Срок подачи заявления на продление разрешения на строительство. Продление разрешения на строительство

Электронные услуги

Полное название услуги

Выдача разрешения на строительство (кроме ООПТ и ОКН)

Условия получения услуги на сайте

  • Кто может обратиться за услугой:

    Физические лица

    Юридические лица

    Индивидуальный предприниматель

  • Стоимость услуги и порядок оплаты:

    Бесплатно

  • Перечень необходимых сведений:

    Решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Предоставляется в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме. Документ составляется в свободной форме.

    Соглашение о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенное при осуществлении бюджетных инвестиций, и правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено соглашение (при наличии соглашения) (оригинал, 1 шт.)

    • Предоставляется без возврата

    Согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением предусмотренных в пункте 6.2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации случаев реконструкции многоквартирного дома. (оригинал, 1 шт.)

    • Может быть получен в ходе оказания услуги
    • Предоставляется без возврата
    в случае реконструкции такого объекта, за исключением предусмотренных в пункте 6.2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации случаев реконструкции многоквартирного дома

    Откорректированный в части обоснования принятой продолжительности строительства и календарного плана строительства проект организации строительства объекта капитального строительства (в случае отсутствия его в ЕГРЗ или в ИАИС ОГД) (оригинал, 1 шт.)

    • Может быть получен в ходе оказания услуги
    • Предоставляется без возврата
    В случае внесения изменений в разрешение на строительство в связи с необходимостью продления срока его действия

    Письменное решение об отказе в приеме документов (оригинал, 1 шт.)

    • Необязательный
    • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

    Подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 Кодекса, предоставленное лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и утвержденное привлеченным этим лицом в соответствии с Кодексом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта, в случае внесения изменений в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 Кодекса. (оригинал, 1 шт.)

    • Может быть получен в ходе оказания услуги
    • Предоставляется без возврата

    Подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.9 статьи 49 Кодекса, предоставленное органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, в случае внесения изменений в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения в соответствии с частью 3.9 статьи 49 Кодекса (в случае отсутствия сведений в информационных системах и ресурсах города Москвы или в ЕГРЗ). (оригинал, 1 шт.)

    • Может быть получен в ходе оказания услуги
    • Предоставляется без возврата

    Материалы, предусмотренные пунктом 3 части 7 статьи 51 Кодекса и содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 Кодекса проектной документации (в случае если такая проектная документация не подлежит экспертизе и отсутствует в информационных системах и ресурсах города Москвы либо в случае проведения экспертизы проектной документации и отсутствия материалов в информационных системах и ресурсах города Москвы или в ЕГРЗ). (оригинал, 1 шт.)

    • Может быть получен в ходе оказания услуги
    • Предоставляется без возврата

    Результаты инженерных изысканий (в случае отсутствия сведений о них в информационных системах и ресурсах города Москвы или в ЕГРЗ) (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 Кодекса (заверенная копия, 1 шт.)

    • Может быть получен в ходе оказания услуги
    • Предоставляется без возврата
    (в случае отсутствия сведений в информационных системах и ресурсах города Москвы или в едином государственном реестре заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (далее - ЕГРЗ)

    Правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 57.3 Кодекса (в случае если необходимые документы и сведения о правах на земельный участок отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, а также в случае отсутствия указанных документов и сведений в органе исполнительной власти города Москвы, уполномоченном на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности города Москвы, и земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена). (оригинал, 1 шт.)

    • Может быть получен в ходе оказания услуги
    • Предоставляется без возврата
    Предоставление правоустанавливающих документов на земельный участок не требуется: - в случае если по заявлению Московского фонда реновации жилой застройки в целях реализации решений о реновации жилищного фонда в городе Москве земельный участок образуется из земельных участков, которые находятся в собственности города Москвы или государственная собственность на которые не разграничена, и (или) из земельных участков, занятых многоквартирными домами, включенными в решения о реновации, и его границы не пересекаются с границами земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет и находящихся в федеральной либо частной собственности, до образования такого земельного участка в соответствии с земельным законодательством на основании утвержденных правил землепользования и застройки города Москвы, проектов планировки территории и схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории; - в случае если в целях реализации решений о реновации жилищного фонда в городе Москве на землях или земельных участках, которые находятся в собственности города Москвы или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута предусматривается строительство, реконструкция, капитальный ремонт линейных объектов инженерной инфраструктуры и иных технологически связанных с ними объектов капитального строительства, перечень которых определяется нормативным правовым актом города Москвы.

    Разрешение на строительство на бумажном носителе (представляется по усмотрению заявителя). (оригинал, 1 шт.)

    • Может быть получен в ходе оказания услуги
    • Предоставляется на все время оказания услуги с обязательным возвратом Заявителю
    Документ предоставляется по усмотрению заявителя для проставления срока продления.

    Соглашение о проведении реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного объекту при осуществлении реконструкции (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Предоставляется в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества.
  • Сроки предоставления услуги

    7 рабочих дней

  • Результат оказания услуги

    Выдается:

    • Внесение изменений в разрешение на строительство (оригинал, 1 шт.)

      Заявление заполняется в исключительно электронном виде посредством внесения соответствующих сведений в интерактивную форму при обращении на официальный портал Мэра и Правительства Москвы (www.сайт).

  • Формы получения

    На WEB сайте

2.25.2.6. Подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме изменений исключительно в связи с изменением правообладателя земельного участка или образованием земельного участка, менее чем за 10 рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство, за исключением случаев: - подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство до 1 января 2020 г. при условии, что со дня истечения срока действия разрешения на строительство до дня получения заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство прошло не более трех лет; - подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство в течение одного года с даты приобретения застройщиком прав на земельный участок на основании соглашения о завершении строительства объекта незавершенного строительства и об исполнении застройщиком обязательств перед гражданами, денежные средства которых привлечены для строительства многоквартирных домов и права которых нарушены, включенными в реестр пострадавших граждан в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" , либо приобретения застройщиком прав на земельный участок в порядке, предусмотренном статьями 201_15-1 и 201_15-2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Основания для отказа в предоставлении услуги

1. При выдаче разрешения на строительство:

1.1. Несоответствие представленных документов требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 51 Кодекса), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.

1.2. Несоответствие представленных документов требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории (в случае обращения заявителя за выдачей разрешения на строительство линейного объекта).

1.3. Отсутствие документов, предусмотренных пунктами 2.8 , 2.9 , 2.11 , 2.12 регламента оказания государственной услуги «Выдача разрешения на строительство".

1.4. Несоответствие представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

1.5. Обращение заявителя за предоставлением государственной услуги в отношении объектов капитального строительства - многоквартирных домов в границах земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предоставленного в аренду для комплексного освоения территории, до образования земельных участков из такого земельного участка в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории;

1.6. Несоответствие представленных документов разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

1.7. Несоответствие проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории.

