Агния барто. Журнальный мир Соболезнования о смерти Агнии Барто

Агния Львовна Барто появилась на свет в Москве 17 февраля 1906 года. По некоторым данным, при рождении девочку звали Гетель Лейбовна Волова. Агния родилась в образованной семье еврейского происхождения. Ее отцом стал Лев Николаевич Волов, ветеринарный врач, и Мария Ильинична Волова (в девичестве Блох), которая после рождения дочери занялась домашним хозяйством.

Отец девочки очень любил басни Крылова и с самого детства своей дочери регулярно читал ей их на ночь. Он же учил маленькую дочку читать, по книге . Отец Агнии очень любил произведения классика русской литературы, потому на первый же День рождения подарил своей дочери книгу под названием «Как живет и работает Лев Николаевич Толстой».

Еще в раннем детстве Агния начала писать стихи. Как впоследствии признавалась сама поэтесса, в первых классах гимназии она отдала дань любовной тематике: исписала не один лист наивными стихотворными рассказами о «влюбленных маркизах и пажах». Впрочем, сочинять стишки о томных красавицах и их пылких возлюбленных девочке достаточно быстро надоело, и постепенно подобные стихотворения в ее тетрадях сменились смелыми эпиграммами на подруг и учителей.


Как и все дети из интеллигентных семей тех времен, Барто обучалась немецкому и французскому языкам, ходила в престижную гимназию. Кроме того, она поступила в хореографическое училище, намереваясь стать балериной. При этом финансовое положение еврейской семьи, да еще и в условиях Октябрьской революции, оставляло желать лучшего. Поэтому в 15 лет Агния подделала документы, увеличив свой возраст на год, и пошла продавцом в магазин «Одежда» (его сотрудникам выдавали селедочные головы, из которых можно было варить суп).

Творческая карьера

Однажды хореографическое училище, в котором занималась Агния Барто, посетил нарком просвещения Анатолий Луначарский. Он пришел на выпускные зачеты воспитанников училища и, помимо прочего, услышал, как юная поэтесса под аккомпанемент музыки зачитывала весьма внушительное по размерам стихотворение «Похоронный марш» собственного сочинения. Хотя произведение было отнюдь не юмористическим, Луначарский с трудом удержался от смеха и уверенно заявил, что девушка будет писать прекрасные, веселые и радостные стихи.


В 1924 году Агния Львовна завершила обучение в хореографическом училище и успешно поступила в балетную труппу. Однако построить успешную карьеру на сцене ей все же не удалось: труппа эмигрировала, а отец Агнии не согласился отпустить ее из Москвы.

Свои первые произведения поэтесса понесла в Госиздат в 1925 году. «Мишка-воришка» и «Китайчонок Ван Ли» понравились издательству, и стихотворения были опубликованы. Далее последовали сборники стихов «Игрушки», «Братишки», «Мальчик наоборот», «Снегирь», «Болтунья» и многие другие.


Произведения молодой поэтессы достаточно быстро обеспечили ей большую популярность среди советских читателей. Она не была поклонницей небылиц, а создавала юмористические и сатирические образы, высмеивала человеческие недостатки. Ее стихотворения читались не как занудные нотации, а как забавные дразнилки, и благодаря этому они были гораздо ближе детям, чем произведения многих других детских поэтов начала 20-го века.

При этом Агния Львовна всегда оставалась очень скромным и застенчивым человеком. Так, она была без ума от , но при первой встрече с ним даже не посмела открыть рта. Впрочем, впоследствии разговор о детской поэзии у Барто и Маяковского все же состоялся, и Агния много почерпнула из него для своего будущего творчества. А когда один из стихов Агнии прослушал , она заявила, что его написал пятилетний мальчик. Не менее волнительным для писательницы стал и разговор с .


