Сикстинская капелла: Микеланджело VS Рафаэль и Папы Римские. Потолок сикстинской капеллы Кто нарисовал фрески сикстинской капеллы


Сикстинскую капеллу по праву считают жемчужиной Ватикана. Она расписана лучшими художниками эпохи Возрождения, а венцом творения называют фрески на потолке, созданные Микеланджело. Мало кто знает, что мастер ненавидел эту работу, ведь она отняла у него все здоровье. Об этом и других интересных фактах создания Сикстинской капеллы далее в обзоре.

1. Сикстинская капелла первоначально была крепостью



Строительство Сикстинской капеллы было начато в 1477 году. Первоначально она рассматривалась как оборонительное сооружение, в котором смог бы укрыться папа Римский Сикст IV в случае нападения неприятеля. На верхнем этаже постройки даже предусмотрены бойницы. Капелла получила свое название в честь папы.

2. Сикстинская капелла повторяет размеры Храма Соломона



Снаружи капелла выглядит довольно невзрачно, т. к. изначально она строилась как оборонительное сооружение. Тем не менее, ее размеры (ширина - 13,41 м, длина - 40,93 м, высота – 20,70 м) в точности повторяют очертания Храма Соломона из Ветхого Завета.

3. Над росписью Сикстинской капеллы работали лучшие художники



Несмотря на то, что венцом творения Сикстинской капеллы называют работу Микеланджело, росписью зала занимались самые именитые художники того времени: Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Пьетро Перуджино, Козимо Роселли. Гобелены создавал сам Рафаэль. Мастера создали 16 великолепных фресок (до нас дошло только 12), являющих собой довольно сложные композиции на библейские темы.

4. Микеланджело ненавидел расписывать потолок капеллы



Первоначально потолок Сикстинской капеллы оформлялся художником Piermatteo d"Amelia. Синий фон был усыпан множеством золотых звезд. Но по распоряжению папы, этот потолок был закрашен, а на его месте создавал свой шедевр Микеланджело Буонарроти.



Художник всегда говорил, что он больше скульптор, нежели художник. Однако предложение папы мастер воспринял как вызов и взялся за работу. Но все пять лет, которые Микеланджело потратил на работу над росписью, мастер жаловался своим друзьям, как он ненавидел этот потолок. Художник говорил, что у него «вырос зоб от этой пытки, а желудок раздавлен под подбородком». Распространенное мнение о том, что Микеланджело работал, лежа на спине, не соответствует действительности. Мастер разработал своеобразные подмостки-леса, на которых ему приходилось стоять, запрокидывая голову то вверх, то вниз, то в сторону.

5. Сотворение Адама



Центральная фреска «Сотворение Адама» заслуживает отдельного внимания. Ученые полагают, что изображение Бога на красном фоне напоминает очертания человеческого мозга. К тому же, Всевышний тут изображен в качестве умудренного седобородого старика. Этот образ стал архетипическим, и после Микеланджело практически все стали изображать Бога в подобной ипостаси.

6. Страшный суд



Практически через четверть века после росписи потолка Микеланджело снова призвали сделать еще одну фреску в Сикстинской капелле, на этот раз на алтарной стене. Интересен тот факт, что на том месте уже были фрески Перуджино, но их уничтожили ради нового шедевра. Микеланджело принялся за работу. На стене площадью в 200 кв. метров должна была появиться библейская сцена «Страшный суд».

За то время (22 года), что прошло между первой и последней работой Микеланджело, в церкви произошло много перемен, наступило время Реформации. «Страшный суд» вызвал не только восхищение, но и яростную критику. Обнаженные образы на фреске признали непристойными.



Микеланджело на удивление стойко переносил все нападки недоброжелателей и продолжал работать. Единственным безмолвным, но наглядным ответом на подобное отношение к его работе было изображение на фреске одного из рьяных критиков Бьяджо да Чезена с ослиными ушами. Обвивающая его змея означает, что этот человек отправляется в ад за свою похоть.
Все же понтифик велел другим художникам «прикрыть» наготу фиговыми листами, растениями, животными, одеждой. Конечно же, шедевру был нанесен ущерб. В 1590 году другой папа Климент VIII вообще решил уничтожить «Страшный суд», т. к. он считал, что фреска все равно слишком откровенна. К счастью, его отговорили от задуманного.



К теме христианства в своих картинах обращались многие художники. Каждое из этих можно назвать настоящим шедевром.

Искусство Италии 16-го века
В 1508 году папа Юлий II предложил Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы. Она была построена в 1470-е годы дядей Юлия, папой Сикстом IV. В начале 1480-х годов алтарная и боковые стены были украшены фресками с евангельскими сюжетами и сценами из жизни Моисея, в создании которых участвовали Перуджино, Боттичелли, Гирландайо и Росселли. Над ними находились портреты пап, а свод оставался пустым. В 1508 Микеланджело неохотно начал роспись свода. Сикстинская капелла представляет собой высокое длинное помещение 48 м длиной, 13 м шириной и 18 м высотой, перекрытое плоским сводом. Наличие окон в боковых стенах определило характер произведенного Микеланджело членения потолка. С помощью иллюзорно переданных живописью элементов архитектуры плафон разделен на ряд частей. Среднюю часть плафона капеллы занимают девять сцен библейской легенды о сотворении мира и жизни первых людей на земле; по углам каждой из этих композиций расположены фигуры обнаженных юношей. По боковым сторонам свода изображены семь пророков и пять сивилл (прорицательниц). В остальных частях росписи – в парусах свода, распалубках и люнетах над окнами – изображены отдельные эпизоды из Библии и так называемые предки Христа.

