Act profile ортодоксальный. Ортодоксальная наука как система убеждений


Одним из передовых ученых современности является британский биолог Р.Шелдрейк, который своими работами в области морфогенетических полей внес существенный вклад в формирование новой научной парадигмы. Он справедливо считает, что представление современной механистической науки о том, что мы действительно знаем все главные силы и поля, которые действуют в мире, является по​разительно самонадеянным.

Кроме того, это представление невозможно проверить и поэтому, согласно критерию Карла Поппера, оно ненаучно уже по своей сути. Как по​лагают механицисты, если что-либо еще не объяснено, то ответ может быть найден, после того как будет получено немного больше знания, проведено немного больше исследований в этих направлениях. Это основано на утверждении, что будущее разрешит все проблемы, но такое утверждение опять же не проверяемо и, следовательно, не является научным.

Получается, что представители ортодоксальной науки сами далеко не всегда пользуются научными методами для доказательства собственных утверждений, выдаваемых за научные представления, т.е. нам предлагается лишь слепая вера в истинность этих утверждений без возможности проверки этой истинности. Таким образом, многие представления о реальности, лежащие в основе существующей научной парадигмы, основываются на слепой вере, а не на реальном знании и в лучшем случае имеют статус гипотез.

Вот, что об этом пишет сам Р.Шелдрейк: "Неправедная вера самонадеянна, самодовольна, догматична и нетерпима. Такова же скверная наука. Но в отличие от религиозных фундаменталистов научные фундаменталисты не понимают, что их мнения основываются на вере. Они считают, что им известна истина. Они убеждены, что наука уже решила фундаментальные вопросы бытия. Над деталями еще необходимо поработать, но в принципе все ответы уже известны...

Наука в ее наилучшем качестве - это непредвзятый метод исследования, а не система верований и убеждений. Но "научное мировоззрение" , основанное на материалистической философии, невероятно престижно, ибо наука за последнее время добилась больших успехов и пользуется повсеместно большим спросом.

Эти материалистические убеждения часто воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, но не потому, что они их критически осмыслили а потому что они этого не сделали. Отступиться от них - это ересь, а ересь пагубна для карьеры".

Вот какие научные убеждения ортодоксальная наука, по мнению Д.Чопры предлагает нам слепо принять на веру:

Убеждение, что Вселенная - это механизм, функционирующие части которого можно объяснить и описать с помощью схем и графиков. Как только это удастся, мы получим Теорию Всеобщества.

Человеческое тело - тоже механизм, и наука однажды постигнет все его аспекты вплоть до молекулярного уровня. Как только она этого добьется, болезни будут искоренены. Кроме того, все ментальные заболевания и расстройства будут лечиться с помощью лекарств.

Природа бездумна, она продукт случайной деятельности на физическом уровне. Наука однажды убедит нас отказаться от веры в то, что у жизни есть какая-то другая внутренняя цель помимо выживания.

Вездесущая в процессе эволюции борьба за источники пищи и брачного партнера объясняет, как сформировалось человеческое поведение. Современное поведение - прямой результат дарвиновской эволюции. Нашу судьбу определяют наши гены.

Сознание можно свести к физическим процессам мозга. Поскольку эти процессы подчиняются неизменым законам химии и физики, наша жизнь предопределена. Свободная воля практически не играет роли, а если играет, то весьма незначительную.

Повторяю, ни одна из этих псевдонаучных догм не является истиной, доказанной научными методами.
Получается, что современная наука, зациленная на материлистическом мировоззрении, как и религия становится системой убеждений т.е по сути - псевдонаукой. Именно поэтому вернуть науке ее научность сможет только формирующаяся новая парадигма, основаная на более широком и недогматичном взгляде на окружающую реальность и методы ее познания.

Ортодоксальность как качество личности – склонность последовательно и неуклонно придерживаться основ какого-либо учения, мировоззрения, каких-либо взглядов.

Ортодоксальный ребе ведет беседу с молодой парой, перед свадьбой: - И еще запомните, танцевать вы больше не будете. А если будете, то мужчины отдельно, женщины отдельно. - Ребе, а как же насчет ceкcа? - Секс, это можно, даже нужно. Секс - это мицва, богоугодное дело. - А какой ceкc можно? Если жена снизу, муж сверху, можно? - Можно. - А если муж снизу, жена сверху? - Это тоже можно. - А если стоя? - Стоя нельзя - этак и до танцев докатитесь!

