Чем по вашему мнению достоинства. Особенности, достоинства и недостатки парламентской республики

Введение


Исторически сложилось так, что вопросы, связанные с государственной властью, государством всегда вызывают глубокий интерес в обществе. Они актуальны в современных условиях.

Предметом исследования моей контрольной работы является такой институт государственности, как форма правления, а именно парламентская республика.

С античных времён до наших дней люди пытаются ответить на вопросы:

) какие формы правления существуют;

) какая из известных форм правления наилучшим образом подходит для данного времени в данной стране.

Вопросы формы правления, а именно парламентской республики и вопрос актуальности этой формы государственного устройства и будут рассмотрены в моей работе.

В настоящее время форма правления входит составной частью в более широкое понятие формы государства, объясняющей организацию государственной власти и ее устройство.

Форма государства характеризуется неразрывной связью с его содержанием. Категория «содержание» позволяет установить принадлежность государственной власти, её субъекта, ответить на вопрос: кто её осуществляет. Изучение же «формы» государства позволяет дать ответ на вопросы: как формируется власть в государстве, какими органами она представлена, каков порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий, каковы взаимоотношения главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти.

Ясно, что проблема формы государства приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практически-политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, определяющим образом зависит эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране.


1. Понятие и виды форм правления


Форма правления характеризует способ организации государственной власти, включающий порядок образования и деятельности высших и местных государственных органов, порядок взаимоотношений их друг с другом и с населением. Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному выборному органу. В первом случае, согласно сложившемуся представлению, имеет место монархическая форма правления; во втором - республиканская.

При монархической форме правления источником власти и ее носителем является монарх. При республиканской источником власти объявляется народ, а ее носителем - выборные государственные органы.

Классификация форм правления государства в зависимости от числа стоящих у власти, правящих лиц является одной из старейших и широко признанных в юридическом мире классификаций. В процессе её проведения используется количественный критерий. Если «высшее распоряжение государственной властью, - писал в связи с этим еще в конце XIX века известный русский ученый-юрист Н.М. Коркунов, - принадлежит одному лицу, это будет монархия, если многим лицам, это будет аристократия, если же всем, то это будет демократия». Предостережения в отношении ущербности количественного критерия классификации форм правления постоянно следовали от многих авторов. Это подтолкнуло ряд исследователей к тому, чтобы не ограничиваться только данным критерием, а разрабатывать и другие критерии.

Так, еще Платон пытался свести различие форм правления к различию трёх добродетелей - мудрости, мужества и умеренности, из которых каждая может преобладать то в одном, то в другом государстве.

Вслед за ним Аристотель, рассматривая форму государства как политическую систему, которая олицетворяется верховной властью, в процессе классификации форм правления использовал наряду с количественным критерием также и другие критерии. В частности, он широко использовал такие критерии, как общая польза, благо и интерес.

В более поздний период Монтескье, рассматривая в качестве критериев классификации форм правления различные принципы организации и деятельности государственной власти, считал, что добродетель лежит в основе демократии, умеренность - в основе аристократии, честь - в основе монархии и страх - в основе деспотии.

Помимо названных критериев в отечественной и зарубежной литературе, в особенности ранних лет, довольно широко использовались так называемые юридические критерии. Суть их, по общему признанию, сводилась к тому, что в процессе классификации форм правления за основу брались не количественные или любые иные факторы, а юридическое положение (статус) высших государственных органов и «правящих лиц».

Республика - это такая форма правления, при которой полномочие высших государственных органов осуществляют представительные выборные органы. Республики не имеют монарха. В республике высшие представительные органы и их высшие должностные лица избираются на определенный срок. Они периодически изменяются, переизбираются. За свою деятельность они отчитываются перед народом и несут юридическую ответственность (конституционную, криминальную, гражданскую, административную и дисциплинарную).

Республики, как формы правления начали интенсивно возникать после буржуазных революций в XVI-XVII столетиях и является доминирующей формой правления в современный период. Ныне все республики делятся на три вида: президентская республика, полупрезидентская (или смешанная), парламентская.

Их названия в определенной мере условные, вместе с тем каждая из них имеет свою специфику. Существовали и существуют и другие виды республик: Советская республика. Народно-демократическая республика, республика Парижская Коммуна, исламские республики и другие.

Президентская республика характеризуется тем, что президент избирается всем населением, так как и парламент. В такой республике президент формирует и возглавляет правительство, является главой государства и формально не подотчетный парламенту. Например, в США, Мексике, Ираке.

Полупрезидентская или смешанная - это такая республика, когда президент - глава государства избирается народом, так как и парламент. В такой республике правительство избирается (назначается) парламентом по рекомендации президента. Правительство подотчетное одновременно президенту и парламенту. Президент не возглавляет правительство и не несет юридической ответственности за его деятельность. Например, Франция, Финляндия, Украина, Российская Федерация.

Парламентская республика характеризуется центральным положением парламента (законодательная власть), который избирает главу государства - президента и правительство - исполнительную власть. Они подотчетные парламенту. Иногда президент не избирается, и главой государства становится премьер-министр. Например, Италия, ФРГ.


2. Парламентская форма правления. Признаки


Республика (от лат. res publica - общественное дело) - это такая форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит выборным представительным органам, избираемым на определенный срок.

Республика или республиканская форма правления является весьма древней формой государственной организации общества. Уже в первых месопотамских городах-государствах (IV-III в. до н.э.), как в последствии в древнегреческих полисах, власть имела сложную структуру. И в этой структуре верховенство власти зачастую оставалось за демократическим органом - собранием и советом. При этом в собрании участвовали все полноправные горожане, все граждане города-государства, которые принимали основные решения, избирали совет для ведения текущих государственных дел. Иностранцы и рабы, как правило, отстранялись от участия в государственном управлении. Военачальники, предводители дружин выполняли решения собрания, были на службе у совета.

То или иное соотношение и взаимодействие различных органов власти, те или иные способы образования собраний, советов определяют различные республиканские формы правления. Но всегда при этом республика характеризуется выборными высшими органами власти, в которые входят избранные представители народа. Для республики характерны и различные полномочия, которыми эти органы наделяются.

Республиканская форма правления характеризуется наличием следующих юридических признаков:

) Республиканское правление - это коллективное правление. Все высшие органы государственной власти - разного рода собрания, советы и т.п. - имеют сложную структуру, наделяются определенными, только им свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону.

) Решения, принимаемые высшими органами власти: законодательными, представительными, в большинстве случаев длительно готовятся, обсуждаются по соответствующей процедуре, проходят экспертизу, иногда проверяются в экспериментальном порядке. Принятие же решения осуществляется, как правило, путем голосования. Оно считается принятым, если за него проголосовало большинство.

