Древние киммерийцы. Киммерийцы

Киммерийцы - племена Северного Причерноморья, занимавшие территорию от Северного Кавказа до Фракии, ещё в III тысячелетии до нашей эры. Это самый древний народ Причерноморья, известный в истории тем, что Киммерийцы очень часто вторгались в Малую Азию и Северную Месопотамию. Во II тысячелетии до нашей эры, Греки, селившиеся по берегам Чёрного моря, и в особенности на Южном берегу Причерноморья в Синопе и Трапезунде, не рисковали удаляться далеко от побережья, в любую минуту готовые сесть на свои корабли и уплыть восвояси, опасаясь дикого Скифского народа и местных горцев Касков (Киммерийцев).

По словам Гомера (который сам был Киммерийцем, как и его герой Ахиллес), Киммерийцы - это выходцы с Крайнего Севера (Гипербореи), где всегда царит Мрак ночи. Об этом же самом очень красиво пишет Римский поэт Августова века Альбий Тибулл:

«Да будет мне позволено некогда познать Елисейские поля, плот Леты и Киммерийские озёра, когда моё лицо побледнеет от морщинестой старости, и я, старик буду рассказывать детям о тех стародавних временах… как пришёл к тёмным твердыням Киммерийским, которым никогда не появляется день на светлом Востоке… И где Гебр, и где Танаид орашает Гетов и Магинов…».

В Европе Киммерийцы известны под именем - Кимров (Кимвры, Кимбры). Ещё, Киммерийцев называли - ТавроСкифами, а Керченский пролив древние Греки именовали, как - «Боспор Киммерийский». Правильнее было бы говорить о Киммерийцах, как о Казачьем воинстве (именно так изображаются Киммерийцы на Древнегреческих и Этрусских вазах и рисунках). Есть достоверные источники, свидетельствующие о деятельности Киммерийцев, как в Закавказье, так и в Малой Азии. Об этом говорят документы Хеттского и Ассирийского царств, а так же, донесения спецслужб государства Урарту. В 1595 году до нашей эры, Хеттский царь Мурсали - I покоряет племя Касков (Киммерийцев), проживающих на Севере страны, в горах вдоль побережья Чёрного моря, разбив их войско во главе с царём Пиххуния. Правда, Каски терроризировали страну Хеттов на протяжении всего её существования, совершая набеги даже вглубь Анатолии. Но чаще всего это происходило в момент обострения политических отношений между Хеттами и государством Арсава (Русена), так как, Каски были союзниками Средиземноморской Руси (Союз Арийских государств Малой Азии и Ближнего Востока).

В 1270 году до нашей эры Египетский фараон Рамсес - II просит царя Хеттов Хаттусили - III прислать ему железа. На что Хеттский царь ответил сожалением, так как, сам получал железо из «Страны железных руд», из Скифии, а сейчас были не благоприятные времена. Грозные Каски перекрыли Северную границу. Своего могущества Киммерицы достигли в период X - VIII веков до нашей эры. Имея мощную лёгкую кавалерию со стальным оружием, они были грозной силой для соседей. Центром Киммерийской цивилизации была Таврия (Крым и Приазовье), где они построили несколько городов. Скотоводы занимали территорию от Буга, где спокойно уживались с Ализонами, и до Тамани, где было царство грозных Синдов на Кубани. В это время Синдские города были главными портами на побережье Чёрного моря, а во Фракии и на острове Лемнос жили их сородичи - Синты. В районе Анапы найдены останки каменных стен Синдского города. На Севере, в Приуралье, жили Кельтские племена, великолепные металлурги, с которыми Киммерийцы находили общий язык.

В период с 950 по 800 годы до нашей эры, Приднепровские Скифы-Сколоты (Борисфениты, как называли их Греки) укрепляют правобережье Днепра, выстроив по границе с лесостепью крепости, защищавшие их от набегов Киммерийцев. В этих городах-крепостях могло укрыться, в случае нападения, население всего окресного племени. Кроме укреплений, Сколоты переняли у Киммерийцев и их способ ведения боевых действий, создав такую же мощную конницу. Примерно с 770 года до нашей эры, между Скифами-Сколотами и Киммерийцами усиливаются противоречия. Набравшись сил, Скифы стали теснить Киммерийцев и их союзников Кельтов к Западу и к Югу. Однако, часть их не захотела уходить и смешалась со Скифами, а вот большая часть ушла в Западную Европу, став Галлами-Гэльцами, в Британии Кимбры известны нам под именем - Уэльсцы.

Ещё часть Кельтов и Киммерийцев ушла во Фракию, а некоторые, через Кавказ, хлынули в Малую Азию. Захватив плацдарм для своих завоеваний в юго-восточном Причерноморье, совместно со своими родичами Касками, в 720 году до нашей эры, под руководством вождя Тугдамма, Киммерийцы начинают свою экспансию в Малую Азию с нападения на Урарту, из района озера Севан. Царь Урарту Руса - I, в 718 году, попытался дать отпор пришельцам с Севера, но его войско было разбито, а многие знатные лица взяты в плен. Впоследствии царь Руса, потерпев очередное поражение, уже от Ассирийцев, в 714 году, окончит свою жизнь самоубийством, после чего, государство Урарту прекратило своё существование как самостоятельное царство. В начале VII века до нашей эры, на западе Малой Азии, Киммерийцы захватывают Фригию. Война шла в течение трёх лет, после чего Фригия, как и Урарту, вошла в состав нового Киммерийского царства - Гимир. Фригийский царь Мидас (тот самый из Древнегреческой мифологии), не вынеся позора поражения, попытался отравиться, но так как он в течении нескольких лет принимал противоядия, то организм уже не реагировал на яды, и Мидас не умер. Тогда он приказал заколоть себя своему телохранителю Кельту.

Сокрушив Фригийское царство, через Босфор Киммерийцы Гимира вышли к своим собратьям, Трерам (Фракийским Киммерийцам), и заключив с ними военный союз, стали совместно нападать на Греческие города. Затем, окрепнув ещё больше, в 654 году до нашей эры, Киммерийцы атакуют Лидию, и захватывают город Сарды, в сражении погибает Лидийский царь Гиг. В районе города Эфеса Киммерийцы сталкиваются с Греками, но это противостояние не даёт преимущества ни одной из сторон, после чего, Киммерийцы направляют свои взоры на юго-восток, и начинается противостояние с Ассирией. В процессе взаимных военных выпадов, какого-либо приимущества сторонами достигнуть не удалось. Тем не менее, в Ассирийских документах Киммерийский царь Сандакур упоминается как враг Ассирийского царя Ашшурбанипала.

Постепенно Киммерийцы смешиваются с народами Азии, теряя тем самым свой Дух, и растворяясь в общей массе Восточного этноса. В 640 году до нашей эры, царь Скифов Мадий, сын Прототия от Ассирийской жены, возглавил войско против Киммерийцев, двинувшись в Малую Азию, при поддержке Ассирии. В Малоазиатской битве с Киммерийцами, войско которых возглавлял сам царь Гимира Лагдомис, Скифы победили, а сын Скифского царя Мадия, царевич Сандакшатр, нанёс поражение ещё и Фракийскому царю Треров Кобосу на Балканах, как союзнику царства Гимира. Скифская конница подмяла царства Урарту и Манну, вновь сделав их вассалами Ассирии. Воспользовавшись ситуацией, против Гимира выступила и Лидия. Сын погибшего царя Гига, Ардис выдавил остатки Киммерийских войск из своих земель, сохранив в дальнейшем самостоятельность. С этого момента царства Гимир не стало, часть Киммерийцев смешивается с родственными племенами во Фракии, а часть уходит ещё дальше на Запад. Однако, некоторые вернулись в Южное Приазовье и в горы Северного Кавказа. А часть Киммерийцев ушла на Восток, став составной частью народа Юэчжи (в Китайском произношении) и Ятиев (на Греческом), впоследствии смешавшихся с Гуннами.

Византийский писатель Прокопий Кесарийский считал народ Булгар потомками Киммерийцев (может именно поэтому Болгары так естественно влились с Словянский этнос Балкан, как когда-то давно их Предки). А на смену Киммерийцам в Центральную Азию приходят Скифы-Саки. В Библии Киммерийцы упоминаются как народ Гомер, известный ещё с IV тысячелетия до нашей эры, и о могуществе которого в Библии есть следующие слова:

«Не будет в нём (народе) ни изнемогающего, ни утомлённого, он не будет дремать и не будет спать, пояс не снимет с чресел, и не разорвётся ремень у сандалий его, стрелы его заострены и все луки его натянуты, копыта коней его подобны кремнию, и колесницы его как вихрь…».

На Северном Кавказе жило племя больших и сильных Гумир, до прихода туда Алан, которых, от части, тоже можно считать потомками Киммерийцев. До сих пор у Алан слово «Гумир» означает - Большой, Сильный. Кстати, Русское слово «Герой» происходит от библейского - «Гомери» (Киммериец), прежде всего, ассоциируясь у Арийских народов, с героями Троянской войны, в которой Киммерийцы (например Ахиллес) сражались, как на одной, так и на другой сторонах противоборствующих сил, как самые Яркие, Героические личности, вовлечённые, в очередной раз Тёмными Силами, в братоубийственную междоусобицу. На Санскрите «Кумара» - наездник.

В древней книге «Патриарси» есть упоминания о Киммерийцах, как о предках Русов: «Аскольд - Тёмный воин, от Греков просвещён, что будто нет никаких Русов, а есть одни варвары. Можно только смеяться. Ибо Киммерийцы были нашими Предками, кои Рим потрясли и Греков гоняли, как напуганных поросят… Русь стократ разбита с Севера на Юг… Троекратно Русь падшая восстанет…».

