Сотрудники органов федеральной службы безопасности. Берегись! Методы работы ФСБ по вербовке агентуры и разработке "объектов" Подписанием бумаги с согласием о сотрудничестве фсб

Сотрудники органов федеральной службы безопасности

Сотрудником органов ФСБ может быть гражданин РФ, способный по своим личным и деловым качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности. Военнослужащие органов ФСБ проходят военную службу в соответствии с законодательством РФ о прохождении военной службы с учетом установленных Федеральным законом "О Федеральной службе безопасности" особенностей, обусловленных спецификой выполняемых ими обязанностей. Органы Федеральной службы безопасности комплектуются (в том числе и на конкурсной основе) военнослужащими и гражданским персоналом. Военнослужащие органов ФСБ (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), а также лица из числа гражданского персонала, назначенные на должности военнослужащих, являются сотрудниками органов ФСБ.


Граждане РФ, принимаемые на военную службу (работу) в органы ФСБ, а также допускаемые к сведениям об органах ФСБ, проходят процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если иной порядок не предусмотрен законодательством РФ. Такая процедура включает принятие обязательства о неразглашении этих сведений. Граждане РФ, допущенные к сведениям об органах ФСБ, составляющим государственную тайну, несут за их разглашение ответственность, предусмотренную законодательством РФ.


Сотрудникам органов ФСБ разрешается хранение и ношение табельного оружия и специальных средств. Они имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, а также оружие и специальные средства в случаях и порядке, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ для сотрудников милиции.

Сотрудничество с ФСБ России

Органы Федеральной службы безопасности могут привлекать отдельных лиц с их согласия к содействию в решении возложенных на органы ФСБ обязанностей на гласной и негласной (конфиденциальной) основе, в том числе в качестве внештатных сотрудников. Полномочия внештатного сотрудника органов Федеральной службы безопасности определяются нормативными актами ФСБ РФ.


Лица, оказывающие содействие органам ФСБ имеют право:
а) заключать контракт с органами ФСБ о конфиденциальном сотрудничестве;
б) получать от сотрудников органов ФСБ разъяснения своих задач, обязанностей и прав;
в) использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность;
г) получать вознаграждение;
д) получать компенсацию за ущерб, причиненный их здоровью либо имуществу в процессе оказания содействия органам ФСБ.


Запрещается использовать конфиденциальное содействие на контрактной основе депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, несовершеннолетних, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных организаций. Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам ФСБ содействие на конфиденциальной основе, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности только с письменного согласия этих лиц и в случаях, предусмотренных федеральными законами.


Надзор за исполнением органами ФСБ законов РФ осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры. Сведения о лицах, оказывающих или оказавших органам ФСБ содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов ФСБ в предмет прокурорского надзора не входят.

Геральдический знак ФСБ

Федеральная служба безопасности имеет официальную эмблему, на которой изображены треугольный, вытянутый книзу щит с вырезанными верхними углами и с серебряной каймой по краю. Поле щита красное. В поле щита - изображение увенчанного одной большой и двумя малыми коронами золотого двуглавого орла с поднятыми вверх крыльями, держащего в правой лапе скипетр, а в левой -державу. На груди орла, на красном щите, - изображение всадника, поражающего копьем дракона. Орел окаймлен по сторонам и внизу наложенной на щит синей (васильковой) лентой. На ленте -надпись золотыми прямыми литерами: "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ". За щитом - меч, вертикально поставленный по оси симметрии острием вниз. Рукоять и крестовина меча золотые, лезвие - серебряное.



Правовое регулирование и органы госохраны

Общая характеристика ФЗ "О государственной охране"

Федеральный закон "О государственной охране" от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ определяет предназначение государственной охраны, устанавливает объекты государственной охраны, полномочия федеральных органов государственной охраны, а также контроль и надзор за их деятельностью.


Государственная охрана осуществляется на основе Конституции РФ, федеральных конституционных законов, Федерального закона "О государственной охране", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также международных договоров РФ.


Государственная охрана осуществляется на основе следующих принципов:
1. законности;
2. уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
3. централизованного руководства;
4. взаимодействия государственных органов обеспечения безопасности;
5. непрерывности;
6. сочетания гласных и негласных методов деятельности;
7. подконтрольности и поднадзорности.


