Внутренние и внешние ограничители свободы человека. Социальная стратификация и социальная мобильность

Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

Свобода – слово многозначное. Существуют крайности в понимании свободы:

Сущность свободы – выбор, связанный с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением (бремя выбора).

Социальные условия реализации свободы выбора свободной личности:

· с одной стороны – социальные нормы, с другой стороны – формы общественной деятельности;

· с одной стороны – место человека в обществе, с другой стороны – уровень развития общества; социализация.

Свобода – специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

Ответственность – объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Виды ответственности:

· Историческая, политическая, нравственная, юридическая и т.д.;

· Индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.

· Социальная ответственность – склонность человека вести себя в соответствии с интересами других людей.

· Юридическая ответственность – ответственность перед законом (дисциплинарная, административная, уголовная; материальная)

Ответственность - социально-философское и социоло­гическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осу­ществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

Социальная ответственность выражается в склоннос­ти человека вести себя в соответствии с интересами дру­гих людей.

По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается . Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого челове­ка (индивидуальная, персональная ответственность).

Только свободная и ответственная личность может полно­ценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

Философское решение проблемы соотношения свободы и необходимости в деятельности и поведении личности имеет огромное практическое значение для оценки всех поступков людей . Если люди не обладают свободой, а действуют только по необходимости, то вопрос об их ответственности за свое поведение теряет смысл.

С вобода личности в обществе, безусловно, существует, но она имеет относительный характер. Из этой относительности свободы исходят все демократически ориентированные правовые документы . Так, например, в Декларации Организации Объединенных Наций «О правах человека» подчеркивается, что права эти в ходе своей реализации не должны ущемлять права других индивидов. Таким образом, относительный характер свободы находит свое отражение в ответственности личности перед другими людьми и обществом в целом. Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этой свободой – в этом и проявляются гражданские качества личности. В противном случае наступает губительная для общественной системы анархия, превращающая социальный порядок в социальный хаос.

Иван Кочетов.

В опрос о том «можно ли придти к свободе через ограничение» и самое главное, «является ли ограничение необходимым средством для достижения свободы?» с давних пор будоражит умы философов. Свобода и ограничение - это антонимы, сопоставление которых наталкивает нас на мысль о ещё более глобальном вопросе, на котором, по-сути, и построена вся философия - это "соединение противоположностей". Казалось бы, что проще - положить ингредиенты в блендер и включить максимальную скорость... Но станете ли вы это есть? Ваш разум и ваш желудок проявляют завидное единомыслие: они хотят измельчать и перерабатывать пищу самостоятельно. Так и происходит и с пищей духовной. Реальность такова, что сытость невозможно определить не зная голода, добро не зная зла, а свободу не зная ограничения. Суммируя всё вышесказанное, тезис нельзя понять не зная антитезис.

Предыстория вопроса

Для более детально понимания вопроса об ограничениях, рассмотрим представление о воле, господствовавшее в Эон Осириса.

Христианская религия воспринимает изречение «делай, что изволишь» ни больше, ни меньше, как призыв к поклонению Диаволу, поскольку существуют Божьи Заповеди, Божий Закон, который ставит перед человеком "естественные", ограничения, выход за которые означает искажение, или извращение собственной Воли.

Христианский богослов 4-го века Блаженный Августин говорил о так называемой "Свободе Воли", признание которой было необходимо для того, чтобы снять с Бога всякие обвинения в создании греха, рассматривая происхождение греха преимущественно как результат воли человека; поскольку утверждение воли Диавола означало бы его могущественность и равноправие с Богом. Таким образом, воля давалась человеку для того, чтобы добродетель была истинной, а не вынужденной. Казалось бы, здравая позиция, но она послужила причиной недоверия и пренебрежения человека своей волей, в то время как воля, пришедшая из вне, считалась почти всегда божественной, преломляясь об представление о «внешнем» христианском Боге. Такое мировоззрение вселяло в людей нерешительность и пассивность, и это продолжалось более 2000 лет, пока не наступил Эон Венценосного Ребёнка.

О Воле Богочеловека

В Телеме, в отличие от Христианства, всё сложнее, так как сам человек провозглашается Творцом. Утверждается, что в каждом человеке есть несотворённая Крепостица, (Святой Ангел Хранитель) которая не подвержена земным законам и неописуема в привычных нам категориях. Допустим, мы признаём, что существуют три уровня мира: материальный, психический и божественный. Материальный нам прекрасно известен, мы с ним взаимодействуем и он нас окружает. Психический мир, очевидно, следует искать в человеке, и если так, то почему же мы стремимся искать мир духовный вне себя? В действительности человек тем и подобен миру, что простирается на все известные «миры», в отличие от животных.

♦ Воля материальной составляющей человека называется инстинктами.

♦ Воля психической части человека есть ничто иное как Желание, оно довольно разнообразно и совершенно не обязано должно противоречить Истинной Воле, напротив, в гармоничном, естественно развивающимся человеке она является полноправным продолжением духовной Воли.

♦ Воля духовной части человека называется Волей (с большой буквы), или по-гречески - Телемой.

Следует отметить, что для полноценной магической работы необходимо упражняться со всеми представленными категориями, подчиняя их высшей, духовной составляющей. Тело не должно быть вашим врагом, оно должно быть вашим другом, ведь только став таковой, она способна сделаться неотъемлемой частью целостного человека.

Таким образом, внося объективный божественный Источник в человека, мы сталкиваемся с проблемой отсутствия персонального расслоения воли в мире; вся воля находится целиком и полностью в компетенции индивида, но только относится к различным уровням бытия.

Соблазн и реальность

Человеку, который знаком с Телемой лишь понаслышке может показаться, что фраза из Книги Закона "Делай, что изволишь" предполагает тотальную распущенность и вседозволенность. "Как это делать, что изволишь, тогда же в мире начнётся бардак?" - так звучит одно из наиболее распространённых мнений относительно этой цитаты. Но дело в том, что Телема действительно для духовно подготовленных людей, которые не будут нарушать чужую Волю, поскольку знают свою.

Учение Кроули привлекает своей кажущейся легкостью исполнения. Люди с ярко выраженным эстетическим мышлением слетаются на неё как пчёлы на мёд, но сев на этот эликсир, они постепенно начинают понимать, что развитие собственной Воли предполагает от человека колоссальный усилий, поскольку связана с ограничением сиюминутных желаний.

Узнав и самое главное, ощутив это, образ Кроули начинает приобретать коварную окраску в глазах неофита Телемы: как же так надо было додуматься, чтобы использовав элементы различных эзотерических движений, под соусом абсолютной свободы преподнести всё те же ограничения, которые присутствуют в большинстве религий?!

