Что такое капоэйра? Что такое капоэйра Распространение капоэйры по миру.

История капоэйры

Достоверные сведения о капоэйре начинаются с XVIII века , но, фактически, она зародилась несколько ранее. Согласно общепринятой версии, капоэйра возникла в Южной Америке благодаря чернокожим рабам, которых португальцы привозили из других колоний - Анголы , Мозамбика , Гвинеи , Конго . Вследствие жестокого обращения бразильских рабовладельцев часть рабов бежала в сельву , где африканская религия и культура встретилась с индейской. Беглые селились в киломбуш (ед.ч. - киломбу) - «вольных городах», из субкультуры которых и начала своё распространение капоэйра.

По разным сведениям, капоэйра ведёт своё происхождение от :

  • субкультуры африканского национального танца. Первоначально она не несла в себе боевого аспекта, который появился уже позднее, на территории Бразилии.
  • африканского ритуального боевого танца «нголо » («n’golo»), являвшегося неотъемлемым атрибутом обряда инициации в южных районах Анголы, и изображавшего танец зебр - молодые воины вступали в ритуальный бой друг с другом.

Однако, несмотря на разные версии, качества танца в капоэйре присутствуют.

Развитие капоэйры в то время неразрывно связано с легендарным героем - Зумби , который стал для народа Бразилии символом сопротивления. Зумби дус Палмарис (порт. Zumbi dos Palmares ) возглавлял один из крупнейших киломбу - Палмарис , который просуществовал в условиях правительственной блокады около семидесяти лет .

Происхождение названия

Споры относительно этимологии слова «капоэйра» не прекращаются до сих пор. Самые распространенные версии:

Капоэйра в подполье

Новым этапом в развитии капоэйры стало официальное документирование информации, касающейся капоэйры. Этот период начинается подписанием в г. на территории Бразилии Золотого Закона , который отменил рабство. При этом необходимо отметить, что ввоз рабов был запрещён ещё раньше - в г. - законом Кейроза, но на протяжении ещё почти сорока лет работорговля продолжалась нелегально, вплоть до 13 мая 1888 года . В тот день принцесса Изабелла, правившая в то время вместо заболевшего императора, подписала закон следующего содержания:

Несмотря на официальное уравнение всех индейцев, негров и метисов в общечеловеческих правах с европейцами, в стране по-прежнему существовала социальная дискриминация , проявлявшаяся во всех сферах жизни общества. Религия Кандомбле и капоэйра, как и многие другие элементы культуры не-европейского населения Бразилии, оказались под официальным запретом. Социальной рефлексией на этот факт явилось т. н. «Сопротивление» - капоэйра стала одновременно и танцем, и оружием среди группировок подпольщиков и уличных банд . В г. практика капоэйры была запрещена первой конституцией Бразильской Республики .

Разделение стилей

Капоэйра Режионал

Достаточно яркими представителями стиля Капоэйры Ангола являются:

Капоэйра Контемпоранеа

Термин «Контемпоранеа» используется для групп, которые практикуют стиль Ангола, одновременно модернизируя его. Этот стиль является очень спорным, так как многие современные капоэйристы утверждают, что нельзя смешивать стили Ангола и Режионал, что ученик должен практиковать лишь один из них для того, чтобы полностью принять форму игры. Другие утверждают, что капоэйрист должен иметь навыки как традиционной, так и современной капоэйры и поддерживают тренировки в обоих стилях одновременно. В целом стиль Контемпоранеа является предметом множества споров среди капоэйристов.

Название «Контемпоранеа» также применяется к различным группам, которые не связывают себя ни с Местре Бимба , ни с Местре Пастинья .

На протяжении последних нескольких лет различные философии современной капоэйры выражались в создании различных школ, в частности в Северной Америке , которые создают и продолжают развивать их индивидуальную школу современного искусства. Это стало определяющей характеристикой многих школ, вплоть до того, что опытный ученик порой может определить, из какой школы происходит его соперник, судя лишь по стилю игры капоэйриста. Некоторые школы обучают смешанным техникам, основанным на сочетании нескольких стилей. Традиционно, роды в этих школах начинаются со стиля Ангола, во время которого местре или опытный ученик поет ладаинью (которую, как правило, можно услышать в начале игры в Капоэйре Ангола). Через некоторое время игра ускоряется и вскоре местре подает знак, после которого ритмы беримбау становятся традиционными для стиля Режионал.

Каждый из стилей, Режионал и Ангола, уделяют основное внимание различным свойствам и ключевым моментам. Режионал концентрируется на развитии скорости и быстроты рефлексов, в то время как Ангола делает упор на глубокую осмысленность каждого движения, практически как в партии шахмат. Школы, которые учат сочетать оба вида, преподают это как возможность использовать сильные стороны каждого из направлений в своей игре.

