Еврейский миф о сотворении. Библейские сказания Мифы и сказания древних евреев

Еврейская легенда

Сын и дочь раби Измаила бен Елиша попали в плен, он - к одному римлянину, она - к другому. По прошествии времени оба эти римлянина разговорились при встрече.
- Имеется у меня раб, - сказал один, - красивее которого не найдется никого на свете.
- А у меня, - сказал другой, - есть рабыня такой красоты, что равной ей не сыскать во всем мире.
И порешили римляне поженить раба на рабыне и детьми, которые родятся от них, делиться между собою. Ввели обоих пленных и оставили их в одной комнате. Забившись в разные углы, сидели они, оплакивая судьбу свою.
- Мне, - говорил юноша, - священнику, потомку первосвященников, взять в жены рабыню!
- Мне, - причитала девушка, - дочери первосвященников, сделаться женою раба!
Всю ночь провели они в слезах. При свете зари они узнали друг друга. С воплями кинулись они друг другу в объятия и рыдали до тех пор, пока отлетели души их.

Еврейская притча

На вопрос: “Куда идешь ты, учитель?” - Гиллель иногда отвечал:
- Иду подкрепить себя пищей и этим оказать радушный прием моему гостю.
- Какой же это у тебя ежедневно гость в доме?
- А бедная душа разве не тот же гость в нашем теле? Сегодня она здесь, а завтра, глядишь, и нет ее.

Ог, царь васанский

Еврейская легенда

При приближении к границам Едреи, Моисей объявил народу:
- Здесь остановимся на ночлег, а завтра пойдем на приступ и возьмем Едрею.
На рассвете, когда глаз едва еще различал окружающее, Моисей, вглядываясь в даль, увидел какую-то гигантскую массу, возвышающуюся над вершиною городской стены. «Что это? - подумал Моисей. - Не сделали ли за ночь новую надстройку?» Но эта гигантская масса - был сам царь Васанский, Ог. Великан сидел на стене, и ноги его достигали до земли.
- Не бойся его, - сказал Господь Моисею.
Ог, сидя не стене, размышлял так:
- Весь стан Израилев сколько занимает? Всего три парса. Пойду выломаю скалу протяжением в три парса, обрушу ее на израильтян и убью всех до единого.
Выломал Ог скалу длиною в три парса и понес, положив ее себе на голову. Явился ангел Господен и просверлил в скале отверстие как раз над головою Ога. Опустилась скала Огу на плечи. Стал он делать усилия, чтобы освободиться от скалы, но тут передние зубы его начали вытягиваться, удлиняться наподобие слоновых клыков, вонзились в скалу, и Огу так и не удалось освободиться от скалы.
Моисей был ростом десять локтей. Взял он топор длиною в десять локтей и, подпрыгнув настолько же локтей, подрубил Огу лодыжки и умертвил его

Священной книгой двух религий мира - христианства и иудаизма, является Библия. Она составлялась различными людьми, пророками, священниками и даже правителями на протяжении веков, а может, и тысячелетий. Если мы откроем и пролистаем ее страницы, то найдем там множество текстов, которые имеют совершенно разную тематику и значение. Среди них встречаются пророчества, учения, исторические сводки, а также библейские мифы. Именно последние читают люди, как показывает практика, охотнее всего. Они просты в понимании, легко составлены и имеют яркий сюжет. Что же, прикоснемся и мы к этим мифам и попробуем постигнуть их сакральный смысл.

Кратко о содержании Библии

Известно, что Библия - это Святое Писание, которое условно поделено на две части: Ветхий и Новый Завет. В первом повествуется о том, как Бог сотворил нашу землю, как вел к процветанию и благополучию священный народ - древних евреев. На страницах этой части книги заключены самые старинные в мире библейские мифы, которые преимущественно были составлены семитскими народами. Что касается Нового Завета, то евреями он был категорически отвергнут. Для них единым Божьим Словом по-прежнему является только который они именуют Танахом. А уже рассказывает нам о том, как жил Иисус Христос, то есть Мессия, какие труды он оставил после себя и чему успел обучить своих ближних. Именно на основе всех этих событий и составлялись, так сказать, более современные библейские мифы. Краткое содержание каждого из них будет описано ниже, что даст возможность понять, чему именно может обучить эта книга.