Как в молодости, так и в более зрелые годы Агния Львовна отличалась своеобразным лингвистическим перфекционизмом. Однажды она отправилась на книжный конгресс, который проводился в Бразилии. Ей предстояло выступить с докладом, причем переведенным на английский язык. Тем не менее, Барто многократно меняла текст русскоязычной версии своего выступления, чем чуть не свела с ума переводчика.


В военные годы Агния Барто вместе с семьей была эвакуирована в Свердловск. Она много выступала по радио, печатала военные статьи, очерки и стихотворения в газетах. В 1940-ых годах у нее возник замысел произведения о юных подростках, которые неустанно трудятся на оборонных заводах у многочисленных станков. Чтобы овладеть темой, она даже овладела профессией токаря, и в 1943 году написала долгожданное произведение «Идет ученик».

Послевоенный период

После войны поэтесса очень часто посещала детские дома, общалась с сиротами, читала свои стихи, над некоторыми детскими домами даже шефствовала. В 1947 году Агния Барто опубликовала одно из самых психологических тяжелых своих произведений – поэму «Звенигород», посвященную многочисленным детям, у которых война забрала родителей.

После публикации «Звенигорода» ей написала женщина из Караганды, потерявшая дочку в военные годы. Она попросила Агнию Львовну помочь найти ее. Поэтесса отнесла письмо в организацию, которая занималась поисками людей, и чудо свершилось: мать и дочь нашли друг друга спустя несколько лет разлуки. Об этом случае написали в прессе, и вскоре к Барто начали приходить многочисленные письма от детей и родителей, жаждущих найти друг друга.

Поэтесса взялась за работу, которая была не по силам никому. В ее радиопередаче «Найти человека» дети рассказывали о своих обрывочных воспоминаниях из тех времен, когда они еще жили с родителями. Барто зачитывала отрывки писем, ей помогали слушатели: в результате огромное количество людей нашли своих родных именно благодаря Агнии Львовне.


Естественно, о творчестве поэтесса не забывала, и продолжала писать книги для самых маленьких. Ее стихи для детей «Дедушка и внучка», «Лешенька, Лешенька», «Медведь и Дядя Вова», «Первоклассница», «Вовка добрая душа» и многие другие публиковались большими тиражами и с удовольствием прочитывались детьми по всей стране.

Кроме того, по сценариям Агнии были сняты фильмы «Алеша Птицын вырабатывает характер», «Слон и веревочка». Небольшая фильмография поэтессы включает в себя также картину «Подкидыш», написать сценарий для которой Барто помогла .

Личная жизнь

Первый муж Агнии Львовны – поэт Павел Барто, фамилию которого поэтесса впоследствии носила всю жизнь. Этот брак, заключенный в молодости обоих поэтов, продлился менее десяти лет.


У Павла и Агнии родился сын Эдгар, погибший в 18-летнем возраста в ДТП.

Вторым супругом писательницы стал Андрей Щегляев, с которым она прожила в счастье и любви вплоть до 1970 года, когда Андрей Владимирович умер из-за онкологического заболевания.


В этом браке родилась дочь Татьяна, впоследствии ставшая кандидатом технических наук.

Смерть

Агния Барто скончалась 1 апреля 1981 года, причина смерти – проблемы с сердцем. После вскрытия врачи были поражены тем, что поэтесса прожила достаточно долгую жизнь при том, что у нее были крайне слабые сосуды.


Многие поклонники творчества Агнии впоследствии вспоминали ее фразу «Почти у каждого человека бывают в жизни минуты, когда он делает больше, чем может» - и отмечали, что для Барто такие минуты растянулись в целые годы.

