Технологии электронного голосования. Кто и как считает голоса избирателей

Готовых рецептов по созданию эффективной системы электронных выборов не существует. Решения, которые успешно реализовывались в одной стране, в других странах заканчивались неудачей. При реализации электронной системы необходимо принимать в расчет уникальные особенности страны. Необходимо, исследовать опыт других государств в реализации системы э-выборов, чтобы не повторить чужие ошибки, которые могут дорого обойтись нашей стране.

Эстония

Эстония стала страной-пионером, в которой проводились полномасштабные интернет-выборы в парламент. Ещё в 2005 году были созданы условия для удалённого голосования, но использовались они частично. А уже в 2007 году система получила общественный статус и стала полноценной рабочей системой удалённого голосования для проведения интернет-выборов.

Во главе системы стоит личная карточка каждого гражданина Эстонии - ID-карта, которую имеет около 90% всего населения. Являясь, по сути, удостоверением личности, эта карта выполняет также и функции универсального идентификатора при регистрации в различных электронных службах.

Сам процесс голосования происходит следующим образом: вставив свою карту в считыватель, гражданин идентифицирует себя в системе электронного голосования с помощью личного PIN-кода и производит выбор приоритетного для себя кандидата. Учитываемый голос имеет несколько уровней безопасности и подписывается уникальной цифровой подписью, что исключает массовые фальсификации. Весной 2011 года к обычному функционалу была добавлена версия для голосования посредством обычного мобильного телефона — Mobil-ID. После состоявшихся выборов оппозиция заявила что сама система не соответствует принятым стандартам и не является тайной, так как голос избирателя можно легко зафиксировать, и даже проголосовать, имея на руках чужую ID-карту. И хотя обсуждение этих вопросов до сих пор продолжается, явных нарушений выявлено не было.

Великобритания

Великобритания даже при достаточно активном развитии информационных систем не ставит интернет-выборы в приоритет, однако массово проводит эксперименты по внедрению подобных средств учёта голосов.

В 2002 году некоторые районы получили разрешение на проведение выборов с обычных домашних компьютеров и через SMS-сообщения. Так проводилось уже 14 выборов в муниципалитете. Для возможности учёта голоса, гражданин должен был получить специальный PIN-код, указав который, можно было голосовать удалённо. Графство Суиндон несколько лет назад провело голосование, мало чем отличающееся от традиционных бумажных выборов, но с использованием компьютерной техники. Было установлено около 300 компьютеров в различных общественных местах, и любой гражданин после предъявления удостоверения личности мог оставить голос, отметив его в интерфейсе специальной программы.

Основной проблемой для массовой популяризации интернет-выборов в европейских странах является принятый в 1998 году закон о правах человека, в котором указано обеспечение тайны голосования на выборах, что с современным уровнем электронного голосования обеспечить достаточно сложно.

Швейцария

В Швейцарии первое голосование через интернет было проведено в 2004 году на федеральных выборах. Здесь также применялась специальная ID-карточка, но только одноразового использования. Каждые два месяца в стране проходят референдумы, в которых проголосовать за принятие решений могут и обычные граждане посредством интернет-голосования.

Для регистрации своего голоса, непосредственно перед проведением голосования, гражданин должен приобрести одноразовую карточку в ближайшем отделении почты, предъявив свой паспорт. Затем следует само голосование: участник вводит идентификатор карточки, отмечает варианты, удовлетворяющие его взглядам и вводит секретный код, предварительно стерев защитный слой над ним. После проведения этой процедуры, он получает электронное подтверждение — метку, по которой в дальнейшем может проверить результаты в административных учреждениях кантона.

В США интернет-голосование хоть и стоит в списке приоритетных направлений развития, но массовые выборы через интернет провести не удалось, так как специалисты по безопасности написали неутешительный отчёт о самой системе выборов.

Это произошло всего за полгода до начала выборов, когда система была полностью готова к использованию. В округе Колумбия проводились активные испытания другой системы - Digital Vote by Mail, призванной обеспечить возможность голосования для граждан США, проживающих за границей.

