Правописание глаголов прошедшего времени. Правила глаголов и их правописание Правописание безударных гласных в прошедшем времени глаголов

229. Прочитайте.

      Тут Сол..вей являть своё искусство стал:
      (За)щ..лкал, (за)св..стал
      (На)тысячу ладов, т..нул, (пере)л..вался;
      То нежно он (о)сл..бевал
      И томной вд..л..ке свирел..ю (от)д..вался,
      То мелкой дроб..ю вдру.. (по)роще (рас)сыпался.
      (И. Крылов)

  • По каким признакам можно определить глаголы прошедшего времени? Объясните свой ответ.
  • Выделите в глаголах приставки. В каких глаголах приставки имеют значение «начало действия»?

230. Прочитайте.

      Со..нце ещё обл..ков (не)(за)дело,
      Трава (на)лугу ещё росы пила,
      А плотн..к проснулся и взялся (за)дело.
      Слыш..тся, как (за)звенела пила.
      (Я. Козловский)

  • Объясните, какими частями речи являются слова, которые произносятся одинаково.
  • Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
  • Укажите над глаголами в прошедшем времени их род, выделите окончания.

Вспомните! Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам .

Окончания глаголов в форме единственного
числа прошедшего времени

231. Прочитайте таблицу. Поставьте вопрос к каждому глаголу. Сравните окончания в вопросах и в глаголах.

  • Почему глаголы изменили свои окончания? Какие родовые окончания имеют глаголы прошедшего времени?
  • В каком числе глаголы прошедшего времени изменяются по родам?

232. Прочитайте. Какие формы глаголов прошедшего времени образованы от глаголов неопределённой формы?

  1. Лить - лил, лил[а], лил[о], лил[и].
    Плыть - ..., ..., ..., ... .
    Спать - ..., ..., ..., ... .
  2. Начать - начал, начал[а], ночал[о], начал[и].
    Понять - ..., ..., ..., ... .
  • Запишите глаголы в прошедшем времени в мужском, женском и среднем роде и во множественном числе.
  • Обозначьте ударение. Запомните произношение глаголов в этих формах.

    Обратите внимание! Суффикс -л- образует форму прошедшего времени глагола и в основу слова не входит:

    233. Прочитайте.

        Всё загудело, всё блеснуло,
        Так стало шумно и светло!
        В лазури облако блеснуло,
        Как лебединое крыло.
        (В. Набоков)

    • Скажите, какой частью речи являются слова, в которых выделена буква о. Объясните. Укажите над ними часть речи.
    • Какой значимой частью слова является выделенная в словах часть: окончанием или суффиксом?
    • Спишите. Выделите родовые окончания глаголов.

    234. Прочитайте скороговорки.

    1. Мышка сушек насушил.., мышка мышек пригласил.., мышки сушки кушать стал.., зубы сразу все сломал.. .
    2. Лариса у Бориса нарвал.. барбариса и компот из барбариса наварил.. для Бориса.

    235. Прочитайте.

        Летний вечер. За лесами
        Солнышко уж село;
        На краю далёком неба
        Зорька заалела...
        (И. Суриков)

    • Запишите по памяти. Проверьте себя. Подчеркните в словах изученные орфограммы.
    • Подберите синонимы к каждому глаголу.

    236. Прочитайте.

    Обл..ко (проплыть). С..рень (цв..сти). Такси (под..ехать). П..м..доры (покр..снеть). К..ртоф..ль (св..риться). См..лёт (взл..теть). Пш..ница (поспеть). Мыш.. (проб..жать). Т..л..фон (зазв..нить). Рад..о (заг..в..рить).

    • Запишите предложения без скобок, ставя глаголы в форму прошедшего времени и вставляя пропущенные буквы. Выделите в глаголах окончания.
    • Распространите любое предложение второстепенными членами. Запишите составленное предложение.

    237. Прочитайте выразительно.

        Ты меня заобижала,
        А скажи - зачем?
        Леденец в руке зажала,
        Я же весь не съем!
        Я просил совсем чуточек,
        Крошечку просил.
        Осторожно уголочек
        Я бы откусил...
        (И. Токмакова)

    • О чём эти строки? Какое чувство у вас возникло?
    • Найдите глаголы. Какой из них чаще употребляется в разговорной речи? А как будет звучать этот глагол в литературной речи?
    • Выпишите глаголы, которые в единственном числе изменяются по родам. Укажите их род.
    • Докажите, что вы правильно выполнили задания.

