Твардовский тема памяти в лирике поэта. Тема памяти в лирике Твардовского

Тема памяти о погибших в Великой Отечественной войне защитниках родины занимает в лирике Твардовского одно из центральных мест. Она возникает еще задолго до окончания войны. Так, например, в 1943 году поэт вспоминает о бойце-парнишке, убитом в Финляндии в 1940 году. Потрясенный видом по-детски маленького мертвого тела на льду, Твардовский настолько близко воспринимает пережитую трагедию, что ему кажется, что он сам вполне мог бы стать тем убитым парнишкой:

Среди большой войны жестокой,

С чего, - ума не приложу, –

Жалко той судьбы далекой,

Как будто мертвый, одинокий,

Как будто это я лежу, -

восклицает он.

Больше всего поэту не хотелось бы, чтобы подвиг юного героя был предан забвению. Он называет Финскую войну незнаменитой, а убитого мальчишку - забытым.»

В стихотворении «Я знаю, никакой моей вины…» поэт пишет о том, как мучительно оставшиеся в живых вспоминают о погибших. И хотя война не выбирает жертву и не вернуться с нее может каждый боец, те, кому судьбой было уготовлено вернуться, всегда будут чувствовать непонятную вину перед теми, кто остался лежать на поле боя.

К вам, павшие в той битве мировой

За наше счастье на земле суровой,

Я обращаю в каждом новом слове, -

пишет поэт в стихотворении «В тот день, когда закончилась война». Поэт не бог: ему не дано воскресить ушедших героев, но он наделен иной силой. Он способен увековечить память о павших. Твардовский называет битву мировой, подчеркивая тем самым ее кровопролитный характер. Убитым не дано было увидеть радость победного дня. Однако те, кто встретили его, в это время почувствовали особую сопричастность с судьбами ушедших.

Тема памяти в лирике Твардовского достигает своего апогея в стихотворении «Я убит подо Ржевом», написанном от имени погибшего героя. Тело его не было похоронено по обычаям предков. Оно осталось лежать в том самом болоте, где встретил герой свою гибель в бою. Солдат ушел из жизни, даже не успев осознать этого.

Я не слышал разрыва,

Я не видел той вспышки,

Точно в пропасть с обрыва -

И ни дна ни покрышки, -

повествует он.

Разум погибшего героя словно растворяется в мире, в земле, в реке в облаке пыли. Ему даже не дано было узнать, взят ли город, за который шла кровопролитная битва. Однако последние его мысли устремлены к тем людям, во имя которых была принесена его жизнь в жертву:

Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

Твардовский подчеркивает, что каждый человек должен помнить о том, какой ценой был достигнут мир и покой на родной земле, свято беречь его и гордиться своей историей. Эпоха Великой Отечественной войны прочно уходит в прошлое. Все меньше и меньше живых ее свидетелей остается с нами. Однако благодаря поэзии А. Твардовского об этой войне будут помнить и через сотни лет, помнить с благодарностью и о тех, кто не вернулся с фронта домой, оставшись лежать на том самом месте, где погиб, о похороненных в братских могилах со скупыми звездочками вместо крестов. Поэзия, как и память людская, способна вечно жить во времени, прославляя бессмертный подвиг героев.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

«Тема войны и памяти в лирике А.Твардовского» (2 ч.)

Приветствие.

Здравствуйте, садитесь.

Сегодня мы с вами завершаем изучение литературы периода Великой Отечественной войны. Давайте обратим внимание на экран.

(Просмотр видеоклипа "В тот день, когда окончилась война")

Напишите, пожалуйста, какие чувства у вас вызвало то, что вы услышали и увидели.

Скажите, как вы считаете, стОит ли современным исполнителям петь песни на стихи о войне? Для чего? И о чем нужно думать исполнителям, прежде чем взяться за это дело?

Давайте запишем тему сегодняшнего занятия «Тема войны и памяти в лирике А.Твардовского».

Александр Трифонович Твардовский родился 8 июня 1910 года в деревне Загорье Смоленской губернии в семье кузнеца. Трифон Гордеевич Твардовский, отец поэта, был человеком незаурядным. Тяжким трудом он сумел скопить небольшую сумму денег, которой едва достало, чтобы сделать первый взнос в банк и купить в рассрочку болотистый участок земли. Позже поэт напишет в автобиографии: "... нам, детям, он с самого малого возраста внушал любовь и уважение к этой кислой, подзолистой, скупой и недоброй, но нашей земле - нашему "имению", как в шутку и не в шутку называл он свой хутор".