Распространение капоэйры по миру

Капоэйра в Европе

Первое близкое знакомство Европы с капоэйрой датируется 1951 годом - европейским туром артистической труппы Companhia Brasiliana , за которой последовали другие - например Furacões da Bahia или Brasil Tropical , основанная мастером Камиза Роша . После этого отдельные специалисты получили возможность оставаться в Европе продолжительное время, обучая капоэйре или выступая с сольными номерами. Пионером европейской капоэйры считается Martinho Fiuza , приехавший в г. Следует отметить, что регулярное преподавание капоэйры в США началось всего на три года раньше - в г. мастером Jelon Vieira (школа Senzala ) в Нью-Йорке . В г. в Германию прибыл Пауло Сикейра (Paulo Siqueira ), это событие принято считать началом непрерывного развития капоэйры в Европе .

Капоэйра в СНГ

Первый серьёзный интерес к этому виду искусства в России и СНГ был проявлен в г., после выхода на экраны фильма «Только сильнейшие », с Марком Дакаскосом в главной роли.

Ситуация, связанная с недостатком информации, начала изменяться, когда капоэйристы из стран СНГ стали посещать тренировочные лагеря и семинары по капоэйре в Европе , США и Бразилии .

Следующим этапом в развитии отечественной капоэйры стали визиты бразильских мастеров. Каждый год в СНГ с программой семинаров приезжают многие известные бразильские мастера капоэйры, и, как правило, они действительно заинтересованы в развитии групп капоэйры в России и СНГ .

Капоэйра в России

Капоэйра сегодня

Встречи капоэйристов

Встречи капоэйристов, в абсолютном большинстве случаев, проходят по следующим правилам. Музыканты становятся в изголовье круга (порт. Roda ). Роду образуют капоэйристы или публика, стоящая или сидящая по кругу. Все поют песни на португальском языке. Двое входят в игру около места расположения музыканта с Гунгой, называемого Пе ду Беримбау (порт. Pe do Berimbau ), иногда используя акробатические элементы. Начинается игра - передвижения, удары, прыжки чередуются в попытках достать соперника или вынудить его упасть. Характер игры в Роде (быстро или медленно, дружески или агрессивно) зависит от ритма, который играет беримбау, и песен .

Музыка

«Умение петь и отвечать… это обязанность каждого капоэйриста. Неумение петь соло - это не дефект, но неумение отвечать вместе с хором - это большой недостаток. В батерии не должны находиться люди, которые не поют вместе с хором».

«Почему в песнях есть сюжет?.. …Для того, чтобы, когда в роду приходит представитель другой группы или мастер, импровизация предупреждала бы роду, нужно ли остановиться, или подбадривала бы продолжить игру».

Тренировки и рода проходят под живую музыку, которую создает специальный «оркестр капуэйры» - батери́я (или шара́нга). Существуют несколько традиций состава батерии, они довольно разнообразны.

Основную роль в аккомпанементе и ведении роды играет Беримба́у (порт. Berimbau ) - инструмент, напоминающий лук с резонатором. Беримбау задаёт основной ритм и темп игры в Роде .

Более-менее общепринятой считается традиция, когда основой батерии являются три беримбау , каждый из которых служит своей цели:

Кроме беримбау, «классическая» батерия имеет в своем составе:

Ритмы беримбау

Три основных вида беримбау

Ритм беримбау определяет характер игры в Роде, существует множество популярных традиционных и «авторских» ритмов для этого инструмента, например:

Существуют и другие ритмы, подробней описанные в главной статье раздела.

Песни

В традиционной капоэйре песенный цикл делится на три основных части:

Открывает музыкальную последовательность ладаинья - это традиционная сольная песня местре (или человека, «ведущего» роду). Певец может рассказать притчу или передать сообщение зрителям. Соло может быть импровизированным. Пока поёт мастер, первая пара игроков, сидя, ждёт, расположившись по обе стороны от него.

Общие понятия и определения в капоэйра

  • порт. Abadá / Абада - специальные капоэйристские штаны белого цвета.
  • порт. Amazônia / Амазониа - стиль игры капоэйра, при игре в этом стиле капоэйристы подражают движениям животных, используя преимущественно нижнюю технику.
  • порт. Angola / Ангола - стиль игры капоэйра, характеризуется особым ритмом игры на беримбау, в роде играют очень близко и медленно.
  • порт. Apelido / Апелиду - имя в капоэйре, даётся местре до батизаду.
  • порт. Axé / Аше - энергия капоэйры.
  • порт. Bateria / Батериа - оркестр, инструменты и люди, играющие на них, они задают темп игры.
  • порт. Batizado / Батизаду - церемония посвящения, крещение, получение первой корды.
  • порт. Benguela / Бенгела - стиль игры капоэйра, характеризуется особым ритмом игры на беримбау, в роде преобладают уходы, перемещения, ритм средний, удары плавные ине высокие.
  • порт. Volta ao mundo / Волта ау мунду - проход в роде по кругу, используется для передышки игроков или музыкантов.
  • порт. Grimas / Гримаш - палки для макулеле.
  • порт. Jogo / Жогу - игра в роде.
  • порт. Jogo de compra / Жогу ди компра - игра, в которой выходят в роду по одному человеку, сменяют того, кто дольше играет.
  • порт. Iuna / Иуна - стиль игры капоэйра, характеризуется особым ритмом игры на беримбау, в роде преобладает акробатика, играют на расстоянии, чтобы не мешать друг другу.
  • порт. Corda / Корда - цветной шнур, показывающий статус капоэйриста, носится на поясе.
  • порт. Corridos, quadros / Курридус, куадрус - песни, исполняемые участниками роды.
  • порт. Ladainha / Ладаинья - песня-вступление, поётся только в анголе, исполняется сольно.
  • порт. Maculelê / Макулеле - танец-игра с палками, участники выполняют разнообразные движения, попадая в ритм, задаваемый барабанами.
  • порт. Regional / Режионал - стиль игры капоэйра, характеризуется особым ритмом игры на беримбау, в роде играют быстро, преобладают высокие и быстрые удары, можно делать прыжки и акробатику.
  • порт. Roda / Рода - круг, образуемый участниками, в котором играют капоэйристы.
  • порт. Solo / Соло - одиночное выступление капоэйриста, в роде или без неё, в котором он показывает своё умение выполнять какие то удары, связки, акробатические движения.
  • порт. Toque / Токе - ритм игры на беримбау.
  • порт. Troca de corda / Трока ди корда - смена корды, переход на следующий уровень.
  • порт. Chamada / Шамада - вызов, определённая последовательность шагов и действий, используется исключительно в анголе для передышки или изменения хода игры.
  • порт. Chulas / Шулас - восхваляющая песня, поётся только в анголе.