    238. Проведите опыт! Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам и в единственном числе - по родам. А изменяются ли они по лицам и числам? Попробуйте изменить глагол шёл по лицам и числам. Получилось? Сделайте вывод, как изменяются глаголы в прошедшем времени.

    239. Прочитайте.

    • Скажите, от основы какой формы глагола и с помощью какого суффикса и окончания образована каждая форма прошедшего времени. Сравните написание букв перед суффиксами -ть и в данных глагольных формах.

    Обратите внимание! Прошедшее время глаголов образуется от неопределённой формы глагола при помощи суффикса -л- и родовых окончаний [-о], [-а] или окончания [-и] во множественном числе:

    В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л-пишется та же буква, что и перед суффиксом -ть в глаголах неопределённой формы:

    240 Прочитайте. Образуйте от данных глаголов все формы прошедшего времени.

    Слышать, растаять, поздравить, ответить, увидеть, ужалить, чистить, наклеить.

  • Запишите формы глаголов прошедшего времени. Выделите глагольные суффиксы и окончания. Подчеркните буквы глагольных суффиксов перед суффиксами -ть, -л .
          1. В прошедшем времени перед суффиксом -л- сохраняется та же гласная, что была перед суффиксом -ть в неопределённой форме: сеять - сеял, видеть - видел.
          2. Буква ь пишется:
    а) в неопределённой форме: беречь, учиться;
    б) в форме 2-го л. ед. ч.: пишешь, читаешь;
    в) в форме повелительного наклонения после согласных: брось(те), отрежь(те); но: лечь - ляг, лягте.

    3. Следует различать близкие по звучанию формы изъявительного и повелительного наклонения:

    ете
    I спр.: выйд
    ^ вЪ1йди\те\ II спр.: смотр ите\ ^ смотри\т"ё|

    4. Если в 1-м л. ед. ч. настоящего (будущего простого) времени глагол оканчивается на -ую (-юю), то в прошедшем времени и в неопределённой форме глагола будут суффиксы -ова-, -ева-; если оканчивается на -иваю, -ываю, то будут суффиксы -ива- или -ыва-.
    От глаголов с суффиксами -ова-, -ева-, -ива-, -ыва- следует отличать глаголы, имеющие ударный суффикс -ва-, перед которым стоит корневая гласная: запевать - запеть, запивать - запить. Исключения: затмевать (хотя затмить), застревать (хотя застрять), разевоать (хотя разинуть).

            1. Не с глаголами пишется раздельно, кроме тех случаев, когда без не глагол не употребляется: не был; ненавидеть.
            2. Глаголы с частицей не следует отличать от глаголов с приставкой недо-, которая указывает на неполноту действия, т. е. действие, совершающееся ниже положенной нормы: Больной не доедал обеда. - Ленинградцы в блокаду недоедали.
            3. В глаголах с приставкой обез- (обес-) пишется суффикс -е-, если глагол непереходный, и суффикс -и-, если глагол переходный: обессилить (перех.) противника - противник обессилел (не- перех.).
    I Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание I слов.
    Гора обезлес..ла, гору обезлес..ли, крестьян обезземел..ли, крестьяне обезземел..ли, посёлок обезлюд..л, посёлок обезлюд..ли, спортсмены обессил..ли, переход обессил.. л туристов.


    От данных глаголов образуйте форму прошедшего времени, а также неопределённую форму. Обозначьте суффиксы.
    Образец: участвую - участвовал - участвовать.

    Чувствую, расхаживаю, заливаю, узнаю, горюю, призываю, запеваю, признаю, рассматриваю, советуюсь, раздеваю, затмеваю, агитирую, докладываю, развиваю, согреваю, присутствую, чередую, сознаю.
    Объясните значение фразеологизмов. Обратите внимание на разницу в лексическом значении при употреблении одних и тех же глаголов.