Государственная охрана осуществляется на основе следующих мер:
1) предоставления объектам государственной охраны персональной охраны, специальной связи и транспортного обслуживания, а также информации об угрозе их безопасности;
2) осуществления в соответствии с федеральным законодательством оперативно-розыскной деятельности в целях реализации полномочий соответствующих государственных органов обеспечения безопасности;
3) проведения охранных мероприятий и поддержания общественного порядка в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны;
4) поддержания порядка, установленного уполномоченными на то должностными лицами, и пропускного режима на охраняемых объектах.


Государственную охрану осуществляют федеральные органы государственной охраны. Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, предоставляемых федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ и другим государственным органам.


В соответствии с Положением о Федеральной службе охраны Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от от 7 августа 2004 г. N 1013, руководство деятельностью ФСО России осуществляет Президент РФ. Правительство РФ координирует деятельность ФСО России в части, касающейся взаимодействия ФСО России с федеральными органами исполнительной власти. ФСО России возглавляет директор ФСО России, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ. ФСО России входит в состав сил обеспечения безопасности РФ, в ней предусмотрена военная служба и федеральная государственная гражданская служба.


В ФСО России образуется коллегия ее состав утверждается директором (председателем коллегии). Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы, отнесенные к установленной сфере деятельности ФСО России. Решения коллегии принимаются большинством голосов ее членов. На основании решений коллегии издаются приказы ФСО России. В случае разногласий между председателем коллегии и ее членами окончательное решение принимает директор.


В состав федеральных органов государственной охраны входят:
1. ФСО России, имеющая в своем составе службы, управления и другие подразделения, в том числе дислоцированные в субъектах РФ, которые непосредственно реализуют деятельность федеральных органов государственной охраны, а также подразделения, исполняющие управленческие функции;
2. управления специальной связи и информации ФСО России в федеральных округах, центры специальной связи и информации ФСО России (территориальные органы);
3. подразделения связи специального назначения ФСО России;
4. образовательные, научно-исследовательские и иные организации, подведомственные ФСО России, которые обеспечивают деятельность федеральных органов государственной охраны.


Федеральный закон "О государственной охране" устанавливает, что в обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы ФСБ, органы внутренних дел РФ и внутренние войска МВД РФ, органы внешней разведки РФ, Вооруженные Силы РФ и иные государственные органы обеспечения безопасности.

ФСБ определилась, как уведомлять Пенсионный фонд РФ о людях, которые негласно сотрудничали со спецслужбами. Приказ об этом подписал глава ФСБ Александр Бортников. После передачи таких сведений в Пенсионный фонд срок сотрудничества гражданина пойдёт в трудовой стаж. Таким образом, негласные сотрудники ФСБ смогут рассчитывать на получение пенсии.

Летом 2015 года в России вступили в силу поправки в основной закон силовиков - «Об оперативно-разыскной деятельности». В статье 18, которая говорит о социальной и правовой защите людей, сотрудничающих с правоохранительными органами на постоянной основе, появился пункт о том, что они теперь имеют право на пенсию. Поправки в законе были, но ФСБ и другие силовики должны были разработать механизм уведомления Пенсионного фонда о своих негласных сотрудниках и информаторах.

По данным Лайфа, несколько дней назад глава ФСБ Александр Бортников подписал приказ о порядке передачи сведений о таких людях. Приказ только что утверждён и в Минюсте.

Итак, если негласный сотрудник хочет, чтобы время сотрудничества со спецслужбами пошло ему в стаж, он должен написать заявление в подразделение ФСБ, с которым он работал. Далее структуры ФСБ должны тщательно проверить и подтвердить личность секретного сотрудника, после чего уже оформить справку о периоде сотрудничества с ним. Эти документы передаются в Пенсионный фонд с полным соблюдением секретности. ФСБ опубликовала образец справки на получение пенсии за негласное сотрудничество.

Да, наконец, после долгих дебатов в правительстве, МВД, ФСБ и другим службам, имеющим право заниматься оперативно-разыскной деятельностью, удалось добиться права секретных сотрудников получать пенсионное обеспечение - как обычные пенсионеры после достижения ими 60-летнего возраста, - рассказывает Лайфу источник в одной из российских спецслужб.

По словам источника Лайфа, последние годы с внештатными сотрудниками заключается договор на сотрудничество, в нём была прописана сумма ежемесячного денежного довольствия «информатора», с которой ФСБ РФ отчисляет взносы в ПФР.

Как говорится в приказе главы ФСБ Александра Бортникова, сотрудники ФСБ будут направлять справку о сотрудничестве социальной службе по запросу от гражданина.

