Коми правонарушение за рекламу табака. Наказание за рекламу

Реклама является общепризнанным эффективным инструментом для качественного и комплексного продвижения новых и старых товаров и услуг. Реклама делится на несколько видов – социальная, на телевидении, на радио, в печатных СМИ, наружная (на столбах, вывесках и прочих конструкциях).

Законодательство

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

ФАС управомочен на проведение как плановых, так и внеплановых проверок юрлиц и ИП (ст. 35.1. Закона), в ходе которых и могут выявляться нарушения, за которые предусмотрена ответственность.

Наказание за объявление на столбах и асфальте

Наказание за размещение объявлений на столбах зависит от вида правонарушения.

Так, ч. 3 ст. 19 Закона прямо запрещает клеить рекламные листовки на знаки автомобильного движения и их опоры, а также на любые другие приспособления, предназначенные для регулирования транспортного движения.

За нарушение данного требования ответственность наступит по ч. 1 ст. . КоАП (далее – АК (Административный Кодекс)):

В иных случаях ответственность наступит только, если столб будет признан рекламной конструкцией. Перечень таких конструкций указан в ч. 1 ст. 19 Закона – это щиты, стенды, электронные табло и прочие средства постоянного территориального размещения.

Что касается рекламы на асфальтовом покрытии, то в Законе ничего по этому поводу не сказано. Равно, как и в АКе отсутствует статья, указывающая на меры наказания за рекламу на асфальте. Однако санкции за данное нарушение могут быть установлены на региональном уровне.

Реклама табачной продукции

Реклама лотерей на телевидении и радио

Остальные игры, основанные на риске, могут рекламироваться только с 22 вечера до 7 утра по местному времени (кроме рекламы букмекерских контор во время трансляции спортивных соревнований).

За нарушение данного требования взыскания предусмотрены в ч. 1 ст. . АК.

Незаконная реклама алкоголя

  • на радио и телевидении (штрафа за пиво не будет, при трансляции такой рекламы в прямом эфире или записи спорт. соревнований);
  • в печатных СМИ (кроме рекламирования пива);
  • в кинотеатрах;
  • в общественном транспорте;
  • на автовокзалах и ж/д вокзалах;
  • в детских или медицинских учреждениях, в концертных залах, цирках, музеях и др.

Также п. 8 ч. 2 ст. 21 Закона вносит полный запрет на рекламу в сети “Интернет”.

Поскольку в АКе не предусмотрено отдельной статьи, предусматривающей ответственность за рекламирование алкоголя, субъект правонарушения будет нести санкции, предусмотренные общей нормой – ч. 1 ст. 14.3. АК:

Реклама на зданиях

В ч. 1 ст. 19 Закона указано, что размещение рекламных материалов на внешних стенах, на фасадах, крышах и иных элементах зданий или сооружений, может осуществляться только собственником рекламной конструкции при наличии специального разрешения.

На транспорте

Нормативное регулирование порядка размещения рекламы на ТС осуществляется ст. 20 Закона.

А вот в случае, если:

  • кузов ТС будет раскрашен какой-либо рекламной надписью;
  • либо же ТС будет переоборудовано таким образом, что вообще перестанет быть ТС и выполнять свои прямые функции.

То наступит ответственность, определенная в ч. 2 ст. 14.38. АК:

Также ч. 3 ст. 20 Закона вносит запрет на размещение рекламы на ТС, которые:

  • принадлежат оперативным службам и имеют специальные цветограф. схемы, нанесенные на наружные поверхности кузова;
  • принадлежат ФГУП “Почта России”;
  • предназначены для осуществления транспортировки небезопасных грузов.

В таком случае, санкции будут по ч. 3 ст. 14.38. АК:

Также нельзя:

  • размещать звуковую рекламу на ТС (например, с использованием громкоговорителей или иных средств громкой связи);
  • размещать рекламу таким образом, что другим участникам транспортного движения будут создаваться помехи.

За указанные нарушения наказания будут, соответственно, по ч. 5 и ч. 4 ст. 14.38. АК:

Как видно из указанных выше положений, на заднем стекле автомобиля размещать рекламные надписи можно.

За недобросовестную рекламу штраф

Существует 4 признака недобросовестной рекламной продукции, которые указаны в ч. 2 ст. 5 Закона:

  • наличие в рекламе порочащих честь или достоинство факторов в отношении конкурента или иного лица;
  • наличие некорректных сравнений рекламируемой продукции с другой;
  • реклама содержит признаки недобросовестной конкуренции (подробнее об этом – в Главе 2.1. ФЗ № 135 от 26 июля 2006 года “О защите конкуренции”);
  • товар, представленный в рекламе, “замаскирован” под товар другой товарной марки или от другого производителя, в целях сокрытия факта незаконного размещения рекламы.

Какие штрафы для ИП

На основании ст. 2.4. АК, индивидуальные предприниматели несут ответственность, как должностные лица, если в статье АК не сказано иное.

Поскольку ни в 14.3., ни в 14.37., ни в 14.38. вообще не сказано про ИП, штрафы для ИП такие же, как и для должностных лиц.

Способы пожаловаться

Жаловаться на незаконную, недобросовестную или иным образом нарушающую права граждан и иных лиц рекламу можно в:

  • саморегулируемую организацию (СРО) в сфере рекламы, осуществляющую деятельность на основании 315-ФЗ от 1 дек. 2007 года “О саморегулируемых…”;
  • непосредственно в орган, осуществляющий государственный надзор в сфере рекламы, то есть в ФАС и ее региональные подразделения.

