Предлоги в русском языке и их значение. Какие бывают предлоги в русском языке? Предлоги места, времени и непроизводные

Добрый день, уважаемый студент! Сегодня я хотела бы уделить внимание такой не сложной, но вызывающей трудности у иностранцев теме как предлоги. В русском языке очень много предлогов и каждый из них входит в определенную группу. Предлоги нужны нам для связи слов в предложении, для того, чтобы указать на определенное место, время, пространство, причину или цель.

Сегодня рассмотрим предлоги, которые мы употребляем со вопросительными словами "где", "куда", "откуда"

С вопросительным словом "где" в русском языке обычно употребляются 2 предлога "на" и "в", как же разобраться, когда употреблять один из этих предлогов? Обычно говоря про пространство, которое подразумевает, что нужно в нем находиться, внутри, мы употребляем "в", если же мы говорим про пространство и имеем в виду нечто обширное, широкое, на поверхности, обычно не закрытое, то употребляем "на", давайте рассмотрим на примерах:

Где вы работаете? Я работаю в большом офисе Where do you work? I work in a big office

Где вы живёте? Мы живем в маленькой квартире Where do you live? We live in a small flat/appartment

Где был концерт? Он прошёл на большом стадионе в Москве Where was the concert? It has been held in a big stadium

Где играют дети? Они играют на площадке около дома Where the children play? They play on the playground near the house.

В данных примерах, слова "квартира" и "офис" являются закрытыми пространствами, поэтому мы употребляем в речи предлог "в". А слова "стадион" и "площадка" являются открытыми местами, на поверхности которых обычно люди проводят какое-то время и обычно не так долго, поэтому мы употребляем предлог "на".

С вопросительным словом "куда" мы также употребляем предлоги "в" или "на", но в данном случае существительное, которое идет после предлога должно стоять в винительном падеже, например:

Куда вы идете сегодня вечером с Антоном? Мы собираемся пойти в новое кафе Where are you going tonight with Anton? We are going to visit a new cafe.

Куда ушла бабушка? Она пошла на улицу Where is granny? She went to the street

В этих примерах все тот же самый принцип "закрытого" или "открытого" пространства, но если со словом "где" после предлога идет существительное в предложном падеже, то в случае с вопросом "куда", мы употребляем существительные в винительном падеже:

Пошла на улицу (что? Улицу) Went to the street (in Accusative case)
В новое кафе (что? Кафе) In a new cafe (in Accusative case)

В случае с вопросительным словом "откуда", в русском языке мы обычно употребляем предлоги "из" и "с"

Чтобы правильно уметь разобраться в том, какой из этих предлогов употреблять, запомним такое правило:

Если мы говорим о направлении: куда идёт? И далее в ответе употребляем предлог "в", тогда вопросительное слово "откуда" будет означать обратное направление: идти/возвращаться откуда? Соответственно, в речи мы должны употребить предлог "из":

Куда она уехала? В Самару Where did she go? She went to Samara
Откуда она приехала? Из Самары [ Atkuda ana priekhala? Iz Samary] Where did she come from? From Samara

Запомните,что схематически эти примеры выглядят так: "в" - "из"

Если же в вопросе: Куда он пошёл? В ответе будет присутствовать предлог "на", то и с вопросительным словом "откуда": Откуда он пришел? Мы должны употребить предлог "с". Например:

Куда он пошёл так рано? Он пошел на работу Where did he go so early? He went to work

Откуда он пришел так поздно? С работы Where did he come so late? Fr om work.

Схематически эти примеры можно выразить следующим образом: "на" - "с"

Запомните слова с которыми употребляется предлог "из":

Из кабинета From study room
Из ресторана From the restaurant
Из театра From the theatre
Из города [ Iz gorada] From the city

Слова, с которыми употребляется "с":

С работы From work
С севера From the North
С площади From the square

Запомните,что слово "стадион" с предлогом "с" и вопросительным словом "откуда" не употребляется, к предлогу добавляетс я буква "о":

Откуда идут люди? Со стадиона Wh ere did this people come? From the stadium.