Ульянов Юрий Александрович.

По свидетельству Геродота до-скифским населением степной части Северного Причерноморья были киммерийцы. В «Истории» Геродот пишет: «И теперь в Скифии есть Киммерийские стены, есть и Киммерийские переправы, есть и страна с названием Киммерия, есть и Боспор, именуемый Киммерийским». (IV, 12.) И далее добавляет: «Киммерийцы же, обитавшие у Южного моря, под натиском скифов покинули страну» (IV, 13.) Геродот рассказывает о Южном — это Чёрное море, и в рассказе о киммерийцах он дважды упоминает «Киммерийскую переправу» — это Керченский пролив между Чёрным и Азовским морем.

О киммерийцах упоминает и Гомер в «Одиссее»: «Там страна и город мужей киммерийских. Всегдашний сумрак там и туман».

История, рассказанная Геродотом о киммерийцах довольно печальна, он пишет: «Скифы-кочевники, живущие в Азии, вытесненные во время войны массагетами, ушли, перейдя реку Аракс, в Киммерийскую землю (именно её теперь и населяют скифы, а в древности, как говорят, она принадлежала киммерийцам)» (IV, 11.)

«(2) При нашествии скифов киммерийцы стали держать совет, так как войско наступало большое, и мнения у них разделились. Обе стороны были упорны, но лучшим было предложение царей. По мнению народа, следовало покинуть страну, а не подвергаться опасности, оставаясь лицом к лицу с многочисленным врагом. А по мнению царей, следовало сражаться за страну с вторгающимися.

(3) И народ не хотел подчиниться, и цари не хотели послушаться народа. Первые советовали уйти, отдав без боя страну вторгающимся. Цари же, подумав о том, сколько хорошего они [здесь] испытали и сколько возможных несчастий постигнет их, изгнанных из отечества, решили умереть и покоиться в своей земле, но не бежать вместе с народом.

(4) Когда же они приняли это решение, то, разделившись на две равные части, стали сражаться друг с другом. И всех их, погибших от руки друг друга, народ киммерийцев похоронил у реки Тираса (Днестр), и могила их (курганы ) ещё и теперь видна. Похоронив их, народ таким образом покинул страну, и скифы, придя, заняли безлюдную страну». (IV, 11.)

«(2) Очевидно также, что киммерийцы бежали от скифов в Азию и заселили полуостров, на котором теперь находится эллинский город Синопа. Ясно и то, что скифы, преследуя их, вторглись в Мидийскую землю, сбившись с пути»

«(3) Ведь киммерийцы всё время бежали вдоль моря, а скифы преследовали их, имея по правую руку Кавказ , до тех пор, пока не вторглись в Мидийскую землю, повернув по дороге во внутренние области страны. Вот так излагается это общее для варваров и эллинов предание». (Геродот, «История», IV, 11.)

Итак, похоронив своих царей, киммерийский народ, отказавшийся сражаться со скифами, покинул территорию своей родины Киммерии и отправился в Переднюю Азию.

Для киммерийцев началась новая жизнь, на чужих землях они получили славу кочевого кровожадного воинственного племени , живущего исключительно войнами и грабительскими набегами. Сведения о данном периоде жизни киммерийцев историки почерпнули из письменных ассирийских и вавилонских источников. Приблизительно в 600 году до нашей эры царствование киммерийцев в Передней Азии завершилось. Произошло это из-за тех же скифов, которые стали вторгаться и в эти земли. Киммерийские племена были вынуждены отступать на юг черноморского побережья, где они были разгромлены царем Алиаттом из Лидии.

По изображениям на греческой вазе, датированной VI веком до нашей эры, на этрусском кувшине той же эпохи, видно как выглядели воины киммерийцы. Киммерийцы были хорошими наездниками, носили высокие шапки-башлыки. Одевались в удобные для верховой езды узкие штаны, подпоясанные рубахи, короткие скифские сапожки.

Киммерийцы (лат. Cimmerii, др.-греч. Κιμμέριοι) - племена, вторгшиеся в Закавказье во второй половине VIII века до н. э. и в VII веке до н. э. завоевавшие некоторые районы Малой Азии.

Сегодня практически невозможно выяснить точные границы территории , на которой проживали киммерийцы. Одни исследователи считают, что киммерийцы проживали на северных территориях Причерноморья, другие считают, что они заселяли более обширные территории - от Дона до Дуная. Иные учёные предполагают, что киммерийцы занимали очень мало земель - Северо-Западный Кавказ и Керченский с Таманским полуострова. Есть даже предположение, что киммерийцы - это не отдельный народ, а собирательное название для кочевых воинственных племён .

Киммерийцы являются древнейшим народом, обитавшим в Восточной Европе. Происхождение имени «киммерийцы» возможно от финикийского «тёмный» или от ведического санскрита Хима - hima - зима, холодный (отсюда Гималаи - Himalaya – «обитель снегов» ), позднее от греческого χειμώνας — «химонос» — «зимний» , так греки называли людей, живущих в странах, где тёмные и холодные зимы. Киммерийцы имели контакты с Урарту, Ассирией, Фригией и Лидией.

Киммерийская (скифская) амазонка на коне. Надпись «этруск» — читается слева направо

Первые письменные упоминания о киммерийцах зафиксированы ассирийских архивах в 714 году до н.э., киммерийцев там называют «гимирри» , а в Библии киммерийцев называют яфетический народ, «гомер».

«Киммерийцы сыграли главную роль в распространении железа не только в Восточной, но отчасти и в Центральной Европе» . (124 Тереножкин А. И. Киммерийцы, с. 20.)

В Уэльсе живут сегодня кельты-валлийцы (Wales), самоназвание которых - Кимры - Cymru - «соотечественники», пришедшие на территорию Самоназвание скифов - сколоты - skolot или skolt, легко трансформируется в kelt - кельт.

Сохранилось несколько имён киммерийских царей в ассирийской транскрипции: - Te-ush-pa (Теушпа, Teuspa). Киммерийский царь Теушпа в 668 г. основал династию Ахеменидов в Персии . Был женат на дочери скифского царя Ишпакая – Шпако; от их брака родился будущий царь персов Кир I Великий, который был разгромлен ассирийским царем Асархаддоном при помощи скифов-наемников во главе с Партатуа. (Геродот I 110, VII 11; Ельницкий Л.А., Скифия евразийских степей. – Новосибирск, 1977, с. 27; Е. Молев. Эллины и варвары, М., 2003, с. 30.) погиб около 679 до н. э.)

Киммерийский царь Dug-dam-me (Тугдамме или Дугдамме, Лигдамис, умер в 640 г. до н. э.) – вождь киммерийцев, водивший их в военный поход в Малую Азию, отец Сандаксарта. Упоминается в ассирийских источниках, как царь племени сака-угутум, известно, что саками в Ассирии называли скифов. Ельницкий Л.А. усматривает в этом родство киммерийцев с прикаспийскими саками и скифами. (Strab., Geogr., I, 3, 12; Ельницкий Л.А., указ. соч., стр.26.) В ассирийских источниках скифов называют саками.

Киммерийский царь- Sandaksatru\ Sandaksatra (Сандаксатру или Шандаксатра , с 640 г. до н. э.) – сын вождя киммерийцев Дугдамме (Лигдамиса). Имя его упоминается в ассирийских клинописных документах в связи с событиями в Малой Азии. (Ельницкий Л.А., Скифия евразийских степей. – Новосибирск, 1977, стр. 27; L. L. Zgusta. Die Personennamen griechischer Stadte der nordlischer Swarzmeerkunste. Praha, 1955.)

Племена киммерийцев населяли Восточный Крым в X-VII веках до н.э. , именно поэтому древние греки называли восточный Крым Киммерией.

Киммерийцами древние греки называли племена скифов Северного Причерноморья в VI веке до н.э. У Эсхила Керченский пролив назван «Коровий брод» (греч. Βόσπορος, то есть Боспорос, Боспор, Босфор). Из «Истории» Геродота известно, что Керченский пролив зимой можно было перейти по льду, поэтому греки называли его «коровий брод» и «Боспор Киммерийский».

В VI веке до н. э. греки ионийцы из Милета основали на западном берегу Киммерийского пролива город Пантикапей - будущую столицу Боспорского царства на месте нынешней Керчи. Греческий писатель Диодор Сицилийский сообщает, что в 438/437 г. до н. э. исполнилось 42 года царствования над Киммерийским Боспором правителей, именуемых . На основании указанного известия можно считать, что греческие города на Боспоре примерно с 480 г. до н. э. представляли уже единое государство , в котором власть принадлежала членам рода, ведшего своё происхождение от некоего Археанакта . Археанакт был ойкистом, т. е. главой первого отряда милетских переселенцев, основавших колонию Пантикапей.

Греческие историки и географы иногда путали киммерийцев со скифами, которые изгнали киммерийцев из Северного Причерноморья. Киммерийцы и скифы были родственными племенами , схожие обычаи, материальная культура и курганных захоронений.

Киммерийцы были первыми степняками, которые пугали своими набегами великую древнегреческую цивилизацию. Опустошительные набеги грозных северных кочевников киммерийцев и их необычный вид настолько поражали их южных соседей, что образ киммерийских воинов был запечатлён в изобразительном искусстве (на вазах), в скульптуре и описан в древних текстах.

