В каком году отменили сословия. Средневековое общество: классы и сословия

§ 8. Сословия в России. Их численность и распределение по лицу земли русской.

Сословный строй в России является, по справедливому замечанию проф. Н. Коркунова, ничем иным, как остатками совершившихся в XVIII в. попыток привить к русской жизни начала западноевропейского сословного строя, в котором все население разделялось в средние века на четыре строго обособленных сословия: дворянство, духовенство, горожан и крестьян, причем каждое пользовалось особыми правами и составляло объединенное целое, противополагавшееся другим сословиям. В современном государственном быту Зап. Европы это сословное деление исчезло; сохранялось же, как особое привилегированное сословие, одно только дворянство, и то значительно изменив свой характер. В настоящее время дворянство пользуется в большинстве государств лишь почетными преимуществами и не составляет объединенного целого¹*. В России до Петра I сословий в собственном смысле слова не было, и в языке Московской Руси не найти даже слов для выражения таких понятий, как “сословный строй”, “сословные учреждения”, “сословные предрассудки”²*. Сословный строй России - создание последних столетий русской истории. Но в то время, как в Зап. Европе население уже не делится на обособленные сословия, русское законодательство до сих пор удерживает сословную группировку населения, - группировку, чуждую нашей истории, заимствованную нами с Запада в эпоху слепого подражания всему иностранному³*. “Сословный строй (в смысле западноевропейском), говорит далее проф. Н. Коркунов, никогда не мог пустить в нашем быту сколько-нибудь глубоких корней, а реформы Александра II лишили его и последней опоры. Благодаря этому, современное русское законодательство, все еще сохраняющее сословную почву, оказывается в странном противоречии с фактическими условиями русской жизни. Сословные начала, упорно сохраняемые русским законодательством, в действительности так чужды русской жизни, что у нас не редкость встретить человека, который и сам не знает, к какому сословию он принадлежит”. Общее положение, помещенное в начале IX тома “Свода законов”, показывает, что “все природные обыватели России предполагаются разделенными на четыре главных рода людей: 1) дворян, 2) духовенство, 3) городских обывателей, 4) сельских обывателей (крестьяне, казаки, инородцы). Закон дает им название сословий (ст. 4), но большинство их вовсе не составляет единого целого, даже дворяне делятся на потомственных и личных, духовенство - по вероисповеданиям, городское сословие - на почетных граждан, купцов, мещан и цеховых; среди крестьянства тоже целый ряд разновидностей. Далее, некоторые из „сословных состояний” не наследственны, даже не пожизненны и вообще не замкнуты”. По Коркунову, сословиями на Руси могут быть признаны лишь дворяне, почетные граждане, мещане и крестьяне, но и в этих “сословиях” жизнь пробила большие бреши. Официальная статистика рисует следующую картину распределения российских обывателей по сословиям (Финляндия не принимается при этом в расчет). Нижеследующая таблица, составленная на основании переписи 1897 г., показывает абсолютное число лиц разных сословий. В этом году было насчитано:

На каждую тысячу населения

Дворян потомственных

Дворян личных и чиновников не из дворян

Лиц духовного звания всех христианских исповеданий

Потомственных и личных почетных граждан

Крестьян

Войсковых казаков

Инородцев

Финляндских уроженцев

Лиц, не принадлежащих к вышеупомянутым сословиям

Лиц, не указавших своего сословия

Иностранцев

На каждую тысячу населения приходится: 771 человек крестьян, 106 мещан, 66 инородцев, 23 казака, 10 дворян, 5 из духовенства, 5 почетных граждан, 8 “прочих”⁴*. Инородцы и казаки являются при этом, так сказать, разновидностями крестьянства.

Инородцы обитают, главным образом, в Средней Азии и Восточной Сибири, а в Европейской России встречаются лишь в губерниях Астраханской и Архангельской и на Кавказе, в Терской области и Ставропольской губернии. Всего насчитано инородцев 8.297.965 чел., да и те во многих местах быстро вымирают под давлением тех условий, который созданы для них “развитием русской торговли” и “упорядочением” инородческой жизни трудами русской администрации⁵*. Что касается до казаков, то их насчитано в 1897 г. 2.928.842 чел. На каждую тысячу казаков приходится 400 донских, 228 оренбургских, 410 кубанских, 179 терских, 18 астраханских, 179 амурских, 291 забайкальских, 62 приморских, 109 акмолинских, 42 семипалатинских, 30 семиреченских, 177 уральских. Если считать инородцев и казаков вместе с крестьянами, то Россия оказывается настоящим крестьянским царством: группа т. наз. “сельских обывателей” составляет в ней 86% всего населения, тогда как группа других сословий всего лишь 14%, т. е. почти в 7 раз меньше. Но и эти 14% еще не составляют из себя т. наз. командующего класса, - т. к. в это число входят, например, мещане, цеховые и т. п. По отдельным частям государства крестьянская группа сельских обывателей распределяется так: наибольший процент их наблюдается в Средней Азии (97,2%), затем Сибири (90%), на Кавказе (86,7%), в Европейской России (86,2%) Привислинском крае (73,1%). Что касается до других сословий, то они распределены по разным частям России следующим образом:

1. Дворянство . Наибольший процент его наблюдается на Кавказе (24 на каждую тысячу жителей), затем в Польше (19 на кажд. 1000), в Европ. России (15 на 1000), Сибири (8), Ср. Азии (4). Многодворянские губернии суть следующие: Петербургская (72 на 1000), Кутаисская (68), Ковенская (68), Виленская (49), Варшавская (41), Минская (36), Елизаветпольская (35), Мо­сковская (32), т. е. все инородческие, за исключением Санкт-Петербургской и Московской, двух центральных правительственных.

2. Духовенство . Наибольший процент его на Кавказе (по 6 на каждую тысячу жителей), затем в Европ. России (5), Сибири (3), Польше (1). Больше всего процент духовенства в губерниях: Кутаисской (22), Ярославской (14), Архангельской (12), Костромской, Московской, Оренбургской, (по 11), Тверской, Тифлисской (по 10).