2. При внесении изменений в разрешение на строительство:

2.1. В случае изменения правообладателя земельного участка по основаниям, предусмотренным статьей 51 Кодекса;
- отсутствие в заявлении реквизитов документов, предусмотренных пунктами 2.9.1.1 и 2.11.1 регламента оказания государственной услуги «Выдача разрешения на строительство", или копий правоустанавливающих документов на земельный участок в случае, предусмотренном абзацем первым пункта 2.9.1.1 регламента оказания государственной услуги «Выдача разрешения на строительство".

2.2. В случае образования земельного участка путем объединения земельных участков, в отношении которых или одного из которых в соответствии с Кодексом выдано разрешение на строительство:
- отсутствие в заявлении реквизитов документов, предусмотренных пунктом 2.12.2 регламента оказания государственной услуги «Выдача разрешения на строительство";
- недостоверность сведений, указанных в заявлении.
2.3. В случае образования земельных участков путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, в отношении которых в соответствии с Кодексом выдано разрешение на строительство:
- отсутствие в заявлении реквизитов документов, предусмотренных пунктом 2.12.3 регламента оказания государственной услуги «Выдача разрешения на строительство";
- недостоверность сведений, указанных в заявлении;
- несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи градостроительного плана образованного земельного участка;
- несоответствие планируемого объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство.
2.4. В случае внесения изменений в разрешение на строительство, кроме изменений исключительно в связи с продлением срока его действия либо в связи с изменением правообладателя земельного участка или образованием земельного участка:
-отсутствие документов, предусмотренных пунктами 2.9.1 и 2.11 регламента оказания государственной услуги «Выдача разрешения на строительство";
- несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство или для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка;
- несоответствие планируемого объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство;

Несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
2.5. В случае внесения изменений в разрешение на строительство в связи с необходимостью продления срока его действия - наличие информации о выявленном в рамках государственного строительного надзора, государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля факте отсутствия начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления или информации органа государственного строительного надзора об отсутствии извещения о начале данных работ, если направление такого извещения является обязательным в соответствии с требованиями части 5 статьи 52 Кодекса.
2.6. Подача заявления менее чем за 10 рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство.

Основания для отказа в приеме документов

1. Обращение заявителя за получением государственной услуги, предоставление которой не осуществляется органом исполнительной власти, предоставляющим государственную услугу.

2. Представление заявителем документов, не соответствующих установленным требованиям.

3. Представление заявителем неполного комплекта документов, предусмотренных пунктами 2.8 и 2.9 Регламента предоставления государственной услуги «Выдача разрешения на строительство».

4. Представление заявителем документов, содержащих недостоверные и противоречивые сведения.

5.Получение ответственным должностным лицом органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу, документов (сведений), необходимых для предоставления государственной услуги, с использованием межведомственного информационного взаимодействия, в том числе в информационных системах и ресурсах города Москвы, включая доступ к Базовому регистру, содержащих противоречивые сведения.

6. Представление документов, утративших силу.

7.Подача заявления от имени заявителя не уполномоченным на то лицом.
8.Заявление и (или) иные документы, необходимые для предоставления государственной услуги, представленные в электронной форме, подписаны с использованием электронной подписи, не принадлежащей заявителю, представителю заявителя или иному лицу, уполномоченному в порядке, установленном правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
9.Некорректное заполнение обязательных полей в форме интерактивного заявления.
10.Наличие противоречивых сведений в интерактивной форме заявления и приложенных к нему копиях (электронных образах) документов.

Ведомство:

(Мосгосстройнадзор)

" № 10/2016

Закон позволяет застройщику обратиться в уполномоченный орган с просьбой о продлении срока действия разрешения на строительство. Однако нередко администрация принимает решение об отказе. Бывает и так, что орган власти отменяет ранее выданное разрешение на строительство. В обоих случаях (отказ в продлении и отмена) застройщика ждут долгие судебные споры. Полагаем, сформулированные на уровне Верховного суда правовые позиции окажутся полезными для застройщиков, попавших в столь затруднительные ситуации.

Продлить нельзя отказать.

В соответствии с ч. 20 ст. 51 ГрК РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен соответствующим органом, выдавшим разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за 60 дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления. Если заявление о продлении срока действия разрешения на строительство подается застройщиком, привлекающим на основании договора участия в долевом строительстве, преду­сматривающего передачу жилого помещения, денежные средства граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, к такому заявлению должен быть приложен договор поручительства банка за надлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или гражданской ответственности лица, привлекающего денежные средства для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости (застройщика), за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве.

Исходя из данной формулировки по общему правилу (если «оставить за кадром» специфику жилищного строительства на основании ДДУ) для продления разрешения на строительство необходимо:

  • подать заявление не менее чем за 60 дней до истечения срока действия ранее выданного разрешения;
  • начать строительные работы до подачи такого заявления.

Оба ли эти условия должны выполняться одновременно?

Правомерен ли отказ в продлении, если застройщик нарушил срок подачи заявления или, наоборот, подал заявление своевременно, но не приступил к выполнению работ?

В правоприменительной практике по обозначенной проблеме выработано следующее решение. В части 20 ст. 51 ГрК РФ установлено одно основание для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство: если строительство не было начато до истечения срока действия разрешения. Подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения не предусмотрена ГрК РФ в качестве основания для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство. Соответственно, если строительство объекта начато в период действия разрешения на строительство, которое не отменено и не признано недействительным (незаконным), у уполномоченного органа нет оснований для отказа в продлении срока его действия. Такая позиция представлена в Определении ВС РФ от 04.05.2016 № 136-ПЭК16 по делу № А63-11027/2013, постановлениях АС МО от 01.08.2016 № Ф05-10272/2016 по делу № А41-79925/15, ФАС ДВО от 15.12.2013 № Ф03-6140/2013 по делу № А51-7498/2013, Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2016 № 09АП-28920/2016 по делу № А40-62700/16, Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2016 № 10АП-7448/2016 по делу № А41-106633/15, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2016 № 08АП-8211/2016 по делу № А46-2430/2016 и др.

Обратите внимание

Случается, что администрация, отказывая в продлении срока действия разрешения на строительство, ссылается на представление застройщиком ненадлежащих документов, подтверждающих начало выполнения работ по строительству объекта. Например, как следует из Постановления АС МО от 01.08.2016 № Ф05-10272/2016 по делу № А41-79925/15, организация приложила к заявлению о продлении разрешения на строительство справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 и акты о приемке выполненных работ по форме КС-2, свидетельствующие о завершении подрядчиком работ по нулевому циклу строительства. Уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, указав на то, что не было представлено официальное подтверждение начала работ по строительству объекта капитального строительства.

