Синтаксические особенности научного стиля речи. Синтаксические особенности научного стиля Цели лекции синтаксис научного стиля речи

Для синтаксиса научного стиля речи характерна тенденция к сложным построениям, что способствует передаче сложной системы научных понятий, установлению отношений между родовыми и видовыми понятиями, между причиной и следствием, доказательствами и выводами. Для этой цели используются предложения с однородными членами и обобщающими словами при них. В научных текстах распространены разные типы сложных предложений, в частности с использованием составных подчинительных союзов, что вообще характерно для книжной речи: вследствие того что; ввиду того что, в то время как и пр. Средствами связи частей текста служат вводные слова и сочетания: во-первых, наконец, с другой стороны, указывающие на последовательность изложения. Для объединения частей текста, в частности абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом, используются указывающие на эту связь слова и словосочетания: таким образом, в заключение и пр. Предложения в научном стиле однообразны по цели высказывания - они почти всегда повествовательные. Вопросительные предложения редки и используются для привлечения внимания читателя к какому-либо вопросу.

Обобщенно-абстрактный характер научной речи, вневременной план изложения материала обусловливают употребление определенных типов синтаксических конструкций: неопределенно-личных, обобщенно-личных и безличных предложений. Действующее лицо в них отсутствует или мыслится обобщенно, неопределенно, все внимание сосредоточено на действии, на его обстоятельствах. Неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения используются при введении терминов, выведении формул, при объяснении материала в примерах (Скорость изображают направленным отрезком; Рассмотрим следующий пример; Сравним предложения).

Собственно научный стиль речи

Научная статья и монография - оригинальные произведения исследовательского характера, относящиеся к собственно научному стилю. Это так называемые первичные жанры научного стиля, так как они пишутся специалистами и для специалистов.

    Монография - научный труд, научная книга, посвященная изучению одной проблемы, одного вопроса.

    Научная статья - сочинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования.

    В эту же группу жанров входят доклад, диссертационная работа , а также курсовая работа и дипломная работа , примыкающие к другой разновидности научного стиля - учебно-научным жанрам. Тексты перечисленных жанров должны обладать свойствами, присущими любому научному тексту, - быть точными, логичными, отвлеченными и обобщенными, иметь стройную композицию.

В текстах этих жанров выделяются структурно-смысловые компоненты:

    название (заголовок),

    введение,

    основная часть,

    заключение.

    Название (заголовок) научного текста - важнейшая информативная единица, отражающая тему данного произведения и соответствующая содержанию текста. Существует несколько типов заголовков:

    • название общего характера (введение в терминоведение; беседы о физике; асимметрия мозга и знаковых систем) ;

      название, конкретизирующее разрабатываемые автором вопросы научной теории и практики (хранение информации в бесписьменном обществе; алгебры Ли с конечной градуировкой) ;

    Введение (водная часть) должно быть кратким и точным. В нем обосновывается

    • выбор темы исследования,

      описываются методы исследования,

      формулируются цели и задачи работы.

Главной целью всякой отрасли науки являются раскрытие и изучение закономерностей связи между явлениями и процессами. В круг целей научного исследования входят также: раскрытие специфики объекта науки, создание типологии, объяснение явлений, описание функций, систематизация и обобщение фактов и пр.

    Основная часть текста монографии, дипломной работы делится на главы в соответствии с задачами и объемом работы. В научной статье главы не выделяются, но каждое новое научное положение оформляется в новый абзац.

    Заключение содержит выводы по данному исследованию или имеет форму краткого резюме.

Для научного текста, требующего аргументации авторской мысли и выявления причинно-следственных отношений, характерны сложные и осложненные предложения различных видов. При этом сложное предложение в научном стиле отличается ясным логическим строением, чёткостью синтаксических связей. Простые синтаксические конструкции чаще встречаются в вводных и констатирующих разделах научных произведений. Там же, где дается анализ научных явлений, их аргументация, преобладают сложноподчиненные предложения с придаточными определительными или изъяснительными. Например: Анализ литературных данных по фосфорно-кремниевому взаимодействию в почве, которому посвящается большинство исследований, показывает, что обозначилось три основных направления в поисках путей улучшения питания растений фосфором за счет использования кремнийсодержащих соединений; Исследование показало, что компоненты обладают такой же способностью…

Среди простых предложений (средний размер простого предложения 20 слов) наиболее частотны в научном стиле неопределенно-личные предложения со сказуемым, выраженным формой 3 л. мн.ч. наст. времени во вневременном значении, т.е. для обозначения общепринятых фактов, явлений, закономерностей. Например: Состав помещают в колбу; Отсепарированные семена транспортируют в хозяйства; Тейлериоз крупного рогатого скота встречается постоянно в 84 странах мира.

В научной речи преобладают сложные союзные синтаксические конструкции с четкой выраженной связью между отдельными частями высказывания. Используются сочинительные и подчинительные структуры. Отсюда богатство сложных сочинительных и подчинительных союзов и союзных слов: вместо того чтобы, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, вследствие чего, после того как, несмотря на то что, так как и др. (разумеется, почти не используются союзы типа да и, не то, а не то, раз и т.д., которые более характерны для разговорной речи). Например: Совмещение операций по внесению карбамидно-аммиачной селитры с регулятором роста эпином усиливало действие регулятора роста по сравнению с раздельным применением этих средств химизации, вследствие чего урожайность зерна яровой пшеницы повышалась.

Для научной речи характерно преобладание сложноподчиненных, а не сложносочиненных предложений. Это объясняется тем, что подчинительные конструкции выражают сложные причинные, временные, условные, следственные и т.п. отношения и отдельные части в сложноподчиненном предложении более тесно связаны между собой. Например: Было установлено, что по крупным массивам данных определяемых свойств их распределение нельзя было считать приближенно нормальным настолько, чтобы использовать оценки, опирающиеся на распределение Стьюдента. В связи с этим, использовали подходы непараметрической статистики, из которой следует, что при объеме выборки меньше 4 для ее исследования можно брать лишь медиану, поэтому для дальнейшего анализа и проведения расчетов по результатам валовых определений использовали только их медианные значения. Части же сложносочиненного предложения как бы нанизываются друг на друга. Например: Сегменты изолированы друг от друга и от кольца, и каждый их них соединен с одной из кнопок пульта кабелем.

Стремление вместить в одну фразу максимум информации приводит в научном тексте к широкому использованию конструкций, насыщенных сущ. в Р.п., обычно выстроенных в виде цепочки. Например: коробка передач, обмен веществ, прибор для монтажа. Особенно часто цепочка последовательно прикрепляющихся родительных падежей существительного используется в заглавиях. Например: Оценка доверительных показателей надежности систем однофазного использования.

В научном стиле широко используются страдательные (пассивные) конструкции: глагольные (например: Монтаж производится в первый период; Линия определяется алгебраическим уравнением ); причастные пассивные конструкции (например: Сила приложена к телу под некоторым углом к горизонту; Нами установлены точные данные ); пассивные конструкции собственно возвратным глаголом (например: Этот процесс сопровождается выделением тепла) . Это объясняется стремлением научной речи к объективной обобщенности и отвлеченности без указания на субъект действия.

