Понятие сословно представительная монархия. Сословная монархия

Большую часть своей задокументированной истории развитые государства управлялись той или иной формой монархии. В начале древние племена принимали все важные решения на племенных советах, в которых на равных условиях участвовала большая часть жителей. Но с развитием поселений чаще всего получалось так, что власть принимали (а зачастую и брали силой) лидеры, которые и становились первыми монархами.

Небольшие и простые по своему устройству протогосударства вполне могли управляться одним человеком. Однако рост их территорий, населения, а также структуры, создавали необходимость в разделении обязанностей. Так появляются классы, из которых позже сформируются сословия. Одним жителям государства предстояло возделывать землю, другим - охранять государство, третьим - вести судебные дела, четвертым - заниматься , пятым - торговать. Высшая власть при этом по-прежнему принадлежала верховному правителю, то есть монарху.

Вместе с усилением страны росло и влияние классов/сословий, однако они по-прежнему не имели прямых управления государством. Причем отдельные представители сословий сосредотачивали в своих руках огромную власть. История знает немало примеров, когда армии отдельных дворян во времена превосходили по силе королевские армии, а обычные торговцы с легкостью ссужали деньги на жизнь беднеющего королевского двора. При этом, никто по-прежнему не был застрахован от принятия монархом непопулярных решений, которые могли нанести ущерб благосостоянию и даже жизни жителей страны. В этот момент возникают предпосылки для появления сословно-представительской монархии.

Как работает сословно-представительская монархия?

Сословно-представительная - самый органичный способ передачи части власти лишенным ее. Способы достижения этой цели могут быть разными: как мирными, так и военными. Таким образом, в результате реформ, дворцовых переворотов или вооруженных восстаний, возникают сословно-представительские монархии.

При сословно-представительской монархии верховный правитель уже не обладает всей полнотой власти. Управление государством разделяется с представителями сословий. Формы и степень их влияния на принятие решений могут быть разными.

В одних случаях монарх устраняется от решения важных государственных вопросов совсем и эта обязанность ложится на постоянно функционирующий орган власти (парламент, Генеральные штаты, сейм и т. д.), в который входят выборные представители всех или только наиболее влиятельных сословий.

В других случаях собрание представителей сословий имеет временный характер: они могут собираться периодически, только для принятия важнейших решений. Первым примером возникновения такой формы правления в России стало царствование Ивана Грозного, который собрал Земский собор, участниками которого стали представители всех слоев общества, исключая крепостных крестьян.

История государства и права зарубежных стран. Часть1 Крашенинникова Нина Александровна

§ 2. Сословно-представительная монархия

Изменения в правовом положении сословий в XIV–XV вв. Дальнейший рост городов и товарного производства повлек за собой не только рост численности и политической активности городского населения. Он вызвал перестройку традиционного феодального хозяйства, форм эксплуатации крестьянства. Под влиянием товарно-денежных отношений произошли существенные изменения в правовом положении крестьян. К XIV в. в большей части Франции исчезает серваж. Основная масса крестьянства представляет собой лично свободных цензитариев, обязанных платить сеньору денежную ренту (ценз), размер которой возрастал.

Усиление феодальной эксплуатации, а также экономические трудности, связанные со Столетней войной с Англией, вызвали обострение внутриполитической борьбы. Это нашло свое отражение в ряде городских восстаний (особенно в Париже в 1356–1358 гг.) и крестьянских войнах (Жакерия в 1358 г.). Произошли изменения и в борьбе среди самих феодалов, что было связано с усилением королевской власти и ее столкновением в процессе объединения страны с феодальной олигархией. Во время Столетней войны было произведено много конфискаций земель крупных феодалов, изменивших французскому королю. Эти земли были розданы мелким и средним дворянам, активно поддерживавшим королевскую власть.

В XIV–XV вв. во Франции завершилась перестройка сословного строя, выразившаяся во внутренней консолидации сословий. Оформление трех крупных сословий не означало исчезновения унаследованного еще от предыдущего периода иерархического строения класса феодалов. Однако ради укрепления своих общих позиций феодалы были вынуждены поступиться былой самостоятельностью, отказаться от некоторых традиционных сеньориальных привилегий. Консолидация сословного строя означала постепенно прекращение истребительных междоусобных феодальных войн и установление новых механизмов улаживания внутриклассовых конфликтов.

Первым сословием во Франции считалось духовенство. Объединение всех священнослужителей в единое сословие было результатом того, что королевская власть к XIV в. одержала принципиально важную победу в борьбе с папством. Было признано, что французское духовенство должно жить по законам королевства и рассматриваться как составная часть французской нации. При этом ограничивались некоторые церковные прерогативы, которые мешали политическому объединению страны и признанию верховенства королевской власти, был сокращен круг лиц, подпадавших под церковную юрисдикцию.

