Вред окружающей среде экологический. О возмещении вреда, причиненного окружающей среде Ущерб окружающей среде и человеку

Чрезмерное потребление мясных продуктов наносит вред не только здоровью любителей плотно покушать, но и окружающей среде . К такому выводу пришли специалисты информационно-исследовательского центра Брюссельского института окружающей среды . По данным, бельгийцы... одним из основных "виновников" загрязнения водных и земельных ресурсов. Причем, помимо производственных комплексов, окружающую среду загрязняют и сами животные, которые в процессе пищеварения вырабатывают метан - один из газов, ...

https://www.сайт/journal/15636

От возраста ребенка. Документ под названием «Принципы устранения рисков для здоровья детей в связи с загрязнением окружающей среды », открывает тот факт, что детский организм более чувствителен, чем организма взрослого, так как он не только физически... предпосылки к развитию болезней легких позднее в жизни. Около трети всех детских болезней может быть связано с факторами окружающей среды , сообщают ученые, загрязнения воды и воздуха, пестициды, попадающие в еду, свиней в почве, а также...

https://www.сайт/journal/117066

К такому выводу пришел британский исследователь Крис Гудолл, который постоянно пытается развеять мифы об окружающей среде . Исследователь подчеркивает, что климат только выиграет, если люди перестанут заниматься физическими упражнениями и будут больше времени проводить у телевизора или передвигаясь на машине. ... , что большое количество физических упражнений и затем потребление пищи, плохо сказывается на глобальном потеплении. Меньше еды и больше езды за рулем – безопасней для окружающей среды .

https://www.сайт/journal/16713

Близнецов станет в два раза больше – так утверждает группа германских экологов. Причем произойдет это благодаря увеличивающемуся загрязнению окружающей среды промышленными отходами. Ученые исследовали ситуацию с рождаемостью в одном из регионов Германии в долине Рейна. Где расположены установки по сжиганию токсичных отходов и путем опроса...

https://www.сайт/journal/14834

Использование в качестве топлива для автомобилей биоэтанола повлечет за собой рост объемов выбрасываемого в атмосферу углекислого газа, а также приведет к увеличению площадей вырубаемого леса. Такие данные были получены в ходе исследований, проведенных американскими учеными Тимом Серчингером, Дэном Камменом и Джерри Мелилло. Ранее считалось, что биотопливо нейтрально по отношению к экологии, однако ученые подсчитали весь ущерб, причиняемый атмосфере во время сбора растений, из которых...

https://www.сайт/journal/121343

Вред, нанесенный планете человеком, оценивается в 6,6 тррн

Перевести в денежный эквивалент вред , нанесенный окружающей среде промышленным производством и предсказать будущие последствия дальнейшего роста промышленности и заработков компаний». Как отмечается в исследовании, всего 3 тысячи крупнейших компаний в мире «несут ответственность за треть всего ущерба, причиненного планете». В докладе ООН также отмечается, что к 2050 году общий вред окружающей среде может возрасти до $28,6 трлн...

Соответствующие поправки к некоторым законам подписал Президент РФ. Так, в Закон об охране окружающей среды вводится глава о ликвидации накопленного вреда окружающей среде, а также вносятся дополнения в ряд действующих положений закона.

Напомним, что ранее, в 2010 г., по итогам заседания президиума Государственного совета РФ Минприроды России было поручено провести инвентаризацию и учет объектов накопленного экологического ущерба и разработать комплекс мер по его ликвидации с определением механизмов и объемов финансирования данных мер, включая «пилотные» проекты отработки технологий ликвидации накопленного ущерба.

Первые практические шаги по оценке и ликвидации прошлого экологического вреда были начаты в 2011 г. на территориях, наиболее уязвимых с точки зрения антропогенного воздействия (острова архипелага Земля Франца-Иосифа, острова Северного архипелага Новая Земля, территории заповедника «Остров Врангеля» и поселка Амдерма в Ненецком автономном округе, российская часть острова Шпицберген, Байкальская природная территория).

В 2011 г. Минприроды России было дано поручение подготовить изменения в законодательство Российской Федерации, направленные на совершенствование нормативно-правового регулирования ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду и возмещения ущерба окружающей среде, нанесенного и накопленного в результате прошлой хозяйственной деятельности. Тогда же и был разработан проект Федерального закона, предусматривающий создание правовых, организационных и финансовых механизмов ликвидации накопленного экологического ущерба. И вот, спустя 5 лет, пройдя многочисленные согласования, редакция законопроекта подписана Президентом Российской Федерации (Федеральный закон от 03.07.2016 № 254-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В Законе дается определение понятий «накопленный вред окружающей среде» и «объекты накопленного вреда окружающей среде».