Дело в том, чтобы чего-то добиться, необходимо сознательно отсечь второстепенные желания, переключившись на все те действия, которые сближают человека со своим Святым Ангелом Хранителем, подобно тому, как садовод отрезает пасынки у растений, дабы плоды стали спелыми и увесистыми.

Внешнее ограничение

Внешнее ограничение может восприниматься в штыки, если оно не согласуется с истинными устремлениями того, кого оно ограничивает. Однако известны случаи, когда внешнее ограничение воспринимается как положительная, дружелюбная сила; например, для того, чтобы приобрести участок и не тратить деньги на забор, нужно купить самый центральный участок, чтобы вместо тебя со всех сторон забор возвели соседи. Так что, во всём, что касается внешних ограничений важно обоюдное согласие сторон.

Внутреннее ограничение (самоограничение)

Самоограничение - единственный путь Телемита, если он, конечно, стремится к духовному развитию, которое предполагает собой различные практики, связанные с ним и необходимые для познания своей Истинной Воли.

Но давайте представим чисто теоретическую ситуацию, что существует абсолютно свободный мир, который населяют абсолютно свободные люди, которые исполняют свою Истинную Волю и живут в космической гармонии. Вдруг, среди их общества объявляется человек, который, то ли по незнанию, то ли по собственной недалёкости не соблюдает свою Истинную Волю.

Вопрос: что сделается с таким человеком в этом утопическом обществе? Здесь может быть два варианта:

Первый. Если он очутится в нём внезапно, то он либо не выживет в нём, либо будет тут же вытолкнут "на обочину" другими Волями.

Второй. Если такой человек будет жить в таком обществе с самого его основания, а на следующий день вдруг, как ни возьмись все, кроме него, начнут действовать согласно Истинной Воли, то, скорее всего, такой человек будет вопреки своему желанию обнесён со всех сторон "заборами" чужой Истинной Воли.

Таким образом, внешнее ограничение из чужих Воль даже не научит, обяжет его соблюдать закон космичности.

Сатурн и Уран

Сатурн - планета ограничений. Уран - планета Свободы. Уран находится за Сатурном. Обе эти планеты управляют Козерогом и Водолеем. В связи с чем возникает всё тот же вопрос: как достичь обрести свободу через ограничение? Что для этого необходимо ограничивать и как это осуществлять?

Принцип ограничения заложен в самой сути жизни: если бы наше тело не имело бы кожи, мы не могли бы препятствовать внешним угрожающим нам силам, таким как враждебные микроорганизмы, холод, либо излишнее тепло, и тому подобное; мы бы просто не выжили. Если бы не существовало принципа ограничения – Вселенная представляла бы собой бесформенную материю, этакий первозданный энергетический бульон.

Во Вселенной за принцип ограничения отвечает Сатурн, без которого материальный мир превратился бы в хаотическое облако. Сатурн структурирует не только пространственные величины, но и временные.

Уран же, вращаясь на большем расстоянии от Солнца, чем Сатурн как бы разрушает старые границы септенера, открывая собой планеты, отвечающие за коллективную жизнь, коллективное бессознательное и дух эпохи.

Пожалуй, нет такого астролога, который не задавался бы вопросом: почему первым управителем Козерога является Сатурн, а вторым - Уран, высшая планета, которая на первый взгляд является противоположностью Сатурна; а в Водолее, в свою очередь, первым управителем поставлен Уран, а вторым - Сатурн? В связи с чем представляется образ типичного офисного работника, который просиживает все будние дни в офисе (Сатурн), а в выходные оттягивается в ночных клубах (Уран). Положение Урана выше Сатурна говорит нам о том, что ценности свободы более универсальны, более надличностны, нежели ценности ограничения, но без них невозможно полноценно прочувствовать свободу, так как в жизни необходим контраст.

Этик и Эстетик Сёрена Киркегора

В «Гармоничном развитии» датского философа Сёрена Киркегора говорится о двух психологических типах людей: этике и эстетике.

Вот что он пишет:

«Моё "Или-Или" обозначает главным образом не выбор между добром и злом, но акт выбора, благодаря которому выбираются и отвергаются добро и зло вместе. Суть дела ведь не в самом выборе между добром и злом, а в доброй воле, в желании выбрать, чем само собой закладывается основание добру и злу».

Итак, этический выбор по Сёрену находится выше добра и зла, так как именно он обуславливает собой определение этих категорий. Далее он говорит о том, что "дело даже не в выборе, а в духовном крещении воли человека в купели этики". Таким образом, Воля здесь рассматривается как основа этического мировоззрения и совокупно как движитель духовного развития человека.

Далее он противопоставляет этический взгляд на мир эстетическому. Эстетические начало - это то, что заключено в человеке от рождения и сохраняется на протяжении всей его жизни, а этическое начало - это то, благодаря чему человек может сознательно облагораживать себя, это то, что помогает ему стать тем, кем он должен стать, а для этого необходима воля и способность к концентрации. Таким образом, этик - это человек, способный к концентрации.

Совершая этический выбор, который для Телемита есть следование своей истинной Воле, человек не превращается в другое существо, а лишь определяет свой вектор развития, поэтому ничто не должно мешать ему раскрывать себя эстетически.

«Чистый» эстетик, в лучшем случае, - это гедонист, подчинивший свою жизнь наслаждениям. И если он не способен даже получать удовольствие от своих сиюминутных наклонностей, то это поистине несчастный человек. Его помышления сиюминутны, он не имеет возможности созерцать свою волю так масштабно как этик, созерцающий вечность.

Да, и ещё. Нельзя понимать Киркегора превратно; будто бы жизнь эстетика напрямую связана с получением чувственных удовольствий. Не всё так просто. Этик тоже может посвятить свою жизнь чувственным удовольствиям, но в отличие от эстетика он сознательно сделает такой выбор и сконцентрируется только на этой цели, дабы тем самым отличаться от всех прочих «дикорастущих» людей без определённых планов на это воплощение.

В работах Кроули

Чтобы практика никто не ограничивал, вследствие чего он чувствовал бы себя несвободным, ему необходимо ограничить себя самостоятельно, поскольку только через самоограничение можно достигнуть внутренней и внешней свободы. Если свобода расходуется неосознанно, то она обесценивается; и если мы действительно считаем её основополагающей ценностью, мы не должны подвергать её девальвации. В 37-ой главе «Liber Aleph» Алистер Кроули объясняет парадокс взаимосвязи свободы и ограничения на примере борьбы человека со стихией, указывая на то, что преодоление суровых условий окружающей среды позволяет закалять Волю.