Когда секретному сотруднику исполняется 60 лет, он получает в ФСБ справку, в которой подтверждается, в какой период он работал в спецслужбе как на основном месте занятости и получал ежемесячную заработную плату, - рассказывает собеседник Лайфа из спецслужбы. - С такой справкой он отправляется в Пенсионный фонд, в отдел секретного делопроизводства, где данный документ проверяют, запрашивают подтверждающую информацию из правоохранительной структуры, где была оформлена справка.

Сколько таких людей сотрудничает с ФСБ и другими правоохранительными органами в России, является строго охраняемой гостайной. Но именно с помощью этих людей спецслужбы получают первичную информацию из организаций, компаний, криминальных, коррупционных, экстремистских группировок.

Агенты - это святая святых сыска. Полученная от осведомителя информация очень ценная, поэтому люди, отдавшие годы жизни секретной работе ради борьбы с преступностью, должны иметь и достойную пенсию, - говорит Лайфу один из офицеров МВД. - Это будет хорошим стимулом и для других людей. Без информаторов и добровольных помощников нам не обойтись. Они были в царской охранке, в советской милиции, останутся они и в полиции. Но всегда осведомители получали за свою работу деньги, а вот пенсии - нет. Когда их отправляли в отставку, то чаще всего они просто получали мизерную пенсию в 5-7 тысяч рублей по старости, а не трудовую пенсию.

ФСБ определила порядок уведомления ПФР, теперь это должны сделать МВД и другие правоохранительные органы, - поясняет собеседник Лайфа из МВД.

Практика выплаты пенсии внештатным агентам у зарубежных спецслужб разная. Например, в книге под названием «Нищета в Соединённом Королевстве» (Poverty in the United Kingdom) автор Питер Таунсенд (Peter Townsend) упоминает, что английским осведомителям, которых он называет словом informants, могут выплачивать пенсию. Однако, в каком размере, неясно.

В этом контексте важно понимать, как в разных странах воспринимают таких агентов. В отличие от России, где к ним относятся с негативом, в Европе восприятие информаторов совершенно другое.

Например, в Германии совершенно не зазорно звонить в полицию даже при намёке на готовящееся нарушение общественного порядка, и там у полицейских много общественных помощников, которым они ничего не платят.

Особый подход к добровольным агентам в Израиле. Там решают вопрос об оплате агента в индивидуальном порядке - в зависимости от его вклада в работу спецслужбы и от важности добытых им сведений.

Существует определённая система поощрения этих людей по окончании службы в зависимости от того, в каких обстоятельствах они окажутся. Это может быть единовременная выплата, может быть постоянная помощь. Наконец, это может быть помощь в трудоустройстве или в возможности поселиться в том или ином месте, - рассказал Лайфу бывший глава израильской спецслужбы Натив Яков Кедми. - Есть также крайние меры - попытаться устроить человека в другую страну. Например, перед Шестидневной войной иракский лётчик переправил в Израиль самолёт МиГ-21. Мы позаботились о том, чтобы вывезти его семью из Ирака, и предоставили ему возможность устроиться в Латинской Америке под другим именем вместе с семьёй.

Напомним, что в 2011 году МВД попросило у правительства выделить им для оплаты услуг осведомителей на 2012-2014 годы 280 миллионов рублей. Ведомство поясняло, что стимулирование добровольных помощников деньгами поможет в борьбе с преступностью.

Как уже отмечалось, органы ФСБ могут привлекать отдель-ных лиц с их согласия к содействию в решении возложенных на органы обязанностей на гласной и негласной (конфиденциаль-ной) основе, в том числе в качестве внештатных сотрудников. Их полномочия определяются нормативными актами ФСБ Рос-сии.

Лица, оказывающие содействие органам безопасности, име-ют право: заключать контракт с органами ФСБ о конфиденциаль-ном сотрудничестве; получать от сотрудников ФСБ разъяснения своих задач, обязанностей и прав; использовать в целях конспира-ции документы, зашифровывающие личность; получать вознаг-раждение, компенсацию за ущерб, причиненный их здоровью либо имуществу в процессе содействия органам ФСБ.

Указанные лица обязаны: соблюдать условия заключенного с органами безопасности контракта или договоренности о сотруд-ничестве; выполнять поручения органов безопасности, направлен-ные на осуществление возложенных на них обязанностей; не допускать умышленного предоставления необъективной, непол-ной, ложной или клеветнической информации; не разглашать сведения, составляющие государственную тайну, и иные сведе-ния, ставшие им известными в процессе оказания содействия органам ФСБ.

Запрещается использовать конфиденциальное содействие на контактной основе депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, не-совершеннолетних, священнослужителей и полномочных офи-циально зарегистрированных религиозных организаций.

Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам ФСБ содействие на конфиденциальной основе, составляют госу-дарственную тайну и могут быть преданы гласности только с письменного согласия этих лиц и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Контроль и надзор за деятельностью органов федеральной службы безопасности. Контроль за деятельностью органов ФСБ осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и судебные органы в пределах полномочий, опреде-ляемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Депу-таты (члены) Совета Федерации и депутаты Государственной Думы в связи с осуществлением ими депутатской деятельности вправе получать сведения о деятельности органов ФСБ в поряд-ке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Надзор за исполнением органами ФСБ законов Российской Федерации осуществляет Генеральный прокурор Российской Фе-дерации и уполномоченные им прокуроры.

Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам ФСБ содействие на конфиденциальной основе, а также об орга-низации, тактике, методах и средствах осуществления деятель-ности органов ФСБ в предмет прокурорского надзора не входят.

Кроме органов ФСБ функции по обеспечению безопасности и охране государственной тайны осуществляют и иные органы. Так, функции охраны Президента Российской Федерации и чле-нов его семьи осуществляет Служба Безопасности Президента Российской Федерации.

Указанная Служба безопасности в своей деятельности руко-водствуется Конституцией Российской Федерации, федеральны-ми законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Положением о Службе безопасности Президента Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 22 апреля 1996 г.

Основными задачами службы безопасности Президента яв-ляются:

Обеспечение безопасности Президента Российской Федера-ции в местах постоянного или временного пребывания, в том числе на трассах проезда;

Прогнозирование и своевременное выявление угроз безопас-ности Президента России, осуществление мер по их предуп-реждению и нейтрализации;

Осуществление государственной охраны членов семьи Прези-дента Российской Федерации и др.

Общее руководство Службой безопасности осуществляет не-посредственно Президент. Службу возглавляет Директор, на-значаемый Президентом.

Функции по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной охране (объекты государственной охраны), осу-ществляет Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России) -- федеральный орган государственной охраны. ФСО России входит в структуру федеральных органов исполни-тельной власти. Руководство ФСО России осуществляют Президент России, а также Правительство России. В ФСО России предусматривается военная служба.

ФСО России в своей деятельности руководствуется Консти-туцией Российской Федерации, Федеральным законом от 24 апреля 1996 г. «О государственной охране», иными федеральными законами, указами и распоряжениями Президен-та Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными дого-ворами Российской Федерации, Положением о Федеральной службе охраны Российской Федерации.

Согласно Положению основными задачами ФСО России яв-ляются:

Прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным ин-тересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы; обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда;

Выявление, предупреждение и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны;

Защита зданий, строений и сооружений, в которых размеще-ны федеральные органы государственной власти, прилегаю-щих к указанным зданиям и сооружениям территорий и акваторий в целях обеспечения безопасности объектов госу-дарственной охраны, а также зданий, строений, сооружений, прилегающих к ним территорий и акваторий, находящихся в оперативном управлении ФСО России;

Обеспечение в пределах своих полномочий организации и функционирования президентской связи;

Участие в пределах своих полномочий в борьбе с террориз-мом и др.

ФСО России возглавляет руководитель в ранге Председателя государственного комитета Российской Федерации, который подчиняется Президенту Российской Федерации. Руководитель

Службы назначается на должность и освобождается от должно-сти Президентом Российской Федерации. Первый заместитель и заместители руководителя ФСО России, командир Президент-ского полка назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представле-нию руководителя ФСО России.

В состав ФСО России входит Служба безопасности Президен-та Российской Федерации.

Вопросами обеспечения правительственной связи и инфор-мации, а также сохранения их тайны ведает Федеральное агент-ство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, которое подчиняется непосредственно Президенту России.

К органам обеспечения безопасности относится также Меж-ведомственная комиссия по защите государственной тайны., основной функцией которой является координация деятельно-сти федеральных органов государственной власти и органов го-сударственной власти субъектов Российской Федерации по защите государственной тайны в интересах разработки и выпол-нения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию федерального законо-дательства о государственной тайне.

Правовую основу деятельности Межведомственной комиссии составляют Конституция Российской Федерации, Законы Россий-ской Федерации «О безопасности», «О государственной тайне», Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», указы и распоряжения Президента Российской Фе-дерации, постановления и распоряжения Правительства Россий-ской Федерации, регулирующие отношения в области защиты государственной тайны. Специальным правовым актом, определя-ющим статус межведомственной комиссии по защите государст-венной тайны, является Положение о ней, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 20 января 1996 г.