Обратившись в суд, застройщик дополнительно представил в материалы дела акт обследования технического состояния объекта незавершенного строительства и приложенные к нему фотографии объекта (8 штук), а также спутниковый снимок с сайта карты.яндекс.ру.

Встав на сторону застройщика, арбитры указали: ч. 20 ст. 51 ГрК РФ не установлено, какие именно документы должны быть представлены в подтверждение начала строительства. Из этого следует, что такими документами могут быть любые документы (акты, договоры подряда и т. д.), свидетельствующие о том, что строительство ведется. Уполномоченный орган незаконно не принял формы КС-2 и КС-3 как доказательства начала строительства.

Итак, мы выяснили, что подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения на строительство не является достаточным основанием для отказа в продлении разрешения. А вот то обстоятельство, что застройщик не начал работы по строительству, влечет безусловный отказ в продлении ранее выданного разрешения на строительство. Далее ответим на вопрос: является ли законным отказ в продлении разрешения, если строительные работы начаты, но заявление в уполномоченный орган застройщик подал после того, как истек срок действия разрешения на строительство.

Такая ситуация рассматривалась в постановлениях АС ЗСО от 15.12.2015 № Ф04-27933/2015 по делу № А46-4326/2015 и Второго арбитражного апелляционного суда от 29.08.2016 по делу № А82-18126/2015. Сразу скажем, что в первом случае арбитры приняли решение в пользу застройщика, во втором – признали действия администрации законными. Как такое возможно?

Из постановления АС ЗСО следует, что застройщик обратился в департамент с заявлением о продлении разрешения на строительство через два дня после того, как истек срок его действия. Несмотря на то, что застройщик указал на 90%-ю готовность объекта, уполномоченный орган отказал в продлении разрешения, сославшись на то, что оно является недействующим, поскольку срок его истек, а продление срока действия недействующего разрешения на строительство законодательством не предусмотрено.

Удовлетворяя требование застройщика, судьи исходили из того, что указанное департаментом основание для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство не предусмотрено действующим законодательством, поэтому оспариваемый отказ нарушает права организации.

Важно, что судья ВС РФ не нашел оснований для передачи данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда для пересмотра (Определение от 18.04.2016 № 304-КГ16-2723). Тем самым судья Верховного суда фактически признал обоснованной позицию АС ЗСО.

А вот в принятом не в пользу застройщика Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда по делу № А82-18126/2015 обстоятельства были иными, что и позволило суду отказать застройщику, отклонив его ссылки на судебную практику, согласно которой подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения не предусмотрена ГрК РФ в качестве основания для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство.

Итак, в январе 2008 года организации было выдано разрешение на строительство, срок действия которого истекал в июле 2010 года.

В декабре 2013 года (то есть через 3,5 года после окончания срока действия разрешения) застройщик зарегистрировал право собственности на объект незавершенного строительства со степенью готовности 11%.

В ноябре 2015 года (то есть еще через два года) организация обратилась в администрацию с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство, приложив проект организации строительства, предполагающий окончание строительства в течение 33 месяцев.

Уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, указав на нарушение срока, установленного ч. 20 ст. 51 ГрК РФ, и предложив застройщику обратиться за получением нового разрешения.

Арбитры отметили: организация обратилась за продлением разрешения спустя более пяти лет после окончания срока его действия. Застройщик не представил доказательств обращения в уполномоченный орган с таким заявлением до даты истечения срока действия разрешения. Следовательно, застройщик утратил предусмотренное законом право на продление срока действия разрешения на строительство.

ГрК РФ не содержит оснований для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство по причине того, что заявление было подано застройщиком с нарушением срока его подачи (то есть не менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения). Однако в данном случае имеет место не просто нарушение срока для обращения с заявлением о продлении действующего разрешения на строительство. Общество требует продлить в судебном порядке действие разрешения, срок которого истек пять лет назад. В такой ситуации (при непредставлении заявителем доказательств уклонения уполномоченного органа от выдачи разрешения (противоправного бездействия администрации) либо наличия иных обстоятельств, препятствовавших организации своевременно обратиться с соответствующим заявлением) продление срока действия разрешения на основании ч. 20 ст. 51 ГрК РФ недопустимо. Исходя из смысла положений градостроительного законодательства возможно продление только действующего разрешения на строительство. После истечения срока действия разрешения на строительство может быть выдано только новое разрешение.

Таким образом, пропуск срока обращения с заявлением о продлении разрешения при уже начатом строительстве объекта не является безусловным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения. Единственным обстоятельством, исключающим такое продление, является отсутствие начатого строительства объекта к моменту истечения срока действия разрешения на строительство. Поэтому судьи встанут на сторону застройщика, представившего заявление менее чем за 60 дней до окончания срока действия разрешения.

В случае, когда уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, сославшись на то, что заявление подано после истечения срока его действия, исход судебного разбирательства будет зависеть от конкретных обстоятельств. Прежде всего, арбитры будут оценивать добросовестность действий застройщика, который в любом случае не лишен возможности обратиться с заявлением о выдаче нового разрешения на строительство.

Обратите внимание

Уполномоченный орган, выдавший разрешение на строительство, при рассмотрении заявления застройщика о продлении срока действия разрешения обязан проверить, начато ли строительство (реконструкция) объекта. Поэтому представление застройщиком недостоверной информации о выполнении работ обернется отказом в продлении разрешения.

Например, как следует из Постановления АС СЗО от 27.10.2014 по делу № А56-68046/2013, организация сообщила о выполнении:

  • 100% земляных работ;
  • 90% работ по созданию фундамента;
  • 20% работ по прокладке инженерных сетей;
  • 10% работ по возведению каркаса здания.

Между тем согласно акту осмотра строительные работы на земельном участке не велись.

При таких обстоятельствах арбитры решили, что организация при подаче заявления о продлении срока действия разрешения на строительство представила сведения, не соответствовавшие действительности, что было установлено по итогам проверки. Как результат – отказ в продлении разрешения был признан обоснованным. Причем судья ВС РФ не нашел оснований для пересмотра дела (Определение от 12.03.2015 по делу № 307-ЭС15-223).

Случается, что у застройщика возникает необходимость внесения изменений в проектную документацию, а иногда технико-экономические показатели будущего объекта меняются настолько, что приходится разрабатывать новую проектную документацию. В подобных ситуациях застройщику следует обращаться в уполномоченный орган не за продлением разрешения на строительство, а за выдачей нового разрешения на строительство объекта, имеющего другие технические параметры. Соответственно, застройщику не удастся доказать, что отказ в продлении разрешения является незаконным. Данная позиция выражена в Определении ВС РФ от 23.05.2016 № 308-ЭС16-4400 по делу № А63-367/2015, в котором отмечено, что застройщик не лишен возможности обратиться в установленном порядке с заявлением о выдаче нового разрешения на строительство, представив документы, предусмотренные ст. 51 ГрК РФ.