Ещё одно свойство ограничения – это концентрация. В концентрации суть магии. "Кто не способен к концентрации - не может быть магом". Алистером Кроули разработано множество различных духовных практик, ещё больше почерпнуто им из восточных традиций. Все они направлены на концентрацию и непосредственно связаны с теми или иными ограничениями.

Доказательством возможности гармоничного сосуществования свободы и ограничения служит сама жизнь Кроули. Не перестаёт удивлять, как у человека, увлечённого альпинизмом, шахматами, путешествиями, практически исследовавшего магию и йогу, находилось время для написания множества книг и стихов. Единственная возможность совершить такое – это этически подчинить свою жизнь духовной дисциплине, которая в основе своей магична.

О знании Бога посредствам отстранения от Него

Когда мы говорим, что знаем Бога, то незаметно для нас отдаляемся от Него, ибо всякое знание предполагает создание определённого внутреннего образа, который не имеет ничего общего с непосредственным обожествлением человека. По этой причине на первый план духовного развития должно ставить самопознание, которое будет приближать нас к той нетленной частичке нашей души, именуемой Святым Ангелом Хранителем, который не подвластен ни жизни, ни смерти. Вот что Кроули пишет по этому поводу в «Равноденствии Богов»: «Обратите внимание, что Знание – это Даат, дитя Хокмы и Бины и венец Микропрозопа; но Даат не входит в число Сефирот, её место – в Бездне. Эта символика указывает на тот факт, что Знание – вещь невозможная по самой своей природе, ибо подразумевает двойственность и, следовательно, является относительным.» Итак, в непосредственном соединении с Богом не может быть ни познания ни самопознания, ибо это лишь инструменты нашей Воли, ибо сказано: «там где я – Бога нет» (Liber AL 2:23).

Раз уж мы затронули Древо Жизни, то стоит сказать, что по нему наглядно видно, что пытаясь изучать тайного и невыразимого Господа, мы в действительности воспринимает не Его, а Его отражение в сфире Знания. Бог-Пёс - это тот образ Бога, который сложился в нашем уме, поэтому пытаясь познать Бога логически, мы вступаем во взаимодействие не с Ним, а с Его образом. По-сути, это даже не образ, а комплекс идей и представлений, ещё больше отделяющих нас от Него. Имя Бога, отражаясь в нашем рассудке, превращается в Пса. Воистину, познать Бога можно только став Им.

Пёс - это рациональное отражение тайного и невыразимого Бога, Его несуществующий образ, который пытаются заполучить рациональным путём различного рода теологи (не только христианские). Получая Знание (Даат), они оказываются в Бездне, терзаемые псами рассудка.

Чтобы этого не случилось, чтобы Белая Магия не превратилась в Чёрную, Бог в Собаку, а Любовь в обладание, практику необходимо научиться концентрироваться, в особенности во время ритуалов. Ведь суть ограничения в концентрации, то есть в средоточии волевого импульса.

Символы ограничения

Первым и самым стойким символом ограничения для западной цивилизации стал библейский Рай – место совершенной организации, где первая пара ощущала абсолютную гармонию с окружающим миром; животными и растениями. Причём, согласно мифу, их гармония была возможна лишь потому, что они не знали добра и зла и не ведали, что ходили по райскому саду обнажёнными. Этот миф столь прочно укоренился в умах людей, что породил собой убеждение, что возможно достичь любви и гармонии только отгородившись от окружающего мира и «призрев» его. Однако ни один философ, насколько мне известно, не предложил ни одной убедительной теории, либо практики, посредствам которой можно было бы отказаться от уже имеющегося «знания добра и зла», так как оно обладает инициатическим свойством – познав его, от него невозможно отказаться; позади познающего это сгорают все мосты.

Миф о Рае породил вполне земное явление, называемое монастырём. Монастырь – это место духовного уединения, надёжно защищённое от мирской жизни. Теоретик и практик монастырской жизни Авва Дорофей говорил о монастыре как о месте полного и безоговорочного подчинения своему наставнику. Приходящий в монастырь должен был принять единую для всех монахов одежду, а на голове носить кукуль – особый капюшон, который символизировал головной убор младенца. Таким образом, монах при постриге отрекался не только от собственной воли, но и от «взрослой жизни». Неудивительно, что Кроули негативно относился к христианским монахам, называя их «духовными кастратами», так как отказ от мира предполагал и отказ от половой жизни. Созерцая мир в противоположностях, стремящихся к слиянию в объятиях любви, он всем своим учением утверждал сакральность сексуальности. Ибо весь мир есть секс, вся философия есть секс, так как предполагает собой соединение противоположностей. Учение Телемы открывает нам, что самопознание во многом зависит от того, насколько человек расширяет известный ему мир и представления о нём. В этом заключается стремление к универсальности и истинному теозису. Когда первоначальное «я» становится точкой посреди бесконечно расширяющегося пространства познаваемого, только тогда человек становится подобен Богу как Хадит и Нуит.

Ограничение как путь познания Искусства

С ограничением вплотную сталкиваются те, кто сознательно и добровольно принимается за изучения того, или иного вида творчества, так как все академические методики обучения ему зиждятся на внесении архетипических образов, передаваемых о произведениях искусства в пределы рационального понимания. За счёт такого внесения объект становится подвластен изучению, но вместе с тем отдаляется от человека, как бы переставая ощущаться как часть его единой сущности. Таким образом, прежде чем научится какому-либо искусству, мы должны сознательно поставить между ним и собой барьер, который впоследствии должен быть сокрушён расширяющейся личностью. Это в равной мере относится к живописи, музыке, писательскому ремеслу, но особенно сильно это правило ощущается в высшем искусстве - магии.

Ограничение в оптике

Наиболее наглядно можно проследить феномен необходимости ограничения на примере оптики.

Для того чтобы получить изображение, необходимо ограничить свет, поступающий к светочувствительному материалу, в противном случае, будет лишь одна хаотичная засветка. Первый способ ограничения, создающий изображение, известен со времён Возрождения – это камера-обскура. Принцип её действия заключается в отсекании рассеянного света и пропускании только тех лучей, которые поступают с определённого угла через крохотное отверстие. Появление камеры-обскуры связывают с возникновение перспективы в живописи. Существует предположение, согласно которому первым в живописи камеру-обскуру стал использовать Леонардо да Винчи, для зарисовок с натуры.

Следующим шагом в оптике стало изобретение линзы, которая давала более яркое изображение и могла не только фокусировать, но и рассеивать свет; далее линзы объединили в группы с целью побороть искажения, которые возникали за счёт преломления света и значительно расширить возможности получения изображения.