14 мая 2013 г. Госдума приняла в первом чтении законопроект N 222563-6 (далее - Законопроект), предусматривающий административную ответственность за нарушение правил Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего дыма и последствий потребления табака" (далее - Закон N 15-ФЗ).

Напомним, что Закон N 15-ФЗ устанавливает новые правила продажи табака и табачных изделий, запрещает их рекламу, вводит новые ограничения по их употреблению, а также закрепляет некоторые другие правила, нацеленные на снижение употребления табака и табачных изделий. Большая часть норм Закона N 15-ФЗ вступает в силу с 1 июня 2013 г.

В Законе N 15-ФЗ содержатся положения, которые затрагивают права и интересы многих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в частности, производителей и импортеров табака (табачных изделий), торговые сети, СМИ, организации общественного питания и др. Согласно ст. 23 Закона N 15-ФЗ за его несоблюдение эти лица должны нести, в частности, административную ответственность. Однако в самом Законе такая ответственность установлена не была.

Разработчики Законопроекта предлагают внести в Кодекс РФ об административных правонарушениях поправки, которые позволят привлекать нарушителей Закона N 15-ФЗ к ответственности.

Большая часть предлагаемых поправок будет касаться преимущественно ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Так, предлагается установить административную ответственность за следующие действия:

Спонсорство табака;

Незаконную демонстрацию табачных изделий и процесса их потребления в информационной продукции;

Нарушение правил продажи табачной продукции (табачных изделий);

Рассмотрим составы данных правонарушений более подробно.

1) Спонсорство табака

Понятие "спонсорство табака" раскрывается в Законе N 15-ФЗ. Под спонсорством табака понимается любой вид вклада в любые событие, мероприятие или отдельное лицо, целью, результатом или вероятным результатом которого является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака прямо или косвенно (п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона N 15-ФЗ). Пунктом 2 ч. 1 ст. 16 Закона N 15-ФЗ спонсорство табака запрещается. Разработчики Законопроекта предлагают за нарушение данного запрета привлекать должностных и юридических лиц к ответственности. В частности, для юридических лиц предполагается установить штраф от 80 до 150 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

2) Демонстрация табачных изделий и процесса их потребления

Правила демонстрации табачных изделий и процесса их потребления установлены в ст. 16 Закона N 15-ФЗ.

Разработчики Законопроекта предлагают отдельно установить ответственность за нарушение запретов и ограничений на демонстрацию табачных изделий и процесса потребления табака и отдельно - за нарушение таких же запретов в отношении информационной продукции, предназначенной для несовершеннолетних. Однако для юридических лиц максимальный и минимальный размер административного штрафа в обоих случаях будет одинаковый - от 80 до 150 тыс. руб.

Напомним, что в отношении информационной продукции, предназначенной для взрослых, Законом N 15-ФЗ установлено следующее ограничение: демонстрация табачных изделий и процесса их потребления не допускается во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях (фильмы, кинохроникальные программы и др.). Также не допускается публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых демонстрируются табачные изделия и процесс их потребления. Исключение возможно только при условии, что процесс потребления табака (табачных изделий) является неотъемлемой частью художественного замысла.

В отношении информационной продукции, предназначенной для детей, устанавливается аналогичное требование: не допускается демонстрация табачных изделий и процесса их потребления во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ. Однако никаких исключений из данного правила Закон N 15-ФЗ не предусматривает.

3) Нарушение правил продажи табачной продукции (табачных изделий)

Законом N 15-ФЗ установлен ряд ограничений для торговли табачной продукцией и табачными изделиями, а также сохранен запрет на продажу табачной продукции несовершеннолетним.

Разработчики Законопроекта предлагают отдельно привлекать к ответственности за продажу табачной продукции несовершеннолетним, отдельно - за нарушение иных правил торговли табачной продукцией. Отметим, что во всех случаях нарушения правил продажи табачной продукции предусмотрена помимо штрафа обязательная конфискация табачной продукции (табачных изделий).

Таким образом, в части конфискации наказание за нарушение правил торговли табачной продукцией предлагается сделать более строгим, чем за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 14.16 КоАП РФ), поскольку в ст. 14.16 КоАП РФ обязательная конфискация алкогольной продукции предусмотрена не для всех нарушений.

Однако в части штрафов наказание за нарушение правил продажи табачной продукции несовершеннолетним предлагается сделать более мягким, нежели за нарушение аналогичных правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Так, для юридических лиц предлагается установить штраф в размере от 80 до 90 тыс. руб. (за продажу алкоголя несовершеннолетним административный штраф составляет от 300 до 500 тыс. руб.).

Штраф за нарушение иных правил продажи табачной продукции предлагается установить в размере от 20 до 50 тыс. руб. (в отношении алкоголя подобные штрафы составляют от 30 до 40 тыс. руб.).

В Законе N 15-ФЗ закреплен полный запрет на рекламу табачной продукции (табачных изделий). Отдельно перечислены запрещенные к совершению действия, направленные на то, чтобы вызвать интерес к табачной продукции. Например, при организации и осуществлении благотворительной деятельности не разрешается использование фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, а также коммерческих обозначений, принадлежащих табачным организациям.

Разработчики Законопроекта предлагают привлекать к ответственности за рекламу табачных изделий и стимулирование продажи табачной продукции (табачных изделий) и (или) потребления табака. Соответствующие поправки предлагается внести как в Кодекс РФ об административных правонарушениях, так и в Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".

К ответственности за нарушение запрета на рекламу и стимулирование продажи или потребления табачной продукции будут привлекаться рекламодатели, рекламораспространители, а также лица, совершающие действия, перечисленные в ст. 16 Закона N 15-ФЗ, если ответственность за совершение подобных действий не предусмотрена другими нормами указанного выше Кодекса. Для юридических лиц предлагается установить следующее наказание: штраф в размере от 100 до 500 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией рекламной продукции.

