Безопасное поведение на водоемах. Особенности состояния водоемов в разное время года

Невозможно представить себе летний отдых без поездки на море, речку или пруд. Когда припекает солнышко, так хочется окунуться в прохладную воду. В жаркую погоду отдыхающих около водоемов особенно много. Очень важно, чтобы вы перед поездкой на такой отдых вспомнили про безопасное поведение на водоемах в различных условиях. Документ, в котором отражены все правила поведения на воде, должен быть в каждой администрации и спасательных организациях.

Свежий воздух и вода являются прекрасными закаливающими факторами, но нельзя забывать и о той опасности, которая вас может подстерегать на открытых водоемах. Есть некоторые рекомендации, которые касаются купания:

  • Некоторые заболевания могут быть противопоказанием к купанию, поэтому перед поездкой на речку или море посоветуйтесь с врачом.
  • Лучшим временем для принятия водных процедур является время 9-11 часов утра и 17-19 вечера.
  • Не стоит купаться, если вы только что поели, должен пройти час-полтора.

Если вы умеете плавать, то это в какой-то мере гарантия вашей безопасности на воде, но бывают случаи, когда и отличные пловцы попадают в экстремальные ситуации и погибают.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДЕ

Безопасное поведение на водоемах в различных условиях должно соблюдаться неукоснительно - это гарант вашего отличного отдыха без происшествий. После того как вы приехали на речку или озеро, проведя много времени в дороге в жарком автомобиле, не стоит сразу бросаться в воду. Необходимо немного отдохнуть, успокоиться и остыть, только после этого можно идти купаться.

Чтобы ваш отдых не омрачился неожиданными ситуациями, соблюдайте несложные правила:

  • Лучше всего, если вы будете принимать водные процедуры в местах, которые специально для этого оборудованы.
  • Если вы первый раз приехали в это место, перед полноценным купанием необходимо обследовать дно на предмет коряг, стекол и всякого мусора.
  • Не ныряйте в незнакомых местах, иначе можно уткнуться головой в грунт, корягу или бетонную плиту.
  • Если на берегу водоема вы обнаружили табличку, что купание в этом месте запрещено, то не стоит рисковать своим здоровьем, лучше отправиться на другой пляж.
  • На море обычно спасательные службы устанавливают буйки, за которые заплывать нельзя, не надо показывать свою храбрость и меряться силами с друзьями, это может быть опасно.
  • Если вы любите устраивать игры в воде, то будьте осторожны: не хватайте друг друга за руки или ноги, можно в азарте наглотаться воды и потерять сознание.
  • Если в воде у вас ногу свела судорога, то необходимо позвать на помощь.
  • Не заходите в воду в нетрезвом состоянии, это может закончиться трагически.

Эти несложные правила почему-то соблюдают далеко не все, что потом и приводит к несчастным случаям.

БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ НА ВОДОЕМАХ.

Правила безопасного поведения на водоемах в разное время года актуальны и для детей. Летом наших малышей невозможно оттащить от воды, всякие запреты не работают, поэтому необходимо строго следовать следующим рекомендациям:

  • Для купания выбирайте места, предназначенные для этого места. Предпочтение отдавайте людным пляжам, т.к. незнакомые места могут таить в себе сюрпризы в виде глубоких ям, воронок и различного мусора.
  • Следите за каждым действием ребенка в воде. Сопровождайте его во время купания.
  • Избегайте переохлаждения организма. Для этого увеличивайте время нахождения в воде постепенно, начиная с 5 минут. Совсем маленькие дети должны находиться в воде не более 15 минут, подростки - не более получаса.
  • Не разрешайте детям заходить в воду ранее 40-45 минут после еды.
  • Нырять в незнакомых местах категорически запрещено. Дно водоема может быть полно острых и других опасных предметов
  • Вблизи пляжной зоны должны отсутствовать водозаборные станции, платины, причалы, пристани и другие гидротехнические сооружения.
  • Не разрешайте купаться детям в местах, где курсируют моторные лодки и катера, да и самим этого делать не стоит
  • Следите за тем, чтобы дети не хватали друг друга за ноги или руки. В результате таких игр ребенок может наглотаться воды.