Отмена разрешения на строительство возможна только в исключительных случаях.

Как справедливо отмечено в Постановлении АС ПО от 20.05.2015 № Ф06-21841/2013, Ф06-22926/2015, Ф06-23424/2015 по делу № А55-15700/2014, ст. 48 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления действительно предусматривает право органов местного самоуправления или должностных лиц местного самоуправления, принявших (издавших) соответствующий муниципальный правовой акт отменять либо приостанавливать муниципальные правовые акты. Вместе с тем из положений указанного закона в совокупности следует, что отменен или приостановлен органом местного самоуправления может быть не любой ненормативный акт, а лишь не соответствующий действующему законодательству (!).

Обязанность доказывать соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличие у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).

При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу ст. 65 АПК РФ должен доказать заявитель (обратившееся в суд лицо).

Таким образом, закон не предоставляет органам местного самоуправления права по собственному усмотрению принимать и отменять ранее принятые документы. Этот вывод в полной мере распространяется и на случаи, связанные с выдачей и отменой разрешений на строительство.

В соответствии с ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ действие разрешения на строительство прекращается (на основании решения соответствующего органа) в случае:

  • принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
  • отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
  • расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
  • прекращения права пользования недрами, если разрешение выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Судебная практика исходит из того, что по смыслу приведенной нормы, которая носит императивный (не допускающий выбора) характер, орган местного самоуправления, выдавший застройщику разрешение на строительство, вправе принять решение о прекращении действия (аннулировании, отмене) этого разрешения только при наличии хотя бы одного из перечисленных выше оснований. Перечень таких оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Следовательно, если постановление об отмене разрешения на строительство не содержит ссылок на ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ, действия администрации незаконны (при условии, что разрешение на строительство было выдано с соблюдением установленных требований). Такая позиция выражена, в частности, в определениях ВС РФ от 01.09.2016 № 306-КГ16-10277 по делу № А12-33006/2014, от 14.09.2015 № 306-КГ15-10973 по делу № А55-15700/2014, от 08.09.2015 № 306-КГ15-10973 по делу № А55-15700/2014 и т. д.

При этом не имеет значения довод администрации о том, что отмена разрешения на строительство связана с получением протеста прокуратуры. Например, в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 № 07АП-6957/2016 по делу № А45-27192/2015 отмечено: из оспариваемого постановления следует, что разрешение на строительство отменено в связи с протестом прокуратуры города. Иных оснований отмены или ссылок на конкретные нормы права в постановлении не указано. При таких обстоятельствах постановление об отмене разрешения на строительство является незаконным.

Некоторые выводы

Уполномоченный орган вправе отказать в продлении срока действия разрешения на строительство, которое не отменено и не признано недействительным (незаконным), только в том случае, когда застройщик не приступил к выполнению работ. Нарушение застройщиком срока подачи заявления (менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения) не является самостоятельным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство.

Выданное с соблюдением положений ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство может быть отменено только в исключительных случаях, закрытый перечень которых содержится в ч. 21.1 названной статьи. Следовательно, если постановление об отмене разрешения на строительство не содержит ссылок на данную норму, действия администрации незаконны.

Продление разрешения на строительство - государственная услуга, которая доступна строительной компании и прописана в законодательстве. Проблема в том, что решение уполномоченного органа не всегда бывает положительным из-за незнания требований законодательства. Как результат, выданное ранее разрешение отменяется, и строительная компания вынуждена снова проходить все процедуры или обращаться в судебные органы. Чтобы избежать подобных проблем, важно знать тонкости продления разрешения, иметь под рукой образец заявления, знать порядок решения такой задачи и причины, по которым в продлении в предоставлении услуги может быть отказано.

Разрешение на строительство (по Градостроительному кодексу) - официальный документ, составленный на специальном бланке и подтверждающий соответствие проектных документов требованиям, нормам и правилам, действующим в РФ на момент оформления бумаг в отношении застройки и плана участка. Получение разрешения является основанием для строительной компании начать работы по строительству сооружений в Москве (или области), а также в другом регионе РФ. Бланк разрешения является универсальным и утвержден Правительством РФ в 2005 году.

Как отмечалось, в процессе строительства применяются проектные документы, а сам процесс начинается после выдачи разрешения местными органами власти. Список бумаг, которые требуется собрать для оформления разрешения, утверждается на законодательном уровне, а необходимые меры прописаны в ГрК РФ.

В Градостроительном кодексе также отмечается, что разрешение на строительство (при соблюдении регламента) оформляется без ограничений по времени - на весь срок, который оговорен в проектной документации. Исходя из этого, напрашивается вывод о бессрочности документа. В редких случаях уполномоченные органы власти оформляют разрешение не на весь срок действия, а на конкретные этапы возведения объекта. В таких ситуациях п разрешение на строительство имеет определенные ограничения.

С учетом действующего порядка оформления разрешения и законодательства наличие определенного срока разрешения на восстановление или строительство сооружения - существенный факт. Но практика показывает, что застройщик часто не вписывается в сроки реальной сдачи сооружения. Бытует мнение, что при окончании периода действия прежней бумаги требуется оформление нового разрешения. В этом нет необходимости - достаточно обратиться в уполномоченный орган и продлить документ.

В ГрК РФ указано, что период действия разрешительных бумаг может продлеваться при участии муниципальных (городских) властей. Если такой орган отказывают в продлении документа, он выдает обоснование причины и дает возможность исправить ситуацию. В каких случаях возможен отказ продления, рассмотрено ниже.

По закону строительная компания, которая просрочила с обращением и несвоевременно передала заявление, наказывается с учетом действующего законодательства. По регламенту у застройщика имеется 2 месяца для оформления и подачи заявления. Образец последнего представлен на сайте государственного органа, который выдает разрешения (к примеру, для Москвы и Московской области это органы самоуправления). Кроме того, требуемая информация представлена на сайте госуслуг.

Что будет при нарушении?

Если здание возведено без получения (продления) разрешения на строительство, оно относится к категории «самостроя» с соответствующими последствиями для нарушителя - штрафные санкции или снос сооружения. Обоснование таких действий в суде не вызывает затруднений, ведь все действия происходят с учетом действующего законодательства. Если срок действия разрешения подходит к концу или вышел, его требуется продлить. Игнорирование этого требования влечет к появлению ряда проблем - в процессе строительства и на этапе, когда владелец будет регистрировать сооружение в уполномоченных органах. Существующий регламент работает для Москвы, области столицы и других регионов РФ.