К чему всё это? Просто у каждого человека помимо двух глаз есть и духовное око, которое способно начать видеть только в том случае, если его обладатель научится фокусировать своё внимание, отсекая хаотичные мысли. Об этом пишет Карлос Кастанеда в своём «Колесе Времени»: «Окончательная цель воина заключается в том, чтобы посредствам глубокой дисциплины сфокусировать своё непоколебимое внимание на колесе времени и заставить его повернуться».

Любовь и ограничение

Для Кроули Любовь - это необратимое стремление к взаимному слиянию, в котором растворяется индивидуальное эго, рождая принципиально новую, универсальную сущность. Любое действие, тормозящее или препятствующее этому процессу, является ничем иным как Чёрной Магией, порождают которую псы рассудка.

Мнение о том, что любовь всегда существует среди ограничений можно встретить «Liber Aleph» Алистера Кроули в главе «Legenda De Amore». Кроули даёт поражающее своей новизной толкование на легенду об Адаме и Еве. Оказывается, что их любовь во многом держалась на запрете вкушать яблоко с Древа Познания, которое выражало собой ограничение; когда же они вкусили плоды с него, их безмятежная любовь была нарушена.

Для любви необходимо разделение; разделение на передающую и принимающую сторону, то есть на мужскую и женскую. Любое разделение предполагает выстраивание неких границ, то есть ограничение. Бок о бок с любовью присутствуют ограничения, которые она преодоляет и, таким образом, существует за счёт самого процесса преодоления! Который, в конечном счёте, ведёт к аннигиляции и превращению двух противоположных сторон в абсолютное Ничто. Любовь как искра, как молния, озаряющая пространство требует разности потенциалов. В Книге Закона Нуит произносит: «ибо я разделилась ради любви, для возможности единения. Боль разделения – ничто, радость же растворения – всё.» (Liber AL I:29-30)

Вдобавок ко всему вышеизложенному скажу, что в классической западной астрологии принято считать, что единственная планета, которая образует гармоничное соединение с Сатурном (планетой ограничения) – это Венера – планета любви и предпочтений.

Любовь как преодоление

Что делает человека соравным миру? Только то, что его естество распространяется не только на мир материальный, но и на мир психический, - что отличает его от бактерий; и не только на мир психический, но и на мир духовный - что отличает его от животных. Человек заключается в гармоничном сосуществовании уровней бытия, задача объединения которых есть преодоление. Суть преодоления - любовь, так как она единственная сила, способная стирать границы, приближая человека к целостности, целомудрию. Это безудержное и неотвратимое стремление к абсолютному слиянию с вожделенным. Конечная стадия истинной любви - смерть и переход на новый уровень. Любое искусственное сопротивление этому есть Чёрная Магия. Результат истинной любви - растворение.

Рождение Бога в себе - означает, что между психическим миром и духовным впервые проложен мостик, что эта граница не воспринимается больше как нечто непреодолимое. Бог изначально пребывает в каждом человеке, вопрос лишь в том, стремится ли человек обрести целостность, или его всё устраивает в том тленном мире, о котором помышляет его душа.

Таким образом, при достижении психического уровня любое дальнейшее познание мира неотделимо от самопознания, так как духовный мир, кроме как в человеке, нигде больше не представлен. Ибо, как сказал Макарий Египетский "нет ничего прекраснее души человеческой ни на небе, ни на земле."

© Иван Кочетов, 2011

Доброго времени суток, уважаемые читатели моего блога! Дышать полной грудью, осознавать свои желания и реализовывать их. Принимать решения, не поддаваясь влиянию окружающих и позволять себе быть собой, сохраняя преданность своей идентичности и принадлежности. Способность делать выбор и быть за него ответственным, не обвиняя и не наказывая себя за ошибки и несовершенства – вот что значит внутренняя свобода человека.

Как появляются ограничения?

Мнение окружающих

Замечали, как много энергии у маленьких детей? С каким азартом и интересом они проживают каждый свой день? А всё дело в том, что они непосредственны и не останавливают себя в своих желаниях. Пока не вырастут, потому что заботливые родители и чужие люди начинают обучать их нормам поведения. Часто, по моим наблюдениям, это выглядит так: «Не делай так, а то сейчас с тебя все будут смеяться». И малышу, услышавшему заводную музыку на остановке, приходится переставать пританцовывать в такт, ведь потому что это стыдно и окружающие на него будут смотреть, да ещё и смеяться.

А потом, уже во взрослом возрасте, он перестанет делать целую кучу вещей, которые, по его мнению, привлекут к нему внимание, после чего ему обязательно будет очень стыдно. Например, предложить на собрании свою идею о том, как увеличить продажи, чтобы иметь шанс продвинуться в карьере, или подойти к понравившейся девушке… Много чего, ведь внутри будет жить страх осуждения и обесценивания.

Такой процесс называется интроекция. Это самый основной враг, из-за которого возникает несвобода. То есть, убеждения, нормы поведения, приоритеты и прочее, к которым мы пришли не самостоятельно, а переняв у других, значимых для себя людей, даже которых ненавидим. Ведь тогда их образ сидит глубоко внутри, и им мы привыкли пользоваться в любых жизненных обстоятельствах. К интроектам вполне можно отнести и приметы.

К примеру, женщина во время беременности не ухаживает за собой, то есть не делает макияж, не красит волосы и прочее, потому что существует примета, запрещающая этот процесс. И тогда очень прекрасное время, когда по идее женщина расцветает, нося под сердцем дитя, становится для неё невыносимым и не таким прекрасным, как казалось. Она ненавидит своё отражение в зеркале, и ждёт момента, когда наконец родит и сможет снова почувствовать себя привлекательной.

Неудачный опыт

Также возникает из-за какого-то неудачного опыта, который откладывается в подсознании. В моменты, схожие с предыдущей ситуацией, возникает чувство страха, растерянности. После проживания травматичного опыта, человек может вообще закрыться в себе, не рискуя проявляться и пытаясь блокировать эмоции, чтобы не ощущать боли. В таком случае блокируется и становится несвободной какая-то часть личности. Например, после насилия женщина боится проявлять свою женственность и сексуальность, она испытывает напряжение в присутствии мужчин, а порой и агрессию. О какой тогда внутренней свободе может идти речь, когда существуют такие весомые ограничители?

Часто мы себя останавливаем из страха порушить отношения. Разница между свободным и несвободным человеком здесь в одном, первый делает осознанный выбор. Например, не проговаривая начальнику своё мнение о нём, потому что понимает, какие последствия это повлечёт. А вот второй из воспитанности, старшим по званию ведь не грубят, и вообще, потому что тревожно человеку правду в лицо сказать, и тогда он будет терпеть несправедливость, позволять пользоваться собой, не предпринимая попыток поискать более достойную работу с адекватным начальством.