Правила безопасности на водоемах включают в себя меры предварительной подготовки.

Перестрахуйтесь перед походом на пляж. Обзаведитесь красивым надувным кругом, жилетом или нарукавниками. А вот от покупки надувного матраца для плавания на реке лучше отказаться. Быстрое течение реки может быстро унести маленького пловца. К тому же, острые камни и концы торчащих веток могут порвать матрац.

Обязательно приобретите своему чаду специальные тапочки для купания, особенно если у Вас запланирован поход на речку с каменистым дном.

Уследить за детьми во время купания достаточно сложно, особенно если их много, как, например, в лагерях. Поэтому с целью безопасности во многих оздоровительных центрах купание запрещено, чтобы не допустить несчастного случая.

ПРАВИЛА КУПАНИЯ ДЕТЕЙ В ОТКРЫТЫХ ВОДОЕМАХ,

Водные процедуры для ребенка - это очень хорошо и полезно для здоровья, но главное, чтобы это было безопасно. Так как многие отдыхают со своими родителями на берегах рек и озер, отправляются «дикарями» на море, то стоит учесть некоторые универсальные правила:

  • В воду заходить ребенку можно, если она прогрелась до 22 градусов, а на улице при этом не менее 25 градусов.
  • Лучше купаться в утренние часы.
  • Во время первого купания достаточно 2-3 минут пребывания в воде.
  • Не окунайте ребенка в воду с головой.
  • После выхода из воды надо хорошо вытереть тело насухо и отдохнуть.

Отдых на берегу реки - это прекрасная возможность оздоровить свой организм и получить массу положительных эмоций. Главное - выбирать правильные водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года отличаются, и это необходимо учитывать.

Осеннее похолодание вносит большие изменения в жизнь водоёма. Снижается температура воздуха, вода становится холоднее, чище и плотнее. Опускаются на дно водоросли, замирает планктон, места летних стоянок рыбы около прибрежной растительности пустеют: рыба постепенно уходит в более глубокие места с установившейся ровной температурой - примерно +4°. Верхний слой воды продолжает охлаждаться и при первом морозе, если нет сильного ветра, превращается в ледяную корку, нарастающую изнутри под действием холода. Водоём покрывается льдом, значительно сокращается доступ кислорода в толщу воды.

Изменение кислородного режима и низкая температура оказывают огромное влияние на жизнь рыб. Реакции в их организме замедляются, медленнее переваривается пища, сокращается потребность в ней. Меняется поведение рыб - они становятся вялыми, некоторые из них (линь, карась, сом, сазан, карп) впадают в зимнюю спячку. При сильном понижении температуры воздуха рыбы становятся ещё более вялыми: часто стоят на одном месте и в отдельные периоды почти не кормятся (активную жизнедеятельность в течение всей зимы обнаруживает только налим). Такие рыбы реже идут на приманку и меньше сопротивляются, когда их вытаскивают из воды.

При ловле поплавочными удочками и на мормышку поклёвки голавля, окуня, язя передаются едва заметным смещением поплавка или ослаблением лесы. Даже прожорливая щука, схватив живца, зачастую долго стоит с ним на одном месте, как бы собираясь с силами, чтобы его проглотить.

Килограммовый окунь, способный летом оборвать добротную лесу и запутать все поставленные рядом удочки, зимой становится значительно покорнее и сравнительно спокойно идёт в лунку.

При понижении температуры воздуха и воды рыбы стаями собираются к местам своих зимних стоянок, наиболее благоприятным по температуре, кислородному режиму и наличию корма. Эти привычные места они покидают только вследствие резких изменений обстановки (подъем или спад воды, сильные морозы или оттепели).