В субботу иудеям нельзя носить с собой никаких предметов. Суббота. Ортодоксальный еврей переходит улицу. Вдруг на асфальте что-то блеснуло… «Золотые часы! Поднимать? Не поднимать? В субботу же ничего нельзя с собой носить. Так что же, пройти мимо? Но разве можно такое выдержать?» И тут вдруг на еврея находит озарение. Наклонившись над часами, он убеждается, что они ещё тикают, и строго говорит: — Уж если вы идёте, то пойдём вместе!

Ортодоксальность – следование тысячи раз проверенной традиции. Постоянная, стабильная и устойчивая, ортодоксальность всегда идёт к чему-то устоявшемуся. Помешанная на вульгарной традиционности и преемственности, ложная ортодоксальность стремится перенести в новое всё старое. Ни самое лучшее, что было в старом, а всё – и хорошее и плохое. Возникает эклектика старого и нового.

Беда ложной ортодоксальности в чрезмерной привязанности, зависимости от какого-либо учения, второстепенной идеи. Зачастую поверхностная идейка возводится в ранг главных, основополагающих. Если ортодокс занимается, к примеру, бабочками, то все жизненные процессы и явления он видит во взаимосвязи с бабочками. Без бабочек, по его убеждению, и солнце не взойдёт.

Ортодоксальное знание – знание, ставшее частью жизненного опыта многих тысяч успешных людей. Знание должно быть авторитетным, иметь тысячи представителей, которые успешно реализовали его на практике, должно всегда готово рассказать, как в настоящий момент обстоят дела с цепочкой ученической преемственности. То есть знание должно быть проверено практикой. Тогда оно будет ортодоксальным и, вместе с тем правильным. Иначе это – нереализованное знание – признак ума, но не мудрости. Мудрость – это реализованное, проверенное практикой знание. Ортодоксальность здесь отождествляется с мудростью.

Можно знать обо всём на свете, быть энциклопедистом и знатоком всего и вся и, в то же время, быть глупцом. От нереализованного знания наступает горе от ума. Человек с нереализованным знанием становится злым, горделивым, циничным и неуважительным к людям. Он может называть себя ортодоксом, но какой в этом смысл? Он представляет умственное, то есть спонтанное, хаотичное, сумбурное знание. Такое знание иллюзорно. Словом, называй меня хоть горшком, только в печь не ставь.

Ортодоксальность – преданное следование обычаям своего миропонимания. Анекдот в тему. В кафе приходит старый ортодоксальный еврей и заказывает суп. Ему приносят суп и два куска хлеба. После того, как он его доедает, к нему подбегает менеджер и спрашивает: — Вам у нас понравилось? — Да. Но вы могли бы дать побольше хлебушка? На следующий день еврей опять приходит. Ему дают суп и четыре куска хлеба. Менеджер, предвкушая приятный отзыв, подбегает к нему: — Вам у нас понравилось? — Да. Но почему бы вам не дать еще больше хлебушка! На следующий день еврею дают восемь кусков хлеба. История повторяется. Наконец, подав еврею к супу батон хлеба и получив тот же ответ, менеджер решает проблему раз и навсегда. Он отправляется в ближайшую пекарню, заказывает там полуметровый хлебище, который потом режут на две половины, мажут маслом и подают еврею, когда он приходит. После того, как он доедает, менеджер подбегает к нему и нервно спрашивает: — Ну, как вам у нас? Еврей, хитро: — Хорошо! Но я смотрю, вы опять даете всего лишь два кусочка хлебушка!

В книге «Личность и Вечность», авторы Л. А. Секлитова и Л. Л. Стрельникова пишут: «Ортодоксальность подразумевает не только изучение определённых знаний, но умение применять их длительное время, одновременно отторгая всё другое. Поэтому ортодоксальность можно охарактеризовать как постоянство и неизменность следования выбранному знанию и направлению развития. Если индивид следует новому прогрессивному учению, это способствует его продвижению вперёд; если же он следует устаревшему учению, то начинает деградировать вместе с ним. Некоторые теории превращаются в догмы, потому что начинают не соответствовать современным тенденциям развития. И если человек не способен разобраться, что устарело и тянет его назад, а что ново и прогрессивно, то, цепляясь за старое, он теряет годы, отпущенные ему для совершенствования, и тем самым удлиняет свой путь развития на данной стадии. Ортодоксальность как предпочитаемая тенденция развития должна быть всегда связана с прогрессивными процессами, чтобы не перейти в застойные явления, не превратиться в догму и консерватизм, когда индивид, увлекаясь чем-то одним, не желает больше заниматься ничем другим и пытается отвергать всё новое и современное. То есть собственную Ортодоксальность он пытается строить только на старом, хорошо им усвоенном. Но это уже — остановка в развитии, а следовательно, — деградация. Она отбрасывает личность назад в прогрессировании. Так что Ортодоксальность может иметь и направленность регресса. Только в воссоединении с новым она имеет прогресс и устремляет индивида в будущее. Современность как настоящий момент действительности для того и даётся, чтобы двигать каждого в развитии вперёд к будущему, то есть дорога в будущее лежит только через постижение и усвоение нового».

