Русская галера петра 1. Что такое галера? Определение

«Cвятой Петр» - первый русский военный корабль, пронесший российский флаг в зарубежных водах. Построен в Голландии в 1693 году по заказу Петра 1 и в том же году прибыл в Архангельск-единственный в то время порт России. Этот небольшой парусный корабль имел одну мачту с прямым и косым парусами и был вооружен 12 пушками. По бортам подвешивались шверцы (балансиры) для большей устойчивости в бурном море. В 1693 году на яхте для осмотра побережья Белого моря выходил Петр 1. Он еще дважды находился на ее борту: во время поездки в Соловецкий монастырь, а позже - квнвоируя со всей эскадрой русских военных кораблей иностраннье торговые суда до Белого моря. В последующие годы яхта «Святой Петр» была превращена в торговое судно.

Шлюп «Мирный»


«МИРНЫЙ», парусный военнный шлюп, корабль 1-й русской антарктической кругосветной экспедиции 1819-1821 гг., открывшей Антарктиду. На Олонецкой верфи в Лодейном поле близ Петербурга в 1818 году строилось для флота вспомогательное судно «Ладога». Стремясь ускорить отправление высокоширотной экспедиции в Антарктиду решили не строить новое судно, а использовать «Ладогу» При включении судна в состав военно-морского флота ему дали новое название «Мирный» и сразу же приступили к перестройке. Работами руководил командир «Мирного» М. П. Лазарев. Наделкой штульцев у шлюпа удлинили кормовую часть, на форштевне поставили княвдигед, дополнительно обшили корпус - дюймовыми досками, прочно закрепив их медными гвоздями. Корпус тщательно проконопатили, а подводную часть, чтобы она не обрастала водорослями, покрыли медными листами. Внутри корпуса поставили дополнительные крепления на случай воздействия льдин, сосновый руль был заменен дубовым. Ранее поставленный стоячий такелаж, ванты, штаги и другие снасти, сделанные из низкосортной пеньки, были заменены более прочными, применяемыми на кораблях военно-морского флота.

Шлюп «Мирный» был трехмачтовым двухпалубным кораблем, вооруженным 20 пушками: шестью - 12-фунтовыми (калибр 120 мм) и четырнадцатью 3-фунтовыми (калибр 76 мм). Экипаж насчитывал 72 человека.

Размеры шлюпа «Мирный» согласно чертежу №. 21, хранящемуся в Центральном государственном архиве ВМФ в Ленинграде, следующие: длина -120 футов (36.6 м), ширина - 30 футов (9,15 м). осадка - 15 футов (4,6 м). Эти размеры после перестройки судна несколько увеличились, то же относится и к водоизмещению «Мирного».

Первый русский линейный корабль «Полтава»


«Полтава» - первый линейный корабль, построенный в Петербурге. Заложен 15 декабря 1709 года на Главном Адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 15 июня 1712 года. Строительством «Полтавы», названной так в честь выдающейся победы 27 июня 1709 года русских войск над шведами под Полтавой, руководил Петр I.

Длина - 34,6 ширина - 11,7, осадка 4,6 метра, имел на вооружении 54 пушки 18, 12 и 6-ти фунтового калибров. После вступления в строй этот корабль участвовал во всех кампаниях русского Балтийского корабельного) флота в годы Северной войны, а в мае 1713 года, прикрывая действия галерного флота по овладению Гельсингфорсом, был флагманским кораблем Петра 1. После 1732 этот корабль, пришедший в негодность к дальнейшей морской службе, был исключен из списков.

Линейный корабль «Победоносец»


Стремление русского государства к проведению активной внешней политики в середине 18 века требовало возрождения Российского флота, пришедшего в упадок после смерти Петра I. «Значительное усиление России немыслимо без действий Русского военно-морского флота» - эти слова Екатерины II блестяще подтвердила история. Во второй половине 18 века Россия вела ожесточенную борьбу за выход в Черное и Средиземное моря, а также укрепляла свои позиции на Балтийском море. Поэтому численный состав флота в этот период его развития в основном определялся двумя факторами: угрозой со стороны Турции на юге и Швеции - на Балтике. В законодательном порядке количественный и качественный состав флота определялся Штатным положением, разрабатываемым Адмиралтейств-Коллегией и утверждавшимся главой государства.

После заключения 10 июля 1774 года Кучук-Кайнарджийского мирного договора с Турцией отпала необходимость в дальнейшем увеличении численного состава флота, т. к. «число плавающих кораблей превосходило назначенное по большому военному комплекту». Поэтому с 1775 г. интенсивность строительства линейных кораблей в России начинает падать и вскоре прекращается вообще. Лишь в 1779 г. началась достройка кораблей, находившихся на стапелях. Перерыв в строительстве флота был использован русскими кораблестроителями и моряками для дальнейшего совершенствования корабельной архитектуры, повышения боевых и мореходных качеств военных кораблей.

В 1766 году на кораблях «ИСИДОР» (74 пушечного ранга) и «ИНГЕРМАНЛАНД» (66 пушечного ранга), вооруженных по новым пропорциям такелажа, парусов, мачт, стеньг и реев, были проведены испытания. Автором новых пропорций являлся вице-адмирал С. К. Грейг. По результатам вышеуказанных испытаний Адмиралтейств-коллегия приняла решение: «... впредь корабли вооружать так, как были вооружены корабли «ИСИДОР» и «ИНГЕРМАНЛАНД».

Так был принят промежуточный регламент 1777 года, который с учетом артиллерийского штата 1805 года лег в основу второго Корабельного Регламента 1806 г., продолжившего традиции русской кораблестроительной школы.