В соответствии с Законом субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право на проведение выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде и организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде. В ряде случаев, установленных Правительством РФ, эти мероприятия будут проводиться федеральным органом исполнительной власти.

Законом также установлены критерии оценки объектов накопленного вреда окружающей среде (объем загрязняющих веществ, отходов и их классов опасности; площадь загрязненной территории/акватории; количество населения, проживающего в зоне негативное воздействие объекта и др.).

Учет объектов накопленного вреда окружающей среде будет осуществляться посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде. При этом, в целях обоснования очередности проведения работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде и принятия неотложных мер, законом предусматривается проведение категорирования объектов накопленного вреда окружающей среде.

Для реализации указанных положений Закона предусмотрена разработка постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде», в котором будут раскрыты процедуры принятия решений о включении или «невключении» объектов в реестр, определен порядок проведения категорирования объектов на основе балльной оценки значений каждого из критериев, установлены процедуры обновления информации о статусе объектов и др.

Порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде будет установлен актом Правительства Российской Федерации.

Стоит отметить, что необходимость ликвидации накопленных загрязнений установлена также в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации и Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Президентом Российской Федерации 30.04.2012.

На проведение работ по ликвидации прошлого экологического ущерба уже заключены соглашения на сумму 507 млн рублей. На реализацию новых проектов по ликвидации накопленных загрязнений в 2016 г. федеральным бюджетом предусмотрено 2 млрд рублей.

Также Федеральным законом от 03.07.2016 № 254-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены:

    переходный период применения законодательства об отходах производства и потребления для объектов размещения отходов, созданных в Крыму до его принятия в состав РФ;

    возможность создания биосферных полигонов на части территории государственных природных заповедников в соответствии с решениями Правительства РФ;

    возможность передачи полномочий федеральных органов исполнительной власти по федеральному государственному экологическому надзору органам исполнительной власти субъектов РФ;

    полномочие Правительства РФ по определению организации, осуществляющей функции Бюро наилучших доступных технологий.

По данным организаторов выставки-форума «ЭКОТЕХ»

В соответствии со ст. 86 Закона РФ вред окружающей среде может быть причинен юридическими лицами и гражданами загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экосистем и другими экологическими правонарушениями. Под вредом понимается реальный ущерб и упущенная выгода. Реальный ущерб в экологической сфере может выражаться в уменьшении лесных массивов, снижении плодородия почвы, а также в расходах на их восстановление. Упущенная выгода в экологической сфере может выражаться в неполученных доходах, например от хозяйственного использования той почвы, плодородие которой снизилось.

Вред окружающей среде может быть как экономический (гибель лесного массива, предназначенного к вырубке и продаже), так и экологический. Эти виды вреда органически связаны между собой как источником, так и способом причинения. В отличии от экономического, экологический более длителен в своих последствиях. Данный вред не всегда может быть возмещен. Поэтому огромное значение имеет превентивная работа по предупреждению наступления вреда.

Вред окружающей среде может быть причинен как правомерными действиями (разрешенными государством), так и вследствие нарушения экологического законодательства. Эколого-правовая ответственность за неправомерный вред наступает только в случае, когда он является прямым следствием нарушения экологического законодательства.

Правовой режим природопользования. Загрязнение вод.

Правонарушениями считаются загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевой воды либо изменение природных свойств, если они повлекли существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству.

Под существенным понимается вред, причиненный животному и растительному миру, - возникновение заболеваний или гибель животных и растений, уничтожение рыбных запасов, мест нереста, заболевание или гибель лесных массивов, снижение продуктивности земель, возникновение заболоченных или засоленных земель. Оценка причиненного вреда выполняется с учетом на зырыбление водоемов, реальной стоимости затрат на восстановление работы и ликвидацию последствий.

Загрязнение биосферы . Нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если это повлекло загрязнение или изменение природных свойств воздуха, наказуемо. Загрязнением является: внесение в состав атмосферного воздуха, атмосферы или образование в них загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих нормативы качества или уровни естественного содержания; повышение концентрации химических веществ; изменение теплового режима, радиационных, электромагнитных и шумовых показателей.