Непринятие себя


Серьёзная проблема, которая очень сковывает в предъявлении себя миру – это непринятие себя таким, какой есть. Каких-то качеств, частей тела, личных особенностей, жизненной истории… Вследствие чего появляется низкая самооценка. На фоне её, будет возникать постоянное неосознанное сравнение себя с другими, и совсем не с позитивными выводами. Попав в компанию более успешных людей, человек, у которого много внутренних ограничений не будет чувствовать себя комфортно. Он будет стараться не высовываться и казаться незаметным.

Многие женщины не принимают свое тело таким, какое есть. Мечтая похудеть, измениться, и имея идею, что внешняя оболочка играет самую главную роль в жизни, и что после этих перемен всё наладится и станет по-другому. Но, похудев, редко ощущают ожидаемое счастье, потому что внутри остались прежними. Вот какая женщина больше привлечёт к себе мужского внимания, которая красивая, но очень скованная, зажатая, избегающая общения и слишком напряжена? Или которая, к примеру, с лишним весом, но при этом энергичная, свободная и получающая удовольствие от жизни?

Страх неизвестности

У некоторых людей возникает страх перед неизвестностью, когда некомфортно, если что-то не идёт по плану, когда появляется необходимость приспосабливаться. Поэтому такие личности контролируют, или по крайней мере пытаются контролировать не только жизнь близких, но и обстоятельства. А это ведь, как вы знаете – невозможно. И от этого страдают не только они, но и те, кого контролируют.

Например, вполне естественный страх потерять ребёнка превращается в пытку. Когда мать отказывается от личной жизни, опекая своего сына, не давая ему свободы и проверяя каждый шаг. Страдает она, как от тревоги, так и невозможности жить, получая удовольствие, насыщение и реализовывая потребности. Будет страдать и сын, который чувствует себя в тисках, не имея также возможности жить, как хочется и получать опыт методом проб и ошибок.


Обретение свободы прежде всего начинается с осознания того, что вы ответственны не только за свою жизнь, но и её качество. Поэтому не стоит стараться быть «хорошим» и всем угождать, привнося в жертву свои интересы, или ожидать «доброго волшебника», который появится и всё изменит. Поэтому, если что-то происходит, из-за чего вы несчастны, подумайте, стоит ли терпеть дальше, или всё-таки рискнуть, и попробовать по-другому.

Можете взять листик, разделить его на две колонки. В одну выписать минусы и последствия, если вы оставите всё как есть, ну, например, не разводясь или не увольняясь. Чем чревато и к чему приведёт со временем. А во вторую колонку напишите риски, страхи и фантазии о том, как всё изменится и что случится, если вы рискнёте изменить что-то в жизни, что не устраивает. И если принимаете решение, что всё оставляете как есть – это и будет вашим осознанным выбором.

Например, я остаюсь с мужем-алкоголиком потому, что мне ценны те моменты, когда он трезв, и это мой выбор. Тогда я не буду выглядеть жертвой и задаваться вопросом, как обрести счастье, тогда я свободная личность, которая знает, что и зачем делает.

2.Зависимости

Зависимость частично лишает нас права выбора, ограничивая в действиях и вообще, возможностях. На пути саморазвитии это существенное препятствие, которое не даст дышать полной грудью и смело заявить, что вы свободный, осознанный человек. Рекомендую почитать несколько статей, которые я посвятил именно этой теме: « », и

3.Установки

Так вот, иксы воспитывали детей, прививая ценность получения образования, и в их эпоху это действительно было залогом успешной жизни, пока не грянула перестройка. И если раньше этот интроект работал, то сейчас заработать миллион под силу и без получения диплома. Главное верить в себя и не останавливаться перед препятствиями. Но, чтобы угодить родителям, многие неосознанно поступают в университеты, занимаясь совсем не тем, чего хочется и тратят целые года впустую, прежде, чем обретут себя.

Человек рождается свободным, и никто не вправе обратить его в раба - ни группа людей, ни государство, ни общество. Как часто люди слышат о свободе, говорят о ней, прославляют ее, считают ее наличие самым главным в жизни! Но знаете ли вы значение этого слова и какое понимание в него вкладываете? Об этом спорили с глубокой древности и у мыслителей были разные мнения по поводу свободы. Философы Древней Греции видели в ней результат ограничения желаний (Эпикур), состояние особой мудрости (Зенон), отсутствие надежды на что-то и полное бесстрашие (Демонакт), действия в соответствии с желаниями (Эпиктет), власть над жизнью (Платон). В Древнем Риме, где особую роль в обществе играло законодательство, оратор Цицерон назвал свободой зависимость от законов.

В Новое время, когда вместе с быстрым развитием промышленности появляются значительные изменения в политической области - принимаются конституции, парламенты ограничивают единоличную власть, возникают представления о правах человека, - свобода получает значение важнейшей основы для развития общества. Мыслители XVII-XVIII веков понимали под ней право делать то, что разрешено, а не запрещено законом (Ш. Монтескье), или состояние человека с первого момента после рождения, которое затем пытаются у него отнять (Ж.-Ж. Руссо). Особенно большое значение придавалось свободе слова, потому что в ней многие видели возможность бороться с насилием над человеком со стороны государства.

В России тоже по-разному представляли себе свободу. Традиционное для россиянина отношение к свободе – трактовка ее как внутреннее состояние души. Широка душа россиянина, нет ей ни конца, ни края. Именно в своем внутреннем мире, в своих размышлениях об идеале, поисках истины свободен человек. На подобных идеях строилось учение о свободе в православии.

Отличается от понимания внутренней свободы то, что называл русский человек словом «воля» - возможность действовать, не сдерживая своих порывов, поступать по своему желанию, ничем себя не ограничивая. Академик Д.С. Лихачев подчеркивал, что подобное понимание «воли, волюшки» обусловлено обширностью территории, пространств России.

Иногда это понимание воли превращалась во вседозволенность. Обращаясь к восставшим крестьянам, атаман Степан Разин говорил: «Я пришел дать вам волю». И это было право грабить, жечь вотчины и поместья, убивать судейских дьяков. Воля страшная, необузданная, как половодье народного гнева, реакция на тяжкое крепостническое рабство. Очень часто люди, вырвавшиеся на свободу, поднимали бунт, без разбора грабили и убивали, а в конечном счете даже и не знали, что же с этой самой волюшкой делать.