И в далеком 1943 году поэт напишет эти строки:

Земляку

Нет, ты не думал, - дело молодое, -

Покуда не уехал на войну,

Какое это счастье дорогое -

Иметь свою родную сторону.

Иметь, любить и помнить угол милый,

Где есть деревья, что отец садил,

Где есть, быть может, прадедов могилы,

Хотя б ты к ним ни разу не ходил;

Хотя б и вовсе там бывал не часто,

Зато больней почувствовал потом,

Какое это горькое несчастье -

Вдруг потерять тот самый край и дом,

Где мальчиком ты день встречал когда-то,

Почуяв солнце заспанной щекой,

Где на крыльце одною нянчил брата

И в камушки играл другой рукой.

Где мастерил ему с упорством детским

Вертушки, пушки, мельницы, мечи...

И там теперь сидит солдат немецкий,

И для него огонь горит в печи.

И что ему, бродяге полумира,

В твоем родном, единственном угле?

Он для него - не первая квартира

На пройденной поруганной земле.

Он гость недолгий, нет ему расчета

Щадить что-либо, все - как трын-трава:

По окнам прострочит из пулемета,

Отцовский садик срубит на дрова...

Он опоганит, осквернит, отравит

На долгий срок заветные места.

И даже труп свой мерзкий здесь оставит -

В земле, что для тебя священна и чиста.

Что ж, не тоскуй и не жалей, дружище,

Что отчий край лежит не на пути,

Что на свое родное пепелище

Тебе другой дорогою идти.

Где б ни был ты в огне передних линий -

На Севере иль где-нибудь в Крыму,

В Смоленщине иль здесь, на Украине, -

Идешь ты нынче к дому своему.

Идешь с людьми в строю необозримом, -

У каждого своя родная сторона,

У каждого свой дом, свой сад, свой брат любимый,

А родина у всех у нас одна...

Кому, как не солдату так близки и понятны эти простые слова..

Это стремление вырваться из нищеты, знание грамоты и даже определенная начитанность выделяли его из среды крестьян, которые то шутливо, то иронически называли Трифона Гордеевича "паном".

В тридцатые годы его отец был "раскулачен" и выслан из родной деревни.

? Что такое раскулачивание?

Зажиточных и среднего уровня достатка сельских хозяев, не желавших добровольно вступать в колхозы РАСКУЛАЧИВАЛИ,их земли и имущество передавались в колхозы,а их самих арестовывали и отсылали в отдалённые районы Урала,Сибири.

Но бывало и так, что раскулачивали людей без всяких на то причин. Например, моего прапрадеда раскулачил собственный сын (так как находился на руководящей должности и считал неприличным «обходить своего родственника»). Так как взять было нечего, деду просто сломали крыльцо.

Так и в случае с семьей Твардовского. Новые хозяева жизни не посчитались даже с тем, что Трифон Гордеевич вместе с семьей сам обрабатывал землю и не нищенствовал только благодаря своему трудолюбию. Они ничего не имели и против революции - наоборот даже, новые порядки казались им началом "счастливого светлого будущего".

Окончив сельскую школу, Твардовский едет в Смоленск. Не может устроиться на работу, потому что не имеет никакой специальности. Зарабатывает себе на хлеб на публикациях в газетах.

В 1930 году поступает в Педагогический институт.

В 1936 году переводится в Московский институт истории, философии и литературы.

В 1939 году был призван в ряды Красной армии, участвовал в освобождении Западной Белоруссии. С началом войны с Финляндией, уже в офицерском звании служил в армии в качестве военного журналиста, участвовал в походе на Польшу. В годы Великой Отечественной войны был фронтовым корреспондентом различных газет.Свою лирику военных лет поэт называл «фронтовой хроникой», определяя этим названием ее содержание и стилистические особенности.

? Скажите, безопасной ли была его работа?

? Нужны ли на войне журналисты, операторы, фотографы или они принесли бы больше пользы в бою?

В 1939-1940 годах в составе группы писателей работал в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины».

В 1950 году Твардовский был назначен главным редактором журнала "Новый мир", но уже через четыре года его сняли, а еще через четыре, в 1958 году, вернули обратно.