Наделяя главные фигуры, в частности пророков и сивилл, большими размерами, Микеланджело добился с помощью такой разномасштабности наилучшего выявления отдельных сцен и фигур. Работа продлилась около четырех лет в промежутке между 1508 и 1512, при минимальном участии помощников. Первоначально предполагалось изобразить фигуры апостолов на престолах. Позднее, в письме 1523, Микеланджело с гордостью писал, что убедил папу в несостоятельности этого замысла и получил полную свободу. Вместо первоначального проекта была создана роспись, которую мы видим сейчас. Если на боковых стенах капеллы представлены Эпоха Закона (Моисей) и Эпоха Благодати (Христос), то роспись потолка представляет собой самое начало истории человечества, Книгу Бытия. Роспись потолка Сикстинской капеллы представляет собой сложную структуру, состоящую из нарисованных элементов архитектурной декорации, отдельных фигур и сцен. По сторонам от центральной части потолка под нарисованным карнизом размещены гигантские фигуры ветхозаветных пророков и языческих сивилл, восседающих на тронах. Между двумя карнизами изображены поперечные полосы, имитирующие свод; они разграничивают чередующиеся крупные и мелкие повествовательные сцены из Книги Бытия. В люнетах и сферических треугольниках в основании росписи также размещены сцены.

Многочисленные фигуры, в том числе знаменитые ignudi (обнаженные) обрамляют сцены из Книги Бытия. Неясно, имеют ли они какое-то особое значение или являются чисто декоративными. Существующие интерпретации смысла этой росписи могли бы составить небольшую библиотеку. Поскольку она находится в папской капелле, ее значение должно было быть ортодоксальным, но несомненно, что в этом комплексе воплотилась и ренессансная мысль. Можно изложить лишь общепринятую интерпретацию основных христианских идей, вложенных в эту роспись. Изображения распадаются на три основные группы: сцены из Книги Бытия, пророки и сивиллы и сцены в пазухах свода. Сцены из Книги Бытия, как и композиции на боковых стенах, расположены в хронологическом порядке, от алтаря ко входу. Они распадаются на три триады. Первая связана с сотворением мира. Вторая – Сотворение Адама, Сотворение Евы, Искушение и Изгнание из рая – посвящена созданию человечества и его грехопадению. Последняя повествует об истории Ноя, заканчивающейся его опьянением. Не случайно Адам в сцене «Сотворение Адама» и Ной в сцене «Опьянение Ноя» находятся в одинаковой позе: в первом случае человек еще не обладает душой, во втором он от нее отказывается. Таким образом, эти сцены показывают, что человечество не один раз, а дважды лишалось божественного благоволения.

Адрес: Ватикан
Строительство: 1473 - 1481 годы
Архитектор: Баччо Понтелли
Строитель: Джордже де Дольчи
Координаты: 41°54"10.7"N 12°27"15.8"E

Содержание:

Краткая история

Что приходит на ум человеку при упоминании Ватикана ? Как правило, это католическая вера, Папа Римский и Собор Святого Петра . А еще Сикстинская капелла – место проведения конклавов кардиналов, на которых избирается новый понтифик, и один из самых великолепных памятников искусства эпохи Возрождения.

Паруса сводов Капеллы поражают огромными картинами, изображающими библейских персонажей, пророков и сивилл. В четырех углах свода, на изогнутой поверхности распалубков, Микеланджело изобразил истории спасения народа Израиля. Арки над окнами украшены портретными фресками предков Христа.

Микеланджело Буонарроти - гениальный мастер эпохи Ренессанса. Он взялся за этот сложнейший проект, приняв заказ папы римского, хотя всегда говорил, что он больше скульптор, чем живописец. Тем нее менее это был вызов мастерству Микеланджело, и он его принял. Всего за 5 лет, работая практически в одиночку, он создал великий шедевр – роспись потолка Сикстинской капеллы.

Фрагмент росписи потолка - «Сотворение Адама»

В 1999 году фрески подверглись осторожной и тщательной реставрации. Сегодня человек посетивший Капеллу может воочию увидеть прекрасные картины на стенах, затейливую мозаику пола , по которому ступают процессии кардиналов направляясь к Папскому трону, и огромную алтарную сцену «Страшный суд» за ним, потрясающую своей выразительностью и драматизмом (между прочим, тоже написанную Микеланджело, только 25 лет спустя). И самое главное – проходя от входа к алтарю, посетитель может окунуться в мир библейских сюжетов, последовательно развертывающихся перед его взором на своде Сикстинской капеллы.

Давайте проанализируем все эти странности.

Итак, что же скрывал Микеланджело, когда расписывал потолок Сикстинской капеллы?

Одной из лучших фресок плафона капеллы является «Сотворение Адама».

Микеланджело. “Сотворение Адама” (1511).
Фреска плафона Сикстинской капеллы

Облокотившись на правую руку, на земле полулежит молодое и красивое, но ещё не одухотворённое тело первого человека. Летящий в окружении сонма бескрылых ангелов Творец Саваоф протягивает свою десницу к левой руке Адама. Ещё мгновение – их пальцы соприкоснутся, и тело Адама оживёт, обретя душу. Описывая эту фреску, искусствоведы обычно отмечают, что Саваоф и ангелы, объединённые в единое целое, очень удачно вписываются в картину, уравновешивая левую часть фрески. И всё.

Однако, вглядевшись внимательнее в то, что создал художник, вдруг понимаешь, что Адама оживляет Господь, изображённый не только в виде бородатого старца, окружённого ангелами, но и в образе огромного мозга, повторяющего в деталях строение головного мозга человека.


Сравнение фрагмента фрески
“Сотворение Адама”
с изображением головного мозга человека

Это должен понять любой биолог или врач, знающий азы анатомии. Но проходил век за веком, и только через полтысячелетия замысел Микеланджело нам открылся. Мастер зашифровал в этой фреске мысль о том, что одухотворение было совершено Высшим разумом. Почему же Микеланджело при жизни даже не намекнул своим современникам, что он на самом деле изобразил? Объяснение напрашивается само собой. Строение мозга художник мог изучить, только вскрывая трупы. А за надругательство над мёртвым телом во времена Микеланджело полагалась смертная казнь. И если бы семнадцатилетнего Буонарроти поймали, когда он изучал анатомию, тайно вскрывая трупы в покойницкой монастыря Санто Спирито во Флоренции, то уже на следующий день его собственный труп висел бы в проёме окна на третьем этаже дворца Синьории, и мир никогда не увидел бы будущих шедевров Микеланджело. С тех памятных дней 1492 года, когда, препарируя мертвецов и делая анатомические рисунки, художник изучал строение человеческого тела, до создания фрески «Сотворение Адама» на плафоне Сикстинской капеллы (1511 год) прошло почти двадцать лет. Но, несмотря на такой большой срок, поражает правильность, с которой Микеланджело изобразил извилины и борозды головного мозга человека.