Если строительная компания передала необходимый пакет бумаг и получила разрешение с учетом норм и требований законодательства, суд пойдет навстречу и при наличии разрешения (без своевременного продления) не будет серьезно наказывать ответчика. Как правило, все заканчивается административным наказанием, а после завершения суда строительная компания должна закончить начатое и продлить документ с учетом «буквы» закона.

Как правильно это сделать?

С учетом сказанного выше и требований ГрК РФ напрашивается вывод, что для продления разрешения требуется сделать следующие шаги:

  • Оформить заявление с учетом образца и подать его не позже, чем за два месяца до завершения срока действия текущего разрешения.
  • Приступить к строительным работам до передачи заявления.

Особенность процесса продления

Чтобы исключить сложности и судебные тяжбы, о которых говорится выше, и организовать строительство с учетом требований действующих законов, стоит своевременно оформить заявление и передать его для продления разрешения. В законодательстве по этому вопросу нет «подводных камней», поэтому вопросы решаются быстро и без задержек.

Подача заявки в Москве и области или другом населенном пункте РФ можно 3-мя путями:

  • Составить заявку и отнести ее персонально.
  • Отправить документ по почте.
  • Уполномочить третью сторону и отправить ее передать заявление о продлении разрешения.

Форма предоставления заявки универсальна, поэтому этот нюанс рекомендуется уточнить заблаговременно.

Получение заявления также имеет нюансы. В регламенте прописано, что результаты изучения заявления и решения уполномоченных органов должны забираться лично, передаваться по почте или пересылаться в электронном виде на адрес e-mail. Кроме того, имеется вариант, когда работа поручается 3-ему лицу (представителю).

Перед продлением стоит знать, что это государственная услуга, за которую не требуется платить, как и за выдачу разрешительных документов. При этом не важно, в каком населенном пункте ведутся строительные работы - на территории Москвы, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга или иных городов РФ.

Результаты по переданному заявлению передаются в течение месяца. Этого времени достаточно уполномоченному органу, чтобы принять решение о возможности продления разрешения на строительство. Что касается регистрации заявки строительной компании (застройщика), этот процесс происходит без проволочек времени, в срок до 24 часов. Во время подачи заявления время ожидания не должно превышать 15 минут.

В роли поручателей, которые могут забирать документы, могут выступать ИП, физлица или юридические лица. По регламенту местные органы власти должны выполнить поставленные задачи после поступления заявки и передачи пакета бумаг.

Куда нужно подать заявление?

Перед подачей заявления стоит разобраться, в какой орган передавать документы. Как правило, функции продления выполняют те структуры, которые выдают разрешение на строительство. Эта обязанность возлагается на органы местного управления, которые базируются по месту расположения участка земли (где и ведется строительство). Особенность прописана в ГрК РФ (статье 5, части 4). Но существуют исключения, которые оговариваются в ГрК РФ, частях 5 и 6. В этой статье углубляться в эту тему не будем - при желании изучите этот документ самостоятельно.

Когда нужно подать заявление?

Как отмечалось ранее, подача заявление для продления периода действия разрешения не позднее, чем за 60 суток до дня завершения срока. Это правило прописано в ГрК РФ, статье 51, части 20.

Могут ли отказать в продлении разрешения на строительство?

Практические ситуации с отказом в продлении разрешения случаются в практике, но причины таких действий уполномоченных органов различаются. Государственная структура вправе отказать с обоснованием своих действий при наличии следующих оснований:

  • Заявитель передал недостаточный пакет бумаг, документы составлены при наличии явных ошибок или на другом языке. Возможны ситуации, когда содержание бумаг переведено, но понять суть содержимого не удается. Кроме того, отказ возможен при наличии большого числа приписок, исправлений или прочих действий, которые противоречат регламенту.
  • Заявку передает субъект, который по закону не имеет подобного права.
  • Форма заявки имеет нарушения и не соответствует существующему регламенту. Заявители часто считают, что заявление можно оформлять без привязки к конкретной форме, в свободном виде. Такое мнение ошибочно. Это одна из причин, почему уполномоченные органы идут на отказ в продлении разрешения.
  • Субъекты, которые передавали заявку, не имеют одобрения на выполнение обработки передаваемой личных данных.

Возможны и другие причины, когда уполномоченная структура отказывает заявителю в выполнении опции продления. При этом орган принимает документы к рассмотрению, но выдает негативное решение спустя определенное время. Причины могут быть в следующем:

  • В переданном пакете бумаг отсутствуют документы, которые предусматриваются требованиями ГрК РФ или содержание расходится с указаниями регламента или законодательными нормами.
  • У клиента закончился срок, в течение которого он имел право подать заявку на продление разрешения. В такой ситуации на нарушителя накладывается административный штраф.

Возможна еще одна ситуация, когда заявитель получает негативный ответ - он касается сферы исправления уже имеющегося на руках разрешения. Здесь причиной отказа становится передача ошибочной информации или строительство сооружения на объекте, имеющем другое предназначение.

Дополнительные причины отказа

Но и это не все. Уполномоченный орган отказывает в продлении разрешения на восстановление, возведение или капремонт сооружения капстроительства в том случае, если срок действия документа прошел, а его получатель так и не приступил к выполнению строительных работ.

Если заявка на продление срока действия разрешительного документа передается строительной компанией, которая привлекает граждан к подписанию договора долевого участия (ДДУ) с последующей передачей недвижимости во вновь построенном здании, то с заявлением требуется передать поручительство финансового учреждения (банка), гарантирующего своевременное выполнение клиентом своих обязательств по ДДУ.

Стоит отметить, что при переходе права владения участком и объекта капстроительства разрешение на строительство остается в силе, кроме некоторых случаев. Сюда относится принудительное прекращение права владения (в том числе изъятие земли), расторжение арендного или других правоустанавливающих договоров, отказ от права владения или остановка права пользования недрами.

Приветствую, друзья! Приношу свои извинения, что давно не писал на блог. Но с сегодняшнего дня обещаю исправиться в лучшую сторону и радовать вас новыми статьями почаще. Честно, я это пишу больше для себя — так сказать некая мотивация. Но дальше будет намного интереснее, ведь на дворе уже осень, а это значит больше времени дома за компьютером.

И так, поговорим мы сегодня о разрешении на строительство, о процедуре продления и внесения изменений. Все это муторно и не понятно для большинства людей. Я и сам, честно говоря, чуть не засыпал на первых порах читая градостроительный кодекс. Но осознание приходит со временем.

Для удобства прилагаю в самом начале статьи образцы и бланки заявлений, перечень документов. Пользуйтесь на здоровье, но не забывайте делиться статьей в социальных сетях.

