Откуда произошли аварцы. История, традиции и обычаи аварцев – самой многочисленной нации Дагестана

Aвары, абары, обры (др.-рус. название, реже овар).

Язык

Как собственно, по поводу происхождения, так и по поводу языка авар, в науке ведутся споры. Кроме титулов и имен собственных данных о языке сохранилось мало. Но большинство ученых все-таки склоняются к мнению, что язык авар — это одна из ветвей тюркского языка, вместе с якобы родственными ему хазарским и болгарским языками.

В качестве одного из доказательств этой гипотезы приводится самая известная «аварская» надпись на одной из чаш, найденной на территории современной Венгрии в 1799 г.. Впрочем, происхождение этой чаши, и язык надписи также вызывает споры. Подробнее можно почитать — О.А.Мудрак, Аварская надпись на сосуде из клада Надь-Сент-Миклош или Живко Войников, Алано-древнеболгарское письмо, часть V. Надписи на сосудах из клада из Наги-Сент-Миклоша, 2009 .

Время существования

От первого упоминания в источниках под своим именем 50-е гг. VI в. до 823 г. последнее упоминание в источниках как самостоятельного народа.

Происхождение

Происхождение авар до сих пор вопрос дискуссионный. Существует пять основных версии откуда же взялись авары.

  • Первая . Самая ранняя. Она утверждает, что авары — это часть разбитых тюркютами, жужаней. После поражения 555 г., вынужденных бежать без оглядки через всю Среднюю Азию. Первым кто высказал эту точку зрения был Клаппорт в XIX веке. Позднее его поддержали Омельян Прицак, Карл Менгес.
  • Вторая . Авары — это собственно и есть авары, упомянутые в китайских хрониках под именем а-ба, обитавшее на северных склонах Тянь-Шаня. В 555-556 гг. они также были разбиты тюркютами, и разбежались кто куда. Частью в Западную Вэй, частью на р. Или, и оттуда уже в Европу.
  • Третья . Авары — это смесь племен угорского увар (вар) и хунни (хиониты), первоначально обитавших в районе Аральского моря и тоже кстати бежавших под натиском тюркютов. Гумилев считал хионитов остатками алано-сарматских племен. В степях между Каспием и Азовом эти два племени были приняты за упомянутое уже племя аба (абар) или как говорит Фиофилакт Симмокатта «истинных авар». Этой версии придерживался М.И. Артамонов.
  • Четвертая . Авары это племя вар (ветвь племени юэчжи) из китайских летописей, обитавшее изначально в Таримском бассейне. Затем они перекочевали в Афганистан. А после поражения от Северной Вэй в 463 году откочевали к Черному морю.
  • Пятая . Авары — это часть эфталитов, обитавших в Хоросане, Тохаристане, а затем продвинувшись за Волгу вместе с угорскими племенами. Этой версии придерживаются Николай Кёррер, К. Цегледь, А. Херманн.

Данные археологии свидетельствуют, что авары на 80% были европеоидами (38% из них составляли — нордики, высокорослые блондины и средиземноморцы). Оставшиеся же 20% монголоиды (северомонголоиды — монголы, северокитайский и палеосибирские типы). По одной из версий, монголоиды являлись господствующей прослойкой общества. По-другой версии монголоидные черты аварская орда приобрела в ходе переселения, проходя по Сибирским землям. В частности, тогда к аварам присоединились племена забендер, кочагир, тарниах (другая точка зрения говорит, что эти племена присоединились к аварм уже в Приченоморье). [Гумилев, Артамонов].

Вывод из всего сказанного напрашивается один: проблема этногенеза авар еще далека от завершения.

История

557 г. Авары появляются в степях между Каспийским и Азовским морями. Здесь местные племена савир, барсил, и утигуров принимают прищельцев за «истинных авар» (абар), которые еще в 463 году нанесли поражение савирам и оттеснили последних из Сибири, в кавказские степи. Хотя Феофилакт Симокатта, считает, что пришедшие сейчас это «ненастоящие» авары, а просто племена взявшие их имя себе.

Карта 2. Продвижение авар в Паннонию в 557-568 гг.

Авары тут же начинают искать себе союзников, коими выступили аланы. Их царь Саросий помог найти контакт с византийским военначальником, который в свою очередь устраивает посольский визит авар к императору.

558 г. Авары с посольством прибывают в Константинополь. В итоге заключается союзный договор по которому авары должны были нападать на врагом империи, в частности кутригуров. Первоначально так и происходит, но уже через некоторое время авары заключают союз с кутригурами (болгарское племя, как и утигуры) и начинают громить союзников Византии — утигур и антов. Это позволило предположить, что авары на самом деле подписали договор с Ираном, а Византии пустили лишь пыль в глаза.

559 г. Авары, благодаря союзу с кутригурами перебираются в Северное Причерноморье, где начинают грабить и избивать прикарпатских и придунайских антов — союзников Визанитии. Тогда же между императором Юстинианом и аварами идут переговоры о предоставлении последним земель на территории Византии.

562 г. Начало правления хана Баяна (Байана). Переговоры с аварами прекращены по инициативе византийцев. В Византии думали, что как только авары перейду Дунай, то тут же начнутся грабить византийские земли.

565 г. Авары вместе с кутригурами обогнув Карпаты северным путем проникли в Тюрингию и Галлию, где учинили полное раззорение и также взяли в плен франкского короля Сигизберта I. В этом же году новый император Визанитии Юстин II перестает выплачивать дары аварам, посчитав, что империя достаточно окрепла.