Ответственность владельцев мест, на территории которых запрещено курение табака

Напомним, что Закон N 15-ФЗ содержит новые ограничения в отношении курения табака в отдельных местах. Так, указанным Законом запрещено с 1 июня 2014 г. курение, в частности, в помещениях, предназначенных для предоставления гостиничных услуг, осуществления торговли, оказания услуг общественного питания, в поездах дальнего следования и др.

Разработчики Законопроекта предлагают установить только для граждан ответственность за курение табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, где курение запрещено федеральным законом.

Таким образом, владельцы объектов (территорий, помещений), на которых Законом N 15-ФЗ курение запрещено, не будут нести ответственность за курящих там людей. Стоит отметить, что 14 мая 2013 г. Госдумой был рассмотрен в первом чтении и отклонен альтернативный законопроект (проект Федерального закона N 246221-6), авторы которого предлагали привлекать к ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за "неосуществление обязанностей по контролю за соблюдением запрета потребления табака". В то же время сохраняется возможность установления подобной ответственности на уровне субъектов РФ.

15 ноября 2013 года вступили в силу поправки в КоАП РФ и закон о рекламе, устанавливающие административные штрафы за несоблюдение требований, содержащихся в Федеральном законе об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Еще с лета текущего года данным законом был введен запрет на курение табака в общественных местах, помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских услуг, в поездах, на судах, при оказании услуг по перевозкам пассажиров, на воздушных судах и на всех видах общественного транспорта.

Также было запрещено курить в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, в помещениях социальных служб, в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления, на рабочих местах и в рабочих зонах, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов.

Кроме того, действует запрет на курение на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами, на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении и на автозаправочных станциях.

Теперь за нарушение данных запретов полиция будет штрафовать граждан.

В соответствии с Федеральным законом № 274-ФЗ нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на вышеуказанных территориях, в помещениях и на объектах повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей . При этом повышенная ответственность устанавливается за нарушение запрета курения табака на детских площадках. Данное деяние повлечет наложение административного штрафа на граждан уже в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей .

К сожалению, установленные штрафы начали применяться еще далеко не везде и зачастую полиция попросту закрывает глаза на курильщиков, не соблюдающих требования антитабачного закона. Как объясняют свое бездействие сами стражи правопорядка, в настоящее время многие места до сих пор еще не оборудованы специальными знаками, информирующими курильщиков о необходимости воздержаться от курения. Таким образом, многим еще не до конца понятно, где можно курить, а где нет.

Напомним, в настоящее время за установку специальных знаков и оборудование специальных мест для курения отвечают сами предприятия и учреждения. Согласно нормам антитабачного закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака и осуществлять контроль за соблюдением этого закона на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности.

В свою очередь штрафовать предприятия за нарушение этих требований уполномочен Роспотребнадзор. Представляется, что в полной мере штрафы за курение в неположенных местах и начнут применяться одновременно с активизацией деятельности Роспотребнадзора в указанном направлении.

Отметим, что штрафы здесь будут уже значительно выше, нежели те, которые установлены для рядовых курильщиков. Так, несоблюдение требований к знаку о запрете курения, обозначающему территории, здания и объекты, где курение запрещено, и к порядку его размещения повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей.

Несоблюдение требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака либо выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака грозит штрафом на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, а на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Одновременно предпринимателей и юридических лиц станут штрафовать за несоблюдение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма. Штрафы для индивидуальных предпринимателей составят от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей, для юридических же лиц - от шестидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей.

Другая группа административных штрафов вводится за несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями, а также нарушение норм о запрете рекламы табака. В частности, нарушение правил торговли табачной продукцией грозит наложением административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей, на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Продажа насвая обернется штрафом для граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, для должностных лиц - от семи тысяч до двенадцати тысяч рублей, для юридических лиц - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей . Кроме того, ужесточается ответственность за продажу сигарет несовершеннолетним. Для граждан штраф за данное нарушение составит уже пять тысяч рублей, для должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, а для на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Теперь что касается рекламы табачных изделий. Напомним, в целях сокращения спроса на сигареты антитабачный закон ввел полный запрет на рекламу и стимулирование продажи табака, табачной продукции и потребления табака. В том числе, были поставлены вне закона распространение табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков, применение скидок с цены табачных изделий, использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, использование табачного изделия при производстве других видов товаров, а также иная скрытая реклама.

В соответствии с этим теперь за спонсорство табака и стимулирование его продаж должностные лиц заплатят от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей, а юридические лица - от восьмидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Демонстрация табачных изделий или процесса потребления табака во вновь созданных фильмах, клипах и иных произведениях повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей, на юридических лиц -от ста тысяч до ста семидесяти тысяч рублей . Нарушение рекламодателем или рекламораспространителем запрета рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей обойдется должностным лицам в двадцать пять тысяч рублей, юридическим же - от ста пятидесяти тысяч до шестисот тысяч рублей.

Вы бухгалтер, но директор вас не ценит? Считает, что вы только тратите его деньги и переплачиваете налоги?

Станьте ценным спецом в глазах руководства. Научитесь работать с дебиторкой.

У Центра обучения «Клерка» новый .

Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Продажа сигарет, табака, ответственность, цены, штрафы, лицензии, акциз, антитабачные закон и иные табачные вопросы, а также, что нужно для продажи сигарет в 2019 году, и другие вопросы. Последний раз обновлялась: 5.07.2019 года.