Схема работы этого вида голосования достаточно проста - пользователь получает 16-значный ключ для авторизации в системе, заполняет бюллетень и система сохраняет заполненный документ в зашифрованном виде. Однако и этот вариант не был допущен к использованию, так как в его основе использовалось свободное ПО с открытым кодом, а специалистами была найдена уязвимость в некоторых элементах системы, позволяющая сфальсифицировать сохранённый бюллетень уже после принятия голоса, а также создано злокачественное ПО для идентификации проголосовавших пользователей. К концу года все недочёты и уязвимости было обещано исправить. На выборах президента в США, 25 млн. человек проголосовали за Барака Обаму, используя систему «Smartmatik» и биометрические данные.

Канада

В Канаде первые интернет-выборы проводились в 2003 году при выборе главы «Новой демократической партии». С 2006 года частная компания CanVote проводит голосование для 12 муниципалитетов в Онтарио с около 100 000 избирателей. Для этого используется система паролей и специальных идентификаторов. Онлайн-выборы CanVote комбинирует с голосованием по телефону. Услугами «коммерческих» выборов также активно пользуются местные университеты и НГО.

В 2013 году избиратели получили возможность установить специальное ПО для мобильных устройств, после введения идентификаторов в котором, гражданин получает возможность выбора кандидата. Планировалось распространять эти приложения посредством электронных магазинов Android Market и Apple Store.

Монголия, Боливия, Венесуэла

Компания «Smartmatik» осуществила в Боливии, Монголии и Венесуэле следующую работу по заказу их правительств: собрали биометрические данные на 5 000 000 граждан с помощью 5000 сотрудников, прошедших специальный тренинг за 72 дня и передали государству. Во время выборов оборудовали избирательные участки специальным оборудованием.

Человек, приходя в участковую избирательную комиссию, идет к аппарату, который имеет сенсорный интерфейс, и считывает его отпечатки пальцев. Человек голосует нажатием на виртуальный бюллетень на лице нужного ему кандидата, или партии, или закона, в тот же момент тот же аппарат выдает бюллетень. Этот бюллетень избиратель кидает в урну. Таким образом, есть баланс электронных и бумажных бюллетеней, если он сходится - выборы чистые. Избиратель, где бы он ни был, может голосовать, в аэропорту, за рубежом где угодно. Подсчет голосов дает результат в тот же час.

Россия

В России разработкой методики электронного голосования занимается отдельная рабочая группа в рамках ЦИК.

Один из первых экспериментов по электронному опросу был проведен во время муниципальных выборов в октябре 2008 года в г. Новомосковск Тульской области. Он проходил при помощи распространенных среди избирателей компакт-дисков и лишь дублировал основной сбор голосов на избирательных участках. Диском избиратели могли воспользоваться как дома, так и в компьютерных классах двух школ, в интернет-клубе (для этого использовались технические средства рекламного агентства) или в городской библиотеке. В ходе эксперимента граждане увидели лишь вершину айсберга. "Под водой" оказался мониторинг основных линий связи и в целом всей интернет-инфраструктуры, имевшей отношение к выборному процессу. Была отмечена и повышенная хакерская активность по отношению к серверам выборов. Всего было изготовлено 5 тысяч опросных дисков, из которых на руки избирателям попало чуть больше 3 тысяч; воспользовались ими 2978 избирателей. В первую очередь эксперимент показал, что граждане активно реагируют на попытки внедрения электронных средств голосования, причем речь идет не только о тех, кто пользуется Интернетом постоянно, но и о тех, кто раньше не сталкивался со Всемирной сетью (или сталкивался, но не умел ею пользоваться).

Другой масштабный эксперимент по проведению электронного опроса в России прошел 11 октября 2011 года. В качестве площадки для проведения эксперимента была выбрана Ленинградская область, а именно Кингисеппское городское поселение. Эксперимент прошел во время выборов депутатов Совета депутатов Кингисеппского городского поселения Кингисеппского муниципального района второго созыва. Основой для электронного волеизъявления стал мобильный телефон. В рамках эксперимента проводился социологический опрос, показавший, что подавляющее большинство граждан довольны электронным опросом (87% избирателей, принявших участие в эксперименте), но каждый второй сомневается в достоверности его результатов.