С установлением единого правового статуса духовенства укрепились его важнейшие сословные привилегии. Духовенство, как и ранее, имело право на получение десятины, различных пожертвований, сохраняло свой налоговый и судебный иммунитет. Оно освобождалось от любых государственных служб и повинностей. Последнее не исключало того, что отдельные представители духовенства привлекались королем к решению важных политических вопросов, выступали в качестве его ближайших советников, занимали высокие посты в государственной администрации.

Вторым сословием в государстве являлось дворянство, хотя фактически в XIV–XV вв. оно играло ведущую роль в социальной и политической жизни Франции. Это сословие объединило всех светских феодалов, которые рассматривались теперь не просто как вассалы короля, а как его слуги. Дворянство представляло собой замкнутое и наследственное (в отличие от духовенства) сословие. Первоначально доступ в сословие дворян был открыт для верхушки горожан и зажиточных крестьян, которые, разбогатев, покупали земли у разорившихся дворян. Родовое дворянство, стремившееся сохранить дух феодальной кастовости, добилось того, что покупка поместий лицами неблагородного происхождения перестала давать им дворянские звания.

Важнейшей привилегией дворянства оставалось его исключительное право собственности на землю с передачей по наследству всех недвижимостей и рентных прав. Дворяне имели право на титулы, гербы и другие знаки дворянского достоинства, на особые судебные привилегии. Они освобождались от уплаты государственных налогов. По существу единственной обязанностью дворянства становится несение военной службы королю, а не частному сеньору, как было раньше.

Дворянство по-прежнему было неоднородным. Титулованная знать - герцоги, маркизы, графы, виконты и другие - претендовала на высокие посты в армии и в государственном аппарате. Основная же масса дворянства, особенно низшего, вынуждена была довольствоваться значительно более скромным положением. Ее благополучие непосредственно связывалось с усилением эксплуатации крестьян. Поэтому мелкое и среднее дворянство энергично поддерживало королевскую власть, видя в ней главную силу, способную держать в узде крестьянские массы.

В XIV–XV вв. в основном завершилось формирование и "третьего сословия" (tiers etat), которое пополнялось за счет быстро растущего городского населения и увеличения числа крестьян-цензитариев. Это сословие было весьма пестрым по своему составу и практически объединило в себе трудовое население и формирующуюся буржуазию. Члены этого сословия рассматривались как "неблагородные", не имели каких-либо особых личных или имущественных прав. Они не были защищены от произвола со стороны королевской администрации и даже отдельных феодалов. Третье сословие было единственным податным сословием во Франции, и на него ложилось все бремя уплаты государственных налогов.

Сама организация третьего сословия носила феодально-корпоративный характер. Оно выступало прежде всего как совокупность городских ассоциаций. В это время не возникла еще идея равенства и всеобщности интересов членов третьего сословия, оно не осознало себя единой общенациональной силой.

Образование сословно-представительной монархии. В начале XIV в. во Франции на смену сеньориальной монархии приходит новая форма феодального государства - сословно-представителъная монархия. Становление сословно-представительной монархии здесь неразрывно связано с прогрессивным для данного периода процессом политической централизации (уже к началу XIV в. было объединено 3/4 территории страны), дальнейшим возвышением королевской власти, ликвидацией самовластия отдельных феодалов.

Сеньориальная власть феодалов по существу утратила свой самостоятельный политический характер. Короли лишили их права собирать налоги на политические цели. В XIV в. было установлено, что для взимания сеньориальной подати (тальи) необходимо согласие королевской власти. В XV в. Карл VII вообще отменил сбор тальи отдельными крупными сеньорами. Король запрещал феодалам устанавливать и новые косвенные налоги, что привело постепенно к их полному исчезновению. Людовик XI отнял у феодалов право чеканить монету. В XV в. в обращении во Франции была лишь единая королевская монета.

Короли лишали феодалов и их традиционной привилегии - вести частные войны. Лишь отдельные крупные феодалы сохраняли в XV в. свои независимые армии, которые давали им некоторую политическую автономию (Бургундия, Бретань, Арманьяк).

Постепенно исчезло сеньориальное законодательство, а также посредством расширения круга дел, составлявших "королевские случаи", существенно ограничивалась сеньориальная юрисдикция. В XIV в. была предусмотрена возможность апелляции на любое решение судов отдельных феодалов в Парижский парламент. Этим окончательно был разрушен принцип, согласно которому сеньориальная юстиция считалась суверенной.

