Налоговые проверки, их виды. Цели и методы налоговых проверок

Проверка - единичное контрольное действие или исследо­вание состояния на определенном участке деятельности прове­ряемого субъекта. Как правило, проверке подвергаются отдель­ные вопросы финансово-хозяйственной деятельности организа­ций и физических лиц.

Налоговой проверкой признается проверка, предметом ко­торой является изучение бухгалтерских отчетов и балансов, на­логовых деклараций (расчетов), а также других необходимых документов и сведений, связанных с налогообложением, под­тверждающих правильность исчисления и своевременность уп­латы плательщиком (иным обязанным лицом) налогов, а также исполнения плательщиком иных тре­бований налогового законодательства.

Налоговые проверки делят на:

I по назначению

Плановые

Внеплановые

II по видам на

Камераль­ные

И выездные.

Камеральные налоговые проверки проводятся по месту на­хождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и других документов, представленных плательщи­ком и связанных с налогообложени­ем, а также документов о деятельности плательщика, имеющихся у налогового органа.

Входе проверки устанавливается:

Правильность исчисления плательщиком налогов;

Обоснованность применения льгот;

Своевремен­ность перечисления удержанных налогов в бюджет.

Налого­вый орган вправе истребовать у плательщика дополнительные сведения, получить объяснения и доку­менты, подтверждающие правильность исчисления и своевре­менность уплаты налогов.

Камеральная налоговая проверка проводится без выдачи предписания на ее проведение.

Вслучае установления фактов нарушений налогового зако­нодательства результаты камеральной проверки оформляются актом проверки. Порядок вручения актов камеральных прове­рок, их регистрации и учета, вынесения по ним решений и их обжалования устанавливается применительно к требованиям, предъявляемым к проведению выездных налоговых проверок.

При взыскании с плательщика (иного обязанного лица) пе­ни за несвоевременное исполнение налогового обязательства не требуется оформления акта камеральной проверки.

Выездные налоговые проверки связаны с проверкой финансово-хозяйственной деятельности организаций и физических лиц.

Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения плательщика либо в помещении инспекции МНС путем:

Изучения полноты и правильности отра­жения в бухгалтерском учете плательщиком операций, оказывающих прямое или косвенное влия­ние на суммы налогов;

Последующего сравнения фактичес­ких размеров сумм налогов, определенных в ходе проверки, с отраженными плательщиком в нало­говых декларациях (расчетах).

Выездные налоговые проверки могут быть

Комплексными,

Тематическими,

Встречными

Рейдовыми.

При проведении комплексной выездной налоговой провер­ки подлежат изучению вопросы уплаты всех налогов , за период:

С даты государственной регистрации плательщика;

С даты, установленной законодательством для представле­ния налоговых деклараций (расчетов) по налогам, следующей за периодом, охваченным предыдущей проверкой, и до даты, уста­новленной законодательством для сдачи налоговых деклараций (расчетов) перед датой начала текущей выездной проверки.

В ходе проведения тематической выездной налоговой про­верки изучаются вопросы уплаты отдельных налогов .

Встречная выездная налоговая проверка проводится в це­лях установления фактического отражения в бухгалтерском учете проверяемого плательщика хо­зяйственных операций, осуществлявшихся с другими платель­щиками, в отношении которых проводятся плановые либо внеплановые налоговые проверки.

Проведение встречных выездных налоговых проверок осу­ществляется путем сопоставления разных экземпляров одного и того же документа по содержанию, а также имеющихся у про­веряемого плательщика (иного обязанного лица) записей, доку­ментов и фактических данных с соответствующими записями, документами и фактическими данными, находящимися у дру­гих плательщиков, от которых получены или которым выданы денежные средства, материальные ценности и документы.

Рейдовая проверка является одним из методов осуществле­ния контроля налоговых органов за плательщиками в части хозяйственной деятельности.

Целями рейдовой проверки являются:

Контроль над соблю­дением налогового законодательства, а также требований к ве­дению бухгалтерского учета и оформлению отдельных финан­сово-хозяйственных операций;

Установление фактов незарегист­рированной предпринимательской деятельности либо деятель­ности, на занятие которой требуется специальное разрешение (лицензия);

Сбор оперативной информации;

Проверка заявле­ний и жалоб организаций и физических лиц.

Виды налоговых проверок бывают различные. Какие именно, мы расскажем в данной статье. От того, в рамках какого вида налоговой проверки осуществляются контрольные мероприятия, зависит их длительность и правила проведения.

