Храм в дубровицах уникальное место. Церковь Знамения в Дубровицах: европейская архитектура в деталях

Не далеко от города Подольска, в месте слияния двух рек Пахра и Десна в усадьбе Дубровицы есть весьма необычный и не типичный для православной России православный храм. Его необычность в первую очередь заключается в нетрадиционном внешнем виде: храм представляет собой в основании равносторонний крест с высокой башней посредине, украшенной причудливой резьбой по камню. Вместо купола золотая царская корона. Снаружи храм украшен многочисленными скульптурами из камня, что также не характерно для русского православия.

Храм стоит на высоком холме и виден издалека, полное его название - Храм Знамения Богородицы в честь иконы Божией Матери «Знамение».

История и назначение храма Знамения Богородицы в Дубровицах до сих пор вызывает множество вопросов и споров и доподлинно не изучена. Так, например, по непонятным причинам не сохранились имена зодчих и тех, кто храм строил.

Храм Знамения Богородицы


Храм Знамения Богородицы в Дубровицах



На территории усадьбы

Усадьба Дубровицы, на территории которой был возведен столь необычный храм, имела много хозяев. Первым её владельцем в 1627 г. стал боярин Морозов. Затем усадьбу унаследовала его дочь Ксения, ставшая в последствии женой князя Голицына Ивана Андреевича. После её смерти усадьба перешла к её мужу Ивану Андреевичу Голицыну, а после досталась его сыну Ивану Ивановичу, который из-за долгов продал усадьбу Борису Долгорукову. Через четыре года усадьбу выкупила вдова князя И.И. Голицына и через год продала его своему родственнику Борису Голицыну. Это тот самый Борис Голицын, который был наставником, советником и воспитателем Петра I. Именно Борис Голицын в 1690 г. и начал строительство храма, которое завершилось в 1699 г.

Храм строился в стиле барокко и украшен необычными для того времени скульптурами и резьбой. Для строительства использовались белые камни из окрестных мест. Своей колокольни у храма нет, её заменяет небольшая наземная звонница, которая установлена напротив главного входа в храм.




Несмотря на то, что в 1699 г. строительство храма было завершено, его освещение произошло лишь в 1704 г. Стоит отметить, что закладка первого камня храма и его освещение происходила при участии и в присутствии Петра I.

Позже некоторое время усадьба вместе с храмом принадлежала Гришке Потемкину. Екатерина II, возвращаясь из Крымского похода в 1787 г. сделала короткую остановку в имении Потемкина. Необычный храм настолько её поразил, что она решила прибрать его к своим рукам. Правда, не себе лично в пользование, а для своего нового фаворита, Александра Матвеевича Дмитриева-Мамонова. В дальнейшем усадьба переходит по наследству к его сыну Матвею, который с 1817 года поселяется здесь надолго.

В усадьбе Дубровицы берет начало история тайной организации «Ордена русских рыцарей», основателем которой стал Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов. Возможно, в связи с этим и появились страсти и легенды вокруг этого необычного храма. Например, многих удивляет, почему в основании храм напоминает крест Тамплиеров, почему среди многочисленных фигур, украшающих храм, можно увидеть птицу Феникс, символизирующую возрождение магистра Ордена тамплиеров Жака Моле и, наконец, почему и для кого в самом храме появились надписи на латыни? Кто-то даже утверждает, что в храме спрятана шпага самого Жака Моле.

Итак, попробуем развенчать некоторые мифы и легенды храма Знамения Богородицы в Дубровицах.

Самая распространенная загадка, которая будоражит умы историков и обывателей, почему царь Петр I смог одобрить строительство такого необычного по форме храма, к тому же украшенного не совсем православными для того времени скульптурами и символами. Несмотря на благосклонность Петра I к Борису Голицыну, тогдашний патриарх тамошних мест Адриан почему-то наотрез отказался освещать столь непривычный русскому человеку храм. Лишь после его смерти храм осветил новый митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). Есть предположение, что патриарх Адриан усмотрел, что храм Знамения Богородицы был задуман не как православный, а как католический, посему и отказался совершать обряд.




Всему этому есть некоторые объяснения. Дело в том, что Борис Алексеевич Голицын был весьма образованным человеком и приверженцем западной культуры. Он был частым гостем в Немецкой слободе и имел там много друзей. Мы прекрасно помним, что тяга ко всему немецкому появилась и у юного царя не без помощи его наставника Бориса Голицыны. Не исключено, что постройка собора такой необычный формы была навеяна его тягой и любовью ко всему западному и немецкому, в том числе и католическому стилю барокко. Голицын свободно говорил по-латыни и в его доме частым гостем были католические священники и духовенство. Миссионер Франциск Эмилиани, часто бывавший у Голицыных в гостях, писал, что Борис Алексеевич всегда отмечал особую красоту католического богослужения, пленявшего души многих московитов. Приверженцем всего немецкого был и Петр I, возможно, поэтому и он отнесся к строительству такого необычного храма весьма лояльно. А храм действительно напоминает католическую церковь.








Есть и ещё одна легенда, которую рассказывают служители храма. Когда юный Петр I приехал в гости к Голицыну в усадьбу Дубровицы, он был очарован красотой здешних мест и, стоя на холме, воскликнул: "Две реки, Десна и Пахра, сливаются за холмом, за лежащим под ним лугом, под острым углом, образуя нос корабля. Этому бы кораблю, да мачту сих мест достойную! Церковь бы такую здесь поставить, чтоб и немцы ахнули. Чтобы столь красивой и в мире бы другой не было...". Вот Голицын и воплотил в жизнь мечту юного царя, построил некий гибрид католического и православного храма.