А ведь многие даже не знают, что строительство объекта капитального строительства можно начинать только после оформления разрешения на строительство. Даже если вы строите на собственном земельном участке, даже если строите индивидуальный жилой дом (ИЖС). И никакая дачная амнистия (касается ИЖС) не отменяет необходимость оформления разрешения на строительство.

Сама формулировка понятия разрешения на строительство приведено в ч. 1 ст. 51 ГрК РФ.

И запомните, друзья, если вы собрались строить объект капитального строительства, то разрешение на строительство нужно оформлять почти всегда. А в каких случаях оно не требуется описано в ч. 17 ст. 51 ГрК РФ.

Думаю, не лишним будет если я приведу понятие «объект капитального строительства». А для этого надо познакомиться с ч. 10 ст. 1 ГрК РФ:

Ну вот, слегка и познакомились с сегодняшней темой статьи. Если что то не поняли смело спрашивайте в комментариях.

Оформление

Друзья, кто сталкивался с оформлением разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства прекрасно понимает, что это адский труд и не всем он под силу. Но в градостроительном кодексе и в административных регламентах органов, выдающих этот документ, все шаги оформления довольно простые и быстрые. Но...

Начнем с того, что вы должны тщательно ознакомиться с 55 статьей Градостроительного кодекса и также для удобства можете почитать приведенный здесь . Прочитайте все внимательно, там много полезного по данной теме.

  • Во первых, вы должны определиться в какой орган вам необходимо обратиться с заявлением на выдачу разрешения на строительство. В большинстве случаев разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, что указано в ч. 4 ст. 51 ГрК РФ. Но есть некоторые исключения, которые приведены в ч. 5 и ч. 6 ст. 51 ГрК РФ. Здесь я не буду приводить выдержки из этой статьи, вы можете ознакомиться с ними сами.
  • Во вторых, после того как определились к кому обращаться надо подготовить заявление о выдаче разрешения на строительство. Сам бланк заявления обычно приведен в административном регламенте по выдаче разрешения на строительство, органа, выдающего разрешение. Приведу для вас пример оформленного заявления по образцу администрации г. Чебоксары. . Также можете . Данные образцы приведены с сайта администрации г. Чебоксары. Аналогичные нужные вам бланки вы также можете найти на сайтах ваших муниципальных образований.
  • В третьих надо подготовить перечень документов, необходимых для оформления разрешения на строительство. Этот перечень приведен в ч. 7 ст. 51 ГрК РФ. А ниже приведу для вас перечень документов, взятый с сайта администрации г. Чебоксары:

Также вы можете скачать данный перечень .

После подачи заявления и всех необходимых документов в течении 10 календарных дней вам выдадут разрешение на строительство, либо отказ в выдаче разрешения на строительство. Отказать вам могут лишь в тех случаях если вы не представили все документы строго по перечню, либо при несоответствии представленных документов установленным требованиям.

А как подготовить все документы по перечню поговорим в следующих статьях.

Внесение изменений

Очень часто в процессе строительства приходится вносить изменения в ранее выданное разрешение на строительство. Давайте немного затронем и этот вопрос.

Обычно изменения вносятся при изменении земельного участка (перераспределение, объединение, раздел, перераспределение и т.д.). Какие-либо другие изменения, касающиеся ошибок в наименованиях, характеристиках и т.д. в разрешение на строительство не вносятся, а оформляется новое разрешение на строительство с новым номером.

Для внесения изменений вам необходимо уведомить об этом в письменной форме орган, выдавший вам ранее разрешение на строительство. Также надо приложить документы приведенные в . Но если вы не предоставили документы с перечня, то данные документы администрация должна запросить сама.

После внесения изменений в разрешение на строительство и утверждения данных изменений, а на это уходит 10 дней (согласно закону), об этом вас уведомят в течении 5 рабочих дней. Также об этом уведомят государственный строительный надзор и Россреестр.

Продление

Согласно ч. 19 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства. Но иногда приходится все же продлевать срок действия разрешения на строительство, что указано в ч. 20 ст. 51 ГрК РФ:

Запомните, что за продлением надо обращаться за 60 дней до окончания срока действия разрешения.

Следует отметить, что срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объект капитального строительства сохраняется, за исключением случаев:

Также обращаетесь с определенным в орган, ранее выдавший вам разрешение. Прикладываете определенные документы и вуаля, вам продлевают срок действия разрешения на строительство. Здесь самое трудное как и в оформлении разрешения это подготовить все документы. А это бывает не так просто. Но тут не так все страшно. Также оформленного заявления.

Действие разрешения на строительство может быть прекращен в случаях предусмотренных в ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ.

Разрешение на строительство ИЖС

При оформлении разрешения на строительство индивидуального жилого дома процедура почти такая же, но есть небольшие отличия.

  • Во-первых срок действия разрешения 10 лет.
  • Во вторых перечень документов для оформления по-меньше.

Еще раз повторяюсь, что разрешение на строительство необходимо оформлять при строительстве ИЖС тоже. Многие сталкиваются с тем, что кто то на них жалуется или просто при проведении плановых проверок выясняется, что они осуществляют строительство ИЖС без разрешения на строительство. А это приводит к штрафам согласно ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.

При этом многие говорят: «А нам сказали, что индивидуальный жилой дом можно оформить в собственность без разрешения на строительство, по дачной амнистии». Все правильно, право собственности на индивидуальный жилой дом вы можете оформить по упрощенной схеме (дачной амнистии) без оформления разрешения на ввод и разрешения на строительство.

Но вся эта упрощенная схема была придумана в свое время для узаконивания и оформления давным давно построенных домов. Правда этим многие пользуются и при строительстве новых домов тоже. Но все это не отменяет необходимости оформления разрешения на строительство и индивидуальных жилых домов тоже.

К тому же эту замечательную «дачную амнистию» все время грозятся прекратить, но все время продлевают.

Ну вот и все, друзья. Кратко рассмотрели вопрос оформления, продления и внесения изменений в разрешение на строительство. А кто сталкивался с данной нелегкой процедурой прошу поделится своими впечатлениями в комментариях.

P.p.s. Друзья, хочу Вам также порекомендовать "Генератор исполнительной документации - Генератор-ИД" от сайта ispolnitelnaya.com . Программа настолько простая и действенная, что сэкономит кучу времени. Всем советую ознакомиться!!!

Советы юристов:

1. Я бы хотела скачать бланк продления разрешения на строительство.

1.1. На нашем сайте нет таких бланков, Вы можете обратиться к любому юристу для составления любого юридического документа, или обратиться в ту организацию, для которой Это документ требуется чтобы узнать форму такого заявление и получить образец.

Вам помог ответ? Да Нет

2. Сколько раз можно подавать заявление на продление разрешения на строительство?

2.1. Количество продлений не ограничено

УДАЧИ ВАМ

Вам помог ответ? Да Нет

3. Могут ли отказать в продлении разрешения на строительство, если нет забора?

