Пол маклин триединый мозг в эволюции. Триединый мозг

Пришло время написать о том, каких моделей функционирования и строения мозга я придерживаюсь, чтобы в дальнейшем мы с вами были на одной волне. Естественно, это только модели и их «всеохватность» ограничена рамками их же самих. Но мозг, товарищи, это такой Солярис, что если мы хотя бы приблизительно не будем представлять, как он работает, то мы утонем в ложных предпосылках относительно чужого и своего поведения. Потому что в том, что с нами в жизни происходит, доля осознаваемых действий и логического мышления ничтожно мала, а наше поведение постоянно находится под неосознанным влиянием эмоций. Америку я тут не открою, но иметь общую базу для дальнейшего общения будет полезно. Для начала:

Триединая модель головного мозга МакЛина

Центральная часть, или ствол мозга — это так называемаый древний мозг, мозг рептилий. На него наверх одет средний мозг, старый мозг или лимбическая система; его ещё называют мозгом млекопитающих. И, наконец, сверху собственный мозг человека, точнее, высших приматов, потому что он присутствует не только у человека, но и, например, у шимпанзе. Это неокортекс, или кора головного мозга.

Древний мозг, мозг рептилии отвечает за выполнение простейших базовых функций, за ежедневное, ежесекундное функционирование организма: дыхание, сон, циркуляция крови, сокращение мышц в ответ на внешнюю стимуляцию. Все эти функции сохраняются, даже когда сознание отключено, например во сне или при наркозе. Эта часть мозга называется мозгом рептилии, так как именно рептилии являются простейшими живыми существами, у которых встречается подобная анатомическая структура. Стратегию поведения «бежать или сражаться» тоже часто относят к функциям мозга рептилии.

Средний мозг, лимбическая система надетая на древний мозг встречается у всех млекопитающих. Она участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, памяти, сна, бодрствования, но в первую очередь лимбическая система отвечает за эмоции (поэтому эту часть мозга часто называют эмоциональным мозгом). Процессами, происходящими в лимбической системе, мы управлять не можем (за исключением наиболее просветлённых товарищей), но взаимообратная связь между сознанием и эмоциями существует постоянно.

Вот комментарий gavagay по этому же поводу: "Прямой зависимости [между сознанием и эмоциями ] там нет - потому у нас нет выбора, скажем, пугаться нам, или нет. Мы пугаемся автоматически, в ответ на соответствующий стимул извне. А вот опосредованная связь возможна и для некоторых ситуаций она очень значима. Работа лимбической системы зависит от сигналов, поступающих в нее извне, в том числе и от коры головного мозга (через таламус). А в коре как раз гнездится наше сознание. Именно в силу этого мы испугаемся наставленного на нас пистолета - даже если в нас никогда не стреляли. А вот дикарь, который не знает, что такое пистолет, не испугается. И, кстати, именно в силу наличия этой опосредованной зависимости в принципе возможно такое явление как психотерапия."

И наконец, неокортекс, кора больших полушарий головного мозга , отвечает за высшую нервную деятельность. Именно эта часть мозга наиболее сильно развита у Homo sapience и определяет наше сознание. Здесь принимаются рациональные решения, ведется планирование, усваиваются результаты и наблюдения, решаются логические задачи. Можно сказать, что в этой части мозга формируется наше «я». И неокортекс, это единственная часть головного мозга, процессы в которой мы можем осознанно отследить.

У человека все три части мозга развиваются и взрослеют именно в таком порядке. Ребёнок приходит в этот мир с уже сформированным древним мозгом, с практически сформированным средним мозгом и с очень «недоделанной» корой больших полушарий. В течение первого года жизни соотношение мозга новорожденного к размеру взрослого возрастает с 64% до 88% , а масса мозга удваивается, к 3 - 4 годам она утраивается.