Именно в это время "Новый мир" становится центром, вокруг которого группировались писатели, стремившиеся к честному отображению действительности. Тогда же Твардовский сумел напечатать знаменитую повесть "Один день Ивана Денисовича" А. Солженицына и добивался публикации его романа "Раковый корпус". Несмотря на то, что Твардовский и сам имел немалую власть и влияние (был и членом правления Союза писателей СССР), ему постоянно приходилось испытывать на себе все усиливающееся давление консервативных сил. В 1970 году он был в очередной раз снят с должности главного редактора, да и сама редакция подверглась фактическому разгрому. Всего через полтора года после этого Твардовский умер.

? Скажите, легко ли было Твардовскому переживать «свержения» и восстановления на должность редактора? Почему он принимал это? Ведь мог и отказаться.

? Зачем поэт ходил по лезвию ножа? Ведь его ждала блестящая карьера, он был кандидатом в челны ЦК КПСС.

? Для чего ему могли пригодится эти регалии и звания? Для того, чтобы иметь возможность писать, а так же печатать людей, говорящих о том, что волновало народ и говорить ему правду!.

Твардовский был народным поэтом. Его незамысловатые и в то же время наполненные глубоким смыслом и любовью к народу стихи понятны и близки каждому.

? Скажите, что помогало солдату преодолеть все ужасы войны, идти до последнего и верить в лучшее? (Мысли о родном доме, о семье).

Давайте послушаем Григоревского Андрея.

Зачем рассказывать о том

Солдату на войне,

Какой был сад, какой был дом

В родимой стороне?

Зачем? Иные говорят,

Что нынче, за войной,

Он позабыл давно, солдат,

Семью и дом родной;

Он ко всему давно привык,

Войною научен,

Он и тому, что он в живых,

Не верит нипочем.

Не знает он, иной боец,

Второй и третий год:

Женатый он или вдовец,

И писем зря не ждет...

Так о солдате говорят.

И сам порой он врет:

Мол, для чего смотреть назад,

Когда идешь вперед?

Зачем рассказывать о том,

Зачем бередить нас,

Какой был сад, какой был дом.

Зачем?

Затем как раз,

Что человеку на войне,

Как будто назло ей,

Тот дом и сад вдвойне, втройне

Дороже и милей.

И чем бездомней на земле

Солдата тяжкий быт,

Тем крепче память о семье

И доме он хранит.

Забудь отца, забудь он мать,

Жену свою, детей,

Ему тогда и воевать

И умирать трудней.

Живем, не по миру идем,

Есть что хранить, любить.

Есть, где-то есть иль был наш дом,

А нет - так должен быть!

1943

? Как вы думаете, в чем смысл этого стихотворения? (В том, что солдат, конечно, воевал за Родину, за страну, но прежде всего – за своих близких, которые были в беде).

А помогала ли им любовь родных, их вера и надежда на возвращение сына, отца, мужа?

Конечно! Вспомните сроки из знаменитого стихотворения Константина Симонова:

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

А сейчас давайте послушаем Юлию Чугарину.

В поле, ручьями изрытом,

И на чужой стороне

Тем же родным, незабытым

Пахнет земля по весне.

Полой водой и нежданно -

Самой простой, полевой

Травкою той безымянной,

Что и у нас под Москвой.

И, доверяясь примете,

Можно подумать, что нет

Ни этих немцев на свете,

Ни расстояний, ни лет.

Можно сказать: неужели

Правда, что где-то вдали

Жены без нас постарели,

Дети без нас подросли?..

Это стихотворение поэт пишет в 1945 году. Пишет о тех, кому посчастливилось остаться в живых, вернуться на Родину.

Война длилась 4 долгих года, которые казались вечностью. Искалеченные судьбы, искалеченные души…

Давайте задумаемся. В нашей современной жизни каждый день наполнен проблемами, которые портят жизнь, заставляют расстраиваться, злиться, а может, даже болеть. Перечислим их:

Учеба (особенно по 4 пары)

Интернет не ловит/отключился

Телефон сел (или - не дай Бог! – забыли дома)

А теперь сравним эти серьезные проблемы и несчастья с:

- голодом (это не когда до перемены дотерпеть не можешь)

- искалеченными телами и душами и – в конце концов - смертью.