3. Почетные граждане и купцы. Это сословие оказывается еще более разреженным. На каждую 1000 жителей приходится купцов и почетных граждан: в Европ. России по 6, на Кавказе по 4, в Сибири по 3, в Ср. Азии и Польше по 1. Эти цифры превосходно иллюстрируют допотопность и нелепость деления обывателей на сословия. Оказывается, что в такой промышленной области, как Польша, чрезвычайно мало лиц купеческого сословия. Очевидно, торговля больше всего интересует лишь другие сословия, - иначе говоря, сословие тут не причем.

4. Мещане. Это сословие оказывается наиболее распространенным в Польше (235 чел. на каждую 1000 жителей), затем в Европ. России (106), на Кавказе (81), Сибири (56), Ср. Азии (20). Особенно богаты лицами этого сословия губ. Варшавская (330), Петроковская (316), Херсонская (274), Гродненская (250).

По полу и по местностям сословия распределяются следующим образом.

Европейская Россия

Средняя Азия

Дворяне потомственные

Дворяне личные

Духовенство всех христианских исповеданий

Потомственные и личные почетные граждане

Крестьяне

Инородцы

Из этой таблички нельзя не видеть, что потомственные дворяне-мужчины составляют лишь небольшую группу, менее чем в полмиллиона человек, но их все же гораздо больше, чем купцов и почетных граждан.

Интересно присмотреться к распределению лиц некрестьянского сословия по городам и деревням. Оказывается, что 1897 г. более половины потомственных дворян (52,7%) жили вне городов. После событий 1905‑1906 гг. такое распределение значительно изменилось во многих губерниях, и многие потомственные дворяне выселились из своих имений. Личные дворяне и чиновники довольно равномерно распределены по Империи, исключая Ср. Азию, где они составляют всего 0,2% населения. Представители этого сословия живут преимущественно в городах (75%), так же, как и купцы (из них 80% городские жители). Большая часть мещан тоже - горожане (56%). Что касается до крестьян, то из их общего числа приходится на города лишь 6,7%, но их много в крупных в быстро развивающихся центрах: в 1897 их было в Петербурге 745 905 в Москве 661 628⁶*. За последние годы, благодаря обезземелению крестьян по закону 9 ноября 1906 года в голодовке 1911‑1912, в очень многих городах наблюдается небывалое стечение деревенских жителей, ищущих работы и прокормления.

Посмотрим теперь, какие сословия с течением времени увеличиваются, какие уменьшаются в численности? Официальная статистика дает нам возможность отчасти судить об этом. Сравнительно с 1870 г. произошли следующие перемены: относительная численность дворянства (потомственного и личного, - о потомственных мы будем говорить ниже, особо) стала больше. В 1870 г. приходилось их на каждую 1000 по 13 чел.⁷* а в 1897 г. уже по 15. Наоборот, духовенство отодвинулось назад (с 9 чел. на каждую 1000 населения в 1870 г. до 5 чел. на то же число в 1897 г.). Процент дворян личных и служащих остался без перемены. Процент городских сословий (купцов, мещан, почетных граждан) сильно вырос к 1897 г. (с 93 до 111.).

Попробуем теперь набросать, так сказать, статистическую характеристику главнейших сословий, а именно дворянства, потомственного и личного, чиновного и военного, затем духовенства.

¹* Коркунов. Русское Государственное право. Изд. 7‑е т. I, стр. 274, 280.

²* Там же. Стр. 274.

³* Там же. Стр. 275.

⁴* Ежегодник Центр. Ст. Комитета 1905 г. и 1909 г. То же и в “Общем Своде результатов переписи”.

⁵* Ужасные факты, иллюстрирующие это вымирание, см. у П. Берлина “Пасынки цивилизации”. Изд. Г. Львовича, и у Н. Ядринцева “Инородцы Сибири”.

⁶* Эти сведения и вышеприведенная таблица заимствованы нами из ст. Д. Рихтера из 4 т. Доп. к Энц. Слов. Брокгауза.

⁷* Стат. Временник. Вып. X 1875 г.

В любом обществе, которое переступило ступень первобытности и находится на стадии цивилизации, обязательно появляется неравенство. Общество делится на различные группы людей, причём одни группы находятся на высоком положении в обществе, а другие – на низком.

Историки выдвинули два способа выделять такие группы людей в средневековом обществе. Первый способ – выделение сословий, то есть таких групп людей, которые имеют строго определённые права и обязанности в обществе, передаваемые по наследству. Сословия замкнуты: перейти из одного сословия в другое очень трудно или почти невозможно. Это значит, что в каком сословии человек родился, в том он, как правило, и проживал всю свою жизнь. В средневековье существовало три сословия, каждое из которых имело определённое занятие. По престижности и важности этого занятия сословия получили номера. Люди средневековья чётко знали, к какому сословию они относились. Идея разделения на сословия была подкреплена христианским учением: считалось, что сам бог выделил три сословия (поэтому номер сословия определял его близость к богу) и предназначил каждому человеку место в одном из них. Поэтому стремиться перейти из одного сословия в другое означало выступать против «божьей воли». Только первое сословие пополнялось за счёт выходцев из других сословий, хотя принадлежность к сословию воюющих и работающих считалась наследственной. В отдельных редких случаях право перейти из одного сословия в другое даровалось королём.