3.1. Нет., это не основание для отказа.

Вам помог ответ? Да Нет

3.2. Вы, видимо, что-то перепутали, поскольку основанием для отказа являются иные обстоятельства:
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20. Срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. (раз) В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления (два).

Вам помог ответ? Да Нет

4. Какой комплект документов необходим для ПРОДЛЕНИЯ разрешения на строительство!

4.1. Продлить разрешение на строительство можно на основании статьи № 51 п.20 Градостроительного кодекса РФ, если оно было ранее получено, но не завершено к моменту окончания сроков, указанных в документах. Чтобы продлить разрешение, необходимо обратиться в отдел архитектуры и градостроительства своего района с пакетом документов.
Чтобы подтвердить, что ваше строительство уже начато, но еще не завершено, обратитесь в отдел жилищной политики местной администрации. Напишите заявку на вызов комиссии, которая составит акт о стадии начатого строительства, тем самым подтверждая, что строить вы все-таки начали.
В отдел архитектуры предъявите свой общегражданский паспорт, строительный паспорт, разрешение, акт комиссии из администрации. На основании представленных документов вам продлят сроки разрешения в течение 30 рабочих дней с момента подачи заявления.
Повторная выдача разрешения осуществляется на основании прежнего проекта строения и инженерно-технических коммуникаций, а также на основании ранее полученных согласований с коммунальными системами, пожарниками и СЭС. За повторное разрешение не взимается плата, то есть выдают его совершенно бесплатно и на срок не более трех лет.
После получения повторного разрешения вы обязаны завершить начатое строительство и ввести его в эксплуатацию.

Вам помог ответ? Да Нет

5. Направил заявление о продлении разрешения на строительство за 8 дней до окончания действия этого разрешения. Обязан ли орган отказать в продлении данного разрешения?

5.1. Хабаровск!
Продление либо НЕ Продление Разрешения на строительство будет зависеть от степени готовности строительного Объекта.

Удачи вам Владимир Николаевич
г. Уфа 17.03.2020 г.

Вам помог ответ? Да Нет

5.2. В соответствии с пунктом 8 части 21.15 статьи 51 ГрК РФ основанием для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство является подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство.

Вам помог ответ? Да Нет

6. Я - председатель ГСК. В этом году заканчивается договор-аренды. В администрации города пояснили, что для продления аренды на более длительный срок необходимо разрешение на строительство, но оно было либо не получено, либо утрачено предыдущими председателями (в живых никого нет). Запись в журнале администрации о выдаче этого документа есть. Подскажите пожалуйста как быть в данной ситуации?

6.1. Дмитрий! Подать исковое заявление в суд на истребование копии разрешения на строительство.

Вам помог ответ? Да Нет

7. Просрочила срок продления разрешения на строительство обьекта, по новому закону в какой форме нужно подать заявление на продления разрешения на строительство обекта,!

7.1. В настоящий момент это носит уведомительных характер, такое уведомление должно быть у вас в администрации.

Вам помог ответ? Да Нет

8. У меня закончился срок аренды земли и я задержалась в продление на две недели, пришла написала заявление мне пришло что мне отказывают в продление. У меня есть разрешение на строительство кадастровый номер. Подскажите пожалуйста как мне быть есть ли какой смысол бороться или нет?

8.1. А что у вас прописано в договоре аренды там есть пролонгация то есть автоматическое продление договора почитайте.

Вам помог ответ? Да Нет

9. Не успели подать документы на продление договора аренды земли для строительства ИЖС. Аренда проплаченная до конца года, разрешение на строительство ещё действующее. На участке стоит капитальный фундамент. Подали документы на не завершенку, нам отказали. Что делать? И есть ли возможность продлить договор?

9.1. Вы можете обжаловать отказ чиновников в судебном порядке.

Вам помог ответ? Да Нет


10. Аренда земли. Имеет от право администрация сельского поселения не продлять договор аренды если разрешение на строительство до 2023, есть узаконенная незавершёнка 56%, вложен маткапитал? Однажды мне уже продляли, и теперь ссылаются на 136 фз ст 39.6 разрешено продление Один раз и отказывают, грозя аукционом!

10.1. Согласно п. 8 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ 8 договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок двадцать лет в случае предоставления гражданину земельного участка для индивидуального жилищного строительства или земельного участка в границах населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства. Если в Вашем случае срок аренды в договоре указан меньше 20 лет, то можете требовать внесения в договор изменений в части продления срока аренды.

Вам помог ответ? Да Нет

10.2. Вообще, администрация права, в силу ч.5 ст.39.6 Земельного кодекса (это и есть " 136 фз ст 39.6") предусматривается однократное предоставление земельного участка для завершения строительства.
Уточните - когда был изначально заключён договор аренды?

Вам помог ответ? Да Нет

11. Разрешение на строительство просрочено и стройка еще не началась, как быть? Продление РнС невозможно, так как стройка не началась. Нужно повторно брать разрешение на строительство? Отказа не будет?

11.1. Если срок разрешения на строительство истек, придется заново проходить процесс оформления и собирать необходимый пакет бумаг. Но большой вероятностью можно получить отказ в продлении. По законодательству застройщик должен предупредить о намерении за 60 суток и не позже. Кроме заявки подается пакет разрешительной документации. Наиболее сложная ситуация, когда приехавшая на участок комиссия обнаружила отсутствие какой-либо деятельности. В такой ситуации вероятность продления равна нулю. Единственное решение - оформлять разрешение заново с учетом действующих правил и установленного регламента. В случае если документы по одобрению просрочены, но стройка уже ведется, вероятность продления все-таки существует.

Вам помог ответ? Да Нет

12. У меня заканчивается срок аренды земельного участка и разрешение на строительство оно уже продлевался один раз, забито свайное поле и зарегистрировано, как незаконченное строительство, администрация в продлении договора отказывает, в выкупе тоже отказывает, что делать?

12.1. Если Ваша ситуация подпадает по продление договора для завершения строительства, а Вы его не завершили в течении 3 лет, то
нужно получить письменный отказ, обжаловать его суде.
В суде нужно доказать, что сроки завершения строительства нарушены не по Вашей вине.

Вам помог ответ? Да Нет

13. Я купила квартиру в долевом. Срок строительства до 5 марта, мне обьяснили что они сдают жилье на проверку приемной комиссии. А на сдадут ближе к лету. Теперь говорят не успеют и будут сдавать осенью. Но дело в том что продление и разрешение на продление было до 5 марта. Как быть в этой ситуации.

13.1. При просрочке сдачи жилья при долевом участии предусмотрены штрафы и пеня. И размер их достаточно высок. Это своего рода компенсация за просрочку. Их можно взыскать. Если у Вас остались какие-либо вопросы или требуется помощь обращайтесь.

