Где пройти курсы финансовой грамотности? Онлайн-курсы по финансовой грамотности Курсы повышения финансовой грамотности обучающихся.

Финансовая грамотность - это не то, что передается по наследству. К счастью, мы живем в такое время, когда не приходится жаловаться на недостаток информации. Что бы вы ни хотели узнать, изучить, освоить – пожалуйста! Для освоения этих курсов нужен только доступ в Интернет. Однако иногда информации настолько много, что, взявшись за изучение чего-то нового, мы теряемся на самом старте и бросаем начатое. Поэтому мы решили облегчить задачу для тех, кто хотел, наконец, разобраться в финансах с «самого начала».

  1. Курс от Новосибирского Государственного Университета http://osnovi-finansov.ru/course/about/
    Курс состоит из ста заданий, в каждом из которых есть видео-лекция/статья на определенную тему и практические задачи для закрепления материала. В создании проекта участвовало более 50 финансовых экспертов (!), но при этом он не получился тяжеловесным и академическим. Напротив – это увлекательная игра, где, зарабатывая баллы, вы переходите на новые уровни и легко усваиваете материал о личных, бытовых, глобальных, корпоративных финансах и финансовых институтах. ЧЕГО ОЖИДАТЬ ОТ КУРСА: Ваш коэффициент финансового развития будет уже как минимум выше базового.


  1. Курс Московской Академии Предпринимательства https://zillion.net/courses/show/6926/osnovy-finansovoi-ghramotnosti
    Курс рассчитан на 70 академических часов, каждая тема состоит из трех блоков: видео, лекция и тест. Подача материала несколько сухая и академическая, но в ней четко структурирована вся необходимая информация о финансах – от личных финансов до стратегий фондового рынка, от анализа финансовой информации до техник принятия финансовых и экономических решений. ЧЕГО ОЖИДАТЬ ОТ КУРСА: Ваша финансовая грамотность может существенно повыситься за счет расширения кругозора, если вам не подходит игровая форма.
  1. «Азбука финансов» от «Лекториума» (Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники) https://www.lektorium.tv/mooc2/29047
    Семинедельный курс рассчитан на широкую аудиторию – от студентов до бухгалтеров и сотрудников банков. Преподаватель курса – кандидат экономических наук с 11-летним опытом на финансовых рынках и биржевых торгах. Поэтому основной акцент курса – на финансовых инструментах и правилах инвестирования. ЧЕГО ОЖИДАТЬ ОТ КУРСА: Вы сможете попробовать себя в качестве инвестора, «прокачав» свой финансовый IQ выше среднего.

    1. Курс на Coursera «Специализация Финансовые инструменты для частного инвестора» https://www.coursera.org/specializations/finansovyye-instrumenty
      Курс от НИУ ВШЭ рассчитан на начинающих инвесторов. Цель курса – ввести обучающегося в мир финансовых активов, дать знания об облигационном рынке и навыки расчета доходности, научить оценивать риски инвестиций в различные долговые инструменты. ЧЕГО ОЖИДАТЬ ОТ КУРСА: Вы поймете риски работы со вторыми по надежности финансовыми инструментами после депозитов - долговыми.
    1. Курс на платформе «Открытого образования» — «Финансовые рынки и институты» https://openedu.ru/course/hse/FINMI/
      Еще один курс от НИУ ВШЭ, но более универсальный и базовый. В рамках этого курса вы рассмотрите основные вопросы функционирования финансовых и финансовых институтов, а также изучите финансовые инструменты, с которыми сталкивается человек в обычной жизни. ЧЕГО ОЖИДАТЬ ОТ КУРСА: Вы сможете посмотреть на инвестиции более целостно и, опять же, глазами преподавателей ведущего экономического ВУЗа России.

Все курсы заточены на получение именно практических навыков, все они бесплатны. Во всех есть возможность получить сертификат: за дополнительную плату (на Coursera, «Лекториуме» и на платформе «Открытого образования»), за «успехи» в обучении (500 баллов в курсе от НГУ) или просто за успешное прохождение (на Zillion). Ваша финансовая грамотность вырастет за 2-3 месяца - достаточно найти по часу в неделю на прохождение очередного урока!