Краткая характеристика сакральных сказаний

Условное разъединение Святого Письма на две части сопровождается не только разделением веры на христианство и иудаизм. Читая данную книгу, можно четко отметить отличия стиля при переходе из первой части во вторую. С полной уверенностью можно заявить, что библейские мифы и легенды, которые расположены на страницах Танаха - это самые поучительные и жизненные истории. Кроме того, в данной части Писания таких сказаний собрано много. Но самое главное, что постигнуть их истину, увы, не каждый человек способен. В Новом Завете собраны библейские мифы, которые гораздо проще воспринимаются. Они повествуют об уже знакомых нам праздниках, о дружбе, взаимопомощи, о мире и отношениях между людьми. Эти рассказы будут крайне полезны детям в любом возрасте.

Когда еще ничего не было

Как вы догадались, первый библейский миф - о сотворении мира. Его смысл известен каждому, даже малышу, потому для того, чтобы все упорядочить, просто перечислим дни, которые стали решающими для дальнейшей жизни на Земле:


Адам и Ева. Запретное яблоко

Продолжается библейский описанием жизни первых людей на планете - Адама и Евы. Создав их, Господь дал им все, о чем только можно мечтать. Они жили в райском саду, ни в чем не нуждались и умели разговаривать с животными. Употреблять можно было плоды всех деревьев, кроме одного - Дерева познания Добра и Зла, или Дерева жизни. Однажды коварный Змей подговорил Еву съесть фрукт с запретной ветки. Она нарушила запрет и склонила к этому Адама. Из-за непослушаний Бог изгнал из рая людей и проклял Змея. Кроме того, он обрек женщину на роды в муках, а мужчину - на постоянные трудности в добывании пищи. Змей же был обречен на постоянное ползанье на животе.

Каинова печать

Первыми детьми Адама и Евы были два сына - Каин и Авель. Первый был земледельцем, а второй - скотоводом. Однажды решили они принести в жертву Богу свои дары. Каин сжег на алтаре плоды своих растений. А Авель принес в жертву ягненка. На действия первого брата Господь даже не обратил внимания, а вот дань в виде животного его заинтересовала. Из зависти Каин убил своего брата, о чем вскоре узнал и Бог. За это старший брат был приговорен к тому, что он будет убит первым встречным. Кроме того, Творец наложил на него печать. Какой именно она была - никто не знает.

Очередная Божья кара

Одним из самых интересных и захватывающих является библейский миф о потопе. После того как человечество провело на планете определенное количество столетий, оно успело впасть во все тяжкие грехи. Люди воровали, обманывали, убивали. За это Бог решил открыть все небесные и земные окна и выпустить из них воду, дабы стереть с суши все, что есть на ней живое. Лишь Ною и его семье, которая не совершала грехов, Всевышний приказал построить ковчег. На его борт этот человек, помимо своих сыновей и жены, взял также «каждой твари по паре». Это были животные, насекомые, птицы, рептилии. После того как все забрались в ковчег, Бог плотно закрыл его дверь и открыл все небесные окна. Вода полностью накрыла землю, и даже самые высокие горы остались под ее толщей. Время от времени Ной выпускал голубя наружу, чтобы тот нашел хоть один участок земли, но птица всегда возвращалась к ковчегу. Однажды голубь улетел и не вернулся, что дало людям возможность понять, что суша начала проступать. К ней добралась вся семья Ноя, после чего его сыновья оставили великое потомство: сын Иафет стал родоначальником северных народов, Хам - африканских, а Сим - семитских.