С первого взгляда странными и необычные выглядят фрукты, диковинные цветы и виноградные гроздья в орнаменте храма. Но и здесь тоже всё понятно. Дело в том, что Христос Лоза Истинная, Христос Виноградная Лоза - одно из символических именований Христа, основанное на словах Евангелия «Аз есмь лоза, вы же гроздие» (Ин. 15, 5). Так что ничего удивительного в наличие виноградных гроздей на стенах храма тоже нет.

Высота храма 42,3 метра. Цоколь и парапет по кругу украшают каменная резьба и каменная скульптура, до того времени нигде ранее в Подмосковье да и вообще в русских православных храмах не применявшаяся.

Что касается надписей на латыни, то изначально они были сделаны на латинском языке, но во время реставрации в XIX веке по настоянию митрополита Московского Филарета их заменили на славянские цитаты из Евангелия. Позже, в 2004 г. латинские четверостишия были восстановлены.

Перевод этих стихов:

Hora nona Jesus quum omnia consummavit,

Forte clamans spiritum Patri commendavit.

Latus ejus lancea miles perforavit,

Недавно наконец-то выбрались с семьей погулять в Дубровице, пока еще золотая осень не перешла в зиму. И сегодня мы с вами погуляем по парку, про одноименную усадьбу я вам расскажу, как-нибудь, позже, а сегодня речь пойдет о церкви Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы Подольского района Московской области. Она является одним из самых неординарных памятников церковного зодчества рубежа XVII–XVIII вв. Ни один другой подмосковный храм не является столь загадочным, как этот. Доподлинно неизвестно, кто автор этого шедевра, кто были мастера, трудившиеся здесь. С уверенностью можно сказать лишь, что над созданием храма в Дубровицах трудились как иноземные, так и русские мастера.




Строительство Знаменской церкви началось еще тогда, когда усадьбой Дубровицы владел воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын. В 1689 г. он был оклеветан перед царем и тот повелел ему удалиться к себе в деревню. Гнев государя прошел довольно быстро, и уже в 1690 г. Борис Алексеевич был вызван в Москву и ему пожаловано боярское достоинство. Считается, что именно в знак примирения с Петром I князь и решил воздвигнуть новый белокаменный храм в Дубровицах.
Первоначально на месте Знаменской церкви стоял деревянный храм во имя пророка Илии. Он была возведен в 1662 г., а в 1690 г. перенесен в соседнюю с Дубровицами деревню Лемешево.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы строили из местного белого камня, чем в принципе и знаменит Подольский край. Этот материал, с одной стороны, легок в обработке, а с другой – достаточно прочен для проработки тонких деталей, таких, как мелкая резьба декоративного убранства храма.
Вроде бы как строительство храма было закончено к 1699 г., а может быть, даже и раньше. Однако только спустя 5 лет ее освятили. Вероятно, это было вызвано намерением князя Б. А. Голицына пригласить в Дубровицы на освящение Знаменской церкви Петра I, что было невозможно до 1704 г., т. к. государь в это время почти не посещал Москву. Но, прежде всего, князь должен был получить разрешение на освящение столь необычного храма, построенного в стиле барокко и украшенного на европейский манер, у Патриарха Адриана. Возможно, что в процессе строительства в первоначальный план были внесены изменения, и еще несколько лет потребовалось мастерам для сооружения белокаменной галереи храма.

После смерти Патриарха Адриана местоблюстителем Московского Патриаршего Престола стал митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). 11 (старый стиль) февраля 1704 г. местоблюститель освятил новую церковь в Дубровицах. На богослужении в этот день присутствовали сам царь Петра I и его сын царевич Алексей. Торжества по этому поводу продолжались целую неделю и на них пригласили всех местных жителей. После этого Петр I, видимо, Дубровицы уже не посещал.
В плане церковь представляет собой центрическое сооружение: равноконечный крест с закругленными лопастями. Высота храма с куполом –около 42, 3 м. Вокруг храма, повторяя контур его плана, идет узкая галерея, возвышающаяся над землей на десять ступеней и огороженная высоким парапетом. Цоколь здания и парапет покрыты целой сетью орнамента.

Весь храм обильно украшен круглой белокаменной скульптурой – вещь небывалая для того времени. Около западных дверей помещены фигуры двух святителей: Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Статуя святителя Василия Великого расположена над западной дверью храма. Скульптуры изображают высоких старцев, одетых в мантии.
Во входящих углах цоколя установлены изваяния четырех евангелистов, у основания восьмигранной башни – фигуры восьми апостолов, кроме того, фасад украшен множеством различных изображений Ангелов.
Сферический свод столпа Знаменской церкви закрыт восемью шипастыми дугами металлической золоченой короны. Подобное завершение храма в виде короны довольно оригинально. В другом подмосковном имении Б. А. Голицына, Больших Вяземах, князь тоже украсил церковь венцом. Однако он отличался от дубровицкой короны по форме и был выполнен из белого камня.

Интерьер Дубровицкого храма также имеет обильное скульптурное убранство. Рельефные композиции занимают значительную часть пространства. Сюжеты скульптур, сделанных в технике стукко, очень разнообразны, но их объединяет одно: все они выполнены по библейским мотивам и расположены в определенной системе. Скульптуры изготавливали на месте, используя для этого металлический каркас и основу, состоящую из битого кирпича и известкового раствора. Основа обмазывалась специальной смесью, затем по сырому раствору прорезали контур и окончательно моделировали фигуры.

Самой крупной скульптурной композицией в интерьере церкви является «Распятие» – центральный сюжет в цикле «Страсти Господни». Справа от «Распятия» сделана надпись, на которую указывают два сидящих Ангела. Подобные тексты сопровождают и другие сцены и расположены в картушах, украшенных раковиной, акантовыми листьями и гирляндами. Изначально надписи были сделаны на латинском языке, но при реставрации XIX в. их по требованию митрополита Московского Филарета (Дроздова) заменили церковнославянскими цитатами из Евангелия. При реставрационных работах, проводившихся в 2004 г., латинские тексты были восстановлены в своем первоначальном виде.