В одной из групп мне сказали: «Ну мы же сейчас не на войне».

Аргумент? Возможно. Только кто же нам сказал, что эта беда обойдет нас стороной? Дай Бог. Но все же…

Не слишком ли мы изнеженны и избалованы? Куда же девалась наша могучая Сила Русского Духа?...

А сейчас послушаем Татьяну Гришанину.

Из записной потертой книжки

Две строчки о бойце-парнишке,

Что был в сороковом году

Убит в Финляндии на льду.

Лежало как-то неумело

По-детски маленькое тело.

Шинель ко льду мороз прижал,

Далеко шапка отлетела.

Казалось, мальчик не лежал,

А все еще бегом бежал

Да лед за полу придержал…

Среди большой войны жестокой,

С чего – ума не приложу,

Мне жалко той судьбы далекой,

Как будто мертвый, одинокий,

Как будто это я лежу,

Примерзший, маленький, убитый

На той войне незнаменитой,

Забытый, маленький, лежу.

? О чем хочет сказать нам этим стихотворением автор?

(Перед смертью все равны и одинаково беззащитны)

Сейчас я попрошу вас разделиться на 4 группы, по 4-5 человек.

Просмотр видеозаписи «Я убит подо Ржевом». (5 мин.)

Стихотворение написано от имени погибшего солдата, но в этом произведении он Жив!

Я предлагаю вам написать небольшое послание солдату перед боем (который, возможно, может стать для него последним).

Работа в группах.

Учащиеся зачитывают свои работы.

Конечно, к счастью, мы не можем в полной мере понять чувства солдат, шедших на смерть, Но мы можем искренне поддерживать, сопереживать и сострадать. А это очень ценно и важно. Прежде всего для нас самих.

А сейчас стихотворение прочтет Сергей Ишлинский

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они - кто старше, кто моложе -

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но все же, все же, все же...

? От чьего имени написано это стихотворение? (от имени солдата, вернувшегося с войны).

? А можем ли мы отнести это стихотворение к самим себе, к современным людям? Почему?

Да, мы не можем вернуть погибших, и в этом не наша вина, что так произошло, но мы можем сохранить память о них. В фотографиях, в рассказах и – что самое ценное – в сердцах. И передавать эту память своим детям, внукам. Только тогда герои Великой Отечественной войны навечно останутся живыми.

Рефлексия

Сейчас я прошу вас взять листочки и продолжить одну из фраз:

После сегодняшнего урока

- Мне захотелось…

- Я задумался(лась) о том,…..

- Я понял(а), что….

Спасибо всем за работу.

Домашнее задание: Подготовить чтение наизусть и анализ стихотворения Анны Ахматовой

Сочинение

Поэзия А. Т. Твардовского - поэзия своего времени. Все творчество А. Т. Твардовского было неразрывно связано с жизнью своей страны, своего народа. Страшные годы воен­ного лихолетья, когда сам А. Т. Твардовский был корреспон­дентом газеты «Красная звезда», не могли не найти своего отражения на страницах его поэтических произведений: «22 июня 1941 года», «Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась война», «9 мая», и др. Все тяготы солдат­ской доли поэт прочувствовал на себе:
Война - жесточе нету слова.
Война - печальней нету слова.
Война - святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
«Война - жесточе нету слова…» (1944)

Реализация военной темы в поэзии А. Т. Твардовского. Все стихотворения военной тематики проникнуты чувством глубокой любви к родине, к русской земле, погибнуть за свободу которой автор считает лучшей долей:
Я долю свою по-солдатски приемлю,
Ведь если бы смерть выбирать нам, друзья,
То лучше, чем смерть за родимую землю,
И выбрать нельзя.
«Пускай до последнего часа расплаты…» (1941)

Многие стихотворения представляли собой поэтические агитационные «листовки», призывающие на борьбу с фа­шизмом:
За Починками, Глинками
И везде, где ни есть,
Потайными тропинками
Ходит зоркая месть.
Ходит, в цепи смыкается,
Обложила весь край,
Где не ждут, объявляется
И карает…
Карай!
«Партизанам Смоленщины» (1942)

Императив был оправдан и даже необходим в годы, когда решалась будущая судьба родной земли, русского народа. Жестокость становилась порождением не меньшей жесто­кости со стороны оккупантов.