На пути французских королей, стремившихся к объединению страны и к усилению личной власти, в течение ряда веков было еще одно серьезное политическое препятствие - римско-католическая церковь. Французская корона никогда не соглашалась с притязаниями папства на мировое господство, но, не чувствуя необходимой политической поддержки, избегала открытой конфронтации. Такое положение не могло сохраняться бесконечно, и к концу XIII - началу XIV в. окрепшая королевская власть становилась все более несовместимой с политикой римской курии. Король Филипп Красивый бросил вызов римскому папе Бонифацию VIII, потребовав от французского духовенства субсидий для ведения войны с Фландрией и распространив королевскую юрисдикцию на все привилегии клира. В качестве ответной меры папа издал в 1301 году буллу, в которой грозил королю отлучением от церкви. Этот конфликт закончился победой светской (королевской) власти над духовной и переносом под давлением французских королей резиденции римских пап в г. Авиньон (1309–1377 гг.) - так называемое "авиньонское пленение пап".

Победа французской короны над римским папством, постепенная ликвидация самостоятельных прав феодалов сопровождалась в XIV–XV вв. неуклонным возрастанием авторитета и политического веса королевской власти. Большую роль в юридическом обосновании этого процесса сыграли легисты. Легисты отстаивали приоритет светской власти над церковной, отрицали божественное происхождение королевской власти во Франции: "Король получил королевство ни от кого другого, кроме как от себя, и с помощью своей шпаги".

В 1303 году была выдвинута формула: "король является императором в своем королевстве". Она подчеркивала полную независимость французского короля в международных отношениях, в том числе и от германо-римского императора. Французский король, согласно утверждениям легистов, имел все прерогативы римского императора.

Со ссылкой на известный принцип римского права легисты утверждали, что король сам является верховным законом, а следовательно, может создавать законодательство по своей воле. Для принятия законов королю уже не требовался созыв вассалов или согласие королевской курии. Был выдвинут также тезис: "всякое правосудие проистекает от короля", в соответствии с которым король получил право рассматривать любое судебное дело сам или же делегировать это право своим слугам.

Сословно-представительная монархия утвердилась на определенном этапе централизации страны, когда не были до конца преодолены автономные права феодальных сеньоров, католической церкви, городских корпораций и т. д. Решая важные общенациональные задачи и принимая на себя ряд новых государственных функций, королевская власть постепенно ломала политическую структуру, характерную для сеньориальной монархии. Но при осуществлении своей политики она сталкивалась с мощной оппозицией феодальной олигархии, сопротивление которой не могла преодолеть лишь собственными средствами. Поэтому политическая сила короля в значительной мере проистекала от той поддержки, которую он получал от феодальных сословий.

Именно к началу XIV в. окончательно оформляется построенный на политическом компромиссе, а поэтому не всегда прочный союз короля и представителей разных сословий, в том числе и третьего сословия. Политическим выражением этого союза, в котором каждая из сторон имела свои специфические интересы, стали особые сословно-представительные учреждения - Генеральные штаты и провинциальные штаты.

Генеральные штаты. Возникновение Генеральных штатов положило начало изменению формы государства во Франции - превращению его в сословно-представительную монархию.

Появлению Генеральных штатов как особого государственного органа предшествовали расширенные собрания королевской курии (консилиумы и т. д.), имевшие место еще в XII–XIII вв. Созыв Генеральных штатов королем Филиппом IV Красивым в 1302 году (само название "Etats generaux" стало использоваться позднее - с 1484 года) имел под собой вполне конкретные исторические причины: неудачная война во Фландрии, серьезные экономические трудности, спор короля с римским папой. Но создание общенационального сословно-представительного учреждения было и проявлением объективной закономерности в развитии монархического государства во Франции.

Периодичность созыва Генеральных штатов не была установлена. Этот вопрос решал сам король в зависимости от обстоятельств и политических соображений. Каждый созыв штатов был индивидуальным и определялся исключительно усмотрением короля. Высшее духовенство (архиепископы, епископы, аббаты), а также крупные светские феодалы приглашались лично. Генеральные штаты первых созывов не имели выборных представителей от дворянства. Позднее утверждается практика, согласно которой среднее и мелкое дворянство избирает своих депутатов. Выборы проводились также от церквей, конвентов монастырей и городов (по 2–3 депутата). Но горожане и особенно легисты иногда избирались и от сословий духовенства и дворянства. Примерно 1/7 часть Генеральных штатов составляли юристы. Депутаты от городов представляли их патрицианско-бюргерскую верхушку. Таким образом, Генеральные штаты всегда были органом, представляющим имущие слои французского общества.