Окуни ловятся на пологой, неглубокой и чистой песчаной отмели, а также на дне глубоких ям. Плотва предпочитает глубокие места в реках с медленным течением; часто она держится в русле или около него, среди затопленного коряжника, а на мелкие места к берегам выходит в оттепели. Вместе с ельцом и голавлем плотва встречается в устьях небольших речушек и ручьёв. На исходе зимы плотва подходит к берегам, привлечённая притоком талой воды, и жадно хватает мормышку на самых мелких местах.

Лещ и густера придерживаются глубоких мест (5-7 м) со слабым течением и гладким песчаным или галечным дном. В небольших и неглубоких речках они держатся в русле, на широких плёсах.

Голавля в реках можно обнаружить на каменистом или песчаном дне у затопленных береговых кустов, возле островков, в омутах вблизи сильной струи или на песчаных косах за островами. Наиболее удачно он ловится в марте и по последнему льду.

Вместе с плотвой, лещом и густерой изредка ловится язь у берегов с обрывистыми скатами, в коряжнике, по ямам в устье речушек и ручьёв, в озёрах - среди прошлогодней водной растительности, на небольшой глубине. Обычно рыба избегает стоянок на быстром течении.

Для успешной ловли зимой рыболов должен заблаговременно изучить водоём, собрать сведения о зимних стоянках рыбы, найти эти места. Следует помнить, что поиски рыбьих стоянок зимой, особенно во второй половине, затрудняются толстым льдом, поэтому разумнее проводить их в первый месяц ледостава.

Правильный выбор места очень часто определяет успех ловли.

Наилучшие часы зимнего клёва - ранние, утренние и вечерние. Кратковременно оживляется клёв в середине дня, около двух часов. В первые две недели зимнего ледостава и за две-три недели перед вскрытием льда рыба хорошо ловится в течение всего дня. На исходе первого месяца после ледостава клёв резко снижается, становится неровным. В январе и первой половине февраля в отдельные дни в некоторых водоёмах рыба вообще не клюёт. С приближением весны клёв снова оживляется с интенсивным нарастанием до «жора».

Чем «глуше» сезон ловли, тем большее значение приобретают прикормка (при ловле поплавочными удочками), тонкое оснащение удочек, применение разнообразных приёмов ловли и, разумеется, знание водоёмов.

Опытные рыболовы, в совершенстве знающие зимнюю ловлю и отлично изучившие водоёмы, не признают «глухих» периодов подлёдной ловли.

Благоприятствуют клёву рыбы устойчивая погода в течение длительного периода, оттепель после морозов, затишье после метели, весенний подъем льда, появление проталин и закраин, медленный спад воды. И, наоборот, резко меняющаяся температура, метели, порывистые сильные северные и восточные ветры, снегопады, весенние дожди, быстрый спад воды значительно снижают интенсивность клёва.

В небольших малопроточных водоёмах к концу зимы количество содержащегося в воде кислорода, поглощаемого остатками растений и животных организмов, настолько сокращается, что его не хватает для нормальной жизнедеятельности рыбы. В этом случае рыба подымается под самый лёд в поисках свежего воздуха и, не найдя его, погибает. Такое явление называется замором. Бороться с ним можно, устраивая проруби и перекачивая воду мотопомпой или ручным насосом из одной проруби в другую по вырубленным во льду канавкам.

С началом весеннего таяния снега жизнь водоёма активизируется. Первые струйки богатой кислородом талой воды все больше и больше просачиваются под лёд. Рыбы подходят к таким местам, собираются большими стаями, клёв постепенно усиливается и не прекращается до тех пор, пока не помутнеет вода и не вскроется водоём.

Особенно интересен для рыболова весенний подъем льда. Постепенно освобождаясь под действием солнечных лучей и вешних вод от берегового припоя, ледяное поле окончательно отрывается от берегов и всплывает. Остатки мокрого снега, смешанного с водой, быстро сходят с его поверхности; она становится сухой и ровной, очень удобной для передвижения.