Источниками загрязнения могут быть транспортные средства, предприятия промышленности, воздушные линии элетропередач, распределительные подстанции, энергетические установки, станции радиолокации, сотовая и космическая связь.

Загрязнение морской среды – привнесение веществ и материалов, ухудшающих качество морской среды, ограничивающих ее использование, приводящее к уничтожению, истощению, заболеванию или сокращению живых ресурсов моря. Наказывается загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения захоронения или сброса с транспортных средств веществ или материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды.

К нарушениям относятся: погружение веществ и материалов с судна без соответствующего разрешения, затопление неотработанного ядерного топлива с военных судов; непринятие мер в случае инцидента с судном или иным субъектом, повлекшее или могущего повлечь сброс нефти или иных загрязняющих веществ; слив в море химических веществ из отстойников. Эти нарушения происходят при возведении в море буровых установок, платформ, транспортировке нефтепродуктов, затоплении отходов, проведении военных испытаний, аварии на судах, сливе в море химических веществ предприятиями, расположенных на берегу. Вред, нанесенный морской среде, может проявиться в массовой гибели морских биоресурсов, уничтожении кормовой базы рыб, загрязнении мест отдыха граждан.

Порча земли . Правонарушениями считаются отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и другими опасными химическими и биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.

Уничтожение или повреждение лесов в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности является правонарушением. Загрязнение леса может происходить в ходе сбросов вредных веществ, а также размещения отходов и отбросов производства, коммунально-бытовых и иных отходов, устройства свалок.

Незаконная охота – выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких животных. Нахождение в охотничьих угодьях с ружьем, охотничьими собаками, орудиями охоты приравнивается к охоте. Незаконной признается охота без соответствующего разрешения или осуществляемая вопреки запрету либо лицом, не имеющим права на охоту. Предмет незаконной охоты- дикие животные в среде их естественного обитания.

Незаконная добыча рыбы, морского зверя или иных животных , если она повлекла крупный ущерб или произведена с использованием самоходного транспортного средства, электротока, химических или взрывчатых веществ или происходила на территории заповедника или в зоне экологического бедствия, в местах нереста или на путях миграции, наказывается. Правонарушением признается незаконная добыча котиков, морских бобров, тюленей, иных морских млекопитающих в открытом море или запретных зонах. Под добычей понимается процесс улова, убоя, извлечения и иного изъятия из природной среды водных животных и растений, заканчивающийся завладением предметом добычи.

Нарушение правил охраны окружающей среды.

Охрана окружающей среды регламентирована нормами, установленными экологическим и природоохранным законодательством. Нарушение этих норм при проектировании промышленных, сельскохозяйственных и других объектов лицами, ответственными за их соблюдение, если это повлекло за собой существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных или иные тяжкие последствия, признается правонарушением. При размещении, проектировании, строительстве, при прокладке линий электропередач, оказывающих прямое либо косвенное влияние на состояние окружающей природной среды, должны выполняться требования экологической безопасности и охраны здоровья населения, предусматривающие мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.

Все эти требования детализированы в соответствующих федеральных законах, в статьях Земельного, Лесного, Водного кодексов, в инструкциях и постановлениях строительных и проектных организаций. Невыполнение или ненадлежащее их выполнение является нарушением правил охраны окружающей среды при производстве работ.

Нарушение правил обращения с экологически опасными веществами.

Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка и хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если это создало угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, является правонарушением. Запрещенные виды опасных отходов – сильнодействующие отравляющие вещества; опасные отходы – непригодные для производства или утратившие потребительские свойства сырье, вещества и энергия, способные вызвать отравление. Нарушение правил обращения с отходами состоит в противоправном действии или бездействии (невыполнение должностных обязанностей); обезвреживание,утилизация, складирование, хранение, захоронение, транспортировка, удаление.

Незаконный оборот сильнодействующих и ядовитых веществ повышенная общественная опасность сильнодействующих и ядовитых веществ потребовала специального закона о запрете на их изготовление, переработку, приобретение, хранение, перевозку, пересылку, сбыт. На их использование в научных и медицинских целях необходимо специальное разрешение. Выделяются более 100 видов сильнодействующих веществ,например, аминазин, барбидол натрия, клофелин, пипрадол, тазепам, теофедрил, френолон, хлороформ, эфир. Существует более 60 видов ядовитых веществ: метиловый спирт, стрихнин, фенол, цианистый калий, яд змеиный, некоторые соединения ртути, синильная кислота и т.д.

Нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатации горно-добывающих предприятий и подземных сооружений, самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти действия повлекли значительный ущерб, считается правонарушением.

Недра – часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов. Правила их охраны регламентируются горным и геологическим законодательством страны. Нарушения состоят в затоплении, обводнении или пожаре, когда в результате снижается качество полезных ископаемых; в сбросе сточных вод, размещении отходов производства, загрязнении недр, накоплении промышленных отходов в местах источников питьевого или промышленного водоснабжения. Сюда относятся и неизвлечение попутных компонентов, несоблюдение условий лицензии на добычу полезных ископаемых, непроведение полного изучения недр перед строительством. Застройка площадей разрешается только при отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком застройки. Ущерб от нарушении правил использования недр включает потери полезных ископаемых, ухудшение состояния земли, рост затрат на добычу полезных ископаемых.

Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов : заказники, заповедники, памятники природы, наносящее им значительный ущерб, - правонарушение. Объекты охраны в данном случае являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, если они имеют особое природоохранное, научное, культурное или эстетическое значение и язъяты из хозяйственного оборота. Это государственные природные заповедники, природные и национальные парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, где запрещена любая деятельность, разведка и разработка полезных ископаемых, размещение садовых участков, движение и стоянка механизированных транспортных средств, добыча животных.

Под природным комплексом понимается природно -географический комплекс, представляющий ограниченный участок территории, в котором природные компоненты находятся устойчивом взаимодействии. К объектам с особым статусом относятся заповедники, заказники, ботанические сады, национальные парки.

Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах, явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, признается правонарушением.

К событиям, фактам или явлениям, создающим опасность, относятся природные, техногенные процессы, способные при неблагоприятном развитии или отсутствии мер контроля и регулирования вызвать опасность для человека и окружающей среды. Информация, подпадающая под действие данных требований, включает экологически и медицински значимую информацию, сведения о катастрофах, ававриях на объектах атомной энергетики, эпидемиях, военных действиях, промышленных процессах могущих повлечь опасность для человека, нации в целом, среды обитания.

Сокрытие - недоведение информации до лиц, имеющих право на ее получение или нуждающихся в ней, с целью воздействия на события, явления. Искажение информации считается сообщение неполных или неверных данных, прогнозов, оценок.

Незаконное обращение с радиоактивными материалами - разрушение радиоактивных материалов, является правонарушением. К объектам атомной энергетики относятся ядерные установки, в том числе атомные станции, космические и летательные аппараты, установки и устройства с ядерными зарядами, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов. Радиоактивные вещества могут находиться в газообразном, жидком или твердом состоянии.

Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими агентами или токсинами если это повлекло причинение вреда здоровью человека, распространение эпидемий, признается правонарушением. Нарушение состоит в активных действиях или бездействии, в ненадлежащем контроле, выпуске в окружающую среду макроорганизмов, неиспользование средств защиты, нарушении условий хранения и транспортировки.

Данный закон распространяется на деятельность медицинских, фармацевтических, научно-исследовательских, военных организаций, занимающихся генной инженерией, получением и выращиванием микроорганизмов. Опасными для человека являются вирусы, бактерии, токсины, генетически измененные микроорганизмы, которые способны вызвать инфекционные заболевания, расстройства здоровья, стойкую утрату здоровья и гибель. Ущерб от нарушения правил борьбы с болезнями и вредителями растений состоит из затрат на уничтожение зараженных участков леса, продуктов и животных, восстановление растительности пораженных участков, возмещение имущественного ущерба при гибели многолетних культурных насаждений, урожая.

Под нарушением санитарно-эпидемиологических правил понимают использование пищевых продуктов без предварительного контроля, употребление грязной воды, использование грязной воды при приготовлении пищи, нарушение правил захоронения отходов.

Виды ответственности за экологические правонарушения. Эколого-правовая ответственность – разновидность юридической ответственности, она отличается от других видов юридической ответственности и имеет характерные признаки:

    Все правонарушения складываются в сфере окружающей природной среды.

    Объектом посягательства является компонент окружающей среды.

    Эколого-правовое нарушение как правило охватывает два объекта- окружающую среду и здоровье человека.