Вопросы, выносимые на рассмотрение Генеральных штатов, и продолжительность их заседаний также определялись королем. Король прибегал к созыву Генеральных штатов для того, чтобы получить поддержку сословий по разным поводам: борьба с орденом тамплиеров (1308 год), заключение договора с Англией (1359 год), религиозные войны (1560, 1576, 1588 гг.) и т. д. Король запрашивал мнение Генеральных штатов по ряду законопроектов, хотя формально их согласия на принятие королевских законов не требовалось. Но чаще всего причиной созыва Генеральных штатов была нужда короля в деньгах, и он обращался к сословиям с просьбой о финансовой помощи или разрешении на очередной налог, который мог собираться только в пределах одного года. Лишь в 1439 году Карлом VII было получено согласие на взимание постоянной королевской тальи. Но если речь шла об установлении каких-либо дополнительных налогов, то, как и прежде, требовалось согласие Генеральных штатов.

Генеральные штаты обращались к королю с просьбами, жалобами, протестами. Они имели право вносить предложения, критиковать деятельность королевской администрации. Но поскольку существовала определенная связь между просьбами сословий и их голосованием по запрашиваемым королем субсидиям, последний в ряде случаев уступал Генеральным штатам и издавал по их просьбе соответствующий ордонанс.

Генеральные штаты в целом не были простым инструментом королевской знати, хотя объективно они помогли ей усилиться и укрепить свои позиции в государстве. Они в ряде случаев противостояли королю, уклоняясь от вынесения угодных ему решений. Когда сословия проявляли неуступчивость, короли длительное время их не собирали (например, с 1468 по 1484 г.). После 1484 года Генеральные штаты практически вообще перестали собираться (до 1560 года).

Наиболее острый конфликт Генеральных штатов с королевской властью произошел в 1357 году в момент восстания горожан в Париже и пленения французского короля Иоанна англичанами. Генеральные штаты, в работе которых приняли участие главным образом представители третьего сословия, выдвинули программу реформ, получившую название Великий мартовский ордонанс. Взамен предоставления королевской власти субсидий они потребовали, чтобы сбор и расходование денежных средств производились самими Генеральными штатами, которые должны были собираться три раза в год, и без созыва их королем. Были избраны "генеральные реформаторы", которые наделялись полномочиями контролировать деятельность королевской администрации, увольнять отдельных чиновников и наказывать их, вплоть до применения смертной казни. Однако попытка Генеральных штатов закрепить за собой постоянные финансовые, контролирующие и даже законодательные полномочия не имела успеха. После подавления в 1358 году Парижского восстания и Жакерии королевская власть отвергла требования, содержавшиеся в Великом мартовском ордонансе.

В Генеральных штатах каждое сословие собиралось и обсуждало вопросы отдельно. Только в 1468 и 1484 гг. все три сословия проводили свои заседания совместно. Голосование обычно организовывалось по бальяжам и сенешальствам, где и избирались депутаты. Если обнаруживались различия в позиции сословий, голосование проводилось по сословиям. В этом случае каждое сословие имело один голос и в целом феодалы всегда имели перевес над третьим сословием.

Депутаты, избранные в Генеральные штаты, наделялись императивным мандатом. Их позиция по вопросам, выносимым на обсуждение, в том числе при голосовании, была связана инструкцией избирателей. После возвращения с заседания депутат должен был отчитаться перед избирателями.

В ряде регионов Франции (Прованс, Фландрия) с конца XIII в. возникают местные сословно-представительные учреждения. Сначала они назывались "консилиум", "парламент" или просто "люди трех сословий". К середине XV в. стали употреблять термины "штаты Бургундии", "штаты Дофина" и т. д. Название "провинциальные штаты" закрепилось лишь в XVI в. К концу XIV в. было 20 местных штатов, в XV в. они имелись практически в каждой провинции. В провинциальные штаты, так же как и в Генеральные штаты, крестьяне не допускались. Нередко короли выступали против отдельных провинциальных штатов, поскольку они оказывались под сильным влиянием местных феодалов (в Нормандии, Лангедоке), и проводили политику сепаратизма.

Центральное и местное управление. Возникновение сословно-представительной монархии и постепенная концентрация политической власти в руках короля не повлекли за собой сразу же создания нового аппарата государственного управления.

Центральные органы управления не подверглись существенной реорганизации. В это же время утверждается важный принцип, что король не связан мнением своих советников, а, напротив, все административные и иные властные полномочия государственных чиновников проистекают от короля. Из прежних должностей, которые превратились теперь в придворные титулы, сохранила свое значение только должность канцлера, ставшего ближайшим помощником короля. Канцлер, как и раньше, являлся главой королевской канцелярии, он составлял теперь многочисленные королевские акты, назначал на судебные должности, председательствовал в королевской курии и в совете в отсутствие короля.