Ортодокс, отказавшись даже на минуту от своего миропонимания, рискует жизнью. Один ортодоксальный еврей влюбился в простую русскую девушку и очень хотел на ней жениться. Однако родителям невесты не внушал доверия внешний вид жениха. Грязный, в рванье, с длинными нечесаными волосами он был им неприятен, и они поставили условие — перед свадьбой привести себя в порядок. Любовь штука не шутейная. И вот уже свежепомытого и постриженного жениха по дороге к невесте насмерть сбивает автомобиль. Очутившись в раю, несостоявшийся молодожен обращается к Богу с горькими словами. Он спрашивает, почему Бог допустил, что его, ни разу не согрешившего, сбила машина. Бог внимательно выслушал его. Пригляделся повнимательнее и молвил: — Хаим это ты. Да я тебя просто не узнал.

Петр Ковалев

ортодоксальная, ортодоксальное; ортодоксален, ортодоксальна, ортодоксально (от греч. orthodoksos - правоверный) (книжн.). Последовательный, строго придерживающийся правильного учения. Ортодоксальные взгляды. марксизм.


Смотреть значение Ортодоксальный в других словарях

Ортодоксальный Прил. — 1. Последовательно и неуклонно придерживающийся основ какого-л. учения, мировоззрения, каких-л. взглядов.
Толковый словарь Ефремовой

Ортодокс, Ортодоксальный — (Буквально: правоверный) неуклонно следующий определенному учению (доктрине, системе взглядов); строго придерживающийся этого учения в его первоначальном или общепринятом виде.
Политический словарь

Ортодоксальный — -ая, -ое; -лен, -льна, -льно. [от греч. orthodoxos - правоверный] Книжн. Последовательный, неуклонно придерживающийся основ какого-л. учения, мировоззрения. О-ое направление в науке.........
Толковый словарь Кузнецова

Ортодоксальный — Это слово, заимствованное из французского, имеет в русском языке параллельную кальку – православный. Во французском orthodoxal восходит к греческому orthodoxos – "имеющий правильное........
Этимологический словарь Крылова

Сон Ортодоксальный — см. Сон медленный.
Большой медицинский словарь

Ортодоксальный — - правоверный - неуклонно следующий определенному учению, направлению, системе взглядов, идеологии; строго придерживающийся какого-либо учения в его первоначальном или общепринятом виде.
Исторический словарь

Ортодоксальный Марксизм — Г.В.Плеханов (1856-1918). Основные социологические работы: "Социализм и политическая борьба", "Очерки по истории материализма" , "Основные вопросы марксизма" , "Искусство........
Социологический словарь

Ортодоксальный Марксизм (развитие) В Социологии — Развитием идей Плеханова занимался В.И.Ленин.
Социологический словарь

Слово «ортодоксальный» в понимании современного общества, как правило, ассоциируется с религией. Это касается и православных верующих, и мусульман, и адептов некоторых На самом деле ортодоксальный — это вовсе не обязательно связанный с религией.

Терминология и примеры

Само слово произошло от «ортодокс», что в переводе на русский язык означает «правильный», «прямое мнение», «правильное учение». Нередко оно употребляется в контексте того или иного религиозного течения. Например, в иудаизме среди множества различных направлений встречаются ортодоксальные. Православную веру также во всем мире называют ортодоксальной.

В философии термин достаточно уместен. Означает он нечто радикальное, находящееся на грани разумного. Ортодоксальные философские школы, учения которых близки к религиозным, нередки для индийской и Ни для кого не секрет, что большинству азиатских сообществ присущи радикальные жизненные позиции. Но и в Европе они тоже встречаются. Тот же марксизм, являющийся ярким примером радикальной философии.

