Спецрежимы налогообложения. Виды специальных налоговых режимов

Специальные налоговые режимы разрабатываются государством для регуляции отдельных отраслей бизнеса, а также упрощения уплаты налогов. Кроме того, они помогают откорректировать налоговую систему и разработать индивидуальные подходы к разным категориям граждан. Какими бывают специальные налоговые режимы, и какие функции они выполняют – посмотрим далее.

Понятие и разновидности специальных налоговых режимов

Специальный налоговый режим (СНР) – это вид налогообложения, имеющий отличительные характеристики от общеустановленных в Налоговом кодексе РФ, за исключением раздела 8.1, в котором и прописаны нормы, регулирующие СНР.

Среди специальных налоговых режимов выделяют пять режимов:

  1. . Упрощенная система уплаты налогов или так называемая “упрощенка”, которая, как правило, используется при ведении бизнеса. Она включает большое количество выплат, которые находятся в рамках медицинского и пенсионного страхования. Такая система не является принудительной, и предполагает две формы, введенные с 2014 года. По УСН, налоговые ставки на доходы составляют 6%. Однако если это доходы, выплачиваемые государству и уменьшенные на размер расходов, ставка составляет 15%.
  2. . Этот вид налогового режима также называют “вмененкой”. Единые налоги на вмененные доходы с 2016 года также стали непринудительными. Такая система, как правило, используется вместе с основной системой налогообложения. Она предназначена для специальных видов деятельности, включая ветеринарные услуги, бизнес по автотранспорту и недвижимостью, рекламу и проч.
  3. . Система налогообложения, регулирующая сельское хозяйство, которая помогает в работе товаропроизводителей сельскохозяйственного типа. Она применяется вместо налога на прибыль, имущество и НДС. С 2017 года ставка с 18% поднялась до 24%.
  4. ПСН . Это патентная система, введенная для регуляции патентной деятельности. Она может быть использована только теми индивидуальными предпринимателями, которые заняты в особых видах деятельности, указанных на сайтах налоговых служб субъектов РФ. Такая система заменяет НДС, налог на имущество физических лиц, НДФЛ. Ставка составляет 6%.
  5. СРП . Такая система применяется редко и актуальна только при уплате налогов во время выполнения соглашения о разделе товаров. Такие правовые отношения возможны, когда заграничные и национальные предприятия занимаются добычей минерального сырья. Ставка рассчитывается индивидуально.

Какими главами НК РФ регламентируются специальные налоговые режимы, кем могут применяться и на каких основаниях, предлагается узнать из таблицы, которую можно .

Знать о специальных налоговых режимах обязательно не только для экономиста или бухгалтера, но и для бизнесмена, поскольку это важно для грамотного управления своим делом и оптимизации работы с денежными средствами в рамках предприятия.

Общая характеристика СНР

Специальные налоговые режимы представляют собой особенный свод правил, установленных отдельно для определенных социальных групп, видов деятельности и т.д. Среди основных характеристик специальных режимов налогообложения выделяют следующие:

  • За исключением СПР, все виды специальных режимов могут использоваться только представителями малого бизнеса.
  • УНС, ЕНВД и ЕСХН могут быть использованы предприятиями и индивидуальными предпринимателями, а СРП – исключительно предприятиями, ПСН – исключительно ИП.
  • Все специальные режимы (кроме УСН) могут быть использованы только для определенных объектов, которые указаны в НК РФ или установлены местными органами самоуправления. УСН используется крупными представителями бизнеса по условиям, прописанным в главе 26.2 НК.
  • При всех системах (кроме СРП) единый специальный налог оплачивается вместо налога на прибыль, имущество и НДС. Что касается СРП, то в этом случае будут действовать определенная льготная системы и спецналог.

Налоговый период определяется в зависимости от конкретной системы. Так, декларация по налогам ЕСХН и УНС подается один раз в год, по ЕНВД – в квартал, по ПСН – в год или в течение действия платежа, СРП – в зависимости от периода каждого налога. С этими и другими характеристиками можно ознакомиться в таблице, .

Условия применения специальных налоговых режимов

Какие условия существуют и действуют на сегодняшний день для наиболее популярных специальных налоговых режимов, рассмотрим далее:

ЕСХН

Это – единый налог на сельское хозяйство. Здесь предъявляются особые требования к доходу предприятия:

  • Доля дохода именно от реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не меньше чем 70% от всей выручки. При этом каких-либо пределов в плане выручки нет – они могут быть абсолютно любыми.
  • Если предприятие занимается ловлей и добычей рыбы, тогда количество сотрудников должно составлять не больше 300 человек.

УСН

“Упрощенка” может применяться при соблюдении таких условий:

  • Компания не должна быть казенным либо бюджетным учреждением, а также страховщиком, ломбардом или фондом инвестиций.
  • В уставном капитале может содержаться не более 25% участия сторонних организаций или предприятий.
  • Компания не может заниматься игорным бизнесом или добывать полезные ископаемые.
  • Годовое число сотрудников не может превышать 100 человек.
  • За 9 месяцев года, предшествующего году установления УСН, доход предприятия не был выше 45 миллионов. Данная цифра высчитывается с учетом НДС и инфляций.

ЕНВД

Он может использоваться как самостоятельный налоговый режим, так и как дополнительный, например, в сочетании с УСН. Для перехода на ЕНВД компании не нужно как-то ограничивать себя в плане выручки, однако стоит принять следующие правила:

  • Если компания занимается продажами на специально имеющейся для этого площади, то эта площадь не должна превышать 150 квадратных метров.
  • Количество сотрудников предприятия за текущий и прошлый год не может быть более 100 человек.
  • Виды деятельности, для которых применим ЕНВД, четко отражены в 2 пункте 346.26 статьи Налогового кодекса РФ.

При переходе на определенный налоговый режим необходимо учесть как федеральные, также и региональные особенности перехода. Для уточнения данных особенностей потребуется обращение в местную Налоговую службу.

СНР среди субъектов малого предпринимательства

Особые возможности предоставляет для представителей малого бизнеса Налоговый кодекс. В данном случае, отмечается один важнейший налоговый режим – упрощенная система налогообложения либо “упрощенка”. Использовать её смогут как организации, также и индивидуальные предприятия. Преимущества такой системы заключаются в следующем:

  • Для организаций . Налогообложение на прибыль организации становится единым и уже не исчисляется соответственно главе 25 Налогового кодекса РФ. В случае с НДС, налог не будет рассчитываться по главе 30 Налогового кодекса РФ. Эти налоги заменяются единственным, то есть бухгалтеру придется производить расчеты только по единому налогу, регулируемому “упрощенкой”.
  • Для индивидуальных предпринимателей . В таком случае налог на доходы физического лица не будет рассчитываться согласно главе 23 Налогового кодекса, также не будет исчисляться и налог на имущества. Оба они заменяются единым налоговым сбором, вводимым упрощенным налогообложением.