Впервые сходство фрески «Сотворение Адама» с головным мозгом человека заметил американский врач Мешбергер (Meshberger) в 1990 году. Но он пришел к выводу, что великий мастер изобразил внутреннее строение мозга. Мне впервые удалось обнаружить, что Микеланджело показал на фреске наружную поверхность мозга и с большой точностью отобразил извилины и борозды.


Наружная поверхнсть человеческого мозга

Легко угадывается боковая борозда, отделяющая лобную долю мозга от височной. Верхняя и нижняя височные борозды отграничивают среднюю височную извилину. Правое плечо Саваофа – это средняя лобная извилина. Профиль одного из ангелов повторяет центральную, или роландову, борозду, являющуюся границей между лобной и теменной долями мозга. И наконец, головы двух ангелов за спиной создателя – это не что иное, как надкраевая и угловая извилины. Кроме того, понятно, почему Микеланджело не изобразил мозжечок. Дело в том, что художник не знал о существовании выроста твёрдой мозговой оболочки (так называемого намёта мозжечка), который вклинивается между большим мозгом и мозжечком. Поэтому, когда при вскрытии Микеланджело вынимал мозг из черепной коробки, он разрушал мозжечок. Эту же ошибку часто совершают студенты-медики при первых своих вскрытиях трупов.

Слишком много совпадений в деталях фрески с извилинами и бороздами мозга не могут быть объяснены простыми случайностями.

Но и это ещё не всё. Микеланджело очень любил изображать обнажённую человеческую натуру. При этом он отдавал явное предпочтение красоте мужского тела. Американский писатель Ирвинг Стоун, написавший замечательный биографический роман о Микеланджело, вкладывает в его уста такие слова: «Я считаю, что вся красота, вся телесная мощь заключена в мужчине. Погляди на него, когда он в движении, когда он прыгает, борется, кидает копьё, пашет, вздымает ношу: вся мускулатура, все сочленения, принимающие на себя натугу и тяжесть, распределены у него с необыкновенной соразмерностью. А что касается женщины, то, на мой взгляд, она может быть прекрасной и волнующей только в состоянии абсолютного покоя». Когда художник изображает женщин, он и у них часто рисует мужскую мускулатуру. Достаточно взглянуть хотя бы на Кумскую сивиллу в Сикстинской капелле.


Микеланджело. “Кумская Сивилла” (1510).
Фреска на плафоне Сикстинской капеллы

Микеланджело создает обнажёнными Вакха, Давида, группу воинов на картоне «Битва при Кашине», рабов для гробницы Юлия II, скульптуры в капелле Медичи, многие фигуры на фресках Сикстинской капеллы. Он изображает голым даже Христа!


Микеланджело. «Давид» (1501–1504). Флоренция


Микеланджело. “Битва при Кашине” (1542)

Например, скульптуры «Распятие» (1494) в церкви Санто Спирито во Флоренции и «Воскресший Христос» (1519–1520) в церкви Санта Мария сопра Минерва в Риме представляют Бога Сына полностью обнажённым .


Микеланджело. “Распятие” (1494) в церкви
Санто Спирито во Флоренции

Микеланджело. “Воскресший Христос” (1519–1520)
в церкви Санта Мария сопра Миневра в Риме.
Репродукция из книги 1977 года издания

Не только Христос, но и Богоматерь, а также все святые на фреске «Страшный суд» были изображены Микеланджело без одежды. Позже, когда выдающегося художника Паоло Веронезе (1528–1588) привлекли к суду инквизиции за вольность его произведения «Пир у Симона-фарисея», подсудимый, защищаясь, сослался на «Страшный суд». Ромен Роллан в своей книге о жизни Микеланджело приводит слова Веронезе на суде: «Я признаю, что это дурно, но повторяю то, что уже говорил: мой долг следовать примеру моих учителей. Микеланджело в папской капелле в Риме изобразил Спасителя, его пречистую мать, святого Иоанна, святого Петра и других угодников, причём представил их всех нагими, даже пресвятую деву Марию, и в позах отнюдь не канонических…»

Бернард Беренсон (1865–1959), действительный член Американской академии искусств и литературы, который большую часть жизни прожил в Италии, так писал о творчестве Микеланджело: «Его страстью была обнажённая натура, его идеалом – сила. Смирение и терпение были так же незнакомы Микеланджело, как и Данте, как гениальным творческим натурам всех эпох. Даже испытывая эти чувства, он не сумел бы их выразить, ибо его обнажённые фигуры полны мощи, но не слабости, ужаса, но не боязни, отчаяния, но не покорности».

Чтобы понять истоки мировоззрения Микеланджело, необходимо вспомнить, что с 14 лет (в 1489–1492 годах) он воспитывался при дворе герцога Лоренцо Медичи Великолепного, который заметил талант мальчика и приблизил его к себе на правах приёмного сына. Благодаря этому юный художник был с детства окружён произведениями античного искусства, присутствовал при философских диспутах флорентийской Платоновской академии. На него огромное влияние оказали неоплатоники Марсилио Фичино (1433–1499), Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494) и другие выдающиеся представители академии.


Портреты неоплатоников Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Кристофоро Ландино и Деметриоса Халкондилеса.
Фрагмент фрески Доменико Гирландайо из церкви Санта Мария Новелла во Флоренции (1486–1490).