Теперь понятно, почему в деле воспитания детей именно эмоции играют решающую роль. Не действуют дети вам назло, не стремятся они вами манипулировать, для манипуляций нужно тщательное планирование. А движимы они базовыми эмоциями: желанием контакта и близости, страхом, тревогой. Когда мы поймём это, понимать ребёнка станет гораздо легче.

Да и сами-то мы, взрослые, не настолько рациональные существа, как нам хотелось бы думать. Об этом замечательно написала Сью Герхардт (Sue Gerhardt, Why Love Matters: how affection shapes a baby"s brain):

«Можно с иронией отметить, что последние открытия нейрофизиологии обнаружили, что чувства играют в нашей жизни большую роль, чем разум. Вся наша рациональность, столь уважаемая наукой, постоена на эмоциях и не может существовать без них. Как указывает Антонио Дамасио, рациональные части нашего мозга не могут работать обособленно, но только одновременно с частями, отвечающими за базовые регуляторные функции и эмоции.«Природа построила рациональную систему (apparatus) не просто на верх системы биологического регулирования, но из неё и неразделимо с ней» (Antonio Damasio, Descarte"s Error)."

Картинка отсюда: Карл Саган «Драконы Эдема».

…Этот разобщенный мир раз и навсегда планировался быть изменен открытием квантовой физики, которое произошло в начале 20 века. Когда пионеры квантовой физики заглянули в самое сердце материи, они были изумлены тем, что увидели. Самые крошечные частицы материи не были даже самой материей - в том смысле, в каком мы ее знаем, - они не были чем-то определенным и могли быть то одним, то чем-то совершенно иным. И, что странно, они могли становиться многим одновременно. Но самым удивительным было то, что эти субатомные частицы существовали не в изоляции, но лишь в связи со всеми остальными частицами. На самом элементарном уровне материя не может быть раздроблена на отдельные небольшие элементы, она полностью неделима. Вселенную стало возможно понимать, как активное Они также обнаружили, что мы сделаны из того же самого основного материала. На наиболее фундаментальном уровне все живые существа, включая людей, являются сгустками квантовой энергии, постоянно обменивающимися информацией с этим неистощимым морем энергии. Живые существа испускают слабое излучение, и это наиболее важный аспект биологических процессов. Информация обо всех аспектах жизни, от клеточной связи до обширного множества ДНК, передается через информационный обмен на квантовом уровне. Даже наш разум, который, возможно, существует вне законов материи, действует согласно квантовым процессам. Мышление, чувства - все высшие когнитивные функции - имеют отношение к информационным импульсам квантов, одновременно проходящим через наши мозг и тело. Человеческое восприятие, происходит благодаря взаимодействию между элементарными частицами нашего мозга и энергией моря квантов. Мы буквально резонируем с окружающим миром.взаимосвязей. Субстанции, вступившие однажды в контакт, остаются в контакте всегда - все время и все пространство. Разумеется, время и пространство на этом уровне развития мира казались условными конструкциями. Время и пространство, такие, как мы их знаем, фактически не существовали. Все, насколько мог охватить взгляд, было одним пейзажем, одним «здесь» и «сейчас».

Они также обнаружили, что мы сделаны из того же самого основного материала. На наиболее фундаментальном уровне все живые существа, включая людей, являются сгустками квантовой энергии, постоянно обменивающимися информацией с этим неистощимым морем энергии. Живые существа испускают слабое излучение, и это наиболее важный аспект биологических процессов. Информация обо всех аспектах жизни, от клеточной связи до обширного множества ДНК, передается через информационный обмен на квантовом уровне. Даже наш разум, который, возможно, существует вне законов материи, действует согласно квантовым процессам. Мышление, чувства - все высшие когнитивные функции - имеют отношение к информационным импульсам квантов, одновременно проходящим через наши мозг и тело. Человеческое восприятие, происходит благодаря взаимодействию между элементарными частицами нашего мозга и энергией моря квантов. Мы буквально резонируем с окружающим миром.