Дальнейшее развитие централизации проявилось в том, что важное место в системе центрального управления занял созданный на базе королевской курии Большой совет (с 1314 по 1497 г.). В этот совет входили легисты, а также 24 представителя высшей светской и духовной знати (принцы, пэры Франции, архиепископы и т. д.). Совет собирался один раз в месяц, но его полномочия носили исключительно совещательный характер. По мере укрепления королевской власти его значение уменьшается, король чаще прибегает к созыву узкого, тайного совета, состоящего из лиц, приглашенных по его усмотрению.

Появляются и новые должности в центральном королевском аппарате, подбираемые из легистов и преданных королю незнатных дворян, - клерки, секретари, нотариусы и т. п. Эти должности не всегда имели четко обозначенные функции, не были организационно сведены в единый аппарат управления.

Прево и бальи, которые ранее были основными органами местной администрации, в XIV в. теряют ряд своих функций, в частности военную. Это связано с падением значения феодального ополчения. Многие судебные дела, которые ранее рассматривали бальи, переходят к назначаемым ими лейтенантам. С конца XV в. короли непосредственно назначают в бальяжи лейтенантов, а бальи превращаются в промежуточное и слабое административное звено.

Стремясь к централизации местного управления, короли вводят новые должности губернаторов. В некоторых случаях губернаторы, получавшие звание королевского лейтенанта, имели чисто военные функции. В других случаях они назначались в бальяж, заменяя бальи и получая более широкие полномочия: запрещать строить новые замки, не допускать частные войны и т. д.

В XIV в. появляются такие должностные лица, как генерал-лейтенанты, назначаемые обычно из принцев крови и знатного дворянства. Сначала эта должность учреждалась на короткий срок и с узкими полномочиями: освобождение от уплаты некоторых налогов, помилование и т. п. В XV в. число генерал-лейтенантов увеличилось и сроки их деятельности возросли. Обычно они управляли группой бальяжей или административным округом, который в конце XV в. стал называться провинцией.

Централизация на местах затронула и городскую жизнь. Короли часто лишали города статуса коммун, изменяли ранее изданные хартии, ограничивали права горожан. Королевская администрация начинает контролировать выборы городской администрации, подбирая угодных кандидатов. Над городами была установлена система административной опеки. Хотя в XV в. коммуны в некоторых городах были восстановлены, они полностью интегрировались в королевскую администрацию. Городская аристократия по-прежнему пользовалась ограниченным самоуправлением, но на всех важных заседаниях городских советов, как правило, председательствовал королевский чиновник.

Организация финансового управления. Отсутствие стабильной финансовой базы долгое время сказывалось на общем положении королевской власти, тем более что огромных расходов потребовала Столетняя война. Первое время важным источником поступления средств в государственную казну оставались доходы с домена и от чеканки монет, причем короли, стремясь укрепить свое финансовое положение, нередко выпускали неполноценные деньги. Однако постепенно основным источником пополнения казны становится сбор королевских налогов. В 1369 году был узаконен постоянный сбор таможенной пошлины и соляного налога. С 1439 года, когда Генеральные штаты санкционировали взимание постоянной королевской тальи, финансовое положение короля существенным образом укрепилось. Размеры тальи неуклонно увеличивались. Так, при Людовике XI (1461–1483 гг.) она выросла в три раза.

В этот же период возникают специализированные органы финансового управления. В начале XIV в. было создано королевское казначейство, а затем из королевской курии выделилась специальная счетная палата, которая давала королю советы по вопросам финансов, проверяла доходы, поступающие от бальи, и т. д. При Карле VII Франция была разделена на генеральства (женералите) в фискальных целях. Поставленные во главе их генералы имели ряд административных, но прежде всего налоговых функций.

Организация вооруженных сил. Общая перестройка управления затронула и армию. Продолжает сохраняться феодальное ополчение, но с XIV в. король требует непосредственной военной службы от всего дворянства. В 1314 году крупные сеньоры оспорили этот порядок, но в годы Столетней войны он утвердился окончательно.

Постепенно достигалась основная цель королевской власти - создание самостоятельной вооруженной силы, являющейся надежным инструментом централизованной государственной политики. Укрепление финансовой базы короля позволило ему создать наемную вооруженную силу (из немцев, шотландцев и др.), организованную в ударные отряды. В 1445 году, получив возможность взимать постоянный налог, Карл VII организует регулярную королевскую армию с централизованным руководством и четкой системой. По всему королевству были также расквартированы постоянные гарнизоны, призванные не допускать возрождения феодальной смуты.