    Проявляется в формах юридической ответственности – уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной и материальной ответственностью регламентирована Законом « Об окружающей природной среде». Требования закона предполагают установление четкой причинной связи между допущенным нарушением и ухудшением окружающей среды. Субъектом экологических правонарушений является лицо, достигшее 16-летнего возраста, нарушившее экологическое законодательство.

Для экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

Противоправность поведения

Причинение экологического вреда

Причинная связь между противоправным поведением и нанесением экологическим вредом или возникновением реальной угрозы причинения вреда.

Дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение планов или мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение экологических нормативов Дисциплинарную ответственность несут должностные лица и иные виновные работники (ст. 82 Закона «Об охране окружающей природной среде»

Материальная ответственность регулируется Кодексом законов о труде (ст.118-126). Такую ответственность несут должностные лица и иные работники предприятий, по вине которых предприятие понесло расходы на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Административная ответственность регулируется как природоохранительным законодательством, Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.

Уголовная ответственность нарушения правил экологической безопасности, нарушение правил хранения, утилизации опасных веществ, нарушение правил безопасности, порчу земли, незаконную добычу водных животных, нарушение правил охраны рыбных запасов, незаконную охоту, незаконную порубку деревьев, кустарников, уничтожение или повреждение лесных массивов.

(все экологические преступления выделены в отдельную главу)

Применение дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за экологические правонарушения не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд функций:

Стимулирующую ответственность граждан

Компенсирующую за причиненный ущерб

Превентивную меру

Экологическое правонарушение предусматривает три уровня наказания:

За нарушение

За нарушение, повлекшее значительный ущерб

За нарушение, повлекшее смерть человека.

Видами наказаний могут быть: штраф, лишении права заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы.

Экологическая катастрофа – проявляется в серьезном нарушении экологического равновесия в природе, разрушении устойчивого видового состава живых организмов, полном или существенном сокращении их численности, в нарушении циклов сезонных изменений кругооборота веществ и биологических процессов. Мотивом экологического преступления может быть ложно понятые интересы военного или государственного характера.

Проблема определения понятия экологического вреда, выявления его характерных черт и специфических особенностей имеет в настоящее время несомненную социальную и правовую значимость. Ее социальная сторона обусловлена критическим состоянием окружающей среды. Не вызывает сомнений тот факт, что в последнее время произошло существенное изменение социальной вредности посягательств на общественные экологические отношения, усложнился характер причиняемого им вреда, его объективное проявление стало более многогранным. В некоторых случаях фактическое наступление негативных последствий может иметь место по прошествии достаточно длительного времени и на совершенно иной территории, что свидетельствует о его трансграничной природе.

Вместе с тем, в теории экологического права изучению понятия экологического вреда уделяется неоправданно мало внимания.

На необходимость углубленной теоретической разработки понятий «экологическое правонарушение» и «экологический вред» еще в начале 80-х годов обращал внимание широко известный ученый С.Б. Байсалов. В казахстанской правовой литературе появились отдельные исследования по проблемам юридической ответственности за экологические правонарушения, в которых освещались и некоторые аспекты возмещения экологического вреда. Вместе с тем, единого общепризнанного определения понятия экологического вреда не существует до настоящего времени.

Рассмотрение вопроса о понятии вреда, причиняемого нарушениями экологического законодательства, тесно связано с понятием объекта соответствующего правонарушения, поскольку в наиболее общем виде объект правонарушения - это именно то, чему причиняется вред в результате совершения противоправного деяния.

В юридической литературе справедливо подчеркивается, что безвредных правонарушений не бывает, всякое правонарушение наносит вред, поскольку объектом посягательства выступают общественные отношения.

В этой связи необходимо кратко рассмотреть позиции ученых по вопросу определения понятия объекта экологического правонарушения.

В одних случаях под объектом экологического правонарушения понимают материальные и нематериальные блага, а именно природные объекты и комплексы, а также окружающую среду в целом, охраняемые законом от загрязнения, истощения и разрушения, а также здоровье человека и материальные ценности, состояние которых зависит от качества окружающей среды , либо собственно качество последней , в других - природоохранительный интерес. Основываясь на утверждении о неразрывном существовании юридически значимых социальных отношений и регулирующих их правовых норм, некоторые ученые включают в состав элементов объекта правонарушения нормы природоохранительного и природоресурсовых отраслей законодательства и урегулированные ими общественные отношения.