Теснимые родственными племенами скифов, киммерийцы часто вторгались в Азию, в 650 г. до Р. X. киммерийцы ограбили город Сарды, богатейшую столицу Лидийского царства. Киммерийцы были разбиты лидийским царем Алиаттом, отцом царя Крёза.

К киммерийским археологическим находкам относят курганные захоронения конца IX - первой половины VII веков до нашей эры . Захоронения совершали в прямоугольных, реже в овальных, ямах. Стены могилы зашивали деревом и делали деревянное перекрытие. Археологи обнаружили в них останки воинов с оружием, посуду, конскую сбрую. Зачастую вместе с погибшим воином хоронили его коня . Повседневный быт киммерийцев учёные восстанавливают по немногочисленным материалам археологических раскопок. Киммерийцы признаны кочевым народом, промышляющим набегами, занимавшимся скотоводством, разведением лошадей.

В качестве оружия для охоты и набегов воины-киммерийцы использовали лук и стрелы, длинные железные мечи, короткие кинжалы для ближнего боя. В племени киммерийцев было значительное расслоение в социальном плане. Учёные подтверждают это по обнаруженным захоронениям военной аристократии. В качестве примера можно привести курган в Джанкойском районе, у села Целинное. Этот курганное захоронение воина, лежащего на боку, головой на восток. В могиле воина найден железный кинжал и сланцевый оселок. Рядом с умершим располагался грушевидный сосуд с заупокойной пищей, две спиральные височные подвески, украшенные золотой фольгой. Большое внимание киммерийцы уделяли конской сбруе - в могильниках находили бронзовые удила, псалии, ременные уздечки. Над курганом была установлена каменная стела.

Курганные захоронения Закавказья и Северного Причерноморья, характерны для племён киммерийцев и скифов. Интересные открытия сделала археологическая экспедиция, проходившая в Закавказье, рядом с аулом Кошехабль в долине реки Фарс, проводившая раскопки кургана- могильника Уашхиту в Адыгее на Северном Кавказе. В курганном захоронении были обнаружены 42 погребения и 7 конских ритуальных захоронений, охватывающие исторический временной отрезок в 3 тысячи лет – с 3 тыс. до н.э. до 1 тыс. н.э.

Майкопская археологическая культура, относящаяся к эпохе раннего бронзового века (3500-2000 до н. э.), имеет большое сходство с Кеми-Обинской культурой , представляющей культуры крымских и степных племён, что обусловлено их общим происхождением , и близким родственным соседством на территории Причерноморья. Учёные отмечают и антропологическое сходство лиц представителей Майкопской и Кеми-обинской археологической культуры.

В захоронениях киммерийцев и майкопцев, археологи находят образцы самой первой металлоносной культуры на Кавказе, относящейся к концу 3-го тысячелетия до н. э.

В кургане обнаружены различные типы ритуальных захоронений : кремация, скорченники, пакетники (рассеченные на части), катакомбники (тип захоронения буквой «Г», вниз головой, как бы в катакомбе).

Раскопки кургана Уашхиту - уникальны, они открыли ценные сведения о культурах народов, живших на Северном Кавказе и Северном Причерноморье на протяжении трёх тысяч лет.

В киммерийском кургане захоронен военный вождь, погребённый в модели турлучного «дома» — стены погребального дома составлены из шестов, вкопанных в землю, переплетены лозой или хворостом и обмазаны глиной, как мазанки, которые строили на юге России. С киммерийским вождём захоронена четвёрка лошадей, запряжённых в деревянную колесницу, в майкопском захоронении похоронен аристократ огромного роста . Захоронения двух аристократов-вождей принадлежат к разным историческим эпохам. Захоронение майкопского вождя уникально. Обнаружено место большой погребальной тризны, поминок по киммерийскому вождю. Остальные захоронения кургана Уашхиту-2 - это воины (сарматы и др.), дети, женщина, младенец и останки одного древнего мусульманина.

В кургане Уашхиту обнаружены бронзовые иглы, керамические женские украшения (височные кольца и стеклянные бусы ), кремниевый ритуальный нож, кремниевый наконечник от стрелы, керамика и бронзовые удила, псалии, бляхи, и кольца от киммерийской колесницы .На бляхах изображен солнечный, «солярный» знак. Согласно «Авесте», запряженная солнечными лошадьми колесница должна была перевезти знатного покойника из Мира живых в Мир мёртвых. Из богов скифы почитают только Солнце, которому они приносят в жертву коней.

Племенам Кеми-обинской и Майкопской культуры было известно искусство добычи и обработки металлов , бронзы, серебра, меди, золота. Им был известен и гончарный круг , на котором они изготовляли глиняную посуду.

И в Кеми-обинской, и в Майкопской археологических культурах обнаружен одинаковый тип захоронений в курганах , окружённых кромлехами, во многом схожи и украшения, с элементами скифского «звериного стиля». Если представители Майкопской культуры хотели отметить значимость умершего, они, как и кеми-обинцы, устанавливали на вершине кургана каменную антропоморфную стелу или вертикальный камень - менгир.

В Крыму и на Кавказе в курганах найдены посмертные дары - оружие, украшения, посуду, одежду, а также делали жертвоприношения людей и животных. И в Кеми-обинской и Майкопской археологических культурах было развито скотоводство, разведение овец и крупного рогатого скота (коров, быков), пасли на горных склонах Крыма и Кавказа, причём, в раннее время в Майкопской культуре преобладало свиноводство . Встречаются и не значительные останки лошадей .Племена Кеми-обинской и Майкопской культуры занимались земледелием , о чём свидетельствуют находки мотыги, кремневых вкладышей для серпов, которые вставляли в деревянную или костяную основу серпа, каменных зернотёрок .

Носители Майкопской культуры, были солнцепоклонниками, так же, как и племена Кеми-Обинской археологической культуры среднего неолита , существовавшей на территории Нижнего Поднепровья, Приазовья и в Крыму (близ г. Белогорска) в 3 тысячелетии до н. э.

Майкопская культура получила своё название от известного своими сокровищами Майкопского кургана - археологического памятника, относящегося к эпохе раннего бронзового века (3500-2000 до н. э.).

Майкопский курган, был найден в 1897 г. на восточной окраине Майкопа и исследован известным русским археологом Н.И.Веселовским.

Высота кургана 11 метров, диаметром около 100 метров. Вокруг кургана был установлен каменный круг - Кромлех или Храм Солнца. Каменный круг состоял из нескольких вертикально поставленных камней – менгиров , образующих концентрическую окружность - круг Солнца.

В курганных захоронениях Кеми-обинской археологической культуры стены ямы тщательно выкладывались хорошо обработанными и подогнанными друг к другу каменными плитами, или деревом, точно такое же построение могил и в Майкопском захоронении. Стенки могильной ямы Майкопского кургана были обшиты деревом, и бревенчатый в два наката потолок поддерживался столбами, стоявшими по углам. Дно могильной ямы было выложено речным булыжником, посыпанным красной краской (суриком) .

В Майкопском кургане по скифскому обряду захоронен племенной вождь и две женщины. Тела их густо засыпаны ярко-красным суриком , лежат они, в согнутом положении, на правом боку, голова направлена на юг, лицо на восток — восход солнца. Солнцепоклонники верили, что жизнь человека – это круг, умерший должен и после смерти лежать также, как в утробе матери. Останки вождя покоятся под балдахином, расшитым золотыми бляшками в виде 38 колец, фигурками 19 быков и 68 львов. Балдахин закреплён на 4 серебряных шестах, на которые надеты литые золотые и серебряные фигурки быков.

Среди золотых украшений в Майкопском кургане найдена золотая царская диадема, золотые, бирюзовые и сердоликовые бусины, разной величины. Царская тиара, в виде высокой остроконечной шапки , украшена подвесками из золотых бляшек, бирюзы и ляпис-лазури, найдены украшения из серебра, а также два золотых и четырнадцать серебряных сосудов.

На одном из сосудов изображён горный пейзаж, напоминающий Кавказский хребет и вереница зверей. Между высоких горы с двуглавыми вершинами изображены два дерева и стоящий на задних лапах медведь. В горах берут начало две реки, изображенные ломаными линиями, они сливаются в небольшое озеро на дне сосуда. В устье реки на разных сторонах сосуда, под ручками для подвешивания изображены плавающая птица и летящая надо львом птица. Весь сосуд заполнен в два ряда изображениями животных. В первом ряду симметрично изображены лошадь, лев и два быка, в нижнем ряду изображены горный козёл, львица, дикий кабан и баран. Возможно, этот сосуд имел ритуальное назначение , изображённые на нём культовые животные символизировали силы божественной природы - землю, воду, горы и небо.

На фризе серебряного сосуда изображены 5 животных, идущих друг за другом - два козерога, два барса, бык и три птицы. Туловище отделяется от горло сосуда украшено гравированной ломаной линией реки, схожей с изображением реки на первом сосуде. На дне сосуда гравировка в виде большой розеткой.

В кургане найдено множество медных предметов - шилья, кинжал, кирки, топоры, долота. Предметы из Майкопского кургана представлены в экспозиции «Золото Кубани» в Государственном Эрмитаже, в Санкт-Петербурге.


Иранская этническая принадлежность киммерийцев не вызывает больших сомнений. Исторически засвидетельствованные имена киммерийских предводителей, выглядящие иранскими (Теушпа, Лигдамис и др.), дают для этого более-менее надежные основания. Тем не менее, авторитетный специалист по истории киммерийцев Аскольд Иванчик считает киммерицев загадочным народом, с которым не все ясно. Очевидно, вопрос прояснится, если будут найдены основания связывать киммерицев с каким-либо из современных иранских народов. Восстановление путей движения иранцев к современным местам поселений поможет приблизиться к ответу на этот вопрос.