Органы государственной власти в соответствии с Законом от 21 июня 1993 г. «О государственной тайне» в пределах своей компетенции обеспечивают защиту сведений, составляющих го-сударственную тайну. Перечень этих сведений утвержден Ука-зом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г.

Специальная служба, которая осуществляет в пределах полномочий задач по обеспечению безопасности РФ.

Эта служба наделена правом проведения предварительных следствий, дознаний, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Предусматривается федеральная государственная служба для гражданского населения и военная служба.

Руководит данным органом непосредственно президент РФ.

Структура ФСБ

В своей структуре ФСБ имеет департаменты, управления, службы, различные подразделения, которые осуществляют деятельность органов СБ, а еще подразделения, которые наделены управленческими функциями. Также в структуру входят органы которыми являются отделы (или управления) Федеральной СБ по различным субъектам России. Кроме них, еще в структуру входят те органы безопасности, которые осуществляют контроль за войсками. Это отделы, которые располагаются в вооруженных силах, воинских формированиях, различных войсках и органах, которые ими управляют. В структуру входят и пограничные органы. Это отделы, отряды или управления Федеральной службы безопасности РФ по несению

Сотрудники ФСБ

Прежде чем пытаться попасть на работу, нужно понять, чем занимается внештатный сотрудник ФСБ. Среди сотрудников службы есть деление на несколько групп: штатные и внештатные.

Штатные сотрудники официально числятся в рядах ФСБ, имеют удостоверения, подтверждающие их принадлежность к данному органу власти. Круг их полномочий жестко регулируется служебными положениями и законодательством. За превышение полномочий данные сотрудники несут уголовную или административную ответственность, в зависимости от состава преступления и силы проступка.

Внештатные сотрудники не оформляются официально. Их сотрудничество нигде не фиксируется и происходит на добровольной основе.

Устраиваясь на работу внештатным сотрудником, можно попасть в любое из подразделений службы безопасности страны - в пограничные отряды или воинские формирования.

Кто такой внештатный сотрудник

Внештатный сотрудник ФСБ имеет статус, отличающийся от штатного работника.

Отдельных лиц, с их согласия, органы ФСБ могут приглашать к сотрудничеству для решения обязанностей, которые возложены на саму ФСБ. Привлечение может происходить на внештатной основе. Это означает, что человек, который пришел работать, нигде не числится в официальных документах органов. Он на добровольной основе. В большинстве случаев данный сотрудник не получает вознаграждения и не является кадровым служащим.

Полномочия

Внештатный сотрудник ФСБ наделен полномочиями, которые определяются нормативными документами федерального органа в области безопасности. Деятельность внештатного сотрудника контролируется лицом, уполномоченным к этому вышестоящим руководством. Действия этого сотрудника регламентируются Законодательством Российской Федерации.

Внештатный сотрудник не является лицом, несущим официальную службу в органах. Несмотря на это, его действия также жестко контролируются и регламентируются. Такому работнику не выдается Его сотрудничество носит исключительно информативный характер. Применение незаконных методов получения информации, манипулирование данными и предоставление заведомо ложных фактов повлекут за собой ответственность, определять степень которой будет суд.

Принимая участие в различных операциях по противодействию терроризму или обороту наркотических средств, внештатный сотрудник должен самостоятельно оценивать опасность или безопасность ситуации для него. Применять оружие или насильственные меры он не имеет права. В случае невыполнения договоренностей или превышения полномочий, служба может отказаться от услуг внештатного сотрудника. Для расторжения сотрудничества не нужно писать заявление на увольнение, отрабатывать 14 дней и прочее. Моменты, предусмотренные законодательством, распространяются только на тех лиц, которые оформлены официально. Остальные условия регулируются соглашением между внештатным сотрудником и СБ.

Права

Внештатный сотрудник ФСБ права и обязанности имеет почти такие же, как и сотрудники, находящиеся в штате.

Лицо, оказывающее содействие органам ФСБ, имеет право:

  • заключить конфиденциальный контракт с органами ФСБ;
  • получать от работников службы пояснения к своим задачам, правам и обязанностям;
  • для сохранения конфиденциальности личности использовать документы, зашифрованные в целях конспирации;
  • получать за работу вознаграждение;
  • за ущерб, нанесенный имуществу или здоровью во время сотрудничества, получать компенсацию.

Обязанности

Работа внештатным сотрудником ФСБ предполагает выполнение обязанностей:

  • соблюдать оговоренные в контракте или договоре о взаимодействии условия;
  • выполнять необходимые поручения от органов ФСБ;
  • не предоставлять умышленно неправдивую, необъективную, клеветническую информацию;
  • не или любые сведения, имеющие отношение к заданию.