Констатация изложенных позиций позволяет сделать вывод о том, что в науке экологического права отсутствует единое понимание данной правовой категории.

Наиболее рациональной представляется позиция тех ученых, которые формулируют понятие объекта экологического правонарушения как сложного целостного комплекса общественных отношений экологического характера.

Изменившиеся экономические и социально-политические условия обуславливают необходимость расширения данного понятия путем включения в него общественных отношений, складывающихся по поводу охраны субъективных экологических прав (в том числе вещных прав на природные ресурсы).

Таким образом, объектом экологического правонарушения является совокупность регулируемых и охраняемых нормами права общественных отношений по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, включающая в себя отношения собственности и иных вещных прав на природные ресурсы, управленческие отношения в сфере природопользования, отношения по охране окружающей среды от вредных воздействий, а также отношения по защите субъективных экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

Специалисты в области экологического права отмечают, что вред экологическим отношениям при совершении запрещенных эколого-правовыми нормами деяний причиняется, как правило, путем воздействия на предмет этих отношений, в связи с чем возникает необходимость определения соотношения объекта и предмета экологического правонарушения.

Предметом общественного отношения признается то или иное явление, по поводу которого возникло данное отношение и осуществляется познавательная и практическая деятельность его субъектов. Очевидно, что в структуре экологического отношения предмет всегда материален, так как и окружающая среда, и составляющие ее компоненты всегда имеют материальную оболочку.

Различие между предметом и объектом экологического правонарушения заключается в том, что «не предметы материального мира сами по себе, а предметы (вещи) как элементы общественных отношений охраняются правом, и посягательство на них есть посягательство на общественные отношения, связанные с ними».

Следовательно, природные объекты и окружающая среда в целом выступают в качестве материальных объектов, иными словами, предметных носителей, в которых проявляются определенные стороны и свойства экологических правоотношений.

Круг природных объектов - потенциальных предметов экологических деликтов, которые берутся в силу этого под правовую охрану, определен в статье 4 Закона Республики Казахстан «Об охране окружающей среды». В качестве таковых могут выступать: атмосферный воздух, воды, почва, недра, животный и растительный мир, а также климат в их взаимодействии.

Природные объекты, являясь составной частью окружающей среды, характеризуются следующими необходимыми признаками: 1) естественным происхождением; 2) взаимосвязью с экологическими системами.

Нужно отметить, что определяющее значение имеет второй из указанных признаков, поскольку для отнесения противоправного поведения к числу экологических необходимо, чтобы в момент его совершения предмет противоправного деяния находился в состоянии естественной взаимосвязи с окружающей средой.

Необходимо показать соотношение понятий «вред, причиняемый экологическими правонарушениями» и «экологический вред».

Во-первых, любое посягательство на охраняемые правом общественные отношения означает прежде всего нанесение вреда правопорядку как таковому. Следовательно, совершение экологического правонарушения во всех случаях наносит вред экологическому правопорядку в целом, понимаемому, как состояние упорядоченности, организованности общественных отношений, закрепляемых и регулируемых эколого-правовыми нормами. Вместе с тем, в отдельных случаях нарушение правовых норм сопровождается и нарушением субъективных прав, а также умалением фактического предмета правонарушения - имущественных и неимущественных благ.

Поэтому в юридической литературе выделяют два вида вреда - социально-юридический и фактический, при этом обращается внимание на возможность возникновения вреда в социально-юридическом смысле в тех случаях, когда фактический вред (нарушение субъективных прав, умаление имущественного или неимущественного блага) отсутствует.

Таким образом, нарушение охраняемых эколого-правовыми нормами общественных отношений как последствие противоправного поведения раскрывает социальную природу вреда, причиняемого объекту экологического правонарушения. В то же время в тех случаях, когда непосредственному негативному воздействию подвергается также и предмет экологического правонарушения, последствия такого поведения по своей физической природе могут иметь материальный характер и выражаться в повреждении или уничтожении овеществленных объектов.

Опираясь на данные исследования, можно сделать вывод, что не всякое нарушение правовых экологических требований влечет за собой причинение фактического вреда окружающей среде, выражающегося в ухудшении ее качественного состояния или умалении количественных характеристик.