Ближе всех к богу считалось первое сословие, которое состояло целиком из духовенства (людей, которые служили в церквях и монастырях: монахов, священников, епископов и выше вплоть до папы римского). Оно называлось «молящиеся», поскольку его главной заслугой перед обществом считалось то, что оно замаливало перед богом грехи людей, относившихся к другим сословиям, заботилось об их духовном исцелении. Духовенство должно было служить примером веры и нравственности для всего общества. Второе сословие называлось «воюющие» и состояло из воинов-рыцарей самого разного уровня: от богатейших и влиятельнейших (герцогов и графов) до бедных, которые с трудом находили деньги, чтобы купить коня. Главной заслугой представителей второго сословия перед обществом было то, что они в сражениях проливали свою кровь, защищая от внешних врагов отечество, короля и людей, относившихся к другим сословиям. Наконец, дальше всего от бога находилось так и называемое «третье сословие», в которое входили все остальные люди: большинство составляли крестьяне (они занимались сельским хозяйством и отчасти ремеслом), а меньшую часть – горожане (их также называли бюргерами , они занимались ремеслом и торговлей), люди «свободных профессий» (бродячие артисты, преподаватели, врачи и прочие) и т. д. Третье сословие также называли «трудящиеся», поскольку входившие в него люди своим трудом создавали пищу и всё необходимое для себя и первых двух сословий. Только благодаря тяжкому труду третьего сословия два других могли выполнять свои обязанности.

Но выделение сословий не учитывало самое важное для средневековья: кто владел главным для той эпохи богатством – землёй. Поэтому историки выдвинули ещё один способ выделять группы в средневековом обществе – выделять классы. Классы выделяются не на основе прав и обязанностей каждого человека, а на основе того, какую человек имел собственность. Историки выделили два основных класса в средневековом обществе: класс феодалов, представителям которого принадлежали земельные участки , и класс крестьян, у которых своей земли не было. Чтобы прокормить себя крестьянину нужна вынужден был брать землю у феодала в аренду, но за это обязан был нести в пользу феодала особые повинности. Этих повинностей было две: либо крестьянин отдавал часть полученного на взятом в аренду участке продукта (урожая, мяса и пр.) (такая повинность называлась оброк), либо он несколько дней в неделю должен был работать на земле феодала (на участке, который феодал не роздал в аренду крестьянам) – такая повинность называлась барщина (слово означало, что земля принадлежала «барину» – феодалу). К классу феодалов относились король, рыцари и церковь (духовенство), поскольку именно им в средневековье принадлежала земля.

Со временем феодалы прикрепили крестьян к земле: если раньше крестьянин мог перейти от одного феодала к другому, когда ему не нравился рост барщины и оброка, то теперь крестьянин вместе со своей семьёй вынужден был всегда трудиться на своего хозяина. Более того, феодалы получили над крестьянами судебную власть (споры всех крестьян, живших в имении феодала, разбирал сам феодал) и право вмешиваться в личную жизнь крестьян (разрешать или не разрешать им переезжать, жениться и пр.). Эта полная зависимость крестьянина от феодала (и земельная, и судебная, и личная) получила название крепостное право.

Вопросы:

1. Составьте таблицу «Отличия сословий и классов», самостоятельно выбрав критерии из изученного текста

критерии

классы

сословия

2. Заполните схему: «Два способа разделения средневекового общества на группы»


название сословия

кто входил

обязанность в обществе

название класса

отношение к собственности

имели __________, но не работали на ней и сдавали её в _____________

не имели своей __________, а брали её в аренду у _________ за две повинности – ___________ (обработка земли феодала) и ____________ (отдача части урожая феодалу)

3. Почему сословия получили номера от первого до третьего?

4. Сословия в средневековье разделялись на высшие и низшие: высшие были почётными, у их представителей было больше прав, чем обязанностей, а у низших – наоборот. Подумайте, какие сословия относились к высшим, а какие – к низшим?

5. Положение какого из сословий было самым тяжёлым? Какие требования выдвигали представители этого сословия?

6. Что считалось главным богатством в средневековье? Свой ответ обоснуйте имеющимися знаниями об эпохе средних веков.

7. Какие сословия обладали земельной собственностью в средневековье и поэтому могут считаться классом феодалов?

8. Что такое повинности? Какие основные повинности были в средневековье?

9. Почему попытки перейти из одного сословия в другое считались греховными?

10. Влияло ли богатство на то, к какому сословию относился человек?

11. Как складывались отношения между классами крестьян и феодалов?

12. Что такое крепостное право?

13. Вспомните, от какого слова произошло название феодализма и сословия феодалов?

14. В средневековье крестьяне не имели в своей собственности земли, но в конце античной эпохи многие крестьяне имели землю (в Риме многие отпущенные рабы получали землю, у германцев земля принадлежала крестьянским общинам). Подумайте и назовите несколько путей, которыми крестьяне лишались своей земли, а феодалы её получали.

В дореволюционной России 19 века были следующие сословия:

1) Аристократы

Или высшая знать — Великие князья (члены царской семьи), князья, графы и бароны

2) Дворянство

Делилось на потомственное и личное — бывшие бояре и заслужившие дворянство представители более низших сословий.

3) Духовенство

(белое — священники и черное — монахи);

4) Сословие почётных граждан

Историческим предшественником почётного гражданства являлось сословие именитых граждан, выделенное Екатериной II в Жалованной грамоте 1785 года из состава городских обывателей. Они были освобождены от телесного наказания; им разрешалось иметь сады, загородные дворы, ездить в карете парой и четверкой, не запрещалось заводить и содержать фабрики, заводы, морские и речные суда.

Указом 1 января 1807 года звание именитых граждан было для купечества отменено и сохранено лишь для учёных и художников. Но вследствие того, что принадлежность к купечеству обусловливалась только записью в гильдии, даже самое почтенное купеческое семейство, которое почему-либо оказывалось не в состоянии объявить капитал (то есть не было причислено к той или иной гильдии), немедленно переводилось в класс мещан или сельских обывателей, а вместе с тем подлежало и рекрутской повинности, и подушному окладу, и телесному наказанию.

Ненормальность такого порядка вещей побудила министра финансов Е. Ф. Канкрина ещё в 1827 году войти с предложением об установлении особого почётного гражданства, что и было осуществлено манифестом 10 апреля 1832 года.

5) Купечество

Т.е. потомственные торговцы. Разделялись на классы-гильдии по количеству капиталла, заслуг семьи перед государством и качеству торговли. Всего было 3 гильдии. 1-я — считалась высшей. Многие происходили из зажиточных крестьян.