В первые дни после подъёма льда выбор места для выхода на водоём не представляет затруднений: край льда находится ещё рядом с берегом. Но солнце и вода делают своё дело, и ширина закраин постепенно увеличивается. Чтобы выбраться на лёд, приходится искать места, меньше подверженные действию солнца. Выходя утром при лёгком морозе на лёд, следует помнить, что за долгий весенний день обстановка к вечеру может резко измениться и вернуться на берег в этом месте будет невозможно. Значит, нельзя выходить на лёд без лодки, плота, жерди или мостков из досок.

На реках период сухого льда бывает значительно короче, чем на озёрах. Лёд быстро тает не только под действием солнечных лучей - течение и туманы активно довершают работу солнца.

На озёрах лёд стоит дольше, паводок бывает на две-три недели позже, чем на реке. Лёд постепенно набухает и тает на месте. Надо твёрдо помнить, что такой лёд очень опасен.






Водоемы являются опасными в любое время го­да. Летом они опасны при купании и пользовании плавсредствами. Опасность чаще всего представляют сильное течение (в том числе подводное), глубокие омуты и подводные холодные ключи. Весной, осенью и зимой к этим факторам прибавляется низ­кая температура воды. Зимой большинство водоемов покрывается льдом, который является источником серьезной опасности, особенно после первых морозов и в период оттепелей. В это время очень высок риск провалиться под лед.


Важно соблюдать правила безопасного поведения на зимних водоемах. Основные из этих правил заключаются в следующем: надежным является лед, имеющий зеленоватый или синеватый оттенок, а желтоватый лед опасен; опасны участки льда в местах впадения рек и ручьев, у крутых берегов, на крутых изгибах русла; места, где поверх льда выступает вода, представляют большую опасность, так как обычно свидетельствуют о наличии промоины; преодолевать водоем по льду следует в светлое время суток и при хорошей видимости; при движении по льду группы людей необходимо соблюдать дистанцию примерно 5 м;


При наличии рюкзака необходимо предусмотреть возможность быстрого освобождения от него (лучше нести его на одном плече). Провалившись, необходимо облокотиться на лед, перенести на него одну ногу, затем вытащить вторую, перекатиться на лед и осторожно переместиться в сторону от опасного места. Перед этим лучше освободиться от обуви.

Шпаргалка

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Основные правила безопасного поведения на воде Ответ: Водоемы опасны в любое время года. Зимой большая часть водоемов покрывается льдом который тоже является источником опасности особенно после первых морозов и во время оттепелей. Правила безопасности поведения на зимних водоёмах: надежен только лед зеленоватого или синеватого оттенка а желтоватый лед опасен; наиболее опасен лед в местах впадения рек и ручьев у крутых берегов и на изгибах русла; места где поверх льда выступает вода обычно свидетельствуют о наличии промоины...

БИЛЕТ №8

1 вопрос: Особенности состояния водоемов в разное время года. Основные правила безопасного поведения на воде

Ответ: Водоемы опасны в любое время года. Летом они опасны во время купания и при пользовании плавучими средствами. Наибольшую опасность, как правило, представляют сильное течение, глубокие омуты и холодные подводные ключи. Весной и зимой к этим факторам прибавляется холодная вода. Зимой большая часть водоемов покрывается льдом, который тоже является источником опасности, особенно после первых морозов и во время оттепелей. Очень важно соблюдать правила безопасного поведения на зимних водоемах.

Правила безопасности поведения на зимних водоёмах:

  • надежен только лед зеленоватого или синеватого оттенка, а желтоватый лед опасен;
  • наиболее опасен лед в местах впадения рек и ручьев, у крутых берегов и на изгибах русла;
  • места, где поверх льда выступает вода, обычно свидетельствуют о наличии промоины, они очень опасны;
  • переходить водоем по льду можно только в светлое время суток и при хорошей видимости;
  • если по льду двигается группа людей, то необходимо соблюдать между ними дистанцию не менее 5 м;
  • если за плечами рюкзак, следует предусмотреть возможность быстрого освобождения от него (нести его на одном плече).
    Провалившись в полынью, надо облокотиться на лед, перенести на него одну ногу, затем вытащить вторую, осторожно перекатиться на лед и переместиться в сторону от опасного места.