Союз Агнии Львовны и Павла Николаевича Барто

Агния Львовна очень много работала, но никогда не забывала о своих родных. Семья была для нее центром мироздания. Для благополучия близких поэтесса делала всё, что могла, и даже больше.Первый раз Агния Львовна вышла замуж в довольно юном возрасте: ей исполнилось восемнадцать лет. Ее избранником стал голубоглазый красавец, поэт Павел Барто, в чьих жилах текла немецкая, английская и русская кровь. Об этом браке дочь Павла Барто от второго брака Сусанна рассказывала: «Агния была активнее и смелее. Она сама выбрала Павла, называла его своим "голубым принцем" покорила его своей женственностью. Это была романтическая первая любовь». Молодые люди увлекались поэзий, сочиняли стихотворения. Плодом их совместного творчества стали стихи «Девочка-ревушка», «Считалочка», «Девочка чумазая». У Павла и Агнии Барто родился сын Эдгар, которого дома все звали Гариком. (В шестнадцать лет молодой человек получал паспорт и сменил имя на «Игорь».)

Увы, рождениесына неукрепило юный союз. Кроме поэзии, молодых людей ничто не связывало. Расставание Агния Львовна переживала болезненно, так как сама росла в полноценной семье. Выйти из этого состояния помогло лишь творчество. После развода Агния Львовна оставила себе фамилию первого мужа. Тяжело дался этот разрыв и Павлу Барто. В будущем Павел Николаевич стал известен как автор «орнитологических стихов» и рассказов о животных. Он был женат еще три раза, и семейное счастье обрел только в третьем браке. Дружбы между бывшими супругами не получилось. Поэт Юрий Кушак вспоминал об их отношениях в 1970-е годы: «Агния Львовна была сердита на него, он публиковал их некоторые ранние стихи, хотя она просила не делать этого».В отличие от первого, неудачного опыта, второй брак поэтессы оказался счастливым. Казалось бы, представители разных профессий - энергетик Андрей Щегляев и поэтесса Агния Барто - были совершенно разными по характеру людьми. Однако вместе они прожили сорок с лишним лет и, по свидетельству близких друзей, практически ни разу не поссорились.

Щегляев являлся известным советским специалистом в области паровых и газовых турбин, ученым, членом-корреспондентом Академии наук. Он преподавал в МЭИ, был деканом энергомашиностроительного факультета; по его учебникам и сегодня учатся студенты. Об Андрее Владимировиче часто говорили как о «самом красивом декане Советского Союза». В этом браке родилась дочь Таня, которой посвящены известные строки «Наша Таня громко плачет...». Агния Львовна и Андрей Владимирович всегда поддерживали друг друга, каждый из них достиг больших высот на своем поприще. Жила семья в квартире в Лаврушинском переулке. От бытовых мелочей Агнию Львовну старались оградить, за это отвечала няня Домна Ивановна. Она приехала в столицу из деревни, чтобы заработать, да так и осталась в семье поэтессы на всю жизнь. К ее мнению Агния Львовна относилась очень внимательно. Прежде чем пойти на какое-нибудь мероприятие, поэтесса интересовалась у няни, как она выглядит. Если Домна Ивановна одобряла, значит, из дома можно было выходить спокойно.

То, что Агния Львовна не была погружена в бытовые проблемы, вовсе не означает, что она оставалась в стороне от семейных дел. Скорее наоборот, она была полноценным главой семьи. Барто руководила домашними, когда нужно было организовать семейное торжество или заняться строительством дачи. Если кто-то из близких заболевал, она делала всё, лишь бы болезнь отступила. Когда во время войны сын Гарик попал в больницу, Агния Львовна с огромным трудом доставала для него яблоки, которые были тогда на вес золота. Поэтесса везла их сыну, держа в коробке на коленях, каждое яблоко было завернуто в отдельную бумажку. Когда помощь требовалась абсолютно чужим ей людям, Барто действовала точно так же: отдавала все силы, лишь бы помочь человеку: доставала дефицитные лекарства, например.Талантливый и способный молодой человек, Гарик мечтал стать летчиком. Во время эвакуации в Свердловске он поступил в летное училище и собирался по окончании отправиться на фронт. Однако ив-ва болезни желудка его отчислили. По возвращении в столицу юноша поступил в Авиационный институт. При этом он прекрасно сочинял музыку и обучался в консерватории.