) Республиканское правление основано подчас на принципе разделения единой государственной власти на ряд властей: законодательную, исполнительную и судебную. Это означает, что различным органам государства поручается выполнять разные функции по управлению государством. Парламенту (народному собранию, национальной ассамблее, думе, верховному совету, конгрессу и т.п.) поручается принимать законы. Правительству и его органам (исполнительно-распорядительным органам) - выполнять законы, организовывать их исполнение. Судебным органам - осуществлять контроль за исполнением законов, привлекать к ответственности за их нарушение и т.д.

Иными словами, органы республиканского правления наделяются разными полномочиями и сферой деятельности (компетенцией) по осуществлению единой государственной власти. Несмотря на разделение властей, все республиканские органы призваны осуществлять согласовано, системно, организованно единую государственную власть и не могут функционировать друг без друга.

Следовательно, разделение властей позволяет, во-первых, более качественно решать возложенные на каждую из властей задачи, во-вторых, предотвращать злоупотребление властью, которое становится весьма вероятным при монополизме власти, а в-третьих, осуществлять контроль за действиями государственных органов.

) В сфере образования органов власти. По существу, республика - это такая форма правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются народом либо формируются общенациональным представительным учреждением. В разных странах существуют различные избирательные системы, но неизменным остается тот факт, что народ так или иначе, обязательно участвует в формировании органов государственной власти. В республике органы власти избираются на определенный срок. В большинстве стран устанавливается дополнительное ограничение, касающееся того, сколько раз можно быть избранным на ту или иную должность. Таким образом, в республике реализуется принцип сменяемости.

) Должностные лица в республике несут ответственность. Конечно, она имеет прежде всего политический характер и может выражаться в таких действиях, как досрочный отзыв, уход в отставку, роспуск парламента, снятие с должности и т.д. именно четкое распределение компетенции между государственными органами позволяет установить, на каком участке государственного механизма произошел сбой в работе и где нужно заменить то или иное должностное лицо.

) Республиканская форма правления в большей степени соответствует характеру демократического конституционного государства. При этом общественное сознание исходит из принципа формального равенства людей, их солидарности, объединённости в государстве, необходимости компромиссов и стабильности. Идея равенства позволяет выдвигать на те или иные должности чаще всего любого гражданина, кроме тех, кто на основании закона ограничен в своих правах. Республиканская форма правления наиболее эффективно обеспечивает свободу личности, обеспечивает ее соотношение с правами, свободами и интересами других людей. Этот баланс реализуется в избирательной системе, защите прав и свобод каждого гражданина, прежде всего в судебной системе.

Современная практика государственного республиканского строительства знает два основных вида республики: президентскую (дуалистическую) и парламентскую.

Президентская республика представляет определенное соотношение полномочий президента - главы государства, парламента - законодательного органа и правительства - органа исполнительной власти, при котором в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Яркими примерами президентской республики являются США, Аргентина, Мексика, Бразилия и др. В республике данного вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей. Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание и т.д.) принимает законы. Высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью. Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием ответственности правительства перед парламентом. Правительство ответственно перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (так называемый «импичмент»). Это происходит тогда, когда президент допускает злоупотребление своей властью, совершает преступления, умышлено, грубо нарушает Конституцию. Президентская республика создает весьма благоприятные юридические предпосылки, для сосредоточения в руках президента множества властных полномочий. Президентская республика является довольно гибкой формой правления, поэтому она получила достаточное распространение. Большинство государств, составляющих Организацию Объединенных Наций, имеют президентские системы правления. Однако, нельзя не учитывать и недостатки президентских республик - сосредоточение непомерной власти в руках президента ведет в случае его болезни, возрастных проблем, к параличу исполнительной власти, политическим тупикам. Одному человеку не просто своевременно и качественно принимать многочисленные политические решения, «горлышко политической бутылки» в подобных ситуациях оказывается очень узким. Вот почему объективно в президентских республиках должна существовать мощная «президентская команда» - структура, помогающая президенту по всем направлениям его деятельности. В данную структуру входят: администрации, управления делами, комиссии, комитеты, аналитические центры, представители и т.д. Главный признак данной формы правления - отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику.

Парламентская республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская, он она так же весьма распространена. Примером данной формы правления являются Германия, Финляндия, Индия, Турция и др. Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Отличительной особенностью данного вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает парламент. Здесь правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Лидер партии, как правило, становится председателем правительства. Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется полномочиями, на практике оказывает мало влияния на осуществление государственной власти. Его политическое действие может быть реализовано только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые и несут за них политическую ответственность.

Иногда встречаются смешанные формы правления, парламентско - президентские, которые не укладываются чётко в основную классификацию республик, а дают своеобразный синтез, сочетание президентской и парламентской властей. Однако такое сочетание бывает различным. Например, в Российской Федерации существующая форма правления сочетает в себе черты парламентской и президентской республик. Смешение признаков находит отражение в наличии сильной президентской власти при сохранении некоторых признаков парламентской формы правления - таких, как наличие поста председателя правительства, возможность отстранить от власти правительство парламентом, роспуск парламента президентом. Сейчас в России полупрезидентская (смешанная) форма правления, при которой президент избирается всеобщим голосованием, он располагает широкими полномочиями, позволяющими ему действовать независимо от правительства; наряду с президентом действуют председатель правительства и министры, ответственные перед президентом и парламентом.

Кроме того, история знает еще один вид республики - Советскую республику. Данная форма правления применяется только в «социалистических» странах, где политический режим, как правило, тоталитарный, то есть максимально удаленный от демократического. Главным признаком данного вида республики является верховенство и полновластие советов либо «представительных» органов под иными наименованиями - все остальные государственные органы формируются советами соответствующего уровня, ответственны перед ними или подотчетны им. Разделение властей даже теоретически не признается; ему противопоставлен принцип единства власти трудового народа, воплощенной в советах.


3. Особенности, достоинства и недостатки парламентской республики


Разделение верховной исполнительной власти между реальным и церемониальным руководством. Функции реального исполнительного руководства осуществляются правительством (кабинетом министров) во главе с премьер-министром, который избирается парламентом. Глава правительства является фактически первым лицом в политической иерархии, хотя исполнительная власть осуществляется по большей части коллегиально. Сила политической власти премьера определяется тем, насколько он контролирует назначение и деятельность членов кабинета и во многом зависит от типа парламентского режима. Функции церемониального руководства выполняет лишенный реальной власти формальный глава государства - президент или монарх. Президент обычно избирается на должность парламентом (в некоторых странах, например в Индии, Италии, ФРГ, - совместно с представителями местных легислатур). Формально-юридические возможности главы государства в чисто парламентских системах гораздо шире его церемониальных полномочий (назначать и освобождать от должности премьер-министра и других высших чиновников, подписывать законы, принимать отставку правительства, распускать парламент, назначать новые парламентские выборы и др.). Однако все эти функции являются преимущественно символическими. Глава государства выполняет их в рамках императивных норм писанного и неписанного права, содержащих предписания, обязательные для исполнения (например, обязанность назначить премьер-министром лицо, избранное на этот пост парламентским большинством, обязанность подписать принятый парламентом закон и т. д.). К тому же почти все акты, подписанные главой государства, требуют контрассигнации (скрепления подтверждающей подписью) премьер-министра или соответствующего министра, без которой они не будут действительны. Вместе с тем глава государства может обладать некоторыми дискреционными (выборочными), или спящими полномочиями. Это такие полномочия, применение которых ставит главу государства в ситуацию выбора того или иного решения и тем самым позволяет осуществлять политическую власть. Так, например, Конституция ФРГ предусматривает, что если лицо, избранное во втором туре голосования на пост премьер-министра, не собрало большинства голосов членов Бундестага, то федеральный президент обязан в течение семи дней либо произвести его назначение, либо распустить Бундестаг. Выборочные полномочия появляются ("просыпаются") в нестандартной, кризисной ситуации. Поэтому ими очень редко пользуются. В обычной ситуации права на инициативу и собственный выбор в принятии политического решения глава государства практически не имеет. парламент республика правление.

Парламентский способ формирования правительства. В парламентской системе правления гражданами непосредственно избирается только законодательная ветвь власти, которая, в свою очередь, избирает высшее руководство исполнительной власти. Правительство формируется чаще всего парламентским большинством. В некоторых странах, например, в Дании, Италии, Норвегии, Швеции распространена практика образования кабинетов парламентского меньшинства. Это такие правительства, которые не опираются на абсолютную поддержку парламента. Для их появления достаточно только того, чтобы большинство не голосовало против предлагаемого кабинета. Законодательное собрание обычно ограничивается избранием премьер-министра. (Одним из немногих исключений является Австралия, где правящая парламентская фракция избирает всех членов правительства.) Премьер-министр избирается на неопределенный срок, но он не может превышать период ("созыв", "каденцию") деятельности парламента. Премьером, как правило, становится лидер партии (или коалиции партий), контролирующей большинство мест в парламенте. Он отбирает других министров кабинета. При чем в подавляющей части парламентских систем кабинет министров образуется преимущественно из членов парламента с сохранением их депутатских мандатов. В ряде стран персональный состав и программа действий нового кабинета представляются парламенту вместе с предложением о предоставлении правительству вотума доверия (например, в Греции, Италии, Чехии). В других парламентских государствах этого не требуется. Правительство действует до тех пор, пока парламент специально не предъявит ему вотум недоверия (Великобритания, Дания, ФРГ, Голландия, Норвегия, Швеция и др.). Ответственность правительства перед парламентом. Поскольку премьер-министр избирается парламентом, то он вместе с кабинетом несет политическую ответственность только перед парламентом. Это выражается в том, что правительство полностью подконтрольно парламенту. Существует множество форм парламентского контроля, например, специальные парламентские запросы или вопросы, слушания парламентских комитетов и комиссий, парламентские дебаты. Но главной из них является возможность вотума недоверия, т. е. голосования парламентского большинства за смещение премьер-министра (и всего действующего кабинета) или отдельных министров. Смещение кабинета может произойти путем голосования парламентского большинства за предложение выразить недоверие премьер-министру либо за отклонение предложения выразить доверие премьер-министру. Предложение о выражении недоверия обычно ставится парламентской оппозицией, тогда как предложение о доверии вносится самим премьер-министром. В конституционное право некоторых стран (ФРГ, Испания, Италия и др.) введен так называемый "конструктивный вотум недоверия", допускающий смещение премьер-министра лишь при одновременном избрании преемника абсолютным большинством голосов. Кабинет в любой момент и по любой причине может быть низложен голосованием парламентского большинства. Поэтому важнейшим фактором стабильности парламентской системы являются отношения доверия между кабинетом и парламентом. Для того чтобы выжить, правительство должно постоянно опираться на доверие большинства депутатов парламента. Если премьер-министр и его кабинет теряют доверие парламентского большинства, то они могут быть отозваны со своих постов посредством вотума недоверия. Это обычно влечет за собой отставку правительства ("правительственный кризис") или - что бывает значительно реже - досрочный роспуск парламента. Последнее обычно происходит, прежде всего, вследствие неспособности парламента сформировать в течение определенного срока новое правительство или неконструктивного вотума недоверия ("парламентский кризис"). Глава государства обязан в этой ситуации распустить парламент и назначить досрочные парламентские выборы. Обратная зависимость парламента от правительства. Политически связующим элементом между парламентом и правительством являются политические партии. В системах парламентского правления обе ветви власти контролируются одной и той же партией (или партийной коалицией). Ведущие политики-депутаты правящей партийной фракции (коалиции) избираются в состав кабинета, играют решающую роль в разработке его программы и оказывают определяющее влияние на всю последующую деятельность парламента. Хотя законодательные полномочия относятся к числу основных функций представительного собрания, политический курс, как правило, разрабатывается и выдвигается членами кабинета. Рядовые парламентарии правящей фракции, связанные жесткой партийной дисциплиной, в основном голосуют в поддержку тех законопроектов, бюджетов и иных политических решений, которые предлагаются их лидерами в правительстве. Поэтому парламент чаще всего обладает меньшим влиянием на выработку государственного курса, нежели правительство, и оказывается в определенной зависимости от него. Этот эффект только усиливается, если лидер партии одновременно является главой кабинета. Однако степень зависимости парламента от правительства опять-таки определяется типом парламентского режима. Таким образом, при парламентской форме правления ни одно правительство не может быть образовано без хотя бы минимальной поддержки в законодательном органе. Кабинет вырастает из легислатуры и является органом парламентского большинства. Право парламента сместить кабинет и возможность досрочного роспуска парламента обеспечивают определенную взаимозависимость законодательной и исполнительной ветвей власти, что побуждает их к сотрудничеству и поиску согласия. Это - режим "мягкого" разделения властей, или, если воспользоваться классификацией М. Дюверже, режим сотрудничества властей.

В демократическом мире существуют четыре основных типа парламентского режима. Различия между ними определяются количеством политических партий, завоевавших контроль над исполнительной властью, уровнем парламентской поддержки кабинета, стилем правления, механизмом принятия политических решений. Первый можно определить как режим однопартийного большинства. Он возникает при так называемой мажоритарной ситуации, когда какая-либо партия обладает абсолютным большинством мест в парламенте. Это дает ей возможность единолично сформировать однопартийное правительство большинства и проводить самостоятельный политический курс на протяжении всей парламентской каденции. Иногда приобретение такого контроля вытекает непосредственно из результатов парламентских выборов, когда одна партия завоевывает абсолютное большинство голосов. После Второй мировой войны к данной категории длительное время относились парламентские демократии в Швеции и Японии. Однако более распространенной разновидностью однопартийного режима парламентского большинства является Вестминстерская модель, возникшая в Англии и названная так по месту расположения её парламента - Вестминстерскому дворцу. Сегодня она характерна не только для Великобритании, но и для многих других стран, испытавших британское влияние, таких как, Австралия, Индия, Канада, Новая Зеландия, Ямайка. Вестминстерская модель основана на мажоритарной избирательной системе относительного большинства, которая, как известно, сводится к формуле "победитель получает всё". Благодаря этой системе, партия, набравшая меньше половины голосов избирателей всей страны (в Великобритании это число всё же должно составлять не менее одной трети), получает, как правило, абсолютное большинство депутатских мест и монопольное право назначать членов кабинета. Остальным партиям, пользующимся сравнительно немалой совокупной поддержкой электората, достается минимальное количество мест в законодательном собрании. Длительное применение подобного электорального закона ведет к возникновению двухпартийной системы, когда, поочередно сменяя друг друга, одна из двух крупнейших партий страны формирует правительство, а другая образует официальную оппозицию. Преимущества и недостатки парламентских режимов.

Сильные и слабые стороны той или иной формы правления определяются ее способностью поддерживать стабильность государственной власти и всей политической системы. Политическая стабильность предполагает утверждение определенного типа политического господства, легитимность и эффективность политического режима. Стабильность любой демократической системы характеризуется высокой вероятностью сохранения демократического, рационально-легального характера политического господства, низким уровнем реального или потенциального политического насилия и минимизацией риска ошибок и цены издержек при принятии и осуществлении политических решений. В спорах о том, какая система правления наилучшим образом поддерживает и укрепляет демократию, многие политические теоретики (например, А. Валенсуэла, Х. Линц, А. Степан, С. Скэч) традиционно отдают предпочтение "чистому типу" парламентаризма, причем, прежде всего, его британской модели. Однако, по мнению некоторых других авторитетных политологов, степень позитивного или негативного воздействия определенной формы правления на демократическую стабильность производна не столько от ее институциональных особенностей, сколько от всей совокупности политических институтов, действующих в данной стране Д. Горовиц, а также от характерных для нее экономических и культурных факторов С. Липсет. Та или иная форма правления может усиливать либо, наоборот, ослаблять стабильность демократического режима в сочетании со следующими социальными и политическими условиями:

состояние экономики (устойчивое развитие или глубокий кризис);

степень культурных и идеологических разногласий в обществе (нормативный и ценностный консенсус или острый конфликт и раскол);

количество действующих политических партий (двухпартийная или мультипартийная система)

степень антагонизма и поляризации партий (консенсусная, примирительная или конфликтная партийные системы)

тип избирательной системы и степень ее соответствия/несоответствия данной форме правления;

общие политико-культурные традиции (демократические или автократические). При наличии более-менее благоприятных условий парламентские режимы демонстрируют ряд ярко выраженных институциональных преимуществ, которые можно свести к следующим:

Гибкость исполнительной власти. Нефиксированный, заранее не установленный срок полномочий премьер-министра и простота процедуры вотума недоверия позволяют парламенту в случае необходимости своевременно смещать кабинет, изменять политический курс или вносить в него существенные коррективы. В результате исполнительная власть оказывается способной гибко и эффективно реагировать на внутренние и внешние воздействия.

Сотрудничество исполнительной и законодательной власти. Взаимозависимость правительства и парламента значительно уменьшает вероятность конфликтов между обеими ветвями власти, заставляет их прислушиваться к мнению друг друга и находить согласие. В однопартийных мажоритарных режимах правительственные программы, как правило, получают твёрдую поддержку со стороны парламентского большинства, что делает процесс принятия решений достаточно быстрым и эффективным. В миноритарных ситуациях парламентский способ формировании кабинета стимулирует создание и сохранение коалиционного большинства, также заинтересованного в поддержке правительства. Глава такого правительства должен быть еще более внимательным к мнению парламента, не говоря уже о главе кабинета меньшинства. Если столкновение партийных интересов не позволяет коалиционному кабинету оставаться у власти, то смена состава правящей коалиции даёт возможность избрать нового премьер-министра, который должен будет сформировать новое правительство. Смещение кабинета происходит без какого-либо серьезного политического конфликта. В исключительных случаях назначаются досрочные парламентские выборы. Поэтому системы парламентаризма редко впадают в глубокие кризисы.

Обеспечение стабильности исполнительной власти. Вестминстерская версия парламентаризма в сочетании с избирательной системой относительного большинства порождает очень устойчивые правительства, при которых ответственность за управление страной возлагается на одну партию, а перед избирателями ставятся чёткие альтернативы ещё в преддверии выборов. С другой стороны, опыт ФРГ и скандинавских стран свидетельствует, что комбинация парламентской системы с системой пропорционального представительства также даёт довольно стабильные и ответственные кабинеты, если они основаны на консенсусной партийной системе, позволяющей удерживать идеологические противоречия между партиями на умеренном уровне.

Поддержание преемственности государственной власти. Свойственное парламентаризму разделение церемониальных и реальных функций позволяет церемониальному исполнительному органу (монарху или президенту) стоять над различными партийными интересами и политическими курсами, чтобы быть представителем всего народа, символизировать собой единство нации и олицетворять стабильность государства.

Уменьшение опасности установления персоналистской диктатуры. Процедура вотума недоверия позволяет парламенту довольно легко, простым большинством голосов, отстранить от власти премьер-министра, оказавшегося замешанным в скандале или прибегающего к авторитарным методам руководства. Возможность неоднократно участвовать в будущих парламентских выборах и - в случаях одержания победы - возглавлять правительства при нескольких созывов законодательного органа также служит важным фактором, удерживающим премьера от опрометчивых поступков. Поэтому парламентские системы значительно уменьшают опасность нарушений конституции со стороны исполнительного органа, концентрации власти в руках одного человека и мало подвержены государственным переворотам.


Заключение


Таким образом, исследовав вопросы данной работы, связанные с формой правления и государственного устройства, а именно парламентской республикой, можно сделать вывод. Республика - одна из форм капиталистического государства. В зависимости от конкретно - исторических условий своего возникновения и развития капиталистические государства имеют различные формы правления и государственного устройства, а также имеют различный политический, а точнее - государственный режим. Изменение форм капиталистического государства и методов осуществления государственной власти свидетельствует о приспособлении господствующих кругов к изменяющимся условиям жизни капиталистического общества, новому соотношению социально - классовых сил, к изменяющейся экономической и социально - политической среде. Формы правления буржуазного государства выступают как система или способ организации государственной власти, отличающиеся друг от друга источником государственно-властных полномочий государственных органов, порядком формирования и функционирования органов государственной власти, характером их субординации, принципами их взаимоотношений между собой и с населением.

Республика является высшей формой правления буржуазного государства. Она выступает, как законченная в формально - юридическом смысле, наиболее прогрессивная и демократическая форма правления.


Список использованной литературы

правление парламентский республика

1. Хропанюк Н.В. Теория государства и права. М.: Интерстиль. 2010г.

Кашанина Т.В. Основы российского права. М.: Норма-ИнфраМ 2009г.

Общая теория государства и права. Курс лекций/ Под ред. Марченко М.Н. М.: Зерцало. 2010г.

Всеобщая история государства и права. Ч.2./ Под ред. Батыр К.И. М.: Манускрипт. 2013 г.

История государства и права зарубежных стран. Ч.2. /Под ред. Жидков О.А., Крашенинникова Н.А. М.:Норма-ИнфраМ. 2009г.

Титов Ю.П. История государства и права России. М.: Проект. 2011 год.

Тоффлер О. Проблемы власти на пороге XXI века. М.: МГУ. 2012 год.

Каддафи М. Зелёная книга. М.: Международные отношения. 2009г.

Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М.: Юридическая литература, 2012 г.

Хачатурян В. Древняя Греция, М.: Слово, 2012 г.

Конституции зарубежных государств./ Под ред. Маклаков В.В. М.: БЕК


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Неразрывно связаны. Изучение государства и права следует начинать с происхождения государства. Возникновению государства предшествовал первобытно-общинный строй, при котором основой производственных отношений была общественная собственность на средства производства. Переход от самоуправления первобытного общества к государственному управлению длился столетиями; в различных исторических регионах распад первобытно-общинного строя и появление государства происходили по-разному в зависимости от исторических условий.

Первые государства были рабовладельческими. Вместе с государством возникло и право как выражение воли господствующего класса.

Известно несколько исторических типов государства и права — рабовладельческий, феодальный, буржуазный. Государство одного и того же типа может иметь разные формы устройства, правления, политического режима.

Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют, и включает следующие элементы:

  • форма правления — определяет кому принадлежит власть;
  • форма государственного устройства — определяет соотношения государства в целом и его отдельных частей;
  • политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Форма государственного правления

Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления.

Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;

Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.

Монархия может быть:

  • абсолютная (всевластие главы государства);
  • конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).

Республика может быть:

  • парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);
  • президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом);

Президентская республика характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальным отличительным признаком президентской республики является отсутствие должности премьер- министра, а также жесткое разделение властей.

Особенностями президентской республики являются: внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства; отсутствие парламентской ответственности, т. е. возможности роспуска парламента президентом.

В парламентарной республике провозглашается принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальным отличительным признаком парламентарной республики является наличие должности премьер-министра.

Во второй половине XX в. появились смешанные формы правления, сочетающие в себе черты президентской и парламентарной республик.

Формы государственного устройства

Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

По форме государственного устройства государства делят на:

  • Унитарные
  • Федеративные
  • Конфедерации

Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).

Унитарное государство

Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

Признаки унитарного государства:

  • существование одноуровневой системы законодательства;
  • подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);
  • существование только одного гражданства;

С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида:

Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус.

Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.

В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.

Федеративное государство

Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).

Федерация облагает такими признаками:

  • союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;
  • наличие двухуровневой системы государственных органов;
  • двухканальная система налогообложения.

Федерации можно классифицировать:

  • по принципу формирования субъектов:
    • административно-территориальные;
    • национально-государственные;
    • смешанные.
  • по юридической основе:
    • договорные;
    • конституционные;
  • по равенству статусов:
    • симметричные;
    • ассиметричные.

Конфедерация

Конфедерация — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.

Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.

Различают следующие виды конфедераций:

  • межгосударственные союзы;
  • содружества;
  • сообщества государств.

Политический режим

Политический режим — система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и характеризуется политическая система данного общества.

Политический режим может быть: демократическим и антидемократическим ; государство — правовым, авторитарным, тоталитарным .

Характеристика Российского государства

Российское государство — это демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.

В состав России входят 89 субъектов Российской Федерации: республики, края, автономная область, области, города федерального значения, автономные округа. Все эти субъекты равны. Республики имеют свою конституцию и законодательство, остальные субъекты Российской Федерации — свои уставы и законодательства.

В ст. 1 сказано: “Российская Федерация — Россия есть суверенное федеративное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами”.

Незыблемыми основами конституционного строя России являются народовластие, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей.

Понятие и основные положения конституционного (государственного) права

Конституционное (государственное) право является основополагающей Российской Федерации.

Конституционное право закрепляет принципы, основные отправные начала, которыми должны руководствоваться все другие отрасли права. Именно конституционное право определяет экономическую систему Российской Федерации, положение личности, фиксирует государственное устройство России, систему судебных органов.

Основной нормативный источник этой отрасли права — Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституция закрепила факт существования России в качестве самостоятельного независимого государства, что, как известно, произошло 25 декабря 1991 г.

Основы конституционного строя закреплены в первой главе Конституции. Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Демократизм Российской Федерации проявляется прежде всего в том, что человек, его права и свободы объявлены Конституцией высшей ценностью, а государство берет на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Демократизм Российской Федерации состоит также в том, что власть народа проявляется во время референдумов и свободных выборов.

В состав России входит некоторое число равноправных субъектов Российской Федерации, каждый из которых имеет свое законодательство. Это и есть федеративное устройство России.

Вместе с тем федеративное устройство России основывается на государственной целостности страны и на единстве системы государственной власти.

Конституция подчеркивает, что федеральные законы имеют верховенство на всей территории России, а самой территории нашей страны обеспечивается целостность и неприкосновенность.

Правовой характер государства и права России проявляется в том, что все основные общественные отношения, все права и обязанности граждан должны определяться правом и фиксироваться прежде всего на уровне закона. Кроме того, соблюдение закона должно быть обязательным не только для отдельных граждан и организаций, но и для всех органов государственной власти, в том числе для высших органов власти и управления.