6) Разночинцы (Интеллигенция)

В точном юридическом смысле к категории разночинцев относились несколько групп лиц. К разночинцам причислялись низшие придворные, статские и отставные воинские служители, которые не записывались ни в купечество, ни в цехи. В повседневном обиходе разночинцами назывались лица, которые получили образование, благодаря ему были исключены из того непривилегированного податного сословия, в котором находились раньше, или не могли принадлежать к податному состоянию, при этом не состояли на действительной службе, как правило, имели право ходатайствовать о предоставлении им почетного гражданства, но не оформили его. К разночинцам в этом смысле относились выходцы из духовенства, купечества, мещанства, крестьянства, мелкого чиновничества. Значительную долю среди разночинцев составляли отставные солдаты и солдатские дети.

7) Мещанство

Мещанство берёт начало от посадских (жителей городов и посадов) Русского государства, в основном - ремесленников, мелких домовладельцев и торговцев. Считается, что название происходит от польского и белорусского названия небольших городов - «местечко». Официально сословие мещан было оформлено в Жалованной грамоте городам Екатерины II в 1785 году. Наименование «мещане» в ней было определено как: «городовые обыватели», «среднего рода люди», мелкие торговцы и ремесленники. Мещанское сословие по положению стояло ниже купеческого. Именно мещанам принадлежала бо́льшая часть городского недвижимого имущества. Будучи основными плательщиками налогов и податей, мещане, наряду с купцами, относились к категории «правильных городских обывателей».

Мещане города объединялись в «мещанское общество».

8) Казачество — потомственное, состоящее на государевой службе. Имело свои привилегии. Стояло на ступень выше крестьянства в сословной иерархии. По сути приравнивалось к мещанам и разночинцам.

9) Крестьянство

Это сословие делилось на лично свободных однодворцев и черносошных крестьян, а также на зависимых от феодалов удельных и крепостных крестьян. Русское крестьянство в сословной системе разделялось на ряд категорий: государственные крестьяне, проживавшие на землях, принадлежавших государству, монастырские крестьяне, помещичьи крестьяне, удельные крестьяне, проживавшие на землях, принадлежавших императорской фамилии, поссесионные (приписные крестьяне), приписанные к определённым заводам, однодворцы.

10) Ссыльные, крепостные, беглые, кандальники (заключенные), военнопленные — не сословие. Люди без прав. Стояли в самом низу общества. Не имели права даже на перемещение по территории страны. Но крепостные могли получить вольную и стать свободными крестьянами. Так крепостное право было полностью отменено в 1861 году.

Формирование отечественной сословной структуры характерно для эпохи «просвещенного абсолютизма», ставившего целью сохранение порядка, в котором каждое сословие выполняет свое назначение и функцию. Ликвидация привилегий и уравнивание прав, с этой точки зрения, понимались как » общее смешение», которого не следует допускать.

Процесс правовой консолидации дворянства начался еще в петровскую эпоху. «Указ о единонаследии» подготовил единство имущественной базы этого сословия и специально подчеркнул его служебную функцию, ставшую обязательной (дворяне были вынуждены служить),

Манифест Петра III «О вольности дворянской», подтвердив особое положение дворянского сословия в обществе, отменил обязательность тяготившей дворянство службы. В нем были намечены новые сферы приложения дворянской инициативы (кроме государственной и военной службы) — торговля и промышленность.

Наиболее важным актом, осуществившим правовую консолидацию дворянства, стала «Жалованная грамота дворянству» (1785г.).

Еще в 1771 г. в результате работы уложенной комиссии был подготовлен проект, позже положенный в основу «Жалованной грамоты дворянству». В проекте все население разделялось на три класса, первый из которых именуется «благородный». Проект развивал положения екатерининского «Наказа» об особом статусе и предназначении дворянства.

Привилегии дворянства определялись достаточно широко: прежде всего закреплялось положение Манифеста 1762 г. «О вольности дворянской», о свободе дворян служить, оставлять службу, выезжать в другие государства, отказываться от подданства.

Устанавливались политические корпоративные права дворянства: право созывать и участвовать в провинциальных съездах, право избирать дворянами судей.

«Жалованная грамота дворянству» (полное название «Грамота права и преимущества благородного российского дворянства») состояла из вводного манифеста и четырех разделов (девяносто две статьи).

В ней устанавливались принципы организации местного дворянского самоуправления, личные права дворян, и порядок составления родословных дворянских книг.

Дворянское достоинство определялось как особое состояние качеств, которые послужили основанием для приобретения дворянского звания. Дворянское звание рассматривалось как неотъемлемое, потомственное и наследственное. Оно распространять на всех членов семьи дворянина.

Основаниями для лишения дворянского звания могли стать лишь уголовные преступления, в которых проявилось моральное падение преступника и нечестность. Перечень этих преступлений был исчерпывающим.

Личные права дворян включали: право на дворянское достоинство, право на защиту чести, личности и жизни, освобождение от телесных наказаний, от обязательной государственной службы и др.

Имущественные права дворянства: полное и неограниченное право собственности, на приобретение, использование и наследования любого вида имущества. Устанавливалось исключительное право дворян покупать деревни и владеть землей и крестьянами, (дворяне имели право открывать промышленные предприятия в своих имениях, торговать продукцией своих угодий оптом, приобретать дома в городах и вести морскую торговлю.

Особые судебные права дворянства включали следующие сословные привилегии: личные и имущественные права дворянства могли быть ограничены или ликвидированы только по решению суда: дворянина мог судить только равные ему сословный суд, решения других судов для него не имели значения.

Сословное самоуправление дворянства, регламентированное «Жалованной грамотой» выглядело следующим образом: дворяне создавали общество или Собрание, наделенное правами юридического лица (имевшее собственные финансы, имущество, учреждения и служащих). Собрание наделялось определенными политическими правами: оно могло делать представления местным властям, центральным учреждениям и императору по вопросам «общественной пользы».