В 1779 г. Россия возобновляет строительство линейных кораблей с целью замены «пришедших в негодность по ветхости своей». За последующие четыре года было построено 8 линейных кораблей и 6 фрегатов. Среди них был корабль 66 пушечного ранга «ПОБЕДОНОСЕЦ», заложенный 9 июня 1778 года и спущенный на воду 16 сентября 1780 года. Построенный по чертежам и под непосредственным наблюдением одного из талантливейших русских кораблестроителей А. Катасонова, корабль имел следующие размерения: длина по нижней палубе - 160 футов; ширина по мидель-шпангоуту - 44,6 футов; глубина интрюма - 19 футов. Вооружение состояло из двадцати шести 30-фунтовых, двадцати шести 12-фунтовых и четырнадцати 6-фунтовых орудий.

Свое первое длительное плавание в Средиземное море корабль совершил под командованием капитан-бригадира А. Спиридонова в составе эскадры вице-адмирала В. Чичагова в 1782 году. Проведя в море свыше 7 месяцев, корабль вернулся в Кронштадт, заслужив высокую оценку адмирала Чичагова не только своими действиями в период плавания, но и высокими мореходными качествами: «... что же касается крепости, то в подводной части все корабли тверды, а в надводной, напротив того, все слабы, кроме корабля «Победоносец».

Он был одним из немногих русских кораблей-долгожителей. За 27-летнюю службу Отечеству в биографию корабля вписано немало славных дел, в том числе участие в морском бою у Выборга 22 июня 1790 года, где своим интенсивным артиллерийским огнем по шведским кораблям он во многом способствовал разгрому неприятельской эскадры. В 1893 году корабль был перетемберован и получил внешний вид, отличающийся от проектного. Корабль был разобран в 1807 году и исключен из списков флота.

Корабль «Крепость»


«Kрепость» - первый русский военный корабль, вышедший в Черное море и посетивший Константинополь.

Построен в Паншине, недалеко от устья Дона. Длина - 37,8, ширина - 7,3 метра, экипаж - 106 человек, вооружение - 46 орудий.

Летом 1699 года «Крепость» под командованием капитана Памбурга доставила в Константинополь посольскую миссию, возглавляемую думным советником Ем. Украинцевым. Появление русского военного корабля у стен турецкой столицы, а всей русской эскадры у Керчи вынудило турецкого султана пересмотреть свое отношение к России. Между Турцией и Россией был заключен мирный договор. Этот поход «Крепости» примечателен еще и тем, что русские моряки впервые произвели гидрографические промеры Керченского пролива и Балаклавской бухты, а также составили первые планы Крымского побережья.

Во время стоянки в Константинополе на борту «Крепости» побывали многие турецкие и зарубежные специалисты, давшие высокую оценку русскому судостроению. В июне следующего, 1700 года, корабль «Крепость» с 170 русскими пленными возвратился из Турции в Азов.

Галера «Принципиум»


Галера построена в начале 1696 года в Воронеже по голландскому образцу, 2 апреля того же года вместе с двумя другими однотипными судами была спущена на воду. Длина - 38, ширина - 6 метров, высота от киля до палубы - около 4 м. В движение приводилась 34 парами весел. Численность экипажа - до 170 человек. Имела на вооружении 6 пушек. По типу «Принципиума», лишь с некоторыми изменениями, было построено еще 22 судна для участия в Азовском походе Петра 1. 3 мая 1696 года «Принципиум» под командованием Петра 1 в голове отряда из восьми судов покинула Воронеж и после 12-дневного плавания под парусами прибыла в Черкесск. Во время этого перехода на ее борту Петром 1 был написан так называемый «Указ по галерам», явившийся прототипом «Морского Устава», в котором были оговорены дневные и ночные сигналы, а гакже указания на случай боя.

27 мая это судно в составе флота впервые вышло в Азовское море, а в июне участвовало в блокаде с моря осажденной русскими войсками турецкой крепости Азов, закончившейся капитуляцией ее гарнизона.

По окончании боевых действий под Азовом галера была разоружена и поставлена на Дону недалеко от крепости, где впоследствии за ветхостью была разобрана на дрова. В документах того времени чаще встречалась под наименованиями «Его высочества» и «Кумондера».

Шлюп «Диана»


Pvcский 3-х мачтовый военный шлюп, совершивший в 1807 - 1813 гг. дальнее плавание под командованием известного русского мореплавателя В. М. Головнина. Перестроен из транспорта для перевозки леса в 1806 г. корабельными мастерами И. В. Курепановым и А. И. Мелеховым. В 1807 г. перешел на Камчатку по маршруту Кронштадт - мыс Горн - мыс Доброй Надежды. В Саймонстауне (Юж. Африка) в 1808 г. из-за начавшейся англо-русской, войны шлюп был захвачен англичанами, но в 1809 г. команда сумела вывести его из бухты и спастись бегством. «Диана» продолжила свой путь и, обогнув Тасманию с юга, в мае 1809 г. прибыла в Петропавловск-Камчатский. Курсировала от Камчатки к Русской Америке, доставляя грузы для русских поселений. С борта «Дианы» производилась опись Курильских островов. После пленения японцами командира шлюпа Головнина в 1811 г. в командование вступил старший офицер П. И. Рикорд. В ноябре 1813 г. «Диана» совершила послед ний рейс, после чего служила складом на отмели в Петропавловской гавани. Именем шлюпа назван пролив между островами Кета и Симушир (Курильские острова).

Водоизмещение 300 т, длина 27,7 м. Вооружение: 14 6-фунтовых пушек, 4 8-фунтовые карронады, 4 3-фунтовых фальконета.