Отметим, что единый налог, вводимый упрощенной системой, – это еще не все сборы, которые потребуется делать в пользу государства. Также нужно будет выплачивать страховые взносы в ПФ; водные налоги; государственные пошлины; налоги на доходы физических лиц; транспортные и земельные налоги; налоги на полезные ископаемые.

Обратите внимание, что воспользоваться упрощенным налоговым режимом могут не все предприятия и ИП – для этого необходимо соответствовать определенным критериям. Данные критерии закреплены в главе 26.2 Налогового кодекса РФ.

Видео: СНР для субъектов малого налогообложения

При общем изучении налогов и налогообложения тщательное внимание уделяют специальным налоговым режимам. Подробная информация о них с яркими примерами – в следующем видеоролике:

Любой специальный налоговый режим лицо может выбирать полностью самостоятельно. Конечно, важно обращать внимание, какие типы налоговых режимов подходят именно вам, то есть, каким типам вы соответствуете, а каким – нет. В любом случае, это прекрасная возможность, чтобы не уплачивать все или некоторые федеральные налоги.

"Налоговые споры: теория и практика", 2007, N 7

Институт специальных налоговых режимов является сравнительно новым для отечественного налогового права, получившим свое закрепление в российском законодательстве только в 2001 г. За прошедший период понятие специальных налоговых режимов несколько раз редактировалось законодателем.

Возникновение отечественного института специальных налоговых режимов

С момента включения в Налоговый кодекс РФ разд. VIII.1 "Специальные налоговые режимы" в 2002 г. были сделаны первые шаги к систематизации и объединению разрозненных специальных налоговых режимов.

Указанный процесс завершился лишь в середине 2003 г. внесением в разд. VIII.1 НК РФ гл. 26.4 "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции".

В качестве существенных черт специальных налоговых режимов в ст. 18 НК РФ отмечается особый порядок определения элементов налогообложения, а также возможность освобождения от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, отнесенных Кодексом к общему режиму налогообложения. Специальные режимы могут применяться только определенными категориями налогоплательщиков, указанными в законе.

В то же время предоставление отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимуществ по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, является согласно ст. 56 НК РФ налоговой льготой.

Для изучения специальных налоговых режимов необходимо в первую очередь определить, в чем же заключается их "специальность", а также выявить цели, которые преследовал законодатель при их введении.

Понятие "специальные налоговые режимы" (далее - СНР) не было известно отечественному налоговому законодательству на этапе становления налоговой системы в 1990-х гг. Норма, предусматривающая возможность введения особых или специальных налоговых режимов, впервые была внесена в Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы Российской Федерации" (далее - Закон об основах налоговой системы) лишь в 2001 г. <1> и вступила в силу 30.01.2002.

<1> Федеральный закон от 29.12.2001 N 187-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах".

Указанная в п. 3 ст. 18 Закона об основах налоговой системы норма не вводила определения понятия "специальные режимы налогообложения", ограничиваясь лишь перечислением ряда основных черт СНР, а именно особого порядка исчисления и уплаты налогов, а также замены определенной совокупности налогов, относящихся к общему режиму налогообложения, одним налогом. Указанная замена фактически означает прекращение у налогоплательщика обязанности по уплате ряда налогов и корреспондирующее ему возникновение обязанности по уплате налога, их заменяющего.

Из толкования п. 3 ст. 18 Закона об основах налоговой системы следовал вывод, что при установлении СНР, предусматривающего замену совокупности налогов одним налогом, подлежал введению новый налог, не относящийся к налогам, предусмотренным ст. ст. 19 - 21 названного Закона. Данный вывод подтверждался, в частности, введением одновременно с указанными изменениями в часть вторую НК РФ гл. 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" <2> - первого из установленных в Кодексе специальных налоговых режимов.

<2> См. ст. 1 Федерального закона от 29.12.2001 N 187-ФЗ.

Буквальное толкование первой редакции гл. 26.1 НК РФ, существенно отличавшейся от ныне действующей, позволяло сделать следующие выводы:

  1. главой предусмотрено введение единого сельскохозяйственного налога (далее - ЕСХН), являющегося самостоятельным налогом;
  2. указанный налог не входит в систему налогов, указанных в ст. ст. 19 - 21 Закона об основах налоговой системы;
  3. ЕСХН является специальным режимом налогообложения и предполагает замену ряда налогов, относящихся к общему режиму налогообложения (п. 4 ст. 346.1 НК РФ);
  4. установление и введение ЕСХН проводилось по правилам, утвержденным для введения в действие новых налогов, поскольку законодателем изначально были определены все элементы налогообложения, необходимые в силу ст. 17 НК РФ для введения любого налога (ст. ст. 346.3 - 346.8 Кодекса) <3>.
<3> В ред. Федерального закона от 29.12.2001 N 187-ФЗ.

В то же время абз. 1 п. 3 ст. 18 Закона об основах налоговой системы фактически вступал в противоречие с абз. 2 п. 1 ст. 18 НК РФ, согласно которому установление и введение в действие СНР не относилось к установлению и введению в действие новых налогов, что свидетельствовало о недостаточной проработанности понятия "специальные налоговые режимы" и отсутствии практики их применения. Указанное противоречие законодатель пытался преодолеть введением законодательного определения понятия "специальные налоговые режимы" в части первой НК РФ.

В первоначальной редакции ст. 18 Кодекса, не вступившей в силу в связи с действием Закона об основах налоговой системы, под специальным налоговым режимом понималась "система мер налогового регулирования, применяемая в случаях и порядке, установленных НК РФ".

Как видим, данная формулировка имела общий характер и не вносила большей ясности в понимание СНР, поскольку основывалась на понятии "система мер налогового регулирования", которое также не было определено в законодательстве.

С целью конкретизации данного института законодатель изложил ст. 18 НК РФ в новой редакции <4>, вступившей в силу с 01.01.2005. Согласно данной редакции под специальным налоговым режимом понимался особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами (абз. 1 ст. 18 Кодекса).

<4> См. п. 15 ст. 1 Федерального закона от 23.06.1999 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации".