Помимо этого в стране действует государственная автоматизированная система (ГАС) "Выборы". В задачи ГАС «Выборы» входит автоматизация избирательных процессов, начиная с уровня территориальных избирательных комиссий и выше. В межвыборный период основной задачей ГАС «Выборы» является ведение Регистра избирателей и участников референдума Российской Федерации.

Система электронного подсчёта голосов и регистрации – программное обеспечение, предназначенное для проведения голосования в режиме реального времени в залах заседаний областных, городских и районных советов, а также в коммерческих структурах.

Современные технологии позволили поднять уровень проведения официальных мероприятий на высокий технический уровень. Для целей автоматизации важных моментов проведения заседаний

  • регистрация участников,
  • подсчет голосов в реальном времени

необходимо внедрение современных программно – аппаратных комплексов.Система электронного голосования , предлагаемая ООО «Новые информационные технологии» (НИТ) - отличный вариант автоматизации деловых мероприятий и заседаний органов власти городского или областного масштаба. Эта система дает возможность идентифицировать участников голосования по зарегистрированному логину и паролю или по электронной карте, выданной при регистрации.

  • Голосование на компьютере с установленным браузером и любой операционной системой;
  • Просмотр документов и презентаций по обсуждаемым вопросам;
  • Моментальный просмотр информации о результатах голосования на компьютере.

  • Запуск и прерывание голосования;
  • Отображение списка проголосовавших с их решением при поимённом голосовании;
  • Остановка заседания;
  • Просмотр информации о прошедших заседаниях

  • Открытое – голосование, результат которого видят все участники голосования на главном экране;
  • Закрытое – голосование, результат которого видит только председатель на своём экране;
  • Поименное – голосование, результат которого видят все участники голосования на главном экране, а председатель на экране своего компьютера видит поимённый список проголосовавших.

Функциональные возможности «Системы электронного подсчёта голосов и регистрации»

  • Добавление исходных данных: вопросов по заседанию, документов;
  • Видеотрансляция заседаний в Интернет;
  • Учёт присутствия депутатов;
  • Сохранение вида заседания (открытое, закрытое);
  • Ведение электронного архива;
  • Протоколирование хода голосования.

Дополнительные возможности системы электронной регистрации и подсчета голосов.

Организованное электронное голосование позволяет в реальном времени и в интерактивном режиме получать промежуточные результаты голосования , осуществлять количественный контроль проголосовавших участников.

Система позволяет вносить в базу необходимые по регламенту мероприятия документы и презентации. В ходе заседания на экране можно просматривать основополагающие документы, регламент мероприятия, подготовленные презентации по обсуждаемым вопросам.

Система дает возможность вести видеотрансляцию мероприятия в сети интернет, протоколировать ход заседания и вести электронный архив, определять кворум.

Условия монтажа и стоимость программно-технического комплекса.

Электронное голосование - цена комплекта оборудования и программного обеспечения для конкретного использования зависит от поставленного технического задания. Система доступна, универсальна и интегрируется в различные кросс – платформы и операционные системы. Для установки требуются компьютеры, подключенные в локальную сеть, роутер, экран для отображения информации. Система обеспечивает защиту от несанкционированного доступа и полную конфиденциальность действий участников голосования.

Центризбирком завершает 1 ноября приемку опытной партии новых электронных урн для голосования. Комплексы электронного голосования будут установлены на избирательных участках в восьми субъектах Российской Федерации

Т.е 10 % участков по всей стране будут оборудованы электронными комплексами обработки избирательных бюллетеней - КОИБами, таких комплексов будет около 20 тысяч. Один КОИБ со сканерами и принтером обходится бюджету в 110 тыс. руб

Информация о госзакупках данных технических средств.

  1. Комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) – по сути, это стационарный ящик для голосования оборудованный сканером, позволяющим «считывать» информацию с бюллетеня. При этом избиратель голосует привычным способом – путем нанесения знака в избирательном бюллетеня.
  2. Комплекс для электронного голосования (КЭГ) – это устройство сенсорного голосования, при использовании которого избиратель не заполняет избирательный бюллетень, а голосует путем выбора соответствующей позиции на сенсорном экране.
Рассмотрим эти системы в отдельности:

КОИБ (комплекс обработки избирательных бюллетеней) – это автоматическая система сбора бюллетеней и подсчета голосов, которая сводит до минимума участие человека в этом процессе. Автоматическая урна для голосования сама сосчитает количество бюллетеней, а также распознает, за кого поставлен голос. В КОИБ используется технология оптического сканирования -устройство считывает отметки избирателей в бюллетенях.