Галиот «Орел»


У российского мореходства многовековое прошлое, признанное в мире. Английский морской писатель Ф. Джейн свою книгу «Императорский Российский военный флот: его прошлое, настоящее и будущее» начал словами: «Русский флот, начало которого хотя обыкновенно относят к сравнительному позднему учреждению, основанному Петром Великим, имеет в действительности большие права на древность, чем флот Британский. За столетия до того, как Альфред построил британские корабли, русские суда сражались в отчаянных морских боях; и тысячу лет тому назад первейшими моряками того времени были они, русские...»

Предметом же этой статьи будет корабль, который традиционно считается началом Российского флота, это - двухпалубный парусный корабль «Орёл». Итак, углубимся в историю Государства Российского, чтобы нам были более понятны некоторые моменты развития Российского же флота...

В первой половине XVI в. Московское государство начинает борьбу за возвращение своих исконных земель на западе, упорно пробиваясь к морям (напомню, они были утеряны ещё до того как Великие княжества были объединены и Москва стала столицей). В 1572-1577 гг. войскам Ивана IV (Грозного) удалось освободить от гнета Ливонского ордена русские земли в Прибалтике - но, увы, ненадолго. В то же время Россия, до конца одолев монголов и присоединив к себе Казанское, Астраханское и Сибирское ханства, Ногайскую орду и земли башкир, завладела волжским речным путем с выходом в Каспийское море.

Оторванные от балтийских берегов московиты начинают создавать свой торговый флот на Волге. В 1636 г. в Нижнем Новгороде был построен первый русский морской корабль «Фредерик» длиной 36,5 м, шириной 12 м и глубиной интрюма 2,1 м. Корабль европейского образца имел плоское днище, трехмачтовое парусное вооружение и 24 больших галерных весла. На борту корабля во время первого плавания находилось около 80 человек. Для защиты от нападения на судне было установлено несколько пушек. Корабль «Фредерик» ходил с посольством в Персию, и появление столь необычного для каспийских вод судна сильно поразило очевидцев. К сожалению, век «Фредерика» оказался недолгим: во время шторма он потерпел аварию и был выброшен на берег в районе Дербента.

В мае 1667 года, 19-го числа, царь Алексей Михайлович издал указ, в котором говорилось: «Для посылок из Астрахани в Хвалынское (Каспийское) море делать корабли в Коломенском уезде в селе Дединове и то корабельное дело ведать в приказе Новгородской чети боярину Ордину-Нащокину, да думным дьякам Дохтурову, Голосову и Юрьеву...»

За два года здесь сделали парусный корабль «Орел», яхту, два шлюпа и бот. Коломенцы принимали непосредственное участие в их строительстве, а оснащали суда коломенские канатных дел мастера.

В последующие годы верфь в Дединове продолжала действовать. Здесь строили известные барки - коломенки длиной 15 - 20 саженей, а шириной 2 - 4 сажени (сажень - русская мера длины, равная 2,134 метра), на которых купцы перевозили от 7 до 12 тысяч пудов груза... Но остановимся поподробнее на паруснике «Орёл».

В 1668 г. русские мастера - судостроители построили на реке Оке первый крупный боевой парусный корабль - галиот «Орел». По длине (24.5 м) он был лишь немного больше «чайки» или струга, но в два раза шире (6.5 м). В воде он сидел намного глубже (осадка 1.5 м), а борта были высокими. Экипаж - 22 матроса и 35 стрельцов («солдат корабельных»). Это двухпалубное судно несло три мачты и было вооружено 22 пищалями (шестифунтовыми пушками). В отличие от «Фредерика» это судно не имело гребных весел и являлось первым чисто парусным военным кораблем, построенным в России. На фок- и грот-мачтах «Орла» были установлены прямые паруса, а на бизань-мачте - косой. Кроме «Орла», тогда же были построены и малые военные суда. Вот строки из указа царя Алексея Михайловича по этому кораблю: «Кораблю, который в селе Дединове сделан, прозвание дать «Орлом». Поставить на носу и корме по орлу и на знаменах нашить орлы же». Когда «Орел» был готов, на его корме и носу укрепили деревянных резных двуглавых орлов, окрашенных под золото. Эти геральдические символы царской власти являлись своеобразным подтверждением названия корабля, а затем стали традиционным украшением всех военных судов.

«Ордин-Нащокин, волнуясь, взмахнул рукой, и звонари ударили во все колокола дединовской звонницы. «Орел» тронулся с места и заскользил по стапелю. Торжественный перезвон заглушили залпы салюта. Через минуту-другую первый русский военный корабль закачался на голубой глади окской заводи».

К сожалению в истории этого корабля нет героических сражений. Проплавав некоторое время по Волге и Каспию, «Орел» был захвачен в городе Астрахани казаками Стеньки Разина. Это произошло летом 1669 г., после того как «Орел», яхта, вооруженный струг и две сопровождавших их шлюпки пришли в Астрахань. Он не был сожжен в Астрахани вместе с остальной южной флотилией, как это предполагалось раньше. Восставшие, опасаясь, что царь Алексей Михайлович использует в дальнейшем военный корабль против них, весной 1670 г. загнали его в протоку Кутум, где он простоял многие годы, пока не пришел в ветхость. Но тем не менее он навсегда вошёл в историю России как первый военный парусник.

Монера. Одноярусные Корабли. Помимо усовершенствования морских судов финикийцы оставили еще одно примечательное наследие - слово "галера", которое вошло, вероятно, во все европейские языки. Название “галера” происходит от итальянского “галеос” - “меч-рыба”.

Галера. Сражение. 11 в.

В 11 веке на верфях крепнущих торговых республик северной Италии - Венеции и Генуи - началась постройка собственных дромонов по византийскому образцу. От греческого оригинала венецианский дромон 12 века отличался надстройкой на корме.

Галера сверху. 1670 г.