Фичино переработал платонизм и мистические учения поздней античности и толковал их в духе приспособления к основным догматам христианства. Его апология земной красоты и достоинства человека способствовала преодолению средневекового аскетизма и оказала влияние на развитие изобразительного искусства и литературы. Пико утверждал, что каждый человек соединяет в себе земное, животное и Божественное начала. В рассуждениях Фичино, Пико и других проявилась важнейшая характеристика гуманистического антропоцентризма – тенденция к обожествлению человека. Фичино, отвергая христианский аскетизм, истолковывал платоновский эрос (любовь) как творческий порыв, как устремление человеческой личности к совершенству, сверхчувственной красоте (Дынник и др., 1957; Лосев, 1960; Горфункель, 1970; Лавриненко, Ратникова, 1999).

Преклонение перед античностью тем не менее не вытеснило христианскую веру Микеланджело. И всю жизнь два враждебных мира, мир языческий и мир христианский, боролись за его душу.

Ромен Роллан пишет: «Великий творец дивно прекрасных форм, человек глубоко верующий, Микеланджело воспринимал телесную красоту как нечто божественное; красивое тело – это сам Бог, явившийся в телесной оболочке. И, как Моисей перед неопалимой купиной, Микеланджело приближался к этой красоте с благоговейным трепетом».

И поэтому в изображении детородных органов Микеланджело не видел ничего предосудительного. Он восхищался ими так же, как и другими частями тела человека – самого совершенного, с его точки зрения, существа, созданного по образу и подобию самого Господа. Но эту позицию было слишком трудно отстаивать в XVI веке! Церемониймейстер папы Павла III, Бьяджо да Чезена, так отозвался о «Страшном суде»:

«Полное бесстыдство – изображать в месте столь священном столько голых людей, которые, не стыдясь, показывают свои срамные части; такое произведение годится для бань и кабаков, а не для папской капеллы».

Микеланджело тут же поместил Чезену в преисподнюю в виде обнаженного Миноса с ослиными ушами. Тело Миноса обвито огромной змеёй, которая откусывает ему половой орган. А когда церемониймейстер попросил, чтобы папа приказал художнику убрать это изображение с фрески, Павел III ответил Чезене: «Если бы он поместил тебя хотя бы в чистилище, я бы ещё постарался вызволить, но он запрятал тебя в ад, а на ад моя власть не распространяется».


Микеланджело. Фрагмент фреси “Страшный Суд”

Но когда понтификом стал Павел IV, над «Страшным судом» сгустились тучи. Был момент, когда фреску собирались полностью уничтожить. К счастью, дело завершилось только «одеванием» некоторых обнаженных тел.

Другой известный факт: когда в 1504 году Микеланджело закончил во Флоренции работу над скульптурой обнажённого Давида, её пришлось охранять, так как Давида забрасывали камнями горожане. Целомудренная нагота Давида возмущала стыдливость флорентинцев. Был период, когда «нескромные части» скульптуры прикрывали золотыми листьями.

Шли века, а психология ханжества не менялась. Недавно была «одета» даже скульптура Воскресшего Христа.

Микеланджело. «Воскресший Христос» (1519–1520)
в церкви Санта Мария сопра Минерва в Риме.
Фото автора. Сентябрь 2005

Ни разу Микеланджело не позволил себе нарисовать обнажённым Бога Отца. Такое богохульство могло бы стоить ему жизни. А теперь внимательно всмотримся во фреску «Сотворение светил и растений». Так почему же Саваоф изображён со спины, и почему ткань так плотно облегает некоторые части тела? Давайте, ничего не дорисовывая, обведем линии Микеланджело.



Перевернём изображение –


Микеланджело. Фрагмент фрески
“Сотворение светил и растений”

Ведь фреска находится на потолке и на нее можно смотреть с любой стороны. Очевидно, что художник нарисовал огромный мужской детородный орган в состоянии возбуждения. Длина изображения почти полтора метра! Причем с точки зрения анатомии всё показано чрезвычайно точно. Медикам известно, что у мужчин левое яичко часто опущено несколько ниже, чем правое, – что хорошо видно при осмотре мошонки: именно так яички подвешены на семенных канатиках. Об этом можно прочитать в любом учебнике или атласе анатомии для медицинских вузов. Микеланджело, досконально знавший анатомию, именно так изображает мошонку у скульптур “Давид” и “Воскресший Христос” . Так же представлено строение полового органа и на фреске «Сотворение светил и растений»: правая часть мошонки чуть приподнята по сравнению с левой . Совпадение даже таких мелких деталей не оставляет сомнений по поводу того, что изобразил художник.

В. Д. Дажина (1986), автор серии публикаций о Микеланджело, даже не подозревая о том, что в действительности изображено на фреске «Сотворение светил и растений», очень точно заметила, что эта живописная композиция «поражает силой выраженного в ней напряжения, возникшего как результат преодоления косной инертности материи». Пожалуй, лучше не скажешь.

Кроме того, на той же фреске мы видим изображение и женских гениталий, которые расположены как раз напротив мужского полового органа. Четко прорисованы клитор, малые и большие половые губы, половая щель.


Микеланджело. Фреска
“Сотворение светил и растений”


Микеланджело. Фрагмент фрески
“Сотворение светил и растений”

То, что Микеланджело зашифровал гигантские изображения половых органов, cовершенно ясно. Слишком много он дал нам подсказок для этого не только всем своим творчеством, но и конкретными символами Сикстинской капеллы. Это и изображения огромного количества обнажённых фигур на плафоне и алтарной стене капеллы, и голова змеи, недвусмысленно указывающая на половой орган Миноса, о чём уже было написано выше .

Почему же именно мозг и половые органы? Дело в том, что информация, передаваемая разумными существами последующим поколениям, может быть двух основных типов:

1. Генетическая, или наследственная, – переход которой от родителей к детям обеспечивается половыми органами. Половой член – это не что иное как «шприц», делающий инъекцию ДНК в организм будущей матери.

2. Ненаследственная, – переход которой от поколения к поколению обеспечивается головным мозгом, создающим новую информацию в виде произведений искусства, устных, рукописных и печатных текстов, а теперь еще и фильмов, компьютерных баз данных и т.д.