"Вы больше не услышите друг друга…"

Библейский миф о можно считать также очень важным историческим источником. Начинается все с того, что после того, как потомки Ноя расселились на суше, все они говорили на одном языке. Постепенно люди спускались с гор на равнины, образовывали поселения. Одной из самых плодородных земель на то время была песчаная долина, которая протягивалась между и Евфрат, известная нам как Месопотамия. Как гласят библейские мифы и сказания, именно на этих землях расселились первые люди на Земле (между прочим, историки также к этому склоняются). Они строили дома, образовывались города, города-государства и прилегающие к ним поселки. Но вот однажды людям захотелось достать до небес (напоминаем, что в Библии небо определяется как нечто твердое), и решили они построить невероятной высоты башню. На строительной площадке собрались все рабочие этого края, и им удалось возвести очень высокое здание, которое имело ступенчатую структуру. Бог все это увидел и, заподозрив людей в очередной глупости, разделил их. Каждый начал говорить на своем отдельном языке, и строители уже не могли работать вместе. Город, в котором они проживали, получил название Вавилон, что означает «смешение».

Учим детей Слову Божьему

Если вы желаете открыть своему малышу мир сакральных знаний, то рекомендуется начинать читать ему библейские мифы, которые заключены в Новом Завете. Они более просты для восприятия, а также не имеют столь глобальной и масштабной смысловой нагрузки, как старинные семитские. Сказания, которые находятся на страницах Нового Завета, учат нас человечности, дружбе, любви, призывают понимать ближнего и помогать ему. Потому ниже будут кратко описаны библейские мифы для детей, которые можно читать им просто как сказки. Постепенно ребенок будет впитывать нужную информацию, и в дальнейшем она станет важной для его мировоззрения.

Искушения Иисуса в пустыне

После обряда крещения Мессия был брошен Святым Духом в пустыню, для того чтобы он смог преодолеть дьявольские искушения. Пробыв там сорок суток, Иисус почувствовал голод. Тут появился Дьявол и молвил ему: «Если Ты - Сын Божий, обрати камни в хлеба». На что последовал ответ: «Не всякими хлебами будет сыт человек, а Божьим Словом». После этого сатана поднял Иисуса на крышу храма и сказал: «Если Ты - Сын Божий, бросься вниз, и тебя подхватят ангелы». Мессия же ответил: «Не искушай Бога». В конце концов поднял Сатана его над всеми городами, садами и полями и сказал, что если только Иисус поклонится ему, то все это получит в свое обладание. В ответ он услышал, что для человека есть только и лишь ему он будет поклоняться.

Богатство безумца

Одной из самых важных проповедей Иисуса была таковая: «Не ищите материального богатства в этом мире, ибо не от него зависит ваша жизнь». За этим высказыванием следовала притча. Суть ее заключалась в том, что один богатый человек имел хороший урожай в поле. Но вот собирать плоды свои ему уже было некуда. Он строил все большие и большие дома, чтобы хранить там свое богатство, и ни о чем другом не думал. Однажды явился к нему Господь и молвил: «После того как ты умрешь, куда же ты денешь все свои нажитки? Кому они теперь будут принадлежать?» Из сего следует, что обогащаться надо вовсе не деньгами и дарами, а Божьим словом. А все остальное приложится само собой.

Заключение

Мы вам представили лишь самые знаменитые и доступные для восприятия библейские мифы. Краткое содержание каждого из них - это возможность быстро понять Божий замысел, открыть для себя что-то новое и по-настоящему мудрое. К сожалению, они не раскрывают всей полноты смысла, который есть в Святом Писании. Чтение самой же Библии - занятие гораздо более продуктивное, но оно требует времени.