Понятие налоговой проверки

Контроль ФНС по правильному и своевременному начислению и уплате налогов называется налоговой проверкой. При этом ФНС берет за основу декларации по налогам, предоставленные плательщиками в течение определенного периода (за который проводится проверка). Проверка основывается на Налоговом кодексе и законодательстве РФ.

Налоговая проверка является одним из способов налогового контроля (ст. 82 НК РФ) наряду:

  • с получением пояснений;
  • проверкой данных учета и отчетности;
  • осмотром используемых для извлечения прибыли помещений и территорий;
  • другими контрольными процедурами, предусмотренными НК РФ.

Помогает ли налоговый мониториинг избежать налоговых проверок, узнайте из публикаций:

  • «Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды» ;
  • «Возможен ли налоговый мониторинг не по всем, а только по отдельным налогам?» .

Существует несколько видов налоговых проверок.

Выездная проверка

При осуществлении данного вида проверки ФНС контролирует, как плательщик выполняет обязательства, отраженные в договорах, а также наличие и соблюдение протоколов, приказов и других внутренних документов. Подвергаются проверке кассовая дисциплина, начисление НДФЛ с зарплаты, учет доходов, расходов и экономическая обоснованность хозяйственных операций, то есть практически вся деятельность плательщика за определенный период.

Основные отличительные признаки выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ):

  • место проведения - территория налогоплательщика или налоговый орган (если проверяемое лицо не может предоставить проверяющим помещение);
  • срок проверки - не более 2 мес. (но может продлеваться до 4 мес., а в исключительных случаях - до 6 мес.);
  • период проверки - не более 3 лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (если иное не предусмотрено НК РФ).

Выездные проверки могут включать в себя несколько подвидов:

Подвиды выездных налоговых проверок

Назначение

Комплексная

Производится в области хозяйственной и финансовой деятельности организации за определенный период времени

Тематическая

Нацелена на контроль правильности начисления и уплаты конкретного налога — на прибыль, НДС и др.

Она осуществляется, если налоговиками обнаружены нарушения в части начисления и уплаты налогов

Анализ конкретных взаиморасчетов между покупателями и продавцами, проверка импортных и экспортных операций, правомерности применения льгот.

Этот вид проверки оформляется в виде отдельного приложения

Контрольная

Проводится только в том случае, когда первоначальная проверка была проведена некачественно.

Она может осуществляться только вышестоящей ФНС.

Если при такой проверке выявят нарушения, на налогоплательщика будут наложены санкции. А ФНС, первоначально проверяющая организацию, может быть привлечена к ответственности

О том, какие документы при проверке могут быть затребованы ФНС, читайте в статье «Какие документы вправе истребовать налоговики при выездной проверке?» .

Камеральная проверка

Камеральная проверка осуществляется в отношении правильности начисления и уплаты того или иного налога и отражения этих данных в поданной налогоплательщиком декларации.

Основные отличительные признаки камеральной налоговой проверки:

  • место проведения - в стенах ФНС с предоставлением плательщиком копий запрашиваемых инспекторами документов;
  • длительность проверки - не более 3 месяцев;
  • период проверки - отчетный (налоговый) период по конкретному налогу (по представленным налогоплательщиками налоговым декларациям).

Проводится она инспекторами без специальных согласований с руководителем ФНС. Данный вид налоговой проверки начинается сразу после сдачи декларации по налогу. Основной ее задачей является выявление нестыковок в отчетности, несвоевременности отражения хозопераций и уплаты налогов, неверного заполнения деклараций. При обнаружении нарушений в расчете налогов инспекторами налогоплательщику будут доначислены недостающие суммы, а также выставлены штрафы и пени.

О том, как ФНС будет проводить камеральную проверку в случае сдачи уточненной декларации, см. в материале «Инспекция "прокамералит" вашу уточненку полностью» .

Встречная проверка

Со встречной проверкой сталкивается практически каждый налогоплательщик, хотя в НК РФ отдельно как один из видов налоговых проверок она не обозначена. Скорее ее можно назвать одной из процедур налогового контроля.

Встречная проверка может проводиться (ст. 93.1 НК РФ):

  • как элемент выездной или налоговой проверки при их проведении;
  • дополнительная мера налогового контроля (вне рамок вышеуказанных налоговых проверок).
  • проверить фактическое существование вашего контрагента по заинтересовавшим налоговиков сделкам;
  • проверить реальность отраженных в учете операций;
  • сопоставить данные об операциях между вами и контрагентом (по его учету и вашему).