Поэтому ничего нет удивительного в том, что Микеланджело акцентировал внимание именно на половых органах и головном мозге.
Мысль великого мастера понятна: вначале творило оплодотворяющее начало (гениталии), и только потом включилось одухотворяющее начало (мозг, оживляющий тело человека).

Теперь становится ясным, почему Микеланджело так спокойно реагировал, когда Даниэле да Вольтерра по приказу папы уродовал драпировками «Страшный суд». Он просто смеялся в душе над мышиной возней слепцов, не увидевших главных символов на его фресках.
Микеланджело так и не смог при жизни открыть свою тайну. Над его головой навис меч инквизиции. Давайте вспомним, что в 1540 году в Риме был утвержден орден иезуитов, а в 1542 году основана конгрегация «святой инквизиции». Недруг Микеланджело, Пьетро Аретино, составил донос, в котором обвинил великого мастера в ереси. А еретикам – прямой путь на костер. Ромен Роллан так описывал это страшное для художника время: «Нашлось немало людей, которые громко возмущались “Страшным судом”. И, разумеется, всех больше кричал Аретино. Он написал наглейшее письмо, достойное Тартюфа. Аретино, по существу, грозил донести на художника входившей в силу инквизиции, “ибо меньшее преступление самому не верить, нежели столь дерзко посягать на веру других”. Это подлое письмо шантажиста, где всё самое святое для Микеланджело – вера, дружба, честь – подвергалось поруганию и втаптывалось в грязь, это письмо, которое он не в силах был читать без презрительного смеха и слёз унижения, Микеланджело оставил без ответа. Не случайно говорил он с уничтожающей иронией о некоторых своих врагах: “Стоит ли с ними бороться, не велика честь от такой победы!” И даже когда к суждению Аретино и Бьяджо о “Страшном суде” стали прислушиваться, художник ничего не предпринял, чтобы пресечь клевету».

Что мог Микеланджело? Только ответить своим искусством. Он зашифровал в «Страшном суде» в образе святого Варфоломея еще один символ. Об этом искусствовед А. А. Губер рассказывает следующее: «…На коже, которую держит в левой руке Варфоломей, нашли автопортрет самого Микеланджело, а в Варфоломее – сходство с Пьетро Аретино. Если это так, то можно только подивиться смелости Микеланджело: на одном из самых видных мест алтарной стены он изобразил под видом святого мученика своего главного врага с ножом в руке, содравшего кожу с него самого».


Микеланджело. Фрагмент фрески “Страшный Суд”
на алтарной стене Сикстинской капеллы

Великий мастер постоянно балансировал на лезвии бритвы. Но его всё-таки не тронули. От костра, яда, петли и ножа Микеланджело спасла только гениальность. Ведь папам нужно было возводить соборы и собственные гробницы, украшать великими фресками стены и потолки дворцов и капелл. Но если бы они узнали смысл главного зашифрованного послания, то Микеланджело ничего бы не помогло. Поэтому он вынужден был унести тайну с собой, надеясь только на нас – потомков.
Таким образом, в творчестве великого мастера мы обнаружили два приёма, которые в настоящее время хорошо известны и часто используются художниками-сюрреалистами. Первый получил название «двойное изображение» (по-английски известен как «double vision»), или «двусмысленное изображение», – когда, всмотревшись в картину, наблюдатель вдруг различает второй, часто скрытый смысл. У Микеланджело это скрытое изображение человеческого мозга. Другой приём более сложный: чтобы увидеть второй план, картину нужно повернуть на 180°, реже на 90° или другой угол. Эти картины получили название «изображения-перевёртыши». Мне удалось впервые обнаружить именно такое изображение на фреске Сикстинской капеллы «Сотворение светил и растений». Как уже было сказано, фреска датируется 1511 годом. Я не знаю более раннего использования перевёрнутых двойных изображений. По всей видимости, Микеланджело является создателем этого нового метода в мировом искусстве.
Творчество великого флорентинца внимательно изучал классик сюрреализма Сальвадор Дали (1904–1989). Об этом говорит хотя бы серия картин Дали, навеянных творчеством Микеланджело. Две из них по мотивам «Пьеты» и «Сотворения Адама» в качестве примера приведены ниже:


Сальвадор Дали. “Пьета” (1982)


Сальвадор Дали. «Персонаж, навеянный фигурой Адама с плафона Сикстинской капеллы в Риме (1982)

Приём двойных изображений широко используется в работах Дали. Это и «Незримый человек», и «Большой параноик», и «Исчезающие образы», и знаменитый «Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера». А картина «Лебеди, отражённые в слонах» – не что иное как изображение-перевёртыш.


Сальвадор Дали. «Незримый человек» (1929)


Сальвадор Дали. «Большой параноик» (1936)


Сальвадор Дали. «Исчезающие образы» (1938)


Сальвадор Дали. «Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера» (1940)


Сальвадор Дали. «Лебеди, отражённые в слонах» (1937)

В качестве примеров двойных изображений и перевёртышей можно привести несколько образцов (ими сейчас наводнён Интернет), размещённых на сайте http://gluk.blin.com.ua . Некоторые из них снабжены весьма оригинальными подписями.


Рисунок американских психологов Э. Дж. Боринга
и Р. В. Липера. «Неоднозначная тёща» (1930).
Что Вы видите: молодую очаровательную женщину или старуху с огромным носом?


Ворона или рыбак с рыбой?


Изображение-перевёртыш с поворотом на 180˚.
Этот рисунок известен под названием «Красота и алкоголь», или «До и после шести кружек пива»


Лошадь-лягушка. Изображение-перевёртыш.
Чтобы увидеть лягушку, нужно перевернуть рисунок, но только на 90˚


Лицо девушки или цветы и бабочка?


Лицо девушки или две лошади?


Пейзаж или ребёнок в утробе матери?


Голова американского индейца или эскимос у входа в жилище?


Георгий Победоносец.
Лицо или битва со змеем?


“Любовь клоуна”


“ОБщество. Портрет.”


Солдат или лошадь?
Изображение-перевёртыш с поворотом на 180˚


Старик или кто-то другой?