В русском языке существуют предлоги В/ВО, С/СО, О/ОБ . Каждая из данных пар предлогов имеет одинаковое значение с небольшой разницей, добавлением гласной буквы «О», для удобства произнесения слов. Рассмотрим на примерах, когда необходимо использовать конкретный предлог.

Предлоги В или ВО

Если слово после предлога начинается на две согласные буквы, первая из которых В или Ф, то в речи и на письме используется предлог ВО:

Во фр агменте, во фр азе, во Фр анции, во фр анцузском, во фл аконе

Во фрагменте этого фильма есть очень интересная цитата. – – There is a very interesting quote in the fragment of this film.

Во французском ресторане мы попробовали новое летнее меню. – – We tasted a new summer menu in the French restaurant.

Во вт ором, во вт орник, во вч ерашнем, во вз гляде, во вл адении, во вс яком

Его машина была во втором ряду на дороге. – – His car was in the second row on the road.

Во вчерашнем журнале я нашла моё интервью. – – I found my interview in yesterday’s magazine.

Также предлог ВО используется со следующими словами:

Во мн огом, во мн огих, во в есь, во и мя

Они сделали фото на смартфон во весь их рост. – – They took photos on the smartphone in all their height.

Эта книга очень популярна и издаётся во многих странах мира. – – This book is very popular and published in many countries of the world.

Предлоги С или СО

Принцип использования тот же, что и в предыдущей паре предлогов. Буква О добавляется к предлогу С, если предлог употребляется со словом, которое начинается на две согласные буквы.

Со стула, со мной, со слезами, со всеми, со многими

Возьми со стула свою игрушку! – – Take your toy from the chair.

Кто пойдёт сегодня со мной на речку? – – Who will to the river with me?

Предлоги О или ОБ

В случае с предлогом О буква Б добавляется, если предлог стоит перед словом, которое начинается на гласные буквы А, И, О, У, Э.

Об этих, об игрушках, об Арине, об уроке, об энциклопедии.

Я много слышала об этих людях. – – I’ve heard a lot about these people.

Джейсон позвонил своим друзьям в Великобританию и рассказал об уроках русского языка. – – Jason called to his friends in Great Britain and told about his Russian language lessons.

Кроме того, с некоторыми словами, начинающимися на согласную букву, используется предлог ОБО:

Обо всём, обо мне

С тобой можно говорить обо всём на свете! – – It’s possible to talk about everything in the world with you!

Не спрашивай ничего обо мне! – – Don’t ask anything about me!

Исключения :

Твой новый рассказ о тебе? – – Is your story about you?

Цели урока:

  1. Обучение использованию предлогов в устной и письменной речи с применением ИКТ.
  2. Правописание предлогов с разными частями речи.
  3. Обеспечение дифференцированного подхода в обучении и воспитании учащихся с различным уровнем психофизического развития.
  4. Формирование любви к родному языку через устное народное творчество.

Ход урока

1. Организационный момент

Два ученика:

Ты куда, Иван, торопишься?

В школу!

А нарядился, как на праздник!

В нашей школе народной каждый урок – праздник.

(учитель звонит в колокольчик)

Входят ученицы в русских народных костюмах.

Здравствуйте, гости дорогие! Гостю почёт – хозяину честь. Гость доволен – хозяин рад. Гость немного гостит да много видит. Гостю щей не жалей, а погуще лей. В хорошую избу и гости жалуют. Не красна изба углами, а красна пирогами.

Понаехало гостей из разных волостей. Русский народ всегда радуется гостю и встречает его с открытой душой. А сколько метких пословиц и поговорок сочинил наблюдательный русский народ. Всё богатство русского языка, и красоту, и краткость можно встретить в устном народном творчестве. Припомните русские народные пословицы и поговорки, связанные с учением. (Ученье – красота, а неученье – сухота. Ученье лучше богатства. Ученье – свет, а неученье – тьма. Ученья корень горек, а плод сладок. Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.) Сегодня мы продолжаем изучать богатый русский язык, а тему урока расшифруйте сами.

2. Постановка темы урока.