Движения и удары

В капоэйре нет статических стоек. Её основа - джинга (порт. ginga ). Джинга - это непрерывное движение, игрок постоянно передвигается, готовый уйти от удара или провести удар самому. Основные стойки и перемещения:

  • Джинга (порт. Ginga ).
  • Негачива (порт. Negativa ).
  • Эшкива (порт. Esquiva ).
  • Кокоринья (порт. Cocorinha ).
  • Роле (порт. Role ).

Стойки и перемещения на руках:

  • Ау аберту (порт. Au aberto )
  • Ау фешаду (порт. Au fechado ).
  • Ау добраду (порт. Au dobrãdo ).
  • Ау агулья (порт. Au agulha ).
  • Бананейра (порт. Bananeira ).
  • Бику ди папагайу (порт. Bico de papagaio ).
  • Макаку (порт. Macaco ).

Названия движений в разных школах различаются, приведённые выше термины характерны для определённых школ направлений Режионал и Капоэйра Контемпоранеа. Под теми же названиями в других школах могут подразумеваться несколько другие движения.

Градации мастерства

В современной капоэйре направлений режионал и контемпоранеа для обозначения мастерства принята система поясов или платков, цвета которых определяются каждой отдельной школой. Поясами (порт. cordão ) или нашейными платками (порт. lenço ) являются цветные шнуры-платки, которые носят капоэйристы. Степень, апелиду (и пояс-платок) они могут получить только на церемонии посвящения (порт. batizado ). Вместе с практикой в роде и отработкой новых элементов ученик изучает португальский язык, музыку, песни, историю капоэйры и её философию. При упорстве и постоянных тренировках через несколько лет можно достичь звания опытного ученика (порт. formado ). Следующий уровень уже позволяет помогать своему учителю. Высшие звания - местре-шарангейру (порт. mestre-xarangeiro ) контра-местре (порт. contra-mestre ) и местре (порт. mestre ). Звание местре позволяет открыть собственную школу, достижение этого звания занимает не менее десяти лет.

В традиции большинства школ направления Ангола выдача поясов и проведение батизаду не практикуется.

Батизаду (Batizado)

Посвящение в капоэйристы, когда новичку могут дать имя («апелиду») и первый кордао. В капоэйра нет традиционной сдачи на пояс по нормативам как в других боевых искусствах, готовность к смене пояса определяет тренер по итогам тренировок за всё время. Если игрока вызвали в круг на батизаду, можно считать, что повышение в градации поясов у него есть, если только он не допустит «громких ошибок» или не выкажет элементарного незнания правил выхода в роду. В разных школах церемония проходит по-разному, обычно проводить батизаду имеет право капоэйрист не ниже уровня «профессор». Церемония смены пояса (степени) называется «Трока ди кордао» (порт. Troca de Cordaо ) и обычно проводится вместе с батизаду.

Организация движения капоэйристов

Школы капоэйры сейчас объединяют десятки тысяч людей по всему миру. Регулярно проводятся фестивали, семинары.

Школа определяется принадлежностью к одному из стилей капоэйры. Как правило, у каждой школы существует базовое местоположение и множество филиалов по всему миру. Местре (или его ученики) регулярно посещает филиалы и проводит батизаду. Существует множество как всемирно признанных и уважаемых школ, так и малоизвестных.

