезжают все офицеры полка, чуть ли даже не полковые дамы, и даже где-то в кустах помещается фотограф. Ведь это ужас, Ромочка! И несчастный подпоручик, фендрик, как говорит Володя, вроде вас, да еще вдобавок обиженный, а не обидчик, получает после третьего выстрела страшную рану в живот и к вечеру умирает в мучениях. А у него, оказывается, была старушка мать и сестра, старая барышня, которые с ним жили, вот как у нашего Михина... Да послушайте же: для чего, кому нужно было делать из поединка такую кровавую буффонаду? И это, заметьте, на самых первых порах, сейчас же после разрешения поединков. И вот поверьте мне, поверьте! - воскликнула Шурочка, сверкая загоревшимися глазами, - сейчас же сентиментальные противники офицерских дуэлей, - о, я знаю этих презренных либеральных трусов! - сейчас же они загалдят: "Ах, варварство! Ах, пережиток диких времен! Ах, братоубийство!"
    - Однако вы кровожадны, Александра Петровна! - вставил Ромашов.
    - Не кровожадна, - нет! - резко возразила она. - Я жалостлива. Я жучка, который мне щекочет шею, сниму и постараюсь не сделать ему больно. Но, попробуйте понять, Ромашов, здесь простая логика. Для чего офицеры? Для войны. Что для войны раньше всего требуется? Смелость, гордость, уменье не сморгнуть перед смертью. Где эти качества всего ярче проявляются в мирное время? В дуэлях. Вот и все. Кажется, ясно. Именно не французским офицерам необходимы поединки, - потому что понятие о чести, да еще преувеличенное, в крови у каждого француза, - не немецким, - потому что от рождения все немцы порядочны и дисциплинированны, - а нам, нам, нам! Тогда у нас не будет в офицерской среде карточных шулеров, как Арчаковский, или беспросыпных пьяниц, вроде вашего Назанского; тогда само собой выведется амикошонство, фамильярное зубоскальство в собрании, при прислуге, это ваше взаимное сквернословие, пускание в голову друг другу графинов, с целью все-таки не попасть, а промахнуться. Тогда вы не будете за глаза так поносить друг друга. У офицера каждое слово должно быть взвешено. Офицер - это образец корректности. И потом, что за нежности: боязнь выстрела! Ваша профессия - рисковать жизнью.

    20
    .........
    Вечером в этот день его опять вызвали в суд, но уже вместе с Николаевым. Оба врага стояли перед столом почти рядом. Они ни разу не
    взглянули друг на друга, но каждый из них чувствовал на расстоянии
    настроение другого и напряженно волновался этим. Оба они упорно и
    неподвижно смотрели на председателя, когда он читал им решение суда:
    - "Суд общества офицеров N-ского пехотного полка, в составе - следовали
    чины и фамилии судей - под председательством подполковника Мигунова,
    рассмотрев дело о столкновении в помещении офицерского собрания поручика
    Николаева и подпоручика Ромашова, нашел, что ввиду тяжести взаимных
    оскорблений ссора этих обер-офицеров не может быть окончена примирением и
    что поединок между ними является единственным средством удовлетворения
    оскорбленной чести и офицерского достоинства. Мнение суда утверждено
    командиром полка".
    Окончив чтение, подполковник Мигунов снял очки и спрятал их в футляр.
    - Вам остается, господа, - сказал он с каменной торжественностью, -
    выбрать себе секундантов, по два с каждой стороны, и прислать их к девяти
    часам вечера сюда, в собрание, где они совместно с нами выработают условия
    поединка. Впрочем, - прибавил он, вставая и пряча очечник в задний карман,
    - впрочем, прочитанное сейчас постановление суда не имеет для вас
    обязательной силы. За каждым из вас сохраняется полная свобода драться на
    дуэли, или... - он развел руками и сделал паузу, - или оставить службу.
    Затем... вы свободны, господа... Еще два слова. Уж не как председатель
    суда, а как старший товарищ, советовал бы вам, господа офицеры,
    воздержаться до поединка от посещения собрания." Это может повести к
    осложнениям. До свиданья.
    Николаев круто повернулся и быстрыми шагами вышел из залы. Медленно
    двинулся за ним и Ромашов. Ему не было страшно, но он вдруг почувствовал
    себя исключительно одиноким, странно обособленным, точно отрезанным от
    всего мира. Выйдя на крыльцо собрания, он с долгим, спокойным удивлением
    глядел на небо, на деревья, на корову у забора напротив, на воробьев,
    купавшихся в пыли среди дороги, и думал: "Вот - все живет, хлопочет,
    суетится, растет и сияет, а мне уже больше ничто не нужно и не интересно.
    Я приговорен. Я один".
    Вяло, почти со скукой пошел он разыскивать Бек-Агамалова и Веткина,
    которых он решил просить в секунданты. Оба охотно согласились -
    Бек-Агамалов с мрачной сдержанностью, Веткин с ласковыми и
    многозначительными рукопожатиями.
    Идти домой Ромашову не хотелось - там было жутко и скучно. В эти
    тяжелые минуты душевного бессилия, одиночества и вялого непонимания жизни
    ему нужно было видеть близкого, участливого друга и в то же время тонкого,
    понимающего, нежного сердцем человека.
    И вдруг он вспомнил о Назанском.