567 г. Авары в союзе с лангобардами громят гепидов, практически уничтожив их (погибло несколько тысяч воинов) и берут себе земли по берегам Тисы. Однако Византия занимает бывшую столицу гепидов Сирмий, что вызвало недовольство авар.

568 г. По договору с аварами лангобарды уходят в Италию, авары становятся полноправными правителями Паннонии. Сразу началось строительсво «хрингов» — крепостей. Также основана столица теперь уже Аварского каганата, близ современного города Тимишоары.

570 г. После провальных попыток провести переговоры, авары начали войну с Византией.

573 г. Авары заключают мир с Византией, однако он продлился недолго. Авары постоянно опустошают провинции империи.

578 г. Византийцы обращаются к аварам за помощью. Те откликнулись на призыв и совершают рейд по территориям, населенным словенами и приводят их к покорности империи.

581 г. Авары заключают мир с императором Тиберием II, на условиях ведения постоянных войн со славянскими племенами. За это Визанитя платит аварам дань.

582 г. Авары звахватывают Сирмий и Сингидун (бывшые города гепидов). Вторгаются в Иллирию.

Карта 3. Аварский каганат 568-632 гг.

591 г. Византия, после победы над персами, принялась за авар и вытеснила их со своих территорий.

595 г. Авары в союзе со словенами начали борьбу с баварскими племенами и франками.

597 г. Авары захватывают Далмацию, способствуя заселению ее хорватами.

599 г. Осада аварами Томика на Черном море.

601 г. Византийцы в двух сражениях на реке Тиссе громят аварские ополчения, состоящие преимущественно из славянских племен (только пятая часть войска была представлена аварами).

602 г. Смерть кагана Баяна I. Власть переходит к его сыну Баяну II.

618 г. Осада Аварами Фессалоник.

623 г. Славяне под предводительством Само, подняли восстание против Авар и образовали свое государство (территория современных Чехии и Нижней Австрии), включившее в себя западные земли каганата.

626 г. Авары совершают неудачный поход на Константинополь, где их подвели свои же союзники-славяне, не сумевшие обеспечить достойный штурм города.

627 г. Византийцы наносят поражение аварам. Это поражение, а также образование государства Само, серьезно сказалось на внутреннем положении каганата. Происходит образование двух группировок, поддерживающих разных претендентов на престол — собственно аварская и кутригурская.

630 г. Смерть Баяна II, прекращение династии. Ввиду этого происходит восстание кутригур внутри каганата, желавших видеть своего ставленника на престоле.

631 г. Авары наносят поражение кутригурам. Часть их, под предводительством Альцека откочевывает на Рейн, к франкам. Но те, сначала благодушно приняв кутригуров, ночью полностью вырезают их.

632 (635) г. Представитель болгарского (протоболгарского) племени кутригуров Курбат отложился от аварского кагана и образовал новое государство — Великую Болгарию, территориально занимавшую степи Северного Причерноморья и Приазовья от Днестра и до Кубани. В состав нового государства вошли кутригуру, утигуры и оногуры, и частью славяне.

640 г. Авары вытеснены из Далмации хорватами. В это время территория Аварского каганата фактически сжимается до территории современной Венгрии (Паннонии) и авары на целых 150 лет фактически исчезают из исторических хроник.

680 г. Единая болгария распадается на части. Восточная часть (ханы Батбаян и Котраг) подчинена хазарам. Западная часть во главе также распалась. Только Аспараху, хану оногондуров удалось удержаться южнее Дуная и образовать новое государство и заключить союз с византийцами.

780 г. На историческую арену снова выходят авары, но лишь для того, чтобы окончательно с нее исчезнуть. Они обмениваются посольствами с франками, одной из мощнейших держав того времени.Начало правления кагана Тудуна.

788 г. Баварскому герцогу Тассилону III удалось заключить союз с аврами против франков. Но в этом же году они потерпели поражение. Тогда же видимо Карл Великий разработал план окончательного уничтожения авар.

791 г. Франки выступают в сторону Аварского каганата двумя большими армиями, в состав которых входили и славяне. Одну из Италии вел Пипин — сын Карла Великого. По пути он захватывает пограничный хринг на реке Саве. Вторую возглавил сам король. Он двигался вдоль Дуная и захватил ряд укрепелений в районе реки Раба. В это же время авар пытались поддержать саксы, устроившие восстание в тылу франков. Однако, не для тех, не для других ничем хорошим это не кончилось. Саксы разбиты, земли каганата разграблены. После первых же неудач, в Аварском каганате началась смута. Были убиты югур (одно из высших должностных лиц) и сам каган.

795 г. Тудун (тоже высшее должностное лицо) пытался заключить мир с франками, приняв христианство.

796 г. Фриульский маркграф Эрик наносит серьезное поражение аварам, захватив попутно столицу каганата, находившуюся в современной Трансильвании. Множество авар бежит за Тису, к болгарам. Несметные сокровища Аварского каганата вывозятся франками. К тому же положение авар усугублялось еще и тем, что протоболгары также в целом враждебно относились к ним.

797 г. Авары долго не хотели признавать поражения, и поэтому восстали, но были разбиты.

799 г. Снова восстание авар против франков.

802 г. Последняя попытка авар остаться независимыми. Были убиты должностные лица франков.

804-805 гг. Болгарский хан Крум завладевает восточными землями авар, и фактически каганат поделен на две части — болгарскую и франкскую.

Восточным аварам повезло больше. Они влились в родственную этническую среду. Во главе же западных авар, франки поставили крещеного кагана и дали им земли в восточной марке с центром в Саварии (ныне г. Сомбахтей). Но это не уберегло их землю от наплыва славянских племен (карантинцев).