За свою трехсотлетнюю историю Дубровицкая церковь пережила три крупных реставрации и только одна из них была доведена до конца. Она относится ко времени, когда Дубровицами владел граф Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов.
Реставрация храма 1848–1850 гг. была поручена академику Федору Федоровичу Рихтеру. На работах в Дубровицах было задействовано до 300 мастеров.
В 1781 году у задолжавшего крупную сумму поручика Сергея Голицына усадьбу купил Григорий Александрович Потемкин (1739-1791). Но вскоре это имение захотела приобрести сама Екатерина II, побывавшая в Дубровицах на обратном пути из Крыма 23 июня 1787 года. Не для себя приметила Екатерина II Дубровицы. Среди сопровождавших ее лиц был новый фаворит, флигель-адъютант Александр Матвеевич Дмитриев-Мамонов (1758-1803), которого хотелось отличить особой милостью, даже за счет верного Потемкина.

С декабря 1788 года владельцем усадьбы становится Дмитриев-Мамонов. Свою службу он, как и большинство дворянских детей того времени, начал в гвардии и в скором времени стал адъютантом Потемкина, который и представил Александра императрице. Мамонов очаровал ее. По свидетельству современников, юноша был умен, образован, честен, скромен, хорошо воспитан и практически все относились к нему с большой симпатией. Мамонов - единственный среди екатерининских фаворитов, который не пользовался своим влиянием для сведения личных счетов. Милости сыпались на него непрерывно. Он стал камергером, генерал-адъютантом, кавалером различных орденов и, наконец, графом Священной Римской империи. Молодой граф почти не вмешивался в государственные дела, ограничиваясь участием в литературном придворном кружке Екатерины.

Но благоденствие длилось недолго. Причиной разрыва с Екатериной послужила любовь фаворита к фрейлине императрицы княжне Дарье Федоровне Щербатовой (1762-1802), внучке знаменитого князя Александра Бековича-Черкасского. Она была моложе Екатерины на 33 года. Императрица в этой сложной ситуации вела себя достойно: сперва долго плакала, запершись ото всех, а потом, как видно, взяла себя в руки и закрепила за Мамоновым все свои дары. Затем устроила молодым пышную свадьбу, сама убирала невесту к венцу. Бракосочетание состоялось 1 июня 1789 года.
Вскоре супруги уехали в Москву, пообещав никогда не появляться при дворе. Их брак оказался неудачным. Граф вскоре вышел в отставку и безвыездно жил то в Москве, то в Дубровицах, посвятив себя воспитанию сына Матвея. Новый хозяин задумал и осуществил капитальную перестройку фасадов и интерьера главного дома в соответствии с новой модой на усадебное строительство.

Во время Тарутинского маневра небольшой отряд наших войск переправился через Пахру и остановился в Дубровицах. Вот как об этом вспоминает генерал Николай Николаевич Муравьев (1794-1866): «В Дубровицах, в усадьбе графа Мамонова, в коей мы задержались с 3 по 6 сентября, управитель Алексей… охотно угощал проезжих офицеров завтраками. Нам повезло, и было время отлучиться, и мы вполне воспользовались его гостеприимством, где порядочно отдохнули, так как спали спокойно, хорошо обедали и ходили в баню, отчего больным ногам моим сделалось легче».
В Дубровицах побывали и французы. Небольшой отряд конницы Мюрата покинул Дубровицы 10 октября 1812 года, ограбив и спалив близлежащие деревни.
Хозяин же Дубровиц Матвей Александрович 21 декабря 1812 года был награжден золотой саблей «За храбрость», а в марте следующего года назначен шефом своего полка и произведен в генерал-майоры. В 1816 году он вышел в отставку, а с 1817 года окончательно поселился в Дубровицах. Здесь начинается «история» основанной Матвеем Александровичем тайной организации - «Ордена русских рыцарей». Граф сам писал ее устав - «Краткое наставление русским рыцарям» и консультировался по этому вопросу с М. Ф. Орловым и М. Н. Новиковым.

В документе, выработанном Орловым и Мамоновым, наряду с «упразднением рабства в России» предлагалось пожаловать «наследственным пэрам», то есть «русским рыцарям», крепости («фортеции»), поместья и земли.
Идея фортеции как резиденции «пэра» занимала Дмитриева-Мамонова не меньше, чем размышления об осуществлении демократических, республиканских преобразований. Она отразилась в развернувшемся в Дубровицах строительстве. По заказу Дмитриева-Мамонова вокруг его поместья, включая главный дом, регулярный парк, хозяйственные постройки и конный двор, была выстроена протяженная каменная ограда со средневековыми зубцами, придававшими усадьбе вид замка.

Выполнявший этот необычный заказ архитектор не установлен. Не исключено, что проект разработал сам граф, знавший фортификацию и хорошо разбиравшийся в чертежах. Стену, не представлявшую архитектурной ценности, окончательно разобрали в 1930-х годах.
Желание Мамонова окружить все ореолом тайны не могло не беспокоить правительство. Поводом для ареста послужило избиение графом камердинера, в котором он заподозрил агента, осведомляющего Московского генерал-губернатора князя Д. В. Голицына. В июле 1825 года связанного Мамонова доставили в Москву, где он оказал бурное сопротивление полиции. В сформированную по указанию Голицына медицинскую комиссию вошли четыре врача, которые должны были официально засвидетелствовать сумасшествие графа. Знаменитый московский медик Ф. П. Гааз, осмотрев «больного», отказался дать свое заключение о болезни графа. Однако Мамонова стали «лечить». Его лечение носило изуверский, принудительный характер. От него требовали повиновения властям. Наконец, после отказа графа в 1826 году присягнуть новому императору Николаю I он официально был объявлен сумасшедшим, и над ним установили опеку.