    1) Брать голыми руками. - Брать грех на душу. - Брать быка за рога. 2) Висеть на волоске. - Висеть на телефоне. - Висеть на хвосте. 3) Встать в позу. - Встать на ноги. - Встать с левой ноги. 4) Выйти в свет. - Выйти из моды. - Выйти из себя. - Выйти сухим из воды. 5) Выбросить из головы. - Выбросить на ветер. 6) Положить под сукно. - Положить зубы на полку.
    Вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение. От глаголов образуйте и запишите форму 1-го лица единственного числа настоящего времени.
    Образец: блокировать - блокирую.

    Б..л(?)отировать, б..льзамировать, гравировать, дипломировать, дирижировать, дисквалифицировать, д..стил(?)ировать, меблировать, компрометировать, к..пировать, ратифицировать, р..зюмиро- вать, к..нст..тировать, д..скутировать.
    Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
    1) Правда суда (не)боит(?)ся. 2) Умел ошибит(?)ся - умей и исправиться. 3) Чем сердит(?)ся, лучше помирит(?)ся. 4) Обожжёшься на молоке, дуеш(?) на воду. 5) Как поживёш(?), так и прослывёшь). 6) Хорошо трудит(?)ся - хлеб уродит(?)ся. 7) Снега надует - хлеба пр..буд..т, вода разольёт(?)ся - снега наберёт(?)ся. 8) Кто пахать (не)лен..т(?)ся, у того и хлеб родит(?)ся. 9) Много всего говорит(?)ся, да не всё в дело годит(?)ся. 10) (Не)стыдно (не) знать - стыдно (не)учит(?)ся.
    (Пословицы)

    I Определите наклонение глаголов, вставьте пропущенные буквы.
    1) Когда вы пиш..те, помн..те о правилах правописания. Пиш..те внимательно! 2) Вынес..те цветы из комнаты. Когда вынес..те, откройте форточку. 3) Выбер..те себе книгу. Когда выбер..те, покаж.. - те ее мне. 4) Тян..те сильнее, вы тян..те очень слабо. 5) Ид..те быстрее, (не)смотр..те по сторонам. 6) Покаж..те мне вашу работу. Когда покаж..те, мож..те идти домой. 7) Расскаж..те мне о ваших впечатлениях от экскурсии. Когда расскаж..те, вероятно, всем захочется поехать.
    I Не или недо-? Раскройте скобки, объясните написание.
    1) Шест (не)достаёт до дна. Ему (не)доставало времени. 2) Ребёнок (не)досчитал до десяти. Экскурсовод (не)досчитался двух туристов. 3) Рабочий (не)выполнил норму. Завод (не)довыполнил месячный план. 4) Охотник (не)добрался до зимовки. Абитуриент (не) добрал один балл.

    Тема : Правописание глаголов в прошедшем времени.

    Образовательная программа: Школа России.

    Цель: Создать условия для осознания, осмысления знаний по теме "Правописание глаголов в прошедшем времени".

    Задачи:

    образовательные:

      создать условия для ознакомления с правилом написания родовых окончаний глаголов в прошедшем времени;

      совершенствовать умения правильно писать и выделять родовые окончания глаголов прошедшего времени;

      способствовать развитию умения определять грамматические признаки глагола;

      анализировать, проводить обобщения, делать выводы

    развивающие:

      формировать новые способы действий, обучать работе по плану;

      развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, познавательную активность, память и связную речь обучающихся.

    воспитательные:

      воспитывать у детей самоконтроль за монологической речью;

      воспитывать внимательное отношение к окружающим;

      воспитывать умение слушать друг друга.

      установить связь с жизненным опытом ребенка

      воспитывать интерес к русскому языку

    Формируемые УУД:

    Познавательные:

      самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

      осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной форме;

      анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

      синтез, подведение под понятие

    Регулятивные:

      постановка учебной задачи;

      определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

      предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

      оценивание качества и уровня усвоения материала;

      планирование своей деятельности в соответствии с целью урока;

    Коммуникативные:

      умение с достаточной полностью и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

      умение понимать речь других, договариваться о правилах работы в группе.

    Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска, учебник.

    Продолжительность урока : 40 минут.

    Ход урока

    Этапы урока. Цель. Время.