Линн Мак-Таггарт «Поле. Поиск тайных сил Вселенной».


Человек всю жизнь стремится преодолеть хаотическую сущность природы: «вписать» ее в существующие рамки, подчинить правилам. Один из наглядных примеров – бескрайние поля, которые, если смотреть на них с высоты птичьего полета, напоминают не то полосатый махровый халат, не то красочную иллюстрацию из учебника по геометрии. Особую любовь к таким ландшафтам питает Алекс МакЛин (Alex MacLean) – один из популярнейших аэрофотографов в мире.


Алекс МакЛин «болеет» небо с далекого 1975 года, когда впервые поднялся над землей на своем четырехместном самолете Cessna 182. С тех пор страсть к полетам не утихает, в небе фотограф провел уже более 6000 часов, не выпуская из рук камеру. МакЛин – архитектор по образованию, возможно, поэтому ему так импонируют ровные линии на разноцветных полях или же причудливые узоры на безлюдных равнинах.


Фотограф с воодушевлением рассказывает о каждом из полетов, признаваясь, что в кабине самолета можно даже почувствовать аромат цветов. МакЛин сейчас проживает в городе Линкольн (штат Массачусетс), он ежедневно совершает по несколько вылетов, каждый из которых может длиться по два-три часа. Иногда он выбирается и на дальние расстояния, проводя за штурвалом по шесть-восемь часов. Правда, дальние перелеты по стране Алексу не по душе: слишком подолгу приходится кружить над каждым понравившимся объектом.


Примечательно, что, помимо эстетического значения, фотографии Алекса нередко могут иметь и практическое применение: так, в объектив мастера нередко попадают местности, где чрезмерное загрязнение окружающей среды чревато экологическими бедствиями.

Теория триединого мозга

Если зажать большой палец остальными четырьмя, у вас получится «подручная» модель мозга . Лицо в этом случае будет со стороны костяшек, а затылок — на тыльной стороне ладони. Запястье выполняет функцию спинного мозга, проходящего внутри позвоночника; поверх него располагается головной мозг. Если разжать все пальцы, то внутренний ствол головного мозга будет прямо на ладони. Загнув большой палец обратно, вы увидите примерное расположение лимбической доли (в идеале для симметричности модели у нас должно быть два больших пальца, слева и справа). Теперь сожмите четыре пальца в кулак, и у вас появится кора.

Эти три участка — ствол, лимбическая доля и кора — составляют так называемый триединый мозг, уровни которого последовательно развивались в ходе эволюции. Интеграция мозговой деятельности по меньшей мере подразумевает объединение активности этих трёх участков. Поскольку они расположены один над другим, это называют вертикальной интеграцией. Мозг поделён на левое и правое полушария, поэтому нейронная интеграция требует объединения их функций. Это можно считать горизонтальной, или двусторонней, интеграцией.

Сотни миллионов лет назад ствол представлял из себя то, что некоторые называют мозгом рептилии. Ствол получает сигналы от тела и отправляет их обратно, тем самым регулируя базовые процессы жизнедеятельности, например работу сердца и лёгких. Он также обусловливает запас энергии участков мозга, расположенных выше, — лимбической доли и коры головного мозга. Ствол напрямую контролирует состояние возбуждения, определяя, например, голодны мы или сыты, испытываем сексуальное желание или удовлетворение, спим или бодрствуем.

На схеме головного мозга в боковой плоскости показаны основные участки мозга: ствол, лимбические структуры (с миндалевидным телом и гиппокампом), кора (с медиальным префронтальным участком). Не видна вентромедиальная префронтальная кора.