Личная манера изложения в современной научной литературе (употребление местоимений я, мы ) уступила место безличной, типа не следует думать, можно считать и др. Если же используется личная форма глагола, то местоимение отсутствует. Например: получим данные, воспользуемся формулой.

В научных текстах широко используются конструкции с деепричастными оборотами. Деепричастные обороты всегда содержат элемент добавочного сообщения, подчеркивают ту или иную мысль, событие или явление. Например: Учитывая поливариантность форм взаимодействия фосфора и кремния в гетерогенной почвенной системе, некоторую противоречивость сведений, следует признать, что этот вопрос до сих пор остается малоизученным, требует…; Проделав такой анализ, мы получили следующие данные.

В научной речи часто употребляются конструкции с отглагольным существительным, что придает изложению лаконичность, компактность, сжатость. Например: При проведении опыта…; Для объяснения физиологических механизмов.

Научной речи свойственно широкое использование предложений с однородными членами, которые перечисляют логически однородные понятия. Например: В числе мер по реабилитации загрязненных сельскохозяйственных территорий оказались эффективными такие, как известкование почв, внесение повышенных доз минеральных удобрений, коренное улучшение естественных кормовых угодий и использование сорбентов цезия – 137; За счет специального питания можно значительно повысить эффективность медикаментозного, физио- и химиотерапевтического лечения и профилактики последствий слабых и умеренных доз облучения организма человека.

В научном письме активно используются вводные слова и словосочетания, а также вставные конструкции. Вводные слова подчеркивают последовательность изложения. Часто они начинают новое предложение или абзац. Например: Таким образом, эволюция внутрихозяйственных экономических отношений еще в «дорыночный» период имела тенденцию к расширению производственно-экономической самостоятельности структурных подразделений сельскохозяйственных предприятий.

Вводные слова и словосочетания могут содержать указание на то, кем высказана та или иная мысль, кому принадлежит то или иное высказывание, каков источник сообщения. Например: по мнению автора…; по данным исследователя...; по нашему мнению. Также вводные слова могут указывать на последовательность изложения (Во-первых, во-вторых ), выражать предположение (очевидно, вероятно, и др.) - конструкции, использующиеся при изложении гипотезы и указывающие на степень достоверности сообщения. Благодаря таким вводным словосочетаниям тот или иной факт может быть представлен как вполне достоверный (действительно, конечно, разумеется ), как предполагаемый (положим, видно, надо полагать ) или как возможный (вероятно, должно быть, возможно ). Например: Разумеется, такие «реорганизации» не были направлены на реализацию прав собственности; По всей видимости, это было связано с более эффективным взаимодействием при поглощении минеральных веществ между соей и сорняками в сравнении с аналогичным взаимовлиянием между соей и кукурузой; Предполагается, что это обусловлено деятельностью силикатных бактерий; Не исключено, что гель кремниевой кислоты может адсорбировать фосфат-ионы с образованием силикофосфатных комплесов.

Распространены в научной речи и вставные конструкции (отдельные слова, словосочетания, разные виды предложений, которые вносят дополнительные сведения или замечания, новое сообщение, уточнение, пояснение). Например: Вместе с тем, применение высоких доз органических и минеральных удобрений (исключением является хлористый калий) снижало устойчивость клубней картофеля к возбудителям мокрой бактериальной гнили.

Для научного произведения характерна композиционная связанность изложения. Взаимосвязанность отдельных частей научного высказывания достигается при помощи определенных связующих слов или групп слов, отражающих этапы логического изложения и являющихся средством связи мыслей в ходе логического рассуждения. Это целый ряд наречий и наречных выражений, а также сочетаний слов: так, таким образом, поэтому, теперь, итак, кроме того, кроме, к тому же, также, тем не менее, еще, все же, между тем, помимо, сверх того, однако, несмотря на, прежде всего, в первую очередь, сначала, в заключение, следовательно, в результате, далее, затем, другими словами, в связи с этим, в общем, по существу, вкратце, как мы видим и др., которые обычно стоят в начале предложения. Они служат, как правило, не для связи слов в предложении, а для связи частей целого текста. Близки к ним словосочетания типа: следует указать, интересно отметить, наблюдения показывают, в данной работе, в последующем, и др. При помощи этих внутренних введений осуществляется переход от одной мысли к другой, выделение главного. Например: Но надо иметь в виду, что право на конечные результаты труда эффективно и справедливо реализуется лишь при наличии права собственности на средства производства; Необходимо отметить, что плоды и ягоды по сравнению со всей массой растения – наиболее чистые в отношении загрязнения радионуклидами; Более того, взаимодействие сои с культурными злаками в процессе минерального питания может оказаться менее эффективным, чем с сорняками из семейств злаковых, сложноцветных и маревых.

Последовательная композиционная связанность текста достигается также частым употреблением указательных местоимений это, эти, этот, тот, то, в которых обобщается определенная часть содержания предыдущих предложений. Например: Корреляционный анализ показал, что существует тесная взаимосвязь между лизоцимной активностью сыворотки крови и титрами антител после вакцинации против НБ. На внешних частотах названных двух периодических процессов наблюдается обратная зависимость, на внутренних – прямая. По нашему мнению, эта взаимосвязь между двумя факторами реактивности организма подтверждает гипотезы и выводы ряда ученых о конкуренции в процессе поствакцинального иммуногенеза специфической и неспецифической реакций в борьбе за пластическое обеспечение соответствующих функций.

Синтаксическим средством выражения логического членения и связанности текста в научной речи является также порядок расположения членов предложения.

Большинство предложений в научной речи начинается не с подлежащего, а с обстоятельства, дополнения или предикатного члена. Например: В научной литературе существуют различные данные относительно действия минеральных удобрений на структурное состояние почвы; С речными водами в мировой океан ежегодно выносится до 300 тыс. т. кремнезема, особенно в субтропиках и тропиках.

Активизация логического принципа в словорасположении приводит в научной речи к особому расположению сильноуправляемого члена. В современных научных текстах управляемое слово располагается в непосредственной близости от глагола, чаще всего после него. Например: Для определения надежности устройства пока еще не имеется освоенных приборов. Обстоятельственные слова обычно ставятся перед сказуемым. Например: При применении кремниевых удобрений значительно усиливается роль бора в почве; В связи с переходом сельскохозяйственных предприятий на самоокупаемость и самофинансирование получила распространение система внутрихозяйственных экономических отношений, основанная на оплате труда от хозрасчетного дохода. Характерна для научной речи препозиция определения. Например: Существенным фактором в антропогенной эволюции почв являются удобрения; Широкое географическое испытание позволило выявить целый ряд новых сортов алычи, обладающих высокой адаптивностью. Вводные слова обычно ставятся после одного из главных членов предложения или начале предложения, пояснения, заключенные в скобки, даются в конце фразы.

Практикум

Задание 1. В приведенном ниже тексте отметьте случаи немотивированного инверсирования и грамматико-стилистические ошибки, связанные с неправильным порядком слов. Исправьте текст там, где это необходимо.