В данном определении законодатель также не раскрывает понятия "особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов", что не позволяет определить необходимость введения того или иного СНР, поскольку цели его введения остаются за пределами приведенного определения и могут быть выявлены лишь при системном толковании указанной статьи и разд. VIII.1 НК РФ.

К основным недостаткам указанной нормы относилось также и то, что она носила бланкетный характер и зависела от конкретных норм части второй Кодекса.

Пытаясь преодолеть указанные противоречия, законодатель определил исчерпывающий перечень СНР, которые могут быть введены (абз. 3 ст. 18 НК РФ). При этом законодатель подчеркнул, что при установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения, а также налоговые льготы определяются в порядке, предусмотренном Кодексом.

Отразив вкратце динамику изменений в действующем законодательстве, касающихся понятия СНР, рассмотрим детальнее действующую редакцию ст. 18 НК РФ.

В первую очередь отметим, что законодатель вообще отказался от определения понятия "специальные налоговые режимы", ограничившись указанием на возможность их применения в соответствии с НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. При этом в абз. 2 п. 1 ст. 18 Кодекса указано, что СНР могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных ст. ст. 13 - 15 НК РФ, т.е. налогов и сборов, относящихся к общему режиму налогообложения.

Таким образом, содержание категории СНР было существенно расширено за счет включения нормы об освобождении от уплаты налогов. При этом перечень отличительных черт СНР, указанных в абз. 2 п. 1 ст. 18 НК РФ, является открытым.

Из буквального толкования действующей ст. 18 следует ряд выводов:

  • отказ от законодательного определения понятия СНР;
  • предоставление налогоплательщикам, применяющим СНР, освобождения от уплаты отдельных налогов и сборов;
  • наличие исчерпывающего перечня специальных налоговых режимов.

В то же время в данной редакции ст. 18 НК РФ не преодолены недостатки предыдущих редакций. Необходимо иметь в виду то обстоятельство, что ст. 18 является системообразующей для всего института специальных налоговых режимов и заинтересованные лица, применяя тот или иной режим, предусмотренный разд. VIII.1 НК РФ, в первую очередь должны руководствоваться нормами указанной статьи. Следовательно, статья требует дополнительной корректировки и исправления недостатков и пробелов, касающихся следующих обстоятельств:

  1. отсутствия законодательного определения целей введения СНР;
  2. конкретизации основных черт СНР как инструментов достижения целей их введения.

Для выявления общих черт, свойственных всем СНР, и особенностей применения налогоплательщиками того или иного режима обратимся к конкретным главам разд. VIII.1 НК РФ.

Единый сельскохозяйственный налог

Рассматриваемый налоговый режим может использоваться организациями и индивидуальными предпринимателями, являющимися сельскохозяйственными товаропроизводителями (п. 1 ст. 346.2 НК РФ). При этом под сельскохозяйственными товаропроизводителями НК РФ подразумевает лиц, производящих сельскохозяйственную продукцию, определенную п. 3 ст. 346.2, либо осуществляющих ее первичную и последующую (промышленную) переработку, а также лиц, реализующих данную продукцию. При этом для последних законодателем установлено ограничение: основная доля реализации (70% от общего объема) должна состоять из произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной обработки, изготовленную из сельскохозяйственного сырья собственного производства (п. 2 ст. 346.2 НК РФ).

К плательщикам ЕСХН отнесены также иные организации, отвечающие дополнительным критериям, определенным абз. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ:

  1. целевому характеру основной деятельности - рыболовство при использовании рыбохозяйственных судов, находящихся у данных организаций исключительно на праве собственности;
  2. государственной регистрации (учреждения) организации - только организации, зарегистрированные в качестве юридического лица в соответствии с законодательством РФ;
  3. численности работников - организации с численностью работников, включая совместно проживающих с ними членов семей, не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта (так называемые градо- и поселкообразующие организации).

При соответствии организации всем вышеперечисленным критериям она также вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога.

ЕСХН предусматривает освобождение от уплаты ряда налогов, однако вводит дифференцированный подход в отношении налогоплательщиков-организаций и налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, поскольку различный статус данных субъектов предполагает различный режим налогообложения, применяемый к ним при общей системе налогообложения.

Так, переход на уплату ЕСХН освобождает организацию от уплаты налога на прибыль, налога на имущество и ЕСН (кроме уплаты страховых платежей на обязательное пенсионное страхование), а также налога на добавленную стоимость, за исключением уплаты НДС при ввозе товаров в РФ (п. 3 ст. 346.1 НК РФ).

В свою очередь индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты налогов на доходы и имущество физических лиц, а также ЕСН (кроме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование). Однако такое освобождение связано с осуществлением физическим лицом предпринимательской деятельности, т.е. участием в хозяйственном обороте в качестве индивидуального предпринимателя, и применяется только к следующим объектам налогообложения:

  1. доходам, полученным от предпринимательской деятельности;
  2. выплатам и вознаграждениям, начисляемым в отношении других лиц;
  3. имуществу, используемому для осуществления предпринимательской деятельности.

Таким образом, критерием для отнесения доходов и имущества физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, к объекту налогообложения по ЕСХН является их связь с осуществлением данным лицом предпринимательской деятельности.

Указанные изъятия являются обоснованными, поскольку применение ЕСХН ограничено рамками предпринимательской деятельности физического лица как индивидуального предпринимателя.

При использовании индивидуальными предпринимателями ЕСХН для них устанавливается сходный с организациями режим уплаты НДС.

Таким образом, уплата ЕСХН является альтернативой уплате ряда налогов, относящихся к общему режиму налогообложения. Данное обстоятельство предоставляет организациям, перешедшим на уплату ЕСХН, весьма существенное преимущество по сравнению с иными организациями, обязанными вести и сдавать отчетность по четырем налогам с различными правовыми режимами, а также снижает налоговое бремя установлением единой налоговой ставки в размере 6% от доходов сельскохозяйственного производителя, уменьшенных на величину расходов (ст. 346.8 НК РФ).

Упрощенная система налогообложения

Упрощенная система налогообложения может применяться организацией, если по итогам девяти месяцев того года, в котором она подает заявление о переходе на УСН, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили (с учетом коэффициента-дефлятора) 15 млн руб. (п. 2 ст. 346.12 Кодекса).

Упрощенная система налогообложения предусматривает освобождение от уплаты тех же налогов, что и при уплате ЕСХН (п. п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ). Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН, не являются плательщиками НДС. В то же время в случае выставления плательщиками УСН счетов-фактур с выделением в них НДС и получением указанного налога от покупателя они обязаны перечислить полученную сумму НДС в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ). В противном случае плательщик УСН может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 119 (в связи с непредставлением в установленный срок налоговой декларации по НДС), а также ст. 122 НК РФ (за неуплату НДС в бюджет).