Вместе с тем, безусловно, необходимо учитывать следующие мнения:

«…Капоэйра - она как воздух: мы знаем, что он есть, мы им дышим, мы не можем жить без него. И в то же время мы не можем поймать его, заключить в какие-то рамки. Капоэйра не может ограничиваться лишь одной единственной группой занимающихся, одной единственной формальной организацией и тем более одной группой мастеров, которые заявляют монополию на владению ею. Капоэйра выходит за рамки всех нас. Никакое общество, группа или человек никогда не будут её контролировать…
…Прежде чем думать о создании института капоэйры, мы должны спросить самих себя: почему кому-то нужно нас организовывать? Зачем нам нужна организация, которая будет контролировать наш образ жизни? Кто от этого выиграет? Капоэйра? Капоэйрист? Бюрократы ? Действительно ли создание подобных организаций так необходимо?…
…мы открыты для познания капоэйры, но не хотим, чтобы кто-либо навязывал нам собственную шкалу ценностей. Мы хотим такого сообщества, в котором ценится и поощряется как индивидуальность каждого участника, так и сотрудничество между ними…» - Местре Кобра Манса

Таким образом, можно заметить, что существуют две основные тенденции: максимум организованности и максимум свободы. И, разумеется, сколько угодно мнений, находящихся между этими полюсами. Каждая группа, объединение капоэйристов или человек, не имеющий прочной связи с конкретной группой, выбирает свой путь. Впрочем, тут вступает в действие другой принцип - следования «линии» - традиции, передаваемой от учителя к ученику.

Капоэйра в фильмах, клипах, рекламных роликах и компьютерных играх

Современная капоэйра включает в себя множество зрелищных акробатических прыжков, трюков и перемещений. Игра, в которой мощные удары комбинируются с головокружительной акробатикой, способна произвести на постороннего наблюдателя сильнейшее впечатление. Закономерно, что капоэйра не осталась незамеченной голливудскими режиссёрами.

Only the strong

Первый художественный фильм, полностью посвящённый капоэйре.

Другие игры

Кроме игры «Capoeira Fighter», сделанной энтузиастами, существует множество коммерческих игр, в которых капоэйра присутствует в том или ином виде. В число игр подобного рода входят такие тайтлы как «Tekken » (эпизоды с 3-го и выше: Эдди Гордо, Тайгер, Кристи Монтейро), Prince of Persia (The Sands of Time; WW; TTT), «Fatal Fury» (FF1, 3, Real Bout 1, 2, Special), «The King of Fighters» (KoF: MI 1, KoF: MI2, KoF 11), «Street Fighter 3» (все версии), Rage of the Dragons. Перечисленными играми дело не ограничивается, и далеко не во всех играх капоэйра представлена именно как боевая дисциплина. К примеру, в онлайновой ролевой игре World of Warcraft тролли после команды танцевать (/dance) начинают выполнять движения капоэйры.

Примечания

  1. Health"snews.com Капоэйра – пристало ли джентльмену? ,
  2. Health"snews.com Капоэйра – Главное – растяжка ,
  3. ISBN 5-93347-205-0 .
  4. Статья Киломбуш - свободные города на v8mag.ru
  5. Капоэйра Ангола: сборник статей. М., Русаки, 2005., ISBN 5-93347-205-0 . Дэниэл Досон, статья «Капоэйра Ангола и местре Жоао Гранди», англ.
  6. Капоэйра Ангола: сборник статей. М., Русаки, 2005., ISBN 5-93347-205-0 . стр. 22
  7. Статья КАПОЭЙРА: БРАЗИЛЬСКИЙ БОЕВОЙ ТАНЕЦ на idance.ru
  8. Более подробно капоэйра в этот период описана в книге Жоржи Амаду «Лавка чудес»
  9. Mestre Bimba
  10. Капоэйра Ангола: сборник статей. М., Русаки, 2005., ISBN 5-93347-205-0 . Статья «Капоэйра Ангола», Мартин де Моор.
  11. «GRUPOS PARAFOLCLÓRICOS BAIANOS. Olhar o passado e entender o presente para redimensionar o futuro» Nadir Nóbrega Oliveira (порт.)
  12. Mestre de Capoeira Paulo Siqueira (нем.)
  13. «Herança de Pastinha. Metafísica da Capoeira». Decanio, Ângelo; Colecão São Salomão 3, Salvador: Produção Independente, 1996., стр. 38, стр. 54

В мире десятки боевых искусств и сотни танцев. И лишь единичны случаи, когда искусство обороняться и искусство танцевать объединяются в одно гармоничное целое. Таким впечатляющим симбиозом и является Капоэйра (capoeira) – танец-борьба или боевое искусство, рожденное в танце.

Надо признать, что танцевальное искусство пересекается с боевым не только в капоэйре. Украинский гопак, боевой танец с шашками, казачий пляс обладают не менее отточенной боевой техникой и великолепной хореографией. Эти танцы впечатляющи и колоритны. Однако, все они остаются в рамках своей национальной культуры и являются почти экзотикой. А вот капоэйра давно перешагнула рамки бразильского национального боевого искусства и стала весьма популярной во всем мире.
Капоэйра признана у себя на родине официальным видом спорта и насчитывает более полумиллиона «игроков», зарегистрированных по федерациям, не считая бесчисленных приверженцев-любителей во многих странах. И, в то же время, капоэйра представляет собой обособленный танцевальный стиль, эффектный, притягательный и весьма сложный.

В чем секрет популярности капоэйры?
Включайте воображение! Этот танец из категории тех, которые лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать его описание. Но все же, мы постараемся передать философию танца, его суть и эмоции.