Ответ оставил Гость

В степных и холмистых районах жилидревнееврейские племена.
Первоначально они были кочевниками. Во главе еврейских племён стоялистарейшины.Они хранили предания о прошлом своего народа. Эти предания вошли в Библию.Самаядревняя часть Библии – Ветхий Завет.Онасодержит мифы и предания о еврейском народе.ВетхийЗавет стал священной книгой у евреев и христиан.Ветхий Завет содержит не только рассказы о старине, но иразмышления мудрецов.Со временем евреи пришли к единобожию и стали почитать Бога – Яхве.ВетхийЗавет начинается с мифа о сотворении мира.
Миф о первых людях Адаме и Еве.
Жили Адам и Ева в раю не зная, что хорошо ичто плохо. Росло в раю «древо познания» и не разрешалБог рвать плоды с него.Ева съела плод и угостила им Адама. Бог узнал об этом и изгнал людей из рая.
Библейские сказания о предках еврейскихплемён
История целого народа излагается, какпредание об одной большой семье.Родоначальниками евреев считались Авраам,его сын Исаак и внук Иаков.У Иакова было несколько сыновей,нобольше всего он любил Иосифа.
Завидовали братья Иосифу и продали его в рабство.
ВЕгипте Иосиф стал рабом у вельможи. Умён и удачлив был раб, и вскореоказался при дворе фараона.Увидел однажды на рынке Иосиф братьев ипростил им старуюобиду.Все вместе поселись они в Египте.Стали притеснять египтянепотомков Иакова. Заставлял их фараон много работать и приказал всехноворождённых мальчиковотдавать палачам.Лишь один мальчик уцелел назвали егоМоисеем.Моисей умолял фараона отпустить израильтян,но владыка Египта был не умолим.Тогда израильтяне во главе с Моисеембежали.Вышли они к Красному морю. Бог раздвинулморе, и прошли израильтяне по сухому дну. Наконец пришли они к высокой горе Синай.Моисей поднялся на неё, а всем остальным приказал оставаться в низу.Евреи заключили с Яхвезавет, то есть договор. Они согласились выполнять все заповеди Бога.


Миф о «еврейском народе» Карл Линней вошел в историю как великий классификатор. Всех людей он делил на белых законодателей и черных рабов. (Исторический факт) Со135 года по Р.Х., после трех восстаний иудеев против Рима, иудеевпоголовно выселили из Иудеи. Весь народ до последнего человека оказался вдиаспоре. В эпоху Римской империи иудеи расселились наогромной территории - от Иберии (современной Испании) и Северной Африки(современного Алжира и Туниса) до самых восточных пределов Рима.Античные евреи говорили на латыни на западе Империи и на греческом навостоке, сохраняя иврит как язык богослужения. В плане происхождения эточастично были люди смешанного, сложно устроенного «новобиблейского»народа, частично - потомки десятков народов Империи, принявшие гиюр. Враннем Средневековье сотни тысяч и миллионы евреев жили во всех странахЗападного Средиземноморья. Известно, что испанский король Рекаред в VIвеке крестил разом 90 000 евреев. Поступок дичайший, но даже если число«новообращенных» преувеличено, масштаб еврейского расселения уже виден. Внаше время стали модны историко-генетические изыскания… И вотвыяснилось, что примесь еврейской крови есть в 20 % современныхиспанцев.

Евреи - даже не народ, не нация, а общее название ряда семитских народностей

Им нельзя брить бороды, однако современные представители это делают. В школах нацистской Германии проводились специальные уроки с целью научить детей узнавать их по характерным внешним чертам. Они составляют 0,27 процента человечества. Им более трех тысяч лет, а тема приспособленчества и успешности этих людей остается актуальной на протяжении всего периода их существования. Евреи — даже не народ, не нация, а общее название ряда семитских народностей.

Их не любят за ум, хитрость и постоянный поиск выгоды. А между тем, такие качества присущи не только евреям, но ассоциируется исключительно с этой расой. Здесь мы попытаемся дать ответ на вопрос, откуда корни неприязни, и попробуем развеять некоторые мифы о семитах.

Еврей-неудачник уже не еврей

Одной из величайших загадок для всего нееврейского человечества является то, каким образом семиты достигли таких высот в различных областях. Наука, музыка, медицина, литература, искусство, бизнес… На их долю приходится 27% всех Нобелевских премий и 50% чемпионов мира по шахматам. Если перечислить самых влиятельных людей за два последних столетия, то в первой тройке окажутся Эйнштейн, Фрейд и Маркс. На первый план выходили не только отдельные личности, но и целые кланы: Ротшильды, Форды, Рокфеллеры и др.