В настоящее время отсутствует устоявшаяся судебная практика по указанному вопросу. Согласно позиции ряда окружных судов налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности по ст. ст. 119, 122 НК РФ, поскольку не является плательщиком НДС <5>. С другой стороны, налогоплательщики могут быть привлечены к ответственности за непредставление декларации по НДС, а также неуплату налога на основании п. 5 ст. 173 и корреспондирующего ему п. 5 ст. 174 НК РФ <6>.

<5> См. Постановления ФАС Уральского округа от 19.09.2006 N Ф09-8329/06-С2 и от 19.03.2007 N Ф09-1268/07-С2.
<6> Постановление Арбитражного суда Пермской области от 06.10.2005 по делу N А50-18277/2005-А5.

На взгляд автора, вторая позиция является более обоснованной, поскольку п. 5 ст. 173 и п. 5 ст. 174 Кодекса устанавливают соответствующие обязанности для лиц, не являющихся плательщиками НДС, к числу которых и относятся лица, перешедшие на уплату УСН.

Ставка налога зависит от применяемого налогоплательщиком объекта налогообложения и составляет:

  • 15% от доходов, уменьшенных на величину расходов;
  • 6% от доходов без учета расходов.

Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком самостоятельно и может быть изменен по истечении трех лет с момента начала применения УСН.

Единый налог на вмененный доход

Переход налогоплательщика на уплату единого налога на вмененный доход предполагает применение к нему правового механизма, идентичного УСН, т.е. освобождение от уплаты налогов, относящихся к общему режиму налогообложения в зависимости от статуса налогоплательщика (п. 4 ст. 346.26 НК РФ).

В то же время в отличие от УСН, применяющейся налогоплательщиком при его соответствии установленным ст. 346.12 НК РФ требованиям, право на применение ЕНВД поставлено в зависимость от осуществляемых налогоплательщиком видов деятельности, закрытый перечень которых приведен в п. 2 ст. 346.26 НК РФ.

Существенной чертой ЕНВД является также особенность его введения: соответствующие полномочия делегированы НК РФ представительным органам муниципальных районов, городских округов, а также представительным органам городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга). Необходимо отметить, что до внесения Федеральным законом от 29.07.2004 N 95-ФЗ изменений в гл. 26.3 НК РФ, вступивших в силу с 01.01.2006 <7>, указанные полномочия были делегированы представительным органам субъектов РФ.

<7> Федеральный закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах".

В то же время в НК РФ установлен закрытый перечень видов предпринимательской деятельности, при осуществлении которых налогоплательщик вправе применять ЕНВД (п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Однако представительные органы при введении на подведомственной территории данного режима вправе по своему усмотрению ограничивать указанный перечень видов деятельности, т.е. исключать из него виды деятельности, рекомендованные федеральным законодательством (пп. 2 п. 3 ст. 346.26).

Для определения объекта налогообложения по ЕНВД законодателем введен термин "вмененный доход", под которым подразумевается потенциальный доход плательщика ЕНВД, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины ЕНВД по установленной ставке (ст. 346.27 НК РФ).

Вмененный доход рассчитывается как произведение указанной в п. 3 ст. 346.29 Кодекса базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, который характеризует данный вид деятельности.

Налоговая ставка составляет 15% от величины вмененного дохода.

Необходимо отметить, что гл. 26.3 НК РФ не устанавливает запрета на применение плательщиками ЕНВД иных режимов налогообложения (п. 1 ст. 346.26 Кодекса).

Указанная статья не предусматривает возможность применения ЕНВД организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения. Однако данное обстоятельство не является пробелом в законодательстве, поскольку в п. 1 ст. 346.26 НК РФ специально отмечено, что система налогообложения в виде ЕНВД применяется наряду с общей системой и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах. НК РФ не раскрывает понятие "иные режимы налогообложения", однако исходя из системного толкования норм гл. 2 Кодекса под ними подразумеваются установленные НК РФ специальные налоговые режимы.

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Хронологически самым последним из введенных специальных налоговых режимов является система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Данная система отличается от всех предыдущих особым порядком ее применения.

Основным отличием указанного режима от предыдущих является то, что его применение не предусматривает введения какого-либо налога и установления его элементов. Нормы гл. 26.4 НК РФ определяют лишь особый порядок учета доходов и расходов при уплате налогов и сборов, относящихся к общему режиму налогообложения.

Соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности - инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется произвести указанные работы за свой счет и на свой риск (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции").

Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением. Порядок и условия раздела будут являться решающим фактором для определения налоговых последствий при применении данного специального налогового режима.

Сущность данного режима заключается в замене уплаты федеральных, региональных и местных налогов и сборов, установленных налоговым законодательством, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашений о разделе продукции, за исключением налогов и сборов, особенности уплаты которых предусмотрены гл. 26.4 НК РФ. Согласно п. 7 ст. 346.35 Кодекса инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов.

В отношении тех налогов, которые должны уплачиваться налогоплательщиком, применяющим рассматриваемый режим налогообложения, гл. 26.4 НК РФ установлены особенности исчисления и уплаты. Причем нормы указанной главы носят бланкетный характер, основываясь на нормах соответствующих глав Кодекса по налогам, относящимся к общему режиму налогообложения, и предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, установленных по соответствующим налогам.

Особенности при уплате налогов, относящихся к общему режиму налогообложения, заключаются:

  • в освобождении от обложения НДС операций, указанных в п. 5 ст. 346.39 НК РФ;
  • в снижении налоговой базы по налогу на прибыль за счет возмещаемых расходов, определяемых по ст. 346.38;
  • в применении понижающего коэффициента 0,5 по ставке налога на добычу полезных ископаемых, определяемой в соответствии со ст. 342 НК РФ (п. 6 ст. 346.37).

Исходя из вышеизложенного, можно выделить общие черты, присущие всем специальным налоговым режимам:

  1. СНР применяются только отдельными категориями налогоплательщиков, отвечающими установленным критериям, указанным в соответствующих главах НК РФ.
  2. Все СНР связаны с осуществлением налогоплательщиками предпринимательской деятельности.
  3. Применение СНР освобождает налогоплательщиков от уплаты ряда федеральных, региональных или местных налогов.
  4. Применение СНР основано на особом порядке определения элементов налогообложения, выраженном как в установлении обязательных элементов самостоятельного налога, не входящего в общую систему налогов и сборов (ЕСХН, УСН, ЕНВД), так и особенностях уплаты отдельных налогов (система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции).
  5. СНР применяются наряду с иными предусмотренными действующим законодательством режимами налогообложения.