Говоря о двойных изображениях, нельзя не вспомнить творчество ещё одного художника XVI века – Джузеппе Арчимбольдо (1527–1593). Он родился в Милане, но большую часть своей жизни провёл в Праге, на службе у императоров династии Габсбургов. Начиная с 1563 года, Джузеппе создаёт серию необычных картин, представляющих собой двойные изображения. Это портреты, составленные из фруктов, цветов, овощей, рыб, птиц, млекопитающих, книг, предметов быта и т. д.


Джузеппе Арчимбольдо. «Лето» (1563)


Джузеппе Арчимбольдо. «Земля» (1570)

Арчимбольдо использовал и приём изображений-перевёртышей, но это было более чем через 50 лет после аналогичного новаторства в творчестве Микеланджело.


Джузеппе Арчимбольдо. «Повар-Натюрморт» (1567)


Джузеппе Арчимбольдо. «Повар-Натюрморт» (в перевернутом виде)


Джузеппе Арчимбольдо. «Ортолано», или «Садовник-Натюрморт», (1590). Кремона. Изображение-перевёртыш. Чтобы увидеть садовника, нужно перевернуть картину на 180˚.


Джузеппе Арчимбольдо. «Ортолано», или «Садовник-Натюрморт», (1590). Кремона. Изображение-перевёртыш. (в перевернутом виде)

Сальвадор Дали назвал Джузеппе Арчимбольдо предтечей сюрреализма. Я готов утверждать, что предтечей сюрреализма на самом деле был великий Микеланджело. Он раньше Арчимбольдо стал использовать двойные изображения и изображения-первёртыши. Только в отличие от Арчимбольдо он вкладывал в двойственность своих шедевров глубокий философский смысл.

Прочитав вышеизложенное, читатель может спросить: “А можно ли найти закодированную информацию в других произведениях Микеланджело?” Ведь трудно предположить, что только в Сикстинской капелле мастер поместил тайные символы. Анализируя творчество гениального флорентинца, понимаешь, что почти в каждом из его произведений есть свой секрет. Причем многое уже хорошо известно искусствоведам. Рассмотрим скульптуру «Пьета»


Микеланджело. “Пьета” (1499)

Богоматерь держит на коленях тело тридцатитрёхлетнего Иисуса. Но давайте взглянем на лицо Мадонны. Мы увидим, что Микеланджело изобразил мать, которая моложе своего сына! Когда скульптора спросили: “Как это может быть?” Микеланджело ответил“Девственность дарует свежесть и вечную молодость” . Молодость Богоматери – это символ победы над временем и смертью.

Скульптура Давид идеально пропорциональна; однако, взгляд наблюдателя приковывает кисть правой руки, сжимающая камень, который через мгновение сразит Голиафа. Дело в том, что Микеланджело специально изобразил правую кисть в большем масштабе по сравнению с другими частями тела. Это скрытый символ, который не оставляет сомнения: победа предрешена! Кроме того, имеется ещё одна манипуляция с возрастом. В Библии написано, что во время поединка с Голиафом Давид был юным мальчиком. Он настолько мал, что ему приходится сражаться с врагом без одежды, так как для него оказались велики доспехи царя Саула. Именно таким Давида изображают предшественники Микеланджело. Достаточно взглянуть хотя бы на скульптуру Донателло, герой которого – юнец с довольно слабым телосложением, причём своей шляпой, длинными волосами и детской фигуркой он больше напоминает девочку. Давид у Микеланджело – это взрослый мужчина (намного старше, чем библейский Давид) с мощной мускулатурой. Он больше похож на Геракла или Аполлона. И в этом есть свой смысл: Давид-гигант Микеланджело (высота скульптуры 4,54 м) является символом непобедимости Флорентийской республики.


Донателло. «Давид»

Еще один секрет есть в скульптуре, изображающей герцога Джулиано Медичи (ок. 1533), установленной в капелле Медичи во Флоренции. Правил он совсем недолго, а «прославился» участием в кровавой реставрации власти Медичи во Флоренции. Лицо скульптуры не имеет портретного сходства с реальным герцогом. Мастер данным приёмом продемонстрировал своё полное безразличие к реальному облику изображаемого человека, выразив таким образом равнодушие к нему как персонажу истории. Когда Микеланджело указали на отсутствие сходства, он заявил: «Это он сейчас не похож, а лет через сто все его только таким и будут представлять» .


Микеланджело. «Джулиано Медичи герцог Немурский» (ок. 1533) в капелле Медичи. Флоренция

О символах фрески «Страшный суд» мы уже писали выше: здесь и Бьяджо да Чезена в образе обнажённого Миноса, теряющего на глазах зрителя своё мужское достоинство, и подлец Аретино, содравший кожу с самого художника.
И, наконец, возьмём первую скульптурную работу Микеланджело – рельеф «Мадонна у лестницы». На переднем плане сидит Богоматерь с младенцем Иисусом. Позади неё видна лестница, на которой стоит, опершись о перила мальчик Иоанн (которому в будущем предстоит стать Иоанном Крестителем). Композиция построена так, что брус перил, напоминающий основание креста, на котором будет распят Иисус, упирается в ладонь Марии. Правая рука Иоанна, расположенная перпендикулярно перилам, усиливает сходство всей конструкции с крестом. Идея символа такова: Мария приняла на себя всю тяжесть креста, который будет (и она это знает) орудием убийства её единственного Сына. Эта работа была создана в 1490 году. Начинающему скульптору было всего пятнадцать лет!


Микеланджело. «Мадонна у лестницы» (ок. 1490). Флоренция.

А последними словами восьмидесятидевятилетнего Микеланджело на смертном одре были: «Как жаль, что я должен умереть, когда только начал читать по слогам в своей профессии».

Можно только с грустью добавить: «Как жаль, что только через пятьсот лет мы учимся читать по слогам то, что подарил нам великий Мастер».