5 мая 1945 года Гарик трагически погиб. В тот день ничто не предвещало беды: юноша решил прокатиться на велосипеде, и его сбил выехавший из-за угла грузовик. Молодой человек упал на асфальт и ударился виском о бордюр, смерть наступила мгновенно. Ему было восемнадцать лет. Евгения Таратута, подруга поэтессы, вспоминала, что Агния Львовна, подавленная горем, ушла в себя. Она не разговаривала, не ела, не спала. Татьяна Щегляева в одном из интервью отметила: «Это горе осталось с мамой навсегда. Не было дня, чтобы она не говорила об этой трагедии».Сильная духом, она всё же нашла в себе силы вернуться к творчеству. Агния Львовна начала активно ездить по детским домам. В 1947 году появилась ее поэма «Звенигород», послужившая отправной точкой начала поиска потерявшихся в войну детей.Дочь поэтессы, Татьяна Андреевна, окончила Энергетический институт и всю жизнь проработала в Центральном НИИ Комплексной автоматизации. Она стала кандидатом технических наук, заведовала лабораторией, была ведущим инженером. У Татьяны родилось двое детей. Младшей внучке Наташе Агния Барто посвятила стихотворение «Мы не заметили жука». Старшему внуку Владимиру - стих про ершей. Ходили слухи, что цикл «Вовка - добрая душа» тоже был написан для него. В любом случае это имя часто встречалась в стихах Барто тех лет. Агния Львовна была очень близка с Володей, они часто беседовали о литературе, поэтесса демонстрировала внуку рисунки художников для своих изданий. Барто учила Владимира танцевать, у него хорошо получалось, но в хореографическое училище он поступать не стал. По прошествии лет внук поэтессы стал математиком, преподавал в школе.

Агния Львовна Барто родилась 4 (17) февраля 1906 года в Москве в образованной еврейской семье. Отец, Лев Николаевич (Абрам-Лев Нахманович) Волов, был ветеринарным врачом, в молодости ездил в Сибирь на борьбу с оспой. Знал литературу, любовь к русской классике привил дочери. Мать, Мария Ильинична (Эльяшевна) Волова (урождённая Блох), занималась домашним хозяйством.

Агния Барто училась в гимназии и одновременно в балетной школе. Затем поступила в хореографическое училище и после его окончания в 1924 - в балетную труппу, где работала около года.

Первым мужем Воловой был поэт Павел Барто. Совместно с ним она написала три стихотворения - «Девочка-рёвушка», «Девочка чумазая» и «Считалочка». В 1927 у них родился сын Эдгар (Гарик), а через 6 лет супруги развелись.

Печататься начала в 1925 - сборник стихов «Китайчонок Ван Ли», «Мишка-воришка». Затем вышли книги «Братишки» (1928 ), «Мальчик наоборот» (1934 ), «Снегирь» (1939 ). Уже в первых книгах автор следует собственной заповеди: «Сила лучших детских поэтов именно в том, что они в своем творчестве нашли сочетание детскости и взрослости, умеют со своим читателем говорить занимательно о серьезном и важном» (Записки детского поэта. С. 50).

В 1939 с актрисой Р. Зеленой написан сценарий кинофильма «Подкидыш», фильм получил большую популярность. Во время Гражданской войны в Испании участвовала в работе II Международного конгресса в защиту культуры, который проходил в 1937 под бомбежками в Барселоне, Валенсии и Мадриде.