Исходя из изложенного, можно предложить следующую классификацию вреда, причиняемого экологическими правонарушениями:

  • 1) вред, причиняемый экологическому правопорядку в целом (вред его в социально-юридическом значении);
  • 2) вред в фактическом смысле, выражающийся в реальном ухудшении качественного состояния окружающей среды или умалении ее количественных характеристик.

Фактический вред, причиняемый экологическими правонарушениями, также неоднороден по своей структуре. Некоторые нарушения экологического законодательства, такие как незаконная добыча животных, птиц, рыбы, незаконная порубка леса и прочее, не влекут за собой отрицательных экологических последствий с точки зрения качественного состояния окружающей среды и сохранения экологического равновесия, но причиняют имущественный ущерб государству как собственнику природных ресурсов либо отдельному природопользователю.

Поэтому для классификации такого вреда следует подробнее рассмотреть вопрос о том, какие именно негативные воздействия на окружающую среду имеют ярко выраженную экологическую «окраску».

Поскольку экологический вред рассматривается не просто как любое, в том числе незначительное, умаление количественных характеристик отдельных природных объектов, но прежде всего как негативные изменения качественного состояния окружающей среды в целом, то есть то, что необходимо понимать под качеством окружающей среды.

Качество окружающей среды характеризуется совокупностью следующих критериев:

  • 1. В биологическом плане критерием качества окружающей среды является такое ее состояние, которое благоприятно для жизни и здоровья человека. С учетом взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов в природе человек взаимодействует со средой своего естественного обитания. Отдельные элементы природы являются непосредственными источниками удовлетворения естественных физиологических потребностей человека - дыхания, утоления жажды, питания. Это значит, что в биологическом аспекте для сохранения условий воспроизводства человечества как такового, окружающая среда прежде всего должна соответствовать такому критерию как чистота (незагрязненность);
  • 2. В экономическом аспекте качество окружающей среды должно обеспечивать удовлетворение возрастающих по мере развития человечества материальных потребностей (развитие промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и пр.). Поэтому экономическими показателями благоприятного состояния окружающей среды является ресурсоемкость (неистощимость) и производительная способность природных ресурсов.
  • 3. В социальном аспекте качество окружающей среды должно отвечать эстетическим, рекреационным, научным, культурным потребностям человека, поскольку в процессе общения с природой человек удовлетворяет не только физиологические и материальные, но и духовные потребности. В этом аспекте качество окружающей среды должно соответствовать таким критериям, как видовое разнообразие и эстетическое богатство.
  • 4. В структурно-функциональном аспекте окружающая среда должна соответствовать таким критериям, как экологическая устойчивость (баланс экологических компонентов), сохранение естественных экологических связей.

Таким образом, показателями качества окружающей среды является:

  • 1) чистота (незагрязненность) окружающей среды;
  • 2) ресурсоемкость (неистощимость) и производительная способность природных ресурсов;
  • 3) видовое разнообразие и эстетическое богатство;
  • 4) экологическая устойчивость и сохранение естественных экологических связей.

Из этого следует, что в структуре экологического вреда, причиняемого окружающей среде, присутствует либо социально-культурный, либо экономический, либо биологический аспекты. Возможны также и их различные сочетания. Появление структурно-функциональных нарушений естественных экологических связей, приводящих к потере экологического равновесия, зависит от степени выраженности экономического и (или) биологического аспектов.

При этом нужно подчеркнуть, что любой из вышеназванных аспектов экологического вреда обязательно сопровождается негативными материальными последствиями для общества в целом или отдельного природопользователя, проявляющимися в потерях ранее вложенных затрат на воспроизводство и улучшение природных объектов, вынужденных расходах на его восстановление, неполученных доходах. Поэтому полностью разделяю мнение А. Хаджиева, утверждающего, что причинение экологического вреда неизбежно сопровождается негативными экономическими последствиями. Однако его дальнейший вывод о том, что нанесенный природе экономический вред не может не привести к экологически ущербным последствиям, поддержать не могу.

Так, например, в оценке вреда, вызываемого незаконным отторжением из естественной среды животных, птиц, рыбы, на которых производится промысел, экологические критерии отсутствуют. Поскольку противоправность таких действий заключается лишь в отсутствии соответствующего разрешения, говорить о наступлении каких-либо отрицательных экологических последствий в данном случае нет оснований.

Поэтому в тех случаях, когда наличие фактического вреда, выразившегося в умалении количественных характеристик природных ресурсов не приводит к их истощению либо другим негативным экологическим последствиям, следует говорить о причинении имущественного вреда государству или природопользователю.