Кроме того, вместо подводного тарана венецианцы стали устанавливать на носу судна надводный таран - толстый, окованный латунью деревянный брус. Он-то и делал корабль похожим на меч-рыбу. Византийцы строили галеры, как конструктивное продолжение дромонов. Галера - гребно-парусное, двух - трехмачтовое военное судно длиной до 60 м с одним рядом весел (50 и более) и трех - четырехугольными парусами, вооруженное надводным тараном, а позднее пушками (до 20).

Экипаж галеры доходил до 250 человек. галера предназначалась для действия у берегов и в шхерах.

Галера большая 16-17 вв.


Гребной, чаще военный, корабль с одним рядом вёсел и двумя-тремя мачтами с треугольными и прямыми парусами, которые использовались в качестве дополнительного двигателя. Галеры впервые появились в Венеции в VII веке и в дальнейшем входили в состав военных флотов европейских стран до середины XIX века.

Предшественниками галер были униремы и биремы. Длина галеры составляла до 60 метров, ширина - 7,5 метров, осадка до 2 метров. На корабле были от 16 до 32 вёсел на борт, длиной до 15 метров каждое. Экипаж, включая воинов, составлял до 450 человек. Имелось две основные системы размещения гребцов: терцаруло (по три гребца с веслом на банке) и скалоччио (на каждой банке 3-6 гребцов с общим веслом).

Галера большая XVI-XVII вв.


В XV-XVI вв. состоялся переход от вольнонаёмных гребцов к галерным рабам, и тогда же галеры стали нести пушки. Вёсла лежали на специальной, располагавшейся над бортом балке - постице, опиравшейся на поперечные балки именуемые бакалярами. Поверх же вёсел и постицы шёл фальшборт с отверстиями для вёсел именуемый i mpavesata, и изначально действительно состоявший импавез (тип большого щита популярный у арбалетчиков). Вдоль галеры, чуть выше банок гребцов, заходя на нос, шёл специальный проход именуемый куршея, предназначенный для командира гребцов - комита и его помощников (у классических галер Эпохи Возрождения - надсмотрщиков. Нос галеры переходил, в похожий на бушприт, надводный таран (в отличие от античных судов подводный таран - отсутствовал).

И на носу же находился передний конец куршеи, над которой находилась боевая платформа, для размещения солдат. Края этой платформы, у бортов были существенно выше, чем по направлению к носу и корме. На корме же, как правило, находились роскошные каюты, в венецианском варианте представлявшие собой помпезно-украшенную беседку с пышным балдахином из дорогих тканей.

Парусное вооружение, как правило, состояло из двух мачт с латинскими парусами, но имелись галеры и с иным парусным вооружением и числом мачт. Так, например, бригантина несла на фок-мачте прямые паруса, а саета - имела три мачты, из которых фок-мачта опять же несла прямые паруса.

Галеры в битве при Лепанто. Худ. Андреа Мичиэли.


Основным способом ведения боя у галеры был таран с последующим абордажем, а метательные машины играли лишь вспомогательную роль. И даже появление корабельных пушек (в отличие от парусников) не привело к принципиальным изменениям подобной тактики - просто в силу слабости артиллерийского вооружения галер. Изменилось лишь вооружение абордажной команды, перешедшей с арбалетов на огнестрельное оружие, а также статус гребцов, которые в ходе артиллерийской перестрелки так быстро шли в расход, что их совершенно перестали беречь, заменив наёмников (способных участвовать при случае и в абордаже) рабами и каторжниками.

Галеры. Морское сражение галер Фердинанда I с галерами мусульман в1537 году.

В бою галера, обычно, передвигалась только на вёслах со скоростью до 7 узлов. Именно высокая маневренность в безветренную погоду являлась главным достоинством галеры. Недостатком же галеры с распространением артиллерии стало то, что палуба на которой у парусников размещали крупные тяжёлые орудия, у галер была занята гребцами. Более того, тяжёлое орудие на галере часто было одно, и размещалось оно на носу, точнее на куршее, и будучи окружённым двумя-четырьмя орудиями меньшего калибра. В результате чего галера, на протяжении Средних веков являвшаяся одним из наиболее грозных типов военных судов, фактически стала одним из слабейших по огневой мощи.

По типу корпуса галеры делились на: зензели (классические военные узкие быстроходные галеры с хорошей манёвренностью) и бастарды (грузовые широкие с круглой кормой, что обеспечивало большую вместительность за счёт меньших скорости и манёвренности). По числу банок гребцов из галер в эпоху их расцвета отдельно выделяли: фуста (галера с 18-22 банками гребцов); галиота (галера с 14-20 банками гребцов); бригантина (галера с 8-12 банками гребцов).

В России галеры появились при Петре I, имели до 50 вёсел и до 20 пушек. Число галер в отдельные годы достигало более 200 единиц.

Пётр I успешно применял галеры в боевых действиях против Швеции в Северной войне в шхерных районах Финского и Ботнического залива. В 16 веке, по мере совершенствования артиллерийского вооружения и парусной оснастки кораблей, галеры стали уступать место на море парусникам. В 1571 году при Лепанто состоялось последнее из крупных сражений эпохи гребного флота.

Гребные корабли широко использовались Россией и Швецией в период Северной войны. Все-таки галера могла многое из того, на что парусники не были способны в принципе. Гребные корабли имели возможность давать задний ход, разворачиваться на месте и двигаться в полное безветрие. В шхерах, устьях рек и на финских озерах они были незаменимы.

Создание отечественного регулярного военного флота началось в 1696 г. с постройки на верфи в селе Преображенском первых 22 галер, предназначавшихся для второго Азовского похода.

Еще летом 1694 г. Петр перед своим отъездом из Архангельска заказал голландскому судопромышленнику Николаю Витсену, находившемуся тогда в России, 32-весельную галеру, которую предполагалось построить и Амстердаме, а затем в разобранном виде доставить в Россию.