Судебная система. Королевская администрация проводила политику унификации и в судебном деле, несколько ограничивая церковную и вытесняя сеньориальную юрисдикцию. Судебная система по-прежнему была крайне запутанной, суд не был отделен от администрации.

Мелкие судебные дела решал прево, но дела о серьезных преступлениях (так называемые королевские случаи) рассматривались в суде бальи, а в XV в. - в суде под председательством лейтенанта. В суде бальи принимало участие местное дворянство, королевский прокурор. Поскольку прево, бальи, а позднее и лейтенанты назначались и увольнялись по усмотрению короля, вся судебная деятельность полностью контролировалась королем и его администрацией. Выросла роль Парижского парламента, члены которого с 1467 года стали назначаться не на один год, как раньше, а пожизненно. Парламент превратился в высший суд по делам феодальной знати, стал важнейшей апелляционной инстанцией по всем судебным делам. Наряду с осуществлением чисто судейских функций парламент в первой половине XIV в. приобретает право регистрации королевских ордонансов и других королевских документов. С 1350 года регистрация законодательных актов в Парижском парламенте становится обязательной. Низшие суды и парламенты других городов при вынесении своих решений могли пользоваться только зарегистрированными королевскими ордонансами. Если Парижский парламент находил в регистрируемом акте неточности или же отступление от "законов королевства", он мог заявить ремонстрацию (возражение) и отказать такому акту в регистрации. Ремонстрация преодолевалась только посредством личного присутствия короля на заседании парламента. В конце XV в. парламент неоднократно использовал свое право ремонстрации, что повышало его авторитет среди других государственных органов, но привело в конечном счете к конфликту с королевской властью.

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Складывание сословно-представительной монархии В XIV-XV вв. в Венгрии происходит бурное развитие горного дела, в частности, растет добыча драгоценных металлов и меди. Этому способствовали мероприятия королевской власти, заинтересованной в увеличении доходов от развития

Из книги Народная монархия автора Солоневич Иван

МОНАРХИЯ И ПЛАН Современное человечество больно плановой лихорадкой. Все что-то планируют, и ни у кого ничего не выходит. Сталинские пятилетки в корень разорили страну и сконцентрировали в лагерях не то десять не то пятнадцать миллионов внепланово уцелевших людей.

Из книги История государства и права зарубежных стран. Часть1 автора Крашенинникова Нина Александровна

§ 3. Сословно-представительная монархия Особенности сословной структуры. В XIII в. соотношение социальных и политических сил в стране продолжало изменяться в пользу усиления начал централизации и концентрации всей власти в руках монарха.В качестве непосредственных

Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр Николаевич

Монархия и полис В результате борьбы диадохов, которая длилась почти пять десятилетий, распалась гигантская империя Александра Македонского. Ее распад привел к возникновению ряда новых государств, которые оказались относительно более устойчивыми, нежели «мировая

Из книги Русские на чужбине, X–XX вв. [Неизвестные страницы истории жизни русских людей за пределами Отечества] автора Соловьев Владимир Михайлович

Гостеприимная монархия «Если бы мне надлежало избрать жилище вне своей отчизны, я предпочел бы Брюссель», – написал в 1820 году в своем сочинении «Прогулка за границу» историк и публицист Павел Сумароков.В 1717 году в Бельгию с официальным визитом прибыл Петр I. Тогда страна

Из книги Испания от античности к Средневековью автора Циркин Юлий Беркович

МОНАРХИЯ Главой Вестготского государства был король (rex), и само государство являлось королевством (regnum). Вестготская монархия, как об этом подробно уже говорилось, формировалась постепенно. И можно считать, что процесс этого формирования завершился в правление Эйриха.

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

14. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ И РАЗВИТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЕДИНСТВА В ПЕРИОД СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ. ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ С 1547 г. глава государства – монарх – получил новый титул – царский, что подчеркивало его возросшие влияние и престиж.Феодальная знать

автора Автор неизвестен

22. СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИИ ВО ФРАНЦИИ. ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ В 1302 г. король Филипп IV созвал первый французский сословно-представительный орган, позже (в 1484 г.) названный Генеральными штатами. В состав Генеральных штатов входили представители всех трех сословий:

Из книги История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка автора Автор неизвестен

25. ГЕРМАНСКАЯ СОСЛОВНО– ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ В 1356 г. германским императором и чешским королем Карлом IV из династии Люксембургов была выпущена «Золотая булла». По ней вся реальная власть в империи была

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 2 автора Омельченко Олег Анатольевич