1. Посты оказывают первую доврачебную помощь пострадавшему на рабочем месте. 2. После сборки и выверки механизмов подшипники, редукторы и электродвигатели надлежит закрепить от смещения штифтами или приваркой к раме упоров. 3. Характер изменения свободной энергии с температурой для рассмотренных выше трех реакций иллюстрирует рисунок 39. 4. Ввиду недостаточной механической прочности винипласт не мог найти применение для изготовления аппаратов под давлением, как самостоятельный конструкционный материал. 5. От очистки хлопка и выделки пряжи все производство до отбелки тканей, окраски и разрисовки полностью механизировано. 6. Начиная с 1953 года по теории движения газированной жидкости автором проведены различные исследования. 7. Восстановленный цинком раствор не сливают до конца, а до уровня, лежащего на 20-30 мм выше слоя стеклянной ваты. 8. Необходимый запас энергии аккумулируется во время свободного хода в массивном маховике для резания. 9. Сейчас монтируется стокубовый компрессор, что обеспечит перевод с пара на сжатый воздух оборудования кузнечного цеха. 10. Изготовлен новый большегрузный скрепер с дизель-электрическим приводом грузоподъемностью 37 т. 11. Санкт-Петербургским филиалом института разработан новый дозатор воды с ручным управлением на базе водомера. 12. На гусеничном тракторе установлен шестицилиндровый двигатель водяного охлаждения мощностью 220 л.с.

Задание 2. Исправьте предложения, в которых в качестве однородных соединены разные синтаксические конструкции: причастный оборот и придаточное определительное предложение, деепричастный и причастный обороты, член предложения и придаточное предложение и проч.

1. В настоящей брошюре изложен опыт возделывания льна-сырца и как увеличить его производство. 2. Орошение проводилось и в период начала появления метелок и кончая наливом зерна в три приема. 3. В книге хорошо показано, как развивалось овцеводство, пути дальнейшего увеличения поголовья овец и экономика этой отрасли. 4. Скашивая хлеба в сплошные и равномерные валки и работающие на жатках с новыми приспособлениями, колхозники-рационализаторы стали давать по нескольку норм в день. 5. В статье рассказано, как при помощи радиоактивных изотопов можно изучить движение газа и воды под землей и об использовании радиоактивных атомов в горнообогатительной технике. 6. Целесообразны подвесные покрытия, прикрепленные к винтам и которые позволяют перекрывать большие пролеты.

Задание 3. В приведенном ниже тексте установите, какие ошибки и недочеты допущены в употреблении сложных предложений: неправильное использование союзных связей, загромождение сложного предложения придаточными, смещение конструкции, разнотипность частей сложного предложения, неправильный порядок слов, громоздкость, приводящая к затемнению смысла предложения и проч. Исправьте предложения.

1. Освоена и внедрена наплавка ножей для резки холодного металла, что повысило срок их службы не менее чем в 5 раз и в несколько раз сократился расход инструментальной стали. 2. В отношении использования атомной энергии в медицине следует подчеркнуть, что оно значительно возросло за последнее десятилетие, например, радиокобальтовая терапия, меченые атомы и т.д. 3. Надо, чтобы трубы для механического цеха продавались только коллекторные, не допускать замены их на паропроводные. 4. Поскольку полная энергия плазмы равна 130 дж, можно заключить поэтому, что средняя энергия ларморовского вращения будет около 60 дж. 5. Наш доклад не предназначен для того, чтобы подчеркнуть преимущества способа модельного проектирования, так как это было сделано уже на совещаниях, в докладах и т. п., но дело в том, чтобы представить доклад о теперешнем уровне модельного проектирования. 6. Но, однако, несмотря на то, что замечания носят конкретный характер, не наблюдается стремление использовать их для уточнения применяемых формул. 7. Частота не должна быть слишком малой, так чтобы параметры плазмы не менялись за период. 8. Результаты лабораторных исследований, приведенные в таблице 13, показывают, что наиболее сильное разрушающее действие оказывает на соединение концентрированная серная кислота, что говорит за то, что в такой среде это соединение применять нельзя. 9. По каждой культуре составляются технологические карты, куда включается весь комплекс работ. 10. Однако тем не менее промышленное применение эти установки не получили, так как не обеспечивали достаточной переработки пускового материала.11. Сегмент, ведущий первые кольцевые планки, устанавливается на той же высоте, как он стоял при старом механизме. 12. Когда камеру, припудренную тальком, ставят на место, вначале необходимо вставить вентиль в отверстие диска. 13. Этот раздел расширен оттого, что в него включены дополнительные материалы. 14. Корпус насоса и его крышка изготовляются из модифицированного чугуна, рабочее колесо – стальное клепанное, вал из нержавеющей хромистой стали. 15. При таком наименовании и расположении материалов в рукописи читатель не будет требовать от автора всех необходимых сведений о машинах и приспособлениях, которые применяются для транспортирования жидкостей, и будет понимать, что за этими сведениями необходимо обращаться с специальной литературе и каталогам.

Задание 4. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением союзного слова который и с нарушением порядка слов в сложном предложении. Укажите предложения, в которых возникает двусмысленность высказывания.

1. На заводе будет оборудован специальный цех с постоянной температурой и влажностью воздуха, в котором намечается вести сборку станков высокой прочности. 2. При всех сварочных работах с фторопластами необходимым условием является сильная вентиляция, ввиду ядовитости газов, развивающихся при частичном разложении фторопласта, которого трудно избежать полностью при сварке. 3. Были рассмотрены проекты Гипрокаучука и других институтов, которые нуждаются в значительной переделке. 4. Исключением остается производство синтетического волокна, которое продолжает развиваться быстрыми темпами. 5. Электронная вычислительная техника приобретает все большее значение в связи с огромным масштабом работ по автоматизации производственных процессов, которые проводятся в стране. 6. Образец при испытании помещается в специальную герметическую камеру, охлаждаемую водой, из которой производится откачка газа до высокого вакуума. 7. Такие насосы имеют одностороннее уплотнение (со стороны входа жидкости в колесо), в которых осевая сила воспринимается шарико-подшипниками.

Задание 5. В приведенных ниже предложениях исправьте грамматико-стилистические ошибки в употреблении причастных оборотов и причастий.

1. В статье правильно подчеркивается роль паровой машины, преобладающей в английской промышленности в эпоху промышленной революции. 2. Завершающий этап монтажа технологического оборудования, осуществляющийся после возведения зданий, здесь не учитывается. 3. Работы, выполняющиеся планировщиком, являются отделочными. 4. Расчет конструкции арок производится с учетом воздействия, могущих возникнуть при их монтаже. 5. Между первой и второй секциями по сравнению с моделями, ранее выпускающимися, изменена форма роликов. 6. Модификатор, устанавливающийся в литниковую воронку, вызывал уменьшение растворимости углерода в железе. Вода, фильтрующая сквозь бетон, растворяет цементный камень. 7. В брошюре приведены технические данные компенсатора данного завода, получившего широкое применение. 8. Применение прочного металлокорда в протекторных кольцах разгружает каркас; это дало возможность изъять резинотканевую прослойку (брекер), применяемый в стандартных шинах. 9. Необходимо осуществлять контроль за расходом жидкости, имеющей высокую температуру и находящуюся под большим давлением. 10. Nt – количество символов, переданное за время Т. 11. Объем информации, определяющий операции умножения и деления, может быть взят пропорциональным времени, затрачиваемым на эти действия. 12. Это утверждение легко реализовать с помощью элементов, применяющихся для реализации двоичной системы счисления, т.е. имеющими два устойчивых состояния. 13. Электронно-лучевое запоминающееся устройство состоит из следующих блоков.