Нейронные кластеры в стволе также включаются в работу, когда определённые внешние условия требуют быстрого распределения энергии в теле и головном мозге. Так называемый набор реакций «бей — беги — замри» отвечает за выживание в опасных ситуациях. Работающий параллельно с оценивающими процессами лимбического и распложенных выше участков мозга, ствол оценивает, как нам ответить на опасность: мобилизовать энергию для борьбы или бегства или беспомощно замереть и капитулировать. Однако независимо от выбранной реакции включённый режим выживания затрудняет, если не полностью блокирует, способность быть открытыми и восприимчивыми к другим. Поэтому для для избавления от ментальных ловушек, в которых мы иногда застреваем, нужно снижать скорость реакции.

Ствол составляет основу так называемых мотивационных систем, помогающих нам удовлетворять базовые потребности в еде, продолжении рода, безопасности и наличии убежища. Когда у вас возникает сильная потребность в определённом поведении, весьма вероятно, что это ствол мозга вместе с лимбической долей побуждает вас к действию.

2. Лимбические структуры

Лимбическая доля расположена глубоко внутри мозга, примерно там, где на нашей «подручной» модели находится большой палец. Она сформировалась около двухсот миллионов лет назад одновременно с появлением первых млекопитающих. «Мозг древних млекопитающих» (старая кора) работает в тесном контакте со стволом и всем нашим телом, формируя не только основные желания, но и эмоции. Мы испытываем определённое значимое чувство в какой-то момент, потому что наши лимбические структуры оценивают текущую ситуацию. «Это хорошо или плохо?» — вот основной вопрос, на который отвечает лимбическая доля. Мы тянемся к хорошему и держимся подальше от плохого. Таким образом, лимбические структуры помогают нам создавать «эмоции», провоцирующие движение, мотивирующие нас действовать в соответствии с тем смыслом, который мы приписываем происходящему в конкретное время.

Лимбическая доля играет ключевую роль в наших эмоциональных привязанностях и в том, как мы выстраиваем отношения с людьми. Если вы когда-нибудь держали дома рыбок, лягушек или ящериц, то знаете, что, в отличие от млекопитающих, они не испытывают привязанности к своим хозяевам и друг к другу. Между тем у крыс, кошек и собак присутствует характерная для млекопитающих лимбическая система. Эмоциональная привязанность — это то, что характеризует их и нас с вами. Мы буквально созданы, чтобы вступать в контакт друг с другом — благодаря нашим предкам, млекопитающим.

Лимбическая система выполняет важную регулирующую функцию посредством гипоталамуса — главного эндокринного центра управления. Через гипофиз гипоталамус отправляет и получает гормоны, оказывая особое влияние на половые органы, щитовидную и надпочечную железы. Например, во время стресса выделяется гормон, стимулирующий надпочечные железы на выработку кортизола, который мобилизует энергию и приводит метаболизм в состояние повышенной боевой готовности, чтобы справиться с ситуацией. Такой реакцией легко управлять при кратковременном стрессе, но она превращается в проблему в долгосрочной перспективе. Когда мы сталкиваемся с вопросом, который не в состоянии адекватно разрешить, уровень кортизола становится хронически повышенным. В частности, травматичный опыт может привести к повышенной чувствительности лимбических структур, и в результате даже мелкий стресс будет провоцировать повышение уровня кортизола, ещё больше усложняя повседневную жизнь перенёсшего психологическую травму человека. Высокий уровень кортизола токсичен для развивающегося мозга и нарушает нормальный процесс роста и функционирования нервной ткани. Излишне реактивную лимбическую систему необходимо смягчать, чтобы уравновесить эмоциональный фон и ослабить вредное воздействие хронического стресса.

Лимбическая доля также способствует формированию различных типов памяти: запоминания фактов, конкретного опыта и эмоций, делающих его более красочным. По обе стороны от центральной части гипоталамуса и гипофиза расположены два особенных кластера нейронов: миндалевидное тело и гиппокамп. Миндалевидное тело играет важную роль в реакции страха. (Хотя некоторые авторы приписывают все эмоции миндалевидному телу, согласно самым последним исследованиям, наше общее состояние определяется лимбической системой, корой, а также стволом головного мозга и всем организмом.)

Миндалевидное тело провоцирует мгновенную реакцию в целях выживания. Эмоциональное состояние может побудить нас к действию неосознанно и тем самым спасти нам жизнь или же спровоцировать на поступки, о которых позднее мы сильно пожалеем. Чтобы начать осмысливать собственные чувства — специально уделять им внимание и понимать их, — нам нужно объединить эти эмоциональные состояния, формируемые в подкорковых структурах, с корой нашего мозга.

Наконец мы добрались до гиппокампа — кластера нейронов , напоминающего по форме морского конька и функционирующего как «сборщик мозаики». Он соединяет удалённые друг от друга участки мозга: от перцептивных систем к хранилищу фактов и языковым центрам. Интеграция импульсов превращает наши ежесекундные впечатления в воспоминания.

Гиппокамп постепенно развивается в раннем детстве, и в нём на протяжении всей жизни формируются новые связи и нейроны. По мере того как мы взрослеем, гиппокамп вплетает базовые формы эмоциональной и перцептивной памяти в фактические и автобиографические воспоминания, что позволяет нам, например, поведать кому-то о каком-то происшествии. Однако эта способность рассказывать истории, присущая только людям, также зависит от развития самой верхней части мозга — коры.

Внешним слоем головного мозга является кора, примерно как у дерева. Её иногда называют неокортексом, или новой корой, поскольку она начала стремительно развиваться с появлением приматов, в частности людей. Кора генерирует менее простые паттерны импульсов, представляющие трёхмерный мир за пределами функций организма и реакций выживания, за которые отвечают расположенные глубже подкорковые участки. Более сложная фронтальная часть коры позволяет нам иметь идеи и концепции и создавать «майндсайт-карты», благодаря которым мы заглядываем в собственный внутренний мир. Так, например, в лобной области коры возникают паттерны импульсов, представляющие её собственные репрезентации. Другими словами, она даёт нам возможность думать о мыслительном процессе. Хорошая новость состоит в том, что за счёт этого люди могут разнообразить свой процесс мышления: воображать, по-новому комбинировать факты и опыт, творить. Однако есть и оборотная сторона медали: иногда эти способности заставляют нас думать слишком много. Насколько известно, никакой другой биологический вид не способен представлять свои собственные нейронные репрезентации. Возможно, это одна из причин, по которой мы иногда называем себя невротиками.

Кора покрыта извилистыми бороздами, которые учёные разделили на участки — доли. На нашей «подручной» модели задний участок коры проходит от второй костяшки (если считать от кончиков пальцев) до тыльной стороны ладони и включает затылочную, теменную и височную доли. Задняя часть коры — это своеобразный «картограф» нашего физического опыта, формирующий восприятие внешнего мира при помощи пяти органов чувств и отслеживающий расположение и перемещение нашего тела в пространстве через восприятие осязания и движения. Если вы научились пользоваться каким-то предметом — молотком, бейсбольной битой или автомобилем, — возможно, вы помните тот волшебный момент, когда вас покинула первоначальная неловкость. Перцептивные функции задней части коры на удивление адаптивны: они внедрили этот объект в вашу телесную «карту», чтобы он ощущался мозгом как продолжение вашего тела. За счёт этого мы можем быстро ездить по скоростным дорогам, парковаться на узкой улице и использовать скальпель с большой точностью.