Соотношение понятий "налоговые льготы" и "специальные налоговые режимы"

  1. фискальной, подразумевающей использование налогов в качестве основного источника доходов государственной и муниципальной казны;
  2. регулирующей, посредством которой государство осуществляет стимулирование, ограничение или сдерживание развития определенных отраслей или социально-экономических процессов <8>.
<8> Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Юристъ, 2005. С. 312.

Так, В.М. Фокин отмечает возрастающую роль регулирующей функции налога в развитом государстве в целях обеспечения не только экономического роста, но и социального спокойствия <9>. Рассмотрение функций налога с позиции права позволяет, по его мнению, говорить о наличии только двух его функций: фискальной и регулирующей <10>.

<9> Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Юристъ, 2004. С. 38.
<10> Там же. С. 41.

Одним из инструментов регулирования какого-либо вида деятельности или отрасли экономики для стимулирования их развития являются, по мнению Е.М. Ашмариной, налоговые льготы <11>. С.Г. Пепеляев называет налоговые льготы главнейшим инструментом выравнивания налогового бремени, посредством чего достигается равенство, являющееся основным принципом налогового права <12>. При этом принцип равенства не означает уплату всеми налога в одинаковом размере, а определяет экономическое равенство плательщиков и выражается в том, что за основу берется фактическая способность к уплате налога на основе сравнения экономических потенциалов <13>. То есть равенство в данном случае означает равномерность налогообложения, что достигается в первую очередь предоставлением отдельным категориям налогоплательщиков определенных преимуществ.

<11> Артемов Н.М., Ашмарина Е.М. Правовые проблемы налогообложения в Российской Федерации: Учеб. пособие. М.: ООО "Профобразование", 2003. С. 26.
<12> Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Юристъ, 2004. С. 118.
<13> Там же. С. 118.

В соответствии со ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам (налоговыми льготами) признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Законодатель также отметил, что нормы законодательства, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Согласно указанному определению налоговых льгот основными их чертами являются следующие:

  1. налоговые льготы применяются только отдельными категориями налогоплательщиков, указанными в законе;
  2. сущность налоговых льгот заключается в предоставлении таким категориям налогоплательщиков преимуществ по сравнению с другими налогоплательщиками;
  3. преимущества включают в себя возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

В свою очередь, к существенным чертам специальных налоговых режимов относятся следующие:

  1. данные режимы применяются только отдельными категориями налогоплательщиков, определенными в законе. Основанием для применения того или иного СНР является соответствие налогоплательщика, осуществляющего предпринимательскую деятельность, критериям, установленным соответствующими статьями разд. VIII.1 НК РФ;
  2. специальные налоговые режимы основаны на предоставлении налогоплательщикам преимуществ по сравнению с иными налогоплательщиками, уплачивающими налоги и сборы в общем порядке, в целях упрощения ведения бухгалтерского учета и снижения налогового бремени;
  3. применение СНР предполагает как освобождение от уплаты ряда федеральных, региональных и местных налогов, так и особый порядок определения элементов налогообложения по основным налогам в целях снижения налогового бремени.

Вышеизложенное подтверждает, что установленные налоговым законодательством специальные налоговые режимы подпадают под понятие налоговых льгот, указанное в ст. 56 НК РФ.

Следует отметить, что в самом НК РФ отсутствует указание на льготный характер СНР и цели их применения, что является пробелом в законодательстве. Между тем данный вывод подтверждается не только системным толкованием соответствующих норм Кодекса, но и официальными разъяснениями органов исполнительной власти.

Так, Министерство финансов РФ в официальном разъяснении порядка применения индивидуальными предпринимателями УСН и ЕНВД указывает, что соответствующие главы НК РФ (26.2 и 26.3) разработаны в целях снижения налоговой нагрузки субъектов малого предпринимательства, снятия существующих необоснованных ограничений по применению специальных налоговых режимов, создания более благоприятных условий для ускорения развития в стране малого бизнеса <14>.

<14> Письмо Минфина России от 11.03.2004 N 04-04-06/40 "О порядке применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями".

Данные главы НК РФ были разработаны для решения задачи снижения налогового бремени на малый бизнес, выдвинутой Президентом РФ в Послании к Федеральному Собранию от 18.04.2003. Правительство РФ подготовило изменения в законодательство о налогообложении малого бизнеса, связанные с внесением в НК РФ глав об упрощенной системе налогообложения и системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход <15>.

<15> Налоговое право. Особенная часть (Комментарий к Налоговому кодексу РФ) / Под ред. О.А. Борзуновой, Н.А. Васецкого, Ю.К. Краснова. М., 2003.

В научной литературе также высказываются точки зрения относительно целей введения СНР. Так, специальный налоговый режим при выполнении соглашении о разделе продукции установлен в целях стимулирования развития добывающих и связанных с ними отраслей, а также привлечения в них инвестиций <16>, а применение единого сельскохозяйственного налога диктуется необходимостью поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

<16> Налоговое право России. Особенная часть: Учебник / Отв. ред. Н.А. Шевелева. М.: Юристъ, 2004. С. 553.

Однако приводятся и иные мнения. В частности, М.В. Титова указывает, что налоговая льгота и специальный налоговый режим представляют собой разные явления. Данный вывод был сделан на основании действовавшего ранее нормативного определения специальных налоговых режимов, закрепленного в ст. 18 НК РФ, в котором указывалось, что элементы налогообложения, а также налоговые льготы определяются в порядке, установленном НК РФ. Следовательно, законодатель выделяет налоговую льготу в качестве лишь одного из инструментов, используемых для создания специальных налоговых режимов, тогда как специальный налоговый режим представляет собой особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права <17>.

Далее М.В. Титова делает допущение, что в случае использования налоговых льгот для создания специального налогового режима данный режим будет более благоприятным (льготным) <18>. На взгляд автора, приведенный вывод является недостаточно обоснованным, поскольку, во-первых, он основан на далеко не самой удачной формулировке ст. 18 НК РФ, впоследствии отмененной, а во-вторых, вступает в прямое противоречие со ст. 56 Кодекса.

<18> Там же. С. 116.