Республиканская форма правления в России определяется наличием трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Все они находятся во взаимном единстве и вместе с тем контролируют друг друга, обеспечивают равноправие различных ветвей власти.

В конституционном праве закреплены и важнейшие принципы экономической жизни страны. Это прежде всего единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, обеспечение свободы экономической деятельности.

Основой экономических отношений являются нормы, касающиеся собственности. В России признаются и получают равную защиту частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Этот принцип, относящийся к собственности, применяется и к одному из важнейших богатств страны — к земле. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В России провозглашено и проводится в жизнь идеологическое и политическое многообразие. При этом никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной или обязательной.

Россия — светское государство . А это значит, что никакая религия не может быть введена в качестве государственной или обязательной, а церковь отделена от государства.

В Конституции России установлены основные принципы построения правовой системы и законодательства.

Конституция России имеет высшую юридическую силу. Она является законом прямого действия, т. е. может сама по себе применяться на практике и в судах.

Все законы подлежат обязательному официальному опубликованию, без чего они не применяются.

Любые нормативные акты (а не только законы), затрагивающие , не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Наконец, поскольку Россия входит в сообщество государств мира, она применяет общепризнанные мировые принципы и нормы права. Правила международного договора, в котором участвует Российская Федерация, считаются обязательными для применения на территории России.


Прикрепленные файлы
Название / Скачать Описание Размер Скачано раз:
ред. от 30.12.2008 43 Кбайт 2667

В первой части нашей работы были рассмотрены классификация формы правления, как уже было отмечено выше, существуют две формы правления монархия и республика. Каждая из этих форм имеет ряд своих особенностей, от которых зависит структура государства, кто правит и кому принадлежит власть. Монархии подразделяются на такие группы как абсолютные (неограниченные) и ограниченные, дуалистическую (смешанную) и парламентскую (конституционную). Республики подразделяются на президентские, полупрезидентские (смешанные) и парламентские. Все перечисленные подразделенные формы правления имеют свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их подробнее.

По мнению автора, абсолютная монархия самая не благоприятная форма правления, поскольку в ней сосредоточена вся полнота власти главы государства, монарха, то есть в неограниченной монархии воля монарха главный источник права. В данной монархии глава государства, не ограничен каким - либо другим органом государственной власти. Автор считает, что главной отрицательной чертой такой монархии является политическое бесправие народа. Как правило, при абсолютной монархии преобладает авторитарный политический режим, при котором народ практически не имеет политической и социальной свободы. Основная масса общества должна подчиняться предписанным законам монарха. История и жизнь показывают, что правление в лице шаха, царя, короля характеризуется неограниченностью властных полномочий, полной безответственностью власти за происходящие в стране события. Значит такой форме организации публичной власти ни теперь, ни в будущем не должно быть места. И государства со спецификой авторитаризма и тоталитаризма запечатлелись в памяти человечества как образцы произвола, невинного преследования лиц, не воспринимающих режим. И в основе всего этого стоит идеология, полностью отрицающая ответственность "гениального руководителя" перед гражданами, отдаляющая его от народа, как небо от земли, на недосягаемую высоту, воспевающая эту недосягаемость, пичкающая ею его самого и подданных, возносящая на уровень государственной политики жестокость, насилие, невинные преследования во имя "укрепления государства", "защиты внутренней стабильности", достижения "идеальных" целей, а потому стимулирующая соответствующие органы на такие дела.

По мнению автора, ограниченная монархия по сравнению абсолютной монархии носит положительный аспект. Автор ставит ставку на конституционную монархию, при которой власть монарха ограничивается представительным органом, что закрепляется, как правило, в конституции, утверждаемой парламентом. Монарх не вправе её изменить. В конституционной монархии, несмотря на то, что фактическая власть не принадлежит народу, здесь присутствуют политические права общества, оно может избирать парламент, который периодически меняется в зависимости от сроков правления. Выявив положительные и отрицательные свойства монархии, перейдём к рассмотрению достоинств и недостатком республики.

Человечество, с одной стороны, стремящееся к свободе, а с другой стороны, осознающее необходимость власти и законопорядков, ищет такие формы публичной власти, которые по возможности обеспечивали бы свободу. В свое время этот поиск привел к открытию демократии, занимающей господствующее положение в основных законах государств и в других политических документах, беспокоящей человеческое сознание, рожденной из древнегреческой традиции и понимаемой по содержанию как свобода. Он же привел к открытию республики, фундамент которой был заложен в Древнем Риме, а по сущности состоящей из свободного строя. Древние греки одарили мир такими ценностями, как свободомыслие, искусство высокой философской рефлексии и творческого дерзания, а римляне -- законом, чутким отношением к нему, верностью к прошлому, к истории. И последующая культура государственно-правового строительства человечества складывалась и развивалась под влиянием этих древних государств -- Греции и Рима. Человечество, стремящееся к свободе, после всех и всяческих мытарств пришло к такому выводу: демократия отнюдь не есть призыв к тотальной свободе, она есть защита и равное деление упорядоченной свободы: к тому же эта свобода может существовать в республиканской форме правления.

Именно в республиканской форме правления пресекается расширение стихийной тяги к свободе, свобода сорганизуется, упорядочивается на основе правовой организации государственной власти и, таким образом, открывается широкий простор для ее развития и расцвета, ибо в этой форме правления ветви власти связаны Конституцией, законами, правом и сформированным в их отношении общественным мнением. Именно в республиканской форме правления не допускается длительное присвоение государственной власти на основе индивидуального права и личных желаний; государственные органы формируются на основе строгой защиты гражданских прав и только на ограниченный срок посредством свободных выборов; государственная власть претворяется в жизнь на основе Конституции, закона и права, участия народа в правлении и соблюдения человеческого достоинства.

Но, к сожалению, в существующих государствах указанные характерные признаки республиканской формы правления не всегда и не везде претворяются в жизнь на требуемом уровне и в нужном объеме. Прежде всего, жизнь намного сложнее самых замысловатых, скрупулезных теорий и она неминуемо вносит свои поправки, в эти теоретические конструкции. С другой стороны, причины спада авторитета республиканского строя в прошлом, теперь и в будущем, думается, следует искать в политических амбициях. Именно неуемные политические амбиции, направленные на удовлетворение "высших" целей субъекта-властолюбца, приводят к попранию, порой -- демонстративному, закона, права, гражданских прав и свобод политических соперников -- всего того, что составляет основу правового государства. Под нажимом этих амбиций отвергаются и отметаются самые общественно необходимые запреты, ограничения словно никчемные, случайные "препятствия".