    21
    ........
    Ромашов рассказал подробно историю своего столкновения с Николаевым.
    Назанский задумчиво слушал его, наклонив голову и глядя вниз на воду,
    которая ленивыми густыми струйками, переливавшимися, как жидкое стекло,
    раздавалась вдаль и вширь от носа лодки.
    - Скажите правду, вы не боитесь, Ромашов? - спросил Назанский тихо.
    - Дуэли? Нет, не боюсь, - быстро ответил Ромашов. Но тотчас же он
    примолк и в одну секунду живо представил себе, как он будет стоять совсем
    близко против Николаева и видеть в его протянутой руке опускающееся черное
    дуло револьвера. - Нет, нет, - прибавил Ромашов поспешно, - я не буду
    лгать, что не боюсь. Конечно, страшно. Но я знаю, что я не струшу, не
    убегу, не попрошу прощенья.
    Назанский опустил концы пальцев в теплую, вечернюю, чуть-чуть ропщущую
    воду и заговорил медленно, слабым голосом, поминутно откашливаясь:
    - Ах, милый мой, милый Ромашов, зачем вы хотите это делать? Подумайте:
    если вы знаете твердо, что не струсите, - если совсем твердо знаете, - то
    ведь во сколько раз тогда будет смелее взять и отказаться.
    - Он меня ударил... в лицо! - сказал упрямо Ромашов, и вновь жгучая
    злоба тяжело колыхнулась в нем.
    - Ну, так, ну, ударил, - возразил ласково Назанский и грустными,
    нежными глазами поглядел на Ромашова. - Да разве в этом дело? Все на свете
    проходит, пройдет и ваша боль и ваша ненависть. И вы сами забудете об
    этом. Но о человеке, которого вы убили, вы никогда не забудете. Он будет с
    вами в постели, за столом, в одиночестве и в толпе. Пустозвоны,
    фильтрованные дураки, медные лбы, разноцветные попугаи уверяют, что
    убийство на дуэли - не убийство. Какая чепуха! Но они же сентиментально
    верят, что разбойникам снятся мозги и кровь их жертв. Нет, убийство -
    всегда убийство. И важна здесь не боль, не смерть, не насилие, не
    брезгливое отвращение к крови и трупу, - нет, ужаснее всего то, что вы
    отнимаете у человека его радость жизни. Великую радость жизни! - повторил
    вдруг Назанский громко, со слезами в голосе. - Ведь никто - ни вы, ни я,
    ах, да просто-напросто никто в мире не верит ни в какую загробную жизнь.
    Оттого все страшатся смерти, но малодушные дураки обманывают себя
    перспективами лучезарных садов и сладкого пения кастратов, а сильные -
    молча перешагивают грань необходимости. Мы - не сильные. Когда мы думаем,
    что будет после нашей смерти, то представляем себе пустой холодный и
    темный погреб. Нет, голубчик, все это враки: погреб был бы счастливым
    обманом, радостным утешением. Но представьте себе весь ужас мысли, что
    совсем, совсем ничего не будет, ни темноты, ни пустоты, ни холоду... даже
    мысли об этом не будет, даже страха не останется! Хотя бы страх!
    Подумайте!
    ......
    - Да, жизнь прекрасна, - сказал Ромашов.
    - Прекрасна! - пылко повторил Назанский. - И вот два человека из-за
    того, что один ударил другого, или поцеловал его жену, или просто, проходя
    мимо него и крутя усы, невежливо посмотрел на него, - эти два человека
    стреляют друг в друга, убивают друг друга. Ах, нет, их раны, их страдания,
    их смерть - все это к черту! Да разве он себя убивает - жалкий движущийся
    комочек, который называется человеком? Он убивает солнце, жаркое, милое
    солнце, светлое небо, природу, - всю многообразную красоту жизни, убивает
    величайшее наслаждение и гордость - человеческую мысль! Он убивает то, что
    уж никогда, никогда, никогда не возвратится. Ах, дураки, дураки!