Задание 6. В приведенном ниже тексте исправьте грамматико-стилистические ошибки в употреблении деепричастных оборотов.

1. Учитывая нелинейную зависимость периода колебаний датчика от измеряемой величины, в приборе впервые применен метод линеаризации характеристики датчика. 2. Применяя оба рассмотренные здесь способа соединений, любые из указанных в таблице элементов могут быть использованы для питания батарейных приемников. 3. Увеличивая нагрузку на долото и число оборотов ротора, скорость бурения в этих породах увеличилась. 4. Учитывая высокую химическую стойкость некоторых пластических масс, а также их хорошие антифрикционные свойства, пластмассы получили большое распространение. 5. Учитывая значение, объем и качество выполненной работы, ее исполнители, по мнению комитета, заслуживают поощрения. 6. Применяя ту или иную форму организации труда, в каждом отдельном случае учитываются местные особенности. 7. Часто, изучая алкалоидные растения, обнаруживается определенная закономерность в их развитии. 8. Приведя в колебательное движение один из маятников, начнет колебаться и второй маятник. 9. Придавая большое значение влиянию формы на формирование слитков, был выполнен ряд экспериментов. 10. Муфель отделен от откачной системы вакуумным затвором для того, чтобы, вынимая нагретый муфель из печи, в него не попал воздух. 11. Работы на станке выполняются, используя одновременно оба вала. 12. Исходя из принятого конструктивного решения, в состав агрегата входит вертикальный повышающий редуктор. 13. Пользуясь этими формулами, были построены графики зависимости. 14. На опыте λ измеряется в х -единицах, использовав для этого кристалл кальцита. 15. Обозначая через х и у сравниваемые величины, указанные выше условия и критерии могут вводиться в машину в виде следующих отношений. 16. Пользуясь при округлениях правилом дополнения, абсолютная погрешность в представлении любого числа не превосходит половины единицы низшего разряда. 17. Возвратно-поступательное и одновременно циркулирующее движение промывочной жидкости обеспечивает высококачественную промывку внутренних полостей аппаратов, не прибегая к помощи применяемых обычно щеток.

Задание 7. Сопоставьте неотредактированные и отредактированные варианты предложений и объясните, к чему свелись исправления и какие грамматико-стилистические ошибки устранены при правке. Отметьте, везде ли хорошо отредактирован текст. Предложите свои варианты правки.



В брошюре отмечена важность кормления, ухода и содержания в стойловый период в деле получения впоследствии высокопродуктивных животных. В брошюре отмечается, что для выращивания высокопродуктивных животных особенно важно в стойловый период правильное кормление и содержание скота, а также хороший уход за ним.
В монографии на основе многолетних опытов дается анализ как ранее применявшейся агротехники, так и новым прогрессивным приемам возделывания овощных культур. В монографии на основе многолетних опытов дается характеристика как ранее применявшейся агротехники, так и новых приемов возделывания овощных культур.
Необходимо изыскивать возможность для экономии в расходовании воды на выработку продукции и недопущения сброса со сточными водами ценных веществ. Необходимо экономно расходовать воду при выработке продукции и не сбрасывать со сточными водами ценные вещества.
При проектировании предусматривается не только свободный доступ к остеклению, а также и специальное приспособление для очистки стекол от загрязнения. При проектировании предусматривается не только свободный доступ к остеклению, но и специальное приспособление для очистки стекол от грязи.
Растения очень полезно держать в жилом помещении, вследствие выделения ими кислорода, необходимого для дыхания человека. Растения очень полезно держать в жилом помещении, так как они выделяют кислород, необходимый для дыхания человека.
Существует много путей, которые еще не исследованы, для понимания очень сложной химической системы, которая представляет внешний слой нашей планеты. Существует много еще неисследованных путей изучения очень сложной химической системы, представляющей внешний слой нашей планеты.
В целях ликвидации целого ряда недостатков в деле обеспечения техники безопасности труда на производстве и недопущения случаев ее нарушения начальники цехов в части выполнения требований администрации предложили по этой линии следующее… Начальники цехов, чтобы обеспечить выполнение правил техники безопасности труда на производстве и не допускать их нарушения, предложили, руководствуясь требованиями администрации, следующее…
В целях защиты растений от весенних заморозков производят подогрев почвы с помощью пропуска горячей воды по трубам. Чтобы защитить растения от весенних заморозков, прогревают почву, пропуская по трубам горячую воду.
Было сочтено необходимым, как правило, использовать монтажные провода примерно такими длинами. Необходимо использовать монтажные провода примерно такой длины.
При осмотре рельс даже незначительные внешние дефекты не допускаются. Рельсы, у которых обнаружены при осмотре даже незначительные поверхностные дефекты, бракуют.
Приготовление смеси рекомендуется порциями по 563 г. Приготовлять смесь рекомендуется порциями по 563 г.
Под действием разности давлений труба деформируется, образуя на своей поверхности непрерывный спиральный гофр. Вследствие разности давлений труба деформируется и на ее поверхности образуется непрерывный спиральный гофр.
По мере поднятия облака наиболее крупные частицы пыли и шлака выпадают из него в районе взрыва. По мере того как облако поднимается, наиболее крупные частицы пыли и шлака выпадают из него в районе взрыва.

Задание 8. Исправьте предложения, взятые из научных работ студентов. Выявите грамматические и лексические недочёты, затрудняющие восприятие текста или не соответствующие требованиям научного стиля.

Например: Большой урон производству может принести пожар посевов во время уборки урожая. В этом предложении лексический недочет, связанный с неверной (неправильной согласно лексическим нормам) сочетаемостью слов – урон наносится; ущерб приносится. Кроме того, слово «посевов» можно опустить в целях речевой экономии. – Большой урон производству может нанести пожар во время уборки урожая (отредактированн. вариант)

1. Распределение посевных площадей производится согласно агрономического районирования Алтайского края. 2. Климат данной территории характерен жарким, но коротким летом. 3. Особенностью является также появление ранних заморозков в тёплое время, иногда даже в вегетационный период. 4. Продукция же животноводства занимала в структуре товарной продукции в пределах до 26%. Отсюда можно сделать вывод, что в хозяйстве более развито растениеводство, чем животноводство. 5. Имея в виду, что животноводство почти целиком базируется на земледелии, следует рассмотреть структуру земельных площадей в хозяйстве. 6. Преобладающую часть всей площади сельскохозяйственных угодий занимает пашня, и значительный удельный вес занимают сенокосы и пастбища. 7. Анализируя таблицу 3, видно, что среди всех посевов наибольший удельный вес занимают зерновые культуры, на втором месте кормовые культуры. 8. Из таблицы видно, что с годами наблюдаются колебания таких показателей, как плановая потребность и фактическое наличие работников. 9. Для ремонта собственного стада в хозяйстве выращивают тёлок сами. 10. Сено в тамбур подвозят механизаторы-кормачи. 11. Из таблиц 9,10,11 можно проследить распорядок дня операторов. 12. Доярка родильного отделения оказывает помощь в лечении животных по указанию врача. 13. Летом, кроме пастбища, животным дают зелёнку утром и вечером. 14. При этом одновременно уменьшают дачу концентратов и сочных кормов. 15. В сутки корова может потребить 70 кг корма и более.