В состав Собрания входили все дворяне, имевшие имения в данной губернии. Из числа уездных предводителей дворянства Собрание раз в три года избирало кандидатов в губернские Предводители дворянства. Кандидатура последнего утверждалась губернатором или представителем монарха в губернии. Устранялись от выборов дворяне, не имевшие земель и не достигшие двадцатипятилетнего возраста. Ограничивались при выборах права дворян, не служивших и не имеющих офицерских чинов. Опороченных судом дворян исключали из состава Собрания.

Собрание избирало также заседателей в сословные суды губернии и полицейских должностных лиц земской полиции.

Дворянские собрания и уездные предводители осуществляли составление дворянских родословных книг и решали вопросы о допустимости в число дворян тех или иных лиц (существовало около двадцати правовых оснований для причисления к дворянству).

Жалованная грамота сохраняла отличие прав личного дворянства от прав потомственного дворянства. Все потомственное дворянство обладало равными правами (личными, имущественными и судебными) независимо от разницы в титулах и древности рода. Правовая консолидация дворянства, как сословия, завершилась. Закрепленные за дворянством права определялись как «вечные и неизменные». Вместе с тем дворянские корпорации находились в непосредственной зависимости от государственной власти (регистрация дворян в родословных книгах проводилась по установленным государством правилам, государственные чиновники утверждали кандидатуры выборных дворянских предводителей, дворянские выборные органы действовали под эгидой государственных должностных лиц и учреждений).

Правовой статус городского населения как особого сословия начал определяться еще в конце XVII в. Затем создание органов городского самоуправления при Петре I (ратуши, магистраты) и установление определенных льгот для верхушки городского населения, укрепили этот процесс. Дальнейшее развитие промышленности торговли и финансов (как особых функций города) потребовали издания новых правовых актов, регулирующих эти сферы деятельности.

В 1769 г. был разработан проект положения «О среднем роде людей» или правовом статусе мещанства. К этому сословию относились: лица, занимающиеся наукой и несущие службу (белое духовенство, ученые, чиновники, художники); лица, занятые торговлей (купцы, фабриканты, заводчики, владельцы судов и мореплаватели); прочие лица (ремесленники, мещане, работные люди). «Средний род» людей располагал полнотой государственных прав, правом на жизнь, безопасность и имущество. Предусматривались судебные права, права на неприкосновенность личности вплоть до окончания судебного разбирательства, на защиту в суде.

Мещане освобождались от общественных работ, их запрещалось переводить в крепостное состояние. Они имели право свободного переселения, передвижения и выезда в другие государства, право на свой внутрисословный суд, на обзаведение домами, право выставлять вместо себя замену по рекрутскому набору. Мещане имели право владения городскими и загородными домами, имели неограниченное право собственности на принадлежащее им имущество, неограниченное право наследования.

Они получали право владеть промышленными заведениями (с ограничением их размеров и числа работающих на них), организовывать банки, конторы и пр.

При подготовке «Жалованной грамоты городам» (которая началась в 1780 г.) кроме материалов уложенной комиссии были Использованы другие источники: Цеховой устав (1722 г.), Устав благочиния (1782 г.) и Учреждение для управления губернией (1775 г.), шведский Цеховой Устав и Положение о маклере (1669 г.), прусский Ремесленный устав (1733 г.), законодательство городов Лифляндии и Эстляндии. «Жалованная грамота городам» (полное название: «Грамота на права и выгоды городам Российской Империи») была опубликована одновременно с «Жалованной грамотой дворянству» а апреле 1785 г. Она состояла из манифеста, шестнадцати разделов и ста семидесяти восьми статей. Грамота закрепляла единый сословный статус всего населения городов независимо от профессиональных занятий и родов деятельности.

Это вполне согласовывалось с идеей создания «среднего рода людей». Единый правовой статус городского населения основывался на признании города особой организованной территорией с особыми же административной системой управления;и видами занятий населения.

Принадлежность к мещанскому сословию, по мысли законодателя, основывается на трудолюбии и добронравии, является наследственным, связана с пользой, которую мещанство приносит отечеству (принадлежность к мещанству — не естественное явление, как принадлежность к дворянству). Лишение мещанских прав и сословных привилегий могло осуществляться по тем же основаниям, что и лишение сословных прав дворянина (также приводился полный перечень деяний).

Личные права мещан включали: право на охрану чести и достоинства, личности и жизни, право на перемещение и выезд за границу.

К имущественным правам мещанства относились: право собственности на принадлежащее имущество (приобретение, использование, наследование), право владения промышленными предприятиями, промыслами, право на ведение торговли.

Bce городское население делилось на шесть категорий:

1) «настоящие городские обыватели», имеющие в городе дом и иную недвижимость;

2) записанные в гильдии купцы (I гильдия — с капиталом от десяти до пятидесяти тысяч рублей, II — от пяти до десяти тысяч рублей, III — от одной до пяти тысяч рублей);

3) состоявшие в цехах ремесленники;

4) иногородние и иностранные купцы;

5) именитые граждане (капиталисты и банкиры, имевшие капитал не менее пятидесяти тысяч рублей, оптовые торговцы, судовладельцы, состоящие в городской администрации, ученые, художники, музыканты);

6) прочее посадское население.

Купцы I и II гильдий пользовались дополнительными личными правами, освобождались от телесных наказаний, могли владеть крупными промышленными и торговыми предприятиями. От телесных наказаний освобождались и именитые граждане.

Права и обязанности ремесленников регламентировались внутрицеховыми правилами и «Уставом о цехах».

За городскими жителями, как и за дворянством, признавалось право корпоративной организации. Горожане составляли «общество городское» и могли собираться на собрания с санкции администрации.

Горожане избирали бургомистров, заседателей-ратманов (на три года), старост и судей словесных судов (на год).

Собрание могло обращаться с представлениями к местным властям и наблюдать за соблюдением законов. За городским обществом признавалось право юридического лица. Участие в обществе ограничивалось имущественным цензом (уплата годового налога размером не менее пятидесяти рублей) и возрастным цензом (не моложе двадцати пяти лет).