В летнее время на водоемах необходимо выполнять следующие меры безопасности:

  • нельзя купаться в незнакомых местах, не приспособленных для этой цели;
  • не следует долгое время находиться в холодной воде и купаться с полным желудком;
  • запрещается заплывать за границы зоны купания, подплывать к движущимся лодкам, катерам, судам и другим плавсредствам;
  • не следует проводить в воде игры, связанные с нырянием, длительным хождением под водой и захватами друг друга.

2 вопрос: Взрывоопасные предметы, взрывчатые вещества.

Демаскирующие признаки взрывных устройств и предметов

Ответ: Взрывоопасные предметы — это вещества или устройства, которые при определенных условиях (сотрясение, нагревание, удар, другое внешнее воздействие) могут взорваться.

Взрывчатые вещества — это химические соединения либо их смеси, которые под воздействием внешнего импульса (трение, нагревание, удар, накол и т.д.) способны взрываться.

3 вопрос: Практическое задание (ситуация).

Во время похода в лес за грибами или ягодами вы отстали

от группы и заблудились. Ваши действия, чтобы

присоединиться к группе или найти дорогу домой

Ответ: Если во время похода за грибами или ягодами человек отстал от группы,

ему необходимо:

  • попытаться догнать группу;
  • стараться привлечь внимание других людей криками;
  • можно остановиться и ждать, когда товарищи за ним вернутся;
  • при необходимости (получена травма, плохое самочувствие, ненастная погода) следует развести костер, можно оборудовать временное укрытие.

Заблудившись в лесу , надо остановиться и оценить ситуацию. Прислушаться к звукам, осмотреться вокруг (лучше с возвышенного места), стараться найти дорогу, тропу, ручей или реку, а затем определить направление выхода и двигаться в этом направлении.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60143. Классный час по профориентации: «Наш выбор» 156 KB
Цели - расширить представления учащихся об различных профессиях; формировать позитивную оценку таких нравственных качеств, как целеустремленность, трудолюбие, скромность...
60144. Подорож до Карликанії 132.5 KB
Мета. Узагальнити та систематизувати знання, вміння і навички учнів із теми «Подільність чисел»; показати на прикладах за допомогою ігрових моментів; практичну спрямованість математичних знань; удосконалювати навички виразного читання...
60145. Позакласний захід: «Формула кохання» 69.5 KB
Ломоносов Більш ніж про кохання в світовій літературі тільки про смерть написано. Про емоції розкажуть виступи учнів про вплив речовин: адреналін норадреналін вазопресин серотонін З коханням складніше. На думку дослідників кохання -це хімічний процес...
60146. День Чорного моря - свято зі сльозами на очах 114 KB
Обладнання: екологічний пакет Чорноморська скринька презентація Чорне море проектор компютер виставка Відпочинок на Чорному морі відеокліпи про море. Хід виховного заходу Учень читає вірш на фоні морського шуму Безмолвное море лазурное море...
60147. Поэзии и музыки чарующий мир. Литературно-музыкальное путешествие 162 KB
Прививать любовь к красоте слова и музыки. Посредством поэзии и музыки воспитывать любовь к родной природе ценить дружбу стремиться к самосовершенствованию. Библиотекарь: Ребята мы сегодня с вами собрались чтобы окунуться в прекрасный удивительный и чарующий мир поэзии и музыки.
60148. Виховний захід «Твори добро на радість людям» 276.34 KB
Мета: Формувати в учнів уявлення про морально-етичні відношення у навколишньому середовищі; вчити виявляти шанобливе ставлення до батьків, старших, піклування про молодших; розвивати почуття чуйності і доброзичливості
60149. Іменини Трирічка (виховний захід у 3 класі) 400 KB
По сигналу одна команда кричить З днем а інша народження Оце привітали так привітали А тепер у нас справжній День народження Вчитель: З днем народження вітаєм Діти: Так так так І звичайно побажаєм Діти...
60150. Колективна творча справа «Майбутнє України - це я, це ти» 202.5 KB
Я ти він вона Учениця Ми є діти українські Хлопці та дівчата Рідний край наш Всі Україна Учениця Славна і багата Ведуча ІІ Всім хто присутні сьогодні на святі Скажем слова ми прості. Всі Гостей дорогих ми вітаємо щиро Стрічаємо хлібом любовю і миром...
60151. Внеклассное мероприятие по информатике и литературе. Творческая лаборатория «Я всё могу» 118.5 KB
Пушкина развивать устную речь учащихся логическое мышление внимание наблюдательность умение анализировать информацию воспитывать любви к искусству к русской словесности воспитывать ответственности за порученное дело чувства коллективизма гуманизма...