Особенности произведений военной тематики. Многие стихотворения А. Т. Твардовского имеют сюжетную осно­ву. Героями таких произведений становятся простые сол­даты, вчерашние мальчишки, быстро взрослеющие на войне:
Соленый пот глаза слепил
Солдату молодому,
Что на войне мужчиной был,
Мальчишкой числясь дома.
«Иван Громак» (1943)

Такие мальчики воевали до последнего патрона, до по­следнего вздоха, не уступая в храбрости своим отцам и стар­шим братьям:
Вот - на бросок гранаты враг,
Громак его гранатой.
Вот рядом двое. Что ж Громак?
Громак - давай лопатой.

О подвигах воинов должна была знать вся страна, они должны были воодушевлять и придавать силы. Стихотворе­ния А. Т. Твардовского достигали своей цели - поднимали боевой дух и вели защитников вперед:
Москвы не видел, но ему
Москва салютовала.
«Иван Громак» (1943)

Героями на войне становились, сами того не осознавая, даже дети. Об одном из таких парнишек «лет десяти-двенадцати» повествуется в стихотворении «Рассказ танкиста» (1941). В гари и копоти, в страшном месиве войны, такие ре­бятишки воевали наравне со взрослыми, внося свой неоце­нимый вклад в общее дело Победы:
Был трудный бой. Все ныне, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.

Тема войны в послевоенные годы. Стихотворения воен­ной тематики создавались поэтом и уже в мирные годы. Те­ма памяти не оставляла автора, как не перестают болеть уже затянувшиеся раны, в которых остаются осколки. «Для меня этот период представляется таким, о котором всю жизнь хватит думать», - писал А. Т. Твардовский. Так, стихотворе­ние «Я убит подо Ржевом» (1945-1946-е) стало страшным обличением жестокости войны, которое произносит погиб­ший «в безымянном болоте» солдат. У него нет и не может быть имени, т. к. его голосом, его словами к потомкам обра­щаются все не вернувшиеся с войны солдаты:

Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки, -
Точно в пропасть с обрыва
И ни дна ни покрышки.

Для лирического героя жизнь остановилась в самый раз­гар боя, и он не успел узнать, чем закончилось сражение. Любовь к родине, стремление спасти свободу своей земли оказывается сильнее страха смерти:
И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за Родину пали,
Но она - спасена.

Те, кто не дошел, кто не выжил, получают право требо­вать ответа у живых, что сделали они для Победы и как про­должили борьбу. Монолог мертвого становится одновремен­но судом над войной и наказом живыми:
Пусть не слышен наш голос, -
Вы должны его знать.
Вы должны были, братья,
Устоять, как стена,
Ибо мертвых проклятье -
Эта кара страшна.

В стихотворении повторяющиеся обращения к живым как бы требуют ответа, отчета совести прежде всего перед собой, как они распорядятся доставшимся богатством - жизнью. Павшие никого не обвиняют (И никто перед нами // Из живых не в долгу), но братская связь тех, кто был в одном окопе, никогда не позволит живым «спать спокойно». На них ложится ответственность за будущее страны и за сохра­нение памяти без вести павших, своей жизнью заплативших за свободу последующих поколений.

Кульминационным моментом становится в финале сти­хотворения слова погибшего солдата:
Я вам жизнь завещаю, -
Что я больше могу?
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить.

Стиль стихотворения, разговорная интонация, использо­вание народных словечек - все подчинено одной цели: со­здать монолог безымянного солдата, воплотившего в своем образе всех погибших.

Тем, кто выжил в страшном пекле, кому выпало счастье вернуться домой, все оставшиеся годы ощущали чувство ви­ны перед погибшими. Лирика Твардовского становится бо­лее глубокой, наполняется раздумьями. Возникает мотив покаяния живых перед павшими:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они - кто старше, кто моложе
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же…
«Я знаю, никакой моей вины…» (1966)

Своим долгом гражданина и поэта А. Т. Твардовский счи­тал необходимость сохранить память о простых солдатах, погибших рядовых, тела которых до сих пор не преданы зем­ле. Память о кровопролитной войне должна быть сохранена, чтобы никогда ни у кого не возникало желания, преследуя амбициозные или меркантильные цели, лишать человека бесценного сокровища - жизни.