автора

Сословно-классовая структура римского общества в VI–III вв. до н. э В процессе разложения родового строя в VI в. до н. э. в Риме формируется государство. Основными классами-сословиями римского общества в тот период были привилегированные патриции и юридически свободные, но

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Глава VII Экономика и сословно-классовая структура римско-италийского общества во II–I вв. до н. э В IV–III вв. до н. э. в Италии начинается (в городах Великой Греции), а во II в. до н. э. завершается переход от патриархального к классическому рабству. Это был глубокий

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Сословно-классовая структура Основными классами в римско-италийском обществе II I вв. до н. э. были господствующий класс (крупные и средние земле– и рабовладельцы, хозяева крупных ремесленных мастерских, богатые купцы), класс свободных мелких производителей (крестьяне,

Из книги Очерк истории Литовско-Русского государства до Люблинской унии включительно автора Любавский Матвей Кузьмич

XXXVII. Сословно-политические домогательства шляхты на сеймах 1547, 1551 И 1554 гг. и результаты этих домогательств Просьба о подтверждении и выполнении земских привилеев. Двукратное подтверждение этих привилеев. Вопрос о хранении и публиковании привилеев. Ходатайства об

Из книги Отечественная история. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

18 СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ В РОССИИ ХVI-ХVII ВВ В феврале 1613 г. в Москве был созван Земской собор для избрания главы государства – царя. Царем был избран представитель старого московского боярства – Михаил Федорович Романов.Его избрание обещало всеобщее

Из книги История государства и права России автора Тимофеева Алла Александровна

Государство и право России в период сословно-представительной монархии (сер. XVI – сер. XVII в.) Вариант 11. Родовая аристократия в средневековой Русиа) боярство;б) духовенство;в) помещики.2. Местничество – этоа) система получения должностей боярами по принципу знатности;б)

    - (англ. group representative monarchy) монархия, в которой единоличная гос ная власть монарха ограничена властью того или иного сословно представительного органа, обладающего собственной компетенцией. Соотношение о … Энциклопедия права

    Сословно-представительная монархия - (англ. group representative monarchy) монархия, в которой единоличная гос ная власть монарха ограничена властью того или иного сословно представительного органа, обладающего собственной компетенцией. Соотношение объема полномочий монарха и… … Большой юридический словарь

    СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ - – форма феодального государства, представлявшая собой промежуточную ступень между монархией периода феодальной раздроблённости и абсолютизмом (см.). С. п. м. сложилась в ряде европейских стран на той стадии развития феодализма, когда объективные… … Советский юридический словарь

    Сословно-представительная монархия - форма правления в государствах периода развитого феодализма; была переходной от раннефеодальной (сеньориальной) монархии к абсолютной. В осуществлении государственно властных функций монархи при этой форме правления опирались на органы,… … Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран

    Сословно-представительная монархия - форма феодального государства, при которой власть монарха сочетается с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан. Существовала в России в сер. XVI сер. XVII вв … Краткий словарь историко-правовых терминов

    Монархия - (от гр. monarchia единовластие; англ. monarchy) форма правления, при которой в отличие от олигархии и демократии верховная гос ная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства … Энциклопедия права

    Пётр I Великий, 1 й император Всероссийский Формы правления, по … Википедия

    Демократия Ценности Законность · Равенство Свобода · Права человека … Википедия

    монархия - (гр. monarchia единовластие) форма правления, при которой главой государства является монарх. В современном мире сохраняются два исторических типа М. абсолютная монархия и конституционная монархия. Последняя существует в двух видах, различающихся … Большой юридический словарь

    - (от греч. monarchía единовластие, единодержавие) в эксплуататорских государствах форма правления, при которой верховная государственная власть формально (полностью или частично) сосредоточена в руках единоличного главы государства монарха … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Средние века. Выпуск 75(3-4) , . Выпуск открывается статьями, демонстрирующими новые подходы к изучению средневековой представительной системы: рассматриваются политические притязания Парижского парламента как отражение…

форма феодального государства, представлявшая собой промежуточную ступень между монархией периода феодальной раздробленности и абсолютизмом (см.). С.-п. м. сложилась в ряде европейских стран на той стадии развития феодализма, когда объективные законы развития общества вы-. звали со стороны значительной части господствующего класса острую потребность в преодолении феодальной раздробленности и создапрп централизованного государства. Экономическими предпосылками, вызвавшими переход к С.-п. м., были прежде всего развитие товарно-денежных отношений, ремесла, рост городов, борьба средних и мелких феодалов против крупных и необходимость в создании централизованного государственного аппарата для подавления эксплуатируемых масс. В условиях феодальной раздробленности нельзя было обеспечить дальнейшее развитие торговли и ремесла и разрешить ряд других задач, которые стояли перед господствующим классом феодального общества. Разумеется, в зависимости от конкретных условий, в которых находилась та или другая страна, С.-п. м. приобретает различную организационную структуру.