Встречная проверка осуществляется по каким-либо конкретным документам — накладным, счетам-фактурам. При этом производится проверка их идентичности у покупателя и продавца: в бумагах должны отсутствовать расхождения по датам, наименованиям, количеству товара, суммам и т.д. Если же инспекторы найдут несовпадения, это будет означать, что какая-то из сторон сделки скрывает доходы и занижает базу по налогам.

Нюансы налоговых проверок с учетом требований новой ст. 54.1 НК РФ

С июля 2017 года в НК РФ появилась новая ст. 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».

С учетом норм ст. 54.1 НК РФ налоговики во время налоговых проверок будут с еще большей тщательностью:

  • собирать доказательства, свидетельствующие об умышленном уходе налогоплательщика от налогов;
  • опровергать реальное выполнение конкретных сделок (собирать и документировать факты, подтверждающие отсутствие реальной возможности поставки товара, подтверждения доставки товара, участия контрагентов в движении товара и т. д.).

Собирать такие доказательства налоговики будут во время камеральных и выездных проверок.

Налогоплательщику остается только заранее побеспокоиться о сборе необходимых документов и иных доказательств, свидетельствующих о применении законных схем налоговой оптимизации, должной осмотрительности при выборе контрагентов и т. д.

Итоги

В НК РФ предусмотрено 2 вида налоговых проверок: выездные и камеральные. Выездная проверка проводится на территории налогоплательщика и не может длиться более 2 мес. (с возможностью продления до 4 или 6 мес.), а камеральная проверка происходит в инспекции, а ее продолжительность - не более 3 месяцев.

Встречная проверка является элементом выездной или камеральной налоговой проверки либо дополнительной мерой налогового контроля.

Виды налоговых проверок по различным основаниям:

I. По форме проведения:

Камеральные

Выездные

II. По срочности:

Плановые

Внеплановые

III. По способу контроля:

Сплошные

Выборочные

IV. По методу установления достоверности:

Формальные и арифметические

Встречные

Процессуальные правила и условия проведения налоговых проверок закреплены в статьях 87-89 Налогового кодекса РФ.

Для налоговой проверки установлено ограничение в виде трехгодичного периода деятельности налогоплательщика, предшествовавшего году проведения проверки. Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Порядок и сроки проведения камеральной налоговой проверки регулируются статьей 88 Налогового кодекса РФ. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня предоставления налогоплательщиком налоговой декларации и необходимых документов.

Основными задачами камеральной проверки являются:

Визуальная проверка правильности оформления бухгалтерских отчетов;

Проверка правильности составления расчетов по налогам;

Логический контроль и взаимная увязка показателей, содержащихся в отчетности и налоговых расчетах;

Предварительная оценка достоверности бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов.

Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одними тем же налогам за один и тот же период. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При про ведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства.

Выездная налоговая проверка предприятия осуществляется в соответствии с годовыми планами работы инспекции и квартальными графиками проверок, составляемыми по тому или иному участку работы. Предпроверочный анализ – неотъемлемая часть процесса подготовки документальной проверки организации. На данном этапе работники налоговых органов изучают данные бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций за последний отчетный период, проводят углубленный анализ и динамику показателей деятельности организации за несколько отчетных периодов. Результатом предпроверочного анализа является выработка конкретной концепции предстоящей проверки.

С учетом ряда факторов (вид предприятия, характер его деятельности, данные материалов предыдущей проверки, наличие сигналов о нарушении налогового законодательства), а также на основе выработанной концепции разрабатывается и утверждается программа проведения документальной проверки.

При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов могут проводить не только инвентаризацию имущества, осмотр (обследование) помещений и территорий, но и проводить изъятие документов у налогоплательщика. Изъятие документов производится при наличии у проверяющих лиц достаточных на то оснований по акту, копия которого передается налогоплательщику. Последний имеет право делать замечания по форме и существу изъятия, которые должны быть по его требованию внесены в акт.

При сплошном (комплексном) способе проверяются все регистры бухгалтерского учета и другие необходимые для налоговой проверки документы. Комплексной проверкой охватываются вопросы правильности исчисления и уплаты всех видов налогов.

При выборочном (тематическом) способе проверяется лишь часть первичных документов за тот или иной период времени. Тематическая проверка охватывает вопросы правильности исчисления отдельных видов налогов и других обязательных платежей. В случае обнаружения злоупотребления или нарушения налогового законодательства проверяющие переходят от выборочного способа к комплексной проверке с возможным изъятием необходимых документов.