Мы все в долгу перед прошлым и будущим. Каждый из нас отвечает за свое время, которое это будущее готовит. Но ответственности не бывает без памяти о про­шлом, без сопричастности к происходящим событиям. «Я жил, я был, за все на свете я отвечаю головой», - писал А. Твардовский. Его жизненное кредо - отвечать за все. Его произведения - это живая боль о времени. Они учат нас милосердию, высокой нравственности, гражданствен­ности, учат быть «людьми из тех людей, что людям, не пряча глаз, глядят в глаза». Поэт своими произведениями убеждает нас, что память должна уберечь нас от страш­ных ошибок.

Давно закончилась война. Практически не осталось тех людей, которые воевали. Как бы ни оценивали войну 1941-1945 годов, но годы войны никогда не изгладятся из нашей памяти. Прав А. Твардовский:

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Военная тема - одна из главных тем творчества А. Твардовского. Поэт прошел всю войну. Призванный в 1939 году в ряды Красной Армии, он был рядовым, затем военным корреспондентом. Его многочисленные очерки, поэма «Василий Теркин», стихотворения, написанные на фронте, получили всенародное признание. В послевоен­ное время тема памяти, ответственности перед павшими становится основной в творчестве поэта.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны.

В том, что они, кто старше, кто моложе

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,

Речь не о том, но все же, все же, все же...

Рассказать о страшной войне - священный долг А. Твардовского, и он непременно должен его исполнить. Поэт, с его точки зрения, «лучше всех не свете» знает, о чем и как нужно говорить. В одном из стихотворений последних лет А. Твардовский высказал мысль:

Вся суть в одном-единственном завете:

То, что скажу, до времени тая,

Я это знаю лучше всех на свете

Живых и мертвых, знаю только я.

А. Твардовский постоянно возвращается к теме памя­ти, покаяния, ответственности перед погибшими. В сти­хотворении «Я убит подо Ржевом», написанном от лица погибшего солдата, эта тема достигает трагического зву­чания:

Вы должны были, братья,

Устоять, как стена,

Ибо мертвых проклятье -

Эта кара страшна.

В другом стихотворении «В тот день, когда окончи­лась война» поэт говорит о единении мертвых и живых. Боль о погибших, о трагическом прошлом нельзя вычерк­нуть из памяти. Не только напрасно, но и опасно думать, с точки зрения А. Твардовского, будто время «затянет любую боль», «любую быль».

Поэма «По праву памяти» подытоживает пережитое и самим поэтом, и его близкими. В центре поэмы - «не­забываемого века недоброй памяти дела». Мы не можем забывать своего прошлого, ведь «кто прячет прошлое рев­ниво, тот вряд ли с будущим в ладу». Главной темой в произведении становится тема покаяния. Проблема памя­ти перерастает в проблему ответственности. Лирический герой поэмы выступает в ней от имени всего народа, ко­торому культ личности мешал идти по избранному пути. Поэт от имени народа вершит исторический суд и выносит приговор. Он извлекает из прошлого исторический урок во имя будущего, зовет читателя к выбору осознанной жизненной позиции: все нужно «мерять» только правдой, так как это единственная гарантия от новых ошибок.

Одна неправда нам в убыток,

И только правда ко двору!

Поэт размышляет в произведении «По праву памяти» о культе личности, о сталинских временах, о загубленных и изломанных человеческих судьбах. Он призывает хранить память, не забывать тех, кто пришел с войны, погиб в лагерях.

А. Твардовский называет память о войне, о трагичес­ком прошлом жестокой. Оказывается, жестокими могут быть не только люди! Эта «жестокая память» как бы пре­дупреждает нас: трагедия войны не должна повториться.

Война - жесточе нету слова.

Война - печальней нету слова.

Война - святее нету слова.

На нас лежит ответственность перед павшими людь­ми. На нас лежит ответственность за наше прошлое, ко­торое мы не должны забывать. Говорят, что время лечит. Но страдания, память из истории бессмысленно вычер­кивать. Если мы сделаем вид, что у нас не было крутых обрывов, ям, мы рискуем угодить в новые. Мы должны учиться на ошибках прошлого. Возвращаясь назад, к той жестокой памяти, поэт обращается к нынешним и всем грядущим поколениям.