Строительство Сикстинской капеллы началось в 1473 году по инициативе папы Сикста IV (собственно, от его имени и произошло название этой достопримечательности). Первоначально на этом месте уже была папская домовая церковь - Cappella Maggiore, но ввиду острой политической обстановки ее решено было укрепить и перестроить. На тот момент Папа Римский находился в конфронтации с могущественным флорентийским семейством Медичи, а помимо того, опасался нападения османов, и прекрасная капелла задумывалась как оборонительное укрепление.

Вот в таких обстоятельствах архитектор Баччо Понтелли спроектировал этот замок-церковь, а Джордже де Дольче приступил к строительству. Однако в момент, когда потребовалась внутренняя отделка, ситуация изменилась. Папский престол заключил соглашение с Лоренцо Медичи, и после примирения стал возможен приезд флорентийских гениев Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо и Козимо Росселли, расписавших стены и потолок храма.

В общей сложности церковь строилась около 8 лет, а потом еще 2 года длилась работа над внутренней отделкой. В 1483 году ее наконец-то освятили, а спустя 9 лет здесь впервые собрался Конклав для выбора нового понтифика.

Следующий Папа Римский - Юлий II, задумал реставрировать имеющиеся фрески и дополнить их новыми картинами, для чего в 1508 году пригласил в Микеланджело Буонарроти. Интересно, что сам мастер считал себя скорее архитектором и скульптором, чем художником - роспись была для него новым и слабо освоенным делом. Считается, что первоначально для этих целей хотели позвать другую звезду итальянского Возрождения - Рафаэля Санти (он, кстати, тоже приложил свою руку к оформлению). Но как бы там ни было, над потолком работал Буонарроти, и 9 картин из «Книги бытия» стали одним из лучших произведений мастера.

Поскольку Микеланджело трудился над росписью около 4-х лет, и на этот период нельзя было прекратить богослужения, художнику пришлось разработать для себя особые «летящие» леса, которые закреплялись под самым потолком и не мешали передвижениям людей внизу.

Спустя четверть века уже 60-летний художник еще раз вернулся под своды Сикстинской капеллы, чтобы создать другой шедевр - свой знаменитый «Страшный суд». На эту огромную фреску у алтаря ушло более 4-х лет, с 1536 по 1541 год. Но результат стоил того - есть легенда, что понтифик Павел III был настолько потрясен выразительностью картины, что упал перед нею на колени в молитве.

Интересный факт: есть мнение, что кандидатуру Буонарроти для росписи потолка предложил его извечный враг и соперник Браманте - он хотел, чтобы мастер, редко занимавшийся живописью, был опозорен. Однако далеко не все историки согласны с данной версией.

Сегодня стены и плафон капеллы считаются важным историческим наследием и находятся под охраной не только понтификата, но и ЮНЕСКО. Сама же она остается действующим храмом и при этом очень популярным туристическим местом - здесь заканчиваются все экскурсии по .

Росписи

Внешний облик

Как уже говорилось, снаружи Сикстинская капелла выглядит намного скромнее, чем внутри. Но есть у этого здания одна интересная особенность - его параметры в точности повторяют описанные в Ветхом Завете размеры легендарного храма Соломона. Трехэтажная постройка в длину составляет 40,9 метров, а в ширину - 13,4 метра. Она стоит на фундаменте более древней папской церкви.

Сикстинская капелла с Купола Собора Святого Петра

По задумке архитектора первый этаж предназначался для богослужений, а на втором и третьем должны были размещаться орудия и солдаты. В частности, на третьем этаже и сейчас можно увидеть узкие окна-бойницы - через них предполагалось вести прицельный огонь. Изначально верхний ярус вовсе не имел крыши, и лишь когда в храме появились уникальные фрески, было решено сделать его крытым, чтобы сырость не уничтожила творения великих художников.

Именно второй этаж больше всего интересует туристов - просторный, с высокими потолками и большими стрельчатыми окнами. Они делают облик здания более легким снаружи, а также дают много естественного света для осмотра внутреннего зала. Ведь здесь есть на что посмотреть - стены украшают не банальные ангелочки, а огромные детальные картины, изображающие фрагменты Святого Писания.

Внутреннее убранство

Изначально на стенах Сикстинской капеллы было выполнено 16 фресок, но две из них были разрушены при падении архитрава, а еще две пришлось убрать, чтобы освободить место для монументального «Страшного суда» Микеланджело. Итого сохранилось 12 картин - на северной стороне расположены сюжеты из жизни Иисуса Христа, а на южной - фрески по мотивам жизни Моисея. Такая планировка росписи призвана была продемонстрировать связь Ветхого и Нового Завета.

Над сюжетными фресками в проемах между окнами проходит ряд портретов - это изображения понтификов раннехристианского периода, погибших мученической смертью и причисленных к лику святых. А самый нижний ярус зала (под фресками) ранее был завешен гобеленами, выполненными по сюжетам картин Рафаэля. Однако до сегодняшнего дня из них сохранилось всего 7 полотен, которые хранятся в музее. Вместо оригинальных гобеленов нижнюю часть стен украшают копии, но и они видны посетителям лишь в дни больших праздников.

Потолок и «Страшный суд» Микеланджело

При отделке главного зала его свод был расписан в виде звездного неба, однако во времена правления Юлия II проходила реставрация потрескавшейся росписи, и потолок было решено переделать. Микеланджело Буонарроти работал над ним более 4-х лет, изобразив в общей сложности 343 библейских персонажа.

Центральную часть свода занимают 9 картин, иллюстрирующих этапы создания мира, сотворение Адама и Евы, их грехопадение, а также Всемирный потоп, жертвоприношение и опьянение Ноя. Это девять знаменитых сюжетов «Книги бытия». Их окружают треугольники и люнеты с изображениями предков Иисуса Христа, а между ними вставлены портреты известных библейских пророков и сивилл. Наконец, по углам свода можно увидеть 4 сцены: сражение Давида и Голиафа, наказание Аммана, сюжет с Моисеем и медным змием, а также Юдифь и Олоферн.