Во время Великой Отечественной войны много выступала по радио, печатала военные стихи, статьи в газетах. Как корреспондент «Комсомольской правды» работала на фронте. Росла творческая потребность написать о подростках, работающих у станков на оборонных заводах. В статье Барто «Немного о себе» читаем: «Павел Петрович Бажов посоветовал мне, чтобы глубже узнать интересы ремесленников и, главное, их психологию, приобрести вместе с ними специальность, - например, токаря. Через шесть месяцев я получила разряд...» (Жизнь и творчество Агнии Барто. С. 13). Так появилась книга «Идет ученик» (1944 ). В 1944 семья вернулась в Москву. Сын Гарик погиб 5 мая 1945 года в возрасте 18 лет – был сбит грузовиком во время катания на велосипеде.

Вторым мужем Барто был теплоэнергетик, член-корреспондент АН СССР Андрей Владимирович Щегляев; дочь - кандидат технических наук Татьяна Андреевна Щегляева.

В конце 1940-х - 1950-е были написаны сценарии детских фильмов «Слон и веревочка» (1946 ), «Алеша Птицын вырабатывает характер» (1953 ); фильмы получили широкую известность. Вышло много новых книг: «Стихи детям» (1956 ), «Веселые стихи» (1957 ), «Про больших и маленьких. Стихи и рассказы» (1958 ), «Твои стихи» (1960) . Стихи Барто чужды бескрылому бытовизму, автор даже в незначительных событиях умеет увидеть и показать нечто необыкновенно важное в детском восприятии мира. В послевоенные годы Барто критиковали с позиций т.н. «теории бесконфликтности», в 1949 в журнале «Октябрь» (№ 7) была опубликована статья, в которой сатира Барто квалифицировалась как клевета на детей, а ее стихи назывались порочными. Утверждая свою правоту, Барто продолжала пестовать детскую тему в литературе, воспитывая у своих читателей гражданское чувство, доброту, творческое отношение к труду.

В 1947 была написана поэма «Звенигород», которая вскоре вышла отдельной книгой, этой книге была суждено удивительная судьба. Автор вспоминал: «Случилось так, что в 1954 г. книжка попала в руки к женщине, у которой восьмилетняя дочь Нина, так же как дети в поэме, потерялась в годы войны. Мать считала ее погибшей, написала мне: «Читала "Звенигород" и думала: а может, и моя Ниночка все-таки жива...» Письмо матери я передала в специальную организацию... Через восемь месяцев Нина нашлась...» (Жизнь и творчество Агнии Барто. С. 17). Чтобы помочь разлученным войной найти друг друга, поэтесса неоднократно выступала по радио, в результате тысячи детей нашли своих родных. Об этих поисках позднее была написана книга «Найти человека» (1969 ), она была переиздана с предисловием К. Симонова.

Постоянными были выступления в школах, пионерских лагерях, на международных конференциях. Барто выполняла обязанности президента Ассоциации деятелей литературы и искусства при Союзе советских обществ дружбы с зарубежными странами, члена международного жюри по присуждению медали им. Г.Х. Андерсена.

Полтораста миллионов книг почти на 100 языков - таковы тиражи произведений Барто. В конце 1970-х появилось оригинальное издание, подготовленное Барто, - «Переводы с детского»: переложение стихов детей разных стран. Иллюстрирована эта книга была также своеобразно - рисунками самих детей (2-е изд. 1979 ).

По произведениям Барто, помимо упомянутых, поставлены фильмы и спектакли: «10 000 мальчиков», «У нас экзамены», «Ищу человека», «Отчего улетели птицы», «Дима и Вова», «Дочь-невеста». Именем Барто названа одна из малых планет. Расул Гамзатов сказал о поэтессе: «Она всегда идет навстречу новому поколению...» (Жизнь и творчество Агнии Барто. С. 168). Эти слова подтвердило начало нового, XXI в.: книги Барто издаются и переиздаются в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Смоленске.

Ну-ка, угадайте, кто она - самая известная?

Долго гадать не придется: поэтесс в наших литературах - раз-два, и обчелся: Ахматова с Цветаевой в русской классической, Ахмадулина и Друнина в оттепельной, несчастная Цётка , которой обязательно пририсовывали усы или платочек в хрестоматии по беллиту, опальная Арсеньева и забытая Гениюш . И - она.