Тема памяти звучит в творчестве Твардовского в двух аспектах. Во-первых, поэт выделяет важность памяти о погибших на войне, а во-вторых, говорит о значении цепочек родовой, семейной памяти, которые безжалостно разрушались в годы сталинских репрессий, когда многие публично отказывались от родства с теми, кто был объявлен врагом народа.

Памяти сражавшихся и погибших на войне посвящены строки поэмы «Василий Тёркин». В главе «Переправа» автор вспоминает тяжелую и неудачную переправу наших войск через реку:

Кому память, кому слава,

Кому темная вода, –

Ни приметы, ни следа.

Слово «память» в этой главе употреблено с тем оттенком значения, которое оно приобретает, если употребить с ним определение «вечная». Много погибло народу на той переправе («Люди теплые, живые // Шли на дно, на дно, на дно…»). «Вечная память погибшим!» – будто восклицает автор.

Иными, светлыми воспоминаниями овеяна глава «О себе». Прежний мир, «угол отчий», лес, не изрытый блиндажами, встает перед глазами рассказчика. Умиротворенность представленной картинки родной природы заставляет его сомневаться в действительном существовании такого места на земле:

Мать-земля моя родная,

Сторона моя лесная,

Край недавних детских лет,

Отчий край, ты есть иль нет?

Тема вечной памяти о погибших выведена и в стихотворении «Я убит подо Ржевом…». В своем обращении к живым погибший воин просит их во имя его памяти «счастливыми быть» и беречь родную страну, «беречь ее свято». В стихотворениях « Я знаю, никакой моей вины…» и «К обидам горьким собственной персоны…» мотив памяти переплетается с мотивом личной ответственности человека за судьбы многих.

В противовес официальной идеологии, господствовавшей в стране, Твардовский утверждал, что необходимость помнить о своих корнях, о своих родственниках и близких – это не просто право, но и обязанность человека. Этому посвящено его стихотворение «Памяти матери». В нем он призывает любить и ценить близких, пока они еще живы. Все мы рвемся из отчего дома «задолго до крайнего срока», пытаемся устроить свою жизнь, не понимая, что наши матери не вечны, что время быстротечно и час последний ближе, чем кажется. А после – ничего уж не вернуть, не прижаться к теплому маминому плечу. Остается только надеяться на скорую встречу с мамой в ином, лучшем мире:

Перевозчик-водогребщик,

Старичок седой,

Перевези меня на ту сторону

Сторону – домой…

Знаменитая поэма Твардовского «По праву памяти» – это своеобразное «окно» в прошлое. В поэме автор обратился к воспоминаниям о прошлой жизни, о мечтах и надеждах юношеских лет, а главное – Твардовский, оглядываясь на прожитые годы, переосмыслил историческое значение попыток Сталина построить светлое будущее, искореняя «врагов коммунизма». Автор показал, что значит вдруг стать врагом народа для человека, преданного своей стране. Выявление «врагов народа» потянулось и по цепочкам родственных связей. Страх заставлял людей отрекаться от родных и близких, так как человек, пропавший без вести в бою или признанный кулаком, обрекал всю свою семью на всеобщее презрение и унижение:

Клеймо с рожденья отмечало

Младенца вражеских кровей,

И все, казалось, не хватало

Стране клейменных сыновей.

«Сын за отца не отвечает» – это сталинское изречение толкнуло многих людей на сделку с совестью:

Забудь, откуда вышел родом,

И осознай, не прекословь:

В ущерб любви к отцу народов –

Любая прочая любовь.

В заключительной главе Твардовский ставит вопрос о праве на память людей, лишенных при жизни честного имени:

Забыть, забыть велят безмолвно,

Хотят в забвенье утопить

Живую быль. И чтобы волны

Над ней сомкнулись. Быль – забыть!

"Нельзя забывать!" – вот вывод Твардовского. Ощущение трагического надлома прошло через судьбу самого поэта, у которого были репрессированы отец и брат.

Эта поэма стала говорящим памятником сложного сталинского времени в истории нашей Родины. Она напоминает нам о безвинных и бессмысленных жертвах кровавых десятилетий и обязывает нас не допустить повторения этих страшных событий.

Для Твардовского любовь к своей семье, малой родине и память о ней неразрывно связаны с любовью к Родине с большой буквы. Но любить Родину – мало! Надо знать ее историю и помнить все, что было хорошего и плохого, для того, чтобы грядущие поколения жили лучше, чем мы.