Через несколько лет Дмитриев-Мамонов смирился со своим положением. Почти четыре десятилетия, вплоть до своей кончины 11 июня 1863 года, граф жил в имении Васильевское на Воробьевых горах, которое москвичи назвали «Мамоновой дачей». Похоронен М. А. Дмитриев-Мамонов на территории Донского монастыря рядом с могилами отца, матери и деда.
В период нахождения графа под арестом в Москве была предпринята первая реставрация храма в Дубровицах (1848-1850), которую возглавил академик архитектуры Федор Федорович Рихтер (1808-1868). Архитектор получил классическое образование в Петербургской академии художеств, прошел хорошую школу у О. Монферрана на строительстве Исаакиевского собора.
После реставрации «… его (храм) нельзя уже узнать, - пишет в своей книге «Обновление храма Знамения Пресвятые Богородицы в селе Дубровицы Московского уезда» директор кремлевской Оружейной палаты А. Ф. Вельтман, - золотой крест и золотая корона купола снова ярко отражают свет дня и ночи; узорчатые стены ее, все наружные изваяния обточены, очищены резцом - нет уже ни следов времени, ни порчи - храм как будто совершенно новый, только что созданный в подражание древнему, без малейшего изменения».
Но внутри он стал богаче. Великолепной резьбы древний иконостас и хоры не могли оставаться без позолоты, желтая окраска листьев, казалось, была подготовкой под золочение; но никто не подумал об этом до восстановления храма в 1850 году.
Освящение обновленного храма совершил 27 (старый стиль) августа 1850 г. митрополит Московский Филарет. На память о посещении Дубровицкой церкви святитель оставил в ней вызолоченные серебряные умывальник и блюдо, которые использовались при совершении богослужений.

Латинские надписи и стихи под горельефными изображениями стерлись; для них время прошло; их заменили текстом из Священного Писания.
«Четыре ряда образов иконостаса и Царские двери увенчались, а клиросы и двухъ-ярусные хоры как будто обросли золотыми виноградными листьями. Лепная работа и все ваяния в высоте храма отделились и сделались более воздушными», - писал А. Ф. Вельтман.
Владельцем Дубровиц в 1864 году стал Сергей Михайлович Голицын. Он родился в 1843 году и происходил из старинного княжеского рода. Его отец, Михаил Александрович Голицын (1804-1860), дипломат, библиограф, коллекционер, подолгу жил за границей. На базе собранной им богатейшей коллекции его наследник, С. М. Голицын, 26 января 1865 года открыл в Москве на Волхонке, 14 Голицынский музей, который размещался в пяти залах второго этажа принадлежавшего ему дома. Музей стал одним из центров культурной жизни Москвы, в его залах ежегодно бывало более трех тысяч посетителей. В 1886 году голицынское собрание за 800 тысяч рублей приобрС. М. Голицын приложил немало усилий, чтобы благоустроить любимые Дубровицы. Делалось это, прежде всего, в расчете на состоятельных дачников. Со стороны реки Десны и частично вокруг усадьбы по его распоряжению была разобрана каменная стена. На плане 1915 года на месте северо-восточного флигеля обозначен птичник.

Советский период нашей истории оказался более жестоким по отношению к Дубровицким памятникам, чем время наполеоновского нашествия. В начале марта 1930 г., по сообщению газеты «Подольский рабочий», было получено разрешение на закрытие церкви в Дубровицах, а на 8 марта там намечалось снятие колоколов. Годом раньше постановлением Волостного исполнительного комитета все священно- и церковнослужители были выселены из своих домов на территории Дубровиц, их жилье и земли передали совхозу «Дубровицы». Так открывалась трагическая страница в истории этого величественного храма.

Последним настоятелем Знаменской церкви был священник Михаил Андреевич Порецкий, сосланный в 1930 г. в г. Семипалатинск, откуда он не вернулся.
В конце 1950-х гг. храм перешел в ведение Всесоюзного института животноводства, который расположился в усадьбе Дубровицы. В течение 40 лет институт вел реставрационные работы в церкви, которые, к сожалению, так и не были завершены.
С октября 1989 г. по октябрь 1990 г. верующие вели борьбу за возвращение Дубровицкого храма Русской Православной Церкви. 14 октября 1990 г. в Знаменской церкви было совершено первое богослужение. Его возглавил епископ (ныне – архиепископ) Можайский Григорий.
В 2004 г. Знаменская церковь отмечала 300-летний юбилей своего Великого освящения. В преддверии этого события были поновлены уникальные горельефы конца XVII – начала XVIII в., отреставрированы Царские врата иконостаса, завершены работы в цоколе храма.
В 1910 г. архитектор Сергей Маковский сказал о Дубровицком храме: «…ничего подобного не встретить больше на Руси великой; ничего экстравагантнее… обаятельнее просто не выдумать!» Эти слова, пройдя через времена гонений и разрухи, возрождения и реставраций, не утратили своей актуальности. И сегодня каждого, кто приезжает в Дубровицы, церковь Знамения Пресвятой Богородицы завораживает так же, как и столетия назад!

Несмотря на то что практически в каждом городе и селе у нас имеется своя церковь, а зачастую и не одна, увидеть уникальный шедевр в стиле барокко в России не просто. Если хотите, то поезжайте в усадьбу Дубровицы Московской области, недалеко от , где расположена Знаменская церковь.