Причины, заставившие иранцев покинуть места первоначального обитания между Днепром и Доном могут быть разные. Возможно, переход балтов и англосаксов на левый берег Днепра привел в движение местное иранское население срубной культуры. Однако можно говорить и о других причинах. Степные районы могли быть оставлены по причине климатических изменений, приведших к уменьшению продуктивных возможностей степи. Во всяком случае, археологические данные свидетельствуют о временном запустении Приазовья и Причерноморья:

… в 12-10 вв. до н.э., по сравнению с предыдущим периодом, в степной зоне между Доном и Дунаем наблюдается десятикратное уменьшение количества поселений и погребений. Те же тенденции сокращения населения проявляются в степном Причерноморье и в последующую киммерийскую эпоху, что находит свое отражение в отсутствии на этой же территории поселений и стационарных могильников (Махортых С.В . 1997, 6-7)


Таким образом, иранские племена двинулись на поиски мест поселения с более благоприятными условиями. Исторически засвидетельствованым фактом является то, что в конце второго тыс. до н.э. они уже замечены в Центральной Азии:


Иранские имена в ассирийских письменных источниках появляются в XI – X вв. до н.э., и связываются с областями Западного Ирана, находившимися в сфере политической активности Ассирийского царства. Что в это время происходило дальше на восток – в Центральном и Восточном Иране – в этих источника не отражено (Артамонов М.И. , 1974, 10).


Справа: Исторические области в Центральной и Передней Азии во времена Ахаменидов (7-4 ст. до н.э.)


Показанные на карте исторические области помогают восстановить пути миграций иранских племен из Восточной Европы в Центральную Азию.

Существует две точки зрения о путях проникновения иранцев на Ближний Восток – через Среднюю Азию или через Кавказ (Пьянков И. В. , 1979). По крайней мере миграция иранцев в Малую Азию должна была происходить через Кавказ (или даже через Балканы), что отражено в хеттских источниках (Соколов С.Н. 1979-2, 235). В Северной Осетии имеется целый ряд топонимов, содержащих в себе элемент Джимара, восходящий к этнониму киммерийцев (Цагаева А. Дз. 2010, 5).

Очевидно, переселение иранцев шло несколькими волнами и путями, но основной путь движения большей части иранцев шел вдоль восточного берега Каспийского моря, а далее вдоль Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи на юг и южный восток, как это описывает Кузьмина (Кузьмина Э. Э., 1986, 203-204), хотя путь через Кавказ тоже мог быть использован. Учитывая расположения территорий поселений ираноязычных народов в настоящее время (см. раздел ) и на исторической прародине в Восточной Европе, можно допускать, что последними в цепи переселенцев вокруг Каспийского моря двигались согдианцы (предки современных ягнобцев), поскольку они заняли крайнюю северную область современных поселений иранцев в Центральной Азии по соседству с афганцами, с которыми они соседствовали и на исторической прародине, в то время как их другие соседи на прародине – осетины теперь живут в горах Кавказа и, несомненно, никогда не бывали в Центральной Азии.

Какая-то часть мигрировавших иранцев оставалась в Южном Казахстане в предгорьях Западного Тянь-Шаня среди местного тюркского населения, о чем свидетельствует местная топонимика: Мадикент/Манкент, Орунгент, Сюткент, Чимкент, в составе которых ир. kent "город, селение, местность" (Попова В.Н. , 2000, 53). Это слово было усвоено тюрками и употреблялось для названий населенных пунктов с тюркскими компонентами (например, Ташкент от тюрк. taš "камень"). Однако поселение Чимкент должно было быть основано иранцами, скорее всего согдианцами (ягн. čim "луг, трава"). В пользу такого толкования говорит название села Луговой, также расположенного в этой местности, очевидно, покрытой в те времена густыми травами. Также в орографии Южного Казахстана имеются иранские термины darbaza /darvaza "ворота, вход, горный проход", dašt /dešt "степь, равнина, пустыня", zax /zexab "источник, родник" (там же ).

Территория современных поселений курдов, других соседей согдианцев на прародине, дает основания допускать, что они пришли на эти места другим путем, нежели первая волна иранцев, а именно – через Кавказ или через Балканы. Если бы они двигались вокруг Каспийского моря, то они должны были бы обгонять в своем движении много иранских племенных групп, что выглядит невероятным. Мы уже отмечали не раз, что расширение территорий поселений или переселения первичных этносов идет в порядке очередности в соответствии с их взаимным расположением на прежних территориях. Эту важную особенность при движении индоевропейских племен, по словам Горнунга, отметил еще Франц Шпехт (Горнунг Б.В. 1963, 53). Поскольку предки курдов и согдианцев на прародине были соседями, то при движении одинаковым путем, их новые места поселений должны были находиться, если и не по соседству, как это мы имеем, например, для персов и афганцев, но и не так далеко одна от другой, как теперь расположены области курдов и ягнобцев. Самым вероятным путем переселения древних гилянцев и талышей к юго-западному побережью Каспийского моря, где теперь живут их потомки, должен был путь через Дербентский проход. Во-первых, это кратчайший путь. Во-вторых, область поселений талышей в настоящее время находится в тесном соседстве с областью гилянцев и, что очень важно, севернее от нее, точно так же, как и на исторической прародине, а при движении другим путем расположение этих областей было бы иным. Но какими бы ни были пути переселений предков курдов, талышей и гилянцев на Ближний Восток, есть основания предполагать, что до определенного времени они, равно как и предки осетин, хотя и оставили свою прародину под давлением балтов и англосаксов, но все еще оставались в Восточной Европе, когда уже большая часть иранцев переселилась в Азию. Очевидно, среди этих иранских племен были также предки белуджей и мазендеранцев, близко родственные языки которых входит в ту же группу северо-западных иранских языков, к которой принадлежат курдский, талышский и гилянский.



Начало миграций иранцев в конце 2-го тыс. до н.э. Красным цветом отмечены названия племен составлявших первую волну


Таким образом, можно предполагать, что первую волну иранских переселенцев в Центральную Азию составили предки современных сарыкольцев, памирских иранцев (шугнанцев, бартангцев, язгулямцевб ваханцев и др.), персов, афганцев и согдианцев (ягнобцев), т. е. те иранские племена, которые имели свои поселения в южной части общеиранской территории и в ареалах вдоль Днепра.

Естественно предположить, что оставленные ими ареалы были тотчас заняты другими иранскими племенами, которые еще какое-то время оставались в Европе и с которыми следует связывать исторических киммерийцев. Упомянутые выше климатические изменения, которые привели к уменьшению производительности степи, не могли привести к ее полному запустению. Другое дело, что вновь прибывшее население степи не могло быть многочисленным и для поддержания своего существования, кроме хозяйственной деятельности, должно было заниматься грабежом соседнего населения лесостепной зоны.




Общая картина экспансии иранцев в Центральную и Малую Азию .


Существует мнение, что киммерийцы пришли в Причерноморье из Центральной Азии или более обобщенно – «из глубин Евразии», но это мнение энергично оспаривается, потому на этой теме нет смысла останавливаться при том, что прародина иранцев была в Европе и на миграцию в Центральную Азию, а потом назад у киммерийцев просто бы не было времени. В исторически достоверные времена киммерийцы заселяли приазовские и причерноморские степи и оставили следы своего пребывания в степях Украины и Северного Кавказа в археологических памятниках, которые объединяются в общую киммерийскую культуру. Логично предположить, что она должна продолжать традиции срубной культуры, которую мы идентифицировали как иранскую, (Стецюк Валентин, 1988, 82-85 ), и эту традицию украинские археологи видят в погребальном обряде киммерийцев:


"Поздняя культура киммерийцев развивается в традициях срубной.., что прослеживается в погребальном обряде" (Археология Украинской ССР, Т. 2. , 1986, 23).


Появление киммерийцев в Азии по данным клинописных источников относится к концу VIII в. до н.э., а скифы известны в Иране "не ранее 670-х годов", что противоречит сообщению Геродота о преследовании киммерийцев скифами. Более того, есть факты, которые говорят о совместных наездах тех и других на ассирийские провинции. В целом же в источниках сообщается главным образом о киммерийцах, а скифы упоминаются в течение нескольких лет и то только по их действиям в Иране (Медведская И.Н. , 2000)

Согласно ассирийским источникам царь Урарту Руса I в конце 8-го в. до н.э. потерпел поражение в битве с армией народа гимирраи, который историки связывают с киммерийцами (Мейсон Рихард , 2004, 13-15). В 679/678 г. киммерийцы были разбиты ассирийцямы и в этом бою погиб их вождь Теушпа, но тем не менее, после этого они нападали на Фригию, Лидию и Киликию, где сложил голову итакже их новый вождь Лигдамис:


…аккадские источники позволяют установить, что самый успешный набег киммерийцев на Лидию, в результате которого царь Гиг был убит, датируется 644 г. до н. э. По всей видимости, этот набег затронул не только Лидию, но и Ионию, и именно его имеют в виду греческие источники, когда сообщают о набеге киммерийцев. Те же аккадские источники, описывая гибель Лигдамиса/ Дугдамме, датируют ее 641 г. до н.э., т. е. тремя годами позже (Иванчик А.И. 2005, 123).