Задание № 9. Исправьте речевые недочеты в следующих предложениях, взятых из дипломных проектов выпускников ИТАИ и дневников-наблюдений студентов зооинженерного факультета.

А) 1.Большой урон производству может принести пожар посевов во время уборки урожая.

2.Имеются в хозяйстве участки, работы на которых связаны с опасными для здоровья организма человека условиями.

3.На производстве состояние техники безопасности не на должном уровне.

4. Рабочих принимают на работу только после проведения главным инженером вводного инструктажа. 5. Периодические инструктажи на рабочем месте проводятся своевременно заведующими участков. 6. В автопарке оформлен уголок по технике безопасности.

7. Вводный инструктаж со вновь поступившими на работу производит главный агроном и оформляет личные карточки рабочих. 8. Инструктаж на рабочем месте производят бригадиры. 9. Ежегодно проводится медицинский контроль за состоянием здоровья рабочих животноводства. 10. Большое влияние на безопасность труда оказывает состояние помещений. 11. В зимнее время температура воздуха понижается до +10 С. В помещениях очень влажный воздух.

Б) 1.Несчастные случаи происходят из-за халатного руководства и попустительстве самих рабочих. Это объясняется тем, что недостаточно опыта и навыка в работе. 2.Коэффициент травматизма очень высок. Наибольшего значения он достиг в 2000 году. Это связано с тем, что был ослаблен контроль за проведением инструктажа по технике безопасности. 3. Несмотря на принимаемые меры по охране труда, травматизм в хозяйстве достаточно высок. Наибольшее количество травм получено в 2000 году, основное количество их получено в период посевной и уборки. 4. Документация по технике безопасности в хозяйстве ведется полностью. 5. Администрация хозяйства прилагает все усилия, чтобы устранить имеющиеся недостатки. 6. Работники хозяйства обеспечиваются спецодеждой согласно действующих норм и правил. 7. Контроль за реализацией средств на мероприятия по охране труда ведет инженер по охране труда. 8. Для проведения технического обслуживания и ремонтов в автогараже имеются четыре слесаря, имеется свой сварщик. 9. Климат характерен сухостью и континентальностью. Наиболее холодный воздух в январе месяце со среднемесячной температурой воздуха –20.

10. Все остальные монтажи и демонтажи осуществляются, не разбирая опрокидыватель.

Обязательным условием при хранении опрокидывателя является наличие ровной и твердой поверхности, на которую он становится. После опускания рамы на землю переводим секцию в нейтральное положение.

В) 1. Наибольшее количество несчастных случаев приходится на растениеводство и механизацию. 2. Себестоимость грузоперевозок составляют следующие статьи затрат:

1) Заработная плата шоферов; 2) Затраты на замену резины; и т.д. 3. Разгрузка осуществляется только с одного места и только через задний борт. 4. Совхоз «Тальменский» был образован в 1952 году, а в 1991 году был переименован в акционерное общество закрытого типа. 5. Центральная усадьба находится в р.п. Тальменка. Усадьба находится в 70 км от г.Барнаула. 6. Дорожная сеть развита хорошо. Покрытие в основном асфальтированное, есть дороги с грунтовым покрытием и полевые. 7. Рядом с автогаражом находится центральная ремонтная мастерская. В здании автогаража находится диспетчерская и кабинет зав.гара. Непосредственно вблизи гаража находится домик для сторожей. 8. Для более подробного изучения работы автопарка рассмотрим таблицу. 9. Площадь под зернобобовые уменьшилась на 226 га, по-видимому, из-за того что нет стабильности рынка сбыта данной продукции. 10. Площадь под травы увеличилась на 627 га из-за того, что появилась повышенная потребность в кормах у хозяйства. 11. Для стоянки автомобилей в зимнее время года имеется два гаража. 12. Основное количество автомобилей находится в промежутке от 8 до 13 лет. 13. Для сравнения сводим данные хозяйства и получившиеся по проекту в таблицу. 14. В сельском хозяйстве одним из основных средств производства является земля.

Задание № 10. Укажите в данном тексте черты публицистического стиля. Запишите данный текст в научном стиле максимально коротко, оставив только главную информацию.

Отцом крионики стал профессор физики Роберт Эттинджер, автор бестселлера «Перспектива бессмертия» и директор самого известного в мире института крионики в Детройте, где до сегодняшнего дня хранятся десятки замороженных, в том числе две его жены и мать. Вообще же до конца 1990-х годов в мире существовало около 20 крионических обществ в Америке, Западной Европе и Австралии. Однако несколько лет назад все пациенты были разморожены и похоронены обычным образом. По одной версии, это случилось потому, что родственники клиентов нерегулярно платили за хранение. А по другой - что неправильно заморозили. Например, родители, пришедшие навестить свою погибшую в автокатастрофе 8-летнюю дочь, увидели, как из криостата выползали муравьи! На сегодня остались всего две «цитадели» продления жизни - упоминавшийся нами институт в Детройте и фонд «Алькор» в Аризоне. А третий «храм замороженных» может скоро появиться в России.

Задание № 11. Сверните текст, оставив только главную информацию. Полученный текст запишите в научном стиле.

Естественно, что самым эффективным способом лечения ожирения и избыточного веса является диетотерапия. Наверное, каждый человек в какой-то период своей жизни пробовал «посидеть» на диете, и в большинстве случаев это ни к чему ни привело. Нарастающее чувство голода (одно из проявлений деятельности пищевого центра головного мозга) превращало в адские муки ваше «лечение», после чего вы все бросали и возвращались к привычному ритму жизни. Вот если бы можно было изменить извращенный пищевой стереотип человека (именно извращенный, потому что лишний вес - «привилегия» человека; у диких животных пищевые инстинкты отрегулированы, и ожирение не встречается), «перепрограммировать» работу пищевых нервных центров… Если бы человеческий мозг, как в компьютер, можно было ввести программу, включающую внутренние механизмы саморегуляции.

К счастью, современная медицина располагает таким методом в лечении зависимых состояний, который направлен не на следствия, а на причину. Речь идет о психотерапии. «Что?! - обиженно воскликнет читатель, страдающий избыточным весом. - Мало того что я толстый, так меня еще и в психи зачисляют?» Напрасно обижаетесь. Давайте мыслить логически: причина избыточного веса - это переедание, переедание - это нарушение пищевого поведения, поведение - это категория, относящаяся к душе. И вообще, пора преодолеть предрассудок насчет того, что быть пациентом психотерапевта - удел «дефективных». В западных странах психотерапия давно стала частью культуры, и обращаться к ее услугам в случае жизненных неурядиц так же естественно, как для нас вызывать мастера при поломке бытовой техники. Так не пора ли преодолеть психологическую дремучесть?