Учитывая, что специальный налоговый режим является лишь альтернативой общему режиму налогообложения, решение вопроса о его применении по общему правилу зависит от воли налогоплательщика. Заинтересованность же последнего в применении СНР заключается в получении преимуществ по сравнению с применением общего режима налогообложения. При отсутствии таких преимуществ применение СНР теряет смысл.

Следовательно, жизнеспособность специального налогового режима находится в прямой зависимости от тех преимуществ и позитивных последствий, которые наступают для налогоплательщика, перешедшего на такой режим. К примеру, привлекательность ЕСХН, УСН, ЕНВД, а следовательно, и заинтересованность налогоплательщиков в их применении, состоит в освобождении последних от уплаты ряда основных налогов.

Нормы же гл. 26.4 НК РФ являются не чем иным, как "собранием льгот" при уплате НДС, налога на прибыль и иных налогов и определением условий их применения. Разумеется, систематизация данных норм в рамках одной главы служит целям наглядной демонстрации преимуществ указанного режима. В противном случае данные нормы были бы растворены в соответствующих главах, устанавливающих порядок уплаты указанных налогов, что затруднило бы их поиск и применение.

Как верно отмечает профессор А.В. Малько, для отнесения какого-либо благоприятного режима к категории льгот необходимо учитывать также цели установления такого режима <19>.

<19> Малько А.В. Льготы в праве: общетеоретический аспект // Правоведение. 1996. N 1. С. 39.

Представляется, что специальные налоговые режимы были введены государством в целях:

  1. поддержки субъектов малого предпринимательства и развития малого бизнеса;
  2. поддержки сельскохозяйственного производителя и стимулирования отрасли сельского хозяйства;
  3. привлечения инвестиций в разработку недр и стимулирования добывающих и связанных с ними отраслей.

Тем самым установление специальных налоговых режимов служит в конечном итоге целям укрепления и дальнейшего развития экономики Российской Федерации и является реализацией регулирующей функции налога (ее стимулирующей подфункции).

Фактическое же отсутствие преимуществ может свидетельствовать лишь о недостаточной проработанности специального налогового режима и непоследовательности законодателя в реализации целей его установления, но никак не об отсутствии льготного характера СНР как основы его правовой природы. Заметим, что в разд. VIII.1 НК РФ льготы как таковые отсутствуют.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что, во-первых, льготы выступают не факультативным элементом того или иного специального налогового режима, а пронизывают все его существо; во-вторых, льготный характер СНР изначально заложен в его правовой природе и выявляется при его сопоставлении с общим режимом налогообложения.

Для преодоления неясностей в правовом регулировании СНР необходимо ввести в действующее налоговое законодательство нормативное определение понятия "специальные налоговые режимы", в котором должны найти свое закрепление:

  1. цели введения специальных налоговых режимов - для ограничения возможности введения необоснованных СНР исходя из конъюнктурных соображений либо лоббирования интересов определенных групп, а не интересов государства;
  2. снижение налогового бремени и (или) предоставление иных преимуществ - как основополагающий принцип специальных налоговых режимов, влекущий возникновение заинтересованности субъектов хозяйствования в их применении и, как результат, достижение государством целей введения СНР.

Однако снижение налогового бремени не может являться целью государственной политики, поскольку ведет лишь к оскудению казны - оно лишь служит средством воздействия на субъекты хозяйствования для реализации поставленных задач на определенном этапе развития государства.

Снижение налогового бремени должно иметь определенные основания, необходимые для реализации задач государства по стимулированию развития тех или иных отраслей хозяйствования: привлечение инвестиций в разработку недр, подъем сельского хозяйства, развитие малого предпринимательства и т.д., посредством чего государство выполняет свои публичные функции.

В то же время данный вывод не находит прямого подтверждения в нормах НК РФ о специальных налоговых режимах, а может быть сделан лишь при системном их толковании с нормами, относящимися к общему режиму налогообложения, поскольку законодатель напрямую не признает специальные налоговые режимы разновидностью льгот и не определяет целей их установления, что является пробелом в действующем законодательстве.

Поскольку применение специальных налоговых режимов по общему правилу является правом, а не обязанностью налогоплательщиков, основная задача при введении СНР - это определение преимуществ такого режима для заинтересованных лиц. При этом такие преимущества должны, с одной стороны, быть достаточно существенными, чтобы стимулировать заинтересованных лиц к применению специальных налоговых режимов, а с другой - способствовать достижению целей установления СНР. В противном случае стимул, заложенный в специальном налоговом режиме, не будет действовать (неэффективный, "мертвый" стимул), либо те негативные последствия, которые понесет казна в результате введения СНР, не будут экономически или социально оправданными.

Следовательно, необходимо нормативное определение специальных налоговых режимов, учитывающее цели их введения, а также льготный характер как основную их характеристику.

В свете всего вышеизложенного под специальным налоговым режимом следует понимать особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного времени, установленный в целях стимулирования развития отраслей хозяйствования и основанный на снижении налогового бремени и (или) предоставлении иных преимуществ определенным категориям налогоплательщиков, включая освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

Р.К.Костанян

ООО "Бюро корпоративных консультаций"

Каждая организация или индивидуальный предприниматель должны выплачивать в бюджет страны часть денежных средств со своей прибыли или доходов – налоги. Ко всем плательщикам при регистрации применяется общий налоговый режим – сложная и неудобная для многих система уплаты налогов. Для . Рассмотрим популярные спецрежимы.

Зачем нужны спецрежимы налогообложения

Для поддержки и стимулирования развития бизнеса в налоговой системе РФ, помимо предусмотрены еще и пять специальных.

Спец режимы наиболее распространены в небольших и средних предприятиях, поскольку позволяют значительно упростить систему уплаты налогов и сдачи отчетности, а также сэкономить на платежах.

Которые действуют в России, максимально полно соответствуют общепринятым мировым стандартам и разработаны на их основе.

Понятие “специальный налоговый режим” согласно НК РФ

Понятие “Специальный налоговый режим” подразумевает особую процедуру определения и взимания налогов, а также освобождения от их уплаты при наличии некоторых условий.

Целью его введения является предоставление начинающим предпринимателям возможности работать в более благоприятных условиях.

Что предусматривает переход

Критериями, по которым определяется возможность перехода на одну из специальных систем, может быть:

  • вид деятельности, которым занимается предприятие;
  • численность сотрудников компании;
  • размер получаемого дохода;
  • форма собственности.