Спорным является вопрос о случаях объединения киммерийцев с фракийцами для захватнических походов в Малую Азию из Балкан. Сведения о таком походе «от Босфора до Ионии» имеются у Страбона, но он почему-то относит это событие ко времени Гомера или чуть раньше (Страбон , 1964, I, 1-10). Определенные предпосылки для предположения о возможности военного союза фракийцев с киммерийцами дают неуверенные свидетельства о пребывании киммерийцев на территории Венгрии, наверное навеянные этим же сообщением Страбона:


В Венгрии присутствие какого-то конного народа, отождествляемого с киммерийцами, устанавливается на основании находок бронзовых предметов конской сбруи, а также железных уздечек, бронзовых котлов, оружия (мечи и кинжалы) (Шушарин В.П. , 1971, 23).


Сомнение в киммерийской принадлежности находок вызывается очевидным проникновением киммерийских изделий на территорию Венгрии торговыми путями, поскольку доминирующей была здесь все-таки фракийская культура. В лучшем случае можно предполагать лишь возможность особого фракийско-киммерийского периода с 750 по 550 гг. до н.э. (там же , 24).

К тому же, возможность совместных действий фракийцев и киммерийцев в Малой Азии совершенно исключается после изучения ближневосточных источников. А. Иванчик обнаружил в них лишь информацию о соперничестве фракийцев с киммерийцами в борьбе за обладание Вифинией, которая закончилась полным изгнанием последних (Иванчик А.И. 2005, 131-132).

Тем не менее, определенные следы присутствия курдов в Венгрии можно найти в топонимии:



Dévaványa , город в медье Бекеш – курд. dêw "див, злой дух", wanî "похожий".

Kecel , город в медье Бач-Кишкун – курд. keçel "лысый".

Szelevény , село в медье Яс-Надькун-Сольнок – курд. selef "источник".

Felgyö , село в медье Чонград – курд. felg "локон".

Csengele , село в медьє Чонград – курд. cengel "лес".


Справа: Курдская топонимия в Венгрии и на Балканах .


Некоторые расшифровки достаточно убедительны, поэтому были проведены поиски курдской топонимии в соседних странах. Они были найдены в Украине, Сербии и Болгарии и в целом образовали цепочку, ведущую из Западной Украины через Балканы в направлении Босфора. Такое их расположение может маркировать путь курдов в Малую Азию.

Также были проведены поиски лексических соответствий между венгерским и курдским языками. Они были найдены в незначительном числе, поэтому некоторые из них могут быть случайными:

Угор. háború – курд. herb "война";

венг. vendég – курд. xwendi "гость";

венг. kör – курд. ger "круг";

венг. hús – курд. goşt "мясо";

венг. ered – курд. sereta "начало";

венг. alacsony – курд. alçax "низкий";

венг. mező - курд. mezr "поле";

венг. folyó – курд. felat "река".

Некоторые из приведенных здесь венгерских слов могли быть заимствованы мадьярами из других иранских языков еще у себя на прародине между реками Хопер и Медведица. Если же заимствование произошло на территории современной Венгрии, то следует считать, что часть курдов все еще оставалась там до прихода венгров.



Слева: Северное Причорноморье и Передняя Азия в эпоху миграции киммерийцев и скифов (VII-VI ст. до н.э.) (Карта из Мейсон Ріхард , 2004, 27).


Так, или иначе, какая-то часть киммерийцев продвинулась из Венгрии на Балканы, но долго там не задержалась, ибо заметных киммерийских следов на территории Болгарии нет (Мелюкова А. И. , 1979, 6). Таким образом, следует считать, что один поток киммерийцев проник в Закавказье или через Дербентский проход, или через Дарьяльськое ущелье, или Белореченский перевал, а второй двигался через Малую Азию с запада.

Через 50-60 лет после появления в Передней Азии киммерийцев сюда вторгаются скифы. Пройдя через Дербент, они поселились в Азербайджане и основали здесь свое царство в междуречье Куры и Аракса, то есть где-то неподалеку от оз. Севан. И только затем они впервые столкнулись с киммерийцами, причем киммерийцы уступили скифам. Есть данные, что скифы доходили даже до Ирана. Переднеазиатские источники вспоминают о скифском царстве еще в конце 90-х годов 6-го в. до н.э., после чего о нем в истории нет уже никаких данных. Считается, что основная часть скифов отошла назад на Северный Кавказ.



Северное Причерноморье и Передняя Азия в VII-VI ст. до н.ю. (Карта из Мейсон Ріхард , 2004, 21).


Приняв во внимание как исторические данные, так и результаты наших исследований, можно достаточно уверенно говорить, что под общим названием киммерийцев надо понимать в первую очередь предков современных талышей и гилянцев, а также предков близко родственных им белуджей и мазендеранцев. Теперь белуджи живут в Пакистане, но известно, что они пришли сюда с южного побережья Каспийского моря (Фролова В. А. , 1960, 68, Оранский И.М., 1979, 89), то есть ранее (в 5-6-м вв. н.э.) их поселения были неподалеку от поселений гилянцев и талышей (в этих местах еще и до сих пор живут мазендеранцы). Путь миграции белуджежей с севера на юг маркируется цепочкой анклавов белуджского языка (см. Карта распространения овременных иранских языков)

Приняв во вниман

Поскольку есть основания считать, что какая-то часть киммерийцев проникала в Малую Азию через Балканы (очевидно из Правобережной Украины), то можно предполагать, что эта их часть могла принадлежать к совсем другому иранскому племени, поселения которого должны были быть на Правобережной Украине, т. е. где-то неподалеку от поселений древних булгар, находившихся в бассейне Верхнего Днестра (см. раздел ). Это могло быть какое-то иранское племя и имеется возможность уточнить какое именно

В процессе исследований было обнаружено, что в чувашском языке есть довольно много слов, которым можно найти соответствия в иранских языках или даже сразу в нескольких из них, но наиболее многочисленными являются чувашско-курдские лексические параллели. В таблице 15 поданы некоторые из них иногда с соответствиями в других иранских языках:


Таблица15. Курдско-чувашские лексические параллели


Курдский и др. иранские Чувашский
bet “дрофа, куропатка” вěтел “дупель”
kere “масло”, гил. kəre “масло” кěрě “тучный”
kerdî “борозда” кěрче “морщинистый”
qarîk “ворона”, qarîtk “куропатка” карăк “глухарь”
qure “гордый” кÿрен “обижаться”
nar “огонь”, перс. nar “огонь” нар “румянец”
pek “годный” пек “похожий”
sap “ковш” сапа “туесок”
saman “богатство" семен “богатство”
stûr “толстый”, ос. sutyr “густой” и др. ир. сатур “сильный”
soma “зрачок” сăна “наблюдать”
sor “красный”, перс. sorx “красный” сăрă “краска”
sehre “колдовство” сехре ”страх”
semer “тьма” сěм “тьма”
çal “яма”, перс. čal “яма” çăл “колодец”
çîrt “гной” çěрт “гноить”
çîban “прыщ” çăпан “чирей”
çêl “корова” çиле “вымя”
tar “шест” тар “тополь”
taw “ливень” тăвăл “буря”
tobe “клятва” тупа “клятва”
toraq “творог” турăх “варенец”
xumar “мрачный”, xumari “темнота” хăмăр “коричневый”

Без сомнения, предки курдов и булгары должны были проживать в тесном соседстве достаточно долгое время. В процессе анализа топонимии Украине было обращено внимание на то, что многие топонимы Правобережной Украине объясняются с помощью курдского языка (см. ). Ранее на основе курдского языка уже была этимологизированы определенная часть скифского ономастикона (Стецюк , 1999, 89-93; Стецюк , 2000, 23-28). Все это позволяет сделать предположение о том, что какая-то часть населения скифской эпохи говорила на диалекте пракурдского языка, который мы будем для удобства далее называть просто курдским.

При поиске топоними иранского происхождения было обнаружено, что ее большое скопление находится в Подолии и расшифровывается она при помощи курдского языка.


Слева Карта поселениий курдов в Подолии

Курдские топонимы показаны точками черного цвета, булгарские – красными, анлосаксонские – фиолетовыми. Движение курдов обозначено стрелками. На карте также показаны границы ареала англосаксов, через который прошли курды.

Присутствие древних курдов на Правобережье сразу ставит вопрос, каким путем они туда попали. При общем движении иранских племен с территории их первичного поселения между Днепром и Доном на юг и юго-восток можно допускать, что предки курдов пришли в приазовские степи, а оттуда переправились через Днепр и далее двинулись на северо-запад, вытесняя более давних поселенцев, фракийцев, на юго-запад, а булгар – на запад.

Полоса курдских поселений от Гайсина и далее вдоль Днестра на запад может маркировать этот путь, но наличие топонимов курдского происхождения в Черниговской, Киевской и Житомирской областях дает основание рассматривать вариант, при котором предки курдов с места своей прародины спустились по Десне до Днепра, перешли его в араел англосаксов и двинулись на запад. Это расселение могло продолжаться довольно долго, и на новых стоянках всегда оставались какая-то часть жителей, которые сохраняли старые названия сел и рек.

Сам по себе удивительный факт сохранения до наших дней названий давних курдских поселений не может нам помочь в определении хронологических рамок, внутри которых курды пребывали на Западной Украине, но вряд ли они принимали участие в тех набегах на Закавказье в конце 8-го и начале 7-го вв. до н.э., о которых мы упоминали выше. Тем не менее, есть основания относить также и курдов к киммерийцам. Походы в Малую Азию, осуществляемые киммерийцами вместе фракийцами, могли совершать именно предки курдов. Их самоназвание "курмандж" включает в себя корень, который чем-то напоминает название киммерийцев "киммер". Того же корня может быть название города Жмеринка в Винницкой области, где именно и сохранилась в большом количестве курдская топонимика.