Задание № 12. Укажите черты публицистического стиля. Запишите данный текст в научном стиле.

Для синтаксиса научного стиля речи характерна тенденция к сложным построениям, что способствует передаче сложной системы научных понятий, установлению отношений между родовыми и видовыми понятиями, между причиной и следствием, доказательствами и выводами. Для этой цели используются предложения с однородными членами и обобщающими словами при них. В научных текстах распространены разные типы сложных предложений, в частности с использованием составных подчинительных союзов, что вообще характерно для книжной речи: вследствие того что; ввиду того что, в то время как и пр. Средствами связи частей текста служат вводные слова и сочетания: во-первых, наконец, с другой стороны, указывающие на последовательность изложения. Для объединения частей текста, в частности абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом, используются указывающие на эту связь слова и словосочетания: таким образом, в заключение и пр. Предложения в научном стиле однообразны по цели высказывания - они почти всегда повествовательные. Вопросительные предложения редки и используются для привлечения внимания читателя к какому-либо вопросу.

Обобщенно-абстрактный характер научной речи, вневременной план изложения материала обусловливают употребление определённых типов синтаксических конструкций: неопределённо-личных, обобщенно-личных и безличных предложений. Действующее лицо в них отсутствует или мыслится обобщённо, неопределённо; всё внимание сосредоточено на действии, на его обстоятельствах. Неопределённо-личные и обобщённо-личные предложения используются при введении терминов, выведении формул, при объяснении материала в примерах: Скорость изображают направленным отрезком; Рассмотрим следующий пример; Сравним предложения.



8.Официально-деловой стиль речи.

Официально-деловой стиль отличается устойчивостью и замкнутостью. В нем в большей степени распространены клиширование, штампованность, усугубленная нормированность.

Деловой стиль - это совокупность языковых средств, функция которых – обслуживание сферы официально-деловых отношений, т. е. отношений, возникающих между органами государства, между организациями или внутри них, между организациями и частными лицами в процессе их производственной, хозяйственной, юридической деятельности. Деловая речь реализуется в виде письменных документов, построенных по единым для жанровых разновидностей правилам. Типы документов различаются спецификой своего содержания (какие официально-деловые ситуации в них отражены), а соответственно, и своей формой (набором и схемой размещения реквизитов - содержательных элементов текста документа); объединены они набором языковых средств, традиционно используемых для передачи деловой информации.

Таким образом, сфера применения деловой речи может быть представлена как широкая сеть актуальных официально-деловых ситуаций и как набор соответствующих жанров документов.

Различают (согласно разным источникам) по меньшей мере 3 подстиля (разновидности) делового стиля:

1) собственно официально-деловой (канцелярский, как его часто именуют);

2) юридический (язык законов и указов);

3) дипломатический.

При ряде различий эти подстили близки друг к другу по своим основным характеристикам. Официально-деловые и дипломатические документы сближает то, что они ориентированы на достижение договоренности между двумя сторонами или на формулирование позиций сторон при особо «этикетной» природе дипломатических формул; в отличие от них для «языка законов» характерно стремление к перечислению условий и обстоятельств, влекущих за собой юридическую ответственность. Но именно в канцелярском подстиле четко и последовательно выражены специфические черты официально-делового стиля в целом.

Соотношение «официально-деловая ситуация – соответствующий жанр документа» означает, что содержание документа покрывает множество реальных деловых обстоятельств, соответствуя не отдельному обстоятельству, а целому их типу – ситуации. Вследствие этого форма и язык документов в официально-деловом стиле выступают как стандартизованные (соответствующие единому образцу), и само требование стандартизации пронизывают всю сферу деловой речи.

В сфере деловой речи имеют дело с документом, т. е. с деловой бумагой, обладающей юридической силой, и сам факт обусловливает письменный характер реализации языковых средств официально-делового стиля.

Специфика культуры официально-деловой речи заключается в том, что она включает в себя владение двумя различными по характеру нормами:

1) языковыми, регулирующими закономерности отбора языкового материала для наполнения содержательной схемы документа;

2) текстовыми, регулирующими закономерности построения документа, закономерности развертывания его содержательной схемы.

Документы отличают не только особый стиль, но и порядок их заполнения, воспроизведения, наличие речевых штампов, из-за этого используют готовые бланки.

Даже конверты принято надписывать в определенном порядке, это удобно и для пишущих, и для почтовых работников.

Официально-деловой стиль - это стиль документов: международных договоров, государственных актов, юридических законов, деловых бумаг и т. д. Несмотря на различия в содержании и разнообразие жанров, официально-деловой стиль в целом характеризуется рядом общих черт. К ним относятся:

1) сжатость, компактность изложения;

2) стандартная форма расположения материала;

3) использование терминологии, номенклатуры, сложносокращенных слов, аббревиатуры;

4) употребление отглагольных существительных, различных словосочетаний, служащих для связи частей сложного предложения (по той причине, что…);

5) повествовательное изложение, использование предложений с перечислением;

6) преобладающий принцип его конструирования, прямой порядок слов в предложении;

7) преобладание сложных предложений;

8) отсутствие экспрессивной лексики;

9) он не индивидуален.

Известно, что в лингвистике противопоставляют два типа текстов: информативный (научный, деловой) и экспрессивный (публицистический, художественный). Принадлежность деловой речи к первому типу объясняет ее некоторые особенности, прежде всего ее стилистический характер. Предельная информативная предназначенность делового текста находит свое отражение в стремлении пишущего к максимально строгому и сдержанному характеру изложения, а тем самым – и в стремлении к использованию стилистически нейтральныхили книжных элементов. Это в свою очередь исключает возможность употребления в текстах деловой речи экспрессивно и эмоционально окрашенных языковых средств (например, разговорно-просторечной лексики или междометий), образных средств или слов, употребляемых в переносном смысле: все это противоречило бы требованию точности деловой речи.

Сказанное определяет и требование однозначности, характерное для деловой речи. Например, различие между научной и деловой речью: в первой однозначность необходима, а во второй просто недопустима неоднозначность.

Это требование предопределяет использование в деловой речи терминов или терминизированных (близких к однозначным) специальных средств языка (ясно, что эта тенденция органически связана с юридической силой документа, не терпящей двусмысленности). Таковы, например: постановление, резолюция - в канцелярском подстиле; истец, ответчик - в юридическом подстиле; свидетельствовать кому-либо свое глубокое уважение - в дипломатическом.

Кроме того, для деловой речи характерно стремление не употреблять в текстах лично-указательных местоимений он (она, оно, они), поскольку их использование в контексте (при наличии в нем более одного существительного того же рода) может противоречить точности и ясности изложения.