КОИБ представляет собой ящик из темной и полупрозрачной пластмассы, снабженный электронной системой, который может работать как от электричества, так и от аккумуляторных батарей. В комплекс также встроен сканер, который сразу считывает информацию с опущенного бюллетеня. Ровно за 3 секунды информация будет обработана и сохранена на встроенную флеш-карту. Опускать бюллетень в автоматическую урну следует лицевой стороной вниз. Специальные датчики не пропустят смятые, порванные, или сложенные вдвое листы. В случае возникновения у избирателей трудностей по работе с КОИБ, он сам подскажет, как нужно действовать, поскольку оснащен электронной системой оповещения. При подведении итогов КОИБ автоматически проверит контрольные соотношения данных, внесенных в протокол об итогах голосования.

КОИБ состоит из сканирующего устройства, накопителя избирательных бюллетеней и печатающего устройства (принтера).
Эксплуатация КОИБ на избирательном участке осуществляется силами двух операторов из числа членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Комплекс для электронного голосования (КЭГ) – комплекс средств автоматизации ГАС «Выборы», предназначенный для проведения электронного голосования, автоматизированного подсчета голосов избирателей, участников референдума, установления итогов голосования и составления протокола участковой комиссии об итогах голосования.

Комплекс для электронного голосования обеспечивает:
- проведение электронного голосования без использования бумажных бюллетеней;
- автоматизированный подсчет голосов избирателей;
- установление итогов голосования;
- составление протокола участковой комиссии об итогах голосования.
В состав одного комплекса входят:
- стационарных устройства сенсорного голосования (УСГ);
- 2 переносных УСГ для голосования на дому;
- 2 УСГ-тренажера (устанавливаются перед входом в помещение для голосования на каждом избирательном участке, оснащенном КЭГ для ознакомления избирателей с голосованием на сенсорном устройстве)
- сетевой контроллер;
- сервисный блок;
- мини-принтер;
- устройство автономного электропитания.

Техническое решение:

В составе КЭГ используется сенсорный экран, микроконтроллерная схема и специальные файлы данных (*.dat, *.bin, *.bmp). Данное решение позволяет надежно защитить КЭГ от возможных попыток несанкционированных воздействий и вирусных атак.

В соответствии с требованиями Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) произведена сертификация встроенного программного обеспечения КЭГ на отсутствие недекларированных возможностей, его код зафиксирован контрольной суммой: в программное обеспечение не может быть встроена другая функция – устройство выполняет только подсчет голосов в соответствии с основными правилами математики: если сложить 2 плюс 2, то получится только 4.

Для составления протокола об итогах голосования производится ввод дополнительных сведений на сервисном блоке. Согласно запросам на экране мышкой вводятся числовые значения строк протокола, которые не могут быть подсчитаны КЭГ автоматически – количество избирателей, включенных в список на участке, количество выданных бюллетеней, количество погашенных бюллетеней и др.).

Далее производится автоматическая проверка контрольных соотношений. При их выполнении производится распечатка протокола об итогах голосования, его проверка, далее он подписывается членами участковой избирательной комиссии и записывается автоматически на внешний носитель информации - карту памяти. Карта памяти вместе с распечатанным и подписанным избирательной комиссией протоколом доставляются в вышестоящую избирательную комиссию.

Среди позитивных сторон системы можно назвать невозможность применения технологии вбрасывания бюллетеней. А бюджетники смогут все-таки голосовать не по приказу начальства. Ведь раньше после выборов многие требовали принести сфотографированный бюллетень с галочкой в нужном месте. КЭГ позволяет в последний момент изменить свое решение.

Еще стоит отметить, что система значительно затруднит нечистым на руку комиссиям подделывать повторный протокол голосования, переписывая первый.

