Кадровый консалтинг как отрасль управленческого консультирования. Управленческий консалтинг: задачи, методы и этапы оказания услуги

Аудит, консалтинг в области кадров - дело уже привычное: руководители компаний, крупных корпораций, понимают, что он необходим. В условиях смены общенаучной, деловой, управленческой парадигмы показатели работы предприятия определяются уже не только производительностью.

Среди параметров, по которым оценивают эффективность бизнеса, - характеристики персонала, совокупного человеческого потенциала, уровня подготовки сотрудников (соответствует ли он стратегическим целям организации). Интеллектуальный капитал фирмы - важнейшая ценность, поэтому его диагностика, разработка мер по улучшению системы мотивации, оценки персонала требует первоочередного внимания. Кадровый аудит необходим в условиях серьезной конкуренции, ограниченности ресурсов, ситуациях, связанных с объединением, разделением бизнеса.

В России и мире он стал распространенным инструментом для контроля работы организаций. Включает процедуры оценки:

· существующей структуры управления сотрудниками, ее эффективности;

· соответствия персонала целям развития фирмы;

· корректности ведения документации - с позиции юридических требований, основ делопроизводства.

Чтобы проблемы, их причины можно было правильно диагностировать, а рекомендации для руководства были конкретными, ценными, точными, необходимо соблюдать принципы кадрового аудита, консалтинга. Это фундамент деятельности профильных экспертов, привлекаемых к работе. Принципы делят на:

· относящиеся к самому аудиту - их должны соблюдать эксперты, по проверкам;

· касающиеся построения кадровых процессов - они связаны с функциональными взаимозависимостями, необходимостью внутрифирменной координации;

· направленные на достижение консалтинговых задач (принципы совместного решения проблемы).

ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ КАДРОВОГО АУДИТА

Чтобы кадровый аудит был эффективным, проводился с минимально возможными, достаточными затратами времени и сил, нужно, чтобы специалисты придерживались следующих принципов:

· Профессионализм - мнение аудитора должно подкрепляться профильным образованием, «свежестью», актуальностью знаний. Чтобы соблюсти требования, специалисту постоянно нужно повышать квалификацию, практиковаться, решать все более сложные задачи.

· Объективность, независимость от стороннего мнения, частных суждение или частных оценок. Аудитор должен быть непредвзятым, уметь самостоятельно принимать решение, быть устойчивым к необоснованным данным, не принимать на веру не подкрепленные данными характеристики. Это выражается в необходимости развивать самоконтроль - быть свободным от ситуативных факторов (настроения, успехов или неудач, самочувствия).

· Честность - нельзя допускать мошенничества, сознательного (даже случайного) искажения фактов, данных. Аудитор ручается за истинность выводов, то, что они основаны на правильно собранной, полной, комплексной первичной информации.

· Достоверность. При оценке необходимо учитывать только реальный уровень знаний, владения «предметом», навыками. Ключевой фактор - полнота выполнения обязанностей сотрудником.

· Работа по нормам международного права. Кроме национальных законодательных актов нужно обеспечить соответствие мировым стандартами.

Кадровый аудит и консалтинг должны быть комплексными, согласованными между участниками процедур, учитывать стратегические цели фирмы-заказчика, другие факторы. Это позволит провести анализ работы организации.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КАДРОВЫХ ПРОЦЕССОВ

Консультанты, аудиторы должны оценивать качество документации (давать рекомендации по исправлению проблем), выстраивать иерархию, рабочие процессы для повышения эффективности управления персоналом. Из-за возрастающей специализации, разделения обязанностей, усложнения организационных структур нужно точно координировать операции во времени, «увязывать» всех сотрудников, их деятельность между собой.

Принципы кадрового аудита и консалтинга при оценке рабочих процессов следующие:

· взаимозависимость - ни один рабочий процесс не должен проходить в изоляции от прочих, нужно обеспечить интеграцию, плавное «перетекание» операций друг в друга;

· рациональность - «необходимость и достаточность» процесса, в нем не должно быть лишних процедур, каждый сотрудник, действие служат четкой цели;

· экономичность - формат минимально необходимых затрат, временных, финансовых, любых других;

· взаимозаменяемость - чтобы рабочие процессы велись непрерывно, стоит исключить их остановку из-за выбытия отдельных «элементов»;

· коммуникативность - нужно обеспечить непрерывную обратную связь, учет реакции, мнения сотрудников, руководства.

Последний принцип определяет дополнительные задачи для консультантов. Они должны обеспечить совместную работу персонала, иначе отдача от их труда будет меньше, чем ожидается.

ПРИНЦИПЫ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ НАД ЗАДАЧАМИ

Кадровый консалтинг среди всех задач решает вопросы совместной работы над ситуацией, позитивного восприятия изменений персоналом. Чтобы исправление недостатков, проблем, выявленных аудиторами, проходило «безболезненно», нужно соблюдать принципы:

· Реальности - ориентации на работу в конкретных условиях. Для проведения каждого действия учитывают имеющиеся ограничения, интересы всех сторон (параллельных отделов, контрагентов и др.). Идеи участников, таким образом, нужно «приземлять».

· Управляемости - процесс движения к результату должен контролироваться. Всем участникам нужно принимать изменения, понимать, как они происходят, зачем.

· Привлекательности - к достижению поставленных целей должен стремиться каждый участник. Это означает, что персонал нужно стимулировать к изменениям, поощрять инициативу, готовность «работать над ошибками».

Важно разработать механизмы мотивирования, информирования персонала, правового обеспечения. Руководство должно располагать индикаторами оценки качества работы сотрудников и кадровой политики.

BDO Unicon Outsourcing предлагает услуги кадрового аудита, консалтинга. Эксперты с отраслевой специализацией придерживаются фундаментальных принципов. Качество работы подтверждают более 350 успешно завершенных проектов. BDO Unicon Outsourcing - 25 лет опыта и компетентность для защиты ваших интересов.

Оптимизация системы управления персоналом как основная цель кадрового консалтинга. Основные этапы оптимизации системы управления персоналом: предварительная диагностика состояния системы управления персоналом, реорганизация подсистем управления персоналом, внедрение и сопровождение. Оптимизация организационной и функциональной структуры системы управления персоналом. Оптимизация функций управления персоналом. Оптимизация технологий управления персоналом. Критерии выбора консультантов в области управления персоналом. Методы кадрового консалтинга: бенчмаркинг, кадровый мониторинг, кадровый контроллинг, технологии Assessment Centre и др. Оформление результатов кадрового консалтинга. Оценка эффективности кадрового консалтинга.

Специфика кадрового консалтинга по отдельным подсистемам управления персоналом: документационного обеспечения управления персоналом; анализа потребностей по работе с персоналом; оценки требований рабочих мест; оценки профессионально важных качеств; стимулирования и оплаты труда; подбора и адаптации персонала; оценки уровня квалификации; обучения персонала; оценки социально-психологического климата.

Тема 5. Теоретические основы аудита персонала

Классификация аудиторской деятельности. Виды аудита. Отличительные черты, достоинства и недостатки видов аудита. Направления аудита. Финансовый, государственный, управленческий аудит.

Аудит персонала как форма диагностического исследования организации. Предмет и задачи аудита. Динамика целей и методов аудита в разные периоды истории. Различные определения понятий аудита. Аудит и аудиторская деятельность. Аудит и консалтинг. Аудит и ревизия. Становление аудита в России. Проблемы информационного риска при аудите. Регулирование аудиторской деятельности. Правовые основы аудита. Аудиторские стандарты. Принципы проведения аудита. Основные правила поведения аудитора. Основные черты характера и практические умения, необходимые аудитору.

Тема 6. Методология аудита персонала

Методологические подходы к аудиту персонала организации. Сущность и основные элементы концепции аудита персонала. Персонал организации, его деятельность как объект аудита. Основные аспекты аудита в трудовой сфере: организационно-технологический, социально-психологический, экономический. Цели и задачи аудита персонала. Виды аудита персонала. Методы аудита персонала. Технология аудита персонала. Основные этапы аудита: подготовительный, сбор информации, анализ и обработка информации, оценка эффективности аудиторской проверки. Цели и содержание этапов аудита.

Тема 7. Методические основы проведения аудита персонала в организации

Основные показатели аудита персонала в организации. Методика проведения аудита персонала. Стандарты аудита персонала. Основные источники информации, используемые при проведении аудита в социально-трудовой сфере: законы и инструкции; трудовые показатели; анкетирование и интервьюирование работников. Задачи и основные направления анализа трудовых показателей при проведении аудита персонала. Совершенствование системы управления персоналом организации на основе аудита персонала. Оценка эффективности аудита персонала.

ББК 65

Рабочая программа учебной дисциплины «Кадровый консалтинг и аудит» составлена в соответствии с требованиями ООП по направлению подготовки 080400.68 Управление персоналом, профиль подготовки Кадровый менеджмент на базе ФГОС ВПО.

Утверждена на заседании кафедры Управления персоналом и документоведения от 01.01.2001 г., протокол, редакция 2013 г.

Поправки внесены и утверждены на заседании кафедры Управления персоналом и трудового права 28.05.2014 г Протокол №10

© Издательство Владивостокского
государственного университета

экономики и сервиса, 2014

Введение

Дисциплина «Кадровый консалтинг и аудит» относится к специальным дисциплинам вариативной части профессионального цикла подготовки магистров по направлению «Управление персоналом». Ее изучение предполагает формирование у магистрантов глубоких познаний о современном состоянии кадровой работы, ее основных направлениях, возможных услугах, оказываемых специалистами в этой области, а также методиках и видах кадрового аудита.


Для изучения данной дисциплины магистрам необходимы компетенции, сформированные у них ранее в результате освоения следующих дисциплин: «Современные проблемы управления персоналом», «Инновационные технологии разработки, обоснования и принятия кадровых решений».

1. ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1.1 Цели усвоения учебной дисциплины

Целями освоения дисциплины «Кадровый консалтинг и аудит» являются:

- формирование способности и навыков к ведению организационно-управленческой, информационно-аналитической и предпринимательской деятельности , обеспечивающей эффективное управление трудовыми ресурсами и персоналом организаций;

Формирование способности к инновационным разработкам, обоснованию и принятию кадровых решений;

Формирование способности принятия и грамотной оценки эффективных управленческих решений;

- выработка навыков кадрового планирования и маркетинга персонала;

- приобретение знаний основных принципов организации кадровой политики в Российской Федерации.

1.2 Место учебной дисциплины в структуре ООП (связь с другими дисциплинами).

Дисциплина «Кадровый консалтинг и аудит» относится к профессиональному циклу ООП магистратуры и ориентирована на оптимизацию организационно-управленческого уровня подготовки магистров. Дисциплина находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП и базируется на знаниях, полученных при изучении предметов общенаучного и профессионального цикла, таких, как: философия, культурология, правоведение , общая и социальная психология, этика делового общения, управление социальным развитием персонала, культура речи и т. д. Вместе с этим, предметное поле дисциплины предполагает одновременное изучение смежных отраслей знания, имеющих схожие целевые установки в рамках ООП: «Организационная диагностика», «Корпоративная социальная ответственность организации», «Инновационные технологии разработки, обоснования и принятия кадровых решений», «Документационное обеспечение управления персоналом» и т. д.

1.3 Компетенции обучающегося, формируемые

в результате освоения учебной дисциплины

В результате изучения дисциплины будут сформированы следующие компетенции:

ПК-16 - умение проводить анализ социально-экономической эффективности системы и процессов управления персоналом и использовать его результаты для подготовки решений в области оптимизации функционирования системы управления персоналом, или отдельных ее функций;

ПК-28 - владение навыками оценки состояния и оптимизации кадрового делопроизводства и кадрового учета;

ПК-31 - умение своевременно и профессионально консультировать работодателя и персонал организации о правах и обязанностях, возникающих в результате заключения трудового договора , в том числе о возможных конфликтах интересов и соблюдении конфиденциальности;

ПК-32 - владение навыками оценки эффективности работы с персоналом;

ПК-36 - умение разрабатывать и применять методы и инструменты проведения исследований в системе управления персоналом и проводить анализ их результатов;

Консультации

Вид итогового контроля

1.5 Виды контроля и отчетности по дисциплине

Название раздела / темы

Формы текущего контроля и аттестации

Презентация реферата

Презентация реферата, выступление на дискуссии

Основные этапы кадрового консалтинга, его методы и оценки эффективности

Сущность аудита персонала, его основные элементы

Методы и основные этапы аудита персонала

Тестовый опрос, проверка заданий

Методологические основы проведения аудита персонала в организации

Основные направления аудита персонала

Тестовый опрос, оценка практических заданий и работы студентов в ходе беседы и круглого стола

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Темы лекций

Раздел 1. Предмет и содержание дисциплины «Кадровый консалтинг и аудит»

Тема 1. Предмет, содержание и задачи дисциплины «Кадровый консалтинг и аудит». Понятие кадрового консалтинга и аудита персонала. Предмет и объекты изучения, их актуальность и значимость в условиях рыночной экономике.

Тема 2. Основные цели и задачи кадрового консалтинга и аудита. Современные подходы к их определению. Актуальность этого вида деятельности , его практический смысл, социальное и организационное значение.

Раздел 2. Сущность, содержание и функции кадрового консалтинга

Тема 1. Кадровый консалтинг как направление управленческого консультирования. Сущность и содержание кадрового консалтинга. Методологические подходы к кадровому консалтингу. Цели и задачи кадрового консалтинга в зависимости от степени развития системы управления персоналом организации.

Тема 2. Отечественный и зарубежный рынок кадрового консалтинга: обзорный анализ. Необходимость кадрового консалтинга в различных условиях развития бизнеса : при перестройке системы управления бизнесом с целью повышения финансовых и производственных показателей, подготовке к слиянию или поглощению, централизации или децентрализации менеджмента в целом или по отдельным направлениям деятельности.

Раздел 3. Основные этапы кадрового консалтинга, его методы и оценки эффективности

Тема 1. Содержание и процедуры кадрового консалтинга. Оптимизация системы управления персоналом как основная цель кадрового консалтинга. Основные этапы оптимизации системы управления персоналом: предварительная диагностика состояния системы управления персоналом, реорганизация подсистем управления персоналом, внедрение и сопровождение. Оптимизация организационной и функциональной структуры системы управления персоналом. Оптимизация функций управления персоналом. Оптимизация технологий управления персоналом.

Тема 2. Критерии выбора консультантов в области управления персоналом. Методы кадрового консалтинга: бенчмаркинг, кадровый мониторинг, кадровый контроллинг , технологии «Assessment Centre» и др. Оформление результатов кадрового консалтинга. Оценка эффективности кадрового консалтинга.

Раздел 4. Сущность аудита персонала, его основные элементы

Тема 1. Персонал организации, его деятельность как объект аудита. Основные аспекты аудита в трудовой сфере: организационно-технологический, социально-психологический, экономический. Цели и задачи аудита персонала.

Тема 2. Методологические аспекты аудита персонала. Методологические подходы к аудиту персонала организации Сущность и основные элементы концепции аудита персонала. Организационное и управленческое значение аудита персонала.

Раздел 5. Методы и основные этапы аудита персонала

Тема 1. Виды аудита персонала. Методы аудита персонала. Технология аудита персонала.

Тема 2. Основные этапы аудита: подготовительный, сбор информации, анализ и обработка информации , оценка эффективности аудиторской проверки. Цели и содержание этапов аудита.

Раздел 6. Методологические основы проведения аудита персонала в организации

Тема 1. Методические основы проведения аудита персонала в организации. Основные показатели аудита персонала в организации. Методика проведения аудита персонала. Стандарты аудита персонала. Основные источники информации, используемые при проведении аудита в социально-трудовой сфере: законы и инструкции; трудовые показатели; анкетирование и интервьюирование работников.

Тема 2. Задачи и основные направления анализа трудовых показателей при проведении аудита персонала. Совершенствование системы управления персоналом организации на основе аудита персонала. Оценка эффективности аудита персонала.

Раздел 7. Основные направления аудита персонала

Тема 1. Ключевые направления аудита персонала. Аудит рабочих мест: аудит производительности, аудит укомплектованности, аудит развития персонала, стратегический аудит. Аудит найма. Аудит увольнений . Аудит вознаграждений. Аудит условий и безопасности труда. Аудит работы служб управления персоналом

2.2 Перечень тем практических/лабораторных

занятий и самостоятельной работы студентов (СРС)

Объект, предмет, содержание и задачи дисциплины

Работа с учебной литературой, подготовка рефератов (эссе)

Кадровый консалтинг как направление управленческого консультирования

Работа с учебной литературой, подготовка реферата, подготовка к дискуссии

Работа с учебной литературой, анализ конкретной ситуации (кейс) с подготовкой аналитической записки

Направления кадрового консалтинга

Работа с учебной

Теоретические основы аудита персонала

Работа с учебной литературой, выполнение учебных заданий, подготовка к дискуссии

Методология аудита персонала

Работа с учебной литературой, подготовка к деловой игре

Направления аудита персонала в организации

Работа с учебной литературой, выполнение учебных заданий, подготовка к круглому столу

3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие средства, способы и организационные мероприятия:

- изучение теоретического материала дисциплины с использованием компьютерных технологий. Предполагается использование магистрами пакета следующих компьютерных программ: Microsoft Word , Excel , Access ;

- самостоятельное изучение теоретического материала дисциплины с использованием Internet -ресурсов, информационных баз, методических разработок, специальной учебной, научной, справочной и нормативно-правовой литературы;

- закрепление теоретического материала при проведении семинарских занятий и самостоятельных работ путем выполнения проблемно-ориентированных, командных, поисковых и творческих заданий.

Вместе с этим, при освоении дисциплины используются определенные сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности магистров для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций. Для этого применяются как традиционные методы и формы обучения, так и инновационные, активные и интерактивные технологии: лекции, кейсы и case -study , круглые столы, дискуссии, деловые игры, самостоятельная работа, исследовательская работа и т. п.

Методы и формы активизации

деятельности

Виды учебной деятельности

Дискуссия

Командная работа

Кейсы и case-stady

Индивидуальное обучение

Деловые игры

Обучение на основе опыта

Исследовательская и аналитическая работа

Круглые столы

4.1 Перечень и тематика самостоятельных работ

студентов по дисциплине

Темы, выносимые на самостоятельную работу:

- технологии принятия управленческих решений в трудах зарубежных исследователей;

Инновационные процессы и их сущность в современном кадровом производстве;

Кадровые решения с позиций процессного подхода ;

Проектирование тренинга управления персоналом;

Подготовка и проведение тренинга разработки, обоснования и принятия кадровых решений;

Качество и эффективность управленческого кадрового решения;

- профессиональный поиск и подбор персонала;

- услуги консультантов по персоналу;

- оценка персонала по компетенциям;

- значение консалтинга и аудита для развития международного и российского управления бизнесом;

- оценка управленческого потенциала руководителей и кадрового резерва предприятия.

Тема самостоятельной работы может быть сформулирована самим студентом по согласованию с преподавателем.

4.2 Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения учебной дисциплины

1. Сущность и содержание кадрового консалтинга

2. Цели, задачи и функции кадрового консалтинга

3. Современные направления кадрового консалтинга

4. Методы кадрового консалтинга

5. Становление и развитие кадрового консалтинга как сферы практической деятельности в России и за рубежом

6. Международная классификация консультационных услуг

7. Российская классификация консультационных услуг

8. Виды консультационных услуг

9. Становление и развитие управленческого консалтинга

10. Виды управленческого консалтинга

11. Консультирование в области общего и стратегического управления организацией

12. Консультирование по вопросам повышения производительности и эффективности

13. Реструктуризация компаний: общая характеристика феномена

14. Виды реструктуризаций организаций: слияния, поглощения, сетевые объединения

28. Процедура аттестации аудиторов

29. Лицензирование аудиторской деятельности

30. Стандарты аудиторской деятельности

31. Виды аудиторских услуг

32. Управленческий аудит

33.Сопутствующие виды аудиторских услуг

34. Аудиторская проверка

35.Аудиторские доказательства

36.Аудиторская выборка

37.Аудиторское заключение

38. Контроль качества аудита

39. Аудит персонала в системе управления персоналом организации

40. Аудит рабочих мест

41. Аудит найма

42. Аудит увольнений

44. Аудит условий и безопасности труда

45. Аудит служб управления персоналом

Самостоятельная работа студентов по своему смыслу направлена на углубление и закрепление знаний, а также развитие соответствующих практических навыков. Это предполагает:

- работу магистров с лекционным материалом, поиск и анализ литературы и электронных источников информации по заданной проблеме и / или выбранной теме;

- своевременное и качественное выполнение домашних заданий;

- перевод материалов из тематических информационных ресурсов с иностранных языков (при условии владения ими);

- глубокое изучение тем и заданий, вынесенных на самостоятельную проработку;

Подготовка к экзамену или зачету.

Содержание дисциплины предусматривает приобретение магистрантами практических навыков по решению задач кадровой работы. Поэтому одним из наиболее важных и эффективных образовательных технологий, применяемых в процессе усвоения знаний по данной дисциплине, является технология «case -study ». Разбор кейсов предполагается как на практических занятиях, так и в качестве самостоятельной работы. Изучение наиболее сложных из них может быть дано магистрантам в качестве домашнего задания.

Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа студентов направлена на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций, повышение творческого и проективного потенциала магистров. Эта работа заключается в:

- поиске, анализе, структурировании и презентации необходимой информации;

Анализе и корректной интерпретации статистических и фактических материалов по заданной теме;

Исследовательской работе и участии в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах.

В качестве рекомендаций при работе с литературой следует обратить внимание на электронные ресурсы библиотеки университета: электронный каталог, электронные базы данных , содержащий значительный перечень источников по проблематике курса.

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1 Основная литература

Аудит и контроллинг персонала организации: учебное пособие для студентов вузов / [авт.: и др.] ; под ред. . - М. : Вузовский учебник, 20с.

Консультирование в управлении человеческими ресурсами: учеб. пособие для студентов вузов / [авт. кол.: , и др.] ; под ред. . - М. : ИНФРА-М, 20с. - (Высшее образование)

Одегов и контроллинг персонала: учебник для студентов вузов / , ; Рос. экон. акад. им. . - 2-е изд.,перераб. и доп. - М. : Альфа-Пресс, 20с.

Митрофанова T , контроллинг и оценка расходов на персонал: учебно-практ. пособие для студентов вузов / , ; под ред. ; Гос. ун-т управления. - М. : Проспект, 20с. - (Управление персоналом: теория и практика).

Дополнительная литература

Блок Питер Безупречный консалтинг: пер. с англ. / П. Блок. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 20с. : ил. - (Консалтинг).

Блюмин систем информационного, консультационного и инновационного обслуживания: учебное пособие / , ; Моск. ин-т гос. управления, права и инновацион. технологий. - М. : Дашков и К*, 20с. : ил.

Зильберман Мел Консалтинг: методы и технологии: пер. с англ. / М. Зильберман. - СПб. : Питер, 20с. : ил. - (Консалтинг).

Л Исследования в менеджменте: пособие для магистров: учеб. пособие [для студентов вузов] / . - М. : КУРС: ИНФРА-М, 20с.

Лапыгин управленческого консультирования: учебное пособие по дисциплине "Менеджмент организации" / ; Владимир. гос. ун-т. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Академический Проект, 20с. : ил. - (Gaudeamus).

Марасанов в организационном консультировании / . - М. : Когито-Центр, 20с.

В Управленческое консультирование. Международный опыт: [учебное пособие для студ. вузов] / , . - Ростов н/Д: Феникс, 20с. : ил. - Библиогр. : с. 247-250.

5.2 Периодические издания

1. Деловой журнал «Управление персоналом»

2. Журнал «Трудовое право»

3. Журнал «Делопроизводство»

4. Журнал «Кадровик»

5. Журнал «Кадровое дело»

5.3 Интернет-ресурсы

1. http ://www .kadrovik .ru – электронный журнал, посвященный практике применения современных кадровых технологий

2. www .tddirector .ru / - электронный журнал, публикующий информацию о рынке консалтинговых, кадровых и тренинговых услуг, HR -менеджменте и корпоративной культуре компаний

3. www. *****/magazines/staff - кадровая служба и управление персоналом предприятия

4. http://***** – электронный журнал «Кадры предприятия»

6. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

При изучении основных разделов дисциплины, выполнении контрольных и самостоятельных работ магистры используют компьютерное оборудование, оснащенное пакетом программ MicroSoft Office последней версии

7. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

Кадровое консультирование (кадровый консалтинг) - это вид деятельности, связанный с решением задач, стоящих перед менеджерами высшего звена в области управления человеческими ресурсами, с целью увеличения прибыльности бизнеса

Организационное консультирование - практическая область психологии, занимающаяся изучением психологических проблем управления организацией и созданием психологических методов принятия решения, разрешения конфликтов и повышения эффективности общения членов организации

Консалтинговая компания - компания, выполняющая услуги:
- по исследованию и прогнозированию рынков;
- по разработке маркетинговых программ;
- по оценке эффективности проектов;
- по созданию и преобразованию организационных структур;
- по поиску путей выхода из кризисных ситуаций;
- по оценке стоимости объектов и др.
Консультант - квалифицированный специалист в определенной области человеческой деятельности, дающий советы другим специалистам, нуждающимся в них.
Цена консалтинговых услуг - размер, нормативная и фактическая величина оплаты за консультационные условия.

Аудитор - физическое или юридическое лицо, имеющее необходимые полномочия на проверку финансово-хозяйственной деятельности организаций. Аудиторские фирмы, являясь независимыми частными фирмами, в своей деятельности несут юридическую ответственность перед государством, хотя вознаграждение получают от того общества или компании, деятельность которых они проверяют. В РФ аудитор должен владеть специальной лицензией.

Ассистент аудитора - физическое лицо, не аттестованное на право ведения аудиторской деятельности, участвующее в аудиторской проверке, являющееся помощником аудитора и работающее под его руководством.
Аудитор, работающий самостоятельно - аудитор, который занимается аудиторской деятельностью как физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, зарегистрированное в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя .
Аудиторская группа - группа лиц, включающая руководителя группы, аудиторов, ассистентов аудитора, экспертов, стажеров и технических работников, принимающая непосредственное участие в проведении аудиторской проверки определенного экономического субъекта.
Аудиторская организация - обычно - коммерческая организация , ведущая исключительно аудиторскую деятельность и получившая в установленном порядке лицензию на осуществление этой деятельности.
Внутренний аудитор - сотрудник подразделения внутреннего аудита, организованного экономическим субъектом.

Контроль качества аудита - методики и процедуры, принятые аудиторской организацией для того, чтобы ее руководство получило разумную уверенность в том, что в ходе всех аудиторских проверок, проводимых этой организацией, выполняются требования правил аудиторской деятельности и других нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность в РФ.

Письмо-обязательство аудитора - документ, регламентирующий обязательства и ответственность экономического субъекта и аудитора на этапе заключения соглашения о проведении аудиторской проверки.
Профессиональное суждение аудитора - точка зрения аудитора, основанная на его знаниях, квалификации и опыте работы, которая служит основанием для принятия им субъективных решений в обстоятельствах, когда однозначно и жестко определить порядок его действий не представляется возможными
Профессиональный скептицизм аудитора - необходимое качество аудитора, заключающееся в том, что он при формировании своего мнения всегда должен принимать во внимание, что в силу объективных и субъективных причин получаемые им аудиторские доказательства могут быть неверными, содержать ошибки и искажения.
Эксперт - в аудите - не состоящий в штате аудиторской организации специалист, имеющий достаточные знания и/или опыт в определенной области либо по определенному вопросу, отличным от бухгалтерского учета и аудита. По соглашению с аудиторской организацией эксперт дает письменное заключение в пределах своей компетенции.

Следует отметить, по данным опросов, что сам руководящий состав консультационных фирм на первое место по актуальности и перспективности выдвинул консалтинг по работе с персоналом. По его мнению, это «вопрос № 1» на данный момент. Представители же руководящего состава клиентских организаций на первое место поставили аудит, так как аудиторские компании дают возможность не попасть в неприятность и вовремя подкорректировать финансовую ситуацию.

В настоящее время в консалтинге существует многообразие видов консультационных услуг по управлению персоналом, каждый из которых может стать предметом специального исследования.

Кадровый консалтинг занимается подбором специалистов для различных сфер деятельности; оценкой отдачи от инвестиций в человеческие ресурсы; подготовкой кадрового резерва. Консультанты по управлению кадрами разрабатывают решения по вопросам подбора сотрудников, контроля кадрового состава, системы оплаты труда, повышения квалификации и управления кадрами, охраны труда и психологического климата в коллективе. Кадровые консультанты занимаются профессиональным движением и сокращением штатов; культурой корпорации; здоровьем и безопасностью; программами поощрения; внутренними связями; трудовыми соглашениями и занятостью; обучением менеджменту; планированием рабочей силы; мотивацией; пенсиями; анализом функционирования; психологической оценкой. Их главная задача - содействовать менеджерам в оптимизации привлечения и использования такого ключевого для любой организации фактора, как человеческие ресурсы.

Современные технологии кадрового консалтинга

При всем многообразии упомянутых выше направлений деятельности кадровых консультантов в нашем исследовании хотелось бы остановиться на некоторых современных технологиях кадрового консалтинга, а именно хедхантинге, аутстаффинге и коучинге.

У любого руководителя есть желание иметь в своей компании профессиональных, надежных, лояльных сотрудников, особенно топ-менеджеров и «ключевых специалистов», т.е. тех, от кого зависит успешность бизнеса. Работодатели создают HR-отделы (кадровые службы) и требуют от них самостоятельного поиска лучших специалистов.

Хедхантинг, или «охота за головами», отличается от традиционных технологий поиска специалистов на рынке услуг по подбору персонала (массового сбора и профессионального рекрутинга). Зародившись в середине 1940-х гг. в США, хедхантинг уже в 1970-х становится доходным видом бизнеса: гонорары за подобного вида услуги составляют 30-35% годового дохода найденного специалиста. В России спрос на него объясняется недостатком высококлассных топ-менеджеров.

Как правило, к технологии Executive Search («качественный поиск») обращаются при необходимости найти людей, оказывающих решающее воздействие на бизнес компании, способных определить стратегию развития и обеспечить ее реализацию. Этот метод хорош, когда необходимо просмотреть весь рынок, причем можно заказать поиск и в других городах России. Любая вакансия уникальна, так как возникает в определенной компании в определенный момент времени: нет двух одинаковых компаний и требований к специалистам на позиции.

Услуги хедхантинга оказывают некоторые крупные фирмы, занимающиеся управленческим консультированием, или консультанты, которые специализируются только в этой области. Чаще всего это нужно деловым или другим организациям для заполнения важных руководящих или технических постов. Преимущество использования специалиста для поиска руководящих работников заключается в том, что он может получить информацию о потенциальных источниках комплектования этих кадров и предпринять систематический поиск и объективный отбор таким способом, который, как правило, выходит за рамки обычных возможностей линейного руководителя или управляющего кадрами. Деловые фирмы обращаются к услугам таких специалистов, если не хотят публично рекламировать эту должность или ищут кандидата в областях, где поиск не может основываться на рекламировании. Большинство кандидатов по разным причинам также считают такой метод пригодным. Некоторые рады узнать о возможности более интересной карьеры у другого работодателя, в то время как другие ценят конфиденциальное обсуждение альтернативных служебных возможностей, так как их нынешнее положение не позволяет им завязать контакт первыми или проявить интерес к другой работе. Исходя из опыта, процесс успешного поиска, отбора и привлечения кандидатов зависит от сложности заказа и занимает обычно от 4 до 12 недель. Но такая технология гарантирует наибольшую, практически 100%-ю вероятность нахождения и отбора нужного кандидата.

Несмотря на скудное количество информации (в основном это Интернет-ресурсы) о данном направлении деятельности консультантов, в области управления персоналом совсем недавно появилось достаточно ценное исследование практика хедхантинга П. Беленко. В нем впервые предпринята попытка обобщить теорию и практику хедхантинга в России, представить технологии и аналитический материал по данной проблеме.

Несомненно, интерес со стороны компаний к поиску специалистов высокого уровня по технологии Executive Search возрастает. Это связано прежде всего со стабилизацией ситуации в экономике. По данным исследований, если раньше основными клиентами были западные компании, то уже в 2002 г. значительно увеличилось количество заказов от российских компаний (на 22,6%), в том числе от крупных российских производителей (на 18,7%).

Аутстаффинг, или вывод персонала за штат, - концепция, позволяющая снижать административные расходы и риски, связанные с персоналом компании. Концепция этой услуги выросла из идей лизинга персонала, популярных на Западе в 70-80-х гг. XX в. В США и Западной Европе рынок этих услуг растет в среднем на 35% ежегодно. В середине 2002 г. спрос на него появился и в России. К основным предпосылкам для использования аутстаффинга в компаниях следует отнести необходимость снижения количества сотрудников в штатном расписании, а также административной и финансовой нагрузки при сохранении непосредственного руководства сотрудниками; желание сконцентрироваться на своем бизнесе, снять с компании обязательства по трудовым отношениям с сотрудником и обеспечить максимальную гибкость в управлении персоналом и соответствие количества рабочей силы реальному объему работы.

В последнее время необходимость и рыночную востребованность в России приобретает коучинг, который чаще всего преподносится как особый навык консультанта по управлению, или бизнес-тренера, и как персональное консультирование руководителей. Большинство коуч-консультантов определяют его не только как метод непосредственного обучения, но и как философию, систему технологий и методов, направленных на постановку и максимально быстрое достижение целей.

Коучинг как новая форма консультационной поддержки появился в начале 1980-х годов. Однако это не просто новое веяние в менеджменте, а четко сформулированный подход к работе с людьми, основанный на определенных принципах. Таким образом, коучинг - естественный процесс, целью которого является повышение эффективности деятельности компании.

Коучинг - это процесс, способствующий реализации обучения и развития и, следовательно, повышению компетентности и совершенствованию профессиональных навыков обучающегося. По определению Т. Голлуэй, коучинг означает раскрытие потенциала личности для максимизации собственной производительности и эффективности.

Для достижения успеха коучу необходимо знать и понимать как процесс коучинга, так и все разнообразие стилей, навыков и техник, соответствующих тому контексту, в котором применяется процесс коучинга.

Виды коучинга для организации:

1) индивидуальный коучинг, проводимый сторонним консультантом, как правило, для менеджеров и руководящих лиц;

  • 2) управленческий (руководящий) коучинг как управление сотрудниками, ориентированное на развитие организации, повышение эффективности исполнителей;
  • 3) групповой коучинг, направленный на группу лиц без строгих функциональных взаимосвязей;
  • 4) коучинг для отдельно взятого проекта, например формирование группы исполнителей;
  • 5) системный коучинг ; аналогичен групповому, но проводится с лицами, между которыми существуют прочные системные связи (коучинг организационного развития, корпоративный), с целью упорядочить взаимодействие, вовремя прояснить острые моменты, учесть интересы организации в целом и иметь свою специфику на каждой иерархической ступеньке.

Существует несколько наиболее очевидных преимуществ коучинга, которые имеют место для большинства людей и организаций, принявших коучинг в качестве стиля менеджмента:

  • 1. Улучшение продуктивности деятельности - это главное, для чего применяется коучинг. Он проявляет лучшее в отдельных работниках и коллективах.
  • 2. Развитие персонала.
  • 3. Повышение эффективности обучения персонала. Коучинг предполагает быстрое обучение «без отрыва от работы».
  • 4. Улучшение межличностных взаимоотношений в коллективе. Улучшение взаимоотношений и связанный с этим успех изменяют к лучшему всю атмосферу на работе.
  • 5. Освобождение времени менеджера для других задач. Подготовленный методом коучинга персонал, охотно принимающий ответственность, который не надо подгонять и за которым не требуется присматривать, освобождает менеджера для исполнения функций более высокого порядка, на что раньше он никак не мог найти времени.
  • 6. Умножение конструктивных идей. Коучинг и создаваемая с его помощью обстановка поощряют конструктивные предложения от членов команды без опасений, что они будут высмеяны или что последуют «оргвыводы». Часто одна конструктивная идея приводит к появлению других.
  • 7. Повышение эффективности использования мастерства и ресурсов людей.
  • 8. Быстрая и эффективная реакция в критических ситуациях. В атмосфере, где люди ценятся, они готовы «вытаскивать лодку» даже до того, как их позовут это делать. Во множестве организаций, где не ценят людей, они делают только то, что им приказывают, причем настолько мало, насколько возможно.
  • 9. Высокая гибкость и адаптивность к изменениям. Вся суть коучинга направлена на изменения, формирование соответствующего отклика и ответственности. Возрастающая конкуренция на рынке, технологические инновации, высокоскоростные глобальные коммуникации, экономическая неопределенность и социальная нестабильность создают эту потребность в течение нашей жизни. В таких условиях сможет выжить только гибкий и адаптивный.

Итак, конечный результат управления методом коучинга можно кратко сформулировать следующим образом: высокая продуктивность; уверенный в себе персонал; повышение качества жизни на рабочем месте; высвобождение времени менеджера; снижение стресса для всех участников; лучшее обслуживание клиентов.

С коучингом тесно связан «1еаш» - подход (ключевая идея - снижение всевозможных потерь и затрат в процессе производства). Возникнув в 1990 г., он активно внедряется в передовых международных компаниях, поскольку позволяет: повысить эффективность производства на 100% и более; сократить запланированные сроки на 50% и более; уменьшить количество брака на 50% и более; свести к минимуму количество клиентских рекламаций; сократить время внедрения новых продуктов и услуг более чем на 50%. Очевидно, что это в значительной мере способствует повышению прибыльности компании.

Следует отметить, что управленческое консультирование в сфере управления персоналом бывает очень действенным на самых разных этапах развития компании - в начале пути, в периоды роста или кризиса, когда привычные способы взаимодействия перестают быть результативными.