Храм вписан в старинный усадебный комплекс и построен в честь новгородской иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы. Когда-то усадьба принадлежала родам Голицыных и Дмитриевых-Мамоновых.

Вконтакте

История

История не сохранила для потомков имен создателей этого шедевра — архитектор неизвестен, мастера, работавшие над храмом, тоже. Известно только то, что были среди них и русские и иноземцы.

Известно, что начало строительства положено 22 июня 1690 года Борисом Голицыным. Он же является и основателем усадьбы в Дубровицах.

Также есть сведения о том, что на этом месте стояла деревянная церковь, возведенная здесь примерно в 1622 году. После того как началось строительство каменного здания, деревянное сооружение перенесли в соседнее село Лемешево.

Князь являлся воспитателем будущего императора Петра Первого, но, по неизвестной причине, в 1689 году подвергся опале и удалился в свое подмосковное имение. Он сразу начал строительные работы и даже, по одной из версий, выписал для строительства храма итальянских мастеров. Существует версия и о том, что сооружение начали возводить после того, как император Петр простил Бориса Алексеевича и возвел его в боярское достоинство. Это своеобразный символ возвышения рода.

Были приглашены не только знатные духовные лица и государственные деятели, но и сам император. Возможно именно из-за того, что князь Борис Алексеевич желал присутствия императора на освящении, его так долго и переносили, известно ведь, что до 1704 года Петр Первый почти не посещал Москву и Подмосковье.

Есть и ещё одна версия столь длительного не освящения. Князь Борис Алексеевич очень долго не мог получить разрешения у патриарха Адриана, который не решался освящать столь необычное сооружение, выполненное на европейский манер иностранными мастерами. Здание, уже построенное, не раз корректировали, что-то дорабатывали, а какие-то элементы декора убирали. Выстроена Дубровицкая церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в стиле, который получил название «Голицынское барокко» — его отличие от русского барокко состояло в в том, что Голицыны при постройке отказались от традиционного силуэта русского храма, выстроив церковь на западный манер, и увенчав вместо канонического купола золоченой короной. Скульптурные изображения апостолов и святых евангелистов, которые украшают церковь снаружи тоже традиционными для русской церковной архитектуры не были. Выпуклые изображения — горельефы — украшают церковь и внутри. Примечательно, что постройка имеет черты готики — было выстроено трое готических ворот (сохранились лишь одни) и стена в готическом стиле, которая охватывала усадьбу вместе с церковью. Но если готическая церковь в Европе была призвана показывать человеку его ничтожество, то Знаменская церковь, одухотворенная традициями православия, напротив, напоминает о близости Бога и величии бессмертной человеческой души.

В середине девятнадцатого века здание отреставрировали и по-новому освятили. Чуть позже здесь открыли церковно-приходская школу и небольшую богадельню.

После 1917 и до 1927 здесь работал музей, а потом все экспонаты были увезены в другие выставочные центры. Примерно в это время объявили запрет на официальные церковные службы. В 1929 г. состоялось закрытие, разрушили колокольню (уничтожили и маленькую часовню св. Натальи и Адриана).

Важно знать: храм — действующий, относится к Подольскому благочинному округу Московской епархии.

Простоял закрытым до 1989, пока местная православная община не начала работу по возвращению здания верующим. Через несколько месяцев разрешение от властей было получено, хотя первая служба прошла на улице.

До 2000 г. шли восстановительные и реставрационные работы. После их завершения сюда были привезены иконы, сохранившиеся в институте животноводства.

Строительство

Как уже было сказано выше, строительство началось в 1690, на высоком берегу, в месте слияния рек Десны и Пахры. Место выбрали очень живописное.

Строили усадьбу итальянские мастера (хотя есть сведения и о русских зодчих, которых князь Голицын нанял для строительства). Именно поэтому у неё столь необычный для того времени вид, отличающийся от русского зодчества.

Постройку возводили из белого местного камня. Основание сооружения – крест, концы которого закруглены. Здание поставлено на высокий фундамент. Это дало возможность обнести здание по кругу парапетом. Он украшен резьбой и каменными лепными узорами. Также по кругу идут многоарочные лестничные пролеты.

Обратите внимание : высота здания от фундамента до купола – 42 метра.

В 1848-1850 годах постройку реставрировали. На этом настоял тогдашний владелец усадьбы в Дубровицах Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов. Он привлек к работе очень известного в те времена зодчего, академика Федора Рихтера (Матвей Александрович – герой войны 1812 г., им был сформирован полк, в котором состояли такие известные люди как Жуковский, Вяземский и другие; хотя жизнь его закончилась печально, в сумасшедшем доме).

Академик Рихтер работал над реставрацией здания именно тогда, когда хозяин имения проходил очередной курс принудительного «лечения», но зодчий хорошо знал свое дело и не нуждался в наставлениях (он долгое время работал на строительстве Исаакиевского собора под руководством О. Манферрана).

Архитектурные особенности

Ещё одно отличие сооружения от других подобных сооружений того времени – наличие каменной скульптуры. Две из них находятся по бокам главного входа.

Это скульптура Григория Богослова и скульптура Иоанна Богослова. Третья скульптура расположилась над входом. В камне вырезана фигура Василия Великого.

Кроме этих скульптур храм украшают фигуры четырех евангелистов, восьми апостолов и множество фигурок ангелов.

Интересный факт : этот русский храм венчает не шлем, не шатер, не маковка, а корона.

Впечатляет внутреннее убранство, где очень много скульптуры и скульптурных композиций. Все они отображают тот или иной сюжет из Библии.

Самыми знаковыми являются:

  • «Распятие»;
  • «Страсти Господни».