Отгадайте зашифрованное слово: Это служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении. _ _ _ _ _ _ _ Записываем в тетради дату и тему урока «Предлоги»

Актуализация знаний.

Что мы знаем о предлоге? От какой части слова нужно отличать предлог?

Таблица 1 на экране.(по ходу ответов учащихся на экране появляется нужная запись)

Постановка учебной задачи.

Вот сколько мы с вами уже знаем о предлогах и приставках. Что же ещё нового можно открыть в этой теме? Оказывается, вот что. Даже многие взрослые в своей речи делают ошибки, неправильно употребляя предлоги. Для чего нужно уметь употреблять предлоги в своей речи правильно? (Чтобы речь была красивой, точной, грамотной, понятной) Поэтому сегодня наша задача – учиться правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи. Для начала давайте вспомним, какие бывают предлоги в русском языке. (На экране таблица со словами: с, на, от, в, около, перед, из, под, ой, ах, три, мяу, плим, ту-ту) Задание: выбрать только предлоги. (Учащиеся называют слова - предлоги, которые нужно оставить. Ненужные слова компьютер убирает. Учащимся даётся 20 секунд, чтобы запомнить предлоги на экране. Затем предлоги убираются. Учащиеся по памяти письменно воспроизводят, что запомнили. Фронтальная проверка. Сильным учащимся предлагается записать ещё 2-3 предлога, которые они вспомнили). Итак, мы должны знать и помнить, какие в русском языке существуют предлоги и уметь их правильно употреблять в речи. Каждый предлог несёт в себе какое-то пространственное значение и, чтобы правильно употребить предлог, нужно понять это значение. Например: учитель демонстрирует схемы, учащиеся объясняют положение в пространстве. Приложение 1 .

3. Обучение правописанию предлогов со словами. Дифференцированное задание по уровню творчества. Работа в паре с соседом.

По схемам придумайте и запишите словосочетания, употребив данные предлоги. Приложение 2 . (Учитель раздаёт учащимся схемы с учётом уровня сложности) В помощь слабым учащимся предлагаются существительные: печка, лавка, санки, письмо, ребята, деревня, посуда . Образованные словосочетания дети записывают в тетради. Проверка фронтальная.

Давайте зачитаем словосочетания, которые вы сумели образовать (ответы учащихся)

4. Развитие фонематического слуха.

Любил русский народ сочинять небылицыё песенки – потешки, загадки.

Выписать на слух слова с предлогами

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.

Где был дедушка Егор? (за лесом, за горами)

Откуда он едет? (из-за леса, из-за гор) Выписываем, объясняем орфограмму пробел.

Подберите схему к этим словам с предлогами.

Ох-охохонюшки!
Не видать из-под стола
Нашего Афонюшки.

Где находится Афонюшка? (под столом)

Откуда его не видать? (из-под стола) Выписываем, объясняем орфограмму пробел, подбираем схему.

Дополнительно: Маша дала Саше сыворотку из-под простокваши.

Физминутка

Под русскую народную плясовую музыку учащиеся выполняют перекрёстные движения: Правый локоть – левое колено, левый локоть – правое колено (6 раз)

  • За спиной правая рука левая пяточка, левая рука – правая пяточка (6 раз)
  • 5. Обучение употреблению предлогов в речи. Дифференцированное задание по уровню сложности. Работа в группах.

    1 группа – Вставьте в предложения пропущенные предлоги с или из . Запишите полученные предложения, подчеркните орфограмму пробел.

    Куклу вынули …… коробки. Ворона слетела … дерева. Пассажиры вышли…. троллейбуса. Молоко вынули … холодильника. Бельё достали … шкафа. Пыль стёрли … шкафа. Пироги вынули ….. печки.

    Фронтальная проверка.

    2 группа – Закончите предложение, вставляя подходящее по смыслу слово с предлогом, отвечая на вопрос где? Запишите получившиеся предложения и подчеркните орфограмму пробел.

    Карандаши лежат (где?) ……………………. Яблони и груши растут (где?) ………………
    Медведь живёт (где?) …………………… … Получил посылку (где?) ………………………….
    Всё лето мы отдыхали (где?)……………... Моя мама работает (где?) …………………….