Об этой поэтессе Расул Гамзатов однажды сказал: у нее читателей - побольше, чем населения некоторых континентов. И это точно: ее книги читают, перечитывают, переиздают, без раздумий покупают сотнями миллионов экземпляров. Издательства, не сомневаясь, печатают ее стихи самыми большими тиражами. До сих пор. И даже когда бумажная книга почти умрет - ее книги останутся. Потому что ее аудитория без бумажной книги попросту не сможет.

Да, я - об Агнии Барто , самой замечательной из всех известных мне детских поэтов, прожившей удивительную, но не слишком известную жизнь...

Факт первый: о Маяковском

Агния родилась в 1907 году, начала очень рано писать, в 1925 уже была замечена наркомпросом Луначарским - ее юность прошла на расстоянии вытянутой руки от гениев. Кумиром девушки, ее первой пылкой читательской любовью и героем поэтической мечты был Владимир Маяковский: зачитанные до дыр книжки стихов, затверженные наизусть строки, отчаянное желание встретиться…

Однажды, играя с приятельницей в теннис на писательских дачах, Агния побежала за мячиком и… за забором увидела Маяковского! Это был забор той самой дачи, о которой он написал свое «Необычайное приключение…».

Сколько раз потом Агния прибегала сюда, высматривая Поэта! А он давал повод: ходил, сложив за спиной руки, погруженный в поэтическую задумчивость… Агния придумала целую речь: что именно она скажет, когда Маяковский поднимет на нее глаза. Он не поднял ни разу - и этим спас девушку от позора. Речь, вспоминала позже Барто, была ужасная.

Факт второй: о фронте

В годы войны Агнию Барто отправили в эвакуацию. Но она просилась и просилась на фронт. Ей, разумеется, отказывали: возраст, бронь - писателей берегли. Барто оказалась очень настойчивой, и в конце концов ее отправили на месяц в окопы в составе агитбригады. И она читала стихи - в госпиталях, в окопах передовой. Детские стихи: про девочку чумазую, про китайчонка Ван Ли, про мишку и его лапу… Солдаты плакали: стихи напоминали им о детях.

Факт третий: о кино
Агния Барто - не только замечательная детская поэтесса. Она - успешный киносценарист. «Подкидыш» с Раневской и знаменитым «Ходят тут всякие, а потом пианино пропадает» - фильм, снятый по сценарию Агнии Барто (в соавторах, между прочим, Рина Зеленая, кто не в курсе - актриса, известная всем по роли Черепахи Толтиллы). А еще есть замечательное детское кино «Алеша Птицын вырабатывает характер» и чудная картина «10 000 мальчиков» - ее вклад в советское кино.

Факт четвертый: о деле жизни

Весной 1945 Агния пережила страшную трагедию. Они вернулись из эвакуации - и в московском дворе ее старший сын, восемнадцатилетний студент Эдгар Барто, был сбит автомашиной. Смерть первенца подкосила писательницу, она замкнулась в себе, перестала писать.

Страшная тоска толкнула ее к тем, кому - еще хуже: она начала ездить по детским домам, расспрашивать детей о родителях и помогать им в поисках родни. Скоро на адрес Барто стали приходить письма от самых разных людей с просьбой помочь в поисках.

Потом писем стало так много, что в коридоре поставили два чемодана: туда почтальон сгружал корреспонденцию, а Агния Львовна ночами читала ее и писала сама - в инстанции, в детские дома, в военкоматы… Из этой работы родилась радиопередача «Найти человека» - прообраз современного «Жди меня». Агния Барто вела ее больше десяти лет.

Факт пятый: о стихах

Но почему - именно ее стихи? Чем они лучше стихов сотен других поэтов и поэтесс, каждый день штурмующих высоты такой, казалось бы, нетребовательной литературы - литературы для детей?

Литературоведы объясняют: секрет в понятных, простых словах, четком ритме, легких, отточенных рифмах, совпадающих с детским видением мира цветовых и предметных решениях стиха, их конкретности (заметьте: ее герои всегда имеют имя и характер, даже если это - малюсенькое четверостишие про Таню и мячик) и отсутствии бьющей в лоб морали.

А еще - в удивительной современности: нынешним детям Агния Барто так же близка, как и первым читателям ее первых стихов в далеком 1920 году.

Хотя и мир уже совсем-совсем другой, и дети совсем-совсем другие, и родители…

Меняются времена, педагогические концепции и правила - а ее мишки с лапами, зайцы на скамейках, бычки на досточках все так же интересны и понятны всем.

Агния Барто всем сердцем любила детей. Как иначе можно объяснить, что именно её детские стихи так запали в сердце тем из нас, кто читал их в своём детстве? К тому же Барто показала себя не только как талантливая поэтесса, но и как замечательная радиоведущая и киносценарист.

  • Биографы Барто до сих пор не сошлись во мнении, когда родилась будущая детская писательница – в 1905 или 1906 году.
  • Возможно, интерес к поэзии возник у маленькой Агнии благодаря дяде Григорию Блоху, известному врачу, который также писал детские стихи.
  • Агния Волова (именно такой была фамилия Барто до замужества) окончила хореографическое училище и примерно год была балериной в театральной труппе.
  • В юности Агния успела поработать в магазине одежды, чтобы финансово поддержать своих родителей. Ей пришлось соврать о своем возрасте, так как девушке было всего 15 лет, а на работу принимали шестнадцатилетних.
  • Начать карьеру поэтессы Воловой посоветовал нарком просвещения Анатолий Луначарский, случайно услышавший, как она читает свои стихи.
  • Первым мужем будущей поэтессы был литератор Павел Барто. В результате их шестилетнего брака на свет появился сын Эдгар и три совместных стихотворения.
  • Годы войны Барто с семьей провела в Свердловске, где поэтессе пришлось работать токарем – она говорила, что пошла на эту работу, чтобы больше общаться с подростками и черпать вдохновение для стихов.
  • Во время ВОВ Барто получила государственную премию и отдала все деньги на строительство танка.
  • Победа в войне для Барто была омрачена личной трагедией – 5 мая грузовик насмерть сбил ее 18-летнего сына, катавшегося на велосипеде.
  • Вторым мужем писательницы стал академик Андрей Щегляев, занимавшийся вопросами теплоэнергетики. Вскоре у супругов родилась дочь Татьяна, ставшая кандидатом технических наук.
  • Агния Барто горячо осуждала публикацию народных сказок, так как они, по ее мнению, мешали воспитанию детей в духе социализма. Она также выступала против творчества Корнея Чуковского и его дочери Лидии.
  • Барто в качестве приглашенного эксперта принимала участие в судебном процессе против писателей Андрея Синявского и Юлия Даниэля. Именно она в своем заключении подчеркивала антисоветский характер их сочинений. В итоге писатели были отправлены в лагеря на срок от 5 до 7 лет за антисоветскую пропаганду.
  • Поэтесса более 10 лет вела радиопрограмму «Найти человека», которая помогала семьям найти детей, потерянных в годы войны. Передача помогла воссоединить почти 1000 семей. Ее формат лег в основу современного телешоу «Жди меня».
  • Агния Барто писала не только стихи, но и киносценарии – в частности, благодаря ее соавторству с Риной Зеленой появился популярный фильм «Подкидыш».
  • Именем Барто названы малая планета и кратер на Венере (см. ).
  • Во время встречи советских писателей с космонавтами Юрий Гагарин оставил Барто автограф, написав на листке бумаги строчку из ее стихотворения про мишку. Этот листок сейчас выставлен в музее поэтессы. Гагарин говорил, что это стихотворение дало ему первое представление о добре и зле (см. ).