Тема урока: «Особенности состояния водоёмов в различное время года» 5 класс

Цель урока. Дать знания учащимся о состоянии водоемов в разное время года.

Изучаемые вопросы

    Состояние водоемов в вашем городе и необходимые меры безопасности.

    Правила личной безопасности на замерзших водоемах.

Изложение учебного материала

1. Водоемы являются опасными в любое время года. Охарактеризовать водоемы, имеющиеся в вашем городе, обратив внимание учащихся на тот факт, что не во всех водоемах можно купаться, вблизи него вниз по течению вода в реках непригодна для питья, а в некоторых местах опасна даже для купания. Если на берегу установлен знак «Купаться запрещено», не следует нарушать этого запрета, как бы ни было велико желание искупаться.

Подчеркнуть, что первое правило безопасного поведения человека на воде заключается в знании места, где вода в водоемах проверена и не представляет опасности для здоровья человека.

2. Обратить внимание учащихся на необходимость соблюдения общих правил поведения на воде, для того чтобы уменьшить возможности несчастных случаев.

Убедить учащихся в том, что самый лучший способ чувствовать себя уверенно в воде - это научиться плавать и постоянно поддерживать навыки безопасного поведения на воде. Если ногу в воде свело судорогой, нужно набрать в легкие воздух, наклониться к ноге, взять ее двумя руками за пальцы и сильно потянуть их на себя. После этого немедленно плыть к берегу. Кроме того, необходимо научиться отдыхать на воде, не терять самообладания и правильно действовать в критической ситуации, не стесняться звать на помощь.

3. Подчеркнуть, что не менее важно знать и правила безопасного поведения на замерзших водоемах. Переходить водоем рекомендуется только в проверенных местах, обозначенных специальными предупредительными знаками. Если безопасные места не обозначены, необходимо внимательно осмотреть лед.

Для одиночных пешеходов лед считается прочным, когда его толщина не менее 7 см, для группы людей - 12 см.

Обратить внимание учащихся на то, что прочность льда можно определить по ряду признаков:

    наиболее прочен чистый, прозрачный лед, мутный лед ненадежен;

    на участках, запорошенных снегом, лед тонкий и некрепкий;

    в местах впадения в озеро (реку) ручьев, речек обычно образуется наиболее тонкий лед.

Летом они опасны при купании и пользовании плавсредствами. Опасность чаще всего представляют сильное течение (в том числе подводное), глубокие омуты и подводные холодные ключи. Весной и летом к этим факторам прибавляется низкая температура воды. Зимой большинство водоемов покрывается льдом, который является источником серьезной опасности, особенно после первых морозов и в период оттепелей. В это время очень высок риск провалиться под лед. Поэтому важно соблюдать правила безопасного поведения на зимних водоемах. Основные из этих правил заключаются в следующем:
- надежным является лед, имеющий зеленоватый или синеватый оттенок, а желтоватый лед опасен;

- опасны участки льда в местах впадения рек и ручьев, у крутых берегов, на крутых изгибах русла;

- места, где поверх льда выступает вода, представляют большую опасность, так как обычно свидетельствуют о наличии промоины;

- преодолевать водоем по льду следует в светлое время суток и при хорошей видимости;
- при движении по льду группы людей необходимо соблюдать дистанцию примерно 5 м;
- при наличии рюкзака необходимо предусмотреть возможность быстрого освобождения от него (лучше нести его на одном плече).
Провалившись, необходимо облокотиться на лед, перенести на него одну ногу, затем вытащить вторую, перекатиться на лед и осторожно переместиться в сторону от опасного места. Перед этим лучше освободиться от обуви.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДЕ

Умение хорошо плавать - одна из важнейших гарантий безопасного отдыха на воде, но помните, что даже хороший пловец должен соблюдать постоянную осторожность, дисциплину и строго придерживаться правил поведения на воде.

Лучше всего купаться в специально оборудованных местах: пляжах, бассейнах, купальнях; обязательно предварительно пройти медицинское освидетельствование и ознакомившись с правилами внутреннего распорядка мест для купания.

В походах место для купания нужно выбирать там, где чистая вода, ровное песчаное или гравийное дно, небольшая глубина (до 2 м), нет сильного течения (до 0,5 м/с).

При переохлаждении тела пловца в воде могут появиться судороги, которые сводят руку, а чаще ногу или обе ноги. При судорогах надо немедленно выйти из воды. Если нет этой возможности, то необходимо действовать следующим образом:

1.Изменнть стиль плавания - плыть на спине.

2.При ощущении стягивания пальцев руки, надо быстро, с силой сжать кисть руки в кулак, сделать резкое отбрасывающее движение рукой в наружную сторону, разжать кулак.

3.При судороге икроножной мышцы необходимо согнуться, двумя руками обхватить стопу пострадавшей ноги и с силой подтянуть стопу к себе.

4.При судорогах мышц бедра необходимо обхватить рукой ногу с наружной стороны ниже голени у лодыжки (за подъем) и, согнув ее в колене, потянуть рукой с силой назад к спине.

5.Произвести укалывание любым острым подручным предметом (булавкой, иголкой и т.п.)

6.Уставший пловец должен помнить, что лучшим способом для отдыха на воде является положение "лежа на спине".

Не заплывайте за буйки – там может оказаться резкий обрыв дна, холодный ключ, заросли водорослей и т.п.

Не устраивайте в воде игр, связанных с захватами – в пылу азарта Вы можете послужить причиной того, что партнер вместо воздуха вдохнет воду и потеряет сознание.

Правила оказания помощи при утоплении

1. Перевернуть пострадавшего лицом вниз, опустить голову ниже таза.

2. Очистить ротовую полость.

3. Резко надавить на корень языка.

4. При появлении рвотного и кашлевого рефлексов - добиться полного удаления воды из дыхательных путей и желудка.

5. Если нет рвотных движений и пульса - положить на спину и приступить к реанимации (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца). При появлении признаков жизни - перевернуть лицом вниз, удалить воду из легких и желудка.

6. Вызвать “Скорую помощь”.

Если человек уже погрузился в воду, не оставляйте попыток найти его на глубине, а затем вернуть к жизни. Это можно сделать, если утонувший находился в воде не более 6 минут.

НЕЛЬЗЯ

ОСТАВЛЯТЬ ПОСТРАДАВШЕГО БЕЗ ВНИМАНИЯ (в любой момент может произойти остановка сердца)

САМОСТОЯТЕЛЬНО ПЕРЕВОЗИТЬ ПОСТРАДАВШЕГО, ЕСЛИ ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫЗВАТЬ СПАСАТЕЛЬНУЮ СЛУЖБУ.

Чтобы избавиться от воды, попавшей в дыхательные пути и мешающей дышать, нужно немедленно остановиться, энергичными движениями рук и ног удерживаться на поверхности воды и, подняв голову возможно выше, сильно откашляться. Чтобы избежать захлебывания в воде, пловец должен соблюдать правильный ритм дыхания. Плавая в волнах, нужно внимательно следить за тем, чтобы делать вдох, когда находишься между гребнями волн. Плавая против волн, следует спокойно подниматься на волну и скатываться с нее. Если идет волна с гребнем, то лучше всего подныривать под нее немного ниже гребня.

Попав в быстрое течение, не следует бороться против него, необходимо не нарушая дыхания плыть по течению к берегу.

Оказавшись в водовороте, не следует поддаваться страху, терять чувство самообладания. Необходимо набрать побольше воздуха в легкие, погрузиться в воду и, сделав сильный рывок в сторону по течению, всплыть на поверхность.

Запутавшись в водорослях, не делайте резких движений и рывков. Необходимо лечь на спину, стремясь мягкими, спокойными движениями выплыть в ту сторону, откуда приплыл. Если все-таки не удается освободиться от растений, то, освободив руки, нужно поднять ноги и постараться осторожно освободиться от растений при помощи рук.

Нельзя подплывать близко к идущим судам с целью покачаться на волнах. В близи идущего теплохода возникает течение, которое может затянуть под винт. Опасно прыгать (нырять) в воду в неизвестном месте - можно удариться головой о грунт, корягу, сваю и т.п., сломать шейные позвонки, потерять сознание и погибнуть.

Не менее опасно нырять с плотов катеров, лодок, пристаней и других плавучих сооружений. Под водой могут быть бревна - топляки, сваи, рельсы, железобетон и пр. Нырять можно лишь в местах, специально для этого оборудованных. Нельзя купаться у крутых, обрывистых и заросших растительностью берегов. Здесь склон дна может оказаться очень засоренным корнями н растительностью. Иногда песчаное дно бывает зыбучим, что опасно для не умеющих плавать.

Важным условием безопасности на воде является строгое соблюдение правил катания на лодке. Нельзя выходить в плавание на неисправной и полностью необорудованной лодке. Перед посадкой в лодку, надо осмотреть ее и убедиться в наличии весел, руля, уключин, спасательного круга, спасательных жилетов по числу пассажиров, и черпака для отлива воды. Посадку в лодку производить, осторожно ступая посреди настила. Садиться на балки (скамейки) нужно равномерно. Ни в коем случае нельзя садиться на борт лодки, пересаживаться с одного места на другое, а также переходить с одной лодки на другую, раскачивать лодку и нырять с нее.

Запрещается кататься на лодке детям до 16 лет без сопровождения взрослых, перегружать лодку сверх установленной нормы для этого типа лодки, пересекать курс моторных судов, близко находиться к ним и двигаться по судовому ходу. Опасно подставлять борт лодки параллельно идущей волне. Волну надо "резать" носом лодки поперек или под углом.

Если лодка опрокинется, в первую очередь нужно оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Лучше держаться всем пассажирам за лодку и общими усилиями толкать ее к берегу или на мелководье.

Для не умеющих плавать и плохо плавающих, особую опасность представляют различные надувные плавсредства: камеры, пояса, резиновые матрацы и т.п.

Контрольные вопросы

    Можно ли пить сырую воду из открытых водоемов и рек?

    Почему нельзя нырять в воду в незнакомых местах?

    В каких местах лед наиболее безопасен для движений?

    Какую дистанцию необходимо соблюдать при движении по льду группы людей?

    Каким цветом является лед неопасным?

    На каких участках, лед тонок и опасен?

    В какое время суток следует передвигаться по льду?

    Что свидетельствуют о наличии промоины?

Домашнее задание

    Изучите § 3.2 учебника.

    В дневник безопасности запишите водоемы, в которых разрешено купаться в вашем городе.