Подобная «воля» в обычные времена пугала людей. Большинство народных пословиц предостерегают против «излишней» свободы: «Воля портит, а неволя - учит», «Воля заносит в неволю», «Воздух делает крепостным». Но в то же время существуют и другие выражения: «Вольному - воля, спасенному - рай», «Воля господину, а неволя холопу». Л. Н. Толстой писал: «Хочешь быть свободным - приучай себя воздерживаться в своих желаниях».

С точки зрения науки, свобода - это самостоятельность личности, выражающаяся в ее способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями. В истории философской мысли свобода традиционно рассматривается в соотношении с необходимостью. Волюнтаризм абсолютизирует свободу воли, доводя ее до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности. Фатализм рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор. Марксизм дистанцировался как от волюнтаризма, так и от фатализма, хотя в действительности оставался весьма близок к последнему в трактовке свободы, понимая ее как осознанную необходимость. Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости.

Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования. Абсолютно свободным человек быть не может. Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет. Но главными ограничителями его свободы являются не внешние обстоятельства. Некоторые современные философы утверждают, что человеческая деятельность вообще не может получать цель извне, в своей внутренней жизни индивид абсолютно свободен. Он сам выбирает не только вариант деятельности, но и формулирует общие принципы поведения, ищет им основания. А потому объективные условия существования людей не играют такой большой роли при выборе ими модели действий.

Несомненно, находясь среди людей, человек ограничен в своем поведении. Во-первых, свободой другого человека, во-вторых, собственной природой (например, можно выбрать то или иное кушанье, но нельзя вообще отказаться от еды), в-третьих, существующими законами (но только такими, которые принимали народные представители, а если они были навязаны кем-то одним или группой лиц, то человек имеет право сопротивляться им), в-четвертых, силой общественного мнения, господствующими моральными нормами (наверное, вряд ли кому-то придет в голову отправиться в музей в купальнике или в Большой театр - в спецовке, хотя это и не запрещается). Все эти ограничения в целом называются ответственностью.

Ответственность - это контроль над деятельностью человека с позиций выполнения им принятых норм и правил. Ответственность может быть внешней - перед вышестоящим начальством, перед окружающими людьми, перед законами государства, и внутренней - перед самим собой (чувство долга, угрызения совести, чувство справедливости и др.).

Только в единстве свободы и ответственности возможно строить поведение человека в обществе, его взаимоотношения с другими людьми.

Ограничителями свободы человека в обществе выступают обязанности – требования к поведения, выработанные обществом и закрепленные в правовых актах государства. Главные обязанности гражданина нашей страны закрепляются Основным законом государства - Конституцией. В ней записано, что родители обязаны заботиться о малолетних детях, а взрослые дети - о престарелых родителях; граждане должны платить установленные законом налоги, бережно относиться к природным богатствам, защищать отечество. Кроме того, каждый гражданин обязан иметь удостоверяющие его личность документы (например, паспорт), оплачивать проезд в транспорте, соблюдать правила дорожного движения, не нарушать трудовую дисциплину. Все это укладывается в одно предложение: каждый обязан соблюдать существующие законы. Но для того, чтобы их соблюдать, надо знать о них, и это тоже важная обязанность человека.

За нарушение перечисленных предписаний предусмотрены различные виды наказаний - предупреждения, штрафы, исправительные работы и даже тюремное заключение. В законах все эти наказания четко определены, и государство через различные органы (милицию, прокуратуру, суды) заботится о выполнении законов.

Сложнее обстоит дело с внутренней ответственностью. Здесь нет четко установленных законов и правил, которым должен подчиняться каждый. Особенность состоит в том, что многое зависит от самого человека, его воспитания, мировоззрения, морали. Один испытывает чувство долга перед своей страной, давшей ему образование, возможности для развития, определенные условия жизни, а другой считает, что все полученное им - само собой разумеющееся.

И дело здесь не всегда в количестве благ, вовсе не обязательно, что человек, имеющий с детства все самое лучшее, будет за это признателен отечеству и своему народу. Очень важно, чтобы человек осознавал свое единство с окружающими людьми и взаимную ответственность за все происходящее вокруг. Может быть, тогда будет меньше претензий, что он отдал слишком много и недополучил того, что ему якобы причиталось.

Одним из наиболее возвышенных качеств каждого человека является патриотизм. Еще древние отмечали высокую моральную значимость патриотичности. Римляне говорили: «Нет более приятной и почетной смерти, чем смерть за родину». Однако иногда можно встретить и негативное суждение о патриотизме, насмешки над ним. Встречаются следующие эпитеты относительно патриотизма: «истинный», «мнимый», «показной», «квасной». И за всеми этими словами трудно определить, что же такое патриотизм в действительности.

Под патриотизмом понимается широкое и глубокое чувство любви к своей родине, своему отечеству, стране, в которой ты родился и вырос, вне зависимости от того, устлан ли твой путь розами или приходится все время продираться сквозь колючки. Также это - готовность подчинить в определенные моменты свои собственные интересы интересам родины, защитить ее, служить ей. Философ Ф. Скорина писал об этом чувстве: «Звери, ходящие в пустыне, знают ямы свои, птицы ведают гнезда свои, рыбы чуют глубины свои, - так и люди, где родились и вскормлены, к тому месту великую любовь имеют».

Для россиянина патриотизм – это не пустые слова. Много раз в истории России ее гражданам приходилось, забывая о себе, своих сиюминутных интересах, вступаться за честь и свободу своей Родины – России. Патриотами можно считать и великих творцов российской культуры, и предпринимателей, создающих мощные предприятия, производящих продукцию, известную на мировых рынках, и военных, с оружием в руках защищающих родину в годину тяжелых испытаний, и всех простых людей. Честно и добросовестно работающих в своих школах, больницах, на фабриках и заводах, шахтах и фермах. Ибо все эти люди и есть Россия.

Означает ли это, что патриот должен пренебрежительно относиться к другим странам, другим землям, другим народам? Абсолютно неверно. Только научившись по-настоящему ценить и уважать свою страну и своих соотечественников, можно уважать и другие страны, их жителей. Иногда в средствах массовой информации патриотическая позиция противопоставляется космополитизму и интернационализму. Напротив, именно будучи подлинными патриотами своей страны, гражданами своей страны, можно стать и гражданами мира (а именно этот смысл и вкладывается в понятие «космополит»). Н. Г. Чернышевский писал, что тот человек, который не принадлежит своему отечеству, не принадлежит и человечеству. Аналогично высказывался и французский философ-просветитель К. Гельвеций: «Любовь к отечеству совместима с любовью ко всему миру».