В области синтаксиса деловая речь должна быть логичной, аргументированной. По этой причине деловая речь изобилует сложными конструкциями: большая употребительность сложноподчиненных предложений с союзами, передающими логические отношения (придаточные причины, следствия, условия), продуктивность всякого рода уточнений в тексте (причастные, деепричастные обороты, вставные конструкции), дифференциация смысловых отношений с помощью сложных союзов (типа вследствие того что) и предлогов (типа на предмет чего). Перечисленные отличительные языковые черты делового стиля (стилистические, лексические, морфологические, синтаксические) органически вписываются в письменную сферу употребления этого стиля, в свойственные ему жанры документации.

Все специфические (и текстовые, и языковые) собственно канцелярские черты официально-делового стиля закреплены в ГОСТах и руководствах, что обеспечивает высокий уровень стандартизации и унификации текстов деловой документации.

9.Публицистический стиль речи.

Публицисти́ческий стиль - функциональный стиль речи, который используется в жанрах: статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, памфлет, ораторская речь.

Цель публицистического стиля речи - информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

Сфера употребления публицистического стиля речи - обще­ственно-экономические, политические, культурные отношения.

Жанры публицистики - статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.

Для публицистического стиля речи характерны:

Логичность,

Образность,

Эмоциональность,

Оценочность,

Призывность

и соответствующие им языковые средства.

В нем широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций.

Публицистический текст часто строится как научное рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, используется общенаучная терминология. Это сближает его с научным стилем.

Публицистические выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью. Это также сближает его с научным стилем речи.

С другой стороны, для публицистической речи характерна страстность, призывность. Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, - общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.

У публицистического стиля много общего и с художественным стилем речи. Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.

Широко известны публицистические статьи В. Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского, Н.В. Шелгунова, историков В.С. Соловьева, В.О. Ключевского, В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, выступления выдающихся русских юристов А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако.

К публицистическим жанрам обращались М. Горький (циклы «О современности», «В Америке», «Заметки о мещанстве», «Несвоевременные мысли»), В.Г. Короленко (письма А.В. Луначарскому), М.А. Шолохов, А.Н. Толстой, Л. М. Леонов, И.Г. Эренбург.

Известны своими публицистическими статьями писатели С. Залыгин, В.Г. Распутин, Д.А. Гранин, В. Лакшин, академик Д.С. Лихачев.

К публицистическому стилю (как говорилось ранее) относится речь защитника или обвинителя на суде. И от их ораторского искусства, умения владеть словом, нередко зависит судьба человека.

Ф КГМУ 4/3-08/02

ПП КГМУ 4/02

Карагандинский государственный медицинский университет

Кафедра русского языка

Дисциплина: «Профессиональный русский язык»

Специальность: 5В130100 - «Общая медицина»

Курс: 2

Составитель: Ускенбаева С.Т.

Караганда 2013г.

Обсуждены и утверждены

на заседании кафедры русского языка

Протокол № __ от 00.00. 20__г.

Зав. кафедрой _______ Ф.И.О.

Тема: Синтаксис научного стиля речи. Кожа. Строение и состав кожи.

Цель: прививать студентам коммуникативные умения и навыки, способствующие пониманию, восприятию и продуцированию профессиональных текстов.

Задачи обучения:

Совершенствовать знания о научном стиле речи;

Учить определять жанры и подстили научного стиля речи; - учить определять структуру текста, делить его на микротемы; - учить определять последовательность изложения информации в научных текстах; - развивать речь посредством употребления в ней терминов по специальности; - прививать умение логично и последовательно излагать мысли;

Прививать навык постоянного самосовершенствования;

Совершенствовать навык работы в команде

Основные вопросы темы

Синтаксис научного стиля речи. Синтаксис научного стиля речи.

В собственно научном подстиле господствует логический, книжный синтаксис. Фраза отличается грамматической и смысловой полнотой и высокой логико-информативной насыщенностью. Типичны осложненные и сложные конструкции как наиболее приспособленные для концентрированного выражения движения мысли, авторской аргументации, связи между явлениями. Логическая определенность достигается посредством подчинительных союзов (часто причинно-следственных), градационных и резюмирующих слов (во-первых, следовательно). Предложения, как правило, повествовательные. Вопросительные предложения употребляются лишь при постановке проблемы, полемике. Порядок слов также отражает логическую направленность предложения.

Среди простых предложений широко распространена конструкция с большим количеством зависимых, последовательно нанизываемых существительных в форме родительного падежа. Широко употребительны конструкции с причастными и деепричастными оборотами, являющимися средством выделения мысли в информативно насыщенном предложении.

Вместе с тем употребляются и простые предложения, лишенные книжной усложненности. Они выделяются своей «обычностью» на фоне книжного усложненного синтаксиса, поэтому их нередко используют для наиболее существенной мысли (аргумента, формулировки, вывода и т. п.).

Требование однозначности высказывания делает невозможными синонимические замены, особенно если это касается терминов, поэтому в научном подстиле нередки повторы, считающиеся нежелательными в художественной и публицистической речи (если они не несут там специальной функции).

Сложное предложение в собственно научном подстиле должно быть логически четким, поэтому усложненных конструкций немного. Части сложных предложений стилистически однородны, разговорные синтаксические элементы в них отсутствуют. Преобладает союзная, чаще подчинительная, связь между частями сложного предложения. Бессоюзные сложные предложения употребляются преимущественно при перечислении и классификации.

Особенно широко распространены в точных науках свои, «научные» средства связи между предложениями в составе сложного синтаксического целого (пусть… – тогда…).

Основной формой проявления научного стиля является письменная речь. Устная форма вторична, так как она основана на заранее написанном тексте. Поэтому интонация, будучи тесно связанной с логической структурой предложения, имеет подчиненный характер; ей не свойственны какие-либо эмоционально-экспрессивные функции. Предложение с точки зрения ритмико-интонационной структуры представляет собой стилистически нейтральную фразу с ударением на конце фразы. Сознательное устранение оттенков – смысловых и эмоциональных – для однозначного выражения логической информации в процессе ее развертывания, предполагает прямой порядок слов и их строгую фиксацию в структуре предложения.

Синтаксические признаки научного стиля

1. Современный научный стиль характеризуется стремлением к син­таксической компрессии - к сжатию, увеличению объема информации при сокращении объема текста. Поэтому для него характерны словосочетания имен сущест­вительных, в которых в функции определения выступает родительный падеж имени (обмен веществ , коробка передач , прибор для монтажа ).

2. Типичным для данного стиля является употребление именного сказуемого (а не глагольного), что способствует созданию именного ха­рактера текста. Например: Сбережение - часть располагаемого дохода, которая не из­расходована на конечное потребление товаров и услуг; Акция - это ценная бумага .

3. Широко употребительными в научном синтаксисе являются предложения с краткими причастиями типа может быть исполь­зован (этот метод может быть использован при производстве "умных бомб" ).

4. Вопросительные предложения выполняют в научной речи специ­фические функции, связанные со стремлением пишущего привлечь внимание к излагаемому (В чем же состоят преимущества использования пластиковых карт? )

5. Для рассматриваемого стиля характерно широкое распространение безлич­ных предложений разных типов, поскольку в современной научной ре­чи личная манера изложения уступила место безличной (Можно сказать , происходит негласный конкурс проектов будущего социального переустройства.Современному человеку это легко понять на модели перехода к рынку ).