Кроме того, существует ряд запретов, которые нельзя нарушать ни под каким предлогом:

  • привлекать на основе контракта депутатов, прокуроров, судей, несовершеннолетних, адвокатов, священнослужителей или лиц, официально зарегистрированных в религиозных организациях.

Сведения о сотрудниках, работающих вне штата, могут быть преданы гласности только после получения письменного разрешения этих лиц и только в тех случаях, которые предусмотрены федеральными законами.

Контроль

Исполнение законов органами Федеральной службы безопасности отслеживает Генеральный прокурор Российской Федерации, а также прокуроры, которые им уполномочены для осуществления данных мероприятий. Информация о лицах, которые оказали или еще продолжают оказывать помощь на основе конфиденциальности, а также информация о методах, средствах, тактиках и методиках деятельности под надзор прокурора не попадают.

Что делают внештатные сотрудники

Кто же такой - внештатный сотрудник ФСБ? Что это такое - оказание содействия?

По сути, внештатники - это те люди, которые практически всегда оказывают помощь органам. Они принимают участие во всевозможных рейдах или облавах по торговым точкам, оказывают помощь в выявлении административных правонарушений, получают для органов полезную и необходимую информацию.

Часто они осуществляют помощь на больших мероприятиях, где бывает много людей. К примеру, на матчах по футболу. Чаще всего они не получают за свою работу денег, но при этом могут получить грамоту, благодарность.

В чем суть работы

Внештатный сотрудник ФСБ, по сути, всячески содействует официальному органу власти. Выполняя различные поручения, человек помогает осуществлять надзор за безопасностью страны.

Как стать таким сотрудником

Для того чтобы пополнить ряды госслужащих, необходимо разобраться, как стать внештатным сотрудником ФСБ России.

В первую очередь, наиболее исчерпывающую информацию может предоставить территориальный орган ФСБ РФ в городе. Для получения ответа по интересующим вопросам необходимо прийти в отделение ФСБ в городе и попроситься на прием.

В одном из кабинетов можно задать вопрос, как стать внештатным сотрудником ФСБ. Так, желающего проведут в необходимый отдел.

Попав в необходимый кабинет, необходимо быть готовым к тому, что будут задавать много различных вопросов. Вопросы могут быть из области личной жизни, карьеры, работы, увлечений, планов, поездок за границу. Готовность к таким провокационным и глубоким вопросам избавит от лишнего стресса.

При встрече с сотрудником, ответственным за принятие решений или уполномоченным к этому, необходимо быть готовым предложить что-то органам ФСБ. Необходимо четко понимать, зачем сотрудничество нужно самой структуре. Человеку, просто влюбленному в романтику службы в специальных органах, будет непросто понимать разницу между тем, что показано в фильмах, и тем, с чем на самом деле сталкиваются работники спецслужб. Только тот человек, который четко осознает всю ответственность службы в ФСБ, пусть и внештатной, сможет получить разрешение на сотрудничество.

Часто в городских подразделениях специальных служб могут быть анкеты, заполнив которые, рядовой гражданин может ожидать звонка с приглашением провести беседу. Такие анкеты содержат большое количество вопросов различной тематики, в том числе личной информации. Полная картина, составленная сотрудником на основании анализа анкеты и общения с кандидатом, поможет сложить правильное впечатление о человеке.

Мало кто знает, что этот человек - внештатный сотрудник ФСБ. Как им стать - информации мало. А с учетом того, что деятельность относится к безопасности государства, то рассказывать об этом категорически запрещено.

Условия сотрудничества

Чаще всего, для того чтобы работать как внештатный сотрудник ФСБ, необходимо подходить под требования:

  • не иметь судимостей;
  • быть здоровым физически и психологически;
  • пройти проверку у медицинских специалистов.

О работе - от сотрудников

В сети можно найти ограниченный объем информации о том, как на самом деле проводится работа в такой должности. Внештатный сотрудник ФСБ отзывы о своей деятельности не оставляет по нескольким соображениям:

  1. Служба связана с опасными элементами, группировками и подлежит секретности.
  2. Разглашение информации, касающейся работы спецслужб, карается законодательством.
  3. В случае сотрудничества с ФСБ по вопросам, связанным с оборотом наркотиков или противодействием терроризму, разглашение информации о своей личности может быть опасно для самого сотрудника или членов его семьи.

Как себя обезопасить

Многие граждане, задумавшись о сотрудничестве с органами, задаются вопросом о том, как защитить себя в случае непредвиденных ситуаций.