Каждую скульптурную группу дополнял барельеф с надписью на латыни. Но при реставрационных работах середины XIX века латынь заменили старославянскими церковными текстами (на этом настоял тогдашний патриарх Филарет). Но надписи на латыни не пропали, их сумели восстановить реставраторы, работавшие в 2004 г.

Адрес и другая полезная информация

Объект находится в поселке Дубровицы Подольского района (добраться можно по МКАД, ехать всего шестнадцать километров или на пригородном автобусе, который ходит из Подольска до имения по расписанию).

Она действующая, службы проходят по расписанию (есть официальный сайт Знаменской церкви , на котором выложена вся актуальная информация о часах работы и возможности его посещения). Открыта с девяти утра до пяти вечера.

Престольный праздник — 10 декабря. Именно в этот день проходит торжественное богослужение (можно посмотреть на все реликвии, хранящиеся в храме).

В Знаменской церкви до сих пор сохранились хоры в виде мостиков. Известно доподлинно, что именно здесь стоял император Петр при освящении храма.

Современные специалисты пришли к выводу, что часть иконостаса изготовляли мастера Оружейной палаты Московского кремля, но не вполне самостоятельно, а в компании иностранцев, о чем свидетельствует европейская каллиграфия на иконах.

На территории усадьбы есть смотровая площадка в виде кургана, построенная ещё при Борисе Алексеевиче Голицыне. На ней вплоть до 1930 года служили панихиды по погибшим в войну 1812 года.

Есть ещё один интересный факт из истории имения и церкви. Род Голицыных лишился этого прекрасного места после того, как князь Сергей Голицын проиграл его в карты, да не просто какому-то офицеру, а всесильному Григорию Потемкину. Потемкин же показал его императрице Екатерине II, которая решила купить имение, но не для себя, а для своего нового фаворита, Александра Матвеевича Дмитриева-Мамонова.

Так имению ушло от Голицыных и стало частью владений другой, не менее славной семьи. Кстати, Александр Матвеевич единственный из всех екатерининских фаворитов, кто не вмешивался в политические дела. Ему было достаточно просто состоять в литературном кружке при императрице (наверное, именно поэтому на него и сыпались всяческие милости; он не только получал звания, награды и имения, но и стал графом Священной Римской империи – высший титул в государстве).

Александр Матвеевич Дмитриев-Мамонов

Александр Мамонов полностью перестроил усадьбу в Дубровицах, разбил прекрасный липовый парк. Известно, что сама усадьба, красивый дворец и церковь пострадали во время войны 1812 года. В Дубровицах стоял отряд Мюрата, который грабил и мародерствовал.

В 1864 году имение снова перешло в руки представителей рода Голицыных. Сергей Михайлович Голицын основал здесь большой музей на основе богатейшей коллекции своего отца. После этого имение стало культурным центром Подмосковья.

Возьмите на заметку : в Москве тоже есть церковь «Знамение», расположенная у метро Рижская. Выстроенный в XVIII веке храм никогда не закрывался и продолжает действовать.

Церковь Знамения – это самый необычный шедевр церковного зодчества начала XVIII веков. Это один из объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Смотрите познавательное видео об этой церкви:

Недалеко от Подольска - архитектурная жемчужина Подмосковья. Пожалуй, подобного сооружения не встретишь больше нигде в России: многочисленные скульптуры и символы, украшающие фасад, привлекают любителей необычного. Вид церкви в Дубровицах настолько странен, что сотни туристов ежедневно приезжают посмотреть на это чудо. Из Москвы в Дубровицы можно приехать самостоятельно, не затратив больших финансов. О нашей самостоятельной поездки в усадьбу Дубровицы и Ивановское я постараюсь подробно рассказать в своем отзыве.

Знаменская церковь в Дубровицах

Иногда очень хочется провести выходной день на природе и при этом посмотреть на что-либо красивое и необычное. В таких случаях Подмосковье - идеальный вариант. Например, усадьба Дубровицы. Попробуем разобраться, как доехать до Знаменской церкви в Дубровицах

Как самостоятельно добраться до церкви Дубровицы

Адрес: Московская область, Подольский район, пос. Дубровицы, церковь Знамения Пресвятой Богородицы.
Если у Вас есть автомобиль, то Вам следует двигаться по Варшавскому шоссе через Подольск, вплоть до указателя «Усадьба Дубровицы», далее свернуть направо и ехать не сворачивая до самого поселка Дубровицы.
Самостоятельно можно доехать на электричке Курского направления, идущую до станции «Подольск», а затем на автобус 65, останавливающийся на автовокзале рядом со станцией, ехать до остановки «пос. Дубровицы»
Тем, кто принципиально не ездит на электричках, можно также добраться, сев на автобус № 417 от станции метро Южная, до остановки «Поселок Дубровицы».

Отзыв о посещении церкви Знамения в Дубровицах

Наше путешествие началось на Курском вокзале. Билет до Подольска стоил 102 рубля. Время в пути - один час. Расписание автобуса 65 лучше смотреть заранее в интернете. На самой остановке его почему-то нет. Но нам повезло, ждать долго не пришлось. Заплатив за билеты по 43 рубля и проведя в пути около 20-ти минут, мы оказались на месте. Ошибиться остановкой трудно, ведь, поскольку многоэтажных зданий вокруг нет, главная местная достопримечательность - церковь Знамения Пресвятой Богородицы - хорошо видна при подъезде к усадьбе, что делает её прекрасным ориентиром.

Усадебный комплекс Дубровицы

Территория усадебного комплекса, точнее то, что от него осталось, располагается у слияния двух рек: Десны и Пахры. Первое упоминание о здешних местах появляется в документах в первой трети 17-го века. Тогда это была вотчина боярина И. В. Морозова. Усадьба неоднократно по разным причинам меняла владельцев и внешний вид, ибо каждый новый хозяин стремился переделать свои владения на свой вкус.