Сегодня эта роспись вызывает восхищение, но известно, что заказчик Юлий II, напротив, выказывал недовольство - мол, слишком бедно смотрится потолок, не хватает блеска. На что Микеланджело остроумно парировал: святые-то были людьми бедными, откуда же взяться блеску.

Схема свода


Что касается «Страшного суда», занявшего всю стену позади алтаря, эта картина была выполнена уже после смерти Юлия II. Ее заказал Климент VII, желающий внести свой вклад в украшение столь важного зала Ватикана. Однако этот понтифик также скончался до того, как мастер успел приняться за заказ, и Микеланджело приступил к работе лишь при правлении Павла III. Художник, будучи уже в пожилом 60-летнем возрасте (для Италии эпохи Ренессанса это много) писал столь огромную картину лишь с одним помощником, да и того использовал только для замешивания красок.

В общей сложности на полотне, рассказывающем о втором пришествии Христа, изображено около 400 фигур. Как и в случае с потолком, работа шла более четырех лет и была завершена в ту же самую дату, что и роспись потолка.

Интересный факт: Микеланджело, будучи ценителем человеческого тела, изображал многих персонажей обнаженными, однако нашлись критики, которых возмутила «неприличная» картина. Спустя четверть века художнику Даниэле да Вольтерра пришлось дорисовать на «Страшном суде» накидки и набедренные повязки, за что он остался в истории под ироничным прозвищем «штанописец».

Как добраться до Сикстинской капеллы

Сикстинская капелла расположена на территории Ватикана в самом центре Рима. Этим зданием оканчивается западное крыло музеев, где находится галерея Арацци, а также галереи географических карт и канделябров. Сюда несложно добраться разными видами транспорта.

Точный адрес: 00120 Vatican City, Рим.

От центрального ж/д вокзала TERMINI:

    Вариант 1

    Метро: от станции TERMINI по ветке A проехать до станции Cipro Musei Vaticani.

    Пешком: пройти от станции около 10 минут через Via Candia и Via Frà Albenzio.

    Вариант 2

    Метро: от станции TERMINI добраться до станции S.Pietro, что находится на ветках FL5 и FL3.

    Пешком: пройти от станции метро по улице Via Innocenzo III, затем через территорию Ватикана или в обход через Via Sant’Anna - время в пути около 20 минут.

    Вариант 3

    Пешком: от ж/д вокзала пройти по Piazza dei Cinquecento, далее по улице Viale Enrico de Nicola до остановки Volturno/gaeta (время в пути 5 минут).

    Автобус: маршрутом № 492 ехать до остановки Bastioni Di Michelangelo.

    Пешком: от остановки через площадь Piazza del Risorgimento за 4 минуты попасть к .

Из аэропорта Фьюмичино:

    Вариант 1

    Автобус: шаттлом Sitbusshuttle за 50 минут доехать до Via Crescenzio, 2 (рейсы отправляются 1 раз в 30 минут).

    Пешком: идти от остановки по Via Crescenzio, а после свернуть на Via del Mascherino к Собору Святого Петра - время в пути около 15 минут.

    Вариант 2

    Поезд: по линии FM1 электричкой доехать до вокзала TERMINI.

    Метро: по красной ветке от станции TERMINI проехать до станции Cipro Musei Vaticani.

    Пешком: пройти от станции метро по Via Candia и Via Frà Albenzio около 10 минут.

Кроме того, из разных районов города можно добраться автобусами № 23, 32, 49, 81, 247, 490, 495, 590 и трамваем № 19.

Сикстинская капелла на карте

Время работы и стоимость билета

Как правило, Сикстинскую капеллу посещают вместе с экскурсией по другим - именно на ней обычно заканчиваются экскурсионные туры. Однако при желании можно посетить эту достопримечательность отдельно.

График работы:

  • С понедельника по субботу.

Часы работы:

  • С 09:00 до 18:00 (вход до 17:30).

Ночной тур - посещение музеев и концерт:

  • С 19:00 до 23:00.

Все музеи, включая капеллу, можно посетить по единому билету, который приобретается в кассе. Возможно - в этом случае на сайте Ватикана приобретается ваучер, который затем в кассе будет обменян на билет. Такое бронирование позволяет быстрее пройти на территорию музеев и не стоять в очередях.

Цена билетов для самостоятельного визита:

  • Взрослый - 17 € (~1 197 руб. ) ;
  • Детский (от 6 до 18 лет) - 8 € (~564 руб. ) ;
  • Ночной тур - 38 € (~2 677 руб. ) и 29 € (~2 043 руб. ) ;
  • Аудиогид с описанием на русском языке - 7 € (~493 руб. ) ;
  • ~282 руб. ) .

Также можно купить билеты с завтраком или обедом на территории Ватикана. Но учтите, чтобы успеть к завтраку в 08:15, нужно быть у входа в 07:15.

Цена билетов с экскурсоводом:

  • Взрослый билет - 33 € (~2 325 руб. ) ;
  • Детский билет - 24 € (~1 691 руб. ) .

Важно: в последнее воскресенье месяца разрешен бесплатный вход в Сикстинскую капеллу, график работы в этот день - с 09:00 до 14:00.

Виртуальная экскурсия

Сикстинская капелла - поистине уникальное место с особой атмосферой. Кто-то стремится попасть сюда в дни церковных праздников, чтобы услышать всемирно известный хор Capella Papale, а кто-то выбирает будний день и утренний тур, чтобы смотреть на древности и великие произведения искусства без многолюдной толпы. В любом случае визит в сердце Рима останется в памяти навсегда. Тем более что этот храм - далеко не единственная достопримечательность Ватикана, в рамках одной экскурсии можно увидеть все его музеи и, конечно же, Собор Святого Петра.

) ;
Электронное бронирование - 4 € (~282 руб. ) ;

Цена билетов с экскурсоводом:
Взрослый билет - 33 € (~2 325 руб. ) ;
Детский билет - 24 € (~1 691 руб. )

График работы

С понедельника по субботу с 09:00 до 18:00 (вход до 17:30).
Ночной тур: с 19:00 до 23:00.

Что-то не так?

Сообщить о неточности