Есть информация, что внештатный сотрудник ФСБ, расписка которому предоставляется от самой службы, может на основании этой записки обратиться в суд и обжаловать какие-либо действия/бездействие. Однако судить о юридической силе и реальности такой записки сложно. Чаще всего сотрудничество ведется на договорной основе, а расписки не выдаются. Однако если расписка была дана, то необходимо проследить, чтобы моменты, перечисленные в ней, были указаны четко и без двоякого смысла.

Кого берут на работу чаще всего

Представители официальных органов сообщают в интервью, что чаще всего на работу берут действительно патриотичных людей. Тех, у кого фанатично горят глаза, избегают, чтобы не провоцировать организации, за которыми устанавливается наблюдение. Кроме того, фанатики сложно контролируемы. Хоть такие сотрудники и не состоят на учете в штате, ответственность за их действия может быть возложена на структуру службы безопасности.

В связи с тем что финансирование для таких работников ограничено, материальное поощрение за сотрудничество применяется крайне редко. Это могут быть ценные подарки или благодарственные грамоты, но бывает такое редко. В связи с этим те, кто рассматривает такую работу как возможность получения дополнительного заработка, будут разочарованы. Сотрудничество осуществляется на бесплатной основе.

Именно из-за отсутствия дополнительных финансов и берут на работу настоящих патриотов. Человек, который хочет защищать свою страну и свое государство на добровольной основе, будет полезен значительно больше, чем желающий на безопасности своей страны заработать.

Ограничения

Обычно для данной позиции особых требований нет. Могут стать препятствием яркие татуировки или модификации тела, неординарный цвет волос. Факторы, которые привлекают к себе дополнительные взгляды, могут негативно отразиться на безопасности внештатника.

Где работать

Расскажут о том, где требуется внештатный сотрудник ФСБ, вакансии. Москва и область объявления о наборе таких сотрудников размещают чаще всего. Найти такую информацию можно на сайтах официальных подразделений или непосредственно на доске обращений в городском подразделении ФСБ.

В Москве есть возможность обратиться сразу на Лубянку, по адресу: дом 2. Посетив комплекс зданий, входящих в подотчетные, можно получить полный перечень информации о кадрах, которые требуются в конкретный момент, а также оставить заявку, заполнив для этого анкету или опросный листок и оставив свои контактные данные.

В зависимости от того, где будут требоваться люди, можно получить распределение или предложение сотрудничества в одной из структур, которые входят в службу. Чаще всего набор внештатных сотрудников открывает пограничная служба и органы безопасности в войсках. Для этих двух подразделений помощь никогда не бывает лишней. Как в борьбе с незаконными проникновениями на территорию страны, а также при ввозе или вывозе товаров, продуктов, прочих предметов, так и в рядах армии необходимы люди, которые смогут проявить дополнительную бдительность.