Однако, такая система не способна противостоять уже давно использующимся на участках способам фальсификации. Например, многократному голосованию одних и тех же избирателей (в простонародье «карусель») , многократному голосованию по открепительному удостоверению и, конечно, принуждению к голосованию.
А главное, нужно понимать, что электронный бюллетень - это программа. А, следовательно, электронное устройство можно запрограммировать таким образом, чтобы оно изначально считало голоса неправильно. В итоге получится, что как бы человек не проголосовал, программа засчитает голос в той графе, что прописана в заданных параметрах. И бороться с этим практически невозможно!

В случае повсеместного введения электронных систем для голосования, заинтересованные стороны смогут обеспечить массовые фальсификации. И это может случится уже в последующих избирательных компаниях. Пересчитать зафиксированные контрольной лентой голоса с устройства, специально запрограммированного на неверный подсчет, будет крайне сложно. Данные с нее будут пересчитываться вручную только по решению избирательной комиссии или суда.

Избирательный штаб кандидата на пост Президента РФ Павла Грудинина потребовал установить обязательный ручной пересчет голосов на отдельных случайно выбранных УИК каждой территории, на которой применялись КОИБы. «Красная Линия» публикует заявление штаба

Материалы по теме

Уважаемые избиратели! Соотечественники!

Не секрет, что выборы в России всегда проходят неспокойно, доверие к ним невысокое. Завершающаяся избирательная кампания по выборам Президента России также отмечена огромным количеством скандалов, потоками компромата, клеветы, оскорблений кандидатов в президенты, нарастающим потоком всевозможных нарушений. Поэтому при приближении дня голосования есть основания опасаться и за честность подсчёта голосов на избирательных участках.

Мы сформировали большой корпус наблюдателей и представителей КПРФ в избирательных комиссиях, активно сотрудничаем со многими общественными организациями, ведущими наблюдение на выборах. Однако есть механизмы фальсификации, которые могут быть запущены помимо воли избирательных комиссий нижнего уровня. Речь идёт об электронных устройствах для подсчёта голосов избирателей – КОИБах (комплексах обработки избирательных бюллетеней) и КЭГах (комплексах электронного голосования).

По федеральной программе на предстоящих выборах из 97 тысяч избирательных участков России более 10 тысяч будут оборудованы КОИБами и более 800 участков – КЭГами. Но это только по федеральной программе! В регионах самостоятельно закупают электронные устройства и оборудуют ими дополнительные избирательные участки. К примеру, в Москве дополнительно оборудуют электронными комплексами еще 941 избирательный участок (не считая оборудования из ЦИК). Таким образом, в столице из 3 700 избирательных комиссий более 1 500 оборудованы КОИБами. В целом, голоса избирателей будут подсчитаны электронными устройствами более чем на 10% избирательных участков страны и почти на половине избирательных участков г. Москвы.

После тестирования в 2017 году нового поколения электронных комплексов эксперты КПРФ забили тревогу. Для политических партий и кандидатов ключевая информация о работе КОИБа: исходный код программного обеспечения, полные технические характеристики и многое другое недоступны. В этой связи возможность достоверного наблюдения за процессом установления КОИБами итогов голосования отсутствует.

Именно поэтому КПРФ обратилась к Председателю ЦИК РФ Э.А.Памфиловой с требованием принять решение и установить обязательный ручной пересчет голосов на отдельных случайно выбранных УИК каждой территории, на которой применялись КОИБы. Федеральный закон 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» в п. 32 статьи 68 дает право ЦИК РФ установить контрольный ручной пересчёт голосов на 5% избирательных участков, где применялись КОИБы. Эта простая процедура сняла бы большую часть опасений участников избирательного процесса.

К сожалению, Центральная избирательная комиссия не захотела устанавливать выборочный контрольный пересчет бюллетеней, подсчитанных электроникой. По мнению ЦИК РФ, граждане и участники выборов должны на веру воспринять итоги работы 10 тысяч электронных устройств по всей России.

Мы считаем, что данным отказом в элементарных контрольных действиях общественности ЦИК РФ изначально снижает доверие к процедуре подсчета голосов.

Мы настаиваем, чтобы ЦИК РФ вернулась к обсуждению вопроса контроля за работой электронных комплексов подсчета голосов и установила обязательную пятипроцентную норму ручного пересчета итогов голосования через КОИБы.

Обращаемся к гражданам России с призывом поддержать на этих выборах народного кандидата П.Н.Грудинина!