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формируемые УУД

    1.Огр.момент

    (1 мин)

    Здравствуйте, дети! Меня зовут Лидия Михайловна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.
    Садитесь. Открываем тетради, записываем число, классная работа.

    Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить виртуальное путешествие на планету, которая называется Морфология, где живут различные части речи и побывать в гостях в городе Глаголов. В путь мы отправимся вот на этой ракете. Пристегните, пожалуйста, ремни, начинаю отсчет времени – 3,2,1 ..Пуск!

    Приветствуют учителя. Присаживаются на места. Открывают тетради, записывают число, классная работа.

    Выполняют указания учителя.

    Регулятивные УУД: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.

    2. Актуализация опорных знаний и мотивация.

    (5 мин)

    А нашим помощником будет…, а вот что же это за помощник, вы догадаетесь, когда отгадаете загадку.

    Прочитайте её. Кто из вас может сказать, о чем идет речь в этой загадке?

    Да, совершенно верно, это компьютер. В последнее время человеку сложно обходиться без этой электронной машины. Ведь сейчас компьютер может заменить нам и печатную машинку, и калькулятор, и телевизор, и музыкальный центр, и телефон, и телеграф. Это своеобразная машина, которая помогает совершать путешествия в пространстве и времени.

    Запишите слово компьютер в свой орфографический словарик, выделите орфограммы, поставьте ударение. Обратите внимание на произношение этого слова компьют[э]р.

    - Читают загадку.

    - Компьютер.

    - Записывают слово в словарь.

    Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль учебной деятельности, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

    3. Самоопределение к деятельности. (5мин)

    Прочитайте стихотворение.

    Проснулся, прищурился, сел, улыбнулся. Отдёрнул, зажмурился, встал, потянулся. Взглянул, причесался, намылил, умылся. Зевнул, улыбнулся, почистил, побрился.

    Чем интересно это стихотворение?

    В каком времени употреблены глаголы? Докажите.

    Сформулируйте задачи урока.

    Читают стихотворение.

    Оно состоит только из глаголов.

    - В про­шедшем, так как они отвечают на вопрос что сделал? и име­ют суффикс -л-.

    Повторить всё, что нам из­вестно о глаголах в прошедшем времени, узнать о них новые сведения.

    Коммуникативные УУД: договариваться, приходить к общему решению.

    4. Работа по теме урока. (10мин.)

    Вы заметили, ребята, кто нас встречает? Это мальчик Почемучка, который сидит в задумчивости и ждет, когда вы поможете ему ответить на вопрос. Прочитайте его. Кто поможет Почемучке?

    Но Почемучка сегодня подготовил не только вопросы, но и задания. Прочитайте 1 задание, выполните его в тетради.

    А теперь проверим написание глаголов с пропущенными орфограммами. Внимание на экран. Какая орфограмма пропущена во всех этих глаголах? Читаем глаголы, доказывая правильность написания орфограммы.

    А сейчас откройте учебники на стр.109 и прочитайте упр.229

    Прочитайте выразительно отрывок из басни.

    Прочитайте задания.

    Как отличить предлог от приставки?

    Какие слова вы напишете слитно? Прочитайте их.

    Какие слова вы напишете раздельно? Прочитайте их.

    В каких словах приставка обозначает начало действия? (За­щёлкал, засвистал.)

    Назовите глаголы в прошедшем времени. По каким при­знакам вы их распознали?

    Выполните письменные задания к упражнению.

    Отвечают на вопрос (Что делал, что сделала, что будет делать…)

    Выполняют здание.

    Проверяют.

    Открывают учебник и читают задание.

    Коммуникативные

    УУД: допускать существование различных точек зрения,

    приходить к общему решению в спорных вопросах;

    Личностные УУД:

    широкий интерес к новому учебному материалу, способам решения новых учебных задач, исследовательской деятельности в области русского языка.

    Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя и самостоятельно;

    5.Физминутка

    Выполняю движения согласно физминутки.

    Выполнение физминутки

    Коммуникативные УУД: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, корректно сообщать товарищу об ошибках;

    6. Продолжение работы по теме урока.

    А нас снова ожидает Почемучка, который уже готов задать вам следующий вопрос.

    Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

    Откройте учебник на странице 110. Сейчас мы с вами рассмотрим таблицу и ответим на вопрос Почемучки.

    А сейчас вашей помощи просит мышонок Джерри. Прочитайте, что нужно сделать? Вспомните правило и закройте знаки вопроса в глаголах нужными суффиксами.

    А сейчас мы выполним упражнение 232 .

    Какие окончания имеют глаголы прошедшего времени единственного числа?

    Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».

    Что вы узнали о глагольном суффиксе -л-?

    Открывают учебники и рассматривают таблицу.

    Смотрят на экран, читают задание и выполняют его.

    Открывают и читают задание.

    Коммуникативные УУД: следить за действиями других участников в процессе учебной деятельности.

    Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

    7. Рефлексия.

    Наше путешествие близится к концу, но чтобы благополучно приземлиться, выполним последнее задание. Ответим на вопросы.

    Итак, что мы теперь знаем о глаголах прошедшего времени?

    На какие вопросы они отвечают?

    Какой суффикс имеют?

    Как изменяются?

    Как определить род глагола?

    Какой суффикс пишется перед суффиксом – л?

    А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание стр. 109 упр. 229

    Что делал? что сделал? что делала? что сделала? что делало? что сделало? что делали? что сделали?

    Имеют суффикс - л -.

    По числам, а в единственном числе и по родам.

    Род глагола определяется по роду имени существительного, с которым глагол связан в предложении.

    В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л

    пишется тот же суффикс, что и перед -ть в неопределенной форме.

    Открывают дневники и записывают домашнее задание.

    Коммуникативные УУД: понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы.

    Регулятивные УУД: следовать указаниям учителя.

    Различается написание личных окончаний глаголов в настоящем или будущем простом времени:

    а) в I спряжении: шь, -ет, -ем, -ете-, -ут или -ют;

    б) во II спряжении: шь, -ит, -им, -ите, -aт или -ят.

    У глаголов с безударным окончанием спряжение определяется так:

    ко II спряжению от) носятся глаголы на ть в инфинитиве, кроме глаголов брить , зиждиться , зыбиться (бреешь бреют, зиждется – зиждутся, зыблется ), и следующие 11 глаголов: вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть, гнать, держать, дышать, слышать , а также производные от них. Глагол брезжить имеет разноспрягаемые формы брезжит брезжут . Остальные глаголы относятся к I спряжению (ср.: молоть – мелешь – мелют, сеять – сеешь – сеют ).

    При определении спряжения надо правильно соотносить интересующую форму с инфинитивом (прогонит от прогнать, прогоняет от прогонять ).

    Примечание 1. Глагол стелить употребляется только в неопределенной форме и прошедшем времени, личные глагольные формы образуются от глагола I спряжения стлать (стелешь стелют ).

    Примечание 2. Глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь и некоторые другие этого типа спрягаются в литературном языке по I спряжению: выздоровеешь выздоровеют, опостылеешь опостылеют, опротиветь опротивеют.

    Примечание 3. Переходные глаголы с приставкой обез - (обес-) спрягаются по II спряжению, а непереходные – по I спряжению. Ср.:

    а) обессилить (кого-нибудь ): обессилю обессилишь обессилят;

    б) обессилеть (самому ): обессилею обессилеешь обессилеют.

    Соответствующие суффиксы инфинитива - и -е- сохраняются в формах прошедшего времени. Ср.: Потеря крови обессили ла раненого. Больная девочка обессиле ла.

    Примечание 4. Различаются в написании близкие по звучанию безударные окончания будущего времени совершенного вида те и повелительного наклонения -ите, например:выберете выберите , выйдете выйдите , выметете выметите , выпишете выпишите , вытрете вытрите , вышлете вышлите , крикнете крикните , стукнете стукните .

    Примечание 5. Прошедшее время глагола образуется от основы инфинитива с сохранением той гласной, что была перед суффиксом инфинитива, и никак не зависит от принадлежности глагола к I или II спряжению, например: обиде ть – обиде л, слыша ть – слыша л, сеять – сея л, обессиле ть – обессиле л, обессили ть – обессили л.