В городе создавалась общая городская дума, в которую входили избранные городской голова и гласные (по одному от каждой из шести категорий горожан и пропорционально частям города).
Общая городская дума образовывала свой исполнительный орган — шестигласную городскую думу из числа гласных, в заседаниях которой участвовали один представитель от каждой категории. Председательствовал городской голова.

В компетенцию городской думы входили: обеспечение в городе тишины, согласия и благочиния, разрешение внутри-сословных споров, наблюдение за городским строительством. В отличие от ратуш и магистратов судебные дела не входили в ведение городской думы — их решали судебные органы.

В 1785 г. был разработан проект еще одной сословной грамоты — «Сельского положения». Документ касался положения только государственных крестьян. Он утверждал за ними неотъемлемые сословные права: право на свободное звание, право собственности на движимое имущество, право приобретать в собственность недвижимость (исключая деревни, фабрики, заводы и крестьян), право отказываться от уплаты незаконных податей, сборов и повинностей, право заниматься земледелием, промыслами и торговлей.

Сельское общество получало права корпорации. Сельские «обитатели» могли избирать исполнительные органы самоуправления в общинах, избирали сословный суд и выходили с представлениями к местной администрации. Лишение сословных прав могло осуществляться только по суду.

Предполагалось разделить все сельское население, по аналогии с городским, на шесть категорий с учетом объявленного капитала, по имущественному цензу. Две первых категории (с капиталом более одной тысячи рублей) освобождались от телесных наказаний.

Проект не стал законом, однако государственная и правовая политика в отношении крестьянства достаточно ясно определялась. Крестьянское население подразделялось на «государственных поселян», принадлежавших государству и владевших землями, полученными от правительства; свободных крестьян, арендующих землю у дворян или правительства и не являющихся крепостными; крепостных крестьян, принадлежавших дворянам или императору.

Вce категории крестьян имели право нанимать работников, выставлять вместо себя нанятых в рекруты, обучать своих детей (крепостные могли это делать только с разрешения помещика), заниматься мелкой торговлей и кустарными промыслами. Права наследования, распоряжения имуществом, вступления в обязательства для крестьян были ограничены. Государственные крестьяне и свободные крестьяне имели право защиту в суде, и на полное владение, но не распоряжение предоставленными землями, на полную собственность в движимом имуществе.

Крепостные крестьяне полностью подлежали суду помещиков, а по уголовным делам — государственному суду. Их имущественные права были ограничены необходимостью получать разрешение помещика (в области распоряжения и наследования движимого имущества). Помещику, в свою очередь, запрещалось продавать крестьян в «розницу».

Свободными людьми объявлялись казаки. Они не могли быть обращены в крепостное состояние, имели права на судебную защиту, могли владеть мелкими торговыми заведениями, сдавать в аренду, заниматься промыслами, нанимать на службу вольных людей (но не могли владеть крепостными), торговать товарами собственного производства. Казацкие старшины освобождались от телесных наказаний, их дома — от постоя. Устанавливалось единообразное и особое военно-административное управление казачьими войсками: войсковая канцелярия, руководство которой назначалось правительством, а члены избирались казаками.

Развитие дворянского права собственности проходило в русле правовой консолидации этого сословия. Еще в «Манифесте о вольности дворянской» расширялось понятие недвижимого имущества, впервые введенное в оборот «Указом о единонаследии». К недвижимостям были отнесены дворы, фабрики и заводы.

Установленная в 1719 г. монополия государства на недра и леса отменяется в 1782 г. — помещики получают право собственности на лесные угодья.

Еще в 1755 г. была установлена помещичья монополия на винокурение, с 1787 г. дворянам разрешается повсеместная свободная торговля хлебом. В этой области никто не мог конкурировать с помещичьими хозяйствами.

Дифференциация правовых форм дворянского землевладения упрощается: все имения стали подразделяться на два вида — родовые и благоприобретенные.

Упростился порядок наследования помещичьих имений, расширилась свобода завещателя. В 1791 г. бездетные помещики получают полную свободу передавать по наследству недвижимость любым лицам, даже не относящимся к членам рода наследодателя.

«Жалованная грамота дворянству» закрепила права дворян заниматься промышленной и торговой деятельностью, открыв для сословия новые перспективы деятельности.

Дворяне обладали неограниченным правом собственности на имения любого типа (благоприобретенные и родовые). В них они могли осуществлять любую, не запрещенную законом деятельность. Им предоставлялось полное право распоряжения имениями, они имели полную власть над крепостными крестьянами, по собственному усмотрению могли налагать на них различные подати, оброки и использовать на любых работах.

Законодательство о предпринимательстве, формировании капиталистической экономики. В первой половине XIX в., во всех отраслях экономики происходило формирование капиталистических отношений. Сельское хозяйство определенно ориентировалось на рынок: его продукция производилась с целью сбыта, в структуре крестьянских отработок и повинностей увеличивалась доля денежных оброков, увеличивались размеры барской запашки. В ряде районов развивалась месячина: перевод крестьян на оплату продуктами, тогда как их наделы переходили в барскую запашку.

В поместьях появляется все большее число промышленных предприятий и мануфактур, на которых использовался труд крепостных. Происходила дифференциация крестьянства, разбогатевшие вкладывали свои капиталы в промышленность и торговлю.

В промышленности возрастало применение наемного труда, увеличивалось число кустарных и мелких предприятий, крестьянских промыслов. В 30 — 50-е годы мануфактуры превращались в капиталистические фабрики, основанные на машинной технике (уже в 1825 г. более половины занятых в обрабатывающей промышленности рабочих были наемными, преимущественно оброчными крестьянами). Быстро возрастал спрос на свободную рабочую силу.

Ее пополнение возможно было осуществлять только из крестьянской среды, для чего следовало провести, определенные правовые преобразования в положений крестьянства. В 1803 г. принимается «Указ о вольных хлебопашцах», по которому помещики получили право отпускать своих крестьян на волю за установленный самими помещиками выкуп. Почти за шестьдесят лет действия указа (до реформы 1861 г.) было утверждено лишь около пятисот договоров об освобождении и стали вольными хлебопашцами около ста двенадцати тысяч человек.