По относительно узкому кругу вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации за короткий период возможно проведение экспресс - проверки. Если в ходе данной экспресс – проверки не выявлено каких-либо нарушений, свидетельствующих о недостоверности учета, отчетности и налоговых расчетов, дальнейшие проверки данной организации могут не проводиться.

Достоверность фактов хозяйственной жизни предприятия может быть установлена:

1) путем формальной и арифметической проверки, когда проверяющие не только удостоверяются в правильности заполнения всех реквизитов документов, но и определяют правильность подсчетов в них;

2) путем встречных проверок, когда учетные данные предприятия сверяются с соответствующими данными предприятия-контрагента.

По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.

В ходе осуществления выездной налоговой проверки налоговые органы могут привлекать к работе специалистов, экспертов, переводчиков, понятых, а также свидетелей для совершения ряда процессуальных действий, таких как осмотр помещений, выемка документов.

При проведении действий по осуществлению налогового контроля составляются протоколы. Согласно статьи 99 Налогового кодекса РФ в протоколе указывается:

1) его наименование;

2) место и дата производства конкретного действия;

3) время начала и окончания действия;

4) должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

5) фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действие или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях – его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;

7) выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.

Протокол подписывается составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении.

По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем. Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте.

В акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению документы, подтверждающие обоснованность возражений или мотивы не подписания акта проверки.

После этого в течение не более 14 дней руководитель налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком.

Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ важнейший вопрос, ответ на который следует знать всем руководителям организаций. Рассмотрим, какие виды налоговых проверок могут проводиться сотрудниками ФНС, и разберем их отличия друг от друга.

Виды налоговых проверок по НК РФ (камеральные и выездные налоговые проверки)

Перечень видов налоговых проверок предусмотрен ст. 87 НК РФ. Согласно данной норме, проверки осуществляются в двух формах:

  • камеральной;
  • выездной.

Во всех случаях проверочные мероприятия проводятся с целью обеспечения соблюдения правильности расчета и уплаты налогов. Между тем, они отличаются друг от друга порядком их осуществления.

Первый вид проверок (камеральные) проводится на территории налогового органа, без выезда к налогоплательщику. Проверяются исключительно сведения, которые отражаются в декларациях. О проведении проверки проверяемое юридическое лицо не извещается.

Второй вид проверок (выездные) проводится на территории налогоплательщика, с выездом должностных лиц налогового органа.

Какие налоговые проверки бывают в организациях, но прямо не предусмотрены НК РФ?

В теории права можно найти различные подходы к определению видов налоговых проверок. Существуют различные классификации, в зависимости от оснований для их проведения и действий, которые производят проверяющие.

В зависимости от предмета проверки, выездные проверочные мероприятия можно разделить на:

  • комплексные;
  • выборочные.

В первом случае предметом проверки является установление нарушений при уплате всех налогов и сборов, предусмотренных законодательством. Выборочная проверка предполагает установление соблюдения законности при уплате организацией лишь одного налога, например, налога на имущество.

Разделяют также:

  • плановые;
  • внеплановые проверки.

В первом случае проверка производится по заранее разработанному и утвержденному плану. Во втором случае проверка осуществляется вне графика.

Выделяют также тематические проверки, при проведении которых налоговый орган изучает сделки проверяемого с контрагентами и соблюдение обязанности по уплате налогов по результатам их заключения.

Может проводиться и контрольная проверка, которую также можно иначе именовать повторной. Например, такой вид проверочных мероприятий может проводиться при предоставлении налогоплательщиком уточненной декларации. Еще один пример – повторная проверка вышестоящей ФНС.

Возможно также проведение встречной проверки, которая предполагает запрос у контрагентов организации документов в порядке ст. 93.1 НК РФ.

Камеральная проверка организации

В силу п. 1, 2 ст. 88 НК РФ при подаче налоговой декларации производится камеральная проверка. Ее также называют документарной, поскольку ФНС проверяются исключительно отчетные документы, представляемые проверяемой организацией.