В конце июля 1695 г. Петр узнал, что галера готова и отправлена в Архангельск вместе с ее моделью, сопровождаемая галерным мастером-голландцем, который должен был обеспечить сборку ее на месте. Петр приказал доставить судно в подмосковное село Преображенское. До Вологды галеру транспортировали водным путем по Северной Двине, а оттуда зимой (к началу января 1696 г.) перевезли на двадцати специально построенных санях к селу Преображенскому.

В связи с решением Боярской думы „морским судам быть" Петр должен был всего за несколько зимних месяцев построить флот, который смог бы обеспечить победу армии и взятие турецкой приморской крепости Азов.

Помимо стругов и других транспортных плавучих средств для доставки войск, техники и припасов к Азову в селе Преображенском было начато изготовление „членов" набора галер, которые должны были составить ядро направлявшегося к Азову „каравана". Образцом послужила доставленная и Преображенское голландская галера. Инструктировал и консультировал отечественных корабелов, еще не имевших опыта постройки подобных судов, галерный мастер-голландец.

Непосредственными строителями первых отечественных галер были солдаты Преображенского и Семеновского гвардейских полков, многие из которых имели некоторые навыки в кораблестроении, приобретенные на постройке судов для „потешной флотилии" на Переяславском озере. Петр по примеру своего учителя Франца Тимермана именовал этих строителей „шхипманами".

Солдаты и другие плотники сообща срубили к концу февраля 1696 г. „члены" судового набора для всех 22 галер. Из-за спешки пришлось использовать для постройки галер сырой лес; из такого же леса готовили на местной лесопильной мельнице доски для обшивки галер. Уже к середине марта все „члены", заготовленные для галер, а также разобранная голландская галера были доставлены в Воронеж, где сотни плотников во главе с преображенцами - „шхипманами" сразу же приступили к сборке и достройке судов.

Строителем царской галеры „Принципиум" был уроженец Вологды — искусный судовой плотник Осип Щека со своей командой из 24 вологжан, имевших опыт постройки многих речных судов. Другую галеру строил с командой из восьми человек нижегородский судостроитель Яков Иванов. Постройка остальных судов велась под руководством нескольких голландских галерных мастеров, которые были срочно выписаны и наняты на русскую службу, а именно: Иева Вилимсена, Питера Клара, Яна Янсена и др. Общее руководство всем кораблестроением в Воронеже Петр возложил на Франца Тимермана. Этот всезнающий учитель молодого царя, полюбившийся ему еще с отроческих лет, был назначен им обер-сарваером, то есть главным кораблестроителем.

К началу апреля 1696 г. постройка галер была в основном завершена и их благополучно спустили на воду, оснастили, вооружили и загрузили припасами, а затем в составе „каравана" отправили с войсками к Азову.

На постройке этих первых отечественных галер вместе с остальными бомбардирами-преображенцами работали Федосей Скляев, Лукьян Верещагин, Филипп Пальчиков, Анисим Моляров, Гаврила и Александр Меншиковы, Иван Кочет, Фаддей Попов и многие другие, ставшие впоследствии известными отечественными кораблестроителями. Всем им довелось в разное время строить галеры и скампавеи.

Галеры, строившиеся в Воронеже на „голландский манер" оказались громоздкими и глубокосидящими. По возвращении из-за границы Петр приказал не возобновлять контрактов с голландскими галерными мастерами, так как разуверился в их умении. Он распорядился выписать из Франции, Венеции и Греции лучших галерных мастеров, так как знал, что именно эти страны славятся более легкими и поворотливыми галерами, бороздящими воды Средиземного моря.

Вскоре в Россию стали прибывать такие известные за границей галерные мастера-венецианцы, как Яков Моро, Франц Пиколо, Яков Кол, Фран-циско Дипонтий, а также греческие галерные мастера Юрий Русинов, Самуил Леонтьев, Николай Муцин и другие. Все они были высококвалифицированными специалистами, каждый из которых за время своего пребывания на русской службе построил десятки галер, бригантин и скампавей. Кроме того, они обучили своему галерному искусству многих учеников из числа наших соотечественников, которые затем сами стали мастерами и подмастерьями галерного дела.

Юрий Антонович Русинов

Особенно удачным оказалось приглашение на русскую службу грека Юрия Антоновича Русинова, проработавшего в России более двадцати лет. Этот галерный мастер в ранге капитан-лейтенанта был выдающимся строителем и конструктором галер и им подобных судов. Спроектированная Русиновым „конная галера", предназначавшаяся специально для перевозки лошадей, получила высокую оценку Петра. Под руководством Русинова на Олонецкой верфи, на Галерном дворе в Санкт-Петербурге, в Новгороде, на реке Луге, а также в Або и других финских портах было построено свыше ста галер и скампавей. Из всех иностранных мастеров Русинов выделялся своими незаурядными педагогическими способностями. В 1715 г. Петр издал специальный указ, в котором объявлялось, чтобы те, „кто пожелает учиться галерному делу у мастера Юрия Русинова, явились бы к нему. За каждого выученного мастеру будет выдано вознаграждение 50 рублей за человека, а выученный будет получать 60 рублей в год".У Русинова было до десятка галерных учеников, в том числе и Мокей Черкасов, ставший замечательным отечественным строителем галер.