Освобождение осуществлялось с санкции Министерства внутренних дел, крестьяне получали права собственности на недвижимость и участии в обязательствах.

В 1842 г. издается «Указ об обязанных крестьянах», предусматривающий возможность передачи помещиками крестьянам земли в арендное пользование, за что крестьяне обязывались выполнять предусмотренные договором повинности, подчиняться суду помещика. На положение «обязанных» крестьян было переведено лишь около двадцати семи тысяч крестьян, проживающих в имениях всего шести помещиков. Недоимки с крестьян взимали через полицию «губернские управления».

Обе эти частичные реформы не решали вопроса об изменении экономических отношений в сельском хозяйстве, хотя и наметили механизм аграрной реформы (выкуп, состояние «временной обязанности», отработки), которая осуществлялась в 1861 г. Более радикальными были правовые меры, принятые в Эстляндской, Лифляндской и Курляндской губерниях: в 1816 — 1819 гг. крестьяне этих регионов были освобождены от крепостной зависимости без земли. Крестьяне переходили на отношения аренды, пользуясь помещичьей землей, выполняя повинности и подчиняясь помещичьему суду.

Мерой, направленной на изменение крепостнических отношений, стала организация военных поселений, в которых с 1816 г. стали размещаться государственные крестьяне. К 1825 г. их число достигло четырехсот тысяч человек. Поселенцы были обязаны заниматься сельским хозяйством (отдавая половину урожая государству) и нести военную службу. Им запрещалось торговать, уходить на заработки, их жизнь регламентировалась Воинским уставом. Эта мера не могла дать свободных рабочих рук для развития промышленности, но наметила пути для организации принудительного труда в сельском хозяйстве, которые будут использованы государством значительно позже.

В 1847 г. было создано министерство государственные имуществ, которому было поручено управление государственными крестьянами: было упорядочено оброчное обложение, увеличены земельные наделы крестьян; закреплена система крестьянского самоуправления: волостной сход — волостное управление — сельский сход — сельский староста. Эта модель самоуправления будет еще долгое время использоваться как в системе общинной, так и будущей колхозной организации, став однако фактором, сдерживающим отход крестьян в город и процессы имущественной дифференциации крестьянства.

Новые экономические отношения требовали, однако, изменений в правовом положении сельских обывателей. Отдельные шаги в этом направлении были сделаны в первой половине XIX в. Уже в 1801 г. государственным крестьянам было разрешено покупать землю у помещиков.

В 1818 г. был принят указ, разрешивший всем крестьянам (в том числе и помещичьим) учреждать фабрики и заводы.

Потребность в свободном наемном труде сделала неэффективным использование труда посессионных крестьян на фабриках и заводах: в 1840 г. заводчики получили право освобождать посессионных крестьян и вместо них нанимать вольных людей и оброчных крестьян.

В городах параллельно с сословием мещан и цеховых (мастера, ремесленники, подмастерья) стала возрастать социальная группа «рабочих людей».


В России к началу 20 века сосуществовали сословия и классы, поскольку в это время Россия находилась в стадии перехода отфеодального строя ,для которого характерно сословное деление, к капиталистическому , для которого было характерно классовое деление общества.

Мещанство

Мещанство - средние слои городского населения (мелкие служащие, ремесленники, домашняя прислуга и т.д.) В России до 1917 года - сословие, низший разряд городских обывателей. Мещане относились к податным сословиям, несли рекрутскую и податную повинность, могли подвергаться телесным наказаниям.

Купечество

Купечество - торговое сословие. Оно оказалось наиболее приспособленным к началу капиталистических преобразований. Купечество стало основой для формирования российской буржуазии.Купечество было освобождено от подушной подати, телесных наказаний, а его верхушка и от рекрутчины. Сословный статус купца определял имущественный ценз. С конца XVIII века купечество делилось на три гильдии. Принадлежность к одной из них определялась размерами капитала, с которого купец обязан был выплачивать ежегодно гильдейский взнос в размере 1 % от своего капитала. Это затрудняло доступ в Купечество представителям других слоев населения. За период с начала XIX века и до революции 1917 купечество выросло со 125 тысяч человек мужского пола до 230 тысяч. Однако 70-80 % относилось к третьей гильдии. К началу ХХ века сословные границы купечества потеряли четкость, многие богатые представители купечества получили дворянские титулы и, наоборот, его ряды пополнила часть мещанства и крестьянства.

Классы

Буржуазия

Буржуазия - класс эксплуататоров, владеющий на правах частной собственности орудиями и средствами производства и извлекающий прибавочную стоимость посредством эксплуатации наемного труда. Мелкая буржуазия - класс мелких собственников, владеющих средствами производства и пользующихся наемным трудом в незначительной степени или совсем не пользующихся им. Буржуазия к началу 20 века становится экономической опорой самодержавия, но была лишена политических прав. Это приводит к тому, что русская буржуазия была сильно политизированна.

Пролетариат

Пролетариат (нем. «Proletariat» от лат. «proletarius» - неимущие) - социальный класс, лишённый собственности на средства производства, для которого основным источником средств для жизни является продажа собственной рабочей силы.
Пролетариат в России был достаточно малочисленным (10%). Для него было характерно резкое расслоение на рабочую аристократию и чернорабочих, уровень жизни которых был крайне низким, а условия труда ужасающими. Наиболее бедные слои пролетариата были крайне революционны.

Помещики

Помещик - дворянин - землевладелец владеющий поместьем, вотчинник в России конца XV - начала XX вв.Изначально служилые люди, «испомещавшиеся», т.е. получавшие в пользование землю (поместье) за государственную службу. Постепенно поместья стали наследственными, с 1714 г. - собственностью П. Октябрьская революция 1917 г. ликвидировала сословие П. и их землевладение.