Еврейство — это скорее культурно-религиозный, нежели генетический феномен. В идише есть такой термин «seychel», объясняющий некоторые аспекты этой культуры. В словаре он толкуется, как «стремиться приобрести новые знания и оставить после себя мир лучше, чем он был при твоем появлении». Евреи придают огромное значение образованию и труду. Эти ценности передаются из поколения в поколение. Фантастические успехи семитов можно объяснить именно этой культурной традицией наряду с самим иудаизмом. Ведь главные религиозные книги этой веры развивают привычку к самостоятельному мышлению. Поскольку основной принцип изучения Талмуда — это глубокое понимание текста, а не его обширное знание. То есть главное для еврея — личное понимание, восприятие, индивидуализм. Отсюда самостоятельность, независимость, деньги и успех.

Дурак-еврей тоже еврей

Одни особенности поведения семитов основываются на фактах, другие — надуманны. Например, специфический склад еврейского ума. В среднем семиты действительно образованнее и культурнее неевреев. Это связано с тем, что основная их масса живет в городах, преимущественно в столицах. Поэтому у них больше возможностей получить высшее образование. Но они не умнее других. В этом предрассудке решающую роль играет распространенность образования, а не ум. Более того, средний интеллектуальный уровень иудея ниже среднего уровня любого нееврея.

Сосредотачиваясь и ассимилируясь в центрах, евреи неизбежно вмешиваются в чужую национальную жизнь. При этом они вольно или невольно преследуют собственные цели, живут по своим правилам, проявляя еврейский менталитет. Иными словами, мешают соседствующему народу, создавая свою национальную общественность, которая контролирует рычаги экономической, политической и культурно-информационной власти государства.

Хороший еврей — свой еврей

Их успешность не только в приспособленчестве, но и в сплоченности. Как любая небольшая народность, семиты стараются держаться вместе и помогать своим. Это единство имеет более глубокие корни и основывается на архаичном чувстве общего врага. Суть талмудической этики заключается в том, что нормы распространяются только на «своих» и не действуют в отношении «чужих». В этом евреи не уникальны. Это нормальное поведение меньшинства, желающего сохранить свои культурные особенности. Все сплоченные небольшие народы действуют примерно так же. Разница лишь в качестве и количестве. Однако основная масса людей воспринимают еврейскую ориентацию на собственную культуру как скрытую угрозу, заговор против большинства.

Кто за кого, а еврей за себя

Врожденная хитрость — еще один упрек в сторону этой расы. Вероятно, причина уходит в первый век н. э., когда иудеи потеряли свое государство. Семиты почти две тысячи лет жили в чужих социальных системах, ответственность за существование которых несли представители коренного населения. А евреи выступали в роли управляющих, советников, банкиров или премьер-министров. То есть двигателей, новаторов, а не охранителей или консерваторов. Они рисковали больше чужим, а не своим. Если государство прекращало свое существование, то семиты, в крайнем случае, перебирались в другое, оставляя аборигенам возможность разбираться с ситуацией самим.

Не смотря на все войны, истребления и притеснения, еврейская община очень устойчива. Стабильность объясняется культурными особенностями. У многих народов есть такое понятие, как счет родства по матери. Это принцип передачи основных прав, видов собственности через женщин. У иудеев эта система возведена в ранг обязательной традиции и требует жесткого исполнения. Она не допускает никаких исключений из правил, в отличие от нееврейского общества. Именно на этом основывается жизнеспособность семитских общин. Ведь национальность тоже передается в «наследство» от матери-еврейки. Поэтому дети, рожденные в таких семьях, автоматически зачисляются в родовой клан.

Кроме того, в раннесредневековой европейской среде, евреи либо изгонялись из принявших их стран, либо получали право на проживание в этих государствах при условии соблюдения мер по их социальной изоляции. В частности, запрета на смешанные с ними браки.

Не работает тот, кто еврей

Что не еврей, то Рабинович

Развеем еще один стереотип. Рабинович — не самая распространенная еврейская фамилия. В России это скорее нарицательное имя героя рассказов или анекдотов, входящих в современный городской фольклор. Куда более распространены такие фамилии, как Левин, Коган или Каган, Шапиро и Гуревич.