Характерной чертой С.-п. м. является то, что монархи, стоявшие во главе феодальных государств, в своей деятельности пытались опереться на представительство не только от господствующего класса феодалов (светских и духовных), но и свободных от крепостной и других форм зависимости горожан (гл. обр. купечества).

Стремление монархов в борьбе против крупных феодалов усилить свою власть встречало энергичную поддержку со стороны свободного городского населения (купцов и ремесленников), а также средних и мелких феодалов. При таких обстоятельствах создавались сословно-представительные учреждения, как, напр., в России Земские соборы (см.), во Франции Генеральные штаты (см.), в Англии парламент, в Испании кортесы и т. п., которые созывались монархами для одобрения их мероприятий по созданию армии, бюрократической системы управления, введению налогов и т. п.

Господствующей силой в сословно-представительной монархии становится дворянство (мелкие и средние феодалы). Особенно явственно это руководящее положение дворянства видно в Русском государстве. Русские цари, начиная с Ивана IV, в своей борьбе против крупных феодалов (княжат и бояр) опирались в первую очередь на поместное дворянство, а также на посадских людей (купцов и ремесленников).

При С.-п. м. феодальная раздробленность полностью не преодолевается. Сохраняет еще известное значение феодальная курия, т. е. совет крупных феодалов (напр., Боярская дума в России), не ликвидирована полностью дворцово-вотчинная система управления.

В Русском государстве С.-п. м. образуется при Иване IV, когда был созван первый Земский собор. Высшей степени развития она достигает в первой половине 17 в. Во второй половине этого века, начиная с царствования Алексея Михайловича, С.-п. м. сменяется складывающимся в Русском государстве абсолютизмом.

Во Франции, кортесы в Испании и др.). Сословное представительство в виде земских соборов существовало также в России (16-17 вв.). Сословная монархия предшествовала абсолютизму.

Большой Энциклопедический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "СОСЛОВНАЯ МОНАРХИЯ" в других словарях:

    - (сословно представительная монархия) форма государства, при которой власть монарха сочеталась с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан. Сложилась в большинстве стран Европы в 13 14 вв. в процессе формирования… … Политология. Словарь.

    - (сословно представительная монархия), форма государства, при которой власть монарха сочеталась с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан. В России С. м. существовала в середине 16 17 вв., царь правил, опираясь на… … Русская история

    - (сословно представительная монархия), форма государства, при которой власть монарха сочеталась с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан. Сложилась в большинстве стран Европы в XIII XIV вв. в процессе формирования… … Энциклопедический словарь

    Сословно представительная монархия, феодальная монархия с сословным представительством, форма феодального государства, при которой власть короля или крупных территориальных князей (в Германии, Нидерландах) сочеталась с наличием сословно… …

    Сословно представительная монархия, феод. монархия с сословным представительством, форма феод. гос ва, при к рой относительно сильная королев. власть сочеталась с наличием сословно представительных собраний (центр. и местных), обладавших… … Советская историческая энциклопедия

    Сословная монархия - сословно представительная монархия форма феод, государства, в котором наряду с королев, властью существует сословное представительство. Характерна для эпохи развитого феодализма. Сложилась в странах Зап. Европы в XIII XIV вв. в ходе гос.… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

    И сословные представительные учреждения. С. монархией в теоретическом, государственно правовом значении можно назвать такую правительственную организацию, в которой власть государя ограничена сословным представительством. Такой С. монархией… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    СОСЛОВНАЯ МОНАРХИЯ - форма государства, при которой власть государя сочеталась с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан (в России – Земские соборы) … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

    История Франции Портал Франция … Википедия

    - (от греч. monarchía единовластие, единодержавие) в эксплуататорских государствах форма правления, при которой верховная государственная власть формально (полностью или частично) сосредоточена в руках единоличного главы государства монарха … Большая советская энциклопедия

Книги

  • , Н. И. Кареев. Книга рекомендуется историкам, политологам, обществоведам, а также широкому кругу читателей, интересующихся историей Средних веков, историей политической мысли изакономерностями общественного…
  • Поместье-государство и сословная монархия Средних веков. Очерк развития социального строя и политических учреждений в Западной Европе в Средние века , Кареев Н.И.. Книга рекомендуется историкам, политологам, обществоведам, а также широкому кругу читателей, интересующихся историей Средних веков, историей политической мысли изакономерностями общественного…