Справочно (вынесено в отдельные статьи):

  1. Документы от поставщика при поставке сигарет и табачной продукции

Отраслевые тенденции сигарет в России

Данные Всемирной таможенной организации определяют годовой объем табачного мирового рынка в 5,7 трлн сигарет. В Российской Федерации ежегодно производится порядка 250-350 миллиардов сигарет, из них порядка 2-3% контрафактная продукция (в т.ч. без акциза или с фальшивым).

Основная причина распространения нелегальных сигарет — это опережающий рост ставок акциза, который приводит к повышению цен и спросу на продажу нелегальных сигарет.

По статистики, более 1,1 млрд. жителей планеты начинают курить в возрасте до 18 лет.

Сигареты в России стоят почти вдвое дороже, чем в соседних странах. Сохранение ежегодных темпов роста акциза на уровне более 40% на протяжении последних шести лет вкупе с изменением макроэкономической ситуации и снижением покупательной способности населения создало все необходимые предпосылки для начала массового перехода потребителя на контрабандный и контрафактный продукт.

Применение системы учета — Постановление №225 28.02.2019

В 2018 году мы писали, что планируют ввести , именно это и сделали.

28 февраля 2019 года Правительство издало постанволение №224 «Об утверждении Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции»

Установить, что участники оборота табачной продукции, осуществляющие розничную продажу табачной продукции осуществляют регистрацию в системе через электронный ключ и работают по табачной продукции только через нее.

Средняя стоимость пачки сигарет

Средняя цена пачки сигарет в Московском магазине составляет 90-110 руб. за пачку, при себестоимости 8-10 руб (доходность от оборота для цепочки участников торговли свыше 1000%). Согласно 9 месяцем 2016 года, 60 процентов нелегальных сигарет были привезены в России из стран Евразийского экономического союза (Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения). На Российский рынке трудятся 80 табачных фабрик, порядка 40% рынка приходится на «Филип Моррис Интернэшнл», «БАТ Россия», «Лиггетт Дукат» и «Петро».

Лицензирование табачной деятельности

В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» оптовая и розничная торговля лицензированию не подлежит.

Постановление Правительства Российской Федерации от 12.04.2000 № 337 «О лицензировании деятельности по производству и оптовой торговле табачными изделиями» на данный момент утратило свою силу силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.07.2002 № 548.

Время продажи сигарет, табачной продукции.

Закон о продаже сигарет не предусматривает ограничения времени продажи, торговать можно круглосуточно.

Не забываем про инструктаж продавца: Инструктаж продавца по продаже табака, сигарет и алкоголя .

Правила размещения сигарет в магазине

Информация о табачной продукции, предлагаемой для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков.

Демонстрация табачной продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции с учетом требований статьи 20 ФЗ «Об охране здоровья».

Минимальная и максимальная цена на сигареты

Меры государственного воздействия на уровень цен табачной продукции осуществляются посредством установления минимальных и максимальных розничных цен такой продукции. В силу пп. 11 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 22.12.2008 г. № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» (далее — Технический регламент), сведения о максимальной розничной цене в рублях, должны наносится на потребительскую упаковку табачных изделий, согласно которому на одной из наружных сторон каждой потребительской упаковки (пачки) сигарет и папирос должны быть нанесены:

Максимальная розничная цена, по которой сигареты и папиросы могут быть реализованы потребителям; сведения о месяце и годе изготовления сигарет и папирос.

В ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее — Закон от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ), установлено, что реализация табачной продукции по цене, которая ниже минимальных розничных цен и выше максимальных розничных цен (цена на пачке), установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, запрещена. При этом согласно ч. 3 указанной статьи минимальные розничные цены устанавливаются на уровне 75 (семидесяти пяти) % (процентов) от максимальных розничных цен, определяемых в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 187.1 НК РФ максимальная розничная цена представляет собой цену, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями; максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком самостоятельно на единицу потребительской упаковки (пачку) табачных изделий отдельно по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий.

Там же определено , что под маркой (наименованием) в целях названной главы понимается ассортиментная позиция табачных изделий, отличающаяся от других марок (наименований) одним или несколькими из следующих признаков — индивидуализированным обозначением (названием), присвоенным производителем или лицензиатом, рецептурой, размерами, наличием или отсутствием фильтра, упаковкой.

Максимальная розничная цена представляет собой цену, выше которой одна пачка табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями. (см. п.2 ст.187.1 НК РФ)

Таким образом, минимальная розничная цена = 75% от максимальной розничной цены.

Продажа табачных изделий ниже максимальной розничной цены, указанной на пачке изделия (не более чем на 25%) не образует состав ст. 14.3.1 КоАП РФ — спонсорство табака либо стимулирование продажи табака.

Завышение розничным (оптовым) продавцом максимальной розничной цены, указанной производителем табачных изделий на каждой упаковке (пачке) сигарет, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере 5000 руб.
  • на должностных лиц — 50 000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет
  • на юридических лиц — в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации табачных изделий за весь период, в течение которого совершалось правонарушение (но не более одного года) (п. 1 ст. 14.6 КоАП РФ)

Как цену устанавливает производители или импортер (в данном пункте Инфа не для продавцов)

Максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком (см. п.2 ст.187.1 НК РФ):

  • самостоятельно
  • на одну пачку табачных изделий
  • отдельно по каждой марке табачных изделий

Марка табачных изделий — ассортиментная позиция табачных изделий, отличающаяся от других марок одним или несколькими из следующих признаков:

  • названием, присвоенным производителем или лицензиаром
  • рецептурой
  • размерами
  • наличием или отсутствием фильтра
  • упаковкой

Представление информации о максимальных розничных ценах (см. п.3 ст.187.1 НК РФ)

Налогоплательщик обязан подать информацию о максимальных розничных ценах:

  • в налоговый орган по месту учета (таможенный орган по месту оформления подакцизных товаров)
  • в форме уведомления о максимальных розничных ценах (ссылка на Приказ Минфина от 25.08.2006 № 108)
  • по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий
  • не позднее чем за 10 календарных дней до начала календарного месяца, начиная с которого будут наноситься указанные максимальные розничные цены.

Документы для открытия точки продажи сигарет

Открытия предприятия по продаже сигарет и какие документы для этого нужны:

  1. Необходимо зарегистрировать ООО или ИП. Справочно: Как зарегистрировать ООО Как оформить ИП Что выбрать ООО или ИП ;
  2. Подбор торгового помещения в проходном месте, вблизи аптек, рынков, метро и универмагов. Вообщем правило трех МММ — место место и еще раз место;
  3. Выбрать ОКВЭД — розничная торговля. Справочно: Что такое ОКВЭД . Если предприятие зарегистрировано, то необходимо добавить коды ОКВЭД.
  4. Лицензия на торговлю сигаретами не требуется. Согласно Федеральному закону от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ деятельность по производству табачных изделий исключена из перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

Применение ККТ при торговле сигаретами

Требуется!. Согласно 181 статье НК РФ к подакцизным товарам, помимо алкогольной продукции, относятся:

  • табачная продукция;
  • легковые автомобили и мотоциклы с мощностью свыше 150 лошадиных сил;
  • автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла.

Организации, в товарном ассортименте которых есть такие позиции, также подпадают под действие пункта 8 ст. 2 ФЗ №290 и должны установить онлайн-кассы, в том числе когда вы торгуете сигаретами в отдаленном горном селе, где нет мобильной связи.

Налогоплательщики ЕНВД и ПСН

До первого июля 2018 года эти категории предпринимателей могут не пользоваться ККТ, но только в том случае, если они будут выдавать подтверждение оплаты по первому требованию покупателя. Через два года, с июля 2018-го, использование ККТ станет обязательным и для них. 290-ФЗ, ст. 7, п. 7.

Торговые автоматы (справочно)

Торговым или вендинговым автоматам не нужен продавец: они установлены в общественных местах и автоматически выдают товар после внесения денег. Обычный ассортимент вендинговых автоматов: кофе, жвачки, шоколадные батончики и прочая быстрая еда. Пока такие автоматы не оснащены ККТ, но все впереди: с 1 июля 2018 года их владельцы обязаны оборудовать их новыми онлайн-кассами (290-ФЗ, ст. 7. п.11.).

В главе 26.3. Налогового кодекса РФ, посвящённой единому налогу на вменённый доход, содержится статья 346.27., в которой приводится расшифровка понятий, используемых в этой главе. Именно благодаря понятию «розничной торговли», данному в статье 346.27., к примеру, плательщик ЕНВД, осуществляющий розничную торговлю автомобильными запчастями, при попытке добавить к ассортименту автомасла, являющиеся подакцизным товаром, вынужден применять ККТ, поскольку торговля подакцизным товаром не подпадает под определение «розничной торговли», переводимой на ЕНВД.

Где запрещено продавать сигареты

(Данный вопрос регламентируется ФЗ №15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака)

За пределами строений и павильонов

Розничная торговля табачной продукцией осуществляется ТОЛЬКО в магазинах и павильонах.

  • Под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.
  • Под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест. Что такое Павильон .

Примечание: В случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов (пример: деревня) допускается торговля табачной продукцией в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией. Запрещена торговля через окно для торговли любого формата.

Запрещена на следующих объектах и территориях

Законом № 15-ФЗ установлен перечень объектов и территорий, где торговля табаком запрещена в любом виде, а именно:

  1. на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
  2. на расстоянии менее чем 100 (сто) метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг;
    1. Расстояние считается от ближайшего края (границы) земельного участка указанных объектов по прямой линии до границ вашего объекта, измерения следует производить по кратчайшему пути (без учета искусственных и естественных преград и т.д.), при этом рекомендуется использовать кадастровый план и линейкой отмерить, сформированную карту сохранить и распечатать.
      p|s В законах отсутствует методика данного измерения, данный расчет приведен из нашей судебной практики.
  3. на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, на станциях метрополитенов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг.
  4. Запрещается оптовая и розничная торговля насваем и табаком сосательным (снюсом).

Где еще запрещена

  • Запрещена торговля на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами.
  • Запрещена торговля через окно для торговли любого формата.
  • Запрещена открытая торговля сигаретами — видно пачки.

Где разрешена

Во всех местах с учетом сказанного выше.

При использовании ИП на ЕНВД

Налоговое законодательство не позволяет пользоваться ЕНВД при продаже подакцизных товаров, перечисленных в подпунктах 6-10 п.1 статьи 181 НК РФ. В этом закрытом перечне (пунктах) табачная продукция не значится, поэтому продавать ее в данном случае можно (об этом указал в своем письме Минфин от 07.04.2017 № 03-01-15/20998, также ведомство напомнило, что условия ведения предпринимательской деятельности на ЕНВД устанавливается местными властями).

В федеральном законодательстве (статья 346.26 НК РФ) предусмотрено, что этой льготной системой налогообложения можно пользоваться при реализации товаров через:

  • объекты стационарной торговой сети, имеющей торговые залы площадью до 150 кв.м. (магазины и павильоны);
  • объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов (например, киоски, палатки, розничные рынки, ярмарки);
  • объекты нестационарной торговой сети (с использованием автомобиля, автолавки, автомагазина, автоприцепа, передвижного торгового автомата, торговля с рук, с лотков, из корзин и ручных тележек).

ОКВЭД применяемый при продаже сигарет и табака и табачных изделий

ОКВЭД Оптовая торговля табачными изделиями

46.3 Торговля оптовая пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями

Для сырья

46.21.2 Торговля оптовая необработанным табаком

ОКВЭД Розничная торговля табачными изделиями

Неспециализированные (общие) магазины

47.11 Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах

Специализированный магазин (только сигареты)

47.2 Торговля розничная пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах

На рынках

47.81 Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках пищевыми продуктами, напитками и табачной продукцией

Розничная торговля табачной продукцией осуществляется в специально оборудованном здании или его части. Этим зданием может служить магазин или павильон (подсобка + торговый зал с одним оборудованным рабочим местом). Обязательно должно быть определено место под прием, хранение, подготовку к продаже товара, при этом законом не запрещено осуществлять указанные мероприятия в одном месте (объединить).

Возможна торговля в других торговых объектах, в т.ч. развозная, но при обязательном условии – отсутствие в конкретном населенном пункте магазинов и павильонов.

Запрещается осуществлять торговлю сигаретами на выставка, ярмарках, в т.ч. с помощью развозной, разносной, дистанционной и торговли через автоматы. Запрещена торговля через окно.

Продажа сигарет с выкладкой и их демонстрацией запрещена, информация доводится до потребителя по текстовому перечню, без графических изображений, и только после ознакомления осуществляется демонстрация и продажа табачной продукции (на белом листе бумаги в черно-белых цветах, крупным шрифтом название и указание цены). Вообщем если вляпались в Москве, то наш юрист по административным спорам вам поможет.

Поштучная продажа сигарет

С 01.07.2016 года производство и продажа сигарет осуществляется только в пачка по 20 штук.

Электронные сигареты с 01.01.2017 года

Электронные сигареты, парогенераторы и жидкости с никотином с 1 января 2017 года уравнены с табачной продукцией, облагаются акцизом. Например, их нельзя рекламировать, курить в общественных местах, продавать вблизи школ и так далее. Подробнее .

С середины 2019 года по указанию Медведва Д.А. они попадут под законы об обороте табачной продукции. Для электронных требования, правила и запреты в ближайшее время будут такими же как для обычных сигарет.

Ответ на замечание нашего читателя, в т.ч. судебная практика:

  1. формально никотиновая электронная сигарета не относится к табачной продукции, так как в ФЗ №268 определено, что является табачной продукцией, но судебная практика показывает, что при использовании судами аналогии права и закона, в случае вынесения административного штрафа за никотиновую электронную сигарету, решение суда будет не в вашу пользу.
    1. Также остается неясным вопрос используемого в электрон. сигаретах никотина, из чего он производится и т.д.
  2. нужно четко разделять никотиновые электронные сигареты и жидкости и без никотиновые в продаже, к примеру не выставлять их на видимое место.
  3. в поездах дальнего следования с 15 февраля 2017 года запрещено курить электронные сигареты и вейпы.

Продажа сигарет несовершеннолетним

Статья 20. ФЗ №15 «Об охране здоровья граждан»вносит запрет на продажу сигарет и иной табачной продукции несовершеннолетним», в данном случае имеется ввиду возраст полных 18 лет.

До 18 лет продажа сигарет и иной табачной продукции запрещена.

Тут важно понимать , что закон в принципе запрещает несовершеннолетним употреблять табак. При этом, к ответственности за данное правонарушение должны привлекаться родители.

Продавцу в магазине также запрещено отпускать табачную продукцию несовершеннолетним, при этом гражданство несовершеннолетнего не имеет значение (Белорус, Украинец, Молдаванин). В случае сомнения в возрасте покупателя, продавец обязан потребовать у покупателя документ удостоверяющий его личность и позволяющий установить его возраст.

Список документов дающих право на покупку

Данными документами могут выступать:

  1. Паспорт гражданина Российской Федерации или заграничный паспорт.
  2. Временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации.
  3. Паспорт моряка (удостоверение личности моряка ), дипломатический или служебный паспорт.
  4. Удостоверение личности военнослужащего или военный билет.
  5. Паспорт иностранного гражданина.
  6. Вид на жительство в Российской Федерации.
  7. Разрешение на временное проживание в Российской Федерации.
  8. Удостоверение беженца.
  9. Свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
  10. Водительское удостоверение. Данный перечень введен в действие Приказом Минздрава РФ №215Н от 12.05.2014 года.

В случае малейшего сомнения и не возможности по документам установить возраст, продавец обязан отказать покупателю в продаже табачной продукции.

Согласно п. 3. ст. 14.53 КоАП РФ

Несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями – влечет наложение административного штрафа, а именно:

Штраф за продажу сигарет детям (несовершеннолетним)

  • на граждан в размере – от 3 (трех) тысяч до 5 (пяти) тысяч рублей;
  • на должностных лиц – от 30 (тридцати) тысяч до 50 (пятидесяти) тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от 100 (ста) тысяч до 150 (ста пятидесяти) тысяч рублей.

Штраф за торговлю в неположенном месте

В том числе в пределах 100 метров и иного несоблюдения ограничений в сфере торговли табачной продукции

  • на граждан в размере от 2 (двух) тысяч до 3 (трех) тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от 5 (пяти) тысяч до 10 (десяти) тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 30 (тридцати) тысяч до 50 (пятидесяти) тысяч рублей.

Оптовая или розничная продажа насвая, табака сосательного (снюса)

  • на граждан в размере от 2 (двух) тысяч до 4 (четырех) тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от 7 (семи) тысяч до 12 (двенадцати) тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 40 (сорока) тысяч до 60 (шестидесяти) тысяч рублей.

При выявлении первого нарушения штраф будет на минимально установленном уровне, к примеру для граждан 3 тыс. руб., а не пять.

Куда сообщить о проверки в случае выявления нарушения закона

Сообщить следует в местное отделение Полиции, участковый проведет проверку, либо в Роспотребнадзор, что также повлечет проведения проверки. Скрытно подать жалобу не получится, так как это не повлечет за собой проверку и не выявит нарушения. При этом проверяющие органы (сотрудники) являются исполнителями, и не имеет доступа к материалам дела, в т.ч. к жалобе и подписанту.

Минздрав хочет запретить продажу сигарет

Основываясь на данных по снижению уровня курения в России, Минздрав хочет полностью сократить потребление табака к 2033 году, посредством введения запрета на законодательном уровне. На текущий момент действующий закон об охране здоровья граждан от воздействия табака запрещает курить в закрытых общественных местах, в том числе госучреждениях, больницах, театрах, музеях, санаториях и на спортивных объектах, а также кафе и ресторанах. Ограничение не касается электронных сигарет и кальяна без табака.

Так же Минздрав предлагает ввести в России обезличенную упаковку для всех сигарет. В мире подобные ограничения действуют пока только в Австралии, если предложения министерства будут поддержаны, в России так называемая унифицированная пачка может появиться уже через год-два.

Если есть вопросы, задавайте их в нашей группе в контакте

Началась новая неделя, и, если Вы заметили, антитабачный закон вступил в свою законную силу. С прилавков магазинов уже попрятали все сигареты, сигарные шкафы перестали быть прозрачными, а рестораны объявили себя некурящими зонами.

Знаете, я удивлен, и, более того, я рад, что Законы в нашей стране начали исполняться так, как это задумано Законодателем, а не как хочется тем, кто должен их исполнять. Точно, как в аптеке, уже с 1 июня 2014 года мы смогли увидеть на примере антитабачного Закона, как именно должны исполняться и все остальные нормативно-правовые акты. По первому требованию, без дополнительных предупреждений, без угроз и санкций. Это хорошо. Я, как юрист, не могу этому не порадоваться – если бы все законы исполнялись так же молниеносно и беспрекословно, Россия бы изменилась до неузнаваемости.

Ну да ладно. Я, конечно, допускаю, что дело было не только в зашкалившей законопослушности и чувстве патриотизма. Тут ведь нужно помнить, что в России во все времена действовал один единственный эффективный метод управления, Да Вы, наверняка сами знаете – это грамотное чередование кнута и пряника. Так же и здесь? в случае с запретом открытой продажи табачной продукции и курения сигарет в общественных местах. Не хочешь исполнять норму закона – получи штраф! Кстати, штрафы эти уже готовы, и цепные псы только и ждут команды, чтобы проверить, выявить и наказать по всей строгости. Вот об этом и будет сегодняшняя статья.

Штрафы за нарушение антитабачного закона

Вы знаете, я, честно говоря, не планировал публиковать эту статью. Думал, расскажу о новом законе, внесу в массы, так сказать, свой обзор антитабачного Закона , и этого будет достаточно. Но, листая свежую прессу, я заметил, что нигде толком не рассказывается о том, какие штрафы и за какое нарушение ждут нарушителей антитабачного Закона , но главное, какими нормами права эти штрафы предусмотрены . Потратив немного своего времени, я решил все же раскрыть Вам и эту «тайну».

Сразу скажу, практически все эти штрафы действуют и применяются уже с 15 ноября 2013 года. Я разделил все штрафы на несколько групп в зависимости от того, кого они призваны штрафовать. Да, если Вам вдруг будет не понятно, по какому принципу эти штрафы распределяются, я сразу поясню.

Если речь идет о штрафе на граждан, это понятно. Сложнее сообразить, если речь идет о штрафе для граждан, должностных лиц и для юридических лиц. Сложности здесь нет, просто запомните: например, Вы – владелец магазина, который зарегистрирован как ООО. В этом магазине у Вас есть директор и продавец. Так вот, если продавец нарушил закон и продал несовершеннолетнему пачку сигарет, ответственность за его действия будут нести все: и продавец, и директор, как должностное лицо, и само ООО. Такие дела. Причем, этот штраф устанавливается именно на всех троих нарушителей, а не на одного по выбору проверяющего. Теперь поехали.

Штрафы для курильщиков с 1 июня 2014 года

Во-первых, законодатель проявил заботу о детях. И выразил он ее в статье 6.23. Кодекса об административных правонарушениях: Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака .

Часть 1 статьи предусматривает, что за вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака такому нарушителю грозит штраф:

  • на граждан — от 1 000 рублей до 2 000 рублей.

Часть 2: Если подобные действия с несовершеннолетним совершит родитель или иной законный представитель, ему грозит штраф в размере:

И вот оно, самое интересное. Штрафы за курение в местах, для этого не предназначенных.

Об этом нам расскажет статья 6.24. КоАП РФ: нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах.

Часть 1 : нарушение запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, влечет для нарушителей наложение штрафа в размере:

  • на граждан — от 500 рублей до 1 500 рублей.

Часть 2: нарушение запрета курения табака на детских площадках карается штрафом в размере:

  • на граждан — от 2 000 рублей до 3 000 рублей.

Штрафы для владельцев «некурящих» помещений с 1 июня 2014 года

За соблюдением антитабачного закона со стороны владельцев помещений (баров, ресторанов, кафе, магазинов и так далее), следит статья 6.25. КоАП РФ: несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Часть 1: несоблюдение требований к знаку о запрете курения, обозначающему территории, здания и объекты, где курение запрещено, и к порядку его размещения. Я уже говорил Вам о знаке в предыдущей статье. Так вот его наличие – строго обязательно. А нарушение этого пункта повлечет за собой наложение административного штрафа в размере:

  • на должностных лиц — от 10 000 рублей до 20 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 30 000 рублей до 60 000 рублей.

Часть 2: несоблюдение требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака либо соответствующих изолированных помещений для курения, влечет за собой штраф:

  • на должностных лиц — от 20 000 рублей до 30 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 50 000 рублей до 80 000 рублей.

Часть 3: неисполнение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства, в частности, антитабачного Закона на своей территории может повлечь за собой наложение административного штрафа:

  • на индивидуальных предпринимателей — от 30 000 рублей до 40 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 60 000 рублей до 90 000 рублей.

Штрафы для продавцов сигарет и табачной продукции с 1 июня 2014 года

Продавать сигареты и прочие табачные изделия по-прежнему можно, но необходимо соблюдать ряд условий такой продажи. Если помните, я уже об этом писал: выставлять табачные изделия на прилавки, и на любые другие открытые места – запрещено; можно только вывешивать в магазине перечень табачных изделий,которые есть в наличии, и если покупатель попросит об этом, ему можно продемонстрировать запрашиваемый продукт (конкретную пачку сигарет).

Теперь о штрафах. Для продавцов Кодекс об административных правонарушениях выделил отдельную статью 14.53. Несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями . О ней подробнее

Часть 1: несоблюдение ограничений по торговле табаком и табачной продукцией грозит продавцам штрафом:

  • на должностных лиц — от 5 000 рублей до 10 000;
  • на юридических лиц — от 30 000 рублей до 50 000 рублей.

Часть 2: Оптовая или розничная продажа насвая. Кстати, если не знаете, насвай – это такая адская смесь из табака (или махорки), гашенной извести и куриного помета. К нам он попал из Азиатских стран. Его не курят, хуже, его кладут под язык и рассасывают. В качестве подарка каждый, кто его употребляет, получает легкое наркотическое расслабление, а так же неминуемый рак губ, языка и гортани. Так вот, продажа этой гадости повлечет за собой наложение административного штрафа в размере:

  • на граждан — от 2 000 рублей до 4 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 7 000 рублей до 12 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 40 000 рублей до 60 000 рублей.

Часть 3 : Если продавец продал сигареты или другой табак несовершеннолетнему, ему грозит штраф:

  • на граждан — от 3 000 рублей до 5 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 30 000 рублей до 50 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 100 000 рублей до 150 000 рублей.

Штрафы для средств массовой информации с 1 июня 2014 года

Тут нужно немного уточнить. Во-первых, под средствами массовой информации я подразумеваю: теле и радио компании, производителей теле и радио программ, производителей видеофильмов, а так же создателей театрализованных постановок. Дума, есть и другие создатели и производители, но, думаю, по аналогии Вы сможете сами определить их состав. Во-вторых, штрафы для этой категории нарушителей предусмотрены одной единственной статьей, о которой я и расскажу.

Статья 14.3.1 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ) – спонсорство табака, стимулирование продажи табака и прочей производной продукции, реклама табака и так далее.

Часть 1: спонсорство табака, стимулирование его продажи и потребления влечет за собой наложение административного штрафа:

  • на граждан — от 2 000 рублей до 3 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 5 000 рублей до 15 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 80 000 рублей до 150 000 рублей.

Часть 2: Демонстрация табака или процесса курения табачных изделий во всех создаваемых вновь, и предназначенных для взрослой аудитории произведениях (фильмы, программы, спектакли, радио постановки и программы) влечет за собой наложение штрафа:

  • на должностных лиц — от 20 000 рублей до 40 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 100 000 рублей до 170 000 рублей.

Часть 3: Такая же демонстрация табачных изделий и процесса курения по ТВ, на радио или в театрализованных постановках, предназначенных для детей, карается штрафом в размере:

  • на должностных лиц — от 20 000 рублей до 50 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 100 000 рублей до 200 000 рублей.

Часть 4: В случае нарушения запрета на рекламу табака и табачной продукции, причем, не важно кто этот запрет нарушит: рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель (а Вы помните, да, что реклама табака в любом виде теперь под запретом), влечет наложение штрафа:

  • на граждан — от 3 000 рублей до 4 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 10 000 рублей до 25 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 150 000 рублей до 600 000 рублей.

И если предыдущие нормы уже действовали ранее, то часть 5 статьи 14.3.1. вступила в силу только с 1 июня 2014 года. И вот ее суть: Если средство массовой информации не включает ролики социальной рекламы в перерывах программы (фильма), в котором происходит демонстрация табака или процесса курения, такое нарушение повлечет за собой наложение административного штрафа:

  • на должностное лицо — от 10 000 рублей до 20 000 рублей
  • на юридическое лицо — от 100 000 рублей до 200 000 рублей.

Достаточно внушительные суммы, как Вы могли заметить. Есть повод задуматься, и попробовать исполнять антитабачный Закон как положено. Думаю, Вам пригодится моя статья. По крайней мере, теперь Вы будете знать, за какие нарушения Вам может грозить штраф, правильную ли статью Вам вменит проверяющий, и какую сумму придется отдать в доход государства.

Не знаю, как Вы, но меня бы такие перспективы научили бы аккуратнее работать, и бережнее относиться к своим кровно заработанным деньгам.

По традиции, на все Ваши вопросы отвечаю в комментариях.