    22
    .......
    - Ну, хочешь, я завтра откажусь от поединка, извинюсь перед ним? Сделать это? - произнес он печально.
    Она помолчала немного. Будильник наполнял своей металлической болтовней
    все углы темной комнаты. Наконец она произнесла еле слышно, точно в
    раздумье, с выражением, которого Ромашов не мог уловить:
    - Я так и знала, что ты это предложишь.
    Он поднял голову и, хотя она удерживала его за шею рукой, выпрямился на
    кровати.
    - Я не боюсь! - сказал он громко и глухо.
    - Нет, нет, нет, нет, - говорила она горячим, поспешным, умоляющим
    шепотом. - Ты меня не понял. Иди ко мне ближе... как раньше... Иди же!..
    Она обняла его обеими руками и зашептала, щекоча его лицо своими
    тонкими волосами и горячо дыша ему в щеку:
    - Ты меня не понял. У меня совсем другое. Но мне стыдно перед тобой. Ты
    такой чистый, добрый, и я стесняюсь говорить тебе об этом. Я расчетливая,
    я гадкая...
    - Нет, говори все. Я тебя люблю.
    - Послушай, - заговорила она, и он скорее угадывал ее слова, чем слышал
    их. - Если ты откажешься, то ведь сколько обид, позора и страданий падет
    на тебя. Нет, нет, опять не то. Ах, боже мой, в эту минуту я не стану
    лгать перед тобой. Дорогой мой, я ведь все это давно обдумала и взвесила.
    Положим, ты отказался. Честь мужа реабилитирована. Но, пойми, в дуэли,
    окончившейся примирением, всегда остается что-то... как бы сказать?.. Ну,
    что ли, сомнительное, что-то возбуждающее недоумение и разочарование...
    Понимаешь ли ты меня? - спросила она с грустной нежностью и осторожно
    поцеловала его в волосы.
    - Да. Так что же?
    - То, что в этом случае мужа почти наверно не допустят к экзаменам.
    Репутация офицера генерального штаба должна быть без пушинки. Между тем
    если бы вы на самом деле стрелялись, то тут было бы нечто героическое,
    сильное. Людям, которые умеют держать себя с достоинством под выстрелом,
    многое, очень многое прощают. Потом... после дуэли... ты мог бы, если
    хочешь, и извиниться... Ну, это уж твое дело.
    ......
    Стараясь скрыть непонятное, глухое раздражение, он сказал сухо:
    - Ради бога, объяснись прямее. Я все тебе обещаю.

    Илья Глазунов Шурочка у Ромашова накануне дуэли гл.22

    Тогда она повелительно заговорила около самого его рта, и слова ее были
    как быстрые трепетные поцелуи:
    - Вы непременно должны завтра стреляться. Но ни один из вас не будет
    ранен. О, пойми же меня, не осуждай меня! Я сама презираю трусов, я
    женщина. Но ради меня сделай это, Георгий! Нет, не спрашивай о муже, он
    знает. Я все, все, все сделала.
    Теперь ему удалось упрямым движением головы освободиться от ее мягких и
    сильных рук. Он встал с кровати и сказал твердо:
    - Хорошо, пусть будет так. Я согласен.

    Его Высокоблагородию, командиру N-ского пехотного полка.
    Штабс-капитан того же полка Диц.

    Настоящим имею честь донести вашему высокоблагородию, что сего 2-го
    июня, согласно условиям, доложенным Вам вчера, 1-го июня, состоялся
    поединок между поручиком Николаевым и подпоручиком Ромашовым. Противники
    встретились без пяти минут в 6 часов утра, в роще, именуемой "Дубечная",
    расположенной в 3 1/2 верстах от города. Продолжительность поединка,
    включая сюда и время, употребленное на сигналы, была 1 мин. 10 сек. Места,
    занятые дуэлянтами, были установлены жребием. По команде "вперед" оба
    противника пошли друг другу навстречу, причем выстрелом, произведенным
    поручиком Николаевым, подпоручик Ромашов ранен был в правую верхнюю часть
    живота. Для выстрела поручик Николаев остановился, точно так же, как и
    оставался стоять, ожидая ответного выстрела. По истечении установленной
    полуминуты для ответного выстрела обнаружилось, что подпоручик Ромашов
    отвечать противнику не может. Вследствие этого секунданты подпоручика
    Ромашова предложили считать поединок оконченным. С общего согласия это
    было сделано. При перенесении подпоручика Ромашова в коляску последний
    впал в тяжелое обморочное состояние и через семь минут скончался от
    внутреннего кровоизлияния. Секундантами со стороны поручика Николаева
    были: я и поручик Васин, со стороны же подпоручика Ромашова: поручики
    Бек-Агамалов и Веткин. Распоряжение дуэлью, с общего согласия, было
    предоставлено мне. Показание младшего врача кол. ас. Знойко при сем
    прилагаю.
    Штабс-капитан Диц.

    Использованы материалы сайтов