Фамилия Рабинович имеет древнееврейское происхождение, образована от названия профессии. Все производные от нее обладают общим корнем raabi, то есть «раввин» или иначе «священник».

Любопытно, что у иудеев распространены фамилии-аббревиатуры, о чем известно далеко не всем. Например, Шуб, на иврите это звучит как «шохет у бодек», то есть «резник» или «контролёр».

Семиты в России стали наделяться фамилиями только в 1804 году. А в дофамильный период еврейские семьи носили фамилии, происходящие от рода занятий, увлечений, места рождения и т. п. Например, Шае дер шлёсэр — слесарь Шая, Лэйбе дер меламед — учитель Лейба.

Итоги

Остроумие, одаренность, талант, успешность. Все это присуще еврейскому этносу, так же как и любому другому. Может быть, негативное отношение основывается не только на истории, культуре и религии, быть может, это зависть одних наций возможностям других? А еврейское превосходство — это всего лишь умение пользоваться одними и теми же возможностями гораздо грамотнее, чем все остальные.

Анализируя еврейские рассказы, о которых ходят легенды по всему миру, можно заверить, что это мудрейшие представители общин среди других народов. Повествования их связаны с учениями Бога и его последователей. «Дети Моисея», именно так называли народ евреев, своими знаниями и проповедями поучали не один век и разные народности и считались божьими посланниками.

Веками легенды о рассказах евреев передаются из уст предков в уста современников с помощью поговорок и пословиц. Благодаря такому методу пересказа традиций, обычаев и социальных устоев разных народов, современникам предоставляется большой шанс узнавать и обучаться культуре и обычаям своего народа.

«Я и Мир!» выбрал для вас 35 мудрых изречений из уст евреев, которые заставляют задуматься о бытие.

Еврейские пословицы и присказки дают нам отчетливо понять о силе разума евреев:

Если проблему можно решить за деньги, это не проблема, это расходы.

Адам - первый счастливчик, потому что не имел тёщи.

Бог дал человеку два уха и один рот, чтобы он больше слушал и меньше говорил.

Да убережет тебя Бог от дурных женщин, от хороших спасайся сам!

Вошло вино - вышла тайна.

Бог не может быть везде одновременно - поэтому он создал матерей.

Не будь сладок - иначе тебя съедят. Не будь горек - иначе тебя выплюнут.

Все жалуются на отсутствие денег, а на отсутствие ума - никто.

Бойся козла спереди, коня - сзади, дурака - со всех сторон.

Знания много места не занимают.

Гость и рыба через три дня начинают попахивать.

Если не хочешь, чтобы тебе сели на шею, не кланяйся низко.

Выбирая из двух зол, пессимист выберет оба.

Глухой слышал, как немой рассказывал, что слепой видел, как хромой быстро-быстро бежал.

Бог защищает бедняков, по крайней мере, от грехов дорогостоящих.

Если бы благотворительность ничего не стоила - все бы были филантропами.

Когда старая дева выходит замуж, она тут же превращается в молодую жену.

Родители учат детей разговаривать, дети родителей учат молчать.

Издали все люди неплохие.


С деньгами не так хорошо, как без них плохо.

Может быть, яйца намного умнее кур, но они быстро протухают.

Еще не родился конь, на котором можно догнать свою молодость.

Мужчины больше бы сделали, если бы женщины меньше говорили.

Седина - признак старости, а не мудрости.

Хорошо молчать труднее, чем хорошо говорить.

Плохая жена - хуже дождя: дождь загоняет в дом, а плохая жена из него выгоняет.

Мир исчезнет не оттого, что много людей, а оттого, что много нелюдей.

Господи! Помоги мне встать на ноги - упасть я могу и сам.

Если жизнь не меняется к лучшему, подожди - она изменится к худшему.

Какой бы сладкой ни была любовь, компота из нее не сваришь.

Когда нечего делать, берутся за великие дела.

Кто детей не имеет, хорошо их воспитывает.

Лучше умереть от смеха, чем от страха.

Опыт - это слово, которым люди называют свои ошибки.

Старея, человек видит хуже, но больше.

Будьте интересными вместе с