Дубровицы

После революции усадебный дом был превращён в Музей дворянского быта, однако он просуществовал менее десяти лет и после закрытия все материальные ценности, коих было не мало, были вывезены.
На данный момент в здании находится Всероссийский научно-исследовательский институт животноводства Россельхозакадемии, а также ЗАГС и ресторан «Голицын». Институт восстановил интерьер одного из залов в принадлежащей ему части здания, сделав из него конференц-зал, но посторонних посетителей туда не пускают.


Усадебный дом

Усадьба не является в полной мере туристическим объектом, но людей здесь много. Всех привлекает Знаменская церковь.

Знаменская церковь в Дубровицах

Храм был заложен и возведен в конце 17-го века при втором владельце усадьбы - князе Борисе Алексеевиче Голицыне. И внешний облик, и внутреннее убранство церкви настолько отличается от принятых в православии (в частности, вместо привычного купола, церковь венчает корона), что священнослужители отказывались её освящать даже не смотря на то, что само здание выстроено строго по канонам. Соответствующий обряд провели только после вмешательства Петра I. На открытии Храма присутствовал сам Император.


Знаменская церковь в Дубровицах

Публикация от Нина и Наташа, travellers (@shagauru) Ноя 9 2016 в 11:06 PST


Знаменская церковь в Дубровицах

Последующие владельцы усадьбы не уделяли церкви должного внимания и здание стало разрушаться. В середине 19-го века его реставрировали, а вот на протяжении 20-го столетия хоть и пытались проводить восстановительные работы, сохранить в хорошем состоянии не смогли. Колокольню, располагавшуюся рядом с Храмом, вовсе снесли и на данный момент имеющиеся у церкви колокола находятся под открытым небом. В конце прошлого века Храм передали РПЦ и сейчас это действующая церковь. За эти годы был восстановлен внутренний интерьер Храма, а вот внешнее убранство церкви требует глобальных, дорогостоящих работ, финансирование которых на данный момент отсутствует.


Знаменская церковь в Дубровицах

Фотографирование внутри Храма запрещено (или как пишут в таких случаях - «Не благословляется»), но нам повезло. Церковь своими силами организует экскурсии и приглашает всех желающих присоединиться к приезжающим группам. Одна такая группа приехала через полчаса после нас. Цена экскурсии - 150 рублей с человека, но люди дают больше, потому что после знакомства с этим удивительным Храмом, всем искренне хочется поучаствовать в его скорейшем восстановлении. Экскурсантам разрешают сделать несколько снимков внутри церкви, но всё равно есть ощущение, что Служителям это не нравиться. Поэтому мы с подругой быстро сделали только пару фото.


Знаменская церковь в Дубровицах

Выйдя из церкви, мы обошли Храм, благо снаружи его можно фотографировать сколько хочешь, поднялись на смотровую площадку, а затем спустились к берегу реки. Точнее, к берегам двух рек. И отовсюду открывается великолепный вид на церковь. Для фотографов тут просто рай.


вид со смотровой площадки


вид со смотровой площадки

Будучи в усадьбе, обязательно нужно посмотреть на ворота Конного двора, что остались от усадебных построек середины 19-го века, когда владельцем этих мест был М. А. Дмитриев-Мамонов.


Конный двор


Конный двор

Ресторан «Голицын» в усадьбе Дубровицы

Следующим пунктом нашей прогулки у нас получился ресторан «Голицын», расположенный в подвале усадебного дома.

элемент декора в ресторане

Судя по всему Усадьба становится не туристическим, а свадебным объектом. Молодожёны приезжают в ЗАГС, затем фотосессия у церкви, здесь же есть мостик для популярных сейчас замочков, а в ресторане можно устроить свадебный банкет. Уверенна, что в самой церкви обряд венчания совершается очень часто. Но мы зашли в ресторан погреться и выпить кофе. Дорогой ли это ресторан судить не берусь, поскольку мы не заказывали полный обед. Чашка кофе от 100 рублей.
Подкрепившись и согревшись мы продолжили нашу прогулку.

Усадьба Ивановское

Ещё в Москве моя спутница выяснила, что в получасе ходьбы от Дубровиц располагается усадьба Ивановское. Сверившись с картами в своих смартфонах, мы пошли в короткий пеший поход. Конечно, можно было сесть на знакомый нам автобус 65, доехать да остановки Сквер Подольских курсантов и пройти по Парковой улице прямо к усадебному дому, но автобус нужно было ждать около часа, а световой день уже подходил к концу.
Пройдя по Беляевскому проезду мы свернули на улицу Беляевская и по ней вышли на высокий берег реки Пахры. Отсюда открывается красивый вид на реку и на Знаменскую церковь.


вид с противоположного берега реки Пахры

Нужно заметить, что идти здесь можно только в сухую погоду, ибо дорога явно не приспособлена для пешеходов. Кроме того, пользуясь подсказками местных жителей, мы свернули с улицы на «партизанские тропы», идущие вдоль берега к усадьбе. Таким образом, мы вышли к ресторану «Отдых», расположенному в начале ул. генерал-губернатора Закревского и дальше наш путь шёл уже по комфортной дороге.
В том виде, остатки которого дошли до наших дней, усадьба была выстроена в самом начале 19-го века при графе Федоре Андреевиче Толстом, двоюродном деде Л.Н.Толстого. Расположена она в очень живописном месте, на высоком берегу реки Пахры и, если бы не была заброшена, то могла бы быть одной из красивейших усадеб Подмосковья. Но то состояние, в котором она находится сейчас, не вызывает восторга.