Именно в тех местах по среднему течению Днестра, где отмечается скопление курдских топонимов, дважды, в 1878 и 1897 годах в селе Михалкив Тернопольской области на правом берегу Ничлавы были найдены клады золотых предметов. Клады датируются 6-м ст. до Р.Х. т.е. они старше на два столетия, чем находки из знаменитых скифских курганов Куль Оба и Чертомлык. В составе кладов общим весом более семи килограмм диадема, гривна, пять браслетов, 12 фибул, семь блях, пирамидальная подвеска, четыре чаши и другие предметы (Петровський Олександр , 1993, 8). М.И. Артамонов считал, что между некоторыми предметами михалковского клада и находками в кургане Высокая Могила вблизи села Балки Васильковского р-на Запорожской области имеется определенное сходство и пишет:


Это усиливает связь так называемой киммерийской культуры с карпато-дунайским гальштатом и подкрепляет предположение о возникновении этой культуры на основе форм распространившихся в Северное Причерноморье не с Северного Кавказа, а из Средней Европы, причем сам Северный Кавказ оказывается в области их бытования. (Артамонов М.И. 1974, 37).


Таким образом, полоса курдских поселений вдоль Днестра может свидетельствовать о продвижении курдов не из степей, а в степи правобережной Украины, откуда они уже как киммерийцы могли совершать походы в Малую Азию совместно с фракийцами. Оставаясь там, они могли участвовать в самых разнообразных войнах, в том числе и в союзе с теми киммерийцами, которые прошли через Кавказ или со даже скифами. Однако якобы после поражения Лидии в войне с Мидией и Нововавилонией киммерийцы и скифы, поддерживавшие Лидию, по условиям мира «должны были уйти туда, откуда пришли, т.е. в Северное Причерноморье» (Артамонов М.И . 1974, 34).

Дальнейшую судьбу киммерийцев М.И. Артамонов, основываясь на археологии кубанских курганов скифского времени, определяет так:


Поселившись в меотийской среде, киммерийцы благодаря своей более высокой культуре и организованности заняли в Прикубанье руководящее положение, но, оставаясь в меньшинстве, не смогли сохранить этническую самостоятельность и с течением времени слились с туземным населением. Возможно, что прямыми потомками киммерийцев были синды, представлявшими наиболее прогрессивную часть населения Нижнего Прикубанья – Таманского полуострова и прилегающей части Черноморского побережья. (Артамонов М.И. 1974, 62).


О том, что киммерийцы, могли, действительно заселять Прикубанье, говорит зафиксированный этноним Δανδαριοι (название народа в нижней части Кубани и в Меотии). При том, что нижняя часть Кубани лежит между Азовским и Черным морями, для объяснения названия народа хорошо подходит курд. derya/darya „море” и dan „внутри”, т. е. „окруженные морем”.

Однако большая часть курдов-киммерийцев осталась в Подолии. В свое время польский профессор Тадеуш Сулимирский (Tadeush-Sulimirski) выделил среди памятников раннескифского времени Западно-Подольскую локальную группу. Ее специфические черты таковы:


…использование вместе с деревом камня в конструкции погребальных камер; полное отсутствие в могилах захоронений коней, сопровождающих умерших; сероглиняная кружальная керамика, бытовавшая только в этой области скифской лесостепи; употребление некоторых типов украшений, неизвестных или малоизвестных в других регионах… (Смирнова Галина Ивановна , 2004, 419)



Памятники Западно-Подольской группы раннескифского времени

Карта составлена по данным Г. И. Смирновой (Смирнова Галина Ивановна , 2004, 411, рис.1)
Красной линией очерчено скопление топонимов курдского происхождения в Подолии.
Цифрами на карте обозначены такие памятники: 1. Братышев. 2. Беремьяны. 3. Городница. 4. Лисичники. 5. Раков Кут. 6. Новосилка Гримайловская. 7. Сухостав. 8. Мышковцы. 9. Нивра. 10. Шидловцы. 11. Залисся. 12. Ладичин. 13. Бильче Золоте. 14. Сапогов. 15. Иване Пусте. 16. Зозулинцы. 17. Перебыковцы. 18. Викно. 19. Новосилка (у Черновцов). 20. Ивахновцы. 21. Завадинцы. 22. Серватинцы. 23. Скипче. 24. Шутковцы. 25. Тарасовка. 26. Верхние Панивцы. 27. Врублевцы. 28. Верхний Ольчедаев. 29. Лоевцы. 30. Долыняни (курганы). 31. Долыняни (поселение). 32. Круглик. 33. Оселивка. 34. Ленкавцы. 35. Ивановцы. 36. Селище. 37. Нопоротово. 38. Белоусовка.


Частичное совпадение территорий распространения памятников Западно-Подольской группы и курдской топонимики дает основание предполагать, что эти памятники оставили именно курды, то есть часть населения этой территории еще определенное время оставалось на старых местах поселений. В дальнейшем эта часть курдов двинулась в Центральную Европу (см. раздел ).


Долговременное присутствие киммерийцев-курдов на территории Украины подтверждают Слова курдского происхождения в украинском языке, которым нет соответствий в других славянских, свидетельствуют о том, что какая-то часть курдов оставалась на территории Украины до появления здесь славян. О том же говорят данные эпиграфики Северного Причерноморья, поэтому с курдами можно связывать какой-то из народов, упоминаемых античными историками, в частности, Геродотом. Судя по всему, таким народом могли быть ализоны (алазоны), которых Геродот размещал несколько южнее от скифов-пахарей в местности, там где Днестр (Тирас) и Южный Буг (Гипаний) не очень отдаляются друг от друга (Геродот , IV, 52). Именно в этом месте находится самое большое скопление курдской топонимики (см. карту выше, где обе реки выделены синим цветом).

Геродот, говоря о мифах и верованиях скифов, нигде не упоминает о культе огня, колеса и колесницы, обязательно присутствующих в верованиях разных иранских племен. Очень сомнительно, чтобы скифы, будучи иранского происхождения, в корне поменяли бы свои верования. Потому отсутствие указанных культов у скифов дает дополнительный аргумент против отождествления их с иранцами. Однако иранский элемент, если не среди скифов, то, по крайней мере, среди другого населения Скифии присутствует. Мы видели, что в ономастиконе Петрова из иранских языков больше всего соответствий найдено в курдском языке (около шести десятков). При этом более, чем двадцати словам ономастикона есть аналоги только в курдском языке, и некоторые из них хорошо подходят для антропонимики (см. Αβαβοσ , Αβλωνακοσ , Διζα-Ζελμισ и др). Имея в виду то, что в ономастикон могли быть включены не только скифские слова, можно уверенно говорить о присутствии курдов на территории Южной Украины в конце первого тыс. до н.э. и в начале первого тыс. н.э.

Киммерийцы – это условное называние множества «доскифских» племен, обитавших в области Черного моря. Известно о них крайне мало, поэтому, как это часто бывает, вместо достоверной информации исследователям приходится изучать многочисленные легенды, выискивая в них по крупицам истину. Так постепенно становятся известны факты о киммерийцах.

Разные народы

Киммерийцами принято называть кочевые племена, которые в VIII-VII веках до н.э. совершали набеги на Закавказье и завоевали некоторые регионы Малой Азии. Их «подвиги» упоминаются во многих произведениях ближневосточных летописцев.

Определенная путаница возникает из-за того, что под тем же названием известен целый ряд народов, которые в Железном Веке, то есть еще до скифов, обитали в районе Северного Причерноморья. В произведениях древнегреческих авторов под именем киммерийцев фигурируют именно эти племена, считавшиеся почти легендарными. Таким образом, под одним названием скрываются разные народы с разной историей.

Киммерийская эпоха

Время с одиннадцатого по седьмой века до нашей эры носит название «Киммерийская эпоха», Название это достаточно условно, поскольку нет никаких доказательств того, что относящиеся к той поре находки имеют какое-то отношение к киммерийцам.

А находок, между тем, обнаружено немало. Это разнообразные клады и погребения. Их находили в разных странах, в том числе и на юге России, хотя исторических свидетельств о том, что там присутствовали киммерийцы, нет. Лишь захоронения в Малой Азии, без сомнения, можно считать киммерийскими.

Культура

Ученые предполагают, что культура киммерийцев близка была к более поздней скифской. Киммерийцы носили высокие остроконечные шапки и одежду из кожи.

В киммерийских захоронениях было найдено немало металлических бляшек, служивших прежде, вероятно, для скрепления ремней конской упряжи. Возможно также, что эти бляшки использовались как обереги . На них изображали схематический рисунок глаза – ромб (его стенки обычно были слегка выгнутыми) с кругом в середине. Часто изображение вписывалось в круг, и получалась простая розетка. Еще одно характерное для того времени изображение – круг с вписанным в него крестом.

Язык

О языке киммерийцев неизвестно практически ничего – сохранилось лишь несколько имен, которые по звучанию своему напоминают другие языки индоиранской группы. Также есть версия, что язык киммерийцев был близок к фракийскому, о котором, впрочем, известно тоже немного.

Никаких образцов киммерийской письменности не сохранилось. Вполне вероятно, что ее и не существовало.

Кочевники или земледельцы?