Мокей Черкасов

Ученик Юрия Русинова Мокей Черкасов вошел в историю отечественного кораблестроения как видный отечественный галерный мастер. Он родился примерно в 1670 г. в одной из приладожских деревень и с самого основания в 1703 г. Олонецкой верфи был направлен туда „записным" плотником. С первых дней Черкасов стал работать на постройке „государевой" галеры, которую заложил сам царь, а строил галерный мастер Юрий русинов. Петр во время своих посещении верфи приметил сноровистого и сметливого плотника и в 1706 г. распорядился отдать Мокея Черкасова в ученики галерного мастерства галерному мастеру Николаю Муцину. В последующие годы Черкасов трудился на галерном дворе в Санкт-Петербурге под руководством своего наставника, а также сопровождал его в командировках- в Новгородский и Старорусский уезды для заготовки лесоматериалов для постройки галер.

В 1713 г. Юрий Русинов был переведен в Санкт-Петербург на Галерный двор и настоял, чтобы в его команду помощником строителя был зачислен Мокей Черкасов, который к этому времени имел опыт самостоятельного строения галер.

Когда в 1714 г. Галерная эскадра Балтийского флота готовилась к походу на запад и к сражениям со шведами, потребовалось, чтобы в ее составе был опытный кораблестроитель, способный обеспечить ремонт галер и скампавей. По представлению Русинова Адмиралтейств-коллегия произвела Мокея Черкасова в подмастерья скампавейного дела, придала ему команду из восьми плотников и назначила в распоряжение Ф. М. Апраксина, командовавшего Галерной эскадрой.

В составе Галерной эскадры в ту пору было до ста галер и скампавей, которые до отказа загружали войсками и провиантом. Два месяца продолжался ее переход шхерными фарватерами к рейду Твермине вблизи полуострова Гангеуд. Команде Черкасова доставалось немало: почти ежедневно та или иная галера оказывалась поврежденной в результате посадки на мель или от столкновения при совместном плавании в узкостях. По его требованию до десятка бывалых солдат были приданы в помощь команде плотников. Когда Петр задумал оборудовать волок в узкой части перешейка полуострова, чтобы перетащить по нему скампавеи и, таким образом, перехитрить врага, он за одну ночь вместе с Черкасовым детально разработал конструкцию необходимого сооружения. Команда Черкасова по его чертежу оборудовала не только деревянный настил для перетаскивания скампавеи, но и приспособления для вытаскивания их из воды и спуска на воду на другой стороне перешейка. Петр высоко ценил деятельность Мокея Черкасова и после победоносного Гангутского сражения наградил его вместе с другими участниками.

Затем Мокей Черкасов получил новое назначение: его направили в Казанское адмиралтейство, где он должен был построить 15 разборных скампавеи, которые предназначались в качестве подарка союзной в то время Дании. В 1716 г. задание было выполнено и Черкасов отбыл в/Копенгаген, где руководил сборкой и снаряжением скампавеи, доставленных из Казани в разобранном виде.

По возвращении на родину вплоть до 1719 г. Черкасов строил галеры и скампавеи в Санкт-Петербурге на Галерном дворе, а затем был прикомандирован к команде французского галерного мастера Клавдия Ниулона, чтобы научиться строить эти суда „на французский манер". Мокей Черкасов довольно быстро освоил методы французского мастера и в следующем, 1720 г. сам построил пять „новоманерных" галер. Адмиралтейств-коллегия наградила его за „прилежный к галерному делу труд" прибавкой к денежному окладу.

В 1724 г. Черкасов построил в Брянске для Днепровской флотилии по чертежу Скляева десять плоскодонных галер и пять прамов. Произведенный в галерные мастера, он принял заведование Киевской верфью, где ему помогал строить суда способный подмастерье Андрей Алатчанинов.

В последующие годы Мокей Черкасов ведал на Галерном дворе в Санкт-Петербурге всеми материалами и припасами и одновременно продолжал строить десятки новых галер и скампавеи.

За двадцатилетнюю службу искусный галерный мастер Мокей Черкасов построил около сотни гребных судов и прамов, которые отличались добротностью и хорошими ходовыми качествами. Особой известностью пользовались скампавеи черкасовской постройки.

Скончался Мокей Черкасов в Санкт-Петербурге 3 февраля 1731 г. от чахотки на 46-м году жизни. Его похоронили на Охтинском кладбище.

Иван Немцов

Достойно упоминания имя отечественного кораблестроителя Ивана Немцова, деятельность которого была связана в основном с постройкой галер и заведованием Галерным двором в Санкт-Петербурге.

Иван Немцов происходил из северодвинских крестьян и вместе со своим братом Ильей с отроческих лет работал на постройке различных промысловых судов. К концу XVII в. он славился на Севере как искусный строитель ботов и иных мореходных промысловых судов.

Когда началось строительство судов в Воронеже для второго Азовского похода, архангельский воевода Ф. М. Апраксин направил туда обоих братьев. Они участвовали в постройке судов (чаще всего, галер), присматривались к методам иностранных мастеров, руководивших всеми работами.

С организацией Олонецкой верфи в Лодейном поле обоих братьев направили туда в помощь голландским мастерам: Ивана в качестве корабельного подмастерья, а Илью как корабельного ученика. В течение двух следующих лет Иван Немцов строил 14-пушечные шнявы „Дегас" и „Фалк" под руководством иностранных мастеров, которых за два года сменилось шесть человек. Фактически построил эти суда сам Немцов и по свидетельству вице-адмирала Крюйса блестяще справился с этой задачей. В 1704 г., когда сам Петр стал строить на Олонецкой верфи шняву „Мункер", он взял к себе в помоийгани Ивана Немцова. Как известно, шнява „Мункер" оказалась весьма удачным и быстроходным судном, на котором царь часто держал свой флаг.

Как опытного кораблестроителя Немцова неоднократно направляли в Новгород, Астрахань, Нижний Новгород и Москву для постройки „новоманерных" судов и выполнения ряда заданий Петра.