Если вы знаете другие качественные курсы по финансовой грамотности — поделитесь ими в комментариях.

Из-за невежества в сфере экономики и денег люди часто не в состоянии обеспечить себе достойную жизнь даже при хорошей зарплате. К тому же нашей финансовой безграмотностью часто пользуются другие люди, что приводит к печальным последствиям. Именно по этим двум причинам стоит изучать основы финансовой грамотности. Как вы увидите дальше, умение много зарабатывать вовсе не означает безбедную жизнь. Если человек зарабатывает деньги только при помощи определенных умений (музыкальное, медицинское образование), то этого недостаточно. Умение управлять заработанными деньгами требует совершенно новых навыков и знаний — и именно оно способно привести вас к финансовой независимости.

Нас не учат управлению личными деньгами в школе и даже в университете — и это самое большое упущение как для любого государства, так и для нас с вами. С денежными вопросами мы сталкиваемся по несколько раз в день и при этом совершенно не понимаем, что же такое деньги и как стать финансово состоятельным человеком. Более того, если спросить почти у любого человека, что такое финансово состоятельная личность, ответ будет один: «Тот, у кого есть машина и хороший дом». В нашем курсе вы поймете, что это неверное определение состоятельного человека по многим причинам и узнаете какое мышление нужно в себе развить, чтобы спустя несколько лет добиться устойчивого финансового положения или хотя бы приобрести некоторые привычки, которые помогут вам грамотно экономить и не выбрасывать деньги на ветер.

Что такое финансовая грамотность?

Это не очень простой вопрос, потому что разные люди понимают его по-разному, да и само это понятие скорее философское и сугубо субъективное. Но если все же попытаться придать направление нашему курсу, то можно сказать, что:

Финансовая грамотность — это четкое понимание того, как работают деньги, как их зарабатывать и управлять ими. Есть две главные особенности финансово грамотного человека. Первая: его расходы никогда не превышают доходы. Вторая: любая позитивная разница между месячным доходом и расходом пускается в инвестиции любой формы.

Наверняка вы знакомы со многими людьми, которые весьма неплохо зарабатывают уже несколько лет и при этом едва сводят концы с концами. Они прекрасно делают то, чем занимаются — это может быть программирование, искусство, наука, . Однако некоторые из них умудряются даже при этом залезать в долги. И ладно бы еще они покупали себе важные вещи, при помощи которых они . Как правило, эти товары совершенно бессмысленны и их покупка становится обременительной.

Это может показаться странным, но по сути не имеет значения сколько вы зарабатываете на данный момент. В истории человечества есть тысячи историй о том, как совершенно нищий человек становился миллионером. Также есть и обратные истории — люди, которым на голову падало богатство, умудрялись потерять все за короткое время. Поэтому очень важно понимать, что ваш нынешний доход — не приговор. Именно затем и нужна финансовая грамотность. Она показывает, как путем приобретения некоторых финансовых привычек любой человек может вылезти из финансовой ямы и твердо встать на ноги.

Экономика является сложным инструментом для понимания. Об этом говорят финансовые кризисы, когда даже самые лучшие экономисты мира не были способны предсказать теперь уже кажущиеся очевидными вещи. Теперь экономисты используют фразу о циклах, снимая с себя ответственность: «Существуют циклы, мировые кризисы будут всегда». Предсказать точную дату кризиса не может никто, однако подготовиться к ним может каждый.

Может ли миллионер быть финансово неграмотным человеком? Может. Например, таковым является голливудский актер, который за одну роль может получить несколько миллионов долларов. Спустя какое-то время его слава проходит, а вместе с ним исчезает его финансовое состояние. Поэтому он вынужден остаток своей жизни играть низкооплачиваемые роли, распродавать свое имущество, чтобы сводить концы с концами. Это прекрасная иллюстрация важности финансовой грамотности.

Применение финансовой грамотности в жизни

Изучение теории, выращивание в себе осознанного отношения к деньгам и финансовое мышление — эти три вещи помогут любому человеку устроиться в жизни.

Наиболее важным является финансовое мышление, однако очень важно постоянно учиться и дополнять знания практическими навыками. Кто-то считает, что нужно работать как можно больше, чтобы стать финансово обеспеченным. С одной стороны это так, но с другой нужно прежде всего работать разумно. Как только вы начинаете свой финансовый путь, вы вынуждены работать как можно больше. Но есть один важный момент: чем больше денег у вас становится, тем более разумно вы должны подходить к работе. Нет смысла становиться богатым и работать на износ. Финансово грамотный человек по мере наращивания капитала работает меньше и при этом успевает больше. Например, когда вы добьетесь того, чтобы стать инвестором, вы можете работать меньше. За вас будут работать деньги. Конечно, в этом случае никто не запрещает вам заниматься любимым делом и продолжать работать, но теперь вы будете сами решать сколько и где.

Помните, что применять финансовые знания можно уже сейчас. Все, что вы делаете с финансами сегодня, влияет на ваше будущее. Когда вы перестаете покупать ненужные вам вещи, у вас появляются новые возможности. У вас начинает формироваться простая мысль — деньги должны делать новые деньги. Простая трата ваших доходов дает сиюминутный результат и никак не двигает вас вперед.

Любая книга о финансовой независимости прежде всего даст вам понять важности оптимизации расходов в вашей жизни. Тратить все, что зарабатываете — это самая худшая стратегия, хуже нее только жизнь в кредит.

Наш курс поможет вам изменить свою жизнь и отношение к деньгам. Вы научитесь мыслить категориями десятилетий. В любой сфере жизни удовлетворение сиюминутных желаний не приводит ни к чему хорошему. В сфере финансов это способно привести к самым катастрофическим последствиям. Курс финансовой грамотности призван изменить ваше мышление и помочь стать более взрослым и человеком.

Как научиться финансовой грамотности?

Никто не рождается финансово грамотным человеком. Можно родиться в богатой семье, но это не гарантирует вам прекрасного финансового будущего.

Чтобы вырастить в себе финансовое мышление, нужно уделить этому много месяцев. Однако многие позитивные изменения вы можете развить в себе уже в течении нескольких дней. Теорию денег можно изучить достаточно быстро, также можете понять как работает рынок акций или банк. И только поняв как работают финансы, вы начнете понемногу двигаться вперед.

В прошлые времена с финансовой грамотностью дела обстояли еще хуже. Человек был вынужден работать с утра до ночи, чтобы хотя бы выжить. Финансовая культура существовала в зачаточном состоянии. Чтобы стать состоятельным человеком, нужно было применять силу. В наше время многое изменилось и это прекрасный шанс для каждого из нас преуспеть в жизни. Есть масса материалов в свободном доступе: книги, курсы и видео. Любая информация доступна уже здесь и сейчас. Впрочем, как мы знаем, доступность информации одновременно и обесценивает ее. Вы должны четко уяснить, что у вас уже есть все, что нужно для финансового процветания, осталось только найти правильные материалы.

Пожалуй, самым важным навыком для развития финансовой грамотности является . Больше 90% людей в мире тратят деньги совершенно бездумно и именно по этой причине никто из них не станет состоятельным человеком. Никто ничего не гарантирует и оставшимся 10%, однако шансов у них все-таки побольше. Развивая дисциплину в отношении финансовых привычек, вы тысячекратно увеличиваете свои шансы на то, чтобы лет через десять отойти от дел, иметь пассивные источники дохода и делать все, что пожелаете.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Уроки по финансовой грамотности

Изучив большое количество литературы и биографий богатых и успешных людей, мы пришли к выводу, что финансовая грамотность — это навык. Любому навыку можно научиться. Мы разработали для вас шесть уроков, каждый из которых затронет определенный аспект финансовой грамотности. Хорошая новость состоит в том, что нам не нужно было ориентироваться на разные типы людей, так как финансовая грамотность не является чем-то уникальным для каждого финансово успешного человека. Это определенный набор знаний и несложных навыков, которые способен приобрести каждый. Все великие бизнесмены имели примерно одинаковую философию, различались только пути достижения цели.

Цель курса : познакомить нашего читателя с планированием, финансовым анализом и инвестированием.

Задача курса : развить в читателе финансовое мышление, которому не учат в школе и университете.

Представляем вам небольшой обзор каждого из уроков.

Как проходить занятия?

Временами этот курс может показаться не очень легким, однако мы постарались смешивать простые и сложные вещи. Экономика отчасти сложна, однако стоит познакомиться с ней поближе и вы поймете, что в ней существуют свои вполне и понятные законы. Также в ней существуют и совершенно нелогичные вещи, однако вы будете это понимать и предпринимать все, чтобы быть готовым к неожиданностям.

Первый, третий и пятый уроки имеют отношение скорее к теории, чем практике. Вы можете выбрать именно такой порядок изучения. На теорию потребуется меньше всего времени. Второй, четвертый и шестой уроки являются по большей части практикой и требуют больше времени на изучение и воплощение. Впрочем, вы можете изучать уроки по порядку. Симбиоз теории и практики — это правильный подход и любой профессионал своего дела знает об этом. Можно много думать и не действовать, а можно бездумно действовать и совершать массу ошибок. Когда же вы думаете и действуете, то получаете самый лучший результат.

Наш курс вы можете пройти двумя способами, имеющими отношение к временным промежуткам. Например, при наличии времени вам вполне может хватить недели. Однако мы рекомендуем вам проходить курс более вдумчиво и время от времени к нему возвращаться. Когда вы пройдете курс, то вернитесь к нему и закрепите навыки, просмотрите список рекомендуемой литературы и двигайтесь дальше. Тем не менее, наш курс самодостаточен сам по себе и на многие вещи поможет открыть вам глаза. Мы постарались сделать его увлекательным и легким для понимания.

Цель курса — получение самых главных знаний и умений в области финансов, необходимых каждому современному человеку.

Методика курса предусматривает использование приемов по улучшению личной эффективности на основе подхода Getting Things Done (GTD) американского автора Дэйвида Аллена.

Пройдя это курс, вы будете полностью контролировать свои расходы и доходы, создадите первые накопления и научитесь эффективно использовать высвободившиеся деньги.

В чем еще поможет этот видеокурс:

  • решить финансовые проблемы (кредитное бремя, постоянная нехватка денег, неконтролируемые расходы и др.)
  • сделать первые накопления
  • начать инвестировать
  • привести дела в порядок и увеличить свою продуктивность

В итоге вы сможете приблизить решение всех главных финансовых целей и стать на путь к финансовой свободе и благополучию .

Одним из главных итогов курса является самостоятельное составление Личного финансового плана , который предусматривает все значимые цели, такие как покупка квартиры, получение дополнительного образования, создание самостоятельных пенсионных накоплений и другие.

Список полезных материалов

Каждый слушатель курса сможет загрузить следующие дополнительные материалы:

  • Категории учета для личных и семейных финансов
  • Многотарифные счетчики и экономия расходов (EXCEL)
  • Примеры финансовых целей со сроками и ценами (EXCEL)
  • Расчет дохода от использования кредитной карты со льготным периодом (EXCEL)
  • 12 признаков компульсивного поведения
  • Расчет сложного процента для банковских вкладов (EXCEL)
  • Расчет срока достижения финансовой цели при помощи формул EXCEL
  • Расчет размера собственных пенсионных накоплений (EXCEL)
  • Расчет доходности инвестиций в EXCEL, среднее геометрическое и среднее арифметическое (EXCEL)
  • Материалы Росстата: Состав потребительской корзины россиянина, Средние цены на продукты и услуги, Индекс стоимости жизни
  • Образцы Личных финансовых планов: 4 варианта (EXCEL)
  • Расчет доходности Индивидуального инвестиционного счета (EXCEL)
  • Настройки торгового терминала QUIK (WND)

Использование всех дополнительных материалов объясняется на курсе.

Отзывы о курсе

Жду аналогичного курса по ETF

Отличный курс, огромное спасибо. Жалею что не просмотрел чуть раньше, в конце августа пропустил оферту (по не знанию) по облигациям Ленты, после которой их доходность упала до 0. Не знаю теперь что с ними делать?
Очень жду аналогичного курса по ETF (с учетом планируемого создания нескольких российских ETF)

Начало применения дает положительные результаты

Система хорошо структурировала повседневные задачи и крепче связала их с целями. Начало применения дает положительные результаты.

Очень понравилось

Благодарю за бесплатный курс. Система подачи с заданиями позволяют лучше усвоить материал. Ранее по работе уже сталкивался с работой в Excel, тем не менее, узнал много нового (горячие клавиши).
Очень понравились последние 2 модуля (расчет доходности и визуализация данных). Еще раз спасибо Вам.
В следующих курсах хотелось бы узнать больше о статистических методах работы с данными и их визуализацией.

Очень понравился курс

Очень понравился курс. Надоели везде записки и отрывки информации по работе и домашним делам. Нужна была система систематизации в делах и голове. Самое главное что ушло это такое чувство: Проходишь мимо дела которое каждый день мозолит глаза и говоришь себе — Завтра точно сделаю и конечно же не делаешь ни завтра ни после завтра.

Cовершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области содержания и методики преподавания основ финансовой грамотности различным категориям обучающихся в общеобразовательной школе; профессиональная готовность педагогических работников к реализации задач, обеспечивающих повышение уровня финансовой грамотности обучающихся.

  • формирование знаний и методологической базы, необходимых для преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся в общеобразовательной школе;
  • формирование и освоение методического инструментария, необходимого для преподавания курса финансовой грамотности в рамках системно-деятельностного подхода;
  • формирование навыков проектирования занятий и разработки учебно-методических материалов по повышению финансовой грамотности для учащихся разных возрастов.

Педагогические работники, организующие урочную и внеурочную деятельность по основам финансовой грамотности в общеобразовательной школе и реализующие основные образовательные программы или дополнительные общеразвивающие программы по данному направлению.

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА

Промежуточная аттестация в форме тестов, итоговое тестирование.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате обучения на курсе обучающиеся приобретут:
знания:

понятие и значение финансовой грамотности, особенности зарубежного и отечественного опыта повышения уровня финансовой грамотности;
цели и задачи, нормативно-правовая база формирования финансовой грамотности в общеобразовательной школе;
методологические подходы, принципы и модели формирования финансовой грамотности в общеобразовательной школе;
особенности системно-деятельностного подхода как методологической основы формирования финансовой грамотности в соответствии с ФГОС общего образования;
учебно-методическое обеспечение преподавания основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе;
отличительные особенности существующих УМК по основам финансовой грамотности в общеобразовательной школе и информационные ресурсы, формирующие Банк методических разработок по основам финансовой грамотности;
возможности применения активных и интерактивных методов и технологий обучения при формировании финансовой грамотности в школе;
дидактические единицы по основам финансовой грамотности, включенные Министерством образования и науки РФ в Примерные основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования;
основы проектирования занятий по финансовой грамотности в рамках урочной и внеурочной деятельности для учащихся различных возрастных групп
умения:
разрабатывать разноуровневые задания по финансовой грамотности для учащихся различных возрастных групп;
отбирать оптимальные методы и средства обучения основам финансовой грамотности в школе;
конструировать современное учебное занятие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
организовывать различные виды урочной и внеурочной деятельности по финансовой грамотности в общеобразовательной школе
навыки:
создания текстовых документов, электронных таблиц, презентаций для обогащения практики работы с учащимися в области формирования финансовой грамотности;
отбора оптимальных методов, средств обучения и развития обучающихся на основе системно-деятельностного подхода;
отбора материала и методических разработок для наполнения содержания курса «Основы финансовой грамотности» в школе в соответствии с требованиями ФГОС общего образования;
проектирования занятий и разработки учебно-методических материалов по повышению финансовой грамотности для учащихся разных возрастов
профессиональные компетенции:
способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого курса «Основы финансовой грамотности»;
способность разрабатывать планы и проводить индивидуальные и групповые занятия по финансовой грамотности, а также внеурочные мероприятия с различными категориями школьников;
способность использовать и разрабатывать учебно-методические материалы, обеспечивающие освоение материала по темам, курсам, модулям программ финансовой грамотности;
способность организации сотрудничества обучающихся, поддержки активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей в области финансовой грамотности.

Скидка 40%

4000 2400 руб. (доступна оплата в рассрочку)

Аннотация курса

В ближайшие годы будет расти потребность в повышении уровня финансового просвещения населения России. Это закономерный процесс, поскольку достаточный уровень финансовой грамотности способствует повышению уровня и качества жизни, финансовой безопасности граждан, развитию экономики и росту общественного благосостояния. Особое внимание при этом следует уделять формированию основ финансовой грамотности обучающихся в общеобразовательных организациях, так как в последующем именно им предстоит развивать и совершенствовать финансовую систему страны, стать основными клиентами финансовых институтов, участниками финансового рынка. На этапе школьного образования важно сформировать базовые навыки финансовой грамотности и принятия финансовых решений, акцентировать внимание на возможных проблемах при выстраивании отношений с банками, страховыми компаниями и другими финансовыми институтами. Важно научить распознавать признаки финансового мошенничества, обучить навыкам противодействия им, защиты своих интересов в рамках правового поля. Все это предопределяет своевременность и важность введения в общеобразовательной школе основ финансовой грамотности.
К сожалению, многие учителя оказались не готовы к преподаванию данного курса, не все имеют экономическое образование, чаще наоборот, основная нагрузка по освоению финансовой грамотности ложится на учителей обществознания, то есть имеющих образование преподавателя истории. Кроме того, предполагается, что освоение финансовой грамотности должно осуществляться, начиная с младших классов, в связи с чем также возникает проблема неподготовленности кадров.
В соответствии с этим в стране были срочно разработаны УМК по финансовой грамотности в помощь учителю школы, многочисленные программы повышения квалификации, где даются основы финансовой грамотности для самих учителей и методические подходы к преподаванию данного курса.
Особенностью данной программы повышения квалификации является то, что она создана на базе систематизации и обобщения опыта реализации различных программ повышения квалификации по финансовой грамотности, УМК, методических разработок и содержит теоретические материалы, в четкой структурированной форме характеризующие нормативно-правовую, методологическую, методическую базу преподавания основ финансовой грамотности, а также большое количество наглядных, практических материалов, готовых методических разработок и алгоритмов для конструирования собственных методических разработок и учебных занятий в рамках системно-деятельностного подхода и в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.
Таким образом, прохождение дистанционного курса программы повышения квалификации «Специфика преподавания основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе» в полной мере обеспечит профессиональную готовность педагогических работников к преподаванию основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе с учетом специфики данного предмета, возрастных особенностей школьников, их запросов и реалий современного этапа развития.

Наименование разделов, модулей, тем Всего часов Лекции Самостоятельная
работа
Практическая работа Кол-во часов
контроля
Тип
контроля
Модуль 1. Методологические аспекты преподавания основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе. 22 6 8 6 2 Тест
Модуль 2. Методические аспекты преподавания основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе. 22 6 8 6 2 Тест
Модуль 3. Содержательные аспекты преподавания основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе. 26 6 10 8 2 Тест
Итоговая аттестация 2 2 Тест
Итого 72 18 26 20 8
23 сентября 2016

Окончив 72-часовую программу повышения квалификации, школьный учитель или преподаватель техникума сможет вести основы финансовой грамотности факультативно или в рамках внеурочной деятельности. Занятия, рассчитанные на 5-9 дней, будут проводиться в октябре-декабре, возможна дневная (в школьные каникулы) или вечерняя форма обучения. Первая дневная группа стартует 3 октября, вечерняя — 10 октября.

Значимость финансовой грамотности в современном обществе исключительно велика. Нередки случаи, когда взрослые люди, получив, казалось бы, хорошее образование, не умеют разумно спланировать семейный бюджет, оценить свои финансовые перспективы, берут кредиты и не могут их вернуть, под воздействием мошенников вкладывают деньги в сомнительные проекты, становятся жертвами финансовых пирамид. Одна из ключевых причин — в недостатке финансовых знаний, умений и навыков, которые человек должен приобретать уже в школьном возрасте.

Обязательного предмета, посвященного финансовой грамотности, в российских школах нет — некоторые ее элементы дети изучают в рамках обществознания и экономики. Однако предмет «Основы финансовой грамотности» школы могут вводить в качестве факультативов, курсов по выбору или в рамках внеурочной деятельности, на которую новые образовательные стандарты предусматривают до 10 часов в неделю.

Что за проект?

Подготовку методистов и учителей для преподавания финансовой грамотности в Вышке ведет «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» (ФМЦ) в рамках проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровню финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ». Помимо Москвы, в проекте участвуют 14 регионов России, от Калининграда до Хабаровска, там создаются региональные центры. Реализовать проект планируют в течение двух лет, обучив за это время 12,5 тысяч учителей.

Педагоги Москвы находятся в особом положении, так как имеют возможность повысить квалификацию по вопросам преподавания финансовой грамотности непосредственно в Вышке, в корпусе на Шаболовке, на факультете экономических наук. Университет заключил соглашение с Департаментом образования Москвы о совместной работе по повышению финансовой грамотности школьников — более 50 директоров московских школ встречались недавно с научным руководителем проекта, профессором Департамента финансов ВШЭ Николаем Берзоном . В ближайшие дни (предположительно, 6 октября) он также планирует рассказать о проекте на селекторном совещании главы московского образования Исаака Калины. Всего за время проекта планируется обучить 1,5 тыс. столичных педагогов.

Учителя каких предметов могут пойти на курсы?

«Всех, — отвечает Николай Берзон. — Мы готовы обучать учителей даже таких далеких от финансовой проблематики предметов, как технология и физкультура. Но если учитель ведет непрофильный предмет, то есть не экономику и не обществознание, то сначала он должен пройти адаптационный курс, рассчитанный на 24 часа, и только потом — базовый 72-часовой курс финансовой грамотности».

Сам же базовый курс состоит из двух частей. Первая часть изучается дистанционно: авторы проекта записали 6 видеокурсов по различным разделам финансовой грамотности — «Управление личными финансами», «Фондовый рынок», «Банковские услуги и отношения людей с банками» и другие. Все они размещены на портале ВШЭ в открытом доступе , на их освоение отводится 36 учебных часов, после этого проходят очные занятия — лекции, семинары, дискуссии, деловые игры. На них также отводится 36 часов, занятия ведут профессора факультета экономических наук ВШЭ, а также специалисты по педагогике и методике из ВШЭ и Московского городского педагогического университета.

Занятия по методике не менее важны, чем собственно по финансам, считает Николай Берзон, ведь учитель может вести курс и в начальной, и в старшей школе, то есть нужно владеть разными подходами к детской аудитории, понимать психологические и возрастные особенности восприятия материала. Учебно-методические комплексы, изданные в рамках проекта Минфина и Всемирного банка, рассчитаны на разные возрастные группы — 2-4, 5-7, 8-9 и 10-11 классы. Учебные пособия прошли экспертизу в Российской академии образования и были апробированы учителями в пяти регионах.

Чем полезны курсы?

Во-первых, для любого учителя любое свидетельство о повышении квалификации, тем более выданное ведущим вузом, — хорошее подтверждение профессиональной компетентности, в том числе при прохождении аттестации на первую или высшую квалификационную категорию. Все педагоги с определенной периодичностью проходят повышение квалификации, и курсы по финансовой грамотности засчитываются точно так же, как многие другие.

Во-вторых, учитель улучшит собственную финансовую грамотность.

И, в третьих, он повысит свою востребованность в собственном образовательном учреждении и в целом на рынке труда. Возможность преподавания дополнительных курсов - это дополнительный заработок в рамках привычных профессиональных обязанностей. А учителям некоторых предметов, даже если они не будут вести специальный курс финансовой грамотности, знания все равно пригодятся в педагогической работе, и это не только обществоведы и учителя экономики, но и, например, математики, которых смогут давать на своих уроках задачи на финансовые темы.

График проведения занятий до конца 2016 года размещен , за этот период планируется подготовить 240 человек. Желающие пройти обучение должны предварительно