Несмотря на то, что киммерийцы во многих источниках упоминаются как кочевые народы, доказано, что у них было развито скотоводство. Например, в захоронениях находили множество голов домашнего скота. Скорее всего, было развито и земледелие. Киммерийцы добывали железную руду и изготавливали оружие – такая деятельность также предполагает оседлый образ жизни.

Возможно, разгадка все в той же терминологической путанице. Не исключено, что к киммерийцам причисляли и кочевые и оседлые народы.

Киммерийская плита

Киммерийской плитой называют тектоническую плиту , бывшую когда-то частью древнего континента Пангея. Позднее плита откололась от гигантского континента древности, а затем столкнулась с северо-восточной частью Пангеи.

Так со временем сформировалась часть современной Евразии. В результате столкновения киммерийской плиты с другими тектоническими плитами были образованы такие крупные горы как Альпы, Гималаи и Кавказ. К киммерийцам плита не имеет никакого отношения, поскольку все эти процессы происходили задолго до появления первых свидетельств о кочевом народе.

Казалось бы, киммерийцы были забыты подобно множеству древних народов. Но история любит неожиданные повороты. Память о древнем народе воскресла благодаря фантастическим фильмам про Конана-варвара, снятых по мотивам повестей про Конана из Киммерии.

Произведение это никак не может претендовать на роль исторического исследования: автор просто придумал все детали быта киммерийцев. Тем не менее, многие знают о существовании этого народа исключительно из фильмов с Арнольдом Шварцнеггером в главной роли.

Воинственные всадники

В Азии киммерийцы запомнились как смелые воины, которые использовали в бою непривычную в то время тактику – массовую конную атаку. Пехоте азиатских держав сложно было противостоять такому натиску, тем более, что киммерийцы были вооружены металлическими мечами, луками и даже каменными молотами. Благодаря своей маневренности конница легко одерживала победу, даже не приближаясь к противнику на опасное расстояние.

Как и любой этнос, живший преимущественно за счет грабежей, киммерийцы часто и охотно воевали. Агрессивных всадников не смущало даже, если силы противника были многочисленнее киммерийской армии.

Конец киммерийцев

Неудивительно, что хорошо вооруженные киммерийцы достаточно легко покорили многие азиатские государства. Но впоследствии нашлись армии и посильнее легендарных воинов: скифы в союзе в ассирийцами, а также фракийцы заставили киммерийские армии отступить на Балканы.

Былое могущество кочевникам восстановить не удалось. Со временем киммерийцы смешались с другими народами и исчезли как этнос.

Религия

Хотя о верованиях народа известно немного, есть данные, что они поклонялись оружию и всячески почитали бога войны. Это вполне естественно для кочевого и воинственного народа.

Погребения погибшим в боях и в мирное время устраивались пышные. Ученые полагают, что скифы многое заимствовали у киммерийцев, и к числу заимствований относятся и знаменитые скифские курганы . Киммерийцы устраивали простые могилы или деревянные срубы в умах. В гробницы укладывали предметы, которыми покойные пользовались при жизни, а также пищу, принесенные жертвы, часто – головы скота. Неизвестно, были киммерийцы основоположниками этой традиции, или заимствовали ее у еще более древних народов.


Первым народом, населявшим Восточную Европу, Северное Причерноморье и Поднепровье, чье имя известно, считают киммерийцев. Их знали ассирийцы, иудеи, греки и другие древние народы. О них говорил Гомер в Одиссее: «Там страна и город мужей киммерийских. Всегдашний сумрак там и туман» .

В современной исторической науке принята точка зрения, что киммерийцы были предшественниками скифов на территории Украины и были, как и последние, ираноязычным народом . Скифов современные исследователи считают более поздними (VII в. до н.э.) пришельцами из Средней Азии. К такому мнению склонялся Геродот. Однако, как исследователь объективный и добросовестный, он приводил также сведения, противоречащие этому представлению. В том числе предание самих скифов: «Как утверждают скифы, из всех племен их самое молодое, а возникло оно следующим образом: первым появился на этой земле, бывшей в те времена пустынной, человек по имени Таргитай... Скифы утверждают, что именно так они произошли, лет же со времени их происхождения от первого царя Таргитая до похода Дария на их землю всего, как говорят, не более тысячи, но именно столько» . Скифский поход Дария состоялся в 512 г. до н.э. Отсюда следует, что скифы пришли в Поднепровье около 1500 г. до н.э. Есть и другие свидетельства обитания скифов в Северном Причерноморье задолго до VII века до н.э. Одним из них является утверждение египетского жреца из святилища Гефеста, что фараон Сесострис, отождествляемый с Рамзесом II (время царствования 1290-224 гг. до н.э.), покорил скифов .

Геродот сообщает некоторые подробности об этом походе: «Сесострис прошел материк, пока ни перешел из Азии в Европу и не разбил скифов и фракийцев. Я думаю, что дальше скифов и фракийцев египетское войско не заходило, ибо на их земле установлены те самые стелы, а дальше они не встречаются. Отсюда он повернул и пошел назад, а затем оказался на реке Фасис. Я не могу сказать точно, сам ли царь Сесострис, отделив часть своего войска, оставил ее тут для поселения в этой стране, или же некоторые из воинов, устав от скитаний, осели здесь по Фасису» . Далее Геродот приводит ряд доказательств того, что колхи являются потомками этих египтян .

Историки не придали должного значения этим сообщениям, а также не обратили внимания на то, что Геродот сообщал о приходе из Азии (в VII в. до н.э.) не скифов вообще, которых было четыре племени (кочевники, георгин, пахари и царские скифы), а только кочевников.

«Скифы-кочевники, живущие в Азии, вытесненные во время войны массагетами, ушли, перейдя реку Араке, в Киммерийскую землю (именно ее теперь и населяют скифы, а в древности, как говорят, она принадлежала киммерийцам). При нашествии скифов киммерийцы стали держать совет, так как войско наступало большое, и мнения у них разделились. Обе стороны были упорны, но лучшим было предложение царей. По мнению народа, следовало покинуть страну, а не подвергаться опасности, оставаясь лицом к лицу с многочисленным врагом. А по мнению царей, следовало сражаться за страну с вторгающимися. И народ не хотел подчиниться, и цари не хотели послушаться народа. Первые советовали уйти, отдав без боя страну вторгающимся. Цари же, подумав о том, сколько хорошего они здесь испытали и сколько несчастий постигнет их, изгнанных из отечества, решили умереть и покоиться в своей земле, но не бежать вместе с народом. Когда же они приняли это решение, то, разделившись на две равные части, стали сражаться друг с другом. И всех их, погибших от руки друг друга, народ киммерийцев похоронил у реки Тираса, и могила их еще и теперь видна. Похоронив их, народ таким образом покинул страну, и скифы, ридя, заняли безлюдную страну» - сообщает Геродот .

Странно, что киммерийцы, несмотря на свою воинственность, которая отмечалась как ближними, так и дальними соседями, решили уйти с занимаемой ими земли, уступив ее скифам без боя. Едва ли так поступил бы автохтонный народ. Странно и то, что скифы вместо того, чтобы спокойно занять освободившуюся страну, погнались за той частью киммерийцев, что бежала через Кавказ на Ближний Восток в сторону Египта, который не принял киммерийцев и откупился от преследовавших их скифов, избежав тем самым их вторжения .

Но и после этого скифы продолжали преследовать киммерийцев в Малой Азии еще 28 лет так, будто обуревали жаждой мести. Вышеописанные события приобретают логичность, если предположить, что киммерийцы были на скифской земле оккупантами, потомками египетских завоевателей. Направление бегства части киммерийцев в сторону Египта и погоня именно за ними скифов были не случайными. Вероятно, киммерийцы надеялись, что государство, некогда наделившее их властью, теперь возьмет под свою защиту.

Остается понять, зачем понадобилось фараону Сесострису забираться за тридевять земель и покорять кочующих скифов, с которых из-за этого трудно было что-либо взять, да еще оставлять на далекой чужбине часть своего войска? По-видимому, скифов и египтян еще до вышеуказанных событий связывали некие непростые отношения, и их история развивалась по какому-то боле сложному сценарию. Об этом, в частности, говорит замечание Юстина, что «скифское племя всегда считалось древнейшим; впрочем, между скифами и египтянами долгое время происходил спор относительно древности племени». Когда и где могли происходить эти споры, и какие отношения могли связывать народы, разделенные горами, морями, пустынями и огромным расстоянием? Уж не предками ли скифов были воинственные кочевые племена гиксосов, завоевавшие Египет на рубеже XVIII и XVII веков до н.э., которых египтяне называли «царями пастухов»?

С глубокой древности известны многочисленные воинственные пастушьи племена саков. Известно, что индусы и персы называли скифов саками. Название «гиксосы» можно интерпретировать как гиг саки, то есть высшие саки. Таким образом, гиксосов можно считать прототипом «царских скифов».

Покорив Египет, гиксосы основали в Нижнем Египте свою столицу -Аварис, а их цари получили право именоваться фараонами. Наибольшего могущества они достигли при царе Хиане. Кое-чем гиксосы обогатили Египет. Они впервые ввели в Египте коневодство и колесный транспорт, упростили египетскую письменность, создав чисто алфавитное письмо. При них в Египте были введены рыночные отношения (до XVII в. до н.э. продукция между гражданами Египта распределялась). Впрочем, судя по библейским сведениям, это скорее заслуга Иосифа.

Господство инородцев всегда тягостно для покоренных. Освободительная война египтян против гиксосов началась в начале XVI в. до н.э. при Камосе и завершилась при фараоне Яхмосе I. В 1535 г. до н.э. был взят Аварис. Гиксосы отступили на восток в Палестину.

Часть гиксосов, известная по арабским преданиям как амалекиты-шасу, осела в Палестине и впоследствии была ассимилирована арабами, которые сохранили предание об их прошлом властвовании в Египте . В Библии они упоминаются как древнейший народ -амаликяне.

Другая часть гиксосов, не обретшая своей земли, по-видимому, какое-то время скиталась по Ближнему Востоку, занимаясь скотоводством и торговлей, вела свойственный этому занятию скитальческий образ жизни, за что и прозвалась скитами, а в греческой транскрипции - скифами. В начале XV в. до н.э. скифы перешли в Северное Причерноморье. Они унаследовали некоторые египетские обычаи: богатые захоронения, сопровождаемые всем необходимым для потусторонней жизни; обязательное поминание предков до седьмого колена; широкое царское нагрудное украшение (пектораль), как у фараонов. Из Египта или Малой Азии ими была вывезена южная порода быков, которая на севере утратила рога из-за хлодов (стала комолой) .

С ранними скифами можно связать Сабатиновскую археологическую культуру. Для этой культуры характерны, наряду со стационарными поселениями, также временные, типа скитов или выездных факторий, а также большое количество оружия. Если они занимались торговлей, то одновременно должны были быть и воинами, чтобы охранять свои товары.

А как сказал Мао Цзэдун: «Винтовка рождает власть». От себя заметим, что деньги - тоже. Поэтому скифы стали царствовать над прочими обитателями этой земли, создав империю, которую греки назвали Скифией.

Расцвет Египта после изгнания гиксосов наступил в XIII в. до н.э. при фараоне Сесострисе. Он подчинил своей власти царства Ближнего Востока, но на том не остановился и предпринял поход в Скифию. С учетом вышеизложенного становится понятным смысл его похода. Фараон хотел обезопасить Египет от возможности повторного вторжения потомков гиксосов. Для этого было недостаточно одержать победу в сражении. Нужно было установить в Скифии свою власть. С этой целью он и оставил часть своего войска, надо полагать, не только в Колхиде, на выходе из Скифии, но и в ее центре, в Поднепровье. Таким образом, египтяне лишили власти скифов и сами стали править их полиэтничной страной.

При этом часть скифов, не пожелавшая им подчиниться, в первую очередь легкие на подъем кочевники, бежала в Среднюю Азию. Часть же скифов и другие народы, населявшие территорию нынешней Украины, остались жить под властью киммерийцев.

Некоторые из них, в первую очередь те, кто ранее тяготился властью скифов, стали сотрудничать с новой властью. Скорее всего, это были потомки «трипольцев», для которых скифы были поработителями. Связь египетского гарнизона с далекой метрополией была минимальной и, вероятно, совсем прервалась после того, как разделявшие их страны вышли из-под египетского подчинения. В результате, египетские воины стали брать в жены местных женщин, переняли некоторые местные обычаи и образ жизни, одним словом, натурализовались. Но при этом они и их потомки, как водится, сохраняли убеждение, что они «голубая кровь» -элита, которую остальной народ обязан содержать. Вот их-то, очевидно, и назвали киммерийцами (или химерийцами, химера -помесь разнородных существ, химия - наука о смешении разнородных веществ). Египтяне называли словом кемет плодородную смесь водорослей и земли, которую приносил на их поля Нил, а свою страну называли -Кеме. Поэтому, вероятнее всего, название киммерийцы означало просто - египтяне (кемерийцы).

На этрусской вазе киммерийцы изображены в виде всадников в высоких шапках, символизирующих Верхний Египет-инициатора изгнания гиксосов (рис. 9) . Всадников сопровождают южные короткошерстные собаки. Кстати, прижившееся у нас слово «собака» - египетское, славянское -«пес».

Рис. 9. Изображение киммерийцев на этрусской вазе

Обосновавшись в северных краях, киммерийцы не переняли обычай местных жителей носить брюки (по крайней мере, поначалу), а, как видно на указанном изображении, сохранили египетский обычай носить юбки, но расширили их, чтобы можно было ездить на лошадях верхом.

Со временем киммерийцев становилось все больше, а народу - все труднее содержать эту правящую элиту. По сравнению с нею власть скифов, которые сами занимались нужным для их подданных трудом (скотоводством и торговлей), была благом. Для уменьшения гнета над подданными, или потому, что последние обеднели, киммерийцы стали совершать грабительские набеги на соседние народы, что зафиксировано в исторических анналах.

Так, Геродот сообщает: «Поход киммерийцев, пришедших в Ионию, который был раньше правления Креза, имел целью не покорение городов, но набег ради грабежа» . А согласно восточным текстам, в 722-15 гг. до н.э. они нанесли тяжелое поражение урартскому царю Русе 1 . Но это не устранило антагонизма киммерийцев с подданными. Поэтому, когда скифы-кочевники, ушедшие на восток, усилились и решили вернуться на родину, возможно, по призыву ее населения, то оно не стало поддерживать киммерийцев, и те, не дожидаясь скифов, в панике бежали из Скифии на север, юг и запад. Значительная их часть бежала в Западную Европу. Как раз к этому времени (VII в. до н.э.) относится внезапное появление в Европе многочисленных кельтских племен, а в Малой Азии - галатов. Многое говорит о том, что они были потомками киммерийцев. Этого мнения придерживался ряд исследователей (Потоцкий, Раулингсон, Боннель, Карпентер). При этом Боннель причислял к киммерийцам-кельтам также тавров, будинов, невров, скифов-земледельцев, скифов-пахарей, амазонок и др. .

От египетских воинов кельты унаследовали агрессивность, от «трипольцев»- демократичность, высокий статус женщины, характерный орнамент, которым они украшали свои щиты, одежду и тела . Они имели обычай сражаться голыми или полуголыми. Кроме того, они в отличие от других европейских народов, брили лица. Впрочем, может быть, у них, как у древних египтян, плохо росла борода.

В римском описании битвы с кельтами при Теламоне (225 г. до н.э.) говорится: «В первых рядах кельтского войска сражаются обнаженные храбрецы. Безрассудно бросаются они в битву под рев огромных труб, храп коней и крики женщин в повозках, не дающих мужчинам отступать, сминая строгий порядок римских войск» .

Западнославянские воины, описанные хронистом VII века, также отчасти напоминают древних кельтов: «Некоторые не носят ни рубах, ни плащей, а только лишь штаны, подпоясанные широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на бой с врагами» .

Обнаженными сражались также варяжские берсерки и казаки-характерники, которые, приведя себя в гипнотическое состояние, становились неуязвимыми для вражеских мечей. Известно, что йоги в подобном состоянии могут лежать на гвоздях или битом стекле, не получая повреждений. Возможно, эта способность была унаследована ими по женской линии от своих «трипольских» предков (полян, пеласгов), более подробные сведения о которых содержатся в § 5- главы 3 этой книги.

Вероятно, многие народы (кимвры, кельты, галлы, галаты, галинды, гелоны, галичане, голядь) являются потомками киммерийцев. Древние авторы (Посидоний из Апамеи, Страбон, Диодор, Плутарх) отождествляли с киммерийцами также кимвров . Кимры и кимвры были одними из предков немцев, португальцев и англичан (валлийцев - уэльсцев). Самоназвание валлийцев -кимри, их страны - Кимру, языка -кимриж.

Гарольд Бейли в издании «Архаическая Британия» сообщает: «Сер Джон Морис подметил поразительную близость синтаксиса валлийцев и древних египтян; а Джеральд Масси в своей «Книге Начал» приводит список из 3000 случаев крайнего сходства между английскими и египетскими словами...» . Это говорит как о том, что предками англичан (валлийцев) были киммерийцы, так и о том, что киммерийцы были потомками египтян.


Рис. 10. Змееногая богиня

Странный обычай шотландских мужчин носить короткие юбки, так же, как и консервативность англичан, вероятно, были унаследованы ими от египетских предков.

На Северном Кавказе потомками киммерийцев, по-видимому, были меланхлены, которых так называли за обычай носить только черную одежду. Часть из них, возможно, после возвращения скифов-кочевников, переселилась в Северскую (Черниговскую) землю. Не случайно Тмутаракань на Северном Кавказе черниговские князья считали своей вотчиной.

Во всей Европе, от Урала до Ирландии, имеются топонимы, связанные с киммерийцами. Возможно, какая-то часть киммерийцев бежала от скифов на Крайний Север, где отметила свое присутствие такими топонимами, как г. Кеми, р. Кемийоки, оз. Кемиярви в Финляндии, г. Кемери в Латвии, река и город Кемь в Карелии, р. Кема в Вологодской обл., г. Кимры на Волге, р. Кама, приток Волги, названиями народов коми и черемисы (ныне марийцы), последние тоже носили только черную одежду. До принятия христианства черемисы отправляли в дубовых рощах языческие культы, подобные кельтским.

В.П. Кобычев высказывает мнение, что на северо-востоке кельты со временем, вероятно, были ассимилированы летто-литовским племенем аистов (эстиев), про которых Тацит говорит, что «язык их схож с британским» .

Из Малой Азии остатки киммерийцев были изгнаны Аллилатом уже после ухода скифов. Куда ушли эти киммерийцы неизвестно. Возможно, в Индокитай, где стали известны под именем кхмеров. В их облике заметны индоевропейские черты, а в преданиях присутствует легенда об их происхождении от змееногой женщины (богини), такой же, как у жителей Поднепровья.