После заключения мирного договора со Швецией Адмиралтейств-коллегия, учитывая опыт минувшей войны, решила пополнить Галерную эскадру Балтийского флота новыми парусно-гребными судами, построенными „по французскому манеру". Руководителем строительства галер решили назначить Ивана Немцова, присвоив ему звание галерного мастера и назначив заведующим Галерным двором в столице.

Иван Немцов оказался весьма инициативным и деятельным администратором и строителем галер на Галерном дворе. Он быстро перенял у венецианского мастера Франциско Дипонтия все известные методы постройки „новоманерных" судов и вскоре сам начал их конструировать. Внимание Петра привлекла плоскодонная галера конструкции Ивана Немцова, созданная специально для использования в мелководных районах финских шхер.

До глубокой старости продолжал Иван Немцов строить галеры и скампавеи на Галерном дворе в Санкт-Петербурге, где он и умер в 1747 г.

Известный историк русского флота Н. А. Бестужев утверждал, что имя отечественного галерного мастера Ивана Немцова стояло в одном ряду с именами лучших иностранных строителей галер.

Андрей Алатчанинов

Наиболее яркой фигурой в отечественном гребном кораблестроении являлся галерный мастер Алатчанинов, который начал свою активную деятельность на этом поприще к концу жизни Петра.

Год и дату рождения Андрея Алатчанинова установить не удалось, хотя известно, что он был значительно моложе не только Ивана Немцова, но и Мокея Черкасова. Подростком в 1714 г. он начал плотничать на верфи Казанского адмиралтейства и, видимо, являлся уроженцем окрестных мест. Ведал Казанским адмиралтейством Мокей Черкасов, который организовал там массовую постройку скампавеи. Он понял, что юный плотник обладает незаурядными способностями и сразу определил его к себе в ученики галерного мастерства. Являясь поклонником французских методов постройки галер, Мокей Черкасов посвятил своего ученика во все их тонкости. В течение последующих шести лет Алатчанинов был в Казани учеником и первым помощником Черкасова и под наблюдением своего учителя сам начал строить суда.

В 1720 г. решением Адмиралтейств-коллегий ученик 1-го класса Алатчанинов был направлен в Санкт-Петербург на Галерный двор в помощь галерному мастеру-венецианцу, чтобы научиться у него строить галеры „на венецианский манер". Учась у венецианца его методам создания галер, Алатчанинов критически сравнивал эти методы с „французским манером", которому его научил Черкасов. У пытливого молодого кораблестроителя стали появляться свои идеи по конструированию, которые позднее воплотились в самобытный стиль в кораблестроении.

Галерным мастером Андрей Алатчанинов стал сразу после смерти своего учителя Мокея Черкасова в 1731 г., приняв в свое ведение Киевскую верфь. В истории отечественного кораблестроения еще не было случая, чтобы такому молодому человеку, как Алатчанинов, присваивали звание галерного мастера, да еще ставили во главе верфи.

Несколько следующих лет Алатчанинов работал в Санкт-Петербурге на Галерном дворе на постройке судов для Балтийского флота. В связи с возрождением постройки судов в Тавровском адмиралтействе в 1733 г. туда была направлена рабочая команда во главе с Алатчаниновым. На него было возложено строительство судов для Азовской флотилии. Он по собственным чертежам построил в те годы в Таврове 15 транспортных судов и 500 больших казачьих „чаек".

После окончания войны с Турцией надобность в Азовской флотилии, а следовательно, и в Тавровском адмиралтействе отпала. Алатчанинов снова возвратился в столицу, где вскоре принял от Ивана Немцова в свое ведение Галерный двор.

Гребные суда, построенные под руководством Алатчанинова в 40-х годах XVIII в., были использованы для наступательных действий русской армии против Швеции. На них войска перебрасывали из Выборга к Гельсингфорсу, а оттуда — к Аландским островам, обеспечивая таким образом боевой успех в войне со шведами.

В последующую четверть века галерный мастер Андрей Алатчанинов непрерывно работал на столичном Галерном дворе, являясь главным строителем всех гребных судов. За особые заслуги в постройке судов для гребного флота Алатчанинову был присвоен ранг бригадира — небывалый случай для галерных мастеров (да притом еще для выходца из народных низов!). Ему был определен вчетверо больший денежный оклад, чем всем остальным галерным мастерам.

Скончался выдающийся конструктор-строитель отечественных гребных судов, отдавший этому делу более пятидесяти лет жизни, в 1766 г. За особое изящество и ходкость построенных Алатчаниновым судов его вдове „не в образец другим", была назначена высокая по тем временам пенсия 200 рублей в год.

Галера - гребной военный корабль с одним рядом вёсел и двумя-тремя мачтами с треугольными и прямыми парусами, которые использовались в качестве дополнительного двигателя.Предшественниками галер были униремы и биремы.

В современном представлении впервые появились в Венеции в VII веке и в дальнейшем входили в состав военных флотов европейских стран до середины XIX века.
Длина галеры составляла до 60 метров, ширина - 7,5 метров, осадка до 2 метров.
На корабле были от 16 до 32 вёсел на борт, длиной до 15 метров каждое. Экипаж, включая воинов, составлял до 450 человек.

Имелось две основные системы размещения гребцов: терцаруло - на каждой банке по три гребца и каждый со своим веслом скалоччио - на каждой банке от трёх до шести гребцов с общим веслом и если первая система была популярна до XV века, то вторая набрала популярность в XV веке.

Что примечательно, в XV - XVI веках, помимо смены типичной схемы размещения гребцов, состоялся переход от вольнонаёмных гребцов к галерным рабам, и тогда же галеры стали нести пушки.