Если снова взглянуть на нашу «подручную» модель мозга, то передняя часть коры, или лобная доля, простирается от кончиков пальцев до второй костяшки. Эта область эволюционировала в эпоху приматов и наиболее развита у людей. Двигаясь от затылка к лобной доле, мы впервые встречаемся с «двигательной полосой», контролирующей произвольно сокращающиеся мышцы. Мышцы ног, рук, кистей, пальцев и лица управляются отдельными группами нейронов. Мышцы соединяются со спинным мозгом, где они пересекаются и меняют своё положение, поэтому мышцы на правой стороне тела активируются левой двигательной зоной мозга. (Такое же пересечение действует для осязания: за него отвечает участок ближе к затылочной части, в зоне теменной доли, которая называется соматосенсорной полосой.) Вернувшись обратно к лобной доле и продвинувшись чуть вперёд, мы увидим область, называемую премоторной полосой. Она соединена с физическим миром и позволяет нам взаимодействовать с окружающей средой: мы планируем наши движения.

Итак, ствол головного мозга отвечает за функции тела и выживание, лимбическая система — за эмоции и оценку, задняя часть коры — за перцептивные процессы, а задняя часть лобной доли — за двигательную активность.

Переместимся по нашей модели к области от первых костяшек до кончиков пальцев. Здесь, прямо за лобной костью, расположена префронтальная кора, хорошо развитая только у людей. Мы перемещаемся за пределы восприятия окружающего мира и движения тела в другую область реальности, конструируемую нейронами.

Мы переходим к более абстрактным и символическим формам информационного потока, которые отличают нас как биологический вид. В этой префронтальной области создаются репрезентации таких понятий, как время, самоощущение и моральные суждения. Здесь же мы составляем наши «майндсайт-карты».

Взгляните ещё раз на модель мозга. Два крайних пальца представляют собой боковой участок префронтальной коры, участвующей в формировании осознаваемого человеком фокуса внимания. Располагая что-то у себя «перед глазами», вы связываете активность в этой области с активностью в других зонах мозга, например с постоянным визуальным восприятием затылочной доли. (Когда мы воспроизводим изображение по памяти, у нас активируется похожий участок затылочной доли.)

На третьем рисунке видно расположение участков медиальной префронтальной коры, куда входят срединный и вентральный участки префронтальной коры, орбитофронтальная кора и передняя поясная кора обоих полушарий. Мозолистое тело соединяет два полушария.

Теперь давайте рассмотрим медиальную префронтальную кору, представленную на нашей модели ногтем среднего пальца. Этот участок выполняет важные регуляторные функции — от контроля процессов жизнедеятельности до вынесения моральных суждений.

Почему же медиальная префронтальная кора так важна для выполнения этих необходимых для здоровой жизни задач? Если разжать пальцы и снова сжать их, мы увидим анатомическую уникальность этого участка: он соединяет всё. Обратите внимание, как средний палец лежит на верхней части лимбической системы (большой палец), касается ствола (ладонь) и напрямую соединяется с корой (пальцы). Так, медиальная префронтальная кора в буквальном смысле находится на расстоянии одного синапса от нейронов коры, лимбической доли и ствола. У неё даже имеются функциональные пути, соединяющие её с социальным миром.

Медиальная префронтальная кора создаёт связи между следующими отдалёнными друг от друга и разрозненными участками мозга: корой, лимбическими системами, стволом внутри черепа, а также внутренней нервной системой нашего тела. Она также связывает сигналы из всех этих областей с сигналами, которые мы отправляем в наш социальный мир и получаем оттуда. Поскольку префронтальная кора помогает координировать и уравновешивать паттерны импульсов из всех этих участков, она выполняет важнейшую интегративную функцию.

Использованные материалы:

Дэниел Сигел «Майндсайт. Новая наука личной трансформации»

Есть люди, которые верят в триединого Бога, а есть те, которые верят в триединый мозг. Одно другому, на самом деле, никак не противоречит. Скорее одно триединство невозможно без другого.