811 г. Франкам пришлось защищать уже авар от все пребывавших и прибывавших славянских и немецких переселенцев.

822 г. Авары последний раз выступили в истории под своим именем. Оно упоминается в хрониках, как зависимое от франков племя. Хотя еще множество авар проживало в землях болгар и воевало в войске болгарских ханов.

Общественное устройство

Принято выделять три этапа пребывания авар в Европе:

  1. Раннеаварский — середина 568 — ~630 гг. пришедшие с востока авары практически не смешиваются с местным население и ведут кочевой образ жизни.
  2. Среднеаварский — ~630 — ~710 гг. происходит смешение пришлых авар и местного населения, авары переходят к полукочевому образу жизни. Меняется социально-политическая структура общества.
  3. Познеаварский — начало VIII — конец IX вв. дальнейшее смешение племен, из обычаев исчезают монгольские и иранские элементы (в частности монгольское погребение с конем). Все большое влияние оказывает славянский элемент в Аварском каганате. Также происходит обеднение могил, что говорит о проникновении христианства в каганат и возрастании социального неравенства населения.

Во главе авар стоял каган. Следующим высшим должностным лицом был тудун — правитель части страны. Далее следовал югур, вероятно верховный жрец. Затем по иерархической лестнице следовали тарханы — знать, которая занималась сбором налогов. Еще ниже находились вожди отдельных племен и родов. Далее шли рядовые воины.

Авары, как и другие кочевые народы, не знали развитого института рабства. Лишь в качестве домашних рабов они использовали попавших в плен иноплеменных воинов и разорившихся соплеменников.

Хозяйство

Как уже было сказано ранее, авары пришли в Европу типичными кочевниками, но уже в скором времени начали оседать на землю и вести полукочевой образ жизни.

На своих селищах авары жили в полуземлянках с деревянными стенами, внутри которых были сложены печи-каменки. Во многих жилищах обнаружены зерновые ямы, а между постройками — глинобитные очаги. В VII в. жилища на каждом селище располагались по кругу. На эти зимние селища уже полукочевые авары возвращались вместе со скотом после выпаса его на летних пастбищах. С весны до осени они жили в легкопереносимых юртообразных сооружениях.
Основой хозяйства авар являлось полукочевое скотоводство. Постепенно они переходили к оседлости. Поэтому часть населения (главным образом, потомки римлян, сарматов и переселившихся сюда славян) занималась и земледелием.

Очень большую роль в аварском быту играла лошадь.
Помимо коневодства авары занимались разведением крупного рогатого скота, овец, коз и мелких кур.

Военное искусство

Рисунок 1. Аварские воины (1-знатный аварский воин, 2-простой аварский воин, 3-славянский пехотинец).

Военная тактика аваров имела много общего с тактикой позднейших монголов: изматывание противника бесконечными манёврами без принятия ближнего боя («набег - отскок»), сопровождавшимися залповыми выстрелами из дальнобойных луков с последующим неожиданным вводом тяжеловооружённой отборной латной конницы, призванной деморализовать и рассечь вражеские построения. Эти действия нередко сочитались с внушением противнику ложных представлений о близости его победы и беспомощности неприятеля, вынужденного якобы всё время уклоняться и отступать. Византийцы внимательно изучали эти методы и признали их наиболее эффективными, позаимствовав у аваров не только их «революционные» стремена - позволявшие наносить мощные рубящие удары и, вообще, устойчиво держаться в седле - но и тип такого строя, когда впереди - конные стрелки без тяжёлых доспехов (избегающие ближнего боя «застрельщики»), а также аварские пики с ременными петлями и некоторые элементы войлочной защитной амуниции. Кроме всего прочего, авары умело использовали славянскую пехоту, бессильную против кавалерии аварского типа, но зато хорошо сражавшуюся в лесах и болотистой местности.

Аварские узкие трёхгранные наконечники стрел поражали насмерть на расстоянии 500 метров, а с 200 метров они пробивали доспехи из металла и толстой воловьей кожи. Аварские лучники были способны выпускать по двадцать стрел в минуту.

Источники

  • Артамонов М.И. История хазар, Л.1962, с. 103-113;
  • Гавритухин И.О. Хронология «среднеаварского» периода.//Сборник. Степи Европы в эпоху средневековья. Труды по археологии, т. 2, Донецк, 2001, с. 45-162;
  • Гумилев Л.Н. Древние тюрки, М., 2002, Айрис-пресс, с. 41-45;
  • Гюнер К. Авары были тюрки. К истории Аварского народа и каганата.//Газета «Елдаш/Времена», 16.11.2007-14.12.2007;
  • Лукина С.Г. Аварский каганат в системе социо-политических и этнокультурных процессов эпохи раннего средневековья. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.и.н., Ижевск, 2006;
  • Эрдели И. Исчезнувшие народы. Авары //Природа, 1980, №11.
Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Аварцы. «Свадебный характер»


Общие сведения

АВАРЦЫ - народ Дагестана, населяющий горную часть этой республики. По переписи 2002 года здесь проживают 758 438 человек. Всего же в России, по переписи 2009г., проживают 912 тыс. 90 аварца. Кроме того, около пятидесяти тысяч аварцев живут в Закатальском и Белоканском районах Азербайджана.

Аварцы - древний народ, уже в VII веке он упоминается в «Армянской географии» Анания Ширакаци. Аварский язык относится к дагестанской ветви иберийско-кавказской семьи языков. До 1928 года аварцы пользовались арабским алфавитом, употребляя некоторые дополнительные знаки для специфических аварских согласных. В 1938 году был принят ныне существующий алфавит на основе русской графики, который выгодно отличался от предшествующих тем, что использует буквы русской азбуки с добавлением одного только знака «I».

Знаменитый на всю Россию поэт Расул Гамзатов писал свои произведения на аварском языке. Многие его стихи имеют фольклорные корни. Например, те, что вошли в популярный цикл «Надписи на дверях и воротах». («Не стой, не жди, прохожий, у дверей. Ты заходи иль прочь ступай скорей»).

Верующие аварцы исповедуют ислам. Долгое время он должен был конкурировать с местными языческими верованиями. Постепенно некоторые из них приобрели новую исламскую окраску, а какие-то сохранились лишь в виде преданий и суеверий. Но они тоже очень интересны и многое могут рассказать об аварском народе. Например, будуалы - духи, покровительствующие охоте. На охоте человека, который совершил какой-нибудь греховный поступок, духи забрасывают камнями. Нормального охотника, то есть праведного, они, наоборот, приветствуют и угощают.


Очерки

Мягкость карандаша побеждает твердость сабли

Аварцы - народ Дагестана, населяющий горную часть этой республики. По переписи 2002 года здесь проживают 758 438 человек. Всего же в России, по той же переписи, проживает 814 473 аварца. Кроме того, около пятидесяти тысяч аварцев живут в Закатальском и Белоканском районах Азербайджана. Аварцы — древний народ, уже в VII веке он упоминается в «Армянской географии» Анания Ширакаци.

Аварцы исповедуют ислам. Долгое время он должен был конкурировать с местными языческими верованиями. Постепенно некоторые из них приобрели новую исламскую окраску, а другие сохранились лишь в виде преданий и суеверий. Но они тоже очень интересны и многое могут рассказать об аварском народе.


Привели жениха к родне невесты

Об аварской мудрости ходят легенды. И вообще аварцы умеют найти выход из очень трудных ситуаций. Послушаем одну аварскую притчу.

Привели жениха к родне невесты. Принес он в подарок барана и сладости. Спрашивают братья невесты жениха:

Почему ты выбрал в невесты нашу сестру?

И ответил им жених сказкой-притчей.

Давным-давно огромный и страшный дракон-аждаха захватил единственный в Аварии источник. Люди остались без воды. Женщины плакали, дети стонали от жажды.

Самые смелые и сильные джигиты набрасывались на чудовище с саблями в руках, но он всех сметал ударами длинного хвоста.

Аждаха построил у источника громадный красивый дворец. Огородил его частоколом и насаживал на него головы убитых.

Люди были в отчаянии. Кто же победит страшного дракона?

В то время родился у бедной вдовы сын. Он ходил пить воду из источника по ночам. И набирался небывалой силы, смелости и удали. Видел он, как безобразничал у источника дракон, и возненавидел его. И поклялся перед всем народом освободить от чудовища страну.

Мать, родственники, соседи и друзья долго отговаривали его:

Ты только вырос. Еще молод. Погибнешь во цвете лет. Пожалей себя!

Но юноша сел на коня и отправился сразиться с чудовищем.

Дракон-аждаха уже издали почуял его и заревел страшным голосом:

Это кто осмелился приблизиться к источнику?!

Я хочу сразиться с тобой, чудовище окаянное! — гордо ответил юноша.


Дракон загоготал:

Безумный! Разве тебе не известно, что я не сражаюсь оружием? Ты должен знать, что нет в мире никого, равного мне по силе. Всем своим противникам я задаю только один вопрос. Если он не сможет ответить на него правильно, то я убиваю его одним ударом своего огромного хвоста!

А если ты ответишь правильно, то я тут же сам и погибну!

Хорошо, я согласен! - отвечает юноша. - Задавай вопрос!

Дракон громко зарычал, и в окне его дворца показались две женщины. Одна - невероятно ослепительная красавица, другая - обыкновенная простая женщина.

Которая из них краше? - спросил дракон.

Юноша посмотрел на женщин и ответил:

Краше та, которая тебе больше нравится!

Ты прав! - прохрипел дракон и испустил дух.

Так Авария была избавлена от чудовища.

Закончил жених сказку-притчу и сказал: «Мне ваша сестра нравится!»

Ты прав! - воскликнули братья невесты.

И произнесли они слова молитвы за молодожена:

Да благословит тебя Аллах, и да ниспошлет Он тебе Свои благословения, и да соединит Он вас во благе!


Свадьба, обогащенная новыми обычаями

Раз зашел в этой аварской притче разговор о молодоженах, то самое время рассказать об аварской свадьбе. Бракосочетание является одним из наиболее старинных торжественных и ответственных событий в жизни человека, которое знаменует создание новой семьи. У аварцев есть свои свадебные обычаи и традиции, которые берут начало с древних времен. Они обогащены новыми ритуалами, забавами, идейным содержанием, созвучными с современностью, интересами разных народов и молодых людей.

Но неизменным остается главное: свадьбы служат средством передачи из поколения в поколение культурных традиций, фольклорных знаний, социального опыта и нравственных норм.

До прошлого века аварцы в основном жили в горных селах, поэтому народные свадебные обряды формировались главным образом там.

В прошлом при заключении брака требовалось, чтобы жених и невеста происходили из равных по знатности, влиятельности и могуществу фамилий. Еще в XIX веке аварцы, как и многие другие дагестанские народы, придерживались эндогамии, то есть старались заключать браки в пределах своего аула. У аварцев такие брачные союзы предпочитали заключать между близкими родственниками и однофамильцами.

Самым крепким считался брак, заключенный между односельчанами. Межаульные браки аварцев были немногочисленными.

Что касается интернациональных браков, то они вплоть до середины 40-х годов ХХ века были крайне редки. Раньше прерогатива заключения брака главным образом принадлежала родителям. И дочерей это касалось в первую очередь. В последнее время эти традиции не везде сохраняются, например, в городах гораздо больше вольностей и нововведений. Но по-прежнему при заключении брака учитывают национальность, село, район.

Брак по шариату (магар) и развод (талак) продолжают устойчиво сохраняться в наше время и дополняются гражданским браком и разводом.

Интересно отметить, что взимание калыма для аварцев, а также и для некоторых других дагестанских народов не было характерным обычаем. В современных условиях адат дачи калыма усиливается и быстро распространяется, что объясняется улучшением экономического положения людей.

В сельской местности в большей степени сохранились многие положительные стороны обычаев и традиций, в частности, этикетное подчеркивание статуса старших. Согласно этому адату, младшая сестра или брат не вступают в брак раньше старших. Не разрешается брак между молочными братом и сестрой.

В настоящее время у аварцев бытуют свадьбы двух видов. Первый вид, которого придерживается большинство сельского населения, является традиционным. Он и практикуется лишь с незначительными инновациями. Во втором виде свадьбы преобладают современные элементы и частично соблюдаются традиционные обряды.


А мужчины поют героические песни

Ну а там, где свадьба, там и музыка, там и пение. Аварская музыка отличается яркой самобытностью. Специалисты уже давно заметили, что в музыке аварцев преобладают натуральные минорные лады, больше всего - дорийский. Распространен двухдольный и трехдольный метр. Один из характерных размеров - 6/8. Встречаются также сложные и смешанные размеры.

Аварские мужчины поют эпико-героические песни. Они отличаются трехчастной структурой мелодии. Крайние части выполняют роль вступления и заключения. А в средней (речитативного склада) излагается основное содержание поэтического текста.

Типичный женский жанр: лирическая песня. Для женской манеры вокального исполнения характерно «горловое» пение. Преобладает также сольное пение с инструментальным сопровождением.

Встречаются и унисонное ансамблевое (женский дуэт) и хоровое (мужское) пение. Для старинных лирических песен характерна диалогическая манера пения. Маршевые и танцевые мелодии используются как самостоятельные произведения. Женское пение часто сопровождается бубном. Помимо национальных инструментов у аварцев широко распространены гармоника, баян, аккордеон, балалайка, гитара. Традиционный инструментальный ансамбль - зурна и барабан. Первые записи народной аварской музыки были сделаны во второй половине XIX века.

Несколько слов об аварском языке. Он относится к дагестанской ветви иберийско-кавказской семьи языков. Свою письменность аварцы получили лишь после установления советской власти. До 1928 года аварцы пользовались арабским алфавитом, употребляя некоторые дополнительные знаки для специфических аварских согласных. В 1938 году был принят ныне существующий алфавит на основе русской графики, который выгодно отличается от предшествующих тем, что использует буквы русской азбуки с добавлением одного только знака I.


Надписи на дверях и воротах

Как известно, знаменитый на всю Россию поэт Расул Гамзатов писал свои произведения на аварском языке. Многие его стихи имеют фольклорные корни. Например, те, что вошли в популярный цикл «Надписи на дверях и воротах».

Не стой, не жди, прохожий, у дверей.
Ты заходи иль прочь ступай скорей.

Прохожий, не стучи, хозяев не буди,
Со злом пришел - уйди,
с добром пришел - входи.

Ни в ранний час, ни в поздний час
В дверь не стучать, друзья:
И сердце отперто для вас,
И дверь моя.

Я - джигит, и есть одна лишь
Просьба у меня:
Не входи, коль не похвалишь
Моего коня .


Но не только коня хочется нам похвалить. Хочется похвалить и того анонимного автора, который сочинил поучительную аварскую сказку «Лиса и змея».

Как-то подружились лиса и змея и решили побродить по свету. Долго шли они по лесам, полям, горам и ущельям, пока не вышли к широкой реке, где не было брода.

Давай переплывем реку, - предложила лиса.

Но я совсем не умею плавать, - соврала змея.

Ничего, я тебе помогу, обвейся вокруг меня.

Змея обвилась вокруг лисы, и они поплыли.

Тяжело было лисе, но она не подавала виду и плыла, выбиваясь из сил.

Уже у самого берега змея начала крепко сжимать лису своими кольцами.

Что ты делаешь? Ведь так и задушить можно! - закричала лиса.

Так тебе и надо, - ответила змея.

Ну что ж, видно, смерти не миновать, - простонала лиса. - Об одном только сожалею. Сколько лет мы дружим, а я ни разу не видела вблизи твое лицо. Сделай последнее одолжение - дай как следует посмотреть на тебя перед смертью.

Хорошо. Да и я тоже хочу взглянуть на тебя напоследок, - сказала змея и приблизила голову к лисе.

Лиса тотчас отгрызла змеиную голову и вышла на берег.

Здесь она освободилась от мертвой змеи и воскликнула:

Не доверяй друзьям, которые извиваются!

Легко догадаться, что эта мысль очень скоро стала аварской пословицей. Вот еще несколько интересных пословиц аварского народа, которые стоит намотать на ус:

Хорошему человеку одного слова достаточно, хорошему коню - один удар плетью.

Пчела и муха вместе не работают.

Пока дичь еще в горах, не ставь котел на огонь.

Из одного человека войска не будет, из одного камня башни не будет.

А вот очень интересная пословица, подчеркивающая высокую роль образования, а также искусства в аварском обществе:

Мягкость карандаша побеждает твердость сабли.

От себя добавим, но только если этот карандаш попадет в талантливые руки.


Хозяйство и быт

Традиционные занятия — скотоводство и пашенное земледелие. Археол. и письм. источники свидетельствуют о древности происхождения и развитых формах земледелия у А. В горных р-нах и предгорьях земледелие сочеталось со скотоводством, в высокогорье ведущая роль принадлежала скотоводству. Создавали искусств, террасные поля, укреплённые каменными стенами на сухой кладке; террасирование сочеталось с устройством дренажа. Практиковали трехъярусное использование участков (под фруктовыми деревьями сажали кукурузу, в междурядьях — бобы, картофель, овощи), беспаровой севооборот, чередование с.-х. культур. Поля удобряли навозом, золой. В горных долинах была развита система орошения (каналы, желоба, дерев, колёса-самокачки).

Орудия труда: деревянный плуг с железным лемехом, мотыга, кирка, малая коса, серп, молотильные доски, волокуши, вилы, грабли, дер. лопата; в садоводч. х-вах в горных долинах пользовались особой лопатой для ручной вспашки. Возделывали ячмень, пшеницу, голозерный ячмень, рожь, овёс, просо, бобовые, кукурузу, картофель.

Из техн. культур сеяли лен и коноплю. Зерно мололи на водяных мельницах с горизонтальным колесом. В горных долинах занимались садоводством и виноградарством; имелись эндемичные сорта. Выращивали персики, абрикосы, черешню, яблоки, груши, алычу и др. Практиковалось домашнее сушение фруктов, с кон. XIX в. — переработка их на кустарных консервных заводах, а также вывоз за пределы Аварии на продажу и для обмена на зерно. Из лучших сортов винограда делали на продажу вино.

С кон. XIX в. начали выращивать лук, чеснок, в сов. период — капусту, огурцы, помидоры. В сов. время усилилась зональная специализация, в ряде р-нов действуют филиалы пром. предприятий, консервные заводы.

Считается, что уже в эпоху бронзы скотоводство на терр. А. имело оседлый характер. Разводили мелкий (овец, коз), а также кр. рогатый скот, лошадей, ослов, мулов. Преобладало, особенно в высокогорных р-нах, овцеводство, к-рое уже с XVI в. развивалось как товарная отрасль с географич. разделением труда.

Традиц. породы овец грубошерстные (андийская, гунибская, аварская), в сов. время появились и тонкорунные. В высокогорной зоне преобладало отгонное скотоводство, в горной — стойлово-выгонное в сочетании с отгонным (овцеводство), в предгорной — стойлово-выгонное. Подсобные занятия — охота (дикие козы, олени, туры, лисы и др.) и пчеловодство (особенно в садоводч. р-нах).

Домашние промыслы и ремесла: жен. — ткачество (сукно, ковры), вязание из шерсти (носки, обувь), выделка войлока, бурок, вышивание; муж. — обработка кожи, резьба по камню и дереву, кузнечное, чеканка по меди, оружейное, ювелирное, изготовление деревянной утвари. Сукна выделывались с древности (имеются средневековые археол. находки) и считались лучшими в Дагестане, вывозились за его пределы (особенно белые — в Тбилиси); фабричными тканями сукно было вытеснено лишь в нач. XX в. Имеются археол. находки VIII—X вв. бронзовых ажурных поясных пряжек, блях.


Выделяется серебряное дело (мастера работали на продажу и на заказ), наиб. кр. центры — Согратль, Ругуджа, Чох, Гоцатль, Гамсутль, Унцукуль. Выделывали кинжалы, газыри, наборы для сбруи, муж. и жен. пояса, жен. украшения (браслеты, кольца, цепочки, бляхи, подвески, ожерелья, серьги и др.), в сов. время — также посуду, разл. предметы быта.

Изделия XIX в. часто повторяли более старые образцы. В Гоцатле в 1958 году был осн. художеств, комбинат. Техника металлообработки: гравировка, чернение, филигрань (особенно накладная), насечка, зернь; применяли вставки из натуральных камней, цветного стекла, цепочки и др. наборные детали. В совр. искусстве Гоцатля большую роль играет техника чернения.

С кон. XIX — нач. XX вв. мировой известностью пользуются изделия из Унцукуля: предметы быта (трубки, портсигары, шкатулки, трости, палки, чернильные наборы, коробочки, шкатулки и т. д.) из кизилового дерева с тонкой насечкой (узор геом.) из серебра, меди, позднее и мельхиора; в сов. время здесь открыта худ. фабрика.

Осн. центры коврового произ-ва — Хунзахский, Тляратинский р-ны, часть с. Левашинского и Буйнакского р-нов: ворсовые и безворсовые двухсторонние ковры, гладкие двухсторонние паласы, узорные войлочные ковры, циновки чибта (к шерст. пряже добавлена болотная осока), мелкие ковровые изделия (переметные сумки хурджины, наседельники, попонки, подушки и т. д.).

Резьбой по дереву занимались почти в каждом селении; ею украшали наличники окон и дверей, колонны, подбалки столбов, балконы, мебель, лари и др. предметы утвари, посуду. Осн. виды резьбы — контурная, плоскосилуэтная, трехгранновыемчатая. Резьбой по камню украшали фасады жилых домов, мечетей, надмогильные памятники. Особенно славились резчики из ее.

Ругуджа, Чоха, Куядинских хуторов (Гунибский р-н). Традиц. мотивы орнамента — стилизованные изображения животных, астральные символы, геометрические, растительные, ленточные узоры, плетёнка.

Начинаю сериал «Ох уж, эти странные …»
Особенности шести наций Дагестана. Попытка выделить не похожие на других привычки и отличия.

Такое имя им дали русские, сами они называют себя «маарулал» — горцы. Их в Дагестане больше всех, 650 тысяч человек. Один из самых гостеприимных народов мира. При встрече улюбаются, крепко жмут руку. Непростительно аварцу подавать вялую руку, чуть ли не края пальцев. Это они примут за оскорбление. Уважение к старшим возведено в ранг закона. Даже глубокий старик, уже чуть съехавший с рельсов, все равно будет иметь почет у молодежи. Отсутствие уважения к старшим роняет авторитет младшего. Поцелуи при встрече не приветствуются. Такого среди мужчин у них нет. Не любят отчества, обращаются по имени. Храбрые воины. Без их участия не проходила ни одна война в Дагестане. Они приняли на себя тяжесть сопротивления царским войскам. Этим они кичатся при случае. Даргинцы их поймали на этой волне и поднимают тост «за великий дагестанский народ и ее вооруженные силы — аварцев». Очень талантливы, имеют много танцоров, поэтов и певцов. Любят петь патриотические песни и гимны. Любят шутить над даргинцами, соревнуются с ними во всем, остальные нации для них не ровня. Разделяют нации на хороших и плохих. От других они стерпят то, что никогда даргинцам не простят. У них главный принцип: во власти какой угодно, но пусть свой.
Очень любят должности, а в должностях внешние арибуты: кабинет, машину, вторую жену, посаженную приору, яркий прикид и публичные понты. Будет ходить голодным, но красивый автомобиль купит. Ради этого может пойти на сомнительную сделку или нечестный сговор.
Сильные лидерские качества. Готовы брать инициативу на себя. Никого впереди себя не хотят пропускать. При всей сплоченности в быту, на выборах разделяются на группировки. Поэтому их легко обойти. Фанатики мяса и хинкала, объяснения, что хинкал вреден из-за плохого сочетания углеводов и белков, отвергают железным аргументом — наши предки его ели и были здоровее всех нас. Едят мясо и мясом закусывают. Пока аварец не поесть мяса, он будет голодным.
Аварцев легко вывести из равновесия. Есть разные способы, но главный это задеть патриотизм, сказать что физически слабый. Уважают физическую силу и поголовно занимаются в спортивных секциях. Даже старики могут показать мышцы и хвалиться силой. Нация открытая, скрытных мало, душа нараспашку. Ирония для них недоступна. Абстрактных шуток не любят. Все сказаное они принимают за чистую монету. В очередях любят толкаться. Если в очереди всего три человека, все равно будут лезть вперед. Залезая в автобус или поезд, аварец обязательно растолкает окружающих локтями и протиснется вперед.
Если аварцу предложить поесть, он даже будучи очень голодным, откажется и скажет что сыт. Надо предложить три раза, потом только согласится поесть.
Словесная эквилибристика им не присуща, они от души посмеются упавшему со стула и поскользнувшемуся на льду. Дешевый фарс, жесткий и грубый — вот что им по вкусу.
Жести аварца это жесть, он любит размахивать руками, громко кричать и эмоционально выражаться. У аварцев, особенно хунзахцев, самые страшные проклятия, иногда даже трехэтажная брань. Даже после серьезной драки и ссоры, аварцев легко мирить. Они быстро забывают обиды. Это очень хорошее качество.
Очень увлекаются лошадьми и собаками. На скачках почти все призовые места занимают лошади аварцев. Очень любят, боготворят певцов. Даку Асадулаев, Синдиков и Гаджилав у них в ранге национального героя. Любая певица обязательно включит в репертуар народные песни. Не перепетые, а самой найденные и свои собственные.
На свадьбу аварцы еще могут не пойти, но на соболезнование пойдут обязательно. Знают свой род, тухум чуть ли не до седьмого колена. Любой старик уверен, что сыновья, дочери его не оставят на старости лет одного. Уход и внимание старому аварцу обеспечены. Он железно знает, что и после смерти он будет с достоинством похоронен и положенный ритуал будет исполнен.
Если не пригласить на свадьбу близкого родственника, тот может серьезно обидеться. Не пойти на похороны такой же грех, как не пригласить на свадьбу сына. Свадьба дочери не значительное событие в жизни аварца. Отец с сыновьями даже может не придти на свадьбу дочери.
Отличаются пренебрежением к закону. Они считают себя свободными людьми. Если рядом проходит газовая труба, аварец не видит никакого нарушения врезаться в него и потреблять газ. О законе они вспоминают только тогда, когда он нужен им. При любом нарушении, аварец начнет договариваться, искать знакомых знакомого, но решит проблему, не доводя до суда. Хотя это ему будет стоит намного дороже.
Насчет денег, аварец щедр, может отдать последнее соседу, поэтому в бизнесе им трудно высоко подняться. Заветная мечта аварца — разбогатеть как можно скорее и желательно это сделать не пошевелив пальцем. Аварец хорош как друг. За друга он готов пожертвовать многим.
Аварец очень ценит свой язык, гордится им и никак не хочет учить английский. Он будет безумно рад, если увидит, что англичанин учит аварский язык.
Вот таковы они, эти странные аварцы.

Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?

Это коренное проживающее в восточной Грузии. На сегодняшний день данная народность разрослась настолько, что является основной по численности в Дагестане.

Происхождение

До сих пор остаётся весьма туманным. Согласно грузинской летописи, их род проистекает от Хозониха, потомка прародителя дагестанского народа. По его имени в прошлом было названо аварское ханство - Хунзах.

Бытует мнение, что на деле аварцы произошли от каспиев, легов и гелов, однако оно не подкреплено никакими доказательствами, в том числе и сама народность не причисляет себя ни к кому из вышеперечисленных племён. Сейчас ведутся исследования с целью найти связь между аварцами и аварами, основавшими канагат, впрочем, пока эти попытки не приносят должного результата. Но благодаря генетическим анализам (только материнская линия) можно сказать, что данная национальность (аварец) ближе всего к славянам, нежели к другим народам Грузии.

Другие версии происхождения аварцев также не вносят ясности, а лишь запутывают из-за существования двух разных племён с почти одинаковым названием. Единственное, о чём упоминают историки, так это о вероятности того, что имя данной народности дали кумыки, которым те причиняли массу беспокойств. Слово "авар" с тюркского переводится как "тревожный" или "воинственный", в некоторых преданиях такое имя носили мифические существа, одарённые сверхчеловеческой силой.

Те же, чья национальность - аварец, часто зовут себя так, как сами посчитают уместным: маарулалы, горцы и даже "верховные".

История народа

Земля, занимаемая аварцами в период с V по VI вв. до н. э., получила название Сарир. Это царство простиралось на севере и граничило с поселениями аланов и хазар. Несмотря на все обстоятельства, играющие в пользу Сарира, крупным политическим государством он стал лишь в X веке.

Хоть это и был период раннего средневековья, общество и культура страны были на весьма высоком уровне, здесь процветали различные ремёсла и скотоводство. Столицей Сарира стал город Хумрадж. Особенно отличившегося успешным правлением царя звали Аваром. История аварцев упоминает его как крайне отважного владыку, а некоторые учёные даже полагают, что название народа произошло от его имени.

Спустя два века на месте Сарира возникло Аварское ханство - одно из самых сильных поселений, а среди прочих земель выделились самостоятельные "вольные сообщества". Представители последних отличались свирепостью и крепким боевым духом.

Период существования ханства был неспокойным временем: постоянно гремели войны, последствиями которых были разруха и стагнация. Однако в беде объединялся, и его сплочённость лишь крепла. Примером тому было Андалалское сражение, не прекращавшееся ни днём, ни ночью. Впрочем, горцы добивались успеха благодаря знанию местности и различным хитростям. Этот народ был столь сплочённым, что в военных действиях участвовали даже женщины, гонимые желанием сохранить свой дом. Таким образом, можно сказать, что данная национальность (аварец) действительно получила верное название, вполне заслуженное воинственностью жителей ханства.

В XVIII веке многие ханства Кавказа и Дагестана вошли в состав России. Те же, что не желали жить под гнетом царской власти, организовали восстание, переросшее в длившуюся целых 30 лет. Несмотря на все разногласия, во второй половине следующего века Дагестан стал частью России.

Язык

Собственный язык и письменность аварцы развили ещё во времена Поскольку данное племя считалось сильнейшим в горах, его наречие быстро распространилось по прилежащим землям, став доминирующим. На сегодняшний день язык является родным для более чем 700 тыс. чел.

Диалекты аварского сильно отличаются и делятся на северную и южную группы, поэтому носители языка, изъясняющиеся на разных наречиях, едва ли поймут друг друга. Впрочем, говор северян более близок к литературной норме, и ухватить суть разговора проще.

Письменность

Несмотря на раннее проникновение жители Аварии начали использовать её лишь пару веков назад. До этого в обиходе был алфавит на основе кириллицы, но в начале XIX в. было принято решение о замене его на латиницу.

Сегодня официальной выступает письменность, графически схожая с русским алфавитом, но содержащая 46 символов вместо 33-х.

Обычаи аварцев

Культура этого народа довольно специфична. Например, при общении между людьми должна соблюдаться дистанция: мужчинам запрещено подходить к женщинам ближе, чем на два метра, в то время как последние должны соблюдать расстояние вдвое меньше. То же правило касается беседы молодёжи со стариками.

Аварцам, как и другим народам Дагестана, с детства прививают не только по возрасту, но и по социальному статусу. Тот, кто "главнее", всегда идёт справа, а муж - впереди своей жены.

Обычаи аварского гостеприимства бьют все рекорды доброжелательности. По традициям, визитёр возвышается над хозяином вне зависимости от его ранга и возраста и может прийти в любое время суток, не оповещая его об этом заранее. Владелец дома берет на себя всю ответственность за здоровье и безопасность прибывших. Но и гость обязан соблюсти некоторые правила этикета, запрещающие совершать ряд действий, не принятых в местном обществе.

В семейных отношениях власть главы дома не бывала деспотичной, женщине принадлежала ведущая роль в решении множества вопросов, но при этом существовала некоторая вынужденная отчуждённость между мужем и женой. Например, по правилам, те не должны спать в кровати вместе или жить в одной комнате, если в доме несколько помещений.

Также существовал запрет на общение между девушками и юношами, поэтому аварец (что за нация, было рассказано ранее) посещал дом избранницы, чтобы оставить в нём некую вещь, расценивающуюся как предложение руки и сердца.

Национальность аварец

Таким образом, можно сказать, что аварцы - крайне интересная народность с богатой вековой историей и захватывающими обычаями, далеко не полностью описанными в данной статье. Это очень открытые люди, не ведающие иронии, но любящие фарс. Они крайне эмоциональны, поэтому в личном общении не стоит выводить аварца из себя, задевая его чувство патриотизма или намекая на физическую слабость.