Вам помог ответ? Да Нет

13.2. Если строительство осуществляется по ФЗ 214, то это является нарушением и Вы можете потребовать неустойку.

Вам помог ответ? Да Нет

Консультация по Вашему вопросу

звонок с городских и мобильных бесплатный по всей России

14. Брала землю на ИП в аренду под домашнюю гостиницу. Просрочили разрешение на строительство (точнее обратились за продлением за несколько дней до окончания а не за месяц) Дом недостроен (под крышей). Нам отказали в продлении на строительство и мы получили отказ предложив по новой получить разрешение на строительство под предлогом, что такого у нас ещё не было. Аренду платим исправно. Как нам сейчас поступить?

14.1. Необходимо взять письменный отказ и обжаловать его в судебном порядке.
Суд признает его незаконным и восстановит Ваше нарушенное право.

Вам помог ответ? Да Нет

15. После смерти отца в наследство вступила мать и бабушка. У бабушки 1/8 часть земли. Дом ещё неоформили, но у дома закончилась разрешение на строительство поистройки. В архитектурном говорят что для продления нужно согласие бабущки, но контактов её нет и живет она далеко в сибири. Как получить разрешение на продление строительства пристройки.

15.1. вам говорят все правильно, необходимо согласие всех участников долевой собственности. Ищите бабушку, пусть оформляет нотариальное согласие.
Удачи вам и всего наилучшего

Вам помог ответ? Да Нет

16. подскажите пожалуйста как действовать если срок аренды земельного участка истёк в сентябре 2017 года, а строительство ещё не начиналось, при этом разрешение на строительство действительно до 2023 года. В администрации сказали платите аренду, заливайте фундамент и оформляйте незавершенное строительство а про продление договора не сказали. Так как поступить?

16.1. уважаемый посетитель!
В данном случае напишите заявление о продлении договора
Всего доброго, желаю удачи.

Вам помог ответ? Да Нет

16.2. В данном случае вам необходимо обратится в произвольной форме с заявлением по данному обстоятельству. Укажите обстоятельство, ссылаясь на законодательство РФ.

Вам помог ответ? Да Нет

17. Хочу проконсультироваться по вопросу ипотечного кредитования на ИЖС. Согласно договору в течение трех лет, отведенных банком, мы не ввели дом в эксплуатацию, так как строительство еще не закончено. Банк сейчас требует пакет документов для разрешения продления срока строительства. В ипотеку вложен маткапитал. Сроки везде разные. Как быть?

17.1. Вам следует предоставить в банк требуемые документы и подписать дополнительное соглашение о продлении срока ввода объекта в эксплуатацию. Иначе с вашей стороны будет нарушение условий договор и тогда банк в праве требовать расторжения договора.

Вам помог ответ? Да Нет

18. о продлении разрешения на строительство. Являюсь дольщиком многоквартирного дома. Разрешение на строительство застройщику выдано до 1 января 2014 (закон о страховании ответственности застройщика перед дольщиками). Его срок истекает 4 декабря 2017 года. Может ли быть продлено это разрешение в рамках ГрК РФ ст.51 п.20 или застройщику нужно будет получать новое разрешение и соответственно страховать свою ответственность?

18.1. продлено может быть чтобы ответить насчет страхования - это нужно видеть договор страхования

Вам помог ответ? Да Нет

18.2. Оно может быть продлено при наличии уважительных причин, если к этому времени дом не будет достроен. К дольщиков есть право на получение неустойки за задержку в сдаче квартиры.

Вам помог ответ? Да Нет

18.3. В данном случае при наличии по данному обстоятельству основания либо уважительных причин то может продлено разрешения на строительство

Вам помог ответ? Да Нет

19. Имеется участок под ИЖС в собственности. Разрешение на строительство истекло. Жилых объектов построено не было. Сейчас планируем строится, требуется получение нового разрешения на строительство. Вопрос: Есть ли ограничения на повторное получение разрешения? Могут ли отказать на основании того, что в предыдущий период не было ничего построено? Интересует именно повторное получение, продление не актуально.

19.1. Нет никаких ограничений. Перечень документов представляемых для получения разрешения на строительство определен градостроительным кодексом. Процедура определена там же. Закон не регламентирует количество обращений.

Вам помог ответ? Да Нет

20. Срок исковой давности при обжаловании отказа в продлении разрешения на строительство.

20.1. Обжалование отказа это не исковое производство и срок исковой давности применению не подлежит.

С уважением к Вам, Филатов Евгений Павлович.

Вам помог ответ? Да Нет

21. Правомерно ли продолжать строительные работы после окончания действия разрешения на строительство у Застройщика?
Застройщик дважды продливал Разрешение на строительство, второе продление действовало до 31.12.16. Ни одно не было согласовано с участниками долевого строительства. Стройка не завершена. Работы будут проводиться ещё полгода. Какие законы регламентируют этот момент?

21.1. Наталья, если Вы участник долевого строительства, то задаваться вопросом

Правомерно ли продолжать строительные работы после окончания действия разрешения на строительство у Застройщика?
по меньшей мере странно.
В Ваших интересах, чтобы застройщик достроил дом и передал Вам квартиру, независимо от того, правомерно это он делает или нет.
Рекомендую Вам вместо обсуждения этого, достаточно риторического вопроса, обратиться в суд с иском о взыскании неустойки за нарушение сроков строительства.

Вам помог ответ? Да Нет

22. Получен зем. участок в аренду под ИСЖ в 2004 году. На участке гараж, баня, фундамент под дом, при обращении для продления договора аренды, администрация прислала уведомление об одностороннем расторжении договора, как быть и что делать чтобы участок остался за нами (разрешение на строительство отсутствует) но есть технический паспорт на недострой.

22.1. Валентина. Вам следует обратиться к юристу со всеми имеющимися документами. Когда Вы получили уведомление? Когда закончился договор аренды?

Вам помог ответ? Да Нет

23. Какие документы нужно предоставить для продления разрешения на строительство, выданное юридическому лицу?

23.1. Ответы на подобные вопросы не нужно искать в Интернете. Вам достаточно обратиться в тот орган, который выдал вам разрешение на строительство и уточнить у них, каким образом можно продлить данное разрешение.

Вам помог ответ? Да Нет

23.2. Это можно уточнить в том органе, который выдавал вам разрешение на строительство.
Очевидно, что это будет предыдущее разрешение, правоустанавливающие документы, документы, подтверждающие право действовать от имени ООО.

Вам помог ответ? Да Нет

23.3. Для продления разрешения на строительство требуется подать заявление в органы исполнительно власти субъекта РФ или органы местного самоуправления в установленной форме в соответствии с ч. 20 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

Вам помог ответ? Да Нет