Такую же позицию занимает Д.Л. Байдельдинов, предлагающий рассматривать экономический и экологический вред в качестве самостоятельных разновидностей вреда, нанесенного природе. Он пишет: «Существует классификация деления вреда на экологический и экономический вред природе. Экономический вред затрагивает имущественные интересы природопользователей и поддается материальному выражению. Восстановление такого вреда производится согласно общим основаниям гражданско-правовой ответственности. Экологический вред затрагивает само состояние природы… Восстановление экологического вреда возможно не путем денежных выплат, а проведением работ по восстановлению природного объекта в натуре».

Таким образом, под экологическом вредом следует понимать ухудшение качественного состояния окружающей среды, вызванное нарушением законодательства об охране окружающей среды, либо такое уменьшение ее количественных характеристик, которое способно вызвать негативные экологические последствия, а также связанное с этим любое умаление охраняемого законом материального и нематериального блага, включая жизнь и здоровье человека.

Отсутствие прямого указания на причинение вреда отдельным природным объектам объясняется тем, что негативное воздействие на какой-либо отдельный компонент окружающей среды неизбежно отражается на ее состоянии в целом. Таким образом, вред, причиняемый природному объекту, предстает как проявление вреда окружающей среде.

Экологический вред обладает ярко выраженной спецификой.

Во-первых, негативное антропогенное воздействие зачастую вызывает не только прямой ущерб, причиненный конкретному объекту природы, но также и вред, причиненный другим взаимосвязанным с ним объектам или окружающей среде в целом, выражающийся в потере экологических связей поврежденного или уничтоженного объекта со всей природной системой.

С естественнонаучной точки зрения любое искусственное изменение окружающей среды неизбежно приводит к развитию природных цепных реакций, направленных в сторону нейтрализации произведенного изменения или формирования новых природных систем, образование которых при значительных изменениях среды может принять необратимый характер.

Во-вторых, не все вредные последствия проявляются сразу, многие из них носят потенциальный характер.

В-третьих, существенной особенностью экологического вреда является и то, что его экономической оценке должно предшествовать определение физического объема последствий негативного антропогенного воздействия. Поэтому экологическим вредом можно признать только те негативные изменения, которые могут быть выявлены и измерены в соответствии с существующими на данном этапе развития общества научно-техническими возможностями.

В-четвертых, экологический вред имеет специфические формы проявления, о чем будет подробно сказано ниже.

Итак, утверждать, что основной вред окружающей среде наносит противоправное поведение, значит противоречить действительному положению вещей. Многие ученые обоснованно полагают, что ее нынешнее критическое состояние есть результат массового воздействия правомерного поведения.

понятие, используемое как в международном праве, так и в национальном. Так, в федеральном законе «Об охране окружающей среды» содержание термина в.о.с. раскрывается следующим образом: «негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения», которое влечет за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. В Конституции Российской Федерации употреблен другой термин: «ущерб окружающей среде» (ст. 36). В отечественной юридической литературе высказывается мнение о том, что жесткого разграничения объемов понятий «ущерб» и «вред» не существует. В мировой правовой практике известны и иные подходы к определению понятий «вред» и «ущерб» окружающей среде: последний сводится лишь к имущественной (гражданско-правовой) сфере; первый охватывает всякие иные измерения ухудшения окружающей среды. Например, в рамках Европейского Союза в.о.с. определяется как "любое имевшее место значительное ухудшение состояния окружающей среды с точки зрения физических, химических или биологических свойств, которое не рассматривается как имущественный ущерб» (Директива 84/631/ЕЕС «О наблюдении и контроле за трансграничной транспортировкой опасных отходов в Европейских Сообществах»).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Вред окружающей среде (экологический вред)

негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов (Федеральный закон "Об охране окружающей среды"). Вред причиняется окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов, где деградация (от франц. degradation gradus - ступень) - постепенное ухудшение, вырождение, снижение уровня развитости, свойств и природно-хозяйственной значимости природной среды. В уголовном законодательстве существует понятие "существенный экологический вред", который характеризуется возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов, уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью птиц и животных, в том числе водных, на определенной территории, при котором уровень смертности превышает среднестатистический в три и более раза; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п. Экологический вред охватывает реальный ущерб, упущенную выгоду, а также моральный вред.