    Примечание 6. Необходимо обратить внимание на образование разговорных форм глаголов сыпать, трепать, щипать. В отличие от относящихся к I спряжению нейтральных форм сыплешь, сыплет, сыплем, сыплете, сыплют, разговорные формы сыпешь, сыпет, сыпем, сыпете, сыпят (аналогично трепать и щипать ) относятся к смешанному спряжению– все личные формы единственного числа и формы 1-го и 2-го лица множественного числа относятся к I спряжению а форма 3-го лица множественного числа – ко II спряжению.

    §49. Употребление буквы ь в глагольных формах

    Буква ь пишется:

    1) в неопределенной форме глагола, например: умывать – умывать ся, беречь – беречь ся;

    2) в окончании 2-го лица единственного числа настоящего или будущего простого времени, например: купаешь – купаешь ся, возвратишь –возвратишь ся;

    3) в повелительном наклонении после согласных, например: исправь – исправь те, спрячь ся – спрячь тесь (но: ляг – лягте );

    4) в возвратной частице (суффиксе), стоящей после гласного звука, например: вернусь , вернитесь , вернулись .

    §50. Суффиксы глаголов

    1. В неопределенной форме и в прошедшем времени пишутся суффиксы ва -, -ева-, если в 1-м лице единственного числа настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на -ую, -юю, и суффиксы -ыва, -ива-, если в указанных формах глагол оканчивается на -ываю, -иваю. Например:

    а) заведую – заведова ть, заведова л; исповедую – исповедова ть, исповедова л; проповедую – проповедова ть, проповедова л; воюю – воева ть, воева л; кочую – кочева ть, кочева л;

    б) закладываю закладыва ть, закладыва л; разведываю разведыва ть, разведыва л; настаиваю настаива ть, настаива л.

    Указанные глагольные суффиксы сохраняются в формах действительных причастий прошедшего времени; ср.: завед-ова -вш-ий (от завед-ова -ть ),бесед-ова -вш-ий заклад-ыва -вш-ий (от заклад-ыва -ть ), подгляд-ыва -вш-ий.

    1. Глаголы, оканчивающиеся на ударяемые ать , -ваю, имеют перед суффиксом -ва- ту же гласную, что и в неопределенной форме без этого суффикса, например: зали ть залива ть, залива ю; преодоле ть преодолева ть, преодолева ю.

    Исключения: застря ть – застрева ть, застрева ю; затми ть – затмева ть, затмева ю; продли ть – продлева ть, продлева ю и некоторые другие.

    2. В глаголах (о)деревенеть , (о)леденеть , (о)костенеть , (о)кровенеть , (о)-стекленеть , (о)столбенеть имеется составной суффикс -енеть.

    Спряжение — это изменение глагола по лицам, числам, временам, наклонениям, а в прошедшем времени и сослагательном наклонении — по родам. Спряжением называют также тип словоизменения глагола в настоящем или будущем времени, характеризующийся общностью гласных в составе личных окончаний. В зависимости от системы окончаний в формах настоящего или будущего времени все глаголы (за небольшим исключением) делятся на глаголы I и II спряжения. Глаголы совершенного вида, образующие формы будущего простого времени, имеют те же окончания, что и формы настоящего времени глаголов несовершенного вида, но отличаются своим значением; в словоизменении формы будущего простого описываются, как формы настоящего времени.

    К I спряжению относятся глаголы, имеющие окончания, показанные в табл. (в орфографической записи).

    Глаголы I спряжения

    Лицо

    Единственное число

    Множественное число

    -у, -ю (веду , играю )

    -ем , -ём (ведём , играем )

    -ешь , -ешь (ведешь , играешь )

    -ёте , -ете (ведёте , играете )

    -ёт , -ет (ведёт , играет )

    -ут , -ют (ведут , играют )

    Комментарий. Основа настоящего времени глаголов I спряжения оканчивается на парно-твердую согласную, шипящую, мягкие [р" ], [л" ] или [j ]. При образовании форм 2 и 3 л. ед.ч. и 1 и 2 л. мн.ч. конечные твердые согласные основы (кроме шипящих [ш ], [ж ]) чередуются: парно-твердые — с соответствующей мягкой, заднеязычные [к ], [г ] — с шипящими [ч ], [ж ]: ве [д ]-ут ве [д"-о ]шь , не [с ]-ут не [с"-о ]м , пе [к ]-ут пе [ч-о ]шь , стри [г ]-ут стри [ж ]-ошь. В нормированной речи только глагол ткать не имеет чередования [к — ч ] (ткут ткёшь , ткёт , ткём , ткёте ), в просторечии словоформы с отсутствием чередования заднеязычного с шипящим встречаются чаше.