Усадьба Ивановское

На данный момент в усадебном доме находятся Федеральный музей профессионального образования, являющийся филиалом Московского государственного машиностроительного университета, филиал Подольского краеведческого музея и ЗАГС. Здесь постоянно проводятся мастер-классы, концерты, съёмки фильмов и т.п.


Усадьба Ивановское

Поскольку мы были в воскресный вечер, ни в один музей попасть не удалось, ибо они уже были закрыты. Только несколько рабочих монтировали декорации для очередного мероприятия.


местные обитатели

Осмотрев двор, мы решили обойти вокруг усадебного дома, но это оказалось проблематично. Усадебный парк давно заброшен и пройти сквозь сухостой и сорняки, растущие возле стен, довольно сложно, да и не имеет смысла.


вокруг усадебного дома

С внешней стороны стены дома и флигелей выкрашены в ядовито-жёлтый цвет, а декоративные элементы в белый, тогда как со стороны двора все здания полностью белые. Выглядит это необычно.


вокруг усадебного дома

Остатки парка являются довольно популярным местом для прогулок. С левой стороны от дома протоптана дорожка, ведущая вниз к воде. Спускаться можно только, когда нет дождя потому, что спуск достаточно крутой.


вид на усадебный дом от реки


вид на усадебный дом от реки

Кстати, здесь же, с левой стороны от дома, расположен Чайный домик - парковый павильон, который также относится к Подольскому краеведческому музею.


Чайный домик

Поняв, что смотреть здесь особо нечего, мы вернулись к остановке, расположенной рядом с павильоном и стали ждать транспорт. Здесь только один маршрут - 4. Билет до вокзала стоит 43 рубля. Нам повезло, автобус приехал через 5-7 минут. Точно по расписанию. У нас было желание погулять ещё и по городу, но световой день уже подходил к концу и мы решили возвращаться домой. Но город мы всё-таки посмотрели, из окна автобуса, поскольку идёт он от усадьбы почти через весь город.
Но перед отъездом мы не смогли не подойти к памятнику Екатерине Великой, основательнице города, установленному в 2008 году в сквере, носящем её имя.


памятнику Екатерине Великой

На этом мы закончили нашу прогулку. Нам опять повезло: электричка стояла на платформе уже «под парами» и тронулась в сторону Москвы через три минуты после того, как мы в неё сели.
Вот так мы и провели один воскресный день в октябре.
Дубровицы очень хорошее место для прогулки в выходной день. Сюда можно приезжать не один раз и всё равно будет интересно. Если же совместить Дубровицы с Ивановским, то сначала лучше заехать в Ивановское, чтобы зайти в музеи в первой половине дня. Гулять здесь неинтересно.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах является особенным памятником церковного зодчества конца XVII века. Глядя на этот великолепный памятник архитектуры, трудно поверить, что расположен он в России, совсем недалеко от столицы, в Подольском районе Московской области. История храма, имена мастеров, создавших этот шедевр архитектурного искусства до сих пор точно не известны.

Из истории

Первый деревянный храм, посвященный пророку Илие, был сооружен в Дубровицах в 1662 году. История каменного храма связана с именем вельможи Бориса Алексеевича Голицына, воспитателя юного Петра Первого. В 1689 году Голицын попал в немилость к царю и ему пришлось уехать в свое имение в Дубровицы. Гнев государя вскоре сменился на милость и Петр пожаловал Борису Голицыну боярский чин.

По одной из версий, церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах была возведена именно в честь этого знаменательного события - примирения с царем.

Существует и другая версия. Сохранилась легенда, согласно которой юный Петр, приехав к своему дядьке (воспитателя называли дядькой), восхищался изумительной красотой Дубровиц. Здесь река Десна впадала в Пахру, образуя острый угол, похожий на нос корабля. «Этому кораблю мачта нужна. Храм здесь надо бы построить, самый лучший в мире», - предложил Петр.

В 1690 году старый деревянный храм перенесли в соседнюю деревню Лемешево и на его месте началось сооружение церкви Знамения Пресвятой Богородицы. В июле 1690 года Петр лично присутствовал при закладке фундамента церкви, позже постоянно интересовался ходом работ и помогал деньгами.

Строительство, в основном, было завершено в 1699 году. Возможно, что священнослужители долгое время не хотели освящать храм в виду того, что его внешнее и внутреннее убранство не вписывались в общепринятые православные церковные каноны. Известно, что освещение состоялось только через пять лет, в июле 1704 года. На торжестве присутствовали все местные жители, также прибыл и император со своим первенцем Алексеем.

Описание

Храм построен из белого известняка, которого было достаточно на берегах реки Пахты. Этот камень был прочным и в то же время позволял выполнять даже мелкую резьбу.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах сооружена в стиле барокко, отличается своей необычной архитектурой с обилием скульптур. Именно поэтому до сих пор ведутся споры о его создателях. Предполагают, что строительство велось при участии итальянских зодчих, но их имена до сих пор неизвестны.

В плане здание представляет собой равноконечный крест с закругленными концами. Основной объем храма приподнят на высокий цоколь. Вокруг него устроена галерея с высоким парапетом.

Вниз ведут четыре широкие циркулярные лестницы. Западный вход украшают изваяния святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Над входом Вы увидите фигуру Василия Великого, в углах цоколя – скульптуры евангелистов Марка, Луки, Иоанна и Матфея. У основания башни – фигуры восьми апостолов. Также фасад украшают фигуры ангелов.

Самым необычным является скульптурное убранство храма, опоясывающее все здание, от ступеней до купола. Здесь Вы увидите лепные узоры цветов, винограда и причудливые орнаменты.

Свод храма оригинален – восьмигранная башня увенчана ажурной золоченой короной. Это единственное в России церковное здание, в котором вместо купола установлена корона, поэтому церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах иногда называют «коронованной».