Крестьяне

Крестьяне (от «христиане») - сельскохозяйственные производители семейно-индивидуального труда, основной класс феодализма, когда большинство крестьянства было превращено в крепостных. Как класс крестьяне оформились в XIV в. Являлись собственность помещика, были лично зависимы от помещика, платили подушную подать, оброк, отрабатывали барщину, месячину, пользовались наделами общинной земли; ограничено право крепостных покупать землю, заключать сделки. Отличались использованием традиционных орудий труда, слабо меняющейся техникой производства, патриархальными порядками, местной замкнутостью, узостью интересов.

В начале царствования Петра I составляли примерно 90% населения России и окончательно утратило личную свободу. Уже в к.XVII в. положение крестьян почти перестало отличаться от положения холопов. При развитии экономики вовлекались в товарно-денежные отношения, что вело к расслоению, выделению фермерских хозяйств, численному сокращению крестьянства, кооперированию труда. В к.XIX в. крестьяне составляли примерно 75% населения страны (ок.половины крестьян - бедняки).

Соотношение сословий и классов

Интеллигенция (особая группа, для которой харрактерен высокий уровень образованности и независимость мышления и суждений)
Классы Сословия
помещики дворянство
крестьяне крестьянство
купечество,дворянство, мещанство, крестьянство
пролетариат

Сословное деление было характерно для средневековой Европы, и обычно включало аристократию, священников и общинников. В ряде государств последние разделялись на бюргеров (буржуа, мещан) и крестьян. Принадлежность к сословиям, как правило, передаётся по наследству.

Первые законодательные собрания Европы базировались на сословном принципе; характерными примерами являлись трёхпалатные Генеральные Штаты во Франции и двухпалатный Парламент Англии.

Сословия Древнего Рима

Сословия у Платона

Сословия описаны Платоном в VIII книге «Государства». Все население в таком государстве разделено Платоном на три сословия:

  • правители-философы
  • воины-стражи
  • демиурги.

Франция

Так называемый «Старый режим» во Франции (то есть существовавший до революции) разделял общество на три сословия: первое (священники), второе (аристократы) и третье (общинники).

В обязанности Первого сословия входили: регистрация браков, рождений и смертей, сбор десятины, осуществление духовной цензуры книг, исполнение обязанностей моральной полиции и помощь бедным. Духовенство владело 10-15 % земель во Франции; они не облагались налогом.

Общая численность Первого сословия на 1789 год оценивалась в 100 тыс. чел, из которых около 10 % принадлежали к высшему духовенству. Существовавшая во Франции система наследования старшему сыну приводила к тому, что младшие сыновья зачастую становились священниками.

Второе сословие представляло собой аристократию, и, фактически, королевскую семью, за исключением самого монарха. Нобилитет разделялся на «аристократов плаща», представлявших юстицию и гражданскую службу, и «аристократов меча».

Численность аристократов составляла около 1 % населения; они были освобождены от трудовой повинности на строительство дорог, а также от ряда налогов, в частности, габель (налог на соль), и традиционный налог талья.

К особым привилегиям аристократов относились право ношения меча и право на фамильный герб. Также аристократы собирали налоги с третьего сословия, опираясь на традиционную феодальную систему.

К тяглым сословиям в Московском царстве относились крестьяне и посадские люди .

Низший слой населения составляли несвободные холопы .

Российская Империя

10 ноября 1917 года Декрет ВЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов » ликвидировал все сословные привилегии и ограничения и провозгласил равенство граждан.

Литература

  • Законы о состояниях (св. зак. т. IX, изд. 1899 г.) с дополнительными узаконениями, разъяснениями Правит. Сената, циркулярами Министерства Внутренних дел и алфавитным указателем. Сост. Палибин М. Н. Санкт-Петербург, 1901]
  • Пайпс, Ричард . Россия при старом режиме / пер. В. Козловского. М.: Независимая газета, 1993.

См. также

Ссылки

  • Анпилогова Е. С. Публичная жизнь женщин высших сословий на рубеже XVII–XVIII веков // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение » . - 2009. - № 6 - История .

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Сословие" в других словарях:

    Сословие … Орфографический словарь-справочник

    К числу книжных славянизмов, вошедших в активный состав русского литературного языка в период так называемого «втор ого южнославянского влияния» (XIV XVI вв.), относится слово сословие. А. Г. Преображенский думал, что оно представляет собою,… … История слов

    Звание, состояние, разряд, гильдия, каста, класс, корпорация, секта, цех. Он из простого звания. .. Ср … Словарь синонимов

    Современная энциклопедия

    СОСЛОВИЕ, сословия, ср. 1. Сложившаяся на основе классовых отношений феодализма общественная группа, классовая организация с закрепленными законом наследственными правами и обязанностями (ист., дорев., загр.). «Значение каждого лица в государстве … Толковый словарь Ушакова

    Сословие - СОСЛОВИЕ, социальная группа многих докапиталистических обществ, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации общества, обычно включающей несколько сословий,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Большой Энциклопедический словарь

    Социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации, обычно включающей несколько сословий, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и… … Политология. Словарь.

    В истории феодальной Европы социальная группа, обладающая закрепленными в законе или обычае и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации характерна иерархия. В России со второй половины XVIII в. утвердилось… … Юридический словарь

    Понятие для обозначения социальных групп (общностей), главным отличительным признаком которых выступают фиксируемые в обычаях и законах обязанности и права, передаваемые по наследству. С. являлись центральным элементом моделей социальной… … Новейший философский словарь

    СОСЛОВИЕ, я, ср. 1. Сложившаяся на основе феодальных отношений общественная группа со своими наследственными правами и обязанностями, закреплёнными обычаями или законами. Податные сословия (в России до середины 19 в.: крестьяне, мещане).… … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Сословие приказчиков , Скида , Сословие приказчиков ввиду нового Городового положения / Соч. М. М. Скида E 79/116:Воронеж: Г. М. Веселовский, 1871:Соч. М. М. Скида Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии… Категория: