Ндс в медицинских организациях статьи. Медицинские услуги, облагаемые НДС (Семенихин В.В.)

Как известно, медицинские услуги не облагаются налогом на добавленную стоимость. Но каким документом, каким перечнем пользоваться при определении того, относится ли данная услуга к медицинской или нет?

Медицинские услуги, действительно, не облагаются налогом на добавленную стоимость (НДС), что определено статьей 149 Налогового кодекса РФ. Пункт 2 этой статьи изложен следующим образом:

"2. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:

1) следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации:

важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники;

протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним;

технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;

очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных);

2) медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Ограничение, установленное настоящим подпунктом, не распространяется на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета. В целях настоящей главы к медицинским услугам относятся:

услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию;

услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями;

услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению;

услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного;

услуги патолого-анатомические;

услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным;

3) услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты лицам, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями органов здравоохранения и органов социальной защиты населения;"

Что касается документа, определяющего какие именно медицинские услуги не облагаются НДС, то следует руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2001 г. N 132 "Об утверждении перечня медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость". Перечень включает в себя.

1. Услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы.

Медицинские учреждения являются плательщиками НДС на основании положений статьи 143 НК РФ. При этом помимо медицинских услуг, не облагаемых НДС, они могут оказывать услуги, которые подлежат налогообложению в общем порядке. По таким операциям налогоплательщики могут принять к вычету сумму «входящего» НДС. Но для этого необходимо организовать ведение раздельного учета операций, облагаемых и не облагаемых НДС, и сумм «входящего» НДС по товарам, работам, услугам, использованным в налогооблагаемых операциях.

Виды медицинских услуг, не облагаемых НДС

Прежде чем перейти к вопросу ведения раздельного учета, напомним, какие медицинские услуги освобождаются от обложения НДС в обязательном порядке.
Перечень медицинских услуг, которые не подлежат налогообложению, приведен в пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ. В частности, освобождается от НДС реализация медицинских услуг, которые оказывают медицинские организации, осуществляющие медицинскую деятельность.
При этом к медицинским относятся услуги:

- определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию (ОМС);
- оказываемые населению по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 № 132 . При определении конкретного перечня услуг, подпадающих под льготу, следует руководствоваться приказом Минздрава России от 11.03.2013 № 121н ;
- по сбору у населения крови, оказываемые по договорам с медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях;
- скорой медицинской помощи, оказываемые населению;
- по дежурству медицинского персонала у постели больного;
- патолого-анатомические;
- оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным;
- ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета.

Другие операции, освобождаемые от НДС

Помимо льготы для медицинских услуг п. 2 ст. 149 НК РФ предусмотрен еще ряд льгот, которые относятся к медицинским учреждениям.
В частности, не подлежит обложению НДС реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ:

1) следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ

Для налогоплательщиков, осуществляющих такой вид деятельности, как оказание медицинских услуг населению, для которых часть операций рассматривается в льготном налоговом режиме, установленном статьей 149 НК РФ, вопрос об определении показателя выручки является достаточно серьезным. Ведь первая ошибка, которую часто совершают налогоплательщики, связана с тем, что они исключают из показателя выручки операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения). Отсюда, соответственно, неправильно определяется налоговая база и, как следствие, возникают налоговые штрафы и пени.

С введением главы 21 НК РФ «медицинские услуги», оказываемые медицинскими организациями на платной основе, и те услуги, которые оказываются за счет бюджетных средств или за счет средств обязательного медицинского страхования, являются объектом обложения НДС, но на них распространяется льготный режим. Следовательно, налогоплательщики должны в обязательном порядке учитывать эти операции при расчете выручки для определения налоговой базы и правильно заполнять декларацию по НДС.

Льготный налоговый режим по медицинским услугам предусмотрен подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

Обратите внимание!

Если организация осуществляет медицинскую деятельность, которая требует обязательного лицензирования, то льгота может быть предоставлена только в том случае, если имеется лицензия на осуществление такого вида деятельности.

Рассмотрим подробнее, какие медицинские услуги будут иметь льготу по НДС.

Если говорить о медицинских услугах, то необходимо рассматривать те виды деятельности, которые попадают под льготы. В первую очередь, это деятельность в рамках обязательного медицинского страхования (причем, в данном случае не имеет значения, кто их финансирует).

Разберемся, что понимается под оказанием медицинских услуг в рамках обязательного медицинского страхования. В Российской Федерации действуют государственные медицинские организации, муниципальные медицинские организации, частные клиники и кабинеты. Цель их работы - ох рана здоровья граждан нашей страны. Причем, государственные и муниципальные медицинские учреждения параллельно с бесплатной гарантированной медицинской помощью согласно действующему законодательству могут оказывать и платные медицинские услуги населению.

В настоящее время медицинские учреждения финансируются за счет бюджетных средств, пожертвований юридических и физических лиц (спонсорская помощь), доходов от предпринимательской деятельности, хотя основная часть средства – это поступления от обязательного медицинского страхования. Как происходит такое финансирование? Организации как работодатели отчисляют средства в фонды медицинского страхования. Оттуда денежные потоки поступают в страховую организацию, которая перечисляет деньги непосредственно в медицинское учреждение.

Необходимо отметить, что медицинская организация может иметь любую форму собственности – ограничений нет, однако непременным условием является наличие соответствующей аккредитации. Под аккредитацией медицинских учреждений понимается установление их соответствия профессиональным стандартам. Аккредитации подлежат все медицинские учреждения независимо от форм собственности. Процедуру аккредитации медицинских учреждений проводят специальные комиссии, создаваемые из представителей органов управления здравоохранения, профессиональных медицинских ассоциаций, страховых медицинских организаций. Аккредитованному медицинскому учреждению выдают сертификат. В сертификате должны быть перечислены все услуги, которые может оказывать медицинская организация по обязательному медицинскому страхованию.

Таким образом, при наличии лицензии и соответствующей аккредитации медицинское учреждение заключает договор с медицинской страховой организацией на предоставление медицинских услуг.

Медицинская организация получает денежные средства из фонда обязательного медицинского страхования только за те услуги, которые включены в территориальную программу обязательного медицинского страхования. Медицинская организация, заключившая договор на оказание лечебно-профилактической помощи в соответствии с договором, ведет учет всех пациентов, которым оказана медицинская помощь в рамках обязательного медицинского страхования. На основании данных учета она выставляет счет за оказанные услуги страховой медицинской организации. Страховщик обязательно проверяет достоверность данных, предоставленных медицинским учреждением, а затем осуществляет оплату по выставленному счету. Медицинская организация денежные средства, полученные за оказанные услуги в рамках медицинского страхования, должна учитывать в составе выручки. На практике нередко эти средства учитываются в составе целевых средств. Такая позиция ошибочна. Дело в том, что договор на оказание медицинских услуг в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) – это . Согласно статье 779 ГК РФ:

«1. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

2. Правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 настоящего Кодекса».

Договор на оказание медицинских услуг является возмездным договором, следовательно, такая деятельность является коммерческой.

Пример 1.

Медицинское учреждение заключает договоры с юридическими лицами по обязательному медицинскому страхованию работников. Согласно этим договорам медицинское учреждение оказывает разного рода платные медицинские услуги. Сможет ли медицинское учреждение воспользоваться льготой по НДС?

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ не облагаются НДС услуги, оказываемые медицинскими учреждениями в рамках обязательного медицинского страхования. Следовательно, оказывая услуги обязательного медицинского страхования, медицинская организация не должна начислять НДС. Но для этого нужно раздельно учитывать операции, облагаемые и не облагаемые НДС.

Окончание примера.

Таким образом, договора, которые оплачиваются за счет средств обязательного медицинского страхования, являются предметом льготирования, по которым необходимо показывать стоимостную оценку и не забывать показывать сумму входного налога по данному виду деятельности в декларации.

ОКАЗАНИЕ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Другой вид льготирования – платные медицинские услуги. Форма и источник оплаты этих услуг могут быть любыми, но они обязательно должны входить в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2001 года №132 «Об утверждении перечня медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость». Названное Постановление фактически только делит виды медицинской помощи, то есть, можно сказать, что фактически оно недостаточно конкретное. Однако необходимо отметить, что услуги, указанные в нем, практически все требуют получения лицензии в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Таким образом, если медицинская организация оказывает медицинские услуги, и у нее возникают затруднения при определении льготного вида услуги, необходимо рассматривать эти услуги еще и с точки зрения лицензирования. Если данный вид услуги указан в лицензии, то она попадает под льготу.

Обратите внимание!

Иногда медицинские учреждения оказывают населению такой вид услуги, как выписка амбулаторной карты (истории болезни), взимая с больных плату. Причем не облагают такой вид услуги НДС, аргументируя это тем, что это медицинская услуга.

Это позиция ошибочна, и в данном случае медицинское учреждение должно видеть в таких операциях со ставкой 18%.

Ведь согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 149 части второй НК РФ от НДС освобождены услуги по диагностике, профилактике и лечению, оказанные населению, независимо от формы и источника оплаты медицинскими и санитарно-профилактическими учреждениями в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

На заведение истории болезни (медицинской карты) без фактического оказания на этапе заведения карты конкретной медицинской услуги этот порядок не распространяется.

Хочется посоветовать таким организациям, во избежание лишних проблем, включить в себестоимость предоставляемых медицинских услуг плату за заведение истории болезни, и вопрос по объекту налогообложения будет снят.

Коснемся и такой услуги, подпадающей под действие льготы, как оказание скорой помощи населению.

Пример 2.

Медицинское учреждение (не станция скорой помощи) имеет на своем балансе автомобили и оказывает платные услуги скорой медицинской помощи. Для этого оно заключает договоры с организациями, обслуживает их сотрудников, проводит медосмотры и оказывает скорую медицинскую помощь.

Кроме того, учреждение оказывает услуги скорой медицинской помощи и непосредственно населению, заключая договоры с гражданами. Может ли оно воспользоваться льготой по НДС?

Необходимо отметить, что, прежде всего, медицинское учреждение на данный вид услуг должно иметь лицензию. Кроме того, льгота по НДС предоставляется только в том случае, если услуги скорой помощи оказываются непосредственно населению.

Следовательно, если договор заключен с организацией (юридическим лицом) и конкретные физические лица в нем не указаны, то НДС начислять необходимо. И хотя доказать, что медицинское учреждение оказывает услуги по оказанию скорой помощи именно юридическому лицу, практически невозможно, налоговые органы могут эти услуги посчитать объектом налогообложения по НДС. Чтобы этого не произошло, можно вписать в указанные договора фамилии конкретных физических лиц, которым будут оказываться такие услуги, и вопрос будет снят.

Что касается договоров, заключенных непосредственно с физическими лицами, то здесь проблем нет, НДС начислять не нужно.

Разумеется, чтобы воспользоваться рассматриваемой льготой, медицинское учреждение должно вести раздельный учет услуг, облагаемых и не облагаемых НДС.

Окончание примера.

Следующий вид услуг, не подлежащих налогообложению - услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного.

Пример 3.

Завод по изготовлению железобетонных изделий содержит на своем балансе медпункт. Лицензия на медицинскую деятельность имеется.

В июне в медпункте была введена новая услуга: дежурство у постели больного.

В данном случае организация не имеет право рассчитывать на применение льготы по НДС. Ведь такая льгота предоставляется только медицинским учреждениям и организациям. Медицинский пункт находится на балансе завода по изготовлению железобетонных изделий, не является самостоятельным медицинским учреждением и, следовательно, пользоваться данной льготой не может.

Окончание примера.

Необходимо отметить, что вопросы отнесения услуг к косметологии или к косметике являются достаточно слабо урегулированными. Грань между двумя этими видами услуг налоговым органам определить достаточно сложно.

Тем более что в Общероссийском классификаторе услуг населению 0К-002-93 (ОКУН), утвержденном Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28 июня 1993 года №163 косметические услуги представлены в составе косметологии. Классификатор находится в ведении Минэкономразвития (МЭРТ). Если ситуация спорная, можно обратиться непосредственно в Министерство с просьбой, чтобы оно присвоило вашей услуге соответствующий код. Если налоговые органы будут не согласны с вашими кодами, то они вынуждены будут оспаривать позицию Министерства, а не вашу.

Из всего вышесказанного следует: если налогоплательщик претендует на льготные операции, то он обязан иметь все документы, подтверждающие, что организация-налогоплательщик имеет право использовать льготный режим. Причем налоговые органы могут потребовать предоставления такой документации в рамках камеральной проверки в течение трех месяцев со дня подачи декларации. Это право закреплено в статье 88 НК РФ.

Также очень много вопросов у налогоплательщиков возникает по поводу того, теряют ли они право на льготу, если заканчивается срок лиценз ии , и организация не успела продлить ее действие. Если в сроке действия лицензии произошел «перерыв», то налоговые органы вправе обложить ваши операции НДС, так как мы изначально знаем, что льгота дается только при наличии лицензии. В том случае если вы уложились в сроки, и лицензирующий орган даст документ о том, что ваша «старая» лицензия считается условно продленной, то право на использование льготного режима будет за вами сохранено.

Пример 4.

У районной больницы 20 января заканчивался срок действия лицензии, и она своевременно подала в Лицензионную палату документы на продление срока. В этот период на территории, где находится районная больница, не было лицензирующего органа, поэтому лицензия была получена больницей после окончания срока ее действия.

Налоговый орган предложил больнице уплатить НДС со стоимости медицинских услуг, которые оказывались без лицензии, а также пени и штраф в соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ. При принятии такого решения налоговая инспекция указывала на то, что льготу по НДС могут применять только медицинские учреждения, имеющие лицензию (пункт 6 статьи 149 НК РФ).

По мнению работников районной больницы, они не обязаны уплачивать НДС со стоимости медицинских услуг, которые были оказаны в период деятельности без лицензии на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

Районная больница обратилась в суд с просьбой разобраться в данном споре. Суд первой инстанции решил, так как больница не смогла своевременно получить лицензию по независящим от нее причинам, это освобождает ее только от уплаты штрафа. НДС со стоимости медицинских услуг больница обязана заплатить.

В то же время апелляционный суд полностью поддержал больницу. При принятии решения он руководствовался тем, что налогоплательщик является медицинским учреждением и может пользоваться льготой согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ, даже в случае отсутствия лицензии, а тем более по вине лицензирующего органа.

ФАС Волго-Вятского округа вынес 10 февраля 2004 года Постановление по делу №А29-3085/2003А. В своем решении суд согласился с мнением апелляционного суда и привел дополнительный довод: по независящим от нее причинам, районная больница не смогла продлить действие лицензии, а также и приостановить свою деятельность из-за отсутствия лицензии.

Таким образом, на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ, если в регионе нет уполномоченного органа по выдаче лицензии и не утвержден порядок ее выдачи, это не лишает медицинскую организации льготы по НДС. Только право на такую льготу нужно будет доказывать в суде.

Хочется еще несколько слов сказать по поводу того, что многие медицинские организации допускают ошибки при таких операциях, как оказание услуг своим сотрудникам на безвозмездной основе , забывая о том, что эти операции будут являться объектом налогообложения. Ведь здесь самая «обычная» реализация.

По поводу операций по реализации товаров (работ, услуг) на собственные нужды , отметим следующее. Для того чтобы такие операции у налогоплательщика имели место, должно соблюдаться условие существования у организации какого-то обособленного подразделения, чтобы действительно был факт передачи, а не внутреннее перемещение материально-производственных запасов.

Допустим, медицинская организация имеет на балансе спортивный зал. Спортивный зал оказывает услуги своим работникам и членам их семей. Расходы на содержание спортзала не снижают налогооблагаемую базу по прибыли, то есть расходы на его содержание учитываются в составе внереализационных расходов, не уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Организация приобрела комплект мебели и передала ее на баланс обособленного подразделения – спортивного зала. Такая передача будет представлять собой объект налогообложения по НДС. В случае возникновения такой операции необходимо передать имущество с учетом НДС и не нужно забывать, что при приобретении имущества организация после его передачи имеет право на вычет.

Например, организация приобрела диван за 11 240 рублей (вместе с НДС), передала обособленному подразделению при условии, что налоговая база – 9 525 рублей, начислили НДС с передачи – 1 715 рублей и поставили к вычету «входной» НДС – 1 715 рублей. Для бюджета операция фактически нулевая.

Пример 5.

Обособленное подразделение, расходы, на содержание которого учитываются в составе внереализационных расходов, не уменьшающих налогооблагаемую прибыль организации, осуществляет операции, являющиеся объектом налогообложения по НДС. Спортивный зал оказывает услуги работникам на безвозмездной основе. И этот вид услуги тоже можно рассматривать как объект налогообложения НДС. Ведь в данном случае (юридическое лицо) оказывает услуги физическим лицам, следовательно, возник объект налогообложения. Если есть основания для применения льготного налогового режима, то его можно применить, если льготы нет, то это будет отнесено к обычной реализации.

Окончание примера.

Мы уже отмечали, что медицинская деятельность имеет большие налоговые льготы по сравнению с другими видами деятельности. И если организация или индивидуальный предприниматель, занимающийся таким видом деятельности, хочет заняться еще чем-либо, у него обязательно возникают вопросы ведения раздельного учета. Ведь если организация осуществляет только оказание медицинских услуг населению, то фактически она осуществляет «льготируемый» вид деятельности, и вопросы, связанные с исчислением НДС, более или менее понятны.

А если наряду с льготными операциями возникают операции, признаваемыми объектом налогообложения, у бухгалтера возникает много хлопот, поскольку НК РФ в таких случаях требует ведения раздельного учета сумм НДС.

Порядок учета НДС и виды операций, не облагаемых НДС, по которым определены правила учета НДС, прописаны в пунктах 2, 4 статьи 170 НК РФ.

Пример 6.

Организация осуществляет два вида деятельности – оптовую и розничную торговлю медицинской техникой. Причем, в части розницы хозяйствующий субъект переведен на уплату ЕНВД и не является плательщиком НДС.

Организация приобрела медицинскую технику для перепродажи на сумму 300 000 рублей (в том числе НДС – 45 763 рубля), которую решает продавать в режиме оптовой торговли, и соответственно принимает ее на учет, на оптовый склад. Кроме того, организация приобретает упаковочный материал, необходимый для упаковки медицинской техники, на сумму 12 000 рублей (в том числе НДС – 1 831 рубль). В дальнейшем ситуация сложилась таким образом, что часть медицинской техники была реализована оптом, а часть в розницу.

Медицинская техника, покупная стоимость которой 180 000 рублей, была продана в режиме оптовой торговли за 240 000 рублей, в том числе НДС – 36 610 рублей, а медицинская техника на 70 000 рублей, была продана в розницу за 100 000 рублей.

Организация согласно учетной политике ведет учет медицинской техники по покупным ценам. Для целей бухгалтерского учета расходы на продажу, согласно Плану счетов бухгалтерского учета учитываются на счете 44 «Расходы на продажу» .

В бухгалтерском учете организация использует субсчета:

41-1 «Медицинская техника в оптовой торговле»;

41-2 «Медицинская техника в рознице»;

90-1-1 «Выручка в оптовой торговле»;

90-2-1 «Себестоимость продаж в оптовой торговле»;

90-3-1 «НДС по реализации в оптовой торговле»;

90-1-2 «Выручка в розничной торговле»;

90-2-2 «Себестоимость продаж в рознице».

Субсчета, введенные для учета НДС по медицинской технике, реализованной в оптовой торговле - 19-1 и розничной торговле - 19-2.

Отвечая на вопрос, что облагается НДС, необходимо обратить внимание на 2 аспекта: является ли операция объектом обложения НДС и не поименована ли она в ст. 149 НК РФ. К объекту налогообложения относятся 4 группы операций (п. 1 ст. 146 НК РФ):

  • реализация на территории РФ товаров (работ, услуг), предметов залога, передача товаров (работ, услуг) на основании отступного или новации, передача имущественных прав. При этом реализация может быть как возмездной, так и безвозмездной (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ);
  • передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд, т.е. не для целей получения с их помощью дохода от третьих лиц, а для нужд самой организации. Такая передача облагается НДС, если расходы на нее не признаются для целей налогообложения прибыли (пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ). Потому что их нельзя признать экономически обоснованными (ст. 252 НК РФ), либо они указаны в числе расходов, не учитываемых при расчете налога на прибыль (ст. 270 НК РФ). При этом факт передачи товаров должен быть подтвержден документально (например, при передаче товаров из одного подразделения в другое оформлена ТОРГ-13);
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления. Это СМР, которые плательщик выполняет своими силами и для себя (пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ). Если же строительством занимаются подрядчики, а организация выступает в качестве инвестора или застройщика, то объекта обложения НДС не возникает (Письмо Минфина от 09.09.2010 N 03-07-10/12);
  • ввоз товаров на территорию РФ (пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ). Речь идет о пересечении товарами таможенной границы и ввозе их на территорию таможенного союза (пп. 3 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС).

Что НДС не облагается

Не относятся к объекту обложения НДС те операции, которые не признаются реализацией (пп. 1 п. 2 ст. 146 , п. 3 ст. 39 НК РФ). Это, к примеру:

  • операции, связанные с обращением валюты, кроме как для целей нумизматики (пп. 1 п. 3 ст. 39 НК РФ);
  • передача ОС, нематериальных активов, иного имущества правопреемнику при реорганизации компании (пп. 2 п. 3 ст. 39 НК РФ);
  • передача имущества участнику хозяйственного общества в пределах его первоначального взноса при выходе его из общества, а также при ликвидации общества (пп. 5 п. 3 ст. 39 НК РФ).

Иные операции, не облагаемые НДС из-за того, что они не признаются объектом налогообложения, поименованы в п. 2 ст. 146 НК РФ . В их числе:

  • передача жилых домов, детских садов, дорог, электросетей и других объектов органам госвласти и местного самоуправления (пп. 2 п. 2 ст. 146 НК РФ);
  • передача имущества государственных и муниципальных предприятий при приватизации (пп. 3 п. 2 ст. 146 НК РФ);
  • реализация земельных участков и долей в них (пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ);
  • передача имущественных прав правопреемнику организации (пп. 7 п. 2 ст. 146 НК РФ);
  • реализация имущества, имущественных прав должников, признанных банкротами (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Кроме того, есть операции, которые считаются объектом обложения НДС, но вместе с тем являются не подлежащими налогообложению НДС (освобожденными от обложения). Они прямо поименованы в п. 1-3 ст. 149 НК РФ и их перечень закрытый.

Операции, не подлежащие налогообложению НДС

Это операции по реализации определенных видов товаров и услуг. К товарам, не облагаемым НДС, относятся, например:

  • медицинские товары, указанные в утвержденном перечне (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042 , пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • продукты питания, произведенные организациями общепита и реализованные столовым образовательных и медицинских учреждений (пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • жилые дома, жилые помещения, доли в них (пп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Облагаются ли услуги НДС

Чтобы услуги подлежали обложению НДС, местом их реализации, во-первых, должна признаваться территория РФ (ст. 148 НК РФ). А во-вторых, они не должны быть поименованы в п. 2 , 3 ст. 149 НК РФ , где перечислены операции, не облагаемые НДС. В соответствии с этими пунктами освобождено от налогообложения оказание:

  • медицинских услуг организациями и ИП, ведущими медицинскую деятельность (пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • услуг по присмотру и уходу за детьми в организациях дошкольного образования, по проведению занятий в кружках, секциях, студиях (пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • услуг по ремонту и техобслуживанию товаров и бытовых приборов в рамках гарантийного срока их эксплуатации без взимания платы (пп. 13 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • ритуальных услуг (пп. 8 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • услуг аптечных организаций по изготовлению лекарств, изготовлению и ремонту очковой оптики (пп. 24 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • услуг санаторно-курортных, оздоровительных организаций, организаций отдыха и оздоровления детей, расположенных на территории РФ (пп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Перечень необлагаемых услуг достаточно большой, поэтому выше указаны только некоторые из них.

Условия применения освобождения от НДС по ст. 149 НК РФ

Среди необлагаемых операций есть те, которые ведутся в рамках лицензируемой деятельности. Так вот если соответствующей лицензии у организации нет, то и освобождение от НДС она применять не может (п. 6 ст. 149 НК РФ).

Кроме того, воспользоваться освобождением по ст. 149 НК РФ могут организации и ИП, которые действуют в собственных интересах, а не в интересах другого лица по договору комиссии, поручения и т.д. (п. 7 ст. 149 НК РФ).

И еще один важный нюанс. При одновременном осуществлении операций, которые облагаются НДС и которые не облагаются НДС по ст. 149 НК РФ, необходимо вести раздельный учет одних и других операций (п. 4 ст. 149 НК РФ). А также раздельно учитывать входной НДС по товарам, работам, услугам, используемым в одних и других операциях.

Акцизы.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 181 НК РФ подакцизным товаром признается спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов. При этом не рассматриваются как подакцизные товары:

лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения,

лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств (фармакопейных статей), утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статья 149 НК РФ не подлежат налогообложению:

1. предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации.

2. реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:

1) следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации:

важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники;

протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним;

технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;

очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных);

2) медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Ограничение, установленное настоящим подпунктом, не распространяется на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета.

К медицинским услугам относятся:

услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию;

услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями;

услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению;

услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного;

услуги патолого-анатомические;

услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным.

Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 164 НК РФ при реализации лекарственных средств, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления, и изделий медицинского назначения отечественного и зарубежного производства налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 10 процентов.

Отдельно хотелось бы остановиться на порядке отражении в учете затрат, связанных с оказанием медицинскими центрами льготных или бесплатных (благотворительных) услуг. Затраты по безвозмездным услугам не принимаются для целей налогообложения (подп. 16 ст. 270 части второй НК РФ).

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 части второй НК РФ оказание услуг на безвозмездной основе признается их реализацией и объектом обложения НДС. При этом налоговая база исчисляется исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 части первой НК РФ (п. 1 ст. 154 части второй НК РФ). Это означает, что в качестве налоговой базы принимается рыночная цена на безвозмездно оказанные медицинские услуги, то есть, либо стоимость идентичных услуг, оказываемых данной организацией, либо (при их отсутствии) – однородных услуг, оказываемых другими фирмами подобной сферы деятельности.

В бухгалтерском учете затраты по безвозмездно оказанным услугам отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы»:

дебет счета 91-2 кредит счета 20 (26)

– списана фактическая стоимость безвозмездно оказанных услуг;

дебет счета 91-2 кредит счета 68, субсчет «Расчеты по НДС»

– начислен НДС по безвозмездно оказанным услугам.

Большинство медицинских услуг НДС не облагаются. Поэтому обычно медицинские организации этот налог не перечисляют в бюджет. В то же время на практике нередко коммерческие медицинские фирмы арендуют помещения у государственного или муниципального органа власти. В этом случае медики должны перечислять НДС в бюджет за арендодателя.


Пример 1.

ООО оказывает не облагаемые НДС медицинские услуги.

Помещение ООО арендует в районной поликлинике у муниципального органа власти. Арендная плата за месяц составляет 20 000 руб. Арендная плата за июль перечислена в августе 2006 года.

В договоре аренды, заключаемом с государственным или муниципальным органом власти, указывается сумма с учетом НДС. Поэтому требования арендодателя уплачивать НДС сверх суммы арендной платы необоснованны.

Несмотря на то, что ООО не оказывает облагаемые НДС услуги, бухгалтер этой организации должен перечислить в бюджет сумму НДС с арендной платы. Ведь в данном случае ООО выступает в роли налогового агента (пункт 3 статьи 161 НК РФ).

НДС нужно исчислять со всей суммы арендной платы. При этом бухгалтеру ООО «, согласно пункту 4 статьи 164 НК РФ, нужно использовать расчетный метод, то есть сумму арендной платы умножить на ставку. Ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки (10 или 18 %) к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки. ООО должно перечислить НДС с арендной платы в целых рублях:

20 000 руб. ? 18 %: (100 % + 18 %) = 3051 руб.

На сумму НДС с арендной платы нужно составить счет-фактуру в одном экземпляре. и сделать пометку «Аренда муниципального имущества». При этом необходимо руководствоваться письмом Госналогслужбы России от 20 марта 1997 г. № ВЗ-2-03/260. Перечислить сумму НДС с арендной платы (3051 руб.) в бюджет ООО должно не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 174 НК РФ).

Налоговым периодом по НДС у медицинской организации может быть как месяц, так и квартал. Все зависит от выручки.

Если она меньше 1 000 000 руб. (без учета НДС) за квартал, тогда налоговый период равен кварталу, в ином случае – месяцу (ст. 163 НК РФ).

При этом в выручку не нужно включать сумму арендной платы, которую организация перечисляет арендодателю. Выручка у ООО превышает 1 000 000 руб., поэтому налоговый период по НДС – месяц.

В платежном поручении на перечисление НДС с арендной платы в поле 101 обязательно нужно указать код 02. Если организация укажет код 01, то она перечислит налог за себя, а не за арендодателя.

Перечислив арендную плату и НДС с этой суммы, следует зарегистрировать составленный ранее счет-фактуру в книге продаж. Принять к вычету «входной» НДС по арендной плате ООО не может. Дело в том, что возместить «входной» НДС налоговый агент может только в том случае, когда он осуществляет операции, облагаемые НДС (п. 3 ст. 171 НК РФ). Таким образом, в книгу покупок выписанный организацией счет-фактура не заносится, ведь там регистрируются только те из них, по которым применяется налоговый вычет.

Не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом представляется в налоговую инспекцию декларация по НДС.

Операции по аренде муниципального имущества.

дебет 20 кредит 60 20 000 руб.

– начислена арендная плата за июль.

В августе:

дебет 60 кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» 3051 руб. (20 000 руб. ? 18 %: 118 %)

– начислен НДС к уплате в бюджет;

дебет 60 кредит 51 16 949 руб. (20 000 – 3051)

– перечислена арендодателю арендная плата;

дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» кредит 51 3051 руб.

– перечислен в бюджет НДС.

НДС при оказании медицинских услуг.

Не все виды деятельности медицинских организаций освобождены от уплаты НДС – по ним организации могут принять к зачету «входной» НДС. Однако сделать это они могут только в том случае, если ведут раздельный учет.

В пункте 6.17.1 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ предусмотрено дополнительное условие для применения льготы по изготовлению лекарств. Чтобы воспользоваться льготой, лекарства должны изготавливаться по договорам с юридическими лицами (например, с больницами) и из сырья заказчика.

Также, согласно подпункту 18 пункта 3 статьи 149 НК РФ, не облагаются НДС услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, расположенных в России, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности.

Исходя из рассмотренных выше условий освобождения медицинских услуг от НДС, можно сделать выводы о том, какие медицинские услуги все-таки облагаются НДС.

Так, аптекам придется начислять и уплачивать НДС с операций по изготовлению лекарств во всех случаях, кроме изготовления лекарств из сырья заказчика по договору с юридическим лицом.

Начислять НДС будет и санаторно-курортное учреждение, если его услуги не оформлены путевками или курсовками, признаваемыми бланками строгой отчетности.

Обратим внимание и на то, что освобождение, которое предусмотрено подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ, не распространяется на косметические услуги.

Также придется платить НДС организациям и частнопрактикующим врачам, которые оказывают ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, если их деятельность не финансируется из бюджета.

Частной клинике, не получающей финансирование из бюджета или фонда обязательного медицинского страхования, придется также уплатить НДС с операций по обеспечению своих пациентов питанием.

Медицинская организация вправе не вести раздельного учета по НДС и принимать весь НДС к вычету. Но для этого надо, чтобы доля расходов на услуги, с которых НДС не уплачивается, была не больше 5 процентов от всех расходов организации по НДС за налоговый период.

Если медицинская организация осуществляет облагаемую НДС и не облагаемую этим налогом деятельность, то она обязана вести раздельный учет. Это определено в пункте 4 статьи 149 НК РФ.

Из пункта 1 статьи 153 НК РФ следует, что необходимо вести раздельный учет по операциям, которые облагаются разными ставками НДС.

Если налог приходится на товары и услуги, которые используются в не облагаемой НДС деятельности, то в этом случае «входной» НДС нужно включить в их стоимость. Если же наоборот – то «входной» НДС можно принять к вычету.

Бывает, что одни и те же товары и услуги используются как в облагаемой, так и не облагаемой НДС деятельности. В этом случае «входной» НДС нужно делить между этими видами деятельности. Для этого используется удельный вес от оказания облагаемых НДС услуг к общему доходу и удельный вес от оказания не облагаемых НДС услуг опять-таки к общему доходу.

7.2. Специальные режимы налогообложения в учреждениях здравоохранения (2-й ур.)

Медицинские организации могут применять упрощенную систему налогообложения и могут быть переведены на ЕНВД. При этом они могут находиться на двух режимах налогообложения.

Если медицинская организация применяет «упрощенку» одновременно с ЕНВД (например, оказывает ветеринарные услуги и продает медикаменты), то бухгалтер обязан организовать раздельный учет доходов и расходов, имущества, обязательств и хозяйственных операций от этих видов деятельности.

В рамках УСН при выборе в качестве объекта налогообложения доходов, уменьшенных на величину расходов, налогоплательщику необходимо быть уверенным в том, что тот или иной расход произведен именно для деятельности, облагаемой по «упрощенной», а не по «вмененной» системе. В первом случае он повлияет на величину налога, причитающегося к уплате в бюджет, а во втором – нет.

Однако, даже применяя «упрощенку» с объектом налогообложения «доходы», организация заинтересована в том, чтобы раздельный учет операций велся правильно и обоснованно. Ведь размер «вмененного» налога не изменяется в зависимости от того, много или мало доходов получено от деятельности, осуществляемой в рамках этого налогового режима, чего нельзя сказать о едином налоге по «упрощенке».

Так что налогоплательщику важно будет обоснованно доказать, что тот или иной доход относится именно к деятельности по системе ЕНВД.

Согласно пункта 8 статьи 346.18 НК РФ, расходы в случае невозможности их разделения определяются пропорционально доле доходов от соответствующего вида деятельности в общем объеме доходов организации.

Таким образом, если расход не может быть однозначно квалифицирован как относящийся к «упрощенной» или «вмененной» системе налогообложения, определить сумму, которая может быть принята в уменьшение налоговой базы по единому налогу при упрощенной системе налогообложения, можно по формуле:

расходы, относящиеся к упрощенной системе налогообложения = доход от деятельности по УСН : доход от всех видов деятельности x сумма расходов, относящаяся к УСН и ЕНВД деятельности

Не все расходы, относящиеся к «упрощенной» деятельности, могут быть приняты в целях налогообложения, только, которые перечислены в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ.

При совмещении общего режима и ЕНВД с целью исключения искажения налоговой базы по налогу на прибыль организаций следует распределять расходы между видами деятельности по отчетным периодам нарастающим итогом с начала года. При этом доход, пропорционально которому осуществляется такое распределение расходов, также исчисляется нарастающим итогом с начала года (Письмо Минфина России от 14 марта 2006 г. № 03-03-04/1/224).


Пример 2.

Медицинская организация осуществляет два вида деятельности. По деятельности, связанной с оказанием услуг, общество применяет «упрощенку», а по реализации лекарств в розницу оно переведено на уплату ЕНВД.

Организации, применяющие «упрощенку», могут не вести бухучет. А организации, переведенные на уплату ЕНВД должны вести бухучет.

В такой ситуации, по мнению Минфина России, организация должна вести бухучет и представлять бухгалтерскую отчетность в целом по организации (см. Письмо от 26 марта 2004 г. № 04-02-03/69). В данном случае организация отражает расходы по разным видам деятельности на разных счетах:

– по медицинским услугам – на счете 20;

– по реализации лекарств – на счете 44.

А вот для отражения финансовых результатов обществу нужно открыть разные субсчета по счету 99:

– субсчет «УСН»;

– субсчет «ЕНВД».

Предположим, что по итогам отчетного периода:

– выручка от медицинских услуг – 600 000 руб.;

– прямые расходы по медицинской деятельности (аренда помещения, амортизация оборудования, зарплата медицинских работников с отчислениями) – 80 000 руб.;

– выручка от розничной торговли – 200 000 руб.;

– себестоимость лекарств – 180 000 руб.;

– прямые расходы по розничной торговле (зарплата продавцов, аренда помещения, амортизация торгового оборудования) – 50 000 руб.;

– косвенные расходы (содержание аппарата управления, аренда общих помещений, уборка помещений и т. п.) – 70 000 руб.

Общая сумма выручки составляет:

600 000 руб. + 200 000 руб. = 800 000 руб.

Определяем долю доходов от розничной торговли. Она будет равна:

200 000 руб.: 800 000 руб. ? 100 % = 25 %.

Косвенные расходы распределяются пропорционально доле доходов, полученных от каждого вида деятельности. Тогда на розничную торговлю косвенных расходов приходится:

70 000 руб. ? 25 % = 17 500 руб.

А на долю медицинских услуг приходится косвенных расходов:

70 000 руб. – 17 500 руб. = 52 500 руб.

В учете организации распределение расходов между видами деятельности бухгалтер отразит следующим образом:

дебет 44 кредит 26 17 500 руб.

– списаны расходы, приходящиеся на розничную торговлю (деятельность по ЕНВД);

дебет 20 кредит 26 52 500 руб.

– списаны расходы, приходящиеся на долю медицинских услуг (деятельность по УСН).


Пример 3.

Аптека отпускает лекарства как за наличный расчет покупателям, так и по безналичному расчету больницам. При этом торговля за наличный расчет переведена на уплату единого налога на вмененный доход. За I квартал 2006 года выручка аптеки составила по продаже лекарств: – за наличный расчет – 210 000 руб. (без НДС);

– за безналичный расчет – 139 700 руб. (в том числе НДС по ставке 10 % – 12700 руб.).

Все лекарства аптека хранит на складе. Остаточная стоимость лекарств на этом складе на 1 апреля 2006 года равна 320 000 руб. При расчете налога на имущество за I квартал 2006 года можно включить в расчет только часть остаточной стоимости лекарств со склада:

320 000 руб. ? (139 700 руб. – 12 700 руб.): (210 000 руб. + 139 700 руб. – 12 700 руб.) = 120 593,47 руб.


Пример 4.

Аптека отпускает лекарства по бесплатным и льготным рецептам.

Ее деятельность по розничной торговле лекарствами переведена на уплату единого налога на вмененный доход.

В марте 2006 года аптека приобрела 300 упаковок цифрана по 118,8 руб. за упаковку (в том числе НДС по ставке 10 % -10,8 руб.). Предположим, что предельная розничная надбавка для лекарств, отпускаемых по бесплатным и льготным рецептам, равна 20 процентам. Следовательно, аптека может установить продажную цену на цифран не выше чем:

118,8 руб./уп. + 118,8 руб./уп. ? 20 % = 142,56 руб./уп.