Применение спецрежимов имеет такие положительные моменты:

  • многие приоритетные сферы предпринимательства испытывают меньшую налоговую нагрузку;
  • особые условия уплаты налогов стимулируют развитие малого бизнеса;
  • снижается уровень теневого оборота;
  • в сферах, где используются специальные режимы, повышается собираемость налогов.

Общим для всех существующих специальных налоговых режимов является то, что они заменяют собой множество сборов общей системы путем введения одного единого налога.

Конкретная ставка, налоговая база и особенности его расчета зависят уже от конкретного вида специального режима.

Характеристики и сравнительный анализ видов спец режимов

В Налоговом кодексе РФ имеется пять специальных режимов, которые могут использовать плательщики при наличии у них для этого оснований. Каждая из систем имеет как свои преимущества, так и недостатки, поэтому проведем сравнительный анализ каждого из популярных видов.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

Этот налоговый режим доступен только для тех предприятий и ИП, деятельность которых связана с сельским хозяйством. При этом доход от этой деятельности должен охватывать минимум 70% от всего полученного совокупного дохода.

Деятельность, которая попадает под ЕСХН:

  • растениеводство;
  • животноводство;
  • разведение и выращивание рыбы;
  • лесное хозяйство и т. д.

Чтобы иметь право применять эту налоговую систему, предприниматели должны именно производить такую продукцию, а не заниматься ее дальнейшей реализацией или переработкой.

Переход на режим ЕСХН осуществляется добровольно и при наличии необходимых для этого условий, путем подачи специального заявления в налоговую.

Данная система во многом схожа с УСН, с тем лишь отличием, что применяется она для сельскохозяйственных предприятий. Единый налог заменяет для ООО налог на прибыль, а для ИП – подоходный налог, а также для них обоих – налог на имущество и НДС (кроме таможенного). При этом за своих сотрудников НДФЛ будет продолжать выплачиваться – как у ИП, так и у предприятий.

Налоговая ставка составляет 6%, а в качестве базы выступает прибыль – полученные доходы за вычетом всех документально понесенных расходов. При этом допускается уменьшить размер дохода, отняв от него убытки за прошлые периоды.

Упрощённая система налогообложения

Данная система доступна как для индивидуальных предпринимателей, так и для юридических лиц. Чтобы перейти на нее, нужно подать в налоговую специальное заявление. Сделать это можно лишь в течение трех дней после регистрации вновь созданного экономического субъекта или с 1 октября по 30 ноября.

Для ООО единый налог заменяет:

  • налог на прибыль;
  • налог на имущество.

ИП не будут платить такие налоги, как:

  • НДФЛ;
  • налог на имущество.

Также все налогоплательщики освобождаются от уплаты НДС (кроме таможни). Вместе с тем обязательства по уплате страховых взносов в пенсионный фонд сохраняется как у ООО, так и у ИП.

Единый налог может рассчитываться двумя способами:

  • от полученного дохода – в размере до 15% (конкретная цифра может быть установлена региональными законодательными актами);
  • от полученной прибыли (доход за вычетом расходов) – 6% от суммы.

УСН доступна не для всех видов деятельности: банковская, страховая, инвестиционная сферы, производство подакцизных товаров и операции с ценными бумагами не попадают под действие этой системы. Для ИП существует также ограничение по численности сотрудников – их не должно быть больше 100. Список ограничений для организаций гораздо шире:

  • доход от реализации за 9 месяцев прошлого года должен быть не более 45 млн. руб.;
  • стоимость имущества не может превышать 100 млн. руб.;
  • должны отсутствовать филиалы и представительства;
  • доля в уставном капитале юрлиц не может быть больше четверти.

Если за отчетный период стоимость имущества, которое было реализовано, превысит 60 млн. руб., то и организации, и ИП должны будут вернуться к общему режиму.

Единый налог на вменённый доход (ЕНВД)

Применение режима ЕНВД также доступно как для ИП, так и для организаций, и с 2013 года является полностью добровольным решением плательщика. Его суть состоит в том, что налогоплательщик выплачивает вместо нескольких разных налогов один, в размере 15% от налоговой базы.

Особенность режима состоит в том, что налоговая база не зависит от фактически полученного результата деятельности.

Не имеет значения величина дохода или прибыли, поскольку налог платится с вмененного дохода.

Вмененный доход – это денежная сумма, которая установлена в фиксированном значении и считается средним показателем доходности того или иного вида деятельности.

ЕНВД может сочетаться с другими режимами, поскольку эта система применяется только для законодательно установленного перечня видов деятельности:

  • транспортные перевозки (как пассажиров, так и грузов), а также обслуживание различных видов автомобилей;
  • розничная торговля;
  • сфера общественного питания;
  • оказание ветеринарных услуг и т.д.

В каждом регионе РФ есть свой перечень конкретных видов деятельности, попадающих под этот режим. Существуют ограничения и по масштабам работы предприятия, то есть по таким критериям, как:

  • численность персонала (не больше 100);
  • доля других юрлиц в уставном капитале (меньше 25%);
  • производственная площадь (зависит от вида деятельности).

Также ООО или ИП не должен являться крупным налогоплательщиком. Если все показатели остаются неизменными, то декларация составляется всего один раз и далее дублируется каждые три месяца.

При ЕНВД не предусмотрено возможности сдавать нулевые декларации и не платить налог, если деятельность не ведется. Налогоплательщик обязан либо вовремя совершать все отчисления, либо переходить на другой налоговый режим.

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Этот режим используется в регулировании отношений сторон договора о разделе продукции и заменяет часть необходимых к уплате налогов. Сторонами договора являются:

  1. Инвестор – это предприниматель, который платит определенную денежную сумму за получение права заниматься поисками и добычей минерального сырья на территории, указанной в договоре.
  2. Государство в лице местного исполнительного органа, который и предоставляет инвестору право пользоваться недрами.

В соответствии с условиями данной системы, в случае добычи ценной продукции она будет разделена между инвестором и государством. Такое разделение заменит часть установленных законодательством налогов и сборов. При этом он должен платить такие налоги, как:

  • страховые взносы;
  • налог на прибыль;
  • акциз;
  • госпошлину;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • платежи за использование природных ресурсов;
  • земельный налог;
  • плату за оказание негативного влияния на окружающую среду.

Практически все данные налоги в дальнейшем инвестору будут возмещены. Разделение произведенной продукции может осуществляться при помощи двух вариантов:

  • 75% и 25% (между инвестором и государством соответственно) – базовый вариант;
  • 68% и 32%.

– все, что нужно знать про расчет итогового результата деятельности компании.

Последний вариант используется редко, лишь в исключительных случаях, и может зависеть от технико-экономического обоснования проекта или проведенной стоимостной оценки недр.