6. Для научных текстов характерно выяснение причинно-следственных отношений между явлениями, поэтому в них преобладают сложные предложения с различными типами союзов (несмотря на то что, ввиду того что, потому что, вследствие того что, тогда как, между тем как, в то время как и др.).

7. Используется в научной речи и группа вводных слов и словосочетаний, содержащих указание на источник сообщения (по нашему мнению, по убеждению, по понятию, по сведению, по со­общению, с точки зрения, согласно гипотезе, определению и др.). На­пример: Ответ,по мнению автора , всегда опережает свою истинную причину - цель, а не следует за внешним стимулом .

8. Для научных произведений характерна композиционная связанность изложения. Взаимосвязанность отдельных частей научного высказывания достигается при помощи определенных связующих слов, наречий, наречных выражений и других частей речи, а также сочетаний слов (так, таким образом, поэтому, теперь, итак, кроме того, кроме, к тому же, также, тем не менее, еще, все же,между тем, помимо, сверх того, однако, несмотря на, прежде всего, впервую очередь, сначала, в заключение, в конце концов, следовательно ).

· Задания

Задание 1

Прочитайте текст

Кожа. Надежная защита

Любопытная картина представляется взору, когда рассматриваешь строение кожи под микроскопом. Наружная часть кожи – надкожица, или эпидермис, - состоит из многих слоев клеток, хотя толщина ее и не превышает нескольких десятых долей миллиметра. Первое, что бросается в глаза,- это отсутствие в ней кровеносных сосудов.

В основании надкожицы, тесно соприкасаясь друг с другом, словно плитки брусчатой мостовой, расположены клетки. Только этот основной слой надкожицы можно назвать по-настоящему живым и полноценным. Его клетки находятся в непосредственном соседстве с густой сетью кровеносных сосудов, легко получают из крови питательные вещества и кислород и отдают в кровь углекислоту и другие ненужные вещества.

Клетки основного слоя надкожицы в течение всей жизни размножаются делением. Отпочковавшиеся от них молодые клетки сначала оказываются над основным слоем, а затем постепенно оттесняются кнаружи новыми клетками, образующимися при каждом очередном делении. Старые клетки по мере их удаления от основного слоя все хуже обеспечиваются кислородом и питательными веществами и начинают отмирать. Они делаются плоскими, их вещество перерождается и становится похожим на те роговые образования, из которых состоят ногти и волосы. Поверхность надкожицы состоит из большого количества таких отмерших клеток. Склеиваясь друг с другом, они образуют тонкие пластинки, которые постепенно слущиваются.

Казалось бы, мертвые клетки уже бесполезны для организма. Однако это не так. Они, как тяжелые доспехи средневекового рыцаря, принимают на себя все удары и сохраняют невредимые живые клетки основного слоя надкожицы. Щит из мертвых клеток не пропускает ни воды, ни растворенных в ней веществ.

Под плотным слоем живых клеток надкожицы находится собственно кожа. В ней гораздо меньше клеток, и расположены они на значительном расстоянии друг от друга. Пространство между клетками заполнено особым волокнистым веществом, которое придает коже упругость. А сколько здесь кровеносных сосудов, сколько тончайших нервных веточек!

Толщина этого слоя – 1-2 мм. В нем находятся корни волос, сальные и потовые железа. Сюда же подходят чувствительные нервные волокна. Их окончания неодинаковы как по строению, так и по способности избирательно отвечать лишь на определенные раздражители. Такое разнообразие нервных окончаний дает нам возможность раздельно ощущать прикосновение к коже, боль, тепло, холод.

В наружной части собственно кожи очень много упругих волокон. Но чем дальше от поверхности, тем их становится меньше, ткань делается боле рыхлой и в ней начинают появляться клетки, обладающие способностью захватывать из крови частицы жира и накоплять его в таком количестве, что он почти целиком заполняет клетки. Сохраняя жир в виде запаса, клетки могут вновь отдавать его в кровь для нужд организма.

Сначала жировые клетки расположены поодиночке или отдельными маленькими группами, а в глубине кожи их становится все больше и больше, и, наконец, они заполняют целиком всю ткань. Так не заметно кожа переходит в подкожную, или жировую, клетчатку, толщина которой в некоторых местах тела достигает нескольких сантиметров.

Кожа вместе с подкожной клетчаткой ослабляет толчки и удары, направленные на тело. Представьте себе человека, укутанного с ног до головы в толстые мягкие одеяла. В таком облачении можно без боязни представить грудь под удар боксера или решиться на смелый прыжок. Для нашего тела таким одеялом как раз и служат кожа и подкожная клетчатка.

Синтаксис:

Широко используются словосочетания терминологического характера. Атрибутивные (прилаг. +сущ.), объектные (находиться в колбе, возникнуть после облучения).

Т. к. логичность – основная стилевая черта, то используются синтаксические конструкции, позволяющие передать понятийное содержание.

Простые распространённые предложения с прямым порядком слов (т. к. с инверсией связаны эмоционально-экспрессивные оттенки, не свойственные научной речи) с союзной связью между частями.

Вопросительные предложения не типичны, но возможны. Они выполняют особую функцию: привлечь внимание к излагаемому.

Типично использование двусоставных предложений со связкой «есть». Реализуется модель: что есть что. Выполняют роль дефиниции.

Чаще всего предложения осложнены причастными, деепричастными оборотами и обособленными определениями.

Характерно широкое использование вводных слов и предложений. Они выражают:

Логическое оформление мысли (следовательно, во-первых, итак);

Уверенность/неуверенность говорящего в высказываемом (может быть, конечно);

Указывают на источник информации, мысли (с точки зрения…, по словам…, по мнению…)

Распространены вставные конструкции. Отдельные слова, словосочетания, предложения. Даётся дополнительная информация, уточняется мысль автора, вводится новое сообщение.

Широко используются однородные члены предложения.

Характерна выразительность и экспрессивность, но она интеллектуальная. Связана с доказательностью, убедительностью. Направлена на информативность речи.

Односоставные предложения частотны.

Неопределённо-личные: линзу помещают.

Определённо-личные не столь типичны (рассмотрим, обратимся). Используются для побуждения к активизации внимания в местах ввода новой информации.

Безличные: следует оговорить случайность.

Также частотны двусоставные предложения, представляющие собой пассивный оборот: линза помещается.

Широко используются СПП с разными придаточными.

Определительное придаточное. С его помощью получает выражение категория признаковости.

Обстоятельственные придаточные (цели, условия, причины, следствия) служат средством выражения причинно-следственных связей между указанными явлениями и понятиями. Такие предложения обеспечивают научность и доказательность речи. Позволяют отметить противоречие сущности явлений.

Используется сложное синтаксическое целое или сверхфразовое единство. Чаще всего как абзац. В сверхфразовом единстве используется повтор, местоимения, вводные слова.

Таким образом, синтаксис направлен на выражение абстрагированной информации.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 22. Синтаксические особенности научного стиля.:

  1. 2. Языковые средства научного стиля: лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические.