Страховые взносы во внебюджетные фонды имеют. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды

Государственные социальные внебюджетные фонды предназначены для удовлетворения потребностей граждан Российской Федерации в области пенсионного и социального обеспечения, медицинской помощи. Они представляют собой инструмент, предназначенный для сбора и аккумулирования средств в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования и Фонде обязательного медицинского страхования. До 1 января 2010 года таким инструментом был единый социальный налог (ЕСН).

В 2009 году был принят Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". Этим законом единый социальный налог с 1 января 2010 года заменялся прямыми страховыми взносами в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Третьего декабря 2011 года был принят Федеральный закон № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды», который меняет ставки и правила отчисления страховых взносов с 2012 года в Пенсионный фонд, Фонд Социального Страхования и ФФОМС.

Плательщиками страховых взносов являются:

1. Лица, производящие выплаты физическим лицам :

Организации;

Индивидуальные предприниматели;

Физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2. Индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Таким образом, страховые взносы обязаны уплачивать все работодатели - юридические лица без исключения, а также индивидуальные предприниматели и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, - адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Если страхователь - плательщик страховых взносов относится одновременно к двум категориям плательщиков страховых взносов (является работодателем и ведет индивидуальную предпринимательскую деятельность), он регистрируется и уплачивает страховой взнос по каждому основанию.

Объектом обложения взносами являются выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц.

Объект обложения страховыми взносами должен характеризоваться следующими основными признаками:

1. Блага, выплачиваемые физическим лицам, имеют форму денежных выплат и иных вознаграждений. Это могут быть выплаты работнику или членам его семьи, т.е. оплата коммунальных услуг, отдыха, лечения, питания, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования. Также это могут быть выплаты в натуральной форме. Выплаты, произведенные в натуральной форме, для целей исчисления единого социального налога учитываются исходя из рыночных цен, действовавших на момент выплаты.


2. Выплаты должны быть произведены не в производственных целях, а в пользу работников (членов их семей), т.е. потребление блага в личных целях должно происходить вне процесса производства.

3. Выплаты должны производиться по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных имущественных прав, а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

Выплаты по договорам аренды не признаются объектом обложения страховыми взносами, за исключением договора аренды автотранспорта с экипажем. При этом суммы оплаты заработной платы экипажу автотранспортного средства, предусмотренные в договоре аренды, подлежат обложению страховыми взносами.

Законодательством предусмотрен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами: государственные пенсии, пособия, компенсационные выплаты и другие.

Выплаты, не подлежащие обложению страховыми взносами в государственные социальные внебюджетные фонды

Не подлежат налогообложению Освобождаются от уплаты налога

1. Государственные пособия (в соответствии с законодательством), в том числе пособия по временной нетрудоспособности, уходу за больным ребенком, безработице, беременности и родам.

2. Все виды установленных законодательством РФ компенсационных выплат (в пределах норм), связанных с: - возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; - бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг; - оплатой стоимости и (или) выдачей натурального довольствия; - оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск; -расходы на командировки и др.

3. Суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком физическим лицам в связи с чрезвычайными обстоятельствами 4. Доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства от производства и реализации сельскохозяйственной продукции в течение пяти лет начиная с года регистрации

1. Организации любых организационно-правовых форм — с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100000 руб. на каждое физическое лицо, являющееся инвалидом I-III групп

2. Организации с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждое физическое лицо: - общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и местные отделения; - организации, уставный капитал которых полостью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда — не менее 25%;

5. Доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла - учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно- спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации (эти льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством, реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов)
6. Суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством РФ
7. Суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не
менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей - налогоплательщики — индивидуальные предприниматели и адвокаты являющиеся инвалидами I-III групп, — в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 руб. в течение налогового периода
8. Стоимость проезда работников членов их семей к месту проведения отпуска и обратно
9. Стоимость форменной одежды и обмундирования, стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников
9. Суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период

Суммы начисленных взносов зависят от категории налогоплательщика (работодатель, производящий выплаты в пользу физических лиц, индивидуальный предприниматель, адвокат), величины базы обложения и ставки взноса. Кроме того, законодательством предусмотрена возможность для отдельных категорий плательщиков исчисление страховых взносов по пониженным ставкам.

Тариф страховых взносов на 2012-2013 годы составляет 30%, в т.ч.:

- ПФР (Пенсионный фонд Российской Федерации) - 22%;

- ФСС (Фонд социального страхования) - 2,9%;

- ФФОМС (Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) - 5,1%.

В зависимости от года рождения физического лица, в пользу которого производятся выплаты, страховой взнос в ПФР начисляется полностью на страховую часть будущей трудовой пенсии (для лиц 1966 года рождения и старше), либо разделяется на страховую часть - 16% и накопительную часть - 6% (для лиц 1967 года рождения и моложе).

Следует отметить, что с 2012 года страховые взносы уплачиваться работодателями по единой ставке с суммы выплат и иных вознаграждений, не превышающей 512 000 рублей в год в пользу одного работника. Свыше этой суммы выплаты и иные вознаграждения облагаются по ставке 10% и производятся они только в Пенсионный фонд. Таким образом, можно сказать, что по страховым взносам установлена регрессивная шкала ставок (как до 1 января 2010 года по единому социальному налогу).

В течение календарного года (квартала) работодатель исчисляет обязательные платежи по страховым взносам по итогам каждого календарного месяца исходя из величины выплат и других вознаграждений в пользу работников.

Ежемесячные обязательные платежи подлежат уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.

Ежеквартально, не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, страхователь должен представить в территориальный орган Пенсионного фонда отчетность в виде Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

Законодательством предусмотрено, что компании и предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и занятые видом деятельности, поименованным в пункте 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ исчисляют и уплачивают страховые взносы по пониженному тарифу 20%. Причем, взносы по пониженному нарифу перечисляются только в ПФР.

Пониженная ставка действует, если доля поступлений от реализации льготируемых товаров (работ, услуг) составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. При этом сумма дохода определяется по нормам статьи 346.15 НК РФ. Если указанное условие нарушается, страхователь теряет право на льготу по уплате страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено несоответствие. В этом случае он должен будет доплатить сумму страховых взносов и заплатить пени.

Выплаты, произведенные в пользу иностранных граждан или лиц без гражданства, временно проживающих или временно пребывающих на территории РФ и заключивших трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее 6 месяцев, облагаются взносами в ПФР (п.6, ст. 3, 379-ФЗ).

Тариф Пенсионных взносов для временно проживающих и временно пребывающих с трудовым договором на срок более 6 месяцев и бессрочным одинаковый - составляет 22%.

Предприниматели и нотариусы уплачивают за себя соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Стоимость страхового года определяется как произведение МРОТ, установленного на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз. В 2012 году МРОТ составляет 4611 рублей.

В зависимости от года рождения предпринимателя страховой взнос в ПФР начисляется полностью на страховую часть (для лиц 1966 года рождения и старше) либо разделяется на:

16% на страховую часть;

6% на накопительный часть (для лиц 1967 год рождения и моложе).

Плательщики страховых взносов, не производящие выплат физическим лицам, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать за себя страховые взносы в размере 2,9 % от стоимости страхового года. Уплата страховых взносов лицами, производится не позднее 31 декабря текущего года, начиная с года подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию.

Контрольные вопросы

1. Определение страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, их сущность, назначение.

2. Состав социальных внебюджетных фондов.

3. Кто является плательщиком страховых взносов в государственные внебюджетные фонды?

4. Что является объектом обложения страховыми взносами?

5. Какие выплаты исключаются из объекта обложения страховыми взносами в социальные фонды?

6. Каков порядок включения в базу обложения страховыми социальными взносами выплат физическим лицам, произведенных в натуральной форме?

7. Шкала ставок страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды и особенности ее применения.

8. Каковы особенности исчисления и уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды предпринимателями без образования юридического лица?

9. Льготы и освобождения от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

Социальное страхование - это часть государственной системы социального обеспечения в части защиты населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов на основе коллективной солидарности возмещения ущерба. Страховая природа этих выплат проявляется в резервировании части средств организаций или граждан (выбытие из денежного оборота) и возвращении их лишь при наступлении определенных событий - страховых случаев.

Субъектов социального страхования можно разделить на три категории:

1. Страхователи - плательщики страховых взносов;

2. Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев;

3. Застрахованные лица - это лица, подверженные риску, на которых распространяются условия страхования и за которых уплачиваются страховые взносы.

Система социального страхования организуется одновременно как на добровольной , так и обязательной основе.

Добровольность чаще всего реализуется тогда, когда застрахованное лицо выступает страхователем собственных рисков, т.е. лицо, подверженное какому-либо риску, заключает договор со страховой организацией, на основании которого уплачивает страховые взносы, а при наступлении страхового случая получает страховое обеспечение - денежную компенсацию ущерба.

Однако в силу особой значимости некоторых социальных рисков, подверженности им большого числа граждан, большая часть социального страхования строится на обязательной основе , т.е. необходимость его осуществления является не правом, а законодательно установленной обязанностью страхователей. Обязательное социальное страхование регламентируется Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» (165-ФЗ от 16.07.1999 г.). Отдельные виды обязательного социального страхования регламентируются собственными законами: «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. 167-ФЗ, «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29 декабря 2006 г. 255-ФЗ, «Об обязательном медицинском страховании в РФ» от 29 декабря 2010 №326-ФЗ.

В настоящее время в системе обязательного социального страхования выделяются три вида страхования :

Обязательное пенсионное страхование;

Обязательное социальное страхование на случай временной потери трудоспособности;

Обязательное медицинское страхование.

Для реализации этих видов страхования в системе государственных финансов созданы государственные внебюджетные фонды. Внебюджетный фонд - это обособленный фонд денежных средств в составе бюджетной системы государства, имеющий целевой характер и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения определенных потребностей социального и экономического характера.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ) образован в целях реализации обязательного пенсионного страхования - совокупности создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) обеспечивает гарантированные государством пособия по временной нетрудоспособности, материнству и младенчеству, а также пособия при несчастных случаях на производстве и профзаболеваний.

Фонд обязательного медицинского страхования - форма социальной защиты населения в охране здоровья, которая гарантирует гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств. Этот фонд существует на федеральном уровне, где представлен Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (ФФОМС), и на территориальном уровне - территориальными фондами обязательного медицинского страхования (ТФОМС).

Формирование доходов государственных внебюджетных фондов осуществляется двумя главными способами:

1) за счет межбюджетных трансфертов, как правило, финансирующих страховое обеспечение нетрудоспособного населения;

2) за счет уплаты страхователями страховых взносов (ранее - единого социального налога), финансирующих страховое обеспечение работающего и самозанятого населения.

Помимо указанных выше источников образования доходов внебюджетных фондов могут быть: штрафные санкции и пени; доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного со- циального страхования.

Страховой взнос - это обязательный платеж на обязательное социальное страхование. Страховые взносы имеют индивидуальный возмездный характер, целевым и персональным назначением которых является реализация права граждан на получение страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное страхование в РФ, регламентируются Федеральным законом от 24 июля 2009 г. 212-ФЗ.

Ключевую роль для определения суммы страховых взносов, порядка и сроков их уплаты играет категория, к которой можно отнести плательщика страховых взносов (страхователя). Все плательщики взносов делятся на две категории.

1) организации;

2) индивидуальные предприниматели;

3) физические лица, не признаваемые ИП, но производящие выплаты другим физическим лицам.

1) индивидуальные предприниматели;

2) адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Для исчисления страховых взносов первой категории плательщиков следует определить объект обложения страховыми взносами и его стоимостное выражение - базу обложения . Для плательщиков-работодателей (кроме физ. лиц, не признаваемых ИП) объектом обложения являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиком в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (кроме вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении права на произведения науки, литературы, искусства.

Для работодателей - физических лиц, не признаваемых ИП, объектом обложения являются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые плательщиками в пользу физических лиц. Для всех плательщиков-работодателей не относятся к объекту обложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество, а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества.

Не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты, производимые добровольцам в рамках исполнения ими гражданско-правовых договоров, на возмещение расходов добровольцев, за исключением расходов на питание в размере, превышающем размеры суточных, предусмотренных в Налоговом кодексе РФ.

База для начисления страховых взносов определяется исходя из стоимостной оценки объекта обложения. Для плательщиков-работодателей, за исключением физических лиц, не признаваемых ИП, она определяется как сумма выплат, являющихся объектом обложения, начисленных работодателями за расчетный период в пользу работников. Причем при определении базы обложения учитываются любые выплаты, начисленные работодателями в пользу работников независимо от их формы, за исключением выплат, не признаваемых объектом обложения.

Для физических лиц, не признаваемых ИП, база обложения определяется как сумма выплат и вознаграждений, являющихся объектом обложения и выплачиваемых за расчетный период в пользу физических лиц.

Важно отметить, что плательщик обязан определять базу обложения отдельно по каждому работнику в течение всего расчетного периода (года) с его начала и по истечении каждого месяца нарастающим итогом. Предельная величина базы обложения с учетом ее индексации с 1 января 2015 г. установлена на уровне 670 тыс. руб. для уплаты в ФСС и 711 тыс. руб. для уплаты в ПФ . По взносам в ФОМС предела налоговой базы с 2015 года не предусмотрено.

Для плательщиков-предпринимателей объект и база обложения страховыми взносами не устанавливаются, а сумма страховых взносов определяется на основе минимальной стоимости страхового года.

К выплатам, не подлежащим обложению страховыми взносами , относятся, такие как:

Государственные пособия;

Компенсационные выплаты;

Суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиком;

доходы, получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, от реализации продукции традиционных видов промысла;

Стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая плательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям;

Суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума;

Суммы материальной помощи, выплачиваемые работодателями своим работникам, не превышающие 4 тыс. руб. на одно лицо за расчетный период и другие.

Не подлежат обложению страховыми взносами следующие расходы на командировки: суточные, фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на проезд, расходы по найму жилого помещения, на оплату услуг связи, сборы за выдачу и регистрацию загранпаспорта, получение виз, расходы на обмен наличной валюты.

Расчетным периодом по страховым взносам является календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года и календарный год.

Страховые взносы уплачиваются в следующих размерах : в ПФ РФ – 22%; в ФСС – 2,9%; в ФОМС – 5,1%.

Плательщиками, производящими выплаты физическим лицам, регулируется ст. 15 Закона 212-ФЗ. Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками отдельно в каждый внебюджетный фонд. При этом она определяется как произведение соответствующего тарифа страхового взноса и базы обложения страховым взносом. Сумма страховых взносов исчисляется страхователем в виде ежемесячных обязательных платежей и определяется без округлений.

Порядок исчисления страховых взносов для плательщиков, получающих собственные доходы и не производящих выплаты физическим лицам, иной. Величина страховых взносов исчисляется на основе стоимости страхового года - суммы денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо по обязательному социальному страхованию в бюджет соответствующего внебюджетного фонда в течение одного финансового года для предоставления этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством.

Порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками-работодателями определяется следующим образом:

1. В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики исчисляют ежемесячные обязательные авансовые платежи по страховым взносам и уплачивают их не позднее 15-го числа следующего месяца;

2. Плательщики страховых взносов ведут учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов в отношении каждого физического лица, которому осуществлялись выплаты;

3. Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в государственные внебюджетные фонды;

4. По итогам каждого квартала плательщики предоставляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета:

До 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (февраль, май, август, ноябрь), - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальный орган Пенсионного фонда и в фонды обязательного медицинского страхования;

Не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (январь, апрель, июль, октябрь), - в территориальные отделения Фонда социального страхования расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в этот фонд, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по этому виду страхования.

Плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты (вознаграждения), превышает 25 чел., предоставляют указанные расчеты в электронной форме установленной формы с электронной цифровой подписью.

Порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками, не являющимися работодателями , определяются следующим образом:

2) Сумма страховых взносов исчисляется плательщиком отдельно в отношении взносов в Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

3) Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом;

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний было установлено Законом от 24 июля 1998 г. 125-ФЗ. Этот вид страхования предусматривает обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска, а также возмещение вреда, причиненного здоровью и жизни физических лиц при выполнении ими обязанностей по трудовому договору.

Застрахованными лицами в данном виде страхования являются физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства):

Выполняющие работу на основании трудового договора;

Осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем;

Выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если это предусмотрено в договоре.

Страхователями , т.е. плательщиками взносов, определены: юридические лица; физические лица, привлекающие наемных работников на основании трудового договора или гражданско-правового договора, если это определено его условиями. Функции страховщика по данному виду страхования выполняются Фондом социального страхования РФ.

Объект обложения - это выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. Стоимостное выражение этого объекта представляет базу обложения, которая определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных страхователями в пользу застрахованных.

Тарифы страхования отличаются по видам экономической деятельности и по классам профессионального риска. Их величина устанавливается в процентах к базе обложения и подлежит ежегодной корректировке.

Класс профессионального риска устанавливается Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. №713.

Исчисленные суммы страховых взносов перечисляются ежемесячно в срок, установленный для получения (перечисления на счет) средств на выплату заработной платы за истекший месяц , а в случае выплат на основе гражданско-правовых договоров срок устанавливается страховщиком. Страхователи осуществляют учет случаев производственного травматизма и профзаболеваний застрахованных и связанных с ними выплат. Если страхователь производил выплаты на обеспечение по страхованию, то исчисленная сумма страховых взносов уменьшается на данную величину.

Ежеквартально страхователь предоставляет страховщику отчетность о начисленных и уплаченных суммах взносов не позднее 20-го числа месяца на бумажном носителе и на электронном носителе не позднее 25-го числа , следующего за истекшим кварталом. А органам статистического учета страхователь предоставляет отчетность о производственном травматизме, профзаболеваниях и связанных с ними затратах.

Во внебюджетные фонды исчисляются работодателем и выплачиваются из его бюджета. С 2017 года принимается к действию гл.34 НК РФ, в которой конкретно прописаны виды страх. взносов, базы и для их исчисления. Юридические лица обязаны производить расчет страх. взносов и перечислять их в бюджет государства, а также составлять соответствующую отчетность.

Общие сведения про страховые взносы во внебюджетные фонды

Понятие и суть

Страх. платежи во внебюджетные фонды представляют собой перечисления работодателя по сотрудникам, числящимся у него в штате либо работающим по гражданско-правовым соглашениям. Такие отчисления направляются в ПФР, ФОМС и ФСС для реализации задач, ради которых эти фонды созданы. Иными словами, денежные средства, представляющие собой страховые взносы, могут быть потрачены получателем только по строго оговоренному направлению, к примеру, Пенсионный фонд — на выплаты пенсий гражданам или Фонд соц. страхования — на выплату пособий социального характера.

Страховые взносы перечисляются только во внебюджетные фонды, а платежи в бюджет — это, как правило, налоги, которые не имеют строгой направленности использования. Иными словами, налоги перечисляются в бюджет, а государственные органы используют их по назначению. Это одно из главных отличий платежей в бюджетные и внебюджетные фонды.

До 2017 года расчет и перечисление страх. взносов регламентировались Федеральным законом «О страх. взносах» от 24 июля 2009 года №212-ФЗ. Этот нормативно-правовой акт был отменен, когда полномочия по были переданы от внебюджетных фондов в налоговую инспекцию. Начиная с 2017 года работает гл.34 НК РФ «Страх. взносы», введенная Законом от 03.07.2016 №243-ФЗ. На данный момент все операции, связанные со страховыми взносами, в том числе по операциям их начисления, перечисления и сдачи отчетности, контролируются налоговыми органами. Единственный момент — ФСС продолжает контролировать страх. , и отчеты передаются именно туда.

Страховые взносы во внебюджетные фонды и их суть — тема видео ниже:

Типы платежей и их плательщики

На сегодняшний момент страх. взносы делятся на:

  1. пенс. страхование;
  2. мед. страхование;
  3. соц. страхование на время болезни и в период материнства;
  4. соц. страхование от несчастных случаев на производствах и проф. заболеваний.

Являются , которые выплачивают заработную плату своим сотрудникам. Налогооблагаемой базой по расчетным показателям являются выплаты или иные суммы физ. лицам, выполняющим определенные операции для работодателя по трудовым или гражданско-правовым соглашениям.

В базу для расчета взносов не входят выплаты социального характера, к примеру, пособие по болезни, пособие по уходу до 1,5 лет, выходные пособия при сокращении штата.

Отдельно отметим, что выплаты по гражданско-правовым соглашениям не облагаются взносами по обязательному соц. страхованию.

Отчисления во внебюджетные фонды и их расчет рассмотрены видео ниже:

Правила вычисления страховых взносов

Рассмотрим более детально, как рассчитываются страх. взносы по каждому типу обязательного страхования.

  1. взносы на обязательное пенс. страхование рассчитываются как 22% от базы для вычисления взносов в пределах установленного законом лимита на одного сотрудника (876 тыс. руб.), 10% от базы сверх установленного лимита на одного сотрудника.
  2. взносы на обязательное мед. страхование рассчитываются как 5,1% от базы для исчисления взносов на одного сотрудника.
  3. взносы на обязательное соц. страхование на период болезни или в связи с материнством рассчитываются как 2,9% от базы для вычисления в пределах определенной законом границы на каждого сотрудника (755 тыс. руб.), 0% от базы свыше установленной границы на каждого сотрудника;
  4. взносы по соц. страхованию от несч. случаев на производстве и проф. заболеваний рассчитываются как %-ная ставка от базы для расчета взносов. Процент колеблется в зависимости от класса проф. риска (с I по XXXII) и может иметь значения от 0,2 до 8,5.

Пример исчисления страховых взносов по одному сотруднику с учетом установленного законом лимита представим в таблице:

Месяц База для расчета ПФР 22% (в пределах лимита) ПФР 10%

(сверх лимита)

ИтогоОМС 5,1% ФСС 2,9% ФСС 0,2% (несч. случ.)
Январь 73 000 16 060 0 16 060 3 723 2 117 146
Февраль 64 000 14 080 0 14 080 3 264 1 856 128
Март 99 000 21 780 0 21 780 5 049 2 871 198
Апрель 55 000 12 100 0 12 100 2 805 1 595 110
Май 78 000 17 160 0 17 160 3 978 2 262 156
Июнь 79 000 17 380 0 17 380 4 029 2 291 158
Июль 83 000 18 260 0 18 260 4 233 2 407 166
Август 86 000 18 920 0 18 920 4 386 2 494 172
Сентябрь 67 000 14 740 0 14 740 3 417 1 943 134
Октябрь 94 000 20 680 0 20 680 4 794 2 059 188
Ноябрь 59 000 12 980 0 12 980 3 009 0 118
Декабрь 61 000 8 580 2 200 10 780 3 111 0 122
ИТОГО 898 000 192 720 2 200 194 920 45 798 21 895 1 796

Все расчеты представлены на одного сотрудника с учетом, что в его базу для расчета не входят различные виды пособий. Если они имеются, их нужно в обязательном порядке исключать из расчета. Аналогичный расчет проводится по всем сотрудникам, и полученные результаты суммируются по каждому виду взносов для получения конечного результата по предприятию.

Законодательные диспозиции указаывают на то, что ИП обязан вносить все предусмотренные взносы без каких-либо исключений. Ежегоджно нормы притерпевают прямые дополнения, поэтому порядок производства платежей, так же и их размер меняются. Далее мы расскажем и федеральных взносах и платежах, какие необходимо будет проводить в 2018 году. Параллельно приведем и некоторые региональные тарифы.

Страховые взносы во внебюджетные фонды в 2018 году сколько составляют?

В связи с индексацией МРОТ с 1-го января 2018 все фиксированные страховые (основные) взносы и налоги ИП за себя более повысились. Сейчас ИП с общим годовым зарботком в 300 000 рубл. и меньше платят лишь два платежа в своем отношении на итоговую сумму в 23 153,33 рубл.

Официальные индивидуальные предприниматели с общим доходом больше 300 000 рубл. вносят за себя (плюс к обозначенной сумме 23 153 рубл.) далее 1% от прибыли, какя превышает 300 000 рубл.

Так же ИП платят прописанные фиксированные страховые фонды в отношении себя посредством единого расчетного документа (или одной квитанцией/ официальным платежным поручением). ПФР сейчас самостоятельно разделяет всю уплаченную сумму на исчисленную страховую и накопительную доли (если таковая есть). Т.е необходимо следующее:

  • платить налоги допускается или поквартально, или один раз в текущий год;
  • всю сумму оплаченных указанных взносов можно сократить и налог УСН «прибыль» (6%).

Индивидуальные предприниматели зачисляют социальные взносы в ФОМС. Это еще один внебюджетный орган. Фиксированный страховой платеж в ФФОМС на 2018 год равняется 316,40 рубл. в мес. (получается 949,21 руб. по кварталу, 3796,85 руб. за год). Зачисления в государственный ФФОМС по прибыли большей 300 000 рубл. не предусматриваются.

Таблица страховых взносов во внебюджетные фонды 2018

Все обозначенные квитанции оформляются только по форме №(пропись) ПД или по образцу № ПД-4сб (удержание) и принимаются к зачислению только в Сбербанке (когда у индивидуального предпринимателя имеется расчетный счет в стороннем банке, значит платить следует и с такового, никакие дополнительные комиссии по такому не снимаются). При структуризации квитанции на платежи взносов по внебюджетным направлениям, следует знать указанне КБК (или — Коды Бюджетной Классификации). Все КБК всегда можно просмотреть на ресурсе ПФР.

Когда вы прямозарегистрированы в должном качестве ИП только по началу года — платить внебюджетные взносы следует не за текущий год, но за все то время, что субъекты зарегистрированы (для приблизительного расчета государственного платежа и внесения всех квитанций нужно использовать бухгалтерский ресурс). Когда совмещаеся работа ИП с деятельностью по трудовому договору, а начальник уже делает внебюджетные платежи — и здесь все равно нужно делать все платежи указанные и фиксированные только уже лица ИП.

Таблица:



Платежи во внебюджетные фонды в 2018 году для ИП

После этого оплаченные квитанции внебюджетных платежей обязательно сохраните. Потому что отчетность с 2012-го г. для ИП без рабочих (исчисляющих только за себя) — упразднена. Чтобы проследить, дошли ли все платежи до места истребования — позвоните в адресное районное управление ПФР и свяжитесь с сотрудником, уполномоченным за ИП без штата. Далее всю сумму внесенных отчислений можно сократить сумму прописанного налога (какой платится по системе 6% «прибыль»). Это простой способ сэкономить на государственных фондах. Обозначенные Фиксированные страховые фонды рассчитываются на показателях МРОТ, действующего на положение 1-го января 2018 года. При индексации МРОТ в России в течение периода страховые государственные зачисления по состоянию год НЕ изменяются.

Порядок расчета страховых взносов во внебюджетные фонды

На сегодня существует несколько разновидностей страховых взносов :

  • пенсионные;
  • медицинские;
  • на социальное страхование при возникновении факта временной недееспособности либо по причине материнства;
  • страхование от возникновения несчастных случаев и профессиональных заболеваний при осуществлении своей трудовой деятельности (стоит отметить, что этот взнос называют «на травматизм»).

Первые три вида до недавнего времени регулировались Федеральным законом №212-ФЗ, но уже с января 2017 года они находятся под контролем главы 34 Налогового кодекса РФ .

Последний взнос «на травматизм» регулируется Федеральными законами №125-ФЗ и №179-ФЗ .

Начисление

Плательщиками страховых взносов выступают:

  1. Компании, которые осуществляют выдачу заработной платы своим сотрудникам либо же оплачивают вознаграждение подрядчикам – физическим лицам.
  2. Индивидуальные предприниматели, у которых на балансе числятся наемные сотрудники и при этом им начисляется заработная плата. Также речь может идти и о подрядчиках – физических лицах.
  3. Физические лица (у которых отсутствует статус «ИП»), начисляющие заработную плату своим сотрудникам либо же платят определенное вознаграждение подрядчикам.
  4. Индивидуальные предприниматели либо же граждане, которые осуществляют частную практику (к примеру, это могут быть адвокаты, нотариусы и так далее). Говоря простыми словами – граждане, осуществляющие трудовую деятельность исключительно «на себя».

Часто можно встретить ситуации, когда лицо может подходить одновременно под несколько вышеуказанных параметров. Если такие обстоятельства имеют место быть, то возникает необходимость уплачивать взносы несколько раз (по каждому параметру отдельно).

Одним из примеров можно указать ИП, который совершает свою трудовую деятельность «на себя». Ему стоит уплачивать взносы за себя, и за наемного сотрудника.

Подрядчикам

Начисления пенсионных и медицинских взносов производятся на выплаты в пользу граждан, не состоявших официально в штате сотрудников, если они были сделаны в пределах авторских либо же гражданско-правовых соглашений. Но стоит также помнить о некоторых нюансах : заказчики работ или услуг могут освобождаться от обязанностей в начислении взносов лишь в тех случаях, когда подрядчики имеют статус «индивидуального предпринимателя» и оплачивают необходимые взносы «за себя».

Помимо этого, под данные взносы не могут попадать начисления, выданные физическим лицам за приобретенное либо реализуемое имущество, в том числе и имущественных прав. К примеру, взносы не начисляются на сумму, полученную при сдаче в аренду транспортного средства.

Взносы по страхованию на возможное возникновение временной недееспособности либо же при материнстве не начисляются на вознаграждения по любым подписанным гражданско-правовым соглашениям.

Взносы по несчастным случаям («на травматизм») с вознаграждения, полученного по результатам подписания гражданско-правового соглашения, могут быть начислены исключительно в том случае, если они предусмотрены этим же документом.

Сотрудникам

Работодатели (вне зависимости от того, компании это либо ИП) производят начисление взносов на вознаграждения, направленные своим наемным сотрудникам в пределах трудовых соглашений.

К таким выплатам относят:

  • должностной оклад;
  • премиальные выплаты по окончанию рабочего месяца, квартала, года;
  • отпускные;
  • компенсация за неиспользуемый отпуск.

В пользу иностранцев и лиц без гражданства

Начисления Взносы в ПФР Взнос в ФФОМС Взносы по вопросу временной недееспособности и материнства Взносы “на травматизм”
Иностранные граждане проживают на территории РФ, на постоянной основе либо временно
да да да да
да да нет да
Иностранные граждане находятся на территории РФ временно
В пределах трудового соглашения да нет да да
В пределах гражданско-правового подписанного соглашения да нет нет да
Иностранные граждане осуществляют свою трудовую деятельность в иностранных филиалах российских предприятий либо оказывают услуги за границей по соглашениям подряда
нет нет нет нет

Кому не положено

На сегодня существует так называемый закрытый перечень выплат , по которым не могут быть начислены какие-либо . Итак, взносы не положены гражданам, которые получили:

  • пособие по больничному листку;
  • предусмотренные действующим законодательством различные компенсации, командировочные.

Стоит отметить, что существует также перечень выплат, по которым не начисляется исключительно взнос «на травматизм». Подробно об этом рассказано в статье 20.2 Федерального закона №125-ФЗ. Он мало чем отличается от предыдущего.

Как показывает практика, немало споров возникает по различным выплатам, которые не относятся к трудовым обязательствам. Это касается:

  • премиальных выплат при юбилее;
  • доплата к себестоимости путевок, оплаченных за средства прямого работодателя и так далее.

По мнению самих страхователей, взносы на эти выплаты начислять нет необходимости, но сотрудники внебюджетных фондов настаивают на противоположном.

Расчет базы, отчетность и учет

Компании, включая ИП, определяют базу по каждому наемному сотруднику по отдельности. База по взносам возможной временной недееспособности либо же материнству не может превышать предельного размера. Он ежегодно подлежит индексации и в 2020 году составляет порядка 912 000 рублей .

База по вопросу пенсионных взносов не лимитируется, однако для возможного начисления сверх предельной сумму законом предусматривает понижающий тариф, который в 2020 году начинает действовать по достижению суммы в 1 292 000 рублей .

База по вопросу взносам в ФФОМС либо же на возможное получение производственной травмы не подвержен лимиту, причем здесь даже не предусматривается понижающий тариф. Конечный размер определяется путем умножения облагаемой базы на страховой тариф.

Какая отчетность

Отчеты, предоставляемые в Пенсионный фонд, а также в соцстрах должны быть предоставлены до 1-ого числа того месяца, который является последующим за отчетным . Сама форма отчета установлена на законодательном уровне еще в ноябре 2009 года – .

Дополнительно к этой форме предприятия обязаны предоставить справку о численности своего штата наемных сотрудников. В ситуации, когда организации прекращает осуществлять свою трудовую деятельность, то произведенные расчеты по всем страховым взносам необходимо будет предъявлять совместно с соответствующим заявлением о снятии с учета.

Проводки

На сегодня актуальными проводками являются следующие.

Разновидность проводки Толкование осуществляемой операции
Дт 26 Кт 69 Произведено начисление взносов в фонд социального страхования
Дт 69 Кт 51 Произведена уплата во внебюджетные фонды
Дт 20 Кт 69 1 – 1 Было произведено начисление размера взносов в фонд по социальному страхованию
Дт 20 Кт 69 1 – 2 Было произведено начисление “на травматизм”
Дт 69 – 2 – 1 Кт 51 Была переведена определенная сумма в Пенсионный Фонд
Дт 69 – 3 – 1 Кт 51 Была перечислена определенная сумма в ФФОМС федерального уровня

Отражение уплаты

Следует использовать код 69.

При дебете будут открыты следующие счета.

Тарифы

Некоторым налогоплательщикам изначально установлены понижающие тарифы .

К примеру, для тех кто находится на с определенным видом деятельности (изготовление пищевых продуктов и так далее), уплачивают в 2020 году исключительно взносы в ПФР – 20%, по остальным им установлено – 0%. Это возможно для тех, у кого годовая прибыль не превышает 79 миллионов рублей .

Для некоторых наемных сотрудников установлены также и повышающие тарифы по взносам в ПФР. По отношению к прибыли наемных сотрудников, работающих под землей, в горячих цехах либо в другом месте с вредными условиями труда установлен тариф, который искусственно увеличен на 9%. При этом эта ставка может применяться и к той прибыли, которая превышает установленный лимит.

Тарификация взносов «на травматизм» определяется исключительно от того, какой класс наличия профессионального риска. К примеру, для оптовиков установлен тариф в 0,2%.

Ежемесячные обязательные взносы должны быть перечислены до 15 числа каждого месяца , который следует за тем, за который был сформирован платеж. К примеру, если платежка была сформирована за октябрь, уплатить нужно до 15 ноября и так далее.

Для каждого взноса должна быть сформирована в обязательном порядке своя платежка. Это базовое правило, которое распространяется на взносы по вопросу социального страхования. К примеру, для перечисления взносов на возможное возникновение производственной травмы или на временную недееспособность (включая материнство) формируется несколько независимых друг от друга платежных поручений.

При этом на взносы пенсионной направленности (на накопительную и страховую части) нужно будет сформировать один платежный документ с указанием в ней КБК, который предназначен исключительно на страховую часть пенсионных выплат. Получив необходимые взносы, сотрудник Пенсионного фонда собственноручно производит распределение между страховой и накопительной частью.

ИП производят уплату в такие периоды:

  • до 300 000 рублей – до 31 декабря текущего года;
  • свыше 300 000 рублей – до 1 апреля следующего года включительно;
  • медицинские взносы – до 31 декабря;
  • по временной недееспособности и «травматизму» – до 31 декабря включительно.

Стоит помнить, что если последний день является выходным либо же праздничным, оплата переносится на первый рабочий день, следующий после выходных/праздничных. Все взносы не округляются до целого, а перечисляются в точности до копейки.

Семинар по начислению страховых взносов во внебюджетные фонды представлен ниже.