Я родилась и выросла в Советском Союзе. С первых дней моей жизни мне внушали, что борьба с преступностью – это святая обязанность каждого гражданина страны. А сотрудники КГБ – это рыцари без страха и упрёка, которые, не жалея своей жизни, борются с врагами моей страны. И помогать им – обязанность каждого гражданина.
Время летит быстро. Уже нет той страны, в которой я родилась и выросла, из КГБ сделали ФСБ, но заложенное с детства осталось во мне навсегда. Поэтому когда 5 марта 2011г. ко мне обратился сотрудник федеральной службы безопасности России по Курской области М. Д. с просьбой оказать содействие в раскрытии преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических веществ, я дала согласие. После этого мы встретились в Управлении федеральной службы безопасности России по Курской области по адресу: г. Курск ул. Добролюбова, 5. В ходе беседы мы обсуждали вопрос о том, каким образом изобличить сотрудника УФСКН по Курской области М.Д.Н. в совершении преступлений, связанных с распространением наркотических веществ. Это действительно страшный человек. Дело в том, что я и мой муж хорошо знакомы с методами работы этого оборотня в погонах. Всё началось с того, что однажды, в конце октября 2008 г., мне позвонил незнакомый мне мужчина и попросил встретиться с ним и поговорить. Я не хотела этого делать, но он пришёл ко мне домой, когда мужа не было. Вы знаете, что ваш муж наркоман? – спросил он. Я оторопела. О чём он говорит? Какой наркоман? Но то, что он рассказал дальше, повергло меня в ужас. Оказалось, что мой муж уже продолжительное время употребляет наркотики. И якобы он вместе с каким-то Толиком организовал притон. И если я не буду платить ему ежемесячно по 3 000 рублей, он моего мужа посадит за организацию притона для наркоманов. Я спросила: «А вы кто?» Он представился: «Сотрудник УФСКН по Курской области М.Д.Н.». Я ему не поверила. Вечером у меня состоялся разговор с мужем. И тут выяснилось, что он действительно стал употреблять наркотики. Но никакого притона он не организовывал. Просто у этого Толика собираются все наркоманы и там употребляют наркотики, вот и всё. Время шло, муж всё больше и больше садился на иглу. В доме не стало денег. А на наркотики постоянно были нужны деньги. И вот однажды в доме я увидела наркотики. – Где взял деньги? – спросила я. – Где украл? Скандал продолжался и тут муж признался. Его признание было как гром среди ясного дня. Деньги на наркотики давал М.Д.Н. Он, оказывается, давно работает на него. За его деньги распространяет наркотики. За это часть наркотиков тот позволяет оставлять себе. Потянулись страшные дни. С утра и до вечера звонки наркоманов. Их сборище в нашем доме, постоянно муж в наркотическом опьянении, и я как секретарь: пойди, отдай тому, принеси от того, позвони тому. Вырученные от сбыта наркотических веществ деньги мы отдавали М.Д.Н. через сотрудника уголовного розыска Льговского РОВД З.Ю. Часть денег у нас непосредственно получал М.Д.Н. Сумма отдаваемых денег колебалась от 7 000 до 30 000 руб. Муж всё больше и больше употреблял наркотиков. Я с этим решила бороться. Я уговорила мужа лечь в больницу. Три недели мне удалось продержать его в больнице. Потом имплантация ампулы, кодировка и, наконец, муж дома. Я думала, что весь этот кошмар кончился. Но я ошиблась. Буквально через несколько дней в доме появился М.Д.Н.
– Где деньги? – сразу начал он с порога.
– Какие деньги? – спросила я.
– За наркотики! – ответил он.
– Не знаю никаких денег, – сказала я.
– Ах, не знаешь, ну узнаешь, когда на нарах посидишь, – прозвучала его угроза.
Я сказала ему, что муж больше не употребляет наркотики и чтобы его больше не было в моём доме. Через несколько дней М.Д.Н. возбудил против меня и моего мужа уголовное дело. Я и мой муж были осуждены по 228.1 статье УК РФ за наркотики. Я условно, а муж получил реальный срок. Поэтому, когда ко мне обратился сотрудник федеральной службы безопасности России по Курской области М.Д. с просьбой помочь им в раскрытии истинной деятельности сотрудника УФСКН по Курской области М.Д.Н., я согласилась.
Началось моё сотрудничество с ФСБ. Я приобретала в Москве мак и реализовала его под контролем ФСБ во Льгове. По просьбе сотрудников ФСБ я вступила в контакт с сыном прокурора льговской межрайонной прокуратуры К.А., на деньги которого я приобретала мак в Москве для сбыта во Льгове. По их заданию проведена оперативная видеосъёмка в Орле разговора с К.А. Активное участие в моей деятельности принимал оперуполномоченный по борьбе с наркотическим веществами ОД ЛОВД на ст. Курск Н.В., с которым я координировала свои действия. Вместе с сотрудниками ФСБ мы обсуждали планы работы по раскрытию сети сбыта наркотических веществ во Льгове. Выяснилось, что всю деятельность наркосбытчиков во Льгове контролирует сотрудник УФСКН по Курской области М.Д.Н. и милиция Льгова. Вскоре я была задержана с маком на ст. Курск. В отношении меня возбудили уголовное дело по ст. 228, о чём я сообщила сотрудникам ФСБ. Они попросили меня не раскрывать факт моего сотрудничества с ФСБ, обещая мне, что я не буду привлечена к уголовной ответственности за эти дела. После этого наши контакты с ФСБ прекратились.
21 апреля 2011г. ОД ЛОВД на ст. Курск в отношении меня было окончено следствие по факту моего участия в реализации наркотических веществ, и мне был предъявлен обвинительный акт.
25 апреля 2011г. он был направлен в Кировский районный суд г. Курска. Сейчас идёт суд. Все мои попытки вызвать в суд для дачи показаний сотрудников ФСБ оканчиваются неудачей. В суд они не приходят. Теперь меня осудят. И мой сын останется без матери. Поэтому всем я хочу сказать: если вам ФСБ предложит сотрудничать с ними, лучше откажитесь. Иначе, как я, вы окажетесь на скамье подсудимых.
Татаренкова Т.Е.