Патентная система налогообложения

Данный налоговый режим доступен только для индивидуальных предпринимателей и направлен на стимулирование развития малого бизнеса. Его могут применять ИП, которые занимаются ограниченным перечнем видов деятельности, например:

  • оказание парикмахерских услуг;
  • работы по ремонту обуви;
  • пошив одежды;
  • косметические услуги;
  • индивидуальные образовательные услуги (репетиторство или ведение курсов);
  • дизайнерские услуги;
  • ремонт мебели и т.д.

Предприниматель, занимающийся одним из данных видов деятельности, может применять патентную систему при выполнении следующих условий:

  • он имеет не более 15 сотрудников;
  • его выручка за год составляет менее 64,02 млн. руб.

Работа осуществляется на основе полученного патента – он действует в течение одного года и лишь на территории того субъекта РФ, где и был выдан. Налог установлен в размере 6% от потенциально возможного дохода.

Последняя величина прописывается в местных нормативных актах и может составлять от 100 000 руб. до 1 млн. руб. Также, в зависимости от различных факторов, она может корректироваться при помощи специальных коэффициентов.

В конце года или перед окончанием периода действия патента его необходимо продлевать – без выполнения этого условия предприниматель не сможет далее работать на этой системе.

Также о спецрежимах налогообложения смотрите в этом видео:

Сравнение принципов налогообложения

Применение специального режима должно быть основано на таких принципах:

  1. Упрощение процедуры налогообложения – множество налогов, существующих на общем режиме, заменяются одним. Это делает порядок их исчисления и уплаты более удобным и простым.
  2. Налоговое благоприятствование – спецрежим должен иметь более мягкие и выгодные для плательщика условия, иначе его применение будет бессмысленным.
  3. Добровольность – предприниматель сам решает, оставаться ли ему на общем режиме налогообложения или переходить на специальный.
  4. Избирательность – законодательство устанавливает ограничения по виду деятельности и масштабу налогоплательщика, который имеет возможность перейти на спецрежим.
  5. Сосуществование – все режимы предусматривают применение как единого налога, так и других обязательных взносов (например, страховых).
  6. Замещение – единый налог каждого спецрежима заменяет несколько других из общей системы.

Налоговый кодекс, N 146-ФЗ | ст. 18 НК РФ

Статья 18 НК РФ. Специальные налоговые режимы (действующая редакция)

1. Специальные налоговые режимы устанавливаются настоящим Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах. Специальные налоговые режимы могут быть установлены также федеральными законами, принятыми в соответствии с настоящим Кодексом, предусматривающими проведение экспериментов по установлению специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 - 15 настоящего Кодекса.

2. К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

5) патентная система налогообложения;

6) налог на профессиональный доход (в порядке эксперимента).

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 18 НК РФ

Комментируемая статья определяет ключевые понятия такого института налогового права, как специальный налоговый режим.

В Налоговом кодексе РФ закреплено, что федеральные, региональные и местные налоги обязательны к уплате на территории Российской Федерации, соответствующего субъекта Российской Федерации и муниципального образования, за исключением случаев использования специальных налоговых режимов, которые могут предусматривать возможность освобождения от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

Устанавливая баланс между публичными и частными интересами в налоговом праве, формируя благоприятные условия для осуществления отдельных экономически и социально значимых видов предпринимательской деятельности, Налоговый кодекс РФ, наряду с общим налоговым режимом, предусматривает применение специальных налоговых режимов, создающих более благоприятные экономические и финансовые условия для налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, которые относятся к малому бизнесу, являются сельскохозяйственными товаропроизводителями или участниками соглашений о разделе продукции.

Специальный налоговый режим может быть определен как совокупность налоговых норм (институт налогового права), предусматривающих особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

В Российской Федерации применяется пять разновидностей специальных налоговых режимов.

Исчерпывающий перечень специальных налоговых режимов содержится в комментируемой статье Налогового кодекса РФ, а правовые характеристики каждого специального налогового режима установлены во второй части Налогового кодекса РФ и в ряде случаев уточнены и дополнены в законах субъектов Российской Федерации и решениях представительных органов муниципальных образований в соответствии с полномочиями, переданными на региональный и муниципальный уровни.

В ранее действовавших редакциях Налогового кодекса РФ упоминались и другие специальные налоговые режимы (система налогообложения в свободных экономических зонах, закрытых административно-территориальных образованиях), впоследствии исключенные из налогового законодательства.

Условия использования налогоплательщиками специальных налоговых режимов перечислены в соответствующих одноименных главах второй части Налогового кодекса РФ. В них определены требования к налогоплательщикам, позволяющие им воспользоваться специальными налоговыми режимами, - допустимые виды предпринимательской деятельности, предельные размеры доходов, численности занятых и т.д. Кроме того, Налоговый кодекс РФ четко определяет суть трансформации налоговой обязанности при использовании специального налогового режима по сравнению с общим налоговым режимом. Например, налогоплательщики-организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций, а также не признаются налогоплательщиками по НДС. При этом иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим налоговым режимом, установленным законодательством о налогах и сборах.

Вместо тех налогов, от которых налогоплательщики освобождаются, они уплачивают налоговые платежи, которые рассчитываются по правилам, установленным для данного специального налогового режима. Так, например, индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения, уплачивают налог в размере 6 процентов от налоговой базы, определяемой как денежное выражение потенциально возможного к получению годового дохода, устанавливаемого на календарный год законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Переход на одни специальные налоговые режимы осуществляется по заявлению налогоплательщика (например, упрощенная система налогообложения, патентная система налогообложения), а на другие - в императивном порядке, в силу непосредственного указания закона (система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности до 2013 г.; с 1 января 2013 г. переход на ЕНВД также стал осуществляться по заявлению налогоплательщика).

Особняком среди специальных налоговых режимов стоит система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Действие этого специального налогового режима регулируется Налоговым кодексом РФ вместе с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции". Этот специальный налоговый режим имеет особое значение для российской экономики, поскольку призван стимулировать приток инвестиций в поиск, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и исключительной экономической зоны.18 , 88, 100, 101, 346.25, 346.27, 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации...

  • Решение Верховного суда: Определение N 1-АПГ14-11, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция

    Субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статьи 18 и 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации) В силу статьи 346.47 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается потенциально возможный к получению годовой доход индивидуального предпринимателя по соответствующему виду предпринимательской деятельности установленный законом субъекта Российской Федерации...

  • +Еще...