В такой ситуации, естественно, возникает вопрос: в какой форме республиканского строя в нужном объеме и на должном уровне реализуются принцип разделения властей, свойственный правовому государству, а также вышеуказанные признаки данного строя, значит, соответственным образом пресекаются политические амбиции? Известно, что республиканский государственный строй претворяется в жизнь в двух формах правления - парламентской республики и президентской республики. На наш взгляд, именно при парламентской форме правления больше возможностей для претворения в жизнь характерных черт правового государства и республиканского строя.

Родиной парламентской республики является верная монархическому строю Англия. В этой стране политические партии, выступающие со своими программами, ведут борьбу за голоса избирателей. Победившая на выборах партия определяет состав не только правительства, но и в основном, парламента. И таким образом, обеспечивается политическое единство законодательной и исполнительной властей. К историческим документам, относящимся ко времени, предшествовавшему эпохе парлам6ентаризма следует отнести Билль о правах 1689 г. предписавший, что "притязания на власть приостанавливать законы или исполнение законов королевским повелением, без согласия Парламента, незаконны". На этом основании считается, что именно в Англии, практически в первой из влиятельных европейских стран, основы современного парламентаризма и парламентарной монархия уже сложились в период с конца ХУП1 и до конца Х1Х в.

Президентская республика нашла свой самый совершенный уровень в США. Согласно Конституции этой страны, за голоса избирателей ведут борьбу как кандидаты в члены парламента, так и кандидаты в президенты. В этой борьбе победившая сторона самостоятельно, независимо от политических партий и парламента, формирует правительство. Согласно конституции США полномочия законодательной власти принадлежит Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и палаты представителей. Но с этой точки зрения в Турции (Законодательная власть принадлежит великому национальному собранию Турции (ВНСТ) - однопалатному парламенту (меджлису), состоящему из 550 депутатов, избираемых на основе прямых, всеобщих, равных и одноступенных выборов), Финляндии (Высший законодательный орган страны - однопалатный парламент - Эдускунт. Нормы, регулирующие порядок выборов в парламент, правила его работы и функции, содержатся в трёх законодательных актах - "Форме правления Финляндии", "Акте об Эдускунте" и "Законе о выборах в парламент" 1955 г. В состав парламента входят 200 человек, которые избираются путём всеобщих прямых выборов по принципу пропорционального представительства), во Франции (Полномочия президента во всех сферах государственной жизни чрезвычайно обширны, ст. 5 Конституции закрепляет за ним обязанность обеспечивать "своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства".) Президент обладает широкими прерогативами в области законодательства. Существует иного вида система президентской республики. В этих странах народ на одних выборах избирает главу исполнительной власти -- президента, а на других -- партийных депутатов, победившие формируют парламентское большинство, а таким образом, и правительство, подчиняющееся президенту. Надо отметить, что в Турции и Финляндии президента избирает не непосредственно народ, а его представительный орган -- парламент. Такое избрание законодательной и исполнительной властей с финансовой точки зрения требует больших расходов и, к тому же, не обеспечивает политическое единство этих двух ветвей власти.

Например, в Турции бывший лидер партии "Правильный путь" С. Демирель был избран президентом страны. В парламенте же большинство мест принадлежало партиям Рифаг ("Благоденствие") и Ана Ветен ("Отчество"). Такое состояние, хотя на первый взгляд и создает впечатление о правильном решении вопроса, в последующем привело к правительственному кризису и ранним парламентским выборам, как это было, например, во Франции (в 1981 г. социалист Ф. Миттеран был избран президентом, большинство же мест в парламенте заняли правые партии. В результате начался правительственный кризис, и были проведены ранние парламентские выборы.

Следует напомнить одну истину: президентская форма правления в такой стране, как Азербайджан, со слабыми демократическими традициями, может привести к установлению режима личной власти, не считающегося с общественным мнением и действующего произвольно от общественного контроля. Согласно ст. 81 и ст. 82 Конституции Азербайджана законодательную власть в Азербайджанской республике осуществляет Милли Меджлис, который состоит из 125 депутатов. Например, на Филиппинах Маркое, после того как был избран президентом, сохранял в своих руках эту должность в течение 20 лет; присвоил богатства страны, однозначно взял курс на уничтожение политических соперников. Аналогичные события неоднократно имели место и в странах Латинской Америки, Африки. Такое положение объясняется отчасти уменьшением роли политических партий в президентских республиках, незначительным участием их в формировании исполнительной власти и в составлении программы правительства.

В большинстве стран Западной Европы, а также в Конституции - Австралии (По конституции Австралии законодательная власть возложена на двухпалатный парламент, избираемый всеобщим голосованием. В составе, Верхней палаты - Сената 76 человек, а в Палате представителе 148 человек). Канаде (По форме правления Канада - конституционная парламентская монархия. В соответствии с конституционным законом 1082 г. главой государства является королева (король) Великобритании, который представляет в Канаде генерал - губернатор), Японии (Согласно ст. 41 Конституции Японии установлено, что парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства) парламентская республика. Именно в этих странах, можно сказать, нет тех внутренних и внешних проблем, которые наличествуют в иных странах, наоборот, здесь низок уровень инфляции, существует сбалансированный бюджет, стабильная национальная валюта. Во всех странах Северной и Южной Америки, кроме Канады и Ямайки, в большинстве стран Азии и Африки, а также в независимых государствах, возникших на пространстве бывшего СССР, существует президентская форма республиканского правления. Именно этим странам больше всего свойственны политическая и экономическая нестабильность, дефицит торгового и платежного балансов, вечно растущий государственный долг и инфляция, массовый уход населения из страны. Конечно, эти сложные проблемы детерминируются и другими причинами, но все-таки организационно-правовые факторы играют здесь не последнюю роль.

В парламентских республиках власть предоставляется политической партии, одержавшей победу на выборах, иными словами, профессиональным политикам, посвятившим жизнь политике, что касается президентских республик, то не здесь исключается приход к власти неопытных, несведущих людей.

В президентских республиках формирование правительства длится месяцами, а это, несомненно, отрицательно влияет на решение государственных и общественных проблем. Опыт Азербайджана -- тому наглядное доказательство. В парламентской же форме республиканского правления формированию правительства не уделяется столь много времени, ибо партия, пришедшая к власти, еще, будучи в оппозиции, имеет свой "теневой кабинет". Например, в 1990 г. пришедшая к власти лидер Рабочей партии Норвегии Г. X. Брунтланд всего через час, после того как кабинет консерваторов ушел в отставку, представила в парламент состав своего правительства.