Ортодоксальное направление в христианстве

Среди существующих течений одной из известнейших и наиболее строгой является православная вера. Ее иногда относят к радикальным направлениям. В переводе на многие языки ортодоксальный — это и православный в том числе. То есть уже одно название заставляет задуматься об истинности такой ассоциации. Во-вторых, именно в христианстве является наиболее строгим в плане обрядов и правил. Богослужения в православных храмах, в отличие от католических или протестантских, осуществляются стоя (а порой и на коленях). Ни в одном из христианских течений нет столь строгих и многочисленных постов и послушаний. С другой стороны, многие православные не считают обязательным их соблюдение. Чего нельзя сказать о прочих христианских направлениях.

Ортодоксы в иудаизме

По мнению самих верующих, данное течение позволяет человеку жить в гармонии с собственным разумом и совестью. У иудеев ортодоксальный — это глубоко верующий, зачастую выставляющий свои убеждения напоказ. Правда, в современном мире подобное поведение не всегда уместно и не всем удобно. Именно этот факт и стал основополагающим для появления ортодоксального модернизма, согласно которому вполне можно придерживаться всех тех же принципов, не отрываясь от современной цивилизации.

В Израиле довольно много людей, следующих именно этому течению, граничащему с сионизмом. По мнению некоторых философов, подобная адаптация не только не повредила ортодоксально-религиозным течениям евреев, но и пошла им на пользу. Благодаря осовремениванию понятий подобные сообщества не перестают привлекать к себе молодежь. А это крайне важно для любой религии, философской школы и даже клуба по интересам.

Ортодоксальные иудеи выделяются не только поведенческими аспектами (чтение Торы, ограничения, связанные с приемом пищи, праздники), но и внешне (одеждой, ношением различных символов). Подобные течения характерны для большинства мировых религий, в частности ислама. Чего нельзя сказать об ортодоксальном модернизме.

Философские школы востока

В Индии и Китае ортодоксальный — это норма. Тут присутствует масса школ и течений как религиозного направления, так и основывающихся на науке или логике. Большинство из них находится на грани этих понятий.

Так, в Индии из наиболее многочисленных и популярных можно отметить Ньяю (симбиоз буддизма и логики), Санкхью (ортодоксальную философию чисел), известную во всем мире Йогу и брахманистскую Пурва-мимансу. Есть еще целый ряд направлений, объединенных общим названием Веданта (синкрет теологии, космологии и религии).

Ортодоксальных течений в мире великое множество. Часть из них носит религиозный характер, другая — философский. Также существуют и промежуточные варианты. В основном они присущи Востоку, но встречаются и в западных культурах. Несмотря на существенные различия, есть один принцип, объединяющий их все — это вера. В Бога, в в истинность собственных убеждений или правильность поступков.

    Ортодоксальный иудаизм - общее название нескольких течений в иудаизме, приверженцы которых, с исторической точки зрения, продолжатели еврейского религиозного мировоззрения, окончательно сформировавшегося в эпоху Позднего Средневековья и в начале эпохи Нового времени. Центральное место в религиозной концепции ортодоксального иудаизма занимает Галаха в том виде, в каком она зафиксирована в Устном Законе (в Мишне и Гемаре, то есть в Талмуде) и кодифицирована в своде Шулхан арух.

    Британская Ортодоксальная Церкви (англ. British Orthodox Church, в прошлом Православная церковь на Британских островах, англ. Orthodox Church of the British Isles) - небольшая автономная церковь, находящаяся в юрисдикции Коптского Александрийского Патриархата.

    Ортодоксальный модернизм (или современная ортодоксия) - направление ортодоксального иудаизма, интегрирующее ортодоксальные принципы, ценности и традиции с современной культурой и цивилизацией. Ортодоксальный модернизм связан с несколькими учениями и потому может принимать различные формы. В США и Европе наиболее распространена философия «Тора и Наука» (Тора у-мада). В Израиле ортодоксальный модернизм в значительной степени связан с религиозным сионизмом, а его последователи составляют более половины...

    Ортодокса́льная компози́ция (англ. orthodox composition) - область шахматной композиции, которая подчиняется обычным шахматным правилам, где цель (мат, выигрыш или ничья), материал (доска, фигуры) и средства (правила игры) - шахматные. Включает две группы...