И, тем не менее, патриотизм действительно бывает разный. По телевидению, да и просто на улицах можно видеть людей, громко кричащих о том, что они - патриоты, выступают за то, чтобы выгнать из своего города или из страны в целом всех чужаков. Они могут носить традиционные народные одежды, демонстрировать приверженность национальной кухне и напиткам, но истинные патриотические чувства невозможно выставить напоказ. Их можно проявить в деле в тяжелую годину испытаний, выпавших на долю страны, а также в повседневном, кропотливом и достойном труде на благо ее. Стать патриотом можно только познакомившись с историческим прошлым, традициями своей страны, приобщившись к культурному наследию, созданному предками.

Давайте зададимся вопросом: «Допустимо ли для патриотически настроенного человека критиковать свою страну, обличать ее недостатки?» А как же иначе, если мы искренне переживаем за свое отечество и нам больно видеть, что не все в нем хорошо и благополучно? Кто же, как не истинные патриоты, скажут об этом вслух и не побоятся выступить против негативных явлений, стараясь их исправить? Патриотизм обязательно должен быть действенным. Не следует смотреть на все вокруг себя сквозь розовые очки и говорить, что наша страна самая лучшая, и тот нам не друг, кто говорит о ее недостатках. Ш. Монтескье сказал по этому поводу: «Каждый гражданин обязан умереть за свою родину. Но никого нельзя обязать лгать во имя родины».

Бывают случаи, когда тяжелая и гнетущая обстановка, складывающаяся на родине, деспотизм и тирания, ограничение свободы вынуждают некоторых людей покидать свою страну, искать прибежище на чужбине. Они могут прожить вдали от родины всю жизнь, работать, трудиться во благо другой страны, которая может стать вторым домом. Так поступали русские эмигранты при самодержавии, после революции 1917 года, во времена коммунистического режима. Одним из таких вынужденных эмигрантов был поэт И. Бродский, удостоенный впоследствии за свои произведения Нобелевской премии, многие другие выдающиеся деятели русской литературы, искусства, науки. Есть ли основания считать таких людей непатриотами? Можно ли, смиряясь с рабством и отсутствием свободы выбора, быть гражданином и патриотом? Вопрос очень сложный. Наверное, каждый должен сам для себя дать на него ответ. По мнению авторов учебника, только по-настоящему свободный человек, ответственный за свой выбор и поступки, сам определяющий свое поведение, по праву является гражданином и патриотом, даже если он живет вдалеке от своей родины.

Любовь к своей стране должна быть действенной, созидательной. Легко и просто быть патриотом, сидя на диване перед телевизором и убеждая самого себя в том, как сильно люблю я Родину. Патриотичен хороший учитель, добросовестно выполняющий свой профессиональный долг, обучая школьников не только своему предмету, но и делясь опытом прожитой им жизни со своими учениками. Патриотичен врач, служащий больным, облегчающий им страдания. Патриотичен кадровый рабочий у станка, крестьянин в поле, потому что именно их труд создает материальные и духовные ресурсы бытия страны. И надо об этом помнить и уважать каждого честного и порядочного человека в своей стране именно как ее патриота. Истинный патриотизм – не разменная карта и не повод для красивых и многословных речей. Это глубокое чувство единения со своей страной, своим народом, сопричастность к истории своих предков, их мудрости, заветам

Кого, с вашей точки зрения, можно назвать истинным патриотом своего отечества?

Важной стороной свободы человека в обществе служит возможность выбора – решения, что предпочесть в условиях альтернативы. Помните, как в сказке про Ивана Царевича он приезжал к перекрестку трех дорог и вчитывался в слова на дорожном камне: «Налево пойдешь – .... Направо пойдешь – ... Прямо пойдешь - ...». Иван в этот момент и делает свой выбор – каким путем ему ехать далее, что искать в жизни. Подобный выбор многократно предстоит делать каждому из нам. И не только, куда идти, но и каким быть, кем быть. Важнейший из выборов – нравственный. Всегда ли поступишь так, как предписывает нравственность, или поступишь, как удобнее, выгоднее.

В жизни каждого человека наступает этап, когда перед ним со всей остротой встает вопрос: «Какой путь избирать в дальнейшем?», «Кем быть?». Приходит время, когда уже не родители и не учителя, а сам человек должен найти ответ на него. Обычно к этому времени ребенок знакомится с представлениями о хорошем и плохом, нормами жизни во взрослом обществе, приобретает необходимые знания для вступления в самостоятельную жизнь.

Принятие решения о выборе дальнейшего жизненного пути предполагает прежде всего собственную ответственность за него. Никто другой не может выбирать за вас ваш жизненный путь и не должен впоследствии давать отчет об этом. Важнейшей частью такого выбора является определение своей будущей профессии. Планируя свою дальнейшую жизнь, человек выбирает не только профессию, дело, которому хочет служить. Он подбирает круг своего общения, партнеров, друзей, людей, с которыми можно будет связать свою жизнь. Без друзей и помощников мало что удается осуществить из задуманного. Иногда именно плечо друга становится решающим фактором в той или иной жизненной ситуации. Известная поговорка гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Наши знания, опыт, дружеские и партнерские контакты и связи представляют собой важнейший ресурс, своеобразный капитал, который позволит уверенно чувствовать себя в окружающем мире. Но необходимо помнить, что нельзя выступать только в качестве потребителей, используя друзей, знакомых, близких.

Есть такая заповедь: «Твое - не то, что приобрел, а что отдал». Принимая решения в каждый конкретный момент жизни, необходимо идти и на затраты собственной силы, энергии, эмоций - своего внутреннего интеллектуального и душевного ресурса. Без самоотдачи, а порой без самоотречения в пользу других людей, ради поставленных целей ни один из намеченных планов не будет осуществлен. Нельзя прожить жизнь за чужой счет: ни за счет родителей, ни за счет учителей, ни за счет друзей. Только поняв и осмыслив это, можно стать ответственными и самостоятельными людьми, пользоваться уважением в кругу своих коллег и знакомых.

Проблему свободы поднимает во многих своих произведениях И.А. Бродский. Познакомьтесь с фрагментом его лекции «Напутствие»:

«Пойдете ли вы по жизни дорогой риска или благоразумия, вы рано или поздно столкнетесь с тем, что по традиции принято называть Злом. Я говорю не о персонаже готических романов, а как минимум о реальной общественной силе, которая никоим образом вам неподвластна. И ни благие намерения, ни хитроумный расчет не избавляют от неизбежного столкновения. Более того, чем осторожнее и расчетливее вы будете, тем более вероятной будет встреча, тем более болезненней будет шок. Жизнь так устроена, что то, что мы называем Злом, поистине вездесуще, хотя бы потому, что прикрывается личиной добра. Оно никогда не входит в дом с приветственным возгласом: «Здорово, приятель! Я – зло», что конечно, говорит о его вторичности, но радости от этого мало – слишком уж часто мы в этой вторичности убеждаемся.