    6. Самостоятельная работа.

    Объяснить, где предлог, где приставка, а где часть корня. Вспомним ещё раз правило написания приставок и предлогов (устно проговариваем правила, возвращаясь к таблице 1).

    Взаимопроверка. Взаимооценка.

    Чему учились сегодня? (грамотно употреблять предлоги в устной и письменной речи)

    Что мы для этого делали? (учились определять пространственное значение предлога и т.д.)

    Для чего нужно уметь правильно употреблять предлоги? (Чтобы речь была красивой, точной, правильной)

    Красивым делают нашу речь и меткие народные высказывания.

    Закончим урок мы народной мудростью «Век живи - век учись» Как понимаете это высказывание? (Сколько человек живёт, столько он должен познавать новое, учиться чему-то интересному)

    Мудрому и счастье к лицу. Мудрому человеку вся земля открыта. Мудрость в голове, а не в бороде. Мудрость старости честнее.

    8. Домашнее задание.

    Подобрать и записать 6-8 пословиц о правде и лжи. Подчеркнуть в пословицах слова с предлогами. Если встретятся слова с приставками – выделить приставки.

    Примечание: Во время работы на уроке учитель поощряет детей, комментирует их работу, используя в своей речи пословицы и поговорки:

    Не пером пишут, а умом.

    Неграмотный - что слепой. Ученье везде найдет примененье!

    Ученья корень горек, а плод сладок.

    Кто не учится, тот блуждает в потёмках.

    Делай хорошо, а плохо само получится.

    Умную голову почитают смолоду.

    Учить – ум точить.

    У умной головы сто рук.

    «Авось» и «как-нибудь» до добра не доведут!

    Если есть труд - значит, будет и успех.

    §1. Общая характеристика предлогов

    Предлог - это служебная часть речи. Предлоги нужны для связи слов в словосочетании. Предлоги выражают зависимость одних слов от других. Предлоги могут быть при существительных, местоимениях и числительных.
    Предлоги - неизменяемая часть речи. Предлог не является членом предложения, но поскольку значение выражается предложно-падежным сочетанием, при разборе предлоги можно подчеркивать вместе со словами, к которым они относятся. Предлоги выражают различные смысловые отношения:

    • временные: приехать под вечер, сдать отчёт к четвергу, позвонить в среду,
    • пространственные: положить в стол, положить на стол, положить под стол,
    • причинные: пропустить занятия из-за болезни,
    • целевые: приехать для участия в конкурсе и другие.
      Но собственное значение предлога не проявляется вне предложно-падежного сочетания предлога с существительным, местоимением или числительным.

    Предлоги могут использоваться только с одним падежом или с разными падежами. Примеры:

    к кому? к чему?: к другу, к школе - Д.п.;
    благодаря кому? чему? благодаря помощи, благодаря отцу - Д.п.;
    во что? в пять часов - В.п.;
    в чём? в лесу - П.п.

    Из примеров видно, что предлоги к и благодаря употребляются только с существительными в Д.п., а предлог в - с существительными в разных падежах: В.п. и П.п.

    §2. Образование предлогов

    С точки зрения образования предлоги делятся на непроизводные и производные.

    • Непроизводные предлоги: без , в , до , для , за , из , к , на , над , о , об , от , по , под , пред , при , про , с , у , через.
    • Производные предлоги образованы путём перехода самостоятельных частей речи в служебную. При этом утрачиваются лексическое значение и морфологические признаки слов. Примеры:
      Вокруг парка - предлог, образованный от наречия вокруг .
      В течение часа - предлог, образованный от существительного с предлогом.
      Благодаря помощи - предлог, образованный от деепричастия.

    Соответственно различаются наречные, отымённые, отглагольные предлоги.

    Непроизводные предлоги чаще употребляются с разными падежами.

    Производные предлоги обычно употребляются с одним падежом.

    §3. Структура предлогов


    С точки зрения структуры предлоги делятся на простые и составные .

    • Простые - это предлоги, состоящие из одного слова: в, на, к, под, над, вопреки и др.
    • Составные - это предлоги, состоящие из двух, реже трех слов: в продолжение, в течение, в связи с, в зависимости от, по направлению к и др.

    §4. Разряды по значению

    По значению предлоги делятся на:

    1. Места (пространственные) : на окне, в окне, около окна, под окном, над окном, за окном, перед окном и т.д.
    2. Времени (временные) : в восемь, около восьми, к восьми, до восьми, после восьми и т.д.
    3. Объекта (объектные) : о книге, про книгу, с книгой и т.д.
    4. Причины (причинные) : вследствие дождя, из-за дождя, ввиду дождя, по болезни.
    5. Цели (целевые) : для детей, ради детей, деньги на детей.
    6. Образа действия : работать без вдохновения, работать с вдохновением.
    7. Сравнения : характером в отца, ростом с отца.
    8. Определения : ткань в полоску, велосипед с мотором, кофе с молоком.

    Предлоги могут быть однозначными и многозначными .

    • Однозначные: благодаря, ввиду, из-за и проч.
    • Многозначные: в (в среду - время, в шкафу - пространство, в отца - сравнения, в полоску - определения)

    Проба сил

    Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

    Итоговый тест

    1. Для чего нужны предлоги?

      • Для связи слов в предложении
      • Для связи простых предложений в составе сложных
      • Для выражения эмоций
    2. Можно ли считать, что каждому падежу соответствует один определённый предлог?

    3. Существуют ли в русском языке однозначные предлоги?

    4. Предлог - это служебная часть речи, которая служит для связи существительного, местоимения и числительного с другими словами в словосочетании. Предлоги могут обозначать отношения между действием и объектом (смотреть на небо), объектом и объектом (лодка с парусом), признаком и объектом (готовый на самопожертвование).

      Предлоги не изменяются, не являются самостоятельными членами предложения.

      В русском языке около 200 предлогов, а падежей всего шесть, к тому же Именительный падеж всегда употребляется без предлогов. Следовательно, 200 предлогов должны распределиться между пятью падежами. это распределение неравномерно, как неравномерно в целом развивается и сам язык. Так есть предлоги, которые употребляются либо с одним падежом (например, несмотря на - с В. п., от и у - с Р. п.), либо с несколькими падежами (например, за - с В. п. и Т. п., на и в - с В. п. и П. п., по - с Д. п. и В. п., с - с Р. п., В. п. и Т. п.).

      По образованию предлоги могут быть разделены на:

      1) непроизводные (первообразные) - не связаны по происхождению с другими частями речи, например, без, при, с, от, из-за ;

      2) производные (непервообразные), то есть такие, которые связаны по происхождению с другими частями речи:

      а) наречные: вблизи, вокруг, напротив, вдоль ;

      б) отыменные: ввиду, в виде, в течение, за счет, по поводу ;

      в) отглагольные: благодаря, включая, исключая, начиная, спустя.

      По строению предлоги могут быть разделены на:

      1) простые (пишущиеся без пробела): вокруг, благодаря, около, вследствие;

      2) составные (пишущиеся с пробелом): в течение, в продолжение, за исключением, во время, в связи с, в зависимости от, по направлению к .

      Предлоги стоят либо перед существительным, либо перед определением (определениями), относящимся к этому существительному, если определение предшествует существительному: в красивом платье. Лишь некоторые предлоги употребляются также и после существительного: ради чего и чего ради.

      Морфологический разбор предлога

      Предлог разбирается по следующему плану:

      I. Часть речи. Грамматическая роль (для чего служит).

      II. Морфологические признаки: а) непроизводный или производный;

      б) простой или сложный

      Образец разбора:

      Он, заложив руки назад, быстро ходит по комнате из угла в угол, глядя вперед себя, и задумчиво покачивал головой. (Л. Н. Толстой)

      I. По - предлог

      II. Непроизводный, простой, употреблен с существительным в Д. п.

      I. Из - предлог

      II. Непроизводный, простой, употреблен с существительным в Р. п.

      I. В - предлог

      II. Непроизводный, простой, употреблен с существительным в В. п.

      I. Вперед - предлог

      II. Производный, простой, употреблен с местоимением