Капоэйриста трудно назвать просто танцором. Скорее, это спортсмен, ловкий и расчетливый игрок. А сама капоэйра – это встреча двух противников, демонстрирующих под ритмичную музыку умение владеть своим телом, обороняться и нападать, уходить от ударов и просчитывать намерение оппонента. Встреча капоэйристов, впрочем, и называется не «баттл», не «матч», не «раунд» и, тем более, не танец, а игра («жогу»).

Капоэйра имеет устойчивые традиции. Музыка капоэйры – это звуки бубнов пандейру, барабана атабаке, трещоток реко-реко и колокольчиков агого. А главную «скрипку» в этой экзотической симфонии играет беримбау - струнно-щипковый инструмент, похожий на лук.

Участников танца-игры может быть сколько угодно. Капоэйристы и публика образуют круг (по португальски «Roda»), в «изголовье» которого встают музыканты. Под ритмичные звуки музыкальных инструментов (ну, а в упрощенном варианте просто под запись) участники исполняют ладаинью - специальную припевку и прихлопывают в ладоши. Кодекс капоэйриста требует, чтобы каждый умел петь песни на португальском. Кстати, даже в российских школах капоэйры уделяется этому умению большое внимание, дабы соблюсти традиции танца.

В центр круга по особому знаку выходит пара танцоров-бойцов. Соблюдая ритуал, игроки сначала присаживаются на корточки, ладонью касаются пола и после пожатия рук одновременно вскакивают, начиная «игру».
Движения капоэйры напоминают схватку «летающих» ниндзя. Под гудение беримбау игроки «ходят колесом», «стелятся» по земле, стоят на одной ладони, выделывают акробатические сальто, уходя от выпадов противника или вынуждая его упасть. Бойцы полностью растворяются в капоэйре, почти впадают в транс, повинуясь густой музыке барабанов, угадывают намерения и мысли друг друга и сокращают расстояние между частями тел до нескольких миллиметров.
Для несведущего зрителя очевидно, что двое дерутся, и вроде бы наносят удары ногами в голову противника или того и гляди раздробят головой его подбородок. Но… пятки «летают» в миллиметре от лиц, а сокрушительные удары не достигают цели. В этом принцип наиболее зрелищного стиля капоэйры «режьонал» – бесконтактность. Режьонал отличается резкими амплитудными движениями, высокими стойками, эффектной акробатикой, а сама игра происходит под постоянно убыстряющийся музыкальный ритм.

Другой стиль капоэйры «ангола» – совершенно иной, с медленными движениями, происходящими под неторопливый барабанный ритм. Это нижняя техника. Основных элементов танца три:

  1. Низкая стойка , в которой ноги бойцов широко расставлены и все передвижения осуществляются маятниковым шагом. Вес тела попеременно перемещается с одной ноги на другую, образуя движения танца. Из этого положения капоэйрист часто принимает упор на руки, чтобы нанести удар одной или обеими ногами, сделать прыжок, сальто или подсечку. А сама капоэйра получила за изобилие таких движений название «бокс ногами».
  2. В капоэйре существуют две зоны атаки : нижний уровень (различные удары по ногам противника, зацепы и подсечки) и верхняя зона – удары ногами в голову противника.
  3. Третий элемент танца – защита , которая состоит из уклонов, поворотов и сальто. Капоэйра изобилует акробатическими элементами, где блоки не жесткие, а удар противника отводится за счет скользящих и вращательных движений.

Еще одна традиция капоэйры – это одежда танцоров-бойцов. Принято, что капоэйру исполняют в белых брюках и белых же футболках. Танцоры, мускулатура которых хорошо подкачана, любят танцевать капоэйру с голым торсом. Хорошим бойцом считается тот, кто вышел из поединка «безупречно белым» и даже при использовании нижней техники ни разу не коснулся земли своей одеждой.

Откуда пришло это чудо - капоэйра (немного истории).
Капоэйру можно смело назвать симбиозом борьбы, игры и танца.
Перевод названия «капоэйра» неоднозначен. По одной версии «капоэйра» происходит от «капоэйрас» – «джунглевые заросли». Другое значение, которое приписывают слову capoeira – «вырубленный лес», «вырубка» - место, где скрывались беглые рабы, основавшие данный стиль. Третьи источники переводят слово «капоэйра», как "низкая растительность" – площадка с низкой травой, где удобно заниматься боевым искусством.

Происхождение капоэйры до сих пор спорно. Но, самая распространенная и правдоподобная версия гласит о том, что её история начиналась, как боевая пляска чернокожих невольников, завезенных португальцами в период колонизации в Бразилию. Навыки капоэйры оттачивались ими в минуты отдыха и маскировались под танец. Считается, что некоторые приемы капоэйры чернокожие рабы, сбежавшие с плантаций, заимствовали у местных индейцев. Техника капоэйры совершенствовалась в поселениях беглых рабов для будущих сражений с колонизаторами. С 1820-х годов капоэйристов жестоко преследовали, и в качестве сурового наказания назначали каторжные работы и 200 ударов плетьми.

Спустя десятилетия капоэйра не исчезла, а лишь «закалилась», став основным инструментом уличных боев в Рио-де-Жанейро. Кстати, и первые подробные описания капоэйры дошли до нас по большей части из полицейских отчетов. Эффективное и весьма опасное боевое искусство использовалось бандами и кланами города для выхода «стенка на стенку». Они терроризировали горожан и были практически неуязвимыми для полиции. Капоэйристов пытались «остудить» и насильно вербовали в армию. Но, это лишь способствовало распространению капоэйры в отдаленных провинциях, куда засылали новобранцев.
В конце концов, уголовный кодекс Бразилии в 1890 году возвел капоэйру в ранг уголовно наказуемых занятий. Тем, кто практиковал капоэйру, полагалось полгода тюрьмы и высылка на отдаленный северо-восточный остров, для криминальных «авторитетов» срок наказания увеличивался вдвое.

Капоэйра обязана вторым рождением мастеру Бимбе.
Борьба с капоэйрой оказалась весьма эффективной, и к началу ХХ века это боевое искусство было почти забыто. Традицию капоэйры возродил человек-легенда по прозвищу Бимба (официальное имя - Мануэл дус Рейс Машаду). Его называли Бимба- Три Удара – говорят именно столько ему было необходимо, чтобы уложить любого противника. В поединке против него никто не мог удержаться дольше полутора минут.
Бимба решил доказать, что капоэйра незаслуженно забыта и является национальным боевым искусством, которое может послужить своему народу. В 1932 году он открывает первую школу капоэйры и разрабатывает технику, которая и легла в основу бесконтактного стиля «режьонал».
Потенциально почти половина ударов капоэйры являются смертельными, но учитель-Бимба и ввел тот самый гуманный принцип, который ныне является каноническим для капоэристов – бесконтактность.

Вскоре после Бимбы другой мастер (местре) капоэйры Висенте Феррейра Пастинья основал свою школу капоэйры «Ангола» с альтернативной философией. Он считал, что акробатика не главное в капоэйре, а выделял в ней ритуальное и игровое начало. В 1941 году Пастинья положил начало новому «ангольскому» стилю и объединил вокруг себя множество противников чересчур спортивного стиля «режьонал».

Возрождение капоэйры в 1930-х годах совпало в Бразилии с активными поисками национальной идеи. Власти сочли капоэйру ярким и достойным выражением бразильского характера и закрыли глаза на её криминальное прошлое.
Окончательное признание капоэйры произошло после показательных выступлений, которые в 1953 году продемонстрировал Бимба с учениками своей школы специально для президента страны – Жетулиу Варгаса. Тот был впечатлен и напророчил капоэйре блестящее будущее.

Настоящий бум ожидал капоэйру в 1970-1980 – х годах. Толпы последователей обоих стилей увлеклись капоэйрой на волне культа физического здоровья. Кроме того, капоэйра в исполнении «мулатов в белых штанах» была зрелищным и, в то же время, неагрессивным искусством, которое развлекало туристов. Бразильцы с гордостью демонстрировали капоэйру и зарождали интерес к этому красивому спорту-танцу-игре у любителей во всем мире.

Капоэйра распространялась стремительно. Элементы капоэйры четко прослеживаются в хип-хопе и брейк-дансе. Сегодня боевая, спортивная, танцевальная и фитнес-капоэйра очень популярна на всех пяти континентах. В частности, в России капоэйра существует уже более 10 лет и признана полноценным видом спорта. Первый серьезный интерес к капоэйре всколыхнул в России фильм, вышедший в 1994 году - «Только сильнейший». Главную роль в нем исполнял Марк Дакаскос, который произвел на зрителей неизгладимое впечатление этим боевым искусством и зажег во многих энтузиастах искру любви к капоэйре и огромное желание учиться.

В итоге, капоэйра приобрела всемирную известность и продолжает увеличивать число своих поклонников. Что удивительно, капоэйра в отличие от множества боевых искусств за долгий период своего развития сохранила практически все традиции в чистом неизменном виде. Действительно уникальный случай, когда, будучи столь распространенной, капоэйра не подверглась влиянию других боевых систем.

Навыки капоэйры можно совершенствовать всю жизнь, а вершин мастерства достигают особо упорные через десяток лет интенсивных занятий. Это сложное искусство, требующее хорошей физической подготовки, пластики и координации движений. Впрочем, стоит лишь начать заниматься, и капоэйра постепенно научит ваше тело быть совершенным.

Капоэйра сегодня является тем видом искусства, который находится под защитой ЮНЕСКО. Хотя на заре своего появления капоэйра считалась боевым видом, сегодня это завораживающая смесь танца, акробатики и бесконтактного боя.

Капоэйра: возникновение традиции

Примерно в 18 веке в Южной Америке и зародилась капоэйра. Она появилась на континенте вместе с чернокожими рабами. Иногда рабам удавалось сбежать от своих мучителей. Они добирались до индейских вольных селений, там тренировались, чтобы суметь дать отпор белым.

Согласно еще одной версии, рабы втайне от господ изучали боевые искусства, прикрывая свои уроки обычными танцами. Тем не менее в капоэйре есть следующие составляющие:

  • Культура африканского танца;
  • Элементы боевого танца «нголо».

Первым героем капоэйри в наше время является Зумби дус Палмарис. Этот чернокожий деятель долгое время был в оппозиции к правительству Бразилии, поэтому люди боготворили его. Также Зумби отлично танцевал капоэйру.

В 1888 году в Бразилии на правительственном уровне запретили рабство. Долгое время рабов содержали нелегально, затем рабство удалось искоренить вовсе. Бывшие рабы иногда собирались в группировки и мстили белым людям. Поэтому в первой конституции бразильского государства капоэйра считалась оружием и находилась под запретом.

В 1930 в нестабильной Бразилии свершился военный переворот. Так у капоэйры появилось более легитимное положение. Через два года в стране открылась первая официальная школа данного стиля. Ее основателем стал Местре Пастинья.

Откуда у танца такое название?

У индейцев гуарани термин «капоэйра» означает «поле, которое расчищают отжигом и вырубкой». Вполне возможно, что беглые рабы позаимствовали у индейцев метафору для обозначения своего боевого искусства.

С португальского похожее слово переводится, как «клетка для кур». В языке киконго это слово означает «драться», что прямо указывает на применение капоэйры в прошлом.

Стили и школы капоэйры

В мире существует немало школ этого причудливого и быстрого танца. Каждый основатель привносил в стиль что-то свое, делая его непохожим на других. Теперь капоэйра популярна во многих странах. Первые же ее школы имели следующие отличительные черты:

  • Капоэйра «Режионал». Улучшенная версия, сочетающая в себе техники из разных направлений. Основоположник – Местре Бимба;
  • Капоэйра «Ангола». Стиль находится ближе всего к танцам африканских рабов, считается традиционным направлением;
  • Капоэйра «Контемпоранеа». Новый тип капоэйры, где «Ангола» и «Режионал» смешаны между собой.

Сегодня данное направление не только имеет необычную историю, но и исполняется под абсолютно самобытную музыку. Живое сопровождение подразумевает использование беримбау, который выглядит, как лук и резонатор в комплекте к нему. Еще игра на инструменте сопровождается народными песнями: ладаньями, шула и корридуш.

Вступление в песне может напоминать притчу или рассказ. Далее ритм убыстряется. Обычно, первую песню поет сам мастер, танцоры в это время просто сидят друг напротив друга.

Движения в капоэйре

В мире довольно мало мастеров, способных применять контактный вид капоэйры. В основном, в танце применяется бесконтактный метод ведения боя. Все движения выполняются максимально низко к земле, используются перевороты в воздухе и иные акробатические этюды.

Джингой в этом танце называют непрерывное перемещение. Стоять на месте нельзя, нужно выполнять стойки на руках, имитировать удары ногами, все это происходит под музыку, поэтому необходимо попадать в такт.

Мастерство спортсменов оценивается по особой системе, где за самой чистое исполнение можно получить платок определенного цвета. Сначала для новичка проводят церемонию посвящения. Затем ему присваивают степень «апелиду». Далее можно достичь уровня «формадо». После можно помогать мастеру, если уже есть уровень «местре-шарангейру». Далее идут звания «контра-местре» и «местре». Это наивысшие ступени, после прохождения которых, можно открыть собственный образовательный центр.

Школа «Ангола» не практикует присваивания рангов, и посвящения там тоже нет .

Зато в любом стиле данного танца есть нагрузка на организм, растяжка мышц, упражнения на выносливость, тренировка координации и умения постоять за себя.

Такая система способствует всестороннему физическому развитию танцора. Но и о духовном пути в капоэйре тоже помнят. Для развития души танцоры учат португальские песни, изучают особую философию, историю и полезные притчи.

Недостатки и достоинства капоэйры

За пределами Бразилии и Португалии сложно купить форму для занятий. К тому же, в Европе мало мастеров, способных по-настоящему обучить этому делу.

Еще одним недостатком такого спорта можно считать условия получения очередного ранга. Здесь необходимо не только знать все движения, но и петь, а также играть на музыкальных инструментах.

Гибкость – отличное преимущество танцора, но, если природа обделила этим качеством, придется заниматься дополнительно. Да и поездки по всему миру стоят не дешево. Все вышеперечисленное можно отнести к минусам капоэйры.

К ее плюсам относят отличную физическую форму танцоров, повышение собственной самооценки, развитие коммуникабельности, общение с единомышленниками, драйв от самого танца.

В современной капоэйре нет агрессии. Это единоборство считают самым мирным. В капоэйру именно играют, так как в данном направлении смешано много стилей и аспектов.

Капоэйра – это семейный вид спорта, где возраст и комплекция не имеют значения. Благодаря спокойным стилям в этом жанре могут участвовать и пожилые люди, и маленькие дети. Капоэйра является целым миром для тех, кто ей увлекается. Ведь там есть свои правила, традиции и общие интересы. Знатоки говорят, что капоэйра сочетает в себе фитнес, кардио, растяжку и силовые упражнения. Она кажется идеальной и очень зажигательной, поэтому с каждым годом у этого единоборства появляется все больше приверженцев.