За годы педагогической практики мне приходилось слышать разные пояснения к тому, зачем человек собирается учить (или мучительно учит) английский. Даже без знания психологических и нейробиологических особенностей homo sapience можно было сделать предположения о том, какая мотивация более жизнеспособна. Информация о модели американского нейрофизиолога Пола Маклина, которая довольно широко сейчас известна как «триединая модель мозга» (triune brain ) многим моим собеседникам, в том числе подросткам, дает дополнительное понимание себя (часто радостное ощущение своей «нормальности»), большее знание об источниках своей мотивации, а значит большую способность с ней взаимодействовать. Эта метафорическая модель представляет мозг разделенным на три в разной степени взаимодействующие части. Конечно, она не является строгим отражением физиологической структуры человеческого мозга, как и выделение правого полушария как творческого, а левого — как логического, но в таком упрощенном виде мы можем получить представление о том, какие механизмы в каких ситуациях активизируются.

Рептильный мозг (р-комплекс) – то, что роднит нас с крокодилами и ящерицами. Он отвечает за жизнеобеспечение, защиту территории, сохранение и продолжение вида. Мы сознательно практически не регулируем эти процессы, они запускаются сами собой. Состояние аффекта, инстинктивный страх, в какой-то степени сильный стресс «обнажают» рептильные реакции. В контексте человеческого взаимодействия он предлагает нам ограниченный набор реакций: агрессию, спасение бегством, активизацию инстинкта размножения. Вопрос «Могу ли я это съесть?», к счастью, для человеческого общения уже не так актуален. Его слоган — «Бей, беги, замри».

Итак, если ящерки и лягушки могут воевать с себе подобными за территорию, то заботится о потомстве, оплакивать потерю сородича и переживать из-за отделения от стаи они точно не могут. Все это уже функции, присущие более развитому мозгу млекопитающих — лимбической системы. То, как рептильный мозг реагирует на стресс, получая информация из лимбической системы, может быть полезно исследовать в контексте подготовки и экзаменам.

Лимбическая система или эмоциональный мозг позволяют человеку испытывать эмоции, связанные с принадлежностью к группе, принятием/непринятием ей, статусом. Это также некая «картотека» обрывочных воспоминаний прошлого, где за каждым закреплена «бирочка» с определенным типом реагирования на даже смутно похожую ситуацию. Лимбика призвана обеспечивать безопасность и стабильность системы. Амигдала — часть цепочки — срабатывает как предохранитель. С одной стороны, она молниеносно оценивает ситуацию и посылая сигнал об опасности раньше, чем мы можем осмыслить ее логически. С другой, принцип «лучше перестраховаться и не влезать» существенно тормозит наше движение к целям и обучение, поскольку любая новая привычка, любой процесс освоения навыков сопряжен с изменениями, а изменения потенциально опасны.

Таким образом, страх публичного выступления на конференции на английском языке может вырасти из одного неприятного эпизода у доски в школьной жизни или чьей-то брошеной фразы. Из «картотеки» берется этот опыт и по принципу подобия переносится на иной контекст, в ситуацию, когда у человека совершенно другой уровень знаний, умений и навыков. Страх ошибки, который, в большинстве случаев, является причиной такого явления как «языковой барьер » — лимбическая реакция.

Знание о существовании такого механизма позволяет получить более глубокий взгляд на мотивацию. Например, если в ситуации «Меня беспокоит, что дети знают английский лучше меня. Давай я буду тоже учить, чтобы не отставать!» мы спросим себя, что здесь защищает наш мозг, может оказаться, что это ущемленное эго. Угрозу нашему эго мозг воспринимает так же, как угрозу физическому телу. Как вы думаете, чем полезно будет самому студенту и педагогу знать, что основная мотивация звучит как «Мне важно быть первой во всем и постоянно доказывать свое первенство в стае»? Насколько долговечна будет эта мотивация? Если мы выберем опираться на нее, то как мы сможем ее поддерживать? Если мы решим, что удовлетворить эту потребность можно другими способами более эффективно, то как это повлияет на эффективность обучения и на его необходимость?