    Ко II спряжению относятся глаголы, имеющие окончания, показанные в табл. (в орфографической записи).

    Глаголы II спряжения

    Комментарий. Основа настоящего времени II спряжения оканчивается на парно-мягкую согласную, шипящую или [j ]. При образовании формы 1 л. ед.ч. происходят чередования [o" ] — в [л" ], [ф ] —ф [л" ], [б" ] — б [л" ], [п ] — п [л" ], [м ] — м [л" ], с [т" ] (`ш" ), [т" — ч ], [д" — ж ], [з" — ж ], [с" — ш ]: вдохно [в"-а ]т вдохно [вл"-у ], гра [ф"-а ]т гра [фл"-у ], скор [б"-а ]т скор [бл"-у ], ле [п"-а ]т ле [пл"-у ], гре [м"-а ]т гре [мл"-у ], кру [т"-а ]т кру [ч-у ], xo [д"-а ]т хо [ж-у ], вон [з"-а ]т вон [ж-у ], но [с"-а ]т но [ш-у ]. В некоторых глаголах при образовании формы 1 л. ед.ч. конечный [т" ] чередуется с [`ш" ]: возвра [т"-а ]т — возвра [`ш"-у ], превра [т"-а ]т — превра [`ш"-у ], сокра [т"-а ]т — сокра [`ш"-у ].

    Наконец, в русском языке есть так называемые изолированные глаголы, не относящиеся ни к I, ни ко II спряжению и объединяющие в своей парадигме окончания разных спряжений. Изолированные глаголы характеризуются особым соотношением основ или особыми системами окончаний: зиждиться , зыбить (ся ), хотеть , бежать , чтить , есть , надоесть , дать , создать , быть (а также забыть , добыть , сбыть и другие глаголы с компонентами -есть , -дать , -быть ), ехать , идти. Спряжение изолированных глаголов дано в табл.

    Спряжение изолированных глаголов

    Инфинитив

    Настоящее время

    Прошедшее время

    Число

    Лицо

    Форма

    Число

    Форма

    зиждиться

    зижди-л-ся

    зижди-л-а-сь

    зижд-ет-ся

    зижди-л-о-сь

    зижди-л-и-сь

    зижд-ут-ся

    зыбить(ся )

    зыби-л-ся

    зыби-л-а-сь

    зыбл-ет-ся

    зыби-л-о-сь

    зыби-л-и-сь

    зыбл-ют-ся

    бежать

    бег-у

    бежа-л

    беж-ишь

    бежа-л-а

    беж-ит

    бежа-л-о

    беж-им

    бежа-л-и

    беж-ите

    бег-ут

    хотеть

    хоч-у

    хоте-л

    хоч-ешь

    хоте-л-а

    хоч-ет

    хоте-л-о

    хот-им

    хоте-л-и

    хот-ите

    хот-ят

    чтить

    чти-л

    чт-ишь

    чти-л-а

    чт-ит

    чти-л-о

    чт-им

    чти-л-и

    чт-ите

    чт-ят (и чт-ут )

    есть

    е-л-а

    е-л-о

    ед-им

    е-л-и

    ед-ите

    ед-ят

    дать

    да-шь

    да-л-а

    да-ст

    да-л-о

    дад-им

    да-л-и

    дад-ите

    дад-ут

    быть

    буд-у

    буд-ешь

    бы-л-а

    буд-ет

    бы-л-о

    буд-ем

    бы-л-и

    буд-ете

    буд-ут

    ехать

    еха-л

    ед-ешь

    еха-л-а

    ед-ет

    еха-л-о

    ед-ем

    еха-л-и

    ед-ете

    ед-ут

    идти

    ид-ешь

    ш-л-а

    ид-ет

    ш-л-о

    ид-ем

    ш-л-и

    ид-ете

    ид-ут