Вёсла лежали на специальной, располагавшейся над бортом балке - постице, опиравшейся на поперечные балки именумемые бакалярами. Поверх же вёсел и постицы шёл фальшборт с отверстиями для вёсел именуемый итал. impavesata, и изначально действительно состоявший из павез (тип большого щита популярный у арбалетчиков).
Вдоль галеры, чуть выше банок гребцов, заходя на нос, шёл специальный проход именуемый куршея, предназначенный для командира гребцов - комита и его помощников (у классических галер Эпохи Возрождения - надсмотрщиков).

Нос галеры переходил, в похожий на бушприт, надводный таран (в отличие от античных судов подводный таран - отсутствовал). И на носу же находился передний конец куршеи, над которой находилась боевая платформа, для размещения солдат. Края этой платформы, у бортов были существенно выше, чем по направлению к носу и корме.
На корме же, как правило, находились роскошные каюты, в венецианском варианте представлявшие собой помпезно-украшенную беседку с пышным балдахином из дорогих тканей.

Парусное вооружение, как правило, состояло из двух мачт с латинскими парусами, но имелись галеры и с иным парусным вооружением и числом мачт. Так например, бригантина несла на фок-мачте прямые паруса, а саета - имела три мачты, из которых фок-мачта опять же несла прямые паруса.

Основным способом ведения боя у галеры был таран с последующим абордажем, а метательные машины играли лишь вспомогательную роль. И даже появление корабельных пушек (в отличие от парусников) не привело к принципиальным изменениям подобной тактики - просто в силу слабости артиллерийского вооружения галер.
Изменилось лишь вооружение абордажной команды перешедшей с арбалетов на огнестрельное оружие, а также положение гребцов, которые в ходе артиллерийской перестрелки так быстро шли в расход, что их совершенно перестали беречь, заменив наёмников (способных участвовать при случае и в абордаже) рабами и каторжниками. В бою галера, обычно, передвигалась только на вёслах со скоростью до 7 узлов.

Именно высокая маневренность в безветренную погоду являлась главным достоинством галеры. Недостатком же галеры с распространением артиллерии стало то, что палуба на которой у парусников размещали крупные тяжёлые орудия, у галер была занята гребцами.
Более того, тяжёлое орудие на галере часто было одно, и размещалось оно на носу, точнее на куршее, и будучи окружённым двумя-четырьмя орудий меньшего калибра. В результате чего галера, на протяжении Средних веков являвшаяся одним из наиболее грозных типов военных судов, фактически стала одним из слабейших по огневой мощи.

По типу корпуса галеры делились на:

зензели - классические узкие быстроходные галеры с хорошей манёвренностью

бастарды - широкие с круглой кормой, что обеспечивало большую вместительность за счёт меньших

скорости и манёвренности

и если первые были чисто военными судами, то последние могли использоваться для перевозки не только солдат, но и грузов.

По числу банок гребцов из галер в эпоху их расцвета отдельно выделяли:

фуста - галера с 18-22 банками гребцов

галиота - галера с 14-20 банками гребцов

бригантина - галера с 8-12 банками гребцов.

В России

В России галеры появились при Петре I, имели до 50 вёсел и до 20 пушек. Число галер в отдельные годы достигало более 200 единиц.

Пётр I успешно применял галеры в боевых действиях против Швеции в Северной войне в шхерных районах Финского и Ботнического залива.

Память

В Санкт-Петербурге есть Галерная улица. К 300-летию Российского флота была выпущена марка с изображением галеры «Принципиум».


Хотя галеры и использовались как торговые суда, но все же главное их предназначение - это боевой корабль. Галера обладала отличными ходовыми качествами на весельном ходу. Скорость галер могла достигать 9 узлов. На верхней палубе располагались скамьи, на которых размещались гребцы. Им необходимо было одновременно хвататься за весло, так как запаздывающий мог получить веслом от сидящего сзади. Поэтому нередко на галерах находились барабанщики, которые задавали ритм.


Ареал распространения галер - Средиземноморье, где зачастую в летнее время была безветренная погода, что затрудняло использование парусных судов.


Впервые галеры появились в V-VI веке в Венеции и были распространены вплоть до середины XIX века.


Виды галер



Галеры видоизменялись на всем протяжении своего использования, но основных видов было два:


  • Зензильные галеры и это прежде всего боевые корабли. Они имели узкий корпус, который обеспечивал большую скорость и отличную маневренность.

  • Галера-бастарда имела широкий корпус с округлой кармой. Это обеспечивало хоть и меньшую скорость, но большую вместительность. Эти галеры использовались в основном купцами для торговли.

Галеры можно также классифицировать по числу скамеек (или как их еще называли - ) для гребцов. Галеры с 18-22 банками назывались фуста. С 14-20 банками - галеота. Галеры с 8 банками назывались бригантины.


Вооружение галер и способы ведения боя




Основной боя у галер являлся таран противника и его абордаж. Артиллерийское вооружение галер было слабым. Тяжелое орудие располагалось на носу галеры и было окружено двумя или четырьмя орудиями меньшего размера. После тарана корабля неприятеля команда галеры переходила в абордаж. На вооружении команды находились как и арбалеты, так и огнестрельное оружие.


В огнестрельной перестрелке в результате того, что гребцы располагались на верхней палубе, они гибли в первую очередь. Гребцами в основном были рабы, но зачастую в качестве гребцов выступали и сами воины.


Русские галеры




Первая русская галера была сконструирована на Астраханской верфи в 1670 году. В 1696 году на Преображенской верфи собрали 32-весельную двухмачтовую галеру («Адмирал Лефорт»). Детали для этой галеры были привезены из Голландии. По чертежам этой галеры на Воронежской верфи было построено еще 23 галеры. На Олонецкой верфи в присутствии Петра I 29 июня 1703 года была заложена первая галера для Балтийского флота. Всего за период правления Петра I построили 260 галер. Их строительство прекратилось в XVIII веке.