Обращаемся ко всем, у кого есть хотя бы один день свободного времени, с призывом записаться к нам наблюдателем и противодействовать возможным попыткам фальсифицировать выборы!

За чистые и честные выборы!

ЦИК РФ – будь на страже закона, а не произвола!

Технология и оборудование для электронного подсчета голосов (электронного голосования) и регистрации (автоматизированная система поддержки и ведения заседаний).

…раздел проекта посвящен технологиям и оборудованию для электронного голосования (системам электронного подсчета голосов, регистрации, автоматизированным системам ведения заседаний) …

Что такое «система электронного голосования»?

Электронная система подсчета голосов и регистрации (далее — «система электронного голосования») представляет собой программно-аппаратный комплекс, предназначенный для проведения, контроля, подсчета, сохранения и вывода на печать или устройства отображения информации, как итогов голосования, так и процедур заседания.

Алгоритм работы комплекса и построение применяемых технологий определяется Регламентом проведения мероприятий на объекте.

Вариант технического задания «Информационно-звуковые технологии сопровождения и обеспечения мероприятий законодательных органов. Базовые функции системы электронного подсчета голосов и регистрации» на оcнове Регламента проведения мероприятий на объекте (txt-файл) .

Оборудование и программное обеспечение к нему изготавливается, дорабатывается и поставляется как в виде отдельной системы, так и интегрированной в состав конференц-системы объекта.

Состав и функциональные возможности определяются техническим заданием Заказчика и базируются на универсальных модулях и базовом программном обеспечении.

Виды голосований.

На наш взгляд эти устоявшиеся в практике голосований определения видов голосований не совсем корректны.

Так, например: имеются Альтернативное и Тайное (Закрытое) виды голосований. Но разве Альтернативное голосование само по себе не может быть Открытым, Тайным или Поименным?

Попробуем разобраться в этом и для начала выделим характерные черты этих терминов.

Открытое голосование . С этим понятием имеются наибольшие сложности. Чтобы было легче выделить отличительные черты этого вида голосования, обратимся к истории, ко временам, когда голосовали поднятием руки. В этом случае присутствующим в зале было видно, как голосуют другие участники совещания, а в протокол заносились только итоговые результаты голосования. Смеем предполагать, что именно эти признаки наличия информации об индивидуальных волеизъявлениях для присутствующих и наличие в протоколе только итоговых результатов голосования являются отличительными чертами данного вида голосования. То есть, при голосовании с мест нужно выводить на групповой монитор не только итоги голосования, но и поименные итоги голосования, не занося их в протокол. К особенностям открытого электронного голосования необходимо также отнести меньший конформизм, т.к. результаты голосования становятся доступными присутствующим после окончания процедуры голосования, а не в ее процессе.

Из приведенных отличительных признаков данных видов голосований нетрудно увидеть, что они никак не зависят от процедур голосования, а лишь определяют доступность к информации об индивидуальных волеизъявлениях депутатов.

Таким образом, все наиболее часто применяемые виды голосований можно классифицировать по следующим основным признакам:

по доступности информации о индивидуальных волеизъявлениях депутатов голосования подразделяются на Поименное, Открытое, Тайное (Закрытое) ;

по количеству выбираемых вопросов решения голосования подразделяются на Одновариантные и Многовариантные .

Альтернативное — депутат может отдать голос только за один из предъявленных вариантов голосуемого вопроса. Подсчет голосов и предъявление результатов голосования производится одновременно по всем вариантам вопроса, поставленного на голосование;

Рассмотренные признаки классификации являются независимыми, — мы имеем матрицу 3×3 возможных видов голосований и, следовательно, возможно прийти к идентичности понятий данного вопроса у Исполнителя работ и Заказчика и определить какие виды голосования необходимо реализовать при создании систем голосования.

Наше понимание приведено в таблице, где знаком "+" помечены те виды голосований, которые должны быть реализованы в системах голосования, знаком "х" помечены те виды голосований, которые реально не требуются для систем голосования.

Программное обеспечение.

Специальная программа, разработанная СКБ КП ИКИ РАН, работает в среде WINDOWS, может управлять всеми функциями аппаратно-программного комплекса..