Позитивные эмоции от принадлежности к сообществу усиливают эффект от групповых занятий иностранным языком, если в группе создана соответствующая доброжелательная атмосфера, не включающая защитные механизмы. Найти такую группу – дорогого стоит. Но, зная законы мозга, потенциальный студент при выборе наилучшего места обучения будет смотреть уже не только на советы третьих лиц и программу курса.

Каким образом мы-педагоги можем создать такой важный для человеческого существа эффект сообщества при индивидуальных занятиях? Каким образом обеспечивать для большинства учеников безопасное пространство в группе? Найти ответы на эти вопросы помогает неокортекс.

Неокортекс — структура мозга, отвечающая за высшую нервную деятельность, кора больших полушарий. Он позволяет нам говорить, мыслить образно абстрактно, систематизировать и анализировать, видеть взаимосвязи, творить, выстраивать образы будущего и генерировать идеи, ставить цели, устанавливать и следовать этическим нормам и морали и пр.

Ключи к обучению здесь, но и многие сложность тоже. Ведь человек способен придумывать и описывать то, чего нет. Результат – великие научные открытия и изобретения, а также наши ограничивающие убеждения о себе, своей способности/не способности что-то делать. Такого рода мысли находят подтверждение в «файлах» лимбической системы и не способствуют развитию.

Воля (способность пожертвовать сиюминутным удовольствием во имя большей цели) – также продукт неокортекса. Многим удобно верить в то, что если они идут «своим путем», найдут «правильную методику обучения», то все должно складываться само собой и даваться легко, а если приходится напрягаться, значит методика/педагог не те. Безусловно, роль учителя в создании оптимального учебного пространства и содержания важна, но его вклад, каким бы профессиональным он ни был – это не 100% гарантия результат. «Легкий» путь, это не когда само собой, а когда находится достаточно ресурсов для волевого поддержания системного процесса обучения. Коучинг помогает получить доступ к этим ресурсам через взаимодействие с неокортексом и лимбической системой посредством системных вопросов, схем и более логических инструментов ( , шкалы, ключевое о и пр), рисунки , налаживание контакта с телом, (стол менторов и , визуализация, 4 уровня восприятия, и пр). Саму модель триединого мозга и базовые техники мы подробно разбираем и обязательно практикуем в рамках тренинга « «.

Вам могло бы прийти в голову, что мотивация – это зверек, и его нужно выгуливать для хорошего самочувствия? Или она – инкрустированный ларец с драгоценностями, которые хочется примерять и носить? Или, например, что запоминать мешает кирпичная стена с рядом растущей березкой? А то, что на качество усвоения английского языка влияет чистота желудка (в прямом и переносном смысле)? Что наилучший способ возвращения английского в употребление – это как перекладывать песчинки на точных весах? Что какие-то слова и выражение запоминаются пальцами, и это как пушистый котенок, а другие желудком, и это как острый комок, третьи ушами или горлом, и каждый способ запоминания имеет свой образ, а значит и лучший способ системно пополнять словарный запас? Все эти уникальные индивидуальные метафоры открывают студенту и педагогу путь к самому эффективному обучению, когда из картинки, сгенерированной неокортексом с использованием информации лимбической системы, мы выходим на новый уровень понимания и выстраиваем систему действий, ему соответствующую.

И теперь, когда вы знаете это о человеческом мозге, как вы сможете это знание использовать для себя и своих учеников?

P.P.S. Интересно, что человек в состоянии алкогольного опьянения, может изъясняться на иностранном языке даже в том случае, если в трезвом уме считает, что не может двух слов связать. То же нередко происходит в стрессовой ситуации, когда возникает жизненная необходимость объясниться, пусть даже в стиле Эллочки Людоедки. Снимаются защитные механизмы мозга, и он действует в обход привычным представлениям о наших возможностях и ограничивающих установок. А если это так, значит можно и нужно искать способы находить ключи к себе в уравновешенном состоянии, постепенно поднимая тяжелые ворота, защищающие сокровища наш способностей, одно за другим.