С другой стороны, президентская власть, приводящая на руководящие должности по принципу личной преданности близких, членов своего трайба, родственников, отнюдь не может характеризоваться прочностью и дееспособностью. Наоборот, жизнь показывает, что эта форма правления особо чувствительна к государственным переворотам. Как, например, уже отмечено в юридической литературе, за последние 50 лет в Аргентине и Бразилии произошли четыре военных переворота, в Гватемале -- семь, в Боливии -- более десяти. В приобретших независимость Азербайджане, Грузии, Таджикистане за какие-то несколько лет произошел ряд переворотов и покушений на жизнь глав государств. В результате таких переворотов, наряду с тем, что к власти в большинстве случаев приходят некомпетентные, негодные люди с разрушительной психологией, общество подвергается крупным потерям.

В парламентских республиках главы государств обладают сильной опорой в лице партийных структур и многочисленных избирателей в масштабе всей страны, что и делает невозможными госперевороты. Вышеотмеченные и иные недостатки президентской формы республиканского правления, с точки зрения демократии и свободы, а также то, что эта власть в определенном роде есть авторитарная власть, показывает преимущество парламентской перед республиканской формой правления и необходимость перехода к ней.

Из истории известно, что в многострадальной Бангладеш после завоевания независимости в 1975 г. были осуществлены несколько государственных переворотов, убиты два президента - Муджибур Рахман и Зиаур Рахман. В 1991 г. парламент этой страны с целью устранить политическую нестабильность принял решение о переходе к парламентской форме республиканского правления.

Сторонники президентской республики, чтобы показать преимущество своей позиции, обычно приводят в качестве примера США. Действительно, в этой стране не происходили государственные перевороты, но в тех же Соединенных Штатах не были редкими случаи убийства президентов и покушения на их жизнь (судьба А. Линкольна, Дж. Кеннеди, Р. Рейгана тому наглядный пример). А каждый такой случай фактически завершается государственным переворотом. С другой стороны, такие явления, как Уотергейт и Ирангей, также из опыта этой страны.

В парламентских республиках, даже если одно и то же лицо несколько сроков будет руководить правительством (например, М. Тетчер, Г. Коль и др.), такие действия в принципе невозможны. Кроме того, жизнь показывает, что в президентской форме республиканского правления, из-за политических амбиций, развитию демократии создается больше препятствий. В мировом масштабе эта форма правления уже понимается как путь, напрямик ведущий к авторитаризму.

В парламентских республиках исполнительная власть возглавляется премьер-министром (председателем правительства), правительство назначается парламентом и несет перед ним политическую ответственность за свою деятельность (например, в Италии, Германии, Греции, Индии). Состав и политика правительства непосредственно отражают соотношение сил в парламенте. Это может быть, с одной стороны, достоинством такой формы правления, но с другой стороны, и недостатком. Дело в том, что при отсутствии прочного большинства у какой-либо одной партии (устойчивого союза нескольких партий), при расколах правящей партии и появлении фракции (фракций) голосующих вместе с ее противниками, правительство утрачивает стабильность, что создает нестабильность политической обстановки в стране.

Такие модификации формы обусловлены несколькими причинами. Во-первых, для управляемости государства важно не столько разделение властей и наличие системы сдержек и противовесов, сколько установление необходимых взаимосвязей, взаимодействия, взаимосогласованности в работе высших органов государства, так как их отсутствие ведет к кризису политической системы, что можно было наблюдать на примере России в противостоянии законодательной и исполнительной властей. Во-вторых, традиционные формы государства имеют и недостатки, состоящие, в частности, в появлении суперпрезидентских республик в Латинской Америке, президентско-монистических республик в Африке, а парламентарным республикам присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки (за пятьдесят послевоенных лет в Италии сменилось более полусотни кабинетов министров). В-третьих, возникновение смешанных форм есть отражение восприятия общечеловеческих ценностей, гуманистических идей и институтов (принятие конституций в эмиратах Персидского залива), борьбы прогрессивных сил за изменение формы правления (например, в Иордании, Непале).

ля-ля-ля, фа-до-ля фа-до-ля. ми-ми-ми, фа-до-сольдиез фа-до-ля

Президентская республика:
В президентской республике должности главы государства и главы правительства объединены. Глава государства избирается всеобщим голосованием и формирует правительство, которое несет перед ним политическую ответственность.
Признаки:
1. Президент и парламент избираются народом
2. Президент-глава государства и глава правительства
3. Президент подписывает принятые парламентом законы и обладает правом вето
4. Парламент имеет право преодоления вето (2/3 голосов)
5. Президент НЕ имеет права роспуска парламента
6. Парламент НЕ имеет права отставки президента.
Достоинства:
1. Президент несет всю ответственность за деятельность правительства
2. Избиратели могут заранее прогнозировать состав правительства
3. Парламент управляет президентом.
Недостатки:
1. Двойная демократическая легитимность (и президент, и парламент избираются народом). Это может стать источником острейшего конфликта между президентом и парламентом.
2. Отсутствие гибкости (в случае конфликта между президентом и парламентом обе ветви власти вынуждены существовать до след.выборов)
3. Возможна неэффективность власти в том случае, если парламент блокирует принятие президентских инициатив.
4. Относительная нестабильность демократического режима.

Парламентская республика
В парламентской республике правительство формируется парламентом, а глава государства (если эта должность существует) избирается парламентом. Премьер- министром (главой правительства), как правило, становится лидер партии, набравшей большинство голосов на выборах в парламент.
Признаки:
1. Парламент избирается народом
2. Правительство формируется парламентом и зависит от доверия парламентского большинства.
Достоинства:
1. Парламентская ответственность правительства (Политическая ответственность исполнительной власти перед законодательной).
2. Гибкость (конфликты между парламентом и правительством имеют гибкую возможность)
3. Выживаемость (демократия чуть выше, чем при президентской республике)
Недостатки:
1. Возможна частная смена правительства (пр.: Италия 1 раз в месяц) => возможна политическая нестабильность
2. В последние годы в странах парламентской республики ослабление фракционной дисциплины, которая подрывает принципы партийной ответсвенности.

А. Лейпхарт формулирует три основных различия между президентской и парламентской республикой:
в парламентской республике глава правительства зависит от парламентского доверия, а в президентской республике, в которой глава правительства (президент) всенародно избирается, глава исполнительной власти не может быть смещен с поста парламентским голосованием (за исключением импичмента);
в парламентской республике глава исполнительной власти избирается парламентом в результате многочисленных внутрипарламентских торгов и переговоров, а в президентской республике - всенародным голосованием;
в парламентской республике исполнительная власть имеет коллективный и коллегиальный характер и зависит от законодательной, в то время как в президентской - персонифицированный и единоличный характер.