Капоэйра — эта школа боевого искусства, визуально напоминающая удивительный танец. Освоить этот стиль под силу каждому, стоит лишь иметь желание и приложить много усилий. Сегодня в нашей статье мы поговорим о приемах капоэйра, происхождении этого направления, какую пользу подобные тренировки приносят для организма человека, а также, что человеку необходимо, чтобы каждая тренировка была максимально результативной.

Что это такое?

Капоэйра представляет собой национальное боевое искусство Бразилии, в котором уникальным образом сочетаются элементы борьбы, игры, акробатики и даже танца. Каждое движение должно осуществляться под зажигательную бразильскую музыку и в конечном итоге мы получаем превосходный энергический микс!

Стоит обратить внимание, в капоэйре удары сведены на нет, невзирая на то, что элементы боя все же присутствуют. Обусловлено это тем, что контакта между партнерам практически нет, поскольку большую часть занимают низкие положения, имитирующие удары ногами, разнообразные подсечки и акробатические приемы. В то время, когда один танцор начинает нападать , второй старается всячески увернуться, в итоге мы получаем удивительной красоты поединок. Но для того чтобы достичь мастерства в этом деле, необходимо, прежде всего, довести каждый свой прием до скоординированности и слаженности.

История возникновения

История образования и развития этого вида боевого искусства уходит корнями в XVIII столетие, но существуют предположения, что оно появилось значительно раньше. На сегодняшний день, существует общепринятая версия, которая гласит о том, что этот вид борьбы возник в Южной Америке благодаря чернокожим рабам, которые массово привозились в Португалию со своей родины: Анголы, Мозамбики, Конго и Гвинеи.

В те времена отношение к ним было невероятно жестоким и безжалостным, поэтому они никогда не теряли возможности сбежать. Беглые рабы формировали целые вольные города, которые получили название киломбуш, в которых не только самобытная, но и невероятно яркая африканская культура соединялась с более спокойной индийской. Чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме и при этом развлекаться, они танцевали. На основании этой истории и появилось понятие -капоэйра .

Существуют разные версии о происхождении первых ударов. Одни полагают, что они относятся к субкультурам национальных танцев африканских народов. Стоит обратить внимание, что изначально в этом виде искусства не использовались боевые приемы. Однако, имеет место быть и другая версия, которая гласит о том, что фундаментальной основой капоэйра стал национальный боевой танец Африки под названием нголо, который являлся обязательной составляющей обряда инициации в южных регионах Анголы.

Молодые люди, которые вступали в бой друг с другом, изображали зебр. В любом случае, истоки боевого искусства капоэйра всегда связывается с именем героя Зумби, который олицетворял для бразильского народа сопротивление.

Что касается названия, то существует тоже несколько вариаций его происхождения. Одна версия гласит, что в переводе с индейского языка тупи капоэйра переводится, как «поле, которое заросло кустарником и очищено выжиганием или вырубкой». Вполне возможно, что трактовка актуальна, поскольку для танцев необходимы были большие площадки, приходилось расчищать.

Вторая версия полагается на перевод слова с португальского — «клетка для кур» . Однако, существует и третья версия, приверженцы которой убеждены в том, что капоэйра является следствием искаженного произношения слов «kipura» и «kipula», которые в переводе с языка африканского киконга означают «порхать с места на место» и «драться». Стоит упомянуть о том, что некоторое время этот вид боевого искусства являлся запрещенным, поэтому долго находился в подполье.

Стили

В 1930 в Бразилии произошел военный переворот, который полностью видоизменил политическое положение вещей. С тех пор капоэйра признана законом и активно развивается. С тех пор появилось несколько ответвлений, каждое из которых позиционирует себя, как самостоятельное направление.

Давайте же рассмотрим основные стили капоэйры:

Стоит обратить особое внимание на то, что отличить друг от друга каждый из видов, невероятно сложно даже опытному человеку, поскольку некоторые элементы, удары и движения свойственны всем направлениям, а прочие постоянно видоизменяются и совершенствуются .

Полезные свойства капоэйра

Чем полезны тренировки этого вида искусства не только для взрослого, но и для ребенка? Уже неоднократно отмечалось во многих источниках, что такие тренировки имеют множество неоспоримых преимуществ:

Что касается недостатков, то их мало. К ним следует отнести небольшое количество профессиональных школ, а также опасность некоторых ударов и движений!

Что необходимо для начала занятий?

Прежде всего следует определиться, с какой целью человек желает освоить данный вид боевого искусства: чтобы разнообразить свой досуг или получить пояс и звание мастера, чтобы в дальнейшем заниматься преподавательской деятельностью.

Так вот, чтобы каждая тренировка была результативной, следует найти подходящую школу и записаться в нее. К сожалению, профессиональных тренеров в России крайне мало , поэтому капоэйру преподают в фитнес-центрах в качестве направления фитнеса.

Для полноценных тренировок потребуется немного:

  • хорошее настроение;
  • боевой настрой, принуждающий трудиться и выкладываться по полной;
  • приобретать экипировку необязательно, достаточно любых свободных и удобных вещей;
  • рекомендуется заниматься без обуви, так удобнее.