Первый шаг – автоматизированная проверка в программе АИС Налог. В данном программном комплексе производится проверка соблюдения сроков подачи декларации, сверка данных с ранее поданными отчетами. Если ошибок не обнаружено, на этом проверочные мероприятия завершаются, без вынесения какого-либо акта. Если ошибки выявлены, у налогоплательщика запрашиваются объяснения (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Возможно представить уточненную декларацию за проверяемый период. Данный документ станет предметом новой проверки. Если будут выявлены нарушения будет составлен итоговый акт, и в дальнейшем, организация может быть привлечена к налоговой ответственности.

Выездная налоговая проверка, как вид налоговой проверки по НК РФ

Выездные проверочные мероприятия производятся по месту нахождения организации, что следует из п. 2 ст. 89 НК РФ. Основание для проведения – решение, принимаемое начальником территориальной ФНС или его замом.

Период проверки не может превышать 3 лет (предшествующих дате вынесения решения о проверке). Срок проверочных действий – 2 месяца, однако возможно его продление, которое налоговый орган вправе осуществлять дважды (до 4 и до 6 месяцев соответственно). Кроме того, срок может приостанавливаться при наличии на то оснований, но не более чем на полгода.

В рамках проверочных действиях, сотрудники ФНС вправе:

  • допрашивать свидетелей;
  • назначать экспертизы;
  • производить осмотр помещений и документов;
  • проводить инвентаризацию имущества;
  • осуществлять иные действия, предусмотренные ст. 89, 90-97 НК РФ.

Отличия камеральной и выездной налоговой проверки

Приведем основные отличия в таблице:

По каким критериям производится сравнение? Камеральная Выездная
Предмет проверки Правильность исчисления и уплаты налогов по сведениям, содержащимся в декларации Правильность исчисления и уплаты налогов с выездом на территорию налогоплательщика
Срок проверки 3 месяца после получения ФНС декларации 2 месяца
Возможность приостановления или продления срока проверки Нет Да, продляется до 4 и 6 месяцев соответственно, и приостанавливается на срок до полугода
Основание для проверки Поступление декларации, решения руководства ФНС не требуется План проверок, решение руководителя ФНС или его зама.
Итоговый документ Если нарушений не выявлено, не составляется, если выявлены — составляется акт Составляется справка, а затем акт.

Таким образом, законодательством предусмотрено всего два вида проверок налогоплательщиков, однако теоретики выделяют большее количество их разновидностей.

Налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов являются одной из основных форм налогового контроля. Ст. 87 НК РФ предусмотрены следующие виды налоговых проверок:

1. камеральные налоговые проверки;

2. выездные налоговые проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Камеральная налоговая проверка (ст. 88 НК РФ ) проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком. Эта проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями. Продолжительность камеральной проверки − три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и других документов, необходимых для расчета налогов.

При выявлении ошибок в заполнении документов или противоречий между сведениями в представленных документах для исчисления налогов налогоплательщику:

1. предлагается в установленный срок внести необходимые исправления в налоговую отчетность установленный срок;

2. направляется требование об уплате налога и пени, если по результатам камеральной проверки выявлены недоплаты по налогам.

В случае выявления нарушений в составлении деклараций налоговые органы составляют акт в 10-дневный срок.

Выездная налоговая проверка (ст. 89 НК РФ ) проводится на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

Ø полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;

Ø предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

Ø периоды, за которые проводится проверка;

Ø должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Место проведения проверки − помещение налогоплательщика. Если проверяемый налогоплательщик не может обеспечить проверяющих помещением, то выездная налоговая проверка может быть проведена по месту нахождения налогового органа.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам сразу. Не допускается проводить две и более проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Повторная выездная проверка налогоплательщика возможна по решению вышестоящих налоговых органов на основе мотивированного постановления этого органа.

Повторная проверка проводится потрем основаниям:

1. в порядке контроля вышестоящим налоговым органом за деятельностью нижестоящего органа, проводившего проверку;

2. тем же налоговым органом на основании решения его руководителя −в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере меньшем ранее заявленного;

3. в связи с реорганизацией или ликвидацией организации.

Выездная налоговая проверка охватывает период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении.

По общему правилу выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. По определенным основаниям этот срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях − до шести.

Исчисление срока выездной налоговой проверки начинается со дня вынесения решения о ее назначении и до дня составления справки о проведенной проверке. Вместе с тем налоговое законодательство допускает продление сроков проведения выездной налоговой проверки. Такое продление может быть обусловлено:

1. истребованием от налогоплательщика и иных источников документов, необходимых для проведения проверки;

2. проведение экспертиз;

3. переводом на русский язык документов.

Однако срок продления проверки также ограничен во времени и не может превышать 6-ти месяцев.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.

В процессе выездной проверки должностные лица могут проводить:

Ø осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (ст. 92 НК РФ );

Ø истребование документов (ст. 93 НК РФ );

Ø проверку денежного оборота и денежных документов;

Ø инвентаризацию имущества налогоплательщика;

Ø экспертизу (ст.95 НК РФ) и т.д.

Если у должностных лиц, осуществляющих проверку, имеются основания полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушения, могут быть уничтожены, скрыты, изменены налогоплательщиком они имеют право провести выемка этих документов (ст. 94 НК РФ ).

Для дачи показаний в качестве свидетеля может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. В необходимых случаях для участия в проведении проверки на договорной основе привлекают специалиста, не заинтересованного в исходе дела.

При проведении действий в процессе осуществления налогового эти действия и их результаты должны оформляться протоколами (ст. 99 НК РФ).

В протоколе в обязательном порядке указываются

1. его наименование;

2. место и дата производства конкретного действия;

3. время начала и окончания действия;

4. должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

5. фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях - его адрес, гражданство;

7. выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.

В зависимости от предусмотренных вопросов различают комплексные и тематические проверки.

Комплексная проверка охватывает вопросы правильности исчисления и уплаты всех налогов, уплачиваемых налогоплательщиком. В ходе данной проверки ревизии подлежат все счета предприятия, играющие роль в формировании налоговых обязательств.

При тематической проверке изучаются вопросы правильности исчисления отдельных видов налогов и других обязательных платежей.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку и вручить ее налогоплательщику. В случае уклонения от получения справки она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

Результаты выездной налоговой проверки оформляются актом. Этот акт должен быть подготовлен и направлен налогоплательщику в течение двух месяце со дня выдачи ему справки об окончании проведения выездной налоговой проверки

В акте налоговой проверки указываются:

1. документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, если они имели место;

2. выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.

Акт должен быть подписан сторонами. В случае отказа налогоплательщика от подписи проверяющим инспектором в акте делается соответствующая отметка. Акт налоговой проверки передастся руководителю организации-налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю (под расписку, пересылается по почте заказным письмом).

При несогласии налогоплательщика с результатами проверки, изложенными в акте, то он должен в течение 15 дней со дня получения акта направить в налоговый орган в письменном виде свои возражения, приложив необходимые документы.

Материалы проверки, акт, составленный по результатам проверки, возражения проверяемого лица рассматриваются руководителем налогового органа или его заместителем. О месте и времени этого рассмотрения налогоплательщик извещается должным образом.. В случае неявки проверяемого производство по делу не приостанавливается.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки выносится решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении. Копия его вручается лицу (представителю) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения.

Решение о привлечении к ответственности подлежит исполнению со дня его вступления в силу. На основании решения нарушителю налогового законодательства направляется требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа.

Вопросы для самоконтроля освоения темы

1. Цель и задачи налогового контроля.

2. Порядок постановки на учет в налоговые органы физических и юридических лиц

3. Налоговая декларация: ее содержание, внесение изменений в налоговую декларацию и порядок ее предоставления.

4. Виды проверок, проводимых налоговыми органами. Цели и задачи этих проверок.

5. Оформление результатов налоговой проверки.

6. Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях.

7. Обжалование решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение.

8. Рассмотрение дел и исполнение решений о взыскании налоговых санкций.

Тема 5.Возникновение и исполнение обязанности по уплате налогов и сборов

5.1. Общие вопросы возникновения и исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Возникновение обязанности по уплате налогов и сборов, а также исполнение этой обязанности регулируется главой 8 Налогового кодекса РФ (ст.44 – 60 НК РФ ).

В общем виде возникновение и исполнение обязанности по уплате налогов и сборов реализуется следующим образом и в следующей последовательности:

1. Возникновение обязанности по уплате налога или сбора по основаниям, установленным налоговым законодательством.

2. Исчисление налога или сбора, подлежащего уплате, а также его декларирование.

3. Самостоятельное исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога или сбора.

4. Принудительное исполнение обязанности по уплате налога или сбора в случае неисполнения самостоятельно налогоплательщиком этой обязанности:

4.2. обеспечение исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

5. Прекращение исполнения обязанности по уплате налогов и сборов по основаниям, установленным законодательством о налогах и сборах.

5.2 . Возникновение обязанности по уплате налогов и сборов, ее изменение и прекращение