Поэтому было бы весьма полезно подвергнуть как можно более тщательному анализу наши представления о добре, образно говоря, перебрать гардероб и посмотреть, что из одежд приходится незнакомцу впору. Это займет немало времени, но время будет потрачено отнюдь не зря. Вы будете ошеломлены, узнав, сколь многое из того, что вы считали выстраданным добром, легко и без особой подгонки окажется удобным доспехом для врага. Возможно, вы даже усомнитесь, не есть ли он ваше зеркальное отражение, ибо всего удивительное во Зле – его абсолютно человеческие черты. Так, например, нет ничего легче, чем вывернуть наизнанку понятия о социальной справедливости, гражданской добродетели, о светлом будущем и т.п. Вернейший признак опасности здесь – масса ваших единомышленников, не столько из-за того, что единодушие легко вырождается в единообразие, сколько по свойственной большому числу слагаемых вероятности опошления благородных чувств.

Не менее очевидно, что самая надежная защита от Зла в бескомпромиссном обособлении личности, в оригинальности мышления, его парадоксальности, и, если угодно – эксцентричности. Иными словами, в том, что невозможно исказить и подделать, что будет бессилен надеть на себя, как маску, завзятый лицедей, в том, что принадлежит вам и только вам – как кожа: ее не разделить ни с другом, ни с братом. Зло сильно монолитностью. Оно расцветает в атмосфере толпы и сплоченности, борьбы за идею казарменной дисциплины и окончательных выводов. Тягу к подобным условиям легко объяснить его внутренней слабостью, но понимание этого не прибавит силы, если Зло победит».

Свобода - это состояние человека, способного действовать во всех важных делах на основе выбора.

Свобода личности - это важнейшая ценность человека, без свободы невозможна самореализация человека.

Философы подходят к осмыслению слова свобода с разных позиций:

Ограничители свободы:

1. права, свободы, интересы других людей . Абсолютной, безграничной свободы быть не может, т.к. полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других, (Буриданов осел). Абсолютно свободным человек быть не может. А один из ограничителей здесь - права и свободы других людей.

2. общественные условия : социальные нормы, общественное мнение. человека побуждают действовать так, а не иначе и определенные общественные условия. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель "должного поведения". С учетом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения. Главное не в том, каковы внешние обстоятельства жизни человека. Важнее другое: как они преломляются в его сознании, как человек проектирует себя в мир, какие цели перед собой ставит, какой смысл и значение придает окружающей действительности? Именно это предопределяет выбор из многообразия возможных вариантов поведения.

3. необходимостью , т.е. объективными законами природы, с которыми человек обязан считаться. "Свобода есть познанная необходимость" - эти слова принадлежат немецкому философу Гегелю. Все в мире подчинено силам, действующим непреложно, неотвратимо. Эти силы подчиняют себе и деятельность человека. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком - он ее раб, если же она познана, то человек обретает "способность принимать решение со знанием дела". В этом и выражается его свобода воли. Необходимость есть выражение закономерного, объективно обусловленного хода развития событий.

Подлинно свободный человек сам выбирает не только поступок, но и его основания, общие принципы своих действий, которые приобретают характер убеждений. Такой человек даже в условиях прогрессирующего вырождения человеческого рода или при полной стабильности деспотического или тоталитарного режима в своей стране не дойдет до состояния духовного упадка, и будет действовать так, как будто отстаиваемые им принципы обязательно восторжествуют в будущем.

Критики подобной позиции считают, что если каждый будет искать основы своего поведения лишь в соответствии с собственными побуждениями без учета общепринятых ограничений и запретов, то общество утратит свою целостность и людей ожидает хаос: вместо желаемой свободы они получат полный произвол.

Гражданские качества

Выполнение гражданских обязанностей – чувство долга перед страной, обществом, родителями.

Чувство национальной гордости и патриотизма.
Уважение к Конституции государства, органам государственной власти, Президенту страны, символам государственности (гербу, флагу, гимну).
Ответственность за судьбу страны.
Общественная дисциплина и культура совместного проживания.
Бережное отношение к национальным богатствам страны, языку, культуре, традициям.
Общественная активность.
Соблюдение демократических принципов.
Бережное отношение к природе.
Уважение прав и свобод других людей.
Активная жизненная позиция.
Правосознание и гражданская ответственность.
Честность, правдивость, чуткость, милосердие.
Ответственность за свои дела и поступки.
Интернационализм, уважение к народам других стран.

Форма государства.

Форма государства – это совокупность его внешних признаков, порядка и способов организации высших органов власти, реализации политической и государственной власти.

На форму государства могут оказывать влияние следующие факторы:

1) социально-экономические, культурные;

2) исторические, национальные и религиозные традиции;

3) природные и климатические условия;

4) расстановка политических сил и т. д.

Чтобы иметь более полное представление о форме конкретного государства, необходимо проводить анализ его структурных элементов:

1) форма правления – организация высших государственных органов, порядок их образования, структура, полномочия, взаимодействие с населением, а также друг с другом. Основные формы правления: монархия и республика;

2) форма государственного устройства – отражает политико-территориальную организацию государственной власти, определяет взаимоотношения между центральной и местной властью. По форме устройства государства разделяются на унитарные, федеративные, конфедеративные;

3) государственно-правовой (политический) режим – представляет собой совокупность приемов, способов, методов, средств осуществления власти. Основные типы политических режимов: авторитарный, демократический, тоталитарный.

Таким образом, форма государства определяет:

1) порядок формирования органов государственной власти;

2) структуру государственных органов;

3) особенность территориальной самостоятельности населения;

4) характер взаимоотношений органов государственной власти друг с другом;

5) специфику отношений государственных органов и населения;

6) приемы, способы, методы осуществления политической власти.

В соответствии с указанной выше классификацией элементов государства рассмотрим форму современного Российского государства.

Российская Федерация в соответствии с Конституцией (ст. 1) является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

В результате можно выделить характерные черты государственного строя Российского государства:

1) демократизм; 2) федерализм; 3) республиканская форма правления; 4) разделение властей; 5) политическое, идеологическое многообразие; 6) признание и гарантирование Основным Законом государства местного самоуправления; 7) государственный суверенитет, носитель которого – многонациональный народ Российской Федерации; 8) правовое государство; 9) социальный характер, в соответствии с ним политика государства сориентирована на создание условий, которые обеспечивают человеку достойную жизнь